Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональное воспитание будущих экономистов в вузе МВД России (на примере работы начальника курса)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и реализация работы. Материалы диссертации отражены в 10 научных работах, из них 8 — опубликованы. Основные результаты работы и ее отдельные фрагменты докладывались на международных научно-практических конференциях «Превенция, коррекция и реабилитация в медицине, психологии и педагогике» (СПб., 2001) — «Медико-психологическая реабилитация: теория, практика, технологии и перспективы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОТИВОВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ — БУДУЩИХ ОПЕРАТИВНЫХ РАБОТНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ проблемы формирования профессионализма курсантов вузов МВД России в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Мотивация учения курсантов вузов МВД России как психолого-педагогическая проблема и фактор формирования профессионализма
    • 1. 3. Проблемы и направления активизации познавательной активности курсантов в процессе обучения
    • 1. 4. Резюме по главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ — БУДУЩИХ ОПЕРАТИВНЫХ РАБОТНИКОВ
    • 2. 1. Организация, общая характеристика и методы исследова
    • 2. 2. Анализ причин, структуры и динамики отчисляемости курсантов образовательных учреждений МВД России
    • 2. 3. Исследование трудностей обучения курсантов на различных этапах профессиональной подготовки
    • 2. 4. Динамика профессиональной мотивации курсантов и ее взаимосвязь с успешностью их профессиональной подго
    • 2. 5. Резюме по главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОТИВОВ У КУРСАНТОВ — БУДУЩИХ ОПЕРАТИВНЫХ РАБОТНИКОВ
    • 3. 1. Анализ структуры профессиональных мотивов курсантов — будущих оперативных работников и их взаимосвязь с успешностью профессиональной подготовки
      • 3. 1. 1. Динамика и особенности профессиональных мотивов у курсантов — будущих оперативных работников ОВД на различных этапах профессиональной подготовки
      • 3. 1. 2. Изучение профессиональных мотивов у курсантов с различной успешностью обучения
    • 3. 2. Многомерный анализ вклада основных групп профессиональных мотивов в эффективность подготовки курсантов — будущих оперативных работников ОВД
      • 3. 2. 1. Технология и результаты многомерной оценки вклада основных групп профессиональных мотивов в общей выборке курсантов
      • 3. 2. 2. Многомерная оценка вклада основных групп профессиональных мотивов у курсантов с различной эффективностью профессиональной подготовки
    • 3. 3. Результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональных мотивов у курсантов образовательных учреждений МВД России
      • 3. 3. 1. Общая характеристика и содержание педагогического эксперимента
      • 3. 3. 2. Результаты формирования профессиональных мотивов у курсантов — будущих оперативных работников ОВД
    • 3. 4. Резюме по главе

Профессиональное воспитание будущих экономистов в вузе МВД России (на примере работы начальника курса) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Кардинальные изменения в статусе подразделений МВД России, характере служебно-профессиональных задач, обусловленные преобразованиями во всех сферах государства, предъявляют качественно новые требования к системе профессионального образования, уровню профессиональной подготовленности выпускников вузов МВД России, содержанию и методам профессиональной подготовки юридических кадров.

Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел (ОВД) МВД России определила направления повышения качества подготовки специалистов в вузах МВД России, обратив особое внимание на их профессионально-нравственное воспитание, формирование профессиональной направленности личности, устойчивых профессиональных мотивов, усиление воспитательного и практического компонента учебных программ.

Наряду с определенными достижениями в деятельности образовательных учреждений МВД России, качество подготовки специалистов, в том числе оперативных работников МВД России, еще не в полной мере соответствует предъявляемым практикой требованиям. Образуется разрыв между предъявляемыми к выпускникам вузов МВД России требованиями и уровнем их профессиональной подготовки. Это определяет актуальность исследования процесса формирования профессионализма курсантов вузов МВД России. Однако, по мнению Н. В. Кузьминой, В. Я. Слепова и В. И. Хальзова [110] эффективность таких исследований во многом определяется их профессиональной направленностью и должна быть ориентирована на конкретную специальность или профиль подготовки специалиста.

С учетом той значимости, которая в современных сложных условия работы правоохранительных органов отводится оперативным работникам, становится очевидной актуальность оценки и формирования профессиональных мотивов курсантов — будущих оперативных работников.

