Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие предпринимательского мышления будущих менеджеров в образовательном процессе вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ психолого-педагогической и экономической литературы, опыт работы автора в высших учебных заведениях, позволили выдвинуть следующую гипотезу. Развитие предпринимательского мышления будущих менеджеров будет успешным, если: а) выявлены научные принципы проектирования педагогической технологии развития предпринимательского мышления, базирующиеся на реализации основных идей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ
    • 1. 1. Генезис и перспективы формирования предпринимательского менеджмента в России и за рубежом
    • 1. 2. Анализ состояния проблемы и диагностика развития предпринимательского мышления менеджеров
    • 1. 3. Подходы к проектированию педагогических технологий по развитию предпринимательского мышления
  • Выводы по теоретической главе исследования
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 2. 1. Задачи, принципы и основные этапы организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика проектирования и реализации педагогической технологии развития предпринимательского мышления в процессе обучения менеджеров
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по формированию экономического в сфере предпринимательского менеджмента
  • Выводы по практической главе исследования

Развитие предпринимательского мышления будущих менеджеров в образовательном процессе вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Проблема формирования навыков предпринимательского мышления в сфере менеджмента является весьма актуальной. Это связано с повышением роли субъективного фактора, ростом значимости принятия оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики.

Особенно актуальной данная проблема является в нашей стране в последнее десятилетие. Исчезло с политических карт мира огромное и некогда мощное государство — СССР. В результате вузы и колледжи оказались «не только в другом государстве, но и в рамках резко трансформированного общественно-политического строя. Необходимо было гибко реагировать на кардинально изменившуюся обстановку и вносить необходимые коррективы в учебный и научный процессы» (62)1. При этом важной целью для многих учебных заведений стало максимальное приближение, с одной стороны, к лучшим стандартам высшего и среднего специального образования, а с другой — к реалиям сегодняшнего дня. Важно также, чтобы подготовка специалистов в области менеджмента была свободна от сиюминутных конъюнктурных или идеологических соображений и помогала хозяйственной практике объективно оценивать и выбирать оптимальные пути развития.

Проблеме эффективности обучения управленческих кадров уделялось достаточно много внимания во все времена. Об этом еще в 1996 году писал А. В. Орлов: «Накапливаются доказательства, что «борьба без правил» за административные таланты, которых не хватает уже сейчас, усилится в ближайшие годы. Действительно, имеются признаки, что спрос на этот более редкий товар

1 В скобках дана сноска на первоисточник, подробное название которого указано в библиографии. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников, между цифрами ставится точка с запятой. может достигнуть таких масштабов. что даже компании с отличным управленческим аппаратом, которые имеют управленческие таланты в резерве, также будут подвержены его неблагоприятному воздействию" (110, с.19).

На основании своих исследований Дж. Майн ер в 1973 г. обнаружил, что настоящая причина нехватки управленческих кадров заключается не просто в недостатке людей, которые имеют интеллектуальную способность управлять, а, скорее, в том, что у них нет стимула к управлению. Чтобы стремление руководить усилилось, необходимо предпринять специальные усилия в области подготовки управленческих кадров, имеющих навыки предпринимательского мышления.

Однако еще в 1916 году А. Файоль сожалел о недостаточности обучения управлению в учебных заведениях. Он же давал определенные рекомендации в отношении того, чему обучать и как обучать специалистов в области принятия эффективных решений в управлении бизнесом.

Недостаточность образования в области теории управления вытекает из двух обстоятельств. Одно из них заключается в дефиците преподавателей, сочетающих специальную теоретическую подготовку и опыт практической управленческой деятельности. Второе обстоятельство связано с существом предмета. Ясно, что преподавать управление также как, например, химию, математику и другие предметы нельзя.

Управление — один из самых сложных видов деятельности. И люди, которые занимаются им, должны уметь принимать эффективные решения. Им часто приходится решать вопросы на месте. И проблемы управления, как правило, бывают сложными. Руководитель должен определить причины их наличия и пути решения, от которых зависит прибыль предприятия и другие экономические показатели.

Приобретение знаний в сфере предпринимательского менеджмента происходит в учебных ситуациях, в аудиториях, на конференциях или в самом процессе управленияумение управлять можно приобрести только управляя. Учебное заведение призвано дать студенту понимание природы управления, существа тех дисциплин, которые лежат в его основе, обеспечить их основами знаний и искусством применения научной методологии, концептуального мастерства и средств общения. При этом следует учитывать особенности предпринимательского менеджмента, его большую рентабельность и нацеленность на экономические результаты.

Речь здесь, по существу, идет об умении молодых специалистов экономически мыслить, иметь навыки в этой сфере. Обучение их при этом должно быть построено так, чтобы учитывалась современная российская специфика как по текущей фактуре, так (и это главное) по духу перемен.

Таким образом, рыночная среда кардинально изменяет, персонифицирует место и роль, «лицо» менеджера, выдвигает к нему совершенно новые и значительно усложненные требования. Главной чертой его профессиональной подготовки должна стать многоцелевая направленность знаний и навыков, в том числе «широкое гуманитарное образование». Предпринимательский менеджер должен быть компетентен в сфере экономических отношений, уметь «читать» людей, понимать их, обладать эмпатией, уметь воздействовать на сотрудников и клиентов (42, с. 22).

Все причины наличия проблемы развития экономического мышления в сфере предпринимательского менеджмента можно разделить на объективные и субъективные. Последние связаны с личностью педагогов. Для нашей страны они все более обостряются. По справедливому мнению Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы (включающей в свой состав и высшее образование), развал экономики нашей страны особенно сказался на уровне жизни преподавателей вузов. В результате постоянно идет массовый отток наиболее способных, молодых и перспективных из них. На кафедрах вузов растет число пенсионеров, сокращается объем научных исследований. Отмеченное, прежде всего, касается подготовки менеджеров, требующей особо квалифицированных преподавателей.

Интересной является попытка С. И. Гессена разобраться с этим вопросом. По его справедливому мнению, искусство педагога (учителя) заключается не только в передаче знаний, но и в том, как применять «метод». Говоря иначе, его задача — мыслить научно, применять метод как орудие мысли.

Объективные причины наличия проблемы. Они связаны в основном с «отысканием» того метода, а также с «алгоритмизацией обучения». В. М. Глушков в свое время писал: «Всякую формулу алгебры или анализа можно трактовать как сжатое символическое обозначение соответствующего вычислительного алгоритма. Формула есть представление этого алгоритма в виде последовательности алгоритмических актов — алгоритмических операций, операций интегрирования и других» (35, с. 4).

Исходя их такого подхода, обучение можно представить тоже некой формулой. Особенность будет состоять в том, что в математике алгоритм реализуется машиной, а в педагогическом процессе — человеком. В этом (последнем) случае речь будет идти об «алгоритмическом предписании» (86, с. 158). Требования к такому алгоритму следующие (170, с. 80):

• детерменированность (жесткий порядок) решения задач;

• элементарность операций, определяющих решение;

• массовость использования (применимость к решению самых различных задач);

• направленность (соответствие цели обучения).

