Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный этап развития российского общества, характеризующийся проявлением демократических тенденций в политике, переходом на рыночные условия в экономике существенно трансформировал процессы в мировоззрении, этической и эстетической культуре социальных слоев населения. Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность современной студенческой молодежи России… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Музыкальная культура и ментальность студенческой молодежи
  • России. Методологический анализ
    • 1. 1. Особенности ментальности современной российской молодежи
    • 1. 2. Философия музыки и музыкальная культура
  • Глава 2. Трансформация музыкальной культуры в ментальности студенческой молодежи России
    • 2. 1. Причины и следствия трансформации музыкальной культуры в ментальности студенческой молодежи России
    • 2. 2. Онтология трансляции музыкальной культуры

Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобальный кризис всех существующих ранее моделей социализации, с особой остротой проявившийся в постперестроечный период развития российского общества, отозвался изменениями в социальной среде, кризисом ценностных ориентаций в сфере духовной культуры. «Молодежь и культура» — одна из важнейших проблем современности — сегодня, в свете решения политико-экономических задач российского общества, считающихся традиционно первоочередными, оказалась потесненной на периферию. На фоне деградации духовной жизни российского общества, падения культурного уровня населения тема исследования звучит особенно актуально. Отдаляясь от проблем старших поколений, молодежь сегодня вынуждена искать новые пути, формы и стили жизни, вырабатывать новые методы самоутверждения, модели поведения, которые в последующем институируются культурой. Данный процесс приводит к возникновению молодежных сообществ, называемых субкультурами, которые зачастую носят ярко выраженный нонкомформистский характер и поэтому могут быть зачислены в разряд контркультур.

Обособление молодежи можно расценить двояко. С одной стороны, оно характеризует молодежь как субъекта деятельности, строителя собственной жизни по новым образцам. Обособление молодежи продиктовано особенностями ее ментальности, а ее поведенческая активность связана со стремлением молодежи к преодолению определенного общественного стереотипа, определенных социокультурных установок. С другой стороны,. объединение молодежи в контрофициозные группы чревато потерей связей с традиционной культурой, ее ценностным ядром, что, в свою очередь, ведет к нарушению процесса преемственности поколений и к нарастанию в общественном развитии префигуративной тенденции [19, с. 20]. В связи со сложившейся ситуацией ученые, деятели культуры, воспитатели молодежи поставлены перед фактом, заставляющим пересматривать мировоззренческие «установки в духовной сфере российского общества, взгляды на молодежь в целом. Музыкальная культура как составляющая духовной культуры общества, в свою очередь, тоже переживает сегодня сложный период, попадая под влияние усиливающейся с каждым днем коммерциализации, период, обусловленный переходом российского общества на новые социально-экономические условия. Так, оперные театры и филармонические организации поставлены перед фактом переориентации значительной части их аудиторий, в том числе и студенческой, на «аудиовизуальное» (радио, телевидение, звукозапись, видеозапись и т. п.) формы восприятия музыки, на популярные массовые музыкальные жанры. Однако сегодня, объективно оценивая музыкальную жизнь российского общества, мы не можем не сознавать, что центр и специфику ее составляют культурные событияразличные формы театральной, художественной, музыкально-концертной деятельности [31].

Музыка в ряду других искусств обладает исключительной силой воздействия на человека, особенно молодого. Молодежь особенно восприимчива к музыке потому, что это именно та сфера деятельности, которая менее всего подвластна социальному контролю, сфера, которая предполагает больший простор интерпретаций, плюрализм мнений, содержит большие возможности для творческой самореализации. В свете данного утверждения нам видится актуальность темы исследования в рассмотрении возможных путей положительного влияния музыкальной культуры на ментальность российской студенческой молодежи с целью ее корректирования, «оздоровления» и «обогащения». Метод трансляции музыкальной культуры в ментальность российской студенческой молодежи, исследуемый в данной работе, выступает своего рода гарантом преемственности поколений, сохранением ценностного ядра культуры.

Поскольку ментальность является глубинным основанием культуры, то изучение в рамках данного исследования особенностей ментальности современной российской студенческой молодежи — потенциальной силы общества будущего — и музыкальной культуры в их взаимосвязи кажется особенно перспективным.

Несмотря на то, что молодежные проблемы на протяжении нескольких десятилетий активно изучаются как западными, так и отечественными философами, культурологами, социологами, музыковедами, в современной науке до сих пор не разработана концепция комплексного воспитания молодежи, до сих пор отсутствует единство между теорией и практикой изучения ментальности молодежи и проявления этой ментальности в культуре, в том числе музыкальной. Острой критике с нашей стороны подвергаются взгляды представителей западной «философии истории», которые фактически игнорируют вопрос о реализации субъективности подрастающего поколения (Г. Плесснер, Э. Ротхакер, М. Ландман), а также взгляды некоторых представителей западной «философии воспитания», которые провозглашают необходимость ориентации воспитательного процесса на формирование консервативного мироощущения и в то же время культивируют идею юношеского изоляционизма (П. Наторп, О. Больнов). В противовес данным концепциям выступает точка зрения М. Мид на проблему преемственности поколений, которая позволяет рассматривать кофигуративные тенденции, проявляющиеся в современной социокультурной ситуации как неизбежный и реальный факт, характеризующий новый этап развития современной цивилизации и культуры.

