Обеспечение сохранности скоропортящихся грузов на основе совершенствования параметров энергохолодильного оборудования (на примере рефрижераторной секции ZВ-5)
5 В настоящее время пополнение парка рефрижераторного подвижного состава (РПС) производится в основном за счет постройки пятивагонных рефрижераторных секций. Поступающий в эксплуатацию РПС отличается наличием более мощного энергохолодильного оборудования с автоматизацией процессов охлаждения и отопления вагонов. Однако, убытки железных дорог за несохранные перевозки скоропортящихся грузов… Читать ещё >
Содержание
- 1. ВВЕДЕНИЕ
- 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА ВНУТРИ ГРУЗОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ РЕФРИЖЕРАТОРНОГО ВАГОНА
- 2. Л.Краткий обзор исследований технической оснащённости и эксплуатации рефрижераторного подвижного состава
- 2. 2. Исследование колебаний температуры внутри гру зовых вагонов рефрижераторных секций 2В
- 2. 3. Повышение стабильности температурного режима внутри рефрижераторного вагона
- 2. 4. Определение влияния стабильности температурного режима внутри охлаждаемого помещения на продол -жительность охлаждения и усушку свежей капусты
- 2. 5. ВЫводы
- 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕМПЕРАТУР ВОЗДУХА СНАРУЖИ И ВНУТРИ РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ ВАГОНОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
- 3. Л.Теплотехнический расчёт кузова и холодильного оборудования грузового вагона секции 2В
- 3. 2. Методика определения и расчёт вероятностных характеристик температуры наружного воздуха и температурного режима внутри грузовых вагонов секции при перевозке скоропортящегося груза
- 3. 3. Выводы
- 4. РАСЧЁТ ВЕРОЯТНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НАРАБОТКИ И БЕЗОТКАЗНОСТИ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНОГО И ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУ -ДОВАНИЯ РЕФРИЖЕРАТОРНЫХ СЕКЦИЙ ТИПА 2В
- 4. 1. Распределение годовых наработок дизель-генератор них и холодильных агрегатов секции
- 4. 2. Расчёт безотказности основных элементов энергохолодильной системы секции в реальных условиях эксплуатации
- 4. 3. Выводы
- 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗОТКАЗНОСТИ ПЯТИВАГОННОЙ РЕФРИЖЕРАТОРНОЙ СЕКЦИИ В ЦЕПОМ ЗА ГРУЖЁНЫЙ РЕЙС
- 5. 1. Общие положения методики
- 5. 2. Определение безотказности сложной энергохоло -дильной системы
- 5. 3. Оценка результатов расчёта безотказности всех сложных систем энергохолодильного оборудования секций в целом за гружёный рейс
- 5. 4. Методика и результаты испытаний надёжности прессостатов типа 612.10 фирмы «Мертик» ГДР. ИЗ
- 5. 5. Выводы
- 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОХРАННОСТИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ В РЕФРИЖЕРАТОРНОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
- 6. 1. Расчёт экономического эффекта от улучшения сохран -ности скоропортящихся грузов при повышении надёж -ности холодильного оборудования секций. Т
- 6. 2. Экономический эффект от сокращения усушки свежей капусты при перевозке в рефрижераторных вагонах
- 6. 3. Выводы
Обеспечение сохранности скоропортящихся грузов на основе совершенствования параметров энергохолодильного оборудования (на примере рефрижераторной секции ZВ-5) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Директивами ШТ съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства предусмотрено повысить среднегодовое производство мяса до 17,5 млн.т., овощей до 29,4 млн.т., плодов и ягод до 11,5 млн.т. В настоящее время в связи с внедрением мер, разработанных партией и правительством в Продовольственной программе СССР заметно увеличилось производство молока, яиц, плодов и овощей. Однако, как заявил на ноябрьском Пленуме ЦК КПССС&-] 1982 г тов. Ю.В.Андропов-" перебои в снабжении некоторыми продовольственными товарами все еще не устранены". Для устранения этих недостатков в Продовольственной программе СССР намечено обеспечить в возможно сжатые сроки устойчивое снабжение населения всеми видами продовольствия, существенно улучшить структуру питания советских людей за счет наиболее ценных продуктов.