Введение

в вузах МВД России новой специальности «Правоохранительная деятельность», потребовало не только изменения учебных программ и содержания подготовки курсантов — будущих оперативных работников, но и анализа условий и факторов формирования их профессиональных мотивов и высокого уровня профессиональной подготовленности.

В учебно-профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России ведущей является учебная, ориентированная на усвоение практических знаний, умений и навыков, развитие и саморазвитие личности, формирование социально зрелой личности и высокого уровня профессионализма. Как известно, успешность учебной деятельности зависит от многих социальных, организационных, педагогических, информационных, психологических факторов, среди которых важное место занимают «внутренние» факторы личности курсантов и, прежде всего, профессиональная мотивация и мотивация учения [7, 46, 90, 167, 223, 225].

Профессиональная мотивация учения как ведущий компонент учебно-профессиональной деятельности курсантов имеет специфические особенности в структуре и изменяется на различных этапах профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России. Негативные проявления профессиональной мотивации учения проявляются в отчислениях курсантов из вузов, их низкой успеваемости, нарушениях дисциплины, межличностных и внут-риличностных конфликтах, а также низкой профессиональной подготовленности выпускников, что обусловливает снижение качества их службы в практических подразделениях ОВД.

В отечественной педагогике и психологии проблемами совершенствования процесса формирования будущего специалиста посвятили свои работы Т. К. Ахаян, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Ф. Н. Гоноболин, В. И. Гинецицкий,.

A.М.Зимичев, В. В. Карпов, Е. С. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, А. С. Макаренко, К. К. Платонов, А. А. Реан, А. Г. Соколов, Е. И. Степанова, В. А. Сухомлинский,.

B.П.Трусов, К. Д. Ушинский, В. А. Якунин и многие другие.

Различные аспекты формирования профессионализма и мотивационной сферы личности курсантов военно-учебных заведений и вузов МВД России нашли отражение в работах известных педагогов и психологов А.В.Барабан-щикова, С. П. Безносова, В. Л. Васильева, А. Т. Иваницкого, В. Я. Кикотя, М. И. Марьина, В. Л. Марищука, А. Г. Маклакова, И. Б. Лебедева, А. Н. Печникова, В. Ю. Рыбникова, В. С. Олейникова, Н. Н. Силкина, И. А. Скопылатова, В.Я.Сле-пова, А. М. Столяренко, Н. Ф. Феденко, А. Г. Шестакова, Ю. А. Шаранова, В. И. Хальзова, Я. Я. Юрченко и других.

Педагогическая значимость данной проблемы, ее недостаточная научная разработанность, потребность профессорско-преподавательского состава вузов МВД России в научно-обоснованных рекомендациях по совершенствованию процесса формирования профессионализма курсантов вузов МВД России — будущих оперативных работников ОВД обусловили выбор темы настоящего исследования.

Особую значимость эти вопросы имеют для вузов МВД России, осуществляющих подготовку будущих оперативных работников по специальности «Правоохранительная деятельность» [94].

В ряде работ выполнены исследования по изучению особенностей подготовки и профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Однако, практически отсутствуют работы по исследованию особенностей структуры, динамики и условий формирования профессиональной мотивации учения у курсантов вузов МВД России — будущих оперативных работников. Поэтому предпринятое исследование особенностей формирования профессиональных мотивов учения курсантов вузов МВД России — будущих оперативных работников является актуальным.

Цель работы состояла в оценке особенностей структуры и динамики изменения профессиональных мотивов учения курсантов — будущих оперативных работников ОВД и разработке на основе этого научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы их формирования в ходе профессиональной подготовки в вузе МВД России.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— провести анализ причин, структуры и динамики отчисляемости курсантов вузов МВД России и психолого-педагогическую оценку трудностей обучения курсантов — будущих оперативных работников на различных этапах профессиональной подготовки в вузе МВД России;

— изучить динамику изменения профессиональной мотивации курсантов в вузе МВД России, а также оценить ее взаимосвязь с успешностью профессиональной подготовки курсантов;

— выявить уровни выраженности и структуру основных групп профессиональных мотивов учения курсантов, включая оценку их особенностей на различных курсах обучения и у курсантов с различной успешность профессиональной подготовки;

— с помощью методов многомерного математико-статистического моделирования оценить вклад основных групп профессиональных мотивов в успешность профессионального обучения курсантов, включая анализ в общей выборке и у курсантов с высоким, средним и низким уровнем успешности профессиональной подготовки;

— на основе результатов исследования обосновать содержание и структуру организационно-педагогической системы формирования профессиональных мотивов курсантов — будущих оперативных работников ОВД и в ходе педагогического эксперимента оценить ее эффективность.