В определении молодежи как социально-демографической группы российского общества мы опирались на такие авторитеты в отечественной науке, как. С. Иконникова, В. Лисовский, И. Копылов, В. Оссовский, Т. Ойзерман, М. Топалов, И. Суханов и др. Нисколько не умаляя заслуги этих авторов в разработке понятия молодежи, мы все же не можем не отметить.

Некоторую обобщенность большинства подходов к определению понятия * молодежи, отсутствия целостной системы дифференциации молодежи по тем иди иным признакам, наблюдавшееся у перечисленных авторов.

I,.

При исследовании проблемы ментальности мы ссылались на наиболее фундаментальные работы отечественных ученых В. Грушина, В. Бичева, В. Оссовского, А. Гуревича, И. Кондакова, В. Кантора, американского социолога Ф. Ол л порта. Особый интерес в этой связи представляет работа В. Шкурина, исследующая влияние средств массовой информации на формирование ментальности и ценностных ориентаций молодежи [109]. При рассмотрении феномена музыки как искусства с социальнофилософских позиций были привлечены произведения западных философов второй половины XIX века: Э. Ганслика, Э. Гуссерля, Т. Адорнорусских ученых первой половины XX века: Б. Асафьева, А. Лосева, Е. Казайкинскогосовременных отечественных авторов: М. Уварова, Р. Тельчаровой. Проблемы современной музыкальной культуры, нашедшие отражение в ряде исследований философов Е. Дукова, J1. Гольдина, Р. Тельчаровой, социологов музыки А. Сохора, Е. Назайкишского, А. Цукера и др. и используемые для анализа в диссертации, так или иначе затрагивают проблему эстетического воспитания молодежи. В диссертации анализируется также ряд методик современных отечественных и западных философов (А. Моля, JI. Кадцына, Ю. Осокина), которые, могли бы быть использованы в качестве теоретического обоснования нашей авторской концепции трансляции музыкальной культуры в ментальность российской студенческой молодежи. Однако ни одна из анализируемых нами теорий не является вполне состоятельной, поскольку либо не учитывает особенности ментальности студенческой молодежи, либо не основана на глубоких профессиональных знаниях в области музыки. В исследованиях студенческой аудитории мы опирались главным образом на тот немногочисленный теоретический материал последних десятилетий, который представлен научнотеоретическими разработками отечественных авторов 3. Сикевич, о). Фаустовой, Е. Дукова, В. Цуккермана и более разнообразный и. основательный эмпирический материал, представляющий основу социологических исследований групп студенческой молодежи. Социологические исследования студенческих групп молодежи с целью выявления ценностных музыкально-эстетических приоритетов, уровня эстетической культуры и образования представлены достаточно широко и всесторонне в работах авторитетных социологов музыки А. Сохора и В. Медушевского, а также более молодых авторов — Ю. Капустина* В. Шкурина, В. Першуткина. и др. Данные исследования частично восполняют пробел в области теории изучения музыкальных приоритетов в молодежной среде и могут служить яркой иллюстрацией процесса поляризации ценностных ориентаций, который имеет место в среде российской студенческой молодежи.

В связи с тем, что процесс влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России не является вполне исследованным в современной науке, актуальность темы нашей работы возрастает, и это обусловливает основные цели и задачи исследования.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы выполнить социальнофилософский анализ процесса влияния музыкальной культуры на ментальность современной студенческой молодежи России.

На пути достижения этой цели мы ставим перед собой ряд задач:

1) выявить особенности ментальности студенческой молодежи России в социально-исторических условиях современности;

2) дать философское обоснование феномена музыки;

3) концептуализировать понятие современной музыкальной культуры;

4) выявить процесс трансформации ценностей музыкальной культуры, имеющий место в ментальности студенческой молодежи России;

5) разработать методику трансляции ценностей музыкальной культуры в ментальность студенческой молодежи России с целью ее оздоровления и обогащения.

Объектом исследования является ментальность студенческой молодежи современной России. Студенческая молодежь как социально-демографическая группа, имеющая четкие возрастные и социально-психологические характеристики, рассматривается в работе с двух позиций. Во-первых, студенческая молодежь выступает как объект социального воздействия (концепции западных философов Г. Плесснера, Э. Ротхакера, М. Ландмана, П. Наторпа, О. Больнова). Во-вторых, молодежь выступает в качестве субъекта общественных отношений (концепции М. Мид, Ф. Коэна, М. Брэйка, Д. Хейдиджа, отечественных авторов С. Иконниковой, В. Оссовского, В. Лисовского, И. Копылова, М. Топалова). Первая из указанных позиций подвергается в нашем исследовании резкой критике, поскольку не только снимает проблему поколенческих изменений, но и ставит под сомнение саму идею общественного прогресса. Вторая из указанных выше позиций акцентирует внимание на роли молодежи как субъекта общественных отношений, на ее дееспособности и поэтому кажется нам наиболее перспективной. Социально-философский анализ особенностей ментальности студенческой молодежи России, проведенный в исследовании, стал ключевым звеном в понимании данной позиции. Ментальность студенческой молодежи России как предмет исследования понимается нами как синоним общественного мнения. В работе неоднократно подчеркивается близость данного понятия к сфере обыденного сознания, его духовно-практическая сущность. Акцентируется внимание на таком свойстве ментальности, как способность к изменению, трансформации под влиянием различных социо-культурных условий.

