Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методы маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При проведении маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вуза необходимо учитывать, что невысокие значения одних показателей конкурентоспособности могут быть компенсированы достаточно высоким уровнем других, что не приводит к снижению уровня конкурентоспособности. Для решения данной проблемы предложен механизм адаптации методики, применяемой Национальным аккредитационным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ
    • 1. 1. Специфика образовательных услуг вузов в контексте маркетингового подхода
    • 1. 2. Факторы конкурентоспособности образовательных услуг
    • 1. 3. Роль оценки конкурентоспособности образовательных услуг при формировании маркетинговой стратегии
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МАРКЕТИНГОВОМУ АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ
    • 2. 1. Формирование критериев оценки конкурентоспособности образовательных услуг вузов
    • 2. 2. Анализ методов маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов
    • 2. 3. Разработка и апробация методики маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов
  • ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДЛЯ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ
    • 3. 1. Формирование методических подходов к оценке качества высшего образования как механизма повышения конкурентоспособности образовательного учреждения
    • 3. 2. Адаптация методов внешнего контроля качества для маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов
    • 3. 3. Оценка эффективности методов маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов

Методы маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в России во всех сферах экономики сложились рыночные отношения, основной движущей силой которых является конкуренция. Рынок образовательных услуг характеризуется высокой степенью конкуренции, которая со временем будет только усиливаться. Это связано с уменьшением количества абитуриентов в стране, развитием интеграционных процессов в образовании, а также с борьбой за повышение доступности и качества высшего образования.

Поэтому в сферу высшего образования всё активнее проникают идеи маркетинга, которые диктуют вузам необходимость изучения и прогнозирования предпочтений целевых аудиторий, позиционирования высшего учебного заведения на различных рыночных сегментах, а так же необходимость разработки мер по управлению конкурентоспособностью образовательных услуг вуза.

Однако для разработки корректной маркетинговой стратегии вузам необходимо проводить полномасштабный анализ конкурентоспособности своих образовательных услуг.

В теории и практике экономического анализа и маркетинговых исследований предпринимались попытки разработать методику маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов и при этом сталкивались со множеством проблем. Во-первых, являясь общественным благом, сфера высшего профессионального образования подвержена государственному регулированию. Во-вторых, на современном этапе социально-экономического развития национальная система высшего профессионального образования не стабильна, так как переживает процесс реформирования в связи присоединением России к Болонскому процессу и усилением борьбы за повышение качества высшего образования. В-третьих, конкурентоспособность образовательной услуги зависит от требований рынка труда, который испытывает острый недостаток в высококвалифицированных кадрах. В-четвёртых, невозможно получить адекватную оценку конкурентоспособности образовательной услуги, если не учитывать предпочтения, потребности и экономические возможности потребителей в определённом регионе.

Следовательно, существует необходимость в разработке научно обоснованной методики маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов, которая, с одной стороны, позволит учесть специфику сферы высшего образования, с другой стороны, должна быть универсальной, т. е. одинаково доступной для любого высшего учебного заведения. Разработка такой методики требует всестороннего анализа специфики образовательных услуг, национальной системы высшего образования, законодательно-правовой базы, регламентирующей её состояние и развитие, а также предпочтений целевых аудиторий.

Всё вышеперечисленное обусловило выбор темы диссертационного исследования и позволяет считать её актуальной в научном и практическом смысле.

Степень разработанности и изученности проблемы. Теоретической основой диссертации являются труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования системы высшего образования: Антюхова A.B., Байденко В. И., Бершадской М. Д., Васильева Ю. В., Герасиной О. Н., Гребнева Л. С., Гретченко А. И., Дынькина Б. Е., Карпенко О. М., Кастуевой-Жан Т.В., Кислицина К. Н., Клещарь Е. А., Коржуева A.B., Мезякова Ю. А., Мининой A.A., Николаевой Т. А., Попкова В. И., Сальниковой Т. С., Самойленко П. И., Фомина Н. В., Brennan J., Leibold М., Santiago Р. и др.

Теоретические основы маркетингового анализа конкурентоспособности и управления качеством изложены в трудах: Горбашко Е. А., Данченок JI.A., Дробышева Г. Н., Емельянова С. Г., Иванова В. А., Леонтьевой Л. С., Минько А. Э., Минько Э. В., Мишина В. М., Родионовой Л. Н., Рожкова В. Н., Романовой И. М., Синяевой И. М., Смирнова В. П., Сурниной Е. А., Фатхутдинова P.A., Чайникова В. Н. и др.

В области исследования проблем качества образовательных услуг наибольший вклад внесли: Алексеенко В. А., Белова С. Н., Велева М., Гарифуллина Ф. З., Геворкян E.H., Гьошев Б., Мкртчян С. С., Мотова Г. Н., Наводнов В. Г., Петропавловский М. В., Романов A.A., Савельев А. Я., Тихомиров В. П., Тихомирова Н. В., Трайнев В. А., Шматков Р. Н., Dill D., Green D., Harvey L., Jacobson P., Newton J., O’Hara J., Schwarz St., Soo M., Van der Wende M.C., Vught F.A. Van, Westerheijden, D.F., Woodhouse, D. и др.

Сфера услуг высшего профессионального образования в контексте маркетингового подхода рассматривается в работах Захаровой И. В., Кузьминой Е. Е., Лаврова A.M., Ласковец C.B., Поликарповой Л. А., Полуниной Т. А., а также в диссертационных работах Абрамкиной A.A., Герман Н. Г., Козлова А. Н., Нетёсовой A.B., Саяпиной H.H. и др.

Исследование потребителей рынка образовательных услуг, оценка конкурентоспособности образовательных услуг, разработка маркетинговых стратегий для учреждений образования проводятся на основе преимущественно общенаучных и экспертных методов. Использование статистических методов в проводимых маркетинговых исследованиях весьма ограничено, что приводит к некоторой субъективности получаемых результатов.

