Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в том, что: этическое учение Владимира Соловьева осмыслено с точки зрения, педагогики, что позволило показать его просветительскую направленность и воспитательную ценностьвыявлены основные положения этического учения B.C. Соловьева^, являющиеся основой его педагогических идей и заключающиеся в рассмотрении понятий добра, блага всеобщего и индивидуального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-философские основы развития нравственной личности в учении B.C. Соловьева
    • 1. Просветительско-педагогическая деятельность B.C. Соловьева
    • 2. Этическое учение B.C. Соловьева — учение об утверждении добра
    • 3. Развитие нравственности человека как целостный социо-духовный процесс
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Философско-педагогическое учение B.C. Соловьева о духовно-нравственном воспитании
    • 1. Совершенствование человека как важнейшая педагогическая проблема учения B.C. Соловьева
    • 2. Семья и общество как институты воспитания
    • 3. Государство как механизм духовно-нравственного воспитания
  • Выводы по II главе

Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах В.С. Соловьева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перемены, произошедшие в России в течение последних двух десятилетий, привели к коренным переломам в жизни общества, государственных институтов и социальных отношений. Страна столкнулась с серьезным духовным кризисом всех сфер общества, и в том числе воспитания.

В этой ситуации одной из приоритетных и жизненно важных задач стало возрождение духовно-нравственного воспитания подрастающего покоt ления. Решение этой проблемы занимает большое число педагогов-практиков, психологов, социальных работников, общественных деятелей. Среди ученых, изучающих данную проблему, можно назвать таких исследователей, как К.А. Абульханову-Славскую [Абульханова-Славская, 1991],.

A.С. Арсеньева [Арсеньев, 2001], B.C. Безрукову [Безрукова, 2001], Е.П. Бе-лозерцева [Белозерцев, 2003], Б. С. Братуся [Братусь, 1995], Т. П. Грибоедову [Грибоедова, 1996], М. Я. Дворецкую [Дворецкая, 2000], С.Ю. Дивногор-цеву [Дивногорцева, 2004], О. В. Долженко [Долженко, 1995], В. В. Знакова [Знаков, 1995], С. Ф. Иванову [Иванова, 1999], И. М. Ильичеву [Ильичева, 2003], А. А. Королькова [Корольков, 1998], М. Н. Костикову [Костикова, 2001], Н. И. Лифинцеву [Лифинцева, 2003], Б. Т. Лихачева [Лихачеву 1995],.

B.В. Медушевского [Медушевский, 1996], В. М. Меньшикова [Меньшиков, 2004; 2006], Н. А. Нарочницкую [Нарочницкая, 2004], Н. Д. Никандрова [Ни-кандров, 1997; 1998; 1999], В. А. Никитина [Никитин, 2001], Б. В Ничипорова [Ничипоров, 1994], А. Г. Пашкова [Пашков, 1995], С. В. Перевезенцева [Пе-ревезенцев, 2005], Т. И. Петракову [Петракова, 1998; 1999], Л. М. Погодину [Погодина, 1996], И. М. Подушкину [Подушкина, 1999; 2001], В.А. Сластени-на [Сластенин, 2001], В. И. Слободчикова [Слободчиков, 2004; 2005], Е. Т. Смирнову [Смирнова, 2003], А. Н. Стрижева [Стрижев, 1993; 1999], Л. В. Сурову [Сурова, 1996; 2000], Ю. В. Троицкого [Троицкий, 1994; 1998; 2001], А. И. Шпеко [Шпеко, 1998] и др.

В их трудах раскрывается сущность понятий духовности, нравственности, духовно-нравственного воспитания, а также определяются содержание и технологии духовно-нравственного воспитания.

Одним из важнейших направлений этих исследований становится осмысление исторического опыта теоретического и практического решения проблем духовно-нравственного воспитания и становления человека. Впеда-гогическую науку возвращаются имена, незаслуженно забытые втечение I многих десятилетий, их учения, входящие в сокровищницу национальной и мировой философской, социальной, психолого-педагогической мысли. Среди них блестящая плеяда русских философов второй половины XIX — начала XX вв. В последние годы появляется все больше работ, посвященных педагогическому наследию B.C. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, В.В. Зень-ковского, А. Ф. Лосева, В. В. Розанова, Г. В. Флоровского, И. А. Ильина,. Н. О. Лосского и др.

Однако в науке пока мало изучено теоретическое педагогическое, наследие философа B.C. Соловьева, всю жизнь работавшего над проблемами^ нравственного развитияформированиясовершенствования' и воспитания личности.

Владимир Сергеевич Соловьев — ярчайший представитель русской философии конца XIX — начала XX вв., основоположник русской религиозной философии, давший начало совершенно новому направлению ее развития, создатель оригинальной систематической теории нравственности. Результаты изучения его творчества отражены в трудах И. М. Андреева [Андреев, 2002], В. Ф. Асмуса [Асмус, 1988; 1994; 2005], Н. А. Бердяева [Бердяев, 1990; 1991; 2002], А. А. Блока [Блок, 2000], С. Н. Булгакова [Булгаков, 2002], В.В. Зень-ковского [Зеньковский, 2001; 2005], В: И. Иванова [Иванов, 2002], А. Ф. Лосева [Лосев, 1994; 2000], А. А. Никольского [Никольский, 2004], Е. Н. Трубецкого [Трубецкой, 1991; 1994; 1995].

В настоящее время появились работы, посвященные различнымиаспектам философского наследия мыслителя,-труды В.Н. Акулинина-[Акулинии, 1990], Е. М. Амелиной [Амелина, 2000], П. П. Гайденко [Гайденко, 1994; 2001], А. Гулыги [Гулыга, 1990], Н. М. Зернова [Зернов, 1995], В.А. Ку-вакина [Кувакин, 1988], К. В. Мочульского [Мочульский, 1995], Е.Б. Рашков-ского [Рашковский, 1992; 1997; 2001], В. В. Сербиненко [Сербиненко- 1994], О. С. Соиной [Соина, 1990; 1991] и др.- а также диссертационные исследования Г. Д. Асанбаевой [Асанбаева, 1990], М. Беккер [Беккер, 2002], И. Ю. Бондаренко [Бондаренко, 2006], И. Я. Булгаковой [Булгакова, 2001], Е. М: Глухоt вой [Глухова, 1998], Е. С. Графовой [Графова, 2005], С. А. Душиной [Душина,.

1998], В. А. Евсеева [Евсеев, 2002], А. П. Котлевищева [Котлевищев, 1991], JI.B. Мартеевой [Мартеева, 2001], Б. В. Межуева [Межуев, 1997], Т. С. Оленич [Оленич, 1998], A.JI. Панищева [Панищев, 2005], А. Д. Равицкого [Равицкий,.

1999], Е. П. Сугатовой [Сугатова, 2001], И. В. Явчуновской [Явчуновская, 2001] и др.

Однако следует отметить, что самостоятельного исследования, посвященного изучению именно педагогических идей, разработанных B.C. Соловьевым, до сих пор нет. Между тем созданная мыслителем философия жизни, в основе которой лежит прежде всего гармоничное развитие и"совер-шенствование человеческой личности и, как следствие, всего человечества, способствовала решению важной педагогической проблемы нравственного воспитания человека на основе христианских, общечеловеческих и культурных ценностей. Тщательное изучение человеческой природы с философской, христианской точки зрения, возможностей человека в совершенствовании самого себя и окружающего мира, а также методов и путей воспитания «совершенного» человека дает реальные возможности существенного улучшения практики духовно-нравственного воспитания.