Поиск такого алгоритма — сложная задача, особенно если речь идет о развитии предпринимательского мышления. Г. М. Брагин в работе «Философия менеджмента: истину ищут студенты» писал о том, что теория менеджмента столкнулась с объективной трудностью реализовать некоторую научную программу построения целостной «системы управления». Больше того, некоторые теоретики считают, что это невозможно сделать из-за противоречивости целей, задач, управленческих функций и операций. Например, менеджеры банка преследуют те цели, которые не могут.

разделить менеджеры предприятий, пользующиеся услугами банка, а менеджеры бюрократического лоббизма не испытывают энтузиазма от менеджеров сельскохозяйственных предприятий, требующих ликвидации привилегий для государственных чиновников. Отсюда следует парадоксальное требование к теории менеджмента, чтобы она включала в себя управление и контруправление, но последнее, будучи антиподом, делает излишним управление. И эту мысль можно выразить так: теория менеджмента должна включать в себя контрдействия по отношению к действующему менеджменту.

Во всяком случае, приходится признать, что в менеджменте отсутствует целостная теоретическая система именно по причине его изначальной противоречивости. При этом простейшая схема теории менеджмента, воспроизводящая отдельные аспекты общей теории систем и управления, не содержит в себе «человеческий масштаб» и в нее иногда просто вводится, как некоторая желаемая дополнительность, социально-психологический аспект, который логически не связан с собственно общей теорией систем и управлением.

Сложность построения целостной системы управления отражается и на обучении менеджеров. Однако пути его совершенствования все же связаны с алгоритмизацией обучения и подбором высококвалифицированных кадров, умеющих формировать в студентах способность к творчеству, к порождению нового.

В связи с отмеченным обращает на себя внимание исследование, проведенное Г. Д. Бухаровой. По ее мнению, овладение методологическими и теоретическими основами решения задач студентами в процессе обучения будет более эффективным, если (20, с. 6):

• задача рассматривается как системный объект, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы (предмет, условие и требование), и получение познавательного результата становится возможным при раскрытии отношения между известными и неизвестными элементами задачи;

• задача рассматривается как сложная диалектическая система, где в единстве, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии представлены компоненты — задачная и решающая системы, в основу которой положены методологические принципы (целостность, многоуровневость, многофункциональность и множественность);

• использование задач в обучении основывается на многоуровневой системе взаимосвязанных и взаимообусловленных методологических принципов, и включает в себя диалектическую систему задач и методическую модель обучения решению задач;

• технология, использованная в учебном процессе, предполагает построение методики обучения решению задач, включающую в себя информационно-содержательную и операционную модели учебной деятельности преподавателя и студентов, практическую проверку действенности разработанной методики и ее неизбежное совершенствование в соответствии с уровнем сформированности знаний и умений студентов, профессиональной направленностью вуза и общим содержательным аспектом образования в современных условиях;

• методика обучения решению задач отражает дальнейшее развитие у студентов знаний по теории решения задач, овладение и перенос обобщенного умения решать задачи по физике на естественно-математические, инженерные, технические, специальные и гуманитарные дисциплины.

Проведенное Г. Д. Бухаровой исследование подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы и сравнительно низкую степень ее исследованно-сти. Предлагаемая автором методика обучения решению задач во многом является обобщенной. Но она мало подходит к формированию навыков предпринимательского мышления в сфере менеджмента. Здесь в наибольшей степени, чем где-либо, сравнительно большую роль играет побуждение со стороны менеджера своих подчиненных применять предпринимательские методы работы, создания для сотрудников условий и мотивации для участия в предпринимательском процессе.

В основу современных представлений о преподавательской деятельности должны быть положены такие обучающие системы, которые способны преодолеть существующий сегодня разрыв между педагогической теорией и практикой. Стержень таких обучающих систем составляют педагогические технологии, представляющие собой системную целостность методов и средств, направленных на развитие личности менеджера, и только через это на формирование у него интеллектуального, поведенческого и профессионального статуса.

Несмотря на обширную библиографию педагогических исследований в области экономического образования, проблема развития предпринимательского мышления изучена недостаточно.

Исследование данной проблемы вызвано необходимостью разрешения следующих противоречий: а) объективной необходимостью обучения нетрадиционным методам управления будущих менеджеров, вызванной повышающимися требованиями к подготовке конкурентоспособных специалистов с предпринимательским мышлением, и весьма слабой реализацией этих требований в теории и практике обученияб) востребованностью специалистов с развитым предпринимательским мышлением и фактической неподготовленностью к этому высших учебных заведений, их профессорско-преподавательского состава.

Названные выше противоречия актуализируют существование научной и практической проблемы, которая может быть сформулирована так: какие педагогические условия и средства обеспечивают развитие предпринимательского мышления обучающихся в образовательном процессе высшего учебного заведения.

На наш взгляд, разрешение их возможно, если: а) педагогическая технология обучения предпринимательскому образу мышления представляет собой специально организованный творческий процессб) изучение совместной учебной деятельности «преподаватель-студент» направлено на выявление противоречий, сдерживающих процесс развития предпринимательского мышления менеджера, предупреждение и устранение причин негативных явлений в его подготовкев) педагогическая технология обучения предпринимательскому образу мышления будущих менеджеров нацелена на формирование у студентов способности переводить знания в умения и навыки будущей профессиональной деятельности.

С учетом сформулированных выше положений нами была выбрана тема исследования «Развитие предпринимательского мышления будущих менеджеров в образовательном процессе вузов».

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию развития предпринимательского мышления в процессе обучения менеджеров.

Объект исследования — профессионально-образовательная деятельность педагогического коллектива по обучению специалистов в области предпринимательского менеджмента.

Предмет исследования — развитие сущностных характеристик предпринимательского мышления студентов.

Теоретический анализ психолого-педагогической и экономической литературы, опыт работы автора в высших учебных заведениях, позволили выдвинуть следующую гипотезу. Развитие предпринимательского мышления будущих менеджеров будет успешным, если: а) выявлены научные принципы проектирования педагогической технологии развития предпринимательского мышления, базирующиеся на реализации основных идей развития образования: гуманизации, свободы выбора, самореализации в деятельности, дифференциации в обучении, непрерывности обучения и ученияб) в основу проектирования педагогической технологии положена модель развития предпринимательского мышления, включающая такие элементы как: социальный заказ общества на подготовку конкурентоспособного специалиста, цели развития предпринимательского мышления студентов, государственный стандарт высшего профессионального образования менеджеров, содержащий федеральный и региональный компонентыв) в образовательный процесс введено проведение «Студенческой компании», участие студентов в образовательной программе «Морозовский проект», использование компьютерной деловой игры «Моделирование экономики и менеджмента» и участие в программе АЮЛ (Ассоциация юных лидеров).

В соответствии с гипотезой и целью исследования, в работе определены следующие задачи:

1. Уточнить понятие «предпринимательское мышление».

2. Разработать модель развития предпринимательского мышления студентов, являющуюся теоретической основой проектирования личностно развивающей технологии.

3. Выявить и экспериментально проверить основные педагогические условия, способствующие развитию предпринимательского мышления.

4. Разработать критерии уровней развития предпринимательского мышления студентов в процессе внедрения проектируемой технологии.

