Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях неустойчивого роста экономики России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для анализа конкурентоспособности мебельного предприятия разработан соответствующий алгоритм, в котором выявлены объекты анализа, исполнители, источники информации и сроки проведения анализа. Выделение объектов анализа позволяет учитывать особенности и проблемы мебельных предприятий России. По результатам проведенного анализа модулей деятельности рабочие группы формируют перечень конкурентных… Читать ещё >

Содержание

  • Список терминов
  • Условные обозначения и сокращения
  • Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью мебельных предприятий России в современных условиях
    • 1. 1. Современное состояние и тенденции развития мебельной промышленности России
    • 1. 2. Систематизация научных разработок в области теории конкурентоспособности предприятий
    • 1. 3. Роль и способы управления конкурентоспособностью мебельных предприятий России в современных условиях
  • Глава 2. Формирование системы управления конкурентоспособностью мебельных предприятий России в условиях неустойчивого роста экономики России
    • 2. 1. Моделирование системы управления конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях неустойчивого роста экономики России
    • 2. 2. Управление активной и пассивно-активной частью конкурентоспособности мебельных предприятий в условиях неустойчивого роста экономики России
    • 2. 3. Разработка правила оценки механизмов управления конкурентоспособностью мебельных предприятий России
  • Глава 3. Управление конкурентоспособностью на мебельных предприятиях Московской области
    • 3. 1. Конкурентная среда мебельных предприятий Московской области в условиях неустойчивого роста экономики России
    • 3. 2. Инструменты и механизмы управления активной и пассивно-активной конкурентоспособностью на мебельных предприятиях Московской области
    • 3. 3. Оценка действенности механизмов управления конкурентоспособностью на мебельных предприятиях Московской области

Управление конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях неустойчивого роста экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования объясняется ролью и значимостью мебельной промышленности в социально-экономическом развитии Российской Федерации. При стабильной экономике ошибки в управлении (проигрыш в конкурентной борьбе) мебельным предприятием молено было исправить, пусть и с большими потерями, в условиях острой фазы кризиса и последовавшего за ней периода неустойчивого роста экономики России, любая ошибка в управлении может иметь роковое значение, как для мебельного предприятия, так и для государства, вследствие возрастающей социальной напряженности из-за роста безработицы.

Таким образом, практическая значимость исследования проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемам, связанным с $ управлением конкурентоспособностью, посвящены многие научные публикации как отечественных, так и зарубежных специалистов.

Наиболее значимые разработки в области конкурентоспособности и стратегического управления, как элемента ее повышения, принадлежат следующим авторам: Г. А. Азоеву, B.C. Андрианову, И. Ансоффу, К. Берри, А. Дайану, Д. Дею, П. Друкеру, П. Б. Карлоффу, Ж.-Ж. Ламбену, М. Портеру, А. Пулфорду, Р. А. Фатхутдинову, Н. С. Яшину и другим.

Проблемам совершенствования управления и экономического развития лесопромышленного комплекса страны в целом и мебельной промышленности, в частности, посвящены работы А. В. Антонова, Н. А. Бурдина, Г. П. Бутко, А. И. Закирова, С. И. Зверева, В. А. Егорнова, Н. И. Кожухова, Н. А. Медведева, Н. А. Моисеева, А. П. Петрова, В. В. Саханова, А. В. Сухоруков, В. А. Шлыкова и др.

Однако следует заметить, что в существующей литературе остаются недостаточно разработанными вопросы совершенствования инструментов и методов управления конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях неустойчивого роста экономики России, что и предопределило выбор темы, ее цель и основные задачи.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке обоснованных теоретических и практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности мебельных предприятий в условиях острой фазы кризиса и последовавшего за ней периода неустойчивого роста экономики России.

Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

1. Обосновать приоритетное значение управления конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях современных условиях.

2.Исследовать теоретические и методологические основы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, рассмотрев отечественные и зарубежные методы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.