С учетом этого была выбрана тема диссертационного исследования «Идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах B.C. Соловьева».

Проблема исследования: какова совокупность фундаментальных фи-лософско-педагогических идей B.C. Соловьева, определяющих систему духовно-нравственного совершенствования и воспитания личности?

Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: философское наследие Владимира Соловьева.

Предмет исследования: совокупность основных идей духовно-нравственного воспитания и совершенствования человека в философском наследии B.C. Соловьева.

Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить общественно-педагогическую деятельность Владимира Соловьева.

2. Выявить сущность этического учения в философском наследии-мыслителя.

3. Раскрыть, понятие человека и пути его совершенствования в этике B.C. Соловьева.

4. Выявить особенности духовно-нравственного воспитания в семье и обществе в учении философа.

Теоретико-методологической основой исследования стали идеи о единстве материального и духовного мира, о приоритетной роли духовности в развитии человекао несовершенстве, незавершенности человеческой природы без духовной составляющейоб антропологической обоснованности нравственности как важнейшего начала в формировании личности человека и ее роли в развитии образования и воспитаниятеоретические подходы: культурологический, аксиологический, деятельностный и др.- а также общенаучные принципы: историзма, объективности и системности.

Методы и база исследования. В исследовании был использован комплекс методов: перспективный анализ литературных источников, их систематизация и классификация, а также сравнительно-сопоставительный, теоретико-исторический, ретроспективный анализ философского наследия Владимиpa Соловьева. Источниковедческой базой исследования являются труды мыслителя: философские и историко-педагогические сочинения, письма, воспоминания современников и последователей философа — С. М. Лукьянова, С. М. Соловьева, М. Д. Муретова, архиепископа Николая (Зиорова), Н.И. Ка-реева, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, А. А. Блока, С. Н. Булгакова, Вяч. Иванова, Е.Н. и С. Н. Трубецких, Н. Н. Страхова, B.JI. Величко и др.- труды исследователей творчества мыслителя, сочинения философов и педагогов по проблеме духовно-нравственного воспитания, документальные материалы, издания периодической печати.

Положения, выносимые на защиту:

— Владимир Сергеевич Соловьев — крупнейший и ярчайший представитель русской философии конца XIX — начала XX вв., основоположник нового направления в философии — религиозной философии, создатель первой систематической теории нравственности в истории России. Деятельность философа носила глубокую просветительскую направленность, а также воспитывающий характер. Основным ее содержанием было духовное наставление людей, возвращение их на путь христианской духовности и нравственности. Эти идеи B.C. Соловьев выражал1 в своих философских, литературных и публицистических трудах и публичных лекциях. Личность и деятельность философа оказали огромное влияние на общественно-педагогическое движение и взгляды русских педагогов конца XIX — начала XX вв.

— Основное понятие этического учения B.C. Соловьева — понятие Добра. Добро является определяющим, первичным свойством в жизни человека. Оно заложено в природе человека, поэтому нравственный| смысл жизни человека всегда обусловлен добром, служением ему. Сущность добра заключается в достижении действительного блага, блаженства, способного дать человеку полное и постоянное удовлетворение. Добро и благо в философии мыслителя являются понятиями, органически взаимосвязанными между собой, однако они не должны подменяться одно другим. Благо — это следствие добра, содержащего нравственные нормы, требования, идеалы, являющиеся общими для всех людей. На практике общее благо не должно быть подменено благополучием для каждого конкретного человека, т.к. благополучие является индивидуальным для каждого человека, а в идее добра заключена возможность достижения общего блага для всех людей. Добро представляет собой истинное содержание нравственности, являющейся основой нравственной философии. Одной из основных составляющих нравственной философии являются чувства человека, определяющие его отношение к поступкам и делающие их нравственными и безнравственными. Поступки человека являются показателями его духовных состояний: Содержанием этического учения B.C. Соловьева является теория нравственного развития человека, представляющая собой эволюцию фундаментальных нравственных качеств человека. Основными нравственными качествами человека, «краеугольными камнями» его нравственности являются-чувства стыда, жалости, благоговения. Стыд выражает отношение человека к тому, что ниже его, т. е. к материальной природе. Человек стыдится предметов, его недостойных, того, от чего он хочет избавиться. Жалость — чувство, которое испытывает человек по’отношению к равным себе. С жалостью тесно связаны чувства милосердия, доброты, любви. Благоговение человек испытывает к тому, что находится выше него, чего он стыдиться и жалеть не может. Чувство-благо-говения люди испытывают к Богу и Высшим силам. На трех основных, первичных чувствах основываются все остальные нравственные качества, которые B.C. Соловьев называет добродетелями (мужество, справедливость, любовь, правдивость и др.). Основными принципами нравственного развития человека являются принципы аскетизма и альтруизма. Первый принцип заключается в подавлении материальной природы человека, отведении ей вторичной роли в процессе нравственного развития человека и в требовании первичности духа. Аскетизм тесно связан с принципом альтруизма, выражающим христианское правило отношения людей друг к другу: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы он относился к тебе.

Человек в учении мыслителя представляет собой существо, в котором соединяются три элемента: божественный, материальный и собственно человеческий. Материальная природа — это не зло, она должна сосуществовать с божественной составляющей природы человека, что является залогом построения гармоничной личности. Совершенство — одно из основных понятий философии Вл. Соловьева. Оно представляет собой нравственное добро, тождество Добра, Блага и Блаженства. Цель совершенствования — достижения человеком высшей цели жизни — построение на земле Царства Божия. Достичь совершенства возможно в процессе совершенствования. Человек и Бог, по мысли философа, являются равноправными партнерами в деле совершенствования, нравственного преобразования личности и общества. Человеческая личность обладает даром свободы, способностью осознанного, самостоятельного выбора. Именно пользуясь свободой, человек отошел от Бога и создал свой мир, где существует добро и злопользуясь свободой, он должен сделать выбор между добром и злом, между возможностью совершенствованием и тем нравственным состоянием, в котором он находится. Основой нравственного совершенствования человека и общества является процесс воспитания. Нравственное совершенство человека — это результат духовно-нравственного воспитания, являющегося приоритетным видом воспитания. Оно, по мысли философа, представляет собой взаимодействие всех институтов общества (семьи, школы, государства) ввиду необходимости двигаться от низших к высшим ступеням нравственности, от нравственности личной к нравственности всеобщей, общечеловеческой. Основным институтом воспитания является семья, где с раннего детства начинается процесс духовно-нравственного воспитания. Главными составляющими семейного воепитания являются культ предков, брак и воспитание детей. Цель семейного воспитания заключается в передаче через потомков непрерывной связи между временными, преходящими поколениями, в сохранении этой связи. Высшим принципом семейного воспитания является воспитание чувства долга перед предками за перенятый опыт w чувства ответственности перед следующими поколениями за сохранение и преумножение этого опыта, а также воспитание способности активно пользоваться полученным наследием как живой движущей силой. Содержание семейного воспитания — вся общечеловеческая культура. Для полноценного духовно-нравственного воспитания должна осуществляться преемственность между воспитанием-семейным и-общественным.

