Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Семейно-брачные отношения в традиционной культуре народов Среднего Поволжья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо отметить, что общая картина мировой культуры определяется не столько геополитическим противостоянием цивилизаций, мировых религий и локальных этнокультурных групп, а непрерывным взаимодействием самых разных субкультур с глобальной культурой человечества. Усиливающаяся энтропия поддерживается изменениями, происходящими в отношениях между полами: феминизация общества приводит к эрозии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Становление русской семейно-бытовой культуры
    • 1. 1. Семейно-брачные отношения в контексте традиционной культуры
    • 1. 2. Религиозно-нравственные и правовые компоненты семейно-брачных отношений в русской традиционной культуре
    • 1. 3. Семейно-бытовые ценности русской традиционной культуры
  • Глава 2. Брак и семья в традиционной культуре Среднего Поволжья
    • 2. 1. Институт семьи и внутрисемейные отношения в традиционной культуре народов Среднего Поволжья
    • 2. 2. Морально-психологический и экономический уклад семьи в Среднем Поволжье
    • 2. 3. Семейно-брачные отношения традиционной культуры как культурный ресурс современности

Семейно-брачные отношения в традиционной культуре народов Среднего Поволжья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена логикой развития представлений о семье в истории человечества. Семья есть важнейший институт социализации личности и формирования культурных, этнических, нравственных ценностей. Лишь осознание историко-культурной специфики семьи, как особого института, выполняющего не только функцию воспроизводства, но и осуществления первичной социализации, позволит взвешенно оценить эволюционные процессы, происходящие в социуме, и прогнозировать дальнейшее развитие семейно-брачных отношений.

Необходимо отметить, что общая картина мировой культуры определяется не столько геополитическим противостоянием цивилизаций, мировых религий и локальных этнокультурных групп, а непрерывным взаимодействием самых разных субкультур с глобальной культурой человечества. Усиливающаяся энтропия поддерживается изменениями, происходящими в отношениях между полами: феминизация общества приводит к эрозии семейных отношений. Э. Тоффлер отмечал, что на самом деле семьи уже нет, хотя многие утверждают, что она лишь умирает1. Он имеет в виду традиционную семью как стандартную унифицированную ячейку общества, на смену которой пришли полигамные и гомогенные структуры и пр. Под воздействием урбанизации, индустриализации, информатизации происходят серьезные изменения в отношениях между полами, в том числе в сфере семейно-брачных отношений. В связи с этим традиционная культура в целом и семейно-брачные отношения как один из ее важнейших компонентов, одновременно отвечая на вызовы современности и выполняя присущую ей функцию стабилизации и сохранения базовых культурных ценностей, имеют глубокий модернизационный потенциал.

1 Тоффлер Э. Третья волна. — М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999 3.

С другой стороны, в условиях политической, и идеологической «многополярности», сложившихся в конце XX века после распада СССР, взаимодействие региональных культур стало одним из важнейших элементов современной государственной политики. С одной стороны, в поисках опоры люди обращаются к собственным «корням» — историческим и культурным традициям, образующим «ядро» идентичности этнокультурной группы. С другой стороны, ускоряющиесяf темпы миграции населения и его мобильности увеличивают число непосредственных контактов между носителями различных культур и, тем самым, культурную диффузию. Поэтому актуальность обретают исследованиясвязанные с изучением региональных социокультурных особенностей субъектов государства.

Специфика России в этом контексте определяется как этнической, и' социокультурной многосоставностью ее населения, так и процессами. так называемого метиссажа в результате нескольких столетий межнациональных браков. Хотя совершенно очевидно, что современнаяРоссия более ориентирована на образцы и ценности развитых западных стран, в широком смысле — постиндустриального общества, нежели на сохранение раннеиндустриальных или даже доиндустриальных моделей общественных отношений, важность базовых элементов традиционной культуры остается неизменной.

Семья является важнейшей составной частью национального самосознания. Культурные традиции, к которым человек приобщаетсяв семье, не имеют альтернативы, и это должно отчетливее осознаваться именно сейчас. Обращение к семейно-брачным отношениям в русской традиционной культуре призвано переосмыслить соотношение традиционного и современного в представлениях о семье в рамках российской: социокультурной ситуации и выявить их модернизационный ресурс.

Степень научной разработанности проблемы. Семья с древнейших времен являлась предметом пристального внимания и изучения в рамках гуманитарного дискурса. Долгое время преобладали историко-этнологические и антропологические исследования: Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, М. Коул.

Исторический путь развития форм брачно-семейных отношений рассматривается в работах И. Бахофена, Л. Моргана, Д. Мак-Леннана, Ф. Энгельса, Э. Вестермарка, Ю. И. Семенова, Л. А'. Файнберга.

Семью, как социокультурный феномен, изучали Платон, Аристотель, Геродот, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Г. Гегель, Жан Жак Руссо, И. Кант, Ф. Фихте, К. Маркс, Ф. Энгельс, а также исследователи нового и новейшего времени Т. Парсонс, Э: Берджес, X. Локк, Ч. Кули.

Важное значение имели работы, в ' области кросс-культурных взаимодействий. Например, для настоящего диссертационного исследования важное значение имели работы Э. Холла, Г. Триандиса, Г. Хофстеде, связанные с компаративистским анализом^ ценностных ориентаций* различных культур:1.

Отечественная гуманитаристика также имеет значительный' задел в историко-культурных исследованиях семейно-брачных отношений. Одна из. л первых работ по этой теме принадлежит Г. Котошихину. Его сочинения, хотя и не отличаются совершенной полнотой описания быта его современников (XVII в.), но замечательны по разнородным характеристикам действительности, где истина соседствует с живостью повествования.

Бесценные свидетельства о российской семье имеются в исследованиях В.Н. Татищева3, Н.М. Карамзина4. Они, описывая историю России, не могли обойти вниманием проблемы семейно-брачных отношений.

1 Хофстеде Г. Различия и опасность: особенности национальных культур и ограничения в толерантности. Высшее образование в Европе. 1997.T.XXI. № 2.

2 Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича.- СПб., 1884.

3 Татищев В. Н. Избранные труды.- Л., 1979; Татищев, В. Н. История Российская с самых древнейших времен. 1848 г.

4 Карамзин Н. М. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении, — М., 1991; Карамзин Н. М. История государства Российского.- М.: Книга, 1988; Карамзин Н. М. Предания веков.- М.: Правда, 1989.

Анализ традиционной семьи был предпринят в исторических работах С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского и др.1.

В трудах Н.И. Костомарова2 описывается жизнь народных масс XVI-XVII столетия, их общественный и домашний быт, их привычки и обычаи. Углубленное изучение народной жизни историк произвел через разработку темы народного быта. о.

Значительны исследования М-.М. Ковалевского. Он дал не только определение семьи, но и показал организацию и развитие индивидуальной семьи под властью одного главы — домоправителя. Его перу принадлежит и характеристика родового устройства, народов Поволжья, описание многих обрядов в Самарской и Симбирской губерниях.

Историк славянской семьи С.М. Шпилевский4 развил дальше эти идеи. В своих исследованиях он подчеркивал, что-устройство семьи зиждетсяна неограниченной власти домохозяина., ;

В известном труде «Россиян Европа» Н.Я. Данилевский5 коснулся и семейно-брачных отношений. Рассматривая культурно-исторический аспект V русского народного быта, его различия в ходе исторического воспитания, он выяснил, что быт простого народа был менее подвержен иностранному влиянию. И.Н. Данилевский6 в своих работах исследовал родовые связи и родовую память. Он писал о семье древней Руси как о средоточии жизни человека.

1 См.: Соловьев С. М. История России с древнейших времен.- М.: Мысль. 1991; Ключевский В. О. Русская история.- Москва: ЭКСМО, 2006; Ключевский, В. О. Сочинения в 9 томах. Том VI, — М.: Мысль, 1989 — Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. В 4-х томах. ОГИЗ, 1933.

2 Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.- Москва: Экономика, 1993 л.

Ковалевский М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. Курс лекций в Стокгольмском университете в 1890 г. ОГИЗ. Государственное социально-экономическое издательство. М., 1939; Ковалевский М. М. Родовой-быт. Акц. Общество Брокгаузъ-Ефронъ. Вестник и Библиотека самообразования. Февраль, март 1905.

4 Шпилевский С. М. Семейные власти у древних славян и германцев.- Казань, 1869.

5 Данилевский Н. Я. Россия и Европа.- СПб., 1871.

6 Данилевский И. Н. Русь глазами современников и потомков (XI-XII вв.).-М.: Аспект Пресс, 1998.

