Повышение проходимости трактора типа К-701 при работе на рисовых чеках Приморского края
В постановлении октябрьского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС о долговременной программе мелиорации, повышении эффективности использования мелиорированных земель в целях устойчивости наращивания продовольственного фонда страны, и в своей аграрной политике коммунистическая партия исключительно большое значение придает повышению устойчивости сельскохозяйственного производства как важнейшему условию… Читать ещё >
Содержание
- ДЕНЙШ
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Почвенно-климатические особенности Приморского края в зоне проведения пахотных работ и влияние способа и сроков вспашки на урожай риса
- 1. 2. Влияние п о чв е нно- к ли ыа т и ч е ск и х условий на проведение пахотных работ и предварительное обоснование способа обеспечения опорных и тягово-сцепных свойств колесного движителя
- 1. 8. Агротехническая оценка и сопротивление почв обработке посуху и по воде
- 1. 4. Проходимость выпускаемых к’о лесных тракторов класса 5 в зоне почв повышенной влажности
- 1. 5. Анализ приспособлений, улучшающих опорные и тя-гово-сцепные свойства колесных тракторов
- 1. 6. Анализ способов улучшения опорных и тягово-сцеп-ных свойств колесных тракторов и оценка степени их применения к предлагаемому типу движителя
- 2. ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ КОЛЕСНОГО ДВИЖИТЕЛЯ Т jPA 1СТ ОРА И" ЛА О СА 5 >
- 2. 1. Исследование влияния формы почвозапепа на процесс формирования выемки в опорном слое почвы
- 2. 2. Исследование влияния угла наклона почвозацепа движителя на процесс формирования выемки в опорном слое почвы 59 Обоснование основных параметров движителя
- 2. 3. 1. Уменьшение силы сопротивления перекатыванию
- 2. 3. 2. Уменьшение динамической нагрузки трактора при передвижении по твердому грунту
- 2. 3. 3. Определение требуемой глубины погружения почвоззце
- 2. 3. 4. Расчет числа почвозацепов движителя
- 2. 4. Исследование условий самоочищения движителя
- 2. 5. Тяговый баланс пахотного агрегата
- 2. 6. Исследование сопротивления почв обработке определение тягового сопротивления)
- 2. 7. Касательная сила тяги трактора K-70I
- 2. 8. Расчет касательной силы тяги специального колесного
- 2. 9. Сопротивление качению трактора-тягача с предлагаемы
- 2. 10. Механическое моделирование сцепных свойств трактора
- 3. 1. Программа исследований .,., .,.,
- 3. 2. Изучение прочностных характеристик почв Приморского
- 3. 3. Выбор и подготовка почвогрунта в лотке к эксперимен
- 3. 4. Исследование влияния формы и угла наклона почвозацепа к радиусу движителя на его силу тяги и сопротивл о нм 8 на н мю (><�»«ei««i«»ei*eeoe*»*etat*«9»«e«»>**** ХО
- 3. 5. Определение необходимого уровня силы и времени для вертикального и горизонтального отрыва штампа от поч
- 3. 6. Методика сравнительных лотковых испытаний движителей. III
- 3. 7. Методика полевых испытаний трактора K-70I
- 3. 8. Статистическая оценка опытных данных. Подбор аппроксимирующих
- 4. 1. Исследование прочностных характеристик почв Приморского
- 4. 2. Исследование формы и угла наклона почвозацепа к радиусу движителя на его силу тяги и сопротивление качению
- 4. 3. Определение необходимого уровня силы и времени для вертикального и горизонтального отрыва штампа от почвы
- 4. 4. Результаты исследования движителей. I?'
- 4. 5. Результаты полевых испытаний трактора К
- 4. 5. 1. Результаты полевых испытаний трактора Я-701 с серий
- 4. 5. 2. Результаты полевых испытаний трактора й-701 с предлагаемыми движителями .,"., f ф 'О 9 В Ы 3 0 «се* ви"г"в*ееб"веевее#» X
Повышение проходимости трактора типа К-701 при работе на рисовых чеках Приморского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В постановлении октябрьского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС о долговременной программе мелиорации, повышении эффективности использования мелиорированных земель в целях устойчивости наращивания продовольственного фонда страны, и в своей аграрной политике коммунистическая партия исключительно большое значение придает повышению устойчивости сельскохозяйственного производства как важнейшему условию планомерного развития всего народного хозяйства. В достижении этой цели решающая роль принадлежит мелиорации — мощному сред ству интенсификации и повышения продуктивности земледелия. В сочета нии с механизацией и химизацией сельского хозяйства мелиорация обес печивает повышение плодородия земель, наиболее рациональное использование сельскохозяйственных угодий, материально-технических и трудовых ресурсов / 193/.
