Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв.: Историко-правовой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ашхацава С. М. Пути развития абхазской истории. Сухум, 1925; Гулиа Д. И. Что нужно Абхазии? Сотрудник Закавказской миссии. 1912. № 10- Дзидзария Г. А. Ф. Ф. Торнау и его кавказские материалы XIX в. М., 1976; Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии в XIX в. (До крестьянской реформы.) Тбилиси, 1988; Труды. Т 1−2. Сухуми, 1988; Анчавадзе З. В. Очерк этнической истории абхазского народа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Условия формирования общественного и правового строя Абхазии в конце ХУШ-Х1Х вв
    • 1. 1. Этапы исторического пути абхазского общества
    • 1. 2. Социально-экономические отношения Абхазии в конце ХУШ-Х1Х вв
    • 1. 3. Социальная структура абхазского общества
  • Глава II. Обычное право абхазов ХУШ-Х1Х вв
    • 2. 1. Общая характеристика обычного права
    • 2. 2. Обычное гражданское право
    • 2. 3. Обычное семейное право
    • 2. 4. Обычное уголовное право
    • 2. 5. Суд и судопроизводство
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение

Обычное право абхазов в конце XVIII-XIX вв.: Историко-правовой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы

Определение темы диссертационного исследования было обусловлено наличием ряда факторов, характеризующих современное состояние российской государственности, и необходимостью их теоретико-правового осмысления.

Государственно-правовая монистическая традиция, принятая в Российской империи и в СССР, в современных условиях (90-х гг.) не позволяет решить сложные национально-государственные и политико-правовые проблемы, стоящие перед Россией — цивилизованным путем. В последние десятилетия в российском правоведении усилилось внимание к проблеме обычного права, исследованию его правовой сущности, что тесно связано с изменением правопонимания, признанием обычая, как важнейшего источника права. Поэтому сегодня происходит отказ от прежней концепции понимания права. В теорию права вводятся новые понятия — как «правовой плюрализм», «российская национальная правовая система» .

Обоснование выбора объекта и предмета настоящего исследования непосредственно связано с актуальностью темы диссертации.

Изучение обычного права Абхазии в его исторической ретроспективе заслуживает внимание по следующим причинам. Во-первых, в рамках сложнейшего процесса познания права и осмысления правовых явлений в отечественной науке обычное право абхазов — важный эмпирический материал для постижения и определения места в российской национальной правовой системе феномена, известного в науке как обычное право.

Нормы обычного права регулировали важнейшие области общественных отношений абхазского общества и отражали основные черты материал для постижения и определения места в российской национальной правовой системе феномена, известного в науке как обычное право.

Нормы обычного права регулировали важнейшие области общественных отношений абхазского общества и отражали основные черты и особенности, существовавших в этом обществе экономических, социальных и бытовых отношений. Более того, и сегодня обычное право продолжает играть заметную роль в жизни абхазов, в частности в брачно-семейных, наследственных, уголовных, гражданских правоотношениях.

События, происходящие в последнее время в Абхазии, дают основание по-новому посмотреть на эту проблему. На современном этапе исторического пути в Абхазии идет процесс формирования государственности и вместе с тем реформирование законодательства, переход к национальной правовой системе. Несомненно, что без всестороннего изучения обычного права невозможно решить многие проблемы, стоящие сейчас на государственном уровне, так как корни старых правовых отношений довольно устойчивы и играют значительную роль в общественном сознании абхазов. В связи с этим возможна частичная интеграция обычного права в официальное законодательство, а потому изучение обычного права Абхазии представляет интерес для правоведов. Цель и задачи. Целью данного диссертационного исследования является детальное и вместе с тем комплексное изучение концепции обычного права, как основного источника права Абхазии в конце ХУШ-Х1Х вв., выяснение историко-правовой, социальной действительности, в которой осуществлялась правоприменительная практика норм обычного праваизучение функционирования различных отраслей обычного праваанализ механизма реализации обычно-правовых норм в судопроизводстве Абхазии в исследуемый период.

Необходимым условием для достижения этой цели явилось решение следующих задач: 1) определение факторов, воздействовавших на процесс становления обычного права Абхазии рассматриваемого периода- 2) анализ социально-экономической основы общественных отношений Абхазии в исследуемый период- 3) изучение юридического статуса основных слоев населения Абхазии в конце ХУШ-Х1Х вв.- 4) исследование источников обычного права абхазов- 5) определение отраслей обычного права Абхазии и внутриотраслевой классификации- 6) характеристика основных институтов гражданского, семейного, уголовного обычного права абхазов в конце XVIII—XIX вв.- 7) анализ функционирования судебных органов в Абхазии в исследуемый период- 8) попытка проведения классификации судов действовавших в Абхазии в конце ХУШ-Х1Х в.

Объект и предмет. Объектом исследования данной кандидатской диссертации является в широком смысле социально-правовая, религиозная, историческая действительность Абхазии в конце ХУШ-ХГХ вв. В более узком понимании объектом исследования выступает непосредственно обычное право абхазов в конце ХУШ-Х1Х вв.

Предмет диссертационного исследования представляет собой гражданские, семейные, уголовные и процессуальные нормы обычного правамеханизм регулирования обычно-правовых отношений в Абхазии и особенности их функционирования в исследуемый период.

Методология и теоретическая основа исследования. Раскрытие предмета диссертационного исследования, достижение его цели и поставленных для этого задач основываются на применении принципа историзма, неразрывно связанного с общефилософским диалектическим методом познания. Принцип историзма составил методологическую базу настоящего исследования. Его применение дало возможность осмыслить обычное право абхазов в конце ХУШ-Х1Х вв. в связи с конкретно-историческими условиями того времени.

Основными методами диссертационного исследования являются сравнительно-правовой метод, общенаучный метод, который включает в себя анализ, синтез, комплексный и другие подходы.

Этот метод позволяет провести условное разделение обычного права Абхазии на такие отрасли, как семейное, уголовное, гражданское и. уголовно-процессуальное.

При написании работы применялся сравнительно-статистический метод исследования эмпирических данных. Его использование позволило систематизировать эмпирические данные о порядке вступления в брак и его расторжении, о видах преступления, механизме осуществления правосудия по обычному праву абхазов.

В настоящей диссертации был использован частно-научный метод, включающий приемы, способы, сбора, обработки и обобщения фактического материала, составившего источниковую базу данной работы.

