Экономические взгляды Аристотеля
Первое включает в себя привилегии и почтение, положение в обществе и старшинство; второе обеспечивает безопасность от открытых и тайных врагов, предательства и восстаний, бунтов рабов, взятия верха со стороны сильных и даже имеет ввиду защиту от руки закона: третье, богатство, это благодать владения, в основном наследством или знаменитым сокровищем. Если на то пошло, то утилитарные товары… Читать ещё >
Экономические взгляды Аристотеля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оглавление Ввдение Глава 1. Общая характеристика экономических взглядов Аристотеля.
1.1 Понятие «стоимости» в трудах Аристотеля.
1.2 Экономика и хрематистика Глава 2. Основные положения экономической теории Аристотеля.
2.1. Богатство в понимании Аристотеля.
2.2. Ценность.
2.3 Деньги Заключение Список литературы.
Введение
Феномен эллинской культуры — зарождение философии, литературы, искусства, науки и их поразительно быстрый расцвет в древней Греции — с давних пор привлекал внимание ученых самых различных специальностей. Возникновение новой культуры, особенностью которой становится рационализм, непосредственно связано с социальными структурами и складом общественного мышления, присущим греческому полису. Социальный опыт стал у греков предметом позитивного размышления, ибо в полисе он подлежал публичным дебатам и аргументированному обсуждению. Эти размышления наложили глубокий отпечаток на умонастроение античного человека.
Творчество Аристотеля приходится на эпоху серьезных социальных потрясений в Древней Греции. К этим потрясениям относятся и кризис полисной системы, которая являлась для греков идеалом общественного устройства, и разрушение морально-нравственных основ, идущих от героической эпохи Гомера, и угроза потери независимости, и ряд экономических новшеств с которыми пришлось столкнуться греческому обществу в V—IV вв.еках до н. э.
На этот период приходятся и первые попытки понять устройство экономики. В этой связи следует указать на труды таких философов как Ксенофонт, Платон и др. В трудах Аристотеля, который известен как один из самых выдающихся философов в истории человечества, также особое место отводится вопросам экономики.
Актуальность данной работы в том, что Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы, а также одним из первых кто попытался проникнуть в суть таких феноменов как деньги, цена, торговля.
В процессе написания работы предполагается решить следующие задачи:
— Дать общую характеристику экономических воззрений Аристотеля.
— Исследовать основные подходы Аристотеля к исследованию феномена денег, ценны.
— Сделать выводы об основных экономических взглядах Аристотеля Итак, мир Аристотеля — это мир крушения системы греческих городов полисов и возникновения империи Александра Македонского, и в то же время это вершина древнегреческой мысли, оказавшая влияние на всю последующую историю развития человеческой культуры в целом, и экономической мысли в частности.
Глава 1. Общая характеристика экономических взглядов Аристотеля Определенное осмысление фактов экономической жизни началось задолго до того, как в XVII в. выделилась особая область науки — политическая экономия. Ведь многие экономические явления, которые стали объектом исследования этой науки, были известны уже древним египтянам или грекам: обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент. И прежде всего люди начинали осмысливать, конечно, главную черту производственных отношений той эпохи — рабство.
Экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе. Поскольку это так, точно определить ее первые проявления невозможно. Неудивительно, что корни экономической мысли ищутся: в древнеегипетских папирусах, в каменной клинописи законов царя Хаммурапи, в древнеиндийских «Ведах», в «Библии». Конечно, и законы Хаммурапи, и библию историку и экономисту приходится рассматривать прежде всего как источники сведений о хозяйственном быте древних народов. Лишь во вторую очередь можно говорить о них как о памятниках экономической мысли, которая предполагает некоторое обобщение практики, умозрение, абстракцию.
В тоже время, в сочинениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества. «Экономика» (от слов ойкос — дом, хозяйство и номос — правило, закон) — слово древнегреческого происхождения, дословно означает «домоводство"11 Аникин А. В. Юность науки (жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса). — М., 1985. С. 13. Впервые встречается у греческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, в котором рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Кстати, такой смысл (наука о домашнем хозяйстве) это слово сохраняло в течение веков.