За период после майского (1966 г.) Пленума ЦК КПСС площадь мелиорированных земель в стране возросла с 17 до 33 млн. гектаров. В их числе 19 млн* орошаемых и 14 млн. гектаров осушенных земель. Они дают ныне треть растениеводческой продукцииI На поливе возделывает-ся весь рис и хлопчатник, три четверти овощей, половина плодов и винограда / 2/.
Для наиболее эффективного использования этих земель, техники и получения стабильных высоких урожаев Коммунистическая партия Советского Союза ставит следующие важные задачи:1. Разработать и освоить в 1984;1990 годах серийное производство машин и оборудования крайне необходимых для выполнения мелиора тивных работ.
2. Развивать производственные мощности, увеличивать выпуск машин повышенной проходимости, производительности и грузоподъёмности.
Впервые, партией в государственном документе ставится проблема повышения проходимости как одной из главных проблем улучшения эффективности использования сельскохозяйственной техники, расширения комплексной организации работ и сохранения плодородия почв.
Поставленные задачи связаны с освоением больших площадей болот и заболоченных земель в европейской части страны, Сибири и на Дальнем Востоке. Поэтому возникла необходимость проведения большого объема строительных и сельскохозяйственных работ на грунтовых основаниях, лишенных стабильных характеристик, остро стоит проблема уменьшения вредного воздействия ходовых систем на почву. Все эти факторы делают вопросы повышения проходимости машин актуальными и очень важными для решения задач, поставленных партией! В настоящее время достигнуты определенные успехи в улучшении отдельных свойств проходимости машин путем создания и использования арочных шин, пневмокатков, резинометаллических гусеничных лент, пневмо-траков, бееклиренсных гусеничных ходов. Однако, выбор основных параметров названных ходовых устройств машин базируется на использовании ограниченных опытных данных и общих эмпирических зависимостей, требующих последующей дорогостоящей эксплуатационной проверки. Все это обусловлено недостаточной изученностью процесса взаимодействия ходовых систем машин с почвами и грунтами для конкретных регионов нашей страны / 90 /.
Средняя урожайность риса и других сельскохозяйственных культур в Приморском крае остается все еще низкой по сравнению с уровнем, достигнутым передовыми хозяйствами страны! Анализ показывает, что основной причиной низких урожаев является отсутствие на весенний период необходимого количества зяби, что определяет большой объем весновспашки* Малый объем поднятой зяби является следствием почве нно-клима ти че ских условий и низкой производительности пахотных агрегатов. Сезонная наработка на пахотный агрегат составляет около 130 га или менее, чем 1,5 га в смену! Проведение пахотных работ весной ведет к удлинению агротехнических сроков посевариса, снижению урожайности, более позднему сроку его вызревания и часто потерями из-за неполной уборки по погодным условиям* Основной машиной, применяющейся на проведении пахотных работ является гусеничный трактор класса 3. Применение высокопроизводительного пахотного агрегата с трактором K-70I ограничено, а в отдельные годы становится невозможным, ввиду недостаточных тягово-сцеп-ных свойств при работе в условиях переувлажнения почв" Переувлажнение почв определяется специфическими условиями развития риса в Приморском крае, В крае, по сравнению с другими зонами, вынужденно короткий период развития риса. Существует необходимость для полного его созревания проводить сброс воды с полей за две недели до начала уборочных работ. Этого периода в отдельные годы бывает недостаточно для просыхания почвы перед зяблевой обработкой. Анализ указывает также на прямую зависимость производительности пахотных агрегатов от их проходимости (тягово-сцепных свойств) и энергонэсыщен-ности тракторов.