Среди этих источников следует отметить архивные материалы. Кроме архивных актов и других источников, теоретическую и фактическую базу данной кандидатской диссертации составили исследования дореволюционных и советских авторов.

Степень научной разработанности. В кавказоведческой литературе вопрос об обычном праве абхазов является мало изученным. В дореволюционной и советской литературе освещались отдельные стороны жизни абхазов: общественно-политическое устройство, обычаи и традиции.

Эта проблема рассматривалась попутно, в статьях, в научных сообщениях и иных работах историков и этнографов. До сих пор отсутствуют работы, в которых комплексно на монографическом уровне были бы исследованы вопросы, изучающие обычно-правовые нормы абхазов.

Документальную основу исследования составили материалы фондов Российского Государственного военно-исторического архива (РГВИА);

Российского Государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ГНИАСПб) — Центрального государственного исторического архива Грузии (ЦГИАГ). (К сожалению ценнейшие архивы Государственного исторического архива Абхазии были сожжены во время грузино-абхазского конфликта и нам не представилась возможность использовать их в нашей работе).

Много интересных и ценных сведений о правовых обычаях абхазов можно найти в описаниях поездок в Абхазию в статьях многих европейских авторов — ученых, путешественников, среди которых работы. Дж. Белл, И. Ф. Бламберг, Гюлденштедт,. К. Главани, Дюбуа де Монпере, Дж. Интериано, Г. Ю. Клапорт, А. Ламберти, М. Пейсонеля, Ж. Шарден1.

Сначала XIX в., после присоединения Абхазии к России правовые обычаи абхазов находят все большее отражение в русской историко-этнографической литературе. Произведения русских авторов, печатные и архивные документы составляют тот главный материал, на основе которого можно воссоздать реальную картину семейных, уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений в Абхазии рассматриваемого периода. К См., например, Белл Дж. Дневник пребывания в Черкессии в течении 1837, 1838, 1839 гг. Т. 1−2. Лондон, 1840- Бламберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Ч. 1−3. 1836. РГВИА. Д. 18 508. Л. 65−75- Главани К. Описание Черкессии. СМОМПК. Вып. 17. Тифлис, 1893- Гюльденштедт И.-А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. С-Пб., 1809- Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу, к черкессам и абхазам, в Колхиду, Грузию, Армению и в Крым. Т. 1. Париж, 1839- Интериано Дж. Быт и страна Зихов, именуемых Черкессами. Достопримечательое повествование. Венеция, 1502- Клапорт Г. Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807—1808. Берлин, 1812- Ламберти А. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией, в котором говорится о происхождении, обычаях и природе этих стран. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 43. Тифлис, 1913; Паласс П. С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства. 1793 и 1794 Т. 1. Лейпциг, 1803- Шарден Ж. Путешествие господина дворянина Шардена в Персию и другие восточные страны. Т. 1. Амстердам, 1711. В кн.: Адыги, болкарцы и карачаевцы в известиях Европейских авторов ХШ-Х1Х вв./Под ред. Гарданова В. К. Нальчик, 1974. ним относятся: И. И. Аверкиев, С. М. Броневский, Ф. Завадский, К. Чернышев1.

Военная история, колониальная политика царизма полнее всего отражена в Российском государственном военно-историческом архиве. Но архив богат не только чисто военным материалом, в нем содержатся наиболее ранние военно-топографические, статистические и этнографические описания народов Кавказа, сведения о нравах и обычаях. К 40-м годам относятся и статистическое описание Кавказа, содержащееся в фонде ВУА — военно-ученом архивев фонде 482 — Кавказской войны, мы находим описание брачно-семейных обычаев абхазов, судопроизводства и общественного строя.

Много данных о гражданском, семейном, юридическом быте было извлечено из Центрального Государственного исторического архива Грузии. Так, в фонде 542 содержатся источники, касающиеся земельных отношений абхазов, нормы наследования. Обычно-правовые материалы о взаимоотношениях высших сословий и крестьян содержатся в ф. 416, 231 и других.

Большая роль в изучении нравов и обычаев абхазов в 30−40 гг. XIX столетия принадлежит офицерам Генерального штаба русской армии. К числу работ такого рода можно отнести сведения, собранные Г. Новицким, Ф.Ф. Торнау2. В частности, Г. Новицкий составил первое описание осмотренной им местности, первые статистические данные о горских народах.

1 Аверкиев И. И. С северо-восточного прибрежья Черного моря. Кавказ. Тифлис, 1866. № 70, 72, 74, 76, 80- Броневский С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823- Завадский Ф. Абхазия и Цебельда. Кавказ, 1867. № 59−62- Чернышев К. Еще об Абхазии. Кавказ, 1854. № 81−83.

2 Новицкий Г. Географическо-статистическое обозрение земли, населяющих народом адехе. Тифлиские ведомости. 1829. № 231 (7 июня) — Ф. Ф. Торнау. Воспоминание абхазского офицера//Русский вестник. 1864. № 9−12.

Для нашего исследования наибольший интерес представляют широко известные мемуары офицера царской армии — Торнау Ф. Ф. Среди них можно выделить статью «Обычаи абхазского народа и разделение его на состояния», в которой подробно описывается социальная структура абхазского общества, взаимоотношения сословий, которые по замечанию Торнау Ф. Ф. «искони регулируются нормами обычного права» .

Очень важные сведения об общественно-политическом устройстве Абхазии XVIII—XIX вв., о правовом положении населения, мы находим, в «Трудах' Сухумской сословно-поземельной комиссии», которая была специально создана для подготовки крестьянской реформы, проведенной в Абхазии в 1870 году. Нельзя не отметить очерки, издаваемые Председателем Сухумской сословно-поземельной комиссии П. Д. Краевичем., в которых содержится уникальный материал о правовых обычаях и судопроизводстве Абхазии1.

Обращают на себя внимание и первые этнографические очерки о горских народах, составленные такими авторами, как Н.И. БержеА.Н. ВведенскийН. ДубровинН.И. Карлгоф-. Л.Я. ЛюльеК.Ф. Сталь2.

Полковник Генерального штаба К. Ф. Сталь в своей работе дает краткое описание истории, общественно-семейного быта народов Закубанья. Н. (Краевич П.Д.) Очерк устройства общественно-политического быта Абхазии и Самурзакании. (Извлечение из трудов Сухумской сословно-поземельной комиссии, представленных в 1869 г.). ССКГ. Вып. 3. Тифлис, 1870- Несколько слов о применении народных обычаев к судопроизводству Абхазии. Там же, № 4.

