Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Христианские архетипы в русской ментальности (на материале художественно-литературной практики рубежа 1990-2000-х годов)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационного исследования обусловлена не только обращением к русской прозе ХХ-ХХ1 веков, но и методологическим обоснованием теории христианских архетипов, что способствует осмыслению новых реалий отечественной культуры. Отметим, что в научных работах 1990;х годов определяются главные векторы изучения русской словесности. Особый интерес вызывает исследование интертекстуальных связей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ХРИСТИАНСКИЙ АРХЕТИП КАК ОСНОВА РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Русская ментальность: архетипический подход
    • 1. 2. Влияние христианских архетипов на русскую словесность
  • Глава II. ДУХОВНАЯ ОСНОВА РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
    • 2. 1. Интертекстуальный подход к анализу прозы
    • 2. 2. Библейские мотивы в прозе 1960−1980-х годов
    • 2. 3. Функции библейских коннотаций в заглавиях прозаических произведений 1990−2000-х годов
    • 2. 4. Сакральные образы в структуре современных произведений
  • Глава III. ЭВОЛЮЦИЯ ПАСХАЛЬНОГО АРХЕТИПА
    • 3. 1. Становление жанра пасхального рассказа
    • 3. 2. Пасхальный жанр в современном литературном контексте: от малых форм к большим
    • 3. 3. Пасхальный архетип в прозе 1990−2000-х годов
  • Глава IV. МОДИФИКАЦИИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО АРХЕТИПА
    • 4. 1. Развитие жанра рождественского рассказа
    • 4. 2. Рождественский архетип в современной прозе
    • 4. 3. Святочные произведения в литературе последних лет

Христианские архетипы в русской ментальности (на материале художественно-литературной практики рубежа 1990-2000-х годов) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное культурологическое знание переосмысливает проблемы, которые традиционно ставились и решались отдельными гуманитарными науками: искусствоведением, историей, литературоведением, психологией и т. д. Потребность в комплексном анализе явлений культуры, основанном не только на междисциплинарном подходе, но и на принципиально новом, синтезирующем знании, интегративных тенденциях, выраженные в культурологии, делает актуальным обращение к ментальным основам отечественной культуры, сформировавшим облик современного человека.

Внутренний мир русского народа, его идеалы и устремления в наиболее полной мере отражены в классической литературе, которая дает образцы национального характера в его различных проявлениях. В этой связи, определяя литературу как диахронное и синхронное отражение культуры в целом, французский филолог XX века А. Компаньон отмечает, что «литературная традиция представляет собой синхроническую систему литературных текстов, которая все время находится в движении, перестраиваясь по мере появления новых произведений» [179, с. 40].

В данной теоретической ситуации необходим синтез конкретного материала и абстрактно-теоретических разработок, принципов для осуществления культурологического анализа христианских архетипов в русской ментальности, отличающегося междисциплинарным характером. Так, сопряжение литературно-художественной практики на рубеже 1990;2000;х годов с общей теорией архетипа, позволит не только прояснить содержание современной культуры, но и глубже осмыслить актуальные проблемы искусства: мотивы, образы, реминисценции и т. п.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена не только обращением к русской прозе ХХ-ХХ1 веков, но и методологическим обоснованием теории христианских архетипов, что способствует осмыслению новых реалий отечественной культуры. Отметим, что в научных работах 1990;х годов определяются главные векторы изучения русской словесности. Особый интерес вызывает исследование интертекстуальных связей классической литературы и Евангелия. Заметной тенденцией развития русской прозы конца XXначала XXI веков становится возвращение канонических жанров рождественского и пасхального рассказов в контекст современной культуры. В основе этих жанровых форм литературы — архетипы «Рождество», «Преображение», «Пасха» и др., обращение к которым способно активизировать ментальную память человека и тем самым способствовать его движению к духовному идеалу. Христианские архетипы выступают в качестве необходимых условий развития культуры, закрепляющих память предшествующих поколений и образно выражающих логику развития культуры. Комплексное культурологическое осмысление христианских архетипов в русской ментальности на материале современной прозы осуществляется впервые.

Степень научной разработанности проблемы. Термин «архетип» занял прочные позиции в современной науке (философия, культурология, социология, филология, психология и пр.). Появление теории архетипа было обусловлено выходом «Золотой ветви» Дж. Фрейзера — работы по исследованию мифа. В начале XX века К.-Г. Юнг создает теорию, согласно которой архетипы понимаются как «первичные образы», «повторяющиеся модели опыта», сохранившиеся в «коллективном бессознательном» человечества. Они нашли отражение в мифах, религиозных верованиях, а также в литературных произведениях. В середине XX века теорией архетипа занимаются М. Бодкин, Р. Грейвз, Дж. Кэмпбелл, Г. У. Найт, Ф. Уилрайт и др. Их поиск сводится к осмыслению повторяющихся мифологических моделей (mythical patterns) в литературе. На связь литературных произведений и архетипов указывает Ж. Женетт: «В литературе историческим, то есть длящимся и изменяющимся объектом может быть не произведение, а те трансцендентные произведениям элементы, образующие набор возможностей литературной игры. .риторические коды, приемы повествования, поэтические структуры и т. д.» [134, с. 13]. Исследуя роль воображения в творчестве У. Блейка, в «Анатомии критики» Н. Фрай развивает архети-пический подход в сочетании с интерпретацией Библии. Ему принадлежит формулировка важнейшей задачи теории литературы XX века — необходимости создания координирующего принципа, который помог бы осознать литературные явления как части одного целого, подобно теории эволюции в биологии.

Для исследования проблемы христианского архетипа основополагающей стала статья С. С. Аверинцева, в которой автор выдвигает два фундаментальных положения: 1) матричные возможности архетипа, определяющие «архети-пический характер внушения», дающие «власть над умами" — 2) многоуровневая структура архетипа, его развитие от простейшего к более сложному [4, с. 125]. Позднее к исследованию теории архетипа обращается И. П. Смирнов. Он высказывает мнение о том, что архетипы — это не психологическая, а логико-смысловая основа литературного творчества и намечает интертекстуальную линию развития архетипа.

Последние десятилетия отмечены возросшим интересом литературоведов к проблеме архетипа. Объектом изучения Е. М. Мелетинского являются литературно-мифологические архетипы на уровне сюжета и героя — их происхождение и дальнейшая трансформация.

Взаимоуподобление архетипа мифу обозначено в работах А. Ф. Косарева и А. М. Руткевича. Мифологические концепции архетипа рассматриваются в трудах С. Б. Борисова, J1. В. Дербеневой, Е. В. Ивановой, М. Элиаде, К. П. Эс-тес и др. Авторы работ не всегда четко разграничивают понятия «миф» и «архетип», что является в теории архетипа одним из недостатков, сохранившихся до наших дней как наследие мифологической школы.

Монументальным обобщающим трудом по истории и теории архетипа стала монография «От сущности к имени» А. Ю. Большаковой. В опубликованной первой части будущего пятитомного научного труда исследователь утверждает познаваемость архетипа, доказывая свою точку зрения анализом классических произведений мировой литературы. Исследуя особую природу архетипа, Большакова четко определяет его свойства и отмечает его прямую связь с нравственным ядром произведения. По ее мнению, в современной науке архетип исследуется не только как мифологическая, но и как «собственно коммуникативная модель, имеющая пространственно-темпоральную специфику». Далее в своем исследовании Большакова констатирует, что архетип, являясь «ментальной художественной доминантой», составляет в литературном процессе подвижный центр. «Некоторые исследователи, — продолжает теоретик литературы, — считают возможным даже говорить о „стягивании“ литературного процесса к архетипу» [44, с. 30, 37].

Все большее распространение в литературоведении получает исследование сокровенной библейской основы литературных образов, что является следствием «типологической устойчивости и высокой степени обобщения» архетипа [45, с. 309]. Особый интерес в контексте нашего исследования представляют работы В. М. Головко, Т. Ю. Малковой, Л. И. Сазоновой, М. А. Робинсон, А. В. Чернова и др. Следует отметить крайне малое количество работ по данной проблеме на материале современной прозы. Среди них публикации Г. А. Мех-ралиевой, В. Н. Романовой, Т. Л. Рыбальченко и др.

