Интенсификация масляного охлаждения поршней быстроходных двигателей
Наиболее сильно подвержены воздействию тепловых нагрузок детали, образующие камеру сгорания, т.к. они воспринимают теплоту, которая выделяется при сгорании топлива, при этом поршень является одной из самых нагруженных деталей. Повышенный уровень температур поршня приводит к ухудшению к ухудшению качества смазочного масла и прочностных свойств материала поршня, в особенности это касается… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КОНСТРУКЦИЯ ПОРШНЕЙ И РАСЧЕТ МАСЛЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ
- 1. 1. Типовые конструкции поршней и способы их охлаждения
- 1. 2. Особенности систем масляного охлаждения поршней
- 1. 3. Методы расчета масляного охлаждения поршней
- 1. 4. Способы повышения эффективности охлаждения
- 1. 4. 1. Повышение эффективности галерейного охлаждения
- 1. 4. 2. Повышение эффективности струйного охлаждения
- 1. 5. Обзор методов расчета гидродинамики и теплообмена при взаимодействии струй с преградами
- 1. 6. Выводы по главе
- ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ РАСЧЕТА СТРУЙ НОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ПОРШНЕЙ
- 2. 1. Система уравнений математической модели
- 2. 2. Методы определения границы раздела фаз при моделировании течений со свободной поверхностью
- 2. 3. Алгоритмы определения температурного поля поршня
- 2. 3. 1. Моделирование температурного поля с учетом граничных условий со стороны охлаждающего масла
- 2. 3. 2. Алгоритм решения сопряженной задачи теплообмена
- 3. 1. Оценка погрешности расчетов при численном моделировании
- 3. 2. Верификация математической модели взаимодействия струи с преградой на основе тестовых задач
- 3. 2. 1. Взаимодействие струи с преградой перпендикулярной потоку
- 3. 2. 2. Моделирования торможения потока масла в открытом канале
- 3. 3. Верификация математической модели струи, набегающей на криволинейную перемещающуюся преграду
- 3. 3. 1. Разработка расчетной модели взаимодействии струи с подвижной криволинейной поверхностью
- 3. 3. 2. Качественная оценка точности модели
- 3. 3. 3. Количественная оценка точности модели
- 3. 3. 4. Решение сопряженной задачи теплообмена
- 3. 3. 5. Повышение точности численного моделирования взаимодействия струи с внутренней поверхностью поршня
- 4. 1. Разработка системы струйного охлаждения поршня JAWA БТ -500 при помощи методики численного моделирования
- 4. 1. 1. Исходные данные для разработки расчетной модели и постановка задачи исследования
- 4. 1. 2. Определение граничных условий по поверхностям поршня
- 4. 2. Анализ результатов расчетов гидродинамики
- 4. 3. Моделирование температурного поля поршня
Интенсификация масляного охлаждения поршней быстроходных двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К наиболее важным направлениям совершенствования двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в настоящее время можно отнести: снижение вредных выбросов отработавших газов, что обуславливается постоянным ужесточением соответствующих норм, повышение удельной мощности и улучшение топливной экономичности. Применение систем впрыска топлива в цилиндр двигателя под высоким давлением и высокого уровня наддува, являющихся неотъемлемой частью концепции современных дизелей, а также высокофорсированных двигателей с искровым зажиганием, способствует улучшению показателей двигателя по всем перечисленным направлениям. Однако использование этих технологий сопровождается интенсификацией рабочего процесса в цилиндре и приводит к увеличению тепловых и механических нагрузок на детали двигателя.
Наиболее сильно подвержены воздействию тепловых нагрузок детали, образующие камеру сгорания, т.к. они воспринимают теплоту, которая выделяется при сгорании топлива, при этом поршень является одной из самых нагруженных деталей. Повышенный уровень температур поршня приводит к ухудшению к ухудшению качества смазочного масла и прочностных свойств материала поршня, в особенности это касается алюминиевых сплавов. Последствиями длительной работы поршня при термических нагрузках, превышающих расчетные, могут быть необратимые тепловые деформации, образование трещин, коксование масла, чрезмерный износ, зависание компрессионного кольца, микросваривание контактирующих поверхностей, влекущее за собой заедание поршня и выход из строя всего двигателя. Для обеспечения безотказной работы двигателя в течение заданного ресурса необходимо, чтобы максимальные температуры поршней были гарантированно ниже допустимых пределов. Эта задача решается путем воздействия на тепловой режим работы поршня, для чего требуется использование системы принудительного масляного охлаждения.
