Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акмеологические факторы продуктивной деятельности преподавателей в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для того чтобы выявить, какие акмеологические факторы приводят к вершинам продуктивности, на каждом факультете был выявлен преподаватель высшего уровня мастерства и продуктивности, который был высоко оценен и компетентными лицами и студентами. Анализ акмеографического обследования семи преподавателей позволяет заключить, что пик мастерства приходится на зрелый возраст — от 45 до 60 лет и что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. ЬПроблема мастерства и продуктивной деятельности преподавателя высшей школы в психолого-педагогической и акмсологичсской литературе
    • 1. 1. 0. собености деятельности преподавателя высшей школы и основные требования к нему
    • 1. 2. Мастерство и продуктивность деятельности преподавателя
    • V. высшей школы в подготовке творческих специалистов
    • 1. 3. Критерии оценки уровней продуктивности деятельности преподавателя вуза и студента
    • 1. 4. Акмеологическис факторы самодвижения преподавателей к вершинам продуктивной деятельности
    • 1. 5. Творческая готовность студентов к предстоящей — профессиональной деятельности как критерий оценки продуктивности его совместной с преподавателем деятельности
    • 1. 6. Понятия об авторской системе деятельности преподавателя и авторской системе деятельности студента как индивидуальных акмеологических системах
  • Выводы
    • Глава II. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Общая организация и характеристика эмпирической базы исследования
    • 2. 2. Критерии и методы оценки продуктивности деятельности преподавателя и студента
    • 2. 3. Методы количественного и качественного анализа
  • Выводы
    • Глава III. Продуктивность деятельности преподавателей высшей школы и творческая готовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности
    • 3. 1. Различия в уровне продуктивности деятельности преподавателей разного профиля
    • 3. 2. Акмеологические факторы, обусловливающие продуктивность деятельности преподавателей
    • 3. 2. 1. Удовлетворенность профессией как фактор продуктивности деятельности преподавателя
    • 3. 2. 2. Самооценка преподавателей и её связь с продуктивностью его деятельности
    • 3. 2. 3. Факторы, препятствующие и содействующие профессиональному росту преподавателя
    • 3. 2. 4. Индивидуальные особенности и различия авторских систем деятельности высоко- и малопродуктивных преподавателей
    • 3. 2. 5. Корреляционные связи продуктивности деятельности преподавателя с различными психологическими показателями
    • 3. 3. Творческая готовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности
    • 3. 3. 1. Профессиональная направленность студентов разных специальностей и её динамика в процессе обучения
      • 3. 3. 2. 0. тношение студентов к общей организации обучения в вузе
      • 3. 3. 3. Степень развития педагогических способностей у студентов-будущих учителей по данным их самооценки
      • 3. 3. 4. Уровневые различия в креативности студентов разного профиля профессиональной подготовки
      • 3. 3. 5. Удовлетворенность студентов занятиями, проводимыми высоко и мало продуктивными преподавателями. ф
  • Выводы

Акмеологические факторы продуктивной деятельности преподавателей в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия вступает в новую фазу развития высшей школы. Среди проблем, стоящих перед высшей школой на современном этапе центральной является проблема повышения качества образования. Решение проблемы обеспечения качества подготовки специалистов стало основой государственной образовательной политики и центральным звеном деятельности Министерства образования.

В Европе сейчас активно идет процесс интеграции национальных образовательных систем. Особенно активизировался этот процесс после подписания 19 июня 1999 года Болонской декларации. Декларация была подписана министрами 29 европейских стран. Конечным итогом Болонского процесса должен стать единый образовательный стандарт для всех стран и, соответственно, взаимное признание образовательных дипломов. При этом Россия вначале оказалась вне Болонского процесса. Для того, чтобы не остаться в стороне, для того, чтобы наш диплом признавался во всем мире, в сентябре 2003 года мы присоединились к Болопскому процессу. Один из основных принципов, на которых строится Болонский процесс: общий подход к контролю качества образования.

Проблема нашего исследования — проблема продуктивной деятельности преподавателя высшей школы — напрямую связана с актуальной проблемой повышения качества образования. Преподаватели — главные субъекты повышения качества образования. От профессионализма и мастерства преподавателей высшей школы зависит эффективность образовательного процесса, качество подготовки специалистов, готовых к предстоящей профессиональной деятельности. Становится очевидным, что качество образования можно повысить, повышая профессионализм и продуктивность деятельности преподавателя высшей школы. От качества работы преподавателя со студентами зависит качество образования, от качества результатов образования — будущее страны.

Решение проблемы повышения качества состоит в применении системного подхода к обеспечению качества образования, учитывающего все аспекты деятельности образовательного учреждения. Качество образования можно рассматривать в узком и широком смысле. В первом случае под качеством образования понимается только уровень подготовки выпускников вуза, а качество всего того, что имеется или происходит в вузе, рассматривается как совокупность факторов, определяющих этот уровень подготовки. При расширенном толковании данные факторы рассматриваются как компоненты качества образования, формирующие четыре блока:

— качество субъекта оказания образовательных услуг, под которым в данном случае понимается профессорско-преподавательский состав;

— качество объекта оказания тех же услуг, которым является студент;

— качество процесса оказания образовательных услуг (образовательные программы, особенности организации учебного процесса, его методическое и техническое обеспечение);

— качество внешних и внутренних условий, в которых осуществляется данный процесс.

Основополагающим принципом повышения качества образования является ориентация на удовлетворение требований потребителей и всех заинтересованных сторон. В повышении качества образования заинтересованы государство, общество, работодатели, студенты и их родители, а также и сам вуз, так как от решения этих проблем зависит его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Актуальность данного исследования определяется существующей общественной и образовательной потребностью в преподавателе высокого уровня продуктивности, способном развивать у студентов-будущих специалистов — готовность к предстоящей профессиональной деятельности. Актуальность исследования состоит также и в том, что проблема развития творческой готовности студента к предстоящей профессиональной деятельности через организацию этого процесса в вузе недостаточно разработана.

Анализ психологической, педагогической, акмеологической литературы позволяет утверждать, что, несмотря на многообразие и широту исследований, деятельность преподавателя вуза изучена недостаточно. Значительные исследования в этой области проведены Н. В. Кузьминой и З. Ф. Есаревой. В их исследованиях впервые была подвергнута системному анализу научная деятельность преподавателя со стороны её продуктивности и исследовано взаимодействие научной и профессиональной деятельности преподавателя вуза. В высших учебных заведениях не готовили будущих преподавателей высшей школы, никто не обучал будущих преподавателей образовательному искусству, мастерству и творчеству. В последние годы с введением многоуровневой системы высшего образования (1996г) и дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» магистры стали изучать педагогику и психологию высшей школы. Но сама проблема продуктивности деятельности преподавателя вуза остаётся актуальной. Как стать отличным преподавателем, как достичь вершин профессионализма, как овладеть искусством преподавания — эти проблемы исследует акмеология, изучающая закономерности достижения вершин в профессиональной деятельности, факторы, содействующие и препятствующие самодвижению к вершинам продуктивной деятельности в любой сфере. Именно в акмеологии впервые создана теория повышения качества подготовки специалиста (Н.В.Кузьмина), сформулирован единый критерий качества образования (ЕККО). Он заключается в развитии творческой готовности выпускников всех образовательных систем к предстоящей деятельности в последующих образовательных или производственных системах.

