Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка организационно-экономического механизма управления туристско-рекреационным комплексом на особо охраняемых природных территориях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные результаты научных исследований докладывались на научных конференциях и круглых столах. Материалы диссертационного исследования обсуждались со специалистами-экологами, экономистами и юристами компании ООО «ТехноПром» (г. Санкт-Петербург), осуществляющей инженерные и проектные работы при подготовке отдельных проектов в рамках «Программы строительства олимпийских объектов и развития города… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы управления туристско-рекреационным комплексом (ТРК) региона в контексте управления особо охраняемыми природными территориями
    • 1. 1. Сущность, структура, функциональная роль и значение туристско-рекреационного комплекса на региональном уровне
    • 1. 2. Теория и современная практика развития и управления ТРК на особо охраняемых природных территориях в зарубежных странах
    • 1. 3. Теоретические основы совершенствования системы управления ТРК региона на особо охраняемых природных территориях в Российской Федерации
    • 1. 4. Особо охраняемые природные территории как объект экологоэкономических исследований
  • Глава 2. Методологические основы формирования и развития организационного механизма управления туристско-рекреационного комплекса (ТРК) на особо охраняемых природных территориях Сочинского региона
    • 2. 1. Системный подход к исследованию структурных и территориальных особенностей ТРК Сочинского региона
    • 2. 2. Программно-целевой подход в системе управления ТРК на ООПТ Сочинского региона
    • 2. 3. Повышение инвестиционной привлекательности ТРК на особо охраняемых природных территориях Сочинского региона как основа устойчивого развития его экономики
    • 2. 4. Совершенствование организационного механизма управления ТРК на особо охраняемых природных территориях Сочинского региона
  • Глава 3. Разработка экономического механизма управления ТРК на особо охраняемых природных территорий (в условиях реализации Программы
  • Сочи-2014″)
    • 3. 1. Оценка эффективности управления ТРК на особо охраняемых природных территориях Сочинского региона
    • 3. 2. Экономическое обоснование финансирования ТРК на особо охраняемых природных территориях (на примере Сочинского региона)
    • 3. 3. Формирование эколого-экономических компенсационных механизмов туристско-рекреационного комплекса на ООПТ Сочинского региона
    • 3. 4. Модель эколого-экономических компенсаций для ТРК на особо охраняемых природных территориях (в условиях реализации Программы
  • Сочи 2014″)

Разработка организационно-экономического механизма управления туристско-рекреационным комплексом на особо охраняемых природных территориях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблемы развития туристско-рекреационных комплексов (ТРК) на территориях с особым режимом охраны природы являются проблемами не только регионального и государственного, но и международного уровня. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) в России являются одной из важнейших составляющих туристско-рекреационного комплекса страны и ее регионов. Развитие туризма на ООПТ имеет такие социально значимые задачи, как содействие региональному экономическому развитию или повышение уровня жизни местного населения, важно четко формулировать конкретные цели и задачи рекреационного использования данной территории. Эффективность деятельности ООПТ и управляющих ведомств в долгосрочной перспективе зависит от поддержки со стороны правительства и местного населения. Для России в качестве единственного направления развития ООПТ можно рассматривать деятельность, связанную с развитием туризма, рекреации и сферы социальных услуг либо на базе природных ресурсов самих ООПТ, либо на базе природно-ресурсного потенциала прилегающих к ним территорий. Развитие туристско-рекреационного комплекса на ООПТ требует существенных инвестиций, но в долгосрочной перспективе это позволяет получать большие доходы. Хорошо разработанная система функционирования ООПТ и туристской деятельности на них может значительно увеличить многие экономические и социальные показатели региона. Развитие ТРК на ООПТ может быть ключевым фактором в деле сохранения природного и культурного наследия.

Предложенный в диссертационном исследовании подход к разработке организационно-экономического механизма управления и развития туристско-рекреационного комплекса на особо охраняемых природных территориях основан на анализе одной из действующих Федеральных Целевых Программы развития ТРК на ООПТ (рассматривается система ООПТ Сочинского региона), а также на основе общего российского опыта и опыта ряда зарубежных стран.

На основе оценки эффективности управления ТРК на ООПТ и экономического обоснования их финансирования, предлагается модель эколого-экономических компенсаций для ТРК на особо охраняемых природных территориях Сочинского региона в условиях реализации Федеральной Целевой Программы «Сочи 2014».