В результате возрастания производства продуктов питания возрастают и объемы перевозок скоропортящихся грузов по железным дорогам. С ростом объема перевозок возрастают требования к сохранности скоропортящихся грузов. Перевозки скоропортящихся грузов в СССР с его огромной территорией характеризуются большой дальностью и в ряде случаев неблагоприятными климатическими условиями.
Специфические особенности транспортировки скоропортящихся грузов требуют проведение специального обслуживания и непрерывного контроля за состоянием груза в пути следования. Поэтому на железнодорожном транспорте ведется большая работа по развитию технического обслуживания и совершенствованию технических средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся грузов.
— 5 В настоящее время пополнение парка рефрижераторного подвижного состава (РПС) производится в основном за счет постройки пятивагонных рефрижераторных секций. Поступающий в эксплуатацию РПС отличается наличием более мощного энергохолодильного оборудования с автоматизацией процессов охлаждения и отопления вагонов. Однако, убытки железных дорог за несохранные перевозки скоропортящихся грузов приближаются уже к 10 млн руб. в год и около 50% данной суммы приходится на несохранные перевозки в РПС. В то же время вполне очевидно, что потери, имеющие место|в связи с порчей скоропортящихся грузов при их транспортировке в РПС, недопустимы.
О нетерпимости потерь продуктов и особенно плодов и овощей указывалось в решениях ноябрьского Пленума ЦК КПСС 1978 г, на майском Пленуме ЦК КПСС 1982 г. [з ], посвященном Продовольственной программе СССР было установлено, что одним из основных направлений реализации этой программы является борьба за экономию и бережливость, сокращение потерь и повышение качества сельскохозяйственной продукции путем широкого внедрения прогрессивных технологий производства, переработки и хранения ее, организации перевозок специализированным транспортом.
Повышение сохранности скоропортящихся (с/п) грузов равносильно увеличению урожайности наших полей и ферм. Для улучшения условий хранения с/п продуктов в одиннадцатой пятилетке предусматривается выделение более 15 миллиардов руб. капитальных вложений. Железнодорожному транспорту в одиннадцатой пятилетке выделяется 29 тыс. рефрижераторных и изотермических железнодорожных вагонов. Для улучшения обслуживания отраслей агропромышленного комплекса необходимо постоянное совершенствование железнодорожного подвижного состава. В связи с этим исследование обеспечения сохранности с/п грузов при перевозке их в РПС является весьма актуальным.
Известно, что для обеспечения сохранной перевозки с/п грузов необходима правильная загрузка в рефрижераторные вагоны только высококачественных, стандартных, правильно термически обработанных грузов с повышенной стойкостью и в надлежащей таре / <30,49,65 /. Однако, полный успех перевозки с/п грузов в рефрижераторном подвижном составе достигается лишь при поддержании необходимых температур, влажности, циркуляции и вентиляции воздуха в грузовом помещении вагона, соблюдение высоких санитарно-гигиенических требований перевозки данных грузов и своевременной их доставки.
Постоянство поддержания внутри рефрижераторных вагонов необходимых температур, влажности, циркуляции и вентиляции воздуха может быть обеспечено только при безотказной работе энергохолодильного оборудования секции в груженом рейсе. В связи с этим основными задачами диссертационной работы явились:
— изучение исследований в области совершенствования технических средств железнодорожного хладотранспорта;
— анализ колебаний температуры внутри рефрижераторных вагонов при перевозках скоропортящихся грузов;
— установление вероятностных характеристик температурных факторов, действующих в реальных условиях эксплуатации ;
— анализ соотношения между мощностью холодильных агрегатов и теплопритоком в грузовые вагоны рефрижераторных секций во время перевозки с/п грузов;
— определение безотказности сложной системы энергохолодильного оборудования секции в условиях наличия и отсутствия его резервирования-,.
