Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль международных организаций и стран содружества в укреплении мира в Таджикистане: из опыта Таджикистана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Действительно, можно удивляться тому, что народ, обладающий вековыми этическими традициями, этикой ненасилия, толерантности, словно &bdquo-взорвал" их в гражданском противоборстве. В августе 1991 г. Таджикистан, как и остальные советские республики, объявил о своей независимости. Страна сразу же оказалось охваченной гражданской войной. В результате, из 5,5 миллионного населения страны погибло… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. стр
  • Раздел I.
  • Роль и участие стран СНГ и вклад Российской Федерации в установлении и укреплении мира и национального согласия в Республике Таджикистан. стр
  • Раздел II.
  • Роль ООН и Евросоюза в установлении и укреплении мира в Республике Таджикистан. стр
  • Раздел Ш
  • Роль ОБСЕ и неправительственных международных организаций на пути к стабилизации обстановки в регионах Республики Таджикистан. стр

Роль международных организаций и стран содружества в укреплении мира в Таджикистане: из опыта Таджикистана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сфера политики, которая характеризуется неравномерностью распределения властных ресурсов между социальными группами, политическими партиями и т. д., по природе своей всегда, так или иначе, сопряжена с возникновением конфликтных ситуаций1. Институционализированные политические конфликты, как составная часть социальной жизни в правовом демократическом обществе, обычно при условии генерирования свода законов и норм для их разрешения воспринимаются как нормальное общественное явление.

Произошедшие в Таджикистане в конце XX века трагические события невозможно объяснить какой-либо одной единственной причиной, действием какого-то одного общественного класса или социальной группы, как это почти всегда делала традиционная советская наука. Думается, что объяснение одной единственной причиной возникновение и динамики развития крупных исторических событий — это односторонний и ограниченный подход, существенно ослабляющий анализ сложной действительности. К гражданской войне в Таджикистане привела целая совокупность причин и факторов.2 События 1992;1997 гг. в Таджикистане нельзя рассматривать как сугубо внутритаджикский конфликт. Его возникновение связано с непосредственным воздействием двух основных факторов — внешнего и внутреннего. Кроме того, эта проблема связана с географическим расположением, природными ресурсами, национальными традициями таджиков, а также политическим и экономическим положением Таджикистана и государств, граничащих с ним. В то же время природа социальных взрывов в пределах обитания таджиков имеет глубокие исторические корни с появления учения Зорастра по настоящее время, связанные с национальными традициями народа3.

Путь к миру в Таджикистане был сложным и противоречивым.

См. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996, с. 311.

2 См. Белов Е. В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993;1997 гг). — Душанбе, 1999, с. 80.

3 См. Рахмонов Э. Ш. Арийские ценности в мировой цивилизации. «Народная газета», № 36.

1938), 06.09.2006.

Вооруженный конфликт 1992;1993 годов, квалифицируемый в некоторых источниках как «гражданская война» привел к сохранению в основном вооруженных формирований ОТО, которая продолжала делать ставку на разрешение противоречий средствами вооруженного насилия. Продолжение войны было чревато катастрофическими последствиями для страны. В сложившихся условиях был начат поиск политических путей урегулирования конфликта1.

Инициатор мирных переговоров с оппозицией, глава таджикского государства Эмомали Рахмон 2 марта 1993 года в одном из своих выступлений говорил: &bdquo-Мы готовы к диалогу со всеми силами, заинтересованными в выводе страны из политического и экономического кризиса, к диалогу ради созидания, а не разрушения" 2.

Цель, которую преследовал при этом глава государства, совпадала с чаяниями всего нашего народа, всех соотечественников. Он знал и неоднократно подчеркивал, что «.до тех пор, пока мы не восстановим мир и спокойствие в своем доме, пока не сложим оружие и не перейдем к созидательному труду, никакая помощь соседей не улучшит наше положение». &bdquo-.Давайте оставим в сторону взаимные обвинения и обиды, забудем прошлое, сложим оружие, возьмемся по-братски за руки и займемся мирным созидательным трудом. Только объединившись, мы сможем вывести родной Таджикистан из-под угрозы гибели и распада и превратить его в развитое, богатое, независимое государство" 3. Именно на претворение этой цели и была направлена работа делегаций на переговорах. В течении трехлетнего периода (1994;1997 гг.) межтаджикские переговоры и встречи состоялись четыре раза в Москве, шесть раз в Иране, три раза в Туркменистане, два раза в Афганистане и по одному разу в Пакистане и Казахстане4.

Нам представляется, что вне анализа генезиса и развития таджикской.

1 Ср. Фаттоев С. С., Расулов К. Р., Гулахмедов М. Г. Конфликтология (на тадж. языке). -Душанбе, «Шарки озод», 2004.

2 См. Рахмонов Э. Ш. Долгий путь к миру. Душанбе, 1998, с. 82.

3 См. Документы о мире (Документы межтаджикских переговоров). Душанбе, 1997, с. 39.

4 См. Усмонов И. Моменты из созидательного мира. — Душанбе, «Ирфон», 1999. нации, невозможно глубокое, объективно-научное изучение условий, причин и последствий гражданской войны в Таджикистане. В связи с этим, необходимо хотя бы вкратце рассмотреть вопросы возникновения, формирования и развития таджикского народа. Известно, что формирование таджикской нации относится ко временам Государства Саманидов (1Х-Х в. н.э.)1. Дальнейшая политическая история таджиков была историей становления их как самостоятельного народа. Таджикский народ на тысячелетия практически был лишен своей национальной государственности, но на протяжении этого времени многие крупнейшие империи и государства Центральной Азии избрали своим государственным языком таджикский-фарси. Культурная и политическая история таджиков оказалось такой, что они не создали себе общенационального врага: древнейшая этика ненасилия стала их национальной чертой. Мы никогда не забудем яростного сопротивления своих великих предков, против нашествия Александра Македонского, арабов, монгольских завоевателей и мангитских ханов. Однако прошли века, и имена таких национальных героев как Спитамен, Муканны, Темурмалик, Восе вошли золотой легендой в литературную память таджикского народа. Значительно позже были арабские завоевания, но так уж повернулась история, что многие таджики с течением времени с гордостью возносили свои родословные к известным арабским именам.2 Тюркские войны не превратили тюрков во врагов. У таджиков особенно с узбеками, киргизами, казахами, туркменами и другими народами сложились кровнородственные отношения, а обычаи и традиции максимально сблизились. Создание сегодня у каждого из них образа врага в лице друг у друга было бы преступлением, которое не простят наши потомки. Говоря об истории таджиков последнего столетия, надо выделить такую ее особенность, с которой мы не вправе не считаться.

Начало активности XX столетия — это самая насыщенная событиями и.

См. Гафуров Б. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. ч.1. Душанбе, Ирфон, 1998, с. 201.

2 Ср. Гафуров Б. Таджики, часть 1, с. 200−205.

3 Ср. Махмадов А., Хидирова М. Межгаджикский конфликт и его особенности. Куляб. Фарханг, 1997. новациями эпоха в жизни человечества, самый плотный отрезок политической истории. Так уж случилось, что громадные сдвиги в нашей собственной жизни произошли в период, когда мы были объединены единым государством. Это кардинально сблизило народы, их политику, экономику, склад мышления, научную жизнь, медицину, образование и культуру. Произошло формирование общих моментов развития, связавших политические интересы Таджикистана, России, стран Центральной Азии и других участников СНГ1.

К концу XX века мир изменился. Значительные изменения произошли и в Таджикистане, но они сопровождались гражданской войной. Сегодня иногда упрекают таджиков в чрезмерном увлечении высокими именами, древними этическими традициями, тогда как отсутствие политической культуры привело к трагедии. Что же это? Парадокс истории и культуры? .

Действительно, можно удивляться тому, что народ, обладающий вековыми этическими традициями, этикой ненасилия, толерантности, словно &bdquo-взорвал" их в гражданском противоборстве. В августе 1991 г. Таджикистан, как и остальные советские республики, объявил о своей независимости. Страна сразу же оказалось охваченной гражданской войной. В результате, из 5,5 миллионного населения страны погибло, по разным оценкам, от 25 до 200 тыс. человек, приблизительно одна седьмая часть ее жителей вынуждена была покинуть свои дома и бежать в соседние государства Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Россию и другие страны Содружества Независимых Государств (СНГ)3. Когда во время проведения первого заседания Межтаджикского Диалога его ведущий спросил собравшихся о причинах конфликта, то последние согласились, что, во-первых, Таджикистан как экономически, так и политически оказался не готовым к полученной.

1 См. Олимов М. Проблемы методологии анализа и прогноза в изучении межтаджикского конфликта // Центральная Азия, 1997, № 5.

