Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий (общих и частных), способствующий эффективной профессиональной подготовке социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями. К общим условиям относятся: организация образовательного процесса как последовательной целенаправленной системыего непрерывностьреализация учебного процесса на основе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы профессиональной подготовки специалистов социальной работы к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями
    • 1. 1. Сущностно-содержательная характеристика и особенности подготовки социальных работников в учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 2. Сущность и проблемы интеграции в социум детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
    • 1. 3. Ретроспективный анализ профессиональной деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования.

    2.1. Модель профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями.

    2.2. Характеристика опытно-экспериментальной работы по подготовке социальных работников в учреждениях среднего профессионального образования.

    2.3. Педагогические условия профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования

Подготовка социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Негативное влияние тенденций развития современного общества особо проявляется в отношении представителей групп социального риска, прежде всего детей с ограниченными возможностями, на страте которых процессы социальной дискриминации, исключения проявляются наиболее рельефно. В обществе наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии, инвалидностью. В Российской Федерации за последние 20 лет уровень детской инвалидности увеличился более чем в 3,6 раза. В настоящее время в России проживает 6 млн. инвалидов, из них детей-инвалидов — 1 млн. Около 80 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их доступ к социокультурным и образовательным ресурсам. Приведенные данные свидетельствуют о масштабности проблемы инвалидности и определяют необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной поддержки, интеграции детей с ограниченными возможностями в социокультурное пространство, их активную жизнедеятельность. Решать эту проблему призваны различные учреждения социальной сферы: общественность, государственные структуры здравоохранения, образования, социальные учреждения и т. д.

Подготовка будущих социальных работников к деятельности по интеграции детей с ограниченными возможностями в социум обусловлена современной ситуацией развития общества, для которого характерно, с одной стороны, развитие социальной работы как особого социального института, с другой — увеличение числа детей с ограниченными возможностями.

В этой связи усложняются функции социального работника, который призван помочь первичной адаптации ребенка к жизнивосстановить или компенсировать утраченные социальные связиинтегрировать его в среду здоровых сверстников. Причем большая ответственность возлагается на социальных работников среднего звена. Именно от уровня их квалификации, от умения предвидеть, анализировать и прогнозировать происходящие тенденции во внешней среде, сопоставлять их с сильными и слабыми сторонами функционирования организаций и учреждений по работе с детьми с ограниченными возможностями, от умения применять в практической деятельности теоретические знания, умения и зависит успешность интеграции в социум детей с ограниченными возможностями.

В нашей стране функцию подготовки социальных работников среднего звена взяли на себя учреждения среднего профессионального образования. Относительно короткие сроки и невысокие затраты на обучение обуславливают гибкость и мобильность системы среднего профессионального образования, играющего важную роль как в подготовке кадров для социальной сферы, так и в I удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями.

Новые реалии требуют переосмысления проблемы подготовки студентов — будущих социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями, которая связана с преодолением существующего негативного отношения некоторых представителей общества к детям с ограниченными возможностями, формированием и развитием мо-тивационно-ценностного отношения, готовности личности будущего социального работника к такого рода деятельности, обеспечением функциональной полноты содержания его подготовки к профессиональной деятельности.

В силу своего комплексного характера проблема социальной интеграции детей с отклонениями в развитии является общим предметным полем различных научных исследований, располагаясь на пересечении многих направлений науки.

Наиболее глубоко проблема социальной интеграции детей с ограниченными возможностями исследована за рубежом (М. Айшервуд, И. Башар, Ф. Вуд, Д. Вудрон, и др.). Эта проблема привлекает все большее внимание исследователей и в России (Т. Агеева, Н. Васильева, А. Гамаюнова, О. Герасименко, В. Гончарова, О. Громова, Т. Добровольская, А. Зотова, И. Каткова, Н. Морова, Н. Шабалина и др.).

К настоящему времени создана общетеоретическая базовая основа профессиональной подготовки специалистов. Фундаментальными в этой отрасли научного знания являются труды, раскрывающие философию и методологию образования И.В. Бестужева-Лады, Е. В. Бондаревской, Б.С. Гер-шунского, В. В. Давыдова, Э. Д. Днепрова, П. Т. Щедровицкого и др.- принципы и тенденции развития среднего профессионального образования М. Б. Алексеева, Т. Блэр, Б. Л. Вульфсон, Н. М. Воскресенская и др.

Интерес для нашего исследования представляли работы авторов, посвященные психолого-педагогическим основам методологии развивающего процесса системы профессионального образования: К.А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, М. Балабана, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Э. Б. Голубева, Е. И. Гарбера, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, И. А. Зимней, В. Г. Казакова, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менинской, А. К. Марковой, В. М. Мельникова, И. Н. Мошкова, Р. С. Немова, Е. К. Осипова, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, С. И. Самыгина, В. А. Сластенина, И. В. Страхова, Н. Ф. Талызиной, А. И. Щербакова, Д. Б. Эльконина, В. А. Якунина и др.

Рассматривая специфику работы учреждений среднего профессионального образования, мы опирались на специальные исследования, посвященные проблемам управления такими учреждениями, требованиям государственного образовательного стандарта, выявлению эффективных методов обучения, формам и методам контроля в познавательной и практической деятельности студентов, а также проектированию технологий обучения по различным специальностям (И.А. Аллаеров, Л. И. Анищева, Л. Н. Алексеева, Н. В. Буянова, В. И. Байденко, В. М. Бычкин, Т. А. Бенедиктова, Н. М. Досов, Л. И. Дмитриева, Л. В. Иванцова, В. В. Карпов, К. А. Колосов, Л. А. Лухадеева, Л. Н. Малова, В. П. Одинцова, В. М. Распопов, Н. М. Резина, Л. П. Семушина, М. П. Сибирская, М. А. Чекулаев и др.).

В числе ученых, занимавшихся проблемой профессиональной готовности к деятельности, можно выделить А.К. Дурай-Новаковскую, А. С. Ильина, Г. А. Ковалева, Н. В. Кузьмину, JI.B. Нечаеву, В. А. Сластенина, Н. М. Яковлеву, М. И. Дьяченко и др.

Существенной основой исследования стали труды по профессиональной подготовке специалистов социальной работы (А.Г. Асмолов, С.А. Бели-чева, В. Г. Бочарова, Л. Г. Гуслякова, С. И. Григорьев, В. И. Жуков, И.Г. Зай-нышев, JI.B. Мардахаев, Г. В. Мухаметзянова, В. А. Никитин, П. Д. Павленок, Е.Р. Ярская-Смирнова, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева и др.

