Предприятие как открытая система.
Внешнее окружение предприятия
Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и людские ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаимодействующие с внешней средой, открывают депозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, используют полученную прибыль для поддержание развития, выплаты дивидендов… Читать ещё >
Предприятие как открытая система. Внешнее окружение предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Взаимодействие предприятия как открытой системы с внешними организациями
1.1 Понятие открытой и закрытой систем
1.2 Взаимодействие открытой системы с внешней средой (прямое и косвенное)
2. Внешнее окружение ОАО «Ростелеком»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешнего окружения ОАО «Ростелеком»
2.3 Проблемы взаимодействия предприятия с агентами внешней среды
3. Проект совершенствования деятельности ОАО «Ростелеком» с внешней средой ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Для современной России вопросы повышения благосостояния граждан являются приоритетными. Развитие предпринимательства и торговли способно быстро увеличить количество рабочих мест и обеспечить рост прибыли, что повышает материальную заинтересованность и достаток работников внутри отрасли. С ростом прибыли торговых предприятий увеличиваются отчисления в бюджет страны и в целом улучшается жизнь всех россиян.
Поэтому исследование проблем и особенностей управления торговыми организациями является необходимой потребностью современного менеджмента.
Различные подходы к управлению предприятиями были исследованы как зарубежными, так и отечественными учеными. При этом в большей степени рассматривались проблемы эффективности предприятий, максимизации прибыли и не совсем четко были прописаны механизмы достижения успешной деятельности в условиях постоянно меняющейся внешней среды.
А ведь внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Ресурсы внешней среды не безграничны, на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. В условиях рыночной неопределенности успешная адаптация предприятия к изменениям во внешней среде является важнейшей составляющей управления деятельностью предприятия.
Объектом исследования является ОАО «Ростелеком».
Предметом исследования выступает инструментарий менеджмента и совокупность теоретических, методических и практических подходов к организации и управлению предприятиями торговли в условиях рынка.
Цель курсового проекта: определить возможности совершенствования деятельности ОАО «Ростелеком» с внешней средой Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе предложенной литературы изучить методы оценки влияния внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия.
2. Дать общую характеристику деятельности исследуемого предприятия.
3. Рассмотреть основные факторы внешней среды предприятия.
4. Выявить наиболее отрицательно влияющие факторы на хозяйственную деятельность предприятия и разработать комплекс мер по устранению их негативного воздействия.
5. Провести социально-экономическую оценку эффективности предложенных мероприятий.
Методы исследования, используемые в курсовом проекте, базируется на системном и ситуационном подходах, использовании методов анализа и синтеза, экономико-математического анализа, экспертных оценок.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании процессов текущего и стратегического управления предприятием.
Источники информации: достижения отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента; законы и нормативные акты Российской Федерации; Интернет-источники.
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ С ВНЕШНИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
1.1 Понятие открытой и закрытой систем
Всесторонний анализ внутреннего строения организации обеспечивается с помощью системного подхода. Система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий.
Хотя организации распадаются на отдельные части или составные элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы и подсистемы, но и сверхсистемы. Классификация этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое не является простой суммой частей, поскольку систему следует рассматривать как их единство.
Различают системы открытые и закрытые.
Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применяемость.
Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и людские ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаимодействующие с внешней средой, открывают депозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, используют полученную прибыль для поддержание развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов. На рисунке 1 представлена организация как открытая система. На входе системы — поступление материалов, рабочей силы, капитала. Технологический процесс организуется для переработки сырья в конечный продукт Конечный продукт, в свою очередь, продается заказчику. Финансовые учреждения, рабочая сила, поставщики и заказчики, правительство — все являются частью внешней среды.
Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структуры, нередким расширением границ системы или созданием новой сверхсистемы. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительная его дифференциация и усложнение его структуры. Создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы.
Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Они получают сырье, энергию, информацию, другие ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы и т. п. Открытые системы имеют, однако, некоторые специфические черты. Одна из таких черт — это признание взаимозависимости между системой и внешней средой.
1.2 Взаимодействие открытой системы с внешней средой (прямое и косвенное)
Внешняя среда — окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.
Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.
Факторы внешней среды влияют в основном на коммерческую деятельность торговых предприятий в условиях нестабильной экономики.
Во внешней среде постоянно протекают динамичные изменения, одни из них создают предприятию благоприятные условия для его развития, а другие наоборот, создают дополнительные трудности и ограничения. На рисунке 2 приведены факторы внешней среды, влияющие на функционирование торгового предприятия.
Рисунок 2 — Факторы внешней среды торгового предприятия Внешняя среда имеет ряд характеристик, таких как:
1. Взаимосвязанность факторов — это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы (например, изменение цены на нефть меняет цену на бензин и на транспортные расходы всех организаций, что приводит к повышению цен на продукты питания и снижению уровня жизни населения и его покупательной способности).
2. Сложность внешней среды — это число факторов, на которые организация обязана реагировать (для целей своего выживания), а также уровень вариативности каждого из этих факторов.
3. Подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде. Наибольшая подвижность внешней среды наблюдается в отраслях, связанных с производством компьютеров, средств телекоммуникации и космической техники. Медленно меняются факторы внешней среды в кондитерской, мебельной отраслях, а также при производстве тары, упаковки, пищевых консервов.
4. Неопределенность внешней среды — относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности (например, политический прогноз, прогноз курса доллара).
Большинство торговых предприятий в новых условиях хозяйствования работают в зонах повышенного риска по причине недостаточно глубокого знания критических для выживания факторов внешней среды. Внедрение службы менеджмента на предприятиях торговли позволяет им эффективно работать в новых условиях хозяйствования.
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации, рисунок 3.
Рисунок 3 — Среда прямого воздействия
Законы и государственные органы. Существенно влияют на торговые предприятия, так как каждое из них имеет определенный правовой статус (ОАО, ООО, ЗАО, ЧП и др.).
Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий закупку и реализацию потребительских товаров, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом.
По формам создания и функционирования различают три принципиальных вида торговых предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности: индивидуальные, партнерские и корпоративные.
Индивидуальное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы, например, в следующих организационно-правовых формах:
· индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно на его труде (ИП);
· частное предприятие, основанное на личной собственности физического лица, но с правом найма рабочей силы (ЧП).
Партнерское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал.
Партнерские торговые предприятия могут быть созданы, например, в такой организационно-правовой форме как общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Корпоративное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Такое общество имеет уставный фонд, поделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества.
В соответствии с действующим законодательством корпоративные торговые предприятия могут быть созданы в таких организационно-правовых формах как открытое акционерное общество (ОАО) или закрытое акционерное общество (ЗАО).
Деятельность торгового предприятия подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы. Организация действует в соответствии с налоговым законодательством. Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью и противоречивостью. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов, таких как Госкомимущество, Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный Фонд и многих других. Дополнительно усложняют деятельность организации постановления местных органов управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации через лицензирование некоторых видов деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, склада, устанавливая тарифы на телефон, электроэнергию и др.
Поставщики. Осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.
Поставщики — очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.
Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.
По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса — создавать потребителя.
Фирма существует и процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности.
Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. Следует понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Организации ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды — трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.
Среда косвенного воздействия внешней среды организации обычно не влияет на деятельность торговой организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.
Среда косвенного воздействия, рисунок 4, обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.
Рисунок 4 — Среда косвенного воздействия Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов среды (курса доллара, законодательно установленной минимальной зарплаты, ставки процента кредитования и др.), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них — технологии (в широком смысле — как состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-культурные и политические факторы, отношения с местным населением, международное окружение.
Технологии в качестве внешнего фактора отражают уровень научно — технического развития, который воздействует на организацию.