Предметом исследования является процесс влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России. В работе феноменологически исследуется предмет музыки как искусство, I концептуализируется понятие музыкальной культуры как системы ценностей, включающей процессы музыкального творчества, исполнения и восприятия. Анализируются структурные составляющие музыкальной культуры: музыкальное сознание и музыкальная деятельность, процессуальная сторона которых рассматривается в тесной взаимосвязи со становлением и развитием ментальности студенческой молодежи России.

Социальнофилософский анализ современного состояния музыкальной культуры в целом и отечественной музыкальной культуры в частности* проведенный в работе, дал ряд существенных результатов.

Во-первых, исследование предмета музыки, изучение процессов, имеющих место в истории музыки, музыкальном образовании и воспитании, музыкознании в целом, осуществляющихся в тесной связи с формированием и развитием философского знания выявило взаимообособленность тенденций, характер их проявления соответственно как в музыкальной, так и в философской науке.

Во-вторых, данная взаимообусловленность тенденций и процессов не случайна, поскольку имеет социальную природу и напрямую связана с этапами общественного развития.

В-третьих, и это наиболее важный результат исследования, музыкальная культура является не. только следствием формирования и развития ментальности студенческой молодежи России. Ценности музыкальной культуры, ее духовный потенциал должны стать необходимым условием и средой для развития, обогащения и оздоровления данной ментальности. Таким образом, взаимообусловленность таких понятий, как ментальность студенческой молодежи России и музыкальная культура, становится очевидной, так же, как очевидна взаимообусловленность объекта и предмета данного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

Первое. В работе последовательно проводится мысль о том, что проблема человека и музыкальной культуры имеет философский аспекты. Основным критерием оценки данной проблемы в работе выступает категория ценностей эстетических, нравственных, интеллектуальных, политических и т. п., которые рассматриваются в системном взаимодействии через проявление ментальности студенческой молодежи современной России.

Взаимоотношения человека и музыки формируются и реализуются в широчайшей системе: общество — микросреда (референтная группа) — личность — культура в целом — субкультура — музыкальная культура, ее направления и инфраструктура. Изучение процесса трансформации ценностей музыкальной культуры, которая имеет место в ментальности студенческой молодежи, позволило выявить взаимообусловленность и диалектическое единство категорий ментальности и музыкальной культуры, усилить социальнофилософский аспект проблемы.

Второе. Междисциплинарный характер исследования, предполагающий сочетание методов социальной философии, культурологии, музыкальной социологии и музыковедения, предполагает системный подход к проблеме. Воедино связываются представления о месте человека в окружающем мирепонимание своего личностного предназначения посредством музыкального освоения действительности для студенчества, как для потенциальной силы российского общества, приобретает эвристическую функцию.

Третье. Концепция трансляции ценностей музыкальной культуры в ментальность студенческой молодежи России интегрирует несколько ранее утвердившихся в философии и теории музыкального воспитания тенденций, однако она обладает новизной и оригинальностью.

Первая составляющая концепции — опора на качество, профессионализм и эстетическую ценность каждого транслируемого музыкального произведения, это новая трактовка основ теории музыкального воспитания России второй половины XIX века. Вторая составляющая концепции трансляции музыкальных • i произведений — своеобразное преломление феноменологии Э. Гуссерля — рассматривает музыку как процесс, сочетание непрерывности и ди’скретности, а стадиальность в пределах конкретного музыкального произведения связывает со стадиальностью в пределах жизненного цикла.

Наконец, третья составляющая концепции трансляции музыкальных произведений в ментальность студенческой молодежи основан на методах теории информации К. Шеннона, их преломлении применимо к области эстетического восприятия А. Молем. Однако метод, основанный на равновесном сочетании в транслируемом музыкальном произведении — объекте семантической и t эстетической информации, предлагаемый А. Молем, существенно модифицирован в данном исследовании. Речь идет о сочетании в пределах музыкального объекта новаций и инноваций, что означает поиск компромисса в сфере ментальных установок студенчества, в сфере процесса музыкального восприятия с целью его активизации.

Четвертое. Основным методом идентификации общественного мнения студенческой молодежи в исследовании становится социологический опрос. Результаты социологических исследований, проведенных в 2000;2002 гг. среди студенчества Новосибирского государственного технического университета показали достаточно стабильную картину эстетических предпочтений, вкусов, мнений респондентов, причем при сравнении результатов социологических исследований, проводимых в других вузах, картина проявилась аналогичная.

Пятое. В заключении исследования приводится ряд конкретных предложений по изменению культурной политики внутри вуза, главным образом речь идет о расширении сферы эстетического образования. При условии выполнения изложенных предложений можно было бы радикально изменить ситуацию в духовной сфере применимо к студенческой молодежи, российскому обществу в целом.

Основные положения диссертации, которые мы считаем целесообразными для представления к защите, следующие.