Аристотель употреблял слово «экономия» и производное от него «экономика» в этом же смысле. Но, как известно, экономическая мысль это не просто сумма наблюдений и сведений о хозяйственной жизни. Она предполагает известное обобщение, абстракцию, т. е. определенный экономический анализ. Первым, кто подверг анализу экономические явления, установил некоторые категории политической экономии и в известной мере показал их взаимосвязь, попытался выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384−322 г. до н.э.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки.
1.1 Понятие «стоимости» в трудах Аристотеля.
Й. Шумпетер считает, что «экономические воззрения Аристотеля важны по двум причинам» Шумпетер Й. История экономического анализа. — М., 2002. С. 15. Во-первых, его экономические взгляды получили развитие в экономической мысли средневековья, можно сказать, что в определенной степени вся она основана на положениях Аристотеля. Во-вторых, что более важно для экономического анализа, Аристотель первый поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий.
Вопрос на первый взгляд простой: «Чем определяется пропорции обмена товаров?» Или, другими словами, что делает товары сравнимыми? Так, Аристотель устанавливает две стороны товара — потребительную и меновую стоимость и анализирует процесс обмена. Он ставит тот самый вопрос, который будет всегда волновать политическую экономию: чем определяются соотношения обмена, или меновые стоимости, или, наконец, цены — их денежное выражение. Именно ответ на данный вопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости, и сторонников различных вариантов теории, суть которых в том, что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценки людьми полезности товара. У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью.
Так, Ф. Я. Полянский считает, что «Аристотель далек был от субъективистских представлений о стоимости и скорее склонялся к объективному истолкованию последней» Полянский Ф. Я. Экономическая история капиталистических стран. — М., 1986. С. 74. А Дж. Гелбрейт указывает, что «Аристотель считал стоимость субъективной, зависящей от полезности товара. Обмен покоится на потребностях людей. Когда обмен справедлив, он покоится на равенстве потребностей, а не на издержках в смысле в смысле затрат труда"22 Гэлбрейт Дж. История экономической науки: прошлое как настоящее. — М., 1989. С. 57. Нетрудно увидеть, что эти оценки диаметрально противоположны.
Таким образом, вклад Аристотеля в историю экономической мысли уже в том, что он четко сформулировал проблему. Также заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории сделал предметом анализа такие феномены как деньги, торговлю, обмен, богатство, проценты и т. п.
1.2 Экономика и хрематистика.
Важное значение имеет еще одно достижение Аристотеля — знаменитое противопоставление им экономики и торгового капитала, и осуществление тем самым первой в истории науки попытки анализа капитала. Для его анализа он даже вводит новый термин «хрематистика». Под хрематистикой Аристотель понимал «деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики — как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства» Потапова И. С. История экономических учений. — М., 1998. С. 60.
Следует указать, что идеалом Аристотеля было полунатуральное рабовладельческое хозяйство. Проблемы такого хозяйства он и обозначал (как и Ксенофонт) словом «экономика». Для Аристотеля экономика — это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов, потребительных стоимостей. Она включает и обмен, однако опять-таки лишь в рамках, необходимых для удовлетворения личных потребностей. Пределы этой деятельности тоже естественны: это разумное личное потребление, человека.
Хрематистика — это «искусство наживать состояние», т. е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства, особенно в форме денег. Иначе говоря, хрематистика — это «искусство» вложения и накопления капитала.
Промышленный капитал отсутствовал в античном мире, но немалую роль уже играл торговый и денежный (ростовщический) капитал. Аристотель считал все это противоестественным, но он был достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность чистой «экономики»: «к сожалению, из экономики непрерывно вырастает хрематистика"22 Аристотель Никомахова этика. — М, 1992. С. 99. Это — правильное наблюдение: говоря современным языком, из хозяйства, где продукты производятся как товары — для обмена, неизбежно вырастают капиталистические отношения.
