Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С одной стороны, МСБ выступает фактором обеспечения ее устойчивости. При этом присущая ему стабилизирующая роль связана не только с занимаемым им местом в системе хозяйственных связей, но и с присущей ему гибкостью. Что касается места в системе хозяйственных связей, то МСБ выступает интегратором технологической, экономической и институциональной сторон. Обеспечивая взаимодействие между крупными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в национальной экономике
    • 1. 1. Экономическая природа малого и среднего бизнеса и его роль на разных этапах развития хозяйственной системы
    • 1. 2. Состояние и тенденции развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
    • 1. 3. Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики
    • 1. 4. Зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса: финансовые и нефинансовые меры
  • Глава 2. Совершенствование системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики Казахстана
    • 2. 1. Формирование системных мер поддержки МСБ в Республике Казахстан
    • 2. 2. Совершенствование финансовых и нефинансовых мер поддержки Малого и среднего бизнеса
    • 2. 3. Направления совершенствования институциональных условий функционирования малого и среднего бизнеса Казахстана

Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Для Казахстана, как и для России, модернизация экономики является в настоящее время стратегической задачей, решение которой определит направленность развития их экономик на перспективу, а также их место в мировой хозяйственной системе. Задачи модернизации находятся в фокусе социально-экономической политики руководства Казахстана, о чем заявил Президент Казахстана Н. А. Назарбаев в своем послании к народу Казахстана в 2012 году [3].

С 2000 года Казахстан демонстрирует устойчивые темпы экономического роста, а на смену чисто институциональным преобразованиям пришли задачи структурной реорганизации. Экономическая модернизация Казахстана ориентирована на преобразование производительных сил и институциональной среды с целью повышения устойчивости экономического развития и конкурентоспособности страны. Практика показывает, что достижение поставленных задач требует учета роли малого и среднего бизнеса (МСБ) в развитии экономики.

Особенно явно значимость роли МСБ проявилась в условиях мирового финансового кризиса. Преодоление экономикой Казахстана последствий этого кризиса выявило, что МСБ обладает не только значительным потенциалом устойчивости, но при определенных условиях может стать важным фактором экономического роста, занятости, активизации конкуренции и инновационной деятельности. Большая гибкость по сравнению с крупными предприятиями обеспечила казахстанскому МСБ рост производительности в период кризиса наряду с решением проблем региональной занятости. В период кризиса Казахстан столкнулся с феноменом наибольшего вклада в создание рабочих мест в секторе малого и среднего бизнеса, что выдвинуло этот сектор на первый план в качестве социальной основы необратимости процессов экономической модернизации. В этой связи стали актуальными вопросы уточнения приоритетов политики экономической модернизации, исходя из роли малого и среднего бизнеса в экономическом развитии вообще и в условиях нестабильности мировой финансово-экономической системы, в частности.

Между тем эмпирический анализ показывает, что в странах с транзитной экономикой, включая и Казахстан, указанное обстоятельство не нашло пока должного осознания. Теоретические исследования в области трансформационных процессов акцентируются на задачах структурной диверсификации без адекватного учета роли МСБ в экономических преобразованиях. В настоящее время актуальность исследования проблемы государственной поддержки МСБ стоит особенно остро, так как связана с необходимостью активизации роли этого сектора в решении задач модернизации экономики. Практическая значимость анализируемых в диссертации вопросов не ограничивается рамками экономики Казахстана, а полученные на основе этого научные результаты могут найти применение в России и в других странах, решающих сходную задачу, что особенно актуально в свете формирования интеграции экономик России, Белоруссии и Казахстана.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблем предпринимательства, в том числе малого и среднего, нашло широкое освещение в научной литературе. Его анализ представлен в работах таких известных ученых, как У. Баумоль, X. Варнеке, А. Маршалл, М. Мескон, Ф. Найт, Д.Дж. Речмен, Р. Рюттиигер, Ф. Хайек, А. Хоскинг, Й. Шу.мистер. Среди российских ученых, активно ведущих исследования в области предпринимательства, следует отметить C.B. Авдашеву, A.B. Бусыгина, E.H. Борисенко, A.A. Дынкина, Г. Б. Клейнера, Л. В. Колесникову, В. И. Кушлина, М. Г. Лапусту, С. М. Меньшикова, Ю. В. Тарануху, В. М. Яковлева. Среди казахстанских ученых наиболее активно вопросы теории и практики предпринимательства исследовались: А. Есиловым, К. Ильясовым, А. Кантарбаевой, Б. Мухамеджановым, Э. Садыковой, Г. Сулейменовой, А. Токсановой, М. Тян, 11. Хамитовым,.

Наличие обширного теоретического наследия не означает, что проблема взаимодействия государства и предпринимательства решена. Многие аспекты остаются еще слабо исследованными. Во-первых, не решен вопрос о роли МСБ в обеспечении становления институтов рыночной экономики в транзитных хозяйственных системах. Во-вторых, не разработана целостная концепция институтов государственной поддержки малого и среднего бизнеса. В-третьих, оказались вне поля зрения экономистов вопросы, связанные с освещением роли МСБ в модернизации транзитных экономик вообще, а также в условиях глобальной финансовой нестабильности, в частности. Все это определило цель, логику и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

Цель настоящей работы — выявить принципы и механизмы формирования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях модернизации экономиики. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

• показать, что на разных стадиях развития транзитной экономики институт МСБ выполняет функционально разную роль;

• раскрыть роль МСБ как условия обеспечения устойчивости, а также фактора модернизации национальной экономической системы, и обосновать на этой основе значимость его государственной поддержки;

• сформулировать системные принципы государственной поддержки МСБ в модернизирующейся транзитной экономике с учетом современных факторов глобальной нестабильности;

• раскрыть особенности использования программно-целевого подхода для формирования общесистемных мер государственной поддержки МСБ на современном этапе развития экономики Казахстана;

• дать предложения по совершенствованию финансовых и нефинансовых мер господдержки МСБ с целью реализации его модернизационного потенциала;

• вскрыть пути развития институциональных механизмов поддержки МСБ, исходя из модернизационного потенциала, имеющегося в Республике Казахстан.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность экономических отношений, отражающих функционирование предпринимательского сектора в рыночном хозяйстве. Предметом исследования является система государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики на примере Казахстана.

Теоретическая, методологическая и информационная база. Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды зарубежных, российских и казахстанских экономистов в области экономической модернизации, государственного регулирования предпринимательства и теории фирмы.

В процессе написания работы был реализован системный подход к исследованию процессов, институтов и механизмов государственной поддержки развития МСБ, исходя из приоритетов модернизации национальной экономической системы. Автором применялись такие методы научного познания, как сравнительный анализ, обобщение, дедукция, систематизация, а также использовался метод анализа конкретных ситуаций.

Информационную базу исследования составили материалы официальной статистики: министерств экономического развития, финансов, а также законодательные и нормативные акты органов государственной власти Республики Казахстан и Российской Федерации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Обосновано положение о двойственной роли института малого и среднего бизнеса (МСБ) в хозяйственной системе, где он одновременно выступает фактором ее устойчивости и фактором модернизации. Показано, что стабилизирующая роль МСБ связана с его адаптационными способностями, а мо-дернизационная — с высокой восприимчивостью к новым источникам выгоды, возникающим в процессе социально-экономических изменений.

2. Раскрыта особая роль МСБ в модернизации экономики на основе учета специфики этапов развития хозяйственной системы. Показано, что на этапе инерционного развития экономики МСБ играет стабилизирующую роль, а на этапе модернизации выступает фактором распространения инноваций.

3. Выявлено, что в трансформируемых экономиках, характеризующихся слабым влиянием рыночных сигналов на поведение экономических агентов, при осуществлении экономической модернизации возникает объективная потребность в системной государственной поддержке МСБ, которая должна стать не только инструментом стимулирования, но и фактором инсти-туционализации развития бизнеса. В этой связи показана необходимость наращивания потенциала МСБ за счет создания стимулов для повышения предпринимательской активности населения, развития человеческого капитала, внедрения передовых технологий и систем управления, селективной поддержки кластерной инициативы, создания сети ассоциаций предпринимателей.