2Берже А. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Абхазское племя (Азега)//Кавказский календарь на 1858 г. Тифлис, 1857- А. [Введенский А.Н.]. Экономическое положение туземного населения Сухумского отдела. ССоКГ. Вып. VI. Тифлис, 1871- Абхазцы (Азега). По поводу сочинения г. Дубровина «Очерк Кавказа и народов его населяющих. Вып. VI, Тифлис, 1872- Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1−5. С-Пб., 1871−1886- Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских племен населяющих северо-восточный берег Черного моря.//Русский вестник. Т. 28. 1860. № 16- Люлье Л. Я. Общий взгляд на страны, занимаемые Черкесами (Адыге), Абхазами (Азега) и другими смежными с ними народами. ЗКОРГ. Кн. 4. 1757- О Натухажцах, Шапсугах и Абадзехах. Кн. 5. 1862- Сталь К. Ф. Этнографический очерк черкесского народа. Кавказ. 1847. № 43,.

Дубровиным собран большой фактический материал, относящийся к вопросу общественно-политического устройства Абхазии. Им также исследуется институт присяги, используемый в судопроизводстве абхазов как средство доказательства невиновности в совершении правонарушения. Другой ценной работой, посвященной юридическому быту абхазов, являются статьи Л .Я. Люлье. Автор дает общую характеристику судоустройства и судопроизводства у всех черкесских племен. Его работы, несмотря на свою краткость, составляют весьма ценный для нас материал, так как он собран правдивым и обладающим огромным запасом сведений наблюдателем, прожившим более пяти лет среди черкесских племен и изучавшим их язык. Это выгодно отличает его труд от работ других авторов.

С конца XIX в. стало проводится публикация документов по истории Кавказа. Самой обширной и значительной публикацией документов являются «Акты, собранные Кавказской археологической комиссией» под председательством А. И. Берже. В АКАК содержатся материалы о внутреннем строе народов Кавказа, их взаимоотношениях с Россией и между собой. Но основная масса документов посвящена все-таки действиям царских войск и администрации на Кавказе.

Сведения о правовых обычаях абхазов имеются в работах и других авторов XIX — нач. XX вв.1. Среди них особо следует выделить и многочисленны работы местных дореволюционных энтузиастов-краеведовН.С. ДжанашиаС.Т. ЗванбаК.Д. МачаварианиП.Г. Чарая2.

1 Альбов Н. Этнографические наблюдения в Абхазии. Живая старина. Вып. III. М., 1893- Дьячков-Тарасов А. Н. Абхазия и Сухум в XIX столетии. ЗКОРГО. Т. 20. Тифлис, 1910. № 2- Миллер A.A. Из поездки по Абхазии в 1907 г. Материалы по этнографии России. Т. 1. СПб., 1910;

2 Джанашия Н. С. Абхазский культ и быт. (В пределах Абжуа).//Сборник статей по этнографии Абхазии. Сухуми, 1960; Званба С. Т. Этнографические этюды (Поцелуй за занавесомОбряд жертвоприношения св. победоносцу Георгию, совершаемый ежегодно абхазами)./Под ред. Г. А. Дзидзария. Сухуми, 1955; Мачавариани К. Д. Некоторые черты из жизни абхазцев. Положение женщины в Абхазии СМОМПК. Вып. 4. Тифлис, 1884. Чарая.

В основу этой работы также легли специальные и периодические издания второй половины XIX в. К ним относятся: «Сборник сведений о кавказских горцах» (1868−1881), издаваемый Кавказским горским управлением (ССКГ), «Сборник сведений для описания местностей и племен Кавказа» (ССОМПК), «Кавказский календарь», журналы «Русский вестник», «Журнал гражданского и уголовного права», «Военный сборник», газеты «Тифлисские ведомости», «Кавказ», «Закавказский вестник», «Иверия», «Сотрудник Закавказской миссии» .

Были тщательно изучены работы, созданные в советский период исследователями истории и этнографии Абхазии, к которым относится: И. А. Аджинджал, З. В. Анчабадзе, С. М. Ашхацава, Ц. Н. Бжания, Д. Ю. Гулия, Г. А. Дзидзария, Ш. Д. Инал-ипа, М. Я Марр, Г. А. Меликишвили, Я. С. Смирнова,.

A.B. Фадеев, P. J1. Харадзе, Г. Ф. Чурсин и др1.

В своем диссертационном исследовании автор опирался на труды российских ученых-юристов, которые имеют общетеоретический характер: С. С. Алексеева, В. Г. Бабаева, В. М. Баранова, А. Б. Венгерова, C. J1. Зивса,.

B.Н. Карташова, С. Н. Кожевникова, В.М. КорельскогоА.

П.Г. Абхазия и абхазы. (Этнографическое описание), Иверия, июль, 1888, № 165−186 (на груз. яз.).

1 Ашхацава С. М. Пути развития абхазской истории. Сухум, 1925; Гулиа Д. И. Что нужно Абхазии? Сотрудник Закавказской миссии. 1912. № 10- Дзидзария Г. А. Ф. Ф. Торнау и его кавказские материалы XIX в. М., 1976; Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии в XIX в. (До крестьянской реформы.) Тбилиси, 1988; Труды. Т 1−2. Сухуми, 1988; Анчавадзе З. В. Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976; Меликишвили Г. А. Древневосточные материалы по истории народов Закавказья. 1954; Аджинджал И. А. Из этнографии Абхазии. Материалы и исследования. Сухуми, 1969; Бхания Ц. Н. Из истории хозяйства абхазов. Этнографические очерки. Сухуми, 1962; Чурсин Г. Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1987; Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. (Историко-этнографические очерки). Сухуми, 1965; Лакоба С. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми, 1990.

2 Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1−2. М., 1981; Основы теории государства и права. М., 1969; Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1996; Зивс С. Л. Источники права. М., 1981. Теория. государства и права./Под ред. Корельского В. М. Перевалова В.Д. М., 1988. Кожевников С. Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действительности. М., 1992.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе впервые на диссертационном уровне предпринимается попытка детально проанализировать семейное, уголовное и гражданское обычное правосуд и порядок судопроизводства Абхазии в период XVIII — XIX вв.