Как показывает проделанный нами анализ, исследование библейских элементов в современной литературе ведется автономно, по традиции — в рамках одного произведения. Но не следует забывать, что они включены в более масштабную структуру: одна из главных особенностей архетипа — это невозможность изолированного существования в отдельном произведении. Изменить ракурс исследования и включить в архетипическую структуру на правах компонентов целые произведения и даже литературные направления удалось И. А. Есаулову. Опираясь на исследования В. Н. Топорова [333, с. 359] и А. Н. Ужанкова [341, с. 102], Есаулов приходит к выводу, что на развитие русской литературы глубинное воздействие оказал пасхальный архетип, явившийся следствием принятия Русью православия. Исследованию влияния пасхального архетипа на русскую литературу он посвятил фундаментальный труд [133], в котором присоединился к утверждению медиевистов о том, что началом русской литературы послужило «Слово о Законе и Благодати». Но Есаулов идет дальше, создавая собственную концепцию истории русской словесности. Рассматривая рождественский и пасхальный архетипы, он изучает их воздействие на художественное творчество, а также на некоторые философские теории. Подтверждение собственной концепции Есаулов находит в произведениях И. Э. Бабеля, Н. В. Гоголя, М. Горького, Ф. М. Достоевского, Б. Л. Пастернака, А. П. Платонова, А. П. Чехова и др., чьи тексты он включает в свой анализ.

Таким образом, современное гуманитарное знание внесло заметный вклад в изучение теории архетипа, многие положения которой определяют методологию исследований в различных областях науки. Так, в литературоведении теория архетипа претворяется в практику исследования отдельных произведений отечественной прозы и литературных направлений. Вместе с тем, следует признать, что исследование влияния более глобальной структуры — христианских архетипов в современной русской прозе — не являлось предметом целостного научного осмысления.

Особо значимую для исследования теоретико-методологическую базу составили структурно-семиотический метод анализа культуры (Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Деррида, К. Леви-Стросс, Ч. Пирс, У. Эко и др.), а также герменевтический подход к проблемам текста и интерпретации (М. М. Бахтин, В. С. Библер, С. И. Великовский, Ю. М. Лотман и др.).

Научно-теоретической основой диссертации послужили труды классиков отечественной гуманитарной науки: А. Н. Веселовского, В. В. Кожинова, Д. С. Лихачева, Г. Н. Поспелова, В. Я. Проппа, Б. В. Томашевского и др. Важную роль в формировании общей концепции работы сыграли теоретические и прикладные труды отечественных исследователей: С. С. Аверинцева, А. Ю. Большаковой, Ю. Б. Борева, С. Г. Бочарова, С. Н. Бройтмана, М. Л. Гас-парова, М. М. Голубкова, М. М. Дунаева, А. Л. Казина, В. А. Котельникова,.

Н. Л. Лейдермана, А. М. Любомудрова, Е. М. Мелетинского, А. М. Панченко, Б. Н. Путилова, Н. Д. Тамарченко, А. Б. Тарасова, В. И. Тюпы, В. Е. Хализева, А. Я. Эсалнек и др. Важное значение в решении поставленных задач имели работы исследователей русской прозы: Е. Н. Душечкиной, В. В. Ерофеева, И. А. Есаулова, В. Н. Захарова, И. П. Золотусского, Т. А. Касаткиной, В. А. Ко-шелева, В. А. Недзвецкого, Э. Ф. Шафранской и др.

Теоретико-методологическая база работы включает в себя концепты и теории авторов, связанных с философией культуры (П. Рикер, 3. Фрейд, М. Хайдеггер, Й. Хёйзинга, К.-Г. Юнг и др.) — культурной антропологией (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. И. Воронина, Г. Д. Гачев, В. В. Зеньковский, М. М. Мамардашвили, П. А. Флоренский и др.) — эстетикой (Ю. Б. Борев, А. Ф. Еремеев, М. С. Каган, Н. И. Киященко, Н. А. Хренов и др.) — литературоведением (М. К. Азадовский, Г. А. Гуковский, В. М. Жирмунский, А. В. Михайлов, А. А. Потебня, Б. М. Эйхенбаум и др.).

Мы опирались на теоретические разработки дефиниций, представленные в современном гуманитарном знании в культурологической парадигме: мен-талъность (А. С. Ахиезер, Л. М. Баткин, В. П. Визгин, А. Я. Гуревич, И. Г. Дубов, В. К. Кантор, Е. М. Михина, И. Л. Сиротина, С. С. Хоружий, О. И. Шуль-ман и др.), архетип (С. Б. Борисов, Л. В. Дербенева, Е. В. Иванова, М. Элиаде, К. П. Эстес, К.-Г. Юнг и др.), литературный архетип (В. М. Головко, И. А. Есаулов, Т. Ю. Малкова, Л. И. Сазонова, М. А. Робинсон, А. В. Чернов и др.), интертекстуальность (Ю. Кристева), текст (Р. Барт, К. Леви-Стросс, Ф. де Соссюр, У. Эко и М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Г. Г. Почепцов, Ю. С. Степанов и др.).

Объектом диссертационного исследования являются христианские архетипы, отражающие специфику национальной ментальности.

Предметом данного исследования выступает заключенная в русской ментальности система христианских архетипов, проявляющихся в художественной (литературной) практике рубежа 1990;2000;х годов.

Цель исследования состоит в изучении христианских архетипов русской ментальности, которые нашли свое отражение в отечественной прозе 19 902 000;х годов. В соответствии с целью были определены следующие задачи:

— концептуализировать русскую ментальность на основе построения модели христианских архетипов;

— верифицировать понятие «христианский архетип» для репрезентативного описания духовных основ русской ментальности;

— выявить и обосновать влияние христианских архетипов на русскую словесность;

— обозначить методологические границы и возможности применения интертекстуального подхода для анализа функционирования христианских архетипов;

— выявить многообразие мотивов и функций библейских коннотаций, определить основные этапы актуализации религиозных мотивов на примере русской прозы ХХ-ХХ1 веков;

— исследовать развитие архетипов «Пасха» и «Рождество» в современной русской прозе.

Материалом исследования являются наиболее репрезентативные с точки зрения избранного аспекта исследования прозаические тексты отечественных авторов 1990;2000;х годов. Полнота и объективность представленной картины обеспечиваются привлечением большого количества писателей (более 70 авторов) и их произведений (около 100). В работе анализируется творчество В. П. Астафьева, В. И. Белова, Л. А. Жуховицкого, Ю. П. Казакова, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина, активно работавших в 1960;1980;е годыБ. П. Екимова, О. А. Николаевой, Л. С. Петрушевской, В. С. Токаревой, Т. Н. Толстой и др., вступивших в литературу позднее и продолжающих публиковать свои произведения в 1990;2000;е годыН. А. Горловой, Д. А. Ермакова, А. А. Иванова, Н. Л. Ключаревой, М. А. Кучерской, И. Л. Мамаевой, 3. Прилепина, Г. У. Са-дулаева и др., начавших свою деятельность в 1990;2000;е годы.

Теоретико-методологические основания исследования. Методология исследования обусловлена характером поставленных в диссертации задач и опирается на системный подход к изучению феноменов духовной культуры. Этот подход реализуется на основе использования совокупности прикладных методов типологизации, сравнения, структурирования и анализа, которыми оперируют различные гуманитарные отрасли знания: культурология, эстетика, культурная антропология, история, литературоведение. Значительную роль при этом играет междисциплинарный интертекстуальный подход к анализу текста, который сложился на стыке философии, семиотики, антропологии и филологии.

Формированию теории христианских архетипов способствует системный подход, направленный на интеграцию исследовательского материала, накопленного различными областями знания, он позволяет: 1) выявить философско-культурологический характер закономерностей, непосредственно проявляющихся в развитии христианских архетипов в художественной (литературной) практике рубежа 1990;2000;х годов- 2) определить взаимосвязь различных форм духовного опыта в процессе трансформации христианских архетипов- 3) «расшифровать» смысл феноменов христианских архетипов в произведениях современных авторов. Допуская максимально широкий взгляд на изучаемые явления, системный подход требует использования трех направлений исследовательской методологии:

— герменевтическая область исследования направлена на интерпретацию текстов художественной практики 1990;2000;х годов в контексте развития отечественной культуры;

— семиотический анализ текстов выявляет специфические черты функционирования христианских архетипов в отечественной прозе и определяет пути их дальнейшей инверсии;

— в историко-культурном плане прослеживается развитие и соединение диахронных и синхронных изменений в русской ментальности.

Методологическое значение интертекстуального метода исследования заключается в сопоставлении типологически сходных явлений (произведений, жанров, направлений и т. д.) как вариаций на общие темывыявлении архети-пической основы анализируемых текстовизучении трансформации религиозных архетипов в литературе.

