Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Высшая техническая школа России в период перехода к рыночной экономике и новому типу общественно-политических отношений, 1991-2001 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поистине судьбоносной стала проблема финансирования и материально-технического обеспечения. Дефицит в этой сфере поставил многие высшие образовательные учреждения на грань выживания. Государство уже в самом начале 90-х годов резко снизило свою поддержку высшей школы. Если в 1992 году на нужды высшего образования было направлено 2,7 процента расходной части Федерального бюджета, то в последние два… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ВВЕДЕНИЕ
  • З
  • 2. ГЛАВА I. Отечественная высшая техническая школа накануне и в начальный период перехода страны к рыночным отношениям
  • 1. Опыт, традиции и тенденции развития отечественного технического образования
  • 2. Состояние высшего технического образования накануне перехода страны к рыночным отношениям
  • 3. Объективная необходимость реформирования высшей технической школы вязипреобразованиями вциально-экономической и политической жизнираны
  • 3. ГЛАВА II. Основные направления реформирования высшей школы и деятельность технических вузов по j*. их реализации
  • 1. Основные направления реформирования ' вего техничого образования
  • 2. Деятельность технических вузов по повышению качества подготовки специалистов в условиях перехода к общвурыночной экономикой

Высшая техническая школа России в период перехода к рыночной экономике и новому типу общественно-политических отношений, 1991-2001 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

4 ' Выбор темы данного диссертационного исследования — «Высшая техническая школа России в период перехода страны к рыночной экономике и новому типу общественно-политических отношений (19 912 001 гг.)» — обусловлен целым рядом существенных явлений и факторов, имевших место в жизни Российской Федерации и ряда других стран мирового сообщества в конце XX века.

Образование — это важная сфера социальной жизни российского обществак этой сфере на рубеже XX—XXI вв.еков приковано пристальное внимание властных структур, политических партий, общественно-политических движений и широкой общественности.

Возникнув из общественной потребности закрепить в поколениях > интеллектуальный и духовный опыт, образование стало важнейшим j 'институтом передачи социального опыта, институтом социального наследования. Ценность образования состоит в том, что оно образует специальное социальное пространство для культивирования и закрепления социально значимых способностей, знаний, умений.

Роль образования в жизни огромна, поскольку оно имеет самое непосредственное отношение к состоянию того, что окружает человека и • к состоянию самого человека. Человек обретает свою природу через образование. «Индивидуальность образованием подготавливает себя к тому, что есть она в себе, — писал известный немецкий философ Г. В.Ф.

Гегель, — и лишь благодаря этому она есть в себе и обладает j.

§ действительным наличным бытиемнасколько она образована,.

V" 4 настолько она действительна и располагает силой" (1).

Другими словами говоря, образование в конечном итоге определяет культуру как отдельно человека, так и общества, народа.

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе" (2). n ' В конце XX века, в условиях, когда человечество вступило, по мнению ряда ученых, в постиндустриальный период человеческой цивилизации, все развитые страны охватил современный кризис. В результате рассогласования растущих потребностей все увеличивающегося населения земного шара с возможностями их удовлетворения на пути технологической цивилизации, быстро нарастающего разрушения природных сил земли, человечество оказалось у рубежа глобальной экологической катастрофы.

Состоявшийся в 1996 г. в Москве 2-й Международный конгресс ЮНЕСКО, обсуждавший вопросы образования и информатики, обратил внимание мировой общественности на ряд факторов проявления глобального кризиса. В конце XX века на земном шаре с неимовернойскоростью растет число различной техники. Ежегодно в странах мира появляются около 15−20 миллионов различных машин, технических приборов, устройств и т. п. И в то же время с поверхности земли исчезают тысячи видов растительного и животного мира. Только в результате вырубки лесов на различных континентах потери составляют 4−6 тысяч видов в год. Это примерно в 10 тысяч раз больше естественной фоновой скорости их вымирания до появления человека (З).

Чтобы прокормить растущее человечество, применяются новые способы земледелия, которые нынче не могут существовать без гигантского потока химикалей, отравляющих все вокруг. Развилась 4 гигантская индустрия быта, не знающая отдыха и покоя и засоряющая все окрестности. Энергетика становится причиной большого количества страшнейших катастроф, типа Чернобыля. Повсюду полыхают костры локальных войн и растет угроза распространения и применения атомного оружия. Миллионы жизней уносят массовые болезни, СПИД. Алкоголизм и наркомания разрушают генофонд народов, v • Специалисты предупреждают, что если указанные разрушительные процессы продлятся, то Земля достигнет такого предела деградации Среды, когда естественное возобновление пресных вод, почвенного и растительного покрова, воздуха и прочего станет на земном шаре невозможным.

Выход человечества из этого кризисного состояния возможен только при опоре на разум, на новейшие научные достижения и всемерное развитие образования, при объединении усилий всех стран и народов. В конце XX века возникла потребность кардинального пересмотра наших прошлых знаний о земном шаре, всей системы знаний о мире, человеке и обществепотребность построения современной научной картины мира. Возросла потребность в интеллектуальном развитии человеческой личности. А отсюда и потребность в повышении роли образования как процесса получения знания и понимания мира, как института формирования человека нового качества.

Образование выходит на одно из стратегических мест в существовании мировой цивилизации. Такая уважаемая международная организация как ЮНЕСКО считает, что образование, наряду с потребностями человека в жилье, пище, одежде, относится к классу основных потребностей человека. В конечном итоге, во всемерном развитии образования и повышении его качества видится возможный путь императива выживаемости.

4 ЮНЕСКО в программном документе «Реформа и развитие высшего образования» подчеркивает, что «удовлетворение потребностей общества и осуществление тех надежд, которые оно возлагает на высшее образование, зависит в конечном итоге от квалификации профессорско-преподавательского состава, качественного уровня программ и знаний студентов, а также от инфраструктуры высшего образования и состояния академической среды. Стремление к обеспечению качества является многогранной деятельностью, и главной целью мер, направленных на это, должно стать совершенствование как высшего образования, так и всей системы образования в целом» (4).

В мире произошло осознание, что экономические успехи государств определяются их системами образования, образованностью граждан. Это осознание обусловлено тем, что наиболее эффективным фактором производства становится «человеческий капитал». Традиционные факторы производства (земля, сырье, финансово-промышленный капитал), бесспорно, играют огромную роль в развитии страны, но они имеют свои пределы, безграничен только «человеческий I капитал», выражаемый в знаниях и духовности людей.

Однако образование оказалось не готово к быстрому и качественному решению поставленных перед ним крупных задач. Кризис, охвативший развитые страны мира, сказался и в сфере образования. Основными проявлениями кризиса в сфере образования стали, с одной стороны, рассогласования содержания и формы образования с другими сферами жизнедеятельности, а, с другой стороны, рассогласование его внутренних компонентов. Многое говорило о том, что имевшаяся модель образования, которая была основана на культе специализированного знания, порождающего стремление личности к достижению поставленной цели любой ценой, уже исчерпывает потенциал своего развития. Кроме того, система образования в силу своей малоподвижности, определенной консервативности не смогла быстро и адекватно среагировать на происходящие изменения.

Вполне понятно, что в таких условиях анализ современного состояния образовательной системы и определение научно-обоснованных путей ее реформирования, всемерного повышения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями времени — одна из важнейших задач исследователей, имеющая не только теоретическое, но и практическое значение.

Те процессы, явления и факты, о которых говорилось выше, наблюдались в большей или меньшей степени в России. Вместе с тем в указанный период времени в России имели место такие события, которые проблему смены прежней парадигмы образования, в том числе и высшего технического, делали особенно острой и жизненно важной. Стабилизация положения в сфере образования, реформирование его на новых принципах, соответствующим новым социально-экономическим условиям в стране, нынешнему уровню социального, научно-технического, духовного состоянию общества и перспективам его развития — одна из самых наболевших и неотложных проблем развития российского общества.

В начале 90-х годов XX века, после распада СССР, суверенная Российская Федерация избрала принципиально иной путь развитияпуть рыночных отношений, построения демократического общества и правового государства.

С самого начала было очевидно, что новая Россия как государство возможна только в рамках широко образованного, просвещенного общества.

Для построения такого общества имелась необходимая образовательная система. И после распада Советского Союза Россия имела одну из крупнейших образовательных систем в мире. В Российской системе образования учатся и работают почти 40 миллионов россиян. В первой половине 90-х годов XX века в Российской.

Федерации действовали 553 государственных высших учебных заведения, 109 их филиалов и 47 отдельных факультетов. В вузах страны, финансируемых из государственного бюджета, обучалось 2 645,0 тыс. человек. Студенческий контингент России в этот период превышал численность студентов Франции, Великобритании, Германии, других развитых стран (5). Более 30 процентов общего контингента студентов составляли студенты, обучающиеся в вузах по инженерным специальностям. В составе государственных вузов функционировали 92 научно-исследовательских института, 57 опытно-конструкторских бюро, 84 экспериментально-опытных производства.