Диссертант впервые вводит в научный оборот эмпирический материал почерпнутый из архивных фондов и полевых исследований, проведенных автором.

Диссертация впервые в абхазской и российской литературе содержит комплексное историко-теоретическое и правовое исследование норм обычного права, что может представлять интерес и для решения сложных внутрироссийских проблем, в частности, для урегулирования отношений с республиками Кавказа, а также странами СНГ.

Теоретическая и практическая значимость диссертации в том, что сформулированные в ней теоретические выводы могут быть использованы: 1) в деятельности государственных органов по урегулированию конфликтов, возникающих на этнической основе- 2) в законотворческой деятельности государственных органов Республики Абхазия- 3) в правоприменительной практике Республики Абхазия- 4) в разработке новых подходов к решению проблем, стоящих на современном этапе исторического развития абхазского общества.

В практическом отношении результаты проведенного исследования могут быть применены в научно-исследовательской работе преподавателей и студентов юридических и исторических факультетов университетов и других ВУЗов. Эти результаты можно использовать в процессе изучения истории государства и права Абхазии и при анализе актуальных вопросов госу д арствоведения.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Данное исследование подготовлено на кафедре теории и истории государства и права ННГУ им. Н. И. Лобачевского, где проводилось ее обсуждение и рецензирование. Различные аспекты диссертации получили развитие в виде отдельных научных работ.

Автор принимал участие в научно-практической конференции молодых ученых «Российское право в период социальных реформ» (Н. Новгород, 18 ноября 1997 г.) — в научно практической конференции «Российское право в период социальных реформ» (Н. Новгород, 20 -21 ноября 1998 г.) — в научно-практической конференции «Российское право в период социальных реформ» (Н. Новгород, 19 ноября 1999 года).

Структура работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Подводя итоги диссертационного исследования, необходимо сделать следующие выводы. Абхазия рассматриваемого периода представляла собой феодальное княжество с родовыми пережитками. Анализ социально-экономического развития абхазского общества показывает, что общественные отношения имели у абхазов ряд специфических особенностей, главная из которых — сочетание новых нарождающихся отношений раннегосударственного типа с патриархально-общинными. Следующая особенность заключалась в характере сельской общины «акыта», которая была основой общественного строя и сохраняла пережитки архаических форм общины — родовой и соседской. Хотя в конце XIX века наблюдалось разложение родовой общины, она все-таки оставалась основным структурным элементом.

Особенности социальной структуры абхазов, предопределялись системой феодальной зависимости. В Абхазии были два основных сословия: феодалы и крестьяне. Юридический статус, личные взаимоотношения, имущественные и социальные отношения каждого сословия строго определялись нормами обычного права.

Древнейшее право создается обычаем, оно является первым по времени источником права. Обычное право — самая ранняя форма правовых отношений, которая соответствует как господствующая и единственная форма права, наиболее низким ступеням развития общества.

Вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм обычного права вызывал интерес у правоведов на протяжении всего XIX века. Роль обычаев в становлении правовых систем подчеркивали многие русские ученые прошлого века. Обычное право определялось в это время как «бытовая форма права», которая «не зависит от закона в силу общего убеждения в ее необходимости и обязательности» .

Обычное право абхазов в конце ХУШ-Х1Х вв. при всех своих модификациях восходит к патриархальным порядкам распада первобытных и формирования примитивных обществ. Оно отражает общественный строй, гражданские, семейные и уголовные правоотношения абхазов.

Право, возникая как нормативный регулятор сложившихся в обществе отношений, в которые включена и юридическая практика, объективно получает закрепление в форме обязывающий установлений. Будучи зафиксированными в устных, передающихся от поколения к поколению, преданиях становятся обязательными для исполнения всеми членами общества. При этом, как отмечают многие исследователи, большую роль в данном процессе играет этическое самосознание, традиционный уклад жизни, религиозные верования и сложившиеся формы поведения.

Обычное право абхазов формировалось на протяжении многих столетий. Правоприменение осуществлялось посредством судебных решений, прецедентов, обычаев и этических норм (т.к. происходила трансформация норм общественного поведения в моральные норма). Нами была предпринята попытка классификации обычного права. Абхазия по отраслям и институтам. В этой связи мы выделяем нормы гражданского, семейного, уголовного и процессуального права.

Такое деление позволило нам выделить наиболее существенные черты отдельных видом правоотношений. Среди них в сфере гражданско-правовых отношений отмечаем: 1) отсутствие договора купли-продажи земли и ипотечного залога из чего следует, что земля была исключена из гражданского оборота до концы XIX в. 2) самым распространенным видом договоров являлся договор личного найма. Обычное право регулировало и договор займа. Обеспечением всех видом сделок являлся обычай барамты, то есть завладение чужим имуществом в обеспечении материального ущерба причиненного вследствие ненадлежащего исполнения обязательств. 3).

Одним из древнейших видов договора являлся договор товарищества, который заключался в соседской взаимопомощи во всех случаях жизни.

В области наследственного права необходимо указать на механизм наследования имущества, который характеризуется тем, что наследственное правопреемство осуществлялось только по мужской линии рода, женщины был исключены из наследственного оборота.

Брачно-семейные отношения абхазов рассматриваемого периода характеризовались некоторыми ограничениями вступления в бракэкзогамия, сословные и соседско-территориальные при отсутствии национально-религиозных запретов. Обычное право предусматривало снования расторжения брака. Право на развод имели как мужчины, так и женщины, при наличии доказательств о невозможности продолжения брака. Права и обязанности членов семьи были строго регламентированы нормами обычного права.

Уголовные правоотношения складывались на основе решения третейских и народных судов. Обычаи несли в жизнь абхазов идею родового самосуда и кровного возмездия. По обычному праву понятие вины заменялось понятием объективной ответственности всех членов рода за преступление, совершенное одним из его представителей.

Под преступлением, формально понималось причинение материального и морального вреда потерпевшему и его сородичам.

Обычное право предусматривало средства примирения кровников. Одним из важнейших являлся принцип композиции. «Цена крови» находилась в прямой зависимости от сословной принадлежности и общественного положения.

Обычное уголовное право различало формы вины: умысел и неосторожность.

Самым тяжким видом наказания, по обычному праву являлось изгнание из рода. Обычаи не предусматривали смертную казнь за совершение преступления. Абхазы считали, что лишение жизниисключительная прерогатива Всевышнего.

