Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Безусловное самопринятие как фактор развития гуманистических качеств личности будущих психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов психологического исследования: теоретические (проблемно-ориентированный анализ, позволивший сформулировать исходные положения исследованияпонятийно-терминологический анализ психологической и педагогической литературы, применявшийся для описания категориального поля проблемысистемный подход, послуживший основой целостного рассмотрения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития гуманистических качеств личности будущих психологов
    • 1. 1. Проблема профессионального развития личности будущих психологов
    • 12. Гуманистические качества личности практического психолога как предмет психологического анализа
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Теоретическое обоснование безусловного самопринятия как фактора развития гуманистических качеств личности будущих психологов
    • 2. 1. Безусловное самопринятие будущих психологов как контекст развития гуманистических качеств личности будущих психологов
    • 2. 2. Психологический тренинг как средство развития безусловного самопринятия личности будущих психологов
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию безусловного самопринятия как фактора развития гуманистических качеств личности будущих психологов
    • 3. 1. Организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы
    • 3. 2. Анализ и интерпретация результатов второго этапа опытно-экспериментальной работы
    • 3. 3. Ход третьего этапа опытно-экспериментальной работы
    • 3. 4. Анализ и интерпретация результатов четвертого этапа опытно-экспериментальной работы
    • 3. 5. Анализ и интерпретация результатов пятого этапа опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по третьей главе

Безусловное самопринятие как фактор развития гуманистических качеств личности будущих психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В период социально-экономических реформ в России у людей появляется множество жизненных, профессиональных проблем, и становится востребованной качественная психологическая помощь, возрастает потребность в практических психологах-профессионалах. В соответствие с мировой гуманистической ориентацией в развитии личности, практические психологи реализуют принципиально новую для нашей действительности социокультурную психологическую практику создания отношений с клиентом. Психологическими условиями гармонизации этих отношений являются безоценочное позитивное принятие психологом себя и другого, эмпатийное понимание и конгруэнтное самовыражение (К. Роджерс). В связи с этим практическому психологу необходимо представлять собой зрелую, аутентичную, самоактуализирующуюся личность, обладающую выраженными гуманистическими качествами. Психолог, как развивающаяся личность, начинается с безусловного самопринятия как осознания и признания своих чувств, принятия себя в целом.

Личностные характеристики будущего психолога должны выступать в роли непосредственных показателей его профессиональной зрелости, профессионального развития. Вопросы профессионально — личностного развития будущих психологов являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы психологических факультетов современных высших учебных заведений. В научной литературе, посвященной подготовке практических психологов, (Г.А.Берулава, И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, В. Н. Карандашев, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников и др.) недостаточно представлены конкретные психологические механизмы, способствующие развитию у будущих психологов гуманистических качеств личности, что конкретизирует проблему исследования личностного развития будущих психологов. Значимость личностного развития будущих психологов и сложившаяся система подготовки практических психологов, ориентированная в основном на операционально-функциональный аспект, обусловили актуальность настоящего исследования.

Анализ психологической литературы и осмысление сформулированной проблемы позволили выделить ряд противоречий между:

— ориентацией общественного сознания на гуманизацию всех сфер жизни и деятельности общества и недостаточной готовностью специалистов продуктивно осуществлять этот процесс в динамически изменяющейся социокультурной ситуации;

— потребностью современного общества в практических психологах, реализующих новую социокультурную практику, и ориентацией психологического образования на функционально-операциональной стороне подготовки психологов при недостаточном внимании на личностно-мотивационном аспекте этой подготовки.

— необходимостью безусловного самопринятия как фактора развития гуманистических качеств личности практическим психологом и неразработанностью научно обоснованных психологических механизмов, влияющих на его развитие в процессе обучения в ВУЗе.

Данные противоречия актуализируют тему исследования — «Безусловное самопринятие как фактор развития гуманистических качеств личности будущих психологов» и определяют его теоретическую и практическую значимость.

Цель исследования: изучить влияние безусловного самопринятия на развитие гуманистических качеств личности будущих психологов.

Объект исследования: развитие гуманистических качеств личности будущих психологов.

Предмет исследования: безусловное самопринятие как фактор развития гуманистических качеств личности будущих психологов.

Гипотеза исследования: безусловное самопринятие влияет на развитие гуманистических качеств личности будущих психологов при реализации психологических механизмов: осознавания истинных эмоциональных состояний и собственных бессознательных форм реагированияпринятия собственных реально действующих мотивов.

В соответствии с целью, предметом и сформулированной гипотезой поставлены следующие задачи:

1. Выявить гуманистические качества личности, необходимые для эффективной работы практического психолога.

2. Исследовать безусловное самопринятие как фактор развития гуманистических качеств личности будущих психологов.

3. Выявить психологические механизмы развития безусловного самопринятия личности будущих психологов.

4. Экспериментальным путем проверить влияние безусловного самопринятия на развитие гуманистических качеств личности будущих психологов при реализации психологических механизмов: осознавания истинных эмоциональных состояний и собственных бессознательных форм реагированияпринятия собственных реально действующих мотивов.

Методологической основой исследования выступили экзистенциально-гуманистический подход (М.Бубер, А. Маслоу, Дж. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм), феноменологический подход (Ф.Брентано, Э. Гуссерль и др.).

