Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система управления инновациями в высшем учебном заведении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По итогам внедрения проекта вуз получает: реализацию кадровой политики на современном, инновационном уровнеполное удовлетворение потребности в собственных молодых педагогических кадрах- ^ социально-активный контингентблагоприятную среду гармоничного развития личности- ¦=> высокий уровень конкурентоспособности. По итогам внедрения проекта вуз получает: реализацию кадровой политики на современном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы управления инновациями в ВУЗе
    • 1. 1. ВУЗ как система экономического управления
    • 1. 2. Суть и содержание инноваций в учебный процесс (УПД)
    • 1. 3. Концепция управления инновациями в учебном процессе
  • Выводы по Главе I
  • Глава II. Методологические основы управления инновациями
    • 2. 1. Структурная модель управления инновациями в УПД
      • 2. 1. 1. Модель управления инновациями по основным факторам экономического роста
      • 2. 1. 2. Модель управления инновациями по основным результатам УПД
    • 2. 2. Измерительный механизм в системе управления инновациями
  • Выводы по Главе II
  • Глава III. Предложения по созданию системы воспроизводства 122 педагогических кадров в вузе
    • 3. 1. Проблема воспроизводства педагогических кадров в вузе
    • 3. 2. Концептуальные основы воспроизводства педагогических кадров в вузе
    • 3. 3. Организация и координация работы по формированию системы воспроизводства педагогических кадров в вузе
  • Выводы по Главе III

Система управления инновациями в высшем учебном заведении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Создание и совершенствование кадрового корпуса в интеллектуальной сфере, к формированию которого, без сомнения, относится высшее учебное заведение, является едва ли не основной задачей управления вузом.

Вуз является самовоспроизводящейся системой, которая в отличие от многих других сфер деятельности в состоянии практически полностью удовлетворить собственные потребности в высококвалифицированных кадрах, прежде всего, учебно-педагогического и научного профиля.

Заметим, что вузы всегда пользовались этой своей уникальной особенностью, и долгое время считалось весьма престижным обстоятельством, если выпускник оставался в вузе, и, работая в нём, шёл по пути своего педагогического и научного совершенствования.

С переходом к рыночным отношениям престижность карьеры педагога и учёного уменьшилась в связи с ухудшением их материального положения, которое весьма отчётливо просматривалось на фоне довольно высоких доходов в различных сферах бизнеса.

В настоящее время, после принятия ряда правительственных мер по повышению благосостояния работников бюджетной сферы, положение дел постепенно начинает выправляться. Кроме того, здесь немалую роль следует отвести росту финансовых возможностей самих вузов за счёт внебюджетных источников.

Таким образом, появляются объективные предпосылки к созданию системы подготовки учебно-педагогических и научных кадров, которая выполняла бы свою роль на постоянно действующей основе, действовала бы в интересах вуза в деле воспроизводства высококвалифицированного кадрового корпуса.

Данное направление имеет, безусловно, инновационный характер, сопряжено с возможными рисками и поэтому нуждается в серьёзной научной проработке облика, структуры и функций управления созданием системы инновационного управления вузом.

Сказанное, по мнению автора, составляет важную народнохозяйственную задачу и определяет актуальность темы выбранного исследования.

Актуальность проблемы исследования предопределила цель, которая заключается в разработке теоретических основ и организационно-экономического механизма управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза.

Для достижения поставленной цели определены и решены следующие основные задачи:

1. Исследование теоретических основ управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза.

2. Разработка концепции и методических основ управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза.

3. Разработка рекомендаций по созданию подсистемы воспроизводства педагогического корпуса вуза.

Объектом исследования является высшее учебное заведение, функционирующее и развивающееся в условиях динамично растущих потребностей общества и личности.

Предметом исследования является управление инновационной деятельностью вуза, направленной на разработку и внедрение конструктивных преобразований в механизм реализации учебного процесса.

Методологическими и теоретическими основами диссертационной работы послужили положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных учёных в области экономической теории, теории управления, системного анализа, финансового менеджмента, теории и практики управления высшим образованием, а также исследования по проблемам инновационной деятельности.

Изучению проблемы, составляющей основу диссертации, посвящены труды: Аносовой JI.A., Бабленковой И. И., Байденко В. И., Балакиной А. П., Богачёва Е. Н., Гретченко А. И., Демидова С. Р., Дуженкова В. И., Зуева В. М., Казакова В. Н., Новикова П. Н., Поршнева А. Г., Ромашевской М. М., Садовничего В. А. и др.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается применением принципов системного подхода к исследуемому объекту, балансового, нормативного и других методов. В качестве информационной базы использованы документы законодательных и исполнительных органов власти РФ, материалы органов управления вузами, используемые в практической деятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые:

— Разработана концепция управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза, включающая цель, структуру и функции управления, дополняющая концепцию современного отечественного вуза, как сложной социально-экономической системы.