1. Проблема влияния музыкальной культуры на человека есть проблема философская. Только определив предмет музыки феноменологически (Э. Гуссерль, А. Лосев, Б. Асафьев), исследовав ее специфические особенности как вида искусства, можно понять, почему именно к ней так восприимчива молодежь.

2. Трактовка студенческой молодежи России как субъекта деятельности обусловлена явлением трансформации в ее ментальности ценностей музыкальной культуры. Процесс трансформации музыкальной культуры в.

• ментальности современной студенческой молодежи России является отражением противоречий данной ментальности, заложенной в ее особенностях.

3. Ретроспективный взгляд на историю развития музыкальной культуры, исследования ее современного состояния, сравнительный анализ методов музыкального воспитания на Западе и в России позволяет сделать вывод о том, что музыкальная культура обладает способностью влиять' на ментальность современной молодежи, формировать и корректировать ее.

4. Для усиления эффективности влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России с целью ее оздоровления и обогащения необходимо качественно изменить подход к проблеме трансляции ценностей музыкальной культуры. Основополагающим принципом трансляции музыкальной культуры в ментальность молодежи должен стать метод, основанный на сочетании художественно-эстетической ценности, качества и профессионализма транслируемых музыкальных произведений.

5. Социальнофилософский смысл данного процесса трансляции предполагает осознание современной студенческой молодежью России места музыкальной культуры, которое она занимает в системе знаний и представлений о мире, как цельного компонента мировоззрения, отражающего гармонию этого мира, его реалии, а не иллюзорную' абстракцию сознания.

Теоретико-методологическую основу диссертации составляют:

— социальнофилософский анализ ментальности студенческой молодежи России;

— философское исследование предмета музыки и музыкальной культуры;

— сравнительно-исторический анализ теорий музыкального воспитания и образования;

— структурно-функциональный анализ концепций трансляции музыкальной культуры.

Междисциплинарный характер исследования, предполагающий сочетание методов философии, культурологии, музыкальной социологии и эстетики, содержит системный подход к проблеме. Воедино связываются представления о месте человека в окружающем его мирепонимание своего личностного предназначения посредством музыкального освоения действительности для студенчества как для потенциальной силы российского общества, приобретает эвристическую функцию.

Эмпирический материал, который послужил практической основой диссертации, служит не только яркой иллюстрацией к теоретическим положениям работы, но и подтверждением и обоснованием ряда гипотез, выдвигаемых автором, позволяющим спрогнозировать ситуацию в молодежной студенческой среде на много лет вперед. Общественное мнение с трудом поддается изучению и анализу, поскольку на него оказывают влияние различные факторы: социально-бытовые и психологические условия его появления и функционирования, влияние средств массовой информации и т. п. Одним из основных методов идентификации общественного мнения до сих пор остается социологический опрос [7, с. 21]. Путем социологического опроса, наблюдения за студенческой аудиторией в данной работе обобщаются и излагаются взгляды молодежи на музыкальную культуру в целом, отдельные ее направления, ценностные приоритеты в молодежной студенческой среде. Этот эмпирический материал, по нашему мнению,.

I, оказывается иной раз более ценным, чем умозрительные теоретические изыскания в этой области.

Эмпирический материал диссертации представлен главным образом социологическими опросами, проводимыми в среде студенчества гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Новосибирска. Большая часть приводимых в работе результатов социологических опросов собрано автором и получено в студенческой среде Новосибирского государственного технического университета за период с 1999 по 2002 гг. Полученные результаты исследования могут быть использованы: а) в разработке документов, регулирующих содержание культурной политики, проводимой в отношении к молодежи и другим социальным группам населенияб) в разработке документов вузовской системы образованияв) в подготовке и разработке специальных учебных курсов и других эстетических дисциплинг) в качестве теоретической основы для методологических исследований в области молодежной политики, образования и культуры.

Основное содержание работы нашло отражение в публикациях автора, в том числе в двух статьях.

Основные положения диссертации докладывались на международной конференции в НГТУ по проблемам гуманитарного образования в 2000 г., обсуждались на теоретических семинарах кафедры философии НГТУ. По теме исследования был прочитан специальный курс для студентов технических и гуманитарных специальностей НГТУ.