4. Предложены направления и меры по совершенствованию системы государственной поддержки развития МСБ в условиях модернизации экономики Республики Казахстан. В качестве важнейших из них обосновываются: необходимость внедрения программно-целевого подхода в структуре поддержки МСБформирование системы государственного гарантий кредитования МСБсоздание партнерских программ взаимодействия с крупным бизнесом и квази-государственными структурамиосуществление институциональных изменений, направленных на активизацию предпринимательства и улучшение бизнес-климата в стране.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в обогащении научных представлений о функциональной роли МСБ в условиях модернизации, о направлениях и принципах формирования системной государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в условиях нестабильности экономической среды и с учетом задач модернизации экономики.

Практическая значимость исследования связана с выработкой рекомендаций по созданию эффективной системы государственной поддержки развития МСБ, а также рекомендаций по осуществлению дальнейших институциональных изменений с целью развития потенциала предпринимательства и совершенствования бизнес-среды для достижения целей экономической модернизации.

Результаты исследования могут найти применение в учебном процессе при преподавании курсов «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Институциональная экономическая теория», «Экономика фирмы», а также спецкурсов в дополнительном образовании для специалистов в области государственного управления и предпринимателей.

Апробация и внедрение результатов диссертации. Основные теоретические и методологические положения работы, выносимые на защиту, докладывались автором на научных конференциях и круглых столах, в том числе на IV Астанинском экономическом форуме в 2010 г.

Материалы диссертационного исследования были использованы при разработке программных документов развития Республики Казахстан, в частности Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010;2014 годы, Программы «Дорожная карта бизнеса 2020». Ряд выводов диссертационной работы использованы при реформировании законодательства Республики Казахстан по регулированию деятельности МСБ. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 4,3 пл., включая 3 работы в журналах, рекомендованных ВАК, общим объемом 1,5 п.л.

Заключение

.

В современных хозяйственных системах сектор малого и среднего бизнеса занимает не просто значительное место. Его правомерно называют хребтом и локомотивом экономики. Анализ воздействия МСБ на занятость, диверсификацию производственной структуры и инновационную активность в экономике Республики Казахстан, а также мировой опыт, показывают, что сектор МСБ играет двойственную роль в национальных хозяйственных системах.

С одной стороны, МСБ выступает фактором обеспечения ее устойчивости. При этом присущая ему стабилизирующая роль связана не только с занимаемым им местом в системе хозяйственных связей, но и с присущей ему гибкостью. Что касается места в системе хозяйственных связей, то МСБ выступает интегратором технологической, экономической и институциональной сторон. Обеспечивая взаимодействие между крупными производителями, МСБ формирует кооперационную базу для отраслевой организации. Способствуя развитию коммуникативных связей, с одной стороны, внутри бизнес-сообщества (между агентами малого, среднего и крупного бизнеса, а также внутри каждой группы), а с другой — между агентами рынка (продавцами и покупателями), МСБ обеспечивает укоренение единых институциональных норм и, в частности, цивилизованных форм конкурентной борьбы. Присущая МСБ гибкость проявляется в его высокой способности приспосабливаться к изменениям рыночной среды. Эта способность выражается не только в быстром реагировании на изменения в рыночном и совокупном спросе путем сокращения или расширения производства и инвестиций, но и в оказании регулирующего воздействия на уровень занятости через вовлечение трудоспособного населения в сферу бизнеса. Это позволяет констатировать, что в хозяйственной системы МСБ выполняет стабилизирующую функцию.

С другой стороны, одновременно со стабилизирующей функцией, МСБ выступает проводником качественных, новаторских изменений в хозяйственной системы, т. е. фактором ее модернизации. Как показано в диссертации, обновленческий потенциал МСБ обусловлен его высокой восприимчивостью к новым источникам выгоды. Активно подключаясь к копированию нововведений, он способствует ускорению распространения инноваций. Способствуя доступности инноваций и понижая этим монопольную власть новаторов, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обусловливая тем самым развитие конкуренции. Представляя собой идеальную форму кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, МСБ ускоряет распространение и укоренение в отрасли нововведений и накопление в ней элементов конкурентоспособности. Наконец, именно через МСБ осуществляется вовлечение населения в индустриально-инновационный сектор, что следует рассматривать как фактор модернизации уже не только экономики, но и общества в целом.

Двойственность роли, которую играет МСБ в хозяйственной системе, является свидетельством не только специфичности этого вида предпринимательства, но и заключенной в нем противоречивости. Это затрудняет выстраивание государственной политики поддержки и развития МСБ, так как в рамках проводимой политики приходится решать две противоположные задачи: стабилизации и модернизации. Задача заключается в том, чтобы превратить это противоречие в генератор развития.

На каждом этапе своего развития экономика решает разные задачи. Исходя из специфики решаемой проблемы, мы выделяем в воспроизводственном процессе социально-экономической системы два этапа: инерционный и модернизационный. Под инерционным этапом ее развития понимается процесс изменения количественных параметров системы, действующей на сформировавшейся технико-экономической базе. В условиях инерционного развития, которое заключается в укоренении ранее произошедших в экономике технологических и институциональных перемен, приоритет, естественно, отдается крупному бизнесу. И это неслучайно, так как здесь внимание акцентируется на объемных 'показателях и, следовательно, в правительственных программах развития объективно приоритет будет отдаваться крупному бизнесу. Это не означает снижения роли МСБ. Он сохраняет за собой функцию «сетевого брокера». Поэтому оценивание его роли на данном этапе развития должно осуществляться с позиций укрепления внутриотраслевых и межотраслевых интеграционных и кооперационных взаимосвязей, а государственная политика развития МСБ должна ориентироваться на содействие повышению эффективности реализации им этой функции.

Под модернизационным этапом развития хозяйственной системы в диссертации понимается такое ее состояние, которое характеризуется качественными сдвигами в технологическом укладе экономики. Здесь оценивание роли МСБ осуществляется не на основании его вклада в стабилизацию существующего состояния системы, а по его способности обеспечивать распространение нововведений. Соответственно, господдержка МСБ должна быть нацелена на развитие тех сторон и функций МСБ, благодаря которым он будут наиболее результативно выполнять стоящие перед экономикой задачи. Эффективность такой политики будет определяться тем, насколько деятельность МСБ отвечает задачам текущего этапа модернизации.

Анализ экономики Казахстана показывает, что общество должно решать задачи модернизации в условиях догоняющего развития и глобализации. Это означает, что с точки зрения достижения приемлемого уровня конкурентоспособности национальной экономики, задачи национальной модернизации должны сопрягаться с закономерностями, характерными для современного этапа развития мировой экономики: сокращение жизненных циклов продуктов и технологийбыстрота и непредсказуемость отраслевых и рыночных измененийэкспоненциальный рост роли знаний и связанное с этим усиление значимости человеческого капиталапереход к кластерной форме организации производствеприверженность механизмам партнерства между государством и бизнесомперенос центра тяжести экономического развития на региональный уровень. Следовательно, оценивание роли МСБ на современном этапе развития должно осуществляться с учетом его содействия реализации указанных задач. Соответственно и направления государственной поддержки также должны отвечать этим задачам. Вместе с тем, специфика решения этих задач в транзитных экономиках, в том числе и для экономики Казахстана, заключается в недостаточной устойчивости хозяйственных систем, претерпевших в недалеком прошлом радикальные преобразования. Это выдвигает особые требования к поддержанию устойчивости институциональной системы при осуществлении модернизации. Гарантом устойчивости модернизации экономики является средний класс, который, во многом представленный именно МСБ, являет собой социальную движущую силу модернизации. В силу этого государственная поддержка МСБ является важной задачей современного этапа модернизации экономики Казахстана.

