Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гражданское общество в региональном социально-политическом процессе современной России: приоритеты деятельности, тенденции развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Болховитина T.C. Выборы в контексте демократизации российского общества: региональный аспект // Центральная Россия в политических, социологических и социально-философских оценках молодых ученых. Материалы конференции молодых ученых. — Орел, 2000; Варламов К. И. Гражданское общество: личность, общество и государство // Гражданское общество. — М., 1993; Васютин Ю. С. Становление и развитие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Граяеданское общество: теоретико-методологический аспект исследования
    • 1. 1. Эволюция научных теорий развития гражданского общества
    • 1. 2. Формирование гражданского общества в России в новых политических условиях
  • Глава 2. Потенциал институтов грааданского общества в регионе и возможности его реализации
    • 2. 1. Общественные объединения как основа становления региональных общественных палат
    • 2. 2. Некоммерческие организации в системе политических сетей региона
    • 2. 3. Состояние взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной и муниципальной власти субъекта Федерации
  • Глава 3. Пути повышения эффективности формирования гражданского общества в регионе и оптимизации его взаимодействия с органами власти и управления
    • 3. 1. Общественные сообщества как фактор обеспечения качества политического процесса
    • 3. 2. Гражданская самоорганизация и активность в реализации приоритетных национальных проектов
    • 3. 3. Институты гражданского общества в системе защиты социальных интересов населения, политических прав и свобод человека и гражданина

Гражданское общество в региональном социально-политическом процессе современной России: приоритеты деятельности, тенденции развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Становление и развитие гражданского общества является составной частью процесса модернизации современного российского общества. В. В. Путин, будучи Президентом РФ, в своих посланиях неоднократно подчёркивал необходимость формирования зрелого гражданского общества, в котором в равной степени учтены и защищены интересы всех групп населения1- эту проблему он выдвинул в качестве первостепенной стратегической задачи2, решение которой может успешно решаться по мере углубления реформирования и демократизации российского общества, стабилизации государственной и муниципальной власти, активизации деятельности политических партий и общественных движений.

Общественными объединениями, составляющими основу гражданского общества, представлены в настоящее время интересы практически всех категорий населения: по демографическому принципу — детских, молодёжных и женскихпо социальному признаку — ветеранов, инвалидов, казачества и др.- по группам интересов — спортивные, религиозные, экономические и т. д.- по профессиональному признаку — профсоюзные, объединения учителей, врачей и т. п.- благотворительные организации — различные фонды, союзы, представительства.

В условиях такого социально-политического многообразия особое значение приобретает проблема становления и развития этих институтов гражданского общества, изучения их участия в социально-политической жизни, взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, что позволяет подвергнуть качественному анализу деятельность субъектов этих.

1 Послание Президента РФ B.B. Путина Федеральному Собранию РФ // «Новые законы и нормативные акты» -Приложение к Российской газете. — 2004. — № 3.

2Послание Президента РФ Федеральному Собранию 26 апреля 2007 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: //http://venec-vl.ru/articlemaiii/messagefs/2007/poslanie.htni1 отношений, динамику их идентификации и потенциал в системе представительства интересов.

Актуальность избранной темы исследования обусловливается также тем, что:

— появилась объективная необходимость учёта возрастающих возможностей формирующегося гражданского общества, которое на политической арене выступает как весомая и влиятельная сила общественности, без которой лемыслим полнокровный политический процесс и диалог власти с населением;

— происходит осознание важности защиты прав и свобод человека, духовно-нравственных ценностей общества со стороны общественных объединений, обладающих широкими возможностями в качестве института социализации влиять на характер социально-политического участия граждан;

— существует необходимость исследования ресурсного потенциала гражданского общества, зрелости общественных институтов как факторов, влияющих на состояние социально-политических процессов в регионе, социально-политическую стабильность общества;

— имеется возможность привлечения внимания государственных органов к решению конкретных проблем общественного самоуправления, повышения уровня гражданской самоорганизации, степени общественного участия в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных программ органов власти и управления;

— возникла настоятельная потребность в исследовании причин и способов преодоления препятствий на пути становления институтов гражданского общества в регионе, осознании того, что они вряд ли смогут полноценно функционировать без поддержки государства, эффективного взаимодействия с органами власти и управления и т. д.

Данные обстоятельства обусловили выбор автором темы. данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Многоаспектность темы исследования потребовала изучения и анализа научных трудов авторов, освещающих различные проблемы становления и развития гражданского общества, его взаимодействия с органами государственной, муниципальной власти и управления.

В работах зарубежных учёных Б. Андерсона, Аристотеля, М. Вебера, Г. Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Цицерона, Д. Кина, Дж. Локка, А. Маслоу, Н. Макиавелли, Ш. Л. Монтескье, Т. Парсонса, А. Смитта, А. де Токвиля, Ф. Тенниса1 обозначены и актуализированы политико-правовые и политико-культурные аспекты, связанные с возникновением гражданской активности, развитием гражданских объединений.

Место и роль гражданских институтов в обществе рассматривали известные российские учёные М. А. Бакунин, Н. Ю. Беляева, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, М. М. Ковалевский, П. А. Кропоткин, Б. Н. Чичерин и др.2. Проблемы «гражданственности», связанные с социально-экономическими проблемами, исследовали также Д. М. Голицын, Н. А. Бердяев, В. О. Ключевский. К проблемам народовластия, местного самоуправления, конституционным правам и свободам обращались З. Т. Голенкова, П. Т. Тимофеев, Я. А. Пляйс, Л.М. Anderson В. Imagined Communities. London: Verso, 1991. Аристотель. Сочинения. — M., Т.1. — 1975; Weber M. Economy and Society.2 Volumes. Berkeley (Cal.): University of of California Press. 1978; Гегель Г. Ф. Общество и государство // Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. — М., 1971. — С. 63- Гоббс Т. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. — М., 1964; Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. — М., 1993. Кин Дж. Демократия и гражданское общество: о трудностях европейского социализма. — М., 2001; Дж. Локк. Два трактата о государственном правлении. Книга вторая. Сочинения в 3-х тт. — М., 1988; Маслоу А. Мотивация и личность. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003; Макиавелли Н. Избранные сочинения. — М., 1982; Монтескье Ш. Л. Дух законов // Избранные произведения. — М., 1995; Парсонс Т. Системы современных сообществ / пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалёва /под ред. М. С. Ковалёвой. — М., 1998; Smith A. Theories of NationalismLondon: Duckworth. 1991; Токвиль А. Демократия в Америке. — М., 1994; Теннис Ф. Общность и общество. СПб.: Владимир Даль, 2002.