Возможности традиционных тракторных движителей не используются в полной мере на грунтах Приморья, т.к. при их интенсивном буксовании проявляются липкие свойства водонасыщенных грунтов, что приводит к образованию «почвенного колеса» или полностью забитого грунтом гусеничного движителя.
Поэтому разработка конкретных методов повышения производительности пахотных агрегатов на рисовых чеках путем применения технических средств, улучшающих проходимость трактора K-70I является актуальной задачей" вытекающей из задания по повышению продуктивности производства риса в крае, определенной Продовольственной программой СССР.
В соответствии с планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на I98I-I985 г. г., утвержденным министерством высшего и среднего образования СССР, Приморскому сельскохозяйственному институту поручена разработка новых методов и усовершенствование существующих приемов повышения эффективности эксплуатации МТП в условиях Дальнего Востока (шифр проблемы 04.01).
Данная работа выполнена в рамках этой проблемы на гидромелиоративном факультете Приморского сельскохозяйственного института. Результаты исследований внедрены в ремонтно-строительном тресте «При-морводремстрой» Приморского краевого производственного управления мелиорации и водного хозяйства и строительном! тресте «Примводстрой» главного управления по мелиорации земель и строительству совхозов в районах Дальнего Востока.
На защиту выносятся: — обеспечивающим работу пахотных агрегатов на переувлажненныхи залитых водой чеках, сменный колесный движитель с развитыми почво-зацепами, использующий стабильные физико-механические свойства подпахотного слоя почвы для создания силы тяги— методика расчета силы сопротивления перекатыванию и силы тяги специальных колесных движителей с развитыми почвозацепами— экспериментальные данные о тягово-сцепных свойствах трактора К-701 с предлагаемыми движителями на почвах влажностьюW = 30.80 $.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Использование энергонасыщенных колесных тракторов класса 5, на рисовых чеках Приморского края, в агрегате с широкозахватными почвообрабатывающими орудиями, сдерживается недостаточной опорной проходимостью и тягово-сцепными свойствами в характерных условиях переувлажнения почв, что приводит к нарушению агротехнических сроков яро ведения работ и снижению урожайности риса.
1. Для повышения производительности пахотных агрегатов в осенний период, при влажности почвW> 35%, с учетом особенностей почвенных условий региона, необходим специальный колесный движитель, повышающий опорную проходимость и тягсзо-сцепные свойства тракторов типа К-70О (K-70I).
2. На почвах рисовых оросительных систем края, в качестве опорного основания для создания силы тяги движителем, может быть только подпахотный слой, расположенный на глубине 0,1−0,20 м, обладающий достаточными механическими свойствами при переувлажнении культурного горизонта (при влажности культурного W =70% его влажность составляет W =35%).
3. 3 работе теоретически и экспериментально обоснованы основные параметры (число, форма, расположение зацепов, ширина, взаимное рас положение опорной и зацепной части) сменного колесного движителя, с развитыми почвозацепами, использующего для создания силы тяги в качестве основания подпахотный слой, применительно к трактору K-7QI, обеспечивающий в естественных почвенных условиях и на рисовомполе залитом водой максимальную силу тяги до 68 кН.
4. Предложенный, изготовленный и испытанный движитель обеспечивает непрерывность тягового усилия, минимальные затраты на колесо-обрззование, хорошее очищение от прилипающей почвы в диапазоне рабочих скоростей, что принципиально отличает его от обычных пневмоколес.
5. Теоретически щ экспериментально обоснованы условия сзмоочищения специального движителя. Предложена методика расчета его сопротивления перекатыванию и касательной силы тяги от ряда конструктивных и эксплуатационных свойств движителя и особенностей почвы рисового поля.
6. Предложены следующие рекомендации по применению трактора л-701, оборудованного средствами повышения проходимости в агрегате с плугом: а) для достижения наибольшей эффективности пахотных работ, обработку почвы следует производить при влажности почвы W< 35%, в период переувлажнения при W> 50% или со слоем водыб) вспашку производить петлевым способом всвал или развал внутри карты чекав) для достижения наибольшей производительности, вспашку еледу-зт производить на П режиме 1,2,3 передачах.