— обосновать рекомендации по совершенствованию системы формирования профессиональной мотивации курсантов вузов МВД России.

Объект исследования — курсанты вузов МВД России — будущие оперативные работники ОВД.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональных мотивов курсантов вузов МВД России — будущих оперативных работников.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что эффективность и динамика процесса формирования профессиональных мотивов курсантов вузов МВД России — будущих оперативных работников ОВД определяется не только уровнем выраженности этих мотивов, но и имеет специфичность на разных курсах обучения и у курсантов с различной успешностью подготовки. Учет этих факторов, как части организационно-педагогической системы формирования профессиональных мотивов курсантов вузов МВД России, обеспечивает повышение качества их профессиональной подготовки и эффективность формирования профессионализма в вузе МВД России.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

— нормативные документы федерального и ведомственного уровня в области высшего профессионального образования;

— принципы системного анализа психических и педагогических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, В.А.Якунин);

— представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л Рубинштейн);

— акмеологический подход к анализу профессиональной деятельности и обучения (Б.Г.Ананьев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Е. И. Степанова, В. И. Хальзов, Ю.А.Шаранов);

— личностно-ориентированные теории развивающего и проблемного обучения (В.В.Давыдов, Л. В. Занков, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, А. Н. Печников, Д.Б.Эльконин);

— подход к обучению как к процессу управления психическим развитием человека (Б.Г.Ананьев, В. Ю. Кричевский, Н. В. Кузьмина, Е. И. Машбиц, Н. Ф. Талызина, В.А.Якунин);

— теоретические основы педагогики, концепции проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования (Т.К.Ахаян, Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский,.

A.П.Тряпицына);

— личностнои социально-деятельностный подход к подготовке офицерских кадров в высшей военной школе (А.В.Барабанщиков,.

B.Н.Герасимов, В. П. Давыдов, М. А. Лямзин, В. Я. Слепов, Н. Ф. Феденко, В. И. Хальзов, Я.Я.Юрченко);

— принципы и теоретические основы формирования профессионально важных качеств и личности в процессе обучения (А.Т.Иваницкий, Н. Ф. Гейжан, В. ВКарпов, В.Ю.Рыбников).

Основные научные положения, выносимые на защиту.

1. Эффективность и динамика процесса формирования профессионализма курсантов вузов МВД России — будущих оперативных работников ОВД тесно связаны с уровнем и особенностями структуры их профессиональных мотивов учения, которые имеют специфичность на разных курсах обучения и у курсантов с различной успешностью профессиональной подготовки.

2. Многомерная математико-статистическая оценка вклада основных групп профессиональных мотивов в успешность профессиональной подготовки курсантов позволяет установить не только особенности структуры и уровни выраженности этих мотивов, но и их задействованность (включенность в учебную деятельность) и определить направления совершенствования профессионального обучения и воспитания курсантов.

3. Важным элементом совершенствования системы формирования профессионализма курсантов вузов МВД России — будущих оперативных работников ОВД является организационно-педагогическая система целенаправленной оценки и формирования их профессиональных мотивов, включающая технологии профориентации и отбора, профессионализм профессорско-преподавательского состава и командиров, применение проблемно-развивающих методов обучения, различные формы внеучебной воспитательной работы, систему обратной связи.

Научная новизна и теоретическая значимость работы. Выявлены существующие противоречия, тенденции и направления повышения эффективности процесса формирования профессиональных мотивов у курсантов вузов МВД России — будущих оперативных работников. Установлены особенности и структура психолого-педагогических трудностей обучения курсантов вузов МВД Россиибудущих оперативных работников на различных курсах обучения. Показано, что трудности, которые испытывают курсанты в ходе обучения, имеют определенную специфичность на разных курсах, но с повышением профессионализма проявляется превалирование значимости дидактических трудностей. Кроме того, изучена динамика изменения профессиональной мотивации курсантов на различных курсах обучения в вузе МВД России, а также оценена ее взаимосвязь с успешностью их профессиональной подготовки. Впервые на основе результатов комплексного исследования выявлены особенности структуры и уровни выраженности основных групп профессиональных мотивов у курсантов — будущих оперативных работников на различных курсах обучения и с различной успешностью профессиональной подготовки. Обоснована и апробирована технология многомерной оценки взаимосвязи уровня выраженности и вклада основных групп профессиональных мотивов курсантов в успешность их профессиональной подготовки. На ее основе с помощью методов многомерного математико-статистического моделирования оценен вклад основных групп профессиональных мотивов в успешность профессионального обучения курсантов. Обоснованы содержание и структура организационно-педагогической системы формирования профессиональных мотивов курсантов — будущих оперативных работников в вузе МВД России.

