Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мобильная система управления движением судов для обеспечения безопасности мореплавания на акватории с интенсивным судоходством

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным Российского морского регистра судоходства более 80% аварий, происходящих на море, связаны с человеческими ошибками, независимо от причины аварии. Рост аварийности из-за человеческого фактора, наблюдаемый, не смотря на продолжающееся внедрение новых более совершенных технических средств судовождения, объясняется сокращением численности экипажей в связи с все большей автоматизацией судов… Читать ещё >

Содержание

  • ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  • 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ МОБИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДОВ В РАЙОНЕ
  • ИНТЕНСИВНОГО СУДОХОДСТВА
    • 1. 1. Состояние вопроса обеспечения безопасного мореплавания. ф
    • 1. 2. Организационно-правовое обеспечение служб управления движением судов
    • 1. 3. Анализ опыта реализации управления движением судов
    • 1. 4. Цели и задачи оперативного управления, функции мобильной системы управления движением судов и анализ возможностей реализации
    • 1. 5. Формулировка задач исследования и предмет диссертации

    2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОБИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДОВ. I 2.1. Матричные представления графов кодовых пересечений для ф построения базовой топологической модели движения судов.

    2.2. Прикладные вопросы теории графов кодовых пересечений в применении к МСУДС.

    2.3. Определение оптимальных траекторий в виртуальной сети приоритетов движения судов.

    Л

    2.4. Архитектура взаимодействия служб в МСУДС.

    2.5. Выводы.

    3. ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МОБИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДОВ.

    3.1. Распределение скоростей движения судов в ВСПД.

    3.2. Исследование и анализ вероятностно-временных характеристик движения судов в районе интенсивного судоходства.

    3.3. Модель безопасности движения судов в районе интенсивного судоходства.

    3.4. Исследование и анализ характеристик безопасности движения и разработка рекомендаций по движению судов в районе интенсивного судоходства. ф

    3.5. Выводы.

    4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ В МОБИЛЬНОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДОВ.

    4.1. Архитектура прикладной системы МСУДС.

    4.2. Взаимодействие модулей программного комплекса МСУДС.

    4.3. Характеристика имитационной модели МСУДС.

    4.4. Рекомендации по оптимизации и использованию МСУДС.

    4.5. Выводы. 155'

Мобильная система управления движением судов для обеспечения безопасности мореплавания на акватории с интенсивным судоходством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Столкновения судов являются одним из самых опасных видов аварий в мореплавании, которые могут привести к повреждению или гибели нескольких судов с их грузом, экипажем и пассажирами. В истории мореплавания известно относительно небольшое число столкновений судов, которые приводили к их полному затоплению. Человеческие потери, сопровождающие эти виды аварий, гибель перевозимого груза, утраты других материальных ценностей, находившихся на судах, всегда вызывали повышенное внимание людей во всем мире. Столкновение судов часто сопровождается пожарами, затоплением большого числа отсеков каждого из судов и другими последствиями, препятствующими эффективным спасательным операциям. Повреждения судов при столкновениях ведут к потере их плавучести и остойчивости, нарушению других мореходных качеств и могут привести к гибели каждого из объектов столкновения.

Получить подробную статистику аварийных ситуаций (АС) морского флота сложно, а иногда невозможно, поскольку многие судоходные компании скрывают истинное число аварий. Существует ряд компетентных источников, ведущих статистический учет в данной области. Ежегодные статистические отчеты Международной морской организации (IMO) можно найти на сайтах Internet [88−95]. В работе [41] приводится статистика по самым крупным кораблекрушениям с 1588 по 1994 г. Анализ АС на море за период с 1995 г. по 2003 г. и до настоящего времени, выполненный на основании архивных материалов инспекции безопасности мореплавания, публикаций в открытой печати, Интернет-сообщений, материалов Федерального агенства по рыболовству РФ (Госкомрыболовства РФ), государственной администрации Мурманского морского порта, материалов архива РК «Красное знамя» (г. Мурманск), материалов некоммерческой организации «Союз рыбопромышленников севера» (НО «Союз рп. Севера») (г. Мурманск) и других источников, — всего свыше 200 АС, систематизированных по однородным признакам и классифицированных по типовым причинам — позволил выявить основные причины столкновений и классифицировать их [14]. В целях проследить современные тенденции анализ ограничен статистическими данными по причинам АС и их последствий за последние десять лет, однако полученная статистика сохраняется на протяжении нескольких десятилетий.

