Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретико-методологические основы государственного регулирования инвестиционных процессов в территориальных экономических системах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложены рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования инвестиционных процессов в территориальной экономической системе: формирование системы взаимосогласованных нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность в территориальной экономической системеразвитие элементов рыночной инфраструктуры, ориентированных на вовлечение дополнительных финансовых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные элементы системы государственного регулирования инвестиционных процессов
    • 1. 1. Основные элементы инвестиционной системы
    • 1. 2. Внутренняя структура инвестиционной системы: взаимодействие 41 субъектов инвестиционной деятельности
    • 1. 3. Система государственного регулирования как механизм 67 воздействия на инвестиционный процесс
  • Глава 2. Основные направления совершенствования системы государственного регулирования инвестиционных процессов в территориальных экономических системах
    • 2. 1. Современное состояние развития инвестиционных процессов в 95 территориальных экономических системах
    • 2. 2. Проблемы формирования системы государственного 121 регулирования инвестиционных процессов
    • 2. 3. Система мер государственного стимулирования инвестиционных 147 процессов в территориальных экономических системах

Теоретико-методологические основы государственного регулирования инвестиционных процессов в территориальных экономических системах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономика России современного периода находится в состоянии поиска модели дальнейшего развития, которая может придать ей импульс динамичного роста. Низкие темпы роста вложений инвестиций в реальный сектор экономики свидетельствуют, с одной стороны, о неустойчивости макроэкономической ситуации, ориентированной на благоприятные условия сырьевого экспорта, и, с другой, о существовании проблем, связанных с государственным регулированием инвестиционного процесса.

В течение последнего десятилетия государство проводило политику невмешательства в хозяйственную деятельность предприятий и не оказывало существенного влияния на протекающие в стране инвестиционные процессы. За эти годы принципиально изменилась система инвестирования, что было обусловлено переходом к системе альтернативных инвестиционных решений на основе критериев рынка — соотношения спроса и предложения, курса ссудного процента, движения цен и нормативов, которые формирует дифференцированная система инвесторов.

В современной экономике она представлена экономическими агентами различных функциональных организаций и социально-экономических институтов. Это, с одной стороны, способствует формированию рыночного механизма инвестирования, с другой — усиливает неопределенность инвестиционных решений и в переходный период требует макроэкономического регулирования со стороны государства.

В условиях реформируемой экономики проблема формирования благоприятного инвестиционного климата в стране и отдельных ее субъектах может решаться лишь в русле оптимального сочетания рыночного механизма саморегулирования с гибким и активным воздействием на макро-, мезои микроуровнях, оказываемым государством на процессы, происходящие в экономике.

По мере того, как государство все больше занимает место активного экономического субъекта оно должно сформировать гибкую систему управления, которая обеспечит ему высокую результативность экономических реформ, конкурентоспособность и устойчивое положение производственного потенциала России.

На первый план выходит решение проблемы выработки эффективной системы государственного регулирования инвестиционных процессов как в Российской Федерации в целом, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Необходимость и направления стимулирования инвестиционных процессов во многом определяются приоритетами государственного регулирования на уровне отдельно взятой территориальной экономической системы, одной из основных задач которого является формирование в субъектах Российской Федерации благоприятного инвестиционного климата.

Разработка новой концепции и стратегии государственного регулирования инвестиционных процессов во многом определяет возможность повышения инвестиционной привлекательности России и входящих в нее регионов.

Актуальность и необходимость исследования вопросов теории и организации системы государственного регулирования инвестиционных процессов, в частности на уровне отдельных территориальных экономических систем, и предопределили выбор темы, цели и задач диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Рассмотрение различных аспектов проблем реформирования и регулирования инвестиционной сферы, активизации инвестиционной деятельности нашло свое отражение в фундаментальных исследованиях западных ученых J1.E. Бирдцелла (мл.), Е. Домара, Дж.М.Кейнса, Д. Маури, П. Массе, П. Самуэльсона, Дж. Сороса, Э. Хансена, Р. Ф. Харрода, Дж. Хикса, А. Хиршмана, В. Хойера, Б. Ф. Хозелитца, Й.Шумпетера. и др.

Созданию нового финансово-экономического механизма инвестиционной и инновационной деятельности посвящены работы В. Д. Андрианова, Г. М. Бродского, М. Н. Бродского, Н. В. Игошина, А. Идрисова, В. В. Ковалева, Л. Крувшица, А. В. Крутика, В. НЛившица, Т. С. Хачатурова, а также.

A.М.Марголина, Н. М. Мухетдиновой, Д. Норткота, Е. М. Четыркина и др.

Анализу разнообразных проблем государственного регулирования инвестиционных процессов посвящены исследования С. И. Абрамова,.

B.В.Бочарова, П. И. Вахрина, Л. Л. Игонина, Я. С. Мелкумова, И. В. Сергеева и др.

В современных работах отечественных ученых — О. С. Белокрыловой, В. М. Белоусова, А. В. Бузгалина, В. И. Видяпина, Е. Т. Гайдара, С. Ю. Глазьева, Г. П. Журавлевой, М. М. Загорулько, В. Кокова, А. ЯЛившица, М. Б. Прилепского и других раскрываются особенности стимулирования инвестиционных процессов в российской экономике, в определенной мере выявлены причины кризисных явлений в инвестиционной сфере и предлагаются некоторые направления ее эффективного преобразования.

Вопросам осуществления государственного регулирования инвестиционных процессов посвящается значительное количество публикаций.

Вместе с тем, не достаточно полно раскрыта сущность инвестиций и инвестиционного процесса, зачастую не разграничиваются понятия «инвестиции» и «инвестиционный процесс», источники инвестиций различными авторами трактуются по-разному.

Кроме того, не сформирована единая точка зрения в подходах к формированию единой инвестиционной политики государства и его субъектов. Существуют также противоречия в теориях вопроса роли государства в выработке стратегических направлений повышения инвестиционной привлекательности, на региональном уровне отсутствуют разработанные направления государственного регулирования инвестиционных процессов, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата и оживление инвестиционных процессов в регионах.

В экономике России в последние годы, с различной степенью эффективности и результативности, было апробировано на практике множество программ и моделей стабилизации, которые, к сожалению, не привели в полной мере к решению главных задач — переводу экономики России в стадию экономического роста и росту благосостояния населения, а в некоторых случаях привели к ухудшению инвестиционной деятельности.