2 Э. Ш. Рахмонов. Таджикистан на пороге будущего. (Сборник выступлений Президента РТ Эмомали Рахмонова в СМИ России). М., 1997, с. 26.

3 См. Зоиров С. О процессе репатриации таджикских беженцев и вынужденных переселенцев из ИГА И СНГ // Материалы V Междунар. научн. практичн. конф. «Миротворческий процесс в Таджикистане: консолидация и гарантирование миротворческого процесса», — Душанбе, 1999, с. 78−81. независимости. Во-вторых, участники диалога согласились, что, несмотря на сильную привязанность таджиков к родной культуре, имеющей тысячелетние корни в иранском наследии, идея таджикской государственности еще слабо распространена среди граждан нового государства. Таджикский народ в течение долгого периода связывал свою государственную принадлежность в целом со всем среднеазиатским регионом1.

Безусловно, установление и укрепление мира у нас является великим и беспрецедентным достижением в новейшей истории таджикской государственности. Поэтому, каждый гражданин, считающий себя патриотом, для которого дорог престиж его страны, должен преклоняться перед этим достижением, своей гражданской миссией считать укрепление и сбережение национального единства2.

Национальное единство, это не только основа спокойствия и стабильности общества, но и гарантия развития государства и благоденствия народа. С принятием Общего соглашения об установлении мира и общественного согласия в Таджикистане, в начале 90-х годов, охваченном огнём гражданской войны, повсеместно наступил долгожданный мир, и это великое событие положило начало периоду созидания и творчества на земле 5 наших предков. «Особенно хочу подчеркнуть, — сказано Президентом РТ, Эмомали Рахмоном, — мир и стабильность, общественное согласие и единство нации — это поистине великая историческая заслуга таджикского народа"4.

Вместе с тем, актуальность данного диссертационного исследования определяется ещё и тем, что эта тема ещё не достаточно исследована в таджикской науке и всё больше в последнее время привлекает внимание общественности мира. Поэтому в пропаганде и издании её для разрешения многих конфликтующих стран и регионов современного мира она имеет большое теоретическое и практическое значение.

1 См. Гафуров Б. Таджики, часть 1, с. 201−204.

2 Ср. Давлатов С., Набиев В. — Движение национального единства и возрождения Таджикистана. Душанбе, 1997, — с. 58.

3 Речь Эмомали Рахмонова на праздновании Дня Национального Единства. — «Народная газета», № 27 (19 529), 5 июля 2006 г.

4 Там же.

Таким образом, поиску основных детерминант для установления и укрепления мира в современной политологии отводится видное место, ибо способность системы к их обнаружению дает ей шанс, исходя из контекста, выработать свои временные механизмы регулирования и разрешения.

Степень научной разработанности. В рамках социально-политических наук XX века уже сложилась солидная общетеоретическая база анализа конфликтных ситуаций, в том числе политических. Установившиеся конфликтологические школы можно разделить на две группы: функциональные и дисфункциональные1. Если первая школа рассматривает конфликт как необходимый компонент развития общества, то вторая, наоборот, в конфликте видит симптом напряженности, влекущей за собой дезинтеграцию, дестабилизацию социальной системы. В определении причин л конфликтов обнаруживается многообразие мнений и концепций. С приобретением суверенитета и независимости ученые и специалисты начали изучать проблематику социально политических конфликтов в Таджикистане, что было запретной темой до распада СССР. Именно в связи с этим, отсутствовали фундаментальные исследования по данной теме. Отрадно, что после приобретения суверенитета изучение проблемы основных детерминантов политических конфликтов на постсоветском пространстве все более привлекает внимание исследователей. Следует отметить факт, что Таджикистан превратился в последнее время в центр по изучению и внедрению политики мира и согласия не только между народами мира, но и среди отдельного народа, состоящего из разных этнических групп.

Известные ученные: A.A. Безгулов, О. Н. Быков, Д. И. Давыдов, Н. И. Доропенин, В. Н. Дохин, А. Г. Здравомыслов, J1.P. Полянская и др. рассматривают философские, правовые, исторические, политические аспекты данной проблемы. Они не просто раскрыли, но и научно обосновали.

1 Ср. Имомов А. — Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы // Центральная Азия и Кавказ. — № 2, Швеция, 1998, с. 45−50.

2 Ср. Фаттоев С. С., Расулов K.P., Гулахмедов М. Г. Конфликтология (на тадж. языке). -Душанбе, «Шарки озод», 2004.

3Ср. Karste-Polke-Majewski. Volkerverstandigung und Sicherheit fur Zentralasien. -Oxus, N 3, 1999. закономерности мирного процесса1.

Определенный вклад внесли и знаменитые ученые Б. Г. Гафуров, С. Ю. Данилов, М. И. Одинцов, А. К. Пономарев, И. К. Галько, А. В. Годунов, B.C. Камаровский. В их работах на основе исторического опыта прослеживаются и глубоко анализируются основные факторы и историческая необходимость приобретения национальной независимости и особенно концепции национального примирения.

Не остались в стороне и ученые Таджикистана. К ним можно отнести, в первую очередь, труды Президента Таджикистана Эмомали Рахмона3. Именно он с первых дней был заинтересованным в том, чтобы Таджикистан стал в один ряд с развитыми странами мира, а народ жил в мире и безопасности. Еще во время предвыборной программы он сказал, что «давать пустые обещания не в моих правилах». «Я остаюсь верен своему политическому кредо. Это мир, единство, демократия общества."4. Уделяла этому внимание и другая группа ученых — историков, политологов. Исследуя процессы общественно-политического развития, они дали ценные данные и обобщили аспекты исследованной темы: А. Махмадов, А. Мамадазимов, М. Олимов, И. Д. Звягельская, Т. Н. Назаров, И. Усмонов, С. Фаттоев,.

См. Безгулов A.A. Суверинитет советского народа. — М: Юридическая литература, 1975; Быков М. Ю. Пути становления национальной безопасности Росии (геополитические аспекты) — М., 1997; Давьщов Д. И. О правовом обеспечении противодействия преступности на територии государств СНГ. В кн: Вестник международных Ассамблей, № 2. — Санкт-Петербург, 1999; Доропенин Н. И. Международный конфликт. — М., 1981; Дохин В. Н. Личность, общество, государство: Проблемы развитие гражданского общества, — М., 1992: Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. — М., 1996.

2 См. Гафуров Б. Г. Таджики: древнейшая, древняя, средневековая история. — Душанбе, 1998; Данилов С. Ю. Правовое демократическое государство: Очерки истории. — М., 1997; Одинцов М. И. Россия строит советское государство (1985;1997) // Государство, религия, церковь в России и зарубежом. — М., 1997; Пономорев А. К. Вопросы о конституционной модели государственного суверенитета. Право и жизнь. — М., 1998; Годунов A.B. Эволюция политической культуры как фактор модернизации современной российской государственности. — М., 1997; Камаровский B.C. Выборные кампании в системе институтов демократии современного российского общества // Политология: взгляд на современность. — М., 1995, № 5 и др.

3 Рахмонов Э. Ш. Долгий путь к миру. Душанбе, 1998; Рахмонов Э. Ш. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. В 4-х томах. Душанбе, 2001.

4 Основные направления предвыборной программы кандидата в Президенты РТ Эмомали Рахмонова. -Душанбе, 1999.

H. Салимов и др.1.

В исследованиях Е. В. Белова и C.B.Мохонина2 основное внимание уделено опыту переговорного процесса в Таджикистане и военно-политическому союзу Республики Таджикистан и Российской Федерации.

Тема данного исследования была отражена также в материалах межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, Ахбори Маджлиси Оли, МИД Республики Таджикистан, Информационных листах Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане и др.3.

Данной проблемой, прямо или косвенно, при оценки ситуации в Центральной Азии, занимались и зарубежные ученые: Лудгер Кюнхарт, Ганс-Герт Путеринг, Карстен-Полке-Майевский, Бренд-Михаел Круз, Манфред Далхаймер, Калид Дуран, Клаудио Ваннер, Петер Шол-Латур и другие. Указанные западноевропейские исследователи в своих статьях и произведениях, с критической точки зрения просматривая процесс демократизации, создание правового и гражданского общества в Республике Таджикистан, все же не могли не освещать вклад международных.