Проблема развития туристско-рекреационной комплекса на ООПТ в качестве системного социально-экономического объекта управления предметом научного анализа стала относительно недавно. Тем не менее, в отечественной и зарубежной литературе с различной степенью глубины исследовалась многообразные теоретические и практические проблемы регулирования и управления туристско-рекреационным комплексом на территориях с особым режимом охраны, в том числе:

Вопросы управления туристско-рекреационным комплексным на ООПТ, сформулированы в трудах С. Н. Бобылева, В. Б. Степаницкого, А. П. Капици, А. В. Красилова и др.- проблеме оценки эффективности туристской деятельности на ООПТ посвящены исследования Всемирного Фонда Охраны Дикой Природы, таких российских ученых, как А. А. Татаринова, В. Г. Гуляева, М. А. Морозова, а также работы зарубежных авторов Флетчера Е., Бааженса Т., Нийкампа Д., Хиггса Р. И др.- вопросам определения эффективности управления земельными ресурсами посвящены работы А. А. Варламова, С. А. Гальченко, Р. Т. Нагаева, О. Т. Хисматулова, А. А. Шинкарева и др.- особенности формирования и управления туристским комплексом территории как системным образованием рассматривались в работах: А. А. Татариновой, Н. А. Калиновской, Е. А. Котляровой, Е. Л. Кротовой, Г. М. Малышевой, Н. С. Мироненко, В. А. Чернова и др.- проблемы взаимодействия природы и хозяйствующих субъектов в Сочинском регионе, развития экологического предпринимательства, рынка работ и услуг экологического назначения нашли отражение в исследованиях В. И. Винокурова, В. А. Леонова, М. Ч. Залиханова, А. В. Беляковой, В. Ф. Протасова и др.- вопросам изучения экологической емкости территорий и экосистемномного баланса внутри региона, эколого-экономических взаимодействий, формирования рыночных отношений с учетом оценки туристско-рекреационных услуг и экологического ущерба посвящены исследования: Т. С. Хачатурова, К. Г. Гофмана, А. Л. Боброва, Б. Боске, И. П. Глазыриной, А. А. Голуба, А. А. Гусева, К. Я. Кондратьева, Г. А. Моткина, К. В. Папенова, А. А. Тишкова, Е. В. Рюминой, А. В. Шевчукаа также ряда зарубежных исследователей: Э. Барбье, Г. Дейли, С. Паджиолы, А. Кисса, Р. Костанзы, А. Фримана, К. Эрроу и др.

Однако единой методологической платформы для проведения эколого-экономического анализа территорий, к сожалению, не существует. Ряд вопросов теории и практики оценки стоимости туристско-рекреационного продукта ООПТ и их компенсации остается малоисследованным и только начинает разрабатываться. Вопрос эколого-экономических компенсаций между территориями ООПТ практически не рассматривается. Поэтому, настоящее исследование во многом опирается на исследования зарубежных авторов и таких международных организаций, как Всемирный Банк и Всемирный Фонд Дикой Природы, поскольку в отечественной науке степень изученности в области оценки экосистемных услуг характеризуется как недостаточная для исследований в области эффективности управления ООПТ и туристской отрасли на них.

Объектом исследования является туристско-рекреационный комплекс на территориях с особым режимом охраны природы. В качестве конкретного объекта исследования рассмотрена система особо охраняемых природных территорий Сочинского региона.

Предметом исследования являются экономические отношения и методы эколого-экономического регулирования и управления, возникающие в сфере управления ТРК на территориях с особым режимом охраны природы.

Целью диссертационного исследования является разработка организационно-экономического механизма управления туристско-рекреационным комплексом на особо охраняемых природных территориях на примере Сочинского региона с учетом выявленной специфики в развитии и функционировании ТРК на территориях с особым режимом природной охраны.

Для достижения поставленной цели в диссертации были решены следующие задачи:

• Дать анализ существующей теоретической и методологической базы по проблемам развития туристско-рекреационного комплекса на ООПТ ;

• Исследовать особенности регионального туристско-рекреационного комплекса как сложной динамичной системы в контексте функционирования ООПТ;

• Сформулировать рекомендации по совершенствованию механизма управления туристско-рекреационным комплексом на ООПТ и разработать организационно-экономический механизм его управления в условиях реализации Программы «Сочи-2014»;

• Дать экономическое обоснование финансирования и разработать эколого-экономический компенсационный механизм для ТРК на особо охраняемых природных территориях, определив методические подходы по его формированию;

• Разработать структуру модели эколого-экономических компенсаций для ТРК на ООПТ в рамках реализации Программы «Сочи-2014».

Теоретическую и методологическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области регионального управления, экономики природопользования и охраны окружающей среды, а также экспертные методики определения экологических ущербов. Также были использованы данные Федеральной Службы Государственной статистики Российской Федерации, государственных докладов и аналитических материалов Министерства Природных Ресурсов РФ, информационных и аналитических материалов Всемирного Банка, Всемирного Фонда Охраны Дикой природы (WWF), отраслевых отчетов, сведений о работе отдельных предприятий, экологических и экономических отчетов департаментов Администрации Краснодарского края.

