Методическая система преемственности курса физики технического вуза (на примере вводного раздела «Механика»)
Разработаны содержательная модель и программа вводного раздела, на примере которого реализуется преемственность курса физики вуза. Основой для отбора содержания вводного раздела являются: естественнонаучный аспект культуры (представлен системой физических теорий, образующих физическую науку, современной физической картиной мира и методами научного познания) — принцип генерализации учебного… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПСИХО ЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУРСА ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
- 1. 1. Преемственность физического образования как педагогическая проблема
- 1. 2. Психолого-педагогические концепции содержательного обобщения в обучении физике
- 1. 3. Методическая система преемственности курса физики в техническом вузе
- 1. 3. 1. Физическая теория, системные свойства физической теории
- 1. 3. 2. Методы познания
- 1. 3. 3. Методическая система обучения физике в техническом вузе
- 1. 4. Источники и факторы конструирования содержания вводного раздела курса физики в техническом вузе
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
- ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУРСА ФИЗИКИ
- 2. 1. Содержательная основа построения вводного раздела курса физики (на примере классической механики)
- 2. 1. 1. Принципы построения методической системы преемственности
- 2. 1. 2. Структура содержания вводного раздела курса физики
- 2. 2. Формы организации занятий вводного раздела курса физики. 88 2.2.1. Использование информационных технологий на лекционных занятиях
- 2. 2. 2. Практикум по решению задач — основа познавательной деятельности
- 2. 2. 3. Экспериментальное исследование механических систем. Ю
- 2. 2. 4. Рейтинговая система контроля и оценки знаний и умений студентов
- 2. 1. Содержательная основа построения вводного раздела курса физики (на примере классической механики)
- 3. 1. Этапы педагогического эксперимента и его организация
- 3. 2. Оценка эффективности разработанной методической системы преемственности
- 3. 3. Констатирующий эксперимент и его результаты
- 3. 4. Обучающе — поисковый эксперимент и его результаты
Методическая система преемственности курса физики технического вуза (на примере вводного раздела «Механика») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Модернизация отечественного образования XXI века отличается от всех предыдущих его реформ тем, что основной ориентир сделан на развитие личности как главную цель и смысл образования. Национальная доктрина образования на период до 2025 года отражает новые условий функционирования образования и определяет его цели и задачи, среди которых: непрерывность образования в течение всей жизни человекапреемственность уровней и ступеней образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определена стратегия образовательной политики: «Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальное ги и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
В новых социально-экономических условиях при подготовке в техническом вузе высококвалифицированных специалистов «и высокообразованных людей, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности, возрастает роль физического образования.
Физика является основой формирования научных знаний о природе, на ее основе формируется мировоззрение выпускника технического вуза, которое должно соответствовать достижениям высоких технологий, в частности, нанотехнологий, уровню развития науки в XXI веке.
Проблема формирования научного мировоззрения в процессе обучения физике отражена в работах В. Ф. Ефименко, Я. Я. Зориной, В. Н. Мощанского, В. В. Мултановского, Э. Д. Новожилова, Н. С. Пурышевой, А. А. Синявиной, А. В. Усовой, JI.C. Хижняковой и др.
Ими доказано, что систематизация материала курса физики на основе фундаментальных физических теорий и идеи научной картины мира, реализация единства системы знаний и методов научного познания служат основой формирования системных научных знаний, развития научного мышления обучающихся.
Одним из важнейших факторов, существенно влияющим на эффективность обучения физике в высшей школе, является готовность студента к познавательной деятельности, к углубленному и детализированному теоретическому анализу содержания и структуры изучаемых физических теорий. На первых курсах технического вуза эта готовность определяется физико-математической подготовкой абитуриента (в аспекте профессиональной ■-направленности обучения будущего инженера). Усвоение технических наук, овладение начальными навыками инженерного искусства во многом зависит’от системности и фундаментальности физико-математического образования в вузе.
Между тем, в процессе констатирующего эксперимента был выявлен низкий уровень подготовки по физике у выпускников средней школы и студентов первого курса технического вуза: коэффициент усвоения теоретических знаний школьного курса физики составляет 25%, умение решать задачи — менее 15% (из 219 человек). Большая часть опрошенных (60%), имея начальные навыки в проведении эксперимента и оформлении его результатов, игнорируют теоретический анализ результатов эмпирического обобщения,., некритически относятся к погрешности. Одной из причин снижения уровня подготовки школьников является недостаточное оснащение школьных физических кабинетов приборами и оборудованием, что не позволяет полноценно проводить лабораторные работы, организовать демонстрационный эксперимент. Введенное профильное обучение, несмотря на большие преимущества, пока также не позволяет изменить ситуацию. Существует ряд проблем организации профильного обучения: невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных групп, сложности организации профильного обучения в школе с одним-двумя классами в параллели. Поэтому большинство учащихся получают все то же базовое образование.
В этих условиях возрастает роль вуза в подготовке студентов к изучению физики в высшей школе и требуются новые подходы к разработке принципов организации образовательного процесса, поиску путей реализации преемственности физического образования.
Существуют разные подходы к осуществлению преемственности обучения.