Кроме того, в стране возникло по некоторым данным более 500 негосударственных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования. Общая численность профессорско-преподавательского корпуса составила 239,8 тыс. человек, среди них 18 650 докторов и 117 540 кандидатов наук, 19 325 профессоров и 82 160 доцентов. В целом высшая школа Российской Федерации объединяла в своих рядах около 6 млн. преподавателей, ученых, сотрудников, студентов и аспирантов (6).

Взятый страной курс на развитие рыночной экономики поставил высшие учебные заведения, особенно, технические, всю образовательную систему в чрезвычайно сложные условия. С одной стороны, вузы сами сталм такими же субъектами рыночных отношений, как, практически, и всякое другое предприятие или коммерческая структура, и должны были перестраивать всю свою деятельность с учетом законов рынка. С другой стороны, необходимо было в краткие сроки реформировать всю систему подготовки специалистов с высшим образованием, поскольку переход к рынку требовал образования более разнообразного и гибкого, способного выдержать конкуренцию на современном рынке труда. Образовательная реформа должна была создать условия для активного участия технической и другой высшей школы в процессе преобразования социально-политической, экономико-технической и других сфер жизни общества.

Реформирование высшего образования в целом и технического, в особенности, требовало немалых материальных затрат, серьезной государственной поддержки. И власти Российской Федерации таковую обещали. В принятом в 1992 году Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечалось, что «право на получение образования является одним из основных и неотделимых конституционных прав граждан Российской Федерации». А в пункте 1 первой статьи Закона заявлялось: «Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной"(7).

Однако реальность оказалась далекой от громких широковещательных заявлений. В последнее десятилетие XX века Россия оказалась в глубоком социально-экономическом кризисе. Безудержная ломка прежних социальных, экономических и политических структур расшатала общество, изменила менталитет народа, отбросила страну назад. «Россия впервые за последние 200−300 лет, — отметил Президент РФ В. В. Путин, — стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира» (8).

Разразившийся в 90-е годы социально-экономический кризиспроизошедшее ослабление ответственности государства за состояние образования и забвение властными структурами данных обществу обязательств в сфере науки и образованиянеоправданное стремление возможно скорее, не считаясь с национальными традициями и многовековым опытом, перестроить отечественную образовательную систему по западному образцупоспешность и бессистемность в попытке осуществления образовательных реформотсутствие Национальной доктрины образования и целый ряд других явлений поставили отечественную образовательную систему в целом, высшее профессиональное образование и техническое в том числе в чрезвычайно тяжелое положение.

Поистине судьбоносной стала проблема финансирования и материально-технического обеспечения. Дефицит в этой сфере поставил многие высшие образовательные учреждения на грань выживания. Государство уже в самом начале 90-х годов резко снизило свою поддержку высшей школы. Если в 1992 году на нужды высшего образования было направлено 2,7 процента расходной части Федерального бюджета, то в последние два года данный показатель сократился до 2-х процентов. При этом система высшего образования, как и большинство сфер социально-культурной сферы, реально получали менее 75 процентов ассигнований, предусмотренных Федеральным бюджетом. Особую тревогу вызывал крайне низкий уровень (менее 45 процентов от утвержденного бюджета) финансирования материальных потребностей вузов, которые особенно важны для высших учебных заведений технического профиля (9).

Спустя несколько лет, в 1998 году V съезд Российского Союза ректоров вновь отмечал, что бюджетная политика федеральных органов власти ставит на грань финансового кризиса большинство высших учебных заведений. На всю отечественную высшую школу государство выделяло всего 1,76 процента расходной части бюджета. Вошло в правило ' не только несвоевременное выделение небольших ассигнований, предусмотренных Законом РФ «О государственном бюджете», но еще и практика секвестирования бюджетных средств, задержка с выплатой сумм, оставшихся после секвестирования (10).

Несвоевременно выплачивалась работникам образования заработная плата, стипендии учащимся. Многомесячные задержки с выплатами вынуждали людей выходить на митинги, бастовать. Но эти действия были малоэффективны. На 1 января 1999 года задолженность перед работниками общеобразовательный учреждений по статье 1 заработной платы составляла 5,9 млрд. рублей (11).

Утвердилось явление, которое Президент РФ В. В. Путин назвал «государственной ложью». Как в самом деле еще назвать действия Правительства, которое на протяжении 8 лет обещало выделять вузам 3%, положенные по Закону «Об образовании», принятому в 1992 году, а выделяло на самом деле менее 40% от нормативов. «Формально бесплатное образование и здравоохранение фактически платны и порой недоступны для малообеспеченных, — указывалось в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 8 июля 2000 г.

Утверждалась государственная ложь. Мы принимаем многочисленные законы, заранее зная, что они не обеспечены реальным финансированием. Просто из политической конъюнктуры «продавливаем» то или иное решение и все" (12).

В условиях резкого снижения затрат на образование вообще, на высшее техническое образование, в частности, (в первую очередь на обновление учебно-лабораторной и материально-технической базы) во многих случаях возникла опасность снижения качества образования.

Наблюдался целый ряд других негативных процессов. В Президентском послании Федеральному собранию в 1996 году говорилось, что «экстренный перевод экономики на принципиально новые основы на время оставил без достаточной государственной поддержки культурный и интеллектуальный потенциал России, физическое и нравственное здоровье нации. Создалось впечатление, будто государство навсегда „ушло“ из гуманитарной сферы, будто оно отдало ее полностью на откуп свободной рыночной стихии» (13).

А в послании Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина Федеральному собранию в 1998 году признавалось, что в сфере образования: «Пока нет положительных результатов реформ, происходит стихийное замещение бесплатных услуг платными. Система образования все жестче делится на образование для богатых и для остальных. Это грозит снижением общего уровня как средней, так и высшей школы, что может пагубно отразится на интеллектуальном потенциале страны» (14).

Однако (удивительно, но факт), несмотря на тяжелейшие условия перехода России к рыночной экономике в 90-е годы и понесенные огромные потери, отечественное высшее образование, в том числе и техническое, в целом выстояло, сохранило свою базисную основу и даже на некоторых направлениях несколько продвинулось вперед. Как, почему, в силу каких причин и условий это удалось сделать?

Выявить основополагающие факторы, позволившие системе отечественного высшего образования, технического в частности, сохранить свой потенциал в чрезвычайно сложных условияхопределить те тенденции, опираясь на которые общество сможет быстро реформировать это образование в соответствии с требованиями начавшегося XXI века, со стратегическими целями развития российского общества, с задачами создания основ для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, • обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности — это, несомненно, одна из важных и актуальных задач исследователя-историка.

Это важно сделать в нынешних условиях и в силу того, что, как отмечалось на Всероссийском совещании работников образования в 2000 году, «сегодня момент истины для нашей страны заключается в понимании того, что образование относится к сфере общенациональных стратегических интересов России». И далее: «Мы убеждены в том, что только исключительно средствами образования можно создать основу для новой практики, новой стратегии, новой политики выхода страны из социально-экономического кризиса, — сказал Президент Ассоциации инженерного образования России Ю. П. Похолков. — Создать условия для полноценной жизни и продуктивной деятельности населения страны можно именно этим путем"(15).

Из многих проблем состояния и развития высшего отечественного образования автор диссертации остановил свое внимание на высшем техническом образовании.

Актуальность темы

«Высшая техническая школа России в период перехода страны к рыночной экономике и новому типу общественно-политических отношений (1991;2001 гг.)» обусловлена еще и той ролью, которую играет высшая техническая школа в системе высшего образования страны, в обеспечении динамического развития Российской Федерации, в деле укрепления обороноспособности страны и повышения благосостояния народа. Оказало влияние на выбор темы исследования, конечно, и то, что в указанный период времени диссертантка работала преподавателем в одном из крупных технических высших учебных заведений — Московском государственном автомобильно-дорожном институте (техническом университете) и не понаслышке знает об условиях существования технического вуза в период перехода страны к рыночной экономике. Многие явления переходного периода ей довелось испытать на себепринимать непосредственное участие в реализации мер, направленных на сохранение высшей технической школы страныразмышлять над ее настоящим и будущим.

Российская высшая техническая школа имеет вековые традиции и авторитет в мировом образовательном пространстве. Отмечая эти моменты в истории отечественной высшей технической школы в приветствии участникам научно-практической конференции «Профессиональное инженерно-техническое и военное образование в.

России", состоявшейся в феврале 2001 года Президент Российской Федерации В. В. Путин писал: «Традиции, заложенные в России Петром!, получили развитие в становлении отечественного инженерно-технического образования — одной из мощных ветвей подготовки квалифицированных кадров для нужд экономики и обеспечения обороноспособности страны. На протяжении многих десятилетий российская высшая школа занимала передовые позиции, а наши специалисты пользуются большим международным авторитетом. И сегодня система технического образования России остается важнейшим условием динамического развития страны» (16).

Инженерное образование в системе высшего профессионального образования России занимает довольно значительное место. Контингент студентов, обучающихся в вузах по инженерным специальностям в 1999 году достиг почти 900 тыс. человек, что составляет 30,6% от общего контингента студентов, обучающегося на степень дипломированного специалиставыпуск специалистов, получивших в 1999 году инженерную квалификацию вырос почти на 130 тыс. человек и составил 30,2% от общего выпуска специалистов с высшим образованием. Прием в вузы по инженерным специальностям увеличился в 2000 году по сравнению с предыдущими годами и составил 224,8 тыс. человек (17).