Теоретический анализ, сравнительные исследования и практика показывают, что высокого уровня продуктивности достигают не все преподаватели. Это зависит от многих факторов: объективных, субъективных, субьективно-объективных.

Проведенный научно-прикладной анализ позволил выделить ряд противоречий в деятельности высшей школы:

— между необходимым уровнем и реальным уровнем продуктивности преподавателя;

— между реальным уровнем продуктивности и потенциальными возможностями преподавателя;

— между необходимым уровнем и реальным уровнем готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: выявить существует ли зависимость между акмеологическими факторами продуктивной деятельности преподавателя и признаками развития творческой готовности будущих специалистов к предстоящей деятельности.

Цель исследования: выявить акмеологические условия и факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин продуктивной деятельности преподавателями и студентами.

Объект исследования: деятельность преподавателей университета разных уровней продуктивности и развитие творческой готовности их студентов к предстоящей деятельности.

Предмет исследования: акмеологические факторы продуктивной деятельности преподавателей в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности

Гипотеза исследования: существует зависимость между системой акмеологических факторов, воплощенных в авторских системах деятельности преподавателей университета разных уровней продуктивности, и развитием творческой готовности их студентов к предстоящей деятельности.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1. Рассмотрел, проблему продуктивности деятельности преподавателей и акмеологических факторов, eo обеспечивающих в психолого-педагогической и акмеологической литературе.

2. Изучить деятельность преподавателей разных уровней продуктивности.

3. Выявить уровень творческой готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности.

4. Исследовать зависимость между уровнями продуктивности деятельности преподавателей и факторами (объективными, субъективными, субъективно-объективными), содействующими и препятствующими их продуктивности.

5. Выработать рекомендации по повышению продуктивности деятельности преподавателей и повышению качества подготовки студеитов-будущих специалистов.

6. Разработать программу спецкурса и учебно-методическое пособие для студентов, способствующие самореализации их творческих потенциалов и развитию творческой готовности к самостоятельному решению профессиональных задач.

Теоретико-методологические основы исследования.

Теоретические основы исследования составили:

— теоретические представления ученых по психологии и педагогике высшего образования (В.А. Аверин, Г. В. Акопов, Н. В. Бордовская, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, З. Ф. Есарева, И. А. Зимняя, JI.A. Кандыбович, Н. В. Кузьмина, A.A. Реан, A.M. Столяренко, В.А. Якунин).

— основные положения теории педагогической деятельности (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик C.B. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков, В.А.Якунин);

— идеи о профессионализме, мастерстве преподавателей, основные закономерности самодвижения преподавателя к вершинам мастерства

Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Н. В. Бордовская, A.A. Деркач, З. Ф. Есарева, H.A. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Г. И. Михалсвская, Н. Д. Никандров, A.A. Реан, В. А. Сласгснин, Г. И. Хозяинов, В.А. Якунин);

— основные положения акмеологической теории обеспечения качества образования (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, H.A. Селезнева) — идеи о самореализации творческих потенциалов личности (К.А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, Н. Ф. Вишнякова, JI.C. Выготский, Н. В. Кузьмина, А. Маслоу, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев, М. М. Поташник, К. Роджерс, C.JI. Рубинштейн);

Методологическую основу исследования составили следующие принципы и подходы:

— общие закономерности развития природы, общества, человеческого сознания и деятельностипредставления о деятельностной творческой сущности личности, о взаимодействии личности и общества, об их единстве (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леоньев, C.JI. Рубинштейн);

— принципы комплексности, системности, субъектности, активности, а также принципы психологического детерминизма и развития (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, A.B. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн), состоящие в определении внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, детерминант этого развитияучение о детерминизме, о роли активности человека в развитии и совершенствовании своей личности. Специфика принципа детерминизма в акмеологии проявляется по нескольким направлениям (A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин):

— акмеология рассматривает внутренние условия личности как побудительные причины и детерминанты развития;

— движущей силой развития является сама личностьпроцесс самосовершенствования личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю (раскрытие потенциала) и внешнюю (осознаваемые и принимаемые внешние воздействия).

Определяя методологическую основу исследования, мы также исходили из акмеологического подхода, который синтезирует в себе три классических подхода:

— системный подход, разработанный в философии, социологии и примененный в педагогике и психологии (A.A. Бодалев, Н. В. Кузьмина,

A.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, В.А. Якунин);

— целостный (комплексный) подход к изучению человека, как индивида, личности, индивидуальности (впервые обоснованный

B.М. Бехтеревым и Б.Г. Ананьевым) — подход П. К. Анохина к функциональным системам (теория функциональных систем, системообразующим фактором в которых выступает искомый конечный результат на входе в новую среду).

Использовался комплекс методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, акмеологической литературы по проблеме исследованияорганизационный (сравнительный анализ) — эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, интервьюированиеметод экспертных оценоксамооценкамоделированиеметоды математической обработки данных (первичная обработка, ранжирование, шкалирование, корреляционный анализ).

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены всесторонним изучением проблемы, системным подходом к описанию и изучению объекта и предмета исследования, разнообразием и взаимодополняемостью адекватных методов и методик исследованиярепрезентативностью выборочной совокупности (635 человек), воспроизводимостью результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что исследованы акмеологические факторы деятельности преподавателей разных уровней продуктивности по критерию творческой готовности студентов к профессиональной деятельности. На основе сравнительного анализа деятельности преподавателей разных уровней продуктивности установлена положительная связь между высшими уровнями продуктивности деятельности преподавателей и развитием творческой готовности их студентов к предстоящей деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные новые эмпирические данные способствуют расширению и углублению теоретических представлений о деятельности преподавателя высшей школы и акмеологических факторах содействующих и препятствующих её продуктивности, а также в научном обосновании совершенствования образовательного процесса в вузе.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в:

— возможности использования результатов исследования в учебных курсах и в системе подготовки и повышения квалификации преподавателей вуза;

— реализации преподавателями высших учебных заведений разработанных практических рекомендаций по совершенствованию и повышению продуктивности их деятельности и повышению качества подготовки специалиста;

— повышении профессионализма преподавателей через изучение авторских (индивидуальных) систем деятельности высокопродуктивных преподавателей;

— возможности применения методик исследования для оценки уровня продуктивности преподавателей университета и выявления уровня готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности;

— применении результатов и методик исследования в научных работах аспирантов, соискателей, студентов.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем поэтапного представления результатов исследования на научпо-мстодичсскнх семинарах кафедры и выступлений на конференциях:

1. Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы повышения качества и новые технологии подготовки специалистов образования в системе классических университетов» (Нальчик:КБГУ, 2000.);

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Личность и бытие: Личность и образование» (Краснодар: КубГУ, 2003.)

3. Научно-практическая конференция «Ананьевские чтения -2001») (С-Петерб. ун-т, 2001.).

4. Международная научная конференция «Инновации в психолого-педагогичечской теории и практике». (Шуя: ШГПУ 2001.);

5. Международная научно-практическая конференция «VII Царскосельские чтения» (Санкт-Петербург, 2003.).