Известны трактовки преемственности как формы связи между элементами системы обучения (А.А. Люблинская и др.), педагогического условия образовательного процесса (А.В. Коржуев, В. А. Попков, М. Ш. Семикова, Э. С. Черкасова и др.), педагогической системы (А.В. Батаршев и др.).
Психолого-педагогические обоснования преемственности рассматривались в работах Л. И. Божович, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, Ю. А. Самарина, Н. Ф. Талызиной и др.
Роль организации процесса обучения в преемственности обучения раскрывается в исследованиях А. П. Беляевой, Н. А. Клещевой А.Г. Мороза, Н. М. Мочаловой, Д. Т. Ситдиковой и др.
Вопросы взаимосвязи содержания общего и профессионального образования отражены в исследованиях: С. М. Годника, Р. Х. Казакова, Ю. А. Кустова, A.M. Новикова, М. В. Потаповой, Л. О. Филатовой и др.
Возможные направления реализации преемственности в высшей школе рассматривались А. А. Вербицким, Н. М. Гриценко, Е. Е. Князевой, Н. А. Клещевой, Ю. Г. Татур и др.
Вместе с тем, вопрос о подготовке студентов технического вуза к изучению физики в рамках методической системы преемственности пока остается открытым.
Таким образом, анализ научных исследований, теории и педагогической практики позволили выявить ряд объективно существующих противоречий между:
— разрозненностью подходов к реализации преемственности в современных условиях модернизации высшего профессионального образования и необходимостью создания методической системы преемственности, способствующей подготовке студентов к изучению физики в техническом вузе;
— сущностным содержанием физических теорий, изучаемых в курсе физики технического вуза, и несформированностью у поступивших в технический вуз системных знаний физической теории;
— значимостью методов познания природы для будущего инженера и их фрагментарным освещением в традиционной практике преподавания физики в вузе;
— потребностью у будущего инженера освоения способов учебной деятельности, характерной для исследования и конструирования технических объектов и низким уровнем экспериментальных навыков у выпускников средней школы.
Выявленные противоречия определили актуальность исследования, позволили сформулировать научную проблему исследования: обоснование и разработка методической системы преемственности курса физики технического вуза.
Значимость и актуальность рассматриваемой нами проблемы послужили основанием для определения темы исследования «Методическая система преемственности курса физики технического вуза (на примере вводного раздела „Механика“)».
Объектом исследования является процесс обучения физике в техническом вузе.
Предмет исследования — методическая система преемственности курса физики технического вуза на примере изучения вводного раздела.
Цель исследования: обосновать и разработать методическую систему преемственности обучения физике технического вуза при изучении вводного раздела.
Гипотеза исследования: методическая система преемственности курса физики технического вуза, реализуемая на примере вводного раздела, позволит подготовить студентов первого курса к изучению физики в вузе, если: • преемственность является фактором построения учебного процесса вводного.
раздела;
• содержание учебного материала систематизировано на основе физической теории — классической механики;
• методы познания отражают взаимосвязь эмпирического и теоретического, реализующуюся по следующей схеме: чувственно-конкретное —> эмпирически-абстрактное —> теоретически-абстрактное —" теоретнчески-конкретное;
• средства обучения соответствуют методам познания (физический эксперимент, информационные технологии, техническое моделирование);
• формы организации обучения определяются способами учебной деятельности, характерными для исследования и конструирования технических объектов.
С учетом цели и гипотезы исследования в работе были поставлены следующие задачи.
1. На основе изучения философской, психолого-педагогической литературы по современному состоянию проблемы преемственности выявить основания для построения методической системы преемственности курса физики технического вуза.
2. Разработать содержательную модель и программу вводного раздела физики технического вуза на основе классической механики, реализующие методическую систему преемственности.
3. Разработать методику проведения занятий по формированию знаний методов познавательной деятельности, в частности, выражающие взаимосвязь эмпирического и теоретического уровня познания.
4. Обосновать выбор средств обучения с учетом современных информационных технологий, способствующих системному усвоению физических теорий.
5. Проверить в педагогическом эксперименте гипотезу исследования. Методологической и теоретической основой исследования являются работы педагогов, методистов высшей и средней школы в области философии и методологии науки (П.В. Копнин, М. В. Мостепаненко, B.C. Стёпин и др.) — психологии адаптации личности (Ж. Пиаже, А. А. Реан и др.) — психологии, педагогики и методики высшей школы (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина и др.) — теории и методики обучения физики (А.И. Бугаев, С. Е. Каменецкий, И. И. Нурминский, А. В. Перышкин, Н. С. Пурышева, В. Г. Разумовский А.А. Синявина, А. В. Усова, Л. С. Хижнякова и др.) — концепций преемственности между разными уровнями образования (А.В. Батаршев, Р. Х. Казаков, Л. О. Филатова и др.) — также работы, посвященные проблеме формирования научного мировоззрения (В.Ф. Ефименко, В. Н. Мощапский, В. В. Мултановский и др.) — теории развивающего обучения (С.Л. Выготский, Л. В. Занков, Л. С. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин и др.) — личностно-ориентированного обучения (И.Я. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — по проблемам информатизации физического образования и компьютерным технологиям обучения физике (Л.И. Анциферов, Е. С. Полат, А. Г. Селевко и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами использован комплекс методов исследования.