В настоящее время для охлаждения поршней дизелей с умеренной степенью форсирования, а также для высокофорсированных бензиновых двигателей применяется струйное охлаждение, при котором струя масла, подаваемая из закрепленной в картере двигателя форсунки, омывает внутреннюю поверхность поршня. Широкое распространение этого способа охлаждения объясняется его эффективностью и конструктивной простотой.
В случае высокофорсированных дизелей применяется галерейное охлаждение, при котором происходит циркуляция и взбалтывание масла во внутренней кольцевой полости поршня. Этот метод является более эффективным, однако конструкция поршня при этом усложняется и увеличивается его стоимость.
Следует отметить, что для бензиновых двигателей альтернативы струйному охлаждению на данный момент нет. Ввиду непрерывной форспровки двигателей, вопрос интенсификации теплообмена в данном случае стоит особенно остро и вынуждает изыскивать резервы повышения эффективности этого способа охлаждения поршня.
Теплообмен между маслом и охлаждаемой поверхностью поршня при струйном охлаждении до сих пор остаётся малоизученным явлением, что вызвано ярко выраженной нестационарностью и локальностью параметров теплообмена, их зависимостью от режимов работы двигателя, конструкции поршня и форсунки. Разработанные методы расчета процесса теплообмена между поршнем и охлаждающим маслом носят, как правило, эмпирический характер, а их применение ограничено условиями, при которых они были получены.
В связи со сложностью гидродинамических явлений, имеющих место при струйном охлаждении поршня, учет наиболее значимых факторов, влияющих на точность описания этих явлений, возможен только при проведении численных, либо натурных экспериментов.
Математическое моделирование теплового и напряженно-деформированного состояния деталей двигателя способствует достижению значительной экономии временных и интеллектуальных ресурсов при проектировании и доводке ДВС [1]. В тоже время, разработка адекватной математической модели невозможна без экспериментальной верификации. При создании математических моделей возможен учет большого количества факторов, влияющих на теплообмен, однако с усложнением модели ее реализация на ЭВМ становится более трудоёмкой. Несмотря на современные достижения компьютерных технологий в сфере высокопроизводительных вычислений и относительной доступности суперкомпьютеров, для решения конструкторских задач необходимо производить параметрические многовариантные расчеты, что вводит ограничения на сложность и детализацию используемых моделей.
В этой связи целесообразно рассмотреть математические модели для расчета струйного охлаждения поршней различной сложности. Для практических расчетов необходимо выбрать модель, имеющую рациональное сочетание точности и производительности вычислений.
Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью уточненного определения локальной интенсивности теплоотдачи на внутренней поверхности поршня, а также изучения факторов, позволяющих повысить эффективность охлаждения.
Цель работы: Разработка методики расчёта струйного охлаждения поршней ДВС, позволяющей прогнозировать их температурные поля и определять конструктивные параметры системы охлаждения поршня.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Разработка математической модели для расчета струйного охлаждения поршня и ее верификация с использованием имеющихся экспериментальных данных;
2. Анализ физических явлений при взаимодействии струи масла с внутренней поверхностью поршня, при его возвратно-поступательном движении;
3. Проведение численного исследования струйного охлаждения реальной конструкции поршня быстроходного двигателя.
Научная новизна:
Разработана методика численного моделирования струйного охлаждения поршней в трехмерной нестационарной постановке с возможностью учета сопряженного теплообмена между охлаждающим маслом и внутренней поверхностью поршня, позволяющая получить температурные поля поршней в широком диапазоне режимов работы двигателя и учесть влияние различных конструктивных параметров.