Технологические нововведения существенно влияют на эффективность продаж, на скорость морального устаревания продукции, на сбор, хранение и распределение информации, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают потребители от данной организации.
Скорость изменения технологий постоянно увеличивается. Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия и многое другое.
Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен для торговых организаций, имеющих дело непосредственно с высокими технологиями.
Состояние экономики. Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.
Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое, чтобы не оказаться вне игры. Важно понимать, что-то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации. К примеру, если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вообще ничего не почувствуют.
Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых — установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое — влияют на организацию непосредственно.
Примеры социально-культурного влияния на деловую практику:
· в США этичный бизнес, это бизнес без взяток, без фаворитов, без использования слухов, порочащих конкурентов;
· во многих странах до сих пор действует стереотип, дискриминирующий женщин при приеме их на работу, продвижении по службе, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей;
· при производстве и продаже одежды и обуви многие организации используют честолюбие определенных слоев населения, готовых платить дороже за продукцию престижных фирм, — им кажется, что это способствует возрастанию их веса в обществе;
· представления основной массы населения о «культурном обслуживании» влияет на работу магазинов, кафе, ресторанов.
В целях успешного функционирования предприятия торговли должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать своих клиентов более эффективно, чем конкуренты.
Политические факторы — настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.
Другой элемент политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм — это группы особых интересов или лоббисты. Примеры таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и многое другое.
Для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность.
Отношения с местным населением. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации.
Международное окружение. Среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране. Все это делает особенно сложным принятие управленческих решений в такой организации.
открытый система внешний макросреда
2. ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ ОАО «РОСТЕЛЕКОМ»
2.1 Общая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Ростелеком" — одна из крупнейших телекоммуникационных компаний России, ведущий оператор фиксированной связи в Северо-Западном федеральном округе.
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона об АО и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации.
Коми филиал открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» — одно из 9 структурных подразделений Макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» («Ростелеком — Северо-Запад»).
В своем нынешнем виде компания существует с апреля 2011 года, когда к национальному оператору дальней связи ОАО «Ростелеком» присоединились межрегиональные компании связи ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «Южная телекоммуникационная компания», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Дальсвязь» и ОАО «Дагсвязьинформ». Компания располагает самой большой магистральной сетью связи суммарной протяженностью около 500 тыс. км и уникальной инфраструктурой доступа к 35 млн. российских домохозяйств.
Сегодня различными услугами компании пользуются более 100 млн. жителей России. «Ростелеком» является не только традиционным лидером рынка услуг местной и дальней телефонной связи, но и безусловным лидером российского рынка Интернет-услуг. Суммарная емкость клиентских подключений Ростелекома превышает 1 Тб/с, что кратно больше аналогичного показателя любой другой российской компании.
В рамках государственно-частного партнерства по созданию «электронного правительства» «Ростелеком» выступает в роли долгосрочного инвестора. Компания стремится активно расширять сотрудничество с субъектами Российской Федерации по организации перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Сегодня уже более 70 субъектов РФ начали работу по созданию региональной инфраструктуры «электронного правительства» совместно с «Ростелекомом».
«Ростелеком» активно развивает международное сотрудничество. Компания имеет прямые международные выходы на сети более чем 150 операторов связи в 70 странах, участвует в 25 международных кабельных системах и взаимодействует с 600 международными и национальными операторами фиксированной и мобильной связи.
ОАО «Ростелеком» является одной из ведущих компаний на российском телекоммуникационном рынке. Сегодня «Ростелеком» владеет комплексом государственных лицензий, позволяющих оказывать широкий спектр телекоммуникационных услуг во всех регионах Российской Федерации.
