Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Региональные промышленно-логистические портовые терминалы как элемент формирования интегрированной транспортной инфраструктуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Децентрализация хозяйственного управления в России в настоящее время вызвали сложный комплекс проблем совершенствования размещения производительных сил и территориальной организации транспортных систем, комплексного развития производства и потребления основных видов продукции, оптимизации отраслевой и территориальной инфраструктуры, формирования транспортно-экономических связей хозяйственной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния транспортной системы России и объективные предпосылки для создания региональных промышленно-логистических терминалов
    • 1. 1. Современое состояние и стратегия развития единой транспортной системы России

    1.2. Отечественный и зарубежный практический опыт развития инфраструктурных элементов и объективные предпосылки для создания региональных промышленно-логистических терминалов на внутренних водных путях России.

    Глава 2. Перспективы развития региональной экономики, грузовая база регионов и проблемы транспортного обслуживания в регионах страны

    2.1. Анализ существующих и перспективных региональных и транзитных грузопотоков на примере Северо-Западного региона.

    2.2. Анализ предпосылок проектирования транспортно-производственных систем и перспективных направлений экспедиторской деятельности для региональных промышленно-логистических терминалов.

    2.3. Региональные лромышленно-логистические терминалы как один из системообразующих рыночных элементов взаимодействия различных видов транспорта и промышленности.

    Глава 3. Организационно-функциональная структура и экономическая оценка эффективности проекта регионального промышленно-логистического терминала на примере Лодейнопольского района.

    3.1 Логическая модель обоснования выбора Лодейного Поля, на основе логистики как научной методологии, как перспективной площадки для проекта регионального промышленно-логистического терминала.

    3.2 Организационно-функциональная структура Регионального промышленно-логистического терминала как инфраструктурного элемента в логистической цепи.

    3.3 Экономическая оценка эффективности проекта регионального промышленно-логистического терминала.

    Глава 4. Моделирование схем оптимизации движения судов обслуживающих проект регионального промышленно-логистического терминала.

    4.1 Анализ возможностей флота «река-море» для транспортного обеспечения практической реализации проекта региональных промышленно-логистических терминалов. Схема комбинированного использования Буксирно-Баржевых составов (ББС) для повышения экономической эффективности проекта.

    4.2 Математическая модель оптимизации движения судов обслуживающих проект регионального промышленно-логистического терминала

    4.3 Оценка достоверности параметров внешних факторов проекта

    4.4 Региональные промышленно-логистические терминалы как необходимые инфраструктурные элементы для функционирования международных транспортных коридоров. 135

    Заключение

Региональные промышленно-логистические портовые терминалы как элемент формирования интегрированной транспортной инфраструктуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Транспортный комплекс России — одно из крупнейших экономических звеньев отечественной промышленности. Он обеспечивает получение около 8% ВВП. В нем занято свыше 3,2 млн. человек, на транспорт приходится более 13 процентов основных производственных фондов страны.

Децентрализация хозяйственного управления в России в настоящее время вызвали сложный комплекс проблем совершенствования размещения производительных сил и территориальной организации транспортных систем, комплексного развития производства и потребления основных видов продукции, оптимизации отраслевой и территориальной инфраструктуры, формирования транспортно-экономических связей хозяйственной системы, развития и размещения логистических узлов, повышения конкурентоспособности транспортного обслуживания. Для их решения необходимо иметь элементы инфраструктуры, производства и управления грузопотоками, отражающие изменения как внутренней, так и внешней среды., ф Отсутствие необходимой комплексности в управлении развитием и функционированием транспортной инфраструктуры регионов проявляется по разному. Каждый регион обладает уникальным сочетанием социально-экономических, природно-географических, историко-культурных, транспортных и других факторов, что, в свою очередь влияет на развитие и размещение производства, его специализацию, характер заселения территории, объемы и направления транспортно-экономических связей, формирование грузопотоков и центров грузообразования, развитие коммуникаций и транспортной инфраструктуры, виды и формы проводимой региональной политики. Существующие и перспективные региональные и транзитные грузопотоки, развитие региональной экономики, грузовая база регионов и проблемы транспортного обслуживания Северо-Западного региона создают все предпосылки и базу для развития новых систем распределения в виде региональных промышленно-логистических терминалов, которые должны стать одним из системообразующих элементов взаимодействия различных видов ф транспорта.