Процессуальное право характеризовалось множеством принципов, форм и способов осуществления судопроизводства, что объясняется многообразием источников права. Несмотря на множественность источников права в судопроизводстве абхазов уверенно лидирующим являлись нормы обычного права.

Обычное право, будучи основным источником права в дооктябрьский период истории Абхазии, сконструировало правовые отношения, которые в свою очередь стали — моделью первичного и традиционного поведения абхазов в сфере правового регулирования. Действуя через правосознание народа, обычное право стало составным элементов современной правовой системы. Оно оказывало влияние на разные аспекты социального процесса. Обычное право может способствовать прогрессивным тенденциям развития народа, либо стать фактором его социального регресса.

Современные государственно-правовые процессы, происходящие в Абхазии можно постичь с целью рационального управления, лишь познав, изучив и применив многовековой опыт народа в сфере государственного управления и правового регулирования. Таким образом, в силу традиционности правосознания абхазов нормы обычного права являются действующим источником правового регулирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российский государственный военно-исторический архив
  2. Фонд 414 Коллекция статистических сведений о России2. Фонд 482 Кавказской войны
  3. Фонд 24 Кабинета Его императорского высочества
  4. Центральный государственный исторический архив Грузии
  5. Фонд 416 Кавказской археологической комиссии при главном управлении наместника на Кавказе (1864- 1917 г.)
  6. Фонд 545(542) Кавказского военно-народного правления (1860−1883)
  7. Фонд 231 Наместника кавказского военно-народного управления г. Тифлис (1883−1809)
  8. Фонд 1268 Управления кавказского военного транспорта № 2.
  9. Фонд 142 (144) Мирового посредника второго отдела Тифлисского уезда
  10. Фонд 1719 Личный фонд князя М. Шервашидзе (1845−1918)
  11. Книги, монографии, пособия
  12. Абазины. Историко-этнографический очерк./Под ред. Першица А. И. Черкесск, 1989. 235 с.
  13. П.Абхазия и абхазы в средневековых грузинских повествовательныхисточниках./Под ред. Э.В. Хоштария-Броссе. Тбилиси, 1988. 178 с. 12.Агафий. О царствовании Юстиниана. М.-Л., 1953. 221 с.
  14. И.А. Из этнографии Абхазии. Материалы и исследования. Сухуми, 1969. 537 с.
  15. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях Европейских авторов XIII—XIX вв./Под ред. Гарданова В. А. Нальчик 1974. 635 с.
  16. JI.X. Из мифологии абхазов. Сухуми, 1976. 103 с.
  17. В.А. Обычное право крепостной деревни России. (XVIII -нач. XIX вв.). М, 1984. 255 с.
  18. С.С. Общая теория права. Т. 1, 2. М., 1981. 359 с.
  19. С.С. Философия права. М., 1999. 329 с.
  20. .М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала, 1989. 111 с.
  21. Н. Этнографические наблюдения в Абхазии. Живая старина. Вып. III. М., 1893.308 с.
  22. Амаршан В. Anexa (царь Абхазии). Сухум., 1994. 453 с. (на абхазском языке).
  23. И. Г. Очерки по истории Абхазии XVII—XVIII вв.. Сухуми, 1952. 196 с.
  24. И.Г. Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в. (Документы и материалы). Сухуми, 1952. 304 с.
  25. З.В. Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976. 166 с.
  26. В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982. 252 с.
  27. М.Г. Адыги. Историко-этнографический очерк. (К 400-летию добровольного присоединения адыгов к России). Майкоп, 1957. 140 с.
  28. М. Римское право. (Понятия, термины определения). М., 1989. 447 с.
  29. С. П. Избранные сочинения. Сухуми, 1967. 133 с.
  30. С.Н. Абхазская «абипара"-патронимия. Тбилиси, 1986. 83 с.
  31. Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 гг. Т. 1,2. Лондон, 1840. В кн.: Известия европейских авторов о Кавказе./Под ред. Гарданова В. К. С. 457−458.
  32. И.Н. Русский энциклопедический словарь. СПб., 1874. 656 с.
  33. Ц.Н. Из истории хозяйства абхазов. Этнографические очерки. Сухуми, 1962. 173 с.
  34. И.Ф. Кавказская рукопись. (Историческое и этнографическое описание народов Кавказа). Ставрополь, 1992. 240 с.
  35. Великий Октябрь и раскрепощение женщин Северного Кавказа и Закавказья. 1917−1936 гг. (Сборник документов и материалов). М., 1979. 350 с.
  36. А.Б. Теория государства и права. М., 1996. 254 с.
  37. К. Гейдель М. Пособие по истории русского государства и права. Одесса. 1898. 250 с.
  38. А.И. Третейский суд по русскому праву. М., 1856. 119 с.
  39. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. 111 с.
  40. Н. Т. Джавахишвили Г. Н. Бытовая культура Грузии XIX—XX вв.еков: традиции и инновации. М., 1982. 239 с.
  41. Ю.Н. Абхазы кто они? Гагра, 1993. 30 с.
  42. Ю. Н. Бгажба О.Х. Главная крепость Апсилии. Сухуми, 1986. 96 с.
  43. П. Долгожители. М., 1986. 182 с.
  44. В.К. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. 317 с.
  45. В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII первая половина XIX вв.). М., 1967. 331 с.
  46. И.Т. Частновладельческие крестьяне в Азербайджане в первой половине XIX в. Баку, 1957. 235 с.
  47. А.И. Раскрепощение женщины горянки в Дагестане (1920−1940 гг.). Махачкала, 1963. 157 с.
  48. Г. А. Социально-экономическая структура Сванетии в XI—XVIII вв.. Тбилиси, 1980. 125 с.
  49. Д.В. Из истории социальных отношений в позднефеодальной Грузии (XIV-XVIII вв.) (Сатавадо-сеньиории). Тбилиси, 1961.278 с.
  50. Гегель Г.-В.Ф. Философия права. М., 1990. 524 с.