— расчет безотказности основных элементов энергохолодильного оборудования секций;
— 7- оценка обеспечения постоянства оптимальных условий сохранной перевозки с/п грузов вероятностью безотказной работы всей сложной энергохолодильной системы секции в целом за груженый рейс;
— разработка мероприятий по улучшению надежности и использования холодильного оборудования рефрижераторных секций типа ¦£В-5 постройки ЦСР.
В основу исследований фактора обеспечения сохранной перевозки с/п грузов в избранном типе РПС положен отечественный и зарубежный опыт, накопленный при разработке вопросов, связанных с определением эксплуатационной надежности сложных энергетических систем.
При разработке методики определения безотказности сложной энергохолодильной системы секции «£В-5 автором использован математический аппарат теории множеств, теории вероятностей и алгебры логики.
После построения логико-вероятностной математической модели функционирования сложной энергохолодильной системы решение задачи по определению численных значений вероятности безотказной работы данной системы осуществлялось в результате использования статистических данных о различных неисправностях энергохолодильного оборудования, исследуемых секций.
Данные об отказах выбирались из журналов учета и ремонта оборудования секций «2В-5 в депо приписки. Учету подвергались секции, приписанные к рефрижераторным депо Предпортовая Октябрьской ж.д. и Валга Прибалтийской ж.д. При обработке статистических данных об отказах энергохолодильного оборудования и продолжительности эксплуатации пятивагонных секций в различных климатических районах использовались методы математической статистики.
Для разработки мероприятий по повышению сохранности с/п грузов, перевозимых секциями типа £В-5, были проведены экспериментальные исследования надежности реле-давления типа 612.10, предназначенного для защиты компрессора от понижения давления всасывания.
В холодильной лаборатории МИИТа проводилось исследование работы компрессора холодильно-отопительного агрегата секцииВ-5 перед оттайкой снеговой шубы с испарителя в условиях резкого снижения давления всасывания и давления масла в масляной магистрали. Здесь же проводились исследования по регулированию холодопроизво-дительности приборов охлаждения и поддержания внутри охлаждаемого помещения более стабильного температурного режима.
Работа состоит из шести разделов — введения, пяти глав, общих выводов и приложений.
Список использованной литературы насчитывает 66 наименований советских и зарубежных авторов.
По теме диссертации имеются следующие печатные работы:
1. Ларин П. И. Влияние термической подготовки фруктов и овощей при станциях массовой погрузки на техническое обслуживание автономных рефрижераторных вагонов. В сб." Прогрессивная технология грузовых станций" .Труды МИИТ, вып. 482, М.," ТранспортV 1975, с. 103−105.
2. Ларин П. И. «Исследование эксплуатационной надежности холодильных агрегатов автономных рефрижераторных вагонов. В сб. „Прогрессивные методы организации грузовой работы на железных дорогах“ .Труды МИИТ, вып.533, М.» Транспорт", 1976, с.43−53.
3. Ларин П. И. Предварительная оценка эксплуатационной надежности энергохолодильного оборудования пятивагонных рефрижераторных секций типа 2В-5 постройки ГДР. В сб." Вопросы эксплуатации и экономики железных дорог". Труды МИИТ, вып., 577, М," Транспорт" ,.
1977, с. 38−45.
4. Ларин П. И., Екимовский И. П. Методика расчёта безотказности энергохолодильного оборудования пятивагонной секции типа ZB-5. В сб. «Совершенствование грузовой и коммерческой работы с применением экономико-математических методов и ЭВМ». Труды МИИТ, вып. 566, М, «Транспорт», 1977, с. 166 .
