Повышение технического ресурса автомобильных трансмиссий путём улучшения свойств регенерированных масел
Цена минеральных масел составляет значительную долю в себестоимости производимой продукции, а особенно в АПК, где общее потребление этой отраслью масел различного назначения достигает 50% от общего объёма производства масел. Несомненно, что технически грамотное и экономное использование смазочных материалов может дать значительный экономический эффект в производстве и быть гарантией его… Читать ещё >
Содержание
- 1. Состояние вопроса и задачи исследований
- 1. 1. Анализ эксплуатационных режимов работы смазочных систем двигателей и трансмиссий
- 1. 2. Изменение трибологических свойств масел в процессе эксплуатации
- 1. 3. Анализ методов регенерации отработанных масел
- 1. 4. Выводы и задачи исследований
- 2. Теоретические предпосылки улучшения трибологических свойств регенерированных масел
- 2. 1. Особенности триботехнической системы трансмиссии при использовании смазочных композиций на основе регенерированного масла
- 2. 2. Закономерности разделения подсистемы «масло — мехпримеси» в лопастнокрыльчатой центрифуге
- 2. 2. 1. Движение инородной частицы по лопастной крыльчатке
- 2. 2. 2. Графический метод определения средних значений абсолютной скорости движения частицы и скорости осаждения механических примесей
- 2. 2. 3. Определение критических значений средней скорости осаждения частицы механических примесей и угловой скорости вращения ротора
- 2. 3. Метод очистки отработанных масел от топливных фракций
- 2. 4. Обоснование обобщённого комплексного показателя качества регенерированного масла
- 3. Программа и методика экспериментальных исследований
- 3. 1. Программа и общая методика исследований
- 3. 2. Методика лабораторных исследований
- 3. 3. Методика испытаний центробежных очистителей
- 3. 4. Методика испытаний влагоотделителей
- 3. 5. Методика обоснования комплексного показателя качества регенерированного масла
- 3. 6. Методика многофакторного эксперимента при исследовании процесса очистки отработанного масла на установке
- ЦЛРУ 1 — СГСХА
- 3. 7. Методика обоснования смазочной композиции
- 3. 8. Методика стендовых испытаний
- 3. 9. Методика эксплуатационных испытаний смазочной композиции в трансмиссиях автомобилей МАЗ
- 3. 10. Методика обработки экспериментальных данных и оценка точности измерений
- 4. Результаты экспериментальных исследований
- 4. 1. Лабораторная оценка влияния качества очистки на свойства регенерированных масел
- 4. 1. 1. Оценка влияния различных коагулянтов на эффективность отстоя отработанных масел
- 4. 1. 2. Оценка влияния различных адсорбентов на эффективность очистки отработанных масел
- 4. 2. Технологические испытания центробежных очистителей
- 4. 3. Технологические испытания влагоотделителей
- 4. 4. Влияние технологий очистки на восстановление физико — химических и трибологических свойств масла
- 4. 5. Определение комплексного показателя качества регенерированного масла
- 4. 6. Многофакторный анализ процесса очистки отработанного масла на установке ЦЛРУ 1 — СГСХА
- 4. 7. Обоснование состава смазочной композиции для автомобильных трансмиссий
- 4. 8. Результаты сравнительных испытаний смазочной композиции на редукторном стенде
- 4. 9. Результаты эксплуатационных испытаний смазочной композиции в трансмиссиях автомобилей
- 4. 1. Лабораторная оценка влияния качества очистки на свойства регенерированных масел
- 5. Производственное внедрение и экономическая оценка эффективности результатов исследования
- 5. 1. Технологический процесс регенерации отработанных масел с формированием рациональных смазочных композиций
- 5. 2. Оценка экономической эффективности от улучшения трибологических свойств регенерированных масел
Повышение технического ресурса автомобильных трансмиссий путём улучшения свойств регенерированных масел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В диссертации обоснована актуальность разработки и создания новых методов, технических средств и технологий регенерации отработанных масел с формированием рациональных смазочных композиций, повышающих при применении технический ресурс трансмиссий автомобилей.
Теоретически и экспериментально обоснованы методы оценки трибологи-ческих свойств регенерированных масел, оптимизации технологических параметров и сроков проведения технического обслуживания регенерационного оборудования по комплексному показателю качества, учитывающего физико-химические и трибологи-ческие свойства очищенного масла, наличие продуктов загрязнения и технологические параметры оборудования для регенерации отработанных масел. Проведена оценка методов и технических средств улучшения трибологических свойств регенерированных в условиях потребителя масел. На основании экспериментальных исследований проведён обоснованный выбор коагулянтов, адсорбентов и технологии регенерации, обоснован состав смазочной композиции очищенного отработанного моторного масла и присадок для использования в агрегатах трансмиссий автомобилей, осуществлён сравнительный анализ изменения физико-химических и трибологических свойств разработанной смазочной композиции и товарного масла после стендовых и эксплуатационных испытаний, а также установлено влияние применяемых масел на износ и скорость изнашивания деталей редукторов, свободный выбег автомобиля и суммарный износ деталей трансмиссии, характеризуемый углом поворота ведущего колеса.
В процессе исследований разработаны и внедрены в производство:
— методики расчёта параметров лопастнокрыльчатой центрифуги и плёночного испарителя;
— комплексный показатель качества регенерированного масла;
— технология «холодной» регенерации отработанных масел с формированием смазочных композиций, включающая методы и технические средства улучшения трибологических свойств регенерированных в условиях потребителя масел.
Экономическая оценка применения технологии регенерации отработанных моторных масел в условиях потребителя ТСМ выявила годовую экономию затрат на покупку товарного трансмиссионного масла, составляющую 1 248 620 рублей, при себестоимости смазочной композиции в 2,5 раза меньшей, чем у товарного масла.
Сложная экологическая обстановка в стране является в значительной мере следствием постоянного увеличения количества промышленных и бытовых отходов, а также неудовлетворительной их переработки. Основную часть отходов, образующихся на промышленных и транспортных предприятиях, составляют отработанные минеральные масла, которые являются одним из главных источников загрязнения окружающей среды, так как неутилизированные отработанные масла наносят ей непоправимый ущерб. Некоторые из них обладают канцерогенными свойствами и длительно не распадаются в естественных условиях. Так, минеральное масло разлагается в почве на 25% через 7 суток и на 45% через 21 день, а его влияние на почву выражается в том, что один грамм минерального масла заражает 0,0025 м² площади и на этом месте растительность не произрастает длительный период [59]. Более рациональным является повторное использование отработанных масел после их регенерации. Важным аргументом в пользу применения регенерированных масел является также ограниченность ресурсов нефти и то, что отработанные масла по своей органической структуре являются ценным оборотным продуктом, даже после неоднократного использования. Выход качественных вторичных масел из отработанных составляет 60 — 80%, в то время как при переработке сырой нефти выход товарных масел не более 10% [15]. Говоря другими словами, при регенерации одной тонны отработанных масел может быть получено 0,6.0,8 тонны базового масла, на выработку которого обычно требуется более 6 тонн нефти [85]. Несмотря на это, 15−20% масел безвозвратно теряется, а 20−30% собирается как отработанное и в большей мере используется в виде печного топлива [126].