Практическую значимость исследования составляют:

— теоретические и практические рекомендации по совершенствованию системы формирования профессиональных мотивов учения и профессионализма курсантов вузов МВД России;

— данные об уровнях выраженности и особенностях структуры профессиональных мотивов учения у курсантов — будущих оперативных работников на различных курсах обучения и с различной успешностью профессиональной подготовки;

— технология многомерной оценки вклада различных групп профессиональных мотивов в успешность профессиональной подготовки курсантов и рекомендации по ее использованию;

— рекомендации по совершенствованию системы формирования профессионализма курсантов вузов МВД России с использованием организационно-педагогической системы формирования профессиональных мотивов учения курсантов — будущих оперативных работников ОВД.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается реализацией методологических основ исследования, системным подходом к изучаемому объекту. Использованием современных методов исследования, их адекватностью поставленным научным целям и задачам. Применением математических способов обработки эмпирических данных, репрезентативностью эмпирической базы исследования, охватывающей 1238 курсантов, апробацией полученных результатов в авторских публикациях и выступлениях на конференциях, а также использованием этих результатов в реальном процессе профессионального обучения в вузе.

Апробация и реализация работы. Материалы диссертации отражены в 10 научных работах, из них 8 — опубликованы. Основные результаты работы и ее отдельные фрагменты докладывались на международных научно-практических конференциях «Превенция, коррекция и реабилитация в медицине, психологии и педагогике» (СПб., 2001) — «Медико-психологическая реабилитация: теория, практика, технологии и перспективы» (СПб., 2002) — «Медико-психологическая реабилитация сотрудников ОВД и ВВ МВД России» (СПб., 2003) — «Проблемы юридического образования» (СПб., 2004), региональной научно-практической конференции «Правоохранительная деятельность в Псковской области: история и современность» (СПб., 2004), научно-методических сборах профессорско-преподавательского состава Самарского филиала Саратовского института МВД России (1999, 2001, 2003). Они используются учебно-воспитательном процессе Саратовского института МВД России, Санкт-Петербургского университета МВД России.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 186 листах машинописного текста, содержит 20 рисунков, 28 таблиц и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложения. Литературный указатель включает 244 источника.

ВЫВОДЫ.

1. Успешность профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России тесно связана с уровнем и особенностями их профессиональной мотивации учения, негативные изменения которой приводят к снижению академической успеваемости, нарушениям дисциплины, межличностным и внутриличностным конфликтам и в конечном итоге обусловливают отчисление курсантов из вуза.

2. Основными причинами отчисляемости курсантов вузов МВД России являются мотивационные, а именно: «собственное желание» (59,6% от всех отчисленных) и «неуспеваемость» (10,1%), а также психолого-педагогические, обуславливающие делинквентное поведение («грубые нарушения дисциплины и законности» — 18,9%). Основной пик отчисляемости приходится на 1 и 2 курсы (67% от всех отчисленных). Этот этап обучения является критическим этапом адаптации в вузах МВД России. Ежегодный уровень отчисляемости курсантов вузов МВД России составляет 3−4% от всех обучаемых, за цикл обучения отчисляется 7−8% курсантов.

3. Трудности, которые испытывают курсанты в ходе обучения в вузе МВД России, имеют определенную специфичность на разных курсах обучения. На первых этапах обучения высока значимость служебно-бытовых и психологических трудностей. Однако, с повышением профессионализма у курсантов повышаются требования к эффективности подготовки, что проявляется в превалировании значимости дидактических трудностей, связанных с учебно-материальной базой, методическим обеспечением и качеством преподавания учебных дисциплин преподавательским составом.