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, философской и методической литературысодержания учебников для средней школы, программ, дидактического материала по физикесодержания курса общей физики как дидактической единицы обучения в вузеизучение состояния проблемы исследования в практике преподаваниясистемный анализ и синтезмоделированиематематнко-статистические методы.
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогические наблюдения за ходом учебного процесса, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных педагогического эксперимента.
Организация исследования, этапы работы.
Исследование проводилось с 2000;2009 годы и состояло из нескольких этапов, для каждого их которых определялись критерии оценки готовности первокурсников к изучению курса общей физики в техническом вузе.
На констатирующем этапе (2000;2003гг.) были сформулированы исходная гипотеза, цели и задачи исследования, обоснована и разработана методическая система преемственности, направленная на подготовку студентов к изучению физики в техническом вузеразработана программа предлагаемого вводного раздела «Механика» курса физики вуза и технология ее реализации.
В ходе обучающе — поискового этапа (2004;2009гг.) проверена гипотеза исследования, сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации по проблеме исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1. Обоснована необходимость и возможность подготовки студентов технических вузов к содержательному освоению курса физики через методическую систему преемственности (на примере вводного раздела курса физики), в которой преемственность выступает основой построения учебного процесса.
2. Обоснована и определена содержательная модель вводного раздела (на примере классической механики), включающая инвариантную часть со всеми составляющими физической теории, и вариативную часть с темами дтя индивидуальной работы студентов.
3. Обоснованы и определены формы организации учебно-познавательной деятельности, раскрывающие этапы научного познания: наблюдения, описание, эксперимент —> анализ эмпирических обобщений —> моделирование объектов —" получение выводов и следствий —> анализ практических приложений и направленные на формирование у студентов системных знаний физических теорий.
4. Предложена система средств обучения, представленная традиционными элементами с физическим экспериментом и элементами электронной поддержки учебного процесса в виде: ресурсов системы дистанционного обучения EDUCONвиртуальных лабораторных работэлектронных учебников и Интернет — ресурсов, мультимедийных обучающих систем, электронных тестов и других программных средств, позволяющих студентам втузов самостоятельно обучаться, осуществлять самоконтроль усвоения материала.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что конкретизированы положения педагогической теории содержательного обобщения посредством методической системы преемственности курса физики технического вуза на примере содержательной модели вводного раздела курса физики.
Практическая значимость исследования заключается в следующем.
1. Разработана программа вводного раздела курса физики технического вуза на примере физической теории — классическая механика.
2. Разработана методика проведения лекционных, лабораторных занятий, практикумов по решению задач вводного раздела с использованием информационных технологий, идей личностно-ориентированного обучения, систем но-деятельностного подхода, которая помогает подготовить студентов к самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности при изучении физики в вузе.
3. Сформулированы методические рекомендации по использованию информационных технологий в обучении физике в вузе (на примере вводного раздела).
4. Разработан электронный учебно-методический комплекс вводного раздела (на примере классической механики) включающий: программу, методические указания к решению задач и выполнению домашних контрольных работ, виртуальные лабораторные работы и методические указания к ним, тестовые задания для всех видов контроля, размещенные в системе электронной поддержки учебного процесса EDUCON (Тюменского государственного нефтегазового университета).
На защиту выносятся следующие положения.
1. Средством подготовки студентов первого курса к содержательному изучению физики во втузе может служить вводный раздел (на примере классической механики), через который реализуется методическая система преемственности курса физики, преемственность выступает основой построения учебного процесса.
2. Содержательная модель вводного раздела курса физики конструируется из базовой составляющей, иллюстрирующей структуру и логическое формирование элементов физической теории, и вариативной, которая определяется результатами «вводного» контроля и предусматривает разнообразные формы изучения учебного материала, личностно значимого для каждого студента.
3. Формы организации обучения вводного раздела соответствуют учебно-познавательной деятельности, характерной для будущей профессии: исследование, анализ результатов исследования, моделирование, конструирование, внедрение в практику — и направлены на формирование системных знаний фундаментальных физических теорий, знаний методов познавательной деятельности, отражающих взаимосвязь эмпирического и теоретического.
4. Система средств обучения, необходимая в подготовке студентов к содержательному усвоению физических теорий в техническом вузе, имеет составляющие: традиционные средства с использованием физического эксперимента и средства информационно-компьютерной поддержкивиртуальные тренажеры, мультимедийные обучающие системы, электронные лекции, Интернет-ресурсы, система электронного тестирования, ресурсы системы дистанционного обучения EDUCON.
