Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Языковые средства создания эффекта детского мировосприятия в современной художественной автобиографии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема адресации текстов не решена нами однозначно. Художественные автобиографии Б. Д. Минаева и Н. И. Нусиновой репрезентированы как произведения для детского чтения. Действительно, «сюжетность», динамичность, приключенческая составляющая у Н. И. Нусиновой позволяют предположить адресата-ребенка. Однако обилие низкочастотной лексики, сомнительность пояснительного потенциала «списка трудных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АВТОБИОГРАФИЯ О ДЕТСТВЕ
    • 1. Архетип Божественного ребенка как общекультурная основа литературных образов детства
    • 2. Воплощение образов детства в фольклоре
    • 3. Динамика образа ребенка в художественной литературе о детстве
  • Выводы
  • Глава II. ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ В ДЕТСКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Картина мира ребенка в детской субкультуре
    • 2. Речевая среда ребенка
    • 3. Речь младшего школьника: лексика, синтаксис
    • 4. Художественные средства детской литературы
  • Выводы
  • Глава III. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТА ДЕТСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ О ДЕТСТВЕ
    • 1. Повесть П. В. Санаева «Похороните меня за плинтусом»
      • 1. 1. Смысл заглавия «Похороните меня за плинтусом»
      • 1. 2. Жанровая принадлежность текста
      • 1. 3. Структура повествования
      • 1. 4. Образ «я» в автобиографической повести П. Санаева
      • 1. 5. Языковые средства выражения комического
      • 1. 6. Приемы создания эффекта детского мировосприятия в автобиографической повести П. Санаева
    • 2. Произведение Александра Грищенко «Вспять»
      • 2. 1. Смысл заглавия повести «Вспять»
      • 2. 2. Жанровое своеобразие автобиографической повести А.И.Грищенко
      • 2. 3. Языковые средства создания эффекта детского мировосприятия
      • 2. 4. Образ «я» в повествовании А.И.Грищенко
      • 2. 5. Образ детства в повести А.И.Грищенко
      • 2. 6. Образ времени в повести А.И. Грищенко
    • 3. Повесть Бориса Минаева «Детство Лёвы»
      • 3. 1. Жанровое своеобразие автобиографической повести Б. Д. Минаева «Детство Левы»
      • 3. 2. Композиция произведения Б. Минаева «Детство Левы»
      • 3. 3. Повествовательная структура произведения
      • 3. 4. Языковые средства выражения комического
      • 3. 5. Образ Левы. Создание эффекта детского мировосприятия в повести Б.Д. Минаева
      • 3. 6. Образ детства в повести Б.Д. Минаева
    • 4. Повесть Натальи Нусиновой «Приключения Джерика»
      • 4. 1. Жанровое своеобразие автобиографической повести Н. И. Нусиновой «Приключения Джерика»
      • 4. 2. Композиция произведения «Приключения Джерика»
      • 4. 3. Структура повествования
      • 4. 4. Лексические приемы создания эффекта детского мировосприятия
      • 4. 5. Синтаксические приемы создания эффекта детского мировосприятия
      • 4. 6. Образ «я» в автобиографическом повествовании Н.И. Нусиновой
      • 4. 7. Языковые средства комического в повести Н.И. Нусиновой
  • Выводы

Языковые средства создания эффекта детского мировосприятия в современной художественной автобиографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детство сегодня является предметом исследования целого ряда научных дисциплин. Интерес к художественному осмыслению детства проявляется со стороны психологии, (В.В. Абраменкова, Б.М. Бим-Бад, И. С. Кон, В. В. Нуркова, М. В. Осорина, О. Ю. Трыкова, М.П. Чередникова), истории (Ю.П. Зарецкий, О. Е. Кошелева, A.A. Сальникова), фольклористики (В.В. Головин, С.М. Лойтер), философии (J1.K. Нефедова), педагогики (Е.В. Нефедова, И.А. Якимов). Сформировались такие направления, как педагогическая антропология, предметом изучения которой является становление личности в условиях образовательного процесса (Б.М. Бим-Бад, Е. Г. Ильяшенко, O.E. Кошелева, Г. А. Новичкова, А. П. Огурцов и др.) — советология и история детства, объединяющие специалистов разных областей.

В литературоведении обращение к теме детства традиционно связано с исследованием творчества конкретного писателя. В этом ключе проблему детства разрабатывали О. Н. Белокопытова, И. А. Кокина, H.A. Коновалов, М. А. Крылова, С. И. Машинский, Н. Г. Николаева, В. В. Сальникова и др. Другой подход объединяет исследователей творчества группы писателей, современников и/или авторов произведений, близких по идейному содержанию. Подобные исследования продуктивны для выявления закономерностей литературного процесса в определенных историко-культурных условиях. Данный подход реализован в работах Л. И. Бронской, JI.B. Долженко, JI.H. Савиной, Е. Ю. Шестакова и др.

За последнее десятилетие в филологической науке наметились новые подходы к осмыслению детства. Так, В. В. Головин сближает литературоведческий и психологический методы интерпретации текста, обнаруживая в изображенных писателями субкультурных ситуациях детства архетипические мотивы. По мнению ученого, совпадения между картиной мира, представленной в художественном произведении о детстве, и картиной мира ребенка обеспечивает приверженность детей к художественному тексту и гарантирует детское мифотворчество на его основе.

Перспективным направлением в изучении автобиографии о детстве является жанровый подход. Жанр автобиографии сложен в определении, так как черты автобиографичности обнаруживаются в произведениях разных жанров, от романа, в котором автор неизбежно использует жизненный опыт, до лирики, пронизанной личностными смыслами. Единого мнения о жанровой дифференциации эго-текстов не выработано. Внимание представителей данного направления обращено к вопросам канона и динамики жанра, что подразумевает исследовательскую работу на базе обширного текстового материала. Жанровый подход реализован в работах Л. Б. Караевой, Т. М. Колядич, H.A. Николиной. Нам он представляется продуктивным, так как носит интегративный характер и объединяет приемы лингвистики и литературоведения. Образно говоря, если прочие подходы изучают «этологию» произведения, то жанровый подход ориентирован на «анатомию» текста.

