Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России целью современного образования становится воспитание личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморазвитию, а содержание образования ориентируется на создание условий для самосовершенствования, самореализации личности, осознания себя как субъекта образовательного процесса. Это требует… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования 14 рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников
    • 1. 1. С ущностно-содержательная характеристика процесса 14 формирования рефлексивных умений в отечественной и зарубежной теории и практике
    • 1. 2. Основные подходы к построению модели формирования 73 рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель формирования 98 рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование формирования 124 рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников
    • 2. 1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы 124 по формированию рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников
    • 2. 2. Педагогические условия формирования рефлексивных 151 умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ

Формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения социально-политических и экономических ориентиров современного общества привели к выдвижению новых требований, предъявляемых обществом к специалисту, к уровню его подготовленности. Динамизм социально-экономического, научно-технического и духовного развития общества необычайно актуализировал потребность в специалисте нового типа, способном профессионально действовать в условиях реформации всех сфер общественной жизни России. Рыночная экономика с жесткой конкуренцией требует специалистов, способных к творческому труду, высоко профессиональных, мобильных, готовых к поиску и реализации новых, эффективных подходов к организации своей деятельности.

Изменение социальных парадигм предполагает переход к новым технологиям социальной работы, ориентированным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, личностный потенциал специалиста социальной сферы. Происходящие преобразования определяют необходимость изменения имеющихся систем профессиональной подготовки специалиста социальной работы, который должен выступать носителем перемен в социальной сфере общества.

В соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования в России целью современного образования становится воспитание личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморазвитию, а содержание образования ориентируется на создание условий для самосовершенствования, самореализации личности, осознания себя как субъекта образовательного процесса. Это требует расстановки приоритетов в проблеме подготовки будущего специалиста, выдвижения в качестве ведущей цели — формирование личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, что предполагает овладение не только системой знаний, но и системой умений, обеспечивающих способность эффективно выполнять профессиональные функции.

В виду этого выступает необходимость формирования у будущих специалистов социальной работы рефлексивных умений, выражающихся в способности формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать деятельность, а также выяснять и анализировать мнения других людей о своей деятельности и о себе.

Рефлексивные умения не даются человеку от рождения, они совершенствуются с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня, социально-экономического статуса человека. Формирование рефлексивных умений процесс сложный и длительный, поэтому начинать его следует с начальных курсов профессионального обучения социальных работников.

В целом, вопросы профессионального становления специалистов социальной работы раскрыты в исследованиях: С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой. Л. Г. Гусляковой, Н. С. Данакина, Т. В. Кудрявцева, В. И. Курбатова, Н. Ф. Масловой, В. Ш. Масленниковой, Т. В. Мухаметзяновой, К. М. Оганяна, П. Д. Павленка, В. А. Сластенина, В. С. Торохтия, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой, Б. Ю. Шапиро, Н. Б. Шмелевой, В. НЛрской-Смирновой и др.

В теории проблема рефлексии рассматривается в различных научных областях: философии, психологии, педагогике и др. Спектр смыслов, которые имеют место при использовании понятия рефлексии, достаточно широк: самопознание, самооценка, самоанализ, самосознание, размышление, обдумывание своих действий и т. д.

В философии «рефлексия» есть форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов, деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

В психологических исследованиях «рефлексия» понимается, как фундаментальная способность сознательного существа быть в отношении к собственному сознанию, мышлению, условиям и способам осуществления жизнедеятельности (С.Л.Рубинштейн, Б.Д.Эльконин).

В педагогике «рефлексия» — это не только знание и понимание человеком самого себя, но и выяснение того, как другие понимают и воспринимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления (В.А.Сластенин).

Увеличение числа работ, посвященных вопросам формирования рефлексивных умений у специалистов различных профессиональных сфер деятельности свидетельствует о пристальном внимании ученых к данному вопросу. Однако, несмотря на наличие определенных успехов в решении теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы, эффективность формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников не соответствует возросшим требованиям времени.

В современных условиях можно зафиксировать объективно существующие противоречия:

• между потребностью современного общества в высококвалифицированном специалисте, обладающем рефлексивными умениями, и недостаточным уровнем профессиональной подготовки студентов вуза и колледжа к осуществлению рефлексивных умений;

• между необходимостью совершенствования рефлексивных умений студентов и отсутствием модели их формирования в профессиональной сфере «Социальная работа»;

• между необходимостью повышения качества формирования рефлексивных умений студентов вуза и колледжа и отсутствием критериев, показателей и уровней его эффективности.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики в формировании рефлексивных умений, а с другой — неразработанностью данной проблемы в системе профессиональной подготовки социальных работников.

Выделенные противоречия позволили сформулировать тему исследования: «Формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников», научная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы основные направления и педагогические условия формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки социальных работников.

Предмет исследования — формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников.

Проблема, объект, предмет и цель исследования обозначили следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы формирования рефлексивных умений студентов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике и определить необходимость, роль и место процесса формирования рефлексивных умений в профессиональной подготовке социальных работников.

2. Разработать структурно-функциональную модель формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников.

3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников.

5. Разработать и внедрить в процесс обучения спецпрактикум «Профессиональная рефлексия социального работника», обеспечив его методическое сопровождение.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников будет более эффективным, если: а) на основе теоретического анализа проблемы исследования будет дана сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика рефлексивных уменийб) построена модель формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работниковв) определены критерии, показатели, уровни и педагогические условия успешного формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работниковг) разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений студентов вуза и колледжа.