Результаты исследования отражены в 12 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Критерием продуктивности или мастерства преподавателей высшей школы является развитие творческой готовности студентов-будущих специалистов к продуктивному решению предстоящих профессиональных задач.

2. Акмеологические факторы (объективные, субъективные, субъективно-объективные) обеспечивают самодвижение преподавателя к вершинам продуктивной деятельности. Ведущими в этой группе факторов являются субъективные: цели-ценности, компетентность, ответственность, творческие потенциалы, способности, умелость, мотивы и направленность личности;

3.Акмеологические факторы являются общими для преподавателей и студентов и воплощаются в авторских системах деятельности тех и других. Единый критерий качества образования (ЕККО) обеспечивает согласование их действий на пути к искомым результатам.

Эмпирическая база исследования.

Исследования проводились на базе Кабардино-Балкарского государственного университета. В исследованиях участвовали преподаватели и студенты шести факультетов и отделений Кабардино-Балкарского государственного университета: математического, физического, химического, биологического, филологического отделения Института Филологии и отделения «Социальная работа» Социально-Гуманитарного института, где автор настоящего исследования работает преподавателем педагогики и психологии с 1997 года.

Всего исследованиями было охвачено 635 человек: 77 преподавателей КБГУ (в возрасте от 24 до 74 лет, со стажем работы от 2 до 46 лет, среди них с ученой степенью — 9 докторов наук, 49 кандидатов наук, 19 преподавателей без степени, с учеными званиями — 10 профессоров, 41 доцент, 18 старших преподавателей, 8 ассистентов), 18 компетентных судей (заведующих кафедрами, деканов, директоров институтов) и 540 студентов старших курсов, с которыми работали обследуемые преподаватели шести факультетов и отделений. Преподаватели и студенты составили две выборочные совокупности. Внутри каждой выборочной совокупности было по шесть выборок преподавателей и студентов шести факультетов.

Этапы исследования. Выбранные методологические основы и поставленные задачи определили ход диссертационного исследования, которое проводилось в несколько этапов в период с 1998 г по 2004 г. На каждом этапе исследования в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе исследования (1998;1999) изучалась и анализировалась философская, педагогическая, психологическая, акмеологическая литература, но проблеме, изучались теоретико-методологические аспекты мастерства и продуктивности деятельности преподавателя, определялись проблема, цель, объект, предмет исследования, формулировались гипотеза и задачи диссертационного исследования.

На втором этапе (2000;2002) осуществлялось сравнительное эмпирическое исследование на шести факультетах и отделениях, подбор и разработка психолого-псдагогического инструментария по выявлению акмеологических факторов продуктивной деятельности преподавателя и выявлению уровня развития творческой готовности студентов, уточнялась рабочая гипотеза.

На заключительном третьем этапе (2002;2004) всего исследования осуществлялось теоретическое осмысление, систематизация и обобщение полученных результатов, разрабатывались практические рекомендации, осуществлялась работа по оформлению диссертации. Одновременно проводилась апробация полученных результатов исследования и их внедрение.

Внедрение результатов исследования.

Разработана и внедрена в учебный процесс программа спецкурса по акмеологии «Развитие творческой готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности», а также учебно-методическое пособие с элементами авторской системы деятельности «Творческие задания и задачи для студентов».

Теоретические и практические результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы Кабардино-Балкарского университета. Результаты, выводы и рекомендации исследования внедрены в учебных курсах и на курсах переподготовки и повышения квалификации преподавателей вуза.

Методики исследования и обработки данных, которые были применены в диссертации, используются в учебном процессе на факультетах, где введена дополнительная квалификация «Преподаватель» и аспирантами и соискателями.

Результаты, выводы и рекомендации исследования внедрены в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского университета (ИПК и ПРО) на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров республики.

Имеются акты внедрения.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 265 наименований и 12 приложений.

191 Выводы

Сравнив результаты, полученные нами на шести факультетах на различных этапах исследования можно сделать следующие выводы:

1. Сравнительный анализ результатов оценивания преподавателей компетентными лицами на разных факультетах позволил выявить преподавателей разного уровня продуктивности. Их разделение по уровням продуктивности и их последующее изучение позволило выявить следующие признаки мастерства и продуктивности:

— преподаватели высокого уровня продуктивности удовлетворены своей профессией, преподаватели низкого уровня либо не удовлетворены, либо у них неопределенное или противоречивое отношение к профессии;

— у преподавателей высокого уровня продуктивности активное саморазвитие, у преподавателей низкого уровня продуктивности либо остановившееся саморазвитие, либо отсутствует сложившаяся система саморазвития;

— у преподавателей низкого уровня мастерства и продуктивности завышенная самооценка, у преподавателей высокого уровня мастерства или продуктивности заниженная самооценка либо адекватная;

— преподаватели высокого уровня мастерства предпочитают продуктивные методы обучения, преподаватели среднего и низкого уровня — репродуктивные методы обучения;

— высокопродуктивные преподаватели формируют знания у всех или подавляющего большинства студентов, среднепродуктивные — у половины, малопродуктивные — у меньшей части или отдельных студентов.

2. Исследование преподавателей разных уровней продуктивности позволило выявить акмеологические факторы продуктивности. Между уровнем продуктивности и акмсологическими факторами существует связь, и с помощью корреляционного анализа была выявлена следующая закономерная тенденция: самая высокая корреляция между уровнем продуктивности и уровнем мастерства, между уровнем продуктивности и уровнем способностей (подтверждается на всех факультетах), самая низкая — между уровнем продуктивности и способностью к самооценке.

3. Самые значимые акмеологические факторы, по мнению преподавателей, которые содействуют мастерству и приводят к продуктивной деятельности, стимулируя его, это — интерес к работе, занятия самообразованием и научно-исследовательская деятельность.

4. Самые значимые факторы (проранжированныс по степени значимости), которые препятствуют мастерству, это недостаток времени, ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства, отсутствие поддержки со стороны руководства.

5. Для того чтобы выявить, какие акмеологические факторы приводят к вершинам продуктивности, на каждом факультете был выявлен преподаватель высшего уровня мастерства и продуктивности, который был высоко оценен и компетентными лицами и студентами. Анализ акмеографического обследования семи преподавателей позволяет заключить, что пик мастерства приходится на зрелый возраст — от 45 до 60 лет и что на уровень мастерства влияет стаж и научная компетентность, хотя закономерных связей здесь не выявлено. Общими для всех высокопродуктивных преподавателей-мастеров разных факультетов являются следующие признаки: наличие системы в работе, они активно занимаются саморазвитием, предпочитают проблемные методы обучения, у них максимальная удовлетворённость профессией. Продуктивность преподавателей-мастеров проявляется в том, что они формируют знания у всех или у подавляющего большинства студентов, у них заниженная или адекватная самооценка и, наконец, самое главное они талантливы или очень способны (по мнению компетентных лиц). Они пользуются большим авторитетом и уважением у студентов и их высоко оценили компетентные лица.