Недостаточность теоретических, методологических и практических исследований по указанным вопросам обуславливают необходимость разработки нового подхода к вопросу совершенствования государственного регулирования инвестиционных процессов на уровне территориальной экономической системы, формирующей ядро системы, для улучшения инвестиционного климата и активизации инвестиционных процессов в современных условиях.

Цель диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является комплексное системное исследование теоретико-методологических основ системы государственного регулирования инвестиционных процессов и разработка основных направлений совершенствования государственного регулирования инвестиционных процессов на уровне территориальной экономической системы.

Исходя из поставленной цели, в диссертации определены следующие основные задачи:

— раскрыть содержание понятий «инвестиции» и «инвестиционный процесс»;

— рассмотреть внутреннюю структуру инвестиционной системы, с точки зрения взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности, возникающих в ходе реализации инвестиционного процесса;

— исследовать основные цели, задачи, предметные функции, методы и инструменты системы государственного регулирования инвестиционных процессовизучить предпосылки и основные тенденции развития инвестиционных процессов в территориальной экономической системе;

— определить критерии эффективности инвестиционных процессов в регионе;

— выявить проблемы формирования системы государственного регулирования инвестиционных процессов в территориальной экономической системеразработать основные направления совершенствования государственного регулирования инвестиционных процессов в территориальной экономической системе.

Объект и предмет исследования. Предметом исследования диссертационной работы являются организационно-экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе государственного регулирования инвестиционных процессов в территориальной экономической системе.

В качестве объекта исследования выступает система государственного регулирования инвестиционных процессов, рассматриваемая с позиции методологических основ осуществления инвестиционной политики на уровне субъекта Российской Федерации как отдельной территориальной экономической системы.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили основополагающие подходы, выработанные наукой при исследовании экономических систем и явлений, имеющих место в процессе их функционирования, научные труды по общей теории экономики, права, управления экономическими системами.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и нормативные акты Саратовской области, регулирующие экономические отношения, возникающие в сфере управления инвестиционными процессами, публикации в научной и периодической печати, научно-практические разработки в области управления инвестиционными процессами.

Информационную базу работы составили статистические данные Госкомстата РФ, Саратовского областного комитета государственной статистики, социально-экономические показатели Саратовской области, аналитические обзоры Института экономики переходного периода, Института экономики РАН, научно-практические публикации в периодических изданиях.

Методологической основной диссертационного исследования являются рассмотрение литературы по данной проблеме, общепризнанные принципы диалектического познания: объективность, противоречивость, взаимообусловленность, взаимопроникновение, динамизм.

В качестве методов исследования применялись научное обобщение, исторические аналогии, методы причинно-следственного и сравнительного статистического анализа.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: 1-теория управления экономическими системами.

1. Введено в научный оборот понятие «инвестиционная система», которая представляет собой сложную активно взаимодействующую с внешней средой структуру элементов, связанных между собой в ходе осуществления инвестиционного процесса взаимоотношениями экономических субъектов по поводу привлечения или предоставления инвестиций (инвестиционных ресурсов) на объекты инвестиционной деятельности с целью извлечения выгоды.

2. Доказано, что в процессе взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности в рамках инвестиционной системы формируется непрерывная цепь сменяющих друг друга субъектов и объектов инвестиций.

Каждый новый инвестиционный процесс обусловлен результатом инвестиций, сделанных в прошлом. В сумме микроинвестиционные процессы направлены на достижение макроэкономических целей.

3. Обосновано, что система государственного регулирования инвестиционных процессов должна базироваться на мониторинге хода осуществления инвестиционного процесса и следующих принципах установления рациональных связей между субъектами инвестиционной деятельности: селективное управление, целевая ориентации проектов на обеспечение конечных целей, полнота цикла управления инвестиционными процессами, этапность инвестиционных процессов и процессов регулирования, иерархичность организации инвестиционных процессов, многовариантность при выработке управленческих решений, обеспеченность инвестиционными ресурсами.

4. Обоснован циклический характер этапов принятия управленческих решений в рамках системы государственного регулирования инвестиционных процессов.

Содержание каждого из циклов таково: Ф — формирование целей инвестиционного процесса;

— планирование инвестиций;

— организация инвестиций;

— контроль, выполняющий функцию обратной связи в процессе регулирования инвестиционных процессов.

08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: 4 -управление инновациями и инвестиционной деятельностью.

1. Разработан проектно-адресный принцип государственного регулирования, суть которого заключается в отборе конкретного инвестиционного проекта и адресном характере предоставления финансирования.

В соответствии с этим принципом разработана методика ф предоставления средств адресной инвестиционной программы в территориальной экономической системе, суть которой заключается в конкурсном и адресном характере поддержки субъектов инвестиционной деятельности, финансировании объектов социально-культурного, инженерно-коммунального и жилищного назначения на условиях долевого финансирования расходов за счет средств регионального бюджета, а также в Щ стимулировании инвестиционных и инновационных проектов предприятий путем компенсации части процентной ставки по банковскому кредиту или предоставления прямого бюджетного финансирования на осуществление целевых расходов.

2. Предложены методические принципы формирования системы управления инвестиционным процессом на уровне «предприятиемуниципальное образование — регион»: сбалансированность перспективного финансового плана с адресной инвестиционной программойжесткая регламентация процессов включения объектов в федеральные целевые программыпоследовательное сокращение объемов строительства на объектах социальной и инженерной инфраструктурыпереориентация распределения средств капитальных расходов регионального бюджета и ф других форм государственной поддержки с финансирования в оборотные средства на вложения в основной капиталобязательность исполнения всеми субъектами инвестиционной деятельности принятых на себя договорных обязательств.

3. Разработаны новые подходы к формированию инвестиционной политики в территориальной экономической системе.

Предложено закрепить в областном инвестиционном законодательстве критерии для отбора инвестиционных проектов предприятий производственной сферы по степени значимости и социальной эффективности: местные — социальный эффект и экономическая значимость для того муниципального образования области, на территории которого ф располагается предприятиемежрайонные — социальный эффект и экономическая значимость для двух-пяти муниципальных образованийи областные — социальный эффект и экономическая значимость распространяются более чем на пять муниципальных образованийособо значимые областные — социальный эффект и экономическая значимость распространяются на всю область, на территории которой находится данное предприятие.