О духовно-нравственном начале в русской семье писал Д.И. Писарев1. Показательна его статья «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева, Гончарова», где автор, сетуя на непростые отношения между мужчиной и женщиной, объясняет это отсутствием должного воспитания, элементарных педагогических знаний у русских матерей.

Яркую картину ценностей русской семейной жизни представляет работа А.И. Желобовского" «Семья по воззрениям русского народа», опубликованная в конце XIX века. о.

Историк второй половины XIX в. И. Забелин в своих работах убедительно доказал, что родоплеменные отношения у наших предков несут на себе печать патрилинейной (определение происхождения по линии отца) родовой экзогамии, когда братчина определяла лицо рода, формировала власть и иерархию родственных отношений. В его изложении очевиден последовательный переход славянских племен от братчины к отцовству.

Элементы русской правовой культуры в области семейно-брачных отношений в своих работах затрагивает С. Григоровский4. Его опыт особенно ценен, как свидетельство человека, прослужившего 25 лет в Канцелярии Святейшего Синода.

Основные работы по проблеме семейно-брачных отношений были написаны уже в XX в. Следует особо выделить труды П.А. Сорокина5 и В.В. Розанова6. В них подтверждаются идеи о первобытных формах брака. Эти работы отражают дух того времени. Обращает на себя внимание, в частности, сдержанность П. А. Сорокина в отрицании традиционной семьи. Он выделяет и подчёркивает позитивные её качества.

1 Писарев Д. И. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева, Гончарова» М., 1984.

2Желобовский А. И. Семья по воззрениям русского народа.-М., 1998.

3 Забелин И. Е История русской жизни с древнейших времен. Ч. 2. М., 1879 — Забелин И. Е. История русской жизни.-М., 1908.

4 Григоровский С. О разводе. Историко-юридический очерк.- СПб, 1911.

5 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992; Сорокин П. А Кризис современной семьи. //Социология.-1916. № 2, с. 174−178.

6 Розанов В. В. Семейный вопрос в России. — М., 1997 7.

Исследования историка Б.А. Рыбакова1 существенно изменили представления о славянском семейном быте периода языческой культуры до принятия христианства.

В 80 — 90-е гг. XX в. на волне роста национального самосознания народов СССР (России) был поставлен вопрос о создании единой культурно-исторической концепции и выявлении общей картины развития российской (русской) культуры, как в целом, так и по отдельным историческим периодам и регионам. Это потребовало новых общетеоретических разработок, что, в свою очередь, расширило источниковую базу исследований.

Положению женщины в семье и обществе посвящены работы H.JI. Пушкаревой, С. Г. Пушкарева, В. Михневича. Они дают сравнительный анализ положения женщины в XVII в. и в эпоху петровских преобразований.

О влиянии церкви и в целом христианства на семейно-бытовые отношения, религиозных традициях русского народа писали в своих работах Д. Дубакин, С. А. Токарев, Н. И. Толстой, В.Ю. Лещенко3. Этой же теме посвящены статьи Н. Арсеньева, А.В. Носковой4.

Системное исследование духовного начала семейно-родственных отношений на основе сбора и описания бытовых обрядов были проведены-Д.С. Лихачевым и А.И. Клибановым5. Обрядовые традиции русского народа быта исследовали М. Ильина, Н. И. Шутова, С. В. Матвеев, А. Моршин6.

1 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества в XII—XIII вв.- М.: Наука, 1982 г.- Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М., 1948; Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси.- М., 1988.

2 Пушкарева H.JI. Женщины Древней Руси.- М., 1989; Пушкарева H.JI. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница. (Хначало XIX в.).- М., 1997; Пушкарев С. Г. Обзор русской истории: 988−1988. 3-е изд.- Ставрополь: Кавказский край, 1993.

3Дубакин Д. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя».- СПб., 1880- Дубакин Д. О влиянии Византии на семейный быт русского общества.// Христианское чтение.- 1881. № 3 — 4- Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIXXX вв.- M.-JL: Академия наук СССР, 1957 — Токарев С. А. Религия в истории народов мира.- М., 1964 — Лещенко В. Ю. Семья и русское православие (Х1-Х1Хвв.).- СПб.: Издательство Фроловой Т. В., 1999.

4 Арсеньев Н. Дело любви. О духовной и религиозной традиции русской семьи.// Социум.-1995. № 6, с. 21−31- Носкова А. В. Исторический опыт взаимодействия институтов семьи, государства и церкви после принятия христианства на Руси. //Вестник Московского ун-та.-Сер. 18, — 2002.-№ 1.

5 Лихачев Д. С. Избранные работы в 3-х томах. Том 2. Ленинград: Художественная литература, 1987 г.- Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси.-М.: Аспект-Пресс, 1994.

6 Ильина М. Свадьба в Московии. //Домашняя энциклопедия. Крестьянские свадьбы конца XIX — нач. ХХвв.- 1998. № 11−12- Шутова Н. И. У счастливого на среднем пальце.

Отдельно следует выделить труд Н.Ю. Шилова1 «Фамилистика», где исследования семьи представлены как социокультурный феномен. И в этом же направлении написаны работы С. И. Голод, А. В. Беловой, М. В. Рабжаевой, Э. Арутюнянц, Е. С. Филатовой, А. И. Антонова, Я. В. Соколова и др. И если С. И. Голод говорил о принципах, лежащих в основе супружества, а М. В. Рабжаева о семье, о том пути, который она прошла от составной, сложной до малой, то А. И. Антонов, Я. В. Соколов, Р. Левкович, Е. С. Филатова и др. свои работы посвятили современной семье, тем кризисным процессам, которые, по их мнению, имеют место в настоящее время.

Генезис брака и семьи в традиционной культуре Среднего Поволжья получил освещение в работах Н. В. Зорина, Л. И. Зориной, К. П. Прокопьева, Н. В. Лештаевой, Е. П. Бусыгина, С. М. Михайлова, А. Г. Пушкарева, о.

Т.А. Якимовой и др. В своих работах они исследуют традиционную семейную обрядность народов Среднего Поволжья, рассматривают серебряное кольцо будет сверкать.// Живая старина.- 2004. № 3- Матвеев С. В. Куль хлеба.-Смоленск: «Русич», 1995, по изданию СПб. 1873−1903; Моршин А. Молодых — под венец! //Наука и религия.-2003. № 3- Моршин А. У вас товар, у нас купец. // Наука и религия,-2002, — № 3.

1 Шилов И. Ю. Фамилистика (психология и педагогика семьи).- СПб., 2000.

2 Голод С. И. Сексуальность, тендер и семья: социологическая интерпретация. //Человек.-2004. № 5- Белова А. В. Женское институтское образование в России.// Педагогика,-2002. № 9- Рабжаева М. В. Историко-социальный анализ семейной политики XX века.// СОЦИС.- 2004. — № 6- Филатова Е. С. Соционические и тендерные особенности психотипов в супружеских отношениях. Базовая система баллов.// Соционика, психология и межличностные отношения.- 2002. ОктябрьАнтонов А.И. Социально-конвенциальные истоки теории семьи в американском феминизме.// Вестник Моск. ун-та, сер. 18. 2002. № 1.

3 См.: Зорин Н. В. Тоскубаева JI.C. Вышивка и браное ткачество русского населения Марийской АССР. Межнациональные связи марийского фольклора, литературы и искусства.- Йошкар-Ола, 1984; Зорин Н. В. Русская свадьба в Среднем Поволжье.- Казань, 1981; Зорин Н. В. Традиционная свадьба русского сельского населения Среднего Поволжья. Древние и современные этнокультурные процессы в Марийском крае. Археология и этнография Марийского края.- Йошкар-Ола, 1976. Вып. 1. Бусыгин Е. П., Зорин Н. В., Зорина Л. И. Русская сельская семья Чувашской АССР, — Казань, 1980; Бусыгин Е. П. Русское сельское население Среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер. XIX-нач. ХХв).- Казань, 1966. Прокопьев К. П. Брак у чуваш.- Казань, 1903; Малая музейная энциклопедия. //Сборник научных и научно-популярных статей.- Тольятгинский краеведческий музей, 2006; Михайлов С. М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов.- Чебоксары, 1972; Пушкарев С. Г. Обзор русской истории: 988−1988. 3-е изд.- Ставрополь: Кавказский край, 1993. структуры ритуальных комплексов, их этнические и территориальные различия. Также они уделяют внимание пережиткам древнего общественного и семейного быта, генезису обрядовых форм и бытовой символики.