Человек — существо общественное, поэтому процесс воспитания должен протекать в обществе. Механизмом регулирования общественных отношений является государство, оно же несет ответственность за осуществление в обществе различных видов воспитания. Приоритетными видамиобщественного воспитания являются духовно-нравственное, национальное (патриотическое), правовое (юридическое), трудовое (экономическое).

Духовно-нравственное воспитание представляет собой взаимодействие всех институтов общества, направленное на создание совершенного человека и построение совершенного общества, в соответствии с идеалом Бога и Царства Божия на земле. Духовно-нравственное воспитание является приоритетным видом воспитания в обществе.

Национальное воспитание предполагает любовь ко всем другим народам как к своему собственному. Человек, любящий и уважающий только свою нацию, не может быть истинным патриотом. Воспитание в духе настоящего патриотизма — важная задача государства.

Правовое воспитание — вид воспитания, являющийся основой существования государства как института регулирования общественных отношений, главная цель которого заключается в соблюдении гражданами юридических законов и, как следствие, в уменьшении количества противозаконных, безнравственных действий, а также в исправлении и возвращении на путь нравственного совершенствования людей, преступивших нравственные и юридические законы.

Трудовое воспитание представляет собой вид общественного воспитания, который направлен на создание материальных благ для обеспечения каждого человека необходимыми средствами существования для всестороннего совершенствования. Нравственен только труд на общее благо, основная задача, которого заключается в преобразовании и одухотворении материальной природы. Основополагающее значение во всех названных видах воспитания имеет духовно-нравственная! составляющая, что дает возможность эффективного и гармоничного нравственного совершенствования и преобразования личности >и общества.

Научная новизна исследования состоит в том, что: этическое учение Владимира Соловьева осмыслено с точки зрения, педагогики, что позволило показать его просветительскую направленность и воспитательную ценностьвыявлены основные положения этического учения B.C. Соловьева^, являющиеся основой его педагогических идей и заключающиеся в рассмотрении понятий добра, блага всеобщего и индивидуального, нравственной нормы, нравственных поступков и т. д., а также нравственной основы человека и ее роли в процессе духовно-нравственного воспитания личностиисследовано содержание учения B.C. Соловьева о природе человека, имеющей Божественную, человеческую и материальную составляющую, рассмотрены условия, способствующие воспитанию гармоничной личностираскрыта роль семьи, школы, общества и государства и их преемственности в воспитании личности, что позволило сделать вывод о необходимости рассматривать процесс воспитания как духовно-нравственное становление всего общества, нацииосмыслено значение нравственной философии B.C. Соловьева*для развития современной теории и практики семейного, школьного, общественного воспитаниязаключающееся в необходимости обращения и опоры в процессе воспитания на традиционные христианские ценности.

Теоретическое значение исследования состоит в томчто: раскрыты теоретико-педагогические' основы философского наследия Владимира Соловьевав теоретико-педагогический фонд введены труды мыслителя-по этике и нравственному воспитанию, которые могут быть использованы* для изучения духовности человека м решения актуальных вопросов теории духовно-нравственного воспитанияпоказана необходимость и своевременность для-теории, и практики*духовно-нравственного воспитания изучения философско-педагогического наследия B.C. Соловьеваматериалы диссертации могут помочь в дальнейших исследованиях проблем современного духовно-нравственного воспитания в контексте религиозной философии Владимира Соловьева. Практическое значение исследования состоит в следующем: показан ценностно-смысловой аспект духовно-нравственного", совершенствования человека, что способствует адекватному осознанию проблем и перспектив практики воспитания современной молодежирассмотренные в исследовании идеи мыслителя положены в основу региональной программы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи (2003;2008 гг.);

— положения и выводы исследования могут существенно обогатить содержание курсов философии, истории педагогики и образованияна основе материалов исследования могут быть разработаны соответствующие спецкурсы и спецсеминарыИсследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2003;2004 гг.) анализировалось и оценивалось современное состояние проблемы, степень ее изученности и разработанности, определялись методы, способствующие решению исследовательских задач, осуществлялся поиск необходимых материалов и источников.

На втором этапе (2005—2006 гг.) изучались философские труды Владимира Соловьева по обозначенной проблеме, шло теоретическое осмысление, обобщение, отбор материала.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) систематизировались и обобщались полученные результаты с учетом последних публикаций, осуществлялась их апробация в педагогической деятельности, проводилось окончательное оформление работы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены четкими методологическими позициями, применением методов, соответствующих его задачам, логике изложения, разнообразием источниковедческой базы, документальных, мемуарных и литературных источников, подтверждающих положения и выводы диссертации. Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись посредством участия в работе конференций по проблемам духовно-нравственного воспитания.

Структура диссертации. Исследование состоит из двух глав, введения, заключения и библиографического списка.

Во Введении обосновывается актуальность работы, определяются ее объект, предмет, цели и задачи, методы, источники, выявляются научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретико-философские основы развития нравственной личности в учении B.C. Соловьева» показаны общие основы этики философа, его понимание природы человека, нравственной личности, а также основные проявления нравственности в человеке.

Во второй главе «Философско-педагогическое учение B.C. Соловьева о духовно-нравственном воспитании» раскрыто понятие духовности, а также пути и средства совершенствования человека и общества, методы, содержание и цели духовно-нравственного воспитания.

В Заключении подведены итоги исследования и намечены перспективы дальнейшей работы.

Библиографический список включает 186 источников по теме исследования.

Выводы по главе II.

В основе всей философской системы Вл. Соловьева стоит человеческая личность. Философа интересовали вопросы бытия, смысла жизни, места в ней человека. Наибольшее внимание он уделял тому, каким должен быть человек, как он может преобразиться и преобразовать окружающий мир. По мысли философа человеческая природа состоит из двух частей — материальной И’духовной. Именно наличие последней предопределяет способность человека к совершенствованию и, как следствие, к достижению совершенства.

Процесс нравственного совершенствования опирается на нравственную основу в человеческой природе (чувства стыда, жалости, благоговения). Однако для формирования человека совершенного эта основа должна постоянно совершенствоваться, развиваться, что происходит в процессе духовно-нравственного воспитания. Воспитание должно осуществляться на всех ступенях общества: в семье, школе, государстве в целом.

Для полноценного нравственного развития и преображения человека и общества (создания идеальной модели общества — христианского государства) должна существовать преемственность в воспитании: от семейного к общественному.

В процессе духовно-нравственного воспитания первостепенную роль играет семья как «образцовая и образовательная ячейка всемирного братства, или человеческого общества, как оно должно быть». Семья — это место, где ребенок получает первые нравственные установки, знания, где приобщается крелигии. Семейное воспитание передается из поколения в поколением одухотворяется культом предков, браком и воспитанием детей.

Воспитание детей основано на твердой уверенности, что последующие поколения будут обязательно лучше предков, возьмут от них все лучшее. Межпоколенная связь играет огромную роль в воспитании, так как человечество, распавшееся на отдельные поколения, потерявшее между ними связь, никогда не сможет прийти к главной цели своего существования — достижению Царства Божия. Все поколения (и отошедшие, и еще не рожденные) должны рассматриваться как одно целое.

