Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная подготовка студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера на уроках русского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определены концептуальные и технологические особенности игрового моделирования как средства профессионально направленного обучения и отобраны методы активного обучения (игровые технологии), способствующие развитию профессиональной мотивации и профессионального интереса у студентов педагогического вузатеоретически… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблема подготовки студентов к организации игровой деятельности учащихся на основе современных технологий профессионального образования в высшей школе
    • 1. 1. Современные технологии профессиональной подготовки в системе высшего образования
    • 1. 2. Педагогический потенциал дидактической игры
    • 1. 3. Игровое моделирование как средство интенсификации подготовки студентов к профессионально — педагогической деятельности
  • Выводы
  • Глава 2. Профессиональная подготовка студентов к организации игровой деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку
    • 2. 1. Игра — феномен культуры
    • 2. 2. Проблема классификации дидактических игр
    • 2. 3. Критерии готовности учителя к использованию дидактической игры
    • 2. 4. Приёмы создания системы лингводидактических упражнений игрового характера
  • Выводы
  • Глава 3. Опытно — экспериментальная проверка эффективности подготовки студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера на уроках русского языка
    • 3. 1. Констатирующий эксперимент
  • Ф
    • 3. 2. Система профессионально направленного обучения в ходе спецсеминара «Подготовка студентов к организации игровой деятельности на уроке русского языка» (опытно-экспериментальная работа)
    • 3. 3. Результаты опытно-экспериментального обучения
  • Выводы

Профессиональная подготовка студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития высшей школы в России характеризуется существенными изменениями содержания обучения и воспитания специалистов. В условиях современной социальной ситуации возникает потребность в новых подходах к профессиональной подготовке учителя. Общество требует сегодня от высшей школы формирования личности, способной решать педагогические проблемы в соответствии с нормами новой образовательной парадигмы и привносить в профессиональную деятельность творческо-индивидуальное начало.

Подобный подход к подготовке современного учителя связан с понятием «профессиональная культура», соединяющим в себе субъективно значимое отношение к педагогической профессии и владение профессиональной деятельностью на индивидуально-творческом уровне.

Проблема подготовки специалиста стала предметом исследования многих учёных (А.М.Арсеньев, И. С. Кон, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластёнин, Н. В. Талызина, А.И.Щербаков).

К настоящему времени раскрыты закономерности подготовки будущих учителей к различным направлениям работы в школе. Но существенно меняющиеся социальные установки и потребности в области обучения и воспитания вызвали активное развитие современной системы образования и привели к пересмотру содержания всех компонентов педагогической деятельности.

Согласно статистике, в конце 90-ых годов XX века в среднем каждый четвёртый учитель России работал в режиме экспериментального поиска, осваивал и апробировал авторские программы, разрабатывал и использовал различные технологии обучения и воспитания.

В контексте обновления образования особое внимание уделяется различным аспектам деятельности педагога в современных условиях: характеристике личности участника и инициатора новаций (М.М.Балашёв, В. П. Бездухов, Л. В. Куриленко, М. И. Лукьянова, Л. М. Митина,.

В.А.Петровский) — педагогическому творчеству (Т.В.Браже, 11.Е.Буланкина, А. Д. Деминцев, В.А.Кан-Калик, Н. Д. Никандров, Б. Т. Панов, Н. Н. Ушаков, И.Ф.Харламов) — способности педагога к саморазвитию (Н.Р.Битянова, С. Б. Елканов, Т. И. Руднева, Н.В.Кузьмина).

Ведётся поиск путей и средств реализации инновационных функций профессиональной подготовки (З.А.Абасов, М. Г. Вохрышева, М. В. Кларин, Н. Б. Ковалёва, М. И. Лукьянова, Л. И. Рувинский, И. Н. Семёнова, Л. Л. Юрова, П.В.Яковлева). Рассмотрение вопросов внедрения новых технологий в систему высшего образования и посредством их моделирования подготовки к применению в педагогической деятельности входило в область научных интересов В. П. Беспалько, Т. С. Назаровой, О. П. Окопелова, А. Я. Савельева, Н. Г. Семёновой, Н. Е. Щурковой, Ф.Янушкевича. Существует ряд исследований, посвященных вопросам усиления профессиональной направленности преподавания частных дисциплин. Описание принципов, методов и приёмов организации учебно-воспитательного процесса подготовки учителя-словесника нашло место в трудах М. Т. Баранова, А. Д. Дейкиной, Н. А. Ипполитовой, Л. М. Кузнецовой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, В. Н. Мещерякова, Е. П. Прониной, Е. Г. Шатовой.

Ценность разработанных фундаментальных положений по проблеме совершенствования средств подготовки студентов несомненна. Однако следует отметить, что в настоящее время отсутствует целостная научно обоснованная система профессиональной подготовки будущих специалистов, способных к адаптации в условиях быстро меняющейся системы образования.

За пределами исследований остались вопросы, связанные с профессиональной готовностью будущего учителя к осуществлению инновационной деятельности, в частности, не рассматривались вопросы подготовки учителя к созданию и использованию системы упражнений игрового характера как средства обучения и интеллектуального развития учащихся. Наблюдения за практикой использования игровых упражнений на уроках русского языка свидетельствуют о том, что их проведение имеет репродуктивный характер. Это в определённой степени объясняется тем, что профессиональная подготовка студентов к организации игровой деятельности учащихся ведётся в основном на эмпирическом уровне. Между тем через игровые упражнения учащиеся с большим интересом воспринимают учебный материал и более прочно усваивают его.

Таким образом, создаётся определённое противоречие между потребностью в применении игровой педагогической технологии и недостаточной разработанностью методики формирования готовности будущих учителей к использованию этой технологии.

Это противоречие делает актуальной проблему формирования у студентов профессионально-методических умений создания проекта игрового моделирования через разработку системы соответствующих лингводидактических упражнений.

Объективная потребность в теоретическом и практическом обосновании приёмов подготовки студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера, с одной стороны, и недостаточная разработанность теоретико-методологических и технологических основ системы обучения студентов к использованию игровых технологий, с другой стороны, определили выбор темы диссертационного исследования «Профессиональная подготовка студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера на уроках русского языка».

Объектом исследования послужили обусловленные образовательным стандартом профессионально-педагогические компетенции будущего преподавателя, формируемые посредством инновационных технологий: игрового моделирования, имитационного проектирования педагогических ситуаций, ролевых игр.

Предмет исследования — процесс формирования у студентов профессионально-методических знаний и умений, способствующих осмыслению теоретических сведений о характере игровой деятельности, её видах, педагогическом потенциале игры, критериях готовности учителя к использованию игр, и приёмах подготовки к практической педагогической деятельности по созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная апробация проекта игрового моделирования, профессионально направленного на приобретение студентами знаний об игровых технологиях и приёмах создания системы лингводидактических упражнений игрового характера.