2 См.: Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. — М., 1989; Беляева Н. Ю. Гражданские ассоциации и государство И СОЦИС, 1995. — № 11- Булгаков С. Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. — М., 1911; Ильин И. А. Наши задачи, историческая судьба и будущее России. — М., 1992; Ковалевский М. М. Общее учение о государстве. — СПб., 1919; Кропоткин П. А. Анархия, её философия, её идеал. — Кронштадт, 1917; Чичерин Б. Н. О народном представительстве. — М., 1899.

Романенко, А. И. Соловьев.

На этапе реформирования и демократизации российского общества учёные исследовали взаимосвязь гражданского общества с правовым и социальным государствомместо и роль демократии в становлении и развитии общественных институтов2.

Проблемам взаимодействия государственной власти и гражданского общества посвящены работы А. Аузана, Ю. В. Гуськова, Б. Замбровского, С. М. Зотова, И. Ильина, Б. Коваля, Е. В. Реутова, О. В. Рыбакова, JI.A. Степановой, о.

B.JI. Тамбовцева, Ю. Тихомирова, А. К. Уледова и др. .

К сожалению, проблемы развития гражданского общества в регионе ещё не получили должного изучения, фактически они стали разрабатываться в последние годы. Диссертанта заинтересовали публикации Т. С. Болховитиной, К. И. Варламова, Ю. С. Васютина, З. Т. Голенковой, Ю. В. Колесникова, О. В. Малаховой, Д. Н. Нечаева, В. Ф. Ницевич, В. В. Огневой, A.M. Старостенко, А. А. Хохлова и др. исследователей, в которых рассматриваются различные аспекты.

Голенкова 3.T., Витюк В. В., Черных А. И. Гражданское общество в России: теория, история и современность // Социальное расслоение и социальная мобильность. — М., 1999; Тимофеев П. Т. Региональная государственная политика. — М., 2008. Пляйс Я. А. Трансформация отношений между центром и регионами в постсоветский период. — М., 2008; Романенко Л. М. Конфликты гражданского общества. Экзистенциальная дилемма современной России. — М., 1996; Соловьев А. И. Политико-административные режимы в российских регионах: настоящее и будущее. — М., 2008.

2 См.: Миронов Б. Н., Степановский А. Д. Социальная История России (XVIII — начало XX в.) // Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества. -М., 1989.

3 См.: Аузан А. А. Общественный договор и гражданское общество // Мир России. — 2005. — № 3 — Гуськов Ю. В. Власть и гражданское общество // Полис. — 2004. — № 3- Замбровский Б. К вопросу о формировании гражданского общества и правового государства // Социально — политический журнал. — 1991. — № 7- Зотова С. М. Власть и общество: проблемы взаимодействия. — М., 2001; Семигин Г. Ю. Социальное партнёрство в современном мире. — M., 1996; Коваль В., Ильин И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство // Полис. — 1992. — № 1 — 2- Реутов Е. В. Общество и власть в регионе // Социологические исследования. — 2006. — № 9- Рыбаков О. Ю. Личность и государство: основные подходы к концепции социального партнёрства // Государственная власть и местное самоуправление. — 2004. — № 5- Степнова Л. А. Диалог как форма взаимодействия гражданского общества /Психология госслужбы. — М., 1997; Тамбовцев В. Л. Государство как инициатор развития гражданского общества // Общественные науки и современность. — 2007. -№ 2- Тихомиров Ю. А, Закон и формирование гражданского общества // Государство и право. — 1991 — № 8- Уледов А. К. Взаимодействие гражданского общества и государства // Имидж госслужбы. — М., 1997. проблемы формирования гражданского общества в регионе1.

В настоящее время появились докторские и кандидатские диссертации, рассматривающие отдельные актуальные вопросы становления и развития гражданского общества, активность институтов гражданского общества в политическом процессе, в частности О .С. Городниной, Е. Ю. Дравнина, Е. А. Краюшкина, Н. И. Магомедова, С. А. Марковой .

Объектом исследования является — гражданское общество в региональном социально-политическом процессе современной России.

Предметом исследования выступают особенности процесса становления и развития институтов гражданского общества в регионе, их взаимодействие с органами власти субъекта Федерации.

Цель диссертационной работы — комплексный анализ процесса становления и развития гражданского общества в регионе, взаимодействия его.

1 См.: Болховитина T.C. Выборы в контексте демократизации российского общества: региональный аспект // Центральная Россия в политических, социологических и социально-философских оценках молодых ученых. Материалы конференции молодых ученых. — Орел, 2000; Варламов К. И. Гражданское общество: личность, общество и государство // Гражданское общество. — М., 1993; Васютин Ю. С. Становление и развитие гражданского общества в субъекте РФ: опыт, проблемы, перспективы. — Орёл, 2007; Голенкова 3.T. Гражданское общество в России // Социс. — 1997. — № 3- Колесников Ю. В. Гражданское общество в структуре социума // Гражданское общество. — М., 1993; Малахова О. В. Институты гражданского общества: особенности формирования, направления функционирования и перспективы взаимодействия с государством // Региональные политические институты в социально-экономическом и политическом развитии территорий: российская и зарубежная специфика: Сб. науч. статей. — Воронеж, 2009; Нечаев Д. Н. Неправительственные организации как фактор политического развития России и ФРГ: сравнительный анализ. — М., 2003; Ницевич В. Ф., Кох Л. А. Влияние этнического на государственную политику // Актуальные проблемы юридической науки. Материалы конференции. — Орел, 2009; Огнева В. В., Власов В. В. Организационные группы интересов в политической жизни современной России: теоретический контекст и практические реалии. Монография. — Орёл, 2007; Курганов А. Безответственная бюрократия. Россия. 1993; Романенко Л. М. Гражданское общество в России уже есть, но. // Социс. — 1995. — № 1- Романов В. Л. Гражданское общество — способ реализации частного интереса// Гражданское общество. — М., 1993; Смольков В. Г. Гражданское общество и государство // Гражданское общество. — М., 1993; Хорос В. Г. и др. Гражданское общество. — М., 1998; Хохлов А. А. Об актуальных проблемах жизни россиян (по материалам социологических исследований). Российский социально-политический институт. — М., 1991; Старостенко A.M. Регион в условиях перехода к устойчивой модели развития современного российского общества. В 2-х ч. Материалы конференций. — Брянск, 2004; Миронов Б. Н. Развитие гражданского общества в России в XIX — начале XX века //Общественные науки и современность. -2009. -№ 1.