Цена минеральных масел составляет значительную долю в себестоимости производимой продукции, а особенно в АПК, где общее потребление этой отраслью масел различного назначения достигает 50% от общего объёма производства масел [126]. Несомненно, что технически грамотное и экономное использование смазочных материалов может дать значительный экономический эффект в производстве и быть гарантией его рентабельности. В условиях потребителя топливо — смазочных материалов (ТСМ) максимально возможный экономический эффект может быть достигнут при реализации малоотходной технологии регенерации отработанных масел с последующим использованием регенерированных масел и сформированных на их основе смазочных композиций в узлах трения тракторов и автомобилей.
Одним из приоритетных направлений повторного использования регенерированных отработанных моторных масел является применение их для изготовления высококачественных трансмиссионных масел с хорошими вязкостно — температурными свойствами, так как по своим свойствам очищенные отработанные моторные масла приближаются к базовым дистиллятным маслам, которые используются в заводских условиях для изготовления товарных трансмиссионных масел, получаемых загущением маловязких масел высокополимерными присадками. Первостепенное значение в этом случае имеют трибологические свойства регенерированного масла, уровень которых определяется применяемыми методами, техническими средствами и технологиями регенерации.
На современном этапе развития машиностроения возрастающие требования к качеству смазочных материалов требуют максимального улучшения трибологических свойств регенерированных масел. Поэтому, разработка и создание новых методов, технических средств, а также технологий регенерации отработанных масел с формированием рациональных смазочных композиций, повышающих при применении технический ресурс автомобильных трансмиссий, является важной и актуальной научно — производственной задачей.
Решить поставленную задачу в условиях потребителя можно как в процессе модернизации уже имеющихся технических средств для регенерации, так и за счёт создания собственными усилиями новых конструкций регенерационного оборудования с его последующим использованием в технологическом процессе очистки отработанных масел. При этом, наряду с тщательным удалением продуктов старения и загрязнения из отработанных масел, необходимыми условиями получения высококачественных очищенных масел являются: оптимизация технологических параметров технических средств для регенерации масел, текущий контроль качества регенерированных масел и рациональные сроки проведения технического обслуживания регенерационного оборудования.
Данные исследования проводились с 2000 по 2003 г. г. по теме НИР Самарской ГСХА «Разработка и внедрение методов совершенствования режимов смазки и рационального использования масел в смазочных и гидравлических системах сельскохозяйственной техники» на 1998 — 2005 г. (ГР № 01.980 001 759). Экспериментальные исследования проводились в научной лаборатории «Повышение надёжности и экономичности механических систем» кафедры «Тракторы и автомобили» и в условиях автотранспортного предприятия ООО «Транспорт — Безенчук» Безенчукского района Самарской области.
Цель работы — повышение ресурса автомобильных трансмиссий путём обоснования методов и разработки технических средств улучшения свойств регенерированных отработанных моторных масел, позволяющих формировать на их основе смазочные композиции с улучшенными эксплуатационными свойствами.
Объект исследования — технологический процесс регенерации отработанных моторных масел с формированием смазочных композиций, повышающих ресурс трансмиссий автомобилей.
Исследования проводились теоретическими и экспериментальными методами.
Теоретические исследования направлены на анализ особенностей трибо-технической системы трансмиссии при использовании смазочных композиций на основе регенерированных масел, закономерностей разделения подсистемы «масло — механические примеси» в центробежном поле лопастнокрыльчатой центрифуги, метода углубленной очистки отработанных моторных масел от топливных фракций на плёночном испарителе, а также на обоснование методов экспресс-оценки трибологиче-ских свойств регенерированных масел, оптимизации технологических параметров и сроков проведения технического обслуживания регенерационного оборудования по комплексному показателю качества в условиях потребителя.
Проверка и подтверждение теоретических разработок осуществлялись в экспериментальных исследованиях. В лабораторных и эксплуатационных условиях определены влияние качества очистки на восстановление физико — химических и трибологических свойств регенерированных масел, а также изменение показателей, определяющих технический ресурс агрегатов трансмиссии и показателей качества товарного масла и смазочной композиции на базе регенерированного масла в стендовых и эксплуатационных условиях.
Научная новизна заключается в разработке уточнённых аналитических зависимостей и графических методов определения конструктивных и рабочих параметров лопастнокрыльчатой центрифуги и плёночного испарителякомплексного показателя качества, учитывающего физико — химические и трибологические свойства регенерированного масла, наличие продуктов загрязнения и технологические параметры реге-нерационного оборудованияметодов и технических средств улучшения свойств регенерированных маселтехнологии «холодной» регенерации отработанных моторных масел, позволяющей получить в условиях потребителя ТСМ смазочные композиции, повышающие ресурс автомобильных трансмиссий.
Практическая ценность. Предложена технология регенерации отработанных моторных масел, реализуемая при температурах 90−95 °С и предусматривающая входной лабораторный анализ качества отработанных масел, коагуляционную очистку, центрифугирование на лопастнокрыльчатой центрифуге, обработку в плёночном испарителе, фильтрацию через стекловолокнистые фильтры, адсорбционную очистку по методу перколяции, фильтрацию через бумажные фильтры, выходной лабораторный анализ качества очищенного масла и легирование регенерированных масел присадками. Разработана смазочная композиция Регмоторойл-Т (ТМ-3−9), SAE 80W-85, API GL-3, которая в сравнении с товарным трансмиссионным маслом ТСп-15К (ТМ-3−18), SAE 90, API GL-3 позволяет в 2,5 раза снизить стоимость масла, уменьшить износ шестерен и подшипников силовых редукторов тракторов на 15−43%, а за нормативный ресурс масла в агрегатах автомобильных трансмиссий снизить суммарный износ деталей трансмиссии автомобиля по углу поворота колеса (ТУ 70.0001.959 — 82) на 27%, содержание механических примесей в масле (ГОСТ 6370 — 83) на 9%, диаметр пятна износа (Д,) трёх нижних шариков модельной пирамиды четырёхшариковой машины трения (ГОСТ 9490 — 75) на 25% и свободный выбег автомобиля на динамометрическом стенде модели К — 493 на 8%.