См. Махмадов А. Социология конфликта. — Куляб, 1995; Махмадов А. Таджикистан: Урегулирование «нетрадиционного» конфликта традиционным методом // Сб. Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. Вашингтон — Москва, 1997; Махмадов А., Хидирова М. Межтаджикский конфликт и его особенности. Куляб, Фарханг, 1997; Мамадазимов А. Политическая история Таджикского народа, — Душанбе, 2000; Олимов М. Проблемы методологии анализа и прогноза в изучении межтаджикского конфликта // Центральная Азия, 1997, № 5- Звягельская И. Д. Состоится ли таджикское урегулирование // Центральная Азия, 1997, № 4- Назаров Т. Н. Таджикистан: Горизонты настоящего и будущего. — Нью-Йорк, 1999; Усмонов И. «Сулхнома» (Вести о мире). Душанбе, «Матбуот», 2001; Фатгоев С. Дорога к миру необратима. — Душанбе, Шарки Озод, 1998; Салимов Н. С. Философия национального единства. — Душанбе, 2000.

2 Белов Е. В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993;1997 гг.). — Душанбе, 1999. — 434 сМохонина C.B. -Военно-патриотическое сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерации в 1993;1999 гг.: исторический опыт и уроки. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени кандидата исторических наук. — Душанбе, 2001.

Информационный бюллетень СНГ, № 23. — Санкт-Петербург, 2000; Вестник межпарламентской Ассамблеи, № 2. — Санкт-Петербург, 1999; Там же, № 11. — Санкт-Петербург, 2000; там же, № 3- Ахбори Маджлиси Олии РТ, № № 6,7,9,10,11. — Душанбе, 2000; Сборник международных актов по правам человека. — Душанбе, 2000; Новые Законы РТ (сборник), часть 1. -Душанбе, 1991. организаций1 и НПО в установлении и укреплении мира в нашей стране2. В частности, западногерманский эксперт по Центральной Азии Уве Хальбах отмечает, что гражданская война в Таджикистане была завершена подписанием мирного Соглашения, в соответствии с которым в политическую и военную власти страны были интегрированы также представители оппозиции. В связи с этим, Таджикистан является сегодня единственной страной в регионе с политической системой плюрализма, в которой бывшие противники поделили власть с законным правительством3.

Проведенный анализ степени изученности проблемы в упомянутых работах показал, что в них недостаточно исследованы вышеуказанные аспекты, особенно в контексте политической жизни, установления и укрепления мира отдельно взятого государства. Это и побудило диссертанта сделать попытку восполнить имеющийся пробел.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является определение роли международных организаций и стран содружества в укреплении мира в Таджикистане. Большое место отведено в работе переговорному процессу, осуществлению курса национального примирения, роли и месту Международного сообщества и стран Содружества, особенно постоянной помощи и вниманию со стороны стран-гарантов, ООН, ОБСЕ, Евросоюза и различных международных организаций и учреждений, способствующих в короткое время обеспечить установление и укрепление мира в Республике Таджикистан.

В диссертации показано, что осуществление Концепции национального примирения и укрепления мира составляют основной феномен дальнейшей.

1 Ср. Ludger Kuhnhardt, Hans-Gert PotteringKontinent Europa. Kern, Ubergange, Grenzen.-Zurich, 1998; Karste-PolkeMajewski. Volkerverstandigung und Sicherheit fur Zentralasien. -Oxus, N 3,1999; Bernd-Michael-Kruse, Manfred Dalheimer. Die Entwicklung der Goldproduktion in den Zentralasiatischen Landern von 1992 bis 1998, — Oxus, N 3,1999; Khalid Duran. Politische Minenfelder oder Saat der Zusammenarbeit? Zentralasien ist reich an Konflikten und an Entwicklungsmoglichkeiten. — Oxus, N 1,1999; Claudia Wanner. Ein Verteufelt schwieriger Anfang. Stolpersteine liegen auf Zntralasiens Wegen zu Demokratie und Marktwirtschaft. — Oxus, N 1,1999; Peter Scholl-Latour. Ru? land im Zangengriff. Putins Imperium zwischen Nato, China und Islam. Propylaen Verlag, Berlin 2006.

2 См. разделы II и III диссертации.

Halbach, Uwe: Sicherheit in Zentralasien. Teil II: Kleinkriege im Ferganatal und das Problem der «neuen Sicherheitsrisiken», Koln 2000 (Berichte des BlOst Nr. 25/2000).

11 демократизации таджикского общества и приобретения государственного статуса демократического, независимого, правового, светского государства в нашей стране1.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании ставятся следующие задачи:

1) изучить, исследовать и оценить роль, место и позиции Международных организаций, стран Содружества и иностранных инвесторов в урегулировании межтаджикского конфликта, достижении и укреплении мира;

2) обобщить и показать в диссертации место, роль и позиции стран-гарантов, в частности, Российской Федерации, ОБСЕ, Евросоюза и ООН, его секции и руководителей в установлении и укреплении мира и дальнейшего его развития по пути демократизации всех процессов общественной жизни, укрепления мира, независимости и суверенитета Таджикского национального государства;

3) по результатам исследования обобщить положительный опыт, достигнутый в ходе мирного процесса в Республике Таджикистан, для его использования международным сообществом и в других сопредельных странах и регионах мира по рекомендации ООН как &bdquo-уникальный пример в истории миротворчества" ;

4) определить роль нормативных механизмов в установлении и укреплении мира, исходя из основных факторов, и в определении социальной реальности того или иного общества;

5) выявить международные и внутренние факторы появления идеи примирения и укрепления мира;

6) раскрыть особенности концепции национального примирения и укрепления мира в Таджикистане;

7) показать процесс реализации согласованных документов и межтаджикского диалога об установлении мира;

8) изучить роль общественных, международных организаций в формировании общественного сознания касающегося мирного процесса.

1 Рахмонов Э. Ш. Главное-верховенство закона. — Душанбе, Ирфон, 1999, с. 66.

Научная новизна исследования. Диссертационное исследование является специальной работой по политологии, посвященной разработке, достижению и укреплению мира и положительного опыта в реализации за кратчайший срок Концепции народного согласия, национального примирения и установления мира в Республике Таджикистан.

— доказано, что установление и укрепление мира — это историческое достижение таджикского народа;

— проведен научный анализ процесса национального примирения и укрепления мира в РТ и показаны его особенности;

— дана характеристика места и роли международных организаций в укреплении мира и согласия;

— даётся комплексный анализ социально-политических факторов, обусловивших дальнейшее укрепление программы национального примирения и укрепления мира в Таджикистане по пути развития независимого, демократического, правового общества светского характера;

— предпринята попытка дать оценку текущей внутри и геополитической ситуации в РТ и перспективы ее мирного развития.

В работе впервые исследуется этика нравственности в достижении и укреплении мира в Таджикистане, не исследованная и выпавшая из поля зрения некоторых предыдущих исследователей подобных проблем и вопросов в политическом плане:

— специально выделяется и показывается диапазон переговорных процессов для установления и укрепления мира в РТ;

— обращается специальное внимание на роль, место и позиции таких международных организаций как ООН, ОБСЕ, Евросоюз и стран Содружества, сыгравших большое значение в осуществлении программы национального примирения и укрепления мира в Таджикистане, опыт которого теперь на основе научного анализа, имеющихся документов и материалов, признан всемирным сообществом1;

— сделана попытка определить, конкретизировать и дать научно.

1 См. Ахмедов Б. Прочность мира в Таджикистане — историческая необходимость // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане. — Душанбе, 2001, с. 164−165.

13 философское объяснение таким понятиям, как: &bdquo-внутритаджикский конфликт", &bdquo-национальное примирение", «национальное согласие», &bdquo-договорный процесс", &bdquo-концепция национального примирения и народного согласия", «укрепление мира» и т. д., что не было сделано в предыдущих исследовательских работах;

— сделаны прогностические обобщения, выводы и конкретные предложения по дальнейшей демократизации всех сфер общественного развития в республике, непременно приводящих общество от переходного периода к зарождающемуся гражданскому обществу в Таджикистане, о котором справедливо говорил Президент страны Эмомали Рахмон в своём докладе к 15-летию Независимости республики1;

— на основании тщательного изучения существующих источников освещается широкий круг проблем и вопросов, касающихся Концепции укрепления мира, её места и роли во всех сферах жизни таджикского общества. Кроме того, выработанная концепция национального согласия и укрепления мира в Таджикистане, как уже выше сказано, стала уникальным опытом для изучения многими международными организациями, плоды которой могут, бесспорно, быть переняты во многих конфликтогенных регионах мира2.

Методологическая основа исследования. Методологической основой диссертации являются принципы историзма, их основополагающие законы диалектической жизни Таджикистана, в частности. В качестве методологической основы использован логический, системный, социологический, структурно-функциональный анализ, исторический и диалектический подход, а также методы сравнительного анализа различных сфер и отраслей общественной и политической жизни, дающих простор для.