См.: Городнина О. С. Взаимодействие гражданского общества и государства в современной, России: опыт, ведущие тенденции, перспективы. — Орёл, 2007; Дравнина Е. Ю. Институты гражданского общества как субъекты правозащитной деятельности в России в период 1864 — 1917 гг. — Санкт-Петербург, 2006; Краюшкина Е. А. Эффективность местного самоуправления в условиях становления гражданского общества в России (региональный аспект). — Саратов, 2008; Магомедов Н. И. Формирование гражданского общества в современной России (социологический аспект). — М., 2000; Маркова С. А. Политическое самоопределение гражданского общества в постсоветской России. — Воронеж, 2003; институтов с органами государственной и муниципальной власти.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

— анализ концептуальных подходов, позволяющих объяснить особенности общественных объединений как субъектов общественно-политического действия;

— выявление специфики функционирования институтов гражданского общества в России в новых политических условиях 2000;х гг.;

— определение социально-политической значимости выдвигаемых общественными организациям проблем, путей и методов их решения;

— исследование потенциала деятельности институтов гражданского общества в регионе;

— анализ опыта взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной и муниципальной власти в субъекте Федерации;

— обоснование приоритетных направлений взаимодействия общественных структур региона с властными институтами.

Гипотеза научного исследования — гражданское общество субъекта РФ призвано стать основой самоорганизации населения, привлечения его к решению различных проблем регионального общественно-политического процесса и жизнеобеспечения деятельности субъекта Федерации. Процесс дальнейшего развития гражданского общества может быть эффективным лишь в условиях дальнейшей демократизации общества, институционализации его общественных организаций, создания всех необходимых условий для становления и развития гражданского общества. Этот процесс во многом зависит от эффективности взаимодействия общественных структур региона с органами государственной и муниципальной власти на местах.

Теоретической и методологической основой исследования являются положения и выводы отечественных и зарубежных учёных, исследовавших различные аспекты проблемы развития гражданского общества, взаимодействия его институтов с органами госу2л-арственной и муниципальной власти. Работа выполнена на основе систезч-з^всого подхода, с использованием методов институционального, струтстурно-функционального, сравнительнополитологического анализа, а также методов анализа ситуаций, контент-анализа, статистической обработки* данных.

Источниковую базу диссертационной работы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства И? Ф, уставы и другие нормативные акты субъектов РФ.

Эмпирическая база диссертационной работы включает документы общественных объединений, статистические и аналитические материалы, отражающие деятельность институтов гражданского общества в Российской Федерации и её субъектах. В процессе работы автор использовал также материалы текущих архивов деятельности Общественных палат Орловской, Брянской, Тульской, Липецкой областей и др., а также ассоциаций, чрофсоюзов и общественных объединений региона. В совокупности они позволили собрать большой и разнообразный материал для анализа и выводов.

Научная новизна и теорепвгческая значимость исследования состоят в:

— сравнительном анализе концептуальных представлений о гражданском обществе как субъекте социально-политической активности и действия;

— выявлении динамики развития гражданского общества в РФ и особенностей процесса его становления в регионе;

— исследовании направлений, форм и методов социально-политической активности общественных объединений в регионе;

— обобщении опыта взаимодействия институтов гражданского общества с институтами власти в регионе;

— обосновании приоритетных: направлений взаимодействия общественных организаций с органами государственной и муниципальной власти субъекта.

Федерации и возможных путей их реализации.

Положения, выносимые на защиту:

1. В исследовании предложено авторское видение особенностей развития региональных общественных институтов, характера и специфики их взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наше исследование доказывает, что становление и развитие гражданского общества в субъектах РФ отмечается неравномерностью в силу различной степени социально-политической активности субъектов политического действия, асимметрий региональных политических общественных систем. Становление и развитие регионального гражданского общества невозможно без взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной и муниципальной власти на местах.

3. В работе обоснованы условия и факторы, способствующие активному процессу становления гражданского общества в регионах РФ (экономические, политические, духовные и др.), роль Общественных палат, других многочисленных институтов гражданского общества, некоммерческих организаций, общественных организаций и движений. Общей целью этих общественных институтов является устойчивое и стабильное социально-политическое развитие региона, защита интересов, прав и свобод человека и гражданина. Региональные Общественные палаты, объединяющие многочисленные общественные объединения, получают возможность в силу своего авторитета и ресурсного потенциала влиять на решение различных проблем, регионального развития.

4. В исследовании подчёркивается, что отношения государства с институтами гражданского общества носят в основном инициативный характер и, несмотря на наличие законодательных актов федерального и регионального значения, становление и развитие институтов гражданского общества все еще в значительной степени зависит не столько от инициативы общественных институтов, сколько от встречной общественно-политической активности органов государственной и муниципальной власти и управления, их стремления к привлечению институтов гражданского общества к решению социально значимых региональных проблем.

5. Аргументировано, что гражданское общество в регионе формируется с учётом таких признаков, как развитие социально-политической активности, общественной солидарности и ответственности граждан, определённый общественный контроль возрастают по отношению к органам государственной власти и местного самоуправления. В исследовании подчёркивается, что активность деятельности региональных институтов, их гражданская ответственность, усиление интереса к политической жизни региона в периоды таких общественно-политических кампаний, как обсуждение Послания Президента РФ, проведение избирательных кампаний, связанных с чолитическими выборами, реализацией приоритетных национальных проектов, модернизацией политической системы и др.

6. В решении проблем защиты социальных, экономических, политических прав граждан, особенно в кризисных условиях, повышается ответственность институтов гражданского общества и некоммерческих организаций. Общественные объединения и движения повсеместно выступают источником гражданских инициатив. Как показывает исследование, каждый третий гражданин региона принимает участие в различных мероприятиях общественных институтов и некоммерческих организаций, воздействуя на решение социально-экономических, духовно-нравственных, социокультурных проблем. С учётом этого возрастают значение и роль институтов гражданского общества в разработке, экспертизе и принятии нормативно-правовой базы, направленной на поддержку не защищённых слоёв общества.

7. Переход к диалогу институтов гражданского общества и государства является важнейшим условием развития и укрепления гражданского общества. Повсеместное участие представителей гражданского общества в деятельности институтов законодательной и исполнительной, государственной и муниципальной власти, политических партий, профсоюзов, региональных Общественных палат, ведущих общественных организаций и движений закладывает основу для эффективного сотрудничества государства и гражданского общества, результатами которого становятся совместные проекты экспертизы нормативно-правовых актов, концепций и программ социально-экономического развития региона, проектов духовно-лравственного возрождения общества и т. п. Все это закладывает прочный фундамент социального партнёрства, создает предпосылки устойчивого социально-политического развития на основе согласия, созидания и стабильности.

8. В диссертационном исследовании подчёркивается, что гражданское общество формируется как составная часть социально-политического процесса, ибо региональное гражданское общество — это прежде всего система негосударственных общественных отношений различных институтов, выражающая разнообразные интересы, потребности и ценности членов общества и дающая человеку возможность реализовать свои гражданские права, создавая тем самым прочный фундамент развития демократии. Задачи институтов гражданского общества видятся в участии региональных общественных объединений в разработке программ региональной модернизации, направленных на преодоление кризисных явлений, противодействие коррупции, антиобщественных проявлений, духовное и нравственное развитие граждан.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в нём результаты могут представить интерес для общественных институтов, организаций и движенийиспользоваться в учебном процессе при изучении учебных дисциплин «Государственное и муниципальное управление», «Региональное управление», «Политология».