Особый интерес представляют научные труды Т. И. Ведерниковой, П. П. Фокина, Е. А. Ягафовой, В. Ф. Барашкова, Э. Л. Дубман, Ю.Н. Смирнова1, посвященные изучению историко-культурного облика народов Среднего Поволжья. Эти авторы исследуют семью как специфическое культурное явление, имеющее свою историю, детерминированную не столько закономерностями общечеловеческого развития, сколько конкретными формами организации и ретроспекции культурной жизни различных народов, населяющих Среднее Поволжье и выработавших весьма разнообразные формы семейной жизни, семейно-бытовых традиций. В их трудах исследованы традиционная семейная обрядность, рассматривается структура ритуальных комплексов, их этнические и территориальные различия.

По достоинству оценивая работу исследователей, все же надо отметить, что комплексного исследования семейно-брачных отношений в традиционной русской культуре с учетом региональных особенностей и мультикультурности до настоящего времени не проведено, и потому предлагаемая диссертация пытается восполнить данный пробел.

Объектом диссертационного исследования является традиционная культура народов Среднего Поволжья. Объект исследования осмыслен в целом как особая организация содержания человеческой жизни и деятельности, где традиции, ритуалы, обычаи отражают совокупность.

1 См.: Ведерникова Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края.-Самара: Самарский научно-методический центр народного творчества, 1991; Ведерникова Т. И., Фокин П. П., Ягафова Е. А. Этнография Самарской Луки. Барашков В. Ф., Дубман Э. Л., Смирнов Ю. Н. Топонимика Самарской Луки.- Самара, 1996; Барашков В. Ф. Самарская топонимика, 1996; Смирнов А. П. Волжские болгары.- М., 1951; Смирнов Ю. Н., Дубман Э. Л., Барашков В. Ф., Артамонова Л. М. Самарская Лука в XVI — начале XX вв. Самара, 1995. культурных способов опредмечивания семейно-бытовых отношений и способов тендерных связей.

Предметом исследования является институт семьи у народов Среднего Поволжья второй половины XVII' - конца XIX века, его формирование, структура и функции.

Целью диссертационного исследования является историко-культурологический анализ семейно-брачных отношений в традиционной культуре народов Среднего Поволжья.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— изучить особенности* происхождения брака и семьи и" динамику< их развития в русской традиционной культуреi- выявить семейно-бытовые, религиозно-нравственные ценности русской традиционной культуры;

— выявить специфику института семьи и семейно-брачных отношений. в поликультурном регионе Среднего Поволжья;

— исследовать динамику и тенденции в развитии нравственно-этических установок в культуре семейно-брачных отношений народов Среднего Поволжья.

Территориально-временные рамки настоящего диссертационного исследования (Среднее Поволжье второй половины XVIIконца XIX века) соответствуют поставленным целям и задачам и позволяют провести комплексный анализ семейно-брачных отношений в традиционной культуре.

Теоретико-методологическая основа диссертации.

Культурологический анализ семейно-брачных отношений как элемента традиционной культуры проводится, исходя из деятельностного подхода к пониманию культуры. В частности, автор диссертации использует определение культуры как специфического способа человеческой деятельности, предложенное Э. Маркаряном и развитое в рамках Ростовской философско-культурологической школы (В.Е. Давидович, Ю. А. Жданов, Г. В.Драч). При этом «способ деятельности» понимается достаточно широко, как любая активность человека, а этнические культуры представляют исторически выработанные способы деятельности, благодаря которым обеспечивается адаптация различных народов к условиям окружающей их природной и социальной среды. В этой связи семейно-брачные отношения рассматриваются как вид социальных коммуникаций, а составляющие их компоненты — как механизм осуществления этого вида коммуникаций.

Методологический ориентир исследования составляет принцип историзма, который позволяет изучить формирование семейных отношений в процессе практически-духовного освоения мира, проанализировать, составляющие этого процесса в рамках развития культуры в целом, а также принцип системности, в соответствии с которым анализируются. проблемы формирования и трансформации ценностей, и принципы объективности и конкретности, позволившие проанализировать традиционные семейные ценности и семейно-брачные отношения в конкретном социокультурном контексте.

В исследовании использован сравнительный метод в изучении специфики организации института семьи в различные исторические периоды для моделирования мотивации субъектов общественной и семейной деятельности в рамках этнокультурных групп, проживающих на территории Среднего Поволжья. В качестве вспомогательных использованы такие методы научного исследования, как логический, ретроспективный, проблемно-хронологический.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— семейно-брачные отношения проанализированы в качестве интегральной категории традиционной культуры;

— выявлена специфика института семьи и семейно-брачных отношений в поликультурном регионе Среднего Поволжья, определяющаяся процессами этнокультурного метиссажа;

— проанализирована динамика в развитии базовых нравственно-этических установок в культуре семейно-брачных отношений народов Среднего Поволжья;

— актуализированы исследования изменений семейных ценностей и особенностей семейно-брачных отношений в системе ценностных ориентаций современного общества и выявлен ресурс традиционной системы семейных отношений в условиях социокультурной модернизации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Традиция понимается как базовый социальный механизм самовоспроизводства. Характерными чертами традиционной культуры являлись: нерасчлененность в общественном сознании этических норм и традиционных правил поведения, также как и недифференцированность органов управления. Семейно-брачные отношения рассматриваются как структурный элемент традиционной культуры, как сложный комплекс социальных коммуникаций и регулятивов.

2. Особенности семейно-брачных отношений народов Среднего Поволжья определялись этноконфессиональным составом и характеризовались ограниченностью территорий, на которых осуществлялась деятельность по формированию и развитию семейных форм социализации. Семья в Среднем Поволжье в исследуемый период развивается в русле тех же социально-экономических, политических и культурных преобразований, которые происходили в России в XVIII—XIX вв.еках, а именно: оформление частных форм организации жизни, повышение индивидуализации членов семьи. При этом фиксируется, что семья в определенной мере сохранила национальное своеобразие, обусловленное особенностями исторического и этнокультурного развития. Основную роль сыграли хозяйственно-культурные взаимосвязи с другими коренными народами Среднего Поволжья и населением региона в целом.

3. При рассмотрении семейно-брачных отношений особое значение имеет тендерный и поколенческий ракурс. В' частности, в традиционной культуре народов Среднего Поволжья, как и в русской традиционной культуре, велико значение старшего поколения в сохранении традиций. Оно выступало связующим звеном между поколениями, осуществляя преемственность и передачу этнических традиций, культурного наследия. Богатый жизненный опыт позволял им знакомить членов семьи с устным народным творчеством, требованиями традиционного этикета внутрисемейных и внутриобщинных отношений, а также с народными праздниками и обрядами. Место и роль отца в традиционной культуре региона определялись его посреднической функцией между семьей" и обществом. Характерной особенностью было устойчивое половозрастное разделение труда: в культурах народов Среднего Поволжья мужчина выступал как кормилец, персонификация власти, высший дисциплинатор, пример для подражания, непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. Он олицетворял и репрезентировал общество и культуру.

4. Морально-психологический уклад семьи в Среднем Поволжье основывался на важнейших принципах: самобытности, прочности, родственной любви, теплоте отношений между всеми её членами, общности духовных интересов. Эти качества присутствовали у всех народов, проживающих в регионе, но могли проявляться по-разному. Семья выступала и как хранительница нравственных принципов, вела борьбу с праздностью, ленью, воровством. Главная черта повседневности, домашнего семейного быта и жизни в целом — заполненность трудом. На репутацию отдельного человека обязательно влияла и репутация семьи, из которой он вышел. Народное мировоззрение ставило значимость семьи в зависимость от качества детей. Хорошее потомство поднимало статус родителей, семьи, рода.

5. Стереотипы поведения закладывались уже на уровне свадебных обрядов, которые характеризовались устойчивостью, связанной с тем, что заложенное в обрядовой системе смысловое содержание было органично крестьянскому мировоззрению, а само обрядовое поведение выступало-регулятором поведения и сознания, кодирующих культурнозначимую информацию, обеспечивая связь между поколениями. Послесвадебные обряды народов Среднего Поволжья закрепляли вступление молодой женщины, в род мужа и половозрастную группу замужних женщин, а также укрепляли отношения между родами мужа и жены. Фиксируется различие в структуре семейно-брачных отношений русской традиционной1 культуры и культуры других народов Поволжья. Высокий статус старшей женщины в традиционной культуре Среднего Поволжья определялся ее исключительной ролью в, обрядовой жизни семьи и общины. Положение других женщин^ в большой семье определялось традицией, обычного права, личными качествами и тем трудовым вкладом, который они вносили в общее хозяйство. Характерными чертами традиционной культуры мордвы являлись следующие: отсутствие насильственных действий родителей по отношению к выбору брачного партнера, брак в селах заключался в основном по любвипрактичность выбора, мокша и эрзя искали в будущих женах прежде всего помощниц, на которых можно было бы возложить все тягости домашнего хозяйстваженщина в мордовской семье имела больше прав, чем в русской, татарской или немецкой.

