Региональные промышленно-логистические портовые терминалы как элемент формирования интегрированной транспортной инфраструктуры
Децентрализация хозяйственного управления в России в настоящее время вызвали сложный комплекс проблем совершенствования размещения производительных сил и территориальной организации транспортных систем, комплексного развития производства и потребления основных видов продукции, оптимизации отраслевой и территориальной инфраструктуры, формирования транспортно-экономических связей хозяйственной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ состояния транспортной системы России и объективные предпосылки для создания региональных промышленно-логистических терминалов
- 1. 1. Современое состояние и стратегия развития единой транспортной системы России
1.2. Отечественный и зарубежный практический опыт развития инфраструктурных элементов и объективные предпосылки для создания региональных промышленно-логистических терминалов на внутренних водных путях России.
Глава 2. Перспективы развития региональной экономики, грузовая база регионов и проблемы транспортного обслуживания в регионах страны
2.1. Анализ существующих и перспективных региональных и транзитных грузопотоков на примере Северо-Западного региона.
2.2. Анализ предпосылок проектирования транспортно-производственных систем и перспективных направлений экспедиторской деятельности для региональных промышленно-логистических терминалов.
2.3. Региональные лромышленно-логистические терминалы как один из системообразующих рыночных элементов взаимодействия различных видов транспорта и промышленности.
Глава 3. Организационно-функциональная структура и экономическая оценка эффективности проекта регионального промышленно-логистического терминала на примере Лодейнопольского района.
3.1 Логическая модель обоснования выбора Лодейного Поля, на основе логистики как научной методологии, как перспективной площадки для проекта регионального промышленно-логистического терминала.
3.2 Организационно-функциональная структура Регионального промышленно-логистического терминала как инфраструктурного элемента в логистической цепи.
3.3 Экономическая оценка эффективности проекта регионального промышленно-логистического терминала.
Глава 4. Моделирование схем оптимизации движения судов обслуживающих проект регионального промышленно-логистического терминала.
4.1 Анализ возможностей флота «река-море» для транспортного обеспечения практической реализации проекта региональных промышленно-логистических терминалов. Схема комбинированного использования Буксирно-Баржевых составов (ББС) для повышения экономической эффективности проекта.
4.2 Математическая модель оптимизации движения судов обслуживающих проект регионального промышленно-логистического терминала
4.3 Оценка достоверности параметров внешних факторов проекта
4.4 Региональные промышленно-логистические терминалы как необходимые инфраструктурные элементы для функционирования международных транспортных коридоров. 135
Заключение
Региональные промышленно-логистические портовые терминалы как элемент формирования интегрированной транспортной инфраструктуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Транспортный комплекс России — одно из крупнейших экономических звеньев отечественной промышленности. Он обеспечивает получение около 8% ВВП. В нем занято свыше 3,2 млн. человек, на транспорт приходится более 13 процентов основных производственных фондов страны.
Децентрализация хозяйственного управления в России в настоящее время вызвали сложный комплекс проблем совершенствования размещения производительных сил и территориальной организации транспортных систем, комплексного развития производства и потребления основных видов продукции, оптимизации отраслевой и территориальной инфраструктуры, формирования транспортно-экономических связей хозяйственной системы, развития и размещения логистических узлов, повышения конкурентоспособности транспортного обслуживания. Для их решения необходимо иметь элементы инфраструктуры, производства и управления грузопотоками, отражающие изменения как внутренней, так и внешней среды., ф Отсутствие необходимой комплексности в управлении развитием и функционированием транспортной инфраструктуры регионов проявляется по разному. Каждый регион обладает уникальным сочетанием социально-экономических, природно-географических, историко-культурных, транспортных и других факторов, что, в свою очередь влияет на развитие и размещение производства, его специализацию, характер заселения территории, объемы и направления транспортно-экономических связей, формирование грузопотоков и центров грузообразования, развитие коммуникаций и транспортной инфраструктуры, виды и формы проводимой региональной политики. Существующие и перспективные региональные и транзитные грузопотоки, развитие региональной экономики, грузовая база регионов и проблемы транспортного обслуживания Северо-Западного региона создают все предпосылки и базу для развития новых систем распределения в виде региональных промышленно-логистических терминалов, которые должны стать одним из системообразующих элементов взаимодействия различных видов ф транспорта.