Автобиографическая повесть о детстве рассматривается как художественно-автобиографическое произведение (JT.H. Савина, В.В. Сальникова). В основе повести лежат личные воспоминания писателя, но произведения не относятся к документальной литературе, поскольку не менее важную роль в текстостроении играет и художественный замысел. H.A. Николина включает автобиографическую повесть о детстве в группу художественных произведений, использующих жанровую форму автобиографии и опирающихся на реальные факты жизни автора [2002: 12].

Обзор современных научных направлений и художественных практик свидетельствует о стремлении к всестороннему осмыслению феномена детства. Исследования по этнографии и истории детства показывают, что понимание феномена детства тесно связано с конкретной культурно-исторической ситуацией: «детство есть культурно-исторический феномен, который можно понять лишь с учетом возрастного символизма, т. е. системы представлений и образов, в которых культура воспринимает, осмысливает и легитимирует жизненный путь индивида и возрастную стратификацию общества», — утверждает И. С. Кон. [Кон, 1999: 52] Концепция детства является частью мировоззрения. Она формируется под воздействием научного познания, художественной литературы, СМИ, маркетинговых и прочих повседневных практик. В художественной литературе запечатлено как имплицитное, так и явное исторически сложившееся отношение к детству. Специфика литературного определения детства состоит в том, что оно носит афористический характер и отличается высокой эмоциональностью. [Нефедова, 2005(3): 199−200].

Актуализация жанра автобиографии о детстве в настоящее время связана с адаптацией общества к смене политической парадигмы страны. Современные автобиографии о детстве посвящены художественной реконструкции личного опыта и его интерпретации в контексте социальной, культурной и/или политической обстановки советского времени. Обращение к теме детства обусловлено соотнесенностью между мифологемами детства и ключевыми моментами жизненного выбора: инициацией, сепарацией, становлением системы ценностей и др. Художественная автобиография, хоть и привлекает внимание ученых, в настоящее время изучена недостаточно. Диссертантом обнаружено несколько исследований, где доминирует лингвистический подход: работы H.A. Николиной, В. В. Сальниковой и К.А. Фролова1. Актуальность комплексного изучения жанра подтверждается социальными явлениями (личностными и общественными поисками социальной идентичности в изменяющемся мире) и интересом научного сообщества к детским воспоминаниям, что связано с ожиданием увидеть исторический процесс в его непосредственном проживании, без «штампов» и Николина H.A. Автобиографическая повесть о детстве в современной литературе // Дети и книга. — М., 1992.-Вып. 1.-С. 12−24.

Николина H.A. Поэтика русской автобиографической прозы: Уч. пос. — М.: ФлинтаНаука, 2002 — 424 с. Сальникова В. В. Динамика лексического компонента образно-языковой картины мира ребенка: на материале книги С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»: Дис.. канд. филол. наук. Бирск, 2006.-261 с. Фролов К. А. Языковая специфика текстов художественной прозы для детей: Дис.. канд. филол. наук: Тверь, 2003. 158 с. по горизонтали". Архетипические образы детства являются одним из типологических средств, направленных на обобщение личного опыта. Актуальность изучения лингвистической стороны автобиографических произведений состоит в том, что выявления особенностей современной повествовательной стратегии о детстве позволяет описать комплекс константных (жанрово характерных) и вариативных языковых средств концептуализации детства и отображения ребенка в языке.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— осуществлен комплексный анализ текстов художественных автобиографий о детстве 1990;2000;х годов, на основе которого выявлены ранее не описанные языковые средства создания эффекта детского мировосприятия;

— предпринято внутрижанровое сопоставление языковых средств воплощения темы детства в произведениях с детской и общей адресацией;

— выявлены характерные для всех исследованных текстов лексико-семантические группы и синтаксические средства репрезентации образа ребенка;

— определено влияние идейного содержания исследуемых произведений на выбор языковых средств создания образа ребенка;

— выявлена особая роль средств комического в создании образа прошлого, описана языковая сторона этих приемов.

Целью предпринятого исследования является описание языковых средств создания эффекта детского мировосприятия в автобиографическом повествовании о детстве. Для достижения цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. изучить формы бытования образа ребенка на разных уровнях его культурного осмысления (научном и художественном);

2 Городок в табакерке. Детство в России от Николая II до Бориса Ельцина (1890−1990): Антология текстов «Взрослые о детях и дети о себе». Сост.В. Безрогов, К. Келли, А. Пиир, С. Сиротинина. Ч. 1: 1890 — 1940;М.-Тверь: Научная книга, 2008. -393 с.

2. осуществить комплексный анализ текстов художественных автобиографий о детстве и выявить языковые приемы создания эффекта детского мировосприятия;

3. сравнить языковые средства в художественных автобиографиях с детской и «взрослой» адресацией;

4. выявить лексико-семантический и синтаксический комплекс средств репрезентации образа ребенка;

5. определить влияние идейного содержания исследуемых произведений на выбор языковых средств создания образа ребенка.

Объектом исследования стали автобиографические произведения о детстве современных авторов: повести П. В. Санаева «Похороните меня за плинтусом» (1996), Б. Д. Минаева «Детство Лёвы» (2001), А. И. Грищенко «Вспять» (2004) и Н. И. Нусиновой «Приключение Джерика» (2007). Произведение А. И. Грищенко посвящено детству 80-х, П. В. Санаева — 70-хначала 80-х, Б. Д. Минаева — 60-х — начала 70-х, Н. И. Нусиновой — 60-м годам XX века. Эти художественные произведения отмечены литературными премиями, обсуждаются в ведущих научно-художественных журналах и известны широкому кругу читателей.

Предмет исследования — языковые средства создания эффекта детского мировосприятия, использующиеся для передачи прошлого осознания окружающей действительности.