1 Рахмонов Э. Ш. Арийские ценности в мировой цивилизации. «Народная газета», 6 сентября 2006 г.

2 Ср. Ахмедов Б. Прочность мира в Таджикистане.- Рахмонов Э. Таджикистан на пороге будущего. — Душанбе, 1997; Henrik Bischot. Der Krieg in Tadschikistan. Zusammenprall der Zivilasitionen. -Bonn, 1996; Karsten Polke-Mejewski. Ein zivieler Friedensdienst soll deutsche Entwicklungspolitik erganzen. Interview mit der Bundesministerin fur wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung, Heidemarie Wiecyorek-Zeul. — Oxus, N 3, 1999; johnny, 28.07.2004. Worum geht es in Zentralasien? Globalisierung. Militarismus. Weltweit. http://de.indvmedia.org/antimil/index.shtml: научного исследования. В работе автор в основном опирался на труды ведущих таджикских, российских и некоторых зарубежных учёных, исследующих данную проблему и концепцию.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней впервые анализируются качественные и количественные сдвиги, произошедшие в Таджикистане за 15 лет независимости и суверенитета. Значимость исследования также заключается в том, что в нем теоретически и практически раскрываются основные направления идейно-политических, социально-экономических, этико-нравственных компонентов Программы национального примирения и укрепления мира, от успешной реализации и осуществления которых зависел и ныне зависит дальнейшая внешняя и внутренняя политика Республики Таджикистан, не только на региональном уровне, но и в международном масштабе.

Отсюда основные положения, выводы и рекомендации, освещенные в диссертации, могут быть использованы внутренними и внешними международными заинтересованными организациями, специалистами и исследователями, а также его конкретные предложения могут быть применены в работе органов общественной и государственной власти при разработке и реализации национальной и социальной политики, дальнейшего совершенствования и укрепления независимости, согласия и мира, прогресса демократического, правового, светского государства в Таджикистане.

Все положения, обобщения и выводы диссертационной работы могут быть использованы при комплексном изучении и анализе сегодняшнего периода зарождающегося гражданского общества в Таджикистане1.

Выводы и рекомендации могут найти применение при разработке и написании учебных программ и курсов, написании учебников и учебных пособий по политологии, истории, конфликтологии, при составлении методических пособий и рекомендаций для студентов и учащихся, изучающих эти предметы. Рекомендации и предложения, сделанные в диссертации, могут быть использованы также в научной педагогической и.

1 Ср. Махмадов А. — Таджикистан: Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. — Вашингтон — М., 1997., с. 53−57.

15 пропагандистской работе среди молодёжи и населения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Роль главы государства Эмомали Рахмона как инициатора мирных переговоров с оппозицией, интерес которого совпадал с чаяниями всего народа Таджикистана.

2. Роль Международного сообщества и стран Содружества, особенно стран-гарантов, ООН, ОБСЕ, Евросоюза и других международных организаций, способствующих в короткое время обеспечить установление и укрепление мира в Таджикистане.

3. Вклад РФ в деле прекращения внутреннего противоборства и проведения переговоров с целью политического урегулирования конфликта.

4. Сущность таджикского переговорного процесса и опыта осуществления концепции и политики национального примирения и укрепления мира в РТ, мирных средств достижения компромисса и народного согласия, основанных на принципах гуманизма и человеколюбия.

5. Показать Концепцию народного согласия, национального примирения и укрепления мира как основной феномен дальнейшей демократизации таджикского общества и приобретения государственного статуса демократического, независимого, правового и светского государства в Республике Таджикистан.

6. Показать аспекты и факторы нравственно-этических принципов, которые в результате осуществления Концепции национального примирения привели к согласию и миру в Республике Таджикистан.

7. Показать уроки Национального примирения и укрепления мира в РТ как «бесценный опыт» для мировой практики и как «уникальный пример» в истории миротворчества.

Апробация работы. Тема исследования &bdquo-Роль Международных организаций и стран Содружества в укреплении мира в Таджикистане (из опыта Таджикистана)" обсуждена на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева. Полученные в диссертации выводы нашли практическое применение в учебном процессе, на лекциях и практических занятиях по философии, политологии, конфликтологии, права в Таджикском Государственном Педагогическом Университете имени К.Джураева. Основные результаты диссертации докладывались на Республиканской конференции «Роль Педагогического университета в обучении и воспитании молодежи» (Душанбе — 2002), а также на ежегодных научных конференциях ТГПУ имени К. Джураева (2002;2007 гг.), Таджикского института транспорта (2006;2007 гг.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех разделов, рекомендации и предложения, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Происходившие в Республике Таджикистан изменения — пример нового подхода к решению проблем, являющихся острыми и для ряда других стран и народов. Для многих стран, получивших такой удар, примирение, установление и укрепление мира являются единственным выходом, для стабилизации обстановки (Лаос, Камбодже, Никарагуа, Сомали и др.). Опыт нашей республики может и должен стать положительным примером, ведущим к получению положительных результатов. За прошедшие 15 лет Республика Таджикистан стала равноправным членом ООН, ощущая постоянную бескорыстную помощь от всех государств мирового сообщества и от всех департаментов ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Эта помощь осуществлялась в экономическом, политическом и социально-культурном отношениях, в оказании гуманитарной помощи, сотрудничестве во всех сферах общественной жизни Таджикистана.

Анализ практического опыта показал, что противостояние клановых элит, отсутствие чёткой государственной границы между государствами Центральной Азии, дух соперничества между странами региона, массовое обнищание и маргинализация значительной части населения и другие факторы, были из числа тех особенностей, которые ощущали в эти дни страны региона, в том числе Таджикистан1.

Как известно, во многих горячих точках планеты десятилетиями продолжаются братоубийственная, гражданская и прочие войны: Чечня, Абхазия, Нагорный Карабах, Косово, Македония, Албания, Афганистан, Израиль, Палестина и др. Каждый из этих конфликтов имеет свои корни, и решаются они с учётом своих особенностей и условий. Диктовка внешнего мира и навязывание сил во многом будут усложнять внутриполитические процессы конфликтов и их разрешений.

Нами была рассмотрена чрезвычайно сложная и в то же время наиболее актуальная для современных условий проблема национального согласия и.

Ср. Мировое политическое развитие, век ХХ-й. Под ред. Загладина Н. В, Дахина В. Н и др. — М&bdquo- 1994. укрепления мира в Республике Таджикистан1.

Изучение и анализ данной проблемы, дали нам возможность сделать вывод о том, что происходящие в мире за последние десятилетия конфликты имеют определенные фазы развития: побуждение, противостояние, враждебность, разъединения, конфликт, компромисс, согласие, урегулирование, разрешение и сотрудничество2. Они всегда происходят согласно диалектическому закону единства и борьбы противоположностей, когда в начальном периоде возникает в единичных явлениях противоположные стороны, их различия, а потом они превращаются в противоположные, противоречивые стороны, а позже составляют конфликт, который необходимо разрешить3.

Жизнь показывает пути и методы разрешения конфликтов, которые заключаются в отказе, откладывании переговоров, третейском разбирательстве и, в конечном счёте, согласии и примирении. Другого пути нет. В крайнем случае, невосприятие хотя бы одного из этих методов и правила диалектической концепции философского закона в итоге приводит к полному уничтожению нации4.

Успешно решая все свои конфликты, Республика Таджикистан, начиная с 1991 года, не только стала независимым и суверенным государством, но и была принята как полноправный член Мирового сообщества. Сразу после прекращения огня и установления мира Таджикистан стал членом крупных международных финансово-экономических организаций, установил дипломатические отношения с дальними и ближними странами.

За годы независимости Республика Таджикистан провела огромную работу по укреплению мира и правовому обеспечению рыночных отношений, повышению благосостояния граждан, принятию ряда законов и кодексов: гражданского, земельного, трудового, семейного, уголовного, таможенного и других, свидетельствующих о том, что страна вошла в.

1 Ср. Международные конфликты современности. Отв. ред. Гантман В. И. -М., 1983.

2 Ср. Громов О. Н. Конфликтология, -М., 1999.

3 См. Рахмонов Э. Ш. Долгий путь к миру. -Душанбе, 1997, с. 21.

4 Ср. Махмадов А. Н. Точикистон дар мадх, и истшуголият. — Душанбе, 2000, с. 13.

140 международно-правовое пространство1.

Теперь Республика Таджикистан является государством, которое уже широко признано на международном уровне. За сравнительно короткое время в Таджикистане установлены Мир и Национальное единство.

Подводя итог исследуемой проблемы можно сказать следующее:

1. Значение национального примирения и укрепления мира заключается в том, что оно впервые заработало и предоставило мировому сообществу новую модель разрешения конфликтов без насилия2.