При решении поставленных задач применялись, философские, общенаучные и специальнонаучные методы исследования: статистическое наблюдение и анализ, сравнительный и системный анализ, метод математического моделирования, что позволило получить достоверные научные результаты и наиболее полно организовать научный поиск решения исследовательских задач и достижения поставленной цели.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1) Исследованы особенности формирования регионального ТРК в контексте с деятельностью ООПТ в процессе реализации Федеральной Целевой Программы «Сочи-2014»;

2) Предложено авторское определение понятия туристско-рекреационного продукта особо охраняемых природных территорий;

3) Разработан механизм управления туристско-рекреационным комплексом на ООПТ Сочинского региона;

4) Дано экономическое обоснование финансирования системы ООПТ региона на основе оценки объемов реализации туристско-рекреационных услуг особо охраняемых природных территорий и ущербов от загрязнений;

5) Разработана модель эколого-экономических компенсаций туристско-рекреационных услуг ООПГ (в условиях реализации Программы «Сочи-2014»).

Теоретическое значение диссертационной работы заключается в развитии теории управления туристско-рекреационным комплексом на особо охраняемых природных территориях. В частности предложено определение туристско-рекреационного продукта на ООПТнаучно обоснована проблема финансирования ООПТ и рассмотрена проблема оценки эффективности их управленияпроанализирован зарубежный опыт управления ТРК на ООПТразработана модель эколого-экономических компенсаций для ТРК на охраняемых территориях.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности применения основных положений, выводов и результатов расчетов в практической деятельности органами управления на региональном уровне с целью реализации Программы «Сочи-2014».

Разработанный алгоритм определения уровня финансирования особо охраняемых природных территории может быть применен при структуризации и распределении суммы средств на реализацию различных целевых программ.

Разработанная модель эколого-экономических компенсаций для ТРК на ООГТГ может использоваться в регионах России при реализации различных программ развития территорий и туристско-рекреационных комплексов на них.

Полученные результаты исследования позволят повысить эффективность управления особо охраняемыми природными территориями и их туристско-рекреационными комплексами.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета СПбГУ.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации автором опубликовано 6 печатных работ. Из них опубликовано в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК 4 печатные работы.

Основные результаты научных исследований докладывались на научных конференциях и круглых столах. Материалы диссертационного исследования обсуждались со специалистами-экологами, экономистами и юристами компании ООО «ТехноПром» (г. Санкт-Петербург), осуществляющей инженерные и проектные работы при подготовке отдельных проектов в рамках «Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» и используются при подготовке нормативной и проектной документации.

Логика и структура работы определена ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы составляет 193 стр., включая 14 рисунков, 8 таблиц.

Список литературы

содержит 139 источник.

Выводы по третьей главе:

1. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта автором исследованы проблемы определения эффективности управления ТРК на ООПТ, выявлены особенности ее определения в условиях реализации Программы «Сочи-2014».

2. С целью комплексно оценить эффективность управления ООПТ Сочинского региона, автором предлагается определять показатели, отражающие уровень и качество жизни населения, на основе мультипликативного эффекта, а также вклад от реализации Программы «Сочи — 2014» в прирост ВРП и занятости Краснодарского края к 2014 году. Результаты расчетов приведены в Таблице 3.3.

3. Предложен алгоритм определения необходимых объемов финансирования на основе определения объема реализации всех типов туристско-рекреационных услуг и расчета экономического ущерба от загрязнений.

4. На основе отечественного и зарубежного опыта автором рассмотрены проблемы формирования эколого-экономических компенсационных механизмов ТРК на ООПТ Сочинского региона. Приведены примеры расчетов размеров краткосрочных компенсаций на основе оценки кадастровой стоимости земельных участков.

5. Автором разработана модель эколого-экономических компенсаций туристско-рекреационных услуг на ООПТ Сочинского региона (Рисунки 3.33.6). Применение данной модели, по мнению автора, возможно для системы ООПТ любого региона и может учитывать индивидуальные особенности каждой региональной системы охраняемых природных территорий.

Заключение

.

Теоретические выводы:

1. Автором рассмотрена сущность, состав, назначение, функциональная роль и значение туристско-рекреационного комплекса на региональном уровне, исследуется зарубежный опыт теории и практики развития ТРК на особо охраняемых природных территориях на примерах как западноевропейских стран, таких как Германия, Финляндия, Франция и прибалтийских стран, а также Австралии, Южной и Северной Америк и Канады.

2. Изложены теоретические основы разработки и совершенствования системы управления ТРК на особо охраняемых природных территориях в Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве объекта эколого-экономических исследований.

3. Предложено авторское определение понятия туристско-рекреационного продукта особо охраняемых природных территорий. Туристско-рекреационный продукт особо-охраняемых природных территорий представляет собой комплекс услуг, работ и товаров, предоставляемый всеми участниками туристско-рекреационного комплекса территории и необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его пребывания на данной территории, связанных с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья, путем обеспечения природными и историко-культурными ресурсами, здоровой средой обитания и благоприятной социально-экономической обстановкой.