Достоверность и обоснованность научных положений определяется:
• использованием фундаментальных законов гидрои термодинамики, теории тепломассообмена, современных аналитических и численных методов математического моделирования;
• применением достоверных экспериментальных данных по исследованию гидродинамики и теплообмена при струйном охлаждении поршня. Практическая значимость работы состоит в том, что:
• разработанная методика численного моделирования струйного охлаждения позволяет прогнозировать температурные поля поршней произвольной конструкции;
• проведен анализ факторов, влияющих на интенсивность теплообмена, и дана их количественная оценка;
• проведен расчет и определены рациональные конструктивные параметры системы струйного охлаждения поршня быстроходного двигателя, что позволило существенно улучшить теплонапряженное состояние поршня;
• разработанная методика внедрена в производственную практику ООО «Компоненты двигателя» и используется при доводке мотоциклетных двигателей для участия в ледовом спидвее.
Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы были доложены на:
• Первой и Третьей Всероссийской конференциях молодых ученых и специалистов «БУДУЩЕЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ», г. Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, в 2008, 2010 гг.
• Научно-технической конференции 4-е ЛУКАНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ, г. Москва, МАДИ, в 2009 г.
• XVII, XVIII Школах-семинарах молодых учёных и специалистов под руководством академика РАН А. И. Леонтьева «Проблемы газодинамики и тепломассообмена в энергетических установках», в 2009 г.(г.Жуковский, ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, МФТИ), в 2011 г. (г. Звенигород, РГАТА).
• 14-ой международной конференции по теплообмену (IHTC14), США, г. Вашингтон, в 2010 г.
• Пятой Российской национальной конференции по теплообмену (РНКТ5), г. Москва, МЭИ, в 2010 г.
Публикации. Основные положения диссертационной работы отражены в следующих работах:
1. Мягков Л. Л., Михайлов Ю. В. Моделирование гидродинамики струи масла при взаимодействии с охлаждаемой поверхностью поршня // Решение энер-го-экологических проблем в автотранспортном комплексе: Тезисы докладов международной научно-технической конференции 4-ые Луканинские чтения. -М., 2009. — С. 110−112.
2. Мягков Л. Л., Михайлов Ю. В. Численное моделирование взаимодействия струи охлаждающего масла с поверхностью поршня // Проблемы газодинамики и тепломассообмена в аэрокосмических установках: Труды XVII Школы-семинара молодых ученых и специалистов под рук. акад. РАН А. И. Леонтьева. — М., 2009. — С. 394−398.
3. Mikhaylov Yu.V., Myagkov L.T., Malastowski N.S. Numerical Simulation of impinging Jet Cooling // Proceedings of the 14th International Heat Transfer Conference.- Washington, 2010. — 10 p.
4. Михайлов Ю. В., Мягков Л. Л. Численное моделирование струйного охлаждения поршней ДВС // Сб. науч. тр. Пятой Российской национальной конференции по теплообмену (РНКТ-5), Т.2. М&bdquo- 2010. — С. 184−188.
5. Мягков Л. Л., Михайлов Ю. В. Применение компьютерного моделирования для расчета характеристик теплообмена при струйном охлаждении поршней // Проблемы газодинамики и тепломассообмена в аэрокосмических установках: Труды XVIII Школы-семинара молодых ученых и специалистов под рук. акад. РАН А. И. Леонтьева. — М., 2011. — С. 379−380. 6. Чайнов Н. Д., Мягков Л. Л., Михайлов Ю. В. Численное исследование струйного охлаждения поршней ДВС // Двигателестроение. — 2011. — № 2. — С. 12−16.
Объем работы: диссертационная работа содержит 161 страниц основного текста, 83 рисунков, 19 таблиц, состоит из введения, 4-х глав, заключения, приложения и списка литературы, включающего 109 наименования.
ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ.
1. Разработана методика численного моделирования струйного охлаждения поршней, реализованная на основе программного комплекса АК8У8 СБХ, которая позволяет получать нестационарные локальные граничные условия со стороны охлаждающего масла и прогнозировать температурные поля поршней произвольной конструкции на различных нагрузочных и скоростных режимах двигателя, в том числе и на переходных режимах.