Достоверность выводов определяется глубиной методологического обоснования, его согласованностью с теорией познания, анализом обширного материала, полученного в процессе теоретического и экспериментального исследования, подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе, а также апробацией основных положений исследования в практике преподавания в средней школе и вузе.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и практические результаты докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-методических конференциях: Москва, МГОУ (Проблема развивающего обучения физике в условиях предметной информационно-образовательной среды, 2007) — Москва, МГОУ (Проблемы контроля и оценки качества образования по физике, 2008) — Москва, МГОУ (Методология конструирования учебной деятельности по физике. Общеобразовательные учреждения, вуз, 2009) — Тобольск-Тюмень, Филиал ТИИ ТюмГНГУ (Инновации. Интеллект. Культура, 2007;2009) — Тобольск-Тюмень, Филиал ТИИ ТюмГНГУ (Социокультурная динамика и экономическое развитие Тюменского региона. XXI век, 2007;2009) — Тобольск, ТГПИ (Молодежь и образование XXI века, 2008) — Тобольск, ТГПИ (Менделеевские чтения, 2009) — г. Екатеринбург, РГ1111У (Новые информационные технологии в образовании, 2009г).
Обучение по предложенной в работе методике за период с 2004 по 2009 годы прошли студенты первого курса Тюменского государственного нефтегазового университета: Технологического института г. Тюмени и филиала «Тобольский индустриальный институт" — Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. МенделееваТобольского рыбопромышленного техникумаучащиеся 10−11 классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7». Всего в эксперименте приняли участие 414 выпускников школ и студентов первого курса.
По теме исследования опубликовано 14 работ.
Структура диссертационного исследования.
Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии и приложений.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.
Педагогический эксперимент осуществлялся на протяжении восьми лет: констатирующий эксперимент проходил в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Тобольска с учащимися 10−11 классов и в Филиале «Тобольский индустриальный институт» Тюменского государственного нефтегазового университета со студентами первого курса инженерных специальностей с 20 002 003 гг., обучающе-поисковый эксперимент был проведен в Тобольском индустриальном институте на первом курсе. Для каждого этапа педагогического эксперимента были определены критерии готовности студентов первого курса к изучению физики в вузе.
1. Констатирующий эксперимент показал, что уровень знаний школьного курса физики у выпускников и студентов первого курса оказался довольно низким. Физика воспринимается эмпирически, на чувственном уровне. Психолого-педагогическое исследование показывает, что способности к саморазвитию и самообразованию в целом у студентов имеют средний уровеньуровень творческого потенциала личности — чуть выше среднего.
2. Данные обучаюъце-поискового эксперимента с использованием разнообразных методов исследования, статистических критериев, количественных и качественных коэффициентов подтверждают достоверность сформулированной в работе гипотезы. Во вводном разделе, являющимся начальным этапом в системе обучения физике, закладываются основы формирования системных знаний физической теории, знаний познавательных действий, развивается научное теоретическое мышление студента технического вуза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате научно-практического исследования по проблеме «Методическая система преемственности курса физики технического вуза (на примере вводного раздела „Механика“)» нами были получены следующие результаты и выводы.
1. Актуальность разработки методической системы, реализующей преемственность курса физики вуза, определяется востребованностью преемственности уровней образования в условиях модернизации высшей технической школы. Из анализа психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме преемственности установлено, что содержательная преемственность является важнейшим фактором построения методически эффективного учебного курса физики технического вуза.
2. Разработаны содержательная модель и программа вводного раздела, на примере которого реализуется преемственность курса физики вуза. Основой для отбора содержания вводного раздела являются: естественнонаучный аспект культуры (представлен системой физических теорий, образующих физическую науку, современной физической картиной мира и методами научного познания) — принцип генерализации учебного материалапринцип построения учебного материала с учетом психологических закономерностей усвоения учебного материала (реализация технологий личностно-ориентированного образования) — преемственность физического образования. Вводный раздел в основном базируется на анализе системных свойств классической механики как фундаментальной теории, т.к. механика в курсе физики средней школы представлена всеми структурными элементами физической теории — эмпирическим основанием, теоретическим ядром и рядом дедуктивных следствий.
3. Определены и обоснованы формы организации учебно-познавательной деятельности по формированию знаний методов познавательной деятельности, отражающие взаимосвязь эмпирического и теоретического уровня познания. Установлено, что последовательность применения методов познавательной деятельности — наблюдения, описание, эксперимент —> анализ эмпирических обобщений —> моделирование объектов —> получение выводов и следствий —* анализ практических приложений — адекватно отражают гносеологический цикл познания и во взаимосвязи с системой научного знания служат формированию у студентов системных знаний физических теорий.
4. Определены средства обучения с применением физического эксперимента и использованием возможностей информационных технологий. Создан электронный учебно-методический комплекс в системе EDUCON, который включает в себя: программу, практические задания, базу тестовых заданий, компьютерные имитационные тренажеры, методические материалыметодические рекомендации к решению задач, содержание домашних контрольных работ с рекомендациями и пояснениями, базу тестовых заданий (162 вопроса) для входного, текущего и итогового контроля. Подготовлены рекомендации по использованию Интернет-ресурсов для самостоятельной работы студентов.
5. В педагогическом эксперименте по проверке готовности студентов первого курса к изучению физики в техническом вузе подтверждена гипотеза исследования.
Проведенное исследование показало теоретическую и методическую значимость внедрения полученных нами результатов. Дальнейшим возможным направлением работы может стать совершенствование методической системы преемственности курса за счет модернизации средств обучения с применением информационных технологий, изменения содержательной основы методической системы. Актуальным является исследование преемственности курса общей физики и общетехнических дисциплин (теоретическая механика, теория механизмов и машин, сопротивление материалов и др.), базирующихся на данной фундаментальной дисциплине. Решение этих задач выходит за рамки нашего исследования.