Сформулированные в работе рекомендации и предложения могут быть использованы органами государственной власти в работе с общественными структурами, некоммерческими организациями, муниципальными образованиями.

Апробация результатов исследования. Результаты исследований нашли своё отражение в ряде публикаций, в т. ч. в научных изданиях, рекомендованных ВАК России, докладах и выступлениях на научно-практических конференциях, семинарах. Диссертационное исследование прошло обсуждение на кафедре политологии, государственного и муниципального управления Орловской региональной академии государственной службы.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Автор считает, что важнейшим признаком гражданского общества является формирование гражданской активности и ответственности.

В диссертационном исследовании подчёркивается, что становление и развитие различных общественно-политических сообществ является составной частью формирования, политической системы российского общества, негосударственных структур дееспособного гражданского общества. Общественные сообщества с недавнего времени становятся исключительно важным фактором поддержания качества и единства политического процесса, вовлекая в политику части общества ранее находившихся в стороне от происходящих в стране преобразований, отчужденных от государства и региональной власти, где принимаются решения по проблемам, касающимся непосредственно данных категорий граждан.

Общественные сообщества, являясь связующим звеном гражданского общества и государства, способствуют реализации принципов индивидуальной свободы, правового равенства граждан, их самостоятельности и самоорганизации. В то же время, не имея должной поддержки со стороны государства, эффективность деятельности сообщества снижается.

Гражданская самоорганизация и активность проявляет себя во многих начинаниях, в частности, в реализации приоритетных национальных проектов -«Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жильё — гражданам», «Развитие агропромышленного комплекса». В максимально короткие сроки Общественная палата РФ и региональные общественные палаты разработали конкретные механизмы содействия общественных объединений, в реализации национальных проектов, сформировали организационно-институциональные основы поэтапной реализации нацпроектов во всех регионах.

Подобной инициативы, самодеятельности наше общество не знало со времен освоения целенных земель, строительства БАМА, молодёжных строек. Институты гражданского общества заслужили уважения и признания, прошли школу коллективной помощи. Общественные объединения противостояли главной угрозе реализации национальных проектов — бюрократии, что способствовало сохранению колоссальных средств и выполнению реальных проектов развития регионов.

Защита социальных интересов населения, прав гражданина и человека как считает диссертант, остается важнейшей задачей гражданского общества, всех его институтов. В диссертационном исследовании показано кропотливая деятельность институтов гражданского общества, с одной стороны, по защите интересов различных категорий населения, а с другой — по оказанию конкретной помощи тем, кто не имеет должной социальной защищённости и находится в социально-опасном положении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование доказывает, что:

Первое. Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков умы человечества. Первое осмысление понимания гражданского общества появилось с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. Автор отмечает многообразие направлений теорий, научных школ, исследующих различные аспекты развития гражданского общества. Диссертант опирался на общецивилизационные подходы и взгляды классиков мировой политической мысли, начиная с Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, ЖЖ Руссо, М. Вебера, Т. Парсонса и многих других. Исходя из общественной теории и методологии, диссертант приходит к выводу, что гражданское общество является по существу обществом свободных личностей, жизнедеятельность которых связывают с политическими свободами и правами личности, с добровольно создаваемыми общественными организациями и объединениями, взаимодействие которых регулируется правом, и которые как таковые не зависят от политического устройства государства. Положения и выводы зарубежных исследователей, их идеи положены в основу понимания и анализа той общественной системы, которая предстает как гражданское общество. Поэтому неизбежен переходный период взаимодействия государства и институтов гражданского общества. Постепенно, по мере повышения культурного уровня, приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейших общественно-государственных проблемах, граждане через институты гражданского общества принимают на себя все больше функций государственной власти, и переходят к самоуправлению. Пока же в ходе политической реформы члены общества должны активно участвовать в социально-политическом процессе своего региона, использовать возможность свободно выражать свою политическую волю и повышать уровень своей гражданской культуры.

Второе. Гражданское общество в России находится в процессе становления и дальнейшего развития, в котором активно участвуют граждане, различные ассоциации, общественные институты вместе с другими институтами политической системы и прежде всего государством. Важнейшими чертами довольно длительного становления и развития гражданского общества, как свидетельствуют зарубежные и отечественные учёные, являются развитие личности, гражданских отношений, социальных ценностей, общественных институтов, равенство прав и свобод, обязанностей личности, общества и государства. Попытки ускорить процесс развития гражданского общества, как свидетельствует исторический опыт, через систему государственных мер приведут в итоге к появлению некоего организма, лишь по форме чапоминающего гражданское общество, но лишённого всякого общественного смысла и содержания. Для того чтобы в стране появилось эффективное гражданское общество, необходим определённый уровень зрелости общественных отношений его граждан, различных категорий населения, что предполагает создание в обществе благоприятных условий взаимодействия общественных и государственных институтов в структурировании гражданского общества, упрочении необходимой материальной основы. Наш анализ показывает, что Общественная палата обладает достаточными ресурсами и способна оказывать существенное влияние на трансформационные процессы, протекающие в российской политической практике. Основанием дляданного утверждения является, с одной стороны, функциональное многообразие деятельности Общественной палаты, ее ресурсный потенциал, а с другойотсутствие партийной приверженности. В сложившейся ситуации снижения доверия населения к партиям последние утрачивают способность быть приоритетным институтом участия граждан в политическом процессе, что создает предпосылки для возрастания роли Общественной палаты.

Третье. Огромную роль в становлении гражданского общества играют разнообразные по форме и содержанию его общественные организации и движения. Велико значение в политической системе российского общества места и роли Ассоциации общественных объединений в виде общепризнанных федеральной и региональных Общественных палат. В стране и раньше создавались различные общественные комитеты, штабы, формы и т. д. Но, как свидетельствует опыт, они долго не задерживались как на федеральном, так и на региональном уровнях, ибо их деятельность мало привлекала внимание, слабо были востребованы они органами власти и населением. Но первый же этап создания и деятельности общественных палат показал, что в политической системе общества появляется перспективный общественный институт гражданского общества, ибо впервые в истории российской государственности появился активно функционирующий важнейший институт гражданского общества — Общественная палата, призванный активно влиять на органы власти и управления в осуществлении политики модернизации российского общества.

Четвертое. Проанализировав методы и механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти, автор приходит к выводу о том, что консолидация государственных и общественных органов управления имеет решающее значение не только для обеспечения функционирования государства, но и для создания и развития гражданского общества. Наше исследование свидетельствует, что становление и развитие регионального гражданского общества невозможны без взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной и муниципальной власти. В последние годы наметился переход к активному диалогу институтов гражданского общества и органов власти, укрепляется повсеместное участие представителей гражданского общества в деятельности различных институтов законодательной, исполнительной, муниципальной власти, органов управления, результатом которого являются экспертизы нормативно-правовых актов, совместные разработки концепций социально-экономического развития, различных программ и проектов духовно-нравственного возрождения.