Семья и общество тесно связаны. Человек не может существовать вне общества, не может расти духовно в одиночку. Именно поэтому в процессе нравственного воспитания Вл. Соловьев отводит важную роль обществу и Церкви. Задача церкви в обществе состоит в духовном руководстве, государство же обязано следить за исполнением нравственных законов.

Государство как механизм регулирования отношений в обществе осуществляет следующие виды воспитания: духовно-нравственное, экономическое (трудовое), юридическое (правовое), национальное (патриотическое). Основой всех этих видов воспитания должна стать нравственная составляющая, только благодаря которой возможно создание гармоничной личности, человека собирательного, общественного, чьей конечной целью жизни и усилий являются судьбы всего человечества.

Задача и обязанность государства как общественной организации заключается в создании условий для нравственного воспитания, развития и совершенствования общества и его членов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение философского наследия Владимира Сергеевича Соловьева позволило нам прийти к следующему заключению.

Владимир Сергеевич Соловьев — крупнейший представитель отечественной философской мысли конца XIX — начала XX вв., основоположник особого направления в философии школы — русской религиозной философии, и первый в русской философии создатель систематической теории нравственности.

Личность достаточно противоречивая, философ не получил однозначной оценки и признания при жизни. Труды его начали выходить большими тиражами после смерти, а потом много позже — с начала 90-х гг. XX в.

Личность и творчество философа обладали ярко выраженной просветительской, воспитательной направленностью.

Задачей всей своей жизни Владимир Сергеевич считал преодоление разобщенности людей, расчлененности общества, объединение человечества во имя одной высшей цели — достижения на земле Царства Божия. Именно для этой цели необходимо нравственное совершенствование и воспитание.

Основной темой философии мыслителя является тема нравственного воспитания, совершенствования всех людей и общества в целом. Суть своего этического учения, его задачу философ видел в том, чтобы «показать добро как правдуто есть как единственный правый, верный себе путь жизни во всем и до конца — для всех, кто решится предпочесть его» [Явчуновская, 2001:7]. .

Другими словами, мыслитель показывает высшую цель жизни каждого человека — приближение к Богу, уподобление Ему посредством процесса его нравственного воспитания и совершенствования вместе с духовно-нравственным совершенствованием всего человечества.

Задача этики в этом процессе — указать человеку незыблемые нравственные ориентиры, которые являлись бы основой жизни, помогали бы сделать верный выбор в вечной борьбе добра и зла, в определении смысла человеческого существования.

Основной целью жизни всех людей Вл. Соловьев называет нравственную, добровольную организацию человечества во имя Добра.

Средством достижения главной цели жизни человека философ полагает «одухотворяющую работу человека над своею телесностью и над земною природой вообще. Настоящее средство для телесного воскресения есть поi корение плоти, непременное условие жизненной полноты есть подавление жизненной безмерности, или аскетизм» [Соловьев, 1988: 142].

Для формирования духовно зрелой, нравственной личности необходим процесс совершенствования, в результате которого формируется человек совершенный. Процесс совершенствования опирается на заложенную от рождения в природе человека основу нравственности, выраженную в чувствах стыда, жалости и благоговения. Эта основа нравственности в течение жизни< должна развиваться, что происходит в процессе духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание должно осуществляться на всех ступенях развития общества, начиная от семьи и заканчивая государством в целом.

Семье в процессе воспитания как «образцовой и образовательной ячейке всемирного братства, или человеческого общества, как оно должно быть» [там же: 355] Вл. Соловьев придавал первостепенное значение.

Семья — это место, где ребенок получает первые нравственные установки,-знания,-где приобщается к религии.-Такой-взгляд представляется-особенно важным в наше время, когда многие семейные ценности оказываются безвозвратно утраченными.

Семья является одним из истинных носителей нравственности при условии одухотворения в ней отношений и межпоколенных связей.

Семейное воспитание передается из поколения в поколения и одухотворяется культом предков, браком и воспитанием детей.

Семейное воспитание основано на семейной религии, представляющей собой «самое древнее, коренное и прочное учреждение в человечестве» [там же: 486], предмет ее — старшее поколение. Уже в язычестве почитание предков, родовая преемственность получают духовно-нравственное значение. Христианство придает особый смысл межпоколенным связям: в молитвах и таинствах устанавливается духовное взаимодействие, обе стороны (поколения уже отошедшие и еще не рожденные) помогают друг другу достичь высшей цели — вечного блага, спасения души. Каждый в семье должен являться целью для всех. Только при таком условии возможно подлинное уважение и любовь.

Основным постулатом семейного воспитания является безусловная вера в то, что последующие поколения будут обязательно лучше предыдущих, в противном случае теряется всякий смысл воспитания. В то же время ребенок в семье учится памяти к предкам, почитанию их, ведь без предыдущих поколений не было бы у людей возможности достижения главной цели. Поэтому все поколения (и отошедшие, и еще не рожденные) в нравственном плане составляют единое целое.

Представляется, что взгляды философа на семейное воспитание, несомненно, могут обогатить современную практику воспитания.

Опираясь на положение о том, что задача каждого человека — достижение совершенства, нравственную организацию человеческой жизни можно определить как совершенствование, при этом субъектом нравственной орга— —низации-выступает «единичный-человек совместно и-нераздельно с человеком собирательным, или обществом» [там же: 485]. Именно поэтому на следующих ступенях развития общества Владимир Соловьев рассматривает совершенствование общества, ведь у единичного человека не хватает сил и возможностей, чтобы в одиночку пройти путь от «зверочеловечества к бого-человечеству». Человек и общество взаимосвязаны: человек не может существовать один, вне социума, а совершенное общество немыслимо без совершенных людей. Кроме того, отмечает мыслитель, нравственность пронизывает всю структуру общества: касается государства, экономики, национальной политики, правового вопроса.

Именно поэтому наряду с семейным воспитанием большую роль в формировании человека нравственного мыслитель отводил общественным видам воспитания, в осуществлении которых определяющую роль играет государство как один из общественных институтов. Эти виды воспитания должны осуществляться при условии, что в основу личности человека кладется признание нравственной основы, заложенной в каждом от рождения. Только при этом условии возможно гармоничное развитие человеческой личности, превращение человека из отдельной личности в человека собирательного, общественного для перехода «из зверочеловечества в богочелове-чество». В противном случае теряется смысл государства как общественного института. Приоритетность нравственности должна стать законом развития и жизни* общества и государства. Основная задача государства — создавать своим гражданам условия для полноценного нравственного развития и преображения и следить за выполнением ими нравственных требований. Только. при таком условии возможно воспитание совершенного человека и построение совершенного общества, христианской модели государства.

Представляется, что идеи этической философии, а именно проблема нравственного воспитания и духовного совершенствования в философии Владимира Соловьева является особенно актуальной в наши дни и может с успехом применяться в теории и практике воспитания.