Теоретической основой исследования выступили: гуманистические концепции (А.Маслоу, Дж. Олпорт, К. Роджерс), положения гештальттерапии (Н.Б.Долгополов, Д. Киппер, Ф. Перлз и др.) — принципы развития и саморазвития (В.П.Зинченко, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, Д. Б. Эльконин и др.) — исследования, изучающие проблемы профессионального развития личности будущих психологов (Г.А.Берулава, И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, В. Н. Карандашев, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников и др.). Кроме того, мы опирались на некоторые положения, сформулированные в работах Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, А. К. Марковой и других, изучавших проблему профессионального развития личности.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов психологического исследования: теоретические (проблемно-ориентированный анализ, позволивший сформулировать исходные положения исследованияпонятийно-терминологический анализ психологической и педагогической литературы, применявшийся для описания категориального поля проблемысистемный подход, послуживший основой целостного рассмотрения проблемы в рамках акмеологии) — эмпирические (проведение пилотажного исследования, опытно-экспериментальная работа, самонаблюдение, тестирование, беседа) — математические (Н — критерий Крускала-Уоллиса и критерий %2 Фридмана, кластерный и корреляционный анализ).

Экспериментальная база и этапы исследования. Базой исследования явился Институт психологии, педагогики и управления образованием ГОУ ВПО «Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева». В экспериментальной работе приняли участие 184 студента третьего и четвертого курсов.

Исследование проводилось с 2000 по 2006 год и включало три этапа. На первом этапе (2000;2002 гг.) изучалось состояние проблемы в психологической и педагогической литературе, анализировалась понятийно-терминологическая система исследования, осуществлялось осмысление методологических и теоретических основ исследования, выявлялись сущностные характеристики гуманистических качеств личности будущих психологов, их взаимосвязь с безусловным самопринятием, определялись ключевые позиции исследования (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, база исследования).

На втором этапе (2002;2004 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по исследованию безусловного самопринятия как фактора развития гуманистических качеств личности будущих психологов.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) проводились количественный и качественный анализ эмпирических данных, осуществлялась психологическая интерпретация результатов исследования и их обобщение, оформлялся текст диссертациивнедрялись результаты исследования в практику работы кафедры практической психологии Института психологии, педагогики и управления образованием Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

Достоверность и надежность результатов и основанных на них выводов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных положений, использованием адекватных методов исследованиярепрезентативностью выборки, применением количественного и качественного анализа.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем лично и их научная новизна:

1. Выявлены гуманистические качества личности, необходимые для эффективной работы практического психолога: безусловное принятие других, эмпатия, конгруэнтность.

2. Доказано, что безусловное самопринятие является фактором развития гуманистических качеств личности будущих психологов и характеризуется как признание себя, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, принятие себя в целом, осознание и признание своих чувств и реально действующих мотивов.

3. Разработана авторская модель, включающая психологические механизмы развития безусловного позитивного самопринятия: осознавание истинных эмоциональных состояний и собственных бессознательных форм реагированияпринятие собственных реально действующих мотивов.

4. Выявлено, что развитие безусловного самопринятия будущих психологов осуществляется как переход от компонентов условного самопринятия: неумения осознавать свои эмоциональные состояния, защитных форм реагирования и непринятия собственных эмоций и чувствнепринятия собственных реально действующих мотивов, нарушающее целостность личности, к компонентам безусловного самопринятия: сформированному осознаванию истинных эмоциональных состоянийпринятию себя в целом, целостности личности.

5. Экспериментально доказано, что безусловное самопринятие влияет на развитие гуманистических качеств личности будущих психологов — эмпатии и безусловного принятия других.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что получено новое знание о развитии гуманистических качеств личности будущих психологов, влиянии на их выраженность безусловного самопринятия личностио психологических механизмах, способствующих развитию безусловного самопринятия личности. В работе уточнены понятия: «личностное развитие психолога», «безусловное самопринятие», «условное самопринятие», «гуманистические качества личности психолога» Теоретические положения и эмпирические результаты исследования могут быть использованы в психологии развития, акмеологии и практической психологии.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в различных областях психологической практики: в целом — в организованном психологическом процессе для развития гуманистической направленности личности любого человека, имеющего мотивацию развития и, в частности, — при подготовке будущих психологов. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями, занимающимися подготовкой будущих психологов при проектировании образовательных программ личностного роста. Методику «Шкала эмоциональных состояний» можно использовать для исследования осознавания истинных эмоциональных состояний и собственных бессознательных форм реагирования, принятия собственных реально действующих мотивов будущими психологами. Материалы исследования могут быть использованы также в процессе повышения квалификации практикующих психологов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: организации опытно-экспериментальной работы в Институте психологии, педагогики и управления образованием ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева" — неоднократного обсуждения материалов и результатов работы на заседании кафедры практической психологии ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева», на аспирантских межвузовских семинарахпреподавательской деятельности при проведении специального курса «Личностное развитие психолога» в Институте психологии, педагогики и управления образованиемвыступления на региональном семинаре «О новых функциях преподавателей профессионального образования в современных условиях» (Красноярск, 2003) — стендового доклада на научно-практической конференции «Педагогика развития: проблема образовательных результатов (эффектов)» (Красноярск, 2005) — выступления на психолого-педагогических чтениях памяти Л. В. Яблоковой (Красноярск, 2005) — участия во второй краевой дистанционной конференции «Современные технологии в региональном образовании: потребности и возможности» (Красноярск, 2006) — участия во Всероссийской научно-практической конференции «Психология, образование, практика: формы и способы интеграции» (Москва, 2006) — публикаций статей и тезисов.