Координация перевозок наземного транспорта с наиболее экономичным внутренним водным транспортом должна строиться на соответствующих, новых элементах инфраструктуры в регионах.
Проблемы в развитии транспортной инфраструктуры в регионах вызванные незавершенностью структурных преобразований и слабой адаптацией ее институтов к рыночным условиям, неравномерность и неэффективность использования производственных и транспортных мощностей действующих инфраструктурных объектов, региональные несоответствия в развитии транспортной инфраструктурной сети, отставание в применении современных транспортных технологий, а также информатизации транспорта приводят к общему отставанию в развитии экономики регионов. Институциональные предпосылки формирования интегрированной транспортной инфраструктурной единицы представляют собой нормы и правила, которые определяют возможности устойчивого экономического роста региона на основе согласованного функционирования инфраструктурных элементов, снижающих транспортные и производственные издержки. Большое внимание методам построения работы и взаимодействию видов транспорта уделяли в своих работах А. В. Степанец, П. В. Куренков, А. В. Кириченко В.Ф.Сиротский, Э. А. Гагарский, B.C. Лукинский, A.JI. Степанов, А. А. Луговец, Т. А. Прокофьева, А. В. Титов и другие авторы.
Технико-экономический анализ потенциальных возможностей объектов транспортной инфраструктуры говорит о том, что их модернизация по техническим и экономическим параметрам реализация проекта с применением современных промышленно-логистических технологий является перспективной и необходимой как непосредственно для объекта, так и для промышленного, социального и экологического развития региона, а также для транспортной ситуации в зоне тяготения к национальным и международным транспортным коридорам Северо-Запада,.
Взаимодействие транспортной инфраструктурыс другими сферами народного хозяйства в регионе, их гибкое и оперативное реагирование на запросы других отраслей экономики региона, обеспечение независимости и надежности ф транспортных коммуникаций, увязка процессов развития транспортной инфраструктуры с развитием средств коммуникации, энергетики и других инфраструктурных элементов народного хозяйства, согласованное и гармоничного сочетание всех видов транспорта обеспечивает рост эффективности товарообмена между регионами и одновременно выступает в качестве фактора, создающего и организующего единое экономическое пространство, способствует дальнейшему развитию территориального разделения труда и реализации сравнительных региональных преимуществ.
В этом заключается существенный внетранспортный эффект инфраструктурных инновационных проектов, который позволяет повышать инвестиционную привлекательность компаний, открывает возможности привлечения дополнительных инвестиций и увеличения инвестиционных возможностей. Речной транспорт является одной из составных частей транспортного комплекса России. Осуществляя перевозки на внутренних водных путях протяженностью ф свыше 100 тысяч километров, он обслуживает 68 субъектов Российской Федерации и обеспечивает перевозки свыше 25 млн. тонн грузов в международном сообщении. Необходимо организовать наиболее полное и эффективное использование речных магистралей России. Флот «река-море» имеет значительные возможности для для транспортного обеспечения практической реализации проекта региональных промышленно-логистических терминалов с бесперевалочным выходом к зарубежным региональным потребителям от отечественных промышленных предприятий. Результаты, полученные в данной работе, могут быть широко использованы в различных регионах для разработки стратегии и схемы развития интегрированной промышленно-логистической инфраструктуры, а также для проектирования и организационной оптимизации менеджмента промышленно-логистических терминалов различной специализации с использованием внутренних водных путей.
Выводы полученные в процессе диссертационного исследования:
1. Исследован практический проект по созданию системы региональных промышленно-логистических терминалов на внутренних водных путях, как основы для формирования интегрированной транспортно-промышленной инфраструктуры в регионах и как составляющей региональной экономической политики, ресурсы производства, формирование и развитие которых происходит в условиях межотраслевых противоречий.