Переживаемый Россией исторический этап требует становления качественно новой системы инженерного образования, подготовки в технических вузах всесторонне развитых и высокоэрудированных специалистов с ориентацией на социальные факторы развития нашего общества. В период перехода к рыночной экономике особенно важно выбрать стратегию и тактику реализации программы развития отечественной высшей технической школы.

Чтобы осуществить эффективное, научно-обоснованное реформирование технического образования, необходимо иметь четкое представление о его состоянии, о тех принципиальных изменениях, которые произошли в нем в период перехода страны к рыночным отношениям, о тех проблемах, которые у него есть, о тех новых тенденциях, которые появились в новых экономических и социально-политических условиях в нашей стране.

Высшая техническая школа России всегда пользовалась вниманием и государства, и общества, и вузовской общественности, и исследователей различных направлений.

Изучая проблемы технического образования, исследователи рассматривали различные аспекты — программы инженерной подготовки, саму структуру специальностей по техническим дисциплинам, инновационную деятельность в рамках высшей технической школы, ее взаимосвязь с производством. Проводился анализ истоков и традиций российской высшей технической школы, деятельности отдельных технических вузов. Но все это было лишь изучение отдельных фрагментов в деятельности высшей технической школылибо проводился общий, системный анализ, который не затрагивал рассматриваемого исторического периода в отечественной истории.

Приходится признать, что комплексное изучение состояния и развития отечественного высшего технического образования в период перехода России к рыночной экономике не стало предметом исследования специалистов-историков.

За прошедшее десятилетие было введено в научный оборот большое количество фактического материала о состоянии высшей технической школы в условиях перехода к рыночным отношениям. Большой интерес, на наш взгляд, представляют работы таких видных деятелей отечественной высшей школы, в том числе технической как В. М. Жураковского, В. Г. Кинелева, В. А. Садовничего, А. Н. Тихонова, В. М. Филиппова, И. Б. Федорова, Б. С. Митина и других. В это время вышло значительное число публикаций, монографий по теоретическим, методологическим, концептуальным и различным частным проблемам образования.

Проблемы образования как непреложной социальной ценности в контексте рассмотрения его с точки зрения истории культуры и цивилизации представлены в книге В. Г. Кинелева и В. Б. Миронова «Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций» (1998).

Несомненный интерес представляет изданная в 1995 году книга В. Г. Кинелева «Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России». В. Г. Кинелев, доктор технических наук, академик Российской академии образования был в тот период Председателем Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. Его книгаглубокий, содержательный труд о состоянии и реформировании высшего отечественного образования в условиях перехода России к рыночной экономике. В ней основательно, с привлечением большого количества фактического материала, проанализированы причины, обусловившие необходимость глубоких изменений в системе высшего образования, даны аргументированные предложения о возможных путях ее дальнейшего развития. Следует отметить тот факт, что практически через всю книгу проводится мысль о том, что противостоять разрушительным силам, кризисным веяниям, сопровождающим переход России к рыночной экономике, демократическому обществу, правовому государству может только высокообразованное общество. Автор книги немало страниц посвятил истории, настоящему и перспективам развития отечественного высшего технического образования. Он отмечает, что высшая школа страны готовила специалистов в целом в соответствии с требованиями, которые предъявляет к специалистам экономика страны и общество. «По многим направлениям, прежде всего, естественнонаучным и техническим. мы готовили, да и сейчас готовим специалистов высокого класса». Вместе с тем автор указал на целый ряд недостатков, перекосов в области технического образования. В частности на то, что в середине 90-х годов доля инженеров в числе занятого населения США составляла 1,4%, Германии — 2,2%, Великобритании — 1%, Японии — 2,5%, а в России — 5,2% (18). В той или иной степени в книге говорится о проблемах сохранения лучшей части научно-педагогического потенциала высшей технической школыповышении качества подготовки специалистов, особенно по новым специальностямгосударственных стандартах технического образованияновых организационных формах обучения и научно-исследовательской работыразвития наукоемкой передовой техники и технологии (технопарков) и ряде других.

Но, естественно, многих проблем отечественного технического образования автор касается лишь вскользь или они совсем не попадают в его поле зрения.

Отдельные проблемы высшего технического образования затрагиваются в целом ряде книг о высшей школе, вышедших в 90-е годы. В их числе монография «Высшая школа России. Проблемы сохранения интеллектуального потенциала» Г. В. Красноженовой, изданная в 1998 годумонография Ю. Г. Татура «Образовательная система России: высшая школа» (1999) — В. И. Жукова «Высшая школа России: исторические и современные сюжеты» (2000) — публицистическая монография A.M. Новикова «Российское образование в новой эпохе» (2000 г.) и другие.

Проблемы непосредственно высшего технического образования, подготовки и деятельности инженера в современных условиях тоже поднимались в таких книгах как «Инженерное образование на пороге XXI века» Б. С. Митина и В. Ф. Мануйлова (1995), «Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития» (авторский коллектив — В. М. Жураковский, В. М. Приходько, В. Н. Луканин,.

B.Ф. Мануйлов, Б. С. Митин, И. В. Федоров, М.Н. Вражнова) (1997), A.M. Кочнева «Содержание и структура подготовки специалистов двойной компетенции в техническом вузе» (1998), И. В. Абрамова, Ю. А. Новикова,.

C.Н. Храмова, Б. А. Якимовича «Региональная политика инженерного образования» (1999) и др. Среди них обращает на себя прежде всего внимание книга «Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития», представляющая многоплановый обзор и анализ инженерного образования России.

Книга И. Б. Федорова, С. П. Еркович, С. В. Коршунова «Высшее профессиональное образование: мировые тенденции» (1998) посвящена анализу развития инженерного образования в промышленно развитых странах Запада и вопросам использования опыта этих стран при реформировании высшего технического образования в России.

Авторы разделяют положение о том, что современное общество нуждается в элитарных специалистах и что опережающий подход к подготовке таких специалистов в ближайшее время явится «наиболее характерным атрибутом новой, нарождающейся стадии развития образовательных систем мирового сообщества наций» (19). На этой стадии развития на передний план выступят новые требованияинновационное образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований, проводимых на переднем крае науки, с обучением и потребностями промышленности и экономики, междисциплинарность образования и научных исследований, всемерная гуманизация образования. Только те нации, которые сумеют своевременно создать у себя такую систему высшего технического образования, смогут обеспечить своим странам условия динамичного развития в социально-экономическом и технологическом плане.

По мнению авторов книги, использование опыта функционирования технических университетов в промышленно развитых странах, создание в России государственных технических университетов должно обеспечить такое образование и при этом сохранить существующие научные инженерные школы, основанные на принципах фундаментальности и универсальности образования. Наблюдаемый в России процесс изменения статуса многих вузовпреобразования политехнических институтов в технические университеты, — «не дань моде», а объективная и необходимая для российского технического образования потребность.

Похожую точку зрения выражают и В. Ф. Мануйлов, А. В. Федотова, И. А. Милюков, Г. Л. Галетова в методическом пособии «Элитная подготовка в инженерном вузе». Но, как считают авторы этого пособия, элитный вуз и элитная подготовка не одно и то же. Элитная подготовка прямо влияет на качество подготовки инженеров и включает в себя и конкурсный отбор, и программы подготовки, и организационные и экономические аспекты элитной подготовки. Например, авторами предлагается включить в программы элитной подготовки инженеров такие дисциплины как высокие информационные технологии, иностранный язык, всеобщее (тотальное) управление качеством и международная сертификация, компьютерная графика и др.

Автор диссертации разделяет ту точку, что элитная подготовка инженеров является одним из аспектов реформирования высшей технической школы с целью повышения качества подготовки специалистов и поднятия престижа инженерного образования. «Этот вид подготовки оправдан как с профессиональной, так и социальной точек зрения (а зачастую и экономически целесообразен» (20). В диссертации приводятся материалы, подтверждающие это.

Безусловно, краеугольной проблемой в конце XX века для высшей технической школы стала ее научная поддержка. В этой связи в монографии А. Н. Авдулова и A.M. Кулькина «Структура и динамика научно-технического потенциала России» (1996) исследуется структура и параметры научно-технического потенциала России до распада СССР и начальный период реформирования экономической и политической жизни страны, а так же те изменения, которые произошли в состоянии российской науки и техники за первые годы реформирования. По мнению авторов, отечественная высшая техническая школа была гораздо более готова к эволюционным преобразованиям, чем наука, поэтому «знаменательно, что на фоне быстрого снижения за последние годы числа конструкторских бюро, проектно-изыскательских организаций, опытных заводов, выполняющих научные исследования, число вузов, выполняющих научные исследования, не снижается» (21).