При этом на каждом уровне сумма требуемых инвестиций различна. Закрепление критериев отбора инвестиционных проектов позволит выйти на дерево целей государственного регулирования инвестиционных процессов на уровне территориальной экономической системы.

4. Предложены рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования инвестиционных процессов в территориальной экономической системе: формирование системы взаимосогласованных нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность в территориальной экономической системеразвитие элементов рыночной инфраструктуры, ориентированных на вовлечение дополнительных финансовых ресурсов в инвестиционный процессформирование перечня наиболее перспективных проектов использования инвестиционных ресурсов для создания и укрепления основы развития территориальной экономической системыинтеграция субъектов инвестиционной деятельности территориальной экономической системы в общероссийское и мировое информационное пространствовыстраивание партнерских отношений с портфельными и стратегическими инвесторамиинициирование разработки и реализации инвестиционных стратегий более мелкими подсистемами территориальной экономической системы.

Теоретическая и практическая значимость работы. Научные результаты, выводы и предложения диссертационного исследования углубляют теоретико-методологические основы государственного регулирования инвестиционных процессов в территориальной экономической системе.

Основные положения диссертационного исследования проверялись и использовались при разработке областных инвестиционных программ, на встречах с руководителями предприятий и инвесторами.

Автор принимал участие в работе над программами привлечения инвестиций на ряд предприятий Саратовской области в рамках инвестиционных программ Правительства Саратовской области, в разработке программ инвестиционного развития районов, программы инвестиционного развития области, областной адресной инвестиционной программы.

Материалы проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов экономической теории разделов «Макроэкономика», «Экономическая теория», «Сравнительный анализ экономических систем», «Региональное управление», «Государственное и муниципальное управление».

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждены на научно-практических конференциях и изложены в публикациях. По теме исследования опубликованы статьи и тезисы докладов на научных конференциях общим объемом 5,1 печатных листа.

Авторские предложения апробированы на практике. В ходе совершенствования основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности в Саратовской области, при разработке проектов нормативных документов областного значения, регулирующих вопросы инвестиционной деятельности.

Предложения автора включены в состав подготовленных с его участием рекомендаций, концепций, бизнес-проектов, созданных в рамках консультационной деятельности.

Автор принимал участие в подготовке к изданию каталогов инвестиционных проектов предприятий и организаций Саратовской области в районном и отраслевом разрезах.

Структура работы. Название работы и логика исследования определили структуру и содержание диссертации. Она состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

В работе исследованы теоретико-методологические основы государственного регулирования инвестиционных процессов в территориальных экономических системах.

Инвестиционная система представляет собой сложную активно взаимодействующую с внешней средой структуру элементов, связанных между собой в ходе осуществления инвестиционного процесса взаимоотношениями экономических субъектов по поводу привлечения или предоставления инвестиций (инвестиционных ресурсов) на объекты инвестиционной деятельности с целью извлечения выгоды.

Как и в любой системе, в инвестиционной системе выделяется несколько составных частей — ее элементов, которые строятся на основе системной взаимосвязи и взаимозависимости и обеспечивают, в конечном итоге, достижение поставленных задач. К таким элементам в работе отнесены: объект, субъект, механизм функционирования и источникиинвестиционные ресурсы, вокруг которых строятся экономические взаимоотношения.

Одним из элементов инвестиционной системы являются субъекты инвестиционной деятельности, ориентированные на изменения свойств объекта инвестиций, позволяющие при минимальных вложениях в этот объект восполнить дефицит необходимых для собственного развития ресурсов и изменить свойства объекта в нужном для себя направлении.

В инвестиционной системе взаимоотношения субъектов экономической деятельности возникают по поводу объектов, нуждающихся в привлечении дополнительных ресурсов для обеспечения дальнейшего существования или развития, свойства объектов инвестиционного процесса позволяют инвестору посредством участия в них получить инвестиционный доход.

В научной литературе инвестиции и инвестиционный процесс часто употребляют как синонимы и эти два понятия иногда подменяют друг друга. Говоря «инвестиции», подразумевают как ресурсы и объект вложений, так и процесс получения дополнительного экономического эффекта. По мнению автора, различие между понятиями «инвестиции» и «инвестиционный процесс» состоит в том, что под процессом понимается не только объект вложения и получаемый дополнительный экономический эффект, но и ход его осуществления, начиная с момента формирования потребности в инвестициях и заканчивая получением дополнительного экономического эффекта. В понятии же «инвестиции» доминирующим является значение «ресурс».

В связи с этим, анализируя существующие точки зрения на содержание понятия «инвестиции» и «инвестиционный процесс», автор пришел к выводу, что, в литературе к понятию инвестиции применяется объектно-утилитарный и процессно-финансовый подходы. В рамках процессно-финансового подхода под инвестициями понимается процесс инвестирования, вложения капитала для осуществления различных мероприятий. Объектно-утилитарный подход к определению термина «инвестиции» характеризуется двумя основными моментами: во-первых, в качестве инвестиций понимаются затраты, выражающиеся во вложении ресурсов в реализацию конкретных проектовво-вторых, акцент делается на утилитарной стороне инвестиций — способности удовлетворять потребности экономических субъектов с наибольшим экономическим эффектом. В связи с тем, что инвестиции являются движущей силой и материальной базой инвестиционного процесса и отражают различные характеристики инвестиций, рассматривать эти два подхода в отрыве друг от друга нельзя.

В рамках изучения данной проблемы автор стремится дать унифицированное определение видов инвестиций, которые напрямую взаимосвязаны с источниками финансирования инвестиционного проектастатичного состояния инвестиционного процесса. От выбора источника финансирования в дальнейшем зависят формы финансирования инвестиционного процесса.

Однако, экономическая целесообразность не является единственной движущей силой инвестиционного процесса, необходимо отдавать отчет в том, что любые инвестиционные решения принимаются конкретными людьми-менеджерами. При этом методы финансового анализа, используемые для оценки инвестиционных проектов, основаны на допущении, что цель деятельности менеджера — максимизировать стоимость компании (благосостояние акционеров) в результате каждого инвестирования, достигнуть определенного уровня развития инвестиционных процессов в регионе. На практике каждый человек, принимающий инвестиционные решения, имеет и свои собственные цели, которые могут существенно отличаться от вышеозначенных (это и максимизация собственного вознаграждения, и укрепление своих позиций, и достижение определенного положения или власти). Таким образом, возникает проблема несопоставимости целей — то, что является лучшим выбором для отдельного сотрудника, не обязательно лучший выбор для компании или органа государственной власти.