2. Исследована методика организационной оптимизации менеджмента региональной промышленно-транспортной инфраструктуры с использованием промышленно-логистических терминалов для управления производством и перевозками в условиях формирования единой межрегиональной транспортной системы.
3. На основании анализа результатов, известных к настоящему времени научных исследований системы управления производством и перевозкам, решена научно-техническая проблема создания общего управления комплексной системой производства и перевозок единым хозяйственным собственником. Для достижения предоставления целостного транспортно-промышленного продукта — «производство-обработка-доставка».
4. Выявлены основные факторы, обеспечивающие интегрированный эффект от функционирования транспортной инфраструктуры в регионе. Проведен учет внетранспортного и совокупного интегрального эффекта инновационных проектов для регионов и их классификация.
Разработан алгоритм создания инфраструктурных объектов в регионах и концепция структурного синтеза комплексной системы горизонтальной координации инфраструктурных объектов в процессе эксплуатации и развития.
5. Обоснован тезис о региональных промышленно-логистических терминалах как одном из системообразующих элементов взаимодействия производства и транспорта на основе общего управления комплексной системой единым хозяйственным собственником.
6. На основе проведенного анализа состояния транспортной системы России и зарубежного практического опыта определены объективные предпосылки для создания региональных промышленно-логистических терминалов с использованием внутренних водных путей в зонах тяготения к национальным и международным транспортным коридорам, проанализирована грузовая база для проектирования систем распределения и перспективных направлений экспедиторской деятельности региональных логистических терминалов с рекомендациями инвесторам и региональным администрациям.
7. Предложена эксплуатационная транспортная схема для повышения экономической эффективности транспортного обеспечения проекта с использованием барже-буксирных составов с оценкой факторов и обоснованием достоверности прогнозирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты настоящего диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие обобщенные выводы и предложения: Транспортный комплекс России — одно из крупнейших экономических звеньев отечественной промышленности. Он обеспечивает получение около 8% ВВП. В нем занято свыше 3,2 млн. человек, на транспорт приходится более 13 процентов основных производственных фондов страны.
На основе проведенного анализа состояния транспортной системы России и зарубежного практического опыта определены объективные предпосылки для создания региональных портовых промышленно-логистических терминалов с использованием внутренних водных путей в зонах тяготения к национальным и международным транспортным коридорам.
Проанализированы существующие и перспективные региональные и транзитные грузопотоки, развитие региональной экономики, грузовая база регионов и проблемы транспортного обслуживания на примере Северо-Западного региона. Изучены имеющиеся предпосылки и грузовая база для проектирования систем распределения и перспективных направлений экспедиторской деятельности региональных логистических терминалов. Обоснован тейзис о региональных промышленно-логистических терминалах как одом из системообразующих элементов взаимодействия различных видов транспорта в логистической цепочке.
В развитии транспортной инфраструктуры в регионах выявлен ряд системных проблем:
1. Отсутствие необходимой комплексности в управлении развитием и функционированием транспортной инфраструктуры регионов;
2. Незавершенность инфраструктурных связей и слабая адаптация их институтов к рыночным условиямнеравномерность и неэффективность использования производственных и транспортных мощностей действующих инфраструктурных объектоврегиональные несоответствия в развитии транспортной инфраструктурной сетиотставание в применении современных транспортных технологий, а также информатизации транспорта.
Институциональные предпосылки формирования интегрированной транспортной инфраструктурной единицы представляют собой те нормы и правила, которые определяют возможности устойчивого экономического роста региона на основе согласованного функционирования инфраструктурных элементов, снижающих транспортные и производственные издержки.
Приведены организационно-функциональная структура и экономическая оценка эффективности проекта регионального промышленно-логистического терминала на примере.