3. Научно обоснована проблема финансирования ООПТ и рассмотрена проблема оценки эффективности их управления.

4. Проанализировано законодательство РФ, регулирующее деятельность ТРК на особо охраняемых природных территориях.

5. Разработана модель эколого-экономических компенсаций для ТРК на особо охраняемых природных территориях.

Практические выводы:

1. Основные положения, выводы и рекомендации, полученные на основе анализа зарубежного и российского опыта, могут быть использованы в практической деятельности органами управления на региональном уровне с целью повышения эффективности реализации Программы «Сочи-2014».

2. Разработанный алгоритм определения уровня финансирования особо охраняемых природных территории может быть применен при структуризации и распределении суммы средств на реализацию различных целевых программ Российской Федерации.

3. Разработанная модель эколого-экономических компенсаций для ТРК на ООПТ может использоваться в регионах России при реализации различных программ развития территорий и туристско-рекреационных комплексов на них.

4. Полученные результаты исследования позволят повысить эффективность управления особо охраняемыми природными территориями и их туристско-рекреационными комплексами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Административно-территориальное устройство Сочи. 1941 — 2000гг. Электронный ресурс.: Интернет портал города-курорта Сочи. Электрон.дан. — Режим доступа: http:// www.sochi.ru/ - 49k (дата обращения 18.10.2008).
  2. Акимова Т. А. Основные критерии экоразвития / Т. А. Акимова, В. В. Батоян, О. В. Моисеенков, В. В. Хаскин. М.: Изд-во Рос.экон.акад. 1994. -56 с.
  3. Т.А. Основы экоразвития / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин .— М.: Рос.экон.акад., 1994. — 312 с.
  4. А.Ю. Международный туризм: учебник / А. Ю. Александрова М.: Аспект Пресс, 2002. — 470с.
  5. А. Сохранение биоразнообразие лесов России: вклад ООПТ и лесов I Группы / А. Благовидов, Д. Очагов, А. Птичников- Всемирный союз охраны природы, Представительство для России и стран СНГ. М.: МСОП, 2002.-108 с.
  6. А.А. Управление земельными ресурсами: учебное пособие / А. А. Варламов, С. А. Гальченко. -М.: ГУЗ, 2003.-240 с.
  7. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. Данилов-Данильян В.И., Осипов В. И., Махутов Н. А. и др. М.: МГФ «Знание», 1999. — 703 с.
  8. А.В. Оценка эффективности управления особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края (на примере Сочинского национального парка) / А. В. Белякова // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. М.: ВИНИТИ, 2006. — № 10. — С.82−97.
  9. А.В. Совершенствование практики управления особо охраняемыми природными территориями (на примере Краснодарского края) / А. В. Белякова // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. — Москва: ВИНИТИ, 2006. № 10. — С.12−18.
  10. Биосферные заповедники России/Специальный выпуск журнала «Russian Conservation News». М., 2001, № 27. — С. 11−17.
  11. К. Модели национальных парков/ К. Бишоп, М. Грин, А.Филипс.-М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000.-216 с.
  12. С.Н. Измерение эффекта от сохранения биоразнообразия через косвенную стоимость использования. Экономика сохранения биоразнообразия / А. А. Голуб, И. П. Плетникова, Е. Б. Струкова.
  13. М. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, 1995. -205 с.
  14. A.JI. Экономическое развитие России и рациональное природопользование / А. Л. Бобров, К. В. Папенов // Вестн.Моск.ун-та Сер.6.Экономика. 2004. № 2.- С.3−20.
  15. Ю.А. О проведении оценки и мониторинга реализации менеджмент-планов биосферных заповедников / Ю. А. Буйволов, А. Р. Григорян // Заповедное дело: Научн.-метод.Зап. -М.:1999. С. 101−111.
  16. М.К. Экономические модели Василия Леонтьева / М. К. Бункина, В. А. Семенов // Финансовый менеджмент.- М.: 2002. № 1.- С. 13−28.
  17. Т. Курортная зона в рыночной экономике / Т. Буркова // Профессия-досуг. 2000. — № 1. — С.50−53.
  18. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба Электрон.ресурс.: утв. Госкомэкологии 09.03.1999- Электрон.дан. -Режим доступа: http://www.biodat.ecoinfo.ru/doc/gef/GEF
  19. Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 559 // Рос.газ. 1996.- 22 мая. — С. 1−7.
  20. Государственный Шт вредП-канал «Россия» 2001 — 2009Электронный ресурс.: Сочи 2014. — Электрон.дан.- 17.08.06. — Режим доступа: http://skavkaz.rfn.ru/rnews.html?id=25 237&tid=1003 (дата обращения 20.08.2006).