5. Ларин П. И., Екимовский И. П. Методика расчета надёжности энергохолодильной системы пятивагонных рефрижераторных секций типа 1£В-5 завода «Дессау» В сб. «АСУ грузовых станций». Труды МИИТ, вып. 565, М, «Транспорт», 1977, с. I09-II6.
6. Ларин П. И. Регулирование холодопроизводительности агрегатов РПС при перевозке плодоовощей. В сб. «Вопросы совершенствования перевозок скоропортящихся грузов и технических средств хладотранспорта». Труды МИИТ, вып. 606, М, «Транспорт», 1978, с. III- 116.
Материалы диссертации доложены и одобрены на XI, Х1У и ХУШ Общесетевых научно-технических конференциях по применению математических методов и ЭВМ в эксплуатации железных дорог, а также на заседании кафедры «Организация грузовой и коммерческой работы» МИИТа. Основные положения данной работы по повышению надёжности компрессоров холодильных агрегатов секций £В-5 внедрены в производство .
Научным консультантом по данной диссертационной работе являлся кандидат технических наук, доцент МИИТа Демьянков Н.В.
7. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Количественные потери (усушка) скоропортящихся грузов при перевозках в значительной степени определяются стабильностью установленных температурно-влажностных условий внутри грузового помещения рефрижераторного Батона и продолжительностью перевозок.
2. Анализом температурного режима внутри рефрижераторных вагонов при перевозке плодов и овощей в установившемся автоматическом режиме и результатами экспериментальных исследований установлено, что колебания температуры в отдельных точках грузового помещения составляют в среднем 2,2°С. При преобладающем в уеловиях реальной эксплуатации ручном режиме работы холодильного оборудования величина этих колебаний может увеличиваться в несколько раз.
3. Предложен новый способ обеспечения стабильности необходимой температуры внутри грузового помещения рефрижераторного вагона путем непрерывного регулирования холодопроизводительнос-ти холодильной установки за счет перепуска паров хладона с линии нагнетания в секции воздухоохладителя. При этом колебания температур в отдельных точках грузового помещения отсутствуют, а неравномерность температур в целом по объему кузова снижается в два раза.
4. Экспериментально установлена зависимость увеличения количества влаги, теряемой свежей капустой при усушке, от колебаний температуры внутри охлаждаемого помещения с этим грузом. Доказано, что при предлагаемом способе обеспечения стабильного температурного режима внутри вагона, количество влаги теряемой грузом и намерзаемой на воздухоохладителе на 21% меньше, чем при существующем двухпозидаонном регулировании температуры.
5. Сравнение результатов экспериментов по определению продолките льности охлаждения и усушки свежей капусты при двух вариантах температурного режима внутри охлаждаемого помещения показало, что при более стабильном температурном режиме время охлаждения данного груза снижается на 25 $, а усушка на 20 $.
6. Исследованы вероятностные характеристики продолжительностей обеспечения энергохолодильной и энергоотопительной системами секций £В~5 за год различных температурных режимов перевозки с/п грузов. Определены вероятностные характеристики воздействия на данные секции и груженых рейсах различных температур наружного воздуха. Вероятность обеспечения оборудованием секциил температурных режимов перевозки мороженых грузов составляет 0,62, отапливаемых-0,18,охлажденных и свежих плодоовощей с другими с/п грузами-0,20. Вероятность эксплуатации секций при температуре наружного воздуха +40°С и выше невелика и составляет 0,4−10″ «^.
7. Выполнен теплотехнический расчет кузова грузового вагона секции ХВ-5 и холодопроизводительности его агрегата. Результаты этого расчета, а также вероятностные характеристики продолжительностей воздействия на секции в груженых рейсах за год различных температур наружного воздуха и обеспечения внутри вагонов определенных температурных режимов, позволили рассчитать безотказность энергохолодильного оборудования секций ХВ-5 в целом за груженый рейс.