Основными видами деятельности признаются:
— услуги местной телефонной связи (городская и сельская телефонная связь);
— в том числе универсальные услуги связи;
— услуги внутризоновой телефонной связи;
— услуги документальной электросвязи, передачи данных;
— подвижная радиотелефонная (сотовая) связь;
— подвижная радиосвязь;
— радиовещание, телевидение, спутниковая связь;
— проводное вещание;
— услуги присоединения и пропуска трафика;
в том числе:
— услуги инициирования и завершения вызова;
— услуги, сопровождающие оказание услуг междугородной и международной связи операторами междугородной и международной связи;
— прочие услуги по основной деятельности.
Предоставляя весь спектр услуг фиксированной связи, Коми филиал ОАО «Ростелеком»" прочно занимает в Республике Коми позиции лидера по основным сегментам телекоммуникационного рынка.
На конец 3-го полугодия 2012 года, доля рынка филиала по доходам в целом, составила 39,6%, рисунок 5.
Рисунок 5 — структура телекоммуникационного рынка Республики Коми В 2012 году Компания успешно сохраняла лидерство в традиционном сегменте услуг междугородной и международной связи и продолжила устойчивый рост в высокотехнологичных сегментах, развивая услуги доступа в Интернет и передачи данных, организации сетей VPN, услуги видеоконференцсвязи, а также интеллектуальные услуги связи.
В ОАО «Ростелеком» экономическая структура организации представляет собой совокупность отношений экономического взаимодействия между элементами по экономическим вопросам. Является многоканальной и двунаправленной структурой, имеет выраженную иерархию распределения ресурсов.
Преимущества:
— система взаимных связей функций и подразделений;
— ясно выраженная ответственность;
— быстрая реакция отделов ОАО «Ростелеком» на прямые указания генерального директора.
Недостатки:
— отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;
— тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
— малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации
2.2 Анализ внешнего окружения ОАО «Ростелеком»
Анализ внешней макро-среды ОАО «Ростелеком»
Демографическая среда
Снижение рождаемости и увеличение смертности — основные демографические тенденции на сегодняшний день. Они в конечном итоге ведут к естественной убыли населения. Для любой компании данные тенденции не являются положительными, ведь потенциальных клиентов становиться все меньше. Для ОАО «Ростелеком» это означает снижение спроса на услуги связи и естественно ведет к сокращению прибыли организации.
Экономическая среда
Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупательная способность. Общий уровень покупательной способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов.
Мировой финансовый кризис негативно повлиял на покупательную способность многих клиентов. Соответственно прибыль многих компаний значительно уменьшилась, если не была вовсе отрицательной. Данные негативные обстоятельства повлияли также и на ОАО «Ростелеком» — в 2012 году компания потеряла часть прибыли по сравнению с прошлым годом.
Природная среда
Дефицит некоторых видов сырья и как следствие подорожание энергии могут негативно сказаться на деятельности компании. Себестоимость оказываемых ею услуг несомненно возрастет. В итоге организация потеряет какую-то часть своих клиентов. Это в свою очередь приведет к сокращению прибыли компании.
Руководство службой маркетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде.
Научно-техническая среда
Деятель рынка должен внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса. Ему также необходимо разбираться в изменениях, происходящих в научно-технической среде, и в том, как новая техника и технология могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд. Помня о все более ускоряющемся техническом прогрессе компания «Ростелеком» разработала новую услугу — «Интерактивное телевидение». В рамках данной услуги предоставляются следующие сервисы: трансляция телевизионных каналов, предоставление фильмов по выбору, предоставление телепрограммы на транслируемые каналы и многие другие.
По итогам 2012 года доля ОАО «Ростелеком» на рынке платного телевидения составила 12%. В перспективе планируется добавление различных опций к данной услуге, например, интерактивное наблюдение за популярными местами в городе, возможность публиковать видеоролики в системе для общего просмотра и т. д.
Благодаря научно-техническому прогрессу происходит развитие новой услуги — «Передача голоса в сетях передачи данных» (IP — телефония). IP — технология обеспечивает надежную и дешевую междугородную и международную связь. Отличие IP — телефонии от традиционной телефонии состоит в том, что голосовой трафик направляется по каналам интернет, а не по междугородным телефонным линиям.