Инвестиционные процессы работают на инвестиционном рынке, где через взаимодействие инвестиционного спроса и инвестиционного предложения регулируется распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными потребителями. Точкой отсчета для начала инвестиционного процесса служит достижение относительного совпадения инвестиционного спроса и инвестиционного предложения на инвестиционные ресурсы.

Инвестиционный рынок можно представить как единую систему, объединяющую множество элементов, взаимодействующих между собой и изменяющих свое состояние под воздействием как внешних (политика правительства, курс доллара и др.), так и внутренних (цена, процентная ставка, учетная политика предприятия и т. п.) факторов. Цена каждого ресурса имеет свою специфику.

Функционально инвестиционный процесс решает следующие задачи:

— исследование внешней средыразработка стратегических направлений инвестиционной деятельности как страны в целом, так и предприятия в частностиразработка стратегии формирования и использования инвестиционных ресурсов;

— оценка инвестиционной привлекательности и отбор наиболее перспективных для финансирования и эффективных инвестиционных проектов;

— текущее планирование и оперативное управление реализацией эффективных инвестиционных программ и проектов;

— организация мониторинга реализации эффективных инвестиционных программ и проектов;

— подготовка решений о своевременном выходе из неэффективных инвестиционных проектов и реинвестирование капитала.

Инвестиционный процесс происходят на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

При рассмотрении структурных элементов инвестиционной системы выявлено, что инвестиционный механизм представляет собой целенаправленно созданную, взаимодействующую совокупность методов и форм, источников инвестиций, инструментов и рычагов воздействия на воспроизводственный процесс на макро-, мезои микроуровнях инвестиционного процесса в интересах расширения действующего производства или авансирования вновь создаваемого производства.

Роль регулирующей системы по отношению к инвестиционной системе может выполнить только государство — институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы социальную эффективность.

Системный подход к государственному регулированию инвестиционных процессов предполагает рассмотрение системы государственного регулирования как сложной организованной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов развития. Системный подход обеспечивает динамичный учет всего множества влияющих на управленческое решение факторов и рассмотрение их во взаимной связи с внешними и внутренними тенденциями развития инвестиционной среды.

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Целью государственной инвестиционной политики, по мнению автора, является реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Конечной целью государственной инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности и конкурентоспособности общественного производства. Инвестиционная политика осуществляется путем прямого и косвенного регулирования инвестиционных процессов с использованием определенных методов.

Вмешательство государства в инвестиционный процесс осуществляется двумя путями: административным и экономическим. Административные мероприятия не требуют расходования государственных средствэкономические мероприятия связаны с использованием государственных финансов и являются более действенными и эффективными по сравнению с административными.

Очевидно, что цели и задачи инвестиционной политики каждого региона имеют свою специфику, определяемую совокупностью как внешних, так и внутренних факторов. В то же время в региональной инвестиционной политике можно выделить общие черты, к числу которых следует отнести:

— приоритетное развитие объектов и направлений деятельности, имеющих особо важное значение для данного регионамаксимальное использование и развитие имеющегося производственного, природно-ресурсного потенциала и культурно-демографических особенностей;

— выравнивание социально-экономических условий всей территории региона, создание и укрепление в его рамках одного экономического пространства.

Для реализации стоящих перед регионом целей и задач его инвестиционная политика должна включать в себя следующие основные элементы:

1. Инвестиционную стратегию.

2. Инвестиционную программу.

3. Меры непосредственного воздействия на инвестиционный процесс:

— прямые государственные инвестиции за счет бюджета развития;

— систему мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата.

При анализе экономической эффективности российского инвестиционного рынка был выделен ряд его специфических особенностей: значительный перекос в сторону реальных инвестицийдефицит инвестиционного капитала в большинстве субъектов Российской Федерациичрезвычайно низкая доля финансовых ресурсов, привлекаемых хозяйствующими субъектами для реализации инвестиционных проектов и программ.

Автор выяснил, что в 2003 году в России продолжилась, начавшаяся в 2002 году, активизация инвестиционной деятельности, что главным образом было связано с существенным улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, проведением взвешенной денежно-кредитной политики, обеспечивающей снижение объемов неденежных расчетов и некоторое улучшение состояния платежей и расчетов между предприятиями. Это предопределило увеличение бюджетного финансирования инвестиций и рост собственных средств предприятий, направляемых на инвестиционные цели.

Главным источником инвестиций в основной капитал как в целом по России, так и в отдельных ее субъектах остаются собственные средства предприятий и организаций. Причин продолжающегося в регионах «инвестиционного голода», выражающегося в нехватке инвестиционных ресурсов и в нежелании инвесторов (и внутренних, и внешних) вкладывать средства в промышленность, несколько. Главная из них — высокий уровень инвестиционных рисков: политических, валютных, рыночных, законодательных и др.

Инвестиционный процесс в России, к сожалению, краткосрочен по своей направленности: для крупных и долгосрочных инвестиций нужен достаточно длительный период накопления капитала либо доступный рынок долгосрочных займов, либо работающий рынок акционерного капитала.

Поэтому инвестиционный спрос направляется, прежде всего, на компоненты технологического оборудования, которые можно оперативно заменять, не прибегая к долгосрочным инвестициям в основной капитал, т. е. по-прежнему полагаться на издержки.

Проблема предприятий заключается не столько в отсутствии основного капитала, сколько в отсутствии эффективного спроса на отечественную продукцию. Из-за этого простаивают производственные мощности сегодня. И задача как раз и состоит в том, чтобы сделать их продукцию привлекательной для потребителей, конкурентоспособной. Но без инвестиций это неосуществимо.

Российский рынок корпоративных акций слабо выполняет функцию по трансформации финансовых ресурсов в инвестиции. За счет эмиссии корпоративных ценных бумаг финансируется менее 1% всех внебюджетных инвестиций.

Взаимодействие государственных и предпринимательских структур на разных стадиях осуществления инвестиционного процесса сводится к следующим направлениям:

— формирование благоприятного инвестиционного климата;

— участие предпринимательских структур в долевом финансировании инвестиционных проектов в рамках реализации государственных, региональных и местных программ социально-экономического и научно-технического развития;

— участие государства на долевой основе в коммерческих негосударственных проектах.