Анализ научной литературы по теме диссертационного исследования показал, что теоретические и практические вопросы маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов проработаны недостаточно полно. Детального изучения требует оценка влияния социально-экономических факторов и нормативно-правовой базы на формирование системы показателей конкурентоспособности образовательных услуг. Механизм адаптации общенаучных методов маркетингового анализа конкурентоспособности к специфике высшего образования остается до сих пор слабо изученным.

Все это в совокупности определяет объективную необходимость разработки методических рекомендаций в области маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов на основе статистических методов, повышающих объективность результатов исследования и обоснованность выводов, а также позволяющих анализировать процессы управления конкурентоспособностью образовательных услуг.

Целью диссертационного исследования является разработка комплексной методики маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов.

В соответствии с целью в диссертационной работе были поставлены и решены следующие задачи:

• выявить специфику образовательных услуг вузов и факторы, влияющие на управление их конкурентоспособностью в контексте маркетингового подхода;

• систематизировать и дополнить существующие подходы к маркетинговому анализу конкурентоспособности образовательных услуг как основы для стратегического и оперативного планирования в вузе;

• провести анализ возможности применения критериев диагностики состояния образовательных услуг вузов в качестве показателей их конкурентоспособности;

• расширить комплекс оценочных инструментов конкурентоспособности образовательных услуг вузов за счёт учёта предпочтений реальных и потенциальных их потребителей;

• разработать механизм апробации предлагаемых методик маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов.

Объектом исследования являются высшие учебные заведения Российской Федерации.

Предметом исследования являются экономико-управленческие отношения, возникающие в процессе маркетингового управления конкурентоспособностью образовательных услуг вуза.

Теоретической основой диссертационной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования системы высшего образования, положения экономической теории и управления, маркетингового анализа конкурентоспособности и управления качеством, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов и ведущих специалистов-практиков в области маркетинговых исследований в сфере высшего образования.

Методологической базой исследования являются методы системного, сравнительного, индексного и корреляционного анализа, а так же методы группировки, главных компонент, моделирования, экспертных оценок и опросов, позволившие обеспечить обоснованность выводов. В процессе исследования применялись различные подходы, включая процессный, системный, квалиметрический, причинно-следственный и др.

Использовались табличные и графические методы представления статистических данных. Для обработки исходной информации применялись пакеты прикладных программ MS Excel и «IBM SPSS Statistics».

Информационной базой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики и Фонда «Общественное мнение», материалы научно-практических конференций, данные комплексной оценки деятельности ФГАОУ ВПО ЭПИ НИТУ МИСиС, результаты экспертного опроса, а также тематические информационные ресурсы сети Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплексной научно-обоснованной методики маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов, а также в формировании механизма адаптации методов внешнего контроля качества высшего образования для оценки конкурентоспособности образовательных услуг.

Предмет защиты составляют следующие положения и результаты, полученные лично автором и содержащие элементы научной новизны:

1. Разработана система показателей конкурентоспособности образовательных услуг вузов, в основу которой, в отличие от предложенных ранее, заложены специфика современных социально-экономических условий, особенности государственного регулирования сферы высшего образования, а также потребительские и экономические составляющие образовательных услуг. Предложен научно-обоснованный маркетинговый подход к определению базы сравнения конкурентоспособности образовательных услуг, основанный на статистическом анализе данных государственной аккредитации вузов России. Авторский подход позволяет частично решить проблему доступа к данным о деятельности вузов-конкурентов.

2. Обоснована возможность учёта предпочтений потребителей в ходе маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов посредством определения весовых коэффициентов значимости. Для определения данных коэффициентов предложена и апробирована методика организации опроса потребителей, в ходе реализации которой была разработана анкета и проведён опрос представителей целевой аудитории. На основе результатов опроса проведён расчёт весовых коэффициентов значимости показателей конкурентоспособности образовательных услуг с использованием методов статистического и эвристического анализа. Оценка согласованности мнений потребителей произведена с использованием непараметрических методов статистического анализа. Алгоритм данной методики позволяет решить маркетинговую проблему адекватной оценки уровня конкурентоспособности, поскольку учитывает значимость каждой характеристики образовательной услуги для потребителя, а, следовательно, даёт возможность разработать корректные меры по управлению конкурентоспособностью образовательной услуги.

3. Разработана и апробирована методика маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов с учётом предпочтений потребителей, в рамках которой определены и проанализированы индивидуальные индексы, сводные параметрические индексы конкурентоспособности и интегральный показатель конкурентоспособности. Особенность предложенной методики состоит в сочетании статистических и маркетинговых методов анализа, что обеспечивает точность результатов и обоснованность выводов. Результаты, полученные в процессе оценки, позволяют выявить сильные и слабые стороны образовательной деятельности вуза, а также основные конкурентные преимущества образовательных услуг, необходимые для разработки корректной маркетинговой стратегии вуза.

4. Предложен механизм адаптации методики, используемой Национальным аккредитационным агентством при принятии решения относительно соответствия уровня деятельности вуза заявленному типу для маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов, разработки мер, направленных на повышение уровня их конкурентоспособности и проведения корректной ценовой политики. Для достижения данных целей автор предлагает: расширить перечень первичных характеристик образовательной услуги, вместо массива данных государственной аккредитации вузов использовать данные опроса представителей целевой аудитории. Такой подход позволит провести комплексное маркетинговое исследование конкурентоспособности образовательных услуг вуза по потребительским показателям, компенсируя «западание» одних показателей за счёт существенного превышения пороговых значений по другим. Данная методика значима, в первую очередь, для анализа уровня конкурентоспособности вузов, имеющих места, финансируемые за счет бюджетных средств. В этом случае абитуриенты, планирующие обучаться на бюджетной основе, будут осуществлять выбор вуза только по потребительским показателям, т.к. для них образовательная услуга будет бесплатной.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается соответствием выбранной методологии, поставленным цели и задачам, наличием системы логических доказательств и аргументов, подтверждением теоретических положений фактическим материалом, практическими результатами, содержащимися в аналитических и информационных материалах, собранных автором в ходе исследования.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Отмеченные результаты соответствуют требованиям специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» направлению «Маркетинг» пункт 9.9 «Повышение конкурентоспособности товаров (услуг) и компаний, факторы конкурентоспособности в различных рыночных условиях».