На первом месте среди причин АС находятся столкновения судов. На долю столкновений и навалов приходится 20,5% всех АС, в 2,3% случаев причина аварии осталась неизвестной. Причем, в условиях роста интенсивности морского судоходства сохраняется тенденция роста числа столкновений судов. Наибольшее число погибших являются жертвами столкновений. Тенденция изменения числа жертв серьезных аварий на море со смертельным исходом отражена на рис. В.1. При построении кривых была использована информация IMO по 18 странами и областями. Использованная выборка отражает заниженные сведения, т.к. во многих случаях отсутствуют официальные свидетельства о смерти или заключения коронера. На рис. В.1 синей линией показан характер изменения количества жертв аварийных ситуаций от всех видов аварий в процентном соотношении к общему их количеству за весь период с 1995 г. по 2003 г. Красными линиями обозначена гистограмма распределения по годам числа жертв от столкновений судов в процентном соотношении к общему числу смертных исходов за рассматриваемый год. На диаграмме видно, что тенденция роста числа жертв аварий на море сопровождается стабильным соотношением числа жертв от столкновений приблизительно на уровне 10%. Таким образом, в целом прослеживается тенденция роста числа смертельных случаев на море в результате столкновений судов среди всех видов аварий.

Среди всех видов навигационных аварий в Мировом морском флоте столкновения судов в наибольшей степени свидетельствуют о проблемах, существующих в организации движения судов.

Динамика изменения числа смертельных случаев от морских аварий от всех видов аварий от столкновении.

1996 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 год.

Рис. В.1.

Сравнение статистических данных по морским авариям за последнее десятилетие (1995 — 2004 г.) с данными за последнее столетие (1895−1994 г.) показывает, что соотношение основных причин (по группам) аварийности сохраняется. По-прежнему на первом месте — столкновения судов [14]. Согласно данным [41] за период 1895 — 1994 гг. среди всех причин аварийных случаев на первом месте стоит человеческий фактор (75% случаев). Лишь около 10% аварий возникает в результате действий непреодолимой силы, около 15% являются следствием технического несовершенства судов и внезапного отказа судового оборудования. Обобщенные и классифицированные по типовым причинам аварий данные IMO за 1995 — 1997 гг. приведены на диаграмме (рис. В.2). На диаграмме большая область, обозначенная как «неизвестные причины» (50% случаев), соответствует не расследованным причинам.

По данным Российского морского регистра судоходства более 80% аварий, происходящих на море, связаны с человеческими ошибками, независимо от причины аварии [77]. Рост аварийности из-за человеческого фактора, наблюдаемый, не смотря на продолжающееся внедрение новых более совершенных технических средств судовождения, объясняется сокращением численности экипажей в связи с все большей автоматизацией судов. Как следствие — совмещение обязанностей специалистов и рост психологических нагрузок. Чтобы снизить влияние человеческого фактора, совершенствуются нормативы, касающиеся сферы взаимодействия «оборудование — оператор» [91, 49, 76]. Усиливается значение эргономических критериев при проектировании. Издаются инструкции для предупреждения наиболее часто повторяемых ошибок. J.

Количественное соотношение причин аварий человеческая ошибка п повремдение механизма повреждение судна.

Я неблагоприятная погода обледенение другая причина ш неизвестная причина.

50,1%.

Рис. В.2.

Учитывая особенности человеческой личности, только организационными мерами, нормативными ограничениями, наказаниями, и усовершенствованием средств технического обеспечения безопасного мореплавания проблему снижения аварийности не решить. Актуальной задачей повышения безопасности мореплавания является разработка и совершенствование мероприятий, направленных на оказание судоводителю дополнительной помощи, особенно при движении в районах с большим скоплением судов, где человеческий фактор велик.