6. Обследование малопродуктивных преподавателей-немастеров (8%) и их сравнительное сопоставление с высокои среднепродуктивпыми преподавателями позволило выделить факторы, препятствующие самореализации их творческих потенциалов: отсутствие системы в работе, остановившееся саморазвитие, неудовлетворенность профессией, неадекватная самооценка, неответственное отношение к делу, предпочтение репродуктивных методов обучения, направленность на себя, на самоутверждение, средние или малые способности.

7. Обследовав выборку профессоров и докторов наук на шести факультетах, можно сделать вывод, что высокая научная компетентность не всегда является критерием мастерства преподавателя. Выявлена следующая закономерная тенденция: высокая научная продуктивность положительно влияет на продуктивность профессиональной деятельности, но только гармоничное сочетание высокой научной и преподавательской деятельности приводит к вершинам мастерства и продуктивной профессиональной деятельности.

8. Сравнив оценки, полученные методом рейтинга, т. е. оценивания преподавателя компетентным лицом, студентами и самооценку преподавателей, мы провели корреляционный анализ. Существует корреляция между самооценкой и оценкой компетентным лицом (за исключением одного факультета, такая закономерная тенденция подтверждается).

Корреляции между самооценкой и оценкой студентами нет (за исключением одного факультета такая закономерная тенденция подтверждается, т. е. только на одном факультете эти оценки коррелируют).

Существует корреляция между оценкой компетентным лицом и оценкой студентами. Корреляция невысокая, но она есть.

9. Согласно единому критерию качества образования (ЕККО), критерий мастерства преподавателя заключается в развитии творческой готовности студентов к предстоящей деятельности. Результаты исследования творческой готовности студентов позволили произвести ранжирование факультетов, но продуктивности. На факультетах, с более высоким индексом продуктивности студенты более готовы к предстоящей деятельности (они показали более высокие показатели по всем направлениям). На малопродуктивных факультетах студенты недостаточно готовы к предстоящей профессиональной деятельности.

10. Удовлетворенность профессией и учебным заведением у студентов падает от курса к курсу к концу обучения.

11. Студентами факультетов отмечались факторы, не привлекательные в будущей профессии. Один фактор, который назывался чаще (в графе «другие»), это — трудность в трудоустройстве. Эта проблема должна стать одной из приоритетных в проблеме повышения качества образования.

12. Коммуникативные и организаторские способности у студентов находятся примерно на одинаковом уровне.

13. Более развиты у студентов всех факультетов такие качества, как воображение, эмоциональность, чувство юмора, интуиция, любознательность. Менее развито творческое мышление, оригинальность и творческое отношение к профессии.

14. Измерение состояния удовлетворенности студентов занятиями преподавателей разных уровней продуктивности позволяет сделать вывод, что существует зависимость между уровнем продуктивности преподавателя и готовностью его студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Высокопродуктивные преподаватели развивают студентов средствами преподаваемых дисциплин, формируя у них творческую готовность к деятельности. Малопродуктивные преподаватели не развивают студентов и не формируют творческую готовность к деятельности.

15. После того как нами были выявлены факторы, приводящие к высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности, можно заключить, что существует зависимость между системой факторов, воплощенных в АСД преподавателей разных уровней продуктивности, и развитием творческой готовности их студентов к предстоящей деятельности, т. е. наша гипотеза подтверждается.

Заключение

Завершив теоретические и эмпирические исследования по теме «Акмеологические факторы продуктивной деятельности преподавателей в развитии творческой готовности к профессиональной деятельности», можно сделать следующие выводы:

1. Деятельность преподавателя может быть разных уровней продуктивности: высокопродуктивной, продуктивной, среднепродуктивной, малопродуктивной, непродуктивной. Уровень продуктивности деятельности преподавателя зависит от различных акмеологических факторов и условий.

2. Деятельность преподавателя вуза является сложноорганизованной и состоит из нескольких взаимосвязанных видов и акмеологическим условием продуктивности является гармоничное сочетание научно-исследовательской и преподавательской деятельности

3. Соответствие основным требованиям профессии необходимое акмеологическое условие продуктивной профессиональной деятельности.

4. Акмеологические факторы могут быть объективными, субъективными, субъективно-объективными. Ведущими в этой группе факторов являются субъективные: цели-ценности, ответственность, компетентность, способности, умелость, направленность.

6. Одним из важнейших факторов является активное саморазвитие, способствующее продуктивной деятельности.

7 Уровень продуктивности зависит от мастерства, способностей, применяемых методов обучения, самообразования, системы в работе, ответственного отношения к делу, профессиональнопедагогической направленности и адекватной самооценки.

8. Наиболее значимые факторы, стимулирующие мастерство и содействующие продуктивной деятельности: интерес к работе, научноисследовательская деятельность, доверие со стороны руководства, возможность получить признание в коллективе.

9. Высокая удовлетворенность профессией является важным фактором, содействующим продуктивной деятельности. Этот фактор является и показателем мастерства.

Наиболее привлекательные факторы в профессии для всех преподавателей: 1) Возможность заниматься любимым делом- 2) Работа требует постоянного творчества- 3) Возможность самосовершенствования- 4) Работа — одна из важнейших в обществе.

В свою очередь выявлены факторы, препятствующие продуктивной деятельности. Это такие, как: неудовлетворенность профессией или неопределенное или противоречивое отношение, некомпетентность, неответственное отношение к делу, завышенная самооценка, средние или малые способности, предпочтение репродуктивных методов обучения, отсутствие системы в работе, собственная инерция, отсутствие потребности в самообразовании и саморазвитии.

Как было упомянуто ранее, субъективно-объективные факторы связаны с другими людьми. Нами были установлены субъективно-объективные факторы, которые не способствуют продуктивной деятельности, а мешают и препятствуют ей: это отсутствие помощи и поддержки со стороны руководства, ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Субъективно-объективным фактором развития студента-будущего специалиста является уровень мастерства и профессионализма его преподавателей, социального окружения в группе, социально-психологической атмосферы на факультете, в институте, в университете, поэтому нами разработаны рекомендации для повышения квалификации преподавателей.

Критерием качества продуктивной деятельности преподавателя высшей школы является развитие творческой готовности их студентов к предстоящей профессиональной деятельности.

Обобщая псе сказанное, мы можем сделать главный вывод: самодвижение преподавателя к вершинам мастерства и продуктивности возможно при наличии определенных внешних и внутренних условий. Внешние условия стимулируют внутренние, которые являются побудительным мотивом к действию и движению.

Самодвижение к вершинам осуществляется на основе системы ценностей человека, поэтому обязательным условием является ценностное отношение к своей профессии, к людям, к жизни.

Высокопродуктивным преподавателеммастером можно стать только при наличии способностей, гармоничном сочетании научной и профессиональной компетентности, имея систему в работе, предпочитая продуктивные методы обучения, при профессионально-педагогической направленности, имея адекватную самооценку, при ответственном отношении к делу и потребностью в саморазвитии.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие рекомендации:

1. Для повышения качества образования, получаемого студентами в классическом университете, органам управления образования федерального и регионального уровней, руководству высших учебных заведений необходимо усовершенствовать процесс переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Необходимым условием является предоставление преподавателю высшей школы нормальных условий для работы и достойной жизни (повышение зарплаты преподавателям, предоставление всем преподавателям одинаковой возможности проходить стажировку в ведущих вузах страны, возможности для работы в публичных библиотеках, участия в конференциях разного уровня).