Достоверность результатов работы подтверждается сравнительными испытаниями, протарированной контрольно — измерительной аппаратурой, использованием современных методов и технических средств исследования, а также применением теоретических положений по планированию эксперимента.
Реализация результатов исследований. Результаты проведённых исследований внедрены в условиях ремонтной механической мастерской автотранспортного предприятия ООО «Транспорт — Безенчук» Безенчукского района Самарской области.
Апробация работы. Основные положения и результаты работы были доложены, обсуждены и одобрены на конференциях и семинарах различного уровня: Поволжской межвузовской конференции «Актуальные агроинженерные проблемы АПК» Самарской ГСХА (2001 г.), Межгосударственном научно — техническом семинаре «Проблемы экономичности и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в АПК СНГ» Саратовского ГАУ имени Н. И. Вавилова (2002 г.), Поволжской межвузовской конференции «Совершенствование машиноиспользования и технологических процессов в АПК» Самарской ГСХА (2002 г.), научно — практической конференции, посвященной 50 — летию инженерного факультета Пензенской ГСХА «Проблемы развития машинных технологий и технических средств производства сельскохозяйственной продукции» (2002 г.).
Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 8 научных статей, один отчёт НИР с номером государственной регистрации и одно авторское свидетельство, в том числе две научные статьи без соавторов и одна статья в центральном издательстве.
Научные положения и результаты исследований, выносимые на защиту:
— теоретическое обоснование конструктивных и рабочих параметров лопа-стнокрыльчатой центрифуги и плёночного испарителя;
— методы и технические средства коагуляционной и адсорбционной очисток, а также дозирования присадок, позволяющие улучшить свойства регенерированных в условиях потребителя отработанных моторных масел;
— комплексный показатель качества для экспресс-оценки трибологических свойств регенерированного масла, определения рациональных сроков проведения технического обслуживания регенерационного оборудования и оптимизации технологических параметров;
— технология «холодной» регенерации отработанных моторных масел в условиях потребителя ТСМ с формированием рациональных смазочных композиций, повышающих технический ресурс автомобильных трансмиссий.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Теоретически установлены основные закономерности разделения подсистемы «масло — механические примеси» в центробежном поле лопастнокрыльчатой центрифуги (патент на изобретение № 2 196 810) и процесса испарения топливных фракций в плёночном испарителе. Определены рациональные значения частоты вращения ротора лопастнокрыльчатой центрифуги и площади активной поверхности плёночного испарителя (соответственно 6600 об/мин и 3,1 м2), при которых коэффициенты очистки отработанного моторного масла М — 8Г2к от общих и несгораемых механических примесей составили для лопастнокрыльчатой центрифуги соответственно 73% и 67%, что на 21% и 22% выше в сравнении с роторной центрифугой и на 10% и 8% с тарельчатым сепаратором. Удаление топливных фракций и воды плёночным испарителем в 2. .3 раза эффективнее тарельчатого сепаратора.
В аспекте коагуляционной и адсорбционной очистки наиболее эффективными и доступными в условиях потребителя являются водный раствор кальцинированной соды и алюмосиликатный синтетический формованный адсорбент, А — 30.
2. Предложен и экспериментально обоснован аналитической зависимостью комплексный показатель, который характеризует по бальной системе качество очистки отработанного масла по содержанию механических примесей, воды и кинематической вязкости, оценивает по критерию (диаметр пятна износа на четырёхшариковой машине трения) трибологические свойства масла и устанавливает зависимость качества регенерированного масла от параметров технологического процесса очистки. Экспериментально установлено предельное значение комплексного показателя (Крм.доп, — 53 балла), обеспечивающего необходимый запас качества регенерированного масла.
Выявлено, что высокое качество очистки отработанного масла и минимальное значение комплексного показателя качества регенерированного масла при макси.
•5 мально допустимой подаче масла насосом в установку 0,3 м /ч достигается при температуре масла 90 °C и 10% концентрации водного раствора коагулянта.
3. На основе регенерированного масла М — 8Г2к и присадок ПМС — 200 А, А — 22, МАКСОЙЛ — Д и ИХП — 14М — МН разработана смазочная композиция Регмо.
181 торойл — Т (ТМ — 3 — 9), которая при сравнительных испытаниях на редукторном стенде, моделирующем силовые агрегаты, показала снижение скорости изнашивания деталей на 15 — 43% и диаметра пятна износа в конце испытаний на 4% по сравнению с маслом ТСп — 15К (ТМ — 3 — 18).
Сравнительные эксплуатационные испытания сборочных единиц трансмиссий автомобилей МАЗ — 642 290 показали после пробега 95 ООО км более высокую надёжность при работе на смазочной композиции Регмоторойл-Т, что характеризуется снижением механических примесей на 0,09%, суммарного износа деталей трансмиссии по углу поворота ведущего колеса на 0,4 градуса, свободного выбега автомобиля на 7 метров и увеличением вероятности безотказной работы на 25%.
4. В условиях автотранспортного предприятия ООО «Транспорт — Безен-чук» Безенчукского района Самарской области испытана и внедрена центробежная лопастнокрыльчатая регенерационная установка ЦЛРУ 1 — СГСХА, которая позволяет реализовать технологию «холодной» регенерации отработанных моторных масел с формированием рациональных смазочных композиций, повышающих технический ресурс трансмиссий. При использовании установки ЦЛРУ 1 — СГСХА на данном предприятии, годовая экономия затрат на приобретение трансмиссионного масла составила 1 248 620 рублей (по уровню цен конца 2002 г.) при себестоимости смазочной композиции в 2,5 раза ниже, чем товарного масла.
Список литературы
- Авдуевский В. С., Броновец М. А., Буше Н. А. И др. Теоретические и прикладные аспекты современной трибологии П Первая международная конференция «Энергодиагностика». Сборник трудов, т.1, М., 1995. — С. 31- 61.
- Авдонькин Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей: Учебн. пособие для вузов. -М.: Транспорт, 1985. -215 с.
- Автоматизированные смазочные системы и устройства. / Коллектив авторов. М.: Машиностроение, 1982. 175 с.
- Адлер Ю. П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1971. — 283 с.