1. Современный этап развития российского общества, характеризующийся проявлением демократических тенденций в политике, переходом на рыночные условия в экономике существенно трансформировал процессы в мировоззрении, этической и эстетической культуре социальных слоев населения. Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность современной студенческой молодежи России обнаруживает тесную взаимосвязь, диалектическое единство категорий ментальности студенческой молодежи и музыкальной культуры, которые оказываются в причинно-следственной зависимости друг от друга и от объекта исследования — студенческой молодежи.2. Выявляя последовательно особенности ментальности современной студенческой молодежи России и музыкальной культуры современности, необходимо констатировать наличие противоречий в характере их проявления, вследствие полярности установок, обнаруживающих несовершенство обеих систем.3. Вследствие противоречивости характера проявления ментальности студенческой молодежи России и музыкальной культуры современности становится вполне очевидным, что обе системы нуждаются в существенной корректировке, «оздоровлении» и «обогащении», гармонизации начал.4. Смысловое значение изложенной в диссертации концепции трансляции ценностей музыкальной культуры в ментальность студенческой молодежи России состоит в равновесном сочетании музыкальной традиции и новации, представленных в транслируемых произведениях, которое в перспективе должно обеспечить развитие «ментального поля» студенческой молодежи вширь, обогатив его новыми представлениями об окружающем мире в его ' единстве и многообразии. Данный метод трансляции в состоянии обеспечить: не только должный уровень ментальности студенческой молодежи, но и поднять на качественно новый уровень музыкальную культуру современного российского общества. Итоги социологических исследований среди студенчества, анализируемые в данной работе, позволяют высказать оптимистический прогноз по поводу развития ситуации в дальнейшем. В многовековой истории человечества периодически проявлялась тенденция «Возрождения», т. е. возвращения к традициям прошлых эпох, пересмотр некоторых концепций разумно сочетался с оценкой преимуществ данной, конкретной эпохи. На основе данной переработки рождались новые идеи — прлитического, экономического, нравственного, эстетического характера, трансформировались ментальные установки социальных групп населения, которые в последующем институировались культурой. Этот пересмотр, переработка традиций теперь уже сама стала традицией. Мы надеемся, что ретроспективный взгляд на культурно-историческое наследие заставит молодежь не отказываться от того лучшего и истинно ценного, что существует в культуре, в том числе музыкальной, поможет ей воссоздать произведения музыкальной классики, «вдохнуть» в них новый смысл и содержание. Если жепредположить, что данная связь, существующая между историческими эпохами, поколениями, культурами, перестанет существовать, тогда и сама культура, ее существование потеряет для человечества всякий смысл. В истории человечества музыка на протяжении многих веков служила не только эстетическим фоном эпохи, она отражала ее дух, процессы происходившие в обществе, ментальность каждого народа. Однако роль музыки состоит не только в том, чтобы констатировать уже случившийся исторический факт или комментировать событие, но и в том (что гораздо.