Методологической основой исследования послужили философско-пси-хологические и педагогические положения теории развивающего обучения, современные разработки по проблемам финансового менеджмента, законодательные акты, связанные с реформой высшего и среднего специального образования. Исследование опирается на взгляды и работы из многих областей знаний.

Методологической основой исследования на философском уровне служат работы о воспитании и образовании, о роли деятельности в процессе познания, о категориях, понятиях и закономерностях в гноссеологии P.JI. Акоффа, B.JI. Бенина, Г. М. Брагина, В. И. Вернадского, Г. Гегеля, Л. Г. Когана, Ф. Эмери и др.

Методологической основой исследования на общенаучном уровне явились принципы системного и личностно-деятельностного подходов (П.К. Анохин, С. И. Гессен, Л. Г. Евланов, Я. Кагава, Дж. Майнер, А. Менегетти, К. К. Платонов, Г. Н. Сериков, А. Файоль, Н. А. Фомин, Л. М. Фридман и др.).

На конкретном научном уровне методологической основой исследования явились работы по теории личности, культуре делового общения и философии менеджмента, экономического образа мышления B.C. Безруковой, В. П. Беспалько, Г. Д. Бухаровой, С. И. Гуськова, М. Е. Дуранова, Ю. А. Зубарова, А. А. Литвинюк, Т. С. Назаровой, А. Я. Найна, С. Д. Неверковича, А. Н. Попова, А. Ф. Поповой, А. А. Радугина, В. В. Серикова, Н. Ф. Талызиной, П. Ф. Харламова, П. Хейне и др.

Основной экспериментальной базой служил Набережно-Челнинский институт экономики, управления и права. Дополнительной — Челябинский филиал Уральского государственного экономического университета.

В опытно-экспериментальной работе приняло участие 176 студентов.

Организация исследования включала в себя три этапа, охватывающих семилетний период, на каждом из которых решались различные задачи.

На первом этапе (2000;2002 гг.) — теоретико-поисковом изучалось состояние исследуемой проблемы, анализировалась философская, экономическая, психологическая и педагогическая литература, диссертационные работы, связанные с проблемной областью исследованияизучались основные документы, в которых нормативно представлена концепция экономического образования. Была определена тема и разработаны основные концептуальные идеи исследования. Выявлены основные противоречия, определены объект и предмет изыскания, его цель, задачи, гипотеза и основные методы исследования. Проведен первичный сбор и анализ эмпирического материала. В этот период осуществлялись поездки в учебные заведения Москвы и Казани.

Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование и обработка исследуемых материалов, констатирующий эксперимент, изучение учебных программ, анализ продуктов образовательной деятельности.

На втором этапе (2002;2005 гг.) — экспериментально-аналитическом был проведен формирующий педагогический эксперимент (в соответствии с определенной темой исследования). В практику подготовки специалистов были внедрены программы: «Прикладная экономика» (в рамках проекта «Junior achievement»), «Морозовскай проект», АЮЛ (ассоциация юных лидеров). В состав экспериментальной и контрольной групп вошли студенты специальности «Менеджмент организации». До и после педагогического эксперимента фиксировались показатели, характеризующие развитие активности личности и факторы, влияющие на это. В его содержательную основу легло тесное сотрудничество с высшими учебными заведениями: Уральский государственный экономический университет, ФГОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры.

Методы исследования данного этапа: формирующий педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, беседа, анализ результатов деятельности студентов, анализ экспериментальных данных, моделирование.

Третий этап (2005 — 2008 гг.) — обобщающий. Проводились проверка достоверности данных формирующего эксперимента и его математическая обработка, анализ и теоретическое обобщение данных опытно-экспериментальной работыформировались общие выводыоформлялась рукопись диссертацииразрабатывались методические рекомендации. Продолжалась апробация и внедрение методических рекомендаций по развитию предпринимательского мышления студентов.

Основные методы исследования: наблюдение, рейтинг, качественный и количественный анализ полученных результатов на основе методов математической статистики.

Научная новизна исследования.

1. Уточнено понятие «предпринимательское мышление», которое определено как вид экономического мышления, опосредованное и обобщенное отражение экономической действительности, включающее познание системы объективных экономических законов и категорийусвоение полученных знаний, их превращение в убеждения, умения, навыки и мотивы деятельностиреализацию этих убеждений, навыков и мотивов в экономическом поведении.

2. Спроектирована и апробирована модель развития предпринимательского мышления, включающая такие элементы как: социальный заказ общества на подготовку конкурентоспособного специалиста, цели развития предпринимательского мышления студентов, государственный стандарт высшего профессионального образования менеджеров, содержащий федеральный и региональный компоненты.

3. Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия развития предпринимательского мышления будущих менеджеров: а) выявлены научные принципы проектирования педагогической технологии развития предпринимательского мышления, базирующиеся на реализации основных идей развития образования: гуманизации, свободы выбора, самореализации в деятельности, дифференциации в обучении, непрерывности обучения и ученияб) в основу проектирования педагогической технологии положена модель развития предпринимательского мышленияв) в образовательный процесс введено участие студентов в «Студенческой компании», в образовательной программе «Морозовский проект», использование компьютерной деловой игры «Моделирование экономики и менеджмента» и участие в программе АЮЛ (Ассоциация юных лидеров).

4. Определены критерии уровней развития предпринимательского мышления студентов, обеспечивающие эффективную обратную связь в ходе реализации рассматриваемых технологий.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования: а) расширяют представления о теоретических подходах к исследованию проблемы развития предпринимательского мышленияб) позволяют уточнить признаки предпринимательского мышленияв) позволяют уточнить критерии развития предпринимательского мышления студентов.

Практическая значимость исследования заключается: а) в переориентации учебно-воспитательного процесса вуза с узкопредметной подготовки студентов к целостной профессиональной деятельности посредством внедрения технологии развития предпринимательского мышления. б) результаты исследования открывают возможности для корректировки учебного плана и программ подготовки менеджеров, позволяют разработать рекомендации по ориентации студентов вузов в стилях менеджментав) в разработке методических рекомендаций по проведению деловой игры с использованием компьютерного моделирования «Моделирование экономики и менеджмента».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Предпринимательское мышление — это вид экономического мышления, опосредованное и обобщенное отражение экономической действительности, включающее познание системы объективных экономических законов и категорийусвоение полученных знаний, их превращение в убеждения, умения, навыки и мотивы деятельностиреализацию этих убеждений, навыков и мотивов в экономическом поведении.

2. Модель развития предпринимательского мышления реализуется через взаимодействие целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов.

3. Разработанные критерии уровней развития предпринимательского мышления студентов обеспечивают эффективную обратную связь в процессе реализации личностно развивающих педагогических технологий и служат основой для углубления индивидуализации непрерывного обучения студентов в системе экономического образования.

Личный вклад автора заключается в следующем:

— проанализированы предпосылки развития предпринимательского мышления студентов в образовательном процессе высших профессиональных учебных заведений;

— организована и проведена опытно-экспериментальная работа и систематизирована полученная фактология;

— разработана рабочая программа специальной дисциплины «Оценка эффективности и моделирование предпринимательского менеджмента»;

— организована и проведена «Студенческая компания" — разработаны методические рекомендации по проведению деловой игры с использованием компьютерного моделирования «Моделирование экономики и менеджмента».