— —-Поводя-итог всей-нравственной философии, мыслитель, делает следующий вывод относительно нравственной организации человечества в целом: «Естественная организация человечества имеет тот смысл, что различные человеческие единицы и группы поставлены по природе в необходимость такого взаимодействия, при котором их частные потребности и деятельности уравновешиваются в результатах общего значения, ведущих к относительному совершенствованию целого» [там же: 484].

Таким образом, заключает философ, можно сделать вывод о действующей силе нравственной организации человечества, которой является,"ре-альное существо нравственного порядка. собирательный человек, или человечество, последовательно расчлененное на свои органы и элементы — народы, семьи и лица" [там же].

Высокая, оценка Вл. Соловьевым человеческой личности, ее огромного духовного потенциала не может игнорироваться при сегодняшнем дефиците человечности, порядочности, доброты, милосердия, любви, ответственности перед прошлыми и будущими поколениями за судьбы всего человечества.

Создание нравственной философии-было делом всей жизни мыслителя. Особая ценность его учения заключается в его практической направленности. Этику Вл. Соловьева можно рассматривать как один из возможных путей сделать лучше, чище, нравственнее не только человека, но и все общество.

Мыслитель был убежден в правоте своего учения и убеждал в этом других людей, указывая, что в его основу положены незыблемые христианские истины, проверенные тысячелетиями. Владимир Сергеевич надеялся, что его учение будет рано или поздно воспринято человечеством, и все значение его выражал следующим образом: «Я не только надеюсь, но также уверен., что истина, мною сознанная, рано или поздно будет сознана и другими, сознана всеми, и тогда своею внутреннею силою преобразует она весь этот мир лжи, навсегда с корнем уничтожит всю неправду и зло жизни личной и общественной, — грубое невежество народных масс, мерзость нравст-—венного-запустения образованных классов,.кулачное право между-государст-вами — ту бездну тьмы, грязи и крови, в которой до сих пор бьется человечество, все это исчезнет как ночной призрак перед восходящим в сознании светом вечной Христовой истины, доселе непонятой и отверженной человечеством, — и во всей своей славе явится Царство Божие — царство внутренних духовных отношений, чистой любви и радости — новое небо и новая земля, в которых правда живет, но невозможно ничтожному человеку постоянно жить в этом мысленном, еще не осуществленном для нас мире» [Соловьев, 1990:

172]. Для нас, потомков, все еще живущих спустя столетие «в бездне тьмы, грязи и крови», эти слова звучат как пророчество, как призыв остановиться и попытаться измениться самим и изменить в лучшую сторону окружающий мир.