- Адсорбционная очистка нефтепродуктов движущимся слоем адсорбента: (Сборник научных статей/Ред. коллегия: Агафонов и др.) М.: ЦНИИТЭНЕФ-ТЕХИМ, 1977. — 184 с.
- Анахин В. Д., Плисс Д. А., Монахов В. Н. Вибрационные сепараторы. -М.: Недра, 1991.- 157 с.
- Арабян С. Г., Виппер А. Б., Холомонов И. А. Масла и присадки для тракторных и комбайновых двигателей. -М.: Машиностроение, 1984. 143 с.
- Арабян С. Г., Минин Е. Г. Смена моторных масел по их фактическому состоянию важный резерв экономии нефтепродуктов и увеличение ресурса двигателей. // Двигателестроение. — 1986. — № 1. — С. 60 — 62.
- Аронов Д.М., Мосихин Е. П. Об оценке эксплуатационных свойств моторных масел. // Эксплуатационно-технические свойства и применение автомобильных топлив, смазочных материалов и спецжидкостей. М.: Транспорт, 1968. Вып 5. — С. 77 — 98.
- А.С. 2 196 810 РФ, МПК 7 С 10 М 175/00 Устройство для регенерации отработанных масел / Литовкин А. В., Литовкин В. Н. (РФ). Опубл. 20.01.2003, Бюл. № 2.-7 с.
- Ахматов А. С. Молекулярная физика граничного трения, Физматгиз, 1963.-367 с.
- Бабель В. Г. Повышение термоокислительной стабильности масел ме-таллоплокирующими присадками. Международный конгресс. «Защита 95» Москва ноябрь 1995. Академия нефти и газа им. И. М. Губкина.
- Барышев В. И. Повышение надежности и долговечности гидросистем тракторов и дорожно-строительных машин в эксплуатации. Южно — Уральское книжное издательство, 1973. — 33 с.
- Бобович Б. Б., Девяткин В. В. Переработка отходов производства и потребления: Справочное издание / Под ред. д-ра техн. наук, проф. Б. Б. Бобовича. М.: «Интермет Инжиниринг», 2000. — 496 с.
- Болдашев Г. И., Савинов Г. П., Поздняков В. Р. Метод восстановления работоспособности отработанных масел коагуляционной очисткой. В кн.: Ресурсосберегающие методы использования сельскохозяйственной техники. Ульяновск, 1990. -С. 23 -25.
- Болдашев Г. И. Исследование влияния качества масел на повышение долговечности тракторных трансмиссий при разных способах смазки: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Саратов, 1978. — 24 с.
- Боровиков В. П. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
- Боуден Ф. П., Тейлор Д. Трение и смазка твердых тел. Пер. с англ. Под. ред. доктора технических наук И. В. Крагельского. М.: Машиностроение, 1968. -543 с.
- Братков A. JI. Теоретические основы химмотологии. М.: Химия, 1985.-265 с.
- Бутов Н. П. Научные основы проектирования малоотходной технологии переработки и использования отработанных минеральных масел. ВНИПТИМЭСХ, 2000.-410 с.
- Бутов Н. П. Система восстановления и использования отработанных автотракторная масел в АПК. Автореф. дис.. д-ра техн. наук. Зерноград, 1998.- 36 с.
- Васильева JI. С. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1968. — 279 с.
- Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных. -М.: Колос, 1973. 199 с.
- Венцель С. В. Применение смазочных масел в автомобильных и тракторных двигателях. М.: Химия, 1969. — 228 с.
- Венцель С. В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. М.: Химия, 1979. — 240 с.
- Венцель С. В. Смазка двигателей внутреннего сгорания. М.: Машгиз, 1963.- 180 с.
- Венцель С. В. Смазка и долговечность двигателей внутреннего сгорания. Киев.: Техника, 1977, — 205 с.
- Венцель Е. С., Ливада Г. Ф., Альтшулер М. А., Горбенко С. Н., Апоста-люк 3. С., Шильмовер М. Я., Альбощая Л. Н. Исследование смазывающих свойств гидравлических масел при дозированном вводе в них ионола. Трение и износ, 1986, Т 7, № 3, — С. 560 — 563.
- Гаевик Д. Т. Справочник смазчика. М.: Машиностроение, 1990. — 352 с.
- Гальперин Г. А. Исследование долговечности подшипников качения тракторных трансмиссий: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Саратов, 1971. — 28 с.
- Гаркунов Д. Н. Триботехника / пособие для конструктора/: Учебник для студентов втузов. 3-е изд. Перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1999. — 336 с.
- Гельвановский М. И., Трофимова И. Н. Экология и ресурсосбережение: наши проблемы и зарубежный опыт. // Мировая экономика и международные отношения. 1991. — № 12. — С. 126 — 137.
- Гнатченко И. И., Бородин В. А., Репников В. Р. Автомобильные масла, смазки, присадки: Справочное пособие. М.: ООО Издательство «АСТ" — СПб.: Издательство „Полигон“, 2000. — 360 с.
- Говорущенко Н. Я. Техническая эксплуатация автомобилей. Харьков: Выщая школа, 1984. — 312 с.
- ГОСТ 20 684 75. Масла моторные отработанные. Метод определения содержания нерастворимых осадков. — М.: Изд-во стандартов, 1975. — 24 с.
- ГОСТ 27.502 83. Надёжность в технике. Система сбора и обработки информации. Планирование наблюдений. — М.: Изд — во стандартов, 1984. -23 с.
- ГОСТ 21 046 86. Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия. — М.: Изд-во стандартов, 1984. — 10 с.
- ГОСТ 26 098 84. Нефтепродукты. Термины и определения. — М.: Издательство стандартов, 1986.
- ГОСТ 17 479.1 85. Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные. -М.: Издательство стандартов, 1985.
- ГОСТ 17 479.2 85. Обозначение нефтепродуктов. Масла трансмиссионные. -М.: Издательство стандартов, 1985.
- ГОСТ В. 18 241- 90. Топливо, масла, смазки и специальные жидкости. Номенклатура и порядок назначения. М.: Издательство стандартов, 1990.
- Грамолин А. В., Кузнецов А. С. Топливо, масла, смазки, жидкости и материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей. М.: Машиностроение, 1995. -321 с.
- Григорьев М. А., Пономарёв Н. Н. Износ и долговечность автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1976. — 248 с.
- Григорьев М. Г., Бунаков Б. М., Донецкий В. А. Качество моторного масла и надежность двигателей. М.: Изд-во стандартов, 1981.- 232 с.