Координация перевозок наземного транспорта с наиболее экономичным внутренним водным транспортом должна строиться на соответствующих, новых элементах инфраструктуры в регионах.

Проблемы в развитии транспортной инфраструктуры в регионах вызванные незавершенностью структурных преобразований и слабой адаптацией ее институтов к рыночным условиям, неравномерность и неэффективность использования производственных и транспортных мощностей действующих инфраструктурных объектов, региональные несоответствия в развитии транспортной инфраструктурной сети, отставание в применении современных транспортных технологий, а также информатизации транспорта приводят к общему отставанию в развитии экономики регионов. Институциональные предпосылки формирования интегрированной транспортной инфраструктурной единицы представляют собой нормы и правила, которые определяют возможности устойчивого экономического роста региона на основе согласованного функционирования инфраструктурных элементов, снижающих транспортные и производственные издержки. Большое внимание методам построения работы и взаимодействию видов транспорта уделяли в своих работах А. В. Степанец, П. В. Куренков, А. В. Кириченко В.Ф.Сиротский, Э. А. Гагарский, B.C. Лукинский, A.JI. Степанов, А. А. Луговец, Т. А. Прокофьева, А. В. Титов и другие авторы.

Технико-экономический анализ потенциальных возможностей объектов транспортной инфраструктуры говорит о том, что их модернизация по техническим и экономическим параметрам реализация проекта с применением современных промышленно-логистических технологий является перспективной и необходимой как непосредственно для объекта, так и для промышленного, социального и экологического развития региона, а также для транспортной ситуации в зоне тяготения к национальным и международным транспортным коридорам Северо-Запада,.

Взаимодействие транспортной инфраструктурыс другими сферами народного хозяйства в регионе, их гибкое и оперативное реагирование на запросы других отраслей экономики региона, обеспечение независимости и надежности ф транспортных коммуникаций, увязка процессов развития транспортной инфраструктуры с развитием средств коммуникации, энергетики и других инфраструктурных элементов народного хозяйства, согласованное и гармоничного сочетание всех видов транспорта обеспечивает рост эффективности товарообмена между регионами и одновременно выступает в качестве фактора, создающего и организующего единое экономическое пространство, способствует дальнейшему развитию территориального разделения труда и реализации сравнительных региональных преимуществ.

В этом заключается существенный внетранспортный эффект инфраструктурных инновационных проектов, который позволяет повышать инвестиционную привлекательность компаний, открывает возможности привлечения дополнительных инвестиций и увеличения инвестиционных возможностей. Речной транспорт является одной из составных частей транспортного комплекса России. Осуществляя перевозки на внутренних водных путях протяженностью ф свыше 100 тысяч километров, он обслуживает 68 субъектов Российской Федерации и обеспечивает перевозки свыше 25 млн. тонн грузов в международном сообщении. Необходимо организовать наиболее полное и эффективное использование речных магистралей России. Флот «река-море» имеет значительные возможности для для транспортного обеспечения практической реализации проекта региональных промышленно-логистических терминалов с бесперевалочным выходом к зарубежным региональным потребителям от отечественных промышленных предприятий. Результаты, полученные в данной работе, могут быть широко использованы в различных регионах для разработки стратегии и схемы развития интегрированной промышленно-логистической инфраструктуры, а также для проектирования и организационной оптимизации менеджмента промышленно-логистических терминалов различной специализации с использованием внутренних водных путей.

Выводы полученные в процессе диссертационного исследования:

1. Исследован практический проект по созданию системы региональных промышленно-логистических терминалов на внутренних водных путях, как основы для формирования интегрированной транспортно-промышленной инфраструктуры в регионах и как составляющей региональной экономической политики, ресурсы производства, формирование и развитие которых происходит в условиях межотраслевых противоречий.