В рамках стратегии развития компании ОАО «Ростелеком» делает ставку на развитие новых, нерегулируемых услуг. Одной из таких услуг является предоставление доступа в интернет с использованием технологии Wi-Fi.
Политическая среда
На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Для деятельности ОАО «Ростелеком» на сегодняшний день этот элемент макроокружения представляет особую опасность.
Республика Коми отличается большой территорией и низкой плотностью населения, что требует значительных инвестиций, поэтому некорректно сравнивать местные тарифы со столичными. Стоимость магистрального трафика в Коми в несколько раз выше, чем в других регионах. А сложные климатические и географические условия и низкая плотность населения повышают уровень вложений на одно домохозяйство.
Культурная среда
Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. На сегодняшний день большинство людей Земли не воспринимают интернет и телефон как нечто необычное. Эти услуги связи прочно вошли в нашу жизнь, а их использование стало нормой поведения для всего цивилизованного мира. Эта тенденция делает работу компании «Ростелеком» актуальной и прибыльной.
Анализ внешней микро-среды ОАО «Ростелеком»
Поставщики
Поставщиками ОАО «Ростелеком» являются множество фирм. Перечислим основные из них:
Казанский завод связи «Тойма» поставляет силовые кабели и кабели связи;
ОАО «Электрокабель Кольчугинский завод» поставляет кабели связи, а также инструменты для эксплуатации;
Кабельный завод «ПОЛИМЕТ» г. Целина, Ростовская область поставляет кабели связи и различное оборудование;
ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания» поставляет оптические кабели, инструменты для монтажа и настройки оптических систем;
ЗАО «СВЯЗЬСТРОЙДЕТАЛЬ» г. Москва поставляет кабели связи и инструменты для эксплуатации;
«ВОРОНЕЖКАБЕЛЬ» поставляет силовые кабели и кабели связи;
ООО «Связькомплект» поставляет материалы для строительства и реконструкции линейных сооружений связи;
ООО «Техно Связь» поставляет оборудование связи.
В основном ОАО «Ростелеком» работает с крупными компаниями и заводами центральной части России.
Маркетинговые посредники Торговых посредников компания не имеет, поскольку самостоятельно занимается продажей услуг связи юридическим и физическим лицам.
ОАО «Ростелеком» пользуется услугами фирм — специалистов по организации товародвижения. К числу транспортных фирм относятся Российские железные дороги, авиакомпания «Аэрофлот».
Услугами агентств по оказанию маркетинговых услуг компания не пользуется, так как имеет отдел маркетинга.
К числу кредитно-финансовых учреждений, с которыми сотрудничает «Ростелеком» относятся ОАО «Сбербанк» и ОАО «Связьбанк».
Потребители
ОАО «Ростелеком» работает с частными клиентами — отдельными лицами и домохозяйствами, приобретающими услуги связи для личного пользования. В Республике Коми действуют пятнадцать центров обслуживания физических и юридических лиц. Общество также предоставляет цифровые каналы связи в аренду другим операторам связи. ОАО «Ростелеком» предоставляет полный комплекс услуг по созданию телекоммуникационной инфраструктуры строящего здания и обеспечению полным спектром цифровой связи объектов недвижимости.
За годы работы компании, у нее образовался круг постоянных VIP — клиентов. К их числу относятся банки, органы местного самоуправления, государственные учреждения и крупные компании. Внутри акционерного общества существует классификация VIP-клиентов. Они подразделяются на высокодоходных, доходных, стратегических и имиджевых.
Конкуренты
В настоящее время на территории Республики Коми действует порядка 18 операторов телематических услуг (ОТА, ШПД, IPTV), однако только 3 из них рассматриваются ОАО «Ростелеком» в качестве основных конкурентов: ЗАО «СеверТрансТелеКом», ЗАО «Парма-Информ», ОАО «ВымпелКом» .