  21. А.А. Современные экономические проблемы природопользования / А.А.Гусев- М.: Международные отношения, 2004. — 36с.
  22. Дж.А. и др., Экономический анализ воздействия на окружающую среду, М.: Вита-прессс, 2000. 150 с.
  23. Ежедневная общероссийская газета «Новые известия» Электронный ресурс.: Олимпийские новости. Электрон.данные. — Режим доступа: http://www.newizv.ru/news/2007−01−12/61 187/ (дата обращения 08.02.2008).
  24. М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М. А. Жукова. М.: Финансы и статистика, 2003. — 241 с.
  25. Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия /отв.ред.Ю. А. Веденина. М.:Изд-во Ин-та Наследия, 1999.-96с.
  26. Земельный кодекс Российской Федерации 25 окт. 2001 г. // Рос.газ.2001, № 211−212.-Ст.94.
  27. Зимние Олимпийские Игры «СОЧИ-2014» Антизаявочная книга / Администрации Краснодарского края и г. Сочи, различных средств массовой информации и др. М.: 2007. — 32 с.
  28. Интернет портал Пт вред? рации Краснодарского краяЭлектронный ресурс.: Электрон.дан. Режим доступа: http:// www.admkrai.kuban.ru (дата обращения 25.04.2009).
  29. Интернет-портал газеты «Коммерсант» Электронный ресурс.: Электрон.данные.- Режим доступа: http://www.kommersant.ru/index-news-y.html?id=l 11 510 (дата обращения 15.06.2008).
  30. Информационный портал «Энергетика и промышленность в России» Электронный ресурс.: Электрон, данные. — Режим доступа: http.//www.eprussia./lib/enstrtable8.htm
  31. Кавказский государственный природный биосферный заповедник. Электронный журнал.: Физико-географическая справка. — Электрон.дан. — Режим доступа: http://kgpbz.ru/index.php?option=comcontent&-task==view&-id=8&-Itemid=5 (дата обращения 25.04.2009).
  32. И.Л. Финансирование деятельности по сохранению биоразнообразия: многоуровневый анализ/ И.Л.Караченцев// Экономика природопользования. — 2004. № 5. С. 56−60.
  33. Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е. Ю. Колобовский — Изд. 2-е. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
  34. Конвенция по биологическому разнообразию, Рио-де-Жанейро, 1992 Электронный ресурс. — Электрон.дан. — Режим доступа: http://www.eco-union.ru
  35. Е.Н. Управление ООПТ: Концепция, формы организации: дис. .канд.экон.наук / Екатерина Николаевна Коронова- науч.рук. Старокожева Галина Ивановна- ГОУ ВПО «РИНХ» Ростов на Дону., 2006. -220 с.
  36. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 4 дек. 2006 г. № 200-ФЗ. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/index.html
  37. Новые методы инвестиционного менеджмента/Ю.А.Маленков М.: Изд. Дом «Бизнес-пресса» — 2002. — 208 с.
  38. Природы (WWF). Электронный ресурс. Электрон.дан. — Режим доступа: http:// www.wwf.ru/pskov/bull/bull 17/17.htm
  39. Методика WWF для быстрой оценки эффективности управления и определения приоритетности охраняемых природных территорий: Материалы конференции, март 2001 г. -М.: б.и., 2001.-178 с.
  40. Методические рекомендации по созданию фондов поддержки сохранения биоразнообразия / Российский проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» / отв.ред. Г. А. Моткина. -М.: НТВ-Дизайн, 2004.- 157 с.
  41. П.В. Экономический компенсационный механизм экосистемных услуг: дис. .канд.экон.наук / Петр Владимирович Михаленко- науч.рук. С.Н. Бобылев- МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2008. — 204 с.
  42. П. Прицельный олимпийский огонь / П. Михальчук // Эксперт. М.: 2004. — № 8. — С. 18−23.
  43. В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики / В. А. Морозов. М.: ТЕИС, 2004. — 192 с.
  44. А.Н. Экономическая эффективность управления землями особо охраняемых природных территорий: дис.. .канд.экон.наук / Александр Николаевич Недугов- научн.рук. С.А.Гальченко- Государственный университет по землеустройству. М., 2007. — 180 С.
  45. О береговой зоне Черного и Азовского морей на территории Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 16 нояб. 98 № 156 КЗ // Сборник законодательных актов. — 2002.- С. 18−27.
  46. О внесении изменений и дополнений в Указ президента № 651 от 25.05.1999 «О структуре Федеральгых органов исполнительной власти»: Указ президента РФ № 724 от 08.06.1999.//Рос.газ. 1999.- 15 сент. -С.11−15.
  47. О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта: федер.закон. От 26 октября 2007 г. № 238-Ф3. // Рос.газ. — 2007. — 26 окт. — С.4.
  48. О животном мире: федер.закон. От 24 апреля 1995 г. № 52-Ф3.//Рос.газ.-2003.~11 нояб. — С.27−28.