В настоящее время прямое участие государственных органов власти в инвестиционном процессе осуществляется путем направления централизованных финансовых ресурсов на выполнение федеральных или региональных целевых программпроведения экспертизы инвестиционных проектов, формирования перечня строек и объектов для государственных нуждразработки, утверждения инвестиционных проектов и последующего их финансирования за счет бюджетных средства также в налоговом стимулировании инвестиционной деятельности.

Автором сделан вывод, что бюджетное финансирование должно осуществляться на принципах: максимального экономического и социального эффекта при минимуме затратцелевого характера использования бюджетных ресурсовпредоставления бюджетных средств в соответствии с произведенными затратами и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Главными целями инвестиционной политики на региональном уровне являются:

— выявление наиболее эффективных объектов и направлений использования экономических ресурсов области, создающих основу для социальной стабильности и развития экономики региона;

— создание режима максимального благоприятствования инвесторам на территории региона путем формирования правовых основ, экономических и организационных условий для привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов в экономику области. К сожалению, федеральным центром оставлены небольшие полномочия регионам в рамках применения основных форм стимулирования инвестиционной деятельности, поэтому региональные власти действуют в узких рамках скорее информационно-консультационного и посреднического характеразащита экономических интересов региона через систему государственного регулирования инвестиционной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций.

При анализе состояния инвестиционной политики на региональном уровне автором выявлены следующие недостатки:

— отсутствие в настоящее время налаженной системы мониторинга эффективности инвестиционных проектов в регионе является одной из главных причин недоинвестированности важнейших отраслей региона;

— инвестиционные проекты, получающие государственную поддержку, проходят оценку эффективности только на первоначальной, прединвестиционной фазе;

— на протяжении всего срока реализации проекта отсутствует четко налаженная система контроля за реализацией инвестиционных проектов, осуществляемых с участием финансовых средств государства;

— областные предприятия рассчитывают на прямую бюджетную поддержку и не готовы к работе по привлечению сторонних инвесторов.

Одним из факторов неустойчивости развития инвестиционных процессов в регионе является фактическое отсутствие целостной системы управления инвестиционными процессами на уровне «предприятиемуниципальное образование — регион».

Изменение федерального законодательства, появление дополнительных источников долгосрочных инвестиций, формирование современных элементов общероссийской рыночной инфраструктуры требуют от органов исполнительной власти области выработки новых подходов к построению своей инвестиционной политики.

Автор предлагает разработать основные направления совершенствования государственного регулирования инвестиционных процессов в регионе через создание системы управления инвестиционными процессами на уровне «предприятие — муниципальное образование — регион», которая предусматривает:

— формирование благоприятных условий и предпосылок активизации инвестиционной деятельности на уровне региона и муниципальных образований и восстановления инвестиционного цикла предприятий;

— содействие обновлению производственного аппарата и внедрению высоких технологий с целью обеспечения конкурентоспособности продукции региональных предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

— создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

— обеспечение экономического и социального развития региона;

— укрепление экономической самостоятельности региона.

Приоритетами в инвестиционной политике должны стать: диверсификация отраслевой структуры в направлении отраслей новой экономики, основанной на инновациях и информационно-коммуникационных технологияхвнедрение ресурсосберегающих технологий на объектах бюджетной сферыразвитие социально-инженерной инфраструктуры области (транспорт, связь, телекоммуникации, газопроводы, дороги) — внедрение рыночных механизмов в жилищном строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве области.

В территориальной экономической системе должна быть сформирована система управления инвестиционным процессом «предприятиемуниципальное образование — регион», которая должна строиться на следующих принципах: сбалансированность перспективного финансового плана с адресной инвестиционной программой регионажесткая регламентация процессов включения объектов в федеральные и региональные целевые программыпоследовательное сокращение незавершенных объемов строительства в объектах социальной и инженерной инфраструктурыпереориентация распределения средств капитальных расходов областного бюджета и других форм государственной поддержки предприятий и организаций региона с финансирования в оборотные средства на вложения в основной капиталобязательность исполнения всеми субъектами инвестиционной деятельности принятых на себя договорных обязательств.

Для перехода от декларации новой инвестиционной политики к практическим действиям будет проведен анализ и оценка социально-экономического положения региона. На этом этапе администрации муниципальных образований разрабатывают программы своего инвестиционного развития. Целью является увеличение притока инвестиций в муниципальные образования региона за счет повышения их инвестиционной привлекательности и готовности к приходу инвесторов. В рамках работы по формированию программ инвестиционного развития муниципальных образований предполагается разработка региональными предприятиями и организациями качественных инвестиционных предложений.

Автор считает необходимым закрепить в региональном инвестиционном законодательстве критерии для отбора инвестиционных проектов предприятий по степени значимости и социальной эффективности: местные — социальный эффект и экономическая значимость для того муниципального образования, на территории которого располагается предприятиемежрайонные — социальный эффект и экономическая значимость для двух-пяти муниципальных образованийобластные — социальный эффект и экономическая значимость распространяются более чем на пять муниципальных образованийособо значимые областные — социальный эффект и экономическая значимость распространяются на весь регион, на территории которого находится данное предприятие.

При этом на каждом уровне сумма требуемых инвестиций различна. В результате определения критериев для отбора инвестиционных проектов получается гармоничное сочетание интересов различных участников инвестиционного процесса в территориальной экономической системе.