Общая методология исследования: теория личности, ее индивидуальности и персонализации в деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория деятельности (П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.) — теория профессионального образования и личностного развития в профессиональном становлении специалиста (А.П.Беляева, В. П. Беспалько, А. А. Бодалев, А. А. Вербицкий, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, Н. Б. Шмелева, В. А. Якунин и др.). В исследовании использованы подходы: акмеологический (Б.Г.Ананьев, И. Д. Багаева, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Л. И. Катаева, Н. В. Кузьмина и др.), системно-целостный (В.В.Краевский, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Э. Г. Юдин и др.), личностно-деятельностный (А.Н.Леонтьев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), модульный (Г.К.Селевко, П. И. Третьяков, Н. Б. Шмелева и др.), индивидуально-творческий (А.Г.Асмолов, И. А. Козырева, В. А. Петровский, Е. Л. Яковлева и др.).

На разных этапах исследования использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: научный анализ философской, психологической и педагогической литературы, методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование), опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), диагностические методы (тестирование, экспертная оценка, самооценка), прямое, косвенное наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение и анализ программно-методической документации по проблеме исследования, методы математической статистики и обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Ульяновский государственный университет, филиал Ульяновского государственного университета (г. Димитровград), Ульяновский социально-педагогический колледж № 1, строительный колледж, колледж экономики, информатики и дизайна г. Ульяновска. Исследованием было охвачено 200 студентов 1−5 курсов, обучающихся по специальности «Социальная работа», 50 работающих специалистов социальной сферы.

Организация и этапы исследования. Личное участие соискателя состоит в теоретической и практической разработке основных идей и положений по теме, непосредственном осуществлении и руководстве опытно-экспериментальной работой в качестве преподавателя. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы. Оно проводилось в несколько этапов в период с 1999;2003 г. г.

На первом этапе (1999;2001 г. г.) осуществлялся анализ философской, психологической и педагогической литературы. В эти же сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

На втором этапе (2001;2002 г. г.) уточнялась гипотеза исследования, основные направления формирующего экспериментаопределялись педагогические условия его проведенияразрабатывался и внедрялся в практику работы высшей и средней профессиональной школы спецпрактикум «Профессиональная рефлексия социального работника».

На третьем этапе (2002;2003 г. г.) осуществлялась обработка, анализ и систематизация данных экспериментальной работыкорректировка комплекса педагогических условий, спецпрактикума «Профессиональная рефлексия социального работника" — уточнялись теоретико-экспериментальные выводыосуществлялось внедрение результатов в практику работы высшей и средней профессиональной школы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• определены необходимость, роль и место процесса формирования рефлексивных умений в профессиональной подготовке социальных работников;

• с позиции системно-деятельностного подхода разработана система рефлексивных умений и знаний, необходимых для их формирования в процессе профессиональной подготовки социальных работников;

• обоснована и экспериментально доказана взаимосвязь между сформированностью рефлексивных умений и повышением уровня эмпатии, коммуникативных и организаторских способностей студентов;

• разработана модель и методика формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников;

• выявлены критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений студентов. Предложен ряд способов диагностики формируемых умений;

• определен комплекс педагогических условий общего, частного и специфического характера, способствующих успешному формированию рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дана комплексная оценка концепций формирования рефлексии, в разное время разработанных и представленных ведущими отечественными и зарубежными научными школамиопределены роль и место процесса формирования рефлексивных умений в профессиональной подготовке социальных работниковразработаны содержание и способы формирования рефлексивных умений студентовопределены педагогические условия формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работниковсоздана теоретико-методологическая основа для новых исследований по различным направлениям профессиональной подготовки социальных работников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны модульная программа формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников, спецпрактикум «Профессиональная рефлексия социального работника», методические рекомендации по формированию рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников, а также выявлены условия, способствующие формированию рефлексивных умений.

Накопленный в ходе исследования эмпирический материал и выводы исследования могут быть использованы в практике профессиональной подготовки специалистов социальной работы колледжа, вуза, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, а также в профессиональной подготовке других специалистов, при проведении психолого-педагогических исследований.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических и теоретических позицийлогикой научного исследованиярациональным сочетанием теоретической и экспериментальной частей исследованияприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованияширокой базой опытно-экспериментальной работыконтрольным сопоставлением полученных результатов с имеющимся в практике социальной работы опытомподтверждением гипотезы и основных положений настоящего исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

• формирование рефлексивных умений обеспечивается применением специально организованного образовательного процесса, построенного с учетом особенностей контингента студентов и специфики обучения по специальности «Социальная работа», состава формируемых умений, уровня их изначальной сформированности;

• разработанная модель формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников состоит из трех взаимосвязанных блоков: процессуального, функционального и критериального и определяет взаимодействие и взаимосвязь ее структурных компонентов: целевого, содержательного, деятельностного и результативного;

• мониторинг эффективности формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников включает в себя определение критериев, показателей, уровней сформированности рефлексивных умений, использование их для оценки эффективности и внесения коррективов в процесс формирования рефлексивных умений;

• комплекс педагогических условий (общих, частных и специфических) обеспечивает эффективность формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в программе спецпрактикума «Профессиональная рефлексия социального работника», методических рекомендациях, научных статьях и тезисах докладов автора. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогики высшей школы и социальной работы Ульяновского государственного университета, на международных, всероссийских, региональных и областных научных и научно-практических конференциях и семинарах в г. г. Ульяновске, Смоленске, Димитровграде в 2000 — 2003 г. г.

Результаты исследования внедрены в Ульяновском государственном университете, в филиале УлГУ в г. Димитровграде (дневная, ускоренная, заочная формы обучения по специальности «Социальная работа»), используются в профессиональной подготовке социальных работников (отделения «Социальная работа» в социально-педагогическом колледже № 1, строительном колледже и колледже экономики, информатики и дизайна г. Ульяновска), в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В тексте 225 страниц (с приложениями), 1 рисунок, 1 схема, 11 таблиц, 2 диаграммы, 2 графика, 10 приложений. В библиографическом списке 225 источников, в том числе 15 источников — на иностранном языке.