Необычайную трансформацию претерпела идея Аристотеля о естественности экономики и противоестественности хрематистики. В средние века ученые-схоласты вслед за Аристотелем осуждали ростовщичество, а отчасти и торговлю, как «противоестественный» способ обогащения. Но с развитием капитализма все формы обогащения стали казаться естественными, допускаемыми «естественным правом». На этой основе в XVII и XVIII вв. в социально-экономической мысли возникла фигура homo оесоnomicus — экономического человека, мотивы всех действий которого могут быть сведены к стремлению обогащаться. Адам Смит объявил, что экономический человек, стремясь к своей выгоде, одновременно действует на пользу общества, и так вырастает лучший из известных Смиту миров — буржуазный мир. Для Аристотеля выражение homo oeconomicus могло бы означать нечто прямо противоположное — человека, стремящегося к удовлетворению своих разумных потребностей, отнюдь не беспредельных. А эту гипотетическую фигуру без плоти и крови — героя экономических сочинений времен Смита, ему, очевидно, пришлось бы назвать homo chrematisticus.
Глава 2. Основные положения экономической теории Аристотеля.
При анализе сущности экономики Аристотель всегда использовал практику в качестве отправной точки. При этом рассмотрение им даже наиболее очевидных фактов было глубоким и оригинальным. Всякий раз, когда Аристотель касался вопроса об экономике, он стремился рассматривать ее во взаимосвязи с обществом как единым целым. Предметом его исследования было сообщество как таковое, существующее на разных уровнях внутри всех действующих групп людей. Таким образом, в современных терминах подход Аристотеля был социологическим. Очерчивая поле исследования, он пытался рассматривать все вопросы происхождения и функционирования различных институтов сквозь призму понимания общества как единого целого. «Сообщество, самодостаточность и справедливость были главенствующими понятиями концепции Аристотеля» Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Экономические теории и школы (история и современность). — М., 1996. С. 145. Эти общие положения его системы должны позволить нам очертить взгляды Аристотеля на торговлю и цены.
Коммерческая торговля, или, в наших терминах, рыночная торговля, возникла из обстоятельств того времени как очень злободневный вопрос. Это была волнующая новизна, которую нельзя было адекватно объяснить или оценить. Теперь деньги зарабатывались почтенными гражданами посредством простой купли и продажи. Такие действия ранее были неизвестны, или, вернее, считались присущими людям низшего класса — барышникам, как правило не гражданам, а метекам — которые для того, чтобы просуществовать, перебивались мелкой торговлей продуктов питания на рыночной площади. Подобные люди получали доход, покупая по одной цене и продавая по другой. Теперь эта практика явно распространилась и на граждан, занимающих достойное положение, причем она стала приносить большие деньги, хотя ранее и считалась унизительной. Ее и изображал Аристотель: «в искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности» Аристотель Политика. — М, 1993. С. 102…
Как можно классифицировать само это явление? Как можно было объяснить доход, систематически получаемый таким образом? И как следовало оценить такую деятельность?
Две политические проблемы — торговля и цена — требовали ответа. Если вопросы торговли и установления цен не могли быть связаны с проблемой существования общества и его самодостаточности, то не существовало разумного критерия, позволяющего судить о том или о другом, будь то в теории или на практике. Если такая связь была, то ответ становился прост: во-первых, торговля, которая способствовала восстановлению самообеспеченности, была «в согласии с природой»; торговля, которая не служила этому, «противоречила природе». Во-вторых, цены должны быть такими, чтобы укреплять узы сообщества: в противном случае обмен не будет продолжаться и сообщество прекратит свое существование. В обоих случаях вопрос рассматривался с точки зрения самообеспеченности и самодостаточности общества.
2.1 Богатство в понимании Аристотеля.
Богатство, согласно Аристотелю, — это вещи, необходимые для поддержания жизни, когда они безопасно хранятся в сообществе, поддержку которому они и оказывают. Человеческие потребности, относись они к домашнему хозяйству или целому городу, не являются безграничными; а в природе нет нехватки пропитания. Положение, которое довольно странно звучит для современных людей, тщательно разрабатывается Аристотелем. Каждый аргумент содержит четкую ссылку на определенный институт. Психология избегается, социология внедряется.