4. Большинство курсантов вуза МВД России имеет достаточно высокую и устойчивую профессиональную мотивацию (34.5%-высокий и 56,2% -средний уровень профмотивации). Однако, в динамике профессиональной подготовки курсантов в вузе МВД России с повышением курса обучения уменьшается число лиц с высоким уровнем профессиональной мотивации (52% и 39% на 1 и 2 курсах, 37 и 35 на 3 и 4 курсах) и растет число курсантов со средним и низким ее уровнем (52% и 39% на 1 и 2 курсах, 37% и 35% на 3 и 4 курсах), что свидетельствует об определенных проблемах формирования профессионализма курсантов. На 2 курсе уровень профессиональной мотивации у курсантов значительно ниже, чем на других курсах., о 5. Ведущими профессиональными мотивами учения у курсантов будущих оперативных работников ОВД являются «профессиональные» и «личного престижа», которые статистически достоверно доминируют в общей структуре мотивов (Р<0.05−0.01). Менее значимы «прагматические», «познавательные» и «социальные». У курсантов 1 курса превалируют «профессиональные мотивы», а также «личного престижа» и «познавательные». На 2 курсе наиболее значимы мотивы «личного престижа», «профессиональные» и «прагматические». У курсантов 3 курса ведущими являются мотивы «личного престижа», «профессиональные» и «познавательные». У выпускников достоверно превалируют «профессиональные мотивы», а также «личного престижа» и «прагматические» (Р<0.05);

6. В общей структуре 5 групп профессиональных мотивов у курсантов вуза МВД России наиболее выражены «профессиональные мотивы» и «личного престижа». «Профессиональные мотивы» превалируют у курсан-тов 1 и 4 курсов, а «познавательные» у курсантов 1 и 3 курса. При этом у курсантов 2 курса обучения уровень «познавательных» и «профессиональных» мотивов наиболее низок- «прагматические» мотивы наиболее выражены у курсантов 2 и 4 курсов обучения- «социальные мотивы» имеют устойчивую направленность роста в динамике профессиональной подготовки от курса к курсумотивы «личного престижа» достаточно выражены у курсантов всех курсов, но наиболее выражены у курсантов 1 курса. I.

7. Сравнение профессиональных мотивов учения мотивов у курсантов Различных курсов с различной успешностью обучения свидетельствует о высокой положительной детерминации «профессиональных» и «познавательных» мотивов в успешности профессиональной подготовки на всех курсах. «Прагматические» мотивы имеют отрицательную детерминацию успешности обучения, они более выражены в группе слабоуспевающих курсантов и достоверно превалируют у этих лиц на 1 и 4 курсах. Значимость других групп учебных мотивов («социальные» и «личного престижа») в детерминации успешности обучения положительная и более выражена у первокурсников и выпускников вуза МВД России.

8. Выполненная с помощью регрессионного анализа многомерная оценка вклада основных групп профессиональных мотивов в успешность обучения курсантов вуза МВД России показала, что в общей выборке кур-сантовбудущих оперативных работников ОВД наибольший вклад в эффективности их профессиональной подготовки принадлежит профессио-нальным мотивам и мотивам личного престижа, суммарный вес (вклад в успешность обучения) которых составил 45% (23 и 25% соответственно). Эти данные указывают на резервы роста профессионализма курсантов, ко-торый может быть повышен за счет совершенствования познавательных и социальных мотивов, вклад которых относительно невысок (19% и 17% соответственно).

9. Многомерный анализ данных в группе курсантов с высокой успешностью профессиональной подготовки показал, что наиболее значимыми (исходя из коэффициентов регрессии) оказались профессиональные и познавательные мотивы, их суммарный вес (вклад в успешности обучения) составил 48% (27 и 21% соответственно). Значимость других групп мотивов ниже, однако, эти различия мало выражены. Следовательно, высокого уровня успешности деятельности курсанты достигают за счет синфазной сформированности всех пяти групп профессиональных мотивов, однако, доминирующими являются профессиональные и познавательные группы мотивов.

10. Многомерный анализ данных в группе курсантов со средним уровнем успешности обучения показал, что наиболее задействованы подсистемы профессиональных (23%), прагматических (20%) мотивов и мотивы личного престижа (22%), суммарный их вклад в успешность' деятельности составил 65%. Вклад познавательных и социальных мотивов в обеспечение их подготовки невысок (17 и 18%).

11. Многомерный анализ в группе низкоуспешных курсантов показал, что наибольший вклад в успешность обучения привносят прагматические мотивы (29%) и мотивы личного престижа (25%), которые более чем на половину определяют успешность подготовки этой категории курсантов. Малый вклад в успешность профессиональной подготовки в этой группе курсантов привносят профессиональные (14%) и познавательные (13%) мотивы, их формирование является важным резервом совершенствования профессиональной подготовки таких курсантов.