ЗАО «СеверТрансТелеКом» осуществляет свою деятельность в Ярославской, Архангельской, Вологодской, Костромской, Ивановской областях и Республике Коми. Узлы Цифровой сети связи ЗАО «СеверТрансТелеКом» расположены во всех крупных городах Северного региона (Ярославль, Вологда, Череповец, Архангельск, Кострома и Иваново, Сыктывкар, Ухта, Печора). На каждой железнодорожной станции Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД» установлены точки доступа к сети ЗАО «Компания ТрансТелеКом». В настоящее время общая протяженность сети в зоне ответственности ТТК-Север — 3760 км.
Компания «Парма-Информ» создана в апреле 1996 года.
Главной целью компании является предоставление телекоммуникационных услуг населению и организациям Республики Коми, применяя современные технологии, сохраняя лидирующие позиции среди операторов связи.
Основными видами телекоммуникационных и дополнительных услуг компании являются:
услуги доступа к сети Интернет;
услуги сетей передачи данных IP, Frame Relay;
услуги по передаче голосовой информации (VoIP);
домашний Интернет по оптоволоконной сети «Метро» на скорости до 1 Гбит/с;
построение корпоративных сетей (физических и виртуальных);
веб-хостинг и colocation (размещение серверов заказчиков на технической площадке «Парма-Информ»);
услуги вещания в кабельных сетях;
услуги по предоставлению в аренду каналов связи;
разработка и реализация проектов, поставка, монтаж оборудования, кабельных систем, сопровождение проектов;
телефонизация объектов;
Клиентами Парма-Информ являются крупнейшие российские организации и компании: Отделение Пенсионного фонда по РК, ОАО «Комигаз», ЗАО «Ассорти», Сберегательный Банк РФ, ОАО «НАВС Вэртас», Центральный банк РФ, Коми государственный педагогический институт, ОАО Комирегионбанк «Ухтабанк», Сыктывкарский госуниверситет, ОАО АКБ «Северный народный банк», ГАУ «Центр Информационных технологий», Филиал КБ «РоспромБанк» (ООО), Коми ЦСМ, ОАО «Россельхозбанк», ООО «Корпорация ИФК», ООО «Электронный квадрат СВ» и многие другие.
Компания располагает сетью связи с узлами доступа во всех крупных городах и районных центрах Республики (11 населенных пунктов).
В настоящее время Парма-Информ развернула и успешно эксплуатирует городскую оптоволоконную сеть передачи данных в Сыктывкаре с 260 узлами доступа. На базе данной сети оказываются услуги СКС «МЕТРО». Оптоволоконная сеть имеет кольцевую структуру и построена на основе технологии Ethernet c использованием сетевого оборудования ведущих мировых производителей.
Контактные аудитории
Основными контактными аудиториями финансовой сферы являются акционеры. Компания ОАО «Ростелеком» добивается благорасположения этих аудиторий, публикуя годовые отчеты, давая ответы на вопросы, касающиеся всей финансовой деятельности, и представляя финансовому сообществу доказательства своей финансовой устойчивости.
ОАО «Ростелеком» заинтересована в том, чтобы средства массовой информации больше и лучше освещали ее деятельность. Для работы со СМИ создан сектор информационно-аналитического обеспечения.
С целью информирования и мотивирования членов своих внутренних контактных аудиторий, т. е. персонала, компания издает информационную газету «Мой Ростелеком», организовывает корпоративные выезды на природу и различные корпоративные мероприятия. Когда рабочие и служащие хорошо настроены по отношению к собственной фирме, их позитивное отношение распространяется и на другие контактные аудитории.
2.3 Проблемы взаимодействия предприятия с агентами внешней среды
Демографическая среда
Снижение рождаемости и увеличение смертности — основные демографические тенденции на сегодняшний день. Они в конечном итоге ведут к естественной убыли населения. Для любой компании данные тенденции не являются положительными, ведь потенциальных клиентов становиться все меньше. Для ОАО «Ростелеком» это означает снижение спроса на услуги связи и естественно ведет к сокращению прибыли организации.