2. Содействие политическому урегулированию конфликта стало важнейшим направлением Российской внешней политики в отношении Республики Таджикистан.

3. В ходе обсуждения вопросов конституционального устройства, национального примирения и установления мира, со стороны оппозиции был сделан очень важный шаг — согласие на сохранение поста президента, тем самым «путь к отступлению» был закрыт.

4. Важность подписания в Москве документов состояла в том, что впервые определились срок и содержание переходного периода, а также и механизм достижения национального согласия и укрепления мира.

5. Анализ переговорного процесса для достижения мира подтверждает существование определенной цели, заключающей в себе несколько особенностей, а именно: а) выявление сущности и базовых причин конфликта, установление движущих силб) в целях установления мира поиски путей разрешения конфликтав) информирование о сущности конфликта и привлечение мирового сообщества к мирному процессу.

6. Став заинтересованной стороной, Российская Федерация сыграла ключевую роль в урегулировании конфликта. Активная деятельность представителей России позволила успешно завершить процесс установления мира и согласия.

Ср. Ниязов Д. Из истории развития демократического движения в Таджикистане. Центральная Азия, 1997, № 4(10).

2Ср. Рахмонов Э. Ш. Наша цель — национальное единство. — Душанбе, Ирфон, 1997, с. 23.

7. Говоря о роли ООН в переговорном процессе, следует отметить многоплановость ее воздействия. Но основная положительная роль заключалась в непрерывном контролировании переговорного процесса в целях установления и укрепления мира.

8. Одно из основных направлений деятельности ООН и Евросоюзапоказать инвесторам и донорам новый имидж Республики Таджикистан.

9. Основная деятельность ООН и других международных организаций шла в направлении стабилизации обстановки, включении Таджикистана в широкие рамки международных экономических отношений, составной частью которых является движение инвестиционных капиталов, что помогло формированию гражданского общества.

10. В урегулировании конфликта в Республике Таджикистан ОБСЕ выступало, как активный участник в деле стабилизации обстановки.

11. Развертывание активной деятельности ОБСЕ и Неправительственных международных организаций продолжает оказывать помощь в укреплении мира и создании стабильного гражданского общества.

Кроме этого необходимо сказать и о других не менее важных результатах этого процесса, имеющих для Республики Таджикистан решающее значение на пути к стабилизации обстановки и укреплению мира:

— представители бывшей оппозиции были включены в состав правительственных органов и местных хукуматов, а традиционные исламские ценности, институты и праздники получили своё юридическое закрепление, способствующее установлению чёткой границы между политикой и религией, между духовной и светской жизнью, как необходимого условия для совмещения ислама и демократического развития страны;

— успешно осуществлён ряд демократических преобразований, основными элементами которых являются свободные выборы, предлагающие не только мирную конкуренцию интересов различных групп, но и борьбу за увеличение своего электората, требующую учёта интересов простых избирателей, что неизбежно привело к трансформации радикальных политических сил в умеренные, и позволило им заручиться поддержкой более 70% голосов избирателей на парламентских выборах1.

Таджикский опыт", назовем его так, сегодня нуждается в глубочайшем изучении. Он может вполне стать материалом многих глубочайших исследований в области достижения и укрепления мира. И это касается не только переговорного процесса2. Это бесценный материал для политиков, руководителей государств, дипломатов.

Опыт в организации и проведении межтаджикского переговорного процесса дает возможность участникам переговоров (и не только им) применить его в разрешении других конфликтов регионального и местного уровня, привить идеи переговоров в демократическую структуру формирующегося гражданского общества Таджикистана3.

В связи с этим, мы считаем необходимым, дать некоторые рекомендации, которые могут быть полезными для анализа и прогнозирования событий, возникающих в конфликтогенных регионах мирового сообщества4:

1. Метод осуществления Концепции национального примирения и укрепления мира, его уроки использовать в качестве образца разрешения конфликта не только в Центральной Азии, но и в других уголках планеты, которые находятся на грани противостояния непримиримых сторон.

2. Урегулирование конфликта должно решаться между его участниками без вмешательства извне и ненасильственными методами.

3. Для выхода из обстановки политической нестабильности, укрепления мира и построения правового и демократического государства важное значение имеет избранная политика президента, которая исходит из традиции и психологии народа.

4. Метод ведения принципиальных переговоров является важным для достижения и укрепления мира, так как он решает проблемы на основе их.

Ср. Конституция Республики Таджикистан. — Душанбе, 1999.

2 Ср. Здравомыслев А. Г. Социология конфликта. — М., 1996, с. 317.

3 См. Пандита К. Н. Таджикистан на перекрестке мировых цивилизаций. / Материалы 1-ой.

Международной научно-практической конференции. Таджикистан и мир: проблемы и перспективы. — Душанбе, 1995, с. 69.

4 Ср. Бушков В. И., Маскульский Д. В. Таджикская революция и гражданская война. — М., 1995. качественных свойств и требует жесткий подход к отношениям между участниками переговоров.

5. В переговорном процессе необходимо создать благоприятную атмосферу, чтобы переговаривающие стороны смогли легко принимать решение (последние переговоры в Тегеране и Москве).

6. Для достижения национального примирения и укрепления мира основное значение имеет этап практической реализации подписанных документов при контроле стран-гарантов и международных организаций.

7. Для укрепления мира и создания стабильного гражданского общества очень важна деятельность ООН, ОБСЕ и Неправительственных международных организаций.

8. Для укрепления мира, безопасности и дружбы также играет большую роль сотрудничество РТ со странами СНГ и дальнего зарубежья в экономической, политической и культурной областях.

В связи с этим, Концепция национального примирения и укрепления мира оставила будущим поколениям свои уроки. Об этом всегда говорили старейшины, выдающиеся политики и все те, кто активно и упорно участвуя в реализации её положений, создали условия для осуществления мирного процесса1.

С подписанием Общего соглашения РТ «вступает в новый этап национального примирения, не менее сложный и не менее ответственный». Второй этап национального примирения — этап реализации уже достигнутых с оппозицией соглашений, этап укрепления мира в стране. «Мы надеемся, что ООН, ОБСЕ, ОИК, РФ и другие страны-гаранты окажут всестороннее содействие таджикистанцам в продвижении по новому пути"2.

Таким образом, осуществление программы национального примирения, установление и укрепление мира в Республике Таджикистан составляют основной феномен дальнейшей демократизации Таджикского общества и приобретения государственного статуса демократического, независимого, правового, светского государства в нашей стране.

1 Ср. Ахмедов Б. Прочность мира в Таджикистане.