Другой важной проблемой для высшей технической школы в последние годы стал вопрос гуманитарной подготовки инженеров. Узкотехнические подходы к решению технологических задач привели к лавинообразному накоплению деструктивных последствий инженерно-технической деятельности. Расхождение между таким накоплением и уменьшением степени контроля над этим процессом позволяет ставить вопрос о необходимости учета социокультурных факторов как в процессе освоения профессиональной инженерной культуры, так и в практическом использовании гуманитарных знаний, крайне необходимых сегодня инженеру. Этому вопросу посвящена работа Н. Багдасарьян.

Профессиональная культура инженера: механизмы освоения" (1998)(22).

Естественно, что при исследовании состояния и перспектив развития высшей технической школы во многих работах большое внимание уделяется изучению проблем рынка труда специалистов с инженерным образованием. В. М. Жураковский, В. М. Приходько и И. В. Федоров считают, что «падение рейтинга инженерных профессий среди других, весьма модных сегодня специальностей, объясняется катастрофическим положением в отраслях материального производства и научно-технической сфере, а так же высоким показателем безработицы и низким уровнем оплаты труда». Исследователи приходят к заключению, что «в перспективе на российском рынке инженерного труда ожидается некоторое оживление, а затем и подъем спроса на специалистов данного профиля» (23).

Важность развития кадрового направления в рамках исследования проблем отечественной высшей технической школы подчеркивается тем обстоятельством, что коллективу авторов под руководством Жураковского В. М. в 2000 году была присуждена премия Президента РФ в области образования за работу «Разработка и внедрение научно-методического обеспечения совершенствования инженерного. образования и создание системы подготовки и повышения квалификации преподавателей технических вузов».

Одна из проблем реформирования высшей технической школы, повышения качества подготовки специалистов, заключается в том, что преподаватели специальных дисциплин в технических вузах не имеют необходимого педагогического образования. По мнению В. М. Жураковского «в век новых современных образовательных технологий, когда нужно привлекать человека к решению нестандартных творческих задач, чрезвычайно важны знания законов и технологий педагогики"(24).

Диссертант, зная по собственному опыту и результатам социологического исследования уровень педагогической подготовки научно-преподавательского коллектива технических вузов, целиком разделяет такую точку зрения и аргументирует ее в приведенном исследовании.

При участии автора диссертационного исследования были осуществлены некоторые меры по повышению педагогической подготовки преподавателей технических вузов, подготовлено справочно-библиографическое пособие по курсу «Социология, психология и педагогика высшего профессионального образования» (Жураковский В.М., Приходько В. М., Федоров И. В., Макаренко Е. И., Шихалеева Н.А.), 2000 г.

Следует отметить, что различные проблемы высшего технического образования, ее состояния и развития в последнем десятилетии обсуждались на многих международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, конгрессах, симпозиумах. Некоторые из них целиком были посвящены техническому образованию. Среди последних можно отметить такие как «Инженерное образование как ключевой фактор социально-экономического, развития» (Москва, 1992), Международный симпозиум по инженерной педагогике «Проблемы инженерного образования на пороге ХХ1 века» (МАДИ (ТУ), 1998), «Качество инженерного образования» (Брянск, 2000), «Стратегия развития университетского технического образования в России» (МГТУ им Н. Э. Баумана, 2000).

За последние годы защищены несколько кандидатских диссертаций по отдельным аспектам функционирования отечественной высшего технического образования в последнее десятилетие XX века. В их числе диссертация Закировой И. А., претендовавшей на степень кандидата педагогических наук «Региональный компонент гуманитарного образования в высшей технической школы» (1998) — Баляевой С. А. на степень доктора педагогических наук «Теоретические основы фундаментальной общенаучной подготовки в системе высшего технического образования» (1999) — Пузикова В. Г. на степень доктора философских наук «Методологические принципы модернизации высшего технического образования» (1998) — Качак В. В. на степень доктора экономических наук «Организационно-экономические основы управления научно-техническим потенциалом высшей школы» (1999).

Все выше рассмотренное позволяет говорить, что проблемы состояния и развития отечественного высшего технического образования в кризисные 90-е годы XX века привлекали и привлекают внимание исследователей, теоретиков и практиков образования, вузовской общественности Уровень разработанности отдельных аспектов высшего технического образования в целом создает определенную базу для системного научного анализа данной проблемы.

Цель исследования — осуществить научный исторический анализ процесса реформирования отечественной высшей технической школы в новых политических и социально-экономических условиях в стране, определить основные тенденции и основные направления дальнейшего развития инженерно-технического образования в России.

Задачи исследования определяются его целью:

— показать место и возрастающую роль высшей технической школы в деле вывода страны из социально-экономического кризиса и преобразования всех сфер жизни Российской Федерации, в образовательной системе страны, в повышении качества подготовки специалистов;

— показать преемственность в деятельности высшей технической школы России на предыдущих исторических этапах и современном этапе развития страны;

— изучить политические, социальные, экономические, правовые условия реформирования высшей технической школы в стране;

— выявить те изменения в политике, организации и управлении в высшей технической школе, которые произошли под влиянием вхождения страны и всего отечественного профессионального образования в рыночные отношения;

— обобщить опыт работы органов управления образованием и высших технических учебных заведений в новых социально-экономическим условиях.

— выработать предложения и рекомендации по практическому использованию опыта, накопленного в ходе вхождения высшей технической школы в рыночные отношения в целях повышения эффективности взаимодействия учебного, научного и производственных процессов, совершенствования подготовки специалистов, в целях подъема деятельности российской высшей технической школы на современный мировой уровень.

Хронологические рамки работы охватывают 1991;2001 гг. — годы перехода нашей страны к рыночной экономике и новому типу общественно политических отношений. Это был период, когда высшая техническая школа делала первые, самые трудные, шаги по адаптации к • начинающим развиваться в стране рыночным отношениям, период, в условиях которого, отечественная высшая техническая школа выстояла, сохранила свой основной потенциал, приобрела качественно новые черты.

Методологическая и теоретическая основа диссертации В ходе исследования диссертантом был использован комплекс взаимосвязанных методовразличные виды анализа — исторический, сравнительный и факторныйметод систематизации, обобщения, интерпретации.

Источниковую базу диссертации составили документы и материалы, которые можно разделить на несколько групп. Первую из них составляют законодательные акты Российской Федерации, постановления исполнительных органов власти, которые определяют и регулируют деятельность высших технических учебных заведений.

Вторая группа источников — материалы текущих архивов Минобразования России и других органов управления образованием, различных общественных образовательных ассоциаций и фондов, Российского Союза ректоров, высших технических' учебных заведенийтретью образуют социологические исследования и четвертуюразличные статистические информационные и справочные материалы, и, наконец, пятую группу источников составляет пресса. Привлекались материалы по проблемам высшего образования, в том числе инженерного, опубликованные в журналах «Высшее образование в России», «Высшее образование в Европе», «ALMA MATER», газетах «Вузовские вести», многотиражках высших технических учебных заведений.

Научная новизна работы состоит, прежде всего в том, что данная диссертация — первое комплексное историческое исследование отечественной высшей технической школы в период перехода страны к • рыночной экономикев нем изучено состояние и развитие высшей технической школы в период, когда в России происходили кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, обобщен опыт деятельности органов управления образованием, в центральных и региональных технических вузах, выявлены основные тенденции и основные направления развития отечественного высшего технического образования, определены пути и меры по повышению эффективности дальнейшей деятельности отечественной высшей технической школы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретико-методологическими позициями авторааргументированностью и обоснованностью избранных методов исследования, их адекватностью целям исследованиямножеством и разнообразием привлеченных источников и критическим их анализомиспользованием материалов социологических исследований.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленные в результате данного исследования концептуальные положения и тенденции путей и направлений реформирования отечественной высшей технической школы могут войти в базу дальнейшей разработки теории, методологии, методики организации деятельности высшей технической школы в XXI веке.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при практической работе органов управления образованием и образовательными учреждениями в рамках деятельности высшей технической школы, при повышении квалификации научно-педагогических работников технических вузов, при чтении курсов лекций по истории отечественного образования аспирантам, студентам и стажерам.

Апробация основных положений и выводов исследования нашла отражение в публикациях автора, в выступлениях диссертантки на заседаниях сектора исторических исследований образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов при МИСиСе (технологическом университете) Минобразования России, на заседаниях кафедры социологии Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) (МАДИ (ГТУ)), в выступлениях на всероссийских конференциях по проблемам технического образования, а так же путем чтения лекций и спецкурсов в МАДИ (ГТУ), в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, в Институте языков и культур им.

Л.Н. Толстого и других вузах.

По теме диссертации опубликованы статьи:

1. Профессионально-образовательная подготовка специалистов с инженерным образованием по социально-экономическим дисциплинам // Качество инженерного образования. — Брянск, 2000, 0,2 п.л.

2. Подготовка специалистов с инженерно-техническим образованием к предпринимательской деятельности // Организация и управление практической подготовкой и трудоустройством выпускников высших учебных заведений. — Пенза, 2000, 0,2 п.л.

3. Трансформация высшей технической школы России в 90-е годы XX века // Стратегия развития университетского технического образования в России. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000, 0,2 п.л.

4. Педагог: положение и требования (исторический аспект) // Качество педагогического образования: история и современность. — М.: Белгород, 2000, 0,1 п.л.