  49. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон № 26-ФЗ от 23.02.95.//Рос.газ. -1995.-28 фев. С.3−5.
  50. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 07.08.96 № 41-КЗ. // Сборник законодательных актов. 2003.- С.23−27.
  51. О создании туристско-спортивного горноклиматического комплекса «Красная Поляна» в городе Сочи: (Постановление Главы города Сочи от 28.08.02 № 512). Сочи., б.и. — 2002. — 18 с.
  52. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ президента РФ № 867 от 17.05.2000Электронный ресурс.: Ред. От 25.11.2003. — Электрон. Дан.- Режим доступа: http://nalog.consultant.ru/doc45209.html
  53. О структуре Центральных органов федеральной исполнительной власти: Указ президента № 1148 от 30.09.1992 Электронный ресурс.: Ред. От 29.04.2008. Электрон. Дан.- Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=LAW-n=963
  54. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Краснодарского края от 06.02.03 № 558-КЗ// Кубанские новости, № 33−34, 19.фев. 2003. С.13−19.
  55. Об организации инвестиционно-кредитного финансирования первоочередных программ развития города Сочи на период 1998—2003 годы. Новая концепция Сочи: 07.05.98 //Сборник законодательных актов. — 2003.-С.11−27.
  56. Об охране окружающей среды: федер. закон № 7 — ФЗ от 10.01.2002 .: (постановление Правительства Рос. Федерации от 20.12.2001). М. [б.и.], 2003. -[118] с.
  57. Об особо охраняемых природных территориях: фед. закон от 14.03.1995, № 33-ФЗ. // Рос. Газ. -2008.- 9 дек. 33 с.
  58. Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 31.12.2003, № 656-КЗ. М.: б.и., 2004. — [178е.
  59. Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения: Указ президента РФ № 176 от 20.02.95 // Рос.газ. 1995.-28 фев. — С. 4−5.
  60. Олимпийские Зимние Игры «Сочи — 2014» Электронный ресурс.: Официальный сайт Олимпийского движения «Сочи-2014». Электрон.дан. — Режим доступа: http://sochi2014.com/sochirussian — 25k
  61. Олимпийские инвестиции «Мега проект «Сочи-2014: инвестиционные возможности» / Рабочая группа «Олимпстрой». М.: 2008. — 66 с.
  62. Опыт и перспективы интеграции охраняемых территорий в социально-экономическое развитие регионов России: сб. материалов/ редкол.: В. Н. Тырлышкин, Т. Ю. Минаева.-Тула: Гриф и К, 2001.- 40 с.
  63. Организация и управление гостиничным бизнесом: учебник / под ред. A. JI. Лесника, И. П. Мацицкого, А. В. Чернышева. М.: Интел Универсал, 2007.-400 с.
  64. Особо охраняемые природные территории России (ООПТ) Электронный ресурс. — Электрон.дан. — WWF России — Режим доступа: www.wwf.ru/reserves/ 28 — Дата обращения 3 фев.2009 г.
  65. Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательства / отв.ред. А. С. Шестакова.- М.: Издательство КМК, 2003. 352 с.
  66. Охраняемые территории: Сочи-2014Электронный ресурс.: Позиция WWF. — Электрон.данные. Режим доступа: http://www.wwf.ru/about/whatwedo/reserves/sochi2014/ (дата обращения 18.06.2008).
  67. О.С. Возможности использования основных европейских концепций по продвижению экологического туристского продукта в российских условиях / О. С. Пензина // Вестник Санкт-Петербургского
  68. Государственного Университета, Серия 5, Экономика, отв.ред. Вербицкая JI.A. СПб.: СпбГУ, 2008. — выпуск 3. — С. 140−147.
  69. Перечень курортов России с обоснованием их уникальности по природным лечебным факторам- Методические указания- Министерство здравоохранения РФ от 22.12.99. № 99.- 228 с.
  70. Платежи за экосистемные услуги: теория, методология и зарубежный опыт практического использования Электрон.ресурс. — Электрон.дан. — 35 с. — Режим доступа: http://www.wildnet.ru/docs/Plateji.pdf (дата обращения 15.01.2008).
  71. Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 30.11.97 г. № 1487. — Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1997. — № 23. — С.2096−2097.
  72. А. Новая газета Электронный ресурс.: Сочи -олимпийские перспективы. А.Полухин. Электрон.дан. — Режим доступа: http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/07n/n07n-s00.shtml (дата обращения 24.12.2008).
  73. Проблемы конструктивной географии. Теоретические основы рекреационной географии / Монография- Пт вред. И. П. Герасимов, В. С. Преображенский. М.:Издательство «НАУКА», 1975. — 224 с.
  74. Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта утверждена: постановление Правительства Российской Федерации от 29.12. 2007 г. № 991 // М.: б.и., 2007. -38 с.
  75. Районы и города Краснодарского края: стат. Сб. / Краснодарский краевой комитет гос.статистики. Краснодар, 2003. — 297 с.