7. Результаты исследований внедрены и используются Приморским краевым производственным управлением водного хозяйства. Использование предлагаемых движителей позволяет проводить зяблевую обработку во всем диапазоне влажности почв и повысить сезонную производительность трактора K-70I на вспашке от 215 га до 303 га. Предполагаемый годовой экономический эффект от внедрения средств повышения проходимости трактора K-70I на вспашке зяби составит 16 380 руб. на один агрегат.
Список литературы
- Материалы Ш1 съезда КПСС.-М. Политиздат, 1981, -223 с.
- О долговременной программе мелиорации, повышении эффективности использования мелиоративных земель в целях устойчивого наращивания продовольственного фонда страны: Постановление Пленума ЦК КПСС. Парт, жизнь, 1984 г, № 2 с, 11−15.
- Агзйкин Я.С. Вездеходные колесные и комбинированные движители. Машиностроение, 1972, с. 184.
- Агзйкин Я.С. Ограничение тяговых возможностей колеса несущей способностью почвы. Тракторы и сельхозмашины, 1976, Ш 6, п. Т Т Ц W «J. u Ф
- Агзйкин Я.С. Определение деформации и параметров контакта шины с грунтом. Автомобильная промышленность, 1959, Ш 5, с. 17−21.
- Агзйкин Я.С. Влияние тангенциальных и боковых сил на погружение колеса в почву. Тракторы и сельхозмашины, 1974, № 8, с.14−16.
- Агроклиматический справочник по Приморскому краю, Л.: Гид-рометиздат, I960, — 263 с.
- Алешин Е., Марковский И., Машины для рисовых чеков.- Сельская жизнь, 1981, 30.06, с.З.
- Бабков В.Ф., Бируля А. К., Сиденко В. М. Проходимость колесных машин по грунту. М.: Автотрансиздэт, 1959, с. 189.
- Баженов А.К., Волков Н. Ф. и др. Система машин для комплексной механизации производственных процессов в растениеводстве хозяйств Приморского края. Владивосток: йзд-во Приморского краевого упр о.х., 1974, с.62−65.
- Баловнев В.М. Вопросы подобия и физического моделированияз2млероино-транспортных машин. М: Йзд-во ЦНИКТЗ стройцормаш, 1968-о. 87.
- Баловнев В.И. Методы физического моделирования рабочих процессов дорожно-строительных машин, М: Машиностроение, 1974, с.2J0.
- Баловнев В. И. Физическое моделирование резания грунтов,
- М: Машиностроение, 1962, с. 157.
- Ееккер М.Т. Введение в теорию систем местность -машина.-М: Машиностроение, 1973, с. 520.
- Бочаров Н.Ф. и др. О трехчленном законе сил сцепления высокоэластичных движителей низких удельных давлений, Изв. вузов. Машиностроение, 1974, № 2, с. 230.
- Бурлакова С.А., Воронин В. А. К вопросу о режиме влажности зоны аэрации почво-грунтов Дальнего Востока в период уборки урожая. Об. науч. тр. Вопросы проходимости машин, Хабаровск, 1972, с. 34.
- Васильев А.В. и др. Влияние конструктивных параметров гусеничного трактора на его тягово-сцепные свойства. М: Машинострое ние, — 1969, с. 192.
- Вадюнина А.Ф., Корчагина З. А. Методы исследования физических свойств почв и грунтов. М: Высшая школа, 1973, с. 124−127.
- Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментального исследова ния и обработка опытных данных М: Колос, 1967, с. 159.
- Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментального исследоза ния и обработка опытных данных, М: Колос, 1973, с. 199.
- Вензцкий И.Г., Кильдышев Г. С. Основы математической ста тис тики М: Госстатиздат, 1963, с. 307.
- Вентцель S.C. Теория вероятностей. М: Наука, 1969, с.570
- Виноградов В.И., Поздняков Ю. В. Исследование трения почвы о сталь при жидкостной смазке. Тр./Центральный шн-т механизации и электрификации сельского хоз-ва, 1967, вып. 26, с. 59−68.
- Воложенин А.Г. О системе земледелия в Приморском крза.-Влз дмвосток, 1971, с. 31.
- Временные рекомендации и пособия по проектированию рисовых оросительных систем Приморья. Владивосток: Союздэльгипрорис, 1973л тт 71. W „J.X ! в
- Гильштзйн П.М. и др. Почвообрабатывающие машины к агрегаты, i: 1969, с. 169.