Вместе с тем, проблема профессиональной подготовки специалистов к деятельности с инвалидами и детьми с ограниченными возможностями отражена в диссертационных исследованиях Е. Н. Каленик, Е. Н. Львовой, Т. А. Макаровой, Е. В. Ромашиной, Д. Р. Шарифулиной и др.

Анализ материалов исследований по проблемам подготовки социальных работников в учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности позволил выявить, что их подготовка не в полной мере ориентирована на работу с детьми с ограниченными возможностями: практически не затрагивается вопрос о специфических особенностях и трудностях, с которыми сталкивается социальный работник, педагог, воспитатель, работающий с данной категорией детей. Дисциплины, изучаемые в учреждении среднего профессионального образования, не обеспечивают в полной мере развития профессионально важных умений и навыков у студентов — будущих социальных работников, необходимых им в практической деятельности. В процессе подготовки будущих социальных работников возникает ряд проблем, обозначивших направление исследовательского поиска: выявление специфики содержания подготовки социальных работников в учреждении среднего профессионального образования, определение форм и методов обучения, необходимую степень готовности к выполнению деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями. Поэтому существуют основания, свидетельствующие об актуальной потребности в разработке теоретических и практических путей совершенствования профессиональной подготовки социального работника, подготовленного к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями.

В современной практике включения детей с ограниченными возможностями в социум, с одной стороны, и в профессиональной подготовке социальных работников в системе среднего профессионального образования, с другой стороны, обострились противоречия между:

— стоящими перед обществом и государством задачами интеграции в социум детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и отсутствием квалифицированных специалистов, подготовленных к их решению;

— потребностями профессиональной среды в квалифицированных специалистах, умеющих работать с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности и отсутствием подготовки таких специалистов в реальной практике среднего профессионального образования;

— высокими профессиональными требованиями к личности социального работника, осуществляющего деятельность по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ процесса подготовки социальных работников к работе с детьми данной категории;

— имеющимся практическим опытом интеграции в социум детей с ограниченными возможностями и его недостаточной целостностью и системностью как направления профессиональной социальной работы;

— необходимостью выявления педагогических условий подготовки социального работника к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями и отсутствием соответствующих методических рекомендаций.

Перечисленные противоречия определили выбор темы научного исследования: «Подготовка социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования», научная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические, методические и технологические основы процесса профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования?

Решение данной проблемы явилось целью настоящего исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка социальных работников в учреждениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования: подготовка социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования: профессиональная подготовка социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования будет более эффективна, если:

— дано теоретико-методологическое обоснование проблемы профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования;

— на основе изучения проблемы интеграции в социум детей с ограниченными возможностями раскрыта сущностная характеристика и выявлена специфика процесса профессиональной подготовки студентов — будущих социальных работников в учреждениях среднего профессионального образования к деятельности в данном направлении;

— спроектирована модель исследуемого процесса, отражающая систему целей и задач, принципов и подходов, форм и методов, содержания на разных этапах обученияобоснованы педагогические условия ее успешной реализации;

— разработан критериальный аппарат и обеспечено методическое сопровождение профессиональной подготовки будущих социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по теме исследования.

2. Выявить специфику и определить содержание, формы и методы профессиональной подготовки социального работника к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями.

3. Представить критериальную характеристику профессиональной готовности специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

4. Спроектировать, экспериментально обосновать и внедрить модель подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями.

5. Обосновать педагогические условия и разработать методические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями.

Методологическую основу работы составили диалектический, системный, личностно-деятельностный, аксиологический подход к проблемам формирования и развития личности (Б.Г. Ананьев, И. В. Блауберг, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. А. Гусейнов, В. П. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, Б. В. Ломов, Г. П. Медведева, С. Н. Митин, З. А. Решетова, К. Рождерс, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, Р. Х. Шакуров, Е. Н. Шиянов, Г. П. Щедровицкий, Э.Г.

Юдин, И. В. Юстус, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.) — компетентностный подход в профессиональном образовании, обеспечивающий ценностно-результативную направленность профессиональной подготовки специалиста (О.Б. Акулова, М. Е. Бершадский, В. А. Болотова, П. Я. Гальперина, В. А. Кальней, В. А. Козырев, М. И. Лукьянова, С. А. Писарева, Г. К. Селевко, А. П. Тряпицына,.

A.В. Хуторской и др.) — контекстный подход, предполагающий осуществление учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности посредством воссоздания в формах и методах учебной деятельности реальных производственных связей, решение конкретных профессиональных задач (В.П.Беспалько, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, О. И. Донина, О. В. Кириллова, Н. Б. Лаврентьева, В. А. Трайнев, А. А. Федорова и др.) — концепции профессионально-личностного развития (Н.Ш. Валеева, Б. С. Гершунский, А. А. Деркач, Н. И. Калаков, И. Д. Лушников, Н. Б. Шмелева и др.) — положения об обучаемом как о субъекте образовательной деятельности (Н.И.Алексеев, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, З. Е. Гельман, И. А. Колесникова,.

B.В.Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.). Кроме того, мы опирались на работы в области реформирования среднего профессионального образования (М.Б. Алексеева, Т. Блэр, Б. Л. Вульфсон, Н.М. Воскресенская), исследования проблем совершенствования системы среднего профессионального образования (Л.П. Семушина, Д. В. Соловьева, Л. В. Сорокина, С. Ю. Степанов и др.) — профессиональной компетентности, самоопределения, становления и развития личности в процессе получения образования (В .Л. Бенин, А. С. Белкин, Н. О. Вербицкая, Н. С. Глуханюк, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кудрявая, А. К. Маркова, А. Маслоу, Г. В. Мухаметзянова, С. А. Новоселов, Л. В. Островская и др.) — педагогического моделирования и проектирования (А.Н. Дахин, Е.С. Заир-Бек, В. М. Монахов, В. Е. Родионов и др.).

Тема и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: научный анализ философской, экономической, социально-педагогической, медицинской, исторической и психологической литературы, сравнение, аналогия, анализ, синтез, индукция, дедукция, статистические методы. Кроме того, в процессе исследования использовались методы теоретического анализа (ретроспективный и сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование) и эмпирические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки). Все полученные в ходе исследования данные обрабатывались методами математической статистики.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили:

Ульяновский государственный университет (УлГУ), Высший колледж УлГУ «Засвияжье», Социально-педагогический колледж № 1 г. Ульяновска, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух». Исследованием были охвачены студенты дневной формы обучения по специальности «Социальная работа». Общее число — 128 человек.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2001;2003 гг.) — поисково-аналитический: изучалась и анализировалась педагогическая, психологическая, медицинская, методическая литература, диссертационные исследования, периодические научные издания по заданной проблеме. На этом этапе выявлялись противоречия и нерешенные задачи, определялись подходы, исходные принципы и основные направления исследовательского поиска, формулировалась его рабочая гипотеза, разрабатывался критериальный аппарат, осуществлялось формирование общей концепции исследования и его научного аппарата, проектировалась модель процесса подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в ходе обучения в учреждениях среднего профессионального образования, осуществлялась первичная диагностика.