По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для эффективной работы практического психолога необходимы такие гуманистические качества личности, как: безусловное принятие других, эмпатия, конгруэнтность.

2. Фактором развития гуманистических качеств личности будущих психологов выступает их безусловное самопринятие. Безусловное самопринятие означает признание себя, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, принятие себя в целом, осознание и признание своих чувств и реально действующих мотивов. При условном самопринятии человек оценочно, с недоверием относится к себе.

3. Модель развития безусловного самопринятия будущих психологов отражает психологические механизмы развития безусловного самопринятия личности будущих психологов: осознавание истинных эмоциональных состояний и собственных бессознательных форм реагированияпринятие собственных реально действующих мотивов, а также компоненты структуры условного и безусловного самопринятия.

4. Безусловное самопринятие влияет на развитие таких гуманистических качеств личности будущих психологов, как безусловное принятие других и эмпатия при реализации психологических механизмов: осознавания истинных эмоциональных состояний и собственных бессознательных форм реагированияпринятия собственных реально действующих мотивов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.

Результаты исследования показали, что чем выше уровень безусловного самопринятия, тем выше уровень выраженности таких гуманистических качеств личности, как безусловное принятие других и эмпатия. Повышение уровня безусловного самопринятия личности будущих психологов не влияет на уровень выраженности такого гуманистического качества, как конгруэнтность.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа позволила нам выполнить задачи исследования и частично подтвердить наши предположения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании результатов, полученных в ходе теоретического и опытно-экспериментального изучения безусловного самопринятия как фактора развития гуманистических качеств личности будущих психологов, можно подвести итоги данного исследования.

Профессиональное развитие будущего психолога представляет собой динамический процесс становления его как субъекта собственной профессиональной деятельности, осознающего и активно преобразующего свой внутренний мир. Профессиональное развитие психолога неотделимо от личностного — в основе и того и другого лежит принцип саморазвития. Личностное развитие психолога, выражающее его гуманистическую направленность, определяется как становление реального, подлинного, аутентичного Я, обеспечивающего целостность личности и возможность самоактуализации.

Существующая специфика профессиональной деятельности практического психолога требует от него определенных гуманистических качеств личности, которые являются стержневыми: безоценочного позитивного принятия себя и другого, эмпатического понимания и конгруэнтного самовыражения. Первоосновой в подготовке психолога как развивающейся личности является развитие его безусловного самопринятия.

Безусловное самопринятие означает признание себя, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, принятия себя в целом, осознание и признание своих чувств и реально действующих мотивов. При условном самопринятии человек оценочно, с недоверием относится к себе. Структура условного самопринятия личности будущих психологов состоит из двух взаимосвязанных компонентов: неумения осознавать свои эмоциональные состояниязащитных форм реагирования, непринятия собственных эмоций и чувствнепринятия собственных реально действующих мотивов, нарушающего целостность личности. Структура безусловного самопринятия состоит из двух взаимосвязанных компонентов: сформированного осознавания истинных состояний тела, эмоций и чувствпринятия себя в целом, целостности личности.

На основе теоретических положений разработана модель развития безусловного самопринятия будущих психологов, отражающая изменение направленности компонентов структуры самопринятия (от условных к безусловным), а также психологические механизмы развития безусловного самопринятия личности будущих психологов: осознавание истинных эмоциональных состояний и собственных бессознательных форм реагирования, принятие собственных реально действующих мотивов.

На основе теоретического исследования проблемы развития гуманистических качеств личности будущих психологов нами была организована опытно-экспериментальная работа. Цель работы состояла в выявлении влияния развития безусловного самопринятия на развитие гуманистических качеств личности будущих психологов, а также влияния реализации психологических механизмов на развитие безусловного самопринятия личности будущих психологов.

Выделенные в модели психологические механизмы развития безусловного самопринятия личности будущих психологов реализовывались с участниками экспериментальной группы в ходе опытно-экспериментальной работы посредством тренинга.

В тренинговой работе использовались следующие принципы: самоисследованияискренности и открытостиконцентрации на ощущениях, эмоциях, переживаниях- «здесь и теперь».

Использованы в тренинге следующие методы: осознавания, сопереживания ситуации, метод психосинтеза «обзор субличностей», психодрама, самонаблюдение и беседа.

Для исследовательских задач использовались: методика «Шкала эмоциональных состояний» — модификация методики Дембо-Рубинштейнопросник личностной ориентации Э. Шострома, опросник по изучению эмпатии Т.Меграбяна.

С помощью математических методов статистической обработки данных (Н — критерий Крускала-Уоллиса и критерий х2 Фридмана, кластерный и корреляционный анализ) доказана реализация психологических механизмов развития безусловного самопринятия личности будущих психологов во время опытно-экспериментальной работы. Подтверждена часть гипотезы о том, что безусловное самопринятие влияет на развитие таких гуманистических качеств личности будущих психологов как безусловное принятие других и эмпатию.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке практических психологов и в процессе повышения квалификации практикующих психологов, а также при разработке учебно-методических материалов, пособий.