важнее), чтобы прогнозировать ситуацию, формировать мировоззрение, воспитывать нравы. Музыка в современном обществе должна выполнять роль своего рода катализаторасмягчая нравы общества, музыка призвана и сглаживать конфликт между поколениями. Тем не менее допуская, что музыкальная культура сохранится, мы также должны допустить, что сохранятся и культурные ценности, что подлинные качества музыкального искусства в обозримом будущем будут процветать — богатство воображения, изобретательность выдумки, сила и ясность выражения, соответствие пропорций, — все, что составляет внутреннюю и внешнюю основу мастерства, в конечном счете будет по-прежнему преобладать. При всех колебаниях критического климата, какими бы ни были судьбы отдельных художников или эстетических тенденций, искренность прямо или косвенно внесет свой вклад, способствуя его росту и сохранению [9]. В этом отношении в мире нет более опасного симптома, нет более разрушительного образа мыслей, чем широко распространенная склонность доверяться пропаганде пессимизма. По справедливому, на наш взгляд, утверждению П. Сорокина, «…тщательное изучение ситуации показывает, что настоящий кризис представляет собой лишь разрушение чувственной формы западного общества и культуры, за которым последует новая интеграция, столь же достойная внимания, каковой была чувственная форма в дни своей славы и расцвета» [84,с.433]. Студенческая молодежь России, обладающая большим интеллектуальным потенциалом по сравнению с другими группами молодежи, является наиболее перспективной силой российского общества, его надеждой на будущее. Студенческий вуз как образовательная структура обладает большим преимуществом по сравнению с другими социальными институтами в методах организации больших по численности аудиторий, способах воздействия, стимуляции и корректировки общественного мнения в студенческой среде,. 'пов1>1шения уровня социализации студентов, их общей культуры и интеллигентности. Творческое начало, как справедливо отмечает Э. Фаустова, необходимо во всех сферах жизни человека — «от профессиональной деятельности до семейных отношений» [197, с. 120]. Эстетическая культура формирует отношение к будущей профессиональной деятельности, поскольку подлинная реализация в этой деятельности осуществляется по законам целесообразности и красоты, профессионализма и качества. Успех будущей профессиональной деятельности студента во многом зависит от сочетания рациональной и эмоциональной сфер личности, которое в идеале может дать обучение в вузе. Процесс расширения поля культуры вузовской молодежи за счет ценных в эстетическом отношении произведений искусства уже пустил корни в системе вузовского образования. В отдельных вузах страны проходит апробация различных систем эстетического воспитания, в которых успешно сочетаются комплекс различных форм учебной и внеучебной деятельности, преподаются курсы теории и истории мировой культуры, эстетики, читаются музыкальные спецкурсы. Издавна замечены такие парадоксальные полярные качества музыки, как ее непосредственная эмоциональность и в то же время близость к сфере абстрактно-логического мышленияее способность объединять людей в едином порыве и вместе с тем взывать к самому сокровенному в душе. Все это позволяет именно в музыке видеть своеобразный противовес углубившемуся в конце XX века процесс технизации и рационализации образа жизни" [80, с. 184]. Современная социокультурная ситуация достаточно остро ставит перед обществом, образованием и воспитанием проблему духовного развития студенческой молодежи. Для решения этой проблемы необходима комплексная система методов совершенствования и развития сферы культуры: от процессов массового художественно-эстетического воспитания до организации в сфере культурной деятельности. Трудно не согласиться с •точкой зрения М. Щетинина, что «искусство и все предметы эстетического цикла — мощный фактор формирования нравственной позиции человека, его мировоззрения тогда, когда оно средство на пути к человеку» [112]. Основное В воспитании — культура мышления, поведения, общения. Она не может возникнуть в «прохождении» того цикла предметов, которые составляют сегодня учебную программу, где преобладают негуманитарные знания. Необходимо, чтобы в процессе обучения на равных были представлены предметы образно-логического и понятийно-логического циююв, способствующие целостному и гармоничному мировосприятию. Несомненно, сейчас именно то время, когда процесс подготовки только узких специалистов внутри российского вуза постепенно уходит в прошлое. По справедливому утверждению И. Копылова «…жизненно необходимо преодолеть тенденцию одностороннего рационализма, узкого профессионализма и технократизма в образовании. Для этого нужна не словесная, а реальная гуманитаризация высшего образования. Нужно готовить прежде всего интеллигентов. Под этим утверждением мы имеем в виду подлинное значение этого слова — людей, умеющих глубоко и творчески мыслить» [36, с. 186]. Практика показывает, что современная жизнь требует от молодых специалистов незаурядного ума, разносторонней эрудиции, культурной образованности, хорошего вкуса, соответствующего имиджа и отличных манер. Наряду с идеей творческого самораскрытия личности воспитание в молодых людях такого рода качеств через приобщение к прекрасному должно стать главной задачей не только российской науки, культуры и образования, но и задачей общества и государства в целом. В заключение считаем целесообразным изложить ряд предложений для организаторов внутривузовской работы со студентами, которые, на наш взгляд, будут способствовать развитию, «обогащению» и «оздоровлению» ментальности студенческой российской молодежи.Первое. Внести в учебный план занятий для студентов гуманитарных и негуманитарных вузов очной формы обучения предмет по выбору, изз^ающий музыкальную культуру.Второе. Выделить необходимую для занятий по данному предмету специально оборудованную аудиторию для прослушивания музыкальных произведений.Третье. Расширить библиотечный фонд за счет поступления книг, журналов по музыкальной культуре, нотно-музыкальной литературе.Четвертое. В структуре и содержании учебных курсов для студентов по предметам «философия» и «культурология» значительное место уделять эстетической культуре, информации по различным видам искусства, в том числе музыкальной информации.