Экологическая среда
Дефицит некоторых видов сырья и природоохранные мероприятия связанные с его добычей и переработкой ведут к подорожанию энергии. Усиление контроля за вырубкой лесов приводит к дополнительным расходам при прокладке линий связи и их последующем содержании. Эти факты могут негативно сказаться на финансовой составляющей деятельности компании Себестоимость оказываемых ею услуг несомненно возрастет. В итоге организация потеряет какую-то часть своих клиентов. Это в свою очередь приведет к сокращению прибыли компании.
Экономическая среда
Мировой финансовый кризис негативно повлиял на покупательную способность многих клиентов. Соответственно прибыль многих компаний значительно уменьшилась, если не была вовсе отрицательной. Данные негативные обстоятельства повлияли также и на ОАО «Ростелеком» — в 2012 году компания потеряла часть прибыли по сравнению с прошлым годом.
Политическая среда
На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Для деятельности ОАО «Ростелеком» на сегодняшний день этот элемент макроокружения представляет особую опасность.
Республика Коми отличается большой территорией и низкой плотностью населения, что требует значительных инвестиций. Внедрения государственных программ. Принятию политических решений по дотированию заведомо убыточной сельской телефонизации. Стоимость магистрального трафика в Коми в несколько раз выше, чем в других регионах. А сложные климатические и географические условия и низкая плотность населения повышают уровень вложений на одно домохозяйство.
Конкуренты
До 2006 года «Ростелеком» являлся монополистом на рынке дальней связи, однако с началом процесса либерализации рынка у компании появились многочисленные конкуренты.
Рисунок 6 — Структура рынка МГ/МН связи В настоящее время «Ростелеком» по-прежнему лидирует на рынке фиксированной дальней связи, однако рыночная доля компании сокращается. По итогам 2011 года рыночная доля «Ростелекома» на рынке МГ/МН связи в целом составит порядка 67%. Конкуренция со стороны альтернативных операторов выше в сегменте корпоративных клиентов — здесь доля «Ростелекома» составляет порядка 40%. В сегменте частных клиентов доля «Ростелекома» превышает 87%.
Несмотря на снижение рыночной доли, оператор все еще числится в реестре естественных монополий, и его тарифы регулируются государством, в связи с чем «Ростелеком» не может менять тарифы так же оперативно, как сотовые компании или фиксированные конкуренты. «Ростелеком» неоднократно обращался в ФСТ (федеральную службу по тарифам) с просьбой вывести его из списка монополий, но этого до сих пор не произошло, поскольку в некоторых регионах России по-прежнему доступ к услугам дальней связи других операторов имеет некоторые ограничения.
3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ
В связи с вышеизложенным предлагаю определить приоритетные направления совершенствования деятельности ОАО «Ростелеком» с внешней средой в филиале:
1. Выработка четкого алгоритма процесса продвижения услуг;
2. Привлечения новых клиентов;
3. Уход от воздушных кабельных линий;
4. Внедрение новых технологий.
Для решения выявленных проблем и с целью обеспечения выполнения предложенных мероприятий предлагаю:
по п.п. 1 и 2 — повышение информированности существующих и потенциальных клиентов о предоставляемых услугах связи достигается размещением на местах:
— информационных табличек на досках объявлений (в сегменте жилой недвижимости «новое жилье») о том, что дом телефонизирован ОАО «Ростелеком»;
— рекламных объявлений на досках объявлений о предоставляемых услугах связи с указанием контактных данных активного продавца — менеджера по продажам услуг;
— информационных писем об услугах и тарифах в почтовых ящиках;
— информационных объявлений о проведении выездной продажи;
— брендированной продукции в подъездах и во дворах домов (стенды, урны, скамейки — при их наличии и по необходимости);
по п. 3 — замена воздушных кабельных линий на оптовлокно, что позволит сократить расходы на природоохранные мероприятия, а так же расходы на обслуживание ЛКСС, что может привести к снижению себестоимости оказываемых услуг связи и соответственно к снижению, или хотя бы сдерживанию тарифов на услуги связи как для физических, так и для юридических лиц.