Гипотеза исследования: формирование готовности студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера на уроках русского языка будет более успешным, если: студент будет осведомлён о том, каковы педагогические потенциалы дидактической игры и подходы к классификации дидактических игрподготовка студента к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера будет соответствовать критериям профессиональной подготовки к созданию и использованию такой системыпроцесс формирования готовности будущего учителя к организации игровой деятельности учащихся будет построен на следующих основаниях: личностно-ориентированном информационном обеспечении будущего учителясоздании деятельностно-игрового пространства в процессе подготовки будущего учителяподготовленности будущего педагога к управлению данным процессом.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: выявить степень теоретической разработанности проблемы профессиональной полготовки студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений на уроках русского языкаопределить сущность готовности будущего учителя к использованию игры и установить критерии готовности студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характерарассмотреть содержание исходных понятий настоящего исследования: критерии готовности, профессиональная подготовка, лингводидактические упражнения, профессиональное мышлениеобосновать комплекс необходимых педагогических условий для формирования готовности будущего учителя к использованию и созданию системы лингводидактических упражнений игрового характераразработать приёмы создания студентами системы упражнений игрового характера и определить критерии отбора языкового материала для системы лингводидактических упражнений игрового характерараскрыть эффективность предлагаемых средств формирования готовности будущего учителя к использованию игровых упражнений на урокевыявить оценочные параметры результативности разработки студентами систем лингводидактических упражнений, проверить их эффективность в процессе школьного преподавания русского языкасоздать методику профессиональной подготовки студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера, разработать типы учебных заданий, предполагающих осведомлённость студентов в критериях отбора игрового материала, его дифференциации по видам.

Методологической основой исследования являются концептуальные идеи развивающего и личностно ориентированного образованияпедагогические исследования в области теории обучения в высшей школеконцепции целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процессавопросы инноваций при подготовке студентов (Л.Л.Вербицкий, Ю. Н. Кулюткин, В.А.СластёнинВ.П.Беспалько, И.Я.ЛериерЗ.А.Абасов, О. С. Лнисимов, Л. Л. Боборыкин, А. Л. Бусыгина, Л. Г. Вишнякова, Л. А. Гдапевич, В. Г. Денисова, Б. А. Зельцерман, Ю. С. Самойленко, В.В.Петрусинский).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, психолого-педагогической, лингвистической и методической литературыизучение и обобщение педагогического опытаэмпирические методы (анализ школьных программ, учебных комплексов по русскому языку) — моделирование.

Опытной и экспериментальной базой исследования явились институт филологического образования Самарского государственного педагогического университета, школа № 49 Промышленного района города Самары, школа № 155 Октябрьского района города Самары.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (2000;2001) изучалась разработанность проблемы в научной психолого-педагогической, лингвистической и методической литературе, посвященной различным аспектам профессионально-педагогической деятельностиопределялись возможности игры как средства организации профессионально направленного обучения. Это позволило обосновать актуальность проблемы, разработать исходные теоретические положения, определить объект, предмет, цель исследования. На первом этапе был проведён поисковый (констатирующий) эксперимент, ставящий своей целью выявление критериев готовности студентов к организации игровой деятельности учащихся. Результатом этого этапа явилось определение программы исследования, его гипотезы и методологии.

На втором этапе (2001;2002) проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, корректировались средства, обеспечивающие эффективную подготовку учителей русского языка к использованию игры как дидактического средства урока. Проанализированы результаты констатирующего эксперимента с целью подготовки программы обучающего (формирующего) эксперимента, направленного на подготовку студентов к использованию игры в профессиональной деятельности. Осуществлялась разработка новой модели специалиста, подбирались инновационные технологии для профессиональной подготовки студентов к организации игровой деятельности на уроках русского языка. В итоге разработано содержание программы подготовки студентов к использованию игры в профессиональной деятельности, базирующейся на принципах «открытой методики» и игрового моделирования, отобраны показатели — критерии готовности к овладению игровыми технологиями.

На третьем этапе (2002;2003) на основе теоретического осмысления и практического апробирования созданных студентами комплексов лингводидактических упражнений игрового характера, уточнения результатов проделанной работы были определены педагогические условия, обеспечивающие готовность будущих учителей к деятельно-игровому элементу на уроке как одному из средств формирования профессиональной компетенции. На основе материала формирующего эксперимента по применению инновационной технологии в процессе подготовки студентов к организации игровой деятельности осуществлялась оценка эффективности экспериментальной модели, были апробированы предлагаемые студентами системы игровых упражнений, уточнены содержательные и процессуально технологические компоненты предложенных студентами систем, обобщены и оформлены полученные результаты опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определены концептуальные и технологические особенности игрового моделирования как средства профессионально направленного обучения и отобраны методы активного обучения (игровые технологии), способствующие развитию профессиональной мотивации и профессионального интереса у студентов педагогического вузатеоретически обоснованы возможности обучения студентов методике организации игровой деятельности учащихся как одному из путей развития профессионального мышления и компетентности будущего учителявыявлены критерии профессиональной готовности к созданию и использованию игры, разработана программа формирования умений создавать систему лингводидактических упражнений игрового характера с учётом критериев готовности студентов к организации игровой деятельности учащихсяпредложена технология игрового моделирования, дающая возможность продемонстрировать студентам дидактический потенциал игры, а также позволяющая включить их в игровую деятельностьопределена методика подготовки студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характераопределены и экспериментально проверены методы активного обучения студентов и теоретически обоснованы педагогические потенциалы дидактической игрысистематизированы вопросы теории профессиональной подготовки студентов к использованию инновационных форм обучения, уточнены и дополнены представления об особенностях использования игр и моделировании игрового пространства с целью профессиональной подготовки студентовв контексте современной парадигмы образования разработана модель обучения, позволяющая подготовить студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что разработана и апробирована методика профессиональной подготовки студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характераопределены критерии профессиональной готовности к использованию игры на урокевыстроена система вопросов и заданий, направленных на организацию учебной деятельности студентов и на создание ими системы лингводидактических упражнений игрового характерапредложены формы самостоятельной работы студентов по расширению межпредметных связей в игровых упражненияхразработан курс «Подготовка студентов к организации игровой деятельности на уроке русского языка».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность процесса профессиональной подготовки студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера требует знания студентами: педагогического потенциала дидактических игроснов классификации лингводидактических упражнений игрового характераметодических приемов работы с игровым заданием на уроке.

2. Профессиональная подготовка студентов к созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера как совокупность компонентов:

• игровое моделирование как средство интенсификации подготовки студентов;

• определённые критерии готовности студентов к созданию и использованию системы игровых упражнений;

• обоснованные приёмы обучения студентов созданию системы лингводидактических упражнений.

3. Разработанный критериально-диагностический аппарат определения готовности студентов к организации игровой деятельности учащихся позволяет проследить динамику формирования профессиональной подготовки с учётом самостоятельности студентов по созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера.