2. Исследована методика организационной оптимизации менеджмента региональной промышленно-транспортной инфраструктуры с использованием промышленно-логистических терминалов для управления производством и перевозками в условиях формирования единой межрегиональной транспортной системы.

3. На основании анализа результатов, известных к настоящему времени научных исследований системы управления производством и перевозкам, решена научно-техническая проблема создания общего управления комплексной системой производства и перевозок единым хозяйственным собственником. Для достижения предоставления целостного транспортно-промышленного продукта — «производство-обработка-доставка».

4. Выявлены основные факторы, обеспечивающие интегрированный эффект от функционирования транспортной инфраструктуры в регионе. Проведен учет внетранспортного и совокупного интегрального эффекта инновационных проектов для регионов и их классификация.

Разработан алгоритм создания инфраструктурных объектов в регионах и концепция структурного синтеза комплексной системы горизонтальной координации инфраструктурных объектов в процессе эксплуатации и развития.

5. Обоснован тезис о региональных промышленно-логистических терминалах как одном из системообразующих элементов взаимодействия производства и транспорта на основе общего управления комплексной системой единым хозяйственным собственником.

6. На основе проведенного анализа состояния транспортной системы России и зарубежного практического опыта определены объективные предпосылки для создания региональных промышленно-логистических терминалов с использованием внутренних водных путей в зонах тяготения к национальным и международным транспортным коридорам, проанализирована грузовая база для проектирования систем распределения и перспективных направлений экспедиторской деятельности региональных логистических терминалов с рекомендациями инвесторам и региональным администрациям.

7. Предложена эксплуатационная транспортная схема для повышения экономической эффективности транспортного обеспечения проекта с использованием барже-буксирных составов с оценкой факторов и обоснованием достоверности прогнозирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты настоящего диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие обобщенные выводы и предложения: Транспортный комплекс России — одно из крупнейших экономических звеньев отечественной промышленности. Он обеспечивает получение около 8% ВВП. В нем занято свыше 3,2 млн. человек, на транспорт приходится более 13 процентов основных производственных фондов страны.

На основе проведенного анализа состояния транспортной системы России и зарубежного практического опыта определены объективные предпосылки для создания региональных портовых промышленно-логистических терминалов с использованием внутренних водных путей в зонах тяготения к национальным и международным транспортным коридорам.

Проанализированы существующие и перспективные региональные и транзитные грузопотоки, развитие региональной экономики, грузовая база регионов и проблемы транспортного обслуживания на примере Северо-Западного региона. Изучены имеющиеся предпосылки и грузовая база для проектирования систем распределения и перспективных направлений экспедиторской деятельности региональных логистических терминалов. Обоснован тейзис о региональных промышленно-логистических терминалах как одом из системообразующих элементов взаимодействия различных видов транспорта в логистической цепочке.

В развитии транспортной инфраструктуры в регионах выявлен ряд системных проблем:

1. Отсутствие необходимой комплексности в управлении развитием и функционированием транспортной инфраструктуры регионов;

2. Незавершенность инфраструктурных связей и слабая адаптация их институтов к рыночным условиямнеравномерность и неэффективность использования производственных и транспортных мощностей действующих инфраструктурных объектоврегиональные несоответствия в развитии транспортной инфраструктурной сетиотставание в применении современных транспортных технологий, а также информатизации транспорта.

Институциональные предпосылки формирования интегрированной транспортной инфраструктурной единицы представляют собой те нормы и правила, которые определяют возможности устойчивого экономического роста региона на основе согласованного функционирования инфраструктурных элементов, снижающих транспортные и производственные издержки.

Приведены организационно-функциональная структура и экономическая оценка эффективности проекта регионального промышленно-логистического терминала на примере.