Методологической основой диссертационного исследования послужили работы по истории и теории русской литературы М. М. Бахтина, Л .Я. Гинзбург, Е. М. Мелетинскогоосновоположников семиотической школы Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского и культурно-исторической школы Л. С. Выготского, в частности, А. Н. Леонтьева, С. Н. Цейтлин. Привлечена теория архетипа К. Г. Юнга. Анализ произведений базируется на антропоцентрическом подходе, что связано с идеей диалогического характера текстовой деятельности как особого способа соотнесенности «автор-текст-читатель» (М.М. Бахтин, Н. С. Болотнова, Л .Я. Гинзбург,.

Ю.Н. Караулов, К. Ф. Седов и др.). Цель исследования определила его методологию: сочетание лингвистического, литературоведческого и историко-литературного анализа. Применялся метод контекстного анализа, количественной оценки выявленных фактов, эмпирического обобщения данных и метод интерпретации.

Положения, выносимые на защиту:

1. В исследованных произведениях превалирует детская пространственно-временная точка зрения. При этом на языковом уровне детская и взрослая точки зрения не всегда разграничены, что отражается в смешении дискурсов и стилей речи.

2. В современных художественных автобиографиях преобладают конструкции, стилизованные под синтаксис становящейся речеязыковой системы ребенка 7−9 лет: парцелляция, параллелизм, повторы, что позволяет причислить данные синтаксические конструкции к традиционным приемам создания образа ребенка. Писателями активно используются сложносочиненные предложения с повторяющимися соединительным и противительными союзами.

3. В составе текстов преобладают слова семантических полей «родство», «психические состояния», «физические состояния», «предметно-вещная среда», «игра». При этом узко представлены жанрово характерные лексико-семантические группы «память», «воспоминания», «время», «образование».

4. Детская картина мира, отображенная в автобиографиях, лишь частично совпадает с собственно детской (по данным об особенностях детского лексикона). В автобиографиях не отражена «другоцентричность» мышления и частотность актуализации лексико-семантической группы «школа».

5. Помимо традиционных приемов создания образа ребенка: приема «отстраненного описания», ошибочной интерпретации слова, олицетворения, нами выявлены следующие: прием буквального воспроизведения речи взрослых в детском высказывании, прием нарушения логики сопоставления и определения, прием дискурсивного смешения, тематически «детского» сравнения и прием авторского комментирования речевого поведения героя (активность/пассивность, эмоциональность, паралингвистическое сопровождение детского высказывания).

6. Для анализируемых текстов характерен узкий перечень детских самоидентификаций. Доминирует семейная самоидентификация.

7. Архетипический мотив непреодолимости, выражавшийся в советской литературе, чаще всего, через героический поступок3, в современной литературе выражен через детский потенциал духовной независимости и жизнеспособности, что отражает идейную доминанту произведения.

8. При изображении прошлого писатели активно используют разнообразные средства и приемы комического. Юмор, ирония, самоирония, острота — виды комического, играющие конструктивную роль в создании образа повествователя. В ряде случаев комический эффект достигается за счет актуализации «зон» несовпадения картины мира ребенка и взрослого.

Теоретическая значимость состоит в том, что диссертантом обобщен и дополнен лексико-семантический и синтаксический комплекс средств создания образа ребенка, что может быть использовано при дальнейшем изучении произведений о детстве. Описание современных особенностей повествовательной стратегии о детстве открывает перспективы в изучении языковой личности авторапозволяет говорить о константных и вариативных языковых средствах концептуализации детства. Художественные языковые средства соотнесены с речевыми особенностями детей соответствующего возраста, что дает информацию о репрезентативных фрагментах детской картины мира, в том числе, языковой. Арзамасцева И. Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900;1930 годов. Дис. доктора филол. наук. М.: 2006. -453с.

Практическое значение. Основные выводы и обобщения, полученные в результате исследования, могут быть использованы в практике преподавания русского языка в вузе при изучении дисциплин «Филологический анализ текста», «Лингвистический анализ текста», частично, «Детская литература», а также в научной деятельности специалистов, изучающих культуру детства.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде докладов на научно-практических конференциях: «Наука, образование, инновации» (Москва, 2008, 2010), Всероссийской научной конференции «ПЕРЕКРЕСТОК КУЛЬТУРМУЗЕЙНАЯ ПАМЯТЬ» (Казань, 2009), Международной научной конференции «Булгаковские чтения» (Орел, 2009), III и IV конференции «Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения» (Севастополь, 2009, 2010), XII международной научной конференции «Виноградовские чтения» (Москва, 2011). По теме исследования автором подготовлены и опубликованы статьи, тезисы и доклады (9 работ), в том числе, в изданиях ВАК Минобрнауки России.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографии. Общий объем работы составляет 193 страницы.

Выводы:

Нами проанализированы художественные автобиографии, созданные в 1990 — 2000;х годах. Произведение А. И. Грищенко посвящено детству 80-х годов, П. В. Санаева — 70-м-началу 80-х, Б. Д. Минаева — 60-м-началу 70-х, Н. И. Нусиновой — началу 60-х годов XX века. Анализ художественных произведений был предварен биографическими сведениями об авторах. Информация о жизни и творчестве писателей позволила соотнести некоторые факты реальной и художественной биографии, что оказалось полезным для понимания временной организации текста. Биографии позволяют говорить об общности культурной среды, социального окружения, творческих интересов авторов. П. Санаев, Н. Нусинова и Б. Минаев являются выходцами из интеллигентных московских семей. Их родители заняты в творческих и научных профессиях.

Автобиографическое повествование XXI века запечатлевает образ советского детства. Автобиография — жанр, поэтика которого определяется интенцией передачи исторического опыта, прожитого в опыте личном [Бронская, 2001: 12−13]. Все анализируемые художественные произведения написаны от первого лица. Образ автора в большинстве случаев имплицитен. Субъектно-речевой план повествователя и героя-ребенка не всегда дифференцированы, что связано с целью писателя передать прошлые события глазами ребенка. Период, связанный с настоящим, например, момент повествования, обычно отражен в рамке текста (вступлении/завершении глав-новелл).