В целях обеспечения безопасности движения судов в районах с интенсивным судоходством используются системы управления движением судов (СУДС). Основными недостатками современных СУДС являются «привязка» к береговым службам конкретного района, громоздкость, сложность применяемых процедур управления, которые требуют дорогостоящего специализированного оборудования. Действие СУДС ограничено береговыми и прибрежными районами и не распространяется на районы удаленных морских промыслов. Подходы и принципы, используемые при построении современных СУДС, не ориентированы на использование в удаленных районах морского промысла.

Объект исследования. Диссертационная работа посвящена разработке мобильной системы управления движением судов (МСУДС) — Mobil Vessel Traffic Services (MVTS) в районе интенсивного судоходства в целях обеспечения безопасности мореплавания.

Цель исследования. Целью настоящей работы является разработка и обоснование теоретических принципов построения и организации функционирования МСУДС, которую отличают локальность дислокации, задаваемая площадью акватории промысла, оперативность, быстрота развертывания и прекращения действия, формализуемость процедур управления, снижающая долю человеческого фактора в принятии решения, простота реализации, мобильность, позволяющая использовать систему в любом районе с интенсивным судоходством.

Предметом исследования является разработка научно обоснованных методов, алгоритмов и практических рекомендаций по организации оптимального безопасного движения судов на акватории с интенсивным судоходством с помощью назначений (имеющих рекомендательный характер) оптимальных траекторий, точек поворота курса, среднего времени движения.

Детализация поставленной цели позволяет сформулировать следующие основные задачи научного исследования:

1. Построить базовую модель движения судов на ограниченной морской акватории с интенсивным судоходством, позволяющую принципиально избежать опасного сближения судов, находящихся на обслуживании.

2. Разработать основной математический аппарат теории графов кодовых пересечений (ГКП), являющийся аналитической базой для вывода расчетных формул и вычисления текущих параметров движения судов в МСУДС.

3. Построить аналитическую модель МСУДС, которая учитывает вопросы организации контроля и управления потоками движения судов.

4. Разработать методику оптимизации структуры МСУДС с учетом прогноза безопасности и временных факторов движения.

5. Разработать имитационную модель МСУДС в районе с интенсивным судоходством для постановки эксперимента.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в диссертационной работе использованы методы теории графов, комбинаторного анализа, теории массового обслуживания, математического аппарата аналитической геометрии, теории вероятностей, тензорного анализа, теории кодирования, теории планирования эксперимента, математической статистики, имитационное моделирование и др.

4.5. Выводы.

1. Предложена архитектура прикладной системы МСУДС, учитывающая специфику реализации взаимодействия прикладных процессов в МСУДС.

2. Разработана схема взаимодействия модулей в Программном комплексе МСУДС. Практическое применение Программного комплекса предполагает использование навигационных приборов (PJIC, САРП), систем (АИС) и других средств контроля акватории для информационной поддержки МСУДС.

3. Проведено экспериментальное исследование имитационной модели МСУДС и статистический анализ его результатов. Доказана адекватность разработанной имитационной модели реальным условиям эксперимента.

4. Экспериментально подтверждена пригодность разработанной математической модели к решению задач имитационного моделирования и прогнозирования вероятностно-временных характеристик движений судов в МСУДС.

5. Экспериментально исследована и подтверждена эффективность использования МСУДС по времени. Разработаны рекомендации по практическому использованию и оптимизации МСУДС.

6. Экспериментально исследована и оценена безопасность мореплавания с использованием МСУДС. Разработаны практические рекомендации по оптимизации МСУДС в целях обеспечения безопасности мореплавания в районе промысла.

7. Экспериментально подтверждена принципиальная возможность формализации управления движением судов в акватории с интенсивным судоходством в целях обеспечения безопасности мореплавания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе получены следующие основные результаты, определяющие научную новизну работы, ее практическую ценность и являющиеся предметом защиты:

1. Впервые предложена концепция безопасного движения судов в морском районе интенсивного судоходства с использованием мобильной СУДС. Разработана логическая архитектура МСУДС, доступная для взаимодействия с другими системами, открытая для стандартов, протоколов взаимодействия, технических и программных решений, гибкая, обеспечивающая возможность постепенной («мягкой») модернизации и дальнейшего развития. МСУДС не имеет «привязки» к береговым службам какого-то конкретного района, благодаря чему является мобильной и не имеет территориальных ограничений в реализации. Разработанная базовая модель позволяет оперативно развернуть МСУДС в любом районе с интенсивным судоходством без дополнительных ресурсных и денежных затрат: портовом, прибрежном или на удаленной морской акватории.