Выводы по главе II:

1. Анализ состояния проблемы формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников показал, что недостаточная подготовленность специалистов в данном направлении связана с неразработанностью методики обучения рефлексии.

2. В ходе исследования использована модульная система построения программы курса «Профессиональная рефлексия социального работника» состоящая из трех функционально связанных между собой блоков-модулей: базового, включающего представление об особенностях профессионально-личностного развития специалиста социальной работы, сущности рефлексиироли и места рефлексивной подготовки социального работника в профессиональной деятельностиэмпатиийного, развивающего определенные знания и способности студентов к эмпатиирефлексивного, направленного на развитие профессионально значимых знаний о рефлексии и рефлексивных умений будущего социального работника (саморефлексии, межличностной рефлексии и рефлексии взаимодействия).

3. Выявленный в ходе исследования комплекс педагогических условий общего, частного и специфического характера способствует эффективному формированию рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников: общие условия: системность, непрерывность процесса формирования рефлексивных умений студентов, контролируемость результатов на разных этапах обучениявнутренние условия учреждений (вуза и колледжа) — частные условия: ориентация на специфику процесса формирования рефлексивных уменийразработка модели формирования рефлексивных умений, адекватной реальной ситуации и современному уровню развития научного знаниясоздание новой образовательной средыобогащение учебных программ дисциплин знаниями о рефлексииспецифические условия: доведение до студентов актуальности и значимости формирования рефлексивных уменийосознанный выбор студентами специальности «Социальная работа" — формирование устойчивых знаний о рефлексииметодическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений.

4. Разработанные в процессе опытно-экспериментальной работы критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений будущих социальных работников в вузе и колледже являются основой для мониторинга их качества и оценки процесса их формирования.

5. Разработанный и внедренный в ходе исследования спецпрактикум «Профессиональная рефлексия социального работника», методические рекомендации создают предпосылки для успешного формирования рефлексивных умений студентов в современных условиях.

6. Доказана посредством сравнения результатов конечного этапа обучения с начальным эффективность предлагаемой методики: число студентов, находящихся на высоком и среднем уровнях сформированности знаний о рефлексии и рефлексивных умений возросло на 52, 5%, а число студентов находящихся на уровне ниже среднего и низком сократилось на 52,5%.

7. При анализе массива данных, полученных на этапе завершения формирующего эксперимента, обнаружена определенная тенденция к повышению уровня эмпатии и коммуникативных и организаторских способностей студентов в зависимости от повышения у них уровня сформированности рефлексивных умений.

Заключение

.

Проведенное экспериментальное исследование, а также анализ изученной литературы по проблеме исследования дают основание сделать вывод, что формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников становится сегодня важным источником их профессионально-личностного развития.

Увеличение числа работ, посвященных проблеме формирования рефлексии, свидетельствует о пристальном внимании ученых к данному вопросу. Однако, несмотря на наличие определенных успехов в решении теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы, эффективность формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников не соответствует изменившейся социокультурной обстановке в России.

Актуальность формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников обусловлена потребностью практики в формировании рефлексивных умений и неразработанностью данной проблемы в системе профессиональной подготовки социальных работниковнеобходимостью комплексного подхода, обобщающего и систематизирующего имеющийся теоретический и практический потенциал профессиональной подготовки социальных работников.

Процесс формирования рефлексивных умений будущих социальных работников рассмотрен как система в единстве ее основных компонентов: целевого, содержательного, деятельностного и результативного. На основе данной в исследовании сущностно-содержательной и структурно-функциональной характеристики рефлексивных умений будущих социальных работников выявлены и определены особенности и основные направления их формирования в процессе профессиональной подготовки студентов вуза и колледжа.

Содержание рефлексивной подготовки будущих социальных работников отражает как текущие, так и перспективные потребности общества и представляет собой своего рода профессиограмму рефлексирующего специалиста, включающую систему знаний о рефлексии и систему рефлексивных умений. Основываясь на том, что рефлексивные умения являются интегративным образованием, выделены две группы знаний и умений: а) общие знания и умения социального работника в области рефлексииб) знания и умения в области профессионального рефлексивного общения социального работника.

В ходе исследования использована модульная система построения программы курса «Профессиональная рефлексия социального работника» состоящая из трех функционально связанных между собой блоков-модулей: базового, включающего представление об особенностях профессионально-личностного развития специалиста социальной работы, сущности рефлексиироли и места рефлексивной подготовки социального работника в профессиональной деятельностиэмпатиийного, развивающего определенные знания и способности студентов к эмпатиирефлексивного, направленного на развитие профессионально значимых знаний о рефлексии и рефлексивных умений будущего социального работника (саморефлексии, межличностной рефлексии и рефлексии взаимодействия).

Анализ результатов экспериментального обучения будущих социальных работников показал, что наиболее эффективной является методика, представляющая собой целостную систему организационных форм обучения и учитывающая комплекс педагогических условий ее выполнения: общие условия: системность, непрерывность процесса формирования рефлексивных умений студентов, контролируемость результатов на разных этапах обучениявнутренние условия учреждений (вуза и колледжа) — частные условия: ориентация на специфику процесса формирования рефлексивных уменийразработка модели формирования рефлексивных умений, адекватной реальной ситуации и современному уровню развития научного знаниясоздание новой образовательной средыобогащение учебных программ дисциплин знаниями о рефлексииспецифические условия: доведение до студентов актуальности и значимости формирования рефлексивных уменийосознанный выбор студентами специальности «Социальная работа" — формирование устойчивых знаний о рефлексииметодическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений.