Совпадение оценочной точки зрения повествователя и героя (Б.Д. Минаев, Н.И. Нусинова) приводит к смешению средств стилизованной детской и авторской речи. Во всех произведениях, за исключением произведения А. И. Грищенко, конструктивную, характерологическую и информативную функции выполняет субъектно-речевой план персонажей. Включение в автобиографическое повествование диалогов и монологов повышает изобразительность повествования и выполняет ряд функций, связанных с идейной стороной произведения (например, у П. Санаева).

Последовательность событий определяется не хронологией или характером воспоминаний, а художественным замыслом произведения. Вопреки традициям автобиографического письма, не имеющего четко очерченного сюжетного финала, современные художественные автобиографии являются сюжетно завершенными произведениями. Структура и временная организация произведения свидетельствуют о преобладании художественного начала в жанре автобиографии о детстве.

Лексико-семантическая организация произведений включает стандартизированные лексические объединения автобиографии: эгоцентрическую лексику, хронотопы, слова со значением «существования», «память», «время». Конструктивная роль лексики семантических полей «память», «время», «воспоминания» ослаблена. Особый пласт лексики связан с темой детства. Это слова с семантикой «семья», «эмоции, чувства», «фантазия», «игра», «свое», «чужое», «предметно-вещная среда». В большинстве автобиографий отсутствует или узко представлена тема школы.

Среди языковых средств, репрезентирующих особенности детского мировосприятия, регулярно используются следующие:

1. Лексико-синтаксическая стилизация под детскую речь.

2. Слова семантических полей: «человек», «психические состояния», «отношения», «физические состояния», «фантазия», «игра».

3. Смешение делового и разговорного, художественного и разговорного стилей (например, использование советских штампов в детской речи и, наоборот, примет детского в контексте газетно-публицистического типа).

Стилизация под детскую речь на лексическом уровне включает:

1. Употребление разговорных и просторечных слов;

2. Использование «детских» фразеологизмов (вот тебе, ну и пусть);

3. Включение цитат из речи взрослого (прием точного повтора);

4. Использование приемов «отстраненного описания», ошибочной интерпретации значения слова, конкретизации (опредмечивания абстрактных понятий).

При создании образа ребенка авторы передают особенности детского мышления (чаще в прямой или внутренней речи):

1. Формулировка определения с опорой на конкретный пример.

2. Поиск известного в неизвестном (ем кость — вместо «емкость», им перья — вместо «империя»),.

3. Приверженность к общеизвестным фактам, к определенному кругу фабул при фантазировании.

4. Передача манеры речи: степень уверенности, экспрессивность, активность/пассивность, степень понимания некоторых ситуаций.

На синтаксическом уровне наиболее частотными приемами создания детского мировосприятия является парцелляция, параллелизм, широкое использование сочинительных союзов (часто, в начале предложения), использование цепочки однородных членов (сказуемых, выраженных глаголами и/или определений, выраженных качественными прилагательными).

Многофункционален графический прием. В широком смысле, он используется как способ разграничения детской и взрослой картины мира в художественной действительности текста. Графически выделяются: новые и/или непонятные слова, дифференцируются планы повествователя и героя-ребенка («список трудных и советских слов» Н. И. Нусиновой, пробелы у Б.Д. Минаева), выражается детская особенность восприятия языка, при которой часто используемые выражения приобретают значение фразеологизмов в становящейся речеязыковой системе ребенка {спокойнойночи, я-болыие-не-буду).

Передача детского мировосприятия отвечает особым идейно-эстетическим задачам произведения. Точке зрения ребенка уделяется центральное место. Детский взгляд на мир у Н. И. Нусиновой и П. В. Санаева является своеобразным этическим фильтром относительно мира взрослых: от ребенка-«судьи», критикующего некорректное поведение взрослых, до ребенка-«узника», переживающего кошмар повседневности. У А. И. Грищенко передача детского мировосприятия нацелена на «преодоление фактографичное&trade-» детства и его символическое смыкание с образом времени и природы.

Проблема адресации текстов не решена нами однозначно. Художественные автобиографии Б. Д. Минаева и Н. И. Нусиновой репрезентированы как произведения для детского чтения. Действительно, «сюжетность», динамичность, приключенческая составляющая у Н. И. Нусиновой позволяют предположить адресата-ребенка. Однако обилие низкочастотной лексики, сомнительность пояснительного потенциала «списка трудных и советских слов», остроты на социально-политическую тему — все это недоступно пониманию ребенка младшего, предподросткового, а, возможно, и подросткового возраста. Повествование Б. Д. Минаева тоже трудно отнести к детской литературе из-за низкочастотной лексики, сложных метафор, ностальгических фрагментов автокоммуникации. Скорее, произведение «Детство Левы» и «Гений дзюдо» актуальны как юношеское чтение: круг проблем становящейся личности будет интересен этой возрастной группе.

В анализируемых «детских» художественных текстах возможно выделить несколько уровней «считывания». Сюжетный уровень доступен и интересен средним школьникампсихологический — привлекателен для подростков и юношества, уровень репрезентации времени по достоинству оценит «переходное» (советского/постсоветского) поколение.

Регулярным признаком художественных автобиографий о детстве оказалось широкое использование приемов комического: юмора, черного юмора, иронии, остроты. Приемы комического выражают особенности мироотношения повествователя, образ которого имплицитен в большинстве произведении. Ряд этих приемов основан на несовпадении картины мира ребенка и взрослого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты анализа художественных автобиографий о детстве последнего десятилетия XX — начала XXI века позволяют говорить о тенденциях развития литературного процесса как преемственного. Б. Д. Минаев продолжает традицию, заложенную С. Т. Аксаковым и Л. Н. Толстым. Писатель пользуется методом психологизма, уделяя особое внимание психоэмоциональной стороне жизни ребенка. В произведении прослеживается мифологема детства как потерянного рая. Н. И. Нусинова следует советской модели изображения детства: персонажи разделены на «своих» и «врагов», их образы этически одномерны. Автор стремится сформировать определенную оценочную позицию у читателя. Прослеживается романтизация детства, характерная писателям-шестидесятникам. Произведение «Вспять» А. И. Грищенко соотносится с модернистским направлением, где детство отображается как символ, связанный с бесконечностью, архаичностью и переходностью. Повесть П. В. Санаева написана с использованием приемов психологизма, разработанных русскими классиками.