5. Историко-социологический анализ трансформации высшей технической школы России в 90-е годы XX века// Дополнительное образование студентов как механизм реализации принципов непрерывности и преемственности в системе профессионального образования. — М.: МАДИ (ТУ), 2000, 0,2 п.л.

6. Трансформация инженерного образования и фундаментальных исследований в ВТШ России в 90-е годы XX века // Фундаментальные исследования в технических университетах. -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001, 0,1 п.л.

Формирование целевых региональных программ развития профессионального образования: Монография /Под ред. В. М. Жураковского. — Брянск, 2001, 5 п.л.

Результаты исследования и анализ изменений, произошедших в системе высшего профессионального образования позволяют сделать вывод о начале с середины 1999 года (Коллегия Минобразования России от 22 июня 1999 «О совершенствовании структуры и содержания инженерного образования») третьей стадии процесса реформирования.

ВТШ, связанной с «управляемым развитием», как на уровне вузов, так и высшей технической школы в целом.

Об этом свидетельствует ряд фактов:

Расходы на образование за счет средств Федерального бюджета в 2000 г. по сравнению с 1999 г. возросли в 1,5 раза.

Общий объем инвестиций Минобразования России по сравнению с 1999 г. вырос более чем в 3 раза.

Произошло увеличение контингента студентов с 3,60 млн. человек в 1999 году до 4,07 млн. человек в 2000 г.

Продолжает расти конкурс при поступлении в вузы, сохраняется тенденция увеличения доли лиц, поступающих на инженерно-технические специальности.

Принятые государством и органами управления сферой образования в 2000 г. законы и нормативные акты направлены на дальнейшее развитие всей системы образования, в том числе высшей технической школы и т. д. (75).

Основополагающей из них является принятая в апреле 2000 года Федеральная программа развития образования, которая предполагает дальнейшее устойчивое эволюционное развитие всей системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям личности, общества и государства (76).

Принципиально важным для высшей технической школы стало ' принятие 22 июня 1999 г. Коллегией Министерства образования РФ Постановления «О совершенствования структуры и содержания инженерного образования» (77). В Постановлении была закреплена приоритетность высшего технического образования, которая диктуется общенациональными, стратегическими интересами и требованиями прогресса российского общества.

Основными направлениями дальнейшего развития высшей технической школы являются:

— оптимизация Перечня направлений и специальностей высшего технического образования;

— поэтапный переход к разработке образовательных программ международного класса, направленных на интеграцию российского технического образования в мировую систему;

— объединение усилий и инициатив вузов в развитии систем многоканального финансирования вузов при определяющей роли бюджетного финансирования;

— развитие системы послевузовского и дополнительного профессионального образования в сети непрерывного образования на базе вузов и центров повышения квалификации;

— формирование системы региональных центров анализа и прогнозирования потребностей рынка интеллектуального труда с целью оказания помощи в трудоустройстве выпускников технического профиля.

Безусловно, что меры, направленные на дальнейшее развитие ВТШ (модернизация материально-технической базы, формирование современной информационной среды, закрепление молодых. преподавателей и повышение их квалификации, обновление учебной литературы, унификация образовательных стандартов и т. п.) в основном реализуются на уровне вузов или при их непосредственном участии и требуют повседневной, вдумчивой, созидательной работы руководства и научно-педагогических коллективов профессионально-образовательных учреждений. Государство и органы управления высшей школой будут выполнять здесь главным образом ориентирующие, координирующие, стимулирующие и контролирующие функции.

В этом плане перенос центра тяжести и содержания национальной политики в сфере высшего профессионального образования на уровень вузов является по мнению 75% опрошенных экспертов концептуально обоснованным и стратегически правильным решением, так как позволяет при минимально возможных затратах государства инициировать и активизировать созидательный труд высококвалифицированных научно-педагогических коллективов, большинство из которых с высоким уровнем оптимизма оценивают перспективы развития своих вузов и потенциал высшей технической школы России.

В.А. Садовничий, председатель Российского союза ректоров сделал принципиально важное замечание: «.Не могу не согласиться с мнением, будто сейчас наступила эпоха лириков, к коим относят и экономистов, юристов, менеджеров. Пример России доказывает: все эти люди нужны, если хорошо работает экономика. Производство должно снова работать, ведь у нас были бесспорные достижения во многих отраслях индустрии. Сейчас подрастает поколение, практически никогда не видевшее отечественных товаров. Для выхода на качественно другой виток развития общества необходимо активно готовить специалистов в области естественных и технических наук, инженеров"(78).

Третья стадия трансформации ВТШ — «управляемое развитие» -заключается в поддержке на национальном уровне естественных точек роста на уровне вузов, с распространением позитивного опыта на другие вузы, особенно в регионах России. Такой подход будет в большей степени способствовать реализации прав граждан на качественное профессиональное образование и удовлетворению потребностей экономики России в инженерных и научно-технических кадрах.

Анализ состояния технического образования позволяет сформулировать основные требования, основные подходы к подготовке инженеров нового типа, которые будут работать в условиях высоких технологий в начале XXI века:

— обучение, обеспечивающее усвоение системы гуманитарных, социально-экономических, математических, естественно-научных и общепрофессиональных знаний на заданном уровнеобразование, обеспечивающее, наряду с обучением, формирование методологической культуры выпускника, владение на заданном уровне сформированности приемам и методам познавательной и профессиональной деятельностиреабилитация, обеспечивающая, наряду с обучением и образованием, комплексную подготовку человека к профессиональной деятельности, его профессиональную самореализацию (79).

На основе выявленных тенденций и направлений развития инженерного образования был определен ряд требований к выпускнику технического вуза в XXI веке:

— профессиональная компетентность — сочетание теоретических знаний и практической подготовленности выпускника, его способность осуществлять все виды профессиональной деятельности, установленной государственным образовательным стандартомразвитие способности творческого подхода к решению профессиональных задачумение ориентироваться в нестандартных ситуациях, анализировать проблемы и задачи, а также разрабатывать план действийготовность к реализации плана и ответственности за его выполнение;

— устойчивое, осознанное позитивное отношение к своей профессии, стремление к постоянному личностному и 4 профессиональному совершенствованию и др.

Сформулированные основные общие требования к выпускнику вуза введены во все государственные стандарты высшего профессионального образования России, в том числе в государственные требования к выпускникам инженерных вузов. Эти требования ориентированы на сохранение и развитие базовых ценностей российской высшей технической школыфундаментальности и высокого профессионализма в сочетании с ориентацией на постоянное развитие личности инженера.

Действительно, была проделана значительная работа, но не всем вузам удалось самостоятельно решить проблемы обновления содержания образования и реализовать переход к наукоемким организационно-деятельностным, интеллектуальным, информационным образовательным технологиям. Попытки некоторых вузов решить перечисленные выше проблемы, направленные на достижение и поддержание мирового уровня качества образования, натолкнулась на отсутствие ресурсного обеспечения, нерешенность ряда правовых, организационных и методических вопросов.

Получилось, что государство как бы «отпустило» вузы и именно им пришлось нести на себе все тяготы реформирования и перехода страны к новым экономическим отношениям.

За прошедшее десятилетие проявился ряд негативных факторов, которые являются общими для всех технических вузов:

1. Сокращение или полная фактическая ликвидация всех статей госбюджетного финансирования, кроме статей «Заработная плата» и «Стипендия», которые ни по уровню материального обеспечения, ни по режиму реализации не соответствуют цивилизованным меркам;

2. Резкое сокращение объемов финансирования научных исследований по хозяйственным договорам с предприятиями и организациями, что привело к дополнительному снижению материального обеспечения значительной части преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов, кроме того, снизились показатели эффективности аспирантуры;

3. Отток научно-педагогических кадров молодого и среднего возрастов в более обеспеченные финансовыми средствами и возможностями сферы деятельности, что привело к «старению» профессорско-преподавательского состава и поставило под угрозу в перспективе деятельность вуза как таковую;

4. Невозможность развития исследовательской и особенно технологической баз, адекватного научно-техническому прогрессу, из-за недостатка финансовых средств, что ставит под угрозу практическую подготовку студентов и качественное выполнение экспериментальных исследований;

5. Разрушена ранее существовавшая воспитательная система, не замененная другой.

Анализ деятельности технических вузов по повышению качества подготовки специалистов в условиях перехода общества к рыночной экономике позволяет сделать следующие выводы:

1. За прошедшее десятилетие произошли кардинальные качественные изменения в деятельности отечественной высшей технической школы.

2. Многие технические вузы приобрели статус университетов, что повлияло на содержание их учебного и научного процессов.

3. Изменились специальности, направления подготовки специалистов, произошла диверсификация образовательных программ.

4. Изменилась инновационная политика вузов.

5. Произошел переход к новой системе управления на уровне вуза.

6. Появилась система довузовской подготовки, отражающая переход вузов к новым формам работы с абитуриентами в условиях перехода страны к рыночной экономике.

7. Произошел переход к многоканальному финансированию на уровне вузов.

8. Подверглись изменению международные связи и контакты технических вузов России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Более детальные выводы будут приведены в Заключении диссертационной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Указ Президента РФ № 1 «Об образовании», 1996.