Лодейнопольского района, с обоснованием выбора Лодейного Поля, как перспективной площадки для проекта регионального промышленно-логистического терминала, на основе логистики как научной методологии. Технико-экономический анализ потенциальных возможностей восстановления Лодейнопольского причального комплекса показал, что по техническим и экономическим параметрам реализация проекта с применением современных промышленно-логистических технологий является перспективной как непосредственно для данного объекта, так и для промышленного, социального и экологического развития региона, а также для транспортной ситуации в зоне тяготения к национальным и международным транспортным коридорам Северо-Запада с учетом сложившейся экономической ситуации, территориальных различий, возможностей, конкретных условий и обстоятельств функционирования транспортной инфраструктуры. Обоснованы критерии взаимодействия промышленно-логистического терминала с другими сферами народного хозяйства в регионе. В их числе: гибкое и оперативное реагирование транспортной инфраструктуры на запросы других отраслей экономики региона, обеспечение независимости и надежности транспортных коммуникаций, увязка процессов развития транспортной инфраструктуры с развитием средств коммуникации, энергетики и других инфраструктурных элементов народного хозяйства, согласованное и гармоничного сочетание всех видов транспорта, обеспечивающих снижение трансакционных и транспортных издержексоздание рациональных региональных и межрегиональных схем транспортной сети промышленно-логистических терминалов с использованием внутренних водных путей.

На основании анализа результатов, известных к настоящему времени научных исследований системы управления производством и перевозкам в соответствии с принципами маркетинга, решена научно-техническая проблема создания общего управления комплексной системой производства и перевозок единым хозяйственным собственником. Где под комплексной системой управления промышленно-логистическим терминалом понимается система управления взаимосвязанными и взаимодействующими субъектами различных участников транспортно-производственной цепи региональным логистическим инфраструктурным объектом в едином процессе товародвижения. Для достижения предоставления регионами целостного транспортно-промышленного продукта — «производство-обработка-доставка».

Подчеркивается необходимость проведения оценки внетранспортного эффекта инфраструктурных инновационных проектов и предложена классификация данного вида эффекта. По ряду признаков и характеру проявления внетранспортный эффект развития транспортно-промышленной инфраструктуры может быть разбит на: научно-технический, технологический, ресурсный, экономический, финансовый, социальный, экологический эффекты внедряемых инфраструктурных инновационных проектов. Оценка внетранспортного эффекта позволит повысить инвестиционную привлекательность проекта, откроет возможности привлечения дополнительных инвестиций и увеличения инвестиционных возможностей. Предложена схема формирования промышленно-портовой зоны, которая распространяется на территории собственно причальных сооружений, территории промышленно-функциональных зон с различным регламентом использования, связанным с логистической деятельностью. Она включает инженерно-транспортную, информационную, сервисную и другие инфраструктуры, повышающие привлекательность и конкурентоспособность терминала.

Также был проведен сравнительный анализ возможностей флота «река-море» для транспортного обеспечения практической реализации проекта региональных промышленно-логистических терминалов с бесперевалочным выходом к зарубежным региональным потребителям. Приведены характеристики речных компаний и судов отечественного флота «река-море». Предложена схема использования барже-буксирных составов для повышения экономической эффективности перевозок по внутренним водным путям.