Достоверность результатов проведённого диссертационного исследования подтверждается: опорой на теоретическую базу, сформированную в ходе анализа образовательных концепций и педагогических технологийприменением совокупности методов исследованияопытно-экспериментальной проверкой гипотезыкачественным и количественным анализом полученных результатов экспериментаиспользованием на практике результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования излагались в докладах автора на международных (Самара, 2000, 2002), общероссийских (Самара, 2000, Екатеринбург, 2002), региональных (Самара, 2001, 2002), межвузовских (Самара 2002, 2003), ежегодных кафедральных научно-практических конференциях и в публикациях диссертанта. Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности на филологическом факультете Самарского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.

Выводы.

1. Апробация смоделированной системы показала эффективность применяемых средств обучения: самостоятельной исследовательской работы студентов, направленной на развитие профессионального мышленияделовая и ролевая игра, проблемная ситуация, диспут, в ходе которых усиливались проблемность и актуальность содержания учебных занятий.

2. Опытно-экспериментальное обучение можно считать состоявшимся, так как в учебно-игровую деятельность были включены ситуации из реальной практики школьного обучения;

3. В ходе опытно-экспериментальной работы у большинства студентов был зафиксирован оптимальный уровень сформированности профессионального мышления, проявившегося в способности: объяснять и обосновывать изучаемый материалорганизовывать игровую деятельностьиспользовать потенциальные возможности игрыприменять разные игровые формыпрогнозировать результат обучения.

4. Опытно-экспериментальное обучение, сориентированное на критерии профессионального мышления, показало результативность обучения студентов на основе этих критериев и целесообразность игры как одного из средств его формирования.

За критерии профессионального мышления для опытно-экспериментального обучения были взяты следующие: интерес к решению профессиональных задачумение видеть проблемуактивная профессиональная позицияоперативность применения психолого-педагогических приёмов.

5. Экспериментальное обучение подтвердило эффективность «открытой методики», так как её применение: способствовало развитию педагогически ориентированного мышленияпозволило проследить преемственность работы между вузом и школой.

6. Опытное обучение студентов созданию и использованию системы лингводидактических упражнений игрового характера показало, что оно является успешным, так как в ходе работы над системой лингводидактических упражнений студенты были ознакомлены: с дидактическим потенциалом игрыс классификациями учебных игрс методикой работы по игровым системам.

Профессионально-ориентированное обучение строилось с учётом требований, предъявляемых к общедидактической и лингвометодической подготовке учителя-словесника.

Заключение

.

Изменения в социальной, экономической и политической жизни нашего общества на современном этапе обусловили необходимость разработки новой парадигмы образования, когда предъявляются новые требования к специалаисту-профессионалу.

Основными научными результатами, имеющими новизну и теоретическую значимость, являются анализ категорий «технология» и «концепция» с использованием данных педагогики, психологии, методикиопределение профессионально-педагогического аспекта понятия «технология обучения" — обобщение приёмов профессиональной подготовки учителя для решения задач, позволяющих подготовить учителя, отвечающего требованиям реформируемой системы образования.

Анализ существующей практики подготовки студентов в вузе показал, что выпускники институтов недостаточно владеют современной методикой включения в урок новых технологий, несмотря на то, что многие из них обоснованы, в исследованиях психолого-педагогического и психологического характера.

Данное противоречие позволило разработать систему подготовки учителей русского языка, отвечающую современным требованиям.

Она должна строиться таким образом, чтобы получение теоретических знаний у студентов сочеталось с формированием готовности к обучению школьников.

Решение этой задачи — формирование профессионального мастерстваможет осуществляться и должно проходить через овладение умениями, которые могут послужить базовым началом для практической деятельности.

В исследовании определены возможности и потенциалы дидактической игры, позволяющие смоделировать процесс подготовки учителя-словесника. Модель подготовки учителя — словесника может строиться через создание учебно-игровых ситуаций, которые позволяют студенту реально осознать свои способности и возможности, могут быть реализованы студентом в последующей профессиональной деятельности через внедрение специальных учебных заданий, стимулирующих творческое саморазвитие студента и обеспечивающих профессиональную компетенцию студента и профессиональный рост учителя-словесника.

Игра даёт преподавателю огромное профессиональное удовлетворение, поскольку, благодаря игре, сам процесс обучения становится творческим процессом.

Программа подготовки студентов к использованию игры в своей профессиональной деятельности строится на принципе «открытой методики», с учётом показателей-критериев готовности к овладению игровыми технологиями.

Теоретическое осмысление и практическое апробирование системы лингводидактических упражнений игрового характера позволили уточнить её содержательные и процессуально технологические компоненты, отобрать методы активного обучения, способствующие формированию профессионального мышления, профессиональной мотивации и профессионального интереса у студентов педагогического вуза. .

Обновление технологии игрового моделирования, дало возможность демонстрировать студентам дидактический потенциал игры, приёмы её организации и умение осуществлять анализ проведённых игр.

Определение критериев профессиональной готовности к использованию игр-моделей, предлагаемых в качестве средства профессионально направленного обучения, позволило разработать систему профессиональной подготовки студентов к созданию и использованию лингводидактических упражнений игрового характера.

Подтверждённая результатами экспериментальной работы методическая концепция является одним из вариантов решения задачи формирования профессиональной компетенции будущего учителя.

Проведённое исследование наметило возможные варианты развития его основных положений и позволило сформулировать ряд проблем, требующих дальнейшей разработки.

Дальнейшего изучения требуют следующие вопросы: проектирование результатов данного исследования на процесс обучения в целомразработка комплексных методик для более полного изучения профессионально-личностных качеств учителя русского языкаотслеживание результатов разработанной методики использования и создания систем лингводидактических упражнений игрового характера при работе студентов-учителей в средней школе и влияние системного подхода к игре на развитие школьников.

Перспективным представляется создание учебно-методических пособий по профессиональной подготовке учителя-словесника, а также сборников упражнений игрового характера по разделам русского языка по программе «школа-вуз».