Отрицание постулата ограниченности ресурсов основывается на условиях животной жизни, а оттуда это распространяется на условия жизни человека. Разве животные с дня своего рождения не видят, что пропитание ждет их в их естественной среде? А люди — разве они не находят источник пропитания в молоке матери, и, в конечном итоге, в своей естественной среде обитания, будь они охотниками, скотоводами или теми, кто обрабатывает землю? Поэтому, если ограниченность возникнет «со стороны спроса», то Аристотель приписывает это «неправильно понятому представлению о хорошей жизни, как о желании обладать еще большим обилием физических товаров и наслаждений"11 Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Экономические теории и школы (история и современность). — М., 1996. С. 146.
В философии Аристотеля тремя преимуществами обладания богатства были:
1. честь и престиж;
2. безопасность жизни и сохранность тела в целостности;
3. собственно богатство.
Первое включает в себя привилегии и почтение, положение в обществе и старшинство; второе обеспечивает безопасность от открытых и тайных врагов, предательства и восстаний, бунтов рабов, взятия верха со стороны сильных и даже имеет ввиду защиту от руки закона: третье, богатство, это благодать владения, в основном наследством или знаменитым сокровищем. Если на то пошло, то утилитарные товары, продовольствие и материалы достаются, как правило, владельцу чести и безопасности, но слава превосходит товары. Бедность, с другой стороны, связывается с низким статусом, она заставляет работать для того, чтобы существовать, зачастую по приказанию других. Чем меньше ограничений для таких приказаний, т. е. чем больше произвол приказывающего, тем более унизительными являются условия. Главное здесь не факт ручного труда — как свидетельствует статус крестьянина, всегда пользующегося уважением — но зависимость от личного каприза и приказа другого человека; именно они вызывают презрение к тому, кто служит.
Самодостаточность человеческих существ, этот постулат повседневной жизни, обеспечивается тогда, когда предметы первой необходимости физически доступны. Вещи, о которых здесь идет речь, это те, которые поддерживают жизнь и могут храниться. Помимо зерна, вина и масла относятся также шерсть и определенные металлы. Граждане и члены семьи должны быть в состоянии полагаться на запас этих благ во времена голода и войны. Количество благ, которое необходимо семье или городу, являет собой объективное требование. Домашнее хозяйство является самой маленькой, а полис самой большой единицей потребления: в любом случае, то, что необходимо, устанавливается стандартами сообщества. Отсюда понятие о существенно ограниченном количестве вещей первой необходимости.
Таким образом, хозяйство состояло из необходимых предметов — зерна, масла, вина и т. д. — на которых зиждилась жизнь общества. Идеалом общества выступало самодостаточное общество с разумным и достаточным уровнем потребностей каждого члена общества. Вывод был строгим и исключал возможность других выводов. Или предметом экономики является материальная основа, поддерживающая жизнь человеческих существ, или, в противном случае, не существует эмпирически данной рациональной связи между такими вопросами, как торговля и цены, с одной стороны, и постулат о самообеспеченности сообщества, с другой.
2.2 Ценность.
экономический ценность аристотель стоимость.
Аристотель не только различал потребительную ценность и меновую ценность так же четко, как и любой более поздний автор, но он понимал также, что последняя каким-то образом получается из первой. Но само по себе это не только не выходит за рамки здравого смысла, но и является банальностью, а дальше он не продвинулся. Его неудачу в этом вопросе позднее компенсировали схоласты, которым приписывают заслугу создания теории цены. Считается, что это произошло по причине его «поглощенности этической проблемой справедливости в ценообразовании — „коммутативной“ справедливости, которая отвлекла его внимание от аналитической проблемы фактического ценообразования» Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Экономические теории и школы (история и современность). — М., 1996. С. 147.