Несмотря на непродолжительный период существования, МСБ Казахстана прошел сложный путь. Несмотря на это этот сектор занимает важное место в экономике и продолжает наращивать свою значимость, о чем свидетельствует динамика доли МСБ в ВВП республики: 2005 г. — 17,8%- 2008 г. -18,6%- 2010 г. — 20,2%. Данные на конец 2011 года свидетельствуют об улучшении важнейших индикаторов, характеризующих состояние малого и среднего бизнеса в Казахстане. Увеличилась численность зарегистрированных субъектов МСБ, достигшая 1 243 285 единиц. По сравнению с соответствующим периодом 2010 года увеличился на 2,6% выпуск продукции (в сопоставимых ценах), составив 6755,1 млрд.тенге. вместе с тем вклад МСБ в благосостояние республики остается недостаточным. Как известно, в развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится более половины ВВП. Доля экономически активного населения, занятого в малом бизнесе, в Казахстане составляет 25%. Для сравнения в развитых государствах на долю малого бизнеса приходится до 50−80% всех занятых. Хотя еще в 2005 году Президент Республики Казахстан H.A. Назарбаев поставил задачу по доведению уровня малого и среднего бизнеса в Казахстане к.

2012 году до 40% в ВВП республики. Все это является определенным сигналом для улучшения ситуации в данном секторе экономики.

Результаты эмпирического анализа показывают, что главными причинами сложившейся ситуации являются следующие, во-первых, отсутствие в стране четкой программы по развитию малого бизнеса и механизмов ее реализацииво-вторых, отсутствие должной координации в принятии законодательных норм в сфере малого бизнеса, с одной стороны, между государственными и выборными органами, а также властными органами и бизнесом, -с другой стороныв-третьих, субъекты малого бизнеса не получают должной защиты от давления властных государственных и региональных властей. Поэтому сегодня малый и средний бизнес нуждается в активной помощи со стороны государства с целью снятия различных барьеров, препятствующих его развитию. При этом следует подчеркнуть, что потребность в системной поддержке субъектов МСБ — это не специфика Казахстана. Исследование мирового опыта в сфере функционирования малого и среднего бизнеса показывает, что в такой поддержке нуждаются предприятия, действующие как в странах с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, так и в транзитных странах. Но самое главное, как показывает проведенный анализ, эффективная поддержка малого и среднего бизнеса достигается только тогда, когда она осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами центрального, регионального и местного уровней.

Применяемые формы поддержки имеют разнообразный характер. Прежде всего, речь идет о разработке, лоббировании и принятии законодательных актов, предусматривающих налоговые и другие льготы. Создаются специальные государственные органы, «курирующие» деятельность малых предприятий, занимающиеся реальными мероприятиями в отношении конкретных фирм — предоставлением гарантий, покрывающих банковские кредиты малым предприятиям, организацией центров развития малого бизнеса, оказывающих консультационные услуги по вопросам планирования, сбыта, финансов и т. д. При этом финансовые, информационно-консалтинговые, организационные формы и методы содействия развитию малых предприятий носят адресный, целевой характер с акцентом на задействовании внутреннего потенциала малого бизнеса. Включение предприятий малого бизнеса в компьютерные сети типа Интернет создает для них принципиально новые возможности в информационно-технологическом обмене, обновлении технологий, маркетинге и менеджменте.

Модернизация экономики Казахстана предполагает, что необходимо решать широкий круг задач, связанных с реструктуризацией экономики, развитием инфраструктуры и институтов рынка, а также преодолением несовершенства отраслевой и технологической структуры, недостаточной конкурентоспособности производительных сил республики. В этой части развитие МСБ является важным ресурсом экономической модернизации РК. Подобные структуры, не требующие объемных стартовых инвестиций, являются гарантами социальной стабильности и необратимости модернизационных процессов за счет вовлечения широких слоев населения в индустриальноинновационный сектор.

Но это и проблемная сфера, требующая финансовой поддержки, оптимального налогообложения и государственного администрирования. В Казахстане эти сложности дополняются неразвитостью посреднических институтов для конструктивного диалога между правительством и бизнесом, высоким входным барьером для осуществления бизнеса, отсутствием реальных стимулов для совместной работы с крупными бизнес-структурами. Причинами низкой конкурентоспособности отечественных МСБ является использование устаревших технологий, незначительные расходы на НИОКР, ограничения по доступу к капиталу, отсутствие транспарентности, недостаток профессионализма, а также малоэффективная государственная политика.

Политика государственного управления развитием МСБ должна помочь этому типу предпринимательства адаптироваться к требованиям глобальной бизнес-среды: устранить препятствия, связанные с асимметричностью информационного обеспечения участников рынка, облегчить доступ к источникам капитала и современных технологий, а также снизить затраты отечественного МСБ по взаимодействию с государственными административными структурами. Одновременно разработка политики должна осуществляться с позиций того, что МСБ выступает потенциальным локомотивом национальной экономики. Он может стать законодателем высоких стандартов качества и экологической чистоты производства. Помимо разработки в рамках политики государственного управления развитием МСБ общей стратегии, необходима разработка стратегий, учитывающих потребности специфических категорий бизнеса. Государство должно взять на себя ответственность за создание мотивации для устойчивого роста МСБ, последовательное осуществление антимонопольной политики, формирование национальной инновационной системы и среднего класса.

Общая стратегия господдержки МСБ должна концентрироваться на: 1) обеспечении благоприятной рыночной среды- 2) улучшении производственной и социальной инфраструктуры- 3) создании мотивации к интеграции субъектов МСБ на базе технологического и кадрового совершенствования- 4) осуществлении селективной поддержки ориентированных на экспорт производств.

Различия в функциональной роли, выполняемой МСБ на разных этапах развития национальной экономики, сами по себе указывают на необходимость применения разных способов, механизмов и элементов для развития его потенциала. Суть такого разграничения может быть выражена в типе применяемой политики. На стадии инерционного развития политика поддержки МСБ может ограничиться мерами нормативно-административной защиты, включающей: обеспечение равных условий хозяйствованияюридическую защиту от необоснованного вмешательства административных органоворганизационную помощь в форме выделения помещений и оказания консультационных услугоказание содействия путем размещения заказов на товары и услугисодействие расширению занятости.

На этапе модернизации экономики МСБ нуждается в более сложной системе поддержки, которая должна включать: разработку программ по развитию кооперационных связей МСБ с крупными производственными комплексамисоздание условий для доступа к научно-техническим достижениям посредством распространения информации и предоставления лицензийпроведение политики ускоренной амортизации для предприятий, занятых в наукоемких, динамично развивающихся производствахмотивированное предоставление налоговых льгот предприятиям, занятым разработкой новых технологий, продуктов и услугфинансовую и инвестиционную поддержку государства для освоения научно-технических достиженийсодействие в подготовке и переподготовке профессиональных кадров.

Эмпирический анализ состояния и тенденций развития МСБ в РК приводит автора к выводу о том, что в качестве определяющих императивов системы государственной поддержки развития МСБ следует выделить: создание мотивации для устойчивого роста МСБ посредством создания стимулов для повышения предпринимательской активности населенияразвитие потенциала МСБ через рост его конкурентоспособности за счет развития человеческого капитала, внедрения передовых технологий и систем управленияосуществление поддержки развития МСБ в направлении кластерной инициативысодействие созданию сети ассоциаций предпринимателей.

Республике предпринимается немало конкретных мер для развития малого и среднего предпринимательства. Сокращается количество разрешительных документов, намечается сокращение круга субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию в рамках деятельности в области охраны окружающей среды, сельского хозяйства. В целях сокращения временных затрат предусматривается упрощение разрешительных процедур. Распространение принципа «одного окна» на все государственные органы позволит существенно ускорить прохождение всех документов. В новом законопроекте также вводятся такие нормы, как обязательность проверки документов на полноту в течение 2-х дней, исключение обязательности нотариального заверения предоставляемых документов. В случаях не представления госорганом в установленные сроки мотивированного отказа разрешительный документ считается выданным. Реализация указанных норм, безусловно, будет способствовать активизации бизнеса в стране, развитию предпринимательства.