2. Преподавателям университетов независимо от возраста, стажа необходимо пересмотреть свой отношение к студентам — будущим специалистам, качество готовности которых зависит от их продуктивности. Неуважительное отношение, невнимание и равнодушие преподавателей приводят к разочарованиям л отрицательно сказываются на удовлетворенности студентов будущей профессией и учебным заведением.

3. Всем преподавателям университетов наладить обратную связь со студентами. Периодически проводить анкетирование среди студентов, с целью выявления недостатков в своей работе и необходимой коррекции.

4. Преподавателям высших учебных заведений важно освоить и использовать новые информационные технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов, вовлекая студентов в освоение компьютера, Интернета, включая их в научно-исследовательскую деятельность.

5. Руководителям ФПК университета для повышения уровня мастерства преподавателей усовершенствовать организацию деятельности ФПК, приглашая признанных ученых: акмеологов, психологов, педагогов, социологов, философов.

6. Опытным высокопродуктивным преподавателям обучать молодых начинающих преподавателей проектированию авторских систем деятельности, опираясь на сравнительное наблюдение высокопродуктивных и малопродуктивных преподавателей.

7. Для развития творческой готовности студентов к предстоящей деятельности преподавателям вузов обучать студентов методам моделирования деятельности специалистов тех производств, в условиях которых им предстоит работать.