Гипотеза исследования. «Архетип» и «ментальность» будучи взаимосвязанными парадигмальными концептами, продуцируют новый концепт «христианский архетип» русской ментальности, не имеющий традиции научного осмысления в современной культурологии. Автор предположил, что данная дефиниция является онтологически значимой в современной культуре и может быть верифицирована в контексте литературно-художественной практики 1990;2000;х годов. Модель русской ментальности включает в себя традиционные для ментальности русской культуры черты (духовность, православие, смирение, толерантность и т. д.) и находит выражение в литературе. Обоснованию духовной основы русской ментальности в литературно-художественном творчестве способствует интертекстуальный подход, который определяет важнейшие христианские архетипы, обладающие многоуровневой повествовательной структурой и отсылающие читателя к первообразам (Рождение, Преображение, Спасение, Воскресение и др.). Парадигмальные сдвиги в культуре XX века приводят к инверсии христианских архетипов («Рождество», «Пасха») в литературе, изменяя их сакральное содержание.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— впервые в отечественной культурологии русская ментальность концептуализирована на основе построения модели христианских архетипов;

— осуществлена верификация концепта «христианский архетип» для репрезентативного описания духовных основ русской ментальности;

— обосновано влияние системы христианских архетипов на русскую словесность;

— исследование христианских архетипов в прозаических произведениях конца XX — начала XXI века впервые осуществляется с позиций интертекстуального подхода;

— показано многообразие проявлений религиозных мотивов в архитектонике современных прозаических произведений, определены функции библейских коннотаций, сакральных образов в структуре произведений и процесс де-сакрализации евангельских мотивов в современной литературе;

— комплексно исследованы пасхальный и рождественский архетипы в современной русской прозе, определены основные тенденции их развития и жанровые модификации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В связи с тем, что понятия «ментальность» и «архетип» имеют широкое и неоднозначное толкование в гуманитаристике, автор моделирует их взаимную интеграцию в современной культуре. Доминантой модели христианских архетипов является ментальность как коллективно-личностное образование, состоящее из устойчивых духовных ценностей, навыков, автоматизмов, латентных привычек, долговременных стереотипов, которое отражает общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы. В модели христианских архетипов значение имеют пространственно-временные характеристики ментальности, которые лежат в основе поведения, жизни, образуя онтологический уровень модели христианских архетипов. Русская ментальность в наиболее полной мере отражена в национальной литературе, которая, в свою очередь, формирует духовный облик и ментальность русского народа.

2. Ментальные установки русского народа способствовали укорененности в национальной истории и культуре, а также в индивидуальном опыте каждого человека христианских архетипов. Концепт «христианский архетип», предложенный автором для объяснения и понимания духовных основ современной культуры, выявляет основы русской ментальности (смирение, повиновение, бескорыстие, благожелательность, жертвенность, милосердие, сострадание, терпение, аскетизм и т. д.). Христианский архетип — ценностная константа культурных текстов, обеспечивающая их нравственные и эстетические ценности и выражающая аксиологический уровень. Важнейшими архетипами являются «Рождество», «Крещение», «Сретение», «Преображение», «Пасха» (Воскресение).

3. Система христианских архетипов оказывает влияние на русскую словесность и является методологическим основанием для анализа текстов художественно-литературной практики 1990;2000;х годов. На гносеологическом уровне христианские архетипы для писателя являются инструментом познания и преобразования художественного мира своей прозы в идеальный мирдля читателя — создаются определенные условия восприятия- «горизонт ожидания» христианских архетипов задается через заглавие, рамочные компоненты, вход в текст, сквозные образы, мотивы, цитаты, аллюзии, реминисценции и т. п.

4. Термин «интертекстуальность» широко используется в современном гуманитарном знании и обозначает совокупность межтекстовых связей, бессознательных или осмысленных. Интертекстуальность является не только диалогом между текстами, но и методологическим подходом к анализу литературы и культуры в целом. Для литературы рубежа ХХ-ХХ1 веков характерно то, что евангельские мотивы звучат в произведениях прозаиков разных школ и направлений, принимая различные формы: являются заглавием произведения, повторяются в качестве устойчивых лексических единиц, являются звеном композиции, проявляют себя в качестве основных принципов организации системы образов. Основными способами интертекстуального взаимодействия христианских архетипов в современной прозе являются: использование устойчивых жанровых формпереработка тем и сюжетовархетипические образыявная и скрытая цитациязаглавия, отсылающие к священному текстуаллюзииреминисценцииподражаниезаимствование- «обнажение» архитектонических связей рассматриваемого произведения с Евангелием. Анализ современной литературы, показывает, что произведения Д. Е. Галковского (постмодернизм) и Ю. П. Вяземского (массовая культура) объединяет обращение к одному предтексту — Библии.

5. Социальные потрясения начала XX века оказали влияние на русскую культуру. На основании изменения сакральных образов и функций библейских коннотаций выделены этапы актуализации религиозных мотивов в отечественной прозе:

— в 1920;1930;е годы христианские архетипы русской литературы заменяются советской символикой (Р. Б. Гуль «Конь рыжий») — проблемы духовной жизни человека уходят из официальной прозы, но продолжают существовать в «потаенной литературе» (Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»);

— в эпоху 40-х годов и послевоенное десятилетие одной из главных тем литературы становится физическое и духовное спасение человека;

— в 1960;е годы писатели-«деревенщики» (В. И. Белов, В. Г. Распутин, В. М. Шукшин) обратились к вечным ценностям, начали включать в свои тексты библейские мотивы покаяния, беспредельной материнской любви, по-детски чистой души, верности, сострадания, прощения за грехи и обретения единства с Божьим миром;

— отображая духовную жизнь советских людей, произведения русской прозы 1960;1980;х годов выражают то, что свойственно архетипу «Преображение». В произведениях тех лет появились темы поиска человеком своего места в жизни, страданий человека, загубившего свою душу (В. П. Астафьев «Людочка», Ю. П. Казаков «Свечечка», В. Г. Распутин «Живи и помни»);

— в произведениях новой прозы в 1990;е годы главенствует тема Апокалипсиса. Проза духовного направления возрождается, но приобретает иной характер. Всех писателей объединяет одно — интерес к судьбе простого человека. Но это не прежний «маленький человек» русской классической литературы, а обычная, живущая ежедневными заботами личность. Предтекстом для большинства современных прозаических произведений становится Библия, в них переплетаются ее знаки, элементы, мотивы, выдвигая на первый план чувство любви и сострадания авторов к своим героям;

— современная русская проза представляет иной тип писателя. Его творчество не ограничено никакими стандартами. Прозаики интуитивно уловили духовные запросы современников, этим и объясняется обращение многих писателей к тексту Библии.

6. В произведениях современных авторов широко представлены архетипы «Рождество», «Преображение», «Пасха» («Воскресение»). Традиционное предпочтение праздника Воскресения Христова Рождеству в России привело к появлению в литературе жанра пасхального рассказа, исходными формами которого стали литургическая поэзия, притча и литургическая драма. Русские прозаики (И. А. Бунин, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин) обратились к этому жанру во второй половине XIX века, испытав влияние историко-этнографической и публицистической литературы (Н. И. Костомаров, С. В. Максимов). Постепенно определилась содержательная составляющая пасхального жанра, время его действия (от Прощеного воскресенья до Дня Святого Духа). Отсюда и непременные атрибуты в повествовании: храм, колокольный звон, пасхальное целование, пасхальное яйцо и кулич. Его основные жанровые признаки обусловили принцип развития сюжета (пасхальное ожидание и вера в чудо Воскресения), позволяющий раскрыть тему преображения жизни, уничтожения в себе «ветхого человека», очищения от грехов, прощения обидчика во имя спасения души, способности радоваться чужому счастью. Жанр рождественского рассказа появляется в европейских литературах как отклик на главный христианский праздник в Западной Европе, оттуда его мотивы были восприняты русской литературой. Истоки святочного жанра лежат в русском фольклоре, в несказочной прозе: быличках и бывалыцинах. В рождественском рассказеэто время Рождества и устремленность сюжета к чудесному событию (неожиданная помощь, обновление жизни, любовь действенная, традиции рождественской благотворительности). Здесь присутствуют непременные атрибуты — ель, звезда, ясли, свечи, подарки, традиционные герои — семья, сиротка, вводится малая фольклорная форма — христославье. Святочный рассказ воспроизводит время Святок — дней веселья, ряжения, забав, отсюда установка на достоверность, стремление напугать, дать нравственный урок. Непременные атрибуты святочного рассказа — метель, замерзшая река, овраг, кладбищетрадиционные герои — инфернальные силы. В современной литературе святочный жанр востребован мало, наблюдается его тяготение к большим эпическим формам (Н. Ю. Климонтович «Против часовой», О. А. Николаева «Ничего страшного»).

Научно-практическая значимость диссертации заключается в следующем:

— материалы, содержание и результаты исследования могут служить методологическими ориентирами в разработке прикладной культурологии и интерпретации текста. Комплексный характер исследования и актуальность его темы позволяют применить выводы и материалы диссертации в общих и специальных курсах теории культуры, культурологии, литературоведения, интерпретации текста, а также в специальных курсах и семинарах, посвященных становлению философии текста и выработке новой методологии интерпретации;

— практическую значимость имеют описанные в работе стратегии интерпретации христианских архетипов, отражающих специфику национального самосознанияанализ функционирования христианских архетиповмоделирование взаимной интеграции понятия «ментальность» и «архетип» в современной культуре.