2. Впервые предложен метод формализованного определения траекторий движения судов на ограниченной акватории с интенсивным судоходством, принципиально обеспечивающий движение без их опасного сближения. Реализация метода в МСУДС требует минимальный набор информационно-технических средств, входящих в состав ИНК современного судна без привлечения дополнительных ресурсов.

3. Разработана базовая модель ВСПД, реализующая бестабличную (кодовую на базе ГКП) маршрутизацию судов с целью определения траекторий их движения в районе интенсивного судоходства. Применение ВСПД в МСУДС, позволяет исключить оператора из процедуры принятия решений по оптимальному судоходству на подконтрольной акватории.

4. Определены критерии безопасности движения в МСУДС. Получены аналитические выражения для расчета коэффициентов безопасности для различных вариантов движения судов. Использование расчетных коэффициентов позволяет оперативно получать прогнозированные количественные оценки безопасности движения обслуживаемых судов по расчетным траекториям.

5. Разработана методика оптимизации структуры ВСПД с топологией на базе ГКП, позволяющая определять оптимальные координаты поворотных точек траекторий движений судов на подконтрольной акватории. Применение методики позволяет позиционировать ВСПД на акватории с учетом ее особенностей и изменений.

6. Впервые сформулирована и решена задача оптимального распределения скоростей движения судов в МСУДС, минимизирующего среднее время движения судов в системе с учетом требований безопасности мореплавания. Получены аналитические выражения для определения скоростей, интервалов и среднего минимального времени движения судов. Сформулированы границы и условия применимости модели. Использование расчетных формул позволяет прогнозировать и выбирать оптимальные временные параметры движения обслуживаемых судов в МСУДС.

7. Развит математический аппарат теории графов кодовых пересечений в приложении к МСУДС, являющийся аналитической базой для разработки расчетных формул для вычисления текущих параметров движения судов в ВСПД.

Практическая ценность полученных результатов сводится к следующему.

1. Разработан метод расчета параметров движения судов в районе интенсивного судоходства с использованием ВСПД.

2. Получены аналитические выражения для инженерного расчета характеристик движения судов, позволяющие по заданным требованиям выбирать текущие параметры движения судна, взятого на обслуживание.

3. Предложена базовая архитектура МСУДС, реализующая типовые протоколы доступа к сетевым информационным ресурсам и учитывающая тип используемых сред (вода, эфир) и особенности объектов управления (суда).

4. Разработано программное обеспечение диспетчерского управления движением судов в районе интенсивного промысла для МСУДС, реализованное в имитационной модели.