Думается, что эта работа может стать основой для продолжения исследований по данной проблематике, поэтому перспективы нашего исследования мы видим в дальнейшем изучении духовно-нравственных и педагогических идей Владимира Сергеевича Соловьева, а также в разработке путей их, реализации в практике современного воспитания и образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульха-нова-Славская. -М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. , В.Н. Философии всеединства: От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому Текст. / В. Н. Акулинин. Новосибирск: Наука, 1990.- 154 с.
  3. , A.JI. Вопросы нравственности и права в религиозной философии Вл. Соловьева Текст. / A.JI. Алиева // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. 1999. — № 5. — С. 70−86.
  4. , И.М. Владимир Соловьев мистик в свете православия Текст.: в 2 т. / И. М. Андреев // Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA / Сост. В. Ф. Бойков, Ю. Ю. Булычев. — Т. 2. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2002. — С. 10−34.
  5. , Е.М. Общественный идеал в философии всеединства (от Вл. Соловьева к С.Л. Франку) Текст. / Е. М. Амелина. — М.: Изд-ль Е. Разумова, 2000. 252 с.
  6. Аристотель. О душе Текст.: собр. соч. в 4 т. / Аристотель / Под ред. В. Ф. Асмуса.-Т. 1.-М., 1976 г. С. 369−448.
  7. , А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями Текст.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. С. Арсеньев. — М., 2001. 592 с.
  8. , Г. Д. Гуманизм этики Вл. Соловьева Текст.: дисс.. канд. филос. наук: 09.00.03 / Г. Д. Асанбаева. М., 1990. — 1 74 с.
  9. Ю.Асмус, В. Ф. Античная философия Текст. / В. Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 2005.-408 с.
  10. , В.Ф. Владимир Соловьев Текст. / В. Ф. Асмус. — М., 1994. — 208 с.
  11. Асмус, В.Ф. B.C. Соловьев: опыт философской биографии Текст. / В. Ф. Асмус // Вопросы философии. 1988. — № 6. — С. 70−90.
  12. , М. Нравственная философия в «Оправдании добра» Вл. Соловьева Текст.: дисс.. канд. филос. наук: 09.00.03 / М. Беккер. — СПб., 2002.-125 с.
  13. , Е.П. Онтологическая реальность современного’педагогического образования Текст. / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 2003. — № 2.-С. 81−88.
  14. Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA: в 2 т. / Сост. В. Ф. Бойков, Ю. Ю. Булычев. — Т. 2. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2002. — С. 688−695.
  15. , Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева Текст. / Н. А. Бердяев // Книга о Владимире Соловьеве. -М., 1991.-С. 355−373.
  16. , Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века Текст. / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре (Философы русского послеоктябрьского зарубежья). М.: Наука, 1990.-С. 43−271.
  17. , Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей Текст. / Б. Н. Бессонов. М.: Луч, 1993. — 252 с.
  18. , В.В. Добро, истина и несуществование у Владимира Соловьева Текст. / В. В. Бибихин // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М.: ИФ РАН, 1998. — С. 71−95.
  19. , А.А. Рыцарь-монах Текст. / А. А. Блок // Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA: в 2 т. / Изд. подг. В. Ф. Бойков. Т. I. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. — С. 382−389.
  20. , И.Ю. Проблемы культурно-историческом типологии личности Текст.: дисс.. канд. филос. наук: 09.00.03 / 11 Ю. Бондаренко. -Ростов-на-Дону, 2006. 146 с.
  21. , Е.И. Из воспоминаний о Вл. Соловьеве Текст. / Е. И. Боратынская // Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA: в 2 т. / Сост. В. Ф. Бойков, Ю. Ю. Булычев. Т. 1. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. — С. 124−133.
  22. , С.Н. О В л. Соловьеве Текст. / С. Н. Булгаков // Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA: в 2 т. / Сост. В. Ф. Бойкой, Ю. Ю. Булычев. — Т. 2. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гумани i арного института, 2002.-^С. 682688.
  23. , С.Н. Природа в философии Вл. Соловьева Текст. / С. Н. Булгаков // Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA: в 2 т / Сост. В. Ф. Бойков, Ю. Ю. Булычев. Т. 2. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2002. — С. 618−646.
  24. , И.Я. Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX начала XX веков Текст.: дисс. канд. филос. наук: 09.00.03 / И. Я. Булгакова. — М., 2001. — 195 с.
  25. , JI.B. Владимир Соловьев. Жизнь и творения Текст. / JI.B. Величко // Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA: в 2 т. / Сост. В. Ф. Бойков, Ю. Ю. Булычев. Т. 1. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. — С. 233−294.
  26. Владимир Сергеевич Соловьев и современность: Сборник научных статей Текст. -М.: ВЗФЭИ, 2001. 165 с.
  27. Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А. Ф. Лосева Текст. / Отв. ред. А.А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи- сост. Е.А. Тахо-Годи. -М.: Наука, 2005. 631 с.
  28. Владимир Соловьев и философско-культурологпчеекая мысль XX века: материалы международной научной конференции Текст. Иваново, 2000.-287 с.
  29. , П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века Текст. / П. П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 427 с.
  30. , П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева Текст. / П. П. Гайденко // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С. 4754.
  31. , Р., Роднянская, И. Соловьев Владимир Сергеевич Текст. / Р. Гальцева, И. Роднянская // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. — С. 477−480.
  32. , И.И. Владимир Соловьев Текст. / И. И. Гарин. Харьков: Га-риниздат, 1994. — 240 с.- —-Зб.Глинский, Б.А.,-Козлова,.О. В. Хвобода в. мире B.C. Соловьева Текст. / Б. А. Глинский, О. В. Козлова. -М., 2001. 247 с.
  33. , Е.М. Просветительско-преподаваюльская деятельность B.C. Соловьева Текст. / Е. М. Глухова // Образование и общество. — 2004. -№ 2 (25). Март-апрель. С. 103−111.
  34. , Е.М. Философско-педагогическая концепция B.C. Соловьева в контексте его философской системы «всеединства» Текст.: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. М. Глухова.-М., 1998.-236 с.
  35. , Н. Нравственная философия Вл.С. Соловьева Текст. / Н. Городенский // Богословский вестник. 1899. — Февраль. — С. 287 321.
  36. , Е.С. Двойственная природа человека в философии B.C. Соловьева (философско-антропологический анализ) Текст.: дисс.. канд. филос. наук: 09.00.13 / Е. С. Графова. СП-г, 2005. — 158 с.
  37. , Т.П. Светский и религиозный подходы к понятию духовности Текст. / Т. П. Грибоедова // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности: в 2 ч. Ч.-1. — Томск. — 1996. — С. 37−39.
  38. , Н.Я. Владимир Соловьев. Оправдание добра. Нравственная философия Текст. / Н. Я. Грот // Вопросы философии и психологии. — 1897.-№ 36.-С. 155−160.
  39. , А.В. Гегель Текст. / А. В. Гулыга. М.: Соратник, 1994. — 256 с.
  40. , А.В. Поиски абсолюта Текст. / А. В. Гулыга // Новый мир. — 1987.-№ 10.-С. 245−253.
  41. , А.В. Философия любви: вступ. ст. Текст. / А. В. Гулыга // Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. Т. 1. — М.} 1990. — С. 33−46.
  42. , Е.И. Проблема свободного творчества в философии В. Соловьева Текст. / Е. И. Данилова // Проблема духовности человека в раскрывающихся горизонтах отечественной философии. Челябинск,------- ------- 1−993. —150-с.
  43. , М.Я. Святоотеческая психология: программа и конспект лекций Текст. / М. Я. Дворецкая. СПб., 2000. — 1 12 с.
  44. , В.Н. Проблема личности в этике B.C. Соловьева Текст. / В. Н. Денисов // На рубеже эпох: Из истории русской этической мысли конца XIX—XX вв.еков. Тамбов, 1996. — С. 90−99.
  45. , С.Ю. Теоретическая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / С. Ю. Дивногорцева: в 2 ч. Ч. 1. Введение впедагогическую деятельность. Теория и методика воспитания. — М., 2004.- 195 с.
  46. , О.В. Очерки по философии образования Текст. / О.В. Дол-женко. -М.: ПРОМО-МЕДИА, 1995. 240 с.
  47. , С.А. Проблема нравственного идеала в философии B.C. Соловьева Текст.: дисс.. канд. филос. наук: 09.00.03 / С. А. Душина. — СПб., 1998.- 128 с.