Список литературы
- Агафонов, А.Б. Преемственность в развитии физических понятий у учащихся старших классов средней школы Текст.: дис.. канд. пед. наук /А.Б. Агафонов. — Челябинск, 1983. — 166с.
- Ананьев, Б.Г. О преемственности в обучении Текст. /Б.Г. Ананьев // Советская педагогика. — 1953. № 2. — С. 23−25
- Андреев, А.А. Педагогика высшей школы Текст.: учебное пособие: в 2 кн. [Текст] /А.А. Андреев. -М.: МЭСИ, 2000. Кн. 1. — 141 е.- Кн. 2. — 156с.
- Андреев, И.Д. Теория как форма организации научного знания Текст.: /И.Д Андреев. М.: Просвещение, 1979. — 184с.
- Андриянчик, А.Н. Проблема преемственности в обучении старшеклассников и студентов технического вуза Текст.: дис.. канд. пед: наук / А. Н. Андриянчик. Мн., 1978. — 239с.
- Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации: школа Текст. /Ю.К. Бабанский //Советская педагогика. 1982, — № 11.-С. 30−39.
- Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры Текст.: /Э.А. Баллер. -М.: Наука, 1969.-294с.
- Банных, С.Г. Непрерывное образование: гуманизация или гуманитаризация Текст.: /С.Г. Банных//Вторые Уральские историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 1998. — С. 179−181.
- Беликов, Б.С. Решение задач по физике. Общие методы: учебное пособие для студентов вузов / Б. С. Беликов. М.: Высш. шк., 1986. — 256с.
- Ю.Беликов, В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников Текст.: дис.. д-ра пед. наук /В.А. Беликов. -Магнитогорск, 1995.-351с.
- Беспалько, В.П. Опыт разработки и использования критерия качества усвоения знаний Текст.: /В.П. Бсспалько // Советская педагогика. 1968. -№ 4. — С.52.
- Бунге, М. Философия физики Текст. /Марио Бунге- под ред. В. Аршиноз,
- JI. Пеняева. М.: Прогресс, 1975. — 333с.
- Бутиков, Е.И. Физика: Учебник для углубленного изучения. В 3 кн. Кн. 1: Механика /Е.И. Бутиков, А. С. Кондратьев. М.: Физматлит, 2004. — 352с. ~
- Большая советская энциклопедия Текст. /под ред. A.M. Прохорова.- 3-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1975. — Т.20. — 608с.
- Бондарев, Г. И. Всеобщ ли закон отрицания отрицания? Текст. /Г.И. Бондарев // Диалектика отрицания отрицания. М.: Политиздат, 1983. -С. 113−120.
- Боровских, Т.А. Пропедевтика методической подготовки будущих учителей химии на первом курсе педвуза Текст.: дис.. канд. пед. наук /Т.А. Боровских. М., 1998.. — 200с.
- Брунер, Дж. Психология познания Текст. /Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977.-387с.
- Вигнер, Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках Текст. /Е. Вигнер // Успехи физических наук. 1968. — Т. 94 (Вып. 3).-С. 535 -546.
- Викторова, Л.Г. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования -условие формирования гуманитарного потенциала личности интеллигента: монография Текст. / Л. Г. Викторова. Красноярск: СибГТУ, 1999. — 45с.
- Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы Текст. / А. П. Владиславлев. М.: Мол. Гвардия, 1978. — 175с.
- Волькенштейн, B.C. Сборник задач по общему курсу физики Текст.: учебное пособие для втузов /B.C. Волькенштейн. 9-е изд. — М.: Наука, 1976.-464с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л.С. Выготский- под ред. В. В. Давыдова. -М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2008. 672с.
- Гальперин, П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий Текст. / П. Я. Гальперин /подг. к печати М. А. Степановой //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14.: Психология. 1998. -№ 2. — С. 3−8.
- Гегель, Г. В. Ф. Наука логики Текст. / Г. В. Ф. Гегель // Собр. соч. в 13-ти т. -М.: Гос. соцэкон. изд-во, 1937. Т. 5. — 715с.
- Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа Текст. / Г. В.Ф. Гегель- пер. Г. Шпета. -СПб: Наука, 1992. XLVII, 444 с.
- Гейзенберг, В.К. Введение в единую полевую теорию элементарных частиц Текст. / В. К. Гейзенберг. М.: Мир, 1968. — 238с.
- Гейзенберг, В.К. Физика и философия Текст. / В. К. Гейзенберг. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. — 293с.2 8. Гносеологические проблемы диалектического материализма Текст.: учебное пособие / под ред. Ф. И. Геориева. М.: Высш. шк., 1974 — 357с.
- Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы Текст. / С. М. Годник. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1981. — 208с.
- Грушевицкая, Т.Г. Концепции современного естествознания Текст.: учебное пособие / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. М.: Педагогика, 2003. — 669с.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении Текст. /В.В.Давыдов. М.: Педагогика, 1972. — 424с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. -239с.