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Подготовка студентов к инновационной педагогической деятельности студентов. // Педагогика. — 2002. — № 3. — С. 106 108.
  2. И.Г. Деловые педагогические игры для школьников. Л.: ЛГПУ, 1988. -21с.
  3. A.A., Жаркова Т. А., Акишина Т. Е. Игры на уроках русского языка. Учебное наглядное пособие. 2-еизд., испр., — М.: Рус.яз., 1990. -93с.
  4. А.К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1−4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. -173 с.
  5. Активные методы в подготовке учителя: Метод, рекоменд. для студ. и препод, пед. ин-ов. Омск, 1985. 23 с.
  6. Г. В. Занимательный русский язык. — СПб.: Тригон, 1997. 656 е., — (серия Нескучный учебник).
  7. Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе Минск: Нар. Асвета, 1971. -191с.
  8. Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск: Нар. асвета, 1965. 252с.
  9. И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания / Серия «Книга для учителя». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. -320с.
  10. Р.И. Игры на уроках словесности в 7 классе. // Русская словесность. 2000. — № 4. — С.67−71.
  11. Р.И. Игры на уроках словесности в 8 классе. // Русская словесность. 2001. — № 3. — С. 48−53.
  12. Р.И. Игра на уроках словесности в 9 классе. // Русская словесность. — 2001. № 6. — С.40−45.
  13. JI.A. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста. Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук. (13.00.01). Брянск, 1999.
  14. C.B. Система дидактических игр как средство формирования военно-профессиональной направленности учащихся лицейских классов. Дис. на соиск. учён, степ канд. пед. наук (13.00.01). Саратов, 2000.
  15. Н.П. Воспитание игрой. — М.: Экслибрисс-пресс, 1987.76с.
  16. О.С. Развивающие игры и игротехника. — Новгород: 1989. -178с.
  17. Л.И. Для повышения творческой активности будущих учителей: Реформа школы — дело общее. // Вестн. высш. шк. 1985. -№ 4.- С.34−36.
  18. А.Т., Дмитриева Г. М. Занимательная грамматика русского языка. М.: ТОО Экслибрисс-пресс, 1997. — 232с.
  19. А.Р. Игровые задания на уроках русского языка: Кн. Для преподавателя. / А. Р. Арутюнов, П. Г. Чеботарёв, Н. Б. Музруков М.: Рус.яз., 1988.-216с.
  20. Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности. // Сов. Педагогика. 1986. № 4. — С.91−94.
  21. Э.Е. Грамматические игры на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы «Имя существительное». // Русский язык в школе. -1967. № 1. — С.19−23.
  22. В.В., Беднарская Л. Д. Русский язык: Сборник заданий 6−7 классы: Пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория 5 —11 классы». М.: Дрофа, 1999.-320с.
  23. В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5−9кл. общеобразоват. учреждений -8-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1999. 287с.
  24. П.М. Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ. М.: Рус. яз., 1989. — 87с.
  25. В.И. Обучение студентов активным методам учебной работы со школьниками-подростками. // Психологический анализ уроков. Саратов, 1985. С.69−74.
  26. Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития личности школьника. Дис. на соиск. учён. степ, канд. пед. наук (13.00.01). Саратов, 1996.
  27. О.П. Урок-игра «А что у Вас?» в 5 классе. // Русский язык в школе.-1990.-№ 6.-С.41−43.
  28. Л.И. Основные сведения о языке.- М.: Просвещение, 1982.- 112с.32.' Барсукова А., Демидюк Н. Этапы профессионального становления личности студента. // Дошкольное образование. 1997. — № 12. -С.79−83.
  29. Н.ЬС. Учебная игра по русскому языку «Я деловой человек». // Русский язык в школе. -1999. № 6.- С. 44.
  30. Е.В. Игра «Любопытный Буратино». // Русский язык в школе. 1999. — № 1. — С.42.
  31. Е.В. «Мы идём искать!» // Русский язык в школе. — 2001. — № 2. С.44−45.
  32. Т. В. Игра как средство самопознания старших школьников. Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.01) Якутск, 1999.
  33. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. Минск: Прамеб, 1992.-381с.
  34. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1997. 304с.
  35. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989.-141с.
  36. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190с.
  37. Н.М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус.яз. для учащихся нач.шк. Кн. для учителя. М.: Просвещение: АО Учеб. лит., 1995. -208с.
  38. Г. И. Постановка мыслительной задачи. // Русский язык в школе. 1971. -№ 5.- С.54−55.
  39. П.П. Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964.-543с.
  40. Т. В. Формирование призвания у будущих учителей: (Марийский пед. ин-т им Н.К.Крупской) // Сов.педагогика. 1984. № 6.- С.66−71.
  41. A.A. Какой учитель нужен нынче: О совершенствовании подготовки учителей в пед. вузах. // Известия. 1983. 8окт.
  42. С.М. Психологическая структура тренировочных грамматических заданий, вызывающих интерес. // О путях повышения эффективности обучения русскому языку в средней школе. Вып. З под ред.
  43. Г. Г. Граник. -М., 1972. С.73−78.
  44. С.С. Использование деловой игры при изучении курса педагогики студентами-заочниками. // Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб.науч.тр. М.: МГОПИ, 1992. С.91−104.
  45. М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. М.: Рольф, 2001.-352с.
  46. В.М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000. -224с.
  47. Ф. Новый Органон. Л.: ОГИЗ СОЦЭКГИЗ, 1995.-381с.
  48. В.В., Пищева Г. Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс. (Серия «Школа радости») — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. 416с.
  49. И.А., Носович Г. Н. Формирование профессионально-педагогического интереса у студентов университета в процессе обучения. // Воспитание учащихся в процессе обучения. Иркутск, 1982. С.110−116.
  50. Л.С. О контекстном обучении. // Вестник высшей школы. 1985. — № 8. — С.27−30.
  51. Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. М.: Просвещение, 1959.-128с.
  52. Л.Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного. — М.: Изд-во МГУ, 1987.-107с.
  53. А.И. Развивающее обучение русскому языку: (4−8кл.) Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1983. -208с.
  54. И.И., Плюхина Т. А., Глушенко A.A. Воспитание подлинного интереса к профессии учителя: Славянский гос. пед. ин-т. // Народ. Образование. 1983. № 9
  55. В. В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. -256с.
  56. В.В. Русский язык. Екатеринбург: Изд-во АРГО, 1996. -496с. (Серия «Учимся играя»),
  57. В.В. 1000 игр с буквами и словами. М.: АСТ-Пресс, 1996. -256с.
  58. Г. Н. Путешествие в страну Глаголию. // Русский язык в школе. -1991. № 2. — С.50−54.
  59. В.Н. Дидактические игровые упражнения как средство повышения качества обучения школьников русскому языку. Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.02). М., 1989.
  60. Н.Я. Игры на уроках русского языка и внеклассных занятиях. // Русский язык в школе. — 1968. -№ 6. — С.89−92.
  61. Л. С. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 1956. -517с.
  62. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. -96с.
  63. Л.М. Язык игра — творчество. // Русский язык в школе. —2001. — № 1. — С. 13−17.