Достоверность исследования обеспечивается использованием сочетания традиционных методов гуманитарного знания (культурологии, академического литературоведения) и современных исследовательских подходов, выбором круга авторов и наиболее репрезентативных прозаических текстов второй половины XX — начала XXI веков.

Апробация результатов исследования. Основные положения, содержание и выводы диссертации отражены более чем в 60 публикациях автора, в том числе в 2 монографиях, 7 учебных пособиях, 10 статьях и рецензиях, опубликованных в изданиях, входящих в перечень ВАК РФ. Материалы диссертационного исследования представлялись в докладах на: международных (СПб., 2002; М., 2004, 2005; Пенза, 2009, 2011), всероссийских (М., 2006; Пенза, 2007, 2008, 2009; Арзамас, 2003), региональных и межвузовских научно-практических конференциях (Пенза, 2006; М., 2010) — Материалы диссертации использовались в лекционных курсах «История отечественной литературы» и «Литература с основами литературоведения», предназначенных для студентов, ГОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского» (2008;2011).

Диссертация обсуждена в отделе теории и истории культуры НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия 22 июня 2011 года.

Структура работы подчинена общей логике исследования и включает введение, четыре главы (двенадцать параграфов), заключение, библиографический список (405 наименований).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Православные традиции всегда были в генетической памяти русского народа. Даже почти восьмидесятилетняя эпоха атеизма не смогла уничтожить укорененность тех или иных форм «культурного бессознательного» в традиционной жизни людей.

Бердяев, видевший в душе православных людей «необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность» [35, с. 78], утверждал, что на протяжении всей своей истории русский народ развивал идеи духовного смысла бытия и соборного единства людей. Эти идеи, на наш взгляд, получили наиболее полное воплощение в искусстве слова.

В 1990;е годы появляются работы культурологов и литературоведов, исследующих духовные основы русской словесности. Потребность в подобном рассмотрении назрела в последней четверти XX века. Бахтин подчеркивал, что «в отрыве от глубокого анализа культуры», при котором игнорируются её «могучие глубинные течения», — при подобном подходе «невозможно проникновение в глубину больших произведений» [26, с. 330].

Таким «глубинным течением» для русской словесности, на наш взгляд, стали христианские архетипы. В научных исследованиях 1990;х — начала 2000;х годов термин «архетип» используется более широко, нежели в аналитической психологии Юнга. Христианские архетипы русской ментальности были сформированы на основе тех глубинных образцов, которые дало русским людям православие.

Впервые они проявляются в древнерусской словесности и пронизывают русскую прозу вплоть до начала XX века. Затем в силу исторических обстоятельств они становятся пассивными, чем-то неуловимым и в 1990;е годы вновь актуализируют свои свойства.

Понятие «христианский архетип» как инструмент исследования позволяет увидеть многие существенные стороны современных произведений: преемственность в жизни человеческого рода, неразрывную связь времени, сохранение памяти о прошлом.

Кроме того, они являются важным конституирующим фактором для отечественной прозы. В данном исследовании сделана первая попытка описать такое новое свойство архетипа как «стягивание» (термин В. М. Михалкович) литературного процесса к христианским архетипам.

Обусловленные появлением в обществе середины 1990;х годов устремлений к преодолению кризисных тенденций, к поиску ментальных основ христианские архетипы создают в культурной среде потребность в обращении к Евангелию как некоему нравственному эталону.

Стремление современников к отысканию онтологического смысла бытия запечатлели в 60−80-е годы XX века прозаики Астафьев, Белов, Жуховицкий, Казаков, Распутин, Шукшин, использовавшие в своих произведениях библейские мотивы.

В начале XXI века в русской прозе становятся приоритетными проблемы духовной жизни человека. Произведения современных писателей убеждают в том, что вытеснение этического из повседневной жизни человека ведет к выталкиванию его в пространство животного мира.

Под влиянием Евангелия в русской литературе появляются жанры рождественского и пасхального рассказов, чья природа обусловлена моделью развития одноименных архетипов. Как показано в нашем исследовании, произведения рождественского и пасхального жанров антиномичны по своему характеру, так как им присущи внутренние противоборствующие полюса — идеальный Эй-дос и литературный персонаж.

К концу XIX века определились канонические жанровые признаки исследуемых форм. В эпоху атеизма существование жанров рождественского и пасхального рассказов замалчивалось, а отдельные произведения интерпретировались с уклоном в социальный аспект.

В период 1990;х годов «забытые» жанры возвращаются, при этом происходит описанная в данном исследовании трансформация канонического времени и других жанровых признаков, что объясняется влиянием советской эпохи. Обновление канонических жанров происходит в плане использования крупных эпических форм повести и романа. Данная тенденция, на наш взгляд, свидетельствует о тяготении современной русской прозы к эпосу.

Насыщая эпические произведения философским содержанием, христианские архетипы пронизывают все уровни их структуры: заглавия, эпиграфы, цитаты, аллюзии, реминисценции, пересказ чужого текста. Кроме того, современные прозаики заимствуют из предтекста сакральные образы.

В нашем исследовании рассматриваются все аспекты композиции современных текстов, через которые проступают библейские мотивы. Пронизывая архитектонику эпического произведения, они обеспечивают выделение важнейших смыслов текста, тем самым активизируя внимание читателей на его содержательно-концептуальной информации.

Проходя через сильные позиции текста, библейские мотивы устанавливают смысловую иерархию, усиливая эмоциональный эффект и запоминаемость коллизий сюжета. Они помогают автору подчеркнуть элементы структуры, наиболее значимые для понимания идейного замысла произведения.

Использование библейских мотивов во внутренней композиции произведения не только обусловливает особенности конфликта и своеобразие сюжета, но и помогает выстраивать систему образов-характеров. Христианские архетипы мерцают на всех уровнях структуры современной русской прозы. Благодаря этому ликвидируется однобокость в изображении жизни русских людей ХХ-ХХ1 веков, картина мира расширяется и обогащается.