2. Верификация математической модели струйного охлаждения поршня произведена с использованием экспериментальных данных. В результате получено удовлетворительное качественное и количественное совпадение результатов. Погрешность расчетов относительно эксперимента не превысила 19%, что является приемлемым для практических расчетов.
3. Решение задачи теплообмена между поршнем и охлаждающим маслом в сопряженной постановке позволяет повысить точность определения температур в критических зонах поршня. Величина поправки, вносимой при решении сопряженной задачи, зависит от соотношения расхода масла через форсунку и скорости движения поршня и для рассмотренных задач составила от 2 до 8%.
4. Проведен детальный анализ гидродинамики взаимодействия струи масла с внутренней поверхностью поршня и выявлены основные факторы, влияющие на интенсивность теплообмена. Полученные результаты показали, что увеличение расхода масла в 2 раза приводит к увеличению среднего по охлаждаемой поверхности коэффициента теплоотдачи в 2−2,5 раза, а уменьшение диаметра сопла в 2 раза увеличивает коэффициент теплоотдачи на 15−40%. Охлаждение поршня двумя форсунками для рассмотренных задач целесообразно при расходе более 90 л/ч.
5. При помощи предложенной методики проведена интенсификация охлаждения поршня высокофорсированного двигателя JAWA БТ-500, для чего разработана система струйного охлаждения, получена количественная оценка влияния различных параметров на эффективность охлаждения и выбран рациональный вариант сочетания параметров. Результаты проведенного численного эксперимента показывали, что струйное охлаждение позволило снизить максимальную температуру поршня на 73,7°С, а температуру в зоне первой канавки на 50,4°С.
Список литературы
- Ндренков И.П. Основы автоматизиповаиного ппоек-типокяниет- Учг^б ггттягвузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 336 с.
- Advanced Piston Cooling Efficiency: A Comparison of Different New Gallery
- Cooling Concepts / N. Thiel et al. // SAE-Paper. 2007. — № 1441. — 12 p.
- Innovate Piston System Solutions for Internal Combustion Engines / R. Buschbeck et al. // MTZ extra: 100 Years of Kolbenschmidt Pierburg.- 2010.-P. 67−79.
- Конструирование двигателей внутреннего сгорания / Н. Д. Чайнов и др.-
- Под ред. Н. Д. Чайнова. М.: Машиностроение, 2008. — 496 с.
- Mahle. Engine Components Programm: Электронный ресурс. http://www.mahle.com/C1256F7900537A47/vwContentByKey/W26QPJLS93 3STULEN/$FILE/Motorenteileprogramm en. pdf). Проверено 24.09.2011.
- Маслов А.П. Повышение эксплуатационный свойств поршней // Двигателестроение. 2008, — № 22, — С. 24−26.
- Ward W. Reciprocating ideas // Race Engine Technology.- 2010.- № 43.- P. 4048.
- Wood D. Melt spinning aluminum for racing pistons // Race Engine Technology.- 2007, — № 26, — P. 8−10.
- Heuer J. Developing and Testing of Carbon Pistons // Symposium on New Materials Derived From Hydrocarbon Fuels: collected articles.- New York, 1991.-№ 36(3).-P. 1088−1093.
- S chunk Kohlenstofftechnik. Carbon Pistons for Internal Combustion Engines:
- Электронный ресурс. (http ://www. schunkgroup.com/sixcms/media.php/1722/CarbonPistons-forInternalCombustionEngines.pdf). Проверено 24.09.2011.
- Bamsey L Expo: IMIS & PRI // Race Engine Technology.- 2011, — № 52, — P. 6473.
- Гинзбург Б.Я. Масляное охлаждение поршней двигателей внутреннегосгорания,— М.: НИЛД, 1962, — 159 с.
- Розенблит Г. Б. Теплопередача в дизелях.- М.: Машиностроение, 1977.214 с.
- Петриченко, P.M. Интенсивность теплоотдачи при масляном охлаждениипоршней ДВС // Двигателестроение. 1980. — № 12. — С. 16−18.
- Колмаков В.И. Повышение работоспособности поршней форсированныхавтомобильных дизелей путём интенсификации их охлаждения: Автореферат дисс. .канд. техн. наук.-М., 1985.- 16 с.