  48. , И.И. Образ человека в русской философии и культуре Текст. / И. И. Евлампиев // Что такое человек? / Под. ред. B.JI. Обухова.-СПб., 1996.-С. 35−52.
  49. Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2002. — С. 771−783.
  50. , И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней) Текст. / И. М. Ильичева. — М. Воронеж, 2003.-208 с.
  51. История этических учений: Учебник Текст. / Под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. — 911 с.
  52. , А. Владимир Соловьев как философ и моршшег Текст. / А. Ка-элас. — Калуга: Губернская Типо-Литография. 1908. — 32 с.
  53. , А. Религиозная метафизика Вл. Соловьева Текст. / А. Кожев // Вопросы философии. 2000. — № 3. — С. 104−135.
  54. , А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели Текст. / А. П. Козырев // Вопросы философии. — 1995.-№ 7.-С. 59−78.
  55. , В.Д. Глобальный гуманизм русского философа Текст. / В. Д. Комаров // Россия глазами русского: Чаадаев. Леонтьев, Соловьев / Сост. и ред. А. Ф. Замалеев. СПб., 1991. — С. 340−345.
  56. Кондаков,-И.В.Философская концепция всеединства висторической контексте русской культуры Текст. / И. В. Кондаков // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. 19. Вл. Соловьев. -М., 1996. С. 51−64.
  57. , А.А. Русская духовная философия Текст. / А. А. Корольков.-СПб., 1998.-576 с.
  58. , А.П. Философия нравственности Вл. Соловьева Текст.: дисс.. канд. филос. наук: 09.00.03 / А. П. Котлевпщев. — М., 1991. — 204 с.
  59. , Е. В. Этика B.C. Соловьева Текст.: дисс.. канд. филос. наук: 09.00.03 / Е. В. Кривова. М., 2005. — L33 с.
  60. , В. А. Философия В. Соловьева Текст. / В. А. Кувакин. М.: Знание, 1988.-64 с.
  61. , В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант — Гегель — Вл. Соловьев Текст. / В. В. Лазарев. М.: ИФ РАН, 1996. — 305 с.
  62. , В.В. Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл. Соловьев Текст. / В. В. Лазарев. М.: ИФ РАН, 2000. — 166 с.
  63. , Н.И. Душа как феномен и предмет воспитания в педагогике К.Д. Ушинского Текст. / Н. И. Лифпнцева // Реализация идей
  64. К.ДУшинского-впрактике современного образования: материалы VI
  65. Всероссийской научно-практической конференции. Курск: Изд-во КГУ, 2003.-С. 55−60.
  66. , Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Б. Т. Лихачев. М. 1995. — 282 с.
  67. , А.Ф. Владимир Соловьев Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1994.-230 с.
  68. , А.Ф. Владимир Соловьев и его время Текст. / А. Ф. Лосев. — М.: Молодая гвардия, 2000.-613 с.
  69. , Н.О. История русской философии Текст. / И. О. Лосский. — М.: Прогресс, 1994. 456 с.
  70. , С.М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии: в 3-х кн. Текст. / С. М. Лукьянов: кн. 1. М., 1990. — 439 с.
  71. , Л.В. Моральная концепция Вл. Соловьева: историко-философский анализ Текст.: дисс.. канд. филос. паук: 09.00.03 / Л. В. Мартеева. М., 2001.- 129 с.
  72. Марцинковский, В.Ф. B.C. Соловьев и Евангелие Текст. / В.Ф. Мар-цинковский. -М.: Протестант, 1991. 64 с.
  73. , В.В. Христианизация светского образования.Текст. / В. В. Медушевский // Русская школа. М., 1996. — С. 32−46.
  74. , Б.В. Отечественные истоки философии B.C. Соловьева (соци-культурный контекст 70−90 гг. XIX в.) Текст.: дисс.. канд. филос. наук: 09.00.03 / Б. В. Межуев. М., 1997 — 154 с.
  75. Меныпиков, В. М. Нужна лисегодня России реформа, образования? Текст. / В. М. Меньшиков / Отв. ред. С. В. Псрсвезепцсв М.: Фонд святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, 2006. — 64 с.
  76. , В.И. Логика Добра. Нравственный логос Владимира Соловьева Текст. / В. И. Моисеев. М.: Едиторнал УРСС, 2004. — 400 с.
  77. , К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение Текст. / К. В. Мочульский // Гоголь. Соловьев. Достоевский. — М.: Республика, 1995.-С. 63−216.
  78. , Н.А. Россия и русские в мировой истории Текст. / Н. А. Нарочницкая. М., 2004. — 536 с.
  79. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов Текст. / Сост. Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев и др. М.: Наука, 1995.-236 с.
  80. , Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3−8.
  81. , Н.Д. Национальные духовные традиции и будущее русского образования Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 2. -С. 3−7.
  82. , Н.Д. Нравственные уроки православия Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. — 1997. № 3. — С. 3−10.
  83. , Н.Д. Российская национальная идея и воспитание в духе православия Текст. / Н. Д. Никандров // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. М. 1999. — С. 21−30.
  84. , В.А. Основы православной культуры Текст. / В. А. Никитин. -М., 2001.-488 с.
  85. , А.А. Русский Ориген XIX века Владимир Соловьев Текст. / А. А. Никольский. СПб.: Наука, 2000. — 420 с.
  86. , Б. Оправдание добра. Нравственная философия Владимира Соловьева Текст. / Б. Никольский // Исторический веЪтник. — 1897.-май.
  87. , Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога Текст. / Б. В. Ничипоров. М., 1994. — 192 с.
  88. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования Текст. Выпуск XIX. Владимир Соловьев. — М: РАГС. 1996. — 206 с.
  89. , A.JI. Проблема соотношения нравственного и правовогосознания в русской религиозной философии: на материалах трудов
  90. B.C. Соловьева и И. А. Ильина Текст.: дисс.. канд. филос. наук: 09.00.13 /А.Л. Панищев. Тула, 2005. — 154 с.
  91. , С.В. Россия. Великая судьба Текст. / С.В. Перевезен-цев. М., 2005. — 704 с.
  92. , Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания Текст.: автореф. дпсс.. докт. пед. наук: 13.00.01 / Т. И. Петракова. М., 1999. — 36 с.
  93. Ш. Петракова, Т. И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся Текст. / Т. I. Петракова. — 1998.-94 с.
  94. , И.М. О поиске духовной опоры в развитии российского образования: тезисы докладов и выступлении Всероссийской научно-практической конференции Текст. / И. М. Подушкина. Курск, 1999. — С.253.
  95. , А.Д. Соотношение человека и космоса в философской системе B.C. Соловьева Текст.: дисс.. канд. филос. наук: 09.00.03 /
  96. A.Д. Равицкий. Курск, 1999. — 178 с.
  97. , Э.Л. Характер творчества и поэзии Вл. С. Соловьева Текст. / Э. Л. Радлов // Владимир Соловьев: PRO Г/Г CONTRA: в 2 т. / Сост.
  98. B.Ф. Бойков, Ю. Ю. Булычев. Т. 2. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2002. — С. 903−920.
  99. , Е.Б. Лосев и Соловьев Текст. / Е. Б. Рашковский // Вопросы философии. 1992. -№ 4. — С. 141−150.
  100. , Е.Б. Современное миропонимание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева Текст. / Е. Б. Рашковский // Вопросы философии. 1997. — Лг,) 6. — С. 92−105.
  101. , Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии 1890-х гг. Текст. / Е. Б, Рашковский // Вопросы философии. 2001. — № 6.-С. 94−104.
  102. , В.В. На панихиде по Вл. С. Соловьеву Текст. / В. В. Розанов // Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA: в 2 т. / Сост. В. Ф. Бойков, Ю. Ю. Булычев. Т. 1. — СПб.: Изд-во Русского Христ минского гуманитарного института, 2002. — С. 216−219.
  103. , В.В. Несовместимые контрасты жития Текст. / В.В. Роза-. нов. -М.: Искусство, 1990. 605 с.
  104. , В.В. О Вл. Соловьеве Текст. / В. В. Розанов // Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA: в 2 т. / Сост. В. Ф. Бойков, 10.10. Булычев. -Т. 1. —СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2002.-С. 152−159.
  105. , В. В. Памяти Вл. Соловьева Текст. / В. В. Розанов // Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA: в 2 т. / Сост. В. Ф. Бойков, Ю. Ю. Булычев. Т. 1. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2002. — С. 190−196.
  106. Русскаяправославно-ориентированная школа: Традиции, настоящее и будущее Текст. / Сост. и научн. ред. С. Ф. Иванова. М., 1999. — 224 с.
  107. Русская школа:.Духовно-нравственные проблемы воспитания Текст. / Сост. Л. Н. Погодина. М., 1996. — 224 с.
  108. , В.В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия Текст. / В. В. Сербиненко. -М.: Наука, 1994. 208 с.