3.Разработать и обосновать новый подход к конкурентной среде мебельных предприятий с позиции влияния предприятия на различные составляющие части данной среды.

4. На основе нового подхода к конкурентной среде мебельных предприятий разработать организационную модель управления конкурентоспособностью мебельных предприятий.

5. Предложить и апробировать на практике механизмы управления конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях острой фазы кризиса и последовавшего за ним периода неустойчивого роста экономики России.

6. Разработать и обосновать порядок оценки эффективности предложенных механизмов управления конкурентоспособностью мебельных предприятий.

Предметом исследования выступает совокупность теоретических и практических аспектов повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, а также экономические отношения, возникающие в процессе функционирования предприятий мебельной промышленности.

Объектом исследования являются мебельные предприятия Московской области.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования.

В качестве теоретической и методологической основы исследования выступили фундаментальные положения классической и современной теории менеджментатруды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам организации производства, оценки финансово-экономического состояниямонографические работы и статьи современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам стратегического управления, конкуренции, регионального управленияматериалы конференций, нормативно-правовые акты государственной власти Российской Федерацииотчетность объектов исследования.

В процессе диссертационного исследования применялись общенаучные методы анализа и синтеза, сравнительного анализа, экономическо-математического моделирования, метод дедуктивного и индуктивного анализа. Информационным обеспечением исследования явились:

1. Научные источники в виде данных и сведений из книг и монографий, статей отраслевых и специализированных журналов, научных докладов и отчетов, материалов международных, всероссийских и региональных конференций.

2. Материалы и результаты собственных аналитических наблюдений и исследований, результаты анкетирования фокус-групп.

3. Статистические источники в виде отечественных и зарубеленых статистических материалов.

4. Официальные документы в виде федеральных и региональных законодательных и нормативных актов РФ.

Научная новизна диссертационного исследования.

Новые научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

1. Сформирован новый подход к конкурентной среде мебельных предприятий (п. 3.9. Паспорта специальности).

2. Разработана организационная модель управления активной и пассивно-активной конкурентоспособностью мебельных предприятий (п. 3.8. Паспорта специальности).

3. Разработан порядок оценки механизмов управления конкурентоспособностью мебельных предприятий (п. 3.8., п. 3.9. Паспорта специальности).

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования.

Проведенные теоретические исследования позволили внести вклад в разработку проблем управления конкурентоспособностью предприятий: конкретизированы понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность», сформулирован новый подход к конкурентной среде предприятия.

Основные результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе Московского государственного университета леса.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в практической возможности их использования руководителями мебельных предприятий в целях управления конкурентоспособностью предприятия.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения диссертационного исследования апробированы на мебельных предприятиях Московской области.

Объем и структура диссертационного исследования.

Работа состоит из введения, трех глава, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы. Структурно-логическая схема исследования приведена на рис. 1.

Рис. 1. Структурно-логическая схема исследования Во введении обосновывается актуальность темы проведенного исследования, определена его цель, поставлены задачи, отражена научная новизна, практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы управления конкурентоспособностью мебельных предприятий России в современных условиях» изучено современное состояние и тенденции развития мебельной промышленности России, систематизированы научные разработки в области теории конкурентоспособности, рассмотрены отечественные и зарубежные методы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, обосновано приоритетное значение повышения конкурентоспособности мебельных предприятий в условиях острой фазы кризиса и последовавшего за ней периода неустойчивого роста экономики России.

Во второй главе «Формирование системы управления конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях неустойчивого роста экономики России» предложен новый подход к конкурентной среде мебельного предприятия, разработана организационная модель управления конкурентоспособностью мебельных предприятий, разработан алгоритм анализа конкурентоспособности мебельного предприятия, представлены методологические подходы к управлению составными частями общей конкурентоспособности и разработано правило оценки механизмов управления конкурентоспособностью мебельных предприятий.

В третьей главе «Управление конкурентоспособностью на мебельных предприятиях Московской области» проведена адаптация предложенной системы управления конкурентоспособностью на примере мебельных предприятиях Московской области с учетом особенностей рассматриваемых предприятий.