8. Проблема трудности в трудоустройстве выпускников вуза должна стать одной из приоритетных в решении проблем повышения качества образования в государственной образовательной политике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.-М., 1990.-141 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.:Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М., 1991.- 286 с.
  4. В.А., Бухарина Т. Я. Психология медицинского образования.- СПб., ППМИ, 1995.-167 с.
  5. В.А. Психология личности.- Изд. Михайлова, 2001.-189 с.
  6. Ю. Студент: возможности личного роста // Высш. образование в России. 2002. — № 1. — С. 50−57.
  7. Г. Природа интеллекта битва за разум. — М.:Эксмо-Пр., 2002.-352 с.
  8. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей/Отв. ред. Н. В. Кузьмина, Е. С. Гуртовой: Сб. науч.тр.-М.- Шуя. Вып.1., 1998.-184 е.-
  9. Акмеологические проблемы подготовки преподаватслей/Отв.ред. Н. В. Кузьмина, Е. С. Гуртовой: Сб. науч.тр.-М.-Шуя. Вып.2.1999.-191 с.
  10. Г. В. Социальная психология высшего образования/Под ред. А. А. Свенцицкого.- Самара: Изд-во Самарского ин-та, 1993.-212 с.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. — 380 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. JI., 1969.- 339 с.
  13. H.A. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей // Типологическая диагностика и образование / Под ред.Е. П. Гусевой.- М., 1994.- С.23−47.
  14. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогического творчества.-Казань: Изд-во КГУ, 1988.-238с.
  15. Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. М.: Аспект -Пресс, 2000. -375 с.
  16. О.С. Основы общей и управленческой акмеологии. Уч. пос.-М.:РАГС, 1995.-264 с.
  17. П.К. Философские аспекты теории функциональных систем:Избр. тр.-М.:Наука, 1978.-400 с.
  18. В.М. Модель деятельности преподавателя высшей школы/ Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. М., 1980.-С.24−30.
  19. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн.- 1999.- Т. 20.- № 1.- С.6−19.
  20. Л.И. Условия деформации развития личности и конструктивные силы человека // Психология личности: новые исследования / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинского и М. И. Воловиковой. М., 1998.-С.34−48.
  21. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  22. В.Г. Мотивация поведения личности,— М.:Мысль, 1976.-169 с.
  23. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.Изд. МГУ, 1984.-104 с.
  24. А.Г. Психология личности. М., 1990.- 367 с.
  25. Л.М. Педагогическое призвание и динамика его развития у студентов.-Л., 1972.-157 с.
  26. A.B. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов / Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. М., 1980.- С.4−23.
  27. М.Я. Избранные психологические произведения. М., «Педагогика», 1975.-432 с.
  28. H.B. Педагогика и практическая психология.-Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-413 с.
  29. В.В. Учебно-исследовательская работа студентов как средство развития их творческой деятельности. Автореферат дисс. канд. пед. наук., Санкт-Петербург, 2003.-22 с.
  30. В.М. Избранные работы по социальной психологии.- М.:Наука, 1994.-400 с.
  31. П.П. Память и мышление. СПб.:Питер, 2001.-288с.
  32. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов н/Д.:Изд-во Рост. ун-та, 1983.-1983.-167 с.
  33. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству.- М.?Знание, 1981.-96 с.
  34. БодалевА.А. Акмеология как учебная дисциплина.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-47с.
  35. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.- М: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-199 с.
  36. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр.тр.-М.:Педагогика, 1983.-271 с.
  37. A.A., Рудкевич JI.A. Как становятся великими или выдающимися?-М.: Ин-т психотерапии, 2003.-287 с.
  38. Л.И. Личность и ей формирование в детском возрасте.-М.:Просвещение, 1968.- 464с.
  39. Л.И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: 1995.-352 с.
  40. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов.-СПб.:Питер, 2000.-304 с.
  41. В.П. Искусство и философия.- Калининград, 1999.-704 с.
  42. В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. — СПб., 2001.-159 с.
  43. В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. -СПб, Политехника, 2002.- 476 с.
  44. В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии.-СПб.:Издательство Санкт-Петербургской Акмеологической Академии.2000.-107 с.
  45. Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов развития специалистов образования физической культуры: Автореферат дисс., докт. псих.наук.-СПб., 1999. -48 с.
  46. Л.Е. Акмеологические технологии развития у студентов творческой готовности к предстоящей деятельности. СПб, 2002.-18 с.
  47. В.Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий. Петрозаводск: Изд-во Петр. ГУ., 2000.-164 с.
  48. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов пед. ип-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.:Под ред. В. И. Журавлева.-М.:Просвещение, 1988−239 с.
  49. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987.-184 с.
  50. М.А., Сушкова Ф. Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М.:Издательство"Крус", ФТиП МПГУ 1995.-66с.
  51. Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. Психология развития творческой личности взрослого человека: (в 2 т.). Т.1:Теория креативной акмеологии/ Минск.:-000 «Дэбор», 1998.-239 с.
  52. Вишнякова Н. Ф. Креативная акмеология. Психология развития творческой личности взрослого человека :(в 2 т.). Т. 2: Прикладная креативная акмеология/ Минск. >000 «Дэбор», 1998.- 298 с.
  53. .М., Мапькова З. А. Сравнительная педагогика.- М.?Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-256 с.
  54. JI.C. Педагогическая психология. Изд. Педагогика-Пресс. 1999.536 с.
  55. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1967.-93 с.
  56. Ю.Н., Штинова Г. Н. Азбука студента. М.: ВЛАДОС, 2000.-80 с.
  57. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики.-С.-Петербург, 1992.-150с.
  58. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность.-М.: Прометей, 1993.-306 с.
  59. Ф.Н. Очерки психологии советского учителя / Под ред.М. В. Соколова.-М.:АПН РСФСР, 1951.- 156 с.
  60. Горовая В. И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы.-Ставрополь:СГУ, 1995−160 с.
  61. О.С., Гребешок Т. Б. Теория обучения:Учеб. для студ. высш. учеб.заведепий.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-384 с.
  62. Н.Д. Психологические методики исследования учебной деятельности в совершенствовании авторской системы деятельности преподавателя.- М., ИЦ, 2002.- 46 с.
  63. Л.А. Мастерство преподавателя вуза и его влияние на воспитание будущих учителей/ Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. М., 1980.-С.59−62.
  64. H.A. Акмеология развития ценностных ориентаций и профессионализм преподавателей// Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сб. научн. трудов. Вып.2., М-Шуя, 1999.-С. 5−54.
  65. В.М. Педагогические условия индивидуально- творческой подготовки будущего учителя. Дисс.канд. пед. наук.-М., 1993.-230 с.
  66. Деркач A.A.Взаимосвязь структурных компонентов состояния психологической готовности студентов к педагогической деятельности /Психолого- педагогические проблемы взаиодействия учителя и учащихся /
  67. Под ред.А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., -1980.-С.35−58.
  68. A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие,-СПб.:Питер, 2003.-256 с.
  69. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: Луч, 1993.- 32 с.
  70. A.A., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности М.: РАГС. 1995.-124 с.
  71. A.A., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский АЛО. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологичсский аспект). -М., 1995.-162 с.
  72. В.Ф., Ившина Г. В., Матушанский Г. У. Модель преподавателя вуза технического профиля.//Специалист, 1997, № 8.-С.13−21.
  73. И.В. И. В. Дубровина, Данилова Е. Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -464 с.
  74. К. Психология продуктивного мышления //В кн. Психология мышления/Под.ред.Матюшкина.-М.: «Прогресс», 1965. -532 с.
  75. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской.-М.Совершенство, 1997.-204 с.
  76. М.И., КандыбовичЛ.А. Психологические проблемы готовности к деятельности.-Мн., 1976.-123 с.
  77. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия.-Мн.:"Хэлтон", 1998.-399с.
  78. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) Мн.: Изд-во БГУ, 1978−320 с.
  79. В.Г., Косырев В. Н. Об особенностях професионального мастерства преподавателя педагогического вуза/ Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. М., 1980.-С.54−59.
  80. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.- М.:Просвещение, 1989.-143 с.
  81. С.Б. Самопознание и самооценка. Методические указания к спецкурсу «Основы профессионального самовоспитания студента — будущего пренодавателя». -Нальчик:КБГУ, 1994.-18 с.
  82. С.Б. Психолого-педагогические основы воспитания студенчества/ Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Вып. 4.-Нальчик / Каб.-Балк. ун- т. 1999.- С.55−58.
  83. Н.Г. Педагогические основы формирования отношения личности к себе. Самоотношение как педагогическая проблема .-Нальчик.: /Каб.Балк. ун-т, 2001.-158.с.
  84. ЕсареваЗ.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.-JI., 1974.- 111 с.
  85. ЕсареваЗ.Ф. Взаимодействие научной и педагогической деятельности преподавателя университета Автореферат дисс. д-ра исд. наук. Ленинград, 1975.-45 с.