2. Текущий архив Российского Союза ректоров. Материалы V съезда ректоров. — М.: МГУ, 1998, с.Ю.

3. Там же, с.3−4.

4. Там же, с.З.

5. Быков Д. Российская инженерная школа — достояние нации, залог развития образования // Вузовские вести, № 11, 1998.

6. Жураковский В. М. Обеспечим славу России // Материалы научно-практической конференции «Профессиональное инженерно-техническое и военное образование в России"14 февраля 2001 года // Вузовские вести, № 4, 2001.

7. Фокин Ю. Г. Обеспечение направляемой социализации в образовательных процессах высшей школы // Стратегия развития университетского технического образования в России. — М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000, с. 77.

8. Жураковский В. М. Обеспечим славу России // Материалы научно-практической конференции «Профессиональное инженерно-техническое и военное образование в России» 14 февраля 2001 года // Вузовские вести. № 2, 2001.

9. Распоряжение Правительства РФ № 1072 от 26 июля 2000 г. «План действий Правительства РФ на 2000;2001 г. в области социальной политики и модернизации экономики (сфера образования)».

10. Текущий архив Российского Союза ректоров. Материалы VI съезда ректоров. МГУ, 2000.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О проведении конкурса по разработке и внедрению новых технологий обучения в высшей школе (на базе ЛЭТИ): приказ ГКНО СССР от 6 декабря 1989 г. № 889 //Бюллетень ГКНО СССР (профессиональное образование), № 3, 1990.
  2. Об организации инженерного центра «Интерсвязь» Гособразования СССР, Минвуза РСФСР: приказ ГКНО СССР от 23 января 1990 № 62 //Бюллетень ГКНО СССР (профессиональное образование), № 4,1990.
  3. О государственной программе развития высшего образования в СССР: Указ Президента СССР от 15 мая 1990 г. //Бюллетень ГКНО СССР (профессиональное образование), № 7, 1990.
  4. О статусе вузов: Указ Президента СССР от 12 октября 1990 г. //Бюллетень ГКНО СССР (профессиональное образование), № 1,1991.
  5. О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР: Указ Президента РСФСР //Бюллетень ГКНО СССР (профессиональное образование), № 10, 1991.
  6. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1992 года № 787 «О конкурсе на разработку Федеральной программы развития образования» //Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ, № 4, 1993.
  7. Концепция развития науки, культуры и образования в условиях рыночных отношений //Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ, № 4, 1993.
  8. О ходе работы и перспективах развития межвузовской научно-технической программы «Конверсия и высокие технологии» // Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ, № 1, 1995.
  9. Бюллетень Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. М., 1999, № 4.
  10. Временное положение о государственном высшем учебном заведении в Российской Федерации- Постановление Правительства, утвержденное Советом Министров 23 февраля 1991 г.
  11. Всероссийское совещание работников образования. Москва, Кремль. 14−15 января 2000 г. Стенографический отчет. М.: Высш. школа, 2000. — 424 с.
  12. Высшая школа. 1994. :Ежегодный доклад о развитии высшего образования. М.: НИИВШ, 1995.
  13. Высшая школа. 1998. :Ежегодный доклад о развитии высшего образования. М.: НИИВШ, 1999.
  14. Высшая школа. 1999. :Ежегодный доклад о развитии высшего образования. М.: НИИВШ, 2000.
  15. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995.
  16. Государственный Совет РФ. Доклад «Образовательная политика России на современном этапе». М.: 28 августа 2001.
  17. Закон «Об образовании». М., 1992.
  18. Зарубежный опыт реформирования в образовании. Аналитический обзор / Материалы к заседанию Государственного Совета РФ. М.: 2001.
  19. КПСС о формировании нового человека: Сборник документов и материалов (1965−1981). 2-е изд., доп. — М., Политиздат, 1982. — 686 с. 20. Конституция РФ, 1993.
  20. Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования /Международные акты ЮНЕСКО. 1993.
  21. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.
  22. Международные договоры (соглашения) Российской Федерации и Госкомвуза России о сотрудничестве в области образования и науки: Сб. док. Воронеж, 1995. — 219 с.
  23. Методическое обеспечение научной деятельности подведомственных Минобразованию России вузов и организаций / Сб. научно-метод. материалов. М.: 2000.
  24. Наука в системе образования. Нормативная основа. В 4 ч. М., Минобразование России, 2001.
  25. О молодежи: Указ Президента Российской Федерации № 1. М., 1991.
  26. О мерах по оказанию поддержки вузам: Указ Президента Российской Федерации № 768. М., 09 декабря 1992.
  27. О мерах по оказанию государственной поддержки студентам и аспирантам: Указ Президента Российской Федерации № 443. М., 12 апреля 1993.
  28. О реорганизации федеральных органов управления высшим образованием: Указ Президента Российской Федерации № 4547−1. -М., 25 февраля 1993.
  29. О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России: Постановление Правительства Российской Федерации № 407 от 28 апреля 1994.
  30. О неудовлетворительном финансировании образования и науки: Постановление Государственной Думы № 103−11 ГД от 21 февраля 1996 года.
  31. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон. М., 1996.
  32. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»: Федеральный Закон.
  33. Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и науки на 1997−2000 гг.»: Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1996 г.
  34. Концепция развития вузовского сектора науки в условиях перехода к рыночной экономике// Решение коллегии ГК РФ по высшей школе от 21 июля 1992 г.
  35. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ НА 2001−2005 гг. М., 2000.
  36. О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования: Приказ ГК РФ по высшему образованию от 9 декабря 1995 г. № 1635. // Бюллетень ГК РФ по высшему образованию. М., № 1,1996.
  37. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996.
  38. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1998.
  39. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1999.
  40. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 2000.
  41. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 2001.
  42. Положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.
  43. Постановление Совета Российского Союза ректоров от 28 сентября 2001 г. «Об образовательной политике России на современном этапе».
  44. Сборник документов, касающихся международных аспектов высшего образования. СПб.: «ОРАКУЛ», 2000. — 544 с.
  45. Стенограмма заседания Совета Федерации по вопросам науки, культуры и образования и Комитета Государственной Думы по образованию, науке и культуре. //Образование в документах. М., 1998.-№ 15.
  46. Федеральная программа развития образования: Приложение к Федеральному закону «О реализации Федеральной программы развития образования», М., 1996.
  47. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений: приказ Министерства образования РФ от 25 января 1996 г № 27.
  48. Об утверждении программы экономии государственных средств: Постановление Правительства РФ от 13 июня 1998 г. № 600.
  49. Федеральная программа развития образования в Российской Федерации: Утв.и.о.Президента РФ В. В. Путиным 10 апреля 2000 г.
  50. Национальная доктрина образования РФ: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.
  51. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (проект). — М., 2001. С. 13−28.
  52. Формирование основ региональной политики Российской Федерации: Рекомендации Всероссийской научно-практической конференции // Региональная политика Российской Федерации в области высшего образования. М., 1994. Выпуск III.
  53. В.М. Выступление на VI съезде Российского Союза ректоров 6 декабря 2000 г. М., 2000.2. Архивные документы
  54. Текущий архив Государственного комитета СССР по народному образованию/ Выступление Председателя комитета Г. А. Ягодина на встрече с ректорами вузов11 мая 1990 г.
  55. Текущий архив Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию /Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ. М., 1993.
  56. Текущий архив Государственного комитета по высшему образованию РФ /Перечень основных мероприятий, реализованных Госкомвузом России в 1994, 1995 годах в целях развития международного сотрудничества российской высшей школы. М., 1995.
  57. Текущий архив за Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию / Решение коллегии «О программе развития инженерного образования в России» от 15 марта 1995 года № 5/1.
  58. Текущий архив Министерства образования Российской Федерации. Справка к коллегии «О совершенствовании структуры и содержания инженерного образования» 22 июня 1999 г.
  59. Текущий архив Министерства образования Российской Федерации. Планы законопроектной деятельности, работы коллегий и структурных подразделений Министерства на 1999/2000 учебный год. -М., 1999.
  60. Текущий архив Министерства образования Российской Федерации. Материалы к докладу Минобразования России «Об организации научных исследований в 2000 г.». М.: 2001.
  61. Текущий архив Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ /Справка Комитета по образованию и науке Государственной Думы Правительству Российской Федерации о положении дел с финансированием учреждений образования и науки. 1996.