6. К концу XIX века обнаруживаются трансформации традиционного обряда, проявившиеся в смешении традиций национальных с. инонациональными. Постепенно в связи с социально-экономическими преобразованиями края, с тесными культурными взаимоотношениями соседствующих народов, с ростом числа смешанных браков происходило стирание прежних этнических различий. На степень сохранения обрядов и песенных жанров большое влияние оказывает этнический состав населения, связь села с городом, длительность контакта с соседними народами, а также социально-профессиональный уровень вступающих в брак. С другой стороны, характерно стремление к упрощению церемонии, что привело к исчезновению многих ритуальных моментов.

7. Модель «традиционной семьи» с жесткой-дифференциацией ролей мужа и жены сегодня утратила свою целесообразность не только в рамках региональной культуры, но и в рамках цивилизационных. Но ее культурная ценность, сохраняется в виде идеальной' модели, которая, трансформируясь, проявляется в осознании идеального образа семьи, активно влияющего на готовность человека, к браку. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность, семьи, продолжают сохранять актуальность и являются’традиционными в Среднем Поволжье.

Практическая значимость диссертации. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе проведения дальнейших научных исследований в области фамилистики, различных аспектов динамики института семьи и трансформации традиционных семейно-брачных ценностей Среднего Поволжья, в современных условиях, а также создают возможности дляразработки новой парадигмы междисциплинарных исследований в данном направлении.

Полученные результаты и выводы могут быть использованы в учебно-методических целях приподготовке спецкурсов по социальной философии, культурологии, социальной психологии, социологии, включающих тематику брака и семьинаучно-методическом обеспечении мероприятий по формированию и укреплению ценностей традиционной семейной культуры.

Среднего Поволжья, а также при разработке общих и региональных программ семейной политики, направленных на решение практических проблем и укрепление института семьи.

Апробация результатов исследования. Отдельные идеи диссертационного исследования докладывались автором на Всероссийской научно-практической конференции «Наука — промышленности и сервису», (Тольятти, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Наука — промышленности и сервису» (Тольятти, 2006), Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития инновационной деятельности» (Тольятти, 2007), Второй международной научно-практической конференции «Наука — промышленности и сервису» (Тольятти, 2007), Второй международной научно-практической конференции-«Состояние и перспективы инновационной1 деятельности в области, сервиса» (Тольятти, 2008), Третьей международной научно-практической конференции «Наука — промышленности и> сервису», (Тольятти, 2008), Всероссийской научной конференции «Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития» (Шахты, 2009), Межвузовской научно-методической конференции (Тольятти, 2009).

Результаты исследований были опубликованы в выпуске Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. (С.-П. Изд-во Книжный дом, 2008), в специальном выпуске «Известия Самарского научного центра Российской академии наук» (Самара, 2006), в Международном сборнике научных трудов «Философия в XXI веке» выпуск 9, (Воронеж: ВГПУ, 2006).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и научно-исследовательской литературы. Общий объем диссертации 186 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Культура человечества немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений. Через семейно-родственные отношения люди воспринимают социально-культурный опыт, традиции и обычаи, реализуя всемирный закон преемственности и сохранения постоянства.

Как социально-культурный феномен, семья определяется преемственностью различных связей, отношений, чувств, ролей и выступает мощным институтом социального изменения, в котором закладывается ценностный, деятельностный, культурный потенциал нового поколения. От оптимального и эффективного функционирования института семьи будет зависеть то, какие положительные или отрицательные изменения ждут современное общество.

На протяжении многовековой истории России семейный быт всецело вытекал из родовых понятий, по которым «домовладыкой» являлся муж, будучи единственным властным лицом. Функция лидерства определялась по полу и укрепляла семейную организацию. Жена пребывала в неограниченном подчинении своему мужу, завися от него как экономически, так и социально. Государство признавало за родителями полную власть над детьми. Между ними (родителями и детьми) господствовал дух рабства, едва прикрытый ложной святостью патриархальных отношений. Еще меньшей свободой по сравнению с сыновьями обладали дочери. Как в богатых, так и в крестьянских семьях девушек готовили к переходу в чужую семью, семью мужа.

Не защищало права женщин и государство. Не одно столетие правовое регулирование семейно-брачных отношений оставалось патриархальным. От Устава Ярослава до Домостроя и Стоглава законы лишь дополнялись, оставаясь в основе своей неизменными. Велико и многообразно влияние христианства на семейные отношения с учетом вклада греко-римского права.

К XVII веку православная церковь владела монополией в духовно-нравственной сфере.

XVIII век стал поворотным в истории, не только русской культуры в целом, но и всего института семьи. Привнося значительные изменения в законодательство по семейному праву, петровская эпоха способствовала расцвету лучших качеств русской женщины. Будучи несколько консервативнее мужчин в области чувств, морали и семейных обычаев, она в XVIII веке стояла на одном с ним уровне в умственном просвещении, и ее стремления были очень прогрессивны. И хотя получение институтского образования было подчинено главной цели родителей — удачно выдать замуж, русская история дает немало примеров того, как русская женщина была не только хранительницей домашнего очага, но защитницей нравственных и культурных ценностей.

Мировоззрение, культура и духовность русских людей — это отражение мира в их сознании. Держась на традиционных ценностях, они всегда сохраняли русскую самобытность. Семейные отношения строились на взаимопомощи. Особое значение придавалось духовности в половых отношениях. Вплоть до конца XIX века вступление в брак — это удовлетворение наиважнейших потребностей. Даже любви придавалось значение лишь в качестве дополнения к повседневной заботе и теплоте.

Несмотря на огромные территории расселения русских, их тесные контакты с Востоком и Западом, они сумели создать и сохранить свои неповторимые многочисленные традиции и обычаи в проведении свадебных и других семейно-бытовых обрядов. В то же время имелись и различия. Самобытность семейно-бытовых традиций и обрядов разных регионов России сохранялась на протяжении многих веков, порой сохраняется и до сих пор.

Многие семьи, аккумулируя в себе нравственную энергию общества, обеспечивали преемственность культурных ценностей, участвуя в сохранении и передаче младшим членам семьи родовых навыков, включая всю гамму внутрисемейных отношений, социально-хозяйственных и др. традиций. Культурную природу семейных обрядов характеризует сочетание в них духовного оплодотворения предшествующим, и творение новых ценностей.

Богатые и многослойные отношения в семьях исследуемого периода, безусловное подчинение интересов каждого интересам семьи позволяют структурировать родовую активность ее членов как патриархально-авторитарную семейную систему. Ориентация на незыблемость традиций старшего поколения и непререкаемый авторитет отца, мужа способствовала укреплению семей, всех основ бытовой морали, усиливала мотивы многодетности, зависимости каждого члена семьи от добрых, дружественных отношений.

Семья в Среднем Поволжье как объект социально-философского осмысления — это источник национальных особенностей, вытекающий из. многочисленных процессов коммуникации с различными народами, населяющими этот регион.

Наличие трансформационных импульсов в семейно-обрядовой культуре народов Среднего Поволжья в исследуемый период говорит о глубоком взаимопроникновении и смешении национальных традиций народов Поволжья и появлению элементов восточных и западных культур. Наличие такого живого потока динамической традиции свадебных и семейно-бытовых обрядов позволило Самарскому региону стать уникальным оазисом культурной и духовной жизни русского народа, где благодаря совмещению различных наследий остается незыблемой внутренняя свобода.

Неустанные поиски духовных огней, смена нормативных канонов отражают не только глубокие перемены в повседневной жизни. Современная семья в период переоценки стабильности традиционных ценностей выходит на новый этап своего развития. И сегодня, несмотря на возросшие ценности материального благополучия, социальных достижений, самостоятельность и независимость каждого члена, частичную утрату семейных приоритетов, все общество в целом по-прежнему зависит от оптимального и эффективного функционирования института семьи.

Таким образом, современное развитие семейно-брачных отношений слабо учитывает опыт традиционной русской культуры, что негативно сказывается на обществе страны в целом. Учитывая культурный опыт русского традиционного общества, семейно-родственные отношения станут более осознанными и значимыми для человека. Семья должна стать фундаментом духовного возрождения российского общества.