Лодейнопольского района, с обоснованием выбора Лодейного Поля, как перспективной площадки для проекта регионального промышленно-логистического терминала, на основе логистики как научной методологии. Технико-экономический анализ потенциальных возможностей восстановления Лодейнопольского причального комплекса показал, что по техническим и экономическим параметрам реализация проекта с применением современных промышленно-логистических технологий является перспективной как непосредственно для данного объекта, так и для промышленного, социального и экологического развития региона, а также для транспортной ситуации в зоне тяготения к национальным и международным транспортным коридорам Северо-Запада с учетом сложившейся экономической ситуации, территориальных различий, возможностей, конкретных условий и обстоятельств функционирования транспортной инфраструктуры. Обоснованы критерии взаимодействия промышленно-логистического терминала с другими сферами народного хозяйства в регионе. В их числе: гибкое и оперативное реагирование транспортной инфраструктуры на запросы других отраслей экономики региона, обеспечение независимости и надежности транспортных коммуникаций, увязка процессов развития транспортной инфраструктуры с развитием средств коммуникации, энергетики и других инфраструктурных элементов народного хозяйства, согласованное и гармоничного сочетание всех видов транспорта, обеспечивающих снижение трансакционных и транспортных издержексоздание рациональных региональных и межрегиональных схем транспортной сети промышленно-логистических терминалов с использованием внутренних водных путей.
На основании анализа результатов, известных к настоящему времени научных исследований системы управления производством и перевозкам в соответствии с принципами маркетинга, решена научно-техническая проблема создания общего управления комплексной системой производства и перевозок единым хозяйственным собственником. Где под комплексной системой управления промышленно-логистическим терминалом понимается система управления взаимосвязанными и взаимодействующими субъектами различных участников транспортно-производственной цепи региональным логистическим инфраструктурным объектом в едином процессе товародвижения. Для достижения предоставления регионами целостного транспортно-промышленного продукта — «производство-обработка-доставка».
Подчеркивается необходимость проведения оценки внетранспортного эффекта инфраструктурных инновационных проектов и предложена классификация данного вида эффекта. По ряду признаков и характеру проявления внетранспортный эффект развития транспортно-промышленной инфраструктуры может быть разбит на: научно-технический, технологический, ресурсный, экономический, финансовый, социальный, экологический эффекты внедряемых инфраструктурных инновационных проектов. Оценка внетранспортного эффекта позволит повысить инвестиционную привлекательность проекта, откроет возможности привлечения дополнительных инвестиций и увеличения инвестиционных возможностей. Предложена схема формирования промышленно-портовой зоны, которая распространяется на территории собственно причальных сооружений, территории промышленно-функциональных зон с различным регламентом использования, связанным с логистической деятельностью. Она включает инженерно-транспортную, информационную, сервисную и другие инфраструктуры, повышающие привлекательность и конкурентоспособность терминала.
Также был проведен сравнительный анализ возможностей флота «река-море» для транспортного обеспечения практической реализации проекта региональных промышленно-логистических терминалов с бесперевалочным выходом к зарубежным региональным потребителям. Приведены характеристики речных компаний и судов отечественного флота «река-море». Предложена схема использования барже-буксирных составов для повышения экономической эффективности перевозок по внутренним водным путям.
Результаты, полученные в данной работе, могут быть широко использованы в различных регионах для проектирования и создания промышленно-логистических терминалов различной специализации с использованием внутренних водных путей.
Список литературы
- Ветренко Л.Д., Ананьина В. З., Степанец А. В. Организация и технология перегрузочных процессов в морских портах. М.: Транспорт, 1989.
- Лукинский B.C. Модели и методы теории логистики., ред. Издательство: «Питер» 2007.
- Куренков П.В. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление. Самара, 2002.
- Ветренко Л.Д., Терехов О. А., Куренков П. В. Непрерывный план-график работы транспортного узла и концепция его возрождения в рыночных условиях. // Бюллетень транспортной информации. 1998 г. № 6(36). -М.: Национальная ассоциация транспортников.
- Транспортная политика, экономика и образование.//Сборник трудов по материалам Российско-Германской конференции по проблемам транспорта./Под ред. д.т.н. проф. Степанова А. Л. СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова., 2000.
- Степанов А.Л. Портовое перегрузочное оборудование. М.: Транспорт, 1996.