8. По результатам двухлетних наблюдений за работой 50-ти секций ЗВ-5 определены показатели безотказности элементов ее энергохолодильного оборудования. Установлено, что более 60 $ всех отказов приходится на долю дизель-генераторных агрегатов.
Соответственно доля отказов холодильно-отолительного оборудования составляет менее 40 $. Математическое ожидание наработки между отказами составило для дизель-генераторного оборудования.
— м.
697 ч., а холодильного — 411 ч.
9. Определена вероятность обеспечения энергохолодильным оборудованием секций %В~5 заданных температурных режимов перевозки скоропортящихся грузов в условиях эксплуатации. Расчетами установлено, что при существующей надежности этих секций из каждой тысячи груженых рейсов в четырех будут наблюдаться нарушения заданного температурного режима перевозки. Применительно к парку секций это составит около сорока рейсов в год.
10. Проведены всесторонние испытания на надежность реле-давления типа 612.10 фирмы «Мертик» ГДР. Установка этих приборов на холодильных агрегатах секций ХВ-5 позволила, повысить их безотказность на 10%.
11. Повышение надежности холодильного оборудования за счет установки реле-давления типа 612.10 позволило сохранить от понижения качества и частичной порчи более 300 т с/п грузов, перевозимых секциями 2В-5 за год.
12. Обеспечение внутри рефрижераторных вагонов более стабильного температурного режима при использовании предложенного метода непрерывного регулирования холодопроизводительности агрегатов позволит сократить потери с/п продуктов в процессе перевозки из-за усушки на 20%. При перевозках в 5- вагонных секциях 2В~5 свежей ранней капусты, обладающей не высокой стоимостью, по сравнению с другими с/п грузами, указанное сокращение её усушки может дать экономический эффект более 70 тыс. руб. в год.
Список литературы
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС.М., «Политиздат», 1982, с. 223.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г., М., «Политиздат», 1982, с. 30.
- Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС.М., «Политиздат», 1982, с.III.
- Айзерман М.А., 1усев Л.А. и др. Логика, автоматы, алгоритмы. М.,"Физматгиз", 1963, с. 556.
- Алямовский И.Г. Зависимость интенсивности дыхания и тепловыделения плодов и овощей от температуры. «Холодильная техника», •Кб, М., 1967, с.41−42.
- Бакрадзе Ю.М., Кржимовский В. Е., Скрипкин В. В. и др. Рефрижераторные вагоны посторойки ЦР.М."Транспорт", 1977, с. 271.
- Бакрадзе Ю.М., Скрипкин В. В. и др. Рефрижераторный подвижной состав.М.,"Транспорт", 1971, с. 327.
- Бартош Е.Т. Энергетика изотермического подвижного состава. М.,"Транспорт", 1976, с. 304.
- Бежанишвили Э.М. «Романовский Н.В. и др. Результаты длительных ресурсных испытаний компрессора ФУУ-80.М.""Холодильная техника» № 2,1974,с.17−22.
- Ю.Васильев В. Н. «Характеристики нестационарных процессов в рефрижераторных вагонах с автономными системами охлаждения», Кандид, диссертация, ЦНИИ МПС, 1974, с. 156.
- П.Венецкий И. Г. Вариационные ряды и их характеристики. М.,"Статистика", 1970, с. 159.
- Вентцепь Е. С. Теория вероятностей. М.""Наука", 1964.с.576.
- Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей М.,"Наука", 1969, 435с.
- Гнеденко Б.В., Беляев Ю.К."Соловьев А. Д. Математические методы в теории надежности. М.,"Наука", 1965, 400с.
- Голинкевич Т. А. Прикладная теория надежности.М.," Высшая школа", 1977, 160с.
- Головкин H.A., Чижов Г. Б. Холодильная технология пищевых продуктов.М.,"Госторгиздат", 1963, с. 240.
- ГОСТ 16 350–70 «Климат СССР». М., Изд-во стандартов, 1970. 18л ГОСТ 13 377–75 «Надежность в технике. Термины и определения».