Достоверность основных положений и выводов исследования обусловлена: солидной источниковой базойчеткостью методологических позицийсистемным анализом изучаемых явленийиспользованием современных методов исследованиявозможностью повторения педагогического экспериментапроведением многолетних комплексных исследований с большим количеством испытуемых разного уровня подготовленностиобработкой полученных эмпирических результатов на основе количественного и качественного анализа, что позволило сформулировать обобщенные выводы и практические рекомендации.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялась несколькими путями: обсуждение на научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы физической культуры» (Набережные Челны, 2002 г.), «Теоретические и практические аспекты физического воспитания» (Набережные Челны, 2003 г.), «Формирование экономического образа мышления» (Нью-Йорк-Челябинск, 2004 г.), «Предпринимательский менеджмент в агропромышленном комплексе» (Тюмень, 2004 г.), Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры (Челябинск, 2006) — в выступлениях на семинарах Школы научного управления УралГУФК (рук. проф. В.Г.Камалетдинов), Школы профессора А. Н. Попова (УрГЭУ) — на заседаниях кафедры социально-экономических дисциплин КамГИФК, кафедры экономики социальной сферы УралГУФК: составлении, апробации и внедрения методических рекомендаций по проблемам предпринимательского мышления обучающихся в ВУЗах.

Архитектоника исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заканчивающихся выводами, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. В диссертации приведено 5 рисунков, 20 схем, 17 таблиц. Библиографический список включает 200 наименований, в том числе 3 на иностранном языке.

Выводы по практической главе исследования.

В данном разделе диссертационного исследования нами ставилась задача апробировать (внедрить) в опытно-экспериментальной работе технологию развития предпринимательского мышления в сфере предпринимательского менеджмента.

Методы и принципы опытной работы были определены исходя из общей концептуальной идеи, которая сводится к следующему: чем лучше студенты будут обучены предпринимательскому образу мышления, тем легче и с меньшими материальными и моральными затратами они будут способны переводить знания в умения и навыки будущей профессиональной деятельности.

Для выбора метода, адекватного исследовательской задаче, необходимо знать особенности изучаемого объекта, его специфику, характерные черты и условия применения различных методов. Вместе с тем эффективность научного поиска зависит не только от применяемых методов, необходимо правильно поставить проблему, определить противоречия в опытно-экспериментальной работе, которые следует разрешить, творчески подойти к решению задач, возникших в процессе самого исследования.

Технологический процесс обучения связывает воедино студентов и преподавателей вуза. Данные диагностики позволяют иметь информацию, необходимую для регулирования данного процесса.

Обучение принятию решений осуществляется в вузе в течение ряда лет (в соответствии с учебным планом). Преподавание нужно построить таким образом, чтобы студенты в процессе выполнения практических заданий сталкивались бы с затруднениями, преодоление которых невозможно без приобретения дополнительных знаний и умений, чтобы у него появилась неудовлетворенность, связанная с дефицитом необходимой информации в области предпринимательского менеджмента. Разработанная нами педагогическая технология содержит комплекс методов, средств и приемов обучения, повышающих уровень развития предпринимательского мышления.

К числу используемых методов, прежде всего, относятся: деловые игры, в том числе с использованием компьютерного моделирования, лекции — дискуссии, лабораторный и практический метод, создание студенческой компании. Нами разработан специальный курс «Оценка эффективности и моделирование предпринимательского менеджмента». Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы показало, что основными путями развития предпринимательского мышления менеджеров в образовательном процессе являются:

— разработка модели специалиста (менеджера), отражающей требования к профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста на рынке труда;

— разработка учебно-методического обеспечения по развитию предпринимательского мышления в полном объеме в соответствии с федеральным стандартом и региональными особенностями.

— разработка вариативного, блочно-модульного учебного плана и вариативных занятий на основе индивидуальных планов и графиков учебного процесса, учитывающих результаты диагностики подготовленности студентов к усвоению специальных дисциплин.