Прилагаются усилия и по развитию институциональной среды бизнеса. В частности, направленные на совершенствование механизмов взаимодействия государственных и региональных органов с бизнесом. Дело, однако, в том, что в настоящее время нет единой информационной системы, которая предоставляла бы самую актуальную информацию о мероприятиях в сфере малого и среднего бизнеса. И это также сдерживающий фактор для развития предпринимательского сектора в республике. В этой связи одной из главных задач должно стать налаживание разветвленной сите по оказанию информационно-консультативной помощи МСБ.

Поскольку развитие МСБ во многом зависит от доступа к материальным ресурсам и сервисной инфраструктуре, то обеспечение условий свободного доступа субъектов МСБ к ресурсам становится определяющим фактором осуществления модернизации экономики. Параллельно с этим должно получить развитие бизнес-инкубаторов и совершенствование системы отбора субъектов МСБ для размещения в них. Для этого необходимо отойти от действующей модели развития бизнес-инкубаторов как площадок для развития простейших форм бизнеса. Современная модель бизнес-инкубаторов должна быть интегрирована с системой технопарков и университетов.

Особое внимание должно быть уделено развитию взаимодействия сектора МСБ с крупным бизнесом. Решение этой задачи предполагает не только передачу в аренду МСБ неиспользуемых площадей крупных предприятий и организацию производства продукции высокого передела субъектами МСБ. Суть решения проблемы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса связана с созданием вокруг крупных производств кластерно-сетевых структур МСБ, действующих на основе субконтракции и аутсорсинга. Одна из главных проблем МСБ — недостаток спроса на их продукцию. Это особенно характерно для экономик с невысоким уровнем доходов населения, который обусловливает высокую степень гомогенности рыночного спроса и, как следствие, ограничивает возможности малого бизнеса для укрепления и роста. В этой связи государство должно обращать внимание не только на обеспечение доступа к рынкам, но и на развитие самих рынков, где важнейшим фактором является повышение благосостояния населения.

Следует активизировать работу по развитию принципов самоуправления в предпринимательской среде. В настоящее время в Казахстане имеется большое количество организаций, оказывающих поддержку МСБ. Это и государственные, и общественные организации. Однако при этом отсутствует единый орган, непосредственно ответственный за координацию их работы и качественную реализацию программ поддержки МСБ. Между тем, опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСБ можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. Поэтому в целях институционального укрепления системы продержки МСБ было бы целесообразно преобразовать его в самостоятельный государственный орган — Агентство, миссия которого должна быть нацелена на увеличение доли малых и средних предприятий в реальном секторе, диверсификации их деятельности и рост инновационной активности.