Результаты диссертационной работы могут найти практическое применение на судах морского флота при решении задач безопасного прохождения районов с интенсивным судоходством в условиях ограниченной видимости, когда минимальное время в пути является решающим фактором. Полученные результаты соответствуют целям Резолюции IMO А.849(20) (международный кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. С. К вопросу о распределении погрешностей навигационных измерений / М. С. Алексейчук // Методы и технические средства судовождения / ГМА им. адм. С. О. Макарова. — М.: В/О «Мортехинформреклама», 1991. — С. 30.
  2. , А. А. Метод определения путей в сетях связи / А. А. Амосов, М. М. Шарипова // Техника средств связи. Сер. ТПС. 1977. — Вып. 8(18). -С. 15−22.
  3. , А. Н. Практическое определение маневренных элементов с учетом особенностей работы винта : дис.. канд. техн. наук / А. Н. Анисимов. СПб., 1997. — с.
  4. , Н. И. Позиционные гидродинамические характеристики судов при произвольных углах дрейфа / Н. И. Анисимова // Судостроение. 1968. — № 4. — С.
  5. , А. А. Определение элементов реверса судна с винтами регулируемого шага (ВРШ) / А. А. Арефьев // Судостроение. 1957. — № 5.-С.
  6. , Б. В. Формирование зоны навигационной безопасности / Б. В. Афанасьев, В. В. Афанасьев // Методы и технические средства судовождения / ГМА им. адм. С. О. Макарова. М.: В/О «Мортехинформреклама», 1993. — С. 6−12.
  7. , В. Г. Расчет пути и времени разгона и торможения судна под действием гребного винта / В. Г. Бакаев, В. М. Лаврентьев // Труды ЦНИИМФ. Л., 1955. — Т.1, вып. 1. — С .3−54.
  8. В. Баранов, Ф. И. Техника промышленного рыболовства / Ф. И. Баранов. -М.: Пищепромиздат, 1960. 696 с.
  9. , А. М. Ходкость и управляемость судов / А. М. Басин. М.: Транспорт, 1977. — 255 с.
  10. , Д. И. Методы оптимального проектирования / Д. И. Батищев. -М.: Радио и связь, 1984. 250 с.
  11. , JI. Упорядоченные множества : пер. с чешского /Л. Беран — под ред. Л. А. Скориякова. М.: Наука, 1981. — 62 с.
  12. , В.В. О расчете формы, длины и натяжения ваера в плоском и пространственном случаях / В. В. Блинов — ВНИИ мор. рыб. хоз-ва и океанографии. М., 1976. — 27 с. — Деп. в ЦНИИТЭИРХ 02. 02. 77, № 10(72).
  13. , Л. Ф. Архитектура взаимодействия служб в мобильной системе управления движением судов / Л. Ф. Борисова // Вестник МГТУ: Труды Мурманского гос. техн. ун-та. 2005. — Т. 8, № 1. — С. 75−81.
  14. , Л. Ф. Безопасность движения в виртуальной сети полос движения судов / Л. Ф. Борисова // Вестник МГТУ: Труды Мурманского гос. техн. ун-та. Мурманск, 2004. — Т. 7, № 1. — С. 6−13.
  15. , Л. Ф. К вопросу организации движения судов на базе графов кодовых множеств / Л. Ф. Борисова // Электрооборудование и электроэнергетика: сб. науч. трудов / КГТУ. Калининград, 2003. — С. 5363.
  16. Борисова (Кузнецова), JI. Ф. Метод нумерации узлов, принадлежащих отдельным подсетям / JI. Ф. Кузнецова // Сети, узлы и распределение информации: сб. науч. трудов учеб. институтов связи / ЛЭИС. Л., 1984. -С. 85−91.
  17. Борисова (Кузнецова), Л. Ф. Метод определения надежности информационных сетей / Л. Ф. Борисова // Надежность и качество функционирования информационных сетей и их элементов: Материалы V науч.-техн. конф. Новосибирск, 1985. — С. 58−59.
  18. , Л. Ф. Мобильная система управления движением судов / Л. Ф. Борисова // Наука и образование -2005: Материалы Междунар. научно-техн. конф.(Мурманск, 6−14 апреля 2005 г.): в 7 ч. / Мурман. гос. техн. ун-т. Мурманск, 2005. — Ч. 7. — С. 81−84.
  19. , Л. Ф. Некоторые структурные свойства графов кодовых пересечений / Л. Ф. Борисова // Материалы науч.-техн. конф. проф. -преп. состава, аспирантов, науч. и инженерно-техн. работников МГАРФ / МГАРФ. Мурманск, 1993. — С. 21−22.