  51. К. Описания Черкесии. Тифлис, 1893. В кн.: Известия европейских авторов о Кавказе XIII—XIX вв./Под ред. Гарданова В. К. Нальчик, 1974. С. 156−173.
  52. М. Собрание сочинений. Т. 11. М., 1951. 417 с.
  53. Д.А. Под чужим небом. Сухуми, 1918. 25 с.
  54. А. Очерки истории Абхазии, Сухуми, 1982. 84 с. (на абхазском языке).
  55. И.А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. СПб., 1809. В кн.: Известия европейских авторов о Кавказе XIII—XIX вв./Под ред. Гарданова В. К. Нальчик, 1974. С. 203−208.
  56. E.H. Абазины. М., 1984. 145 с.
  57. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985. 607 с.
  58. Г. Б. Историческое обозрение нравов и обычаев всех народов. СПб, 1836. 300 с.
  59. Н.С. Статьи по этнографии Абхазии. Сухуми, 1960. 129 с.
  60. Джонуа 3. Нартский эпос абхазов. Сухум, 1995. 183 с.
  61. Г. А. Басария С.Б. Избранные сочинения. Сухуми, 1967. 183 с.
  62. Г. А. Восстание 1866 г. в Абхазии. Сухуми, 1955. 244 с.
  63. Г. А. Лыхны. Сухуми, 1986. 98 с.
  64. Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975. 525 с.
  65. Г. А. Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии в XIX в. (до крестьянской реформы). Тбилиси, 1988. 512 с.
  66. Г. А. Присоединение Абхазии к России и его историческое значение. Сухуми, 1960. 272 с.
  67. Г. А. Ф.Ф. Торнау и его кавказские материалы XIX в. М., 1976. 130 с.
  68. Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Кн. 3 отд. № 6. СПб., 1871. С. 435−440.
  69. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу к черкесам и абхазам, в Колхиду, Грузию, Армению и Крым. Т. 1. Париж, 1839. В кн. Известия европейских авторов о Кавказе XIII—XIX вв./Под ред. Гарданова В. К. Нальчик, 1974. С. 435−457.
  70. Zumpt Das Criminalrecht den rmischen Republic. Ч. 1. Zuric, 1925. 374 с. 70. Законы Ману. М., 1960. 361 с. 71.3ванба С. Т. Абхазские этнографические этюды. Сухуми. 1982. 87 с. 72.3ивс С. Л. Источники права. М., 1981. 239 с.
  71. Илларионов Обычное право. Харьков, 1893.
  72. Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Историко-этнографический очерк. Сухуми, 1981. 129 с.
  73. Инал-ипа Ш. Д. Вопросы этно-культурной истории абхазов. Сухуми, 1976. 463 с.
  74. Инал-ипа Ш. Д. Дурипш. Историко-этнографический очерк. Сухуми, 1981. 129 с.
  75. Инал-ипа Ш. Д. Земледелие и скотоводство у абхазов. Тбилиси, 1986. 300 с.
  76. Инал-ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984. 188 с.
  77. Инал-ипа Ш. Д. Страницы исторической этнографии абхазов. 1971. 312 с.
  78. Инал-ипа Ш. Д. Традиции и современность. Сухуми, 1973. 95 с.
  79. Дж. Быт и страна Зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование. Венеция., 1502./Под ред. Гарданова В. К. Нальчик, 1974. С. 43−52.
  80. История Абхазии. Гудаута, 1993. 407 с.
  81. Кавказ и Византия. (Сборник статей). Ереван, 1980. 244 с.
  82. Кавказ и Средиземноморье. (Античные и Византийские и местные традиции в странах Восточного Черноморья). Материалы конференции май 1975./Под ред. Р. В. Гордезиани. Тбилиси, 1980. 277 с.
  83. Кавказский этнографический сборник. Тбилиси, 1972. 145 с.
  84. Кавказский этнографический сборник./Под ред. Н. К. Волкова, В. К. Гарданова. М., 1985. 85 с.
  85. .А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979. 202 с.
  86. Г. Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 18 071 808 гг. Берлин, 1812. В кн.: Известия европейских авторов о Кавказе XIII—XIX вв./Под ред. Гарданова В. К. Нальчик, 1974. С. 235−280.
  87. М.М. Современный обычай и древний закон. Т. 2. М., 1886. 410 с.
  88. С.Н. Правовая активность граждан. Н. Новгород, 1994. 108 с.
  89. М.О. Преступление и наказание в догосударственном обществе. М., 1925. 139 с.
  90. М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963. 219 с.
  91. М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М., 1961.260 с.
  92. Кох К. Путешествие по России и в кавказские земли. Т. 1. Штудгарт, 1842. В кн. Известия европейских авторов о Кавказе./Под ред. Гарданова В. К. Нальчик, 1974. С. 585−628.
  93. Л.И. Историко-зтнографические очерки Кавказа. Л., 1978. 183 с.
  94. ЛакобаМ. Гость. Абхазские новеллы. Сухуми, 1989. С. 87−90.
  95. С. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми, 1990. 152 с.
  96. А. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией. стран. Тифлис, 1913. В кн. Известия европейских авторов о Кавказе XIII—XIX вв. /Под ред. Гарданова В. К. Нальчик, 1974. С. 56−60.
  97. В.М. Учебник русского права периода империи (XVIII-XIX столетия). СПб., 1899. 532 с.
  98. ЮО.Леви-Брюль Я. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С. 517.
  99. Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882−1883. С. 155−185. С. 271 -339.
  100. Л.Я. Общий взгляд на страны, занимаемые Черкесами (Адыги), Абхазами (Азега) и другими смежными с ними народами. В кн.: Черкесы (Адыги). Нальчик, 1991. С. 297−354.
  101. К. Курс общего гражданского права в России. Особое приложение. Гражданские законы. СПб., 1880. 892 с.
  102. Ю4.Марков Е. Очерк Кавказа. М., 1887. 361 с.
  103. К.Д. Очерки и рассказы. (Из наблюдений разных годов). Батум, 1909. 303 с.
  104. Юб.Мачавариани К. Д. Описательный путеводитель по городу Сухум и Сухумскому округу. Сухум, 1913. 315 с.
  105. Г. А. Древневосточные материалы по истории народов Закавказья. Ч. 1. Тбилиси, 1954. 447 с.
  106. Мен Л. Г. Древнее право, его связи с историей обществ, его отношение к новейшим идеям. СПб., 1973. 250 с.
  107. В.Ф. Осетинские этюды. М., 1887. 159 с.
  108. ПО.Мочалов В. Д. Крестьянское хозяйство в Закавказье к концу XIX в. М., 1958. 492 с.