Новые возможности, но одновременно и новые проблемы для МСБ Казахстана возникают в связи с образованием на евразийском пространстве в Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Таможенный союз принес определенные положительные результаты для экономики Казахстана. По данным Агентства РК по статистике, в 2010 году экспорт из Казахстана в страны Таможенного союза увеличился на 39,4%, а импорт на 23,7%. За 4 месяца 2011 года объем казахстанского экспорта в государства ТС возрос на 65,8%о по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а объем импорта в РК из стран Таможенного союза увеличился на 38,6%. Реальная выгода бизнеса Казахстана от Таможенного союза — это, прежде всего, устранение барьеров во взаимной торговле между странами-членами союза. Создаются предпосылки для развития в странах ТС несырьевого сектора экономики, что будет способствовать решению задач ее модернизации, диверсификации и повышения конкурентоспособности. Вместе с тем, первоначальный опыт функционирования Таможенного союза наряду с положительными тенденциями выявил и ряд серьезных проблем. По мнению многих представителей предпринимательского сектора Казахстана. В частности на повестке дня стоят вопросы повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса Республики Казахстан. Новая ситуация выдвигает новые проблемы и ставит задачу их решения. Генеральная линия в этих исследований понятна — разработка положений, мер и механизмов, которые обеспечивали бы равноправные условия для" субъектов МСБ Казахстана в рамках формирующейся интеграции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Назарбаев H.A. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации //Казахстанская правда. 19.02.2005
  2. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Назарбаев H.A. Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана // Казахстанская правда, № 32 от30.01.2010.
  3. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Назарбаев H.A. Социально-экономическая модернизация главный вектор развития Казахстана. // Казахстанская правда, № 32. 28.01.2012.
  4. H.A. На пороге XXI века. Алматы: Онер. 1996.
  5. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010−2014 гг.
  6. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года.
  7. Закон Республики Казахстан от 08.01.2003 N 373−2 «Об инвестициях»
  8. Закон Республики Казахстан от 27.07.2007 N 319−3 «Об образовании»
  9. Закон Республики Казахстан от 04.06.2003 N 430−2 «О системе здравоохранения"110 налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года N 99-IV
  10. Стратегический план Министерства транспорта и коммуникаций Решу б-. лики Казахстан на 2009 2011 годы. Астана, 2008.
  11. М. Проблемы повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в PK // Апа1уйс=Аналитическое обозрение. 2009. № 2. -С. 55−62
  12. Н.Г. Государственное регулирование развитием малых предприятий. М.: Палеотип, 2005.
  13. . Методы управленческого учета // АльПари. 2006. №¾. -С.245−248
  14. Р.Ж., Музарапова Л. М. Проблемы развития инновационной деятельности предприятий малого бизнеса в Казахстане // Аналитическое обозрение. 2003. N6. С.17−19
  15. Анализ среды для ведения бизнеса с выработкой рекомендаций по ее совершенствованию / Итоговый отчет по предоставлению услуг под руководством профессора A.A. Аузана. Астана, 2011.
  16. P.A. Проблемы предпринимательства в Казахстане: поиск решений // АльПари. 2003. № 3−4. С. 184−186 .
  17. H.A., Лукпанова Ж. О. Особенности системы налогообложения субъектов малого бизнеса в Республике Казахстан // Сибирская финанасовая школа. Новосибирск, 2003. N2 (апрель-июнь). -С.114−118.
  18. В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости. // Российский экономический журнал. 1996. № 10. С. 40−42
  19. . Б. Поддержка малого и среднего бизнеса // АльПари. 2004. N2−3.-3.-С. 99−101.
  20. .А. Многоаспектность механизма оценки деятельности малых предприятий / К-арМУ. Интеграция в мировую эконом, системустран с трансфор. эконом.: Матер.междунар.науч.-практ.конф,-Кдраганды. 2004. С. 150−152
  21. Л., Каженбаева Р. Особенности кредитования малого и среднего бизнеса в современных условиях // АльПари. 2009. № 4. С. 111−115
  22. М. Взаимное кредитование необходимое условие развития малого предпринимательства в Республике Казахстан// Вестник финансиста=К-аржы зцдзметт 1999. N 7−8
  23. П. Т. Целевой подход и современные принципы государственной поддержки малого предпринимательства // Транзитная экономика. 2005. № 2. С.49−54
  24. М. Основные препятствия деятельности субъектов малого предпринимательства // Саясат. 2004. N8. С.14−15
  25. М. Малый бизнес как фактор развития конкуренции // Саясат. 2005. № 7. С.42−44
  26. А. О развитии малого бизнеса и индивидуального предпринимате-льства//Вопросы труда. 1998. N6. С.55−61.
  27. БалхыбековаК. Банковское кредитование малого и среднего бизнеса// Основы экономики, 2005. № 3. С. 12−18
  28. . Ж. Лизинг как инвестиционный ресурс обновления техниче-ского строя агропромышленного комплекса Казахстана // Вестник КарГУ. Сер. экономика. 2009. № 3. С. 146−152
  29. Т. О проблемах малого предпринимательства Карагандинской области // Экономика и статистика. 2000. N4. С.66−71
  30. А.Т. Современное состояние тенденции и перспективы развития предпринимательства в Республике Казахстан // Вестник КазГУ. Серия экономическая. 2001. N5. С.77−83.
  31. Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 2003.
  32. .К. Модернизация экономики Казахстана: теоретическиеосновы, потенциал, механизмы //Караганды: ТОО „Санат-Полиграфия“ 2005. С. 234−246.
  33. E.H. Развитие малого предпринимательства в России и странах СНГ. М.: Клистар. 2002.
  34. М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление // Проблемы теории и практики управления. № 3. 1998
  35. А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование. М.: ИН-ФРА-М, 2004.
  36. A.B. Предпринимательство. М.: Дело, 2001.
  37. Ван Сяо Ху. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Китае // Analytic = Аналитическое обозрение. 2010. № 3. С. 114−119
  38. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. М.: 1999.
  39. Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция. М.: Спрос, 2009.
  40. А., Чепуренко А. Малый бизнес Москвы в 2000 г.: трудности, потребности в поддержке, поиск путей выхода из теневой экономики (по результатам обследования) // Проблемы прогнозирования, 2002, № 1.
  41. A.B. Особенности российского малого предпринимательства // Экономический журнал ВШЭ № 2, 2004.
  42. A.B., Цыганов А. Г. Малый, средний бизнес и государство: опыт Японии // Проблемы прогнозирования. 1993. Вып.З.
  43. Государственное предпринимательство в развитых капиталистических странах. Сб. Ч. I-II. М.:1986.
  44. А. С. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах Текст. / A.C. Дарибекова // Вестник КарГУ: Сер. Гуманитарных наук. 2003. № 4.-Вып. 1.
  45. И., Рудецкий А., Шиянова Е. Бизнес-инкубаторы основной институт поддержки малого бизнеса // Вестник предпринимателя. 2001. N12. — С. 24−27.
  46. И., Шишкина А., Рудецкий, А Проблемы развития малогобизнеса в Казахстане: (по результатам мониторингового обследования) //
  47. АльПари. 2000. N 3−4. С.72−75. — (Предпринимательство). — ISSN 15 625 397
  48. И., Шишкина А., Рудецкий А. Налогообложение предприятий малого бизнеса // Банки Казахстана. 2000. N10. С. 12−17
  49. И. Н. Поддержка малого и среднего бизнеса: использование зарубе-жного опыта в Казахстане // Менеджмент качества. 2009. — № 1. -С. 36−38
  50. Е. Г. Анализ развития малого бизнеса в Казахстане Текст. / Е. Г. Демин // К^аржыаражат = Финансы Казахстана. 2009. № 1−2. С. 71−78.
  51. Е., Конакбаев А. Государственная финансовая поддержка развития малого бизнеса в развитых странах // К-аржы каражат = Финансы Казахстана. 2009. № 1−2. С. 21−28
  52. .Т., Кабдырова К. К. Развитие малого и среднего бизнеса в PK: проблемы и перспективы развития // Вестник КазНТУ, 2011.
  53. Т. О поддержке государства по развитию малого и среднего бизнеса в Казахстане // Юридический консультант гл.бухгалтера. 2008. № 10. -С.9−10
  54. Т. Российские предприятия в переходной экономике. М.: Дело Лтд. 1995
  55. Д., Курманов О. Малый бизнес:мировой опыт и казахстанская реальность // Саясат. 2003. N12. С.32−35.
  56. A.A. Особенности кредитования малого и среднего бизнеса в Казахстане // Экономика и бизнес. 2005. № 3
  57. . Становление и развитие рынка деловых консультаций для малого и среднего бизнеса в Казахстане: автореферат дис.. канд.экон.наук:08.00.05 /Жония Эдшбек- Ун-т „Туран“. Алматы, 2007. 28 с. Библиогр: с.23−24.
  58. А. Современные тенденции государственного регулирования рынка труда // Саясат-РоИсу. 2005. № 12. С. 53−56