Автор выделил основные направления совершенствования инвестиционной политики в регионе: формирование системы взаимосогласованных нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории областиразвитие элементов рыночной инфраструктуры, ориентированных на вовлечение дополнительных финансовых ресурсов в инвестиционный процессформирование перечня наиболее перспективных проектов использования инвестиционных ресурсов для создания и укрепления основы развития экономики областиинтеграция субъектов инвестиционной деятельности области в общероссийское и мировое информационное пространствовыстраивание партнерских отношений с портфельными и стратегическими инвесторамиинициирование разработки и реализации инвестиционных стратегий муниципальных образований области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС», 1998. — 128 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.).
  3. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изменениями от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г.), утратил силу.
  4. Закон Саратовской области от 29 июля 2003 г. «Об утверждении программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2003 — 2005гг.)"//Собрание законодательства Саратовской области, 2003. № 7.
  5. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. № 1016.
  6. Закон Саратовской области от 21 апреля 2004 г. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Саратовской области"// Саратовские вести. 6 мая 2004 года.
  7. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации" — постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 378 «Об оперативном управлении Бюджетом развития Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г.).
  9. Ю.Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
  10. Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. № 60-ФЗ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации».
  11. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» (с изменениями от 29 января 2002 г.).
  12. Н. Инвестиционные ресурсы в промышленном производстве РФ // Проблемы теории и практики управления. № 6, 2002 — с. 74 — 76.
  13. М. В. Источники финансирования инвестиционного процесса // Финансы. № 5,2003. — с. 12 -14.
  14. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. -М.: Экономика. 1999. — с. 661.
  15. В. М. Оценка социальной составляющей инвестиционных проектов // Финансы и кредит. № 4, 2003.- С. 15 — 16.
  16. В.В. Управление инвестиционными процессами в условиях рыночной экономики//Конверсия в машиностроении. № 2,1994. — с.5−10.
  17. Г. Инвестиции в научно-образовательный комплекс //Экономист. № 9, 2001. — с. 13−15.
  18. В.Ф. Маркетинг инвестиций. Спб.: Геликон плюс, 1999. -252 с.
  19. В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынкаЮкономист. № 7,2001. — с.3−8.
  20. О.С. Теория переходной экономики: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. -352 с.
  21. В. Экономика стран Восточной Азии и Европы в 1996г.//Мировая экономика и МО. № 11,1997. — с. 118−126.
  22. Н. Формирование инвестиционного климата в экономике //Вопросы экономики. № 7, 2001. — с. 104−114.
  23. А. Механизм инвестиционных решений на промышленном предприятии //Проблемы теории и практики управления. № 1, 2001. — с.80−85.
  24. А., Арзямов А. Планирование капитальных вложений на предприятии в условиях инвестиционного кризиса/ЯТроблемы теории и практики управления. № 3, 2001. — 70−74.
  25. М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: Дело ЛТД, 1994. — 237 с.
  26. Ю.В., Швандер В. А. Инвестиционный анализ: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. — 286с.
  27. Ю.В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М.: Юнити, 1999. — 254 с.
  28. Болыной экономический словарь, под редакцией А. Н. Азриляна. М.: Фонд «Правовая культура». — 1994. — с. 156−157.
  29. Е.Ф., Петров А. А., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. 2е изд. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 400с.
  30. В.В. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2000. — 160с.
  31. Бригкхэм Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента: Скор. Пер. с англ./ред.кол. А. М. Емельянов, Б. В. Воронов, В. И. Кушлин и др. 5-е изд. — М.: РАГС, ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 823 с.
  32. М.Н., Бродский Г. М. Право и экономика: инвестиционное консультирование. СПб, 1999. — 496 с.
  33. А. Капиталообразование в России//Вопросы экономики. № 3, 2001.-с. 54−68.
  34. Е.М., Павлов И. Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 1994.-215 с.
  35. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер с англ./ Под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 1996. -543 с.
  36. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Дело, 2001. — 832 с.
  37. В.А. Сбережения граждан в банках и инвестиционный потенциал экономики страны//Деньги и кредит. № 5, 1999. — с. 40−47.
  38. Все правительственные реформы дают запланированные результаты// Экономика России XXI век. — декабрь, 2001.
  39. Т. Конкурентные позиции России на мировом рынке // Экономист. № 9, 2003. — с. 38 — 43.
  40. А.В. Инвестиции и инвестирование. Методы оценки и обоснования. С.-Пб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2003. — 528с.
  41. А.В. Методы обоснования инвестиционных проектов в условиях определенности. С.-Пб.: Изд-во С.-Петербургского университета, ОЦЭиМ, 2004. — 184 с.
  42. Д., Оуэн Р., Конвей Р. Пособия Эрнст энд Янг. Привлечение капитала: Пер. с англ. — М.: «Джон Уайли энд Санз», 1995. — 464 с.
  43. В. Управление инвестициями: поиск новых ориентиров//Вопросы экономики. № 4, 2001. — с. 154−155.
  44. Л., Джонк М. Хеннигер Э., Крюгер Т. Основы инвестирования: Пер. с англ. М.: Дело, 1997. — 1008с.
  45. С. Проблема экономического роста в странах Центральной и восточной Азии//Проблемы теории и практики управления. № 2, 1997. -с. 40−45.
  46. И. Ф. О конкуренции на российском рынке инвестиций // Финансы и кредит. № 4,2003. — с. 49 — 55.
  47. М.В. Риск-анализ инвестиционного проекта. — М.: Юнити-Дана, 2001.-352с.
  48. С. Глубинные проблемы инвестиционных процессов//Экономист. № 8, 2001.-с. 22−27.
  49. П. Венчурное инвестирование в России первопроходцы в выигрыше // Рынок ценных бумаг. № 6, 2003.- с. 46 — 51.
  50. М. Портфельные инвестиции в России: региональные и отраслевые предпочтения//Рынок ценных бумаг. № 8,1996. — с.40−44.5 5. Для экономического роста в России нет непреодолимых препятствийЮКО. № 3, 2001. — с. 3−26.