- Голомидов A.M. Исследование динамики тракторов ДТ-14 и ДТ-20 с механизмами, повышающими проходимость, Л., I960, с. 127.
- ГОСТ 7057–81. Тракторы сельскохозяйственные. ~ М: Госкомитет СССР по стандартам.
- ГОСТ 12 374–77. Испытание грунтов статистическими нагрузками. -М: Госстрой СССР,
- Гуськов В.В. Тракторы. Часть П, Теория. Мн.: Высшая школа, 1977, с. 384.
- Гуськов В.В. Оптимальные параметры сельскохозяйственных трак торов. М: Машиностроение, 1966, с. 195.
- Дальний Восток. Экономико-географическая характеристика. М: Мысль, 1961, с. 17.
- Двайт Г. Б. Таблицы интегралов и другие математические формулы. М: Наука, 1983, с. I-I7I.
- Дереза С.М. Исследование тягово-сцепных свойств движителей трактора класса 1,4 т в условиях Приморского края. Дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. — Уссурийск, 1971, с. 97.
- Зайцев В.Б. Рисовая оросительная система М: Колос, 1975.-351 v е
- Зайцев В.Б. К вопросу об увеличении площади рисовых чеков.-Зюл. Все союзы. НИКриса, 1972, вып. 8, с 43−47″
- Забавников Н.А. Основы теории транспортных гусеничных машин. М: Машиностроение, 1968.-395 с,
- Забавников Н.А., Сологуб П. С. и цр. Определение коэффициента сопротивления качению жесткого колеса с грунтозацепами при движении по сминаемому грунту. Тракторы и сельхозмашины, 1973, }fc I, с 16−19.
- Иванов Г. Я. Почвообразование на юге Дального Востока Владивосток: Наука, 1976, с 26−37.
- Каинов -UH. К выбору пневматических шин для колес сельскохозяйственных машин.- Сельхозмашина, 1955, № 8, с. 92.
- Кладов Н.й. Исследование проходимости торфомелиораа? ивного экскаватора с резинометаллическим гусеничным движителем. Автореферат две. на соисн. учен. степ. канд. техн. наук. Мн., 1977,-23 с.
- Канарев Ф.М. К обоснованию типа рабочего органа для осенней обработки почвы рисовых полей. ~ Краснодар: Институт информации ВНИИ риса, 1972, вып. УШ, с.64−66.
- Кириллов Д. 1., Ткачев И. А. Построение и вычерчивание графиков. Л“, 1974, с. 35.
- Климанов А.В. Некоторые физико-механические свойства переувлажненных почв Приморского края тр./Благовещенский с.-х. ин-т, Приморский с.-х. ин-т Механизация с.-х. производства на Дальнем Востоке, Благовещенск, 1972, вып. 21, с. 10−15.
- Климанов А.В., Косач В.Н. Сцепные свойства трактора типа
- Беларусь» на полугусеничном ходу. Сб. научк. тр./Приморский СХИ, Уссурийск, 1975, вып. 38, с. 27.
- Краюхин Г. А. Экономическая эффективность изобретений и рационализаторских предложении.-л.: мысль, 1983.-237 с.
- Да врухин В.А., Терещенко Н. С., Черкашин Н. В. Основная и предпосевная обработка почвы.-М: Россельхозиздат, 1975, с. 15−35.
- Летошнев М.Н. Сельскохозяйственные машины М., -Л. Сельхозмашина, 1940.- 848 с.
- Леонтьев Г. А. О буксовании гусеничного движителя. Тракторы и сельхозмашины, 1961, я 5, с. 16−19.
- Листопад Г. Е. Сельскохозяйственные и мелиоративные маши-ны М: Колос, 1976, с. 471−480.
- Лурье А.Б. и др. Моделирование сельскохозяйственных агрегатов и их систем управления.-Л: Колос, 1979, -312 с.
- Лурье А.Б., Грамбчевсний А. А. Расчет и конструирование сельскохозяйственных машин I: Машиностроение, 1977, — 133 с.
- Львов В.Д. Теория трактора.-М: Машгиз, I960.- 252 о.