Сохраняя то нравственное добро, какое передается от старших поколений, привнося здоровый дух на алтарь семейного благополучия, современная семья вправе рассчитывать на благотворные плоды. Этот господствующий принцип, став краеугольным камнем в построении семейных отношений, позволит не только укрепить нравственные устои общества, но и дать этому обществу истинных граждан своей Родины.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Неопубликованные источники.
  2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА, Москва).
  3. М.Я. Что нас ожидает в браке.//Социология, психология и межличностные отношения.- 2002 г.- март, с.4−7
  4. С.Б. О ритуальной функции женщины в русской традиции.// Живая старина.- 1998 г.- № 1, с.26−28
  5. Д.С. Отцовская любовь.- М.: Профиздат, 1989 г. 206 с.
  6. Актуальные проблемы культуры XX века.- М.: О-во «Знание» Российской Федерации, 1993. 367 с. ,
  7. А.П. Очерки русской этнопсихологии. Серия «Мир тропы». -Санкт-Петербург: Издательство «Тропа Троянова», 2000. 238 с.
  8. А.П., Селиванов Л. И. Русская традиция.- М.: Алгоритм, 2004. 320 с.
  9. А.И., Медков, В.М. Социология семья.- М.: Изд-во МГУ, изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304 с.
  10. А.И. Социально-конвенциальные истоки теории семьи в американском феминизме.//Вестн. Моск. ун-та, сер. 18, — 2002 № 1, с. 117 128
  11. О. Русская свадьба в Самарском крае.// Самара и губерния. -2000.- № 6, с.78−82
  12. Ю.Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию.-М.: Изд-во МГИК, 1992. 349 с.
  13. П.Арсеньев Н. Дело любви. О духовной и религиозной традиции русской семьи.// Социум.- 1995 № 6, с. 21−31
  14. А.В. Социально-философский анализ семейных отношений. -г. Чебоксары, 2008. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11 социальная философия
  15. П.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.З.- М., 1995.416 с.
  16. В.Ф. Самарская топонимика.- Самара, 1996. 194 с.
  17. А.А. Культурология. Антропологические теории культур.- М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 1999. 241 с.
  18. А.В. Женское институтское образование в России.// Педагогика. -2002. № 9, с. 67−84
  19. Н. В. Регулирование брачных отношений у русских славян в семейном праве.// Мир права.- 2001.- № 2, с. 54−65
  20. Я.В. Незарегистрированный брак: новация молодежи или угроза обществу. // Вопросы гуманитарных наук.- 2004.- № 4, с. 47−60
  21. Е. Бабьи стоны. Как разводились в Российской Империи.// «Родина». 2002.- № 2, с. 68−76
  22. И.С. Краткий курс церковного права. Казань, 1888. 326 с.
  23. Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт Церкви в народном христианстве.- СПб.: Изд-во Петербургское Востоковедение, 2000. 400 с.
  24. Т.А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. 416 с. 23 .Богословский М. М. Петр I.- ОГИЗ Госполитиздат, 1946. 142 с.
  25. Болыпая энциклопедия народов.- М.: издательство Олма Медиа Групп, 2007. 640 с.
  26. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские. Характеристика народа и судьба страны.- СПб.: Лениздат, 1992.144 с.
  27. М. Внебрачная семья.- М., 1981. 208 с.
  28. С.Н., Мунин А. Н., Овсянников В. П., Аристов О. Н. Российская история для тольяттинцев.- Тольятти: изд. ПТИС МГУС, 2001. 197 с.
  29. П.А. Москва купеческая.- М., 1991 г. 352 с.
  30. Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер. Х1Х-нач. ХХв).- Казань, 1966. 404 с.
  31. Е.П., Зорин Н. В. Зорина Л.И. Русская сельская семья Чувашской АССР,-Казань, 1980. 191 с.
  32. Н.А. К вопросу о концепции родства.//Советская этнография.-1990.-№ 3, с. 89−95
  33. И. Б., Матвеева Г. И. У истоков истории Самарского Поволжья. -Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. 232 с.
  34. Введение христианства на Руси.- М.: «Мысль», 1987. 302 с.
  35. М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье.// СОЦИС. 2005.- № 1, с. 102−104
  36. Т.И., Фокин П. П., Ягафова Е.А Этнография Самарской Луки. Барашков В. Ф., Дубман Э. Л., Смирнов Ю. Н. Топонимика Самарской Луки.- Самара: Сам. per. фонд «Полдень ХХЬвек», 1996. 130 с.
  37. Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара: Самарский научно — методический центр народного творчества, 1991. 119 с.
  38. Р. (проф.) Учебник древней истории. М.: Т-ство «Печатня С. П. Яковлева», 1900. 135 с.
  39. Д. В., Ковтун Н. В. Социодинамика культуры и постмодернизм.- Красноярск, 2000. 347 с.
  40. Волга река братства. — Саратов: Кн. изд-во, 1982. 263 с.
  41. Волга, Самарская Лука и Жигули глазами путешественников, писателей, художников. Хрестоматия. Сост. Носкова О. Л. Под общ. ред. Чл.-корр. РАН Розенберга Г. С.- Самара: СамНЦ РАН, 2006. 263 с.
  42. Вопросы правового регулирования жизнедеятельности семьи в законодательстве России: Мониторинг (янв. июнь 1998).
  43. С.В. (рук.), Бараташвили-В.В, Кусов А. Ф: — Комис. по вопр. женщин, семьи и демографии- при Президенте РФ, Foe. НИИ семьи и воспитания.- М., 1998. 87 с.
  44. Н.Н. Древнерусские города.- M-JL: Академия наук, 1945. 104с.
  45. Воронин Н. Н- Древнерусское искусство.- М.: Изд. Академии художеств. СССР, 1962.77с.
  46. Времен связующая нить. //Сборник. Сост. Бадмаева-Лиджиева. Б: Б., Борисенко, И.В.- Элиста- Калм. кн. изд-во, 1984. 163 с.
  47. Г. Д. Космо-Психо-Логос: Национальные: образы мира: — М.: Изд. Академический проект, 2007. 511 с.
  48. ГитинВ.Г. Эта покорная тварь женщина.- М-: Изд-во: ACT, 2004- 544 с.
  49. М.Н. Практическое наставление родителям для выдачи замуж дочерей, а невестам — для выхода замуж.//Наука и^ жизнь.- 2000.-№ 12,.с. 75−89 ' .-у.
  50. Гоген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья. — Чебоксары, I960- 253 с. ¦ ¦-.
  51. С.И. Сексуальность, тендер и семья: социологическая интерпретация.//Человек.-2004,-№ 5, с. 76−81:
  52. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ: СПб.: Петрополис, 1998- 272 с.
  53. Голод С.И. XX век и, тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетейя, 1996. 189 с.
  54. В.Н. Топонимы нашего края. Самарский краевед.- Самара, 1994. 162 с.
  55. М.М., Ляшенко Л. М. История России. Часть 1. От Древней Руси к императорской России. (IX-XVIII вв.).- М.'.Издательство Центр, ин-та непрерыв. образования общества «Знание» России, 1991.191 с.
  56. И.Б., Шахмагонов Ф. Ф. Мир истории. Русские земли в XIII—XV вв.еках.-М.: Молодая гвардия, 1986.334 с.
  57. С. О разводе. Причины и последствия развода и бракоразводное производство. Историко-юридический очерк.- СПб., 1911. 343 с.
  58. Н.К. Образование и воспитание в XVI в. в Московской Руси. //Русская школа, — 1907. Кн. 3., Март, 189 с.
  59. А.В. Брак. Славянская мифология. М., 2002. 354 с.
  60. А .Я. Изучение ментальностей: социальная история и поиски социального синтеза.// Сов. этнография.- 1988.- № 6
  61. П. С. Философия культуры.- М., 2000. 352 с.
  62. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. Философско-гносеологический анализ.- М., 1985. 192с.
  63. В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа.- М.: Изд-во Терра, 1997. 320 с.
  64. В.И. Пословицы русского народа.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН, 2000. 484 с.
  65. В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.З. М., 1995. 921 с.
  66. И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций.- М.: Аспект Пресс, 2004, 339 с.
  67. Н.Я. Россия и Европа.-СПб.:Изд-во «Глаголь», 1995 г. 269 с.
  68. С.В. Семья и государство. Мониторинг социально-экономического потенциала семей.- 2000.- № 3, с. 43−50
  69. Е.Р. О смысле слова «воспитание». Народное образование в России. Исторический альманах.- М.: Народное образование, 2000. 450 с.
  70. Н.П. Общинные традиции в хозяйственно-бытовой жизни чувашей. Вопросы традиционной и современной культуры и быта чувашского народа.- Чебоксары, 1984. 158 с.
  71. П.Денисов П. В. Религиозные верования чуваш. Историко-этнографические очерки.- Чебоксары: Чуваш, гос. изд во, 1959. 408 с.