  86. В.И. Педагогическое творчество учителя,-М.'.Педагогика, 1987.-160 с.
  87. В.Г. Деятельность специатстов в особых условиях: Психолого-акмеологические основы.- РАГС, 1994.-267 с.
  88. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб.- М.:Логос, 2002.-383 с.
  89. М., Хохлов Н. Технология формирования инженера-творца // Высшее образование в России. 1995, № 3.-С.45−53.
  90. Инновации в психолого-педагогичечской теории и практике. Материалы международной научной конференции. Шуя: ШГПУ 2001.-366 с.
  91. В.Е. Проблемы качества педагогического образования в контексте образовательной политики России на современном этапе. Рязань, 2001.- 23 с.
  92. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М.:Академия.-2002.-208 с.
  93. В.И., Сычснков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высш. шк., 1987. — 143 с.
  94. Кан-КаликВ.А.Педагогическая деятельность как творческий процесс.-Грозный, 1976.-286 с.
  95. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.-М., 1990.-144с.
  96. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. Санкт-Петербург, 1996.-348 с.
  97. Ю.С. Повышение квалификации преподавателя как условие совершенствования педагогического мастерства/Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. М., 1980.-С.62−64.
  98. Е.А. Индивидуалиый стиль деятельности в зависимости от психологических свойств нервной системы.- Казань: КГУ, 1969. 278 с.
  99. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие.-М.:МГУ, 1995.-224 с.
  100. Е.Л. Психология профессионального самоопределеиия-Ростов н/Д:Феиикс, 1996. -512 с.
  101. А.Г. Психология личности.-М.:Мысль, 1963.-341 с.
  102. В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высш. образ, в России.- № 3, 1996.-С.25−37.
  103. Коп И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание.- М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  104. И.Б., Шиянов E.H. Педагог: профессия и личность.-Ростов н/Д.:РПУ, 1997.-144с.
  105. А.И. Культура педагогического исследовапия.-М.: 1996.-327 с.
  106. Г. Психология развития.-Спб:Питер Ком., 1999. -992 с.
  107. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии.-М.: Просвещение, 1972.-254 е.
  108. В.В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования-СПб.: КАРО, 2001.-293 с.
  109. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста.-М.: Высш. шк., 1990.-142 с.
  110. Ф.А. Диссертация:Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. -М.: «Ось-89», 2000.-320 с.
  111. Е.С. Основы социальной психологии.-Л., 1967.-173 с.
  112. Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л., 1967.-183 с.
  113. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.-Л., 1985.-32 с.
  114. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения.-М., Высш.шк., 1989.-167 с.
  115. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.-М., Высш.шк., 1990. -119 с.
  116. Н.В. Предмет акмеологии.-СПб.: акмеологическая академия, 1995.-23 с.
  117. Кузьмина (Голопко-Гаршииа) H.B. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 144 с.
  118. Н.В. Методы акмеологического исследования качества подготовки педагогов. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002 .- 66 с.
  119. Кузьмина Н.В.(Головко-Гаршина) Предмет акмеологии.-2- изд., испр. и доп.-СПб.:Политехника, 2002.-189 с.
  120. Н.В., Данилов H.A. Образовательная акмеология -путь повышения качества подготовки специалистов образования.// Инновации в психолого-педагогичечской теории и практике. Материалы международной научной конференции. Шуя: ШГПУ, 2001.-С.62−66.
  121. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя.- J1., 1976. -57 с.
  122. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993.-54 с.
  123. Кулаковская J1.А.Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя. Автореферат дисс. канд. пед. наук., Воронеж, 2003.- 24 с.
  124. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых /Кулюткин Ю.Н.-М.: Просвещение, 1985.-128с
  125. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя.-М.:Просвещение, 1990.-159 с.
  126. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Методика оценки педагогической деятельности преподавателя высшей школы в процессе внедрения новых технологий обучения Барнаул: Изд-во АГУ, 2000, — 36 с.
  127. А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.- 446 с.
  128. М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., изд. центр «Академия», 2001.-272с.
  129. А.Н. Философия психологии. Из научного наследия /Под ред. Д. А. Леонтьева.-М. 1994.-287 с.
  130. В.И., Кульневич C.B.Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум.-М.?Просвещение: Владос, 1995.-239 с.
  131. В.Я., Нечаев H.H. Деятельность преподавателя вуза как развивающийся процесс/ Повышение эффективности психолого-педагогичсской подготовки преподавателей вузов. М., 1988.-С.46−58.
  132. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей, (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX XX веках).- Самара, 1997. -84 с.
  133. Личность. Карьера. Успех. СПб.:ТОО «Диамаит», ООО «Золотой век», 1996.-608 с.
  134. A.A. Основы профессионально- педагогического общения: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192 с.
  135. Ю.А. Творческое развитие педагога в системе послевузовского образования. М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 1999.-152 с.
  136. Ю.А. Научные основы творческого развития педагога в системе послевузовского образования. М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 2000.-271с.
  137. .Ф. Общение как проблема общей психологии.// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-С. 14−37.
  138. .Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования.- М.: Наука, 1999.-204 с.
  139. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя. -Ташкент, ФАН, 1986.-96 с.
  140. В.Я. Структура продуктивного учебного взамодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис.М., 1980.-С.37−52.
  141. Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя.- М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999.-299 с.
  142. Маркова А. К. Психология труда учителя.-М.:Просвещеиие, 1993.-192 с.
  143. Маркова А. К. Психология профессионализма.- М., 1996−308 е.
  144. А. Мотивация и личность. /Пер.с англ. -3 изд. -СПб.:Питср, 2003.-352с.
  145. Г. У., Фролов А. Г. Проектирование моделей подготовки и профессиональной деятельности преподавателей высшей школы // Образовательные Технологии и Общество, Т.З., № 4, 2000.-С 183−192.
  146. Г. У. Цвенгер Ю.В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы на современном этапе. // Психологическая наука и образование.2001. № 2.-С.26−31.
  147. Г. У. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей. //Aima mater, 2000, № 11.-С.35−41.
  148. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972−208 с.
  149. B.C. Психология индивидуальности. / Под ред. Е. А. Климова.-М.:Институт практической психологии, 1996−348 с.
  150. О.М. Проблема адаптации и дезадаптации первокурсников педагогического вуза. / Инновации в психолого-педагогичечской теории и практике. Материалы международной научной конференции. — Шуя: ШГПУ 2001.-С.76−79.
  151. Методы исследования педагогической деятельности./ под ред. Н. В. Кузьминой -Л., 1970.-114 с.
  152. Методы системного педагогического исследования./ под ред. Н. В. Кузьминой ЛГУ, 1980.-172 с.
  153. Методологические и методические основы профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы /
  154. A.А.Кирсаиов, В. Г. Иванов, Л. И. Гурье, Казань, 1997.-67 с.
  155. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.-216 с.
  156. Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М.:Флинта, 1998.-68 с.
  157. Г. И. Общепедагогическис умения педагога. Санкт-Петербург, 1998.-20 с.
  158. Г. И. Технология оценивания деятельности учителя истории. Ижевск, 1999.-63 с.
  159. Г. И., Трофимова Г. С. Основы профессионализма преподавателя иностранного языка: Науч.-метод.пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. -92 с.
  160. О.В. Акмеологическис основы профессионального самосознания личности. Астрахань. 2000. -188 с.
  161. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ под ред.
  162. B.А.Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.-184 с.
  163. В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя./ Отв. Ред. В.А.Сластеиин- Кишин. гос. нед. ин-т им. И.Крянгэ.- Кишинев.:Штиинца, 1991.-196 с.
  164. Мясищев В. Н. Психология отношений: Под ред.А. А. Бодалева.-М.: «Институт практической психологии», 1995.-356 с.
  165. В.Д. Избранные психологические труды / Небылицын В.Д.- Ред. Б.Ф.Ломов- АПН СССР.-М.: Педагогика, 1990.-408с.
  166. H.H. Психолого-иедагогические основы формирования профессиональной деятельности.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-116 с.
  167. Н. Д. Ценности как основа воспитания // Педагогика. 1998. -№ 3. -С. 3−10.
  168. Л.В., Романкова JI.H. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием.М., 1981.-52 с.
  169. Е.П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения.- СПб.:Алетейя, 2000.-224 с.
  170. B.C., Боченков A.A., Маклаков А. Г., Чермянин C.B. Психологическое обеспечение учебного процесса ВУЗов. СПб.: ВМедА, 1997. -255 с.
  171. Е.В. Новые подходы к проблеме взаимодействия преподаватель студент.// Высш. образ, в России, № 3, 1996.- С.57−69.
  172. А.Н. Приглашение к творчеству. Некоторые проблемы формирования специалиста творца в условиях высшей школы. Львов, Изд. Львовского ун-та, 1970.- 164 с.
  173. Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М., 1961.-939 с.
  174. Основы вузовской педагогики./ Под ред. Н. В. Кузьминой, И. А. Урклина.Л.:Изд-во ЛГУ, 1972.-316 с.