Системный литературно-лингвистический анализ текстов позволил выявить устойчивые способы текстостроения. Среди них: имплицитность образа повествователя и особая репрезентация образа ребенкасоотношение временных планов, при котором доминирует план «приближенного» прошлогоактуализация слов определенных лексико-семантических групп в рамках темы детства.

Все изученные произведения написаны от первого лица, где повествовательная инициатива закреплена за героем-ребенком. Писатели стремятся передать прошлое синхронно его восприятию. Приемы создания эффекта детского мировосприятия частично совпадают с ранее описанными H.A. Никол иной [1987, 1989]. Среди традиционных приемов выделяются следующие:

— смешение стилей речи: делового и разговорного, художественного и разговорного. Использование разностильности позволяет достичь контраста в изображении внутреннего мира автобиографического героя и окружающей его действительности;

— использование олицетворения, конкретизации и деметафоризации.

Анализ произведений подтвердил мысль Н. А. Николиной о том, что на синтаксическом уровне используется парцелляция, параллелизмсложносочиненные предложения с цепочкой однородных членов.

Нетрадиционным приемом, направленным на создание эффекта детского мировосприятия, является графический. Ранее он использовался в литературе для дошкольников и творчестве авангардистов. С помощью графического приема автор выражает интонацию, новизну слова в детском словаре, выделяет ключевые слова, чужое слово в субъектно-речевом плане персонажа. Графический прием проявляется в написании слов в одно (iспокойнойночи у А.И. Грищенко) или через дефис (.я-болыие-не-буду, там же) — как применение прописных букв или так или иначе выделенного шрифтав разделении абзацев пробелами.

Фонетические приемы в создании образа ребенка применяются редко. Они были обнаружены в произведении А. И. Грищенко. Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы. В качестве фонетических приемов использовались звукоподражания.

Средством создания образа ребенка является описание его внутреннего мира, репрезентированное в тексте через особенности восприятия (синестетические образыособенности восприятия размерности и движения, антропоморфизм и панпсихизм) — процессы воображения, систему ценностей.

Речевое поведение является ярким характерологическим средством героя-ребенка. Изображается:

1. манера говорения. Сюда относится степень уверенности, активность/пассивность в общении (однословные предложенияавторские комментарии), экспрессивность (восклицанияпарцелляция, повторы);

2. особенности определенных жанров высказывания. Детское определение — определение на основе конкретного примера, сравнение — с подменой основания сравненияпередача высказывания взрослого с сохранением его формальной стороныпрямой повтор вместо использования синонимов;

3. непонимание нюансов ситуации или высказывания (ситуация изображается глазами ребенка), например, отсутствие учета «двойных стандартов» общения.

Значимых различий в изображении детского мировосприятия в текстах с разной адресацией не обнаружено, но и языковые параметры произведений свидетельствуют об условности возрастной адресации. Тексты подразумевают несколько уровней понимания, что обеспечивает возможность детского прочтения.

Образ ребенка динамичен. Если в советских автобиографиях ребенок обладал качествами взрослого: сознательностью, ответственностью, активной гражданской позицией, — то в современных текстах ребенок оказывается наблюдателем и критиком.

Ребенок — житель микромира семьи. Социально-исторические явления эпохи влияют на его жизнь через семью. Сужение социальных ролей ребенка позволяет говорить об усилении субъективно-индивидуального начала в автобиографии о детстве.

В современном образе ребенка реализуются архетипические признаки беззащитности и непреодолимости одновременно. Чудесное в природе детства заключается в интуиции добра и безошибочном следовании общечеловеческим нравственным законам. В произведении А. И. Грищенко актуализирован феноменологический признак единства начального и конечного. Вне зависимости от временного охвата, детство изображается как состояние, а не как процесс.

Композиция, структура и временная организация подчинены художественному замыслу и конкретной этико-эстетической идее произведения, поэтому автобиографии о детстве обладают сюжетной завершенностью. Языковая организация произведений включает слова стандартизированных лексико-семантических объединений автобиографии: эгоцентрическую лексику, хронотопы, слова со значением «существования», «память», «время». Конструктивная роль семантических полей «память» и «время» ослаблена. Особый пласт лексики связан с темой детства. Это слова с семантикой «предметно-вещное окружение», «родство», «психические состояния», «физические состояния», «игра», «свое — чужое», «предметно-вещная среда».