- Кареньков A.B. Влияния интенсивности масляного охлаждения на тепловое состояние поршней ДВС: Дис. .канд. тех. наук, — М., 2006.- 123 с.
- Михеев, М.А. Основы теплопередачи.- М.: Госэнергоиздат, 1956.- 392 с.
- Кондратюк, В.В. Исследование эффективности инерционного масляногоохлаждения составных поршней четырёхтактных форсированных тепловозных дизелей: Автореферат дисс. .канд. техн. наук. — М., 1980. — 16 с.
- Bush J.E., London A.L. Design Data for Cocktail Shaker Cooled Pistons andvalves // SAE Techn. Pap. Ser. 1965. — № 650 727, — P. 1−9.
- French, C.C.J. Piston Cooling // SAE Techn. Pap. Ser. 1972, — № 720 024.-P. 112.
- Костров A.B., Пахомов Э.А. Охлаждаемые поршни дизелей за рубежом
- Труды НИИИНФОРМТЯЖМАШ. -1971. -№ 6. 16 с.
- Петриченко P.M. Математическое моделирование конвективного теплообмена как элемент автоматизации проектирования ДВС // Двигателестрое-ние. — 1980. — № 9. — с. 14−16.
- Hay N. Literature Survey Impingement Cooling // Rep. Dept. of Mech. Eng.
- Nottingham University. 1975. — P. 63−94.
- Bush J.E. Heat Transfer in a Reciprocating Hollow Piston Partially Filled with a1. quid // Stanford University Report TR-56. 1963. — № 4, — P. 211−223.
- Manfred D.R. Pistons for high output diesel engines // SAE-Paper. 1977.•N?2 770 031. 13 p.
- Седов JI.И. Методы подобия и размерности в механике. 8-е изд. М.: Наука, 1977.-440 с.
- Сычев А.Т. Результаты исследования затопленной турбулентной струи, набегающей перпендикулярно на плоскость гладкого потока // Инженерно-технический журнал. 1964. — Том 7, № 3. — С. 46−63.
- Лазарев Е.А., Перлов М. Л. Оценка эффективности формы и расположенияпоперечного сечения полости охлаждения в поршнях форсированных дизелей // Двигателестроение. 1980. — № 12. — С. 20−23.
- Насыров Р.А., Иващенко Н. А., Тимохин А. В. Тепловое и напряжённое состояние поршней дизелей типа Д100 // Двигателестроение. -1990. -№ 12. -С. 16−18.
- Устинов А. Н. Чугунов А.С. Масляное охлаждение поршня с внутреннейохлаждающей полостью // Энергомашиностроение.- 1973.-№ 12, — С. 21−22.
- Щукин В.К. Теплообмен и гидродинамика внутренних потоков в поляхмассовых сил.- М.: Машиностроение. 1970. — 331 с.
- KS Kolbenschmidt GmbH. KS Aluminium Pistons for Commercial Truck Applications: Электронный ресурс. (http://www.kspgag.de/pdfdoc/centralbrochures/koalupistontrucke.pdf). Проверено2208.2011.
- Inada Y. A New Design of Nodular Cast Iron Piston For High BMEP Diesel
- Engines ././ CIMAC International Council on Combustion Engines.- Hamburg., 2001.-P. 536−547.
- Лазарев E.A. Повышение эффективности охлаждения днища поршня дизеля преобразованием формы и характера движения струи охлаждающего масла // Вестник ЮУрГУ, — 2008. № 23. — С.60−63.
- Minami М., Mukohara S. Effect of Oil Jet Cooling on the Piston Temperature of
- Diesel Engine 11 Transactions of the Japan Society of Mechanical Engineers.-1960.-№ 26, — P. l 160−1166.
- Лазарев E.A., Перлов М. Л. Выбор конструктивных параметров маслоподающего сопла системы охлаждения // Двигателестроение. 1985. — № 8. -С. 14−17.
- Martin Н. Heat and mass transfer between impinging gas jets and solid surfaces
- Advances in Heat Transfer. 1977. — № 13, — P. 60.