Проводимый нами в процессе исследования эксперимент показал высокую эффективность использования названных выше методов и приемов обучения. Причем она определялась ростом не только профессиональных, но и социальных качеств обучающихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Ф. Педагогика жизни / Т. Ф. Акбашев. — Харьков: Академия жизни, 1992. — 12 с.
  2. М. Концепция комплексной безопасности предпринимательства: учеб. пособие / М. Алешенков, Я. Бузанова, В. Ярочкин. — М.: Паруса, 1997.-30 с.
  3. А.Г. Стратегия развития вариативного образования : мифыи реальность / А. Г. Асмолов // Magister. — 1995. — № 1. — 25 — 31.
  4. Ассоциация юных лидеров. Проспект программы. — М.: АЮЛ, 1993.-4 с.
  5. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1980. -230 с.
  6. М.И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Банаков, А. Д. Шеремет — М.: Финансы и статистика, 1996. — 288 с.
  7. З.А. Опыт педагогизации профессиональной подготовки на факультетах университета / З. А. Барышникова // Педагогические аспекты профессиональной деятельности: тезисы к совещанию. — М.: УРАО, 1998. — 5−6.
  8. .Н. Реализация личностно-ориентированного подхода ввоспитании / Б. Н. Беденко // Среднее профессиональное образование. — 2000. № 7.-С.12−15.
  9. И.Ю. Гуманитарная направленность учебного процесса иформирование личности будущего специалиста / И. Ю. Беляева, Ю. К. Беляев, Н. С. Зюкова // Деловые игры и методы активного обучения: тезисы докладов /ЧГТУ. -Челябинск, 1993. — 33−40.
  10. .Н. Подготовка предпринимательской личности в вузе /Б.Н.Беляков, А. И. Зикрань // Личность в системе экономических отношений: сб. материалов / Институт коммерции МГУК, — Копенгаген-Челябинск, 1998. 41−43.
  11. В.Л. Теоретико-методологические основы формирования иразвития педагогической культуры : автореф. дис.. докт. пед. наук / В.Л.Бенин- ЧГПУ. -Екатеринбург. 1996. — 32 с.
  12. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В.П.Беспалько. — М.: ИРПО, 1995. — 336 с.
  13. Бим-Бад Б. М. Педагогические аспекты профессионального высшегообразования на университетском уровне / Б.М.Бим-Бад // Педагогические аспекты профессиональной деятельности: материалы сообщ. науч.-метод. конф. /УРАО.-М., 1998.-С.З-4.
  14. Е.Н. Методология нового хозяйственного механизма в вузах в условиях рынка : учеб. пособие / Е. Н. Богачев. — М.: Исследовательский центр Гособразования, 1991. — 34 с.
  15. Г. М. Философия менеджмента : истину ищут студенты /Г.М.Брагин. — Челябинск: ЧИК, 1997. — 62 с.
  16. А.В. Предпринимательство : учебник / А. В. Бусыгин. — М. :Дело, 1999. — 640 с.
  17. Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза: автореф. дис.. докт. пед. наук / Г. Д. Бухарова — ЧГППУ. — Екатеринбург. 1996. — 38 с.
  18. Т.И. Рациональность и системность экономического образа мышления / Т. И. Бухтиярова, Н. В. Ксенафонтов. // Формирование экономического образа мышления: труды научно-практич. конф. / УралГАФК. Нью-Йорк — Челябинск, 2003. — 23−27.
  19. Т.И. Подготовка специалистов в школе «Менеджер» :учеб.пособие / Т. И. Бухтиярова, А. Ф. Попова, А. Н. Попов. — Челябинск: ЧелГУ, 1993. — 156 с.
  20. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся/ Ю. К. Васильев. — М.: Педагогика, 1983. — 196 с.
  21. Е.И. Система иммитационного моделирования управленияпредприятием : Деловая игра «Дельта»: учебное пособие / Е. И. Вельсько, А. А. Быков, А. А. Неправский. -Минск: Экоперспектива, 1997. — 109 с.
  22. Н.М. Общая методика преподавания биологии : учебник /Н.М.Верзилин, В. М. Корсунская — М.: Просвещение, 1976. — 384 с.
  23. М. Раскрепощенный менеджер : Пер. с англ. / М. Вудкок, Д.Френсис. — М.: Дело, 1991. — 214 с.
  24. Л.С. : собр. соч. в 6 т. Т.2 / Л. С. Выготский. — М.: 1982.256 с.
  25. Высоцкая С И. Педагогический профессионализм преподавателяуниверситета: реальность и перспективы / И.Высоцкая. // Педагогические аспекты профессиональной деятельности: тезисы к совещанию. УРАО. — М., 1998. — 10−12.
  26. В.Н. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом. Концепции, задачи, ситуации. / В. Н. Вяткин, Дж. Хэмплтон, А. Ю. Казак. Москва-Екатеринбург: Ява, 1998. — 256 с.
  27. И. Мотивы экономического поведения / И.Галочкин. // Вопросы экономики. — 2004. — № 6. — 123−129.
  28. .Н. Проблемно-ситуационные игры : цели, структура, организация / Б. Н. Галочкин // Активные методы обучения в системе непрерывного образования: сб. научных трудов. / ЛИЭИ. — С-Пб.: 1991. — 60−71.
  29. И.Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. — М.: Банкии биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
  30. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Пер. с нем. / СИ. Гессен. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  31. А.Н. Оплата труда и культура предпринимательской деятельности : учеб.пособие. / А. Н. Глазунов. — Челябинск: ЧГАУ, 1996. — 210 с.
  32. В.М. Электронные вычислительные машины и будущеематематики / В. М. Глушков // Наука и жизнь. — 1965. — № 6. — 3−8.
  33. .М. Экономико-организационные основы управленияпроизводственными системами (информационный аспект) / Б. М. Горбунов. — Новосибирск: Институт экономики промышленности, 1992. — 106 с.
  34. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. 0602. Менеджмент (повышенный уровень среднего специального образования). — М.: НМЦ СПО, 1998. — 48 с.
  35. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М. И. Грабарь. — М.: Педагогика, 1977. — 278 с.
  36. В.А. Учебный процесс и контроль знаний в системе виртуального образования / В. А. Гребенюк, А. А. Катасонов // Дистанционное образование -1999. — № 1. — 26−34.
  37. Л.А. Педагогико-психологическое обеспечение учебногопроцесса / Л. А. Грищенко, Е. А. Прасолов, Л. М. Страшко // Деловые игры и методы активного обучения: тезисы докладов / ЧГТУ. — Челябинск: 1993. 62−63
  38. В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов //Педагогика. — 1994. — № 1. — 35 — 40.
  39. Р. Финансы и предпринимательство. Пер. с англ. / Р.Дамари.-Ярославль: Елень, 1993. — 206 с.
  40. Деловые игры и методы активного обучения: тезисы докладов /ЧГТУ. — Челябинск, 1993. — 70 с.
  41. И.А. К вопросу о гуманизации подготовки специалистов /И.А. Долматов // Современные проблемы подготовки специалистов высшей квалификации. — Челябинск: Челябинский институт МГУК, 1999. — 4−6.
  42. Р. Уверенно принимать решения : как научиться приниматьправильные решения в бизнесе и жизни. Пер. с англ. / Р.Доусон. — М.: Культура и спорт, 1996. — 255 с.
  43. П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. /П.Друкер. — М.: ТШБ, 1992. — 238 с.
  44. У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Пер. с англ./У.Д. Дункан. — М.: Дело, 1995. — 296 с.
  45. И.М. Личность, воспитание и ее развитие (общие основыпедагогического процесса): учеб. пособие / И. М. Дуранов, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов. -Магнитогорск, 1995. — 90 с.
  46. М.Е. Педагогика управления физическим образованием молодежи : учеб. пособие / М. Е. Дуранов, Р. Ф. Кабиров, О. В. Лешер, Е. В. Тарасов. -Магнитогорск: МГТУ, 1998. — 191 с.
  47. Л.Г. Теория и практика принятия решений. / Л. Г. Евланов.М.: Экономика, 1984. — 176 с.