По Аристотелю, группа, рассматриваемая в динамике, формирует сообщество (koinonia), члены которого связаны узами доброй воли (philia). Philia выражает себя в поведении взаимности (anti-peponthos). Все, что нужно для того, чтобы продолжать и поддерживать сообщество, включая его самодостаточность (autarkeia), является «естественным» и внутренне правильным. Можно сказать, что автаркия — это способность существовать без зависимости от ресурсов извне. То, что обеспечивает справедливость, будь то в отношении распределения жизненных благ или вынесение решения в отношении конфликтов, или регулирование взаимных услуг — хорошо, поскольку это требуется для продолжения существования группы. Нормативность, в таком случае, неотделима от действительности. Эти общие положения его системы, по мнению Й. Шумпетера, «позволяют очертить взгляды Аристотеля на торговлю и цены"22 Шумпетер Й. История экономического анализа. — М., 2002. С. 39.
Торговля является естественной, когда она служит выживанию сообщества посредством сохранения его самодостаточности. Необходимость в этом возникает, как только разрастающаяся семья делается слишком многочисленной, и ее члены вынуждены селиться отдельно друг от друга. Их самодостаточность окажется теперь под вопросом. Темп, с которым делимые услуги обмениваются, зависит от сохранения доброй воли среди членов, поскольку без нее само сообщество прекратит свое существование. Справедливая цена, таким образом, проистекает из потребностей доброй воли philia, как это выражено в принципе взаимности, что выражается Аристотель Никомахова этика. — М, 1992. С. 109. в принципе взаимности и является квинтэссенцией бытия всего человеческого сообщества.
Из этих принципов проистекает также его осуждение коммерческой торговли и сентенции в отношении необходимости установления обменных эквивалентов или справедливой цены. Торговля является «естественной», пока она является требованием самообеспечения. Цены обычно устанавливаются, так, что они соответствуют мнению участников сообщества, укрепляя, этим самым, добрую волю, на которой покоится сообщество. Обмен товарами есть обмен услугами: это является основой самообеспеченности и реализуется путем взаимного дележа по справедливым ценам. При таком обмене выигрыша нет: товары имеют свои собственные цены, установленные заранее. Если же должна существовать прибыльная розничная торговля ради распределения товаров, то пусть этим занимаются не граждане.
Теория Аристотеля о торговле и цене была ничем иным, как простой разработкой его общей концепции о человеческом сообществе. Сообщество, самодостаточность и справедливость являли собой три основные точки опоры его социологии. На этой рамочной основе базировались его мысли по всем экономическим вопросам, будь то природа экономики или политические вопросы. Аристотель, несомненно, искал критерий справедливости в ценообразовании и нашел его в «равенстве» того, что человек отдает и получает. Обе стороны, принимающие участие в акте бартера или продажи, должны с необходимостью извлекать из него выгоду в том смысле, что они должны предпочитать свое экономическое положение после этого акта экономическому положению, в котором они находились до акта — иначе у них не было бы никаких стимулов совершать обмен.
2.3 Деньги.
Теория денег, которой придерживался Аристотель, заключалась в следующем: само существование любого общества предполагает обмен товарами и услугами; этот обмен вначале «естественно» принимает форму бартера; но люди, которым требуется то, что есть у других людей, могут не обладать тем, что требуется этим последним; поэтому часто бывает необходимо принять в обмен то, что не требуется, ради обладания тем, что действительно необходимо, посредством последующего акта бартера; очевидное удобство будет побуждать людей выбрать путем неявного соглашения или посредством законодательного акта какой-либо один товар в качестве средства обращения — Аристотель не рассматривал возможность выбора более чем одного подобного товара.
Аристотель замечает, что некоторые товары, такие как металлы, лучше подходят для этой роли, чем другие, предвосхищая, таким образом, некоторые из наиболее распространенных в XIX в. понятий об однородности, делимости, портативности, относительном постоянстве ценности5−4 и т. д. Более того, требование эквивалентности обмена естественным образом привело его к наблюдению, что средство обращения будет также использоваться в качестве меры ценности. И наконец, он осознавал, если и не высказывал это открыто, что деньги используются в качестве запаса ценности. Таким образом, три из четырех функций денег, которые традиционно перечисляются в трудах экономистов XIX в. (четвертая функция состоит в выполнении роли средства платежа), можно обнаружить у Аристотеля.