  51. Н.Г., Семилютина Н. Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец-издат, 2003.- 27 с.
  52. Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001. — 400 с.
  53. Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 542с.
  54. А. Инвестиции: планирование и анализ эффективности//Экономика и жизнь. № 25,1994. — c. l 1.
  55. А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. М.:
  56. Финансы и статистика, 1994. 257 с.
  57. Инвестиции- дело интимное// «МК» в Саратове. 11−18 января 2001 г.
  58. Инвестиции и инновации: Словарь справочник от, А до Я/Под редакцией М. З. Бора, А. Ю. Денисова. М.: Издательство «ДИС», 1998. — 208 с.
  59. Инвестиции шаг в будущее//Экономика России — XXI век. — декабрь, 2001. — с.2−5.
  60. Инвестиционный климат в России//Вопросы экономики. 1999, № 12. — с.4−33.
  61. Инвестиционный рейтинг российских регионов 1999—2000 гг.//Эксперт. — 2000, № 41. с.68−92.
  62. С.А. Измерение эффективности инвестиций и нововведения. — Спб., 1996.-83 с. ф 71. Катасонов В. Ю., Морозов Д. С. Проектное финансирование: организация, управление риском, страхование. М.: Анкил, 2000. — 272 с.
  63. В. В. Оценка конкурентоспособности продукции и организации при изменении макроэкономических факторов //Инвестиции. № 9(66), 2003.- с. 66−68.
  64. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.-c.117.
  65. Д. Государство, бизнес и экономика// США. Экономика, политика, идеология. № 12,1998. — с.26−31.
  66. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1999. — 144 с.
  67. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е издание. — М.: Финансы и1. W’статистика, 1997. 512 с.
  68. В., Куренков Ю. Корпоративное управление инвестиционным процессом/ЯТроблемы теории и практики управления. -№ 2, 2001.-с. 64−69.
  69. М. Инвестиции основной фактор долгосрочного финансирования//Экономист. — № 5, 2001. — с.85−91.
  70. В. Инвестиции в российской экономике (новые условия и подходы)//Проблемы теории и практики управления № 1, 2000. — с. 5256.
  71. А.Г. Государственное регулирование по-американски// Экономика и организация промышленного производства. № 2, 1998. -с.127−135.
  72. Кредит дело опасное//Эксперт. № 4, 29 января 2001 г. — с. 44 — 48.
  73. JI. Инвестиционные расчеты. — Спб.: Питер, 2001. 414 с.
  74. JI. Финансирование и инвестиции. Спб.: Питер, 2000. — 400 с.
  75. А.Б., Никольская Е. Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. Спб.: Изд-во «Лань», 2000. — 544с.
  76. Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и ' инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001.-384 с.
  77. А. А. Реформирование промышленных предприятий -результаты и перспективы // Компас промышленной реструктуризации.-№ 2,2004.-с. 16−19.
  78. С.М. Мы не стонем — мы действуем // Промышленник России. -№ 8,2003.- с. 49−51.
  79. Г. П. Кризис инвестиций углубляется: где выход?//ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. -.№ 5, 2003. -с.20−37.
  80. А. В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. -М.: МЗ-Пресс, 2001. 176 с.
  81. Т.П., Мясоедова Л. В., Грамотенко Т. А., Олейникова Ю. А. Бизнес-план. Опыт, проблемы. М.: Приор, 2000. — 96с.
  82. МакРобертсон Дж., Гийлярд А. Эра прямых инвестиций//Рынок ценных бумаг. № 19−20, 1998. — с. 18−20.
  83. Т. Региональная инвестиционная политика: оценка потенциала ^ и использование резервов//Рынок ценных бумаг. № 13,1999. — с. 47−51.
  84. A.M., Быстряков А. Я. Экономическая оценка инвестиций. М.: ТАНДЕМ, Экмос, 2001. — 240с.
  85. B.JI., Мельников А. С., Павлов Г., Иванов А. И. Привлечение инвестиций в России/ Практическое руководство. СПб.: Б.С.К., 1997. — 89с.
  86. Г. В. Проблемы повышения привлекательности субъектов РФ для иностранных инвесторов // Федерализм. № 1,2003. — с. 47 — 69.
  87. П. Критерии и методы оптимального определения капвложений. — М&bdquo- 1971.-c.27.
  88. В.Д. Основы макроэкономической политики. — М.: Энергоатомиздат, 1999. 184 с. ф 98. Мельников Н. Иностранные инвестиции в экономике России //
  89. Экономист. № 4, 2003. — с. 39 — 45.
  90. Методические рекомендации по оценке эффективных инвестиционных проектов/М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил.политике. М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. — 421 с.
  91. Методические рекомендации по подготовке инвестиционных предложений для предоставления потенциальным инвесторам. М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2000. — 52 с.
  92. В.А. Кредитование инвестиционных проектов. Рекомендации для предприятий и коммерческих банков. — М.: Финансы и статистика. -2001.-240с.
  93. В. Несколько слов о способах привлечения финансирования// Управление компанией. № 2 (03), 2001. — с.44−46.
  94. Н. Стимулирование инвестиций как фактор социальной стабильности в регионе//Экономист. № 2, 2000.- с. 65−70.
  95. В. Экономическая роль иностранных инвестиций//Экономист. № 11,2001. — с. 19−26.
  96. О.Д., Прорубщиков С. А. Новый подход к анализу инвестиционной деятельности предприятий // Инвестиции. № 9(66), 2003. -с. 63−66.
  97. Т., Лукашевич С. Основы портфельного инвестирования//Рынок ценных бумаг. № 8,1996. — С.51−55.
  98. Н. Выбор инвестиционной стратегии на новом этапе реформ//Экономист. № 6, 2001. — с. 27−34.
  99. Д. Принятие инвестиционных решений. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 247 с.
  100. А. Второго шанса может и не быть//Экономика и жизнь. № 14 (сентябрь), 2000, московский выпуск.
  101. Основы предпринимательского дела./Под редакцией Ю. М. Осипова. -М., Изд-во Моск. ун-та, 1992. 216 с.
  102. С. Инвестиционные фонды: опыт США// Независимая газета. — 1997, 5 декабря.
  103. А.П. Почему Россия не Америка: книга для тех, кто остается здесь. М.: «Крымский мост — 9 Д», 2001 — 410 с.
  104. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниэл Л. Микроэкономика: Пер. с анг. М: Дело, 2000. — 808 с.
  105. А.Н. Перспективы венчурного инвестировании инвестиционной деятельности //Финансы. № 5,2003. — с. 45 -47.
  106. Политическая Экономия: словарь/Под ред. О. И. Ожерельева и др. М.: Политиздат, 1990.-С. 189.
  107. В.М., Медведев Г. В., Ляпунов С. И., Муртазалиева С. Ю. Бизнес-план инвестиционного проекта. М.: Финансы и статистика, 2001. — 432 с.
  108. А. Экономически эффективное государство: американский опыт.//Вопросы экономики. № 3, 1998. — с. 81−89.
  109. Проблемы повышения инвестиционной активности в экономике России//Проблемы теории и практики управления. № 3, 2001. — с. 124 127.