В завершение следует подчеркнуть, что изучение факторов, влияющих на развитие гуманистических качеств личности будущих психологов, а также изучение психологических механизмов, актуализирующих влияние этих факторов, имеет большое практическое значение — через развитие гуманистических качеств будущих психологов, мы приближаемся к более эффективному качеству практической психологической помощи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Практическая психология Текст. / Г. С. Абрамова // Учебник для студентов вузов. -М.: Академический Проект, 2001. Изд. 6-е. — 480 с.
  2. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М., 1997. — 380 с.
  3. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева // Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. — 378 с.
  4. , Р. Психосинтез. Принципы и техники Текст. / Пер. с англ. Е.Перовой. М., изд. ЭКСМО-Пресс, 2002. — 416 с.
  5. , Т. Краткосрочная позитивная психотерапия Текст. / Т. Ахола, Б. Фурман // Пер. с англ. СПб.: изд. «Речь», 2000. — 220 с.
  6. , Б.Ц. Методика преподавания психологии Текст. / Б. Ц. Бадмаев // Учеб.-метод, пособие для преподавателей и аспирантов вузов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 304 с.
  7. Бердяев, Н. А. Самопознание Текст. / Н. А. Бердяев. М.: «Книга», 1991. -446 с.
  8. , Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы Текст. / Э.Берн. М.: Прогресс, 1998. -400 с.
  9. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Бернс // Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 414 с.
  10. , Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога Текст. / Г. А. Берулава. М.: Высшая школа, 2003. — 64 с.
  11. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 264 с.
  12. , К.И. О профессиональном становлении специалиста в педагогическом ВУЗе Текст. / К. И. Бодрова // Совершенствованиепрофессиональных знаний педагогических кадров. JL, 1978. — 4.1. — С. 52−53.
  13. , М.В. Анализ факторной структуры пересмотренной версии темпераменталъного опросника Стреляу на примере русской и немецкой популяции Текст. / М. В. Бодунов, Е. С. Романова // Психологический журнал. 1993. т. 14. № 3. — С. 55−56.
  14. Большой толковый психологический словарь. М.: «Вече», 2001. — в 2-х т. Т.1 -592 с. Т.2−560 с.
  15. , Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. М. Ростов-на-Дону, ТЦ: «Учитель», 1999. — 555 с.
  16. , А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика Текст. / А. Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. — С. 59−65.
  17. , А.Ф. Психологическая помощь: Теория и практика Текст. / А. Ф. Бондаренко // Учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов. М.: изд. «Института психотерапии», 2000. — 368 с.
  18. , Е.М. Индивидуальность и профессия Текст. / Е. М. Борисова, Т. П. Логинова. М.: Знание, 1991. — 80с.
  19. Боуэн, М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход Текст. / М.В.-Б.Боуэн // Вопр. психол. 1992. № 3 — 4. — С.24−33.
  20. .С. К проблеме человека в психологии Текст. / Б. С. Братусь // Вопр. психол. 1997. № 5. — С. 69−76.
  21. , С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Джеймса Бьюдженталя Текст. / С. Л. Братченко. М.: Смысл, 2001. -197 с.
  22. , А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. -М.: ПЕР СЭ, 2002. 368 с.
  23. , М. Я и ты Текст. / М.Бубер. М., 1993. — 284 с.
  24. , Л.Ф. Основы психотерапии Текст. / Л. Ф. Бурлачук, И. А. Грабская, А. С. Кочарян. К.: Ника-Центр, 2001. — 320 с.
  25. , Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
  26. , Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением Текст. / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. № 12. — С. 69−77.
  27. Дж. Искусство психотерапевта Текст. / Дж.Бьюдженталь. -СПб.: Питер, 2001 304 с.
  28. , Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости Текст. / Б. Х. Варданян. М., 464с.
  29. , Е.П. Жизненный путь как творческий акт Текст. / Е. П. Варламова, Ю. Н. Михайлова // Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд. СПб, 1999. — С. 37−50.
  30. , О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки Текст. / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов // Издательский центр «Академия», 2001. 352 с.
  31. , Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд. Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  32. , Ф.Е. На подступах к синергийной психотерапии Текст. / Ф. Е. Василюк // Моск. психотер. журн. 1997.№ 2.
  33. , И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст. / И. В. Вачков // Учебное пособие. М.: Изд. «Ось-89», 2000. — 224 с. — 2-е изд.
  34. , И.В. Введение в профессию «психолог» Текст. / И. В. Вачков, И. Б. Гринпун, Н. С. Пряжников // Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.-464 с.
  35. , Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога:
  36. Дис. канд. психол. наук / Т. А. Верняева. СПб., СПбГУ, 1997. — 348 с.
  37. , В.К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1976. — 142с.
  38. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации Текст. / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1986. 208с.
  39. , В.К. Психология эмоций Текст. / В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2004. — 496 с. ил.
  40. , Л.И. Психологический опыт личности. К обоснованию подхода Текст. / Л. И. Воробьева, Т. В. Снегирёва // Вопросы психологии. 1990.№ 2. -С. 5−13.
  41. , Б.А. Усиление мотивации как источник стресса Текст. / Б. А. Вяткин // Психический стресс в спорте. Материалы всесоюзного симпозиума. Пермь, 1972. 360с.
  42. , Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях Текст. / Б. А. Вяткин. М.: ФиС. 1981. -112с.
  43. , В.Я. Решение математических задач средствами Excel: практикум Текст. / В. Я. Гельман. СПб.: Питер, 2003. — 240 с.