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования обусловлена её новизной и заключается в развитии теории маркетингового анализа в части оценки конкурентоспособности образовательных услуг вузов.

Практическая значимость заключается в возможности использования положений диссертационного исследования высшими учебными заведениями в процессе управления маркетинговой деятельностью, в том числе при разработке мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности образовательных услуг.

Разработанная в диссертационном исследовании система показателей и предложенные методики оценки конкурентоспособности образовательных услуг вузов позволяют учесть специфику современных социально-экономических условий, особенности государственного регулирования сферы высшего образования, а также предпочтения, потребности и экономические возможности потребителей в конкретном регионе, что даёт возможность вузу решать проблемы, возникающие при разработке рыночной стратегии.

Отдельные положения, представленные в диссертации, используются при изучении дисциплины «Маркетинг» ФГАОУ ВПО ЭПИ НИТУ МИСиС при подготовке специалистов и бакалавров по направлениям «Менеджмент организации» и «Финансовый менеджмент».

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и практические результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на 44-ой научно-технической конференции учащихся, студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодежь XXI века — будущее Российской науки» (г. Электросталь, 2010 г.), VI научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Инновационное развитие современной экономики: теория и практика» (г. Москва, 2010 г.), 45-ой научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодежь XXI века — будущее Российской науки» (г. Электросталь, 2011 г.), а также на заседании методического совета ФГАОУ ВПО ЭПИ НИТУ МИСиС (г.Электросталь, 2012 г.).

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в научных публикациях автора. По теме диссертационного исследования опубликовано 16 работ общим объёмом в 5,2 п.л. (авторских 4,64 пл.), в том числе 3 работы в научных журналах, включённых в перечень изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ общим объёмом 1,69 п.л. (авторских -1,62 пл.).

Структура и объём работы обусловлены целью и задачами исследования, отражают её логику и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений, содержит 29 таблиц и 4 рисунка. Диссертация изложена на 159 страницах.

Заключение

.

В результате написания диссертационной работы была достигнута основная цель — обоснованы специфические инструменты и механизмы маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов на основе разработанной комплексной научно-обоснованной методики. Основные выводы, сделанные в результате проведённого исследования, заключаются в следующем:

1. Реформирование национальной системы высшего образования и сокращение числа абитуриентов в стране привёли к обострению конкуренции на рынке образовательных услуг. Рассмотрение высшего образования в контексте рыночных условий автоматически приводит к понятию конкурентоспособности. Под конкурентоспособностью образовательной услуги следует понимать способность образовательного процесса удовлетворять потребности конкретного рынка в определённый промежуток времени, а также способность сохранять накопленные конкурентные преимущества на всех стадиях жизненного цикла. Конкурентоспособность образовательной услуги — категория, находящаяся в постоянной динамике, т.к. на образовательную услугу оказывает влияние значительное количество факторов, как внешних, так и внутренних. Такие факторы способны как повысить, так и снизить спрос на данную образовательную услугу.

2. Современный рынок образовательных услуг требует больше, чем просто создать качественную образовательную услугу, назначить на неё привлекательную цену и обеспечить её доступность для целевой аудитории, поэтому в сферу высшего образования всё активнее проникают идеи маркетинга. Основная задача маркетинга образовательных услуг — помочь потребителю определить ценность образовательной услуги и выгоды, которая будет получена после окончания обучения. В данной связи, для повышения эффективности своей деятельности высшие учебные заведения вынуждены разрабатывать полноценный маркетинговый комплекс. Однако большинство вузов не уделяют должного внимания разработке единой маркетинговой концепции, поэтому мероприятия по продвижению на рынок образовательных услуг вузов носят скорее стихийный характер. В результате зачастую складывается ситуация, когда у потребителя под воздействием средств продвижения возникают завышенные ожидания, что в последствии приводит к высокой степени неудовлетворённости и недоверию потребителей. Для того чтобы корректно продвигать образовательные услуги на рынок необходимо в первую очередь иметь чёткое представление об основных конкурентах, своевременно выделять, удерживать, а также, демонстрировать собственные конкурентные преимущества во внешней среде. Иными словами необходимо систематически проводить маркетинговый анализ конкурентоспособности образовательных услуг вуза.

3. Показатели конкурентоспособности образовательных услуг вуза целесообразно разделять на потребительские и экономические, поскольку при выборе образовательной услуги потребитель чаще всего исходит из соотношения «цена-качество». Потребительские показатели характеризуют качество образовательного процесса и привлекательность его параметров для потенциальных и реальных потребителей. Формирование системы потребительских показателей конкурентоспособности образовательных услуг должно проводиться на основании действующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере высшего образования. В данном случае за основу целесообразно принять систему показателей, которая используется при прохождении вузами процедур лицензирования и аккредитации. Экономические показатели конкурентоспособности образовательных услуг вуза представляют собой цену потребления, которая складывается из непосредственной платы за обучение и дополнительных расходов, которые несут потребители в процессе обучения.

4. Для анализа конкурентоспособности образовательных услуг вуза чаще всего применяются формализованные методы, основанные на сопоставлении показателей конкурентоспособности конкретного вуза с базовым образцом. Однако адекватно оценить уровень конкурентоспособности образовательной услуги невозможно, если не учитывать предпочтения потребителей, поскольку улучшение характеристик образовательного процесса не гарантирует повышения уровня конкурентоспособности, пока потребитель не посчитает такое улучшение значимым. В результате проведённого исследования была разработана методика маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг, позволяющая учесть предпочтения потребителей посредством расчета весовых коэффициентов значимости.