- Гуреев А. А., Попова Н. Н., Низьева О. С., Голубев В. А., Шаболинская Л. А., Ермакова Т. И. Влияние обводнения на старение гидравлического масла. // Химия и технология топлив и масел 1992 № 12. — С. 14.
- Гущин В. А., Остриков В. В., Гущина А. И. Теоретические предпосылки восстановления основных эксплуатационных свойств смазочных масел. Тамбов, 1994.-36 с.
- Гущин В. А., Остриков В. В. Технологические указания по очистке и восстановлению моторного масла . Тамбов, 1994. — 35 с.
- Денисова Н. Е., Большаков П. А., Ротенберг 3. JI. и др. Смазка оборудования текстильной и лёгкой промышленности: Справочник под ред. Н. Е. Денисовой. М., Легпромбытиздат, 1994. — 448 с.
- Дерягин Б. В., Заховаева Н. Н., Трение и износ в машинах, Труды Всесоюзной конференции, т. 4, Изд. АН СССР, 1947. С. 96.
- Дерягин Б. В., Самыгин М. М., Трение и износ в машинах, Труды Всесоюзной конференции, изд. АН СССР, т.2., 1940. С. 276.
- Дерягин Б. В. Что такое трение? М. — Л. Изд-во АН СССР, 1963, — 230 с.
- Днепровский А. С., Темникова Т. И. Теоретические основы органической химии. Л.: Химия, 1979. 520 с.
- Дружинина А. В., Цигуро Т. А., в сб. „Присадки к маслам“, Труды I I Всесоюзного совещания, изд. „Химия“, 1966. С. 195.
- Дьяконов В. П., Абраменкова И. В. MathCAD 7.0 в математике, физике и Internet. М.: „Нолидж“, 1999. — 352 с.
- Дьяконов В. П., Абраменкова И. В., Круглов В. В. MATLAB 5.3.1 с пакетами расширений. Под ред. проф. Дьяконова М.: Нолидж. 2001 г., 880 с.
- Евдокимов А. Ю., Джамалов А. А., Лашхи В. Л. Отработанные смазочные материалы и вопросы экологии. // Химия и технология топлив и масел 1992 № 11. — С. 26.
- Евдокимов Ю. А., Колесников В. И., Тетерин А. И. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980. — 228 с. 245 с.
- Ждановский Н. С., Николаенко А. В. Надёжность и долговечность автотракторных двигателей. Л.: Колос, 1981.- 295 с.
- Итинская Н. И. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости: Учебное пособие для инженерных факультетов сельскохозяйственных вузов. -М.: Колос, 1969.- 360 с.
- Итинская Н. И., Кузнецов Н. А. Топлива, масла и технические жидкости: Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Агропромиздат, 1989. — 304 с.
- Кадмер Е., Мозер Н. Труды международного нефтяного конгресса, т. 7, Гостоптехиздат, 1957, С. 181.
- Китанин В. Ф., Уханов А. П., Гуськов Ю. В. Рекомендации по использованию топливных и смазочных материалов в сельскохозяйственном производстве. -Пенза: Полиграфист, 1992. 42 с.
- Классики естествознания. Гидродинамическая теория смазки. Гостехте-оретиздат., 1934. 625 с.
- Климов В. Я. Трение и износ в машинах. // Труды Всесоюзной конференции, т. 1, Изд. АН СССР, 1947. С. 7.
- Коваленко В. П. Загрязнение и очистка нефтяных масел,— М.: Химия, 1978 -318 с.
- Коваленко В. П., Ильинский А. А. Основы техники очистки жидкостей от механических загрязнений.- М.: Химия, 1982. 218 с.
- Коднир Д. С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин. М.: Машиностроение, 1976. — 304 с.
- Колесник П. А. Материаловедение на автомобильном транспорте: Учебник для вузов. 4 — е. изд. перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1987. — 271 с.
- Костецкий Б. И., Моисеев А. А., Гальперин Г. А. Анализ причин разрушения подшипников качения силовых передач трактора ДТ 75 М // Улучшение режимов смазки тракторных трансмиссий. Сб. науч. тр. — Куйбышев, 1972. С. 46−52.
- Крагельский И. В. Трение, изнашивание и смазка: Справочник, 1.2. М.: Машиностроение, 1978.
- Кудрявцев Е. М. MathCAD 2000 Pro. М.: ДМК Пресс. 2001. — 576 с.
- Кузнецов А. А. Обобщённая модель некоторых объектов автоматического регулирования // Автоматизация сельскохозяйственного производства. Сб. науч. тр. Ульяновск, 1976. С. 46 — 54.
- Курнир Д. С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин. М.: „Машиностроение“, 1976. 304 с.
- Левшанов Г. Г. Исследование эксплуатационной оценки качественного состояния моторного масла для оптимизации срока его использования: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Ульяновск, 1972. — 26 с.
- Лезин П. П. Обеспечение заданной надёжности сельскохозяйственной техники при её ремонте. // Обеспечение надёжности тракторной техники. Челябинск, 1982. С. 109−111.
- Лезин П. П. Оптимизация надёжности капитально отремонтированной техники. // Повышение эффективности использования сельскохозяйственной техники Нечернозёмной зоны РСФСР. Саранск, 1983. С. 54 61.
- Лезин П. П. Формирование надёжности сельскохозяйственной техники при её ремонте. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. — 196 с.
- Ленивцев Г. А. Анализ напряженности работы трансмиссионных масел.- В кн.: Совершенствование технологических процессов очистки и использования масел в сельском хозяйстве. Ульяновск, 1987. -С.16 19.
- Ленивцев Г. А., Глазков В. Ф., Бухвалов С. Г., Поздняков В. Р. Рациональные методы использования масел в сельскохозяйственной технике: Учебное пособие-Главк с.-х. вузов. Самарский СХИ. СамараД991. — 120 с.
- Ленивцев Г. А., Литовкин А. В. Теоретическое обоснование площади активной поверхности плёночного испарителя регенерационных маслоочистительных установок. // Актуальные агроинженерные проблемы АПК: Сб. науч. тр. / СГСХА -Самара. 2001.-С. 3 -6.
- Ленивцев Г. А., Литовкин А. В. Теоретическое определение скорости выделения механических примесей в центробежном очистителе с лопастной крыльчаткой. // Актуальные агроинженерные проблемы АПК: Сб. науч. тр. / СГСХА Самара. 2001. — С. 6 -10.