Регулярным признаком художественных автобиографий о детстве является широкое использование приемов комического: юмора, черного юмора, иронии, остроты. Ряд комических эффектов основан на несовпадении фрагментов картины мира ребенка и взрослого.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства. Серия: Современное образование. М.: ПЕР СЕ, 2008. — 432 с.
  2. Ф. Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 1999. -415 с.
  3. Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. — М.: «Языки русской культуры», 1999. — 896 с.
  4. Н.И., Храмцова О. С. Художественный текст для детей и языковая личность ребенка // Художественный текст и языковая личность: Материалы III Всероссийской науч. конф. Томск, 2003. С. 257 — 262.
  5. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
  6. В.Г. и др. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 192 с.
  7. В.Г., Кошелева O.E. Память детства: об организации архива воспоминаний о детстве И Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1999. — С. 125 — 127.
  8. В.И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М.: РГГУ, 2001. — 439 с.
  9. Г. И. Схемы действий читателя при понимании текста. Калинин: КГУ, 1989.-70 с.
  10. Бодрийяр Жан. Система вещей. М.: Изд. РУДОМИНО, 2001. — 224 с.
  11. А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века. Дис.. доктора филол. наук СПб, 2003 — 282 с.
  12. С.Б. Эстетика «черного юмора» в российской традиции // Из истории русской эстетической мысли. СПб., 1993. — С. 139−153
  13. Л.И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья первой половины XX века. (И.С. Шмелев, Б. К. Зайцев, М.А.Осоргин). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.- 120 с.
  14. В.В. О художественной прозе // О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. С. 56 — 176.
  15. Т.Г. Воспроизведение особенностей разговорной речи в художественном тексте // Принципы функционирования языка в его речевыхразновидностях: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1984.-С. 31−46.
  16. C.B. Автобиографический рассказ как объект лингвистического исследования // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2008. -№ 308-С. 11 15.
  17. C.B. Речевой жанр автобиографического рассказа (на материале диалектной речи) // Вестник Томского государственного университета. Филология. Томск, 2010, № 2(10). С. 5 — 10
  18. .М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996 352 с.
  19. Гений детства: становление человеческой личности в фокусе воспоминаний / ред. сост. С. Лебедев, Н. Ключарева. М.: Изд. Первое сентября. 2009.-272 с.
  20. E.H. Представление о детстве поэта на материале жизнеописаний конца XVIII начала XIX вв. // Лотмановский сборник. — М.: Изд-во «ИЦ -Гарант», 1995. — С. 323 — 334.
  21. Т.А. Онтолингвистика: Язык в зеркале детской речи: Учеб. пос. для студ. вузов. по спец. «русск.яз. и лит.». М.: Наука: Флинта, 2006. — 149 с.
  22. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. М.: Лабиринт, 2001. 304 с.
  23. Детское чтение: Феномен и традиция в конце XX столетия: / Сост.: Головин В. В., Степанова JI.B. // Материалы междунар. конф.: В 2ч. СПб., 12−14 мая 1999 г.-Ч. 2.-72 с.
  24. Детское чтение: содержание и организация / Сост. и ред. JI.B. Долженко // Вторая научно-практ. конф. «Вопросы детского чтения»: сб. науч. статей -Волгоград: Перемена, Фед. агентство по образованию, ВГПУ, 2005. 171 с.
  25. Т.Е. Понимание художественного текста. Калинин, 1990 32 с.
  26. Е.Г. Педагогическая антропология в системе научного знания: современные подходы российских ученых // Вестник Университета Российской академии образования. 2002. -№ 4(18). — С. 57−82.
  27. К.Г. Комическое и трагическое в аспектах исторической эстетики // В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия «Мыслители», Вып. 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.-С. 346−356.
  28. Г. «Придет серенький волчок»: о формулах устрашения детей // Семиотика страха. Сб. ст. / Составитель Нора Букс и Франсис Конт. М.: Русский институт: Изд. «Европа», 2005. — С. 356 — 372.
  29. И.А. Языковые средства выражения семантики интенсивности в произведениях А.П. Чехова о детях и для детей: Дис. .канд. филол наук. Ростов-на-Дону, 2001, — 171 с.
  30. Т.М. Воспоминания писателей XX века (эволюция, проблематика, типология): Дис.. доктора филол. наук. Москва, 1999. -441 с.
  31. Кон И. С. Возрастной символизм и образы детства // Социологическая психология. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1999. -560 с.
  32. O.E. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI XVIII вв.): Учебн. пос. по педагогической антропологии и истории детства. — М., 2000. — 320 с.
  33. А.Л. Особенности вербализации понятия «child/ребенок» (на материале английского и русского языков): Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М., 2009.-265 с.
  34. М.А. Проблема семьи и детства в творчестве И.С. Тургенева: Дис.. канд. филол. наук. -М., 2005. 179 с.
  35. А.Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. М., 1979. — № 2, — С. 3 — 13.
  36. А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 251 — 261.
  37. H.A. Развитие языковой личности и ее коммуникативного сознания: На материале речевого поведения младшего школьника: Дис.. доктора филол. наук. Воронеж, 2004. — 469 с.
  38. H.A. Коммуникативное поведение младшего школьника: Теоретические и прикладные аспекты речевого общения // Сб. науч. трудов. -Вып. 7. Красноярск, 1998. — С. 91 — 94.
  39. Н.А. Опыт экспериментального исследования коммуникативного поведения младшего школьника // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1998. С. 55 — 56.
  40. А.А. Анализ художественного времени в автобиографической повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» // Анализ художественного текста. Йошкар-Ола, 1991. — С. 78 — 88.
  41. С.М. Игра в страну-мечту как явление детского фольклора // Школьный быт и фольклор. Ч. I: Общий фольклор / Сост. А. Ф. Белоусов. -Таллинн: Поллукс, 1992. С. 65 — 75.
  42. Ю.М. // Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2000. — 704 с.