  109. , Е.Т. Введение в религиозную психологм’о: Учебное пособие Текст. / Е. Т. Смирнова. Самара, 2003. — 160 с.
  110. , О.С. «Оправдание добра» Вл. Соловьева (опыт современногопрочтения) Текст./"О.С. Соина //Ос вобож-i сi1: ¦ г />уха / Под ред.
  111. A.А. Гусейнова, В. И. Толстых. М., 1991. — С. 187−207.
  112. , О.С. Этика самосовершенствования: JL Толстой, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев (Философское эссе) Текст. / О. С. Очша. М.: Знание, 1990.-64 с.
  113. , B.C. Великий спор и xpuci панская по титика Текст. /
  114. B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 1. Философская публицистика. -М.: Правда, 1989. — С. 59−167.
  115. , B.C. Грехи России Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 2. — М.: Правда, 1989. — С. 207−211.
  116. , B.C. Духовные основы жизни Текст. / B.C. Соловьев // Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 540 с.
  117. , B.C. Жизненная драма Плач она Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 2. — М., 1990. — С. 582−625.
  118. , B.C. Значение государства Гекст. / B.C. Соловьев // Спор о справедливости. М., 1999. — С. 849−861.
  119. , B.C. Идея сверхчеловека Текст. / В. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 2. — М&bdquo- 1990. — С. 626−634.
  120. , B.C. Из философии истории Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 2.-М.: Правда, 1989. — С. 323−343.
  121. Соловьёв, B.C. Критика отвлеченных начал Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 1. — М., 1988. — С. 581−745.
  122. , B.C. Критика отвлеченных начал. Наброски Текст. / B.C. Соловьев // Полное собр. соч. и писем в 20 т. Т. 3. — М.: Наука, 2001.-С. 403−420.
  123. , B.C. Лекции по истории философии Текст. / B.C. Соловьев // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 76−137.
  124. , B.C. Мир Востока и Запада Текст. / Ь. С. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 2.-М.: Правда, 1989.-С. 602−605.
  125. , B.C. На пути к истинной философии Текст. / B.C. Соловь- ев//Сочинения: в 2 т.-T.-2.-M., 199.0.-С. 324−338.
  126. , B.C. Народная беда и общественная помощь Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 2. — М.: Правда, 1989. — С. 370 383.
  127. , B.C. Национальный вопрос в России. Выпуск 2 Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 1. Философская публицистика. -М.: Правда, 1989. — С. 410−639.
  128. , B.C. «Неподвижно лишь солнце любви.» Стихотворения. Проза. Письма Текст. / B.C. Соловьев / Сост. и коммеит. Е. Носова. — М.: Московский рабочий, 1990. 445 с.
  129. , B.C. О духовной власти в России Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. — Т. 1. Философская публицистика. М.: Правда, 1989.-С. 43−58.
  130. , B.C. О подделках Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т.-Т. 2.-М.: Правда, 1989.-С. 305−316.
  131. , B.C. Общий смысл искусства Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1990. — С. 390−405.
  132. , B.C. Оправдание добра Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т.-Т. 1.-М.: Мысль, 1988.-С. 47−549.
  133. , B.C. Письмо к Тавернье. Май-июнь. 887 г. Текст] / B.C. Соловьев // Письма B.C. Соловьева: в 4 т. / Под ред. и с предисл. Э. Л. Радлова. Т. 4. — СПб., 1923. — С. 223.
  134. , B.C. Письмо к Цертелеву Д.П. Текст. / B.C. Соловьев // Письма B.C. Соловьева: в 4 т. / Под ред. и с предисл. Э. Л. Радлова. — Т. 2.-СПб., 1915.-С. 240.
  135. , B.C. Русский национальный идеал Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т, -Т. 2. М: Г1равда, 1989.- С. 286−295,
  136. , B.C. Смысл любви Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1990. — С. 493−547.
  137. , B.C. Смысл современных событий Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 1. Философская публпцистпкч. — М.: Правда, 1989.-С. 34−38.
  138. , B.C. София Текст. / B.C. Соловьев // Логос. 1993. — № 4. — С. 274−296.
  139. , B.C. Теоретическая философия Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 1.-М.: Мысль, 1990.-С. 757−831.
  140. , B.C. Три речи в память Достоевского Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1990. — С. 289−318.
  141. , B.C. Философские начала цельного знания Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 г. Т. 2. — М.: Мысль, 1990. — С. 139 288.
  142. , B.C. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра Текст. / B.C. Соловьев. Ми.: Хар^ест, 1999. — 912 с.
  143. , С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция Текст. / С. М. Соловьев. -М.: Республика, 1997. 429 с.
  144. Соловьевские исследования: Периодический сборник научных трудов Текст. Иваново, 2001. — Выпуск 1 — 236 е.- Выпуск 2 — 291 е.- Выпуск 3 — 163 е.- 2002. — Выпуск 5 — 294 е.- 2003. — Выпуск 6 — 288 е.- Выпуск 7 -238 с.
  145. Соловьевский сборник Текст. // Материалы международной конференции «B.C. Соловьев и его философское наследие» Москва. 28−30 августа 2000 г. М.: Феноменология — Герменевтика. — 2001. — 51 6 с.
  146. , Н.Н. Из письма к Л.И. Толстому Текст. / М. Н. Страхов // Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA: в 2 т. / Coci. В. Ф. Бойков, Ю. Ю. Булычев. Т. 1. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2002. — С. 93−94.
  147. , А., Фомин, С. Опыты православной педа’огикп Текст. /
  148. A. Стрижев, С. Фомин: книги 5-я, 6-я. М.: Л и iepa 1урчая учеба, 1993. — 239 с.
  149. Сугатова, Е. П. Проблема общественного идеала в философии
  150. B.C. Соловьева Текст.: дисс.. канд. филос. паук: 00 00.03 / Е. Г1. Сугатова. — Барнаул, 2001. 142 с.
  151. , JI.B. Методика православной педагогики Текст. / JI.B. Сурова: ч. 1. Педагогика. Школа. Человек. Клип, 2000. — 64 с.
  152. , JI.B. Православная школа сегодня Текст. / J1.B. Сурова. — Владимир, 1996.-495 с.
  153. , В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования Текст. / В. Ю. Троицкий // Педагогика. — 1998. — № 2.-С. 3−7.
  154. , В.Ю. Пути русской школы Текст. / В. Ю. Троицкий. — М., 1994.-96 с.
  155. , В.Ю. Русская школа и современное состояние образования Текст. / В. Ю. Троицкий // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 22−26.
  156. , Е.Н. Вл. Соловьев п его дело Текст. / E.II. Трубецкой // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. — С. 456−471.
  157. , Е.Н. Знакомство с Соловьевым |Текст. / ЕЛ I. Трубецкой // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. — С. 263−265.
  158. , Е. Н. Миросозерцание Вл. Соловьева Текст. / Е. Н. Трубецкой: в 2 т. Т. 1. -М.: Медиум, 1995. — 604 с.
  159. , Е.Н. Смысл жизни Текст. / 1:.П. Трубеикой. М.: Республика, 1994. — 432 с.
  160. , Н.Ф. Тема всеединства в философии B.C. Соловьева Текст. / Н.Ф. Уткина//Вопросы философии, 1989. — Кч 6. — С. 59−85.
  161. , К.В. Владимир Соловьев: микология образа Текст. / К. В. Фараджев. М: Аграф, 2000. — J 60 с.
  162. , И.Г. Владимир Соловьев и православие Текст. / И. Г. Федоров. М.: Трифонов Печенгский монастырь- «11овая книга" — „Ковчег“. -2000.- 112 с.
  163. , В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание Текст. / В. М. Филиппе:? // Педагогика. 1999. — Лг» 3. — С. 65−68.
  164. , С.С. После перерыва: пути русской философии Текст. / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейя, 1994. — 446 с.
  165. Школа православного воспитания: Сборник Текст. / Сост. А. Н. Стрижев. М., 1999. — 576 с.
  166. Школа православной России: Сборник Tckci. / Сост. А. И. Шпеко. — М., 1998.-200 с.
  167. , И.В. Идея совершенства и пробпсма совершенствования в нравственной философии B.C. Соловьева Текс.: дпсс.. канд. фи-лос. наук: 09.00.03 / И.В. Явчуновск- i. М., 200! — 136 с.
  168. Masaryk Th. G. The spirit of Russia. Studies in Ivstory, literature and philosophy / by G. Masaryk. Transl. from the German original by Eden and Cedar Paul. Vol. 1−2. London: G. AiloP’tUnwin L: d, Now York: The Mac-millan CO.-Vol. 2.-585 p.
  169. Sutton J. The religious philosophy of Vladimir Sc’ovyov: Towards a Reassessment. Basingstoke (Hants.) — London: Maciri’lan press, 1988. — XV. -247 p.
  170. Walicki A. History of Russian Thought: From the linlighlcnment to Marxism. Stanford Univ. press, 1979. — 217 p. о г^о
Заполнить форму текущей работой