В заключение диссертации приводятся обобщающие положения, содержащие основные результаты и выводы, полученные в ходе исследования.

Основными научными положениями диссертационного исследования, выносимыми на защиту, являются:

1. Конкурентная среда мебельных предприятий России в условиях острой фазы кризиса и последовавшего за ней периода неустойчивого роста экономики России.

2. Управление конкурентоспособностью мебельных предприятий на основании сформулированного подхода к конкурентной среде.

3. Правило оценки механизмов управления конкурентоспособностью мебельных предприятий.

Список публикаций.

По тематике диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

1. Кирова И. В. Организация стратегического управления на мебельных предприятиях в условиях кризиса// Журнал Экономические науки. — 2009 г. — № 55 — стр. 172.

2. Кирова И. В. Анализ конкурентоспособности предприятий в условиях кризиса (на примере мебельного предприятия)// Журнал Микроэкономика.

3. Кирова И. В. Конкурентная среда промышленных предприятий в условиях кризиса// Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений — Электрон, журн. — М.: АТиСО, 2009—. — № гос. регистрации 420 600 008. — Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Kirova.pdf, свободный — Загл. с экрана.

4. Кирова И. В. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий (на примере мебельной промышленности)// Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений — Электрон, журн. — М.: АТиСО, 2009—. — № гос. регистрации 420 600 008. — Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Ajticles/2009/Kiroval.pdf, свободный — Загл. с экрана.

Заключение

.

Выбор для исследования мебельного предприятия объясняется ролью и значимостью мебельной промышленности в социально-экономическом развитии России. Если при стабильной экономике ошибки в управлении можно было исправить, пусть и с большими потерями, то в условиях неустойчивого роста экономики России любая ошибка может иметь роковое значение, как для самого предприятия, так и для государства. Поэтому, рассматривая вопросы управления конкурентоспособности предприятия, в исследовании немалое внимание уделено теме взаимодействия предприятия и государственных структур.

В последнее время вопросом управления конкурентоспособности промышленных предприятий, в том числе и предприятий ЛПК уделяется немалое внимание. Данной проблематике посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов. Однако следует заметить, что в существующей литературе остаются недостаточно разработанными вопросы совершенствования инструментов и методов управления конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях острой фазы кризиса и последовавшим за ней периодом неустойчивого роста экономики России, что и предопределило выбор темы, цели и основные задачи исследования.

На первом этапе исследования было оценено современное состояние и тенденции развития мебельных предприятий России, изучены отечественные и зарубежные механизмы управления конкурентоспособностью предприятий, систематизированы научные разработки в области конкурентоспособности предприятий, в ходе которой уточнены понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность». Учитывая особенности руководящего состава мебельных предприятий и важность фактора времени данная систематизация имеет немаловажное значение в практической деятельности предприятия.

В ходе изучения теоретических основ управления конкурентоспособностью предприятий была выявлена низкая степень разработанности данной проблематике в современных условиях — условиях неустойчивого роста экономики России.

Последствия кризиса затронули все стороны деятельности промышленных предприятий, помимо традиционных проблем промышленности, кризис породил и ряд специфических, вынуждая предприятия принимать ответные действия. Проблема состоит в том, что традиционные методы управления деятельностью и повышения конкурентоспособности не работают, а, зачастую, лишь усугубляют ситуацию. Все это требует от предприятий принятия радикальных мер для повышения своей конкурентоспособности. Основополагающим фактором повышения конкурентоспособностью предприятия является понимание конкурентной среды, в которой ему приходится функционировать.

Традиционное понимание конкурентной среды и её анализа не позволяет комплексно оценить положение предприятия на рынке. В условиях неустойчивого роста экономики России при рассмотрении конкурентной среды предприятия обязаны рассматривать все факторы влияния на их деятельность и оценивать возможность влияния на них. Таким образом, целесообразно рассматривать конкурентную среду мебельного предприятия с двух позиций: позиции активной конкурентоспособности (АК) и пассивно-активной конкурентоспособности (ПАК).