  44. , Ю.Б. Тренинг эффективного общения с детьми /Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.
  45. , С.В. Гимнастика Чувств. Секреты развития психики. СПб.: Прайм-еврознак, 2003. — 352 с.
  46. С.Ю. Словарь психолога-практика Текст. / С. Ю. Головин. — Мн.: Харвест- М.: ACT, 2001. 976 с. — 2-е изд.
  47. , С. Практикум по управлению стрессом Текст. / С. Гремлинг, С.Ауэрбах. СПб.: Литер, 2002. — 240с.
  48. , Т. История и задачи гуманистической психологии Текст. / Т. Грининг// Вопросы психологии. 1988. № 4. — С.161−166.
  49. , З.И. К вопросу о диагностике психического здоровья личности Текст. / З. И. Гришанова, Е. В. Левченко // Вопросы психологии. 2002. № 2 — С.90−96.
  50. , С. Духовный кризис. Статьи и исследования Текст. / С. Гроф // Пер. с англ. М.: МТМ, 1995. — 256 с.
  51. , А.Н. Измерение в психологии Текст. / А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Михалевская. М.:УМК «Психология" — Образовательная академия «Континент», 2003. 288 с.
  52. , JI.JI. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности Текст. / Л. Л. Демина, И. А. Ральникова. Барнаул: Изд. Алтайского государственного университета, 2001. -144 с.
  53. , А.А. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности Текст. / А. А. Деркач. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 317 с.
  54. , А.А. Акмеология Текст. / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин // Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  55. , М. Рождённые выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями Текст. / М. Джеймс, Д. Джонгвард // Пер. с англ. Общ. ред. и послесл. Л. А. Петровской. М.: — .Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993. — 336 с.
  56. , У. Научные основы психологии Текст. / У.Джеймс. СПб.: 1902. -384 с.
  57. , Н.Б. Новые направления в гештальте, психодраме и . Текст. / Н. Б. Долгополов. М.: МИГИП, 1997 г.
  58. , А.И. Профессиональные представления студентов-психологов /А.И.Донцов, Г. М.Белокрылова//Вопросы психологии. 1999. — С.80−85.
  59. , В.Н. Экспериментальная психология Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 320 с.
  60. , В.Н. Экспериментальная психология Текст. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2001. 320 с. — 2-е изд.
  61. , A.M. Многомерные статистические методы Текст. / A.M.Дубров, В. С. Мхитарян, Л. И. Трошин. М.: Финансы и статистика, 2000. 352 с.
  62. , М.И. Психологический словарь-справочник Текст. / М. И. Дьяченко. Мн.: Харвест, М. ACT, 2001 — 576 с.
  63. , В.Г. Об особенностях профессионального мастерства преподавателя педагогического ВУЗа Текст. / В. Г. Евстратов, В. Н. Косырев // Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. М., 1980.- С.54−59.
  64. , О.П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб.: Изд. «Питер», 2000. — 560 с.
  65. , О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст. / О. Ю. Ермолаев. М.: Московской психолого-социальный институт: Флинта, 2002. — 336с.
  66. , З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы Текст. / З. Ф. Есарева. Л., 1974. — 111 с.
  67. , К. Теория и практика игровой психотерапии Текст. / К.Жоннор. -СПб.: Питер, 2002. 464 с.
  68. , Э.Ф. Психология профессий Текст. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд. УГП-ПИ, 1997.-267 с.
  69. , Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психол. журнал. 1997. — Т. 18, № 6.- С. 35−44
  70. , А.И. Психосемантика и изучение профессионального сознания психологов Текст. / А. И. Зелинченко, Т. И. Степанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1989. № 3. С. 20−32.
  71. , В.П. Методологические вопросы психологии Текст. / В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 354 с.
  72. , В.П. Аффект и интеллект в образовании Текст. / В. П. Зинченко.- М.: Тривола, 1995.-289 с.
  73. , В.П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии Текст. / В. П. Зинченко. М.: Новая школа, 1997. — 336 с.
  74. , В.В. Самопознание субъекта Текст. / В. В. Знаков, Е. А. Павлюченко // Психологический журнал. 2002. № 1. Т.23. С. 31−41.
  75. , Р.А. Самореализация человека: Введение в человекознание Текст. / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев. СПб.: Изд. Санкт-Петербургского университета, 2001.-280 с.
  76. , Е.А. Приглашение к Гештальту Текст. / Е. А. Иванова, Н. М. Лебедева // Журнал практического психолога, 1999. № 7−8. С. 99−109.
  77. , И.А. Собр. соч. Т.1 Текст. / И. А. Ильин. М.: 1993. — 367 с.
  78. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Изд-во «Питер», 2002.-512с
  79. , Ф.З. Психологические механизмы развития профессионализма практического психолога в образовательном процессе вуза: Автореф. Дис. .д-ра психол. наук / Ф. З. Кабиров. Калуга, 2003. -43 с.
  80. , Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов Текст. / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. 2002. Т.23. № 6. С. 51−59.
  81. , Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Каджеспирова. -М.: Издательский центр Академия, 2000. 176 с.
  82. , Е.Р. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта Текст. / Е. Р. Калитеевская // Гештальт-96. М., 1997. — С. 63−76.
  83. , В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений Текст. / В. Н. Карандашев // 2-е изд., перераб. И доп. М.: Смысл- Изд. Центр «Академия», 2003. — 382 с.
  84. Киппер, Д Клинические ролевые игры и психодрама Текст. / Д.Киппер. -М.: Независимая фирма «Класс», 1993. 224 с.
  85. , А.Ф. Модернизация высшего образования Текст. / А. Ф. Кисилев // Высшее образование сегодня, 2003. № 3. С. 3−8.
  86. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 1996. — 213 с.
  87. , Е.А. Введение в психологию труда Текст. / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 302 с.