5. Учесть степень значимости каждого из показателей конкурентоспособности образовательных услуг для потребителей возможно, применив методы эвристического анализа, в частности экспертные оценки. В рамках проведённого исследования была разработана анкета, в первой части которой сгруппированы потребительские показатели, во второйэкономические. 100 представителей целевой аудитории проранжировали показатели конкурентоспособности образовательных услуг вуза в зависимости от степени их значимости для каждого учувствовавшего в опросе. Данные, полученные в результате обработки анкет, позволили определить весовые коэффициенты значимости каждого из показателей конкурентоспособности образовательных услуг. Однако принять к анализу данные, полученные экспертным путём, можно только при определённом уровне согласованности мнений экспертов. Степень согласованности была определена на основе расчёта и анализа коэффициентов интерквартильной вариации и конкордации.

6. В случае если полученные значения коэффициента интерквартильной вариации и коэффициента конкордации, находятся в установленных пределах, данные, полученные в результате реализации экспертного метода, можно принять к дальнейшему анализу. В результате применения предложенных методов получены корректные значения сводных параметрических индексов конкурентоспособности по потребительским и экономическим показателям соответственно, а так же интегральный показатель конкурентоспособности образовательных услуг вуза. Интегральный индекс конкурентоспособности образовательных услуг учитывает предпочтения потребителей, а также принимает во внимание соотношение «цена-качество».

7. При проведении маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вуза необходимо учитывать, что невысокие значения одних показателей конкурентоспособности могут быть компенсированы достаточно высоким уровнем других, что не приводит к снижению уровня конкурентоспособности. Для решения данной проблемы предложен механизм адаптации методики, применяемой Национальным аккредитационным агентством при принятии решения относительно соответствия уровня деятельности вуза заявленному типу, для маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг. В основе реализации данной методики лежит метод главных компонент, который позволяет компенсировать недостатки одних показателей значительным превышением критериальных значений по другим, агрегируя первичные показатели деятельности вуза в одно интегральное значение. В результате проведённых расчетов были выделены 8 обобщающих факторов (компонент), объясняющих большую часть общей дисперсии переменных. В результате перехода от исходных переменных к обобщающим факторам, был рассчитан Индекс соответствия показателей деятельности вуза эталонным значениям. Предложенная методика позволяет, с одной стороны, учесть предпочтения потребителей, так как основой для определения весовых коэффициентов являются данные, полученные в результате опроса потребителей образовательных услуг. С другой стороны, использование методики, предложенной национальным аккредитационным агентством, позволяет дать комплексную оценку конкурентоспособности, и использовать полученные данные для разработки мер по корректировке образовательной и маркетинговой деятельности.

8. Для оценки эффективности трансформаций и повышения конкурентоспособности образовательных услуг вуза важным является учёт фактора времени, поскольку разработать корректные управленческие решения по корректировке образовательного процесса, возможно только проанализировав показатели деятельности вуза в динамике. Для решения данной задачи целесообразно использовать аналитические и средние показатели динамики, приняв за индикатор эффективности количество индивидуальных индексов конкурентоспособности образовательных услуг, значения которых больше либо равно 1.

9. Проведённый автором анализ специфики образовательных услуг, а так же разработанная методика маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов позволяют определить направления, которые могут стать основой дальнейших исследований:

— включение организационных показателей в систему показателей конкурентоспособности образовательных услуг;

— трансформация разработанных методик оценки конкурентоспособности образовательных услуг вузов с учётом наличия трёх групп показателей (потребительских, экономических и организационных);

— разработка комплексной методики оценки эффективности использования методов оценки конкурентоспособности образовательных услуг вузов в процессе управления образовательной и маркетинговой деятельностью.