- Ленивцев Г. А., Литовкин А. В., Верхов А. С. и др. Улучшение трибологических свойств минеральных и растительных масел непосредственно потребителем. Достижения науки и техники АПК. № 8, 2001. С. 24−26.
- Ленивцев Г. А., Синютин П. Г., Верхов А. С. Теоретический расчёт процесса выделения частиц загрязнений из масла в центробежном поле гидроциклона // Актуальные агроинженерные проблемы АПК: Сб. науч. тр. / СГСХА Самара. 2001. -С. 75 -78.
- Ленивцев А. Г. Снижение интенсивности абразивного изнашивания тракторной силовой передачи применением компенсатора герметичности: Дис.. канд. техн. наук. Самара, 1999. — 171с.
- Липкович И. Э. Оптимизация структуры, состава и размещения комплексов регенерации отработанных масел. Автореф. дис.. канд. техн. наук. Зерно-град, 1995.-20 с.
- Литовкин А. В. Обоснование комплексного показателя оценки трибологических свойств восстановленного масла, приемлемого для потребителя. // Совершенствование машиноиспользования и технологических процессов в АПК: Сб. науч. тр. Самара. 2002. — С. 27 — 29.
- Литовкин А. В. Устройство для регенерации масел в условиях потребителя. // Совершенствование машиноиспользования и технологических процессов в АПК: Сб. науч. тр. Самара. 2002. — С. 35 — 38.
- Ловкие 3. В. Гидроприводы сельскохозяйственной техники: конструкция и расчет. М.: Агропромиздат, 1990. — 239 с.
- Лосиков Б. В., Пучков Н. Г., Энглин Б. А., Основы применения нефтепродуктов, Гостоптехиздат, 1959. -264 с.
- Лукьяненко В. М., Таранец А. В. Центрифуги: Справ, изд. М.: Химия, 1988.-384 с.
- Лышко Г. П. Топливо и смазочные материалы: Учебники и учебные пособия для высших с.-х. учебных заведений М.: Агропромиздат, 1985. — 336 с.
- Маев В. Е., Смирнов Г. А., Флеер Д. Е. Совершенствование систем фильтрации воздуха, масла и рабочих жидкостей гидросистем тракторов. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1996. № 1. — С. 11.
- Мартыненко А. Г. Очистка нефтепродуктов в электрическом поле постоянного тока. М., „Химия“, 1974. -256 с.
- Матвеев В. В. Напряженность работы масла в агрегатах трансмиссий тракторов. В кн.: Улучшение режимов смазки тракторных трансмиссий: Сб. научн. тр. / Куйбышевский СХИ. — Куйбышев, 1972, — С. 3−11.
- Матвеев В. В. Повышение долговечности и эффективности работы трансмиссии сельскохозяйственных тракторов на основе улучшения эксплуатационных режимов смазки: Автореф. дис.. канд. техн. наук.-Ленинград Пушкин, 1973. -34 с.
- Матвеев В. В., Глазков В. Ф. Влияние фракционного состава абразива на износ деталей силовых передач. // Улучшение режимов смазки тракторных трансмиссий: Сб. науч. тр. Куйбышев, 1972. С.16−21.
- Математический анализ в вопросах и задачах: Учеб. пособие / В. Ф. Бутузов, Н. Ч. Крутицкая, Г. Н. Медведев и др.- Под ред. В. Ф. Бутузова. 2-е изд., перераб. — М.: Высш.шк., 1993. — 480 с.
- Методика определения экономической эффективности использования в сельском хозяйстве результатов научно исследовательских работ, новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. — М.: ВНИИПИ, 1983. — 150 с.
- Михлин В. М. Прогнозирование технического состояния машин. М.: Колос, 1976.-287 с.
- Морозов Г. А., Арцимонов О. М. Очистка масел в дизелях. Л.: Машиностроение, 1971.-201 с.
- Мотовилин Г. В., Масино М. А., Суворов О. М. Автомобильные материалы: Справочник. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1989. — 464 с.
- Надёжность и ремонт машин / В. В. Курчаткин, Н. Ф. Тельнов, К. А. Ачкасов и др.- Под ред. В. В. Курчаткина. М.: Колос, 2000. — 776 с.
- Назарова Н. В. Улучшение противоизносных и противозадирных свойств трансмиссионных масел путем озвучивания. В кн.: Совершенствование технологических процессов очистки и использования масел в сельском хозяйстве. Ульяновск, 1987. — С. 35 — 38.
- Непогодьев А. В., в сб. „Присадки к маслам“, Труды I I Всесоюзного совещания, изд. „Химия“, 1966. С. 202.
- Нефтепродукты для сельскохозяйственной техники: Справ, изд./ В. А. Борзенков, М. А. Воробьев, Н. А. Кузнецов, А. Н. Никифоров. М.: Химия, 1988. -288 с.
- Никитин Г. А., Никонов К. В. Фильтрация рабочих жидкостей.- Киев: КНИГА, 1984.-256 с.
- Никифоров А. Н. Рациональное использование и экономия жидкого топлива и смазок в сельском хозяйстве. М.: ВАСХНИЛ, 1985. — 64 с.
- Никифоров А. Н. Научные основы использования топлива и смазочных материалов в сельском хозяйстве. М.: Химия, 1978.- 210 с.
- Николаенко А. В., Хватов В. Н. Повышение эффективности использования тракторных дизелей в сельском хозяйстве. Л.: Агропромиздат. Ленинградское отделение. 1986.- 191 с.
- Основы трибологии (учебник для вузов). Коллектив авторов. Под редакцией А. В. Чичинадзе. М.: Центр „Наука и техника“, 1995. 777 с.
- Орехов А. А., Жижин Р. В. Улучшение режима смазки зубчатых передач тракторных трансмиссий путём использования внутренних ресурсов двигателя.
- Проблемы развития машинных технологий и технических средств производства сельскохозяйственной продукции: Сб. научн. тр. науч. практ. конф., посвящ. 50 -летию инженерного факультета Пензенской ГСХА. — Пенза: РИО ПГСХА, 2002. -С. 92 — 93.
- Остриков В. В. Восстановление эксплуатационных свойств моторного масла. Теоретические предпосылки. Химия и технология топлив и масел, № 1, 1999. -С. 24−26.
- Остриков В. В. Повышение эффективности использования смазочных материалов путем разработки и совершенствования методов, технологий и технических средств. Автореф. дис.. д-ра техн. наук. Саратов, 2000. — 45 с.
- Остриков В. В. Прогнозирование ресурса очищенного отработанного моторного масла по остаточной щелочности / Тезисы докладов научно технической конференции. — Тамбов, ВНИИТиН, 1992. — С. 22 — 24.