Разработанные в процессе опытно-экспериментальной работы критерии, показатели и уровни сформированности рефлексивных умений будущих социальных работников в вузе и колледже являются основой для мониторинга качества и оценки процесса их формирования.

Разработанный и внедренный в ходе исследования спецпрактикум «Профессиональная рефлексия социального работника», методические рекомендации создают предпосылки для успешного формирования рефлексивных умений студентов в современных условиях.

Эффективность методики обучения определялась методами математической статистики. Сравнение результатов до и после обучения будущих социальных работников показывает, что число студентов, находящихся на высоком и среднем уровнях сформированности рефлексивных умений возросло на 52,5%, а число студентов, находящихся на уровне ниже среднего и низком сократилось на 52,5%.

При анализе массива данных, полученных на этапе завершения формирующего эксперимента, обнаружена определенная тенденция к повышению уровня эмпатии и коммуникативных и организаторских способностей студентов в зависимости от повышения у них уровня сформированности рефлексивных умений.

Таким образом, в результате формирующего эксперимента нами получены данные, показывающие эффективность выбранных нами путей и способов формирования рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки социальных работников, доказывающие справедливость выдвинутой нами гипотезы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что поставленные в исследовании задачи решены и цель достигнута.

В процессе исследования был выявлен ряд проблем, предполагающих дальнейшее изучение. Среди них: поиск перспективных направлений по совершенствованию процесса формирования рефлексивных умений, созданию альтернативных методов и методик диагностики уровня развития рефлексивных уменийпрофессиональная компетентность специалиста социальной работы.