  48. В.И. Культура и образование личности (к постановке вопроса) /В.И. Жернов, М. Е. Дуранов. -Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 11 с.
  49. В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. — М.: Педагогика, 1990. — 213 с.
  50. П.В. Предпринимательский менеджмент: учеб. пособие /П.В. Забелин, П. В .Нестеров, ВТ. Федцов. — М.: ПРИОР, 1999. — 224 с.
  51. В.И. Опосредованное влияние методологии на практику / В. И. Загвязинский // Сов. педагогика. — 1990. — № 3. — 65−67.
  52. Л.А. Развитие экономического мышления обучающихся вобразовательном процессе колледжа: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л.А. Закирова- УралГАФК. — Челябинск, 2005. — 25 с.
  53. А.Н. Организация дистанционного обучения в Российскойэкономической академии им.Г. П. Плеханова / А. Н. Захаров // Дистанционное образование. — 1999. — № 1. — 18−25.
  54. В. Руководитель без конфликтов. Пер. с англ. / В. Зигерт, Л.Лонг. — М.: Экономика, 1990. — 335 с.
  55. Ю.А. Подготовка менеджеров для сферы физической культуры и спорта. / Ю. А. Зубарев. — Волгоград: ПРИНТ, 2003. — 320 с.
  56. Э. Школа должна учить мыслить / Э. Ильенков // Наука ижизнь. — 1984. -№ 8. — 18−21.
  57. Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современнойбуржуазной технологии / Т. А. Ильина // Современная психология. — 1971. — № 9.-С. 120−125.
  58. В.Г. Физкультурно-спортивное движение : управление ипути совершенствования / В. Г. Камалетдинов // Теория и практика физической культуры. -1999. — № 4. — 19−20.
  59. . Деловая стратегия. Пер. с англ. / Б. Карлоф. — М.: Экономика, 1991.-239 с.
  60. Карта профессионально значимых качеств преподавателя (в диагностируемых показателях) // Стандарты и качество. — 1995. — № 6. — 68.
  61. В.П. Экономический факультет повзрослел на пять лет /В.П. Колесов // Вестник Московского университета. Сер. «Экономика». 1996.-№ 6.-С.З-10.
  62. С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: автореф. дис.. докт. пед. наук — М.: ВНИИФК, 1997. — 33 с.
  63. А.И. Построение эффективной системы управления персоналом, системы современной мотивации к труду и системы гармоничного внутрифирменного общения. / А. И. Кочеткова. — М.: Финансовая Академия, 1999.-119 с.
  64. А.И. Стратегические основы управления персоналом современной организации в России. / А. И. Кочеткова. — М.: Финансовая Академия, 1998. — 65 с.
  65. В.М. Микроэкономика. Функциональная модель предприятия: учеб. пособие / В. М. Кравцов, А. Н. Попов. — Челябинск: УрГЭУ, ЧГАУ, 1998. — 168 с.
  66. А.В. Безопасность предпринимательской деятельности вСША. / А. В. Крысин. — М.: Интерпол-Москва, 1994. — 50 с.
  67. Кто помогает малым предприятиям? // Вести из России. — 1997. — № 1.-С.40−41.
  68. В.В. Возможности финансирования спорта за счет игорногобизнеса / В. В. Кузин, М. И. Золотов, М. Е. Кутепов // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 4. — 2−5.
  69. Ю.В. Проблемы теории и практики менеджмента. / Ю. В. Кузнецов. — СПб: СПУ, 1994. — 208 с.
  70. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности/ Н. В. Кузьмина. — Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  71. Д.Л. Организационно-педагогические условия развитияпрофессионализма специалистов физической культуры и спорта : автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. Л. Куликов — УралГАФК, — Челябинск, 1999. — 18 с.
  72. Культура управленческой деятельности. / В. Г. Камалетдинов, А. Е. Кенжибаев, А. Н. Попов и др. — Челябинск: УралГАФК, 1999. — 46 с.
  73. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. — Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  74. И.В. Экономический образ мышления как реальное сознаниесубъектов рыночных отношений / И. В. Лавров // Формирование экономического образа мышления: труды научно-практич. конф. / УралГАФК. — Нью-Йорк Челябинск, 2003. — 27−38.
  75. И.Я. Внимание технологии обучения / И. Я. Лернер // Современная психология. — 1990. — № 3. — 137−142.
  76. Личность и система. Материалы международного методическогосеминара. / под ред. О. Н. Пенева, А. Н. Попова — Юндола-Челябинск: ЧГАУ, УралГАФК, 1999. — 40 с.
  77. Любимов С В. Экономическая эффективность занятий оздоровительной физической культурой / С В. Любимов, Г. И. Любимова // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 4. — 6−7.
  78. В.И. Введение в эволюционную макроэкономику. / В. И. Маевский — М.: Япония сегодня, 1997. — 106 с.
  79. М. Как я понимаю философию. / М. Мамардашвили- М.: Прогресс, 1990. — 207 с.
  80. Р. Контроллинг для начинающих. Пер. с нем. / Р. Манн, Э. Майер — М.: Финансы и статистика, 1992. — 208 с.
  81. А. Принципы экономической науки : учебник. В 3 ч. 4.1.Пер. с англ. / А. Маршалл — М.: Финансы и статистика, 1993. — 412 с.
  82. А.П. Теоретико-методологические основы формированияучебного предмета «Физическая культура» : автореф. дис... докт. пед. наук / А. П. Матвеев — СПбГАФК, — СПб., 1997. — 34 с.
  83. К.А. Формирование установки на занятия физическойкультурой / К. А. Матвийчук, Р. Ф. Кабиров, Е. В. Тарасова. — Магнитогорск: МГТУ, 1998. — 146 с.
  84. А. Онтопсихологическая педагогика. Пер. с итал. / А.Менегетти. — Пермь: Хартон Лимитед, 1993. — 76 с.
  85. Менеджмент и рынок: вопросы обучения // Специалист. — 1993. — № 6. — 2−8.
  86. М.Х. Основы менеджмента. Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1992. — 702 с.
  87. П.А. Алгоритмизация обучения и формирование познавательной направленности студентов / П. А. Михайлов. // Профессиональнопознавательная установка и проблемы ее формирования. — Челябинск: ЧелГУ, 1993-С. 58−61.
  88. Морозовский проект: стратегия, приоритеты и результаты в 1995 году. — М.: Академия менеджмента и рынка, 1995. — 104 с.
  89. ИЛ. Необходимость и методологические средства гуманизации учебного процесса «Экономика» / ИЛ. Мясников // Новое в преподавании экономических дисциплин: сб. материалов науч.-метод. конф. — М.: УРАО, 1998. 16−17.
  90. О.Л. Педагогические условия преодоления трудностей всамообразовании студентов индустриально-педагогического колледжа : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Л. Назарова — УралГАФК, — Челябинск, 1997. -25 с.
  91. Т.С. Педагогические технологии : новый этап эволюции? /Т.С. Назарова // Педагогика. — 1997. — № 3. — 20−27.
  92. А.Я. Деловые игры как форма организации учебновоспитательного процесса в высшей школе. Методические указания. / А. Я. Найн. — Челябинск: ЧелГУ, 1988. — 37 с.
  93. А.Я. Психолого-педагогические инновации в опытноэкспериментальной работе / А. Я. Наин, А. А. Наин. — М.: Центр развития личности РАО, 1997.-43 с.
  94. А.Я. Педагогический эксперимент : методика и его организация / А. Я. Наин, З. М. Уметбаев. — Магнитогорск: МаГУ, 2003. — 127 с.
  95. Д. Теория и практика сочетания страха и интереса впедагогическом процессе / Д. Неверкович, А. Ф. Попова, Г. Д. Белова. — М.: ВНИИФК, 1997.-35 с.
  96. Н.Д. Духовные ценности в воспитании человека / Н. Д. Никандров // Педагогика, 1998. № 4. — 3−8.
  97. А.А. Управление подготовкой высококвалифицированных спортсменов в видах спортивных единоборств (методические рекомендации). / А. А. Новиков, А. О. Акопян, Г. А. Сапунов. — М.: ВНИИФК, 1986.- 43 с.