- Степанов А.Л. Экологический инжиниринг портовых технологий: Порт как природовользователь в системе судоходства и региональных техноантропогенных нагрузок. -СПб.: «Элмор», 1994.
- Степанов А. Л. Морские технологии в Балтийском регионе. // Материалы V международной конференции «Безопасность человека вморской деятельности». -Щецин: изд. Морской академии в Щецине, 2004 г.
- Галин А.В., Эглит Я. Я. Алгоритмическое и программное обеспечение процедур управления транспортным экспедированием грузов. СПб.: «Феникс», 2005.
- Васильев Ю.И. Взаимоотношения стивидорных компаний с клиентами в современных условиях.//Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и курсантов. Тезисы докладов. -СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова., 2003.
- Горина М.Ю. План порта и расчет причального сооружения. СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова., 2002.
- Степанец А.В. «Оптимальное оперативное управление работой морского порта» монография
- Осипов В. Т., Гагарский Э. А., Контейнерные перевозки на водном транспорте М. Транспорт, 1984
- Туаршева О.А. Технология и организация перегрузочного процесса. Методические указания к практическим работам. -СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова., 2001
- Деняк О.А. Влияние эволюции мировой экономики на долю транспортной составляющей в обороте материальной продукции. //Эксплуатация морского транспорта. Труды. Вып. 45/ Науч. ред. проф. П. С. Емельянов. -СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова., 2006.
- Сиротский В.Ф., Трофимов В. М. Эксплуатация портов М. Транспорт, 1980
- Снопков В. И. Руководство по проведению сюрвейерских работ на транспорте Учебное пособие для вузов и факультетов повышения квалификации работников транспорта. Санкт-Петербург АНО НПО «Мир и Семья», 2003 г
- A.А. Луговец, «Пути повышения эффективности российского морского флота в конкурентности на мировых фрахтовых рынках» журнал БТИ Бюллетень транспортной информации Сентябрь 2000 (63) Управление и регулирование
- B.Ф.Сиротский, В. Н. Трифанов Эксплуатация портов (организация и управление) Нормы водного транспорта Транспорт 1984
- Российский статистический ежегодник": Стат. сб./Госкомстат России. М., 2008.
- Статистические сборники Транспорт и связь в России. Официальное издание. Госкомстат России. Москва. 2006, 2008 гг.
- Регионы России. Официальное издание Госкомстата России. М., 2007.
- Слицан А.Е., Васильев Ю. И. Технология перевозки лесных грузов морем. Учебное пособие. -СПб.: ГМАим. адм. С. О. Макарова., 2004.
- Горина М.Ю. План порта и расчет причального сооружения. Учебное пособие. -СПб.: ГМАим. адм. С. О. Макарова., 2002.
- Барановская А.К., Кулишова Л. А., Маловечко В. А., Скородумова Л. А. Комплексный подход к обеспечению безопасности залог успешной транспортировки грузов морем. Судовое снабжение и оборудование. 2002 г. № 5 -СПб.
- Дыбская В.В., Сергеев В. И., Стерлигова А. Н., Зайцев Е. И. Логистика учебник, ВУЗ М. Эксмо 2008.
- ЭглитЯ. Я. Моделирование работы портов, Рига, ЛатНИИНТИ, 1981.
- Будрина Е.В. Управление процессами в логистике. Логистика складирования, Журнал «Логистика сегодня», #3, М. 2008 г.
- Кириченко С.А., Гагарский Э. А., Логистические транспортно-технологические системы доставки товаров лесопромышленного комплекса во всех видах сообщений . Журнал «Бюллетень транспортной информации» М. Октябрь 2006
- Комаров А.В. Принципы совершенствования транспортного обслуживания. Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ. М. 1994., № 10.
- Милославская С.В., Костыгина Л. В. Морские и речные порты России в условиях реформ. Вторая научно-практическая конференция «Морские и речные порты России», МГАВТ, М., 2004 г.