- Де Бройль, JT. По тропам науки Текст. /Луи де Бройль. М.: Изд-во иностр. лит.- 1962. — 408с.
- Диалектика процесса познания Текст.: сборник /под ред. М. Н. Алексеева, A.M. Коршунова. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 368с.
- Дубенский, Н.П. Дидактика физики: исследовательско конструкторский подход Текст.: учебное пособие / Н. П. Дубенский. — Омск, 1995. — 99с.
- Ефименко, В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики Текст. / В. Ф. Ефименко. М.: Педагогика, 1976. — 224с.
- Ефименко, В.Ф. Физическая картина мира и мировоззрение Текст. /В.Ф. Ефименко. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1997. — 157с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессии Текст. /Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 244с.
- Зорина, Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников Текст. / Л. Я. Зорина. -М.: Педагогика, 1978. — 128с.
- Иванов, В.Г. Физика и мировоззрение Текст. / В. Г. Иванов. Л.: Наука, 1975, — 117с.
- Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории Текст. / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1974. — 320с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы Текст. /Е.П. Ильин. СПб: Питер, 2000. -512с.
- Иродов, Н.Е. Задачи по общей физике Текст.: учебное пособие /Н.Е. Иродов. М.: Наука, 1987. — 431с.
- Ишлинский, АЛО. Классическая механика и силы инерции Текст. / А. Ю. Ишлинский. М.: Наука, 1987. -320с.
- Кабардин, О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7−11 кл.:
- Текст. /О.Ф. Кабардин, В. А. Орлов, С. И. Кабардина. iM. .-Дрофа, 1998.- 192с.
- Кабардин, О.Ф. Физика Текст.: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы /О.Ф. Кабардин. М: ACT — Пресс, 2005. -527с.
- Казаков, P.X. Методическая система обучения общей физике в педагогическом вузе Текст. /Р.Х. Казаков. М.: МГОУ, 2003. — 84с.
- Казаков, Р.Х. Ньютоновская механика Текст.: учебное пособие для вузов / Р. Х. Казаков. М.: Высш. шк., 2004. — 232с.
- Казаков, Р.Х. Понятие состояния как системообразующее понятие курса физики Текст. /Р.Х. Казаков //Формирование у учащихся теоретических обобщений на уровне понятия при обучении физике. М.: Изд-во МПУ, 2001.-С. 29−33.
- Казаков, Р.Х. Построение курса общей физики на основе понятия состояния физической системы Текст. /Р.Х. Казаков // Преподавание физики в высшей школе. 1999. — № 16. — С. 8−9.
- Каменецкий, С.В. Теория и методика обучения физике в школе Текст. А С. В. Каменецкий, Н. С. Пурышева М.: Издательский центр «Академия», 2000.-368с.
- Каменецкий, С.В. Методика решения задач по физике в средней школе Текст. / С. В. Каменецкий, В. П. Орехов. -М.: Просвещение, 1987. 335с.
- Каменецкий, С.Е. Модели и аналогии в курсе физики средней школы Текст.: пособие для учителей /С.Е. Каменецкий, Н. А. Солодухин. М.: Просвещение, 1982. — 96с.
- Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании Текст. / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
- Клещева, Н.А. Курс физики как методологическая и методическая основа системы обучения студентов дисциплинам технического цикла в вузе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. А. Клещева. Владивосток, 2000.-43с.
- Коломок, О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей-вуз» Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. И. Коломок.1. Саратов, 1998. 135с.
- Копнин, ГТ.В. Гносеологические и логические основы науки Текст. / П. В. Копнин. М.: Мысль, 1974. — 567с.
- Коршунова, Л.Н. Механика: Динамика: Законы Ньютона: Движение системы тел: Статика Текст.: пособие по решению задач / Л. Н. Коршунова.- М.: Контур. М., 2004. — 112с.
- Краткий философский словарь Текст. /под ред. М. Розенталя, П. Юдина. -М.: Госполитиздат, 1954. — 703с.
- Кузнецов, Б.Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна Текст. /Б.Г. Кузнецов. М.: Наука, 1966. — 160с.
- Кузнецов, И.В. Преемственность, единство и минимизация знаний -фундаментальные черты научного метода Текст./И.В. Кузнецов //Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М.: Наука, 1968.-С. 322—366.
- Кумпф, Ф. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы Текст. /Ф. Кумпф, 3. Оруджев. М.: Политиздат, 1979. -286с.
- Кухта, A.M. Пути обеспечения преемственности в организации учебной работы в школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.M. Кухта. -Киев, 1970.- 19с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 19"75. 304с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. Т. 2. — С. 153 — 165.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст. /А.Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1981.-584с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика Текст.: учебное пособие / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1993.-528с.
- Лурия, А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка Текст. / А. Р. Лурия М.: Полиграфшкола им. В. А. Луначарского, 1927. — 74с.
- Малинин, А.Н. Теоретические модели физики Текст. / А. Н. Малинин.-Липецк: ЛГГТИ, 1999. 7с.
- Маркс, К. Морализующая критика и критизирующая мораль Текст. // Маркс К. Сочинения /К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1955, — Т.4.-С. 301−307.