Таким образом, предложенные методы маркетингового анализа конкурентоспособности являются эффективным инструментом диагностики качества и конкурентоспособности образовательных услуг вузов, поскольку, разработанная система показателей универсальна и позволяет в полной мере характеризовать все процессы, протекающие в нём. Полученные в процессе оценки данные целесообразно использовать в качестве основы для разработки управленческих решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: Офиц. текст. М.: Элит, 2010. — 35 с.
  2. Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 г. // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2005. — № 1 (33). — С. 74−77.
  3. Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений профессионального образования: Сб. законодат. и нормативных правовых док. Ч. 1: Законы и типовые положения. Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2010. — 274 с.
  4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федерал, закон принят Гос. Думой 22 авг. 1996 г. № 125-ФЗ. М.: Рид Групп, 2011. — 62 с.
  5. О государственной аккредитации федеральных государственных образовательных и научных организаций: Положение утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 года № 184. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru
  6. О лицензировании образовательной деятельности: Положение утв. Постановлением Правительства от 16 марта 2011 № 174. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru
  7. Об образовании: Федерал, закон принят Гос. Думой 10 июля 1992 г., № 3266−1. М.: КноРус, 2012. — 79 с.
  8. Системы менеджмента качества: Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001−2001 в сфере образования: Нац. стандарт РФ ГОСТ Р 52 614.2−2006: утв. приказом Федерал, агентства по техн. регулированию и метрологии от 15 дек. 2006 г. N 309-ст").
  9. , Н. М. Маркетинг в образовании : Учеб. пособие / Николай Михайлович Авсянников. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2007. -156 с.
  10. , В. А., Степанова, И. Ю. Конкурентоспособность -показатель качества ВПО / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова // Высш. образование в России. 2007. — № 6. — С. 77−79.
  11. Аккредитация высших учебных заведений в России: Учеб. пособие / В. Г. Наводнов, Е. Н. Геворкян, Г. Н. Мотова, М. В. Петропавловский. Йошкар-Ола: Марий, гос. техн. ун-т, 2008. — 166 с.
  12. , В. А. Система управления качеством высшего образования в России : Науч. моногр. / Виктор Алексеевич Алексеенко. М.: Нац. ин-т бизнеса, 2009. — 387 с.
  13. , А. В. и др. Двухуровневая система высшего профессионального образования : инновац. подходы, принципы, технологии :
  14. Учеб.-метод, пособие / Андрей Викторович Антюхов, Татьяна Алексеевна Николаева, Николай Васильевич Фомин. Брянск: Курсив, 2009. — 174 с.
  15. , М. В. Реформа высшей школы и Болонский процесс в России : (частный взгляд методиста) / Марина Васильевна Артамонова. -М.: Экономика, 2008. 278 с.
  16. , В. Н., Юзбашев, М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учеб. / Владимир Николаевич Афанасьев, Михаил Михайлович Юзбашев. М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010. — 320 с.
  17. , А. И. Управление маркетингом непрерывного многоуровневого образования : Моногр. / Омск. гос. пед. ун-т — Александр Иосифович Барановский. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. — 214 с.
  18. , Л. Е. Маркетинг : Курс лекций / Леонид Ефимович Басовский. М.: ИНФРА-М, 2008. — 219 с. — (Высшее образование).
  19. , Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества / Л. И. Бойко // Социолог, исследования. -2002.-№ 3.-С. 78−83.
  20. Болонский процесс в контексте проблем российского образования: Материалы рос.-фин. семинара / под ред. Н. П. Литвиновой, Р. М. Шерайзиной, Н. А. Яковлевой. СПб.: Тускарора, 2007. — 216 с.
  21. Болонский процесс в России и Европе: опыт, решения, перспективы: Материалы междунар. науч. конф., 4−8 дек. 2007 г. / редкол.: Е. А. Бондаренко и др. Вел. Новгород: Новгород, гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2008. — 63 с.
  22. Болонский процесс в Швеции / пер. со швед. М. А. Чучуги // Болонский процесс в Европе: Проблемы и перспективы: ст., пер. и реф. М.: Издат. центр Рос. гос. гуманит. ун-та, 2007. — С. 57−61.
  23. Болонский процесс: глоссарий: на основе опыта мониторинг, исслед. / авт.-сост. В. И. Байденко и др. — под науч. ред. В. И. Байденко, Н. А. Селезневой. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2009. — 146 с.
  24. Болонский процесс: 2007 2009 годы. Кн.-прил. 1: Результаты обучения и компетентностный подход. — М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2009. — 536 с.
  25. Болонский процесс: итоги десятилетия / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2011. — 444 с.
  26. , Е. Б. Анализ компетенций выпускников российских вузов / Е. Б. Быданова // Вопр. экономики. 2007. — № 6 — С. 156−157.
  27. , С. В. и др. Экспертные системы оценки качества и цены товаров (работ, услуг) / Сергей Васильевич Бухарин, Елена Сергеевна Забияко, Владимир Валерьевич Конобеевских. Воронеж: АОНО «ИММиФ», 2006. — 160 с.
  28. , В. Л., Шапиро, Н. А. Методы экспертных оценок в управлении: Учеб. пособие / Санкт-Петербург, гос. ун-т низкотемператур. и пищевых технологий — Виктор Леонидович Василенок, Наталья Александровна Шапиро. СПб.: СПбГУНиПТ, 2011. — 111 с.
  29. , Ю. В. и др. Высшее профессиональное образование в свете модернизации российского образования : Моногр. / Юрий Владимирович Васильев, Анна Александровна Минина, Елена Анатольевна Клещарь. Ставрополь: Сервисшкола, 2010. — 122 с.
  30. , И. Реализация Болонского процесса в Германии / И. Вити — пер. с нем. Н. В. Ростиславлева // Болонский процесс в Европе: Проблемы и перспективы: ст., пер. и реф. М.: РГГУ, 2007. — С. 6−22.
  31. Внешняя оценка участия вузов Российской Федерации в Болонском процессе: Отчёт о проведении исслед. М.: 2008. — 93 с.