- А.В. Кириченко. Перевозка экспортно-импортных грузов: организация логистических систем. / Под ред. А. В. Кириченко. СПб. «Питер», 2004
- Персианов В. А. Проблемы развития транспортных узлов в современных условиях. Вторая научно-практическая конференция «Морские и речные порты России», МГАВТ, М., 2004 г.
- Рудометкин В.В. Актуальные вопросы организации рынка погрузо-разгрузочных работ и управления государственным имуществом в речных портах, — М., Вестник транспортного строительства — 2006, май
- Рудометкин В.В. Развитие речных портов в системе международных транспортных коридоров. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук., ЦНИИЭВТ, Москва 2006 г.
- Савельев А.Н. Организация региональной транспортно-логистической системы. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. РАН, Кольский Научный центр, Апатиты 2003 г.
- Зайцев А. Коридор «Север-Юг»: освоение водным транспортом. Международный экспедитор, 2005 г. № 2.
- Савельев А.Н. Организация региональной транспортно-логистической системы. РАН, Кольский Научный центр, Апатиты 2003 г.
- Степанов А.Л. «Эволюция портов и экспедиторской деятельности -основа транспортной логистики» Сборник статей «Эксплуатация морского транспорта». Вып. 4 (50), 2007. ГМА им. адм. С. О. Макарова. СПб.
- Арефьев И. Б, Кивалов А. Н., Мартыщенко Л. А. Аналитическая логистика (Эконометрия логистических систем) СПб., СЗТУ, 2008.
- Федеральная служба государственной статистики Статистический сборник «Российский статистический ежегодник» 2008 г. Грузооборот по видам транспорта http ://www.gks.ru/bgd/regl/b0713/Main.htm
- Статьи в ведущих научных изданиях, из утвержденного перечня Высшей аттестационной комиссии:
- Толстых Д.А. России нужен крупный контейнерный оператор // Морской флот 2006. — № 5- С. 18 — 19.
- Степанов А.Л., Толстых Д. А. Транспортно-Промышленные терминалы на Внутренних Водных Путях — необходимые системообразующие элементы в экономике Северо-Западного региона. // Эксплуатация Морского Транспорта -2008. № 3(53) — С. 3 -10
- Степанов А.Л., Толстых Д. А. Методика оценки экономической эффективности при проектировании регионального промышленно-логистического терминала // Эксплуатация Морского Транспорта -2009. № 1 (55) — С. 3 — 91. Статьи и тезисы докладов:
- Толстых Д. А. Цели для административного ресурса // Контейнерный бизнес -2007 № 3(9),. — С. 14 -16
- Доклад на Международной научно-технической конференции «Стратегия развития транспортно-логистической системы Азово-Черноморского бассейна» в г. Новороссийск 14 сентября 2007г
- Толстых Д.А. Речной терминал для грузопотоков Северо-Запада // журнал «Логистика и Управление» -2007 № 10, — С. 36 -40
- Толстых Д.А. Проект Уткина Заводь /Логистика и Управление № 1, 2008-С. 41 -44
- Толстых Д.А. Повреждения грузов в контейнерах // Логистика и Управление 2008- № 2 — С. 39 -43.
- Толстых Д.А. Основные рекомендации по креплению грузов в контейнерах при операциях на терминале и транспортировке на судах // ФлотЭксперт 2008, — № 6, — С. 58 — 61
- Толстых Д.А. Безопасность в морской индустрии и человеческий фактор. // ФлотЭксперт -2009- № 1. С. 54
- Толстых Д.А. Водный транспорт может быть выгодным для грузовладельцев // Логистика и Управление -2009 -№ 3 -С. 72−77
- Толстых Д.А. Типы контейнеров и методы их использования в логистических технологиях // Транспорт Российской Федерации —2008 -№ 3 (16)-С. 52−551. Монографии:
- Порт в транспортной логистике / А. Л Степанов., Д. А. Толстых, А. В. Титов, Е. В. Синельщиков, Н. А. Леонтьева /Под ред. А. Л. Степанова СПб.: Лион, 2008. — 228 с.