по п. 4 — ОАО «Ростелеком» наиболее выгодно продолжать заниматься подключением домашнего телефона, интернета, сотовой связи, так как именно эти работы приносят наибольшую прибыль.
Чтобы предприятие приносило еще больше прибыли необходимо предлагать новые услуги, такие как: вызов инсталлятора (мастера по настройке оборудования) на дом, переход со старой технологии (медь) на новую (оптоволокно GPON, Fttx).
Наиболее рентабельными будут новые услуги, такие оптоволокно GPON и Fttx. Представленный вид услуг позволит увеличить объем работ ОАО «Ростелеком», так как качество намного лучше, чем у конкурентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ внешней среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.
Все факторы внешней среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как они изменения скажутся на других факторах.
Также степень воздействия отдельных факторов на различные организации различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации и отраслей принадлежности. Кроме этого, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными посетителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.
Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние факторов, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими — то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов.
Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывёт в окружении, как лодка, не имеющая руля, вёсел и паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.
Методы исследования внешней среды позволяют определять изменения и новые тенденции во внешней среде на самой первой стадии их проявления, наблюдать и выявлять значимость уже происходящих перемен и актуальных тенденций развития во внешней среде, разрабатывать проекты, направленные на достижение определенных результатов, опирающихся на перемены и тенденции, выявленные в ходе мониторинга, а также устанавливать временные рамки и определять важность для стратегии организации и ее менеджмента изменений и тенденции во внешней среде.
Выводы:
1. Анализ внешней среды представляет процесс, посредством которого оценивается и контролируются влияние по отношению к организации факторов, чтобы определить тенденции ее развития, возможности и угрозы в ее деятельности.
2. При исследовании внешней среды необходимо проводить анализ следующих групп факторов: демографических, политических, экономических, экологических, техногенных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Айчук, В. А. Интенсификация: принятие решений [Текст] / В. А. Айчук. — СПб.: Питер, 1997. — 110 с.
Акимова, Т. А. Теория организации: учебное пособие для вузов [Текст] / Т. А. Акимова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 367 с.
Базаров, Т. Ю. Управление персоналом [Текст] / Т. Ю. Базаров. — М.: Мастерство, 2002. — 128 с.
Бачурин, А. Повышение роли экономических методов управления [Текст] / А. Бачурин // Экономист. — 2002. — № 4. — 28 — 31 с.
Виханский, О. С. Стратегическое управление [Текст] / О. С. Виханский. — М.: Гардарика, 1999. — 292 с.
Десслер, Г. Управление персоналом [Текст] / Г. Десслер; Пер. с англ. — М.: Бином, 1997. — 241 с.
Егоршин, А. П. Управление персоналом [Текст] / А. П. Егоршин. — Н. Новгород: НИМБ, 1997. — 478 с.
Кнорринг, В. И. Теория, практика управления и искусство управления [Текст] / В. И. Кнорринг. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. — 229 — 231 с.
Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия [Текст] / Е. В. Маслов; Под ред. П. В. Шеметова. — М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. — 210 с.
Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник [Текст] / Б. З. Мильнер. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 647 с.
Михайлов, Ф. Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы [Текст] / Ф. Б. Михайлов. — Казань: Инпресс, 2002. — 350 с.
Немчук, А. Проблемы глобального управления [Текст] / А. Немчук // Государственная служба. — 2004. — № 3. — 99−104 с.
Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2003. — 453 с.
Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2003. — 359 с.
Яровлева, Э., Мизла, М. Управленческие системы // Проблемы теории и практики управления. — 1996. — № 2. — 114−120 с.