Данное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы, так как здесь был сознательно сделан акцент на изучение рефлексивных умений именно для будущих специалистов по социальной работе. Но предложенные формы и методы их формирования могут быть взяты за основу при создании новых программ обучения в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе и учащихся в образовательных учреждениях, а также различных категорий слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования /О.А. Абдуллина. — М., 1984. — 133 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности /К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 144 с.
  3. А.Н. Система: философская категория и реальность /А.Н. Аверьянова. М.: Мысль, 1976. — 188 с.
  4. С.И. Дидактические условия организации педагогической практики студентов педвузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук /С.И. Аверьянова. Магнитогорск, 1999. — 23 с.
  5. М. Психология счастья: Пер. с англ. /М.Аграйл. М.: Прогресс, 1990.-332 с.
  6. Н.Г. Познавательная деятельность при формировании сознательного решения задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Н.Г. Алексеев. М., 1975. — 28 с.
  7. JI.H. Рефлексивные формы развития понимания /JI.H. Алексеева //Методические и теоретические проблемы современной психологии. М.: АПН СССР, 1988. — С.6−14.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев СПб.: Питер, 2001. — 263с.
  9. Г. М. Социальная психология /Г.М. Андреева. М., 1980. -416 с.
  10. О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога. Творчество и культура мышления: Дис.. докт. психол. наук: /О.С. Анисимов. М., 1994. — 210 с.
  11. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях /Л.И. Анцыферова //Психологический журнал. 1994. — № 1. — С.24−28.
  12. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа /А.Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  13. В.Г. Человек в управлении обществом /В.Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1977. 332 с.
  14. Ю.К. Об управлении процессом нравственного воспитательного воздействия /Ю.К. Бабанский //Советская педагогика -1972. -№ 8.-С.ЗЗ-41.
  15. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: Автореф. дис.. докт. пед. наук /И.Д. Багаева Усть-Каменогорск, 1991. — 13 с.
  16. В.А. Наука как самопознающая система /В.А. Бажанов. -Казань: МГУ, 1991.- 182 с.
  17. В.А. Рефлексия в современном науковедении /В.А. Бажанов //Рефлексивные процессы и управление. 2002. — Т.2, № 2. — С.73−89.
  18. В.П. Основы теории педагогических систем /В.П. Беспалько Воронеж: ВГУ, 1983 — 175 с.
  19. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов /В.П. Беспалько, Ю. Г. Татур.-М., 1989, — 147 с.
  20. Е.А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук /Е.А. Бессонова. Иркутск, 2000. — 17 с.
  21. И.В. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 240 с.
  22. А.А. Личность и общение: Избр. труды /А.А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  24. Большая советская энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т.22. — 627с
  25. Т.А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: Дис.. канд. пед. наук /Т.А. Бондаренко. Челябинск, 1999, — 191с.
  26. В.Г. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике /В.Г. Бочарова, Г. Н. Филонов. М., 1994. — 129 с.
  27. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика /Ю.В. Васильев. М., 1990. — 133 с.
  28. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход /А.А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  29. К.В. Психология труда и личности учителя /К.В. Вербова, С. В. Кондратьева. Минск, 1991. — 88 с.
  30. С.И. Формирование рефлексивных умений у студентов университета в процессе подготовки к воспитательной деятельности: Дис.. канд. психол. наук /С.И. Вострокнутов. Казань, 1999. — 190 с.
  31. .З. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя /Б.З. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1995. — 112 с.
  32. Jl.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  33. А.Г. Деловые пути к профессиональному творчеству /А.Г. Габрусевич, Г. А. Зорин. Минск, 1989. — 101 с.
  34. Л.Е. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов университета: Дис.. канд. пед. наук /Л.Е. Галаганова. Кемерово, 1998. — 248 с.
  35. П.Я. Введению в психологию /П.Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 150 с.
  36. Г. В. Энциклопедия философских наук /Г.В. Гегель. М.: «Мысль», 1975.-452 с.
  37. И. Сочинения. Т.5 /И. Гегель. М.: Педагогика, 1937. — 715 с.
  38. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /СМ. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  39. В.Е. Уточнение и систематизация понятий и терминов в педагогике /В.Е. Гмурман //Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. М.: АПН СССР, 1983.-С.21−29.
  40. П.Н. Вопросы воспитания и обучения /П.Н. Груздев. М.: АПН РСФСР, 1949.- 115 с.
  41. Л.Г. Психология и социальная работа /Л.Г. Гуслякова, Л. Д. Демина. Барнаул, 1991. — 134 с.
  42. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук /Н.И. Гуткина. М., 1983. — 24 с.
  43. Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика /Т.М. Давыденко. -М.- Белгород, 1995. 129 с.
  44. В.В. Уровень планирования как условие рефлексии /В.В. Давыдов, А. З. Зак //Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. — С.43−49.
  45. К.Е. Анализ рефлексивных структур при исследовании малых групп: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии /К.Е. Данилин- Под ред. Г. М. Андреевой, И. Н. Богомоловой. М.: МГУ, 1977. — С.109−126.
  46. М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях /М.А. Данилов. М.: АПН СССР, 1971.-36 с.
  47. О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: Дис.. канд. психол. наук /О.Б. Дмитриева. М., 1997. — 225 с.
  48. О.И. Концептуальные основы аэрокосмического образования /О.И. Донина. Ульяновск: УлГУ, 2000. — 214 с.
  49. М. Содержание и методы практической подготовки студентов к социальной работе: Междунар. взгляд и перспективы /М. Доэл, С. Шардлоу. М.: Аспект Пресс, 1997. -97 с.
  50. М.Е. Исследовательский подход в профессионально-педагогической деятельности /М.Е. Дуранов, А. Г. Гостев. Челябинск: ЧГУ, 1996.-72 с.
  51. Д. Психология и педагогика мышления /Д. Дьюи, Н. М. Никольская. М.: Совершенство, 1997. — 204 с.
  52. О.М. Лекция в высшей школе (современный аспект) /О.М. Железнякова //Педагогическая наука на рубеже тысячелетий. — Ульяновск: УлГУ, 1999. С.27−30.
  53. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы /Е.Н. Загвязинский. М.-Ставрополь, 1991. — 132 с.
  54. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Автореф. дис.. докт. псих, наук /В.Г. Зазыкин.-М., 1994.- 26 с.
  55. Зак А. З. Проблема психологического изучения рефлексии /А.З. Зак //Исследование рефлексии и речемыслия. Алма-Ата: Изд-во КПИ, 1979. -С.5−19.
  56. Зак А. З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук /А.З. Зак. — М., 1976. 17 с.