  32. , Р. Б. Маркетинг в образовании : теория и практика: Учеб. пособие / Раиля Бариевна Галеева. Казань: Изд-во Татар, гос. гуманит.-пед. ун-та, 2011. — 166 с. — (Б-ка Рос. ассоц. маркетинга).
  33. , Е. А. Управление качеством : Учеб. пособие / Елена Анатольевна Горбашко. СПб.: Питер и др., 2008. — 384 с.
  34. , С. М., Сопин, В. Ф. Становление российской системы аккредитации: Моногр. / Казан, гос. технол. ун-т — Светлана Михайловна Горюнова, Владимир Федорович Сопин. Казань: КГТУ, 2010. — 249 с.
  35. Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в 2007 году: Аналит. отчёт. М.: Нац. аккредитац. агентство в сфере образования, 2008. — 260 с.
  36. , А. И., Гретченко, А. А. Болонский процесс: Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / Междунар. ин-т бизнес-тренинга — Анатолий Иванович Гретченко, Александр Анатольевич Гретченко. М.: КНОРУС, 2009. — 432 с.
  37. , С. В. Метод экспертных оценок : Теория и практика / С. В. Гуцыкова. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. — 144 с.
  38. , Б., Велева, М. Управление качеством высшего образования: Студенческая оценка качества преподавания: Моногр. / Божидар Гьошев, Мария Велева — пер. с болг. Н. Недялковой. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — 73 с.
  39. , JI. А. и др. Стратегический маркетинг : учебно-практическое пособие / Л. А. Данченок, С. В. Мхитарян, С. И. Зубин — Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый ин-т. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010 — 151 с.
  40. , Г. Н. Качество и конкурентоспособность сферы услуг : Учеб. пособие / Геннадий Николаевич Дробышев. Тамбов, 2007. — 177с.
  41. , Б. Е., Красовский, П. С. Болонский процесс: Идеи и принципы организации высш. образования в общеевроп. пространстве:
  42. Моногр. / Дальневост. гос. ун-т путей сообщ. — Борис Евгеньевич Дынькин, Павел Станиславович Красовский. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006 — 98 с.
  43. , Л. И. Маркетинг услуг : Учеб. пособие / JI. И. Дьяконова. СПб.: БГТУ, 2011. — 66 с.
  44. , И. И., Юзбашев, М. М. Общая теория статистики: Учеб. / Ирина Ильинична Елисеева, Михаил Михайлович Юзбашев. М.: Финансы и статистика, 2001. — 480 с.
  45. , С. Г. и др. Оценка конкурентоспособности : Учеб. пособие / Курск, гос. техн. ун-т — Сергей Геннадьевич Емельянов, Евгений Кузьмич Зубарев, Ирина Юрьевна Куприянова. Курск: КГТУ, 2008. — 263 с.
  46. Завьялов, 77. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие / Петр Степанович Завьялов. М.: ИНФРА-М, 2012. — 495 с. -(Высшее образование).
  47. , С. А. и др. Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования / С. А. Запрягаев, Е. В. Караваева, И. Г. Карелина, А. М. Салецкий. М.: Изд-во МГУ, 2007. — 292 с.
  48. , И. В. Маркетинг : учеб.-практ. пособие / Ульяновск, гос. техн. ун-т — Инна Владимировна Захарова. Ульяновск: УлГТУ, 2011. -135 с.
  49. , И. В. Маркетинг образовательных услуг / Ульяновск, гос. техн. ун-т — Инна Владимировна Захарова. Ульяновск: УлГТУ, 2008. -172 с.
  50. , С. А. Система высшего профессионального образования Российской Федерации как институт формирования политического сознания молодежи : Моногр. / Светлана Артемовна Калиничева. Владимир: Изд-во Владимир, гос. ун-та, 2007. — 127 с.
  51. , Т. Г. и др. Квалиметрическая модель комплексной оценки качества деятельности образовательных систем / Т. Г. Калугина, Н. Г. Корнещук, Г. Ш. Рубин // Междунар. журн. эксперим. образования. 2009. -№ 5. — С. 7−9.
  52. Кастуева-Жан, Т. В. Россия в Болонском процессе: Оценки четырёхлетнего опыта и перспективы / Т. В. Кастуева-Жан // Вестн. междунар. отношений. 2007. — № 7 (15). — С. 1−8.
  53. , А. Я., Дмитриева, Ю. А. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: Моногр. / Ардальон Яковлевич Кибанов, Юлия Александровна Дмитриева. М.: Инфра-М, 2011.-229 с.
  54. , И. И., Круглякова, Г. В. Статистика: Учеб. пособие / Ирина Ивановна Колесникова, Галина Витальевна Круглякова. М.: Новое знание, 2006. — 208 с.
  55. , М. Синергия образования и науки как инновационный ресурс / М. Кольчугина // Мировая экономика и междунар. отношения. -2008 .-№ 10.-С. 84−93.
  56. Комплексная оценка деятельности вуза как инструмент системы менеджмента качества: Сб. информ.-аналит. материалов / авт.-сост. А. М. Галимов. Казань: ТГГПУ, 2009. — 175 с. — (Сер. «Обеспечение качества высшего образования» — Вып. 9).
  57. , А. В., Садьгкова, А. Р. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска / Андрей Вячеславович Коржуев, Альбина Рифовна Садыкова. M.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2010. — 300 с. — (Психология, педагогика, технология обучения).
  58. , Г. Г. Менеджмент в образовании: практический курс: Учеб. пособие для студентов вузов / Галина Григорьевна Корзникова. М.: Академия, 2008. — 286 с.
  59. , В. Б. Сравнительный анализ методов определения весовых коэффициентов «влияющих факторов» / В. Б. Коробов // Социология: Методология, методы и мат. моделирование (Социология: 4M). 2005. — № 20.-С. 54−73.
  60. , Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг : теория и практика: Учеб. / Моск. Гос. ин-т междунар. отношений, МИД РФ — Галина Дмитриевна Крылова — Мария Игоревна Соколова. М.: Магистр, 2009. — 493 с.
  61. Е.Е. Маркетинг образовательных услуг : Учеб. пособие для студентов вузов / Евгения Евгеньевна Кузьмина. М.: Юрайт, 2012. -329 с.
  62. С. В., Нетёсова А. В. Роль вузов в трудоустройстве выпускников: маркетинговые исследования // Проблемы теории и практики управления".-2010.- № 11.-С.28−35.
  63. , Э., Полищук, Л. И. Качество высшего образования в России: Роль конкуренции и рынка труда / Э. Ливни, Л. И. Полищук // Вопр. образования. 2005. — № 1. — С. 70−86.
  64. , П. В., Лимарева, Ю. А. Маркетинговые исследования: конспект лекций: учеб. пособие / П. В. Лимарев, Ю. А. Лимарева. -Магнитогорск: Магнитогор. Дом печати, 2012. 75 с.
  65. , Е. Д. Конкурентоспособность вузов на современном уровне образовательных услуг : Моногр. / Е. Д. Липкина — Ом. гос. пед. ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. — 135 с.