Произведений, основанных на христианских архетипах, с каждым годом издается все больше, сейчас они представляют собой основательный массив текстов. Известные критики предсказывают пересмотр школьных программ по литературе «под углом зрения доктрины. православно-религиозной», а не советско-марксистской". Если эта тенденция возобладает, то «не „новые люди“ Чернышевского окажутся на стержне, а „Соборяне“ Лескова. Не Горький с „Матерью“, а Шмелёв с „Летом Господним“. Особенно же в новейшей части» [11, с. 213]. В этом случае данное исследование окажет практическую помощь составителям школьных и вузовских программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Русские классики в пыли // Октябрь. 2006. — № 12. — С. 119 123.
  2. С. С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Наука, 1991. — С. 52−60.
  3. В. В., Колядич Т. М., Трубина Л. А. Русская проза конца XX века / под ред. Т. М. Колядич. М.: Изд-кий центр «Академия», 2005. — 424 с.
  4. В. А. Купина неопалимая. Пушкин как Божий избранник // А. С. Пушкин и православие: сборник статей о творчестве А. С. Пушкина / сост. В. А. Алексеев. М.: Изд-ий дом «К единству», 2007. — С. 3−7.
  5. Е. И. А. X. Гольденберг. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя // Философские науки. 2008. — № 2. — С. 117−121.
  6. Л. А. Меч мудрости, или Русский плюс. М.: Алгоритм, 2009. -336 с.
  7. Л. А. Лесковское ожерелье. М.: Книга, 1986. — 304 с.
  8. Е. А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 1997. — № 3. -С. 16−17.
  9. Ю. Н. Чудо: роман. М.: АСТ: Астрель- Владимир: ВКТ, 2009. -221, 3. с.
  10. Архетип. Культурологический альманах. 1996 / отв. ред. С. Б. Борисов. -Шадринск: Изд-во Шадринского пед. института, 1996. 123 с.
  11. М. П. Тени утра: роман, повести, рассказы / сост., подгот. текста, вступ. ст., примеч. С. С. Никоненко. М.: Современник, 1991. — 560 е.: портр. — (Из наследия).
  12. В. П. Восьмой побег: повесть, рассказы. М.: ЭКСМО, 2007. -640 с. — (Русская классика XX века).
  13. А. С. Россия: Критика исторического опыта. Социокультурная динамика России. 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: Сиб. хронограф, 1997. — Т. 1: От прошлого к будущему. — 804 с.
  14. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
  15. Л. М. Европейский человек наедине с собой. М.: РГТУ, Изд. Центр, 2000. — 1005 с.
  16. М. М. Автор и его герой: К философским основам гуманитарных наук: сборник / примеч. С. Бочарова. СПб.: Азбука, 2000. — 332, 1. с.
  17. М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. — 304 с.
  18. М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров / текст подгот. Г. С. Бернштейн, Л. В. Дерюгина / примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  19. Е. С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов Электронный ресурс. URL: http://palomnik.org/bibllit/bibl/edusvyat/ (дата обращения: 11.01.2009).
  20. Ю. В. Трансформация христианских образов в творчестве JI.M. Леонова // Христианство и культура: К 2000-летию Христианства. Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 2000. — Ч. 1. — С. 116−119.
  21. Э. Общая лингвистика. М.: УРСС, 2002. — 448 с.
  22. Н. А. О назначении человека. О рабстве и свободе человека. М.: ACT Москва: Хранитель, 2000. — 637 с.
  23. Н. А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. — 207 с.
  24. Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2003. — 624 с.
  25. В. С. На гранях логики культуры: книга избр. очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 440 с.
  26. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. М.: Российское Библейское общество, 1992. — 292 с.
  27. М. Апология истории, или ремесло историка. изд. 2-е, доп. / пер. Е. М. Лысенко- примеч. и ст. А. Я. Гуревича. — М.: Наука, 1986. — 225 с.
  28. А. Ю. От сущности к имени: теории архетипа. Ч. 1. — Ульяновск: Ульяновский ГТУ, 2010. — 208 с.
  29. А. Ю. Архетип концепт — культура // Вопросы философии. -2010.-№ 7.-С. 47−57.
  30. Ю. В. Искушение: роман // Роман-газета. 1992. — № 13−14. -96 с.
  31. В. Г. Поколение одиночек. М.: ИТРК, 2008. — 640 с.
  32. В. Г. Серебряный век простонародья: книга статей о стержневой русской словесности, об окопной правде, о деревенской прозе и тихой лирике. М.: ИТРК, 2004. — 512 с.
  33. Бонч-Осмоловская М. А. Рождественский романс: рассказ // Нева. 2005. -№ 7.-С. 72−87.
  34. Ю. Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения «Медного всадника». М.: Сов. писатель, 1981. — 400 с.
  35. Ю. Б. Художественная культура XX века (теоретическая история): учебник для студентов вузов. М.: Юнити — Дана, 2007. — 495 с. — (Серия «Cogito ergo sum»).
  36. М. А. Собрание сочинений: в 8 т.- М.: ACT, 2007. Т. 7. — 704 с.
  37. С. Н. Православие: очерки, учения православной церкви. М.: Терра, 1991.-234 с.
  38. А. Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов. 2-е изд., испр. — М.: Мартин, 2008. — 704 с.
  39. И. А. Полное собрание сочинений: в 13 т. М.: Воскресенье, 2006. Т. 4: Воды многие (1914−1926). Грамматика любви (1914−1926). — 536 е.: ил.
  40. Т. 6: «Темные аллеи». Книга рассказов (1938−1953). Рассказы последних лет (1931−1952). «Окаянные дни» (1935). 488 е.: ил.
  41. Д. JI. Списанные: роман. М.: Прозаик, 2008. — 349, 3. с.
  42. С. И. Умозрение и словесность: очерки французской культуры. М.-СПб.: Университетская книга, 1998. — 711 с.
  43. Вениамин (Пушкарь), архиепископ. Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. СПб.: Завет, 2003. — 767 с.
  44. В. П. Идея множественности миров: очерки истории / отв. ред. И. Д. Рожанский. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 336 с.
  45. Д. М. Доброволец. СПб.: Лениздат, 2007. — 384 с.
  46. Ю. Ю. Неизвестный Булгаков. На свидании с Сатаной. М.: ЭКСМО, 2011. — 271 с. — (Серия «Гений и злодей»).
  47. Н. И. Теоретическая культурология. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2006. — 228 с.
  48. . П. Чувство греха // Слово. 1990. — № 12. — С. 93−109.
  49. Ю. А. Русский культурный архетип: страноведение России: учебное пособие. М.: Наука: Флинта, 2005. — 480 с.
  50. Ю. П. Детство Понтия Пилата. Трудный вторник: роман автобиография. — М.: Астрель: ACT, 2010. — 412, 4. с. — (Сладкие весенние баккуроты).
  51. Ю. П. Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник: роман-искушение. М.: Рипол классик, 2009. — 416 с.
  52. А. А., Гагаев П. А. О русской идее: очерки беспокойной мысли. -2-е изд., доп. Пенза: РИО ПГСХА, 2009. — 385 с.
  53. Д. Е. Бесконечный тупик Электронный ресурс. URL: http://www.samisdat/com/3/312-bt-p.htm (дата обращения: 8.08.2008).
  54. В. И. Толерантность и религиозная нетерпимость // Философские науки. 2004. — № 3. — С. 18−31.
  55. . М. Язык, память, образ. М.: НЛО, 1996. — 351 с.
  56. Г. Д. Ментальности народов мира. М.: ЭКСМО, 2004. — 544 с.
  57. А. А. Сочинения: в 3 т. Екатеринбург: Фактория, 2003. — Т. 2: Расследования. — 512 с.
  58. Ф. И. Патология русского ума. Картография дословности. М.: Аграф, 1998.-416 с.
  59. Н. В. Гоголь и православие: сборник статей о творчестве Н. В. Гоголя / сост. В. А. Алексеев. М.: Изд-ий дом «К единству», 2004. — 479 с.
  60. А. X. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя: Монография. Волгоград: Изд-во ВШУ «Перемена», 2007. — 261 с.
  61. С. А. Творчество Н. В. Гоголя и традиции учительной культуры. -СПб.: Изд-во «Образование», 1992. 155 с.
  62. Г. Е. Творчество М. Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания. М.: Мое. Гос. Обл. Ун-т, 2009. — 376 с.
  63. Н. А. Окалелипсы // Наш современник. 1998. — № 7. — С. 153— 155.
  64. Н. А. Пасха: рассказ Электронный ресурс. 1ЖЬ: http://www.pereplet.ru/text/gorloval5feb05.html/ (дата обращения: 2.08.2008).
  65. Г. А. Вначале было слово // Русская проза второй половины XX века: в 2 т. 2-е изд., стереотипное. — М.: Дрофа, 2003. — Т. 1. — С.463—466.
  66. М. Собрание сочинений: в 8 т. / сост. С. А. Небольсин, А. М. Ушаков / худож. М. 3. Шлосберг. М.: Сов. Россия, 1987. — Т. 2.-512 е., 1 л. портр.
  67. А. В. Русская идея и её творцы. М.: ЭКСМО, 2003. — 448 с.
  68. А. В. Эстетика в свете аксиологии. СПб.: Изд-во «Алтейя», 2000. — 448 с.
  69. Р. Б. Конь рыжий. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1952. — 283 с.
  70. Р. Б. Ледяной поход (с Корниловым). М.: Либрис, 1991.-71 с.
  71. Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Эко-прос, 1992. — 336 с.