Пятое. Организовывать регулярные абонементы для любителей музыки, лекцииконцерты с участием коллективов филармонии и других центров культуры и искусства внутри вуза.Шестое. С помощью печатных изданий постоянно информировать студенческую молодежь о различных культурных событиях внутри вуза, города.Седьмое. Способствовать образованию студенческих центров музицирования, прослушивания музыки, музыкально-концертной деятельности студентов как внутри, так и вне вуза.Восьмое. Обеспечить доступность посещений студентами залов филармонии, консерватории, театров и других центров культуры и искусства.Девятое. Повысить целенаправленность и усилить пропаганду произведений русской музыки с целью воспитания гражданственности и патриотизма у молодежи.Десятое. Исходя из вышеизложенного, при условии осуществления на практике данных предложений преобразовать каждый вуз страны в центр науки, образования и культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Самое большое предпочтение из всех видов искусств оказано музыке (80%).
  2. Мнения студентов относительно функционального назначения музыки разделились почти поровну. Так, 55% респондентов определили музыку как часть духовной культуры общества, 45% оценили музыку как чистое развлечение.
  3. Музыка занимает большое место в жизни у 52% респондентов, небольшое место у 42%, никакого места — у 6%.
  4. Начальное музыкальное профессиональное образование получил 26% респондентов, из них 17% владеют гитарой, 14% фортепьяно.
  5. Популярная музыка оказывает положительное влияние на сознание молодежи у 13% респондентов, отрицательное у 27,8%, никакого — у 33,8%.
  6. Наиболее полное представление о мире дает музыкальная классика — ответили 54%, рок-музыка -18,2%, джаз 12,3%, народная музыка -20,7%, духовная -9%, авторская песня — 29,5%.
  7. Наличие недостаточности собственного музыкального образования и необходимость его продолжения отметили 75% (!) респондентов. По результатам данного социологического опроса можно сделатьIСледующие выводы.
  8. Характеристика любого звукового объекта включает возможность воспроизведения, которая в связи с развитием грамзаписи обеспечивает музыкальному произведению гарантию вечности.
  9. Т. Введение в социологию музыки. Вып. 2. — М., 1977. — 139 с.
  10. Ю.Б. Музыкальное воспитание / Музыкальная энциклопедия. Т. 3. / Гл. ред. Ю. Келдыш. М., 1976. — 1104 е.: ил.
  11. О. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М., Л., 1948. — 109 с.
  12. .В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. — 116 с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. — 445 с.
  14. Л. Музыка всем. М., 1978. — 322 с.
  15. В. Мораль и социальная психика. М., 1978. — 215 с.
  16. Г. Г. Молодежь в информационном обществе. — М., 1990. — 216с.
  17. Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. — 204 с.
  18. Э. О музыкально прекрасном // Музыкальная эстетика Германии XIX века. Т.2. М., 1982. — С. 200−210.
  19. Гармонический человек: Из истории гармонически развитой личности: Сб. ст. / Сост. П. Трофимов. М., 1965. — 218 с.
  20. Гегель. Эстетика. В 4 томах. Т. 1. М., 1968. — 312 с.
  21. Л.И. Космическое и земное. — М.: Знание, 1989. — 63 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. Эстетика. 1989. № 6).
  22. .А. Мнение о мире и мир мнений. — М., 1967. — 400 с.
  23. А.Я. Еще несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры // Одиссей. М.: Наука, 1990. — 222 с.
  24. П.С. Философия культуры. М., 1995. — 288 с.
  25. В. Непослушное дитя биосферы. М.: Педагогика-Пресс, 1994.-115 с.
  26. Е. Социология музыки и музыкальная культура молодежи. М., 1987.-100 с.
  27. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., 1981. — 119 с.
  28. С.Н., Лисовский В. Т. Динамика ценностных ориентаций • молодежи в период реформ / Молодежь в условиях социально-экономическихреформ. СПб., 1995. — С. 5−13.
  29. Д.М. Про трех китов и про многое другое. — М., 1972. —. 223 с.
  30. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  31. М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1995. — 325 с.
  32. М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. — 544 с.
  33. Ю.Н. Лекции об искусстве в техническом вузе. — М., 1985. — 49 е.
  34. И. Соч.: в 6 томах. М.: Мысль, 1965. — Т. 4. — Ч. 1. — 543 с.
  35. И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. — 367 с.
  36. В.К. Меняется ли российская ментальность / вопросы философии. 1994. — № 1. — С. 25−54.
  37. Ю. Музыкант-исполнитель и публика: Исследование. — Л., 1985.- 159 с.
  38. Ю. Закономерности развития музыки в социалистическом обществе // Советская музыка, 1976. — № 6. С. 14−16.
  39. П. Культура постмодерна. М., 1997. — С. 191.
  40. И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории. -М.: Книжный дом 2Университет
  41. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. -696 с.
  42. И., Леонов В. Онтология социальной системы России. — Новосибирск, 1997.-226 с.
  43. Ю. Русская мысль о музыке. Т. I. Л., 1954. — 286 с. 1.
  44. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. — Саратов, 1995. 139 с.
  45. А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985. — 163 с.
  46. Культурология, XX век: Антология (Вебер М., Рихкерт Г. и др.). М, 1995.-703 с.
  47. М.Д., Уварова Е. Л. Интерпретации проблем молодежи. Западные концепции и варианты. Харьков, 1989. — 113 с.
  48. М.В. Выразительность как проблема эстетики: Материалы к курсу «Философия искусства». Саранск, 2000. — 24 с.
  49. Д. Хоровое пение в русской школе. М., 1957. — 102 с.
  50. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. — 525 с.
  51. А.Ф. Музыка как предмет логики. — М., 1990. 261 с.
  52. А.Ф. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем / Вопросы эстетики. Вып. 8. -М., 1968. — № 196.
  53. А. Эллинистически-римская эстетика I—II вв.. н.э. М., 1979. -416 с.
  54. А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. М.: Мысль, 1998. — 750 с.
  55. Г. Своеобразие эстетического. Тт. 1−4. — М., 1986. — с. 5−71.
  56. К. Поли. собр. соч. Т. 1. 2-изд. М., 1954. — 698 с.
  57. Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. — 317 с.
  58. Массовая информация и общественное мнение молодежи. — М.: Беларусь, 1989.-79 с.
  59. В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. — 304 с.