  62. Текущий архив Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ /Справка Комитета по образованию и науке Государственной Думы «О состоянии и перспективах развития образования в РФ» к заседанию 14 сентября 2000 г.
  63. Текущий архив Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ /Заключение на проект федерального закона «О Федеральном бюджете на 2002 г.» от 18 сентября 2001 № 41−1.
  64. Материалы архива Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО в сфере образования.
  65. Текущий архив Российского Союза ректоров высших учебных заведений /Материалы совещания ректоров российских вузов. Тула, 1991.
  66. Текущий архив Российского Союза ректоров высших учебных заведений /Материалы I съезда ректоров вузов России. М., 1992.
  67. Текущий архив Правления Российского Союза ректоров высших учебных заведений / Справка о современной ситуации в сфере высшего образования. 1997.
  68. Текущий архив Российского Союза ректоров высших учебных заведений /Резолюция V съезда Российского Союза Ректоров высших учебных заведений «О ситуации в области высшего образования и мерах по выходу из создавшегося кризиса». МГУ, 1998.
  69. Текущий архив Российского Союза ректоров высших учебных заведений /Материалы VI съезда, М.: МГУ, 2000.
  70. Текущий архив Ассоциации инженерного образования. Основные принципы формирования доктрины инженерного образования. М., 1993.
  71. Текущий архив НИИ высшего образования Минобразования России /А.Я. Савельев Пути развития высшего образования в СССР. -М.: НИИВО, 1991.
  72. Текущий архив Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов за 1993−99 гг.
  73. Материалы текущего архива Московского Государственного технического Университета им. Н. Э. Баумана за 1990−2000 гг.
  74. Материалы текущего архива Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета) за 1991−2000 гг.
  75. Текущий архив Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета). Аналитический отчет социологического исследования «Оценка. состояния и перспектив реформирования ВТШ России». 1998−1999.
  76. Текущий архив Московского Государственного Горного Университета. /Горный журнал за 1995—1999 гг.
  77. Материалы Российского мониторингового комитета Международного общества по инженерной педагогике. 1993−2001 гг.
  78. Материалы текущего архива Международного научно-технологического парка МИФИ.
  79. З.Статистические и информационные материалы.
  80. С.М. Профессиональное образование: Словарь. -М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
  81. Делегату Всероссийского Форума студентов 18−20 апреля 2001 г.: информационный сборник). М., 2001.
  82. Народное хозяйство за 70 лет: Юбилейный статистический ежегодник. М.: «Финансы и статистика», 1987. — 766 с.
  83. Высшее образование в России. /Статистический сборник центра исследований и статистики науки. М., 1998.
  84. Информационный бюллетень № 7 Министерства науки и технологий РФ. М., 1999. — 73 с.
  85. Научный потенциал вузов и организаций Министерства образования РФ: Статистический сборник. М., 1997. — 135 с.
  86. Наука России в цифрах: Статистический сборник. М.: Министерство промышленности, науки и технологий РФ. — 140
  87. Научно-технический потенциал высшей школы России. Статистический сборник. М.: МГИ, 1994.
  88. Российский статистический ежегодник. Москва: Госстаткомитет. 1999.
  89. Министерство образования РФ. Статистические данные мониторинга состояния ВТШ в 90-е гг. XX века. М., 1999.
  90. Министерство образования РФ. Статистические данные за 1999, 2000 гг.4.Периодическая печать.94. .Билкульчюс В. Голоса нужды и наживы // Правда. 1997. 5 марта
  91. И.С., Козлова О. Н. Кадры высшей школы // Социально-политический журнал. № 5, 1997.
  92. П. Этот стон у нас рынком зовется.// Огонек, № 9, 1992.
  93. Д.В. Российская инженерная школа достояние нации, залог развития страны //Вузовские вести, № 11, 1998.
  94. Вестник образования. М., 1998, июнь. — № 6. — С. 1−2.
  95. Вестник образования. М., 1999, май. — С. 57.
  96. Высшее образование в Европе. М., 1990. — № 1. — С. 42.
  97. Высшее образование в Европе. М., 1991. — № 3. — С. 122, 128, 129.
  98. Высшее образование в России: Очерки истории. М., 1995. — С. 102
  99. Высшее образование в России. № 2, 1993.
  100. Горный журнал. М.:МГГУ, 1999. — № 1.
  101. С.Г. Мы предугадали ход реформ // Поиск,№ 18, 1998.
  102. В., Швецов Г. Вузовская наука России на международном рынке научно-технической продукции // Международное научное сотрудничество. М., 1995. — № 2.
  103. В.М., Приходько В. М., Федоров И. В. Инженер на рынке труда (Опыт экспертного анализа). // Высшее образование в России. № 2, 1999.
  104. Инновации в Российском образовании //Высшее профессиональное образование. М.: МГУП, 1999. — С. 55−59.
  105. А. Образование: проблемы глобализации и региональность: Интеграция отечественного высшего образования в мировое образовательное пространство // Alma mater. 1997. № 11.-С. 4−9.
  106. Н.Н. Цивилизация XXI века роль университетов. //УНИВУЗ. — М., 1995.-№ 1.
  107. С.А., Федотов А. В., Шлепков С. В. Высшая школа и внешнеэкономическая деятельность // Вестник высшей школы. М., 1989.-№ 6.-С. 58−61.
  108. Модернизация образования // Поиск, № 22, 2000 г.
  109. Н.Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России // Социально-политический журнал. № 2, 1997.
  110. Н. Вузовская наука России на международном рынке научно-технической продукции //Международное научное сотрудничество. М., 1995. — № 2.
  111. В.Н. Программа «Конверсия научно-технического потенциала вузов» и международное сотрудничество //Конверсия. -М., 1994.-№ 7.
  112. А. Совместные факультеты особая форма сотрудничества. //Международное научное сотрудничество. — М., 1995.-№ 2.
  113. А. Реформирование системы высшего образования России //Высшее образование в Европе. М.: Логос, 1996. — № 4. — Т. XIX.
  114. В.И. Проблемы международного сотрудничества в образовании. // Завуч. М., 1998. — № 5. — С. 127−131.
  115. В.А. Программа образования должна быть самым важным законом России // Российская газета. 23 июня 1999 года.
  116. . Проблемы менеджмента высшего образования в переходный период / «В полет». С-П: Санкт-Петербургской государственной академии аэрокосмического приборостроения, 1993. -№ 14.
  117. В. Традиции и новации. //Международное научное сотрудничество. М., 1995. — № 4.
  118. Э.М. ТулГТУ в программе «Конверсия научно-технического потенциала вузов // Вуз и рынок. Кн.З. 4.1. Наука и конверсия, образование. — М.: Пресс-сервис, 1993. — С.264−270.
  119. А.Н. Научные исследования в вузах России: реальность и перспективы. //Международное научное сотрудничество. М., 1995. -№ 4.
  120. А.Н., Суворинов А. В. Конверсия вузовской науки в 199 294 годах и перспективы ее развития. //Конверсия. М., 1994. — № 7.
  121. А.Н. Об основных ориентирах и делах в сфере образовательной политики России : Доклад министра образования. //Вестник образования. М., 1998. — № 6.126. «Учительская газета «30 июля 1996 г. М., 1996.
  122. И.Б. Следовать лучшим традициям Российского инженерного образования // Вузовские вести, № 13, 1999.
  123. И.Б. О концепции инженерного образования // Высшее образование в России. № 5, 1999.
  124. В.М. Об итогах работы системы образования России в 1998 году и основных задачах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в 1999 году.
  125. Бюллетень Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. М., 1999. № 4. — С. 3.
  126. В.М. Новости жизни университетов и вузов России. //УНИВУЗ. М., 1995. -№ 1.
  127. В.М. Высшая школа России перед вызовами XXI века // Высшее образование в России. № 1, 2001.
  128. В.И. Правовые аспекты государственной политики России в области высшего и послевузовского профессионального образования //Социально-политический журнал. № 1, 1997.
  129. Ав дул о в А.Н., Кулькин A.M. Структура и динамика научно-технического потенциала России. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 319 с.
  130. .Л., Похолков Ю. П., Семкин Б. В., Ушаков В. Я., Чудинов В. Н., Ямпольский В. З. Комплексная программа развития технического университета. Томск: Изд-во Томск, политиехн. ин-та. 1993. — 67 с.
  131. .Л., Крупнова М. С., Похолков Ю. П., Чудинов В. Н., Чучалин А. И. Развитие вуза и совершенствование содержания образования в новых социально-экономических условиях. М.: Росвузаттестация, 1996. — 145 с.
  132. Г. Н. МГТУ глазами историка. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 224 с.
  133. П.П. Высшее образование России: состояние и проблемы развития /Сборник статей. М., 1994.• 139. Багдасарьян Н. Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. -260 с.
  134. А.В. Университет входит в мировую систему науки и образования //Бюллетень Ассоциации Российских вузов. М., 1993. -№ 9.
  135. В.Г. Избранные произведения. 1849.
  136. Белая книга российского образования: проект TACIS «Управление образованием». В 2 ч. М.: Изд-во МЭСИ, 2000.
  137. Ю.М. Правильно ли мы выбираем приоритеты. Вуз и рынок. — М., 1993. — Т. 2.
  138. Библиотеки высших учебных заведений Российской Федерации: Справочник / Под ред. Е. В. Ивановой. М.: Логос, 1998. — 352 с.