  72. А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 56−70.
  73. ЮЗ.Гуревич П. С., Шульман О. И. Ментальность как тип культуры // Гуре-вич П. С. Культурология. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. -С. 238−251.
  74. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Русский язык, 1989−1991.
  75. Т. 1: А-3. 1989. — 699с., 1 портр. Т. 2: И-О. — 1989. — 779с., 1 портр. Т. 3: П. — 1990. — 555с., 1 портр. Т. 4: P-V. — 1991. — 683с., 1 портр.
  76. Н. Я. Россия и Европа / сост. и коммент. Ю. А. Белова / отв. ред. О. Платонов. Изд. 2-е. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. -816 с.
  77. . Логика смысла. М.: Раритет- Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-480 с.
  78. . О грамматологии. М.: Аё та^пет, 2000. — 511 с.
  79. Ш. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. / гл. ред. В. Г. Ба-занов. Л.: Наука, 1980. — Т. 21. — 551с.: ил.
  80. Ф. М. Достоевский и православие: публицистический сборник статей о творчестве Ф. М. Достоевского / сост. В. А. Алексеев. М.: Изд-ий дом «К единству», 2003. — 447 с.
  81. К. Г. Религия и культура. СПб.: Амтейя, 2000. — 281 с.
  82. B. В. Пасечник и др. М.: Русскш м1ръ, 2007. — 592 с.
  83. Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.-256 с.
  84. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост., поел, и примеч. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. — 325 с.
  85. . П. Праздник: рассказ // Новый мир. 2010. — № 7. — С. 55−68.
  86. . П. Пасхальный рассказ со взрывом // Новый мир. 2002. — № 10. -С. 18−20.
  87. . П. Фетисыч: рассказ // Новый мир. 1996. — № 2. — С. 3−15.
  88. И. В. Российский менталитет: сущность, объем понятия и социальная роль: автореф. дис.. докт. филос. наук. М., 2011.
  89. А. Ф. Границы искусства: социальная сущность художественного творчества. М.: Искусство, 1988. — 317 с.
  90. Р. Н. Особенности современной прозы // Русская словесность. -2010.-№ 5.-С. 41—46.
  91. Д. А. Путь чая. Вологда: XXI век, 2003. — 46, 2. с.
  92. А. Г. Точка радости. М.: Молодая гвардия, 2010. — 304 с.
  93. В. В. Русский апокалипсис. М.: Зебра, 2006. — 320 с.
  94. В. В. Русские цветы зла. М.: ACT, 2004. — 541 с.
  95. И. А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. — 560 с.
  96. . Фигуры : в 2 т.- М.: Изд-во Сабашниковых, 1998. Т. 2. — 472 с.
  97. Житие и чудеса святителя Николая Чудотворца / сост. Ф. Гусев, А. Вознесенский / с издания: СПб., Синод, типогр., 1899. М.: Ковчег, 2005. — 448с.
  98. JI. А. Девочка на две недели: повесть. М.: NB-Пресс метафора, 1991.-240 с.
  99. А. Ю. Два плана бытия в прозе Чехова. Рассказы «Студент» и «Дама с собачкой» // Русская словесность. 2010. — № 4. — С. 30−38.
  100. В. В. Об образе Божием в человеке // Вопросы философии. -2003.-№ 6.-С. 147−161.
  101. Златоуст Иоанн, святитель. Полное собрание творений: в 12 т. М.: Приход храма Святого Духа сошествия, 2008. — Т. 8, Кн. 2. — 704 с.
  102. M. М. Рассказы для детей / сост. и предисл. Ю. В. Томашевского / худож. Н. В. Беланов, М. А. Скобелев. М.: Пушкинская библиотека: Астрель: ACT, 2005. — 188, 4. е.: ил. — (Внеклассное чтение).
  103. M. М. Собрание сочинений: в 3 т. / примеч. Ю. В. Томашевского.- М.: Терра, 1994. Т. 1: Рассказы и фельетоны. — 560 с.
  104. А. А. Общага-на-Крови: роман. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 320 с.
  105. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. — 428 с.
  106. Н. Ф. Зачистка: повести. М.: ЭКСМО, 2007. — 378, 2. с.
  107. Е. В. Мифологический архетип диалектического мышления в свете антитезы добра и зла: автореф. дис.. канд. филос. наук. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 1995.-21 с.
  108. Иларион, митрополит Киевский. Слово о Законе и Благодати // Идейно-философское наследие Илариона Киевского / пер. Т. А. Сумниковой. М.: ИФАН, 1986.-С. 41−62.
  109. И. А. Собрание сочинений: в Ют. / сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы- худож. Л. Ф. Шканов. М.: Русская книга, 1993. — Т. 2. Кн. 2. — 480 с.
  110. И. А. Основы христианской культуры. О сопротивлении злу силой. М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2007. — 318, 2. с. — (Философия. Психология).
  111. И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. — 256 с.
  112. Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, Городова Мария. Корабль спасения. М.: Астрель: ACT, 2008. — 460, 4. е.: ил. — (Домашнее богословие).
  113. М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383 с.
  114. М. С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.-544 с.
  115. Ю. П. Свечечка // Русская проза второй половины XX века: в 2 т. 2-е изд., стереотипное. — М.: Дрофа, 2003. — Т. 1. — С. 273−285.
  116. А. Л. Русские чудеса. История и судьба СПб.: ИД «Петрополис», 2010. -344 с.
  117. А. Л. Великая Россия: религия, культура, политика. СПб.: ИД «Петрополис», 2007. — 612 с.
  118. В. К. Русский европеец как явление культуры: философско-исторический анализ. М.: РОССПЭН, 2001. — 704 с.
  119. Н. В. Жанровые разновидности рассказа и их видоизменения у Чехова // Капустин Н. В. «Чужое слово» в прозе А. П. Чехова: жанровые трансформации. -Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2008. С. 42−119.
  120. А. Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. — Улан-Удэ: Б ГУ, 1997. 184 с.
  121. И. В. Избранные статьи. -М.: Современник, 1984. 384 с.
  122. Н. И. Эстетика философская наука. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2005. — 592 с.
  123. Н. Ю. Против часовой: роман // Октябрь. 2004. — № 11. -С. 55−109.
  124. Н. Л. Россия: общий вагон: роман. — СПб.: Лимбус Пресс: Изд-во К. Тублина, 2008. 200 с.
  125. В. В. Россия. Век XX. М.: Алгоритм, 2008. — 1040 с. — (Серия «Классика русской мысли»).
  126. В. В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и социальная антропология: межвузовский сборник / под ред. В. Д. Виноградова и В. В. Козловского. СПб.: Алетейя, 1997. — Т. 1−2.
  127. К. А. Революция низких смыслов. О современной русской прозе. -М.: Лето, 2001.-224 с.
  128. Л. А. В. Распутин рассказчик // Русская словесность. — 2002. -№ 2. -С. 11−18.
  129. А. Демон теории. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. -336 с.
  130. H. М. Продолжение эпоса. М.: Русь, 2007. — 348 с.
  131. С. И. Рецензия на книгу И. А. Есаулова «Пасхальность русской словесности»" // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2006. — № 3. -С. 147−155.
  132. А. А. Духовный смысл русской культуры. СПб.: Изд-во ПГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 739 с. — (Серия «Герценовская антология»).
  133. В. А. Парнаса дорогие имена. М.: Академика, 2011. — 271 с.
  134. А. Ф. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость. -СПб.: Университетская книга, 2000. 304 с.
  135. Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / сост., предисл., примеч. С. Л. Николаева. М.: Экономика, 1993. — 399 с.
  136. В. И. Иван Грозный: роман-трилогия / послесл. Т. Н. Козиной. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. Кн. 3: Невская твердыня. — 344 с.
  137. В. А. Праведность и греховность. Полярность в культуре // Канун / сост. В. Е. Багно, Т. А. Новичкова. Вып. 2. — СПб.: Наука, 1996. -С. 20−54.
  138. Э. С. Крещённые крестами: записки на коленках. СПб.: Вита Нова, 2009.-272 е., 51 ил.
  139. Э. С. Питерские былички // Знамя. 2004. -№ 8. — С. 107−117.
  140. Т. А. Русская поэзия в контексте православной культуры / отв. ред. В. А. Котельников. СПб.: Наука, 2006. — 639 с.
  141. Ю. Бахтин, слово, диалог, роман (1967) // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. — 536 с.
  142. В. Н. Зимние ступени: рождественский рассказ // Православный паломник. 2003. — № 6. — С. 24−27.
  143. В. Н. Русские святые. М.: Росмэн-Пресс, 2002. — 320 с. — (Великие русские).
  144. В. Г. Этническая психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  145. Культурология: XX век: словарь / под ред. С. Я. Левита. СПб.: Унив. кн., 1997. — 630 с.
  146. А. И. Полное собрание сочинений: в 10 т.
  147. Т. 1: Повести. Рассказы. Очерки. Стихотворения. Эпиграммы. Афоризмы. Романы. М.: Воскресенье, 2006. — 528 е.: ил. Т. 3: Повесть. Рассказы. -М.: Воскресенье, 2007. — 656 е.: ил.
  148. В. И. Философские смыслы и русская ментальность в русской волшебной сказке // Журнал практического психолога. 2000. — № 10−11. -С. 120−138.
  149. М. А. Бог дождя: роман. М.: Время, 2008. — 320 с.