- Мэтюшенко Б.Т. Разработка технологии капитальной планировки рисовых полей по затопленному чеку Тр/Одесский СМ. Повышение эффективности орошаемого земледелия, 1974, с. 46−53.
- Майсурян Н.А. Опыты рисосеяния во Франции.-Земледелие, 1957 2, о. 26−28.
- Мельников С.В. Планирование эксперимента в исследовании ззльекохозяйственных процессов. Л.: Колос, 1980, с. 132.
- Народное хозяйство Приморского края.- Статистический сборник, Владивосток, 1961, с. 74−125.
- Нгузн Ван Кем. Изыскание технологических основ и теоретической разработки технологии вспашки затопленных рисовых полей в условиях Вьетнама Дне. на соиск. учен, степени канд. техн. наук -M.-I97I. — 207 с.
- Нгуен Ван Myон. Исследование процесса обработки почвы за топ ленных рисовых полей активными рабочими органами. Автореф. дне. на соиск. учен. стал. канд. техн. ыаук.-М, 1979™ 16 с.
- Неуныяов Б.А. Повышение плодородия почв рисовых полей Дальнего Востока.- Владивосток- Дальневосточная рисовая опытная станция, 1964, с. 14−125.
- Омельянов А.Е. О применекик пневматических колес на сельскохозяйственных машинах Сельхозмашина, 1948, № 5, с. 34.
- Опзйко Ф. А. Торфяные машины. М.: Высшая школа, 1968, с. 408.
- Опейко Ф.А. Колесный и гусеничный ход. Мн: изд-во АН БССР I960, с. 228.
- Орлов Г. В., Кункзвич II.Л. и др. Результаты исследований эксплуатационных показателей тракторов «Беларусь» с различными ходовыми системами.- Сб. наун. тр./БИМСX, Горки, 1970, вып. 18. Повышениз проходимости колесных тракторов, с. 33.
- Овсюков В. Н. Исследование работы ведущих органов тракюра
- Беларусь" с применением механизмов, повышающих проходимость и сцепление с почвой. Тр/ЛСШ, Л, 1959, вып. 52, с. 119.
- ОСТ 70.2.20−73. Методы экономической оценки с.-х. техники М: в/о Сельхозтехника, 1973.
- II и гуле век им М. Х. Оценка на почву почво за цепочных конструкций тракторов на основании изучения структуры почвы и её механических свойств: Отчет по испытаниям тракторов в Персияновке. Л., 1929, № 23, с. 87.
- Пильщиков Л.М. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка. -М: Колос, 1967, с. 24−36.
- Пономарев А.В. Исследование способов улучшения тягово-сцепных свойств колесных тракторов 13,8 кН в условиях Приморского крэя.-Дис. на соиск. учен, степени канд. техн. наук Саратов: 1974.-145 с.
- Пономарев А.В., Терентьев В. А., Пастушенко В. И. К повышению проходимости трактора К-700 на залитом водой рисовом поле.- Тр/Приморский СХН, вып. 42. Уссурийск, 1977, с. 12.
- Пономарев А.В., Пастушенко В. Й. и др. Исследование вопросов планировки рисовых полей по воде в условиях Приморского края: Отчет по научно-исследовательской теме.- Уссурийск, 1980, 37 с.
- Полканов И.П. Теория и расчет машинно-тракторных агрегатов.-М: Машиностроение, 1964. -255 с.
- Пономарев В.В. Исследование работы скреперных агрегатов на планирование рисовых чеков по слою воды в Приморском крае. дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук — Уссурийск, 1982 — 185 с.
- Рябичев В.Н. Повышение проходимости и тягово-сцепных свойств колесных тракторов в трудных почвенных условиях. Тр/НАТИ, вып. 147. Машгиз, 1962, с. 64.
- Сергеев М.П. Исследование составляющих тягового сопротивления плуга.- Тр/МШСПИ, вып. I, т. 10, М., 1973.
- Синкевич П.Н. Изыскание и исследование способов и средств повышения проходимости самоходного кормоуборочного комбайна КСК-100 Дис. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук.- Мн., 1982.- 198 с.
- Скотников В. А. Радкевич В.Т., Мащеысний А. А. Мелиоративны машины для осушения болот-М: Высшая школа, 1976.- 359 с.