- Абрамович Г. Н. Теория турбулентных струй. М.: Физматгиз, 1960.715 с.
- Юдаев Б.Н., Михайлов М. С., Савин В. К. Теплообмен при взаимодействииструй с преградами. М.: Машиностроение, 1977 — 168 с.
- Yonehara N., Ito I. Cooling characteristics of impinging multiple water jets onhorizontal plane // Tech. Rep. Kansai. Univ. 1982, — № 24, — P. 267−281.
- Zhao H.Y., Ma C.-F. Analytical study of heat transfer with single circular freejets under arbitrary heat flux conditions // J. Beijing Polytechnic University. -1989. -№ 13.-P. 7−13.
- Wang X.S., Dagan Z., Jiji L.M. Heat transfer between a circular free impingingjet and a solid surface with non-uniform wall temperature or wall heat flux: 1. Solution for the stagnation region // Int. J. Heat Mass Transfer. 1989. — № 32. -P. 1351−1360.
- Liu X., Lienhard J.H., Lombara J.S. Convective heat transfer by impingement ofcircular liquid jets//J. Heat Transfer. 1991. -№ 113.-P. 571−582.
- Liu X., Gabour L.A., Lienhard J.H. Stagnation-point heat transfer during impingement of laminar liquid iets: Aralvqis inrlnrlino «?nrfarp tpn^inn //T H^t Transfer. 1993. — № 115. — P. 99−105.
- Nakoryakov V.E., Pokusaev B.G., Troyan E.N. Impingement of an axisymmetric liquid jet on a barrier // Int. J. Heat Mass Transfer. 1978. — № 21. -P. 1175−1184.
- Falkner V.M., Scan S.W. Some approximate solutions of the boundary layer equations//Phil. Mag. 1931. — № 12. — P. 865−896.
- Mangier W. Zusammenhang zwischen ebenen und rotationsymmetrischengrenzschichten in kimpressible flussigkeiten // Z. Angew. Math. Mech. 1948. — № 28. -S. 97−103.
- Теория тепломассообмена / Под редакцией А. И. Леонтьева. М.: Изд-во
- МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. 693 с.
- Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа: Учеб. для вузов. -7-е изд., испр. М.: Дрофа. — 2003. — 840 с.
- Камзолов Е.П. Исследование пленочного смесеобразования: Дис. .канд.техн. наук. М., 1962. — 169 с.
- Ferziger J.H., Peric М. Computational methods for fluid dynamics. 3rd, rev. ed.
- Berlin: Springer, 2002. 423 p.
- Takizawa A., Koshizuka S., Kondo S. Generalization of physical componentboundary fitted co-ordinate (PCBFC) method for the analysis of free-surface flow//Int. J. Numer. Methods Fluids. 1992. — № 15. — P. 1213−1237.
- Nichols B.D., Hirt C.W. Calculating three-dimensional free surface flows in thevicinity of submerged and exposed structures // J. Comput. Phys. 1973. -№ 12. — P. 234−246.
- Osher S., Sethian J.A. Fronts propagating with curvature-dependant speed: algorithms based on Hamilton-Jacobi formulations // J. Comput. Phys. 1988. -№ 79.-P. 12−49.
- Sussman M., Smereka P., Osher S. A level set approach for computing solutionsto incompressible two-phase flow // t rwmnt iqcm roii/i1. P. 146−159.
- Li Y.S., Zhan J.M. An efficient three-dimensional semi-implicit finite elementscheme for simulation of free surface flows // Int. J. Numer. Methods Fluids. -1−993. -№ 16. -P. 187−198.
- Noh W.F., Woodward P. SLIC (Simple Line Interface Calculations) // Lecturenotes in physics. -1976. № 59. — P. 330−340.
- Youngs D.L. Time-dependant multi-material flow with large fluid distorsion
- Numerical methods for fluid dynamics. London: Academic Press, 1982. -P. 273−285.
- Ramshaw J.D., Trapp J.A. A numerical technique for low-speed homogeneoustwo-phase flow with sharp interfaces // J. Comput. Phys. 1976. — № 21. -P. 438−453.