  72. Н.С. Обычай умыкания невест в древнейшее время и егопереживания в свадебных обрядах у современных народов.- Спб., 1905. 343 с.
  73. ДитцЯ.Е. История поволжских немцев-колонистов М.: Готика, 1997.496 с.
  74. Дополнения к Актам историческим, собранныя и изданныя Археографическою экспедицею Академии наук.- СПб., 1846−1875, т. V.-№ 102
  75. Д.Я. Древнее русское право. Лекции 1902−1903 академического года.- Московская университетская типография, 1903. -279 с.
  76. Древняя Русь и славяне. Сборник статей.- М.: Наука, 1978. 469 с.
  77. Д. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя».- Спб., 1880. Магистерская диссертация.
  78. Д. О влиянии Византии на семейный быт русского общества. //Христианское чтение.- 1881.- III-IV.
  79. Е.А. Перед праздником.- М.: Космополис, 1994. 320с.
  80. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. Избранные труды. Т.5.- Саранск, 1966. 257с.
  81. К.В. Сборник бытовых очерков из Русской истории.- СПб., 1908. 364 с.
  82. М.А. Самарская Лука и Жигули.- Кбш.: Куйб. кн. изд-во, 1955. 292 с.
  83. .С. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия: Уч. пособие для студ. вузов. -М.: Аспект-Пресс, 2001. 556 с.
  84. А.Я. Исследования народной жизни. Вып. 1. Обычное право.-М, 1884. 253 с.
  85. Ю.А. Нерасторжимые звенья: Культура и наука. Традиции и современность. Ростов-на-Дону, 1984. 239с.
  86. Ю.А., Давидович, В.Е. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.264 с.
  87. С. Тендерная проблематика в философии. Введение в тендерные исследования.- СПб., 2001. 128 с.
  88. Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем (по материалам городов средней полосы РСФСР).- М., 1980. 150 с. 88.3абелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI-XVII столетиях.
  89. Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1992. 246 с. 89.3абелин И. Е. История русской жизни. В 2-х т.- Минск: Минская фабрикацветной печати, 2008. 90.3абелин И. Е. История русской жизни с древнейших времен.- М.: Эксмо, 2008 г. 608 с.
  90. И.Е. Женщина в допетровском обществе.- Спб., 1901. 140 с. 92.3абылин М. Русский народ. Праздники, обряды, обычаи: Полнаягиллюстрированная энциклопедия.- М.: Эксмо, 2005. 142 с.
  91. А.А. К вопросу о браке и брачном разводе. //Странник.- 1892-.12, с. 642−65 494.3аичкин И.А., Почкаев И. Н. Русская история: популярный очерк. IX -середина XVIII в. Научный редактор А. Преображенский.- М.: Мысль, 1992. 797с.
  92. А. В. Традиционная культура в современном обществе. //
  93. Н.В. Традиционная свадьба русского сельского населения Среднего Поволжья. Древние и современные этнокультурные процессы вс*
  94. Марийском крае. Археология и этнография Марийского края.- Йошкар-Ола, 1976. Вып. 1, с.47−57
  95. JI. Обаяние донской свадьбы.// Молот, — 2005.- № 150−151
  96. В. П. Этническая история и традиционная культура. -М.: Феникс, 2000.354 с.
  97. Н. Свадебные обряды в Грязовецком районе Вологодской области.// Живая старина.- 1999.- № 3, с. 18−21
  98. М. Свадьба в Московии. //Домашняя энциклопедия.- 1998.- № 1112. 243 с.
  99. И.Н. Российская цивилизация. М.: Просвещение, 1995. 320 с.
  100. Историко-этнографические очерки Сборник статей.- Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. 168 с.
  101. История России. Курс лекций по истории России с древнейших временiдо наших дней. Под ред. Б. В. Личмана.- Екатеринбург, 1993. 347 с. I
  102. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XVI первая половина XIX века.- М.: «Наука», 2000. 374 с.
  103. Исторические хроники Ставрополя — Тольятти. -Тольяттинский краеведческий музей, 2005. 153 с.
  104. К. Д. Быт русского народа. СПб., 1900. 274 с.
  105. М.С. Философия культуры.- СПб., 1996. 265 с.
  106. ПЗ.Кагаров Е. Г. Состав и происхождение свадебной обрядности. Сборник музея антропологии и этнографии. Том 8.- Л., 1929 г. 275 с.
  107. С. Сила слабых. Женщины в истории России (Х1-Х1Хв.в.).- Изд-во «Советская Россия», 1989 г. 428 с.
  108. Н.М. История государства Российского, в двенадцати томах. Т.1, 7.- М., 1989. 352 с.
  109. Н.М. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении.- М., 1991. 253 с.
  110. Н.М. Предания веков.- М.: Правда, 1989. 364 с.
  111. А. С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Издательство «Лань», 2003. 928 с.
  112. П.В. Песни.- М., 1860 г. Приложения к 3-му выпуску, с. II-III. 147 с.
  113. Е.П. Родовые прозвания и титулы в России.- М.: Бимпа, 1991 г. 364 с.
  114. Р. Насильный брак. //Родина.- 2002.- Март, с. 89−91
  115. А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект-Пресс, 1994 г. 257 с.
  116. В.О. История русского быта.- М., 1995. 352 с.
  117. В.О. Русская история.- Москва: ЭКСМО, 2006.437 с.
  118. В.О. Сочинения в 9 томах.- М.: Мысль, 1989 г.
  119. С. Из прошлого русской земли.- М., 1991. Репринтное воспроизведение: С. Князьков. Изъ прошлаго русской земли.-М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1909. 896 с.
  120. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. Курс лекций в Стокгольмском университете в 1890 г. ОГИЗ. Государственное социально-экономическое издательство.- М., 1939. 187 с.
  121. М. Родовой быт. Акц. Общество Брокгаузъ-Ефронъ. Вестник и Библиотека самообразования. Февраль 1905 г. 318с.
  122. М.А. Семья как проводник социальных изменений. // Вопросы гуманитарных наук.- 2004, — № 6. с. 289−294.
  123. В. Н., Грузнов П. Д. Мордва Заволжья.- Саранск: Звезда, 1994. 198с.
  124. Кон И. С. Отцовство как социокультурный институт. //Педагогика.-2005.-№ 9, с.3−15
  125. Кон И. С. Ребенок и общество.- М., 1988. 233с.
  126. Кон И. С. К проблеме национального характера. История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой.- М.: Наука, 1971. 239с.
  127. А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.-М., 2003. 195с.
  128. Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях.- М.: Экономика, 1993. 399 с.
  129. Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн.1.- М., 2003.569 с.
  130. Л. Г. История России. Расцвет и закат Российской, империи (XIX нач. XX вв.). В 3-х ч. Ч. 2. РАН- Ин-т рос. истории.- М.: Знание России, 1994. 239 с.
  131. О. Золотые правила народной культуры. 2-е изд. испр. и доп.-Минск, 2008. 592 с.
  132. Г. О России в царствование Алексея Михайловича.- СПб., 1884. 352с.
  133. М. Культурно-историческая психология.- М., 1996, 432с.
  134. М. Культурные механизмы развития. // Вопросы психологии,-1995.-№ 3, с. 32−41
  135. М.Н. Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи. Автореф. дис. канд. филос. наук. Чуваш, гос. ун-т им. Ульянова. -Чебоксары, 1999.
  136. И.А. История религии. Очерки в двух томах. Институт Этнографии им. И. И. Миклухо Маклая АН СССР. М.: Издательство «Мысль», 1976.
  137. Ч. Социальная самость. Американская социологическая мысль. Тексты. М.: МГУ, 1994. 397с.
  138. Культура русской провинции. Новые исследования: материалы научно-практической конференции. Отв. ред.В. П. Кудинов. Тамбов: Издательство Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 120 с.
  139. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф. А. Н. Марковой. М.: Юнити, 2003. 256 с.
  140. Культурология. Краткий тематический словарь. Под редакцией: д. ф. н., проф. Драч Г. В: Ростов-на-Дону: Феникс, 2001
  141. Культурология: учебное пособие. Составитель и ответств. редактор А. А. Радугин. М.: Центр, 1999. 304 с.
  142. Л.И. Сельская община в России. // Научно-популярная серия «История». 1992, — № 1
  143. И.И. Дневные записки путешествия по разным" провинциям Российского государства в 1768—1769 гг.. СПб., 1795
  144. В.Ю. Семья и русское православие (Х1-Х1Хвв.). Санкт-Петербург: Издательство Фроловой Т. В., 1999.394с.
  145. Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999. 436 с.
  146. С.В. Историческая этнология. Москва: Аспект-пресс, 1997. 624 с.
  147. С. В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. 288с.
  148. Т.С. Застолья в вологодском свадебном обряде. //Живая старина.- 1999.-№ 3