  150. М. А. Вечность среди комнаты: о святочных рассказах Электронный ресурс. URL: http://old.fomacen/ter/ru/litfond/index/php?issue=4&seltion=54&article=588 (дата обращения: 23.11.2008).
  151. М. А. Кукуша: пасхальный рассказ // Знамя. 2008. — № 10. -С. 71−79.
  152. А. Н. Скрытый сюжет: перемена участи // Новый мир. 2004. -№ 8.-С. 145−152.
  153. Г., епископ. Толкование на Евангелие (от Марка и Луки). М.: Даниловский благовестник, 2006. — 264 с.
  154. С. Н. Мировоззренческие истоки творчества В. Г. Распутина // Русская словесность. 2001. — № 4. — С. 33−40.
  155. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. — 536 с.
  156. К. Леонтьев, наш современник / авт.-сост. Б. Адрианов. СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. — 464 с.
  157. М. Ю. Полное собрание сочинений: в 10 т. М.: Воскресенье, 2000. — Т. 1: Стихотворения 1828 — 1831. — 503 с.
  158. Н. С. Собрание сочинений: в 12 т. / сост. и общ. ред. В. Ю. Троицкого. М.: Правда, 1989. — Т. 7. — 462, 2. е., [4] л. ил.
  159. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 е.: ил.
  160. Д. С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. Л.: Сов. писатель, 1989. — 608 с.
  161. Н. О. Бог и мировое зло / предисл. С. Левицкого. М.: Республика, 1994−431, 1. с.
  162. Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство -СПб., 2003.-768 с.
  163. Ю. М. Пушкин. СПб.: Искусство — СПБ., 2003. — 847 с.
  164. Ю. М. Анализ поэтического текста: структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. — 272 с.
  165. А. Н. Архетипы и архетипические образы (на примере сказки о Царевне-лягушке и мифе о Гильгамеше) // Филологические науки. 1999. -№ 4. — С. 20−29.
  166. С. В. Избранное / сост., вступ. статья и примеч. С. И. Плеханова / ил. И. В. Тихонова. М.: Сов. Россия, 1981. — 560 е.: ил.
  167. С. В. Пасха Христова // Пасхальный благовест: хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи: книга для чтения в семье, школе, детском саду / сост., предисл., подгот. текстов и коммент. Е. Ю. Фарковой. М.: Гном и Д, 2004.-С. 21−28.
  168. Т. Ю. Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Молодой ученый. Тюмень, 2011.-№ 2. Т. 1.-С. 218−223.
  169. И. JI. Земля Гай. М.: Плюс-Минус, 2006. — 317 с.
  170. М. К. Эстетика мышления. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2000.-414 с.
  171. Ментальность россиян / под ред. И. Г. Дубова. М.: «Имидж — контакт», совм. с ACT, 1997. — 478 с.
  172. Г. А. Христианские образы и мотивы в сказках Л. С. Петру-шевской // VIII Пасхальные чтения: материалы Восьмой научно методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». — М.: Mill У, 2011.-С. 104−108.
  173. С. Ю., Z. yxless: повесть о ненастоящем человеке. М.: ACT: ACT Москва: Хранитель, 2006. — 346, 6] с.
  174. Е. В. Утро бабочки. М.: Рипол классик, 2010. — 400 е.: ил.
  175. А. В. Языки культуры. М.: Языки рус. культуры, 1998. — 912 с.
  176. В. Л. Крестный ход: рассказ // Наш современник. 2009. -№ 12.-С. 227−234.
  177. Н. С. Малый православный толковый словарь. М.: Русский язык: Медиа, 2005. — VIII, 527, 9. с.
  178. Мученики нашего времени: сборник / сост. священника Виктора Кузнецова. М.: Свет Православия, 2008. — 130 с.
  179. В. В. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда, 1990. — Т. 1. -415 с.
  180. Непознанный мир веры. 7-е изд., испр. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 348 с.
  181. В. С. Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 2001.-398 с.
  182. Г. Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов XX века: учеб. пособ. для студ. вузов. — Минск: Экономпресс, 1998. — 231 с.
  183. В. А. Пасхальный догмат в русском богословии // Богословские труды: М.: Изд-во Московской патриархии, 1990. Сб. 30. — С. 279−303.
  184. О. А. Ничего страшного: святочная повесть // Знамя. 2005. -№ 12.-С. 56−100.
  185. Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2003. -256 с.
  186. С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. доктора филологических наук, проф. Л. И. Скворцова. 26-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс: Мир и Образование, 2009. — 1360 с.
  187. А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002. — 496 с.
  188. A. M. О русской истории и русской культуре. СПб.: Азбука, 2000. — 462 с.
  189. В. О. Т М.: ЭКСМО, 2009. — 384 с.
  190. JI. С. Случай в Сокольниках: рассказы из иной реальности. -М.: Вагриус, 2002. 175 с.
  191. JI. С. Черная бабочка: рассказы, диалоги, пьеса, сказки. -СПб.: Амфора, 2008. 299 с.
  192. JI. В. Хочу быть бедным. М.: ACT, Астрель- Владимир: ВКТ, 2011.-348 с.
  193. Ч. С. Избранные произведения. М.: Логос- Университетская книга, 2000. — 448 с.
  194. А. А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. — 300 с.
  195. Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 г. М.: Лабиринт, 1998.-333 с.
  196. Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007.-Т. 16.-752 с.
  197. Православные праздники. Минск: Харвест- Тула: Изд-во ACT, 2006. — 239 с.
  198. Прилепин 3. Н. Грех: роман в рассказах. М.: Вагриус, 2007. — 256 с.
  199. В. Я. Морфология сказки / Государственный институт истории искусств. Л.: Academia, 1928. — Вып. XII. — 152 с. — (Вопросы поэтики).
  200. Ю. Е. Действительность. Текст. Дискурс. М.: Флинта: Наука, 2006. — 224 с.
  201. В. Е. Новое «я» современной прозы: об очищении писательской личности // Новый мир. 2004. — № 8. — С. 153−173.
  202. . Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: сборник статей памяти В. Я. Проппа. М.: Наука, 1975.-С. 141 -155.
  203. А. С. Полное собрание сочинений: в 19 т. / АН СССР- гл. ред. В. Д. Бонч-Бруевич. М.: Воскресенье, 1999. — Т. 7. — 395 с.
  204. А. С. Пушкин и православие: сборник статей о творчестве А. С. Пушкина / сост. В. А. Алексеев. М.: Изд-ий дом «К единству», 2007. — 543 с.
  205. Т. А. Два брата // Рассвет: рассказы / сост. К. Г. Абрамов и Н. И. Черапкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. — С 23−31.
  206. В. Г. В ту же землю: повесть, рассказы. М.: Вагриус, 2001. -493 с.
  207. В. Г. Живи и помни: повести. М.: Голос, 1993. — 496 с.
  208. В. Г. Повести. М.: Просвещение, 1991. — 334 с. — (Биб-ка словесника).
  209. П. Герменевтика и психоанализ: религия и вера. М.: Искусство, 1996.-270 с.
  210. Рождественская звезда. 1996−2008 / сост. О. В. Савлова, А. А. Бажанов. -Саранск: Красный Октябрь, 2008. 246 с.
  211. В. Н. Архетипическая основа образов в прозе Захара Прилепина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2010. — № 2. -С. 169−171.
  212. Российская ментальность: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. -№ 1. — с. 25−53.
  213. Роуз, отец Серафим. Приношение православного американца: сборник трудов отца Серафима Платинского. 4-е изд. — М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 2003. — 691 с.
  214. А. М. Жизнь и воззрения К. Г. Юнга // Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 299 с.
  215. Т. JI. Ситуация возвращения в сюжетах русской реалистической прозы 1950−1990-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2007. — № 1. — С. 58−82.
  216. Саба Санди. Рождественская сказка // Рождественская звезда. 1996 2008 / сост. О. В. Савлова, А. А. Бажанов. — Саранск: Красный Октябрь, 2008. -С. 51−67.
  217. Савва, схиигумен. Полное собрание проповедей и поучений: в 2 т. М.: Артос-Медиа, 2007. — Т. 2. — 621 с.
  218. Г. У. Бич Божий: рассказ // Знамя. 2008. — № 7. — С. 152−162.
  219. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений: в Ют. / под общ. ред. С. А. Максимина, К. И. Тюнькина. М.: Правда, 1988. — Т. 9. — 558 е., 4. л. ил.
  220. А. Ю. Поп: роман // Наш современник. 2006. — № 6. — С. 3−64- № 7. -С. 31−91.
  221. В. Ф. Черный квадрат. М.: Огонек: Терра — Книжный клуб, 2008. -31с.
  222. В. Д. Родная старина. Нижний Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1993.-255 с.
  223. Е. Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М.: ТЕИС, 2003. — 358 с.
  224. И. П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. JI. Пастернака. СПб.: ЯЦ СПбГУ, 1995. -191 с.
  225. А. и К. Хочется подумать.: статьи, заметки, эссе. Саранск: Красный Октябрь, 2008. — 264 с.
  226. Снежина Анастасия. Женский роман: роман. Новосибирск: Мангазея, 2007. -320 с.
  227. А. С. «Между „есть Бог“ и „нет Бога“.»: (о религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова). Иркутск: Изд-во ИГУ, 1997. -224 с.