  175. Основы общей и прикладной акмеологии /Под ред. А. А. Деркача и A.A. Бодалева, М., 1995.-386 с.
  176. Основы педагогики и психологии высшей школы./ Под редакцией A.B. Петровского. М.: Изд-во Московского университета, 1986.- 303с.
  177. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зязюна-М.:Просвещение, 1989.-301 с.
  178. Ю.М. Восхождение к индивидуальности.-М.:Просвещение, 1991.287 с.
  179. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и средн. учеб. заведений / С. А. Смирпов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова.-М.'Издательский центр «Академия», 1999.-512 с.
  180. Педагогическая энциклопедия. Т.2., М., 1965.-912 с.
  181. П.И., Портнов М. А. Искусство преподавания.-М.:Роспедагенство, 1998.-183 с.
  182. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий:Учеб. пособие для учеб. заведений профтсхобразования.-2-e изд., перераб. и доп.М.:Высш.шк., 1984.-174 с.
  183. К.К. Структура и развитие личности. М.:Наука, 1986−255с.
  184. Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов: Сб. ст. / МГУ им. М. В. Ломоносова .Фак. повышения квалификации преподавателей вузов- / Под ред.А. В. Петровского, JI.C. Сер-жана.-М.:Изд-во МГУ, 1988- 155 с.
  185. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед.вузов.В 2 кн.-М.:Гуманит. Изд. центрВЛАДОС, 1999.-Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.-576 с.
  186. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.:Наука, 1976.-304 с.
  187. Л.М. Педагогическое мастерство учителя и пути его формирования //Советская педагогика, 1977, № 3. С.84−91.
  188. М.М. Как развивать педагогическое творчество.- М. Знание, 1987.-78 с.
  189. Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: Сб. научных трудов. Bbni.348.-M.: 1990.-120 с.
  190. Психологические исследования творческой деятельности /Под ред.О. К. Тихомирова.-М.:Наука, 1975.-174 с.
  191. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1991. — 152 с.
  192. Психология: Словарь/Под ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошсвского, 2-е изд. M., 1990.-С.230
  193. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов./ Составитель и ответственный редактор А.А.Радугин- Научный редактор Е. А. Кротков.- М.: Центр, 1998.-333 с.
  194. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластснина.-М.:Изд-во «Совершенство», 1998.320 с.
  195. Психология и педагогика/Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина М.: Ин-т психотерапии, 2002.-585 с.
  196. Психология творчества /Лук А.Н.- АН СССР.-М.: Наука, 1978.-127 с.
  197. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов/Межвузовский сборник научных трудов-М.: ГИТИС, 1984.-203 с.
  198. Психолого- педагогические основы формирования профессиональной деятельности/ МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. повышения квалификации преподавателей вузов.-М.:Изд-во МГУ, 1988.-166 с.
  199. В.Ф. Преподавательский состав Российских вузов в конце XX века/ социологический анализ/.-М., 2001. -169 с.
  200. В.Ф. Российское студенчество: Статистическо-социологический анализ.- М., 2001.-100 с.
  201. Развитие творческой активности школьников./ Под ред. А. М. Матюшкина.- М.:Педагогика, 1991.-136 с.
  202. A.A. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента//Вопросы психологии. — 1983. — № 5. — с.58−60.
  203. A.A. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. том 21, № 3, С.88−95.
  204. A.A. Психология познания педагогом личности учащихся.-М., 1990.-134 с.
  205. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 1996.-509 с.
  206. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования.- Владос, 1998.-494 с.
  207. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-480 с.
  208. Роль преподавателя в формировании активной жизненной позиции молодого специалиста: Межвуз.сб. науч.- метод, статей НИИ пробл. высш. школы./ Под общ. ред. И. Т. Гусева и др.- М.:МИФИ, 1980.-102 с.
  209. Романова Л. О. Формирование у студентов творческого отношения к усвоению профессиональных знаний. Дисс.канд.пед.наук.-М., 1993.-170 с.
  210. С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Ком. 1999. -720 с.
  211. Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли.- М.: Знание. 1983.- 159 с.
  212. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Изд.2-е, дополнен.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» издательство ЭКМОС, 2000.-384 с.
  213. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИОПП, 1990 — 163 с.
  214. И.Н., Степанов C.IO. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992.- 87 с.
  215. Г. Н. Качество подготовки специалистов в вузах и оптимизация обучения: Учебное пособие.- Челябинск: ЧПИ, 1982.- 241 с.
  216. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.:МПА, 1995.- 163 с.
  217. Л.Г. Лкмеологичсский тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса. 1996,-428 с.
  218. Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей: Учеб. пособие. Новосибирск, 1992.-115 е.
  219. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: Учебное пособие -М.:Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  220. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность.-М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997.- 224 с.
  221. Сластенин В. А. Теория и практика высшего педагогического образования.-М., 1984.-186 с.
  222. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушат. фак-тов и ин- тов повыш. квалифик. препод, вузов и аспирант.-М.:Аспект Пресс, 1995.-271 с.
  223. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL, 1977.-136 с.
  224. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания: Сб. ст. МГУ им. М. В. Ломопосова / Под ред. Т. Н. Кухтевич, В. М. Прокопенко.-М.: Изд-во МГУ, 1992.-120 с.
  225. В.Н. Международная Соросовская программа образования. Уникальность российского образования.// Соросовский образовательный журнал № 1., 1995.-С.7−19.
  226. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения /Сост. А. Т. Губко.-М.: Педагогика, 1991 .-240 с.
  227. Социальные и психологические проблемы целевой подготовки специалистов// Человек и общество.Вып.24./ Под ред. В. П. Трусова, Л.:ЛГУ, 1989.-161 с.
  228. Степанова Е. И. Психология взрослых-основа акмеологии.-СПб., 1995.-166с.
  229. A.M. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-423 с.
  230. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  231. Творческая направленность деятельности педагога: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю. Н. Кулюткииа, Г. С. Сухобской.-Л., 1978.-100 с.
  232. Теплов Б. М. Избранные труды в 2-ух томах.Т. 1.М.:Педагогика 1989.-328 с.
  233. Теплов Б. М. Избрапиые труды в 2-ух томах.Т.2.М.:Педагогика 1989.-359 с.
  234. Р.Т. Профессиональное самовоспитание будущего учителя.-Нальчик:КБГУ, 1999.-51 с.
  235. И.А. О первых контактах студента и преподавателя в учебной деятельности. / Сб. Вопросы воспитания и преподавания в университете.Л., изд. ЛГУ, 1971.-С. 14−27.
  236. К.Д. Собр. соч. в 11 т., 1948−1952. Т.З. М-Л ., 1948.-689 с.
  237. Философия: Учебное пособие / Под ред. проф.В. Н. Лаврииенко.-М.: Юристь, 1996.-511 с.
  238. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.-4-е изд.-М.:Политиздат, 1980.-444 с.
  239. В. Человек в поисках смысла.-М.:Прогрссс, 1990. 350 с.
  240. Фрейд 3. Введение в психоанализ.Лекции.-М., 1989. -528 с.
  241. Э. «Человек для себя», Минск, Полифакт, 1992.- 80 с.
  242. Формирование личности специалиста в вузе: Сб. науч.тр. / Редкол.: Ю. П. Азаров, Г. Н. Александров, А. Д. Алферов и др.- Грозный: ЧИГПИ, 1985.135 с.
  243. Формирование модели деятельности специалистов с высшим образованием.Сб. типовых методик/ Под ред. С.Смирнова.-Томск: Изд-во Томск. Ун-та. 1984. -195 с.
  244. Формирование профессиональной культуры учителя./ Под ред. В. А. Сластеиииа. М.:Прометей, 1993.-177 с.
  245. Формирование творческих способностей: Сущность, условия, эффективность // Сборник научных трудов.- СПб.:СИПИ, 1990.-153 с.
  246. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудиса. М.:МГУ, 1989.-240 с.
  247. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя.-М., 1988.-166 с.
  248. О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -204 с.
  249. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения исследования и применение). СПб: Питер Ком, 1999. — 608 с.
  250. В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.: Издат. Корпорация «Логос», 1996. 320 с.
  251. В.Д. Проблемы системогснеза профессиональной деятельности.-М.: Наука, 1982−184 с.
  252. А.Г. Научно- педагогические кадры высшей школы: (Пробл. повышения квалификации).- М.:Высш. шк., 1987.-78 с.
  253. E.H., Руденко Н. Г. Пути реализации индивидуально-творческого подхода в процессе подготовки учитсля.//Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности.-Усть-Каменогорск: УКПИ, 1989.-С.78−80.
  254. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования.- Л., 1967.266 с.
  255. Л.К. Акмеологические основы управления педагогическими системами.Учебное пособие для студентов педвузов, аспирантов, учителей и слушателей ФПК, М.:РИЦ «Альфа». 2003.-228 с.
  256. В.М. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов //Советская педагогика. 1973. — № 4. — С.81−89.
  257. Н. Е.Практикум, но педагогической технологии.- М., 1998.-249 с.
  258. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.-156 с.
  259. В.А. Современные методы обучения в высшей школе: Учеб. пособие.Л.: Изд-во Лепингр. ун-та, 1991.-115 с.
  260. В. А.Педагогическая психология: Учеб. пособие /2-е изд.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2000.-349 с. 1. Стр.
Заполнить форму текущей работой