  57. Закон РФ: Об образовании: Федеральный Закон от 13.01.1996 1112-ФЗ // Документы в образовании. 2000. — № 14. — С.3−59.
  58. В.П. Миры сознания и структура сознания /В.П. Зинченко //Вопросы психологии. 1991. -№ 2. — С. 15−36.
  59. Игры обучение, тренинг, досуг /Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  60. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения /Т.А. Ильина. М.: Знание, 1972. — 72 с.
  61. А.А. Формирование у студентов педагогических умений работать с учащимися комсомольцами: Дис.. канд. пед. наук /А.А. Иммамудинова. Л., 1977. — 251 с.
  62. Инновационное обучение: стратегия и практика /Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: МГУ, 1994.-203 с.
  63. И.В. Содержание и организация обучения руководителей школ умению изучать и обобщать передовой педагогический опыт в системе повышения квалификации: Дис.. канд.пед.наук /И.В. Ирхина. М., 1992. -216с.
  64. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учеб. пособ. /И.Ф. Исаев. М.- Белгород, 1992, — 101 с.
  65. Исследование рефлексии в отечественной психологии /Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: НГУ, 1981. — 203 с.
  66. И. Критика чистого разума /И. Кант- Пер. с нем. Н. Лосского. -СПб., 1993.-472 с.
  67. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования /С.И. Киссельгоф. — Л., 1973.- 152 с.
  68. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Т.Е. Климова. Челябинск, 1995. — 22 с.
  69. Г. А. Основные направления исследования методов активного обучения в странах Запада /Г.А. Ковалев //Психологический журнал. 1989.- Т. 10, № 1. С.28−34.
  70. Н.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа /Н.С. Коган. М.: Политиздат, 1974 — 328 с.
  71. Г. М. Культура профессионального образования педагога: Пособие /Г.М. Коджаспирова. М., 1994. — 344 с.
  72. И.А. Подготовка специалистов по социальной работе: опыт и проблемы /И.А. Козырева, А. В. Соколова //Российский журнал социальной работы. 2000. — № 9−10. — С. 185−190.
  73. Кибернетика. БСЭ: В 30 т. Т. 12. М.: Советская энциклопедия. — 1973.- С.75−79.
  74. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах /Я.Л. Коломинский. Минск: БГУ, 1976. — 352 с.
  75. Кон И. С. Психология ранней юности. Книга для учителя /И.С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  76. Кон И. С. Открытия «Я» /И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  77. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб. пособ. /Ю.А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1986.- 136 с.
  78. В.В. Педагогика между философией и психологией /В.В. Краевский //Педагогика. 1994. — № 6. — С.24−31.
  79. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров /В.В Краевский //Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 17−21.
  80. Краткий словарь по философии /Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Политиздат, 1982. — 431 с.
  81. Краткий словарь системы психических понятий /Под ред. К. К. Платонова. М., 1981. — 168 с.
  82. В.А. Основы педагогической психологии /В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  83. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности /Н.В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 144 с.
  84. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н.В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. -118с.
  85. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий /Ю.Н. Кулюткин //Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979. — С.22−28.
  86. Ю.Н. Рефлексивные процессы в деятельности учителя /Ю.Н. Кулюткин //Моделирование педагогических ситуаций. М., 1981. — С.67−72.
  87. Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы /Ю.Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1977. -139 с.
  88. С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога /С.Ю. Курганов. //Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С.87−96.
  89. .Л. Управление развитием экономических систем /Б.Л. Кучин, Е. В. Якушева. М., 1990. — 189 с.
  90. А.Н. О рефлексивном компоненте мнемонического действия: Категории, принципы и методы психологии /А.Н. Лактионов. М., 1983.-455 с.
  91. Г. В. Новые опыты о человеческом разуме /Г.В. Лейбниц. -М&bdquo- 1936.-484 с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. /А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  93. А.А. Педагогическое общение /А.А. Леонтьев. М.: Педагогика, 1979.-47 с.
  94. П.Я. Процесс обучения и его закономерности /И.Я. Лернер. -М., 1980.-98 с.
  95. В.А. Формула человека /В.А. Лефевр. М.: Прогресс, 1991. -285 с.
  96. Лефевр В. А От психофизики к моделированию души /В.А. Лефевр //Вопросы философии. 1990. — № 7. — С.25−31.
  97. Дж. Избранные философские произведения: В 2-х т.: Пер. с англ. Т. 1 /Д. Локк. М.: Соцэкгиз, 1960. — 734 с.
  98. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов- Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е.В. Шорохов- Ин-т психологии РАН. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  99. Н.А. Формирование общенаучных умений и навыков школьников, как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: Дис.. док. пед. наук /Н.А. Лошкарева М., 1991. — 377 с.
  100. Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис.. канд. психол. наук /Е.В. Лушпаева. М., 1989. — 17 с.
  101. Е.Н. Профессиональная подготовка социальных работников к деятельности с людьми ограниченных возможностей: Дис.. канд. пед. наук /Е.Н. Львова. Ульяновск: УлГУ, 2002. — 208 с.
  102. А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. М., 1996, — 256 с.
  103. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя /А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  104. С.Н. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы /С.Н. Маслов, С. Ю. Степанов, Е. А. Яблокова. М., 1993. — 214 с.
  105. A.M. Исследование психологических закономерностей процесса анализа /A.M. Матюшкин //Вопросы психологии 1960. — № 3. -С.46−55.
  106. Г. И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. Дис.. канд. психол. наук /Г.И. Метельский. Минск, 1979.-252 с.
  107. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений /Е.А. Милерян. М.: Педагогика, 1973. — 299 с.
  108. Л.А. Дидактические условия формирования учебной деятельности студентов на вузовской лекции (по предметам психолого-педагогического цикла): Автореф. дис.. канд. пед. наук /Л.А. Мирошниченко. Магнитогорск, 1998. — 18 с.
  109. С.Н. Управление педагогическими системами: психотерапевтический подход /С.Н. Митин- Моск. пед. гос. ун-т. М.- Ульяновск, 2002. — 246 с.
  110. С.Н. Формирование культурологических знаний и умений у руководителей школ в системе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук /С.Н. Митин. М., 1995. — 251 с.
  111. А.В. Общение как фактор воспитания школьников /А.В. Мудрик. -М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  112. А.Я. Какой быть новой педагогике? /А.Я. Найн, А. Г. Гостев -Челябинск: Ю.-У. Кн. изд-во, 1993.- 132 с.