2 См. Один год Президента Рахмонова. По материалам Российского информационного агентства «Интерфакс» за 1997 год, — Душанбе: Шарки озод, 1998, с. 58−59.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С., Сайфуллоев А. Президент Эмомали Шарипович Рахмонов. Вчера, сегодня и праздник Таджикистана. Худжанд, 1997.- 273 с.
  2. . С. А. Президент Э. Ш. Рахмонов и независимость Таджикистана // Народная газета. -2001. -7 июня.
  3. Н.Т. Внешнеэкономическая безопасность Республики Таджикистан: критерии и оценки // Экономика Таджикистана. -2000, № 1.
  4. И. Таджикистан и попытка великого очищения. Центральная Азия. М., 1997, № 5 (П).
  5. И. К. Экспансия подобия, демократия и Таджикистан. Душанбе, «Шарки Озод», 2002, с. 128.
  6. И.К. Экспансия подобия (понятие, аспекты). — Душанбе, «Хумо», 2003, с. 68.
  7. Р. Факторы национального единения и возрождения Таджикистана (на тадж. яз). Душанбе, 1999, с. 31.
  8. Р. Дорогой мира и созидания (К десятилетию первого выступления Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмонова в Генеральной Ассамблеи ООН). «Народная газета», 8 Октября 2003 года.
  9. Р.Г. Ненасильственные движения их идеология и перспективы // Вопросы философии. 1992, № 8, с. 25−27.
  10. С. Исламский фундаментализм: теория и практика. Таджикистан. Душанбе, 1991, № 5.
  11. . Прочность мира в Таджикистане — историческая необходимость // Исторический опыт миротворчества в Таджикистане.- Душанбе, 2001, с. 164−165.
  12. М. История таджиков мира. Душанбе, Деваштич, 2004. -573 с.
  13. С.Э. Макомоти хифзи хукук дар чумхурии Точикистон. -Хучанд, 2001.-216 с.
  14. Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993−1997гг). Душанбе, 1999.-434 с.
  15. Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта (1993−1997): Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук.- Душанбе, 1999, с. 22.
  16. Бестужев Лада И. В. Человеческий фактор, его сущность и пути активизации // Научный коммунизм.- М., 1988, № 3−4, с. 42−50.
  17. . М. Ю. Пути становления национального единства // Азия плюс, 2001,17 августа.
  18. В. И. Население Северного Таджикистана. Формирование и расселение. М., 1995.
  19. В. И., Микульский Д. В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. -М., 1996, с. 165.
  20. К. Куда идут иностранные инвестиции // Азия плюс, 2001, 17 августа.
  21. А. И., Зорин В. Ю., Никонов А. В. Русский народ в национальной политике XX в. М., 1998, с. 448.
  22. А. И. Политическая глобалистика. — М., 2000, с. 360.
  23. В., Хасанов А. Гуманитарный офис Европейского Союза (ECHO) и его партнеры в Республике Таджикистан (перспективы сотрудничества на 1999- 2000 гг.). &bdquo-Бизнес и политика" № 47 (365), 3 декабря 1999.
  24. К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования //Вопросы философии. 1991. № 7, с. 1935.
  25. К. С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992, № 2, с.3−25.
  26. И. К., Космач Е. Н., Копелев О. Г. Демократизация и борьба идей. Минск, 1989.
  27. Гаральд Сандерс, Рандарс Слнм и др. Сб.: Урегулирование конфликта и построения гражданского общества. Вашингтон Москва, 1997, с. 21.
  28. М. К., Фомина В. А. Общественное сознание. Душанбе, 2001, с. 143.
  29. . Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. ч.1. Душанбе, Ирфон, 1998,704 с.
  30. К., Умаров X. Таджикистан в XX в. О роли личности в новейшей истории и коренные задачи государства. — Душанбе, 1999.
  31. А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992, № 3, с. 72−81.
  32. А. В. Эволюция политической культуры как фактор модернизации современной Российской государственности. М., 1997.
  33. М.Г., Муртазоев X. Тарбияи чавонон дар рухд худшиносии миллй. Вестник Педуниверситета, № 1. Душанбе, 2005.
  34. М. Место ООН в стабилизации положения в Таджикистане. В кн. «Место Таджикистана в новом международном порядке». — Душанбе, 1997, с. 215.
  35. А. А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992, № 3.
  36. С. О национальном примирении. Вестник педагогического университета. № 5, Душанбе, 1997, с. 42−46.
  37. С. Национальное примирение — основа развития страны. В сборнике материалов семинара «Местничество и его преодоление». -Душанбе, 1997, с. 55−59.
  38. С. Историческое значение XVI — Сессии Верховного Совета в восстоновлении мира в Таджикистане. Ж. «Шохрохи Вахдат», № 7−8, Душанбе, 2002, с. 5−10.
  39. С. Роль ООН в восстановлении мира в Таджикистане (в соавторстве). Ж. «Шохрохи Вахдат», Душанбе, октябрь-ноябрь 2004.
  40. С., Набиев В. Движение национального единства и возрождения Таджикистана. Душанбе, 1997, с. 58.
  41. Д. И. О правовом обеспечении противодействия преступности на территории государств СНГ. В кн.: «Вестник международной Ассамблеи», № 2, Санкт-Петербург, 1999.
  42. Р. О демократии. — М., 2000, с. 232.
  43. Г. Путь к ненасильственному миру. // Вопросы философии. № 8,1992, с. 18−20.
  44. A.B. Конфликт на российском распутьеЛСОЦИС, № 9,1993.
  45. Зайферт. О пользе укрепления доверия между исламистами и секуляристами. -Сб.: Построение доверия между исламистами и секуляристами таджикский эксперимент. — Душанбе, 2004, с. 12−40.
  46. И.Д. Таджикистан. Вызовы пост конфликтного периода. Центральная Азия. 1997 3 (9).
  47. И.Д. Состоится ли таджикское урегулирование // Центральная Азия, 1997, № 4.
  48. Д. М. Неотложные меры стран СНГ по борьбе с преступностью и незаконным оборотом наркотиков // Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. № 2, 1996, с. 85.
  49. Т. Мечта о мире : 50 лет Организации Объединенных Наций //Германия. Политика, культура, экономика и наука. № 3, 1995, с. IIIS.
  50. А. Конституционно — правовые проблемы развития Республики Таджикистан (1992- 1998). — Душанбе, 1998.
  51. А. Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы // Центральная Азия и Кавказ. — № 2, Швеция, 1998, с. 45−50.
  52. Ш. М. Танзими хукукии фаъолияти сохибкори дар чумхурии Точикистон. -Душанбе, Деваштич, 2007. -250 с.
  53. В.М. Особенности реинтеграции вооруженных сил ОТО в силовые структуры РТ // Материалы V Междунар. науч. практ. конф. «Миротворческий процесс в Таджикистане: консолидация и гарантирование миротворческого процесса». — Душанбе, 1999, с. 50−54.
  54. .Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976.
  55. А. Насилие, война и законность в международном сообществе // Современная политическая теория. — М., 2001, с. 365−384.
  56. Т. Мирный путь к власти // Народная газета, 4 февраля 2000.
  57. В.П. Проблемы международного кредитования интеграции Таджикистана в мировую экономику. В кн.: IV Международная конференция. «Проблемы устойчивого демократического развития Таджикистана». — Душанбе, 1998.
  58. Г. Таджикский узел // Сов. Россия, 1993, — 29 июля.
  59. Д. Политика национального примирения в Демократической Республике Афганистан и Таджикистан: идентичность, различие, уроки // Бизнес и политика, 16 марта 2001 г.
  60. А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997, с. 320.
  61. Мадамиджанова 3. Роль политической элиты в межтаджикском конфликте // Материалы IV Междун. науч. — практич. конф. «Проблемы устойчивого демократического развития Таджикистана», -Душанбе, 1998, с. 31−35.
  62. Н., Григорьев Р. Евгений Белов свой среди чужих в Таджикистане, и чувствует Россию всегда за своей спиной. Бизнес и политика. № 41,14 октября 1999 г.
  63. А., Хидирова М. Межтаджикский конфликт и его особенности. -Куляб, Фарханг, 1997.
  64. А. Таджикистан: Урегулирование «нетрадиционного» конфликта традиционным методом // Сб. Урегулирование конфликта и построение гражданского общества. Вашингтон Москва, 1997, с. 5357.
  65. А. Социология конфликта. Куляб, 1995.
  66. А. Политическая история Таджикского народа. -Душанбе, 2000.
  67. С. В. Военно-патриотическое сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерации в 1993—1999 гг.: исторический опыт и уроки. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени кандидата исторических наук. — Душанбе, 2001.