Активную конкурентоспособность предлагается рассматривать как совокупность конкурентных преимуществ бизнес-процессов предприятия, формирующуюся путем непосредственного влияния предприятия на внутренние процессы и сводящуюся к управлению данными бизнес-процессами. Выделение обезличенных бизнес-процессов позволяет адаптировать модель к особенностям предприятий и дает им свободу выбора приоритетных бизнес-процессов. Однако в условиях неустойчивого роста экономики России наибольшее значение для предприятия приобретает пассивно-активная конкурентоспособность, представляющая собой совокупность конкурентных преимуществ государства, региона, отрасли и общества, формирующуюся посредством опосредованного влияния мебельного предприятия на данные элементы и сводящуюся к разработке механизмов влияния на них. В зависимости от особенностей предприятий влияние элементов пассивно-активной конкурентоспособности на детальность предприятия существенно отличается.

На основе предложено подхода к конкурентной среде мебельного предприятия, в диссертационном исследовании предложена организационная модель управления конкурентоспособностью, которая включает выполнение следующих этапов:

1. Принятие принципиального решения руководством предприятия о целесообразности управления конкурентоспособностью.

2. Формирование рабочих групп.

Особое внимание при подборе персонала следует обращать на организационную структуру предприятия, доступ к информации у сотрудников, степень профессиональных навыков, наличие специальных знаний и личностные характеристики сотрудников.

3. Анализ конкурентоспособности мебельного предприятия.

Для анализа конкурентоспособности мебельного предприятия разработан соответствующий алгоритм, в котором выявлены объекты анализа, исполнители, источники информации и сроки проведения анализа. Выделение объектов анализа позволяет учитывать особенности и проблемы мебельных предприятий России. По результатам проведенного анализа модулей деятельности рабочие группы формируют перечень конкурентных преимуществ или недостатков. При этом с целью снижения вариантности каждое конкурентное преимущество и недостаток предлагается оценивать по двухбалльной оценочной системе: 1 балл — переменное конкурентное преимущество или устранимый недостаток и 2 балла — постоянное конкурентное преимущество или неустранимый недостаток. Разность бальных оценок конкурентных преимуществ и недостатков свидетельствует о степени конкурентоспособности различных модулей деятельности.

4. Управление активной и пассивно-активной конкурентоспособностью мебельного предприятия.

Согласно разработанной модели управления конкурентоспособностью, на этапе управления ее активной частью на мебельном предприятии должно быть организовано стратегическое управление. В диссертационном исследовании представлена модель организации стратегического управления, включающая в себя три этапа: анализ деятельности мебельного предприятия, разработка стратегии развития и разработка системы реализации стратегии развития. Разработка стратегии развития мебельного предприятия сводится к разработке согласованной миссии, стратегических целей и задач и механизмов действий, позволяющих решить поставленные цели и задачи. Выбор механизмов повышения конкурентоспособности мебельного предприятия был осуществлен с применением концепции доказательного менеджмента Джеффри Пфеффера и Роберта Сатгона и концепции нового стратегического мышления Майкла Роберта. Для эффективного внедрения данных механизмов была разработана система Базовых индикаторов реализации стратегии развития (БИРСР). Вторым направлением управления конкурентоспособностью мебельных предприятий является управление ее пассивно-активной частью. В диссертационном исследовании разработана схема данного управления.

Для разработки механизмов воздействия на пассивно-активную часть конкурентоспособности на мебельном предприятии была проведена классификация способов воздействия вышеуказанных элементов на деятельность мебельного предприятия. На основе проведенной квалификации в диссертационном исследовании предложены соответствующие механизмы управления ПАК. Отличительная черта разработанных механизмов заключается в незначительных затратах ресурсов предприятиях для их внедрения, что в условиях кризиса является существенным положительным моментом.

5. Оценка механизмов управления конкурентоспособностью.

Оценку механизмов влияния на АК рекомендовано проводить с применением разработанной системы БИРСР.