  43. Г. В., Безрогов В. Г. Конструирование образовательного идеала в учебнике // Развитие личности. 2005. — № 4. — С. 79 — 99
  44. М.Н. Русский детский фольклор: Уч. пос. для студентов пед. институтов М.: Просвещение, 1987. — 239 с.
  45. З.Г. Некоторые особенности языка детского словесного искусства // Тезисы докл. IV Летней школы. Тарту, 1970. — С. 133 — 135.
  46. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -М.: Изд. центр «Академия», 2007. 456 с.
  47. Е.В. Формирование мировосприятия младшего школьника в образовательном процессе: Дис.. канд. пед. наук: Оренбург, 2006. 243 с.
  48. Нефедова JI.K.Онтологическая семантика образов детства: Монография / Л. К. Нефедова Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2005. — 194 с.
  49. Л.К. Граничное бытие детства: монография / Л. К. Нефедова -Омск: Изд ОмГПУ, 2005. 112 с.
  50. H.A. Поэтика русской автобиографической прозы: Учебное пособие. М.: Флинта- Наука, 2002 — 424 с.
  51. H.A. О способах воспроизведения детской речи в художественном тексте // Детская речь как предмет лингвистического изучения. -Ленинград, 1987. С. 146 — 156.
  52. H.A. Слово в детской картине мира и лексико-семантическая организация автобиографических произведений о детстве // Детская речь: проблемы и наблюдения. Ленинград, 1989. — С. 56−63.
  53. В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 320 с.
  54. Н.О. Архетип детства в художественном сознании М. Цветаевой // Мировая словесность для детей и о детях: Сб. статей. М., 1998. — Вып. 3. — С. 19−26.
  55. И.А. О языке русского традиционного фольклора // Язык фольклора: Хрестоматия / Сост. А. Т. Хроленко. М.: Флинта: Наука. 2005 — 224 с.
  56. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 368 с.
  57. М.В. Этапы развития личности ребенка и его чтение // Детское чтение: Феномен и традиция в конце XX столетия: Материалы Междунар. конференции. Санкт-Петербург, 12−14 мая 1999 г. Ч. I. — СПб., 1999. — С. 17−21.
  58. Н.И. Образ детства образ времени: О современной автобиографической прозе. -М.: Дет. лит, 1990. — 143 с.
  59. Память детства. Западноевропейские воспоминания о детстве эпохи Рационализма и Просвещения (XVII-XVIII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 172 с.
  60. Е.В. Сказка детства свет или тьма? // Классика и современность: сб. науч. работ. — Архангельск: ПТУ, 2003. — Вып. 2 — С. 137 — 148
  61. М. Книги нашего детства. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006.-424 с.
  62. Л.В. Психолингвистические характеристики устной речи младших школьников / Л. В. Попова // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 129 — 134.
  63. Р.К., Потапов В. В. Язык, речь, личность. М.: Языки славянской культуры, 2006. — 496 с.
  64. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада и O.E. Кошелевой. М.: Изд-во РОУ, 1998.-432 с.
  65. В.Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. 2-е изд. — СПб.: Изд-во Алетея, 1997. — 287 с.
  66. В. А. Детская лирика 1920-х годов как художественно-педагогический проект // Филологический дискурс. Вестник фил. ф-та ТГУ. -Вып. 1. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. — С. 21 — 27.
  67. А.Б. «Тельняшка с Тихого океана» В. Астафьева как стилизованная автобиография // Русская словесность. 2004. — № 7. — С. 26−33.
  68. Савина J1.H. Автор и герой в повести «Детство Темы» // Русская речь. -М., 2002.- № 1.- С. 3−10
  69. A.A. Российское детство в XX веке: история, теория и практика исследования. Казань, 2007. — 256 с.
  70. В.В. Динамика лексического компонента образно-языковой картины мира ребенка (на материале книги С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»): Дис.. доктора филол наук. Бирск, 2006 261 с.
  71. К.Ф. Структура устного дискурса и становление языковой личности: Грамматический и прагмалингвистический аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. — 112 с.
  72. К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. -180 с.
  73. B.JI. Образ ребенка в сознании детей и взрослых / B.JI. Ситников, Ленингр. гос. обл. ун-т им. A.C. Пушкина. Факультет психологии и педагогики им. И. П. Иванова СПб.: Химиздат, 2001. — 286 с.
  74. Ю.М. Очерк теории стилистики. Горький, 1975. — 173 с.
  75. Н.И. Образно-стереотипная языковая картина мира как отражение эмпирического обыденного сознания: Автореф. дис.. доктора филол. наук.-Киев, 1991.-38 с.
  76. Е.В. Фрагменты речевого портрета младшего школьника :На материале синтаксиса: Дис.. канд. филол. наук. Таганрог, 2005. — 189с.
  77. Т.А. Религиозная жизнь ребенка в дилогии И.С. Шмелева «Богомолье», «Лето Господне» // Мировая словесность для детей и о детях. М., 2003. — Вып. 8. — С. 263 — 268
  78. А.Л. О некоторых взаимосвязях между заговором и считалкой // Мир детства и традиционная культура. Сб. науч. трудов и мат-лов. М., 1996. Вып. 2.-С. 39−44
  79. .А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 360 с.
  80. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Изд. Азбука-классика, 2008. — 256с.
  81. К.А. Языковая специфика текстов художественной прозы для детей: Дис.. кандидата филол. наук. Тверь, 2003. — 158 с.
  82. С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: Учебн. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Владос», 2000. — 240 с.
  83. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебн. пос. Изд. 3-е, испр. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 192 с.
  84. М.П. «Голос детства из дальней дали.» (Игры, магия, миф в детской культуры). М.: «Лабиринт», 2002. — 224 с.
  85. А.И. Мир детства в творчестве И.С. Шмелева // Мировая словесность для детей и о детях: Сб. статей М., 2000. — Вып. 5. — С. 75 — 82.
  86. Е.Г. Художественное моделирование детского сознания в сказках А. Погорельского и В. Одоевского («Черная курица», «Игоша») // Межвуз. сб. Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 1999. — С. 57 — 63
  87. Е.О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации: Дис.. канд. культурологи. Владивосток, 2007. — 180 с.
  88. Чудакова Мариэтта Не для взрослых Время читать! Полка первая. М.: Время, 2009. — 208 с.