  88. , Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды Текст. / Е. А. Климов. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -456 с.
  89. Кодекс профессиональной этики психологов Общества Психологов ВНР// Вопросы психологии, 1983.№ 6. С. 130−133.
  90. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии Текст. / И. С. Кон // Психологический журнал. 1981.№ 3. Т. 2. С. 13−19.
  91. , JI.JI. Профессиональное самоопределение и становление личности при формировании специалиста с высшим образованием Текст. /
  92. A.К.Колесова, Л. Л. Кондратьева, Ю. В. Уокке. М., 1977. — 51 с.
  93. , Р. Основы психологического консультирования Текст. / Р.Кочюнас. М.: Академический проект, 1999. — 239 с.
  94. , Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия Текст. / Р.Кочюнас. М.: Академический Проект- Трикста, 2004. — 464 с. -3-е изд., стереотип.
  95. , В.Т. Психолог практический и практикующий: профессиональная и личностная позиция: «Дао» психолога Текст. /
  96. B.Т.Кудрявцев. М.: Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева, 2004. — 5 с.
  97. , Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности Текст. / Т.В.Кудрявцев// Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М., 1985.-С. 132−143.
  98. , Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы Текст. / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии. М., 1981. — № 2. — С. 132 143.
  99. , JI.B. Психологическое исследование Текст. / Л. В. Куликов // методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2001. — 184 с.
  100. , Н.В. К вопросу о соотношении уровней профессионального мастерства и результатов учебной деятельности педагога Текст. / Н. В. Кухарев // Личность в системе коллективных отношений. М., 1980. -С.135−136.
  101. , Р.Д. Расколотое Я Текст. / Р. Д. Ленг. СПб, 1995. — 389 с.
  102. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  103. Д.А. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев, О. Э. Калашникова // Психологический журнал. -1993.№ 1.Т.14. С. 150−155.
  104. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- Под ред. Л. М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
  105. , А.Ф. Дерзание духа Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1988. -366 с.
  106. , Г. Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессии Текст. / Г. ЮЛюбимова // Вестник московского университета. Психология. 2001. — С. 64−71.
  107. Ю5.Майер Р. А. Статистические методы в психолого-педагогических и социологических исследованиях Текст. / Р. А. Майер, Н. Р. Колмакова // Часть 1. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. — 149 с.
  108. , Р. Психология Юнга и тибетский буддизм: Западный и восточный пути к сердцу Текст. / Р. Маканин // Пер. с англ.- Томск: «Водолей», 1993.- 112 с.
  109. , Г. И. Социально-психологический тренинг Текст. /
  110. Г. И.Марасанов. М.: «Когито-Центр», 2001. — 251 с. Ю8. Маркелова, М. Н. Профессиональное самосознание начинающего психолога Текст. / М. Н. Макарелова, В. М. Просекова // Психолог-профессионал: деятельность, личность, общение. — Тюмень, 1998. — С. 3334.
  111. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Макарова. М., 1996. — 308 с.
  112. , А. Самоактуализация Текст. / А. Маслоу // Психология личности: Тексты. М., 1982. — 382.
  113. , А. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А.Маслоу. -СПб., 1997.-430 с.
  114. , А. Психология Бытия Текст. / А. Маслоу // Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», к.: «Ваклер», 1997. — 304 с.
  115. , А. Мотивация и личность Текст. / А.Маслоу. СПб.: Питер, 2003.- 352 с.
  116. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова.1. М.: Знание, 1996.-242 с.
  117. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  118. , Р. Факторный анализ личности Текст. / Р. Мейли // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2000.-776 с.
  119. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности Текст. / В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 142 с.
  120. , С. Психология развития: методы исследования Текст. / С.Миллер. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
  121. , JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) Текст. / Л. М. Митина. М.: «Дело», 1994. — 216 с.
  122. , М.В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога// Психологический журнал, 1995.№ 1. С. 75−83.
  123. , О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека / О. В. Москаленко // Научно-методический журнал «Мир психологии». Москва Воронеж. — 2004. — № 4. С. 168−178.
  124. , B.C. Проблемы генезиса личности / В. С. Мухина. М.: Изд-во МГПИ, 1985.- 104с.
  125. Мэй, Р. Раненый целитель Текст. / Р. Мэй // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 2. С. 65−71.
  126. , В.Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. М.: Изд-во «ШПГ, Воронеж: НПОМОДЭК, 1995.-350 с.
  127. , Р.С. Основы психологического консультирования Текст. / Р. С. Немов //Учеб. для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 528 с.
  128. . В.В. Неэмпирические методы психологии Текст. / В. В. Никандров // Учебное пособие. СПб.: Речь, 2003. — 53 с.
  129. , А. Б. Тренинг гуманных взаимоотношений между учителем и учащимся Текст. / А. Б. Орлов // Формирование мотивации учения. М., 1990.
  130. , А. Б. Гуманистическая психология Текст. / А. Б. Орлов // Искусство в школе, 1991. № 2.-С.59−63
  131. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст. / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  132. , А.Б. Феномены конгруэнтности и эмпатии Текст. / А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии, 1993.№ 4. С. 68−72.