- М., Изд-во стандартов, 1975, 68с.
- Гурский Е.И. Теория вероятностей с элементами математической статистики .М.,"Высшая школа", 1971, 328с.
- Демьянков Н.В. Холодильные машины и установки,.Изд-во 4-е, перераб. и доп. М., «Тр^порт», 1976, 360с.
- Демьянков Н.В., Маталасов С. Ф. Хладотрйшорт. Изд-во 2-е, перераб, и доп. М.""Транспорт", 1976, с. 248.
- Дерибас А.Т., Потапов В. П. Организация грузовой и коммерческой работы. М.,"Трансжелдориздат", 1961, с. 254.
- Длин А.М. Математическая статистика в технике.М.""Советская наука", 1958, 466с.
- Дудник Д.М., Степаненко А. Н. Теплопроводность и температуропроводность изоляционных материалов."Холодильная техника", 1. I, М." 1968, 32−41с.
- Дюбко А.П. Изменение теплотехнических качеств автономных рефрижераторных вагонов в процессе эксплуатации."Вестник ЦНИИ МПС", № 3, 1973, с.43−46.
- Дюбко А. П. Совершенствование эксплуатации автономных реф-режираторных вагонов.Кандид.диссертация, ЦНИИ МПС, 1975,228с.
- Екимовский И.П., Ларин П.И.Методика расчета надежности энергохолодильной системы 5-вагонных рефрижераторных секций типа £В-5 завода"Дессау" ГДР. Труды МИИТа вып. 565, с. 109.
- Железнодорожный хладотранспорт.Справочник.М.,"ТранспортV 1970,303с.
- Иванов К.В. Оценка точности определения коэффициента теплопередачи ограждения рефрижераторного вагона. Труды ЦНИИ МПС, вып. 456,1972, 94-ЮОс.
- Инструкция по обслуживанию перевозок скоропортящихся грузов. М.,"Транспорт", 1970, 85с.
- Карабасов И.С. «Исследование вопросов перевозок свежих плодоовощей и бахчевых культур железнодорожным транспортом», Канд.диссертация, МИИТД975, 218с.
- Китаев Б.Н. Исследование стабильности теплоизоляционных показателей рефрижераторных вагонов с изоляцией ПСБ-С в условиях эксплуатации.НИР.ЦНИИ МПС, 1973, 129с.
- Колмагоров А.Н. Основные понятия теории вероятностей.Изд-во 2-е.М., «Наука», 1974, П9с.
- Коробко П.Я., Гафуров Х. Л. Опытные перевозки свежих плодов-wи овощей в рефрижераторном подвижном составе.Труды МИИТа, вып. 376,1971, с. 109.
- Кржимовский В.В."Васильев В.Н., Скрипкин В. В. и др. Рефрижераторные вагоны отечественной постройки.М.""Транспорт", 1976, 263с.
- Курылев Е. С. «Герасимов H.A. Холодильные установки. JI.» «Машиностроение», 1970, с. 672.
- Леонтьев А.П., Сиваев И. П., Яновицкий С. Е. Улучшение использования грузоподъемности и вместимости вагонов .М., «Транспорт», 1972, с. 127.
- Методические указания МУ 3−69.Методика Еыбора номенклатуры нормируемых показателей надежности технических устройств. М., 1970, 75с.
- Нейман Д. Вероятностная логика и синтез надежных организмов из ненадежных компанентов.Сб."Автоматы", ИЛ., 1956, с.45−52.
- Панферов В.Н." Оптимизация толщины теплоизоляции и выбор системы охлаждения изотермических вагонов". Кандид. Диссертация, МИИТ, 1971, 204 с.
- Повышение эффективности и надежности энергооборудования рефрижераторного подвижного состава. Отчет ЦНИИ МПС по теме № 121-ЭН-72., Р-1а, 1972, 137с.