  149. Малая музейная энциклопедия. Сборник научных и научно-популярных статей. Тольяттинский краеведческий музей, 2006. 198с.
  150. Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. 284 с.
  151. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. //Советская этнография. 1982.- № 2.
  152. Н. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи.-М.: Изограф, 2002. 368с.
  153. Г. С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов. Труды этнографии АН СССР, М., 1956. 258 с.
  154. Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в. — М., 1984.
  155. С.В. Куль хлеба. Смоленск: Русич, 1995 г. по изданию СПб. 1873−1903г.г. 579 с.
  156. П.А. Очерк народного юридического быта в Самарской губернии. Записки императорского Русского Географического общества. Том 8., 1878'
  157. Н.Н. Влияние внутрисемейных отношений- на эмоциональное состояние ребенка. // Социальная профилактика и здоровье. 2004. — № 3 с. 9−11
  158. В.М. Культура и история. М., 1977. 149с.
  159. С. Д. Агавелян, А.С. Семья — не просто ячейка общества. //Вестник Моск. ун-та, сер. 18.- 2001.- № 2
  160. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 429с.
  161. Н. Что деревня, то обычай. // Родина. 2001.- № 11, с. 117−122
  162. .Н. Социальная история России. T.I. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1999. 550 с.
  163. И. Давай сварим кашу. (Великокняжеская свадьба в России 16 В.). //Родина.- 2004-. № 7, с.90−95
  164. С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. — Чебоксары, 1972. 352с.
  165. Н.Ф., Мокшина Е. Н. Мордва- и вера. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2005. 154с.
  166. Мордва Заволжья. НИИ языка, истории и экономики при Совете Министров Правительстве Республики Мордовия- Редколлегия: В. Н. Козлов (отв. ред.), П. Д. Грузнов, И. М. Петербургский и др. — Саранск, 1994. 214с.
  167. Мордва: историко-этнографические очерки. -Саранск, 1981. 334 с.
  168. Мордовский народный костюм. Альбом. Сост. и авторы текста: Т. П. Прокина, М. И. Сурина. Саранск, 1990. 187с.
  169. И.А. Женитьба добра молодца: Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы», «женитьбы». М., 1998. 214 с.
  170. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994. 215 с.
  171. А. Молодых под венец! // Наука и религия. — 2003.- № 6
  172. А. У вас товар, у нас купец. // Наука и религия. — 2002.- № 3
  173. А. Гнездо Самарских казаков. Самарская летопись. Т.1. -Самара, 1993. 247 с.
  174. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия иIмировоззрение. Составитель П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. 528 с.
  175. Народная культура в современных условиях. Текст. О. Д. Балдина, Э. В. Быкова, Е.Э. Гавриляченко- Отв. ред. Н. Г. Михайлова. М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. 219 с.
  176. Наука — промышленности и сервису. Сборник статей международной научно-практической конференции. Ч. II. Тольятти, 2009. 419 с.
  177. К.А. История российских гражданских законов. Т. 1.- М., 1988. 589 с.
  178. Н.М. История русской церкви. М.: 1988, 435 с.
  179. Н.М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. Минск. Изд-во Академии Наук БССР, 1956. 265с .
  180. А.В. Исторический опыт взаимодействия институтов семьи, государства и церкви после принятия христианства на Руси. //Вестник Московского ун-та. Сер. 18.- 2002.- № 1
  181. В.П. Особенности развития немецкой культуры в Российской Империи. — Тольятти: Изд. фонд «Развитие через образование», 2002. 450 с.
  182. В.П. Курс лекций по культурологии. Тольятти: изд-во ПТИС ГАСБУ, 1999. 375 с.
  183. Ю. Картины русского быта. М.: АСТ-Пресс, Галарт, 2001. 352 с.
  184. И.Г. Исследования по русскому праву обычному и брачному. СПб.: Тип. А. Е. Ландау, 1879. 459 с.
  185. Н. П., Федоров, М. Г., Белоглазов Г. А. Этносы Самарского края. — Самара: Современник, 2003. 234 с.
  186. Очерки истории Бурятии. Улан-Удэ, 1972. Стр. 202−203
  187. Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. Чебоксары, 1985. 145 с.
  188. А.С. Сокращенный курс лекций церковного права. М., 1899.
  189. П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи.-СПб.: Искра, 1772. 290 с.
  190. Памятники древнерусского канонического права. Изд. 2-е. СПб., 1908. Ч. 1
  191. Памятники русского права. М., 1952
  192. Т. Системы современных обществ. М., 1997
  193. И.Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах,-М.: Центр, 2001. 336с.
  194. С.В. Россия. Великая судьба. М.: Белый город, 2006. 704с.
  195. И. Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII веках. Историко-канонический очерк. Рязань, 1882. 165с.
  196. А.В. Самарские казаки в прошлом и настоящем. Историко-краеведческий очерк. Самара, 2002. 184с.
  197. По делу о предании церковному. // Вестник церковно-общественной жизни. Прил.№ 7 «Пастырского собеседника».- 1902. стр.25−31
  198. М.Н. Русская история с древнейших времен. В 4-х томах. ОГИЗ. 1933 г.
  199. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Том VI
  200. Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись и1 ч
  201. Суздальская летопись по Академическому списку. М. 1962
  202. А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000. 480с.
  203. К.П. Брак у чуваш.- Казань, 1903.
  204. В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. М.: Лабиринт, 2004. 176 с.
  205. А.Г. Свадебные обряды русских крестьян Царевококшайского уезда. Памятная книга Казанской губернии на 1868−1869г. — Казань, 1969. 354 с.
  206. Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х- начало XIX в.). М., 1997
  207. Н.Л. Женщина в русской семье Х- нач.ХГХв.: динамика социокультурных изменений. Автореферат диссертации докт. ист. наук.-М., 1997.
  208. , Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.
  209. С.Г. Обзор русской истории: 988−1988, 3-е изд. Ставрополь: Кавказский край, 1993 г. 351с.
  210. М.В. Историко-социальный анализ семейной политики XX века. //СОЦИС.- 2004.- № 6, с. 97−102
  211. М.Г. Свадьба в русском городе XVI в. Русский народный свадебный обряд.- JL, 1978. 458 с.
  212. Размышление о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Сост. и предисл. С. К. Иванова. Тит. ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Прогресс, 1994. 464 с.
  213. Е. Злая жена. //Родина.- 1999.- № 1, с.80−81
  214. А.П. Мир русской души или История русской народной культуры.- М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2003. 465 с.
  215. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах. Сост. В. Д. Синовский. М.: Современник, 1993 (по изд. Д. Д. Полубояринова. СПб., 1904г). 248 с.
  216. .А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки.-М-Л., 1966. 268с.
  217. П.В. Застольная история государства Российского. СПб.: Кристалл, 2000.465с.
  218. Российское законодательство Х-ХХ веков в 9-ти томах. Т.1: Законодательство Древней Руси. М., 1984 г.
  219. Л.М. Семантика красного цвета в свадебной одежде русских крестьян. // Гуманитарные науки в Сибири.- 2001. № 3, с. 21−24
  220. Русская женщина XVIII столетия. Исторические этюды Вл. Михневича. (Юевъ.1895). М.: Панорама, 1990. 328с.
  221. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссиею. Т. 6. СПб., 1880
  222. Русское православие: вехи истории. М., 1989 г. 236с.
  223. .А. Киевская Русь и русские княжества в Х11-ХП1 вв. М.: Наука, 1982.497 с.
  224. . А. Ремесло Древней Руси. М., 1948. 352 с.
  225. . А. Язычество Древней Руси.- М., 1988. 456с.
  226. . А. Язычество древних славян.- М.: София, Гелиос, 2002. Издание второе, исправленное. 592 с.
  227. В. Аще муж от жены. // Родина.- 1998. № 3, с. 41−42
  228. И. А., Овсянников В. П. Россия Германия: история взаимоотношений. — Тольятти: изд-во ТГАС, 2005. 343 с.
  229. А. К. Народная обрядность чувашей. Чебоксары, 1994. 147 с.
  230. Самарская область (география и история, экономика и культура). -Самара, 1995. 259с.
  231. Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала XX века. В 2-х книгах. Под общ. Ред. П. С. Кабытова, JT.B. Храмкова. Самара: Изд-во СамГУ, 1993. 458с.