  113. Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В Зкн. Кн.1: Общие основы психологии /Р.С. Немов. В пер. — М.: Просвещение- Владос, 1995. — 576 с.
  114. Н.В. Дидактические условия развития у руководителей школ умения готовить управленческие решения: Дис.. канд. пед. наук /Н.В. Немова. М., 1992. — 225 с.
  115. А.Н. Подготовка социальных педагогов в вузе к профилактике алкогольной зависимости среди подростков. Дис.. канд. пед. наук /А.Н. Неустроева. М., 2000. — 197 с.
  116. Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования /Н.Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. -288 с.
  117. И.Б. Моделирование сложных систем /И.Б. Новик. М., 1965. -128 с .
  118. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979, — 170 с.
  119. А.П. Рефлексия /А.П. Огурцов //Философская энциклопедия. -М., 1967. Т.4. — С.499−502.
  120. А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М.- Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 171 с.
  121. A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования. // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1. — С.17−22.
  122. Педагогика /Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984.-368 с.
  123. Педагогическая энциклопедия: В 4-х. т. Т.4. Советская Энциклопедия, 1968. — 911 с.
  124. В.А. Психология неадаптивной активности /В.А. Петровский. М.: Горбунок, 1992. — 224 с.
  125. Е.Б. Самооценка рефлексивности педагога как фактор эффективности руководства классным коллективом /Е.Б. Петрушихин //Рефлексивные процессы и творчество. Новосибирск, 1990. — Ч .1. — С.105−112.
  126. . Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология /Ж. Пиаже- Пер. с фр. A.M. Пятигорского. М.: Просвещение, 1994. — 680 с.
  127. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособ. /К.К. Платонов. М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
  128. К.К. Проблемы способностей /К.К. Платонов. М.: Наука, 1972.-311 с.
  129. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении /П.И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  130. Г. Н. Совершенствование содержания методики практических занятий в процессе подготовки директоров на ФППК: Дис.. канд. пед. наук /Г.Н. Подчалимова. Л., 1986. — 236 с.
  131. А.Я. Психология творчества /А.Я. Пономарев //Тенденции развития психологической науки /Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анциферова. -М., 1989. С.21−34.
  132. Прогностическая концепция целей и содержания образования /Под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: Изд-во института теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1994.- 131 с.
  133. Психология А-Я: Словарь-справочник /М. Кордуэлл- Пер. с англ. К. С. Ткаченко. В пер. — М.: Гранд- Фаир-Пресс, 1999. — 442 с.
  134. А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога /А.А. Реан //Вопросы психологии 1990. — № 2. — С.77−81.
  135. Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика: Учеб. пособ. к спецкурсу /Л.А. Регуш. Л.: ЛГПУ, 1989. — 134 с.
  136. З.А. Психологические основы профессионального обучения /З.А. Решетова. М.: МГУ, 1985. — 128 с.
  137. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособ. /Е.И. Рогов. М. ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  138. М.И. Социализация личности ребенка в условиях деятельности СПО-ФДО /М.И. Рожков, А. В. Волохов. М., 1991. — 76 с.
  139. В.М. Методологические записки о природе рефлексии /В.М. Розин //Рефлексия в науке и обучении: Тез. докл. и сооб. к науч.-метод, конф., Новосибирск, 12−14 ноября, 1984 г. Новосибирск, 1984. — С.34−35.
  140. Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание. Человек и мир. /C.JI. .Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 508 с.
  141. C.JI. О мышлении и путях его исследования. /C.J1. .Рубинштейн. М., 1985. — 320 с.
  142. В.Г. Формирование организаторских умений будущих учителей в процессе непрерывной педагогической практики: Дис.. канд. пед. наук /В.Г. Рындак. М., 1988. — 202 с.
  143. В.Н. Философские основания педагогической деятельности /В.Н. Сагатовский //Вестник высшей школы. 1987. — № 1. -С.22−32.
  144. Г. К. Технологи обучения /Г.К. Селевко. М., 1996. — 156 с.
  145. И.Н. Психологическая рефлексия в организации творческого процесса мышления: Автореф. дис.. докт. психол. наук /И.Н. Семенов. -М., 1992.- 19 с.
  146. И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности /И.Н. Семенов, С. Ю. Степанов //Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С.35−42.
  147. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом /В.П. Симонов. — М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  148. В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях /В.А Сластенин //Советская педагогика. -1978. 31. — С.86−94.
  149. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки /В.А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  150. В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии /В.И. Слободчиков //Сб. Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986. — С. 110−114.
  151. В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания /В.И. Слободчиков //Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной и дифференциальной психологии. М., 1976.-С.15−20.
  152. В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе /В.И. Слободчиков //Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. — С.60−68.
  153. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности /С.Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  154. Е.О. Рассуждения о рассуждениях /Е.О. Смирнова, А.П. Сопиков//Социальная психология личности. J1., 1974. — С. 140−149.
  155. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.-214с.
  156. М.Н. Интракоммуникативные аспекты социализации личности /М.Н. Соковнин //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. — С. 137−140.
  157. А.Г. Сознание и самосознание /А.Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
  158. Л.Ф. Альбом учебно-методических схем и программ по анализу педагогических ситуаций /Л.Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин. Кострома, 1985, — 157 с.
  159. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества /С.Ю. Степанов, Г. Ф. Похмелкина, Т. Ю. Колошина, Т. В. Фролова //Вопросы психологии. -1991. № 5. — С.5−14.
  160. С.Ю. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся /С.Ю. Степанов, И. Н. Семенов //Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологическогоконсультирования. М.: АПН СССР, 1987. — С.76−82.
  161. И.В. Психологические основы педагогического такта /И.В. Страхов. Саратов: Прогресс, 1972. — 226 с.
  162. А.В. Школа взаимной человечности /А.В. Суворов. М.: Университет РАО, 1995. — 97 с.
  163. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории /Н.Ф. Талызина //Современная высшая школа. 1997. — № 1. — С.91−96.
  164. Теоретические основы совершенствования управленческих умений руководителей школ: Сб. науч. тр. /Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: НИИ ООВ АПН СССР, 1998. — 74 с.
  165. O.K. Психология мышления /O.K. Тихомиров. -М., 1984. -103 с.