  64. П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1985. -45с.
  65. Л.А., Фудим Э. Д. Как сделать урок интересным. // Русский язык в школе. -1987. № 5. — С.43−48.
  66. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Отв. ред. и авт. вступит, статьи, с.5−74 М.Розенталь. Т. 1−3. -М.: Мысль, 1970−1972. (Философское наследие). Т.1. 1970 501с. (Учение о бытии).
  67. С.Я., Муратов Р. Х. Профессиональная ориентация -важная составляющая обучения. // Профессиональная направленность обучения русскому языку в педвузе: Межвузовский сборник научных трудов. Смоленск: СГПИ им. К. Маркса, 1985. С. 3−8.
  68. С.Б. Концептуальная модель активной профессиональной подготовки студентов в колледжах. // Специалист. — 1997. № 4. — С.20−23.
  69. В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1998. —72с.
  70. Л.А. Волшебная палочка // Русский язык в школе. -1991.-№ 6. -С.36.
  71. В. В. Сюжетно-ролевая игра как условие формирования системных обобщённых знаний учащихся начальных классов. Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.01) Петразаводск.1999.
  72. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика, 1985. И 5с.
  73. В.А. Дидактические игры на занятиях по лексике в 4 классе. // Русский язык в школе. -1975. № 2. -С.52−55.
  74. С.В. Самовыражение и развитие личности в игре. Дис. на соиск.учён.степ.канд.пед. наук (13.00.01)-Москва, 1991.
  75. Т.А., Коновалова Н. И. Современный русский язык. Морфемика: Учебное пособие. Екатеринбург, 2001, 45 с.
  76. Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973. — 312с.
  77. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. — Ростов н/Д., 1970. — 257с.
  78. А.Д., Колесникова Е. И. Профессионально-методическая подготовка студентов по русскому языку // Русский язык в школе. —1996. -№ 4.— С. 117−119.
  79. Р. Правила для руководства ума. Пер. с лат. В. И. Пикова. -M.-JL: Соцэкгиз, 1936. -175с.
  80. H.A. Психологический анализ отношения студентов-первокурсников к профессии учителя. // Научно-теоретические основы профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Сборник научных трудов. Саратов, СГПИ им. К. А. Федина, 1981. С. 104−108.
  81. В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся (на примере гимназии). Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук. (13.00.01). Волгоград, 1997.
  82. Н.И. Мотивы познавательной деятельности студента// Мотивы жизнедеятельности студента. Межвуз.сб.науч.тр. Каунас. 1970. С.7−15.
  83. В.А. О развитии логического мышления учащихся 5−7 классов на занятиях по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1956. — 63с.
  84. Е.А. Занимательные задания на уроках русского языка. Чебоксары: Клио, 1997. — 60с.
  85. A.A., Луховицкий В. В. Деловые и ролевые игры на уроках русского языка. // Русская словесность. 1995. — № 3. — С. 36−40.
  86. P.A. Проблемное обучение и возможности его применения в курсе методики русского языка. // Теоретические основы профессиональной подготовки учителей в педвузе: Межвуз. сб. науч. тр. / Саратов, 1984. С.84−95.
  87. С.Б. Идеи оптимизации и профессиональная подготовка учителя. // Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности. М., 1984. С.71−77.
  88. В.К., Страздас H.H. Формирование у студентов готовности к педагогической деятельности. // Совершенствование качества университетской подготовки преподавателя: Межвуз.сб.науч.тр. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1985. С.82−86.
  89. И.Ю. Развитие познавательной активности школьников в игровой деятельности. / Самар. ин-т упр. Рос. акад. образования, Поволж. фил. ин-та развития личности. Самара: СамВен, 1996.-66с.
  90. Н.И. Психологические основы развития мышления и речи. // Русский язык в школе. -1985. № 1. — С.47−54.
  91. Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975. -111с.
  92. Л.И. Вводный урок «Путешествие в страну Орфографию» // Русский язык в школе. -2002. № 5. — С.41−42.
  93. С.Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование». М.: В. Секачёв, 2001. -80с.
  94. Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии. -1990. № 6. С.86−92.
  95. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. -М: Знание, 1982 -96с.
  96. Зак А. З. Различия в мышлении детей: Учеб-метод, пособие. / Рос. открытый ун-т. М.: РОУ, 1992 -127с.
  97. С.Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. В 2-х Ч. М.: Логос, 1992. -126с.
  98. А.И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М.: Учпедгиз, 1961. — 60с.
  99. .А., Рогапёва Н. В. Учись! Твори! Развивайся! 1. Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. — Рига, 2000. -116с.
  100. Е.А. Как делаются слова. М.: Учпедгиз, 1963. — 63с.
  101. Е.А. Словообразование как деятельность. — М.: Школа-Пресс, 1992. -128с.
  102. Е.А. Современный русский язык. Словообразование. — М.: Учпедгиз, 1973. 157с.
  103. Л.Б. Словарные игры. Спб.: Кристалл, 1998 — 288с.
  104. В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Л.: Просвещение, Ленинградское отделение, 1990. -251с.
  105. Игра в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы (5−11классы). Сост. Ю. С. Самойленко. М.: НИИ теории и истории педагогики, 1992.-240с.
  106. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. — 1996. № 6. — С.62−76.
  107. Игровое моделирование: Методология и практика: Сб. ст. АН СССР, Сиб. отд-ие, Ин-т истории, филологии и философии- Отв. Ред. и авт. предисл. И. С. Ладенко. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987.-228с.
  108. Игровые моменты на уроках русского языка в нерусской школе. Методологические разработки. — Л., 1997. -44с.
  109. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых: Нескучная энциклопедия. / Сост. Е. П. Гайдаренко. Донецк: Сталкер, 1997.-448с.
  110. Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя / Н. В. Седж, Л. И. Смагина, М.П.Гуревич- Под ред. Н. В. Седж. Минск: Нар. асвега, 1985.-137с.
  111. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада. / Л. А. Венгер. — М.: Просвещение, 1989.-124с.
  112. B.C. Формирование личности школьника: Целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. -144с.
  113. B.C. Цели формирования личности учителя в условиях реформы школы. // Методологические вопросы формирования личности будущего учителя. Сборник научных трудов. Волгоград, 1985. С. 15−23.
  114. К.Г. В поисках сущности игры. // Философские науки. -1977. № 1-С. 154−158.
  115. Е.В. Дебрифинг как элемент урока-игры // Исследовательский поиск учёных совремештой методической науки. (К юбилею профессора Е.Г.Шатовой)/Сост. Е. А. Яковлева, научный редактор А. Д. Дейкина М.: МПГУ, 2002 — С. 60−62.
  116. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. — М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во Флинта, 1988.-192с.
  117. М.С. Человеческая деятельность. М.: Просвещение, 1974.308с.
  118. С.С. Использование межпредметных связей как средство развития самостоятельности мышления учащихся на уроках русского языка. Дис. на соиск. учён. степ, канд.пед.наук (13.00.02) М., 1991.
  119. З.И. Пути развития мышления школьника. // Вопросы психологии. -1978. -№ 3. -С. 143−148.