- Марксистско-ленинская философия. Диалектический материализм Текст.: учебное пособие /под ред. С. И. Попов [и др.] М.: Мысль, 1972. — 335с.
- Махов, А.С. Ленинская методология социального познания Текст. / А. С. Махов. М.: Высш. шк., 1974. — 141с.
- Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников Текст. / Н. А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
- Мороз, А.Г. Пути обеспечения преемственности в самостоятельной работе учащихся средней общеобразовательной школы и студентов вуза Текст.: дисс.. канд. пед. наук / А. Г. Мороз. Киев, 1972. — 156с.
- Мостепаненко, М.В. Философия и физическая наука Текст. / М. В. Мостепаненко. Л.: Наука, 1969. — 240с.
- Мощанский, В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики Текст. / В. Н. Мощанский. М.: Просвещение, 1989. — 190с.
- Мултановский, В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе Текст. / В. В. Мултановский. М.: Просвещение, 1977. -168с.
- Мунье, Э. Манифест персонализма Текст. /Э. Мунье- М.: Республика, 1999.-559с.
- Мясников, С.П. Пособие по физике Текст.: учебное пособие для подготовительных отделений вузов / С. П. Мясников, Т. Н. Осанова. М.: Высш. шк., 1988.-399с.
- Низамов, И.М. Методологические основы формирования практических умений школьников в процессе решения физических задач Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / И. М. Низамов. -М.: Просвещение, 1990. -36с.
- Основы дидактики Текст.: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Б. П. Есипова. -М.: Просвещение, 1967. -472с.
- Пономарев, Ю.И. Физика: Механика: Законы сохранения. Текст. Темы школьного курса / Ю. И. Пономарев, М. Н. Перунова, В. А. Орлов М.: Дрофа, 2005. — 25с.
- Педагогика школы Текст.: учебное пособие для студ. пед. ин-тов /под ред. чл.-кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 320с.
- Петров, А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике Текст.: монография / А. В. Петров. -Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1997. 261с.
- Петров, А.В. Личностно-развивающее обучение в дидактической компьютерной среде Текст.: системный подход / А. В. Петров // Педагогическое образование и наука. 2001. — № 2. — С. 60.
- Пиаже, Ж. Характер объяснения в психологии и психофизиологическгй параллелизм Текст. Вып. 1−11 // Экспериментальная психология / пер. с франц.- под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. -М.: Прогресс, 1966. С. 157−194.
- Пиаже, Ж. Память и интеллект / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. М.: Прогресс, 1969. -460с.
- Платонов, К.К. Личностный подход как принцип психологии Текст. / К. К. Платонов // Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Педагогика, 1969. С. 49−58.
- Половникова, Л.Б. Факторы формирования системного пропедевтического курса классической механики в техническом вузе Текст. /Л.Б. Половникова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия
- Педагогика". № 4. — М.: Изд-во МГОУ, 2008. — С. 122−126
- Половникова, Л.Б. Контроль качества знаний по физике в условиях предметной информационно-образовательной среды Текст.
- Л.Б. Половникова // Проблемы контроля и оценки качества образования по физике. Общеобразовательные учреждения, педагогический вуз. Доклады научно-практической конференции. М.: Изд-во МГОУ, 2008. — С.52−53.
- Потапова, М.В. Пропедевтика как дидактическое условие преемственности в системе непрерывного физического образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. В. Потапова. Челябинск, 2001. — 234с.
- Прокопьв, И.И. Принцип преемственности и его осуществление в летней деятельности пионеров Текст.: автореф. канд. дис. / И. И. Прокопьв. -Минск, 1970. 19с.
- Раджабов, У.А. Динамика естественно научного знания. Системно-методологический анализ Текст. / У. А. Раджабов. М.: Наука, 1982. — 336с.
- Разумовский, В.Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования Текст. / В. Г. Разумовский // Педагогика. 1998. -№ 6. — С. 102−111.
- Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике Текст.: пособие для учителей / В. Г. Разумовский. М.: Просвещение, 1975.-272с.
- Иб.Розенталь, М. М. Принципы диалектической логики Текст. /М.М. Розенталь. М.: Соцэкгиз, 1960. — 480с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн-М.: Педагогика, 1989. Т. 1.-485с.- Т.2. -328 с.
- Русаков, А.В. Механика Текст.: сборник задач по физике. / А. В. Русаков, В. Г. Сухов.- Сергиев Посад, 1998. 211с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Электронный ресурс. /гп.ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Рос. энцикл., 1993−1999. Режим доступа: http://www.otrok.ru/teacli/enc/jndex.php?n=l 6&-1М 17
- Сачков, Ю.В. Процессы обобщения в развитии физики Текст. / Ю. В. Сачков, У. Хайдаров //Философия и физика. Воронеж, изд-во Воронежского ун-та, 1974.-С. 17−22.
- Свечников, Г. А. Причинность и связь состояний в физике Текст. / Г. А. Свечников.-М.: Наука, 1971.-304с.
- Свитков, Л.П. Методология и логика познания как средство воспитания обучаемых физике Текст. / Л. П. Свитков. М.: Изд-во МПУ, 1998. — 52с.