  109. И ¡-.Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные С. Броневским. Ч. 1. М., 1823. 352 е.- Ч. 2. 465 с.
  110. П.И. Историческая школа юристов. СПб. 1999. с.
  111. А.Б. Генезис феодализма в странах Закавказья. М., 1980. 286 с.
  112. П.С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. Т. 1. Лейпциг, 1803. В кн.: Известия европейских авторов о Кавказе./Под ред. Гарданова В. К. Нальчик, 1974. С. 214−224.
  113. В. По древней, но вечно молодой Абхазии. Сухуми, 1969, 203 с.
  114. В. По историческим местам Абхазии. Сухуми, 1958. 180 с.
  115. К. Трактат о торговле на Черном море. Ч. 1. Париж, 1787. С. 179−202.
  116. Л.С. Конфуций. М., 1998. 586 с.
  117. А.И. Проблемы нормативной этнографии. Исследования по общей этнографии. М., 1979.216с.
  118. А.И. Этнографические исследования развития культуры. М., 1985. 265 с.
  119. Подосинов А, В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. М., 1985. 287 с.
  120. Н. Горские народные суды Кавказского края. СПб. 1912. 158 с. 123. Рыбинский Г. А. Абхазия в сельском и бытовом отношении. Тифлис, 1894. 120 с.
  121. В.Н. Два года в плену у горцев. Воспоминания о жизни Новоселова. СПб., 1891. 138 с.
  122. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа второй половины XIX—XX вв.. М., 1983.264 с.
  123. Я.С. Абхазская женщина в дореволюционном прошлом и в советскую эпоху. М., 1950. 134 с.
  124. Сообщения средневековых грузинских письменных источников об Абхазии./Под ред. Амичба Г. Сухуми, 1986. 86 с.
  125. Сурия Пракаш-Синха. Юриспруденция. Философия права. М., 1996. 304 с.
  126. Теория государства и права. Курс лекций./Под ред. Марченко. М., 1996. 475 с.
  127. Теория государства и права./По ред. Корельского В. М. Перевалова В.Д. М., 1998. 570 с.
  128. Традиции в современном общества./Под ред. JI.M. Дробижева, М. С. Кашуба. М., 1990. 346 с.
  129. Труды Уездного археологического съезда в Тифлисе 1881 г. Тифлис, 1887. 70 с.
  130. A.B. Краткий очерки истории Абхазии. Сухум, 1934. 189 с.
  131. A.B. Россия и Кавказ первой трети XIX в. М., 1960. 398 с.
  132. Хан-Гирей. Избранные произведения. Нальчик, 1974. 335 с.
  133. P.JI. Грузинская семейная община. 4.1,2. Тбилиси, 1960. 191 с.
  134. В.Н. Теория государства и права. М, 1995. 377 с. 138. Чанба Р. К. Земледелие и земельные отношения в дореволюционной
  135. Н.Е. Источник и форма права. Варшава, 1878. 252 с. 143. Чижов Н. Е. Обычай и закон как форма права. Варшава, 1878. 19 с. 144. Чурсин Г. Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми. 1956. 265 с.
  136. Г. Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913. 146 с.
  137. . Путешествия г-на дворянина Шардена в Персию и др. восточные страны. Т. 1. Амстердам, 1711. В кн.: Известия европейских авторов о Кавказе./Под ред. Гарданова В. К. Нальчик, 1974. С. 103−108.
  138. Эдда. Скандинавский эпос. Т. 1. М., 1917. С. 50.
  139. А. Осетия. Обозрение российских владений за Кавказом. СПб., 1836. 198 с. 1. Статьи
  140. Абхазы (Азега). По поводу сочинения г. Дубровина: «Очерк Кавказа и народов, его населяющих».//Сборник сведений о Кавказских горцах. Тифлис, 1872. № 6. С. 12−18.
  141. С. (Сиомн Апсуа).//Сухумский листок. Сухуми, 1912. № 196. С. 5.
  142. М. Выход из конфликта в традиционном правосознании абхазов.//Сборник научных статей АБИГИ. Сухум, 1999. С. 2−22.
  143. М. К проблеме обычного права абхазов.//Сборник научных статей. АБИГИ. Сухум, 1993. С. 13.
  144. М. Традиционное правосознание и медиаторские суды в Абхазии./ЛГезисы докладов III Всероссийского конгресса этнологов. М., 1999. С. 70.
  145. И. Абашидзе А. Коренные народы и международное право.//Российская юстиция. М., 1994. № 3. С. 24−25.
  146. А. Из жизни и обычаев абхазцев.//3акавказье. Тифлис, 1912. № 136. С. 25−28.
  147. Ган К. Ф. Поезда в Мингрелию, Самурзакань и Абхазию.//Кавказский Вестник. Тифлис, 1902. № 4. С. 21−23.
  148. В.К. Обычное право, как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII нач. XIX вв.//Советская этнография. М., 1960. № 5. С. 12−29.
  149. Р. К изучению обычного права и ораторского искусства у абхазов.//Сборник научных статей. АБИГИ. Вып. I. Сухум, 1998. С. 51−67.
  150. Голунский. Обычай и право.//Советское государство и право. М., 1939. № 3. С. 29−31.
  151. В.Н. Краткие сведения об управлении, сословиях и преступлениях в Абхазии.//Энциклопедический лексикон. Т. 1. СПб., 1835. С. 56−57.
  152. Д.И. Что нужно Абхазии?//Сотрудник Закавказской миссии. Тифлис, 1912. № 10. С. 152−154.
  153. Н.С. Религиозные верования абхазов.//Христианский восток. Т. 4. Тбилиси, 1915. № 1. С. 75−77.
  154. Н.С. Абхазский культ и быт.//Христианский восток. Т. 5. Тбилиси, 1916. № 1. С. 161−162.
  155. Н.С. Кое-что из быта Абхазии.//Иверия. Тифлис, 1898. № 38. (на груз, языке).
  156. Д. Обычай и закон.//Юридический вестник. М., 1883. С. 234−277.
  157. Дьячков-Тарасов А. Н. Абхазия и Сухум в XIX столетии.//Записки Кавказского отдела русского географического общества. Т 20. 1909−1910. № 2. С. 15−19.
  158. Ф. Абхазия и Цебельда.//Кавказ. Тифлис, 1867. № 59 от 5 июля- № 61 -63 от 20 августа.
  159. И. Чечня.//Москвитянин. 1851. № 19. С. 187−190.
  160. А. Общинное право.//Новое время. 1993. № 46. С. 56−59.
  161. Д. Свадьба у православных черкесов.//Кавказ. 1868. № 111.
  162. М.Н. Этнография и право. М., 1868. С. 8−15.
  163. Н. О политическом устройстве черкесских племен.//Русский вестник. Т. 28. 1860. № 16. С. 528−529.