  98. Новое в преподавании экономических дисциплин / под ред. Е. Б. Гребенниковой. — М.: УРАО, 1998. — 48 с.
  99. И.И. Статистические закономерности формированиязнаний и умений учащихся // И. И. Нурминский, Н. К. Гладышева. — М.: Педагогика, 1991.-224 с.
  100. Обучение принятию решений в вузе / под ред. Н. П. Ващекина иГ.Б.Беловой. — М.: МГУК, 1996. — 42 с.
  101. Обэр-Крис Дж. Управление предприятием. Пер. с фр. / Дж. ОбэрКрис. — М.: Сирин, 1998. — 246 с.
  102. В. Основные принципы экономической политики. Пер. сангл. / В. Ойкен. — М.: Прогресс, 1995. — 340 с.
  103. A.M. Руководитель. Размышления о стиле управления. /A.M. Омаров. — М.: Политиздат, 1987. — 366 с.
  104. Оперативное планирование как фактор интенсификации хозяйственной деятельности // Сост. А. Н. Попов. — Челябинск: ЧелГУ, 1993. — 115 с.
  105. Опыт преподавания экономических дисциплин в вузе / А. Н. Попов, А. А. Голиков, Н. И. Корнев, Т. И. Бухтиярова, Т. А. Верещагина. — Челябинск: ЧелГУ, 1991.- 19 с.
  106. А.В. Человек — экономика — предприниматель. / А. В. Орлов.- М.: Высшая школа, 1996. — 201 с.
  107. В.Б. Конспект лекции по воспитательной работе для тренеров и преподавателей физвоспитания. / В. Б. Орлов. — Челябинск: ЧГИФК ЧГПИ, 1993.-115 с.
  108. B.C. Методика преподавания основ экономических знаний. / B.C. Осанкин. — Челябинск: ЧГИИК, 1998. — 11 с.
  109. Основы менеджмента: учеб. пособие / О. А. Зайцева, А. А. Радугин, К. А. Радугин, Н. И. Рогачева. — М.: Центр, 1998. — 432 с.
  110. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных АСУ / Сост. В. Н. Сатановский и др. — Томск: ТГУ, 1976. — 244 с.
  111. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / сост. Ю. К. Бабинский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  112. Педагогические аспекты профессиональной деятельности. Тезисык совещанию / отв. редактор Б. З. Вульфов. — М.: УРАО, 1998 — 24 с.
  113. Персональный менеджмент в рыночной экономике / под ред. А. Н. Попова. — Челябинск: Институт экономики МГУК, 1996. — 46 с.
  114. Л.В. Интеграция основных форм и методов учебногопроцесса по специализации в вузах физической культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. В. Пигалова — УралГАФК. — Челябинск. 1998. — 21 с.
  115. К.К. Структура и развитие личности. / К. К. Платонов.М.: ИВШ, 1986. — 209 с.
  116. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский. — М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  117. Г. Н. Личностно-ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре / Г. Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 12. 32−35.
  118. А.Н. Развлечение как важная сторона педагогического общения (в порядке постановки вопроса) / А. Н. Попов // Новое в преподавании экономических дисциплин. — М.: УРАО, 1998. — 35−38.
  119. А.Н. Экономика физической культуры и спорта. Учебноепособие. / А. Н. Попов. — Челябинск: УралГАФК, 1999. — 104. с.
  120. А.Н., Макро- и теневая экономика / А. Н. Попов, Б.Н. Беля- •ков. // Педагогика и экономика. — Челябинск: Институт коммерции МГУК, 1996. — 23−27.
  121. А.Н. О базе данных рационального мышления / А. Н. Попов, М. И. Лаврова, Г. Н. Пряхин. // Формирование экономического образа мышления: труды научно-практич. конф. / УралГАФК. — Нью-Йорк — Челябинск, 2003.-С. 17−23.
  122. А.Н. Личностно — ориентированное обучение экономике вАкадемии физической культуры (результаты педагогического эксперимента) / А. Н. Попов, Е. Ф. Орехов. // Вестник института экономики № 1. — Челябинск: УралГАФК, 1999. — 10−20.
  123. А.Н. Совершенствование оплаты труда : опыт, проблемы, перспективы. / А. Н. Попов, А. И. Татаркин, Т. И. Бухтиярова. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990. — 144 с.
  124. В.В. Теневая экономика — неизученный феномен /В.В.Попов // Образование — основа устойчивого развития: сб. материалов всероссийской науч.-практ. конф. / УрГЭУ. — Екатеринбург, 1999. — 88−90.
  125. А.Ф. Алгоритм и стиль экономического образа мышления /А.Ф.Попова // Формирование экономического образа мышления: труды научно-практич. конф. / УралГАФК. — Нью-Йорк — Челябинск, 2003. — 78−81.
  126. А.Ф. Методология и методика подготовки специалистов вшколе «Менеджер». / А. Ф. Попова. — Челябинск: ЧелГУ, 1993. — 154 с.
  127. А.Ф. Основные принципы учебно-воспитательного процесса / А. Ф. Попова // Дети-молодежь-общество: материалы межрегион, общ.-пед. чтений. — Челябинск: Факел, 1995. — 83−86.
  128. А.Ф. Сочетание страха и интереса в педагогическом процессе / А. Ф. Попова. — Челябинск: ЧГИФК, 1995. — 228 с.
  129. А.Ф. Технологический процесс обучения принятию решений / А. Ф. Попова // Педагогическое и экономическое управление / под ред. А. Н. Попова — Институт коммерции МГУК, — Челябинск, 1997. — 36−38.
  130. А.Ф. Конструктивная педагогика / А. Ф. Попова, Г. Б. Белова. — Челябинск: УралГАФК, 1997. — 40 с.
  131. А.Ф. Эффективность подготовки специалистов по принятию управленческих решений. / А. Ф. Попова, Г. Б. Белова. — М.: ВНИИФК, 1997. — 177 с.
  132. А.Ф. Исследование вопросов обучения принятию решений в спортивном ориентировании / А. Ф. Попова, А. Н. Попов, В. А. Редреев. — Челябинск: УралГАФК, 1998. — 51 с.
  133. А.Ф. Педагогическая технология обучения принятию решений в спортивном ориентировании / А. Ф. Попова, А. Н. Попов, В. А. Редреев. — Москва-Челябинск: ВНИИФК, УралГАФК, 1998. — 23 с.
  134. О.Ф. Подготовка психологов в области менеджмента позволит повысить культуру рыночных отношений / О. Ф. Потемкина // Специалист. -1993. -№ 6. — 12−13.
  135. Прикладная экономика. Методическое пособие для преподавателей. Пер. с англ. / Junior Achievement. — М.: ТУМЦ, 1994. — 196 с.
  136. Прикладная экономика. Учебное пособие для учащихся. Пер. сангл. / Junior Achievement. — М.: ТУМЦ, 1993. — 224 с.
  137. Прикладная экономика: содержание и преподавание. Учебноепособие. / под ред. А. Н. Попова. — Челябинск: УралГАФК, 1999. -100 с.
  138. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. А. А. Радугинаи Е.А. Кроткова. — М.: Центр, 1996. — 271 с.
  139. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. — М.: Прогресс, 1987. — 40 с.
  140. Психология становления педагога профессиональной школы / подред. Э.Ф.Зеера-Екатеринбург: УГППУ, 1996 — 148 с.
  141. Психология. Словарь. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1990. — 680 с.
  142. А.А. Введение в менеджмент : социология организаций иуправления / А. А. Радугин, К. А. Радугин. — Воронеж: ВГУ, — 1995. — 210 с.
  143. Разработка управленческого решения. Программа для студентовфакультета менеджмента / сост. А. А. Литвинюк, Е. Н. Лындина, О. В. Герасимова. — М.: МГУК, 1996. — 10 с.
  144. К. Экономика предприятия. Пер. с франц. / К.Рише. — М. :Аристей, 1995.-150 с.
  145. Ф.Дж. Путь успеха. Как работает корпорация IBM. Пер. с англ. / Ф.Дж.Роджерс. — СПб: Азбука-Терра, 1997. — 256 с.
  146. Российская Федерация. Законы. Об образовании: Закон Российской Федерации. — 3-е изд. — М.: ИНФА, 2001. — 52 с.
  147. Российские директора на распутье // Деловой Урал. — 1996. — № 8.- Сб.