- Скотников В.А., Тетзркин A.S. Основы теории проходимости гусеничных мелиоративных тракторов. -Мн.: Высшая школа, 1973,-254 с
- Скотников В.А., Пономарев А. В., Клима нов А.В. Проходимость машин" Мн.: Наука и техника, 1982. — 322 о.
- Соколов Н.Ф. О суховеях в Приморском крае. -. Тр/ДВНИИ РИМ. Л * § 1 уЬ Ь" 0 • 4−3 •
- Строков В.А., Карсаков АЛ. Об эластичном призодз ведущих колес. Тракторы и с.-х. машины, 1974, Ш 8, с. 14.
- Тенетно A.M. Исследование проходимости колесных тракторов на затопленных рисовых чеках. Бюл. научн. техн. инф. Все союз. НИИриса, Краснодар, 1974, вьш, 8, с. 40.
- Тенетно A.M. Исследование проходимости .колесных тракторов на затопленных рисовых чеках.- Бюл. научн. техн. инф. Всесоюз. НИИ-риса, Краснодар, 1974, вып. 13, с. 40−42.
- Тенчурин Г. Г, Механическое моделирование взаимодействия хо довых органов трактора с грунтом: Азтореф. дис. на соиск. учен. степ канд. техн. наук. -Волгоград, 1970″ 28 с.
- Толстой Д.М. Скольжение жидкостей и дисперсных систем по твердым поверхностям. М: йзд-во АН СССР, 1956, с. 159−221,
- Тяговые характеристики сельскохозяйственных тракторов. Аль бои-справочник. М: Россельхозизцат, 1979- 240 с.
- Тябин Н.В. О подобий потоков вязко-пластической жидкости.-Коллоидный журнал, 1952, вып. 4.- 32 с.
- Ульянов Н.А. Основы теории и расчета колесного движителя землеройных машин. М., 1962. — 207 с.
- Ульянов И.А. К вопросу повышения проходимости зеылеройно-трзнспортных машин. В кн: Проблемы повышения проходимости колесных машин. Под редакцией Г. В. Зимелева. Изд-во АН СССР. М., 1959.
- Френкель A. II. Кинетическая теория жидкостей.- М: Изд-во АН СССР, 1945, с. 180−192.
- Хархутз Н.Я. Машины для уплотнения грунтов. -Л.: Машиностроение, 1973. с. 40−41.
- Цехов Е.С. Влияние нагрузки на липкость почвы. Сб. научн тр/БСХА. т. 63. Повышение эффективности использования техники в с.-х. производстве, Горки, 1970, с. 82.
- Цехов Е.С. Исследование залилания гусеничных движителей.-Две. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук, Горки-- 1969.-155 с.
- Цытович Н.А. Механика грунтов.- М: Высшая школа, 1979−2.7 L с •
- Чудаков Д.А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. М: Колос, 1972, с. 21−46.
- Шадманов Х.М. Обоснование типа движителя колесного трактора и выбор орудий для предпосевной обработки рисовых чеков по воде в условиях Средней Азии: Автореферат дис. на соиск. учен. степ.канд. техн. наук Янгиль, 1982, с. 6−8.
- НО. Шучкин Н. В. Лемешные плуги и лущильники, — М.: Машгиз, 1952−234 с.
- Эгамбардиев С. Агротехническая оценка обработки почвы посуху и по воде: Автореф. дне. на соиск. учен. степ. канд. с.-х. наук.- Ташкент, 1973. 18 с.
- Яковенко А.Г. Коэффициент трения почвы по лемешной стали.-Уч. зап./Саратовский гос. ии-т им. Н. Г. Чернышевского, 195I, т.27, с" 131−141.
- Hi. США. «Officio! Gazette «(официальный бюллетень по материалам патентного ведомства США).
- Япония, «Токке Кох о «(бюллетень патентных заявок Японии).115. ipr. Jatentscfliifteri»,^nssuge ans den1. Off enEegunsscheifteiv»
- Францйя.йВиеееип Ohicu! die Ea Peopele’te'3noiust6ie
- Великобритания. «Abstacis of Pateal Specifications» TTg A heettonje ofexce Mence. Аргопше ofdependability bade Times: Tokyo, Ш9, сИ5us. Уаашаг VSusel tUbee/attacheNU List/