— Представлена структурная модель управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза, основанная на дуальном подходе к управлению, а также на матричном сочетании общесистемных и целевых функций управления.

Описаны основные показатели оценки инновационной деятельности, при использовании измерительного механизма в системе управления инновациями.

— Изложены инновационные предложения по внедрению подсистемы воспроизводства педагогических кадров в систему управления вузом, включающие концептуальные основы, а также меры, связанные с организацией и координацией работ по её созданию.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты позволяют:

Определить основные направления создания подсистемы управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза.

Обоснованно формировать подсистему управления инновациями в вузе.

Обеспечить функционирование подсистемы воспроизводства педагогических кадров.

Апробация результатов работы осуществлялась в виде докладов, представленных для обсуждения на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, в том числе на Межвузовской научно-практической конференции «Повышение конкурентоспособности промышленности региона» (М.: ВГНА, 2004), Всероссийской конференции «Повышение конкурентоспособности экономики России» (М.: ВГНА,.

2005), Международной научно-практической конференции «Инновационный прорыв в развитии России и регионов» (М.: ВГНА,.

2006), Международной конференции «Россия и ВТО: проблемы и перспективы» (М.: ВГНА, 2007).

Внедрение результатов работы было осуществлено в рамках формирования Системы воспроизводства педагогических кадров во Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, в частности, и реализовано в деятельности Академии, в целом.

По теме диссертации опубликовано 3 статьи общим объёмом 2,5 печатных листа.

Структура и содержание диссертации определяются общей концепцией, целью, поставленными задачами и раскрываются во введении, трёх главах и заключении. Диссертация содержит 167 страниц машинописного текста, 10 таблиц, 14 рисунков и схем. Список использовуемой литературы содержит 112 источников.

Выводы по Главе III.

В процессе исследований, проведенных во второй главе, получены следующие основные результаты.

1. Обоснована своевременность, необходимость и эффективность вмешательства в систему экономического управления вузом. Инновационная деятельность в случае с созданием системы воспроизводства кадрового потенциала носит созидательный для вуза характер.

2. Представлены концептуальные основы воспроизводства кадрового потенциала вуза, суть которых отражена в деятельности по организации и координации работы, направленной на создание системы воспроизводства педагогических кадров вуза.

3. Системы воспроизводства педагогических кадров вуза основана на дуальном подходе к управлению, а также на матричном сочетании общесистемных и целевых функций управления, что определяет её взаимосвязь с системой управления вузом в целом.

4. Показана «встраиваемость» системы воспроизводства педагогических кадров в вузе по соотнесению целевых функций системы экономического управления вузом и идентичности общественных функций управления.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. С учётом реалий функционирования вуза в условиях ограниченного финансирования, функционирование системы воспроизводства кадрового корпуса приобретает особое значение, состоящее в поддержании стабильности деятельности вуза, а значит и его экономической безопасности в условиях развития рыночной среды.

2. Апробирован принцип создания подсистем управления с учётом ранее предложенной концепции управления инновациями, что свидетельствует о проработанности методики построения систем.

3. Создание Системы воспроизводства педагогических кадров является одним из условий формирования эффективной системы экономического управления вузом и представлена как подсистема управления.

4. По итогам внедрения проекта вуз получает: реализацию кадровой политики на современном, инновационном уровнеполное удовлетворение потребности в собственных молодых педагогических кадрах- ^ социально-активный контингентблагоприятную среду гармоничного развития личности- ¦=> высокий уровень конкурентоспособности.

Заключение

.

В процессе исследований, проведенных автором, получены следующие результаты.

1. На основании анализа трудов отечественных экономистов рассмотрены: а) эволюции концепций высшего учебного заведения иб) основные ипостаси вуза, отражающие роль и место вуза в обществе и экономике народного хозяйства.

2. Представлена общая концепция современного вуза, выступающего в роли экономического субъекта, функционирующего в условиях смешанной экономики.

3. Проанализированы основные особенности функционирования высшего учебного заведения на современном этапе в условиях: а) существенного превышения спроса над потенциальными возможностями вузаб) недостаточных объёмов бюджетного финансирования имеющихся у вуза потенциальных возможностей для осуществления образовательной деятельности.