Второй этап (2003;2007 гг.) — опытно-экспериментальный: сбор и анализ эмпирического материала, выделение основных направлений формирующего эксперимента. На этом этапе разрабатывалось содержание, выявлялись специфические формы и методы профессиональной подготовки социальных работников, внедрялась модель подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями, междисциплинарный спецкурс «Основы деятельности социального работника по интеграции детей с ограниченными возможностями в социум», проводилась текущая диагностика.

Третий этап (2007;2009 гг.) — заключительный: осуществлялась итоговая диагностика готовности к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями, выявлялась совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями. Проводилась корректировка спецкурса «Основы деятельности социального работника по интеграции детей с ограниченными возможностями в социум». Осуществлялась статистическая обработка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, а также литературное оформление кандидатской диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— научное знание дополнено выявленными особенностями профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования;

— спроектирована и внедрена в практику образовательного процесса учреждений среднего профессионального образования модель профессиональной подготовки социального работника к интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в тесной связи ее компонентов — блоков функционально-целевого, деятельностно-содержательного, инструменталь-но-обучающего, критериально-диагностического);

— определена структура и содержание профессиональной готовности социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями, состоящая из мотивационно-ценностного (профессионально-гуманистическая направленность личности, содержательной характеристикой которой являются ценностные ориентации), когнитивного (критерий усвоения профессиональных знаний), операционально-деятельностного (формирование умений и навыков, опыт их проявления в различных ситуациях), эмоционально-волевого (увлеченность работой, положительный эмоциональный настрой, мобилизация усилий для решения профессиональных задач) критериев;

— определена совокупность педагогических условий эффективной профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждениях среднего профессионального образования, включающая общие и частные условия.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается:

— в конкретизации научно-практических предпосылок возникновения, развития и современного состояния проблемы интеграции в социум детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как важного компонента деятельности социального работника;

— в уточнении роли процесса интеграции в жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями;

— в научно-методическом обосновании специфики и содержания профессиональной деятельности социального работника в системе оказания помощи детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

— в разработке междисциплинарного спецкурса «Основы деятельности социального работника по интеграции детей с ограниченными возможностями в социум», интегрирующего теоретическую и практическую подготовку в ходе изучения дисциплин «Введение в специальность», «История социальной работы», «Теория, методика и практика социальной работы», «Социальная работа с семьей и детьми», «Социальная работа с пожилыми и инвалидами»;

— в определении содержательных характеристик личностно-профессиональных качеств и направленности личности, профессиональных знаний и умений, обуславливающих успешность профессиональной работы социального работника с детьми с ограниченными возможностями.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

— издано учебно-методическое пособие и разработаны методические рекомендации по совершенствованию процесса подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями;

— реализация критериально-диагностического блока модели, включающего в качестве основных критериев мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный и эмоционально-волевой, разработанными на рефлексивной основе совместно с системой методического сопровождения и педагогического мониторинга, создают предпосылки для качественной оценки эффективности процесса профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями;

— выводы и основные положения, накопленный в ходе исследования эмпирический материал, разработанные анкеты, опросники, тесты и методики могут быть использованы в работе органов социальной защиты населения, специализированных школах, домах-интернатах для детей-инвалидов, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, институтах повышения квалификации, учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

— результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке проблем социализации детей с ограниченными возможностями, а также ситуационно-ролевой адаптацией, связанной с отношением родителей к ребенку-инвалиду в семье.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются рациональным сочетанием теоретических и экспериментальных частей исследования, применением комплекса методов количественного и качественного анализа результатов исследования, взаимодополняющих и обогащающих друг друга, разнообразной базой опытно-экспериментальной работы, подтверждением гипотезы и основных положений исследования в экспериментальной работе. Положения, выносимые на защиту:

— Деятельность по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями является важным компонентом профессиональной подготовки будущих социальных работников в учреждениях среднего профессионального образования, реализующим ее функции, цели и задачи. Особенности содержания подготовки отражаются в целях, задачах, направлениях, принципах, а также в учебных планах программах, и требованиях, предъявляемых к подготовке социальных работников к деятельности по интеграции детей с ограниченными возможностями в социум, и в направленности ее содержания на формирование профессиональной готовности к такой деятельности.

— Разработанная в ходе исследования модель профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями, включающая в качестве основных компонентов: функционально-целевой, инструментально-технологический, дея-тельностно-содержательный, критериально-диагностический блоки, позволяет комплексно и системно рассмотреть специфику исследуемого процесса.

— Содержание профессиональной подготовки будущих социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями отражено в разработанном в ходе исследования междисциплинарном спецкурсе «Основы деятельности социального работника по интеграции детей с ограниченными возможностями в социум», интегрирующего теоретическую и практическую подготовку в ходе изучения дисциплин «Введение в специальность», «История социальной работы», «Теория, методика и практика социальной работы», «Социальная работа с семьей и детьми», «Социальная работа с пожилыми и инвалидами», а также в практической и теоретической формах и методах обучения, включающих игровые методы: метод кейсов, деловые и ролевые игры, ситуационные упражнения, неигровые методы: семинар — дискуссия, практикум-диалог, «круглый стол», проблемные лекции, рефераты, доклады, защиту творческих проектов, курсовых работ.

— Критериальная характеристика исследования отражает сформирован-ность интегрального критерия — «готовность к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями», который включает в качестве основных критериев мотивационно-ценностный (профессионально-гуманистическая направленность личности, содержательной характеристикой которой являются ценностные ориентации), когнитивный (критерий усвоения профессиональных знаний), операционально-деятельностный (формирование умений и навыков, опыт их проявления в различных ситуациях), эмоционально-волевой (увлеченность работой, положительный эмоциональный настрой, мобилизация усилий для решения профессиональных задач) и создает предпосылки для качественной оценки эффективности процесса профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями.

— Опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий (общих и частных), способствующий эффективной профессиональной подготовке социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями. К общим условиям относятся: организация образовательного процесса как последовательной целенаправленной системыего непрерывностьреализация учебного процесса на основе личностно-деятельностного, индивидуально-творческого, диалогического и контекстного подходовналичие сформировавшейся рефлексивной позиции у будущих социальных работниковнеобходимость контроля результатов на разных этапах обученияорганизационно-управленческое, методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки социальных работников. На основе выделенных нами общих условий реализуется группа частных условий, отражающих постановку целей и задач, специфику, содержание, формы и методы обучения, разработку критериев готовности социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями, к которым относятся: формирование и развитие гуманистической направленности личностиосознание будущими социальными работниками актуальности, приоритетности и необходимости деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностямиготовность самостоятельно использовать методики и технологии при выполнении этой деятельностиразработка модели подготовки социальных работников к деятельности по интеграции детей с ограниченными возможностями в социумразработка методических материалов и программы работы с родителями детей с ограниченными возможностями в процессе производственной практикиучастие студентов в волонтерской деятельностиработа по ориентации преподавателей на особенности подготовки студентов к будущей работе именно с детьми с ограниченными возможностями, разработка и включение в профессиональную подготовку студентов междисциплинарного спецкурса «Основы интеграции в социум детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором в ходе опытно-экспериментальной работы со студентами посредством подготовки будущих социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждении среднего профессионального образования. Результаты исследования рассматривались на методологических семинарах и заседаниях кафедры и представлены автором в виде докладов, сообщений и публикаций на международных, всероссийских, региональных и областных научно-практических конференциях и семинарах в г. Москве, Махачкале, Ульяновске, Саранске в 2000;2008 гг. Результаты внедрены в Ульяновском государственном университете, Департаменте социальной защиты Ульяновской области, областном реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» и используются в подготовке социальных работников среднего звена, в системе переподготовки и повышения квалификации работающих кадров, а также в практической деятельности специалистов социальных служб, общественных организаций.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 261 наименование, из них 6 наименований на иностранном языке, приложений. Общий объем диссертации составляет 282 страницы, из них 236 страниц основного текста, 48 страниц приложений. Работа содержит 1 рисунок, 5 таблиц, 5 диаграмм.

Выводы по второй главе.

1. В соответствии с целью нашего исследования разработаны структура и содержание подготовки, направленной на формирование у будущих социальных работников готовности к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями. Концептуальной основой проектирования структуры и содержания данной подготовки были положения аксиологического, системного, личностно-деятельностного и структурнофункционального подходов.

2. В соответствии с определенным алгоритмом проектирования подготовки, направленной на формирование у будущих социальных работников готовности к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями, найдены оптимальные формы организации обучения, адекватные поставленным задачам, определены формы и методы обучения, разработана модель, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных блоков. Содержание подготовки ориентировано на построение целостного процесса обучения, способствующего формированию готовности к профессиональной деятельности.

3. Полученные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы достоверно подтверждают, что обучение студентов специальности «социальная работа» в учреждениях среднего профессионального образования в условиях целенаправленного педагогического процесса формирования готовности к деятельности по интеграции детей с ограниченными возможностями в социум, повышает мотивацию ученияуровень знаний и умений, необходимых будущим специалистам в профессиональной деятельностиа также способствует развитию профессионально важных качеств личности специалиста социальной работы, необходимых для работы с данной категорией населения, а, следовательно, и формирует готовность к деятельности по интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.

4. Выявлено, что процесс формирования готовности студентов к профессиональной деятельности по интеграции детей с ограниченными возможностями в социум находится под влиянием условий и факторов. Выделены педагогические условия формирования у будущих социальных работников готовности к деятельности с детьми с ограниченными возможностями. К общим условиям относятся: организация образовательного процесса как последовательной целенаправленной системыего непрерывностьреализация учебного процесса на основе личностно-деятельностного, индивидуально-творческого, диалогического и контекстного подходовналичие сформировавшейся рефлексивной позиции у будущих социальных работниковнеобходимость контроля результатов на разных этапах обученияорганизационно-управленческое, методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки социальных работников. На основе выделенных нами общих условий реализуется группа частных условий, отражающих постановку целей и задач, специфику, содержание, формы и методы обучения, разработку критериев готовности социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями, к которым относятся: формирование и развитие гуманистической направленности личностиосознание будущими социальными работниками актуальности, приоритетности и необходимости деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностямиготовность самостоятельно использовать методики и технологии при выполнении этой деятельностиразработка модели подготовки социальных работников к деятельности по интеграции детей с ограниченными возможностями в социумразработка методических материалов и программы работы с родителями детей с ограниченными возможностями в процессе производственной практикиучастие студентов в волонтерской деятельностиработа по ориентации преподавателей на особенности подготовки студентов к будущей работе именно с детьми с ограниченными возможностями, разработка и включение в профессиональную подготовку студентов междисциплинарного спецкурса «Основы интеграции в социум детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ научно-методической литературы и результаты проведенного опытно-экспериментального исследования подтвердили положения выдвинутой гипотезы и дают основания для следующих выводов:

Актуальность процесса подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями обусловлена потребностью современного общества в квалифицированных специалистах среднего звена, владеющих технологиями адаптации, реабилитации и интеграции, что, в свою очередь, вызвано необходимостью ориентации на интегративный подход в обучении детей с ограниченными возможностями.

Проведен ретроспективный анализ профессиональной деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностямиданный анализ позволил выявить специфику и определить содержание профессиональной деятельности социального работника в системе оказания помощи детям с ограниченными возможностями в современном обществе.

На основе, данной в исследовании, характеристики процесса профессиональной подготовки социального работника к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями выявлены и определены ее особенности и основные направления реализации в условиях учреждения среднего профессионального образования.

Разработанная в ходе исследования модель процесса профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями, спроектированная с учетом специфики подготовки в учреждениях среднего профессионального образования, позволила комплексно и системно рассмотреть исследуемый процесс, создала возможность охватить в единой системе основные направления и особенности, педагогические условия, формы и методы, позволяющие повысить эффективность профессиональной подготовки социального работника.

Представленная критериальная характеристика профессиональной готовности социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями, которая включает мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой критерии, объединенные в исследовании в интегральный критерий — готовность к этой деятельности, а также показатели и уровни его сформированности, отражает положительную динамику уровней сформированности профессиональной готовности к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями.

Выявлен и обоснован комплекс педагогических условий эффективной реализации профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями в учреждении среднего профессионального образования.

Разработанный в рамках исследования комплекс научно-практических материалов, включающий учебно-методическое пособие, анкеты, опросники, тесты, методики может быть использован и используется в учреждениях социальной защиты населения, среднего и высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, специализированных школах, в институтах повышения квалификации и переподготовки работников социальной сферы.