  59. X. Проблемы малого и среднего бизнеса в аграрном секторе экономики // Транзитная экономика. 2004. N5. С.62−69
  60. А. Повышение эффективности инноваций в малом бизнесе // АльПари. 2006. № 1. С. 186−188
  61. А. Совершенствование правовой основы регулирования занятости населения в сфере малого бизнеса // АльПари. 2006. №¾. -С.203−205
  62. А. Основные направления использования инновационных проектов в системе малого бизнеса в Казахстане // Транзитная экономика. 2006. № 3. С.75−79
  63. А. Стратегия безопасного экономического развития Казахстана в условиях глобализации // АльПари, 2002. № 1.
  64. Р. Малый бизнес в государствах-членах Евразийского экономического сообщества: состояние, проблемы и интеграция / Жалимбетова Р. // Труд в Казахстане: проблемы, факты, комментарии. 2003. N3. С.39−44.
  65. С. Малый бизнес как фактор роста региона: на примере Мангистау-ской области // Саясат. 2005. № 3. С.75−77
  66. Жизненный цикл малого предприятия / Под общ. редакцией A.A. Шамрая М.: Фонд „Либеральная миссия“, 2010. — 244 с
  67. JI. Влияние государственных программ по финансовой и нефи-нансовой поддержке малого и среднего бизнеса на развитие предпринимательства в Республике Казахстан // Апа1уйс=Аналитическое обозрение. 2010. № 5. С. 81−86
  68. H.H., Кулаков О. Р., Достиярова A.A. Эффективность управления конкурентоспособностью малого предприятия на примере сферы транспортно-экспедиторских услуг // Саясат-РоИсу. 2009. № 2. -С. 36−38
  69. A.A. Кредитование коммерческими банками малого и среднего предприни-мательства в Казахстане // Вестник КазНУ: Сер. Эконом. 2004. № 5.-С.112−116
  70. . Развитие малого и среднего бизнеса основа развития государства// Фемида. 1999. N2. — С.34−41.
  71. Т. И. Развитие предпринимательства в аграрном секторе -одно из1 направлений инновационной политики // Вестник HAH РК= К, Р? FA Хабаршысы. 2006. № 2. С.59−62
  72. М. Малый бизнес: свет и тени // Мысль. 2004. N5. С.66−70 .
  73. Исследование по информационному обеспечению малого бизнеса Казахстана // АльПари. 2001. N4. С.28−31.
  74. Исследование рейтинга глобальной конкурентоспособности Республики Казахстан по методике IMD». Отчет по теме: Астана, 2008.
  75. Е. К. Состояние и особенности развития малого бизнеса в региональном аспекте // Транзитная экономика. 2008. № 1. С.87−92
  76. Г. Основные концептуальные положения развития бухгалтерского учета в области малого предпринимательства // Экономика и статистика. 2004. N 2.-С.79−82.
  77. Г. С. Налогообложение в малом бизнесе // К^аржы к-аражат=Финансы Казахстана. 2006. № 3,№ 4. С.55−58
  78. А., Дарибаев М. Как достичь успеха в бизнеса: мнение предпринимателя // АльПари. 1999. N1. С.44−46.
  79. А.А. Необходимость оперативной учетно-аналитической системы на предприятиях малого и среднего бизнеса // Транзитная экономика. 2008. № 1. С.84−86
  80. А. Ж. Основные направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов в аграрном секторе // Транзитная экономика. 2007. № 3. -С.60−65
  81. М.Б., Днишев Ф. М., Альжанова Ф. Г. Наука и инновации в рыно-чной экономике: мировой опыт и Казахстан Алматы, ИЭ МОН РК, 2005.
  82. М. Социальая направляющая роста //Казахстанская правда. 20.03.2005.
  83. И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: ЮНИТИ. 2001.
  84. П. Малый и средний бизнес в России. Международные процессы // Журнал теории международных отношений и мировой политики. Том 9, № 1(25). Январь-апрель 2011
  85. Г. Б., Тамбовцев B.JT., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде. М.: Экономика. 1997.
  86. А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения. // Вопросы экономики. 1996. № 7.
  87. Л.А. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике. М. УРСС. 2001.
  88. Л.В. О проблемах малого бизнеса в сфере законодательства и налогообложения: (по материалам анкетирования руководителей малых предприятий) // Кдржы к-аражат=Финансы Казахстана. 2000. № 3−4.1. С. 70−77
  89. , М. К. Специфика инвестиционной модели в сфере малого и среднего бизнеса // АльПари .2010. № 2. С. 188−191.
  90. М. Совершенствование системы управления предпринимательством // АльПари. 2006. № 1. С.49−52
  91. М. Факторы развития предпринимательства // Транзитная экономика. 2005. № 5−6. С.66−73.
  92. Комлев Ю.В. О развитии малого предпринимательства в Республике
  93. Казахстан за 1990−1997 гг. // Деловой мир Казахстана. 1998. N4−5. С. 21.
  94. Комплексная диагностика предпринимательского климата и существующей системы мер государственной поддержки МСБ и разработка рекомендаций по развитию МСБ. Астана, 2011.
  95. Е., Кырбасов Е., Бордоусов О. Состояние и направления развития малого бизнеса и предпринимательства в Казахстане // Экономика и статистика. 2000. N4. С.56−60
  96. Г. Зачем стратегия малому бизнесу // Финансы. Кредиты. 2005. № 1.-С. 18−20
  97. П., Кантарбаева А. Институциональные структуры поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане // АльПари. 2000. N6. С.78−81
  98. Г. Бизнес-планирование в условиях адаптивного управления малым предприятием // Саясат. 2005. № 3. С.66−67
  99. Курс экономической теории. Под ред. проф. A.B. Сидоровича. 3-е издание. М.: Дело и Сервис, 2007.
  100. М.Г. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М. 2002.
  101. З.М., Стрелкова Л. В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2006, № 5.
  102. О.Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве. М.: ИД «Юриспруденция», 2008.
  103. О.Н., Кещян В. Г. Тенденции развития экономической стратегии поддержки среднего бизнеса // Собственность и рынок, 2005, № 2.
  104. Г. Анализ влияния последствий глобального кризиса наразвитие субъектов малого бизнеса в Республике Казахстан // Финансы и кредиты. 2009. № 3. С. 33−35.
  105. , Г., Абдибеков Е. Аналитический обзор малого бизнеса в Республике Казахстан // Финансы. Кредиты. 2008. № 3. С.9−13
  106. . Обзор тенденций налогового регулирования малых предприя-тий в развивающихся странах // К, аржы-к-аражат=Финансы Казахстана. 2004. N 2. -С. 16−21
  107. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. М.: Новое издательство, 2004. С. 268.
  108. Малый и средний бизнес в Казахстане: бег на месте с барьерами // ЦСПИ Стратегия, ЦентрАзия. Ру, 27.04.2011
  109. Малый бизнес в Республике Казахстан / Сост.: В. И. Скала, Н. В. Скала, — 4-е изд., перераб. Алматы: LEM, 2006.- 244 с.
  110. Г. А. «Современные вызовы и перспективы развития финансового сектора Казахстана», г. Алматы, 25 сентября 2009 г.
  111. Н.Маршалл А. Принципы политической экономики. Т. I-III. М.: Прогресс, 1983.
  112. С. Анатомия российского капитализма. М.: Международные отношения. 2004.
  113. Т. Участие иностранных инвесторов в диверсификации и технологическом развитии Казахстана (роль предприятий малого и среднего бизнеса) // Вестник по налогам, инвестициям и таможенному делу.-2009.-№ 10−12.
  114. Модернизация российской экономики. В 2 кн. // Отв. ред. Е. Г. Ясин. Кн. 1. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  115. Мониторинг малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан / Агентство Республики Казахстан по статистике. Экспресс-информация № 05−05/231. 12 июля 2011 года.
  116. М.М., Мунатаев K.M., Надирбаева Г. М. Банкротство предприятий малого бизнеса // Деловой мир Казахстана. 1999. N2. -С.21−23
  117. . Г. Участие субъектов малого бизнеса в государственных закупках // АльПари. 2004. № 1. С.115−121.
  118. Мухамеджанов Б. Малый и средний бизнес на фондовом рынке // Рынок ценных бумаг. 2001. N12. С.43−47.
  119. С. Большие перспективы малого бизнеса // Промышленность Казахстана. 2005. № 2. С.10−13
  120. Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. -С. 360.
  121. А. Е. Особенности регионального развития малого бизнеса за рубежом // Вестник КазНУ: Сер. Экономическая. 2004. N 3 (43). С.76−79.
  122. Е. Формирование современной налоговой политики в сфере малого бизнеса // АльПари. 2004. № 4. С.53−56
  123. Д. Понимание процесса экономических изменений. // Пер. с англ. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010
  124. Л. Переход на МСФО предприятий малого и среднего бизнеса // Анализ и учет на предприятии. 2006. № 3. С. 17−20
  125. К. Малый бизнес: региональный уровень // Мысль. 2004. N 7. С.52−57.
  126. Н. Текущее состояние и проблемы кредитования малого бизнеса в Республике Казахстан // Банки Казахстана. 2000. N12.-С.11−16
  127. Нурсеит Н. Кредитование малого и среднего предпринимательство //Рынок ценных бумаг Казахстана. 2005. N3. С.20−22
  128. Нурсеит Н. Особенности банковского кредитования малого и среднегобизнеса в Казахстане // Рынок ценных бумагКазахстана. 2005. № 6 (март). С. 18−24
  129. С. Р. Проблемы развития малого бизнеса на современном этапе рыночных преобразований Текст. / С. Р. Нуртазин // Вестник Министерства образования и науки HAH PK. 2004. N3. С. 182−184.