  139. Ю.С., Козлов В. Н. и др. Концепции, структура и содержание многоуровневой системы высшего технического образования России / Под ред. Ю. С. Васильева. СПб.: Изд-во СПб.гос.техн.ун-та, 1993, — 210 с.
  140. Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика / Под ред. В. М. Жураковского. М., 1998. — 304 с.
  141. Высшая школа в зеркале социологи: Сб. Ярославль, 1997. Вып.1.
  142. Ю.А., Субетто А. И., Чекмарев В. В., Волков А. Ю., Сидло А. А. Образование и интеллектуальный потенциал России. М-К. 1998. — С. 5
  143. Е.Н. Инновационные процессы в высшей школе России в условиях переходной экономики. Автореферат. 1997.
  144. Гегель В.Ф. В. Лекции по истории философии. 1830.
  145. В.К., Кудрявцев Ю. А. Образование в условиях рыночных отношений (зарубежный опыт).
  146. А.Г. Учебный процесс требует серьезной перестройки. -Вуз и рынок. М., 1993. — Т. 2.
  147. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994. — С. 52−53, 72, 121−122.
  148. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.
  149. В.М. Приоритет международной модели образования в системе высшей школы России. М., 1993.
  150. В.М., Приходько В. М., Шленов Ю. В., Федоров И. В., Вражнова М. Н. Современное состояние инженерного образования в России. М., 1997 — 82 с.
  151. В.М., Приходько В. М., Луканин В. Н., Мануйлов В. Ф., Федоров И. В., Вражнова М. Н. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. ЗАО «РИК Русанова», 1997.-200 с.
  152. В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998, — 173 с.
  153. Д.М. Интеграция высшей школы России в мировую вузовскую структуру. Вуз и рынок. — М., 1992. — Т. 1,
  154. В.К. Основные результаты деятельности высшей школы. /Сборник «Высшее образование России: состояние и проблемы развития». М., 1994.
  155. А.Ю. Международное сотрудничество в сфере высшего образования на примере вузов Краснодарского края (19 601 990). Автореферат диссертации канд. ист. наук. Краснодар, 1997. -26 с.
  156. А.Е. Студенчество России конца XIX начала XX века: социально-историческая судьба. — М.: «Рос.полит.энциклопедия», 1999.-414 с.
  157. Интеграция университетов России в общемировую систему университетского образования и науки. М., 1994. — 278с.
  158. История вузов России: Материалы: Всеросийской заочной научной конференции. СПб.: Нестор, 1997. — 175 с.
  159. В.О. Исторические портреты. М., 1991 — 377с.
  160. В.Г. Активнее использовать новые возможности. Вуз и рынок. — М., 1992. — Т. 1.
  161. В.Г. Перспективы развития: бизнес образование в России. — М., 1993.
  162. В.Г. Объективная необходимость. М.: Республика, 1995. -С. 33,34,36,216.
  163. В.Г. Образование и цивилизация /Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». -М., 1996.
  164. В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: «Владос», 1998. — 520 с.
  165. Н.В. Московский физтех и международная деятельность в сфере высшего образования. М., 1993.
  166. Л.П. Основные направления международного сотрудничества Чувашского государственного университета. М., 1993.
  167. Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах. М.: Изд-во МГОПУ, НОУ, 1998. — 302 с.
  168. Комплексная оценка качества высшего технического образования и вузовских систем управления качеством подготовки специалистов /Под ред Б. С. Митина. М.: Изд-во МАТИ -РГТУ «ЛАТМЭС», 2000. -276 с.
  169. П.М. Внешнеэкономические связи Хабаровского института народного хозяйства. М., 1993.
  170. Ю.А. Тенденции развития высшего образования в современном мире : Социально-экономический аспект. /Труды
  171. Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. М., 1992.
  172. Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск, 1992.
  173. Г. А., Ткач Г. Ф. Признание российских дипломов в контексте развития международных обменов. /Материалы третьей международной конференции под эгидой ЮНЕСКО. С-П., 1993.
  174. МГТУ имени Н. Э. Баумана. Вчера. Сегодня. Завтра. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999,-240 с.
  175. В.Ф., Федотова А. В., Милюков И. А., Галетова Н. Л. Элитная подготовка в инженерном вузе: Методи. Пособие. М.: Изд-во МАТИ -РГТУ «ЛАТМЭС», 2000. — 96 с.
  176. .С., Мануйлов В. Ф., Федотова А. В. Инженерный вуз и рыночная экономика. М.: Изд-во МАТИ-РГГУ «ЛАТМЭС», 2000. -112 с.
  177. А. Инженерная педагогика. М.: МАДИ (ТУ), 1998. -185 с.
  178. Н.В. Международные связи отечественной высшей школы: Традиции и новшества. М.: Исслед. центр пробл. подг. кач-ва спец-тов, 1999. — 55 с.
  179. Международное сотрудничество высшей школы: направления развития и совершенствования. Л., 1988. — 118 с.
  180. Менеджмент качества подготовки специалистов в техническом вузе / Материалы Всероссийского научно-методического семинара 17−18 апреля 2001 г. Брянск: Изд-во БГТУ, 2001-. — 199 с.
  181. Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет). История создания и развития научных школ. / Под ред. В. Н. Луканина, В. М. Приходько, Л. Е. Грачевой. М.: Изд-во ООО «Центр обработки информации», 2000. — 315 с.
  182. Л.И. Технические вузы: проблемы деятельности и подготовки специалистов. Пенза, 1994. — 186 с.
  183. Научно-образовательный потенциал высшей школы России в 1996 году /Аналитический материал под ред. А. Н. Тихонова. М.: Академия менеджмента инноваций, 1997.
  184. Научные школы МГТУ (МВТУ) имени Н. Э. Баумана. История развития /Под ред. И. Б. Федорова и К. С. Калесникова. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1995.-424 с.
  185. Негосударственное образование в России: материалы региональной научно-практической конференции. Новосибирск, 1996.
  186. А.В. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования: автореферат. 1996.
  187. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  188. Образование и интеллектуальный потенциал России. М., 1998, -С. 6.
  189. И.М. Инженерное образование: сравнительный анализ систем подготовки в России, Европе и Сев.Америке. 1993.
  190. А.П., В.Ф.Мануйлов, А. Г. Ткаченко, И.В.Федоров Кадровая политика. Воспроизводство научно-педагогических кадров вузов и система управления качеством. М.:Изд-во МАТИ-РГТУ «ЛАТМЭС», 2001,-272 с.
  191. Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. СПб.: Изд-во «Бельведер», 2000. -244 с.
  192. Проблемы инженерного образования на пороге XXI века / Сборник статей, поев. 27 межд. симпозиумуму по инженерной педагогике. — М.: Рос.монит.комитет по инж педагогике, 1998.
  193. Россия и мир. М.: Владос, 1994. — Ч. 2. — С. 166.
  194. Региональная политика Российской Федерации в области образования. М., 1997. Выпуск IX. — С. 382, 383.
  195. Российская Федерация. Обзор национальной образовательной политики. М., 1998. — С. 20, 21.
  196. В.В. Образование и личность. М.: Логос, 1997. — 272 с.
  197. В.Ф. О некоторых направлениях деятельности вуза в условиях перехода к рынку. М., 1992.
  198. Э.М. Совещание по вопросам региональной политики. //Бюллетень Ассоциации Российских вузов. М., 1993. — № 6.
  199. О. Обозримое будущее российских университетов: взгляд из парламента / Тезисы выступления на Конгрессе «Университеты на пороге третьего тысячелетия». М., 1995.
  200. С.М. Публичные чтения о Петре Великом (памятники исторической мысли). М.: Наука, 1984. — 231 с.
  201. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 1998 г.-М., 1999.
  202. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2000 г.-М., 2001.
  203. Стратегия развития университетского технического образования в России: Тезисы конференции. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000, 229 с.
  204. Структура и задачи представительств высших учебных заведений и их отношение к государственным инстанциям /Материалы Российско-Германского семинара //Бюллетень Ассоциации Российских вузов. М., 1993. № 5.
  205. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (Антропоцентрический взгляд): вчера. сегодня. завтра.. М.: Лотос, 1994. — 115 с.
  206. С.П. Инженерное образование в России. Люберцы: Произв.-издат. комб. ВИНИТИ, 1997. — 81 с.
  207. А.Н. Высшая школа России в условиях радикальной экономической реформы. Вуз и рынок. — М., 1992. — Т. 1.
  208. Ю.Т., Рафиенко Е. Н. Вуз и российсмкое общество 30−90 годы XX века: БИТМ -БГТУ. Брянск: Изд-во БГТУ, 2000. — 272 с.
  209. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты/ Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998.-256 с.
  210. К.Д. Избранные произведения. М-Л., 1946. — С. 210.
  211. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1954. Т. II. — С. 282.
  212. Н.Г., Малаха И. А. Утечка умов -масштабы, причины, последствия. М.:Эдиториал УРСС, 1999, — 176 с.
  213. В.М. Новые грани Российского университета дружбы народов. /Тезисы международной конференции «Университеты на пороге третьего тысячелетия», М., 1995.
  214. В.М. Международное признание новых дипломов российской высшей школы. /Материалы международного Конгресса «Университеты на пороге третьего тысячелетия». М., 1995.
  215. В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. Ставрополь, 1996.
  216. Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы (90-е гг.): Сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1999.-132 с.
  217. Экономика и организация управления вузом.:Учеб. 2-е изд., испр. и доп. /Под ред. В. В. Глухова. СПб.: Изд-во «Лань», 2001. — 544 с.
Заполнить форму текущей работой