Прогностическим потенциалом исследования являются такие аспекты проблемы, как разработка проблем исследования социализации детей с ограниченными возможностями, ситуационно-ролевой адаптации, связанной с отношением родителей к ребенку-инвалиду в семьеподготовка руководителей практики к организации и проведению обучения социальной работе с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельностиподготовка в системе высшего образования будущего специалиста социальной работы с дополнительной специализацией для профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А.Абульханова-Славская // Психология формирования личности. — М., 1981.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. 355 с.
  3. А. Теория и практика индивидуальной психологии / А. Адлер. — М., 1995.-283 с.
  4. Ю.П. Студент: возможности личностного роста / Ю. П. Азаров // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С.44−49.
  5. Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. Пособие для студ. выш. Учеб. Заведений / Л. И. Акатов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-368 с.
  6. Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии /Л.И. Аксенова // Дефектология. 1997. — № 1. — С. 3−10.
  7. М.Б. Обоснование необходимости социально-экономических методов реформирования системы профессионального образования / М. Б. Алексеева // Экономика информатики и автоматизация менеджмента: сб. науч. трудов. СПб.: ГИЭА, 1994. — С.113−118.
  8. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1969.-339 с.
  9. . Г. Избранные психологические труды: в 2 т / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. Т.1. — 274 с.
  10. Ю.Анашкина Г. И. Профессиональное самоопределение как фактор формирования специалиста социальной работы // Методологические и психолого-педагогические проблемы деятельности социального работника. Сб. научных статей. СПб., 1994. — С.58−65.
  11. П.Андерссон Б. Образование в сфере социальной работы некоторые педагогические и организационные основы / Б. Андерссон. — М., 1994. -42 с.
  12. Г. М. Социальная психология: учеб. Для студ. вузов, обуч. По напр. И спец. «Психология» / Г. М. Андреева. — 5-е изд., исправ. И доп.- М.: Аспект Пресс, 2005. 365 с.
  13. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. — 1982. № 2. — С. 11−16.
  14. Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский.- М.: Знание, 1987. 80 с.
  15. А.А. Активные методы обучения / А.А. Бадаев-М.: Профиздат, 1986.- 146 с.
  16. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / B.C. Безрукова. Екатеринбург, 1994. — 152с.
  17. B.JI. Модульное обучение студентов / B. JL Белова // Социально-политический журнал. 1995.-№ 2. — С. 121−137.
  18. Г. Теория социально-психологической работы- пер. с нем. / Г. Бернлер, J1. Юнссон. М, 1992. — 235 с.
  19. В.П. О критериях качества подготовки специалистов / В. П. Беспалько // Вестник высшей школы. 1988.- № 1. С 3−8.
  20. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1995, — 85 с.
  21. М.Р. Психология личностного роста / М. Р. Битянова. М.: Междунар. пед. академия, 1995.- 64 с.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973. — 240 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  24. Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л. П. Боровая // Социально-педагогическая работа. 1998. — № 6. — С. 59−63.
  25. В.Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. — М.: SVR Аргус, 1994.-208 с.
  26. В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход / В. Г. Бочарова. М.: ИПСР РАО, 1999. — 184 с.
  27. Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. — СПб, 2002.-256 с.
  28. Н.Ю. Психологический портрет социального работника / Н. Ю. Васильева // Социальная работа. 1992.- № 5. — С. 35−40.
  29. Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей: сборник упражнений для специалистов и родителей / Л. Ватере, М. Лан-зинд, Э. Шонглер. Минск: Изд-во БелАПДИ, 1997. — 18с.
  30. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  31. А.А. Вопросы генезиса и саморегуляции познавательной и профессиональной деятельности / А. А. Вербицкий // Новые исследования в психологии. Вып. 1 (16). М., 1997. — С. 19−28.
  32. С. Г. Взрослый как субъект образования / С.Г. Верши-ловский // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 24−31.
  33. С. Г. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / С. Г. Вершиловский. С-Пб.: Изд-во «Речь», 1998. — 315 с.
  34. В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М., 1990. — 163 с.
  35. В.З., Гурьянова М. П. Методика социальной работы: состояние и перспективы развития / В. З. Вульфов, М. П. Гурьянова // Российский журнал социальной работы. 1998. — № 1. — С. 15−19.
  36. JI. С. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  37. М.А. Профессиональная подготовка социальных работников // Социальная работа. 1992. — № 6. — С. 9−10.
  38. Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: Автореф. Дис. Докт. Пед. наук / Ю. Н. Галагузова. М., 2001.-35с.
  39. П.Я. Введение в психологию / П. Я Гальперин. — М.: Озон, 1999.
  40. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 15−25.
  41. В. Е. Теория вероятности и математическая статистика: Учеб. Пособие для вузов / В. Е. Гмурман. 12-изд., стер.-М.:Высш.шк., 2006. -479 с.
  42. М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом / М. Д. Горячев. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1997. — 132с.
  43. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный зам. Мин. Обр. РФ 17.03.2000 г. 33 с.
  44. P.M. Психологическая защита у детей / P.M. Грановская, И. М. Никольская. СПб.: Изд-во «Речь», 2001. — 507с.
  45. М.Н. Опыт психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида / М. Н. Гуслова, Т. К. Стуре, Е. А. Шабанова. М.: Социально-технологический институт МГУС, 2000. — 80 с.
  46. Гуслякова JL Г. Психология и социальная работа / JI. Г. Гуслякова, JI. Д. Демина. Барнаул, 2000. — 29 с.
  47. В.В. Теория деятельности и социальная практика / В. В. Давыдов // Вопросы философии. № 5. — 1996. — С. 52.
  48. Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы / Н. С. Данакин // Российский журнал социальной работы.- 1995. -№ 1.-С .25−32.
  49. А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 21.
  50. Н.Ф. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова. — М, 1995.- 108 с.
  51. Н.Ф. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации / Н. Ф. Дементьева, Модестов А. А. — Красноярск, 1993. 195 с.
  52. Т.Е. Профессиональное общение социального работника / Т. Е. Демидова. -М., 1994. 114с.
  53. А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
  54. А.А. Формирование и развитие профессионального мастерства кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии / А. А. Деркач, А. П. Ситников. М.: РАУ, 1993. — 64с.
  55. Дети с нарушениями развития: учеб. Поеоб. Для студентов и слушателей спец. Факультетов / сост. В. М. Астапов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 136 с.
  56. М.А. Психология труда и инженерная психология / А. А. Крылов, А. И. Нафтульев. JL, 1979.
  57. Т.А. Социальные проблемы инвалидности / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина, Н. А. Демидов // Социологические исследования. 1988.- № 4.- С.56−60.
  58. М. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / М. Доэл и др.- под ред. М. Доэла, С. Шардлоу — авт. Предисл. Ш. Рамон- пер. с англ. Под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект-пресс, 1997.-222 с.
  59. С.И. Групповая психология. Формы групповой работы / С. И. Дубов // Журнал прикладной психологии, 2002. Вып. 1. — С. 51−67.
  60. Дурай-Новаковская К. М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности: Автореф. Дис. Докт. Пед. наук / К.М. Дурай-Новаковская. М., 1983. -41с.
  61. М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, JI.A. Кан-дыбович. -М.: Высшая школа, 2004. 183 с.