В сущности, эта теория включает в себя два положения. Первое состоит в том, что для каких бы других целей ни использовались деньги, их фундаментальная функция, определяющая их и объясняющая их существование, заключается в выполнении роли средства обращения. Так, в «Этике», исследуя «монеты, находящаяся в обращении» (нпмйумб), он действительно заявил, что деньги существуют не в силу своей «природы», но по соглашению или закону для обмена вещами" Аристотель Никомахова этика. — М, 1992. С. 114… Второе положение состоит в том, что, для того чтобы служить средством обращения на товарных рынках, сами деньги должны быть одним из этих товаров. То есть они должны быть полезной вещью и обладать меновой ценностью, не зависящей от их денежной функции; вот и все, что означает в этой связи внутренняя ценность — ценность, которая может сравниваться с другими ценностями. Таким образом, денежный товар, как и другие товары, оценивается в зависимости от его веса и качества; для удобства люди могут решить поставить на него штамп, чтобы сэкономить усилия, необходимые для того, чтобы каждый раз его взвешивать. Но этот штамп только провозглашает и гарантирует качество и количество товара, содержащегося в монете, и не является причиной его ценности.
Итак, теория денег Аристотеля является теорией в обычном смысле этого слова, т. е. попыткой объяснить, что такое деньги и какие функции они выполняют. И в соответствии со своей привычкой рассмотрения социальных институтов он представил ее в генетической форме: деньги возникают в ходе исторического развития и служат для упрощения обмена вещами и товарами между людьми.
Заключение.
Итак, исследование показывает, что зачатки «чистой» экономической науки Аристотеля могут быть обнаружены в основном в «Политике» и в «Никомаховой этике». Как было показано выше Аристотель в первую очередь интересовался тем, что выглядело «естественным» и «справедливым» с точки зрения его идеала хорошей и добродетельной жизни.
Для современного менталитета, привыкшего к понятию рынка, цепь мыслей, излагаемых Аристотелем, может показаться серией парадоксов, которая нашла свое отражение в различении «экономики» и «хремастики».
Под экономикой Аристотель понимает искусство управления «естественным» домашним хозяйством, целью которого является общее благо. А под хремастикой Аристотель понимает неестественное искусство делания денег ради денег для удовлетворения неразумных потребностей.
Его суждения предполагают игнорирование:
— рынка как института торговли;
— ценообразования как функции рыночного механизма;
— любой другой функции торговли, кроме той, которая обеспечивает самодостаточность общества;
— причин, по которым установленная цена может отличаться от цены, сформированной рынком и рыночные цены должны колебаться;
Вместо этого рынок и торговля рассматриваются Аристотелем как отдельные и определенные институты. Цены, как производимые обычаем, законом или провозглашением. Прибыльная торговля, как «неестественная», а установленная цена, как «естественная». При этом, следует указать, что заслугой вклад Аристотеля в историю экономической мысли уже в том, что он четко сформулировал проблему. Также заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории сделал предметом анализа такие феномены как деньги, торговлю, обмен, богатство, проценты и т. п.
1. Аникин А. В. Юность науки (жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса). — М., 1985. — 225 с.
2. Аристотель Никомахова этика. — М, 1992. — 545 с.
3. Аристотель Политика. — М, 1993. — 634 с.
4. Бартенев С. А. История экономических учений. — М., 1997. — 148 с.
5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. — М., 1994. -341 с.
6. Гилен Д. История экономической мысли. — Новосибирск, 2000. — 247 с.
7. Гэлбрейт Дж. История экономической науки: прошлое как настоящее. — М., 1989. — 299 с.
8. Заславская М. Д. История экономики. — М., 2000. — 199 с.
9. Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Экономические теории и школы (история и современность). — М., 1996. — 403 с.
10. Полянский Ф. Я. Экономическая история капиталистических стран. — М., 1986. — 983 с.
11. Потапова И. С. История экономических учений. — М., 1998. — 233 с.
12. Шумпетер Й. История экономического анализа. — М., 2002. — 467 с.