  66. , И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : Учеб. пособие / Иосиф Моисеевич Лифиц. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование: Юрайт, 2009. — 460 с. — (Основы наук).
  67. , В. Е. Управление качеством : Учеб. пособие / Владимир Евстафьевич Магер. М.: Инфра-М, 2012. — 175 с. — (Высшее образование).
  68. Маркетинг в системе высшего образования / А. М. Лавров и др. — Кемер. гос. ун-т, Гос. ун-т Высш. шк. Экономики. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004- 151 с.
  69. Менеджмент и маркетинг в образовании: Учеб. пособие / Междунар. Ин-т менеджмента ЛИНК — сост. Е. С. Комраков. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2010. — 88 с.
  70. , Л. А. Социальные функции высшего образования и проблемы реализации / J1. А. Миндибекова // Труд и социальные отношения. -2005.-№ 2.-С. 106−111.
  71. , Э. В. и др. Качество и конкурентоспособность продукции и процессов : Учеб. пособие / Эдуард Викентьевич Минько, А. Э. Минько, В. П. Смирнов. СПб.: ГУАП, 2005. — 240 с.
  72. , В. М. Управление качеством : Учеб. / Виктор Михайлович Мишин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 463 с.
  73. В. В. Метод главных компонент в задачах экономического анализа и прогнозирования : Моногр. / В. В. Мокеев. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2009. — 169 с.
  74. , Г., Ребик, Н. Н. Маркетинговое исследование с SPSS: Учеб. пособие / Гертруда Моосмюллер, Наталья Николаевна Ребик. М.: Инфра-М, 2011. — 200 с. — (Высшее образование).
  75. , Г. Н., Наводное, В. Г. Модели аккредитации за рубежом: Науч. изд. / Галина Николаевна Мотова, Владимир Григорьевич Наводнов. -М. — Йошкар-Ола: Центр гос. аккредитации, 2005. 112 с.
  76. , Н. Н. Маркетинг услуг : Учеб. пособие / Наталия Николаевна Муравьева. Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 251 с. — (Высшее образование).
  77. , А. Д. SPSS 19: Проф. стат. анализ данных / Андрей Дмитриевич Наследов. СПб.: Питер, 2011. — 400 с.
  78. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс / под науч. ред. Е. М. Горбуновой и др. — пер. с англ. под рук. и общ. ред. С. Р. Кульда и С. Т. Афонина. М.: Логос: Tempus, 2007. — 159 с.
  79. , Д. В. Россия в Болонском процессе / Д. В. Николаев // Вопр. образования. 2010. — № 1.-С. 1−17.
  80. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР: Система высшего образования во Франции // Новости ОЭСР: образование, наука, новая экономика: Бюл. Центра ОЭСР-ВШЭ. 2004. — № 4. — С. 9−16. -(Приложение).
  81. , С. И. Толковый словарь русского языка / Сергей Иванович Ожегов — под ред. JI. И. Скворцова. М.: ОНИКС: Мир и образование, 2012.-735 с.
  82. , С. А. и др. Инновационная стратегия развития образовательного учреждения в системе научно-образовательного комплекса : Моногр. / Сергей Александрович Орехов, Виктор Владимирович Гужов, Наталья Владимировна Тихомирова. М.: Наука, 2009. — 232 с.
  83. , А. И. Экспертные оценки : Учеб. пособие / Александр Иванович Орлов. М., 2002. — 31 с.
  84. Основы маркетинга / Филип Котлер, Гари Армстронг, Вероника Вонг, Джон Сондерс — пер. с англ. А. В. Назаренко, А. Н. Свирид. 5-е европ. изд. — М.: Вильяме, 2012.-751 с.
  85. Оценка качества высшего образования: Зарубежный опыт: Метод, пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена — Т. В. Артемьева и др. — под ред. С. М. Шилова. СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. — 163 с.
  86. Оценка конкурентоспособности: теоретические и практические аспекты: Учеб. пособие / Тихоокеан. гос. экон. ун-т — И. М. Романова и др. 2-е изд. — Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2007. — 143 с.
  87. А. П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога / Александр Павлович Панкрухин // Aima mater. 1997. — № 3. -С. 27−32.
  88. , В. и др. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации / В. Петров, В. Столбов, М. Гитман // Высш. образование в России. 2008. — № 8. — С. 13−19.
  89. , М. Г. Управление конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе бенчмаркинга и аппарата распознавания образов : прикладной аспект / Мария Геннадиевна Подопригора. Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2011. — 60 с.
  90. , О. М., Комаров, Е. Г. Методы и модели обработки нечёткой экспертной информации / Ольга Митрофановна Полещук, Евгений Геннадиевич Комаров. М.: Энергоатомиздат, 2007. — 288 с.
  91. Т.А. Маркетинг образовательных услуг: основные понятия, организация и продвижение на рынке: Моногр. / Т. А. Полунина, Д.
  92. A. Полунина- Авт. учреждение доп. проф. образования Ханты-Мансийского авт. окр. Югры «Ин-т развития образования». — Ханты-Мансийск: ИРО, 2010- 175 с.
  93. , В. И. Болонский процесс : Учеб. пособие / Брянск, гос. техн. ун-т — Владимир Иванович Попков. Брянск: Изд-во БГТУ, 2008. — 342 с.
  94. Процедуры оценки качества в Европейском высшем образовании: Исслед. ЕСОК: Докл. ЕСОК № 5 / Дат. ин-т оценки качества высш. образования. Хельсинки, 2003. — 44 с. — (Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании Хельсинки).
  95. Пути повышения качества профессионального образования и способы его мониторинга: Моногр. / Ф. 3. Гарифуллина, О. В. Гребнева, Г. Н. Мотова и др. — под общ. ред. И. В. Тер-Авакян, О. В. Филипчук. -Йошкар-Ола: Марий, гос. техн. ун-т, 2008. 202 с.
  96. , В. Н. Управление качеством : Учеб. для студентов вузов /
  97. B. Н. Рожков. М.: Форум, 2012. — 335 с.
  98. , А. А., Тихомирова, Н. В. Потребители и рынок образовательных услуг / А. А. Романов, Н. В. Тихомирова // Высш. образование сегодня. 2006. — № 9. — С. 14−20.
  99. Российский статистический ежегодник, 2010: Стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России). М.: Статистика России, 2010.-813 с.
  100. , Т. В. Интегральные методы факторного анализа : перспективы исследования в экономике: Моногр. / Татьяна Васильевна Саломатина. Саратов: Саратов, гос. соц.-эконом, ун-т, 2011. — 148 с.