  130. Д. М. Развитие малого бизнеса в Казахстане // Кдз? У хабаршысы. Экономика сер.= Вестник КазНУ. Сер. экономич. 2009. № 2. -С. 129−133.
  131. Оценка перспектив развития мировой экономики: угрозы стабильному росту. / Информационные материалы семинара UHCTHTyTf экономических исследований Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан, Астана 2010
  132. Предпринимательство в XX веке. Под ред. A.A. Дынкина. М.: Наука, 1992.
  133. В. Налоговый кодекс Республики Казахстан о малом и среднем бизнесе // Бухгалтер и право. 2009. № 4. С. 29−3
  134. Н. Нынешнее состояние малого бизнеса//Мысль. 2005. N7. -С.75−77
  135. Д.Дж., Мескон М. Х., Боуви M.JL, Тилл Дж.В. Современный бизнес. М.: 1995. Т. 1−2.
  136. Н. М. Некоторые теоретические аспекты и подходы к определению малого бизнеса в зарубежных странах // К, аз? У хабаршысы. Экономика сер.= Вестник КазНУ. Сер. экономическая. 2007. № 3. С.53−56
  137. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М. ТЭИС. 2000.
  138. Р. Культура предпринимательства. М. ЭКОМ. 1992.
  139. Н.В. Экономическая эффективность предприятий малого и среднего бизнеса. // Вестник КАСУ. 2008. № 4.
  140. Н. В. Подходы к определению экономической эффективности малого и среднего бизнеса // К, аз? У хабаршысы. Экономика сер.= Вестник КазНУ. Сер. экономическая. 2008. № 5. С. 106−109
  141. О., Тургинбаева А., Сабденова Ж. Многокритериальная оценка развития малого предпринимательства в регионах Казахстана // Транзитная экономика. 2000. N4−5. С. 110−111.
  142. Е. О законодательном обеспечении, проблемах и перспективах развития МСБ // Транзитная экономика. 2004. № 3. С.54−61.
  143. И. К. Объективные основы и факторы стимулирования предприниматель-ской деятельности в регионе // Вестник КазНУ: Сер. Экономическая. 2004. N3(43). С.126−129 .
  144. X. Микрофинансирование малого бизнеса как основа обеспечения занятости населения //К, аржы-^аражат=Финансы Казахстана. 2004. N4. С.53−59
  145. А. О роли коммерческих банков в становлении малого и среднего бизнеса Казахстана // Банки Казахстана. 1999. № 10. С. 15−18
  146. . О. Развитие потребительского кооперативного предприниматель-ства в Казахстане // Вестник КазНУ: Сер. Экономическая. 2004. № 5. С.103−106
  147. А. Малый и средний бизнес Казахстана // Экономика непздеркмектепте, колледжде жэне ЖОО-да. 2008. № 1. С.26−28
  148. А. Л. Кредитование малого и среднего бизнеса: состояние, перспективы // Аналитическое обозрение. 2004. N4. С.45−47
  149. А. Малый бизнес и большие технологии. Информация к размышлению и действию // Технологии управления. 2004. N7−8. С.41−45.
  150. Е. По сути наименьшего сопротивеления. Аналитический журнал «Центр Азии». № 5 (18) 2010
  151. H. Стратегия обеспечения эффективного планирования предпринимательской деятельности // Каржы-каражат^Финансы Казахстана. 2005. — № 2. — С.68−73
  152. , Е. В. Основные причины банкротства малых и индивидуальных предприятий на рынке Казахстана // АльПари. 2008. № 3. С.104−106
  153. И.А. Налоговый кодекс о налогообложении малого бизнеса //
  154. Налоговый консультант. 2002. N11−12. С.49−52.
  155. Ю. А. Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане //Банки Казахстана. 2009. № 9. -С. 30−34
  156. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. / Под ред Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2002.
  157. Стратегические аспекты деятельности АО «ФРП «Даму» в период 2010—2020 годов. Астана, 2011.
  158. Г. К. Особенности развития малого предпринимательства в регионах Казахстана. Евразийский международный научно-аналитический журнал // Проблемы современной экономики, N ¾ (19/20), 2006
  159. Султанова 3. Опыт и проблемы проведения мониторинга малого бизнеса в Казахстане // Экономика и статистика. 2005. № 2. С.50−54
  160. Д.М. «Секреты» развития малого бизнеса в Казахстане // Кдржы к-аражат=Финансы Казахстана. 2000. N9−10. С.89−92.
  161. Ю.В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. -М.: ДиС, 2003. С. 368.
  162. Ю.В. Предпринимательство: теория и российская практика. М.: РГОТУПС, 2007. С. 257.
  163. Ю.В. Переход к модели инновационного развития: роль предпринимательства и конкуренции / Национальная экономика России и вызовы XXI века. Под ред. A.B. Сидоровича. М.: Профиздат, 2009. С. 95−136.
  164. Ю.В. Конкуренция: система и процесс. М.: ДиС, 2012. — С. 672.
  165. С. О проблемах кредитования малого и среднего бизнеса // Саясат. 2004. N8. С. 10−13
  166. С., Ким Г. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса //Саясат. 2004. N3. С.72−75
  167. Р. П. Проблемы и перспективы становления и развития малого бизнеса в Казахстане // Вестник Павлодар. ун-та.Сер.Экономическая. 2005. № 4. С.85−90
  168. JI. И. Малый бизнес в обеспечении продуктивной занятости населения // Вестник КазНУ: Сер.Экономическая. 2004. N3(43). С.95−101 .
  169. А. Многоуровневый подход к проектированию систем управления малым предпринимательством в Казахстане // Транзитная экономика. 1999. № 4. С.25−41
  170. А.Н. Малый бизнес в Казахстане использование опыта США // США и Канада: политика, культура. 1999. N3−4. -С. 147−158.
  171. А.Н. Развитие малого предпринимательства: концептуальный подход с позиций менеджмента: монография. Алматы: Гылым, 1999. -280 с.
  172. Е. Т. Управление малым бизнесом в Республике Казахстан: организационно-экономические подходы: автореферат дис.. канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 01.04.2009 /Ерсултан Толегенулы Толеген-
  173. Междунар. Экон. Академия Евразии. Караганды, 2009. — 27 с. -Библиогр.: с. 23.
  174. Г. Малое предпринимательство требует поддержки // Транзитная экономика. 1999. № 4. С. 15−21
  175. М.К. Малый бизнес как один из ключевых факторов реформирования экономики Казахстана Текст. / Толымгожинова М., Толкач О. // Вестник Семипалатинского гос. ун-та. 2000. N 1. С.36−38
  176. А. Экономические механизмы управления малым бизнесом // Саясат. 2004. N 8. С.28−30
  177. А.Н. Инновационное содержание малого предпринимательства в современных условиях // Вестник КазГУ. Сер. Эконом. 2000. N 6. С. 16−21.
  178. А.Н. Роль малого бизнеса в обеспечении продуктивной занятости населения // Вестник КазГУ. Сер. Эконом. 2000. N 3−4. -С.126−132 .
  179. . Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости // Транзитная экономика. 2000. N3. С.69−76
  180. Тян М. Б. Малый бизнес в системе категорий экономической теории // Вестник КазНУ: Сер. Экономическая. 2004. N 1. С. 131−134.
  181. Тян М. Проблемы развития функции малого бизнеса в Казахстане // Вестник КазНУ: Сер. Экономическая. 2003. N6. С.76−79
  182. Тян М. Формирование малого предпринимательства как одно из важнейших направлений национальной экономики на современном этапе // Вестник КазГУ. Сер. Экономическая. 2001. N2−3. 3.-С.8−13
  183. В. Малое предпринимательство в Российской Федерации. М.: Наука, 2000.
  184. А. Кредитование малого бизнеса и банки // АльПари. 1999. N2. С.27−31.
  185. А. Нужны ли МСФО предприятиям малого и среднего бизнеса в Казахстане? // Бухгалтерский бюллетень-МСФО. 2007. № 2. С. 15−17
  186. Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изокраф, 2000. -С. 256.
  187. Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.:Новости, 1992. С. 304.
  188. М. Бюджетно налоговое регулирование малого и среднего бизнеса в Казахстане // Регион: экономика и социология. 2009. № 3. С. 248−259
  189. К. Организация учета малого и среднего бизнеса // Экономика и статистика. 2003. N2. С.83−87
  190. А. Франчайзинг. Вам нужен кредит? // Евразийский вестник аудитора. 2006. № 1. С. 42−51
  191. Е. Проблемы финансирования и кредитования малого бизнеса и их решение // Вестник КазНУ: Сер. Экономическая. 2006. № 4. С.96−100
  192. А. М. Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан Текст. / A.M. Хван // Вестник КазНУ: Сер. Экономическая. 2005. № 3. -С.94−95
  193. В. Малый бизнес современной Европы нуждается в под-держке//Евро. 1999. № 11.-С. 14.
  194. А. Предпринимательство. М. Международные отношения. 1993.
  195. Г. Н. Состояние развития малого и среднего бизнеса в Центрального Казахстане // Каз? У хабаршысы. География сер. = Вестник КазНУ. Сер. географическая. 2009. № 1. С. 4−10
  196. М. Влияние институциональной среды на развитие бизнеса в странах с переходной экономикой. ЭКОВЕСТ (2004) 4, 4, 637−652
  197. В. О социально-экономической эффективности малого предпринимательства в обеспечении трудовой занятости // КР ¥-ГА хабарлары =Известия НАНРК. Сер. Обществ, наук. 2007. № 2. -С. 17−23
  198. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2001. № 4.
  199. Шим П. С. Состояние развития малых предприятий и факторы повышения эффективности их деятельности // Вестник КазНПУ им. Абая. Сер. Экономическая. 2007. № 1. С.35−39