  148. В.П. Совершенствование методики преподавания дисциплин естественнонаучного блока в институте физической культуры / В. П. Русинов, Е. И. Мокрушина, Ж. Козлова // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 12. — 55−58.
  149. Ф.М. Основы Российского менеджмента и модель современного менеджера / Ф. М. Русинов, В. Грачев // Консультант директора. 1997.-№ 14.-С. 9−18.
  150. Ф.М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений : учеб. пособие. / Ф. М. Русинов, Л. Ф. Никулин, Л. В. Фаткин. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 352 с.
  151. Ф.М. Роль российской культуры в системе современногоменеджмента / Ф. М. Русинов. // Консультант директора. — 1997. — № 17. — 2125.
  152. И. Философия образования для XXI века. Анализ философских и педагогических концепций / И. Савицкий // Современная высшая школа- 1990.-№ 4.-С. 189−192.
  153. Г. Д. Направленность организационно-педагогическихаспектов развития муниципальной системы образования : автореф. дис.. канд. пед. наук — УралГАФК, — Челябинск, 1999. — 21 с.
  154. Л.Г. Личностно-ориентированные технологии обучения в ССУЗе / Л. Г. Семушина // Среднее профессиональное образование. 2000.-№ 7.-С. 10−12.
  155. Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб.-метод. пособие. / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. — М.: Высшая школа, 1990. — 192 с.
  156. В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. — 1994. — № 5. — 31−35.
  157. В.В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования / В. В. Сериков // Среднее профессиональное образование. — 2000. — № 7. — 5−10.
  158. Г. Н. Управление образованием : системная интерпретация: Монография / Г. Н. Сериков. — Челябинск: Факел, 1998. — 664 с.
  159. В.Н. Финансовый менеджмент : учеб. пособие. / В. Н. Смагин. — Челябинск: ЮурГУ, 1999. — 124 с.
  160. Е.Г. Некоторые методологические аспекты методикипреподавания экономической теории / Е. Г. Смирнов. // Новое в преподавании экономических дисциплин. — М. :УРАО, 1998. — 12−14.
  161. А. Начала политической экономики и налогового обложения / А. Смит. — М.: Госполитиздат, 1963. — 409 с.
  162. Современные проблемы подготовки специалистов высшейквалификации: сб. материалов науч.-практ. конф. / под ред. А. Н. Попова — Челябинский институт МГУК, — Челябинск, 1999. — 85 с.
  163. А.С. Роль и участие местных органов власти Германии иФранции в развитии физического воспитания и спорте / А. С. Соколов // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 4. — 45−49.
  164. Среднее профессиональное образование (сборник нормативных иправовых актов) / под ред. П. Ф. Анисимова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 174 с.
  165. А.А. О содержании и методике преподавания курса «Экономика» / А. А. Сухов // Новое в преподавании экономических дисциплин: сб. материалов науч.-метод. конф. — М.: УРАО, 1998. — 14−16.
  166. Н.Ф. Теоретические проблемы программированногообучения / Н. Ф. Талызина. — М.: Высшая школа, 1969. — 182 с.
  167. Т.Н. Организационно-педагогические условия инновационной деятельности факультета : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т.Н. Третьякова- МГПУ. — Магнитогорск, 1996. — 26 с.
  168. Н.Л. Становление профессионального самосознаниястудентов педагогического колледжа : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Л. Тропникова — УралГАФК. — Челябинск, 1998. — 19 с.
  169. В.В. Некоторые вопросы качества подготовки специалистов / В. В. Ударцев // Современные проблемы подготовки специалистов высшей квалификации. — Челябинск: Челябинский институт МГУК, 1999. — 6365.
  170. Управление по результатам. Пер. с фин. / под ред. Я. А. Леймана.М.: Прогресс, 1988. — 320 с.
  171. Э.А. Финансовое управление / Э. А. Уткин. — М.: Тандем, 1997.-208 с.
  172. Учебно-деловые и опорные центры Морозовского проекта // Общее собрание академии менеджмента и рынка и участников Морозовского проекта. Информационные материалы. — М.: Академия менеджмента и рынка, 1997.-С.42−44.
  173. А. Учение об управлении. Пер. с англ. / А.Файоль. — Рязань: РГУ, 1924. — 70 с.
  174. Д. Избранные труды по методологии науки / Д. Фейербенд — М.: Прогресс, 1986. — 213 с.
  175. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / под ред.Е. С. Стояновой. — М.: Перспектива, 1998. — 656 с.
  176. Формирование экономического образа мышления. Труды выездной научно-практич. конференции. Нью-Йорк, 14−17 июля 2003 года — Челябинск: УралГАФК, 2003. — 117 с.
  177. Р. Обновление производства : отстающие выигрывают.Пер. с англ. / Р. Фостер. — М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
  178. Л.М. Еще раз о понятии алгоритма в психологии / Л. М. Фридман // Вопросы психологии. — 1971. № 5. — 18−24.
  179. И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — М. :Высшая школа, 1990. — 576 с.
  180. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве / И. Ф. Харламов // Педагогика, 1992. — № 7−8. — 11−15.
  181. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. / П. Хейне. — М.: Каталансия, 1997. — 704 с.
  182. Н. Думай и богатей. Пер. с англ. / Н. Хилл. — М.: Дело, 1995.-64 с.
  183. А. Курс предпринимательства : практ. пособие. Пер. сангл. / А. Хоскинг. — М.: Международные отношения, 1993 — 352 с.
  184. Р.А. Направленность управления на непрерывность профессионально-педагогического образования студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. А. Циринг — УралГАФК. — Челябинск, 1999. — 24 с.
  185. В.А. Оптимизация учебно-воспитательного процесса наоснове становления общеобразовательной школы как культурно-научнопроизводственного центра /В.А.Черкасов. —Челябинск: ЧелГУ, 1986 — 216 с.
  186. В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков.М.: Прогресс, 1994. — 220 с.
  187. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике /Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1982. — 176 с.
  188. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / подред. В. У. Агеевца. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 135 с.
  189. Экономический порядок и криминальная конкуренция / под ред.Б. Н. Белякова, А. Н. Попова. — Челябинск-Сан-Франциско: BMI ЕР, 1996. 271с.
  190. И.С. Разработка технологии личностноориентированного обучения / И. С. Якиманский // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — 30−36.
  191. . О воинствующем невежестве и застенчивой компетентности / Б. Яковлев // Высшее образование России — 1992. — № 4 — 68−77.
  192. Е.Н. Факторы формирования познавательнопрофессиональной активности студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е.Н. Ярославова- УралГАФК. — Челябинск, 1999. — 23 с.
  193. Н. Неспокойно в торговом королевстве без магистров / Н. Ячменникова // Российская газета, 14 мая 1996 года. — 2.
  194. Dewey J. Democracy and Education. An Introduction. / J.Dewey.New York. The Maemillam cj., 1966.
  195. Les problemes de structure dans les enterprises dans Problemes dedirection des enterprises. // Journees d" Etuves des 20−24 fevrier 1950, CEGOS, p.8.
  196. Schoderben Peter P. Management Systems / Peter P. Schoderben. New York: Wiley, 1971. — p. 124.
Заполнить форму текущей работой