4. Разработана и предложена концепция управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза, включающая цель, структуру и функции управления, дополняющая концепцию современного отечественного вуза, как сложной социально-экономической системы.

5. Предложена функционально-целевая модель управления инновациями в вузе, основанная на дуальном подходе к управлению, а также на матричном сочетании общесистемных и целевых функций управления.

6. Показана взаимосвязь целевых функций системы управления вузом и целевых функций управления инновациями.

7. Предложена общая структура измерительного механизма подсистемы управления инновациями, предусматривающая множество измерителей, показателей и критериев.

8. Из множества направлений оценки инновационной деятельности в качестве главной выделена экономическая эффективность, оценка которой включает удовлетворение спроса, плановое использование потенциала вуза и фактическое его использование;

9. Обоснована своевременность, необходимость и эффективность вмешательства в систему экономического управления вузом. Инновационная деятельность в случае с созданием системы воспроизводства кадрового потенциала носит созидательный для вуза характер.

10. Представлены концептуальные основы воспроизводства кадрового потенциала вуза, суть которых отражена в деятельности по организации и координации работы, направленной на создание системы воспроизводства педагогических кадров вуза.

11. Системы воспроизводства педагогических кадров вуза основана на дуальном подходе к управлению, а также на матричном сочетании общесистемных и целевых функций управления, что определяет её взаимосвязь с системой управления вузом в целом.

12. Показана «встраиваемость» системы воспроизводства педагогических кадров в вузе по соотнесению целевых функций системы экономического управления вузом и идентичности общественных функций управления.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы. 1. На сегодняшний день, в условиях экономических реалий, трактовка вуза, как академической организации не отражает сути явления. Вуз необходимо рассматривать как единый учебный, научный, производственный и экономический комплекс с существенным преобладанием образовательного и научного компонента.

2. В условиях превышения спроса на образовательные услуги и дефицита бюджетного финансирования «под потенциал» вуз имеет моральное право и финансовую необходимость платного обучения. При этом платный контингент не только не «вытесняет» тех абитуриентов, которые вправе получать бесплатное образование (т.е. прошли конкурс) но и расширяет возможности вуза: а) по дополнительному удовлетворению спроса на образовательные услугиб) по получению дополнительных внебюджетных средств и употреблению этих средств на цели самофинансирования.

3. Одним из направлений эффективного расходования бюджетных средств в условиях их нехватки являются инвестиции в развитие кадрового корпуса.

4. Предложенная концепция управления инновациями вуза, отражающая основные направления осуществления инновационной деятельности посредством формирования одноименной специализированной подсистемы.

При этом в силу того, что основные причины ухудшения положения вузов являются следствием финансового кризиса в стране, основные акценты управления деятельностью вуза, должны делаться на укрепление финансового положения за счёт рационального распределения финансовых потоков внебюджетного характера.

5. Функционально-целевая модель управления инновациями обеспечивает наиболее полный набор комплексов задач управления финансовыми потоками с учётом специфических особенностей вуза.

6. Предложенная функционально-целевая модель управления инновациями логично «встраивается» в систему управления вузом за счёт тесной взаимосвязи целевых функций и идентичности общественных функций управления.

7. На фоне широкого разнообразия подходов к оценке деятельности вуза в целом или отдельных его компонентов, инновационная деятельность в результате выражается в экономическом эффекте, достигаемом за счёт максимальной экономии общественных ресурсов и получения максимальной прибыли, направляемой на цели саморазвития.

8. Предложенный измерительный механизм инновационной деятельности позволяет осуществлять управление, как всем вузом, так и отдельно сформированной подсистемой СУИ в целях корректного стимулирования работников, занятых в финансовой сфере.

9. С учётом реалий функционирования вуза в условиях ограниченного финансирования, функционирование системы воспроизводства кадрового корпуса приобретает особое значение, состоящее в поддержании стабильности деятельности вуза, а значит и его экономической безопасности в условиях развития рыночной среды.

10. Апробирован принцип создания подсистем управления с учётом ранее предложенной концепции управления инновациями, что свидетельствует о проработанности методики построения систем.

11. Создание Системы воспроизводства педагогических кадров является одним из условий формирования эффективной системы экономического управления вузом и представлена как подсистема управления.