  200. А. И. Кредитование малых и средних предприятий: зарубежный и российский опыт. М., ПОЛПРЕД, 2009, 156 с.
  201. К. Новая философия бизнеса. ТI-III. Москва-Берлин. Московский Издательский Дом. 1998
  202. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Росс, экономический журнал. 1997. № 5−6. С. 86−87.
  203. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 455.
  204. А. Институциональный инструмент для развития инвестиционной деятельности МСБ в РК // АльПари. 2010. № 3. С. 3033
  205. Экономика Казахстана в условиях глобализации: механизм модернизации и функционирования // Под ред. М. Б. Кенжегузина.-Алматы, ИЭ МОН РК, 2005.
  206. Эксперт Казахстан. Обзор «Роль лизинга как инструмента модернизации и инновационного развития экономики». 2 мая 2011 г., Алматы.
  207. В.М. Малое предпринимательство в России: проблемы переходного периода. М., 1994.
  208. В. Малый бизнес грани выживания // Мысль. 2009. № 5. — С. 6371.
  209. A one-stop shop foe quick and easy business start-ups in Mexico. 2010
  210. Battilana J., Leca В., Boxenbaum E. Agency and institutions: A review of institutional entrepreneurship // Academy of Management Annals. 2009. № 3. P. 65−107.
  211. BEEPS At-A-Glance. 2008 Cross Country Report / The World Bank Group, 2010.
  212. Business StartUp & OneStop Shops: Principles for Success from Ukraine and Abroad Volodymyr Buryy, Zachary Morford, Paige Snider, Kyiv, August 2002.
  213. DiMaggio P. Interest and agency in institutional theory // Zucker L. (Ed.). Institutional patterns and organizations. Cambridge, MA: Ballinger, 1988. P. 3−21.
  214. Eisenstadt S.N. Modernization: Protest and Change. Englewood Cliffs (N.J.), 1966.
  215. EU Regional Competitiveness Index 2010. // Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2010.
  216. , S. (2010) «IMD World Competitiveness Yearbook 2010: Press Release», World Competitiveness Center, Institute for Management Development, Switzerland, Lausanne
  217. Granger B., Stanworth J., Stanworth C. Self-Employment Career Dynamics: The Case of 'Unemployment Push' in UK Book Publishing // Work, Employment and Society. 1995. № 9. p. 499−516.
  218. OECD (2008), Implementing Regulatory Reform: Building the Case through Results, Paris.
  219. One stop shops: an overview of best practices related to three key issues MENA-OECD training workshop, 10−12 march 2010, Beirut.
  220. Reynolds P. D. et al. Global Entrepreneurship Monitor: Data Collection Design and Implementation 1998−2003 //Small Business Economics. 2005. Vol.24. -P.205−231.
  221. Scott Shane «Why encouraging more people to become entrepreneurs is bad policy», Small Business Economics 2009, 33. Doing Business
  222. The 2010 State New Economy Index. // KFE & ITIF. Washington, D.C. 2010.
  223. The Sovereign Wealth Explosion Stuart E. Eizenstat Alan Larson The Wall Street Journal. 8 November. 2007.
  224. Wijen F., Ansari S. Overcoming Inaction through Collective Institutional Entrepreneurship: Insights from Regime Theory // Organization Studies. 2007. Vol. 28. № 7. P. 1079−1100.
  225. World Economic Forum Competitiveness Report 2011−2012. Eurostat, 2011.
  226. Интегральные показатели развития малого бизнеса / Доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства. М., 2007. www.smb.ru/analitics.html?id=iprMP
  227. Официальный сайт Президента Республики Казахстан www.akorda.kz
  228. Информационные материалы Агентства Республике Казахстан по статистике www.stat.kz
  229. Информационные материалы Национального Банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz
  230. Информационные материалы Национального Банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz/?docid=3 08
  231. Информационные материалы Национального Банка Республики Казахстан www.inform.lcz/rus/article/2 279 158 235. www.kca.kz/?module=articles&catID=3 l&itenr=7
  232. Поправки в законодательные акты Республики Казахстан www.zakon.kz/159 104-popravki-v-zakonodatelnye-akty-rk-po.html
  233. Информационные материалы Министерства финансов Республики Казахстан www.minfm.kz
  234. Микрокредитование в Казахстане, www.finance.nur.kz/publikacii/ mikrok-reditovanievkazahstaneitogi
  235. Информационные материалы Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) www.finpol.kz
  236. Информационные материалы Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций www.afn.kz
  237. Информационные материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан www.minplan.kz
  238. Сайт содействия бизнесу http://www.sodbi.kz
  239. Информационные материалы Института мировой экономии и политики при Президенте Республики Казахстан www.iwep.kz
  240. Информационные материалы Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» www. samruk-kazyna.kz
  241. Информационные материалы Института актуальной политики www.inap.kz
  242. Информационные материалы Регионального финансового центра города Алматы www.rfca.kz
  243. Информационные материалы АО «Фонд науки» www. science-fund.kz
  244. Отчеты Азиатского Банка Развития www.adb.org
  245. Информационные материалы Международного Валютного Фонда www.imf.org
  246. Отчет Мирового Банка по рейтингу «Ведение бизнеса 2010» www.doingbusiness.org
  247. Информационные материалы Международного союза экономистов (МСЭ) www.iuecon.org
  248. Международное общественное объединение по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие» www.evolutio.info
  249. Информационный портал Возрождения Центральной Азии www.centralasia.rencap.com
  250. Doing business in a more transparent world. // World Bank. Washington DC, 2011. www.doingbusiness.org
  251. Казахстанский информационный портал www.news.nur.kz
  252. Казахстану необходим Фонд гарантирования инфраструктурных кредитов // 08.06.2010. www.profmance.kz/2010/06/08/ubpbxyob-ngxlsi-l-ibbsebsya-syebyoux-unlse.html
  253. Материалы электронного ресурса: www.invest.gov.kz/?option=content&-section-l&-itemid=68
  254. Национальное информационное агентство «Казинформ» www.kazinform.kz
  255. Инвестпортал компаний Казахстан www.investkz.com
  256. Главный финансовый портал www.profinance.kz
  257. Отчет Центра исследования малого и среднего предпринимательства («The Observatory of European SMEs») www.ec.europa.eu
  258. Анализ зарубежного опыта развития и поддержки малого и среднего предпринимательства www. business.zakon.kz, www.kfpp.ru
  259. Отчет Финансовые инструменты поддержки МСБ. Опыт Франции. www.oseo.fr
  260. Нефинансовые инструменты поддержки МСБ. Опыт Японии и России www.oecd.org
  261. Нефинансовые инструменты поддержки МСБ. Информационно-консультационные услуги. Опыт Польши, www.utlcairo.org
  262. Нефинансовые инструменты поддержки развития МСБ. Информацион-¦ но-консультационные услуги. Опыт Сингапура, www.spring.com
  263. Отчет US AID. Нефинансовые инструменты поддержки развития МСБ. Информационно-консультационные услуги. Опыт США. www.usaid.gov
  264. Отчет Специальная американская программа деловой стажировки (SABIT Special American Business Internship Training Program) www. sabitnyc.com
  265. Отчет Нефинансовые инструменты поддержки МСБ. Голландия. www.pum.nl
  266. Отчет Нефинансовые инструменты поддержки МСБ. Служба старших сеньоров (SES). Опыт Германии, www.ses.com
  267. Взаимодействие крупного бизнеса и МСБ. Опыт Республики Корея. www.Kodit.kr
  268. Отчет Взаимодействие крупного и малого бизнеса. Опыт Австрии. www.aastra.au
  269. Взаимодействие крупного и малого бизнеса. Опыт Великобритании. www.bis.gov.uk
  270. Малый бизнес: проблемы и перспективы.www.nisse.ru/business/article/articlel 536. html?effort=#Toc24380581
  271. Инновационно-технологическая поддержка. Опыт США. Программа SBIR. Программы STTR.www.innovationonthemall.org
  272. Программа: «Деловые информационные центры» (Business Information Center BIC). Международный опыт принципа «одного окна».www. onestopshop. in
  273. Международный опыт принципа «одного окна», www.onestopshop.in278. www.nomad.su/?a=3−201 002 240 039 279. www.dknews.kz/article.php?id=6616&archid= 172&pn-l
  274. Baumol W. The Free-Market Innovation Machine: Analyzing the Growth Miracle of Capitalism, Princeton: Princeton University Press, 2002- Entrepreneurship, Innovation and Growth: The David-Goliath Symbiosis. www.edegan.com/pdfs/Baumol
  275. Enterprise Surveys: Kazakhstan Country Profile 2009.www.enterprisesurveys.org
  276. OECD (2009), Going for Growth, Paris. www.oecd.org/economics/goingforgrowthwww.nationalarchives.gov.uk/doc/o pen-government-licence/
  277. Toxanova A., Zhakupova Sh. Challenges and development prospects of SMEs in the Republic of Kazakhstan www.nationalbank.kz/cont/publish6696296279.pdf
Заполнить форму текущей работой