  120. H.H., Новикова O.A., Романычева Т. К. Творческая игра по русскому языку: Из опыта. // Начальная школа. -1994. № 10. — С.33−34.
  121. Каптерев П.Ф.О детских играх и развлечениях. // Кагггерев П. Ф. Избран.пед.соч. М, 1982. -С. 109−147.
  122. С.И. Развитие памяти, мышления, воображения на уроках русского языка. // Русский язык в школе. —1995. -№ 4.- С.42−45.
  123. О.С., Терский В. Н. Игра «Конкурс смекалки» в школе. / Опыт школы-интерната. — М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1960. -88с.
  124. А.Ф., Чеботаревская Ю. В., Непрерывная интегрированная подготовка студентов в структуре университетского комплекса: концептуальные и институциональные аспекты образования // Высшее образование сегодня. — 2002. № 12. С.20−23.
  125. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Пособие к спецкурсу по программе «Обновление гуманитарного образования в России» М.: «Арена», 1994. -222с.
  126. М.С. Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителей // Научно-теоретические основы профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Сборник научных трудов. Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1981. С. 4 -16.
  127. Е.П., Юдина О. Н. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр. // Вопросы психологии. -1980.-№ 1.- С.112−115.
  128. Е.С. Формирование теоретического мышления школьников 8−9 классов в процессе усвоения гуманитарного знания. Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.01). Москва, 1993.
  129. М.Н. Грамматические игры. Минск: Нар.асвета.1964. —80с.
  130. A.A. Урок-игра по теме «Лексика» (5кл.). // Русский язык в школе. -1993. -№ 2. С.55−56.
  131. O.A. Формирование понятийного лингвистического мышления будущих юристов (на материале изучения классической латыни). Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.01). Саратов, 2001.
  132. Краткий философский словарь. / Под редакцией А. П. Алексеева. -М.: Проспект, 2000. -400с.
  133. В.Л. Освоение игрового метода // Русский язык. 2002. 23−31 марта. С.9−16.
  134. В.Л. Урок-игра «Счастливый случай». Обобщающее повторение по теме «Лексика и фразеология"// Русский язык. 2002. 16−22 апреля. С. 16.
  135. Кружковая работа по русскому языку: Сб. статей из опыта работы. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1979. -224с.
  136. В.Н. Весёлые уроки: Русский язык. Универсальная рабочая тетрадь для учащихся средней школы. СПб.: РЕСПЕКС, 1995.-80с.
  137. Л.Н. Организационно-обучающие игры и их роль в формировании профессионально-значимых качеств у старшеклассников — будущих педагогов. Дис. на соиск.учён.степ.канд.пед.наук (13.00.01). Адыгея, 1997.
  138. Е.С. Что такое словообразование. М.: Посвещение, 1965. -170с.
  139. C.B., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учебн. заведений, слушателей ИГТК. Ростов — н/Д.: Творческий центр «Учитель», 2001.-176с.
  140. C.B., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель». 2001.-160с.
  141. Б. В. Рожков М.И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод.пособие. М.: ВЛАДОС, 2001.- 216с.
  142. З.В. Некоторые приёмы активизации работы учащихся на уроках русского языка. — Горький, 1961.-26с.
  143. А.Н. Мышление. // Вопросы философии.-1964.-№ 4. -С.85−96.
  144. В.П. Алина в Царстве Существительном: Сказка-пособие по русской грамматике. — М.: Звонница-МГ., 1997.-304с.
  145. Л.Ф. Занимательные задания на уроках русского языка. // Русский язык в школе. -1986. № 5.-С.55−57.
  146. Т.П. Русский язык-это интересно! Книга для учителя. -Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000.-192с.
  147. В.В. Русская словообразовательная морфемика. Проблемы и принципы описания. М.:Учпедгиз, 1997.-180с.
  148. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. -319с.
  149. М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. — М., 1997.-256с.
  150. М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие. -М.: Дидакт, 1993. -183с.
  151. С.И. Русский язык. 5 кл.: Пособие для учащихся. — М.: Дрофа, 2002.-224с.- (За страницами школьного учебника).
  152. С.И. Русский язык. 6 кл.: Пособие для учащихся. — М.: Дрофа, 2002.- 176с. (За страницами школьного учебника).
  153. Г. А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата: Мектеп, 1978. -65с.
  154. A.C. Лекции о воспитании детей. Игра. // Сочинения в 7-ми тт. Т.4. — М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1960.
  155. Н.Ф. «Сокровища зелёного сундучка» (сценарий познавательной игры). // Русский язык в школе. -2000. -№ 2. — С.53.
  156. .Р. Игры в процессе изучения лексики. // Русский язык в школе. 2001. — № 4. — С.38−42.
  157. .Р. Элементы игры и неожиданности при работе с учебником. // Русский язык в школе. —2002. -№ 5. С.38−41.
  158. Е.В. Роль смысложизненных ориентаций в системе профессиональной подготовки студентов педвузов. // Мир психологии. — 2001. -№ 2. — С.109−114.
  159. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. -168с.
  160. Е.К., Гуревич А. Ю., Зарицкий С. А. Занимательная грамматика. Материалы для работы по русскому языку на уроке и во внеклассное время. — Киев: Рад. школа, 1964.- 154с.
  161. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. Под ред.М. Т. Баранова. — М.: Академия, 2000. -368с.
  162. М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспериментальное психологическое исследование обучения пониманию предложений при чтении. — М.: Педагогика, 1989. — 144с.
  163. H.H., Львова О. Н. Интегрированный урок, урок-игра «Сказки и речевой этикет». // Русский язык в школе. — 1995. № 2. — С.55−58.
  164. H.H. Урок-кроссворд. II Русский язык в школе. -1996.-№ 1.-С.46−47.
  165. И.Г. Вопросы словообразования. М.: Просвещение, 1980. -60с.
  166. И.Г. Как собрать и разобрать слова. М.: Просвещение, 1993.-240с.
  167. В.Г., Мимигонова Т. А. Педагогические игры: содержание и возможности. //Советская педагогика. 1881. -№ 2. С.96−104.
  168. Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. 2-еизд., дораб. — М.: Просвещение, 1987. -189с.
  169. М. Опыты. Книга 1. М-Л., 1960. — 320с.
  170. Е.Ю. Приёмы формирования творческого мышления // Обновление содержания педагогического образования: диагностика, апробация, внедрение: Межвуз.сб.науч.тр./ Под общ.ред. М. А. Богаделыциковой. — Саратов: Изд-во «Сателлит», 2002. -395с.
  171. На берегах Лингвшши: Занимательный задачник по рус.яз.: Кн. для учащихся. / Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л.Л.Дроботова- Под ред. Л. Д. Чесноковой. -М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. -286с.
  172. Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителя. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. -286с.
  173. Т.В. Особенности мышления и речи учащихся в условиях поисковой деятельности. // Русский язык в школе. -1984. № 4. -С.56−61.
  174. Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку. (Указания из опытной работы учителей). Под ред. И. Я. Лернера. М.: Просвещение, 1968. — 52с.
  175. На уроке и после урока (материалы по занимательной грамматике). Сб. ст. из опыта работы учителей. М.: Учпедгиз, 1962. -349с.
  176. В.Н. Основные понятия словообразования в терминах. Красноярское книжное издательство, 1985. — 80с.