  68. М., Тоиров А. Политические партии Республики Таджикистан.- Душанбе, Статус, 2004. 372 с.
  69. Т.Н. Таджикистан: Горизонты настоящего и будущего. Нью-Йорк, 1999.
  70. Т. Н. Таджикистан: некоторые проблемы экономического развития и международного сотрудничества на пороге XXI века // Экономика Таджикистана. № 1,-2000., с. 17−30.
  71. В. Политика России в Центральной Азии на примере Таджикистана. Центральная Азия. 1997, № 6 (12).
  72. М. Проблемы методологии анализа и прогноза в изучении межтаджикского конфликта // Центральная Азия, 1997, № 5-
  73. С.А. Некоторые особенности формирования политической культуры в условиях демократизации общества. -Душанбе, 1998.
  74. К. Н. Таджикистан на перекрестке мировых цивилизаций // Материалы 1-ой Международ, науч. — практ. конф. «Таджикистан и мир: проблемы и перспективы», — Душанбе, с, 63−68.
  75. А. Таджикистан в кольце фронтов. &bdquo-Красная звезда", 23 апреля 1994 г.
  76. Петров Иво. Председатель Генерального секретаря ООН в Таджикистане. 24 октября день ООН. &bdquo-Бизнес и политика", № 42, 20 октября 2000.
  77. М., Чекунов А. Москва и межтаджикский диалогА Международная жизнь, № 2,1997.
  78. М. Россия стратегический партнер Таджикистана./ Бизнес и политика, № 1,2000.
  79. Т. Т., Назаршоев Н. М. Душанбе. М., Международнар. Отношения, 2003.
  80. К. Р. Особенности проявления конфликтов в Таджикистане //Вестник Педуниверситета. — № 7, Душанбе, 2000, с. 2−7.
  81. К. Р., Гулахмедов М. Национальные и политические процессы независимого Таджикистана. — Душанбе., 2001, с. 230.
  82. Э. Ш. Юбилей независимости и второй Всемирный форум таджиков. Душанбе, Ирфон, 1993, с. 40.
  83. Э. Ш. Доклад на семнадцатой Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан. — 26 июня 1993 года. — Душанбе, Ирфон, 1993, с. 72.
  84. Э. Ш. Таджикистан: четыре года независимости и самопознания (на тадж.яз.). Душанбе, Ирфон, 1995.
  85. Э. Ш. По пути единства и созидания. Душанбе, Ирфон, 1996. с. 312.
  86. Э. Ш. Таджикистан на пороге будущего. (Сборник выступлений Президента РТ Э. Ш. Рахмонова в СМИ России). -М., 1997. -32 с.
  87. Э. Ш. Молодежь будущее суверенного Таджикистана. Душанбе, Ирфон, 1997. — 46 с.
  88. Э. Ш. Таджики в зеркале истории (на тадж.яз.). Душанбе, 1998. -100 с.
  89. Э. Ш. Долгий путь к миру. Душанбе, Шарки Озод, 1998. -100 с.
  90. Э. Ш. Я принесу вам мир. (на тадж.яз.). Душанбе, Авасто, 1998. -80 с.
  91. Э. Ш. Мы обязаны искоренить преступления (на тадж.яз.). -Душанбе, Авасто, 1999. -245 с.
  92. Э. Ш. Главное верховенство закона. Душанбе, Ирфон, 1999.
  93. Э.Ш. Наша цель единство, согласие, созидание. — Душанбе, Ирфон, 2000.
  94. Рахмонов Э. Ш, Достойное место в мировом Сообществе. -Душанбе, Ирфон, 2002. -104 с.
  95. Э.Ш. Ответственность перед временем. -Душанбе, Ирфон, 2002. -96 с.
  96. Э. Ш. Рахмонова на праздновании Дня Национального Единства. «Народная газета», № 27(19 529), 5 июля 2006 г.
  97. Э. Ш. Арийские ценности в мировой цивилизации. «Народная газета», № 36 (1938), 6 сентября 2006 г.
  98. Саидов 3. Рахмонов Э. Ш. в Нью-Йорке. Бизнес и политика, октябрь 1999 г.
  99. Саидов 3. Пятая годовщина Договора об общественном согласии. -Бизнес и политика, 16 марта 2001.
  100. Ш. Национальное примирение в Таджикистане и его современное значение. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Душанбе, 2002.
  101. Н.С. Философия национального единства. Душанбе, 2000.
  102. В. Военное насилие в политических конфликтах. Свободная мысль, 1996, № 6.
  103. C.B. Идентификация военного конфликта (методологические и теоретические ориентиры). Политические исследования. 1995, № 4.
  104. C.B. Управление социальными конфликтами, постановка проблемы и поиски решения. М., 1984.
  105. В., Шалаев Г. Дорога к согласию. Эмомали Рахмонов -человек и политик. М.: Собеседник, 2002. -160 с.
  106. E.H. Методологическое обеспечение конфликтологических исследований. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. 1994, № 7.
  107. Д.С., Аитов H.A. Пути развития Таджикистана. Душанбе, 1991.
  108. И. Моменты из созидательного мира. Душанбе, Ирфон, 1999.
  109. И. «Сулхнома» (Вести о мире). -Душанбе, «Матбуот», 2001.
  110. С.С., Расулов K.P., Гулахмедов М. Г. Конфликтология (на тадж. языке). -Душанбе, «Шарки озод», 2004. 177 с.
  111. С.С. Рохи сулх бебозгашт аст. Душанбе, 1998.
  112. С.С. Социально политические конфликты в современном обществе. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата политических наук. — Душанбе, 2001.
  113. Т. Предотвращение, разрешение вооруженных конфликтов и контроль над ними. МЭМО. 1996. № 1, № 2.
  114. Р., Юри У. Пути к согласию или переговоры без порожения. -М., 1990.
  115. Т., Иномов М. Таджикистан. Трагедия и боль народа. -Санкт-Петербург, 1993.
  116. С. Будуще демократического процесса. От экспансии к консолидации. Мировая экономика и международные отношения. М., 1995, № 1.
  117. А. 9 мая 2000-го года исполнилось 50 лет со дня образования Европейского Еоюза. Бизнес и политика, 3 13 (389), 12 мая 2000.
  118. М. Конфликт как социально политический феномен. Автореферат дисс. на соискание ученной степени кандидата политических наук. — Душанбе, 1999.
  119. М. Гражданская война в Таджикистане: истоки и перспективы. М., 1997.
  120. Юри У. Путь через «нет». М., 1992.
  121. М. Я. Роль ООН в установлении мира в Республике Таджикистан (в соавторстве) // Ж.: «Шохрохи Вахдат», Душанбе, октябрь-ноябрь 2004 г.
  122. Alexander Warkotsch. Die zentralasiatischen Regime und der Islam. -Osteuropa, 54 (204) 11, S. 8 ff.
  123. Alexander Warkotsch. Russians Rolle in Zentralasien. Aus Politik und Zeitgeschichte. (APuZ), 4/2006.23.Januar 2006, S. 19−25.
  124. Arne C.Seifert. Die OSZE-Langzeitmission in Tadschikistan. Institut for Peace Research and Security Policy at the University of Hamburg/IFSH (Hrsg.), OSZE-Jahrbuch 1999, Baden-Baden 1999, S. 304 f.
  125. Anna Kreikemeyer. Konflikt und Kooperation in der Kaspischen Region: Russische Interessenlagen. Aus Politik und Zeitgeschichte. (APuZ), (1998) 43−44, S.13 ff.
  126. Bernd-Michael-Kruse, Manfred Dalheimer. Die Entwicklung der Goldproduktion in den Zentralasiatischen Landern von 1992 bis 1998, -Oxus, N 3,1999, S. 34−37.
  127. Bushuev, Michail. Tadschikistan: Prasident Rachmonow tritt zur Widerwahl an. Fokus Ost-Sudost, 02.11.2006.
  128. Claudia Wanner. Ein Verteufelt schwieriger Anfang. Stolpersteine liegen auf Zntralasiens Wegen zu Demokratie und Marktwirtschaft. Oxus, N 1, 1999, S. 26−28.
  129. Erhart, Hans Georg/Oliver Thranert: Die Rolle von NATO, EU und OSZE in der Kaspischen Region, in: Aus Politik und Zeitgeschichte, B 43−44/1998, S. 37−46.
  130. Halbach, Uwe: Der «nicht mehr postsowjetische» Raum. Russland in der Wahrnehmung kaukasischer und zentralasiatischer Staaten vor und nach dem 11.September. SWP-Studie, Juli 2002, Berlin, S.17.
  131. Halbach, Uwe: Sicherheit in Zentralasien. Teil II: Kleinkriege im Ferganatal und das Problem der «neuen Sicherheitsrisiken», Koln 2000 (Berichte des BIOstNr. 25/2000).
  132. Henrik Bischot. Der Krieg in Tadschikistan. Zusammenprall der Zivilisationen. Bonn, Oktober 1996.
  133. Kambiz Arman. Russia and Tajikistan: Friends Again. -Eurasia Insight vom 24.10.2004,http//eurasianet.org/departments/insight/articles/eav102804pr.s html (12.12.2004).
  134. Khalid Duran. Politische Minenfelder oder Saat der Zusammenarbeit? Zentralasien ist reich an Konflikten und an Entwicklungsmoglichkeiten. -Oxus, N 1,1999, S. 11−13.
  135. Karste-Polke- Majewski. Volkerverstandigung und Sicherheit fur Zentralasien. -Oxus, N 3,1999, S. 28−29.
  136. Ludger Kuhnhart, Hans Gert Pottering. Kontinent Europa, kern, Ubergange, Grenzen. — Zurich, 1998. — 381 S.
  137. Marie-Carin von Gumppenberg. Markus Brach von Gumppenberg. Zur Rolle der OSZE in Zentralasien. Aus Politik und Zeitgeschichte. (APuZ), 4/2006.23Januar 2006, S. 32−38.
  138. Mehdi P.Amineh. Die Politik der USA, der EU und Chinas in Zentralasien. Aus Politik und Zeitgeschichte.(APuZ), 4/2006.23Januar 2006, S. 11−18.