- Половко А.И. Основы теории надежности. М.,"Наука", 1964, 446с.
- Постарнак С. Ф. Дюбко А.П., Иванов К. В., Лаврова Л. И. и др. Эксплуатационные испытания опытной рефрижераторной секции постройки завода Дессау. Труды ЦНИИ МПС, вып. 456, 1972, с.11−23.
- Постарнак С.#., Иванов К. В., Ирдеев А. Ф. и др. Результаты теплоэнергетических испытаний опытной рефрижераторной секции постройки завода Дессау. Труды ЦНИИ МПС, вып.456, 1972, З-П с.
- Постарнак С.Ф., Иванов К. В., Лаврова Л. И. и др. Теплотехнические и эксплуатационные испытания грузовых вагонов рефрижераторных секций ШЗ с мипоровой и фенольной изоляцией.
- Труды ЦНИИ МПС, вып. 456, 1972, 37−45с.
- Правила перевозок грузов.М., «Транспорт», 1976, 439с.
- Разработка требований по надежности энергетического и холодильного оборудования рефрижераторных вагонов и 5-вагонных рефрижераторных секций. Отчет ЦНИИ МПС по теме № 121-ЭН-76, Р-2, 123с.
- Разработка предложений по совершенствованию порядка исчисления ответственных сроков доставки скоропортящихся грузов в 5-вагонных рефрижераторных секциях. Отчет МИИТ по теме № 49/79, 1979, 68с.
- Рютов Д.Г. Влагообмен в камерах хранения замороженных продуктов. М.,"Холодильная техника", № 3, 1954, 27−39с.
- Рютов Д.Г. Потери мороженного мяса при хранении и способы их уменьшения.М.,"Мясная индустрия СССР", № 2,1956,18−23с.
- Скрипкин В.В., Некрутман C.B. Электрооборудование изотермического подвижного состава.Изд-во 3-е перераб. и доп. М., «Транспорт», 1974, 360с.
- Скрипкин В.В. Совершенствование теплотехнических параметров рефрижераторных Еагонов. В сб. «Совершенствование технических средств и организации перевозок скоропортящихся грузов». Под ред. Комарова A.B. и Повороженко B.B. М., «Транспорт», 1974, 67−73с.
- Скрипкина Е.Б., Сотникова М. А., Шепетов A.B. Экономика организация и планирование холодильного хозяйства. М., 1977, с. 284.
- Сотсков Б.С. Основы теории и расчета надежности элементов и устройств автоматики и вычислительной техники.М.," Высшая школа", 1970, 271с.
- Справочник по расчету надежности. М.,"Советское радио", 1975, 432с.
- Тертеров М.Н. «Совершенствование использования железнодорожного хладотранспорта в системе непрерывной холодильной цепи». Докторская диссертация, МИИТ, 1978, 365с.
- Цинман М.М., Янюк В.Я.Холодильники для фруктов. «Пищевая промышленность», М., 1969, 202с.
- Шаповаленко М.М., Яковлев И. Н. Изотермический подвижной состав. Изд-во 3-е перераб. и доп. М.,"Транспорт", 1977, с. 230.
- Шаповаленко М.М."Требования, предъявляемые к изотермическому подвижному составу условиями перевозок скоропортящихся грузов и перспективы его развития". Канцид. диссертация. ЦНИИ МПС, 1968, 231 с.
- Шаповаленко М.М. Перевозки скоропортящихся грузов и парк рефрижераторных вагонов. Труды ЦНИИ МПС, вып. 513, 1974, 120 с.
- Шишонок H.A., Решсин В. Ф., Барвинский Л. Л. Основы теории надёжности и эксплуатации радиоэлектронной техники . М, «Советское радио «, 1964, 551 с.
- Hm-?zn&tpcJi fUwfa^ JfM'?b&vzxso .1. СЖЛ^с^ ¡-/О ЗЯС. Ж1. Jhcs,