  232. Самарская область. Этнос и культура. Выпуск № 2, 2002.
  233. Самарский краевед: историко-краеведческий сборник. Сост. А. Н. Завальный. Куйбышев: Кн. изд-во, 1990. 360 с.
  234. Самарское Поволжье с древности до конца XIX в. Сборник документов и материалов. Гл. ред. П. С. Кабытов. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. 354с.
  235. A.M. Города Северо-Восточной Руси XIV—XV вв.еков.- М.: Изд-во Московского университета, 1959. 238 с.
  236. Семейно-бытовая культура. Пособие для слушателей народных ун-тов Д. И. Водзинский, А И. Кочетов, К. А. Кулинкович и др. Под ред. Д. И. Водзинского. Мн., 1987.
  237. Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966
  238. Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989
  239. , Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. 348 с.
  240. Семья: книга для чтения. В 2-х кн. Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. -М.: Политиздат, 1991.
  241. Семья, тендер, культура. Материалы Международных Конференций 1994 и 1995 гг. Отв.ред. В. А. Тишков. М., 1997.
  242. В.И. Древности русского права. Изд. 2-е. СПб., 1911. стр. 403−404
  243. Н.Д. Наказание в русском праве XII века. СПб., 1887 г. 352 с.
  244. В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990. 378 с.
  245. А.П. Волжские болгары.- М., 1951.
  246. Ю.Н., Дубман Э. JL, Барашков В. Ф., Артамонова JI. М. Самарская Лука в XVI начале XX вв. — Самара, 1995. 273 с.
  247. Соборное уложение. Гл. XX. Статьи 60, 62, 85.
  248. Современная американская социология. — М., 1995
  249. В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. Москва, 1979. 186 с.
  250. Я.В. Семья. // Социально-политический журнал.- 1994.-№ 1−2
  251. А. Речь при вручении Большой премии Французской Академии моральных и политических наук. Москва. Посольство Франции, 13 декабря 2000 г.- Москва, 2001
  252. В.О. Этическое и эстетическое воспитание детей как основа формирования личности. //Дополнительное образование. 2002.-№ 7, с. 35−40
  253. С.М. История России с древнейших времен. Kh. VIII, Т. 13−14. -М.: Мысль, 1991 г.
  254. Сорокин П. А Кризис современной семьи. //Социология.- 1916. № 2, с.174−183
  255. П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: Политиздат, 1992. 384с.
  256. С.А. Российская семья и 3 законопроекта по ее охране. М.: Экономика, 1999. 214 с.
  257. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. Под ред. В. П. Семенова.-Ульяновск: Дом печати, 1998. 354с.
  258. Стоглав 1551 г. Российское законодательство Х-ХХ вв.- М., 1984. Т. II.
  259. А.А. Как повлиять на семейное благополучие.//Человек,-2004. № 2
  260. В.Н. Избранные труды. JL, 1979.
  261. В.Н. История Российская с самых древнейших времен. Книга пятая, часть четвертая. -М., 1848 г. 547с.
  262. С.М. Мифология восточных славян.- М., 1994. 354с.
  263. А.В. Быт русского народа. М.: Русская книга, 1999. 541с.
  264. А.В. История? культуры русского народа.- М.: Эксмо, 2006. 736 с.
  265. В. Символ и ритуал. М., 1983. 154с.
  266. С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX—XX вв..- M-JL: Академия наук СССР, 1957. 245с.
  267. С.А. Религия в истории народов мира. М., 1964 г. 289с.,
  268. Н.И. «Покаяние земле» (Этнолингвистическая заметка). // Русская речь.- 1988. № 5, с. 132−139
  269. Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. 547 с.
  270. Э. Третья волна. М.: ООО Фирма «Издатетьство ACT», 1999. 776 с.
  271. Е. Три очерка о русской иконе.- М.: Инфо Арт, 1991 г. по изданию 1917 г. 320с.
  272. В.Н. Некоторые этнографические' особенности мордвы левобережья Средней Волги. Материальная и духовная культура мордвы.-Саранск: Чайка, 1978. 352с.
  273. JI. Христовы невесты. // Родина.- 2001, июнь.
  274. Е.А., Попкова Т. В. Семьеведение: учебное пособие. -Новосибирск: СибУПК, 2002. 208с.
  275. JI.A. У истоков социогенеза от стада обезьян к общине древних людей. М., 1980. 150 с.
  276. Ю.В. Проблема понимания семьи. // СОЦИС/ 2003.- № 11
  277. Е.С. Соционические и тендерные особенности психотипов в супружеских отношениях. Базовая система баллов. // Соционика, психология и межличностные отношения. 2002, — Октябрь
  278. Философский энциклопедический словарь.- М., 1983. 498 с.
  279. .Н. Формирование славянских народностей. Их этническое самосознание в эпоху раннего Средневековья и перспективы его дальнейшего развития. Очерки истории культуры славян.- М., 1966. 478 с.
  280. Формирование и традиционная культура этнотерриториальных групп чувашей в Урало-Поволжье (XVII начало XX вв.) Автореферат диссертации на соискание учен. степ, д.ист.н. Ягафова Е. А. Спец. 07.00.07- Самара, 2004
  281. Э. История нравов. Перевод с нем. В. М. Фриче. — Смоленск: Русич, 2002. 624 с
  282. А. История философии. Перевод с поел. фр. издания М. С. Моделя. СПб.: С.-Петербургская Электропечатня, 1901. 360 с.
  283. Г. Различия и опасность: особенности национальных культур и ограничения в толерантности. Высшее образование в Европе. 1997.T.XXI. № 2
  284. Хрестоматия по культуре Чувашского края. Дореволюционный период. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2001. 256 с.
  285. А.В. Повседневность в лабиринте рациональности. //Социс.-1993. № 4
  286. М.К. Русское семейное право XVI—XVIII вв..- М.: Юрист, 1991. 112 с.
  287. Л.А. Эволюция семейно-брачного права и особенности* его развития в России. //История государства и права.- 2001№ 1
  288. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М.: Наука, 1996. 376 с.
  289. Четыре века Ставрополя-Тольятти. Хроника городской жизни. 1737−2007,-Самара: Изд. Дом «Агни», 2007. 544 с.
  290. А.С. История Петра Великого. Издание репринтное. Изд-во «Буклет», РИА «Двойная Радуга», 1992. 526 с.
  291. О.И. История отечественного государства и права,— М.: изд-во БЕК, 1997. 23 п.л.
  292. К.В. Традиции и вариативность. //Советская этнография.- 1981.-№ 2
  293. И.И. Русские традиционные праздники. СПб.: Азбука классика, 2008. 336 с.
  294. Д.Р. История традиционной культуры народов Поволжья в документах национального архива республики Татарстан. // .Вестник СамГУ, — 2005.- № 1 (35)
  295. И.О., Шевченко П. В. Большая семья какая она. //СОЦИС.-2005.- № 1, с.95−101
  296. И.П. Философия семьи. Речь на Всемирном межконфессиональном конгрессе «Семейный круг» в ноябре 1999 г. в Женеве. Москва, 2000 г. № 1, с.203−208
  297. А.И. Семья по воззрениям русского народа. Воронеж., 1892
  298. Шестун Евгений, протоиерей. Православная семья. Вопросы, ответы. -Самара, 2000. 98 с.
  299. О.Шилов И. Ю. Фамилистика (психология и педагогика семьи). СПб.: Петрополис, 2000.416 с.
  300. ЗП.Шнейдер J1. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: ЭКСМО, 2000.512 с.
  301. С.М. Семейные власти у древних славян и германцев.-Казань: Унив. тип., 1869 г. Репринтная копия. 400 с.
  302. Н.И. У счастливого на среднем пальце серебряное кольцо будет сверкать. //Живая старина.- 2004.- № 3
  303. А.П. Сочинения в 3-х томах. Том 1. СПб., 1906. 814 с.
  304. Я.Н. Древне-русские княжеские уставы XI—XV вв..- М., 1976
  305. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. Пер. с итал. Ю. Ильина и А. Струковой (Серия «Художник и знаток»), СПб.: Азбука классика, 2004. 288с.
  306. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства-М.: Прогресс, 1991. 112 с
  307. Этнография татарского народа. Казань: Издательство «Магариф», 2004. 287 с.
  308. E.JI. Самарские чуваши (историко-этнографические очерки). Конец XVII-начала XX вв.- Самара: ИЭКА «Поволжье», 1998.
  309. С., Середа Е. Любовь и биоэнергетика. //Наука и религия.-2003 .-№ 6.
  310. В.Н. Город святого креста. Монография. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2007. 288с.
  311. Apter, D. The Politics of Modernization. Chicago, London, 1965
  312. Katherine Nelson. Event Knowledge Structure and Function in Development. Hillsdale, New Jersey L.: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1986.
Заполнить форму текущей работой