  60. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. — 210 с.
  61. Мид. М. Культура и мир детства. М., 1988. — 429 с.
  62. И. Поговорим о музыке: Книга для молодежи. — М.: Беларусь, 1989.-79 с.
  63. Молодежь и культура / Отв.ред. С. Н. Иконникова. М., 1977. — 234 с.
  64. Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992. — 231 с.
  65. Молодежь: будущее России: Сб. науч. ст. / Отв. ред. В. Т. Лисовский. -М., 1995.-238 с.
  66. Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. — С. 307.
  67. А. Теория информации и эстетического восприятия. М., 1966. -348 с.
  68. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  69. Музыкальное воспитание в современном мире / Материалы IX конф. ISME.-M., 1973.-48 с.
  70. Е. Психология восприятия музыки. М., 1972. — 386 с.
  71. Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М., 1980. — 318 с.
  72. В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси, 1978. — 69 с.
  73. Д. Проблема культурного отчуждения молодежи (в контексте современного российского общества): Автореф. дис.. канд. филоф. наук. Новосибирск, 1998. — 24 с.
  74. Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1990. — Т. 1. — 829 с.
  75. Ф. Казус Вагнера / Ницше Ф. Соч.: в 2 т. Т.2. — М., 1990. — С. 50.
  76. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  77. Ю.В. Художественная культура в процессах социокультурной дифференциации: Автореф. дис. канд. филоф. наук. М., 1995. — 24 с.
  78. И. Российская ментальность: Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1994. — № 1. — С. 30.
  79. С.Н. Между отчаянием и надеждой: социализация молодежи в условиях кризиса. Ч. И. — Новосибирск, 1994. 60 с.
  80. X. Советская молодежь как «субъект и объект строительства коммунизма» // Молодежь России на рубеже веков 90-х годов. Кн. 2.-М., 1992.- 399 с.
  81. Платон. Собрание соч.: в 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1993.-Т. 1.-528 с.
  82. К. Открытое общество и его врани. — М., 1992. Т.2. — 258 с.
  83. Психология: Словарь / Под ред. А. Петровского. М., 1990. — 494 с.
  84. С. Место в культуре место в практике // Советская молодежь.- 1984.-№ 10.-С. 10−15.
  85. . Эстетическое сознание и духовный мир личности. М.: Знание, 1984.-96 с.
  86. З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Л., 1990. -204 с.
  87. Современная буржуазная философия человека. Киев, 1985. — 302 с.
  88. Современный Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. — 622 с.
  89. П.А. Социальная и культурная динамика. М.: МФК, 1999. -С.433.
  90. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-540 с.
  91. А.Н. Бит или не бит? // Вопросы социологии и эстетики музыки. -Л., 1980.-416 с.
  92. А. О массовой музыке // Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980. — С. 287.
  93. В. Собрание сочинений. Т. 3. СПб., 1894. — 517 с.
  94. В.Е. Детство в условиях разных культур // Вопросы1.•психологии. 1979. — № 6. — С. 10−13.
  95. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. — М., 1.1976.-216 с.
  96. Г. М., Шпенглер О., Хейзинга Й.: две концепции кризиса культуры. М., 1988. — 269 с.
  97. Р.А. Введение в феноменологию музыки. М., 1992. — 214 с.
  98. Р. Музыка и культура (личностный подход) // Знание. — М., 1986.-64 с.
  99. Г. Психология музыкальных способностей / Избр. труды в 2-х т. М.: Изд-во АПМ, 1947. — 328 с.
  100. М.И. К проблеме новых форм социальной и культурной активности молодежи / Молодежь и проблемы современной художественной культуры. — Л., 1990. С. 13−21.
  101. М.С. Архитектоника исповедального слова. — Изд-во «Алетейя», 1998. 246 с.
  102. М.С. Философия и музыка: Диалог противоположностей? (монография в соавторстве). СПб. — Тирасполь, 1993. — 300 с.
  103. Э.Н. Культура студенческой молодежи: социально-философский аспект. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 195 с.
  104. Е.В. Менталитет человека. — Новосибирск, 1999. 74 с.
  105. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. -576 с.
  106. .М. Пути развития средств массовой коммуникации. — JI., 1977.-228 с.
  107. В. Социологические формы осознания музыкальной жизни и культуры в музыкознании 20-х годов // Музыкальное искусство и наука. Вып. З.-М., 1978.-403 с.
  108. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
  109. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992. С. 39.
  110. А. Ирок, и симфония.-М., 1993.-304 с.
  111. В. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М., 1972. — 204 с.
  112. Т.В. Музыка в истории культуры (Курс лекций для студентов-немузыкантов). Вып.1. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 218 с.
  113. Т. Типология советской массовой культуры между «Брежневым» и «Пугачевой». -М., 1994. — 215 с.
  114. Н.Г. Избранные эстетические произведения. — М.: Искусство, 1974. 550 с.
  115. В.Н. Средства массовой коммуникации и некоторые проблемы формирования музыкальной культуры молодежи. // Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. М., 1985. — 306 с.
  116. А. Мир как воля и представление / Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5 т. — М., 1992. — Т.1. — С.261.
  117. Р. Извечная ценность музыки И Правда. 1988. — 16 сентября.
  118. М. На пути к человеку // Советская музыка. 1982. — № 2. — С. 3−15.
  119. Эстетика: Словарь / Под. общ. ред. А. Беляева. М., 1989. — 455 с.
  120. Basin Y. Semantic philosophy of art: A critical analysis. M., 1979. — 248 p.
  121. Breh K. Mutation Musikalischer Kommunikation durch High Fidelity und Stereophonie. Karlsruhe, 1980. — 304 p.
  122. Brogen P. The Problem of Hing Culture and Mass culture. N.Y., 1980. — 411 p.
  123. Budd Malcolm. Music and the Emotions. London — Boston, 1985. — 190 p.
  124. Finkelstein S. How music expresses ideas. N.Y., 1976. — 142 p., 119. Husserl E. Idees directrices pour une phenomenologie et une philosophie «phenomenologique pure. P., 1950. — P. 169.. 120. O’Connor J. Not pilling strings. — London, 1987. — 164 p.
  125. Shannon C.E., Weaver W. The mathematical theory of communication. — Urbana,. 1949. — 117 p.
  126. Wilson, Stan Le Roi. Mass media / Mass culture. N.Y. 1992. — 460 p.
  127. Dahlhaus C. Uber die Schwierigkeit vom Neue zu reden / Neue Zeitschrift fur Musik. 1974. — N 4. — S.226.
Заполнить форму текущей работой