- Остриков В. В., Матыцин Г. Д. Восстановление эксплуатационных свойств отработанных моторных масел. Механизация и электрификация сельского хозяйства. № 12, 1997. — С. 24−26.
- Остриков В. В., Матыцин Г. Д. Восстановление отработанного моторного масла для повторного использования в ДВС. Двигателестроение, № 3, 1999. — С. 30 — 33.
- Остриков В. В., Матыцин Г. Д. Изменение состава частиц загрязнений при очистке отработанного масла. Техника в сельском хозяйстве, № 3, 1999. -С. 34 — 35.
- Остриков В. В., Матыцин Г. Д., Вязинкин В. С. Использование очищенного отработанного масла. Тракторы и сельскохозяйственные машины, № 8, 1999. — С. 9- 10.
- Остриков В. В., Матыцин Г. Д., Прохоренков М. В. Организация повторного использования отработанных масел. Техника в сельском хозяйстве, № 1, 1999.-С. 32−34.
- Палишкин Н. А. Гидравлика и сельскохозяйственное водоснабжение. -М.: Агропромиздат, 1990.-351 с.
- Пасечников Н. С. Исследование процесса освежения масла в картере двигателя //Труды ГОСНИТИ, 1964. Т.4. С. 153 — 166.
- Переработка использованных минеральных масел // Техника машиностроения. 1997. — № 3. — С. 57.
- Пироженко Е. М. Динамика гидропривода реактивных масляных центрифуг: Дис.. канд. техн. наук.-Зерноград, 1970.
- Пироженко Е. М., Бутов Н. П. и др. Исследование процесса осаждения частиц воды в горюче-смазочных материалах в поле гравитации // Сб. науч. тр. / РИСХМ. Ростов — на — Дону, 1978.
- Плаксин В.Ф., Черников Н. И. Разработка технологической линии регенерации моторных масел. В кн.: Совершенствование технологических процессов очистки и использования масел в сельском хозяйстве. Ульяновск, 1987. — С. 48 — 51.
- Плис А. И., Сливина Н. A. MathCAD 2000. Математический практикум для экономистов и инженеров: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. -656 с.
- Полканов И. П. Методические указания по оценке результатов исследований. Ульяновск, 1973. — 23 с.
- Райко М. В. Смазка зубчатых передач. Киев.: Техника, 1970. 196 с.
- Рахмина Г. В. Excel 2000. Руководство пользователя с примерами. -М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 592 с.
- Розенберг Ю. А. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность машин. М.: Машиностроение, 1970. — 312 с.
- Румшинский Л. 3. Математическая обработка результатов эксперимента. М.: Наука, 1971. — 192 с.
- Рыбаков К. В., Коваленко В. П. Регенерация отработанных масел и их повторное использование: Обзор. Информ. -М.: АгроЦНИИ ТЭИИТО, 1988. — 30 с.
- Рябова Н. Д. Адсорбенты для светлых нефтепродуктов. Ташкент, „Фом“, 1974.-297 с.
- Сафонов А. С., Ушаков А. И., Юсковец Н. Д. Автомобильные эксплуатационные материалы. СПб., Гидрометиоиздат, 1998. — 223 е., Научно — техническое издание АА НИИ.
- Сафонов В. В. Повышение долговечности ресурсоопределяющих агрегатов мобильной сельскохозяйственной техники путём применения металлосодержа-щих смазочных композиций. // Автореф.. дис. канд. техн. наук. Саратов, 1999. -24 с.
- Семенидо Е. Г. Изменение качества трансмиссионного масла. Автомобильная и тракторная промышленность, № 8 (1956). — С. 248.
- Семенидо Е. Г., Кроль Б. Б. Абразивное изнашивание в трансмиссии. -Научнотехнический бюллетень ЦИАТИМ, № 84 (1940). С. 48.
- Стребков С. В., Стрельцов В. В. Применение топлива, смазочных материалов и технических жидкостей в агропромышленном комплексе. Учебное пособие. Белгород: Белгородская ГСХА, 1999. — 404 с.
- Скундин Г. И. Механические трансмиссии колёсных и гусеничных тракторов. -М.: Машиностроение, 1969. 343 с.
- Скундин Г. И., Беркович М. С. Влияние запылённости смазки на срок службы подшипников качения в трансмиссиях сельскохозяйственных тракторов. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1970. — № 10. — С. 17−19.
- Смазочные материалы. Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / Матвеевский Р. М., Лашхи В. Л., Буяновский И. Л., и др. М.: Машиностроение 1989. — 587 с.
- Снов Б. Н. Истечение жидкости через насадки. М.: „Машиностроение“, 1968.- 138 с.
- Справочник по триботехнике под ред. М. Хебды. М.: Машиностроение, 1989.-398 с.
- Справочник. Топливо, смазочные материалы, техническая жидкость. -М.: Химия, 1989.-254 с.
- Суркин В. И., Курчатов Б. В. Смазка пар трения дизелей: Монография, ЧГАУ. Челябинск, 1999. — 224 с.
- Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Батыштова К. Н., Берштадт Я. Л., Богданов М. К. и др. / Под ред. Школьникова В. М. М.: Химия, 1989. — 289 с.
- Трибология: Исследования и приложения: опыт США и стран СНГ. Под ред. Белого В. А., Мышкина И. К. М.: Машиностроение- Нью-Йорк: Аллертон пресс, 1993.-454 с.
- Трибологические основы повышения ресурса машин: Учебная программа / М. Н. Ерохин, В. В. Стрельцов, Г. К. Потапов и др. М.: МГАУ, 1994. 9 с.
- Триботехника (трение, износ, смазка машин, эффект безызносности): Учебное пособие / Гаркунов Д. Н., Ерохин М. Н., Потапов Г. К., Оськин В. А. М.: МИИСП, 1991.34 с.
- Трубчатые электрические нагреватели и установки с их применением / Белавин Ю. А., Евстигнеев М. А., Чернявский А. Н. и др. Энергоатомиздат, 1989 -160 с.
- Тыщенко В. А., Шабалина Т. Н., Лобзин Е. В., Полякова А. А., Калинина Л. Д. Оценка старения гидравлических масел. // Химия и технология топлив и масел- 1993 № 7.-С. 35.
- Уханов А. П., Гуськов Ю. В., Артемов И. И., Климанов А. В. Использование нефтепродуктов, технических жидкостей и ремонтных материалов при эксплуатации мобильных машин: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — Самара: СГСХА, 2002. — 292 с.