Пятое. Становление и развитие гражданского общества создает условия для свободы и самореализации личности, удовлетворения разнообразных интересов и потребностей людей, предопределяет демократический, социальный и правовой характер государства. Гражданское общество поддерживает разделение властей, разграничение между ними экономических, социальных и политических функций, ибо важнейшим принципом гражданского общества является демократическая политическая система. В диссертационном исследовании подчеркивается, что становление и развитие общественно-политических сообществ является составной частью формирования политической системы российского общества, негосударственных структур дееспособного гражданского общества. Общественные сообщества с недавнего времени становятся исключительно важным фактором поддержания качества и единства политического процесса, вовлекая в политику части общества ранее находившиеся в стороне от происходящих в стране преобразований, отчужденные от государства и региональной власти, где принимаются решения по проблемам, касающимся непосредственно данных категорий граждан. Вместе с тем существуют ещё достаточно большие неиспользованные возможности укрепления взаимодействия институтов гражданского общества с государством. В недостаточной степени окрепли связи общественных институтов с конкретными властными государственными и муниципальными органами власти, нуждается в более эффективных формах обратная связь с гражданским обществом, которая призвана способствовать развитию государства в его властной и деловой составляющих. Только начинает складываться система взаимного контроля государства и гражданского общества. И тем не менее наше исследование смотрит на эту проблему с оптимизмом. При дальнейшем объединении усилий, при взаимодействии с общественными организациями, союзов ветеранов, женщин, интеллигенции, предпринимателей, молодёжи, студенчества, учащихся будут достигнуты качественно новые взаимоотношения государства и гражданского общества, ибо в демократическом обществе организационная самостоятельность и возможности общественных объединений, поддержанные органами власти и управления, являются важнейшим фактором качественного политического процесса, важнейшими критериями которого являются степень доверия жителей региона, участие в деятельности общественных сообществ, принятии решений органов государственной и муниципальной власти.

Шестое. Гражданское общество в региональном социально-политическом процессе — важнейший фактор демократизации современной России. Возможности реализации институтами гражданского общества своего потенциала многогранны, но могут осуществляться лишь в союзе с региональными и муниципальными органами власти. Как показал анализ, институты гражданского общества стремятся увеличить своё влияние через взаимодействие с другими общественными организациями и ассоциациями, некоммерческими структурами, кооперативами, профессиональными, статистическими и другими объединениями, организациями и движениями. В то же время одним из важнейших направлений деятельности институтов гражданского общества является формирование в обществе стабилизации политических отношений, способных мобилизовать членов общества к достижению коллективных целей — реформирования и модернизации российского общества. Наше исследование доказывает, что успешное развитие региона во многом будет зависеть от возможностей и умения региональных органов власти принимать оптимальные решения, учитывающие интересы всех слоёв населения, а также от их желания вовлекать граждан в процесс принятия и реализации решений. Гражданское общество может и должно, по нашему мнению, принимать больше участия в управлении региональными и муниципальными образованиями, в работе комитетов общественного самоуправления, товариществ собственников жилья, в обеспечении общественной безопасности, пропаганде здорового образа жизни, в патриотическом воспитании, благоустройстве территории и решении многих других вопросов.

Седьмое. В диссертационном исследовании отмечается, что определенным фактором ослабления процесса формирования гражданского общества является наличие российской и региональной бюрократии, функционирующей не только в государственных, но и общественных структурах. За годы реформ значительных размеров достигла коррупция, так называемый «административный ресурс». Это явление неприемлемо для гражданского общества, и его институты противостоят этим явлениям.

В исследовании делается вывод, что наше гражданское общество еще недостаточно активно, чтобы осуществлять постоянный общественный контроль за властью и выражать свое аргументированное мнение по тем или иным проблемам государственного и общественного строительства. И тем не .юнее, отдельные институты гражданского общества эту роль начинают успешно выполнять. Разумеется, общественные объединения не стремятся управлять государственными структурами, и тем не менее они проводят общественные экспертизы, овладевают технологиями и механизмами воздействия на региональную и муниципальную власть.

Как отметил Президент России Д. А. Медведев, гражданское общество «вырастает самостоятельно, имеет собственную базу и питается духом свободы"1.