  101. , П. И., Коржуев, А. В. Высшее профессиональное образование: содержательный и методологический аспекты: Моногр. / Петр Иванович Самойленко, Андрей Вячеславович Коржуев. М.: Янус-К, 2009. -243 с.
  102. , А. А. Основы научных исследований : Учеб. пособие Электронный ресурс. / Александр Александрович Сафонов // Владивосток: Изд-во Владивосток, гос. ун-та экономики и сервиса, 2000. 166 с.
  103. , Н. Н. Формирование системы оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг : дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Саяпина Наталья Николаевна — Место защиты: Сам. гос. экон. ун-т. Омск, 2008. — 196 с.
  104. , Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных : Учеб. пособие / Николай Иванович Сидняев. М.: Юрайт, 2012.-399 с.
  105. И. М. Маркетинг интеллектуального продукта как стратегический фактор развития в кризисных условиях // Маркетинг, № 2, 2012.
  106. , И. Парадоксы измерения человеческого капитала / И. Соболева // Вопр. экономики. 2009. — № 9. — С. 51−70.
  107. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве / Европ. Ассоц. гарантии качества в высш. образовании. Йошкар-Ола: Аккредитация и образование, 2008. — 58 с.
  108. Статистика: Учеб. / Л. И. Ниворожкина, С. В. Арженовский, А. А. Рудяга и др. — под общ. ред. Л. И. Ниворожкиной. М.: Дашков и Ко: Наука-Спектр, 2012. — 416 с.
  109. Теория статистики: Учеб. / Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова, Е. Б. Шувалова. — под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2006. — 656 с.
  110. , Л. Н. Управление качеством : Учеб. пособие / Леонид Наумович Тепман — под ред. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-Дана, 2007.-351 с.
  111. , В. П. Качественное образование для всех как основа формирования общества знаний / В. П. Тихомиров // Информ. о-во. 2005. -Вып. 4.-С. 6−10.
  112. , Н. В., Романов, А. А. Проблемы исследования поведения потребителей на рынке образовательных услуг / Н. В. Тихомирова, А. А. Романов // Открытое образование. 2006. — № 3. — С. 8287.
  113. A. Трайнева. М.: Дашков и Ко, 2007. — 266 с.
  114. , В. А. и др. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс : обобщение отечеств, и зарубеж. практики / Владимир Алексеевич Трайнев, Сурен Сергеевич Мкртчян, Александр Яковлевич Савельев. М.: Дашков и Ко, 2010. — 392 с.
  115. Управление высшим учебным заведением: Учеб. для системы доп. образования / подгот.: А. Ю. Архипов и др. — под общ. ред. С. Д. Резника,
  116. B. М. Филиппова. Пенза: Изд-во Пензен. гос. ун-та архитектуры и строительства, 2009. — 849 с. — (Высшая школа).
  117. Управление качеством и сертификация: Учеб. пособие / В. А. Васильев, Ш. Н. Каландаришвили, В. А. Новиков, С. А. Одиноков — под ред. В. А. Васильева. М.: Интермет Инжиниринг, 2002. — 416 с.
  118. , Ш. Ф., Бушуев, А. С. Обработка и анализ данных социологических исследований в пакете SPSS 17.0. Курс лекций: Учеб. пособие Электронный ресурс. / Шамиль Фаритович Фарахутдинов, Алексей Сергеевич Бушуев. Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. — 220 с.
  119. , Р. А. Конкурентоспособность категория комплексная / Раис Ахметович Фатхутдинов. — М.: МЭИЛЕР, 2009. — 172 с.
  120. , Р. А. Стратегический маркетинг : Учеб. для вузов / Раис Ахметович Фатхутдинов. СПб.: Питер, 2003. — 347 с.
  121. , Л. Проблемы высшей школы Германии / JI. Ходов // Вопр. экономики. 2009. — № 7. — С. 147−152.
  122. , К. Высшее образование как общественное благо : метод и формы его предоставления / Клаус Хюфнер // Совет ректоров. 2009. — № 5. -С. 18−27.
  123. , В. Н. Оценка конкурентоспособности продукции, предприятия, региона : моногр. / В. Н. Чайников. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2008. — 183 с.
  124. , В. А. Бакалавриат составная часть многоуровневой системы высшего образования / Валентина Анатольевна Частухина // Совр. проблемы науки и образования. — 2009. — № 6. — С. 76−77.
  125. Dill, D., Soo, M. Transparency and Quality in Higher Education Markets / D. Dill, M. Soo // Higher Educatioin Dynamics. 2004. — № 6. — P. 6186.
  126. Harvey, L., Green, D. Defining Quality / L. Harvey, D. Green // Assessment & Evaluation in Higher Education. 1993. — Vol. 18, Issue 1. — P. 934.
  127. Harvey, L., Newton, J. Transforming Quality Evaluation / Гее Harvey, Jethro Newton // Quality in Higher Education. 2004. — Vol. 10, № 2. — P. 149 165.
  128. Jacobson, P. A plea for more consistent definition of quality in education and research / P. Jacobson // Quality and communication for improvement. Utrecht: Lemma, 1990. — P. 59−84.
  129. Lavrakas, P. J. Encyclopedia of Survey Research Methods: (2 Vol. Set) / Paul J. Lavrakas. Los Angeles: SAGE, 2008. — 980 p.
  130. Santiago P. Tertiary Education for the Knowledge Society. Vol. 1: Special features: Governance, Funding, Quality / Paulo Santiago. Paris: OECD, 2008.-325 p.
  131. Schwarz, St., Westerheijden, D. F. Accreditation And Evaluation In The European Higher Education Area / Stefanie Schwarz, Don F. Westerheijden. -Dordrecht: Springer Science, 2004. 493 p.
  132. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. 3 ed. — Helsinki: European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA, 2009. — 40 p.
  133. Van der Wende, M. C., Westerheijden, D. F. International Aspects of Quality Assurance with a Special Focus on European Higher Education / Marijk Van der Wende, Don F. Westerheijden // Quality in Higher Education. 2001. -Vol. 7, № 3. — P. 233−245.
  134. Vught, F. A. van, Westerheijden, D. F. Towards a general model of quality assessment in higher education / F. A. van Vught, D. F. Westerheijden // Higher Education. 1994. — Vol. 28, № 3. — P. 355−371.
  135. Woodhouse, D. Quality and Quality Assurance / D. Woodhouse 11 Quality and Internationalisation in Higher Education. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development, 1999. — P. 29−43.1. Анкета
Заполнить форму текущей работой