  62. М.И. Психологическая готовность / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. М.: Наука, 1986.
  63. М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во Бел. Ун-та, 1996. — 176с.
  64. М.И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович.- М.: Высшая школа, 2004. 209 с.
  65. А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан: Руководство для подготовки социальных работников / А. А. Дыскин, Э. И. Танюхина. М.: Логос, 1996. — 224 с.
  66. Жить как все. О правах и льготах для инвалидов / Под ред. И.Реутова. — Пермь: РИЦ «Здравствуй», 1994. 156 с.
  67. А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров. — СПб: Союз. 1998. -324с.
  68. Зимняя И А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004.-384 с.
  69. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 362 с.
  70. ИА. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) / И. А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. 1995. — № 1.
  71. И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность / И. А. Зимняя // Социальная работа. 1992. — № 2. — С.54−67.
  72. В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы / В. Г. Иванов. Казань: Карпол, 1997.-258с.
  73. В.А. Воля: миф или реальность / В. А. Иванников // Вести Моск. Ун-та. 1993. — № 2. — С. 70−73.
  74. В.А. Проблема воли в зарубежной психологии / В. А. Иванников // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 145−152.
  75. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. М., 1991.-141 с.
  76. Игры обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  77. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-512с.
  78. Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 752с.
  79. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М.: Знание, 1972. — 72 с.
  80. Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции / Д. Н. Ильин.- С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993. 76с.
  81. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины 17 в.: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пис-кунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 192 с.
  82. История педагогики. Часть 2. С 17 в. до середины 20 в.: Учебное пособие / Под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997. — 304 с.
  83. М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема / М. С. Каган // Magister.- 1998.- № 4.
  84. Е.Н. Формирование умений у учителей физической культуры в области социальной адаптации детей с ограниченными возможностями: Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук / Е. Н. Каленик. Ульяновск, 2004.
  85. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982.-224с.
  86. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  87. Н.П. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы в системе высшего профессионального образования / Н. П. Клушина. Ставрополь: СевКавГУ, 2001. — 196 с.
  88. Н.П. Теоретико-методологическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы: Автореф. Дисс. Докт. Пед. наук / Н. П. Клушина. — Ставрополь, 2002. — 35с.
  89. А.Г. Психология личности. / А. Г. Ковалев. — М.: Знание, 1969. -311 с.
  90. М.А. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников / М. А. Ковальчук // Социальная работа. -М., 1992.-Вып. 5.
  91. Кодекс этики социального педагога и социального работника / Союз социальных педагогов и социальных работников // Социальная работа. 2006. — № 1.-С. 1−8.
  92. Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.пед.уч.зав. / Г. М. Кождаспирова, А. Ю. Кождаспиров. М.: изд. центр «Академия», 2000. — 176 с.
  93. И. А. Подготовка специалистов по социальной работе: опыт и проблемы / И. А. Козырева, А. В. Соколова // Российский журнал социальной работы. 2000. — № 9/10. — С. 185−190.
  94. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р / Министерство образования РФ // Бюллетень Министерства образования РФ. 2002. — N 2. — С. 3−31.
  95. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л. П. Носковой. М, 1989. — С. 35.
  96. В.В. Проблемы научного обоснования обучения / В. В. Краевский. -М.: Педагогика, 1997.- № 2. С. 53−57.
  97. В.А. Психологическое обучение и воспитание школьников. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976.
  98. В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В. А. Крутецкий, Е. Г. Балабасова. М., 1991.- 112 с.
  99. Г. Д. Формирование профессиональной деятельности и личности социального работника: Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук / Г. Д. Кузнецова. Москва, 1996.-34с.
  100. К.В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала 20 в.) / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин. — М.: Академический проект, 2002. 278 с.
  101. Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. М., 2001 -144 с.
  102. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  103. Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан- Междунар. Акад. Акмеол. Науки. СПб.- Рыбинск: НИИ развития творчества молодежи, 1993. — 54 с.
  104. Ю.С. Совершенствование процесса подготовки менеджеров военной специальности (на примере Ульяновского высшего военно-технического училища): Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук / Ю. С. Кузнецова. Йошкар-Ола, 2007.
  105. И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) / И. М. Лавриненко // Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2. — С. 110−119.
  106. Н. Д. Психология труда / Н. Д. Левитов. М.: Учпедиз, 1963.-340с.
  107. В.Г. Среднее профессиональное образование: смысл происходящего и контуры будущего // Специалист. — 1999. № 8. — С.31−34.
  108. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев.- М.: Высшая школа, 1991.- 223 с.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев / 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977.- 304 с.
  110. А. Н. Воля / А. Н. Леонтьев // Вести Моск. Ун-та. 1993. -№ 2.-С.З -14.
  111. И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  112. А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. Пособие для студ., обуч. По психологическим спец. / А. Г. Лидере. М.: Академия, 2001. — 256с.
  113. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984.
  114. И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб / И. П. Лотова. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — С. 8−41.
  115. Е.К. Проблемы формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к деятельности с детьми-инвалидами / Е. К. Лунегова // Вестник Казанского государственного технологического университета. — 2006.- № 4. С. 290−295.
  116. Е.К. Формирование психологической готовности к деятельности с детьми-инвалидами у будущих специалистов социальной работы: Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук / Е. К. Лунегова. Казань, 2008.
  117. Е.Н. Профессиональная подготовка социальных работников к деятельности с людьми ограниченных возможностей: Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук / Е. Н. Львова. Ульяновск, 2002.
  118. Е.Н. Профилактика наркотической и алкогольной зависимости среди детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности: практические рекомендации родителям / Е. Н. Львова, И. А. Солодовникова. — Ульяновск, 2005. — 29 с.
  119. Т.А. Профессиональная подготовка социальных работников в вузе к культурно-досуговой деятельности с инвалидами: Авто-реф. Дисс. Канд. Пед. наук / Т. А. Макарова.- Ульяновск, 2006.
  120. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 992 с.
  121. А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам / А. Р. Маллер //Дефектология. 1996.- № 1. — С. 83−85.
  122. А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей / А. Р. Малер. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 80с.
  123. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 1997. — № 4. — С.54−58.