  139. Muller, Friedemann: Zugang und Ressourcensicherung: Die USA und Zentralasien, in: Peter Rudolf7Jurgen Wilczewski (Hrsg.): Weltmacht ohne Gegner-Amerikanische Au? enpolitik zu Beginn des 21. Jahrhunderts, Baden-Baden 2000, S. 197−216.
  140. Johnson L. Russian Perspectives on international interventions: keeping the peace wirh inthe CIS. New York. 1997.
  141. Kapatnyky A. An OSCE Diplomat Bungles Diplomacu in Crimeall wall Street Journal Europe. 1995, june 7.
  142. Lappabee S. East. European Security after the cold War. RANDCA. 1993.
  143. Petersen ph. Secupity Policy in Post Soviet Central Asia L. 1995.
  144. Rodee C.C., Anderson T.J., Christol C.Q. Introduction to political science. New York, 1993.
  145. Scholl-Latour, Peter. Ru? land im Zangengriff. Putins Imperium zwischen Nato, China und Islam. Propylaen Verlag, Berlin 2006.
  146. Shirin Akiner. Post soviet central Asia- № 4 1994.
  147. Van Ham. P. Ukraine, Russia and European Secupity: Implications for Western Policy, 1994.
  148. Wolfgang Wilhelm. Die Politik der Ru? landischen Foderation gegenuber dem «Nahen Ausland». Unter besonderer Berucksichtigung von Rolle und Einflu? des Militars. Baden-Baden 2002, S.48.
  149. ИСТОЧНИКИ, ДОКУМЕНТЫ, ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ:
  150. Атлас МТАР-ТАСС.-М., 1998−1999.
  151. Азия и Африка сегодня. М., 1990 — 1999.
  152. Аргументы и факты. М., 1990−1999.
  153. Азиатский вестник. М., 1998- 1999.
  154. Бизнес и политика. Душанбе, 1995−1999.
  155. Большая советская энциклопедия. М., 1975.
  156. Вечерняя Душанбе. Душанбе, 1992 — 1999.158. Век.-М., 1998.159. Восток.-М, 1998.160. Вести Евразии. М., 1998.
  157. Вопросы социологии, 1992. № 4.
  158. Введение в теорию международного конфликта. Под. общ. ред. М. А. Мунтяна. М., 1996.
  159. Геополитика: теория и практика. Сб. статей под. ред. Э. А. Позднякова. — М., 1993.
  160. Дипломатический вестник МИД России. Центральная Азия. М., 1996--М., 1997.
  161. Дипломатический словарь. М., 1992.
  162. Дорога мира. Документы межтаджикских переговоров. Душанбе, 1997.
  163. Доклад Фонда ООН в области народонаселения. № 4,1994.
  164. Доклад Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН. № 14,1994.
  165. Заявление президента РТ Э. Рахмонова и лидера тадж оппозиции А. Нури от 19 июля 1995 г. Дорога мира. — Душанбе, 1997.170. Известия. М., 1992 -1999.
  166. Ислам в России и Средней Азии. 1 сб. статей под. Ред. И. Ершкова и Д. Микульского. М., 1993.
  167. Ислам: проблема идеологии, право, политики и экономики. М., 1992.
  168. Комсомольская правда. М., 1992- 2000.
  169. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 1999.
  170. Ленинабадская правда. Ходжент, 1996 — 1997.
  171. Материалы П-ой Международной Конференции «Место Таджикистана в новом порядке». Душанбе, 1997.
  172. Международная жизнь. М.: № 2,1997.
  173. Международное право. М., 1994.
  174. Международные конфликты современности. Отв. Ред. В. И. Гантман. -М., 1983.
  175. Мировое политическое развитие: век ХХ-й. Под.ред. Загладина Н. В., Дахина В. Н. и др. М., 1994.
  176. Мировая экономика и международные отношения. М., 1993- 1999.
  177. Некоторые вопросы теории международных отношений (Материалы к лекционному курсу). В 2-х частях. М., 1995.
  178. Национальная безопасность России на Востоке. Отв. ред. чл.корр. РАН Чуфрин Г. И. М., 1994.
  179. Наше глобальное соседство. Доклад Комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству. М., 1996.
  180. Национализм и безопасность в постсоветском пространстве. М., 1994.
  181. Независимая газета, 1996 -1998.
  182. Один год Президента Рахмонова. По материалам Российского информационного агентства «Интерфакс» за 1997 год, Душанбе: Шарки озод, 1998, с. 58.
  183. От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ. ОБСЕ в документах. 1973 -1994 гг.-М., 1996, т. 1−3.
  184. Основы формирования системы коллективной безопасности государст участников СНГ (научно- теоретические материалы). Под. ред. Самсонова В. Н. — М., 1996.
  185. Основы конфликтологии. Под.ред. Кудрявцева В. Н. М., 1997.
  186. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия. -Душанбе, 1997.
  187. Основные сведения об ООН. М., 1991.
  188. Полис. Политические исследования. М., 1998.
  189. Постановление Маджлиси Оли РТ о ходе Межтаджикских переговоров по национальному примерению под эгидой ООН от 11 марта 1996 г. -&bdquo-Дорога мира". Душанбе, 1997.
  190. Программа и Устав исламской партии возрождения. Душанбе, 1990.
  191. Политический словарь, ч. 1−2. М., 1994.
  192. Постановление Маджлиси Оли РТ &bdquo-О введение в действие Закона республики Таджикистан", «О внесении изменений в Закон Республики Таджикистан &bdquo-О земельной реформе». Душанбе, 1997.
  193. Проблемы конфликтологии. Социологические исследования. М., 1993, № 9.
  194. Россия Таджикистан: Новые горизонты сотрудничества. Москва-Душанбе, 2006.
  195. Решение Совета Коллективной безопасности о Декларации государств участников Договора о коллективной безопасности. Содружество. 1995., № 1.
  196. Региональные конфликты в Азии и Северной Африке.- М., 1997.
  197. Религия и миротворчество (северный Кавказ). -Материалы конференции. М., 1995.
  198. Республика Казахстан. Геополитические очерки. М., 1997.
  199. Россия, ближнее и дальнее зарубежье Азии. М., 1997.
  200. Россия: новые параметры безопасности. Московский центр Карнеги. Научные доклады, вып 4. М., 1995.
  201. Социологические исследования. М., 1992 — 1994.207. Сегодня. М., 1998.
  202. Садои мардум. Душанбе, 1992−2000.
  203. Социальное развитие СССР. 1989. М., 1991. Социальное развитие и уровень жизни населения Республики Таджикистан. -Душанбе 1991.
  204. Социально- политический журнал. 1998, № 5.
  205. Спорные границы на Кавказе. Под. Ред. Бруно Коппитерса. -М., 1996.
  206. Советский Союз. Географическое описание в 22 томах. Таджикистан. Отв. ред. Чунигева Д. А. М., 1968.
  207. Совместное Коммюнике по результатам 1-го раунда межтаджикских переговоров. Душанбе, 1994.
  208. Совместное Коммюнике по итогам второго раунда межтаджикских переговоров по национальному примирению 24 июня 1994. В кн. «Дорога мира». — Душанбе, 1997.
  209. Совместное Коммюнике по итогом третьего раунда переговоров по национальному примирению, от 1 ноября 1994 г. &bdquo-Дорога мира". Душанбе, 1997.
  210. Соглашение по временному прекращению огня и других враждебных действий на таджико афганской границы и внутри страны во время переговоров. — Душанбе, 1993. Архив МИД РТ. К 14/88,26.
  211. Сборник документов ООН. № 4.1986.
  212. Статистический сборник Испольнительного Совета СНГ. Минск, 1995.
  213. Устав Содружества независимых Государств. М., 1993.
  214. Устав ООН и Статус международного суда ООН, 1968.
  215. Хроника ООН. 02.1994. Т. XXVI.
  216. Хроника ООН. 03.1995.Т XXI № 3.
  217. Центральная Азия, 1997, № 2, № 4, № 5.
  218. Aus Politik und Zeitgeschichte.(APuZ), 4/2006.23.Januar 2006.
  219. Central Asian Surrey. 1994.
  220. Central Asia momtor 1992 № 2
  221. Dahl R.A. Modern political analisis. NS, Prentice Hall, 1991.
  222. International Affairs London 1994.229. Islamic review 1994 § 1.
  223. Islamic Stud: es 1994 § 2 -3.
  224. NEWS ABOUT PEACE (Documents) United Nations Mission of observer in Tajikistan (unmot) Duschanbe 1998.
  225. Report and Resolution of the Political Affairs and the Affairs of Muslim Communities and and Minorities and Legal Ministers, Karachi, 1993.
  226. Tett Gand The ones S. Tajik tension splits north and south Financial Times -New-York-1996.
  227. Tajikistan. Human Development report. New York, 1996.
  228. The united Nations at soil Notes for speakers New York, 1995.
  229. United Nations peace -Keeping, 1997.
  230. Report and Resolution of the Political Affairs adopted by the Islamic Summit Conference, Dakar, 1993.
  231. Wehr Conflict regulation Boulder (col), 1979.
Заполнить форму текущей работой