- Hift C. W, Nichols B.D. Volume of Fluid (VOF) Method for the Dynamics of
- Free Boundaries // J. Comput. Phys. 1981. — № 39. — P. 201−225.
- Van Leer B., Towards the ultimate conservative differencing scheme. IV. A newapproach to numerical convection // J. Comput. Phys. 1977. — № 23. — P. 276 299.
- Leonard B.P. The ULTIMATE conservative difference scheme applied to unsteady one-dimensional advection // Comp. Meth. in Appl. Mech. and Eng. -1991. -№ 88. -P. 17−74.
- Ubbink O. Numerical prediction of two fluid systems with sharp interfaces: Th.*.phyl. doct. London, 1997. — 138 p.
- Simulation of unsteady free-surface flow around a ship hull using a fullycoupled multi-phase flow method / P J. Zwart et. al. // J. Mar. Sci. Technol. -2008.-№ 13.-P. 346−355.
- Zwart, P.J. Numerical Modelling of Free Surface and Cavitating Flows
- VKI Lecture. Series: Industrial Two-Phase Flow CFD. Rhodes-St-Genese: Von Karman Institute for Fluid Mechanics, 2005. — 25 p.
- Zwart, P.J. Industrial CFD Applications of Free Surface and Cavitating Flows
- VKI Lecture. Series: Industrial Two-Phase Flow CFD. Rhodes-St-Genese: Von Karman Institute for Fluid Mechanics, 2005. — 15 p.
- Лыков A.B. Тепломассобмен: Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.:1. Энергия, 1978.- 480 с.
- Волков К.Н. Решение задач сопряженного теплообмена и передача тепловых нагрузок между жидкостью и твердым телом // Вычислительные методы и программирование. 2007. — Т.8. — 10 с.
- Волков К.Н. Ускорение решения задач сопряженного теплообмена на неструктурированных сетках // Вычислительные методы и программирование. 2009. — Т.10. — 18 с.
- Bohn D., Kruger U., Kusterer К. Conjugate heat transfer: an advanced computational method for cooling design of modern gas turbine blades and vanes // Heat Transfer in Gas Turbine. Southampton: WIT Press, 2001. — P. 58−108.
- Rigby D.L., Lepicovsky J. Conjugate heat transfer analysis of internally cooledconfigurations // ASME Paper. 2001. — № GT2001−0405. — 15 p.
- Lewis L.V., Provins J.I. A non-coupled CFD-FE procedure to evaluate windageand heat transfer in rotor-stator cavities // ASME Paper. 2004. — № GT2004−53 246, — 13 p.
- The use of CFD to generate heat transfer boundary conditions for a rotor-statorcavity in compressor drum thermal model // ASME Paper. 2007. -№ GT2007−28 333. — 18 p.
- Li-H., Kassab A.J. A coupled FVM/BEM approach to conjugate heat transfer inturbine blades // AIAA Paper. 1994, — № 94. — 20 p.
- Verdicchio J.A., Chew J.W., Hills N.S. Coupled fluid/solid heat transfer computation for turbine discs // ASME Paper. 2001. -№ GT2001−0123. — 12 p.
- Mirzamoghadam A.V., Xiao Z. Flow and heat transfer in an industrial rotorstator rim sealing cavity // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 2002. — № 124. — P. 125−132.
- Illingworth J., Hills N., Barnes C. 3D fluid-solid heat transfer coupling of anaero-engine preswirl system // ASME Paper. 2005. — № GT2005−68 939. -10 p.
- Efficient FEA/CFD thermal coupling for engineering applications / Z. Sun et.al. // ASME Paper. 2008. — № GT2008−50 638. — 10 p.
- ANSYS CFX-Solver Theory Guide, Release 12.1. Canonsburg: ANSYS Inc., 2009. 322 p.
- Menter F. R. Two-Equation Eddy-Viscosity Turbulence Models for Engineering
- Applications // AIAA Journal. 1994. — Vol. 32, No. 8. — P. 1598−1605.
- Vieser W., Esch T., Menter F. Heat Transfer Predictions using Advanced Two
- Equation Turbulence Models. -Hamburg, 2002. 70 p.