  20. Борисова (Кузнецова), Л. Ф. Об одном классе топологий локальных сетей связи / Л. Ф. Борисова. М., 1984. — 5 с. — Деп. в ЦНТИ «Информсвязь» 28. 09. 84, № 502.
  21. , Л. Ф. Определение вероятностно-временных характеристик движения судов в районе промысла при расхождении / Л. Ф. Борисова // Вестник МГТУ: Труды Мурманского гос. техн. ун-та. 2004. — Т. 7, № 1. -С. 14−20.
  22. , Л. Ф. Повышение производительности сетевогомаршрутизатора / Л. Ф. Борисова // Материалы XI науч.-техн. конф. МГТУ / Мурмаи. гос. техн. ун-т. Мурманск, 2000. — С. 79−82.
  23. , Л. Ф. Повышение эффективности функционирования локальных вычислительных сетей при использовании логических свойств и их структур / Л. Ф. Борисова // Вестник МГТУ: Труды Мурманского гос техн. ун-та. Мурманск, 2000. — Т. 3, № 1. — С. 45−54.
  24. , Л. Ф. Регулярные топологии в микропроцессорных системах и сетях ЭВМ / Л. Ф. Борисова // Вестник МГТУ: Труды Мурманского гос. техн. ун-та. 2002. — Т.5, № 2. — С. 223−232.
  25. Борисова (Кузнецова), Л. Ф. Способ построения многосетевых ассоциаций на основе графов кодовых пересечений / Л. Ф. Борисова // Проблемы управления 89: Материалы XI Всесоюзного совещания. -Ташкент, 1989.-С. 118−119.
  26. , Дж. Статистика / Дж. Вайнберг, Дж. Шумекер — пер. с англ. Л. А. Клименко, Б. А. Клименко — под ред и с предисл. И. Ш. Амирова. М.: Статистика, 1979. — 389 с.
  27. , А. С. Методологические основы управления движением судна и конфигурацией зоны навигационной безопасности : дис. д-ра техн. наук / А. С. Васьков. СПб., 1994. — с.
  28. , Е. С. Теория вероятностей : учебник для вузов / Е. С. Вентцель.- 6-е изд., стер. М.: Высш. шк., 1999. — 576 с.: ил
  29. , И. В. Эвристический рандомизированный алгоритм построения топологии базовой сети передачи данных / И. В. Глушко, В. М. Коновалов // VI Всесоюзная Ш-С. по вычислительным сетям. М. — Винница, 1981.-С.51−56.
  30. , А. Д. Теория и расчет поворотливости судов внутреннего плавания / А. Д. Гофман. JI.: Судостроение, 1971.- с.
  31. , М. А. Расчет маневренных характеристик, связанных с действием гребного винта / М. А. Гречин // Труды ЦНИИМФ. Л., 1973. — Вып. 165.- С. 46−54.
  32. , С. И. Торможение судна / С. И. Демин. М.: Транспорт, 1978. — 81 с.
  33. , В. А. Проблема безопасности и живучести морских судов : пути решения / В. А. Егоров, Б. А. Царёв // Морской вестник. 2002. — № 3(3). -С. 73−78.
  34. , JI. Я. О графах кодовых пересечений / JI. Я. Заманский. Киев: Изд-во ИК АН УССР, 1976. — 15 с.
  35. , Ф. М. Судоводителю о реверсе судов / Ф. М. Кацман, А. А. Ершов. М.: Мортехинформреклама, 1991. — 45 с.
  36. , М. А. Радиоэлектроника обеспечивает безопасность судоходства в портах Электроный ресурс. / М. А. Кириллин. Режим доступа: http://www.maritimemarket.ru. — Загл. с экрана.
  37. , JI. Вычислительные системы с очередями / JI. Клейнрок. М.: Мир, 1979. — 600 с.
  38. , JI. Теория массового обслуживания / JI. Клейнрок — пер. с англ. И. И. Грушко. М.: Машиностроение, 1979. — 432 с.
  39. , В. Т. Теория ошибок и её применение к задачамсудовождения / В. Т. Кондрашихин. М.: Транспорт, 1969. — 256 с.
  40. , А. Онтология распределенных прикладных систем / А. Кононов, Е. Кузнецов // Открытые системы. 2002. — № 11. — С. 22−28 — http: // www.osp.ru
  41. , В. Э. Эргономика на флоте рыбной промышленности / В. Э. Кудрявцева, О. А. Ходий. Мурманск, 2002. — 264 с.: ил.
  42. , П. Теория матриц / П. Ланкастер — пер. с англ. G. П. Демушкина. М.: Наука, 1982. — 1980. — 336 с.
  43. Мак-Вильмс, Ф. Дж. Теория кодов, исправляющих ошибки: пер. с англ./ Ф. Дж. Мак-Вильямс, Н. Дж. А. Слоэн- под. ред. Л. А. Бассалыго. -М.: Связь, 1979.-743 с.