  166. П.И. Практика управления современной школой /П.И. Третьяков. -М., 1995. 79 с.
  167. П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография /П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский- Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  168. А.В. Формирование у учащихся учебных умений /А.В. Усова. -М.: Знание, 1987.-80 с.
  169. К.Д. Собр. соч. в 9-ти т. Т.8. М.- Л.: АПН РСФСР, 1950. -476 с.
  170. К.Д. Собр. соч. в 9-ти т. Т.2. М.- Л.: АПН РСФСР, 1950. -627 с.
  171. Е.И., Ясюкевич М. В. Социология и психология в управлении школой: Науч.-метод. пособ. /Е.И. Фадеева, М. В. Ясюкевич М.: «Прометей», 2000 г. — 98 с.
  172. Философский словарь /Под ред. В. В. Розенталя. — М.: Политиздат, 1975, — 496 с.
  173. Философский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  174. Философский энциклопедический словарь. М.: БСЭ, 1983. — 579 с.
  175. М.В. Профессионально-этические принципы социальной работы и их исторические корни //Профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993. — С.32−35.
  176. И.Г. Факты сознания. Второе наукословие, изложенное в общих чертах /И.Г. Фихте. СПб., 1914. — 153 с.
  177. Формирование профессионально-познавательных потребностей у студентов: Учеб. пособ. /Под ред. М. Е. Дуранова. Челябинск: ЧГУ, 1987. -124 с.
  178. Э. Душа человека /Э.Фромм. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  179. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника /Е.И. Холостова. М., 1993. — 35 с.
  180. А.В. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу профессионально-педагогической деятельности. Дис.. канд. пед. наук. /А.В. Христалева. Магнитогорск, 1996. — 238 с.
  181. Хьелл J1. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) /Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: ПитерПресс, 1997. — 608 с.
  182. В.А. Общекультурная подготовка учителя сельской школы в деятельности РОНО: Дис.. канд. пед. наук. /В.А. Черникова. Казань, 1992. — 128 с.
  183. Д.В. Технология обучения в высшей школе /Д.В. Чернилевский, O.K. Филатов. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  184. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособ. /М.А. Чошанов. — М.: Народное образование, 1996. -205 с.
  185. О.Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя. Дис.. канд. пед. наук. /О.Ю. Шаврина. Уфа, 2000. -196 с.
  186. И.К. Повышение готовности студентов к решению управленческих задач /И.К. Шалаев. Барнаул: БГПИ, 1982. — 111 с.
  187. Т.И. Профессиограмма директора общеобразовательной школы /Т.И. Шамова, К. Н. Ахлестин. М., 1988. — 74 с.
  188. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы /Е.Н. Шиянов. М.-Ставрополь, 1991. — 78 с.
  189. Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника: Дис.. докт. пед. наук. /Н.Б. Шмелева. М., 1997. — 260 с.
  190. Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы /Н.Б. Шмелева. Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997. — 240 с.
  191. Н.Б. Профессионально-этические аспекты деятельности социального работника /Н.Б. Шмелева //Теоретические и прикладные аспекты социальной работы. Опыт, проблемы, перспективы. Ульяновск: УлГУ, 1993. — С.26−29.
  192. Н.Б. Социальная работа: личность и профессия (аспект развития) /Н.Б. Шмелева. Ульяновск: УлГУ, 1999. — 209 с.
  193. Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала //Н.Б. Шмелева. Ульяновск: Научно-исследовательская авторская бизнес-школа «ОНИ», 1997. — 115 с.
  194. Н.Б. Технология развития эмпатии у одаренных детей /Н.Б. Шмелева, М. А. Косова //Технологии развития одаренности у детей из социально уязвимых слоев населения /Под ред. Н. Б. Шмелевой, С. Н. Митина. Ульяновск: УлГУ, 2002. — С. 169−208.
  195. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности /В.Д. Шадриков М.: Наука, 1983. -183 с.
  196. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия /Г.П. ГЦедровицкий //Иследование речемыслительной деятельности: Сб. ст. /Отв. ред. М. М. Муканов. 1974. — Вып.З. — С. 12−28.
  197. Г. П. Рефлексия и ее проблемы /Г.П. Щедровицкий //Прикладная эргономика. Спец. выпуск. М., 1993. — С.21−25.
  198. Д.Б. Избранные психологические труды: Поблемы возрастной и педагогической психологии /Д.Б. Эльконин М.: Междунар. Пед. Академия, 1995. — 221 с.
  199. Э. Детство и общество /Э. Эриксон. Изд. 2-е, перераб. и доп.- Спб.: Ленато ACT Фонд- Университетская книга, 1996. 415 с.
  200. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М: Наука, 1978.-391 с.
  201. И.М. Профессиональное самосознание педагога /И.М. Юсупов //Советская педагогика. 1989. — № 12. — С.36−39.
  202. И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения /И. Якиманская //Советская педагогика. -1991. № 4. — С.44−52.
  203. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис.. докт. пед. наук. /Н.М. Яковлева Челябинск, 1992. — 30 с.
  204. В.А. Обучение как процесс управления /В.А. Якунин. Л., 1988, — 108 с.
  205. Ф. Технология обучения в системе высшего образования /Ф. Янушкевич. М.: Высшая школа, 1986. — 135 с.
  206. Adams R.D. Teacher Development: study of factors related to teacher concerns for pre, beginning and experienced teachers /R.D. Adams, C.G. Marmay- Los Angeles, 1981. 246p.
  207. Barker R.Z. Social Work Dictionary /R.Z. Barker NASW, Silver Spring: Md" 1987. -213p.
  208. Barus S. Effective student teaching experience /S. Barus, S. Edwards. -Texas: University of Texas, 1984.- 156p.
  209. Birnbaum R. Games and Simulation in Higher Education /R. Birnbaum //Simulation and Games. 1982. — Vol.3. — N1. — P.3−11.
  210. Blank D.E. The investigation of teacher interactive decision-making /D.E. Blank //The Journal of Research & Development in Education. 1988. — N3. -P.34−39.
  211. Clark C.M. Handbook of research on teaching /С.М. Clark, P.L. Peterson. -N.Y., 1986.- 152p.
  212. Duke R.D. Gaming: The Future is a Language /R.D. Duke. Boston: John Wiley, 1974, — 12 lp.
  213. Fuller F.F. Becoming of teacher /F.F. Fuller, O.N. Bow //Teacher education. -Chicago, 1975. -P.43−47.
  214. Grant T.C. Preparing for reflective teaching /Т.С. Grant. Boston, 1984. -79p.
  215. Kirby P Development of the reflective teaching instrument /Р. Kirby, Ch. Teddlie // Journal of research and development in Education. 1989. — V.22, N4. -P. 17−19.
  216. Moreno J.L. Psychodrama /J.L. Moreno. N.Y.: Beacon House, 1945. -P.7−11.
  217. Robertson S.D. Now who aspires to teach? /Е.В. Page, T.Z. Keith, S.D. Robertson //Educational Researches. 1983. -N12. — P.21−25.
  218. Van Manen M. Linking ways of knowing with ways of being practical /Van Manen M. //Curriculum Inguiru. 1977. — N6. — P. 17−21.
  219. Wildman J. Reflective Teachers: Jensions between Abstractions & Realities /J. Wildman, J. Niles //Journal of Teacher Education. 1987. — V.7. — P.34−35.
  220. Zeichner K. Varieties of discourse in supervisory conferences /К. Zeichner, D. Liston //Teaching & Teacher education. 1985. — V. 1, N2. — P.31 -33.
Заполнить форму текущей работой