  76. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2004: стат.сб./ Федер. служба гос. Статистики (Росстат) — редкол. В. Л. Соколини др. — Офиц.изд. М.: Статистика России, 2005. — 966с.
  77. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2005: стат.сб./ Федер. служба гос. Статистики (Росстат) — редкол. В. Л. Соколини др. — Офиц.изд. М.: Статистика России, 2006. — 965с.
  78. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2006: стат.сб./ Федер. служба гос. Статистики (Росстат) — редкол. В. Л. Соколини др. — Офиц.изд. М.: Статистика России, 2006. — 960с.
  79. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2006: стат.сб./ Федер. служба гос. Статистики (Росстат) — редкол. В. Л. Соколини др. — Офиц.изд. М.: Статистика России, 2007. — 972с.
  80. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2007: стат.сб./ Федер. служба гос. Статистики (Росстат) — редкол. В. Л. Соколини др. -Офиц.изд. М.: Статистика России, 2008. — 963с.
  81. Российский статистический ежегодник, 2004: стат. Сб. / Федер. служба гос. Статистики (Росстат) — редкол. В. Л. Соколин и др. Офиц. Изд. -М.: [б.и.], 2004. — 725 с.
  82. Рыночные методы управления окружающей средой / Учебное пособие отв.ред. А. А. Голуба. М.:ГУ ВШЭ, 2002. — 287с.
  83. Е.В. Моделирование взаимосвязей развития народного хозяйства и природоохранной деятельности / Е.В.Рюмина- Экономика и математические методы, т.27, вып.2. -М.: 1991.- 245 с.
  84. Е.В. Экономические последствия опасных процессов // Экономика природопользования: обзор информации. 1999. — № 4. — С.80−88.
  85. С.В. Оценка эффективности инвестиций в охраняемые территории / С.В.Соловьева// Сб.научн.трудов. Изд. МГУ. -2005.- С.34−39.
  86. . Финансирование особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по данным ВВФ США Электронный ресурс. / Б.Спаргел. — Электрон. Журн.- 2006. режим доступа: http://www.biodiversity.ru/publications/zpnp/archive/n32/finopt.html
  87. Стратегия социально-экономического развития Южного Федерального округа до 2025 года: «Проект транспортно-логистического комплекса Южного Федерального округа до 2025 г.» / Рабочая группа «Олимпстрой». М.: 2008. -29 с.
  88. Теория и практика экологического страхования: обращение с отходами: труды VI Всероссийской конференции, Москва Уфа: ИПР РАН, 2005.- 112с.
  89. Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды/ Т. Титенберг- пер. с англ. К.В. Папенова- под ред. А. Д. Думнова и И. М. Потравного. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 591 с.
  90. Укрепление экологических фондов в России / Датское агентство по охране окружающей среды, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Федеральный экологический фонд РФ. М.: Наука, 1999. -194 с.
  91. Т.С. Эффективность капитальных вложений в непроизводственную сферу / Т. С. Хачатуров // Вопросы экономики. 1979. -№ 1. — С. 47−58
  92. И.В., Герасимов Б. И., Быковский В. В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / Под науч. Ред. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. Техн. ун-та, 2002. — 112 с.
  93. ЮЗ.Шинкарев А. А. Совершенствование организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами субъекта Российской Федерации: дис.. .канд.экон.наук / Алексей Алексеевич Шикарев- ГУЗ. — М., 2001. — 160с.
  94. Экологическая вахта по Северному Кавказу//За соблюдение экологических требований при подготовке к 0лимпиаде-2014Электронный ресурс. Публикации. — Режим доступа: http://www.ewnc.org/?q=2014-cmp
  95. Adrian G. Davey. National Sustem Planning for Protected Areas. No. 1./ Davey G. Adrian. 1998. — p.71
  96. Anderson D. The Cost-Effectiveness of GEF Projects/ D. Anderson, R.H.Williams World Bank — GEF Working Papers, Working Paper Number 6, 1994.-200 p.
  97. Bagri, A. Economic Values of Protected Areas: Guidelines for Protected Area Managers / Bagri, A., F. Grey & F. Vorhies IUCN. — 1998. — 52p.
  98. Buckley R. Case studies in ecotourism / Ralf Buckley. — CABI, Wallington. -2003.-264 p.
  99. Bull A. The Economics of Travel and Tourism/ A.Bull. Melbourne. -1991−176p.
  100. Chape S. United Nations List of Protected Areas2003 / Stuart Chape, Lucy Fish. IUCN. 2003. — Gland, Switzerland and Cambridge. — 2003. — 56 p.
  101. Chichilnsky G. Equity and Efficiency in Environmental Markets: Global Trade in Carbon Dioxide Emissions, in Environmental Markets Equity and Efficiency / G. Chichilnsky and G.Heal. Columbia University Press, 2000. — 46−47p.