Результаты, полученные в данной работе, могут быть широко использованы в различных регионах для проектирования и создания промышленно-логистических терминалов различной специализации с использованием внутренних водных путей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Д., Ананьина В. З., Степанец А. В. Организация и технология перегрузочных процессов в морских портах. М.: Транспорт, 1989.
  2. B.C. Модели и методы теории логистики., ред. Издательство: «Питер» 2007.
  3. П.В. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление. Самара, 2002.
  4. Л.Д., Терехов О. А., Куренков П. В. Непрерывный план-график работы транспортного узла и концепция его возрождения в рыночных условиях. // Бюллетень транспортной информации. 1998 г. № 6(36). -М.: Национальная ассоциация транспортников.
  5. Транспортная политика, экономика и образование.//Сборник трудов по материалам Российско-Германской конференции по проблемам транспорта./Под ред. д.т.н. проф. Степанова А. Л. СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова., 2000.
  6. А.Л. Портовое перегрузочное оборудование. М.: Транспорт, 1996.
  7. А.Л. Экологический инжиниринг портовых технологий: Порт как природовользователь в системе судоходства и региональных техноантропогенных нагрузок. -СПб.: «Элмор», 1994.
  8. А. Л. Морские технологии в Балтийском регионе. // Материалы V международной конференции «Безопасность человека вморской деятельности». -Щецин: изд. Морской академии в Щецине, 2004 г.
  9. А.В., Эглит Я. Я. Алгоритмическое и программное обеспечение процедур управления транспортным экспедированием грузов. СПб.: «Феникс», 2005.
  10. Ю.И. Взаимоотношения стивидорных компаний с клиентами в современных условиях.//Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и курсантов. Тезисы докладов. -СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова., 2003.
  11. М.Ю. План порта и расчет причального сооружения. СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова., 2002.
  12. Степанец А.В. «Оптимальное оперативное управление работой морского порта» монография
  13. В. Т., Гагарский Э. А., Контейнерные перевозки на водном транспорте М. Транспорт, 1984
  14. О.А. Технология и организация перегрузочного процесса. Методические указания к практическим работам. -СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова., 2001
  15. О.А. Влияние эволюции мировой экономики на долю транспортной составляющей в обороте материальной продукции. //Эксплуатация морского транспорта. Труды. Вып. 45/ Науч. ред. проф. П. С. Емельянов. -СПб.: ГМА им. адм. С. О. Макарова., 2006.
  16. В.Ф., Трофимов В. М. Эксплуатация портов М. Транспорт, 1980
  17. В. И. Руководство по проведению сюрвейерских работ на транспорте Учебное пособие для вузов и факультетов повышения квалификации работников транспорта. Санкт-Петербург АНО НПО «Мир и Семья», 2003 г
  18. A.А. Луговец, «Пути повышения эффективности российского морского флота в конкурентности на мировых фрахтовых рынках» журнал БТИ Бюллетень транспортной информации Сентябрь 2000 (63) Управление и регулирование
  19. B.Ф.Сиротский, В. Н. Трифанов Эксплуатация портов (организация и управление) Нормы водного транспорта Транспорт 1984
  20. Российский статистический ежегодник": Стат. сб./Госкомстат России. М., 2008.
  21. Статистические сборники Транспорт и связь в России. Официальное издание. Госкомстат России. Москва. 2006, 2008 гг.
  22. Регионы России. Официальное издание Госкомстата России. М., 2007.
  23. А.Е., Васильев Ю. И. Технология перевозки лесных грузов морем. Учебное пособие. -СПб.: ГМАим. адм. С. О. Макарова., 2004.
  24. М.Ю. План порта и расчет причального сооружения. Учебное пособие. -СПб.: ГМАим. адм. С. О. Макарова., 2002.
  25. А.К., Кулишова Л. А., Маловечко В. А., Скородумова Л. А. Комплексный подход к обеспечению безопасности залог успешной транспортировки грузов морем. Судовое снабжение и оборудование. 2002 г. № 5 -СПб.
  26. В.В., Сергеев В. И., Стерлигова А. Н., Зайцев Е. И. Логистика учебник, ВУЗ М. Эксмо 2008.
  27. ЭглитЯ. Я. Моделирование работы портов, Рига, ЛатНИИНТИ, 1981.