  133. , А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики Текст. / А. Б. Орлова // Учебное пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272с.
  134. , В.Н. Саморегуляция психического здоровья Текст. /
  135. B.Н.Панкратов // Практическое руководство. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 352 с.
  136. Пезешкиан, Н Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт Текст. / Н.Пезешкиан. М.: Смысл, 1993. — 332 с.
  137. , Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии) Текст. / Ф.Перлз. М.: Гиль-Эстель, 1993. — 240 с.
  138. , А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии Текст. / А. В. Петровский // Вопр. психологии. 1984. — № 4.1. C. 15−29.
  139. , А.В. Теоретическая психология Текст. / А. В. Петровский, М.ГЛрошевский. М.: Издательский центр «Академиа», 2001. — 496 с.
  140. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности Текст. / В. А. Петровский. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  141. , С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе Текст. / С. В. Петрушин. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 256с.
  142. , П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы Текст. / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  143. , А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам Текст. / А. А. Пископель // Вопросы психологии, 2001. № 6. С.103−119.
  144. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986. — 255с.
  145. , Ю.П. Психология профессионального становления личности: (основы психологической концепции профессионализации) Текст. / Ю. П. Поваренков.- Курск: Изд-во КГПИ, 1991.-131 с.
  146. , Ю.П. Психологический анализ профессионализации Текст. / Ю. П. Поваренков // Психологические проблемы профессионального становления личности. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1992. -С. 116−129.
  147. , Ю.П. Диалектика становления профессионала: (Психологические основы периодизации профессионализации) Текст. / Ю. П. Поваренков // Ярославский психологический вестник. 1999. -Вып.1. — С. 19−38.
  148. , Ю.П. Профессиональное становление личности: Дис.. д-ра психол. наук / Ю. П. Поваренков. М., 1999. — 450 с.
  149. , Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности Текст. / Ю. П. Поваренков // Звезды Ярославской психологии / Под ред. В. В. Козлова. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. — С. 195−218.
  150. , К.Н. Психология возрастных кризисов Текст. / К. Н. Поливанова. М.:Издательский центр «Академия», 2000. — 184 с.
  151. Прикладная социальная психология. / Под редакцией А. Н. Сухова и А. А. Деркача. — М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «Модек», 1998. — 688 с.
  152. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ, 1986 // Вопросы психологии, 1990. № 6. — С. 148−153.
  153. , А.С. Методические разработки социально-психологических тренингов Текст. / А. С. Прутчеников. М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
  154. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. / Н. С. Пряжников. М.: Издательство «Институт Практической Психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  155. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова // Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  156. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма.- М.: Юрист, 1995. 623 с.
  157. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.-СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000. 256 с.
  158. Психодрама вдохновение и техника / Под ред. П. Холмса и М. Карп. /Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.- 288 с.
  159. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах Текст. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.-784 с.
  160. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2003. — 382 с.
  161. Психология в школе. Учебно-методическое пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков // Забродин Ю. М., Попова М. В. — М., 1994. — 264 с.
  162. Психология здоровья/ Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Питер,
  163. Психология и этика: опыт построения дискуссии /отв. ред. Братусь Б. С. Самара: «Бахрах», 1999. 128 с.
  164. Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: ACT Москва, 2005. 731 с.
  165. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия, 2004. —320 с.
  166. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  167. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. 298с.
  168. А.А. Пути развития современной психологии: материалы круглого стола Текст. / А. А. Пузырей // Вопр. филос, 1993.№ 5. С. 16−22.
  169. , Е.А. Психологические механизмы психотерапии Текст. / Е. А. Прутова // Журнал практического психолога, 1999. № 5−6. С. 26−42.
  170. , К.А. О психологии ученого и, в частности, ученого-психолога Текст. / К. А. Рамуль // Вопросы психологии, 1965. № 6. С. 126−135.
  171. , Т.А. Психодиагностические методы изучения личности Текст. / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта // М.: Московский психолого- социальный институт: Флинта, 2003. 320 с. — 3-е изд.
  172. , А.А. Акмеология личности Текст. / А. А. Реан // Психологический журнал, 2000.№ 3. С. 88−95.
  173. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс // Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Уни-верс», 1994. — 480 с.
  174. , К. Р. Клиентоцентрированная терапия Текст. / Т. Гордон, Э. Дорфман, К. Роджерс, Н. Хоббс // Пер. с англ. В. В. Лях, А. П. Хомик. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997 — 320 с.
  175. , К. Свобода учиться Текст. / К. Роджерс, Д.Фрейнберг. М.: Смысл, 2002. — 527 е.
  176. , Н. Творчество как усиление себя Текст. / Н. Роджерс // Вопр. психол, 1990.№ 1. С. 164−168.
  177. , О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога Текст. / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. -2000.-№ 4. С. 55−65.