- Свитков, Л.П. Принцип единства системы и метода в обучении физике Текст. / Л. П. Свитков //Физика в школе. 2001. — № 8. — С. 28−32.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб: ООО Речь, 2002. — 350с.
- Сериков, В.В. Личности ориентированное образование: феномен, концепция, технологии Текст.: монография / В. В. Сериков [и др.]- Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 2000. — 147с.
- Смирнов, В.А. Уровни знания и этапы процесса познания Текст. /
- B.А. Смирнов //Проблемы логики научного познания. М.: Наука, 1964.1. C. 48.
- Селезнев, Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования Текст. / Ю. А. Селезнев. М.: Наука, 1989. — 576с.
- Старжинский, В.П. Понятие «состояние» и его методологическая роль в физике Текст. / В. П. Старжинский. Минск: Наука и техника, 1979. — 88с.
- Степин, В. С Методы научного познания Текст. / B.C. Степин, А. Н. Елсуков. Минск: В1шэйшая школа, 1974. — 152с.
- Сулейманов, P.P. Вычислительная техника в учебном процессе как одно изсредств практической направленности обучения физике в средней школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / P.P. Сулейманов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1992.- 145с.
- Справочник по физике Текст.: формулы, таблицы, схемы. Мир физики и техники / К. Нартнак [и др.] М.: Техносфера, 2009. — 205с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. -М.: МГУ, 1975. 343с.
- Тамарин, В.Э. Преемственность как закономерность и принцип обучения Текст. / В. Э. Тамарин // Вопросы преемственности школьного и вузовского обучения / Барнаул, гос. пед. ин-т. Барнаул, 1975. — С. 3−6.
- Тюхтин, B.C. Отражение, системы, кибернетика (теория отражения в свете кибернетики и системного подхода) Текст. / B.C. Тюхтин. М.: Наука, 1972.-256с.
- Унт, И.Э. К проблеме индивидуализации учебного процесса Текст. / И. Э. Унт // Советская педагогика. — 1971. — № 11. С. 46 — 51.
- Усова, А.В. Методические основы реализации новой концепции естественно научного образования Текст. / А. В. Усова. — Челябинск: ЧИПКРО, 1995.-38с.
- Усова, А.В. О статусе принципов дидактики Текст. /А.В.Усова // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1985. — С. 12−23.
- Усова, А.В. Формирование учебных умений учащихся Текст. / А. В. Усова // Советская педагогика. 1982. — № 1. — С. 45−48.
- Ушинский, К.Д. Теоретические проблемы педагогики Текст. / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. /под ред. А. И. Писку нова [и др.] М.: Педагогика, 1974. — ТЛ. — 584 с.
- Федоров, В.М. Проектирование содержания и системы оценки качества довузовской подготовки по физике в условиях технического университета Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. М. Федоров. Воронеж: Гос. тех. ун-т, 1998. — 24с.
- Филатова, JI.О. Развитие преемственности школьного и вузовскогообразования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы Текст. /JI.O. Филатова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. — 192с.
- Хижнякова, Л.С. Введение в методику преподавания физики. Текст. 4.1. / Л. С. Хижнякова. -М.: МГОУ, 1998. 76с.
- Хижнякова, Л.С. Программы «Теория и методика обучения физике в общеобразовательных учреждениях» Текст. / Л. С. Хижнякова [и др.] М.: МГОУ, 2003.-20с.
- Хорошко, В.Т. Основы организации процесса адаптации студентов к условиям вуза Текст.: автореф. канд. дис. / В. Т. Хорошко. М., 1979. — 26с.
- Чертов, А.Г. Задачник по физике Текст.: учебное пособие для студентов втузов. 6-е изд., перераб и доп. / А. Г. Чертов, А. А. Воробьев. — М.: Интеграл — Пресс, 1997. — 544с.
- Чудинов, Э.М. Природа научной истины Текст. / Э. М. Чудинов. М.: Политиздат, 1977.-312с.
- Щвырев, B.C. Некоторые вопросы логико методического анализа отношения теоретического и эмпирического уровней научного знания Текст. / B.C. Щвырев //Проблемы логики научного познания. — М.: Наука, 1964.-С. 13−17.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. VI.: Просвещение, 1979. — 160с.
- Эйнштейн, А. Собрание научных трудов. Т.4 Текст. / А. Эйнштейн. М.: Наука, 1967.-599с.
- Яворский, Б.М. Физика Текст.: для школьников старших классов и поступающих в вузы / Б. М. Яворский, А. А. Детлаф. М.: Дрофа, 2005.-800с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская // Директор школы. 1996.- Спецвыпуск № 2 (сентябрь). — 95с.
- Bloom, В.S. Taxonomy of Educationale Objectives. Text. Hand Book 1. N.Y., 1967. -207p.
- Friedman M., Das J.P., O’Connor N. (EPS) Intelligence and learning Text.,
- New York. Plenum Press., 1998. 960 p.
- Goombs Ph. The world crisis in education Text.: The view from tlu eighties. -№ 4.-Oxford. 1985.
- Prokopenko J., Bittel L. A Modular Course Format for Supervisory Development Text. // Training and Development Journal. 1981. Febr. — P. 135 142.163