  228. А. И. Малое собрание сочинений: в 7 т. М.: Инком НВ, 1991. — Т. 6.-432 с.
  229. А. И. Рассказы. М.: Современник, 1989. — 302 с.
  230. Солнце над лесами: антология марийской прозы / сост. К. Васин, В. Иванов. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1979. — 383 с.
  231. В. С. Сочинения: в 2 т. М.: Изд-во «Правда», 1989. — Т. 1. -687 с.
  232. В. А. Время собирать камни / предисл. В. Енишерлова / ил.
  233. B. Лукашова. М.: Правда, 1990. — 688 е.: ил.
  234. Т. Е. Становление современного героя в пространстве художественной историософии Захара Прилепина // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. Ростов-на-Дону, 2010. — № 3.1. C. 16−26.
  235. Ф. де. Труды по языкознанию / вступ. ст. А. А. Холодовича и др. М.: Прогресс, 1977. — 695 с. — (Языковеды мира).
  236. Ю. С. Константы: Словарь русской культуры: 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2001. — 990 с.
  237. Н. Н. Лесков в школе. М.: Владос, 2000. — 360 с.
  238. Н. Е. Где живут счастливые? Ярославль: Ярославский поли-графкомбинат, 2009. — 399 с.
  239. . Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (христианская мысль и современное сознание). М.: Academia, 1999. — 288 с.
  240. А. Т. Соотношение стиля и жанра // Культурные ценности: прошлое и современность. М.: Философское общество, 1988. — С. 44−54.
  241. А. В. История культуры русского народа. М.: ЭКСМО, 2007. -729 с.
  242. Терра Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь / под общ. Ред. С. Новикова. М.: Терра, 1998. — 672 с.
  243. В. С. День без вранья: сборник. М.: ACT: Транзиткнига, 2005. -700, 4. с.
  244. В. С. Гладкое личико: повести и рассказы. М.: ACT, 2001. -336 с.
  245. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова: в 4 т. М.: Ас-трель: ACT, 2000.
  246. А. Л. Великий день // Пасхальный благовест: хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи: книга для чтения в семье, школе, детском саду / сост., предисл., подгот. текстов и коммент. Е. Ю. Фарковой. М.: Гном и Д, 2004. — С. 42−50.
  247. Т. Н. Не кысь. М.: Эксмо, 2003. — 608 с.
  248. А. К. Полное собрание сочинений: в 15 т.- М.: Гослитиздат, 1948. -Т. 12.-372 с.
  249. В. JI. В поисках зачеркнутого времени // Знамя. 2000. — № 2. -С. 193−195.
  250. В. Н. Святые и святость в русской духовной культуре. М.: Гно-зис- Школа «Языки русской культуры», 1995. — Т. 1: Первый век христианства на Руси. — 875 с.
  251. Е. С. Что такое русская соборность? М.: ИКИРН, 1993. -104 с.
  252. В. Н. Грех юности: рассказ // Наш современник. 2008. — № 8. -С. 134−147.
  253. В. И. Анализ художественного текста: учебное пособие для студентов филологического факультета высших учебных заведений. 2-е изд., стереотипное. — М.: Академия, 2008. — 336 с.
  254. М. С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Алетейя, 1998. -243, 2. е.: ил.
  255. М. С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры. СПб.: Изд-во БГТУ, 1996. — 214 с.
  256. Л. Е. Детство сорок девять: рассказы. М.: ЭКСМО, 2003. — 96 с.
  257. Л. Е. Люди нашего царя. М.: ЭКСМО, 2005. — 368 с.
  258. О. Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: проблемы менталитета. М.: Издание Института Российской истории РАН, 1994.-С. 4.
  259. JI. В. Ты и твое имя / науч. ред. проф. Б. А. Ларин. Л.: Гос. изд-во детской лит-ры Министерства просвещения РСФСР, 1960. — 293 с.
  260. Г. П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.-С. 457460.
  261. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.:ИНФРА-М, 2007. — 576 с. — (Биб-ка словарей «ИНФРА-М»).
  262. П. А. Имена: соч. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во Фолио, 1998. — 912 с.
  263. П. А. Сочинения: в 2 т. М.: Правда, 1990. — Т. 2. — 490 с.
  264. С. Л. Религиозность Пушкина // А. С. Пушкин и православие: сборник статей о творчестве А. С. Пушкина / сост. В. А. Алексеев. М.: «К единству», 2007.-С. 498−515.
  265. С. Л. С нами Бог. М.: ACT, 2003. — 750 с.
  266. С. Л. Предмет знания: Душа человека. СПб.: Наука, 1995. — 655 с.
  267. С. Л. Духовные основы общества: сборник / сост. П. В. Алексеев. -М.: Республика, 1992. 510 с. — (Мыслители XX века).
  268. Фрейд 3. Художник и фантазирование / под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  269. Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии / пер. М. К. Ры-кина. М.: Академический проект, 2012. — 854 с. — (Философско-антропологические технологии).
  270. О. М. Поэтика сюжета и жанра / подготовка текста, спра-вочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н. В. Брагинской. М.: Лабиринт, 1997. — 448 с.
  271. Э. «Иметь» или «быть» / пер. с нем. Э. Телятниковой. М.: ACT: ACT Москва, 2008. — 314, 6. с. — (Философия. Психология).
  272. М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2002. — 452 с.
  273. Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992. -464 с.
  274. А. С. Светлое Воскресенье: повесть, заимствованная у Диккенса / публ., вступ. и примеч. В. А. Кошелева // Москва. 1991. — № 4. — С. 81−105.
  275. С. С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Издательский дом «Парад», 2005. — 448 с. — (Серия «Современная философская мысль»).
  276. Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности. М.: Аграф, 2006. — 704 с.
  277. Христианство: энциклопедический словарь: в 2 т. / ред. кол.: С. С. Аверин-цев (гл. ред.), А. Н. Мешков, Ю. Н. Попов (зам. гл. ред.). М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.
  278. Христианство и Русь: сб. ст. / под общ. науч. ред. А. Белова. М.: Наука, 1988.- 135, 1. с.
  279. Р. У. Рождество в зоне: сказка // Знамя. 2004. — № 12. -С. 88−94.
  280. Л. Н. В. В. Набоков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2009. — 128 с.
  281. В., протоиерей. История русской православной церкви: синодальный и новейший периоды (1700−2005). 3-е изд., испр. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 816 с.
  282. С. В бурю: эскиз // С волжских берегов: стихи и проза чувашских писателей. Горький: Краевое изд-во, 1932. — С. 6−15.
  283. П. Р. Дорога под звездами // Наш современник. 2009. — № 12. -С. 222−226.
  284. Чудо: Богословский взгляд и личный опыт / сост. священник М. Шполян-ский. М.: Отчий дом, 2003. — 126 с.
  285. В. А. Мечтатель: роман. Нижний Новгород: Родное пепелище, 2008. — 384 с.
  286. Д. В. Рождество: рассказ // Нева. 2005. — № 7. — С. 107−113.
  287. В. А. Будьте как дети: роман // Знамя. 2008. — № 1. — С. 5−96- № 2. -С. 44−132.
  288. Э. Ф. Устное народное творчество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2008. — 352 с.
  289. JI. И. Русская проза трех последних десятилетий (70−90-е годы XX в.). Kielce: Wyd-wo Akad. Swietokr zyskiej, 2002. — 295 с.
  290. В. Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. — 383 с.
  291. В. Б. Энергия заблуждения: книга о сюжете. М.: Сов. писатель, 1981.-351 с.
  292. В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М.: Сов. писатель, 1961. — 667 с.
  293. Е. А. Взамен биографии. Статус писателя, кризис личной значимости и «новая исповедальность» // Знамя. 2000. — № 2. — С. 196−198.
  294. И. С. Лето Господне / предисл. О. Михайлова. М.: Мол. гвардия, 1991. — 653, 3. с. — (Возвращение).
  295. В.М. До третьих петухов: рассказы / сост. Л.Н. Федосеева-Шукшина. Минск: Юнацтва, 1993. — 286 с.
  296. Л. А. Генезис русской духовности. Екатеринбург: УРО РАН, 1998.-396 с.
  297. Л. А. Русское православие: смысл жизни и «христианский мир» // Смысл жизни: поиск и созидание: тематический сб. / отв. ред. В. Н. Финоге-нов. Уфа: УГАЭС, 1997. — 112 с.
  298. Д. В. Перед Рождеством: рассказ // Наш современник. 2008. -№ 1.-С. 25−31.
  299. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Петро полис, 1998.-430 с.
  300. М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. -СПб.: Алетейя, 1998. 249 с.
  301. Энциклопедия: Символы, знаки, эмблемы / авт.-сост. В. Андреева, В. Кук лов, А. Ровнер. М.: Астрель: АСТ, 2004. — 556, 4. е., [32] л. ил.
  302. А. В. Русская традиционная народная духовность. М., 1994.
  303. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
  304. Н. Г. Мифология мордовского этноса: генезис и трансформа ции. Саранск: НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мор довия, 2009.-412 с.
  305. Archetype // The new encyclopedia Britannica. Chicago, 1990. — Vol. 1. -P. 529.
Заполнить форму текущей работой