  178. , Д. Дао Юнга Текст. / Д. Роузен // Перев. с англ. К.: «София», 1997. -256 с.
  179. , C.JI. Бытие и сознание Текст. / С. Л. Рубинштейн // Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  180. , К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика Текст. / К. Рудестам // Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  181. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ЮОО «Речь», 2001. — 350 с.
  182. Р. Жизнь и как в ней выжить Текст. / Р. Скиннер, Дж. Клииз // Пер. с англ. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-368 с.
  183. , А.Н. Личность как субъект интерпретации Текст. /
  184. A.Н.Славская. Дубна: Феникс «+», 2002. — 240 с.
  185. , В.И. Интегральная периодизация общего психического развития Текст. / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопр. психологии, 1996.-№ 4.-С. 38−50.
  186. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  187. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию Текст. /
  188. B.А.Сластелин, Г. И. Чижакова. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  189. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304с.
  190. , Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений Текст. / Л. Н. Собчик // (адаптированный вариант интеперсональной диагностики Т. Лири) Методическое руководство. М., 1990. — 43 с.
  191. , А.Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии Текст. / Вопросы психологии, 2003. № 3. С. 92−101.
  192. , Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств Текст. / Е. Т. Соколова // Вопросы психологии, 1995. №. 2. С. 95−105.
  193. , В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983.-286 с.
  194. , А.В. Морально-этические проблемы психологической практики Текст. / А. В. Толстых. М.: Знание, 1988. — С. 43−60.
  195. , М.К. Психологическая помощь и консультирование Текст.
  196. М.К.Тутушкина // Психологическая помощь и консультирование. СПб.: Дидактика Плюс, 1999.
  197. , Е.В. Обыденное сознание: структура и функции Текст. / Е. В. Улыбина. Ставрополь, 1998. — 208 с.
  198. Флэйк-Хобсон, К. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. //Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. — 511 с.
  199. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В.Франкл. М., 1990.
  200. , В. Основы логотерапии Текст. / В. Франки // Психотерапия и религия СПб: Речь, 2000. — 286 с.
  201. Фрейд, 3 Психология бессознательного Текст. / З. Фрейд // Сб. произведений. М.: Просвещение, 1990. 448 с.
  202. , Э. Душа человека Текст. / Э.Фромм. М.: Республика, 1992. -430 с.
  203. , Э. Ради любви к жизни Текст. /Э.Фромм. М.: «Издательство ACT», 2000.-400с
  204. . Э. Человеческая ситуация Текст. / Э. Фромм // Под ред. Д. А. Леонтьева М.: Смысл, 1994. — 238с.
  205. , Н.В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии Текст. / Н. В. Хамитов. Киев: Ника-Центр- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 334 с.
  206. , Б.И. Фонд ментального здоровья Текст. / Б. И. Хасан. Красноярск, 1993. — 127 с.
  207. , Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность Текст. / Б. И. Хасан. Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1996 — 157с.
  208. Харрис, Т Я благополучен ты благополучен Текст. / Т.Харрис. -Красноярск, 1993. — 228 с.
  209. , JI.H. Психологические условия самоосуществления личности: Автореферат на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Л. Н. Храмцова. Новосибирск, 2003.- 20 с.
  210. , В.Э. Смысл жизни и судьба человека Текст. / В. Э. Чудновский. М.: «Ось-89», 1997. — 156 с.
  211. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  212. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
  213. , И.А. Введение в профессию Текст. / И. А. Шмелева // Учебное пособие. СПб.: Питер, 2000. — 253 с.2Ю.Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. /
  214. Д.Б.Эльконин. М.: Ин-т практ. психологии, 1995. — 234 с. 211. Эткинд, A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания Текст. / А. М. Эткинд // Вопросы психологии. — 1987. — № 6. — С. 20−30.
  215. Юнг, К. Г. Психологические типы Текст. / К. Г. Юнг. М., 1967. — 97 с.
  216. Allport, G.W. The psychology of participation Text. / G.W.Allport // Psychol. Rev., 1945, 53. Pp. 117−132. [Permission to quote given by the Psychological Review and the American Psychological Association ]
  217. Braginsky, B. Mainstream psychology: A Critique. Text. / B. 1974, p. 77. Braginsky, D. Braginsky // N. Y., 1974,77 p.
  218. Buber, M. I and Thou. Trans. Walter Kaufmann. Scribner, New York, 1970. 871. P
  219. Freud, S. Group Psychology and the Analysis of the Ego Text. / S. Freud // London: Hogarth Press, 1948. (Published in the United States by Live-right Publishing Corporation.)
  220. Maslow, A.H. Dymanics of personality organization Text. / A.H. Maslow // Psychoi. Rev., 1943,50. Pp. 514−539, Pp. 541−558.
  221. Maslow, A. H. A theory of human motivation Text. / A.H. Maslow // Psychoi. Rev., 1943,50.-Pp. 370.
  222. Mead, G. On Social Psychology. Chicago London, 1965. — 358 p. 220. Strupp, H.H., Hadley S.W. Outcome Negative effects and their determinants //
  223. D.T.Mays, C.M. Franks (Eds.) Negative in Psychotherapy and What To Do About It. N.Y.: Springer Publishing, 1985. pp. 29−42.
  224. Sullivan, H.S. Conceptions of Modem Psychiatry Text. / H.S.Sullivan // Washington, D.C.: W. A. White Foundation, 1945. 98 p.
  225. Super, D.E. Vocational Adjustment: Implementing Concept Text. / D.E. Super // Occupations. 1951. — N 30. — pp. 88−92.
  226. Super, D.E. Theory of vocational development Text. / D.E. Super // J.Amer. Psychology.- 1953.-vol. 8.-N5.-pp. 185−186.
Заполнить форму текущей работой