  164. Н.И. Военно-статистическое обозрение восточного берега Черного моря.//Восточно-статистическое обозрение. Т. 16. Ч. 3. СПб., 1853. С. 29−35.
  165. М.М. Закон и обычай на Кавказе.//Матриархат. Т.1. Гл. 1. М., 1890. С. 3−24.
  166. М.М. Очерки этнографии Кавказа./ЛВестник Европы. 1867. № 9. С. 114−116.
  167. П.П. На берегах Абхазии.//Военный сборник. 1891. № 8, 9.
  168. М.О. АталычествоУ/Советская этнография М., 1935. № 2. С. 5360.
  169. Л. Из поездки в Черноморскуюю Шапсугию летом 1930 г.//Советская этнография. М., 1930. № 4−5. С. 122−219.
  170. Ладыженский Очерк социальной эмбриологии. (Внутриродовое и международное право кавказских горцев).//Этнографическое обозрение. М., 1995. С. 175−180.
  171. А. Очерки быта Кавказских горцев.//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 14. 1892. С. 39−43.
  172. Л .Я. О натухажцах, шапсугах и абадзехах.//Записки Русского Кавказского отдела географического общества. Кн. 9. 1875. № 4. С. 235 237
  173. П. Следует ли оставить за волостными судами право наказывать телесно.//Журнал гражданского и уголовного права. Кн. 1, М., 1883. С. 48.
  174. К. Некоторые черты из жизни абхазцев. Положение женщины в Абхазии.//Сборник материалов для описания местности и племен Кавказа. Вып. 4. Тифлис, 1884. С.
  175. И.Г. Народный суд и народное право.//Журнал гражданского и уголовного права. М., 1875. № 3. С. 5−10.
  176. Освобождение зависимых сословий в Сухумском отделе (Абхазии и Самурзакани).//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 5. Тифлис, 1871. С. 39−53.
  177. А. И. Смирнова Я.С. Положения кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату .//Государство и право. М., 1997. № 9. С. 102−107.
  178. А. Обычное право и закон на Кавказе.//Кавказский вестник. Тифлис, 1901. № 1. С. 27−51.
  179. В.В. Еще раз к вопросу об Абхазии.//Московский журнал международного права. М., 1998. № 3. С. 293−300.
  180. В.В. Правовые аспекты абхазской проблемы в свете исторического опыта. (Страницы истории.)// Московский журнал международного права. М., 1996. № 4. С. 122−134.
  181. Рихтер 3. Кавказ наших дней. Глава патриархальный быт.//Абхазский университет. Сухуми, 1989. № 14 от 29 апреля.
  182. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия.//Государство и право. М., 1996. № 4. С. 36−41.
  183. Л.Г. Понятия обычая в современной науке. Подходы, традиции, проблемы. (По материалам юридических и этнологических наук.//Государство и права. М., 1988. № 9. С. 98−102.
  184. В. Опыт исследования прав.//Наблюдатель. 1882. № 5. С. 8−9.
  185. В. Заметки о Кавказе./Ютечественные заметки. 1862. № 4.
  186. Я.С. Аталычество и усыновление у абхазов в XIX—XX вв..//Советская этнография. М., 1951. № 2. С. 105−114.
  187. С. Воспоминания Кавказца.//Военный сборник. 1874. № 6. С. 384−395.- 1875. № 5. С. 159−161.
  188. К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа. Кавказ. Тифлис. 1843. № 43 от 5 сентября.
  189. В. Обычное право кавказских горцев. (Заметка по поводу труда профессора Леонтовича: «Адаты Кавказских горцев» Вып. 1.). //Юридический вестник. 1884 март С. 488−505.
  190. . L. Кавказ. Тифлис, 1871. № 88 от 30 июля.
  191. Ф.Ф. Воспоминание Кавказского офицера./ЛРусский Вестник. М., 1864. № 9. С. 391−460.
  192. К. По обычаю предков.//Тридцать дней. 1938. № 11. С. 71−76.2Ю.Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов.//Русский вестник. М., 1842. № 1. С. 31−36.
  193. П.Г. Абхазия и абхазы (этнографические описания).//Иверия. Тифлис, 1888. № 165−186 от 10 июля (на грузинском языке).
  194. К. Еще об Абхазии.//Кавказ. Тифлис, 1854. № 81. С. 310−315.
  195. А. Анан-Лдзаа-ных.//Сотрудник Закавказской миссии. Сухум, 1915. № 9.
  196. Д. Присяга по обычному праву осетин.//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 7. Тифлис, 1873. С. 3−10.
  197. A.M. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях.//Кавказ. Тифлис, 1846. № 22.
  198. Экономическое положение туземного населения Сухумского округа.//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. Тифлис. 1872. С. 6−20.
  199. Авторефераты и диссертации
  200. К. Р. Институт купли-продажи по грузинскому праву XVII—XVIII вв.. Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Тбилиси, 1975. 176 с. (на грузинском языке).
  201. Т.М. Греческое право из уложения царя Вахтанга VI. Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. Тбилиси, 1964. 272 с. (на грузинском языке).
  202. В.К. Общественный строй адыгских народов в XVIII- I пол. XIX в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. М., 1976. 28 с.
  203. В.М. Образование и развитие Советской национальной государственности абхазского народа. Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 1969. 170 с.
  204. З.Х. Адатские и шариатские суды в автономиях Северного Кавказа. Диссертация на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 1979. 200 с.
  205. Ф.Д. Обычное право в системе общественных отношений карачаевцев XIX в. Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. М., 1975. 181 с.
  206. Д.Х. Обычное право племен Ирана в XIX- нач XX вв. (Историко-правовой аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. СПб., 1997. 21 с.
  207. Составлена на основе материалов Сухумской сословно-поземельной комиссии за 1869 год)1. КНЯЗЬЯдворянепосредники между высшим и низшим1. СОСЛОВИЯМИ
  208. Высшее крестьянское сословие свободных общинниковсреднее крестьянское сословие (низшее)низшее крестьянское сословиедомашние рабы
Заполнить форму текущей работой