  102. Daniels T. Holding Our Ground: Protecting American Farms and Farmland / Daniels Т., D.Bowers. Island Press: Washington, DC, 1997. — 352 p.
  103. David L. Managing Sustainable Tourism / A Legacy for the FutureHaworth / L. David, Sr. Edgell. Hospitality Press, NY.: 2006. — 145p.
  104. Developing International Payments for Ecosystem Services: A Technical Discussion / UNEP, Geneva, September 12−13, Background Paper. 2006. —164p.
  105. Economic Instruments for Pollution Control and Natural Resources Management in OECD Countries: A Survey, Paris, OECD document ENV/EPOC/GEEI (98)35/REVI/FINAL, cop.1999. 280p
  106. Ecotourism, New One-Fifth of Market WTO Newsletter (2005) Electronic resource./ Electronic data/ January/February. — 2005/ - Mode access: http://www.world-tourism.org/ont/newsletter/janfeb05/ecotour.html
  107. Francis P. Sourcebook on Environmental Funds in Economics in Transition: A Regional Overview and Surveys of Selected Environmental Funds in Central and
  108. Eastern Europe and the New Independent States / Francis P, Klarer J., Petkova N. — OECD- Paris, 1999. -287p.
  109. Harris R. Sustainable Tourism: A Global perspective / R. Harris T. Griffin and P. Williams- Burlington Butterworth Heinemann, 2002. 31 lp.
  110. Hockings M., Stolton s., Dudley N. Evaluating Effectiveness: A Framework for Assessing the Management of Protected Areas. No. 6., 2000.-p. 121.
  111. Honey M. Ecotourism and sustainable development: who owns paradise. Martha Honey. Island Press, 2008. — 551 p.
  112. How effective are protected areas. A preliminary analysy of forest protected areas by WWF the largest ever global assessment of protected area management effectiveness, February.-N.Y.: WWF, 2004. — 161 p.
  113. Irene M.Herremans. Cases in Sustainable Tourism. An experiential Approach to Making Decisions / Irene M.Herremans. New York: THHP, 2007. -p.293
  114. Langholz, J. Ecotourism and privately owned protected areas, in D. Weaver (ed.), The Encyclopedia of Ecotourism / K, Brandon, J, Langholz. CAB International. — Wallington.: 2001. — p. 314.
  115. Lankford S. V. Developing a tourism impact attitude scale / Lankford S. V., Howard D. R. //Journal of Travel Research. 2001, — №.78.- 18−27 p.
  116. Lowell С Journal of Travel Research Ecotourism Statistical Fact Sheet The International Ecotourism Society / Carren Lowell. Madrid .: 2006. — 12p.
  117. McKercher B. Cultural tourism: the partnership between tourism and cultural heritage management / Bob McKercher, Hilary du Cros. — The Haworth Hospitality Press, NY.: 2006. 265 p.
  118. Mose I. Sanfter Tourismus im Nationalpark Hohe Tauern. Vechtaer Arbeiten zur Geographic und Regionalwissenschaft / Ingo Mose. Vechta.: 1988. -250s.
  119. Mowforth M. Tourism and Sustainability. Development and new tourism in the Third World / Munt I., Mowforth M- Routledge: New York, 2006. 338p.
  120. Paul FJ. Eagles, Sustainable Tourism in Protected Areas. Guidelines for Planning and Management. / Paul FJ. Eagles, Stephen F. McCool and Christopher D.Haynes. IUCN.- 2004. p. 188
  121. Phillips A. Financing Protected Areas: Guidelines for Protected Area Managers: A.Phillips. WCPA of IUCN. 2002. — p. 68.
  122. Shabman L.A. Economic value of natural coastal wetlands: A Critique/ L.A.Shabman, S. Bastie// Coastal Zone Management Journal, 4.- 1978.-pp.231−247.
  123. The Inter-agency planning group for Environmental Funds, UNDP, New York, Experience with Conservation Trust Fund, Evaluation, UNDP, 1998. — 191 p.
  124. United States Department of Agriculture (USDA) Electronic source.: 2001- Electronic data- Mode access: http://www.usda.gov/agency/obpa/Budget -Summary
  125. Wells M.P. Economic perspectives in nature tourism, conservation and development. Pollution and Environmental Economics Division, Environmental Economics Series,/ M.P. Wells. World Bank, Washington, USA, 1997. -260p.
  126. Wunder S. Payments for Environmental Services: Some Nuts and Bolts / S.Wunder. CIFOR, Occasional Paper, № 42, 2005. — 105 p
  127. Карты границ ООПТ Сочинского региона
  128. Источник: Центр охраны дикой природы: Информационно-справочная система ООПТ1. России1. Кавказский заповедник2. Сочинский заказник
  129. Сочинский национальный парк и округ санитарной охраны курорта
  130. Состав органов государственного управления рекреационного комплекса Сочинского региона в условиях Программы «Сочи 2014»
Заполнить форму текущей работой