  44. , В. И. Метрологическая надежность навигации с учетом неполноты информации : дис.. д-ра техн. наук / В. И. Меньшиков. -СПб., 1994.
  45. Морсвязьспутник. Навигация. Система управления движением судов (СУДС) Электроный ресурс. Режим доступа: http://www.marsat.ru. -Загл. с экрана.
  46. , В. В. Теория эксперимента / В. В. Налимов. М.: Наука, 1971. -207 с.
  47. О некоторых свойствах сетей передачи данных, построенных на основе графов кодовых пересечений / В. И. Васильев, В. М. Коновалов, Л. Я. Заманский, О. М. Фабрикант // Передача и преобразование информации: сборник / ИК АН УССР. Киев, 1975. — С. 70−95.
  48. , В. Е. Навигация и промысловая навигация / В. Е. Ольховский. М.: Пищ. пром-сть, 1979. — 543 с.
  49. Оре, О. Теория графов / О. Оре — пер. с англ. И. Н. Рублевской. М.: Наука, 1980. — 336 с.
  50. , А. В. Аналитическая геометрия / А. В. Погорелов. М.: Наука, 1978. — 320 с.
  51. Положение о системах управления движением судов. М., 2002. — 18с.
  52. , Э. Комбинаторные алгоритмы. Теория и практика / Э. Рейнгольд, Ю. Нивергельт, Н. Део — пер. с англ. Е. П. Липатова. М.: Мир, 1980.-476 с.
  53. , В. Н. К расчету структурной надежности связей в сети / В. Н. Рогинский, В. А. Богатырев // Автоматы и управление: Процессы и устройства в сетях связи. М.: Наука, 1982. — С. 52−63.
  54. , А. Е. Автоматизация судовождения / А. Е. Сазонов, А. А. Родионов. М.: Транспорт, 1977. — 203 с.
  55. Сачков Комбинаторные методы дискретной математики / Сачков. М.: Наука, 1977.-450 с.
  56. Синтез информационных сетей и устройств на основе графов кодовых множеств / В. И. Васильев, Л. Я. Заманский, В. М. Коновалов, Ф. Э. Келлер. М.: б. и., 1979. — 69 с. — (НС по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР).
  57. Системы управления движением судов. Технико-эксплуатационные требования. № МФ 02−22/848−70. М., 2002. — 27 с.
  58. , С. В. Теоретические основы построения судовых интеллектуальных систем управления : дис.. д-ра техн. наук / С. В. Смоленцев. СПб., 1994. — с.
  59. , А. А. Построение траектории прицельного траления / А. А. Соловьев // Мор. технология. 1997. — № 4. — С. 9−10.
  60. , А. А. Теоретические принципы обеспечения безопасного маневрирования судна при прицельном траловом лове : дис.. д-ра техн. наук / А. А. Соловьев. СПб., 1999.- с.
  61. , Э. Аварии и человеческий фактор Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.mirkat. ru. — Загл. с экрана.
  62. Управление безопасной эксплуатацией флота // Российский морской регистр судоходства: 191 186. СПб., 2002. — С.6.
  63. , Г. Сети, связь и потоки : пер. с англ. / Г. Фрэнк — под’ред. Д. А. Поспелова. М.: Связь, 1978. — 448 с.
  64. , М. А. Системы распределения информации. Методы расчета: справ, пособие / М. А. Шнепс. М.: Связь, 1979. — 344 с.: ил.
  65. , А. П. Новые МППСС : (с краткими комментариями) / А. П. Яскевич, Ю. Г. Зурабов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1979. -391 с.
  66. , R. М. Distributed coordination models for clitnt-server computing / R. M. Adler // Cjmputer. 1995. -N.4. — P. 28.
  67. Berson, A. Client-Server Architecture / A. Berson. New York: McGraw-Hill, 1992
  68. Bhuyan, L. N. Generalized hypercube and hyperbus structures for a computer network / L. N. Bhuyan, D.P. Agrawal // IEEE Trans Comput. 1984. — 33, N. 4.-P. 323−333.
  69. Euler, L. The Konlgsberg bridges / L. Euler // Sci Amer.-1953. -N.18. P. 6670.
  70. David, S. Linthcum, Enterprise application integration. Addison-Wesley, 2000
  71. Orfali r.et.al. // Client-Server Survival Guide, 3 rd edition. Wiley Computer Publishing, 1999
Заполнить форму текущей работой