  177. В.Н. Современный русский язык. Словообразование. -М.: Просвещение, 1984.-210с.
  178. Нестандартные уроки русского языка. 5−7классы. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002 352с.
  179. Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. // Русский язык в школе. — 1991. № 6. — С.8−12.
  180. Ю.З. Весёлые уроки. Смоленск: Русич, 2000. — 128с. (Нам не скучно).
  181. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1996. 360с.
  182. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. (Формирование элементов науч. мышления у ребёнка). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -152с.
  183. О.П. Управление профессиональной подготовкой будущего учителя. // Сов.педагогика.1984. № 10. С.71−81.
  184. В.Ф. Школа учит мыслить. — М.: Просвещение, 1987.-208с.
  185. Л.Г. Русский язык правила в стихах. — СПб.: Дельта, 1999. — 176с.
  186. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед.колледжей. / Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 602с.
  187. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т. 1. — 832с.
  188. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т.2.- 912с.
  189. Педагогические игры: Учеб. пособие / Перм. гос. пед. ин-т -Пермь: ПГПИД991. -101с.
  190. Л.В. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: МИРОС-МАИК Наука (Интерпедагогика). — 2000. -144с.
  191. Л.И. Игры. // Русский язык в школе. — 1996. № 3. — С.56−57.
  192. В .Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: Педагогика, 1991 -89с.
  193. Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий: Пер. с древнегреч. / Под общ.ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А.А.Тахо-Годи- Авт.вст.ст. и примеч.А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1999. -656с. (Классическая философ. мысль).
  194. С.А. Активизация познавательной активности старшеклассников на занятиях лингвистического кружка. Дис. на соиск.учён.степ.канд.пед.наук (13.00.01). Киев, 1992.
  195. И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. -208с.
  196. И.М. О повышении интереса к изучению русского языка в школе. // Русский язык в школе. —1980. -№ 3. С.34−44.
  197. О.П. Дидактическая игра как средство подготовки студентов к инновационной педагогической деятельности. Дис. на соиск.учён. степ.канд.пед.наук. (13.00.01). Астрахань. 1996.
  198. Поиграй сам и с друзьями. Выпуск 2. (Задания, игры со словами). / Хейфец Б. Л. — М.: Интеллект-Центр, 1999. — 24с.
  199. Е.А. Современные открытые уроки русского языка. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. 352с. (Серия «Школа радости»).
  200. ПоспеловН.Н., ПоспеловИ.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. -152с.
  201. И.И., Дизенко Н. Д. Занимательные рассказы о частях речи: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1988. — 232с.
  202. П.В. Имитационная игра как активный метод обучения гуманитарным дисциплинам. Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.01). Саратов, 1998.
  203. Развивающие игры: знание и сообразительность. — СПб.: Дельта. 1998. -208с.
  204. Развитие творческого мышления на уроках русского языка. // Начальная школа. 1995. — № 6. — С.45−50.
  205. O.K. Игры в слова и со словами в школе и дома. -М.: ТЦ Сфера, 2002. 80с.
  206. М.М. Турниры смекалистых. // Русский язык в школе.- 1992. № 2. — С.49.
  207. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994. — 365с.
  208. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастерства: Кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. — М.: В ЛАД ОС, 2 ООО. — 300с.
  209. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное. М.: РИО Самовар, 1997. -90с. (серия «Весёлые учебники»)
  210. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО Самовар, 1997.- 145с. (серия «Весёлые учебники).
  211. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! — М.: РИО Самовар, 1997. 89с. (серия «Весёлые учебники»),
  212. Рик Т. Г. Привет, Причастие! М: РИО Самовар, 1997. — 130с. (серия «Весёлые учебники»).
  213. Рик Т. Г. Русский язык: Как живёшь Наречие? М.: ОО Издательство Астрель, 2000. — 96с.
  214. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. — 147с.
  215. Т. И. Основы педагогического профессионализма / Самар. ин-т упр., Рос. акад. образования, Поволж. фил. Ин-та развития личности РАО. Самара: СИУ, 1996. — 117с.
  216. Т.И. Педагогика профессионализма. / Самар. гос. ун-т., Отд. Образования Администрации г. Самары, Центр образоват. Технологий.- Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1997. 159с.
  217. Русский язык. Сборник заданий 5 класс: Пособие для школы с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория 5−9 классы. / В. В. Бабайцева, A.B. Глазков, М. В. Дубровина и др. М.: Дрофа, 1997. — 320с.
  218. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений. 8-еизд., испр. — М.: Просвещение, 1999. — 287с.
  219. Русский язык: Учеб. для 5кл. общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская. С. И. Львова. В. И. Капинос и др.- Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 5-еизд. — М.: Дрофа, 1999. — 384с.
  220. H.H. Игра «Найди пару» // Русский язык. 2002. 23−28 февраля. С. 4.
  221. О.В. Урок в форме дидактической игры (урок-зачёт по теме «Имя числительное») // Русский язык в школе. 1988. — № 3. — С. 13−17.
  222. Н.П. Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка (Из опыта работы учителей Курской области). // Русский язык в школе. 1988. — № 3. — С.8−13.
  223. П.И. Моделирование фундаментальной подготовки студентов. // Специалист. 1999. — № 11. — С.30−32.
  224. Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. / Центр развивающего обучения ИНТОР. М.: Новая шк. 1993.-135с.
  225. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996. — 112с.
  226. В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: «Языки русской культуры». 1999.-544с.
  227. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1988. — 256с.
  228. A.A., Кузнецова Л. М. Формирование личности учителя: (Опыт. Проблемы. Перспективы) / Самар.гос.пед.ин-т им. В. В. Куйбышева. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 102с.
  229. Л.А. Формирование профессиональной направленности учащихся старших классов в условиях игровой деятельности: Диссер. в виде науч. докл. на соиск. учён. степ, канд .пед. наук. (13.00.01). Томск, 1996.
  230. Т.В. Урок-соревнование (повторение темы «Морфемика» 5 класс.) // Русский язык в школе. — 1995. № 3. — С.45−46.
  231. Е.И. Умные слова. Серия «Через игру — к совершенству». М.: Лист, 1997. — 176с.
  232. Система общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и пути её совершенствования: Межвуз.сб.науч.тр. / Моск.гос.пед.ин-т им. В.И.Ленина- М.: МГПИ, 1988. -198с.
  233. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206с.
  234. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. — 144с.
  235. Г. П. Развитие познавательной активности на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1980. — № 5. — С.11−23.
  236. H.H. Необычное словообразование. Учебное пособие по русскому языку для 5−6классов. М.: ООО Фирма Издательство ACT, 1988.- 128с. (Серия «Игры на уроках»).