1 Медведев Д. А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 12 ноября 2009. [Электронный ресурс]: Режим доступа: //www/ kremlin.ru.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Приор, 2001. — 32 с. ISBN 585 572−122−3.
  2. ФЗ «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 // «Собрание законодательства РФ». 1995. — № 1930. — Ст. 1930.
  3. ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». 22.05.1995. — № 21. — Ст. 1930.
  4. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135 ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995. — № 33. — Ст. 3340.
  5. ФЗ «О некоммерческих организациях» 8 декабря 1995. // «Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. — 15 января.
  6. ФЗ «О некоммерческих организациях» 12 января 1996. // «Собрание законодательства РФ». 1996. — № 3.- 15 января.
  7. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». 8 декабря 1995. //Собрание законодательства. 1996. № 3. — 15 января. Ст. 148.
  8. ФЗ «Об общественных объединениях» // Сборник законодательных и нормативных документов М., 1998. — С. 239 — 250.
  9. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184 ФЗ // «Собрание законодательства РФ». — 18.10.1999. — № 42. — Ст. 5005.
  10. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 ФЗ // «Собрание законодательства РФ». — 06.10.2003. — № 40. — Ст. 3822.
  11. ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005.
  12. Ф3 // «Собрание законодательства РФ». 11.04.2005. — № 15. Ст. 1277.
  13. ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94 фЗ // «Собрание законодательства РФ». — 2005. — № 30 (4.1). Ст. 3105.
  14. Постановление Правительства РФ «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» от 19 января 2005 г. № 30 // «Собрание законодательства РФ». 24.01.2005. — № 4. — Ст. 305.
  15. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2005 г. № 590 «О создании федерального учреждения «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации» //Российская газета 4 октября 2005 г. № 221. С. 10.
  16. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. -М., 2003.-С. 4−5-
  17. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 26 апреля 2007. Электронный ресурс.: Режим доступа: http: // venec-vl.ru/articlemain/messagefs/2007/poslanie.html
  18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г. О мерах по стабилизации гражданского оборота. Электронный ресурс.: Режим доступа: http: // www. kremlin.ru.
  19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 12 ноября 2009. Электронный ресурс.: Режим доступа: // www/ kremlin.ru
  20. Вступительное слово В. В. Путина на заседании Государственного Совета России 25 августа 2005 г. в Казани // Российская газета. 2005. — 27 августа. — СЛ.
  21. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: ИН — ФОРМ -НОРМА, 1996 г.
  22. Устав Ассоциации общественных объединений «Общественная палата Орловской области» Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.op-oryol.orags.org/
  23. Anderson В. Imagined Communities. London: Verso, 1991.- Аристотель. Сочинения. М., Т.1. — 1975-
  24. Weber М. Economy and Society.2 Volumes. Berkeley (Cal.): University of of California Press. 1978-
  25. Helmke G., Levisky S. Informal institutions and comparative politics: a research agenda // Working Paper. 2003. — № 307. — P.7-
  26. А. д. Токвиль Демократия в Америке. М.: «Прогресс» — «Литера», 1994. -554 с.
  27. А. Маслоу. Мотивация и личность. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 352с.-
  28. М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость.-М., 1996.-452 с.
  29. Аристотель. Сочинения. М., 1975. — Т.1.
  30. Аристотель. Сочинения. М., 1984. — Т.4.
  31. Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
  32. М.А. Философия. Социология. Политика. -М., 1989.
  33. П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
  34. А.В. Становление гражданского общества в России. М., 2000. — 212 с.
  35. Ю.С. «Приоритетные национальные проекты в регионе: проблемы взаимодействия государства и общества» // Материалы конференции 17 мая 2006 г. Орел, 2006. — С. 1 — 10.
  36. Ю.С., Огнева В. В., Савин В. И. Регионализм как политическая реальность. Учебное пособие. Орел: Изд-во ОРАГС, 2003. — 312 с.
  37. Ю.С., Огнева В. В., Савин В. И. Российские регионы: современный этап политической модернизации. М.: Орёл: Изд-во ОРАГС, 2004.-312 с.
  38. М. Избранные произведения. М., 1990.
  39. Власть и гражданское общество в современной России: перспективы взаимодействия / МЭиМО. 2001. № 12.
  40. .С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. М., 2001. — 460 с.
  41. Гоббс Избранные произведения. М., 1926.
  42. Т. Избранные произведения в 2 т. М., 1964.
  43. И. А Философия политики. М., 1998.
  44. Э.С. Политическая антропология о происхождении государства. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991.-642 с.
  45. Г. В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. — 163 с.
  46. Государственное и муниципальное управление: СПРАВОЧНИК. М.: «Издательство Магистр», 2005. — 496с.
  47. Гражданское общество в России: опыт участия женских НПО. / Под общей ред. Э. М Ивановой. М.: 2004. — 144с.
  48. Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. проф. Кальной, доц. Лопушанской. 3-е изд. перераб. и доп. — СПб., 2006. — 492 с.
  49. Т. Невидимая хазария. Алгоритм геополитики. Рязань 2009. -23с.
  50. Дж. Кин. Демократия и гражданское общество: о трудностях европейского социализма М.: ПРОГРЕСС — ТРАДИЦИЯ, 2001. — 400с.-
  51. А. Евразийский Путь. М., 2002. — 545 с.
  52. Духовное возрождение России. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции. / Губкин И. Уваров В. М., 2009. — 352 с.
  53. B.C. Синергетика: человек, общество // Синергетика: человек, общество. М.: РАГС, 2000. — С. 3.
  54. В.И. Общественная экспертиза законопроектов (социологический анализ). Дисканд. соц. наук. — Орёл, 2005 г. 208с.
  55. З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия. / Под ред. С. А. Попова. М., 2001.- 352 с.
  56. Э.М. Гражданское общество в России: опыт участия женских НПО. / Сборник. -М., 2004 г. 144 с.
  57. Инновационные модели государственного и муниципального управления: взгляд в будущее. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / Под общей ред. Болховитиной Т. С. Брянск: БрфОРАГС, 2008. — 572с.
  58. Институт государства и гражданское общество: модели взаимодействия. Сборник научных трудов / Под ред. доктора политических наук Д. Н. Нечаева. Воронеж, 2005. — 280 с.
  59. И.Ю. Политология. Юридический центр. Пресс, 2002. — 322 с.
  60. Г. И. Введение в политологию. М., 2003. — 450 с.
  61. Д. Политическая социология. М., 2001. — 312 с.
  62. B.C. Политология: Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 513 с.
  63. У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
  64. В.Н. Гражданское общество в глобальном мире: политический анализ проблем и стратегий развития. СПб: Наука, 2005. — 648 с.
  65. Н.М. Избранные труды. М., 1960. — 416 с.
  66. Г. Восток, Запад, Север, Юг, Основные направления международной политики 1945−1996. М., 2002. — 534 с.
  67. К. и Энгельс Ф. Соч., т. ХП, ч.П.
  68. М.П. Гражданское общество России и роль в его становлении общественных объединений. М., 2001 — 219 с.
  69. Неправительственные организации в становлении и развитиигражданского общества: международный опыт. Сборник. — Воронеж: Изд-во ВорГУ, 2002.- 216 с.