12. По итогам внедрения проекта вуз получает: реализацию кадровой политики на современном, инновационном уровнеполное удовлетворение потребности в собственных молодых педагогических кадрах- ^ социально-активный контингентблагоприятную среду гармоничного развития личности- ^ высокий уровень конкурентоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.С. Организация управления образованием в США /Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). — 1998-№ 3-е. 179.
  2. Анализ взаимосвязей системы образования и рынка труда в России. Информационный бюллетень. -М.: ГУ-ВШЭ, 2005.
  3. П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования /Под ред. д.э.н., профессора В. М. Зуева М.: НИИВО, 1999.
  4. С. Индикаторный анализ развития системы высшего образования / Высшее образование в России 1999 К 5 — с. 16.
  5. Ю.Н. Гуманитарное образование на рубеже XX XXI веков в условиях новой информационной среды. — М.: РГГУ, 1996.
  6. Д.З. Инновационные технологии в работе, деятельности преподавателя вуза // Слагаемые профессиональной компетенции преподавателя вуза. Казань, 2001. С. 56−75.
  7. А.Е. Экономика предприятия. СПб.: Питер, 2005.
  8. В.П., Гунин В. Н. Управление инновациями. 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». -М.: Инфра-М, 2000.
  9. С.А. Лекции по экономике образований. М., 2002. С. 159−160.
  10. Бизнес: Оксфордский толковый словарь: Англо-русский: свыше 4000 понятий. М.: Изд-во «Прогресс-Академия». Изд-во РГГУ, 1995- 752 с.
  11. Е.Н. Методология и методы управления вузом в условиях становления рыночных отношений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб, 1992. 48 с.
  12. Е.Н. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка. М., 1991.
  13. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Аэрилияна. 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Институт новой экономики, 1997.
  14. Большой энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» — СПб.: «Норинт», 2000.
  15. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997,1120 С.
  16. Н.П. и др. Лекции по теории сложных систем. М.: Сов. Радио, 1973.
  17. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1968.
  18. Ю.С., Глухов В. В., Фёдоров М. П. Экономика и организация управления вузом. СПБ.: Лань, 2004.
  19. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А.д. Безопасность и устойчивое развитие Росси: Монография. М.: МГУК, 1998.
  20. Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада / РАН. Институт сравнительной политологии и проблем рабочего движения. / М.: Наука, 1993.
  21. В. Платное образование: социальный контекст / Высшее образование в России. 1999. — № 1.-С. 41.
  22. А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.: Н1ИИВО, 1999.
  23. Высшая школа: Ежегодный доклад о развитии высшего образования. -М.: НИИВО, 1997.
  24. JI. ВУЗ как автономная система / Высшее образование в России. № 2, 1999.
  25. А.И. Международный опыт создания и функционирования исследовательских университетов / Аналитические обзоры по основным направлениям высшего образования НИИВО. М.: НИИВО, 1999. —Вып. 2.
  26. А.И. Проблемы государственного контроля и автономии вузов в России и некоторых зарубежных странах / Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 5. — С. 175.
  27. А.И. Сравнительная характеристика организационных структур систем образования в России и некоторых зарубежных странах / Социально-гуманитарные знания. 1999.-№ 4. С. 198
  28. А.И. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран / Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 3. — С. 186.
  29. А.И. Сравнительная характеристика систем управления высшим образованием в России и некоторых зарубежных странах / Социально-гуманитарные знания. 1999. — .№ 6. — С. 203.
  30. А.И., Прянишникова О. Д. Мировые тенденции в области научных исследований высшего образования // Аналитические обзоры по основным направлениям высшего образования НИИВО. М.: НИИВО, 1998.-Вып. 7.
  31. Е.Н. Макроэкономические тенденции развития рынка образовательных ресурсов. Дис. д-ра экон. наук: 08.00.01. М.: РГБ, 2003.
  32. Гетман JL, Дж., Джон М. Д. «Основы инвестирования». Пер, с англ. -М.: Дело, 1997.- 1008 с.
  33. Д., Иванкевич Д., Доннелли Д. Организация. Поведение. Структура. Процессы. Учебник для вузов. Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2000.
  34. А. К вопросу о реформировании высшей школы / Высшее образование в России. 1999. — № 5. — С. 10.
  35. Гуд Г. Х., Маккол Р. Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. Пер. С англ. М.: Сов. Радио, 1962.
  36. С.Р. Личностно-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов. Сборник научных статей ППС, аспирантов и соискателей. М.: ВГНА МНС России, Вып. 1 — 2004.
  37. С.Р. Организация поддержки деятельности вузов в регионах // Экономика и управление, № 4 2007.