- Wilcox D.C. Turbulence Modeling for CFD. Palm Drive: DCW Industries, 1.c., 1998. 460 p.
- Grotjans H., Menter F.R. Wall functions for general application CFD codes
- ECCOMAS 98 Proceedings of the Fourth European Computational Fluid Dynamics Conference. Athens, 1998. — P. 1112−1117.
- Kader B.A. Temperature and concentration profiles in fully turbulent boundarylayers // Int. J. Heat Mass Transfer. 1981. — № 24. — P. 1541−1544.
- Brackbill J.U., Kothe D.B., Zemach C. A Continuum Method for Modelling
- Surface Tension I I Journal of Cnrn-nntntinnn. Phv^irs 100? — No inn P. 335−354.
- Menter F. CFD Best Practice Guidelines for CFD Code Validation for Reactor
- Safety Applications // Evaluation of Computational Fluid Dynamic Methods for Reactor Safety Analysis (ECORA), European Commission, 5th EURATOM framework programme. Berlin: GRS, 2004. — 53 p.
- Roache P. J. Verification and Validation in Computational Science and
- Engineering. Albuquerque: Hermosa publishers, 1998. — 350 p.
- Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя. М.: Наука, 1974. — 711 с.
- Webb B.W., Ma C.-F. Single-Phase Liquid Jet impingement heat transfer
- Advances in Heat Transfer. 1995. — № 26. — P. 105−217.
- Metzger D.E., Cummings K.N., Ruby W.A. Effects of Prandtl Number on Heat
- Transfer Characteristics of Impinging Liquid Jets // Proceedings of the 5th International Heat Transfer Conference. Tokyo, 1974. — № 2. — P. 20−24.
- Leland J.E., Pais M.R. Free Jet Impingement Heat Transfer of a High Prandtl
- Number Fluid Under Conditions of Highly Varying Properties // ASME Journal of Heat Transfer. -1999. № 121, — P. 592−597.
- Монтгомери Д.К. Планирование эксперимента и анализ данных. JL: Судостроение, 1980. 384 с.
- Fisher R.A. The Design of Experiment. 9-th ed.- London: Macmillan, 1971.497 p.
- Box G. E., Behnken D. W. Some new three level designs for the study of quantitative variables // Technometrics. 1960. — № 2.- P. 455−475.
- Box G. E., Hunter W. G., Hunter S. J. Statistics for experimenters: An introduction to design, data analysis, and model building. New York: Wiley, 1978. -275 p.
- Адлер Ю.П., Маркова E.B., Ерановский Ю. В. Планирование экспериментапри поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976, — 278 с.
- Налимов В.В., Голикова Т. Н. Логические основания планирования эксперимента. 2-е изд.- М.: Металлургия, 1981.- 151 с.
- Соболь И.М. Точки, равномерно заполняющие многомерный куб // Новое вжизни, науке, технике. Сер. Математика, кибернетика. 1985, — № 2. -С. 14−24.
- Taguchi G. System of experimental design. 3-rd ed.- New York: UNIPUB/Kraus International, 1987, — 456 p.
- Бекман B.B. Гоночные мотоциклы. M.: Машиностроение. -1983. -272 с.
- Математическое моделирование полей температур, деформаций и напряжений в деталях цилиндропоршневой группы поршневых двигателей / Н. Д. Чайнов и др. -М.: Нзд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. -32 с.
- Plackett R.L., Burman J.P. The Design of Optimum Multifactorial Experiments
- Biometrica.- 1946, — № 33, — P. 305−325.
- Mason R. L., Gunst R. F., Hess J. L. Statistical design and analysis of experiments with applications to engineering and science. New York: Wiley, 1989. -302 p.
- Болыпев Л.Н., Смирнов H.B. Таблицы математической статистики. М.:1. Наука, 1983. 416 с,
- Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов
- В.Г. Блохин и др. -М.: Радио и связь, 1997. 354 с.
- Боровиков В. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере:
- Для профессионалов. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2003.- 688 с.
- Basshuysen R. V., Schaefer F. Handbook of Internal Combustion Engines.
- Warrendale: SAE International, 2004. 869 p.