  28. Е.В. Управление процессами в логистике. Логистика складирования, Журнал «Логистика сегодня», #3, М. 2008 г.
  29. С.А., Гагарский Э. А., Логистические транспортно-технологические системы доставки товаров лесопромышленного комплекса во всех видах сообщений . Журнал «Бюллетень транспортной информации» М. Октябрь 2006
  30. А.В. Принципы совершенствования транспортного обслуживания. Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ. М. 1994., № 10.
  31. С.В., Костыгина Л. В. Морские и речные порты России в условиях реформ. Вторая научно-практическая конференция «Морские и речные порты России», МГАВТ, М., 2004 г.
  32. А.В. Кириченко. Перевозка экспортно-импортных грузов: организация логистических систем. / Под ред. А. В. Кириченко. СПб. «Питер», 2004
  33. В. А. Проблемы развития транспортных узлов в современных условиях. Вторая научно-практическая конференция «Морские и речные порты России», МГАВТ, М., 2004 г.
  34. В.В. Актуальные вопросы организации рынка погрузо-разгрузочных работ и управления государственным имуществом в речных портах, — М., Вестник транспортного строительства — 2006, май
  35. В.В. Развитие речных портов в системе международных транспортных коридоров. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук., ЦНИИЭВТ, Москва 2006 г.
  36. А.Н. Организация региональной транспортно-логистической системы. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. РАН, Кольский Научный центр, Апатиты 2003 г.
  37. А. Коридор «Север-Юг»: освоение водным транспортом. Международный экспедитор, 2005 г. № 2.
  38. А.Н. Организация региональной транспортно-логистической системы. РАН, Кольский Научный центр, Апатиты 2003 г.
  39. А.Л. «Эволюция портов и экспедиторской деятельности -основа транспортной логистики» Сборник статей «Эксплуатация морского транспорта». Вып. 4 (50), 2007. ГМА им. адм. С. О. Макарова. СПб.
  40. Арефьев И. Б, Кивалов А. Н., Мартыщенко Л. А. Аналитическая логистика (Эконометрия логистических систем) СПб., СЗТУ, 2008.
  41. Федеральная служба государственной статистики Статистический сборник «Российский статистический ежегодник» 2008 г. Грузооборот по видам транспорта http ://www.gks.ru/bgd/regl/b0713/Main.htm
  42. Статьи в ведущих научных изданиях, из утвержденного перечня Высшей аттестационной комиссии:
  43. Д.А. России нужен крупный контейнерный оператор // Морской флот 2006. — № 5- С. 18 — 19.
  44. А.Л., Толстых Д. А. Транспортно-Промышленные терминалы на Внутренних Водных Путях — необходимые системообразующие элементы в экономике Северо-Западного региона. // Эксплуатация Морского Транспорта -2008. № 3(53) — С. 3 -10
  45. А.Л., Толстых Д. А. Методика оценки экономической эффективности при проектировании регионального промышленно-логистического терминала // Эксплуатация Морского Транспорта -2009. № 1 (55) — С. 3 — 91. Статьи и тезисы докладов:
  46. Д. А. Цели для административного ресурса // Контейнерный бизнес -2007 № 3(9),. — С. 14 -16
  47. Доклад на Международной научно-технической конференции «Стратегия развития транспортно-логистической системы Азово-Черноморского бассейна» в г. Новороссийск 14 сентября 2007г
  48. Д.А. Речной терминал для грузопотоков Северо-Запада // журнал «Логистика и Управление» -2007 № 10, — С. 36 -40
  49. Д.А. Проект Уткина Заводь /Логистика и Управление № 1, 2008-С. 41 -44
  50. Д.А. Повреждения грузов в контейнерах // Логистика и Управление 2008- № 2 — С. 39 -43.
  51. Д.А. Основные рекомендации по креплению грузов в контейнерах при операциях на терминале и транспортировке на судах // ФлотЭксперт 2008, — № 6, — С. 58 — 61
  52. Д.А. Безопасность в морской индустрии и человеческий фактор. // ФлотЭксперт -2009- № 1. С. 54
  53. Д.А. Водный транспорт может быть выгодным для грузовладельцев // Логистика и Управление -2009 -№ 3 -С. 72−77
  54. Д.А. Типы контейнеров и методы их использования в логистических технологиях // Транспорт Российской Федерации —2008 -№ 3 (16)-С. 52−551. Монографии:
  55. Порт в транспортной логистике / А. Л Степанов., Д. А. Толстых, А. В. Титов, Е. В. Синельщиков, Н. А. Леонтьева /Под ред. А. Л. Степанова СПб.: Лион, 2008. — 228 с.
Заполнить форму текущей работой