  237. H.H. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ 5 класс. — М.: Материк Альфа, 2000. — 63с.
  238. H.H. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ, бкласс. — М.: Материк Альфа, 2000. — 47с.
  239. A.C. Игра это серьёзно. — М.: Педагогика, 1981. —141с.
  240. Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Учебное пособие. Под ред. В. А. Сластёнина. — Ярославль, 130с.
  241. В.А. Русские пословицы и поговорки от, А до Я: Словарь-игра. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -240с. (Занимательные уроки).
  242. Е.А. Развитие речи учащихся 5 — 7 классов в процессе игры. // Русский язык в школе. 1995. — № 4. — С. 7−12.
  243. Т.А. Воспитание активного отношения к учению нетрадиционными приёмами работы с учебным текстом у старшеклассников. Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.02) Екатеринбург, 1997.
  244. И.К. Использование приёмов ролевого проигрывания для совершенствования русской речи нерусских студентов технического вуза. Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.02) — М., 1987.
  245. Р.Т. Развитие интереса студентов к русскому языку: Метод. пособие для преподавателей. / Под ред. Г. Г. Городиловой. Ташкент, Укитувичи, 1986. — 152с.
  246. Т.И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: Русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998.-208с.
  247. .К. Деловые игры и активные методы обучения в высшей школе. / Тбилисский гос. ун-т., Тбилиси, 1984. 138с.
  248. A.B. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания. Пособие для учителей. / Сост. А. В. Текучёв. -М.: Просвещение, 1982. -272с.
  249. В.Н. Клубные занятия и игры в практике A.C. Макаренко. -М.: АН РСФСР, 1961. 88с.
  250. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства. (13.00.01). Ярославль, 1995.
  251. Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младший подростковый возраст (11−14лет). М.: Рольф, 2001.-106с.
  252. O.K. Психология мышления. М.: Знание, 1984.296с.
  253. Р.И. Словообразование: Краткий учебный терминологический словарь. Самара, 2000. -67с.
  254. А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. Т. 1−2., 2-е изд., М: 1990. -548с.
  255. H.A., Белокур Н. Ф. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки: Пособие по спецкурсу. / Челяб.гос.пед.ин-т. — Челябинск, 1986. -66с.
  256. В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. — М.: Издательский Дом «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2002. — 360с.
  257. Уроки русского языка в 5 классе. (Серия «Внимание: опыт»). / Под ред. Е. А. Евлампиевой. — Чебоксары: «Клио», 1999. 60с.
  258. Учим и учимся: Эффектив. приёмы работы на занятиях по методике преподавания рус.яз.: Учеб-метод, пособие. / Моск. пед. гос. ун-т им В. И. Ленина: (Сост. Т.М.Фалина) М.: Прометей, 1994. — 127с.
  259. H.H. Внеклассные занятия по русскому языку с младшими школьниками. Пособие для учителей. Иваново: Ивановский государственный университет, 1997. — 191с.
  260. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974 754с.
  261. К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти тт. — М.: Педагогика, 1990.
  262. С.Н. Лучшие игры со словами. М.: Рольф, 1999. — 256с.
  263. Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. Пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1964. 255с.
  264. Т.А. Методика создания и использования коммуникативных игр для формирования устно-речевых умений. Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.02). Екатеринбург, 2000.
  265. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 559с.
  266. Философский энциклопедический словарь. / Ред. сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА, 1997. — 576с. (Б-ка словарей ИНФРА-М).
  267. Ф.И. Психологический анализ игр и их роль в учении школьника. // Советская педагогика. 1953. — № 4. — С.77−89.
  268. Н.Г. Управление деятельностью студентов по формированию профессионального мышления. // Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвузовский сборник научных трудов. — Казань, 1989.-С.90−102.
  269. Э.Ш. О подготовке будущих учителей к формированию творческого мышления учащихся. // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985. С.49−55.
  270. И.Ф. Как активизировать учение школьников. (Дидакт.очерки). Изд.2-е., доп. и перераб. — Минск: Нар. асвета, 1975. — 207с.
  271. .Л. Поиграй сам и с друзьями. Выпуск 1. / Хейфец Б. Л. — М.: Интелллект-Центр, 1999. — 24с.
  272. Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников. Дис. на соик. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.01). Киров, 1998.
  273. А.Т. Деловые игры по русскому языку как приём активизации учебного процесса. // Русский язык в школе. — 1985. № 6. — С.37−39.
  274. У.Т. О некоторых возможностях использования учебных игр для обучения студентов педагогических вузов. // Проблемы формирования профессионального мастерства учителя. Сб.науч.тр. — Алма-Ата, 1985. — С.144−148.
  275. Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М.: Просвещение, 1968.-186с.
  276. Ф.Б. Весёлый класс: Урок русского языка. M.: АСТ-ПРЕСС, 1996. — 16с.
  277. С.А. Страна Ошиблика. // Русский язык в школе. 1992. -№ 1.-С. 50.
  278. З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете. / Под ред. H.H.Куликовского- Том.гос.ун-т им. В. В. Куйбышева. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. — 126с.
  279. Н.В. Проблемно-игровые ситуации как средство развития творческих способностей младших школьников. Дис на соиск. учён, степ. канд. пед. наук. (13.00.01). Москва, 2000.
  280. JI.B. «Чудодейственная сила глагола» (Лингвистическое путешествие в 6 классе). // Русский язык в школе. 2002. — № 2. — С.45−47.
  281. В.П. Начнём с игры. М.: Педагогика, 1980. — 79с.
  282. Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка. // Русская словесность. 2000. — № 5. — С.16−19.
  283. JI.A. Задачник по русскому языку: Учеб. пособие для учащихся 5−9 кл. сред. шк. Челябинск: Юж-Урал.кн.изд-во, 1996. — 128с.
  284. С. А. Игра и дети. М.: Знание, 1968. — 64с.
  285. С.А. Игры в слова и со словами. М.: ООО Изд-во ACT, 2000.-208с.
  286. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-238с.
  287. И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык. — Ярославль: Академия развития, 1997. 128с. (Серия учиться надо весело).
  288. Г. ГТ. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Поли., 1995.-800с.
  289. Н.Е. Классное руководство: игровые методики. — М: Педагогическое общество России, 2001. 224с.
  290. Д.Б. Психология игры. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-306с.
  291. М.А. Технологические основы игрового стимулирования в педагогике. Дис. на соик. учён. степ. канд. пед наук (13.00.01). Карачаевск, 2000.
  292. Л.Д. Занимательность на уроках русского языка. // Русский язык в школе. 1985. — № 6. — С.34−36.
  293. И.С. Знания и мышление школьника. — М.: Знание, 1985.-80с.
  294. И.М. Реализация индивидуального подхода к учащимся как одно из условий эффективности дидактической игры. Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед. наук (13.00.01). Курган, 2000.
  295. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. — 133с.
Заполнить форму текущей работой