- Уханов А. П., Гуськов Ю. В., Артёмов И. И. Эксплуатационные материалы для автотранспортных средств: Учебное пособие. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2003. — 424 с.
- Холманов В. М. Разработка показателей и технических средств для диагностики состояния моторного масла в эксплуатационных условиях: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Саратов, 1984. — 19 с.
- Хрущев М. М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание. М.: „Наука“, 1970.- 252 с.
- Цыпцын В. И., Сафонов В. В. Использование гидрофильного полимера при обезвоживании нефтепродуктов. // Химмотология и надёжность силовых передач сельскохозяйственных тракторов: Сб. науч. тр. / УСХИ. Ульяновск, 1989. С. 64 69.
- Цыпцын В. И., Удодов С. Н., Щербаков Д. А. Особенности применения магнитных материалов в узлах трения. // Совершенствование машиноиспользования и технологических процессов в АПК: Сб. науч. тр. Самара. 2002. — С. 76 -77.
- Черножуков Н. И., Крейн С. Е., Окисляемость минеральных масел, Гостоптехиздат, 1955. 243 с.
- Чичинадзе А. В., Матвеевский Р. М., Браун Э. Д. Материалы в триботехнике нестационарных процессов. М.: Наука, 1986. 248 с.
- Чугаев Р. Р. Гидравлика /техническая механика жидкости/. 2-е изд. перераб. и доп. — Л.: „Энергия“, 1971, — 552 с.
- Чулков П. В., Чулков И. П. Топлива и смазочные материалы: ассортимент, качество, применение, экономия, экология: Справ, изд. М.: Политехника, 1996.-304 с.
- Шагин В. В., Двойрес Л. И. Старение и очистка дизельных масел. Калининград: Кн. изд-во, 1971. — 200 с.
- Шаронов Г. П., Сафонов В. В. Влияние воды в масле на качество приработки после ремонта двигателей. // Технологическое формирование качества деталей при капитальном ремонте: Сб. науч. тр. / СПИ. Саратов, 1989. С. 82 87.
- Шашкин П. И., Брай И. В. Регенерация отработанных нефтяных масел (Изд., 2-е, перераб. и доп.) М., „Химия“, 1970. 489 с.
- Шкоропад Д. Е., Новиков О. П. Центрифуги и сепараторы для химических производств. М.: Химия, 1987. — 256 с.
- Экологические проблемы рационального использования смазочных материалов/ И. Г. Фукс, А. Ю. Евдокимов, В. JI. Лашхи, Ш. М. Сайдахмедов. М.: Нефть и газ, 1993.- 164 с.
- Янзин В. В. Разработка и исследование показателей и технических средств для улучшения работы тракторных трансмиссий (на примере трактора МТЗ): Дис.. канд. техн. наук. Куйбышев, 1989. — 167 с.
- Якунина И. Н., Орлова Н. В. Зарубежные масла, смазки, присадки и их отечественные аналоги. / Международный каталог. Международная академия информации при ООН. Отделение „Оптимизация и информационное обеспечение динамических систем“, 1996. — 496 с.
- Bowden F. P., Tabor D. The Friction and Lubrication of Solids, Part II, Oxford Clarendon Press, 1964.
- Glaser W. Mineraloeltechnik, 1972, № 48, p. 29.
- Hsu S. M. and Klaus E. E., „Estimation of Molecular junction Temperatures in Four Ball Contacts by Chemical Reaction Rate Studies“, ASLE Trans. 21, 3, pp 201 -210 (1978).
- Kent W.L., SAE Journal, 65, № 5, 124 1953, 76 p.
- Klaus E. E. and Perez J. M., „Comparative Evaluation of Several Hydraulic Fluids in Operation Equipment, a Full-Scale Pump Test and the Four Ball Wear Tester“, SAE Sp. Pub., 558, pp 25 — 35 (1983).
- Kluck С. E., Olsen P. W. and Skriba S. W., „Lubrication System Design Considerations for Heavy Duty Diesel Engines“, SAE Paper 861 224 (1986).
- Li D. F., Rohde S. M. and Ezzat H. A., „An Automotive Piston Lubrication Model“, ASLE Trans. 26, 2, ppl51−160.
- Lowry Т. H., Richardson K. S. Mechanism and Theory in Organic Chemistry. New York, Happer a. Row, 1981. 748 p.
- Millot I., MonceR. Entropie, 1972., № 48,p. 107−115.
- Patton K. J., Nitschke R.G. and Heywood J. В., „Development and Evaluation of a Friction Model for Spark Ignition Engines“, SAE Paper 890 836 (1989).
- Результаты исследований физико химических и эксплуатационных свойств регенерированного отработанного дизельного моторного масла М — 8 Г2к
- Наименование показателей М 8Г2к Метод испытания
- ГОСТ 8581–78 Регенерированное
- Вязкость кинематическая, мм2/с: при 100 °C при 40 °C 8,0 ± 0,5 8,37 66,35 ГОСТ 33 2000
- Индекс вязкости Не менее 90 94 ГОСТ 25 371 97
- Массовая доля механических примесей, % Не более 0,015 Отсутствие ГОСТ 6370 83
- Массовая доля воды, % Не более следы Отсутствие ГОСТ 2477 65
- Температура вспышки в открытом тигле, °С Не ниже 200 238 ГОСТ 4333 87
- Температура застывания, °С Не выше 30 -35 ГОСТ 20 287– — 91
- Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2 Отсутствие 53,45 ГОСТ 20 502 75 вариант 2
- Термоокислительная стабильность при 250 °C, мин Не менее 60 12,5 ГОСТ 23 175– —78
- Щелочное число, мг КОН на 1 г масла Не менее 6,0 0,2 ГОСТ 11 362–96
- Массовая доля активных элементов, %: кальция цинка фосфора Не менее 0,19 Не менее 0,05 Не менее 0,05 0,09 0,008 0,019 ГОСТ 13 538 68
- Степень чистоты, мг на 100 г масла Не более 500 42 ГОСТ 12 275 65
- Коэффициент пропускания на фотоколориметре, % 100 96 Исследовательский метод
- Трибологические характеристики наЧШМ трения: показатель износа (Ди) при осевой нагрузке 196 Н (20 кгс), температуре 20 ± 5 °C, в течение 30 мин 0,26 0,35 ГОСТ 9490 75
- Зав. отделом JV» Зав. лаборато.
- Н.И .Григорьева И. А. Гаврилова