  124. А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  125. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М., 1996.-306с.
  126. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8. -С.82−88.
  127. Е.М. Они ждут нашей помощи. / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московина. М.: Педагогика, 1991. — 160с.
  128. Г. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов / Г. Матушанский // Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 92−96.
  129. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  130. М. И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 374 с.
  131. Г. П. Аксиологические аспекты социальной работы / Г. П. Медведева. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2004. — 296 с.
  132. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов: Методические рекомендации по применению классификации и временных критериев, используемых при проведении медико-социальной экспертизы. Вып. 16. М., 1997. — 89 с.
  133. Менеджмент социальной работы / Под ред. Комарова Е. И., Вой-тенко А.И. М.-.ВЛАДОС, 2001. — 288с.
  134. А.Г. Формирование готовности к педагогической деятельности у будущих учителей / А. Г. Мороз // Психолого-педагогические основы совершенствования специалистов в университете. — Днепропетровск, 1980. С. 71−75.
  135. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1986. 196 с.
  136. Г. В. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект / Г. В. Мухаметзянова, Ф. Ш. Мухаметзянова. — Казань: Издательство казанского университета, 2004.
  137. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / Н. Н. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 166с.
  138. Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие для студ. учр. Сред. Проф. Образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002.-288 с.
  139. Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы / Под ред. М. Доэла, С. Шарддоу. М., 1997. — 175 с.
  140. Обучение социальной работе. Преемственность и инновации / Отв. Ред. Ш. Рамон, Р. Сарри. -М., 1986.
  141. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2006. — 368 с.
  142. О.А. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника / О. А. Овсяник. — М., 1999. 20 с.
  143. Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. Пособие для студ. вузов и практических работников /Р.В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с.
  144. Основы психологии: Практикум / Редактор составитель Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 704с.
  145. Основы специальной психологии: учеб. Пособие для студентов сред. Пед. учеб. Заведений / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 480с.
  146. Основы социальной работы: Учебник / Отв.ред. П. Д. Павленок. -М.: ШТФРА-М, 1999. 368 с.
  147. A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования / A.M. Панов // Российский журнал социальной работы. М., 1995.-№ 1. — С .918.
  148. . Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин.- СПб.: ИГУП, 1999.- С. 195−202.
  149. . Профессиональное воспитание студента будущего социального работника как социокультурная проблема // Методологические и психолого-педагогические проблемы деятельности социального работника. Сб. научных статей. — СПб., 1994. — С.49−57.
  150. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.-478 с.
  151. Педагогика: Учеб. Пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Высшее образование, 2007. 430 с.
  152. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студ. высш. Пед. учеб. Завед. / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А.Г. Пашков- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-368 с.
  153. Педагогический словарь в 2 тт. Т.2. М., 1960. — 762 с.
  154. Педагогические технологии / Под общ.ред. B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с.
  155. В.П. Основные методологические проблемы медицины / В. П. Петленко. Л., 1982.
  156. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти / В. А. Петровский. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 512 с.
  157. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986.
  158. И. П. Педагогика: новый курс: Учеб. Пособие. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. М.: ВЛА-ДОС, 2003. — 576 с.
  159. Положение Правительства Российской Федерации об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденном постановлением от 3 марта 2001 г. № 160.
  160. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. М.: Издательство Института социальной работы, 1997. — 230с.
  161. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: метод, пособие: в 4 ч. / Н. С. Пряжников. — М.: Ин-т практической психологии, 1997.
  162. Психологические проблемы профессиональной деятельности / под ред. А. Г. Дикой, А. Н. Занковского. -М.: Наука, 1991.-168с.
  163. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-метод. пособие / Под ред. JI.M. Митиной. — М.: Флинта, 2003. — 181 с.
  164. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина В 2-х т. — Т. 1- М.: ВЛАДОС, 2003. 312с.
  165. Психология социальной работы / Под общей редакцией М. А. Тулиной. СПб.: Питер, 2002. — 352с.
  166. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений / J1. Г. Семушина// Среднее профессиональное образование. —2003. № 10. -С. 2−6.
  167. Ш. Исследование и обучение с точки зрения перспектив клиентов и опекунов / Ш. Рамон и Р. Сарри- пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996.
  168. Ш. и Шанин Т. Вестник высшей школы / Ш. Рамон, Т. Шанин.-М., 1991. С.50−63.
  169. В.Н. Социально-психологический тренинг в подготовке социальных работников / В. Н. Раскин // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1993.-№ 2. — С. 3−9.
  170. Г. И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями /Г.И. Репринцева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 1997.-№ 1.-С. 52−61.
  171. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Под ред. Б. М. Вульфсон, Н. М. Воскресенской, З. А. Мальковой, В. Я. Пилиповского. М.: Российский открытый университет, 1995. —272 с.
  172. М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект / М. Г. Рогов. — Казань: Изд-во КГТУ, 1998.- 155с.
  173. А.Н. Основы психотерапии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Н. Романин. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 208 с.
  174. Е.В. Формирование профессиональной готовности будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-инвалидами: Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук / Е. В. Ромашина. Майкоп, 2007. — 21 с.
  175. Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997. — Т. 2
  176. С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989.
  177. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам- пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  178. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе / под. Ред. Ю. Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. 559с.
  179. Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Автореф. Дисс. Докт. Психол. Наук /Р.Д. Санжаева. Новосибирск, 1997.- 37с.
  180. Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе / Ш. Рамон и Р. Сарри- пер. с англ. Ю. Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996.
  181. A.JI. Социальная психология: учеб. Для студ. вузов, обуч. По спец. «Психология» / А. Л. Свенцицкий. М.: Проспект, 2003. -332с.
  182. Свободное тело: Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Редактор-составитель В. Ю. Баскаков. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — 224 с.
  183. Л.Г. Разработка модели оптимизации учебного процесса в среднем специально учебном заведении / Л. Г. Семушина. М.: НИИВО, 1992.-40 с.
  184. Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях / Л. Г. Семушина. М.: Высшая школа, 1990.- 192 с.
  185. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002.-256с.