  70. Д.Н. На пути к «государству ассоциаций»: неправительственные организации. Монография Воронеж: Изд-во ВорГУ, 2001.- 344 с.
  71. Д.Н. Неправительственные организации как фактор политического развития России и ФРГ. Сравнительный анализ. Монография М.: Изд-во МГУ, 2003.- 456 с.
  72. Основы политической науки. / Под ред. В. П. Пугачева М., 1993. — 221 с.
  73. М. Демократия и политические партии. М., 1997. — 312 с.
  74. Отношение к благотворительности в России. Обзор материалов исследований. М.: Форум, 2006. — 48с.
  75. Е.В. Политическая элита и российская действительность. М., 1996. — 246 с.
  76. А.С. Политология. М., 2003. — 365 с.
  77. Т. Системы современных сообществ / пер. с англ. JI.A. Седова и А. Д. Ковалёва / Под ред. М. С. Ковалёвой. — М.: Аспект Пресс, 1998. -270 с.
  78. Политический опыт территориального развития современной России: Материалы международной конференции молодых ученых (11 апреля 2006 года) / Под ред. Ю. С. Васютина. Орел: Изд-во ОРАГС, 2006. -144с.
  79. Политология / Отв. ред. Комаровский B.C. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — с. 154
  80. Политология: Учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2004. -588 с.
  81. Производство как общественный прогресс. М., 1986. — 316 с.
  82. Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998. — 415 с.
  83. Регион в условиях перехода к устойчивой модели развития современногороссийского общества. В 2-х ч. Апрель 2004 г. Материалы конференций. / Под ред. В. В. Огневой, Т. Болховитиной, Р. Х. Макуева, A.M. Старостенко Брянск, 2004. — 244 с.
  84. Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. -Новосибирск, 1992.
  85. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. М., 1961.
  86. Е.Ф. Власть отвратительна. М., 2003.
  87. П.Н. Континент Евразия. М., 1997.
  88. А. М. Современная демократия: история, структура, культурные конфликты. М., 1992.
  89. Ю. Ф. Статьи. Воспоминания. Письма (1840- 1876). М., 1997.
  90. В. Н. Государственная символика регионов России. М.: Парад, 2004.-91 с.
  91. А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе. М., 2002.
  92. Символика России. М.: Профиздат, 2004. — С. 184 — 185-
  93. И. С. Гербы и флаги субъектов Российской Федерации. М., 2003. — 102 с.
  94. Современная Россия: власть, общество, политическая наука. Материалы первого всероссийского конгресса политологов в 3-х томах. Т.2. М., 1998.
  95. Становление институтов гражданского общества. 4.1. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Саратов, 2000. — 84 с.
  96. ЮО.Стеблецова Н. Н. Самостоятельная работа: достижения и упущенные возможности. Методическое пособие для студентов очного отделения. — Орёл: Изд-во ОРАГС, 2008. 100с.
  97. Теория общественно-экономической формации / Под ред. В. В. Денисова, Ю. К. Плотникова, Е. Н. Лысманкина. М. 1993. — 230 с.
  98. А. Цивилизация перед судом истории. М., 1985. — 322 с. ЮЗ. Токвилль А. де Демократия в Америке. — М., 1992. — 215 с.
  99. .Н. Политическая система развитого социалистического общества. М., 1979. — 122 с.
  100. .Н. Политические системы современности.- М., 1978. 189 с. Юб. Торчинов Е. А. Даосизм. — М., 1998. — 89 с.
  101. Тоталитаризм в Европе XX в. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996. — 162 с.
  102. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. — 163 с.
  103. М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. М., 2003. — 322 с.
  104. Ю.Устрялов Н. В. Понятие государства. Харбин, 1931. — 142 с.
  105. Н.В. Проблема прогресса. М., 1998 Хейзинга «Homo Ludens»
  106. Н.В. Элементы государства. Харбин, 1932. — 132 с.
  107. З.Федорова М. М. Модернизм и антимодернизм во французскойполитической мысли XIX века. М., 1997. — 164 с.
  108. П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.-322 с.
  109. Феномен восточного деспотизма: структура общества и власти (отв. ред. Н.А.Алексеев). М., 1993. — 241 с.
  110. Пб.Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья / Под ред. Б. А. Амосова. М., 1998. — 125 с.
  111. И.Г. Избранные сочинения. М., 1916. — 325 с.
  112. Л. Жизнь Ленина. Т.т. 1 2. М., 1997. — 321 с.
  113. С. Политический порядок в меняющихся обществах. — М.: Прогресс Традиция, 2004. 330с.
  114. М. Составные части лидерства. Политология вчера, сегодня, завтра. Вып. второй. М., 1991. — 130 с.
  115. О. Политика, право, справедливость. М., 1994. — 154 с.
  116. А. Путин. Его идеология. — М.: Издательство «Европа», 2006 г. — 232 с.
  117. Юм Д. Трактат о человеческой природе. М., 1995. — 178 с.
  118. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее, М., 1997. — 342 с. 1. СТАТЬИ
  119. Аналитический доклад. Часть 1. Политическая активность и гражданское участие в контексте российской идентичности. Внешнеполитические аспекты российской идентичности // Политические исследования. 2008. -№ 1.-С. 72−80.
  120. Е. Политическое сознание россиян: традиции, настоящее, будущее / Независимый Исследовательский Центр «Ромир», 1ЖЬ: http: //ftp.nns.ru/analytic/romorl23.html, (дата обращения 16. 10. 2009.)
  121. .Я. Гражданское общество: теоретическая конструкция или практическая реальность? // Вестник московского университета. Сер. 18 Социология и политология. 2005.
  122. Ю.П. Гражданское общество в контексте проблем народонаселения России //Народонаселение. 2007. — № 2. — С. 16−19.
  123. В.Э. Государство и гражданское общество в тисках взаимного отчуждения // Социология власти. 2009. — № 5.- С. 90−102.
  124. Брынцева Г, Коныгина Н. Между людьми и властью выстраивает равноправный диалог Общественная палата // Российская газета. 29 сентября 2006. — № 218. — С. 9.
  125. А. Институциональная сфера гражданского общества // Власть.2009. № 7. — С. 25 — 27.
  126. Т. Власть и гражданское общество: шаг навстречу // Власть. -2009. -№ 8. С. 11−13.
  127. Т.А. Гражданское общество и власть: конфликт или консенсус? // Социальная политика и социология. 2008. — № 4. — С. 26 — 35.
  128. Ю.С., Исторический опыт как фактор подготовки кадров государственной службы в современных условиях // Образование и общество. 2001. — № 4. с. 64 — 66.
  129. В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума // Гражданское общество: теория, история, современность. 2009. — № 4. — С. 53.
  130. С. Гражданское общество и модернизация России // Власть. 2009.-№ 5.- С. 18−21.
  131. Е.В. Местное самоуправление и гражданское общество в современной России: проблемы функционирования // Социология власти. -2007.-№ 1.-С. 87−96
  132. З.Т. Альтернативы и перспективы развития гражданского общества в России // Гражданское общество: теория, история, современность. М., 1999. — С. 7 — 8.
  133. Громов. Как далеко заедет это пятое колесо? // Эксперт. 10−16 октября 2006.
  134. И. Гражданское общество и проблемы предотвращения деятельности организованной преступности // Безопасность Евразии. -2009. № 2. — С. 208 — 239.
  135. Д.Т. Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в современной России // Социология власти. 2007. — № 6. -С. 20 — 28.
  136. С. А. Проблемы теории правового статуса общественныхобъединений // Право и политика. 2004. — № 4. — С. 14 — 16.
  137. В. Приоритет решению социальных проблем // Орловская правда. — 2009. — 01.12.- С.З.
  138. Н., Родин И. В парламенте в упор не замечают новый орган // Независимая газета. 20.12.2005 г. — № 277. — СЛ.
  139. Кривоносова J1.A. Мониторинг качества жизни территориального сообщества: проблемы, принципы и перспективы построения // Социальная политика и социология. 2005. — № 4. — С. 52−61.