  38. С.Р. Проблемы и перспективы развития высшего образования в условиях рыночных отношений России. М.: ВГНА МНС России 2004.
  39. С.Р. Резервы вуза: источники и проблемы управления // Эпос, № 4 2007.
  40. С.Р. Роль планирования в системе управления высшим учебным заведением // Экономика и управление, № 4 2007.
  41. С.Р. Тенденции реформирования системы высшего профессионального образования и порождаемые противоречия. Сборник «Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем». СПБ ИПРЭ РАН, Вып. 7 2007.
  42. Е.Н. Конкурентные преимущества: сравнительный анализ государственных и негосударственных вузов // Университетское управление: практика и анализ № 4,2002.
  43. Закон РФ «Об образовании» от 10/07/92 г. № 3266−1 (В ред.
  44. Федерального закона от 16/11/97 г. № 144-ФЗ) // Сборник законов160
  45. Российской Федерации. (Официальные тексты). М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 1998. — С. 224−245.
  46. В., Барханова Т. Негосударственные вузы России / Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 10.
  47. В.М. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования. М., 1995.
  48. Ю.К. Финансирование высшей школы России: Теоретико-прикладные проблемы. М.: Магистр, 1998.
  49. Р.А., Романова Л. И. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития / Аналитические обзоры по основным направлениям высшего образования НИИВО. М.: НИИВО, 1999. -Вып. 4.
  50. С.А. Современный российский вуз: в поисках модели управления. М.: УРСС, 1999.
  51. Г. Н. Российское образование в зеркале государственного бюджета / Университетское управление: практика и анализ. -Екатеринбуг, 1997. С. 5.
  52. Н.В. Оценка затрат на высшее образование / Alma Mater. -1996.-Вып. 1.-С. 15.
  53. Н.В. Реформа образования / Вестник Российской Академии Наук. Том 69. 1999. — № 2. — С. 140.
  54. С.Ф. Подготовка и использование педагогических кадров за рубежом. М., 1991.
  55. В.Ж. Российская наука в контексте реформ / Социально-гуманитарные знания. 1999. — №. 3. — С.37.
  56. В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: ВЛАДОС, 1998.
  57. Конституция Российской Федерации // Сборник законов Российской Федерации. (Официальные тексты). М.: Издательство ЗАО «Славянский дом книги», 1998. — С. 7−9.
  58. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 2005 годы. Приказ Министерства образования РФ от 06.06.2000 № 1705.
  59. Концепция организационно-экономической реформы системы образования России. / Поиск. 1997. — № 38.
  60. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 2010 годы. Распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005 № 1340-р.
  61. В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России. Сравнение с развитыми странами мира / Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 22.
  62. Л.П. Индустрия образования. Состояние, перспективы. М.: Республика, 1996.
  63. Л.П. Проблемы управления высшей школой на современном этапе. М.: Республика, 1995.
  64. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997.
  65. Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Перевод с англ. Баку, «Азербайджан», 1992 г. т. 1−402 с. Т. 2 — 400 с.
  66. А.А. Комплексный мониторинг качества образования. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 1998.
  67. Г. А. Эффект больших систем. Москва, «Знание», 1985 192 с.
  68. . Управление знаниями вызов XXI века / Вопросы экономики. — 1999. — № 9. — С. 108.
  69. Т.Г. Инновационная деятельность: понятия, особенности, критерии // Инновационные процессы в образовании: теория и практика. М., 2001. С. 12−18.
  70. Образовательная политика России на современном этапе. Из доклада Государственному совету РФ // Высшее образование в России № 1, 2002.
  71. Общая экономическая теория (политэкономия) — Под. Ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: IIPOMO Медия, 1995 г. -608 с.
  72. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования / Под ред. Д.т.н., профессора А. Я. Савельева. -М.: НИИВО, 1995.
  73. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования / Поиск. 1997. — № 34−35.
  74. А.П. Маркетинг образовательных услуг / Маркетинг в России и за рубежом. Июль август, 1997. — С. 79−85.
  75. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс, 1995.
  76. А.П. Маркетинг подготовки специалистов в высшей школе. М., Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.
  77. Постановление Правительства Российской Федерации: «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» от 26/06/93 г. № 597. М.: 1993.
  78. Правовое регулирование инновационной деятельности в высшей школе России (методические рекомендации), Москва, Научный центр при государственном комитете РФ по высшему образованию, 1995.
  79. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении плана мероприятий по структурно-функциональным преобразованиям в сфере образования» № 484 от 06/10/99 г. М., 1999.
Заполнить форму текущей работой