  186. В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. — М.: Социально-технологический институт, 2000. 90 с.
  187. Система подготовки социальных работников / Морозова Н., Зуева С., Чидилян Е. И. и др. // Социальная работа.-2004.-№ 1. С. 48−49.
  188. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
  189. Сластенин В. А Педагогика профессионального образования / В. А. Сластенин М.: Academia, 2004. — 368 с.
  190. В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: ИЧП Магистр, 1997. — 224 с.
  191. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Холостовой Е. И. М.: Юрист, 2000. — 424 с.
  192. Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е. Р. Смирнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1997. — № 2. — С. 51−56.
  193. И.А. Проблемы тендерных различий людей с ограниченными возможностями / И. А. Солодовникова, Е. Н. Львова // Сибирский педагогический журнал. № 13. — 2007. — С.335−345.
  194. И.А. Социальная работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями / И. А. Солодовникова, Н. Б. Шмелева // Государственная семейная политика. М., 2004. — С. 123 133.
  195. И.А. Основы деятельности социального работника по интеграции детей с ограниченными возможностями в социум:учебно-методическое пособие / И. А. Солодовникова. — Ульяновск, 2009. 80 с.
  196. И.А. Педагогические основы социальной работы с детьми ограниченных возможностей жизнедеятельности / Н. Б. Шмелева, И. А. Солодовникова // Развитие социальной реабилитации в России. М., 2000. — С. 138−143.
  197. Социализация взрослых: учебное пособие / Под ред. С.Г. Вер-шловского. СПб., 2002.
  198. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. — М., 1997.-203 с.
  199. Социальная работа с инвалидами: настольная книга специалиста / Под ред. Е. М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. -210с.
  200. Социальная работа: теория и практика / Отв. Ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. -М.: ИНФРА-М, 2003. -427с.
  201. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. Пед. учеб. Зав. / Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-400 с.
  202. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа, 1986.-№ 2. -С. 75−84.
  203. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 343с.
  204. Теория социальной работы / Под ред. Проф. Е. И. Холостовой. — М.: Юрист, 1999.-334с.
  205. Технология социальной работы / Под ред. Холостовой Е. И. — М.: ИНФРА-М, 2002. 400с.
  206. JI.B. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки работников социальных служб / JI.B. Топчий // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Вып. 4. — Барнаул, 1995.
  207. Д.Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2004.
  208. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе // Психологические исследования. М., 1966.
  209. Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490с.
  210. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ.
  211. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. № 195-ФЗ.
  212. Г. П. Личностно-профессиональные особенности социального работника / Г. П. Филиппова // Работник социальной службы. -2000. -№ 1.~ С .33−41.
  213. М.В. Ведение в специальность и основы профессиональной этики социального работника / М. В. Фирсов. М., 1993. — 344с.
  214. М.В. История социальной работы в России / М. В. Фирсов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 256с.
  215. М.В. Теория социальной работы / М. В. Фирсов, Е.Г. Сту-денова. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 432с.
  216. М.В. Профессионально-образовательная программа подготовки социального работника / М. В. Фирсов, Б. Д. Шапиро. — М., 1992.
  217. Г. Б. Фундаментализация социального образования / Г. Б. Хасанова. Казань: Изд-во Казанского университета, 2003, — 200с.
  218. Ш. К. О возможных путях развития системы подготовки социальных работников в России / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сари, пер. с англ., под ред. Ю. Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996.
  219. Е.И. Практикум по социальной работе / Е.И. Холосто-ва. М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2007. — 296 с.
  220. Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника / Е. И. Холостова. М., 1993.
  221. Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева. М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2002. — 340 с.
  222. А. В. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская // Теория и практика последипломного образования: сб. науч. статей / под ред. Проф. А. И. Жука. Гродно: ГрГУ, 2003. — С. 256−260.
  223. Д.И. Специалист среднего звена (Планирование, подготовка и среднее специальное образование). М.: Экономика, 1984. -200 с.
  224. В.Д. Психология деятельности и способности человека. / В. Д. Шадриков М.: Логос, 1996.
  225. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 184 с.
  226. М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ.высш. пед. учеб. Заведений / М. В. Шакурова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
  227. Д.Р. Формирование социально-реабилитационной компетенции у будущих специалистов социальной работы: Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук / Д. Р. Шарифуллина. Казань, 2007.
  228. Н.И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1995. — 541с.
  229. Е. Н. Развитие личности в обучении: учеб. Пособие: для студентов высш. Пед. учеб. Заведений / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. — М.: Academia, 1999. 286 с.
  230. Н.Б. Личность специалиста социальной работы (психолого-педагогический аспект) / Н. Б. Шмелева // Работник социальной службы. 2000. — № 4. — С. 33−37.
  231. Н.Б. Профессионально личностное развитие специалиста социальной работы / Н. Б. Шмелева. — Ульяновск: Издательство УлГУ, 2007.- 155 с.
  232. Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н. Б. Шмелева. Ульяновск: Издательство СВНЦ, 1997.-240 с.
  233. В.А. Моделирование в философии / В. А. Штофф. М.-Л., 1966.
  234. Л.М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1995. № 3. — с.29−36.
  235. Этика социальной работы: принципы и стандарты // Российский журнал социальной работы, 1995. № 2. С. 122−126.
  236. Эффективные технологии социальной реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями // Материалы межрегионального семинара-практикума. Ульяновск, 2007. — 134 с.
  237. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391с.
  238. И.М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности: методическое руководство / И. М. Юсупов. Казань: КГПИ, 1992. -32 с.
  239. В.А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. М.: Добросвет, 1998. — 596 с.
  240. И.С. Личностно-ориентированное обучение / И. С. Якиманская. М.: Новая школа, 1998. —184с.
  241. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е. Р. Ярская, Э. К. Наберушкина. СПб.: Издательский дом «Питер», 2004. — 320 с.
  242. Г. К. Формирование готовности к профессиональной деятельности у будущих специалистов социальной работы: Авто-реф.дисс. канд. Пед. наук. Казань, 2006.- 18с.
  243. Eberwein Н. Behinderte und Nichtbehinerte lernen gemeinsam. Hand-buch der Integrationspadagog. Weinheim und Basel, 1988. — 96−112 c.
  244. Friedrich A., Weigt G. Behinderte Menschen am Rande der Gesell-schaften. Probemestel-lungen und Losungsstrategien von «Sonderpadagogilc Dritte Welt». Frankfurt am Main, 1993. — 167−180 c.
  245. Kingson J.F. Training child life students: guidelines for hospital supervisors. Child Health Care. 1984 Winter- 12(3): 137−42.
  246. Ringler D., Topfer J. Wege und Ziele unter Berucksichtigen von pro-fessioneller Handlungs-Kompetenz // Soziale Arbeit. 1996. — 1. — C.25−34.
  247. Zastrow C. Introduction to Sozial Work and Sozial Welfare. JTR, 1996,-512−537 c.
Заполнить форму текущей работой