  140. А. Становление общественных организаций России и опыт Германии // Власть. 2005. — № 7. с. 67 — 73.
  141. Е. За ассоциацией муниципалитетов — будущее // Орловская правда. -02.12.2009. С. 2.
  142. А. Национальные особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России (историко-политический аспект) // Власть. 2009. — № 6. — С. 128 — 132.
  143. Н.Г. Толерантность как императив межнационального взаимодействия // Вестник Московского университета. Сер. 18 Социология и политология. 2007. — № 4. — С. 143 — 148.
  144. В.В. Диалог с регионами: опыт анализа // Социс. 208. — № 7. — С. 128−133.
  145. С. Общественную палату может возглавить политтехнолог // Независимая газета. 8 августа 2005 г.
  146. Д. Нацпроекты в режиме ручного управления // Российская газета. 14.02.2006.
  147. А.А. Диагностическое исследование участия граждан в реализации градостроительных проектов // Социологические исследования. 2007. — № 4. — С. 70 — 74.
  148. .Н. Развитие гражданского общества в России в XIX начале XX века. // Общественные науки и современность. — 2009. — № 1.-С. 110 -126.
  149. В.Ф., Кох JI.A. Влияние этнического на государственную политику // Актуальные проблемы юридической науки. Материалы конференции. Орел, 2009. — С. 139 — 151
  150. Нотариат важный институт гражданского общества // Признание. — № 42 -43. С. 121 — 127.
  151. Ю. Современное гражданское общество // Вопросы экономики. 2008. — № 10.-С. 96- 107.
  152. Н. Профсоюз заставляет работодателя относиться к работнику не как к винтику, а как к человеку // Признание. 2008. — № 44 — 45. — С. 30 -35.
  153. Первый шаг Общественной палаты разочаровал её критиков. //Российская газета. 2005. — № 280. — С. 12.
  154. Правоохранительные общественные объединения в становлениигражданского общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. — № 5. — С. 9 — 11.
  155. А. Общественная палата пошла по стопам Арбур и Хиль Роблеса // Независимая газета. — 2006. — С. 2
  156. Л.И. Общественные объединения как социальные институты самоорганизации граждан // Власть. 2010. — № 3. — С. 16 — 19.
  157. С., Бородина А. В., Бородин Д. Ю., Раутио В. Логика развития общественных организаций в современной России // Политические исследования. 2009. — № 1. — С. 58 — 172.
  158. А., Н. Меликова, И. Родин В Общественную палату запустили людей // Независимая газета. 2005. — 3 октября — С. 1.
  159. С.А. Гражданское общество, свобода, ответственность // Социально-гумманитарные знания. 2003. — № 3. — С. 2−4.
  160. В. Коридоры власти. Как новому институту не превратиться в PUBLICHOUSE по русски? //Власть как предмет исследования. — 2005.-С. 4.
  161. Совесть нации держат в секрете. Общественная палата формируется кулурано //Независимая газета. — 2005. № 158. — С.15.
  162. A.M., Моисеев В. В., Экономический кризис и девальвация рубля // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. — № 1. — С. 125 — 130.
  163. A.M. Ретроспекция ключевых социально-экономических проблем в России начала XXI века // Стратегии комплексного развития регионов России. Часть 1. Материалы конференции. Орел: Изд-во С. 83 -10 ОРАГС, 2009.- С. 19−26.
  164. A.M. Социально-трудовой потенциал России: анализ проблем. // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. — № 2. — С. 157−161.
  165. Е.С. Образование для государства и общества //Образование и общество. 2004. — № 5. — С.2−6.
  166. B.JI. Государство как инициатор развития гражданского общества // Общественные науки и современность. 2007. — № 2. — С. 69 -77
  167. С.Р. Представления Россиян о гражданском участии // Мониторинг общественного мнения. 2008. — № 2 (86). — С. 45 — 59.
  168. В. Закон- фундамент государства // Российская газета 7 февраля. -2006.-№ 24.-С. 2.
  169. Н.С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования // Вестник московского университета. 2005.- Сер. 18. -№ 4. — С. 3.
  170. A.M. Роль местного самоуправления в становлении гражданского общества // Социология власти. 2007. — № 2. — С. 121 — 124.
  171. О. Благотворительность жива! // Орловская правда. 26 января 2008. — С. 3.
  172. А. Лидер «Родины» попросил Общественную палату помочь ему пробиться в телеэфир // Независимая газета. 2006. — С. 3
  173. А. Пробный камень Общественной палаты // Независимая газета. 2005. — № 282. — С. 2.
  174. С.П. Образ науки как фактор самоорганизации научного сообщества // Общественные науки и современность. 2007. — № 6. — С.140 146.
  175. А.Е. Возможно ли сегодня продолжение социальных реформ? // Мир России. № 4. — 2007. — С. 19. С. 24 — 41.
  176. С. А. Гражданское общество как фактор самоорганизации социальной системы: региональный аспект // Регионология. 2007. — № 2. — С. 192 — 197.
  177. МАТЕРИАЛЫ САЙТОВ ИНТЕРНЕТА
  178. Закон о внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области «О государственном социальном заказе Иркутской области» от 28 мая 2004. -№ 32. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www. vsp.ru/official.-
  179. Закон «О государственном социальном заказе в Нижегородской области»
  180. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www. economy.gov.ru-
  181. Закон «О взаимодействии органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями» от 19.11.2001. -№ 368/344−11−03.
  182. А. Общественная палата: диалог народа с властью // Парламентская газета URL: Электронный ресурс.: Режим доступа: http: // www.pnp.ru/archive/15 850 131/html (дата обращения 15.10. 2009.)
  183. Пресс выпуск № 610 «Общественная палата Российской Федерации: первый год работы». Электронный ресурс.: Режим доступа: htpp // www.wciom.ru/index.php.
  184. Консультативные органы. Общественная палата Воронежской области. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.opalata.comch.ru/ 20.11.2004.
  185. Энциклопедия «Кругосвет» Электронный ресурс.: Режим доступа: http: /www.krugosvet.ru/articles/27/1 002 728/1002728al.htm
  186. Администрация города Орла. Электронный ресурс.: Режим доступа:4J9Jhttp://www.orel-adm.ru/
  187. Общественная палата Орловской области Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.0p-0ry0l.0rags.0rg/n0de/s.
  188. Общественная палата Курской области. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.kurskcity.ru/firstline.
  189. Общественная палата Смоленской области Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.smjlenskop.ru/firstline.
  190. Приоритетные национальные проекты Липецкой области Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/agriculture/
  191. Развитие агропромышленного комплекса в Должанском районе. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www. moudolgoe.ucos.ru
  192. Статистические данные по контролю за деятельностью НКО Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www. lawcs.ru/index.php.
  193. КАНДИДАТСКИЕ И ДОКТОРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ
  194. О.С. Взаимодействие гражданского общества и государства в современной России: опыт, ведущие тенденции, перспективы. Орёл, 2007-
  195. Е.Ю. Институты гражданского общества как субъекты правозащитной деятельности в России в период 1864 1917 гг. — Санкт-Петербург, 2006-
  196. Е.А. Эффективность местного самоуправления в условиях становления гражданского общества в России (региональный аспект). -Саратов, 2008-
  197. Н.И. Формирование гражданского общества в современной России (социологический аспект). М., 2000-
  198. С.А. Политическое самоопределение гражданского общества в постсоветской России. Воронеж, 2003.
Заполнить форму текущей работой