  110. Программа ИПРЭРР. Новые подходы и методы интенсификации экономического развития регионов. М.: ООО «Издательство ACT», 2000.-c.33.
  111. Работяги или офшорники//Эксперт. № 1−2, 2002. — с.22−26.
  112. С.П., Радионов Н. В. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий. Инновационный аспект. М.: Альфа, 2001. — 208с.
  113. .А., Лозовскаий Л. Ш., Стародубцев Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479с.
  114. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов 2000—2001 гг.//Эксперт. № 41, 2001. — с.97−128.
  115. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 2002−2003 годы.//Эксперт. № 43, 2003. — с. 129−152.
  116. Рейтинг относительной кредитоспособности субъектов РФ// Рейтинговый центр АО «АК&М». 2001. — 37с.
  117. С. Инвестиции в экономику вторичной переработки металлов//Экономист. № 7, 2001. — с. 23−29.
  118. С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов. Ключ к успеху коммерческой организации финансовое планирование и управление. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. — 720 с.
  119. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. — М., 1998.-813с.
  120. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. -М., 2000. 642с.
  121. Россия 2001: Экономическая конъюнктура. — Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. Вып.1., 2001. -273 с.
  122. Россия в цифрах. М.: Госкомстат России, 1998. — 332 с.
  123. Россия в цифрах: Кратк.стат.сб./Госкомстат России. М., 2001. — 397с.
  124. .Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М.: ИНФРА-М, 1996. — 304 с.
  125. А., Храмовский С. Портфельные инвестиции или оптимизация управления ресурсами?//Рынок ценных бумаг. № 23,1995. — с. 51−56.
  126. Рынок ценных бумаг: Учебник/Под ред. В. А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 1996. — 352с.
  127. В. М. Многомерная непараметрическая оценка инвестиционного климата в регионах // Федерализм.- № 1(25), 2002. с. 47 — 59.
  128. Дж.Д., Ларен Ф. Б., Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. М.: Дело, 1996. — 848 с.
  129. Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Пер. с англ. М.: «БИНОМ», «Лаборатория базовых знаний», 1997. — 800 с.
  130. А.А. Экономические основы бизнес — планирования. — М.: Юнити-Дана, 1999. 304 с
  131. И.В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 272 с.
  132. В. А. Статистическая оценка инвестиционного климата на региональном уровне // Вопросы статистики. -№ 11, 2003. с. 62 — 68.
  133. А. Рынок, инвестиции и качество экономики//Экономист. № 7., 2001. — с.63−69.
  134. Словарь иностранных слов. 18-е изд. — М.: Рус.яз., 1989. — 621 с.
  135. Словарь по экономике. Пер. с англ. под ред. П. А. Ватника. СПб.: Экономическая школа, 1998. — с. 210−211.
  136. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1986. — 1600 с.
  137. А., Бениксов Е. Раскрытие информации и поддержание инвестиционного имиджа//Рынок ценных бумаг. -№ 5 (149), 1999. с. 88.
  138. А.И. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционного проекта. М.: Статус-Кво 97,2001. — 280 с.
  139. С. А. Подходы к оценке приоритетов региональной инвестиционной политики // Регион. № 2, 2002. — с. 25 — 29.
  140. Л.Ф., Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. М.: Финансы и статистика, 1999. -160 с.
  141. В., Кострюковский Ю. Предпочтения, риск и психология инвестора//Экономика и жизнь. № 37,1993. — С.11.
  142. В., Куц А. Источники финансирования — из чего выбирать//Рынок ценных бумаг. № 19−20, 1998. — с. 13−15.
  143. Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. М.: Экономика, 1999. — 272 с.
  144. Н., Маркузе Я., Лайнз Д., Мартин Б. Экономика и бизнес. А-Я. Словарь-справочник/Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-Пресс, 1999. -624 с.
  145. Управление инвестиционно-заемными системами: Учебник для вузов/Под ред. М. В. Климовича, С. М. Тумасянц М.: Издательский дом «Рынок ценных бумаг», 1998. — 304с.
  146. Управление организаций: учебник/ Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 669 с.
  147. Ф. Дж. Управление инвестициями: Учеб. Пер. с англ. — М.: ИНФРА — М, 2000. — С. 25 — 40.
  148. Финансово-кредитный словарь. 2-е изд.: в 3-х т. Т 1. — М.: Финансы и статистика, 1994. — 512с.
  149. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник/JI.И. Сергеев, А. Н. Соколов, Жданов В. П., Мнацакян А. Г. и др.- Под ред. Проф. Л. И. Сергеева. Калининград, Балтийский институт экономики и финансов (БИЭФ), 1999. — 1036с.
  150. Финансы: Оксфордский толковый словарь: Англо-русский. М.: Издательство «Весь Мир», 1997. — 496 с.
  151. П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху. М.: Флинта: Наука, 2004. — 328 с.
  152. Хан Д. Инвестиционные возможности городов//Рынок ценных бумаг. -№ 18(201), 2001.-с. 95−96.
  153. Хрестоматия по экономической теории/Сост. Е. Ф. Борисов. М.: * Юристь, 1997.-536 с.
  154. В.А. Инвестиционная стратегия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 160 с.
  155. Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. — М.: Дело, 1998.-256 с.
  156. В.А. Организация управления рисками в инвестиционных банках// Бизнес и банки. № 31,1996. — с.7.
  157. Ф.И. Государство и экономика: (власть и бизнес)/Отд. экон. РАН- науч.-ред. Совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 414 с.
  158. . Зарубежный инвестор пришел в регион//Деловая газета. -№ 1, январь 2000. с. 1−2.
  159. К. Выбор форм и методов проектного финансирования//Рынок ценных бумаг. № 19−20, 1998. — с. 21−27.
  160. Энциклопедический словарь/Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. т. XIII. — Санкт-Петербург, 1891. — 480 с.
  161. Canto Victor A., Laffer Arthur В., Webb Robert I. Investment Strategy and State and Local Economic policy. Quorum Books, 1992. — 198 p.
  162. Radcliffe Robert C. Investment: Concepts, Analysis, Strategy. 5 th ed. — Addison-Wesley, 1997. — 925 p.
  163. World Investment Report, 1998: Trends and Determinants, UNCTAD. Geneva, 1998- The Global Competitiveness Report 1997, World Economic Forum, Geneva, 1997. P.31.1. Долговое финансирование
  164. Законодательство субъектов РФ
  165. Муниципальное регулирование
  166. Внешнее методическое обеспечение инвестиционной деятельности
  167. Методическое обеспечение конкретного инвестиционного процесса
  168. Планирование инвестиционной деятельности
  169. Управление инвестиционной деятельностью
  170. Контроль планов и результатов ведения инвестиционной деятельности1. К Оа TJ1а о Sн к Sо so i1. X о
Заполнить форму текущей работой