  89. К.И. От двух до пяти. М.: Советский писатель, 1960. — 375 с.
  90. И.И. Мировосприятие ребенка: Личностное развитие от 7 до 18 лет / Чурилов И. И. Городск. ком. по образованию и науке, Западно- Ур. учебно-научн. центр. Пермь, 1997. — 28 с.
  91. Л.М. Аксиологическая парадигма детства в автобиографическом романе русского зарубежья (И.С. Шмелев, И. А. Бунин, В.В. Набоков) // Мировая словесность для детей и о детях. -М., 2005.-Вып. 10,4. 1.-С. 79−83.
  92. JI.H. Языковая личность в художественном тексте / Л. Н. Чурилина М.: Флинта: Наука, 2006 — 240 с.
  93. A.A. Синтаксис русского языка. Изд. 2-е. — Л., 1941. — 620 с.
  94. A.A. Мир петербургской детской книги. Авторы. Переводчики. Художники: творческие биографии // ЦГДБ им. A.C. Пушкина- Санкт-Петербургская секция Совета по детской книге России. СПб., 2000. — С. 147— 148.
  95. Г. Эриксон. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  96. Юнг К.Г. «Божественный ребенок»: Аналитическая психология и воспитание СПб. — М.: «Олимп», «ACT — ЛТД», 1997. — 400 с. — С. 19 — 381.
  97. Периодические издания, газеты:
  98. М. По ту сторону воды (Вершина айсберга. Повести) // «Октябрь» -2006,-№ 9.-С. 185 188.
  99. А. Изобретение малой формы // «Октябрь» 2008. — № 7. — с. 164 — 170.
  100. С. Павел Санаев. Похороните меня за плинтусом: повесть. Леонид Добычин. Город Эн. // «Звезда» 2008. — № 2. — с. 229 — 233.
  101. Н. Ребенок и его чтение в культуре XX века: Международная конференция в Петербурге // Первое сентября. 1999. — 21 сент.
  102. Ю.П. Детство в западноевропейских автобиографиях: от Средних веков к Новому времени // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2008. — Т.58. — № 2. — С.220 — 231.
  103. О. Юмор эпохи всеобщей депрессии: ирония и юмор в произведениях современных детских писателей России // Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. — № 14. — С. 4−11: ил.
  104. . Д. Возможен ли в России полноценный культурный андеграунд? // Новая газета. 2008. — 26 июня.
  105. В. Диптих // Континент. 2005. — № 3. — С. 419 — 430.
  106. В. Дар счастливых воспоминаний: «Детство Никиты» // Семья и школа, 1983, — № 1.- С. 42−44
  107. Л. ИСААК НУСИНОВ: «ПРОФЕССОР Я ДВАДЦАТЬ ЛЕТ, А ЕВРЕЙ ВСЮ ЖИЗНЬ» // Сайт Литераторы, пишущие на идиш. 2002. Электронный ресурс. // URL: h ttp://www. languages-study .coiWyiddish/nusinov.html (дата обращения: 21.10.2011)
  108. Л.В. Концепт «детство» в метафорической системе языка (диахронический аспект) // Сайт института лингвистических исследований РАН //
  109. Электронный ресурс. // URL: http://iling.spb.ru/gramrnatikon/child/bal.html (дата обращения 22.10.2011).
  110. Бим-Бад Б. М. Воспоминания о детстве как один из источников педагогической антропологии // Электронный ресурс. // URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/articlefull.php?aid=42&binnrubrik pi articles=101дата обращения: 11.11.2011)
  111. С. Аннотация к книге П. Вайль, А. Генис. 60-е. Мир советского человека. 2009. // материалы сайта Уроки истории XX века. Электронный ресурс. // URL: http ://www. urokiistorii.ru (дата обращения: 21.10.2011)
  112. Венгерская Елена. Книжная витрина. Электронный ресурс. // URL: http://www.top-kniga.ru/kv/review/detail.php?ID=l 5948(дата обращения: 11.11.2011)
  113. Г. С. Детские тайные языки.// Публикация и подготовка текста Ивановой Е. А. /У Электронный ресурс. // URL: http://rus.lseptember.ru/2005/l6Z4.htm (дата обращения: 21.10.2011)
  114. Дети и детство в мировом искусстве Электронный ресурс. / Автор-сост. О. П. Бондарь. — Москва: Равновесие, 2004. — 1 диск (CD-ROM): (Электронная художественная галерея).
  115. Кон И. С. Открытие «Я». Историко-психологический этюд // Новый мир. -1977. № 8. Электронный ресурс. // URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV ЕН11 W.HTM. (дата обращения 21.10.2011)
  116. Материалы сайта Союза кинематографистов // Электронный ресурс. // URL: http://kinosoyuz.com/members/nusinova-nataliya.htm (дата обращения: 22.10.2011).
  117. О.Н. Книга, которую ждали // Библиотека в школе. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. — № 14. 16−31 июля. // Электронный ресурс. // URL: http://lib. 1 September.ru/2006/14Z6.htm (дата обращения 22.10.2011).
  118. Л.Ф. Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь. М.: Флинта. — 1997.- С. 101 — 103.
  119. И.М. Психология. Илл. словарь. Спб.: «Прайм Еврознак», М.: «Олма-пресс». — 2003. — 408 с.
  120. Лингвистический энциклопедический словарь / Текст. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990.-685 с.
  121. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальныхклассов. Приложение к книгам для чтения серии «Свободный ум» авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. М.: Баласс, 1999. — 240 с.
  122. JI.E. Комическое. Текст. / Л. Е. Пинский // Большая Советская Энциклопедия. Т. 12. -М.: Сов. энциклопедия, 1973.-С. 516−517
  123. Психология человека от рождения до смерти. Младенчество, детство, юность, взрослость, старость (Психологическая энциклопедия) // под общей редакцией A.A. Реана // СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», изд. дом «НЕВА" — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. 186 с.
  124. Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М.: Вече, Мир книги -2001. Т.1. 704 с. (с. 181, 679.)
  125. В.К. Словарь-тезаурус детской речи. Белгород: Изд-во Белгородского гос. университета. — 2001. — 216 с. 1. Художественные тексты:
  126. А.И. Вспять // «Октябрь». 2005. — № 11. — С. 97 — 119.
  127. В.В. Избранные произведения. М.: Детгиз. 1963 623 с.
  128. .Д. Детство Левы: повесть в рассказах. М.: Заветная мечта, 2008.-320 с.
  129. Н.И. Приключения Джерика: Повесть. М.: Самокат, 2006. — 127 с.
  130. В.О. Онтология детства // Сборник «Синий фонарь». М.: Изд-во «Текст», 1991.-С. 206−214
  131. А. Черная курица или подземные жители. Волшебная повесть для детей // Городок в табакерке. Сказки русских писателей / Сост. И вступ. ст. С. Серова. М.: «Правда», 1989. — 656 е., ил.
  132. П.В. Похороните меня за плинтусом М.: МК — Периодика. -2007.- 184 с.
Заполнить форму текущей работой