Оценку механизмов влияния на ПАК рекомендуется проводить исходя из прогнозной оценки специалистов мебельного предприятия.

На этапе обобщения результатов анализ АК и ПАК был проведен общий математический расчет влияния разработанных механизмов на повышение конкурентоспособности. Для этого была использована предложенная формула сложения всех показателей деятельности мебельного предприятия с учетом факторов изменения данных показателей.

Для математического расчета общей эффективности механизмов повышения конкурентоспособности была проведена группировка показателей по факторам измерения, при помощи которой была построено многофакторное выражение эффективности предложенных механизмов управления конкурентоспособностью предприятия.

Апробация разработанного алгоритма анализа, и иных результатов исследования проводилась на трех малых мебельных предприятиях Московской области. Выбор данных предприятий был обусловлен необходимостью эмпирической проверки полученных результатов исследования на мебельных предприятиях имеющих существенные различия в ассортименте продукции, группах покупателей, структуре управления, степени зависимости от окружения, квалификации кадров и других. Отсутствие на рассматриваемых предприятиях системы управления конкурентоспособности позволили оценить на практике и выявить «узкие» места при внедрении разработанной модели конкурентоспособности.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Обосновано приоритетное значение управления конкурентоспособностью мебельных предприятий в условиях неустойчивого роста экономики России.

2. На основе изученных отечественных и зарубежных методов повышения конкурентоспособностью промышленных предприятий предложены и апробированы на практике механизмы управления активной и пассивно-активной конкурентоспособностью мебельных предприятий.

3. На основе проведенного исследования теоретических и методологических основ управления конкурентоспособностью промышленных предприятий предложен новый подход к конкурентной среде мебельных предприятий.

4. На основе нового понимания конкурентной среды разработана организационная модель управления конкурентоспособностью мебельных предприятий.

5. Разработано и проверено на практике правило оценки эффективности механизмов управления конкурентоспособностью мебельных предприятий.

Проведенные теоретические исследования позволили внести вклад в разработку проблем управления конкурентоспособностью предприятий: конкретизированы понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность».

Практическая значимость результатов исследования заключается в практической возможности их использования руководителями мебельных предприятий в целях управления конкурентоспособностью предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. Ресурсы на будущее. Постановка бюджетирования в компаниях: основные аспекты и проблемы / И. Абрамова // http://www.management.com.ua/finance/fin052.html.
  2. , А.В. Основы региональной экономики: учеб. пособие / А. В. Андреев, JI.M. Борисова, Э. В. Плучевская. М.: КНОРУС, 2008. — 336 с.
  3. , О.Д. Технология бизнеса: маркетинг / О. Д. Андреев. -М.: ИНФРА-М, 1997. 224 с.
  4. , И. Новая корпоративная стратегия /И. Ансофф.- М.: Питер, 1999.- 414 с.
  5. , В. Анализ производственной программы — первый шаг к улучшению ситуации / В. Анташов, Г. Уварова // Экономика и жизнь. 2005. — № 47. — С. 32
  6. , Ю.Д. Бюджетное планирование деятельности промышленных предприятий /Ю.Д. Батрин. — М.: Высшая школа, 2001. -41 с.
  7. , В.В. Финансовый анализ/ В. В Бочаров.- СПб.: Питер, 2007. 240 с.
  8. Брю, С. JI. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / C.JI. Брю, К. Р. Макконнелл- пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2003.- 974 с.
  9. Бур дин, Н.А. О стратегических направлениям развития лесного комплекса РФ / Н. А. Бурдин // Лесной Вестник. 2008. — № 5 (62).- С. 7−12
  10. , Н.А. Бизнес-планирование на предприятиях лесопромышленного комплекса / Н. А. Бурдин, С. В. Шарова, О. П. Лукьянова. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. — 212 с.
  11. , Г. С. Микро- и макроэкономика: энциклопедический словарь / Г. С. Вечканов. СПб.: Лань, 2001. — 185с.12.
Заполнить форму текущей работой