12. Эффективность формирования профессионализма курсантов вузов МВД России — будущих оперативных работников может быть существенно повышена за счет внедрения в учебно-воспитательный процесс организационно-педагогической системы формирования профессиональной мотивации учения. Ее экспериментальное использование обеспечивает статистически достоверные и более выраженные позитивные изменения уровня профессиональной мотивации у курсантов экспериментальной группы, внешних (успешность обучения, дисциплина, поведение) и внутренних (отношение к профессии, цели учения, активность в обучении) факторов мотивации, психологических качеств личности курсантов и уровня профессиональной подготовленности выпускников.

Практические рекомендации.

Для повышения эффективности процесса формирования профессионализма курсантов вузов МВД России предлагается реализовать следующие научно-обоснованные в диссертационной работе рекомендации:

1. Профессорско-преподавательскому составу, руководству, кадрово-воспитательному аппарату и командирам учебных подразделений (начальникам факультетов, курсов, командирам взводов) вузов МВД России в ходе учебно-воспитательной работы учитывать особенности, динамику и уровни выраженности профессиональных мотивов учения и трудности обучения курсантов различных курсов и с различной успешностью подготовки. Особое внимание обратить на курсантов 1 и 2 курса.

2. Управлению профессиональной подготовки ГУ К МВД России рекомендовать внедрить в вузах МВД России организационно-педагогическую систему формирования профессиональных мотивов учения у курсантов, создав для этих целей организационно-методические группы при управлениях учебно-методической работы (учебных отделах) из числа преподавателей (наставников, кураторов учебных групп), сотрудников кадрово-воспитательного аппарата (психологов, воспитателей), командиров подразделений и методистов учебного отдела.

3. Информационно-методическому центру ГУК МВД России целесообразно спланировать в 2005;2006 годах проведение научных исследований по созданию единой системы мониторинга формирования профессиональных мотивов учения курсантов в течение всего периода их обучения в вузе МВД России.

4. В вузах МВД России для молодых преподавателей и ввести учебные курсы «Педагогика профессиональной мотивации учения», а для командиров учебных подразделений (факультетов, курсов, взводов) занятия «Формирование профессиональных мотивов учения курсантов».

5. Руководству вузов МВД России, начальникам кафедр при подборе и аттестации офицеров-преподавателей и командиров учебных подразделений учитывать уровень их педагогической подготовки к управлению формирование профессиональных мотивов курсантов.

6. Психологам образовательных учреждений в ходе мониторинга формирования профессионально важных качеств обучаемых использовать методики «Профессиональная мотивация», «Трудности обучения», а также технологию многомерной оценки вклада различных групп мотивов в успешность обучения курсантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: Дисс. докт. пед. наук.-СПб.:СПбГУ, 1994.- 340с.
  2. Ю.В. Воспитание воинского долга у курсантов военных училищ ВВ МВД России. Дисс. канд. пед. наук. СПб.: СПбЮИ, 1994.238 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. -Л., 1968−339с.
  4. .Г. Проблемы современного человекознания. -М.: Наука, 1977.-380 с.
  5. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмео-логии. М: ИНФРА-М, 1995. -272 с.
  6. Т.В., Власов И. С. Подготовка юридических кадров в зарубежных странах.- М., 1976. 67с.
  7. B.C. Методологические основы управления профессиональной адаптацией обучаемых в системе высших образовательных учреждений МВД России: Дисс.. док. техн. наук. -М.: СПб Ун-т МВД России, 2000.-281 с.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Наука, 1979.-23 5с.
  9. Т.К. К вопросу о формировании позиции старших школьников в учебной деятельности// Проблема единства обучения и воспитания. -Л.: ЛГПИ, 1978. С.4−12.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  11. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. -М.-Педагогика, 1990. -136 с.
  12. A.B., Хальзов В. И. 'Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Л.:ВПУ МВД, 1988. -67с.
  13. A.B., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. -М.: ВПА, 1985. 179 с.
  14. В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л.: ЛГУ, 1977.-22 с.
  15. С.П. Профессиональная деформация сотрудников ОВД. // Вестник СПГУ, 1997. 40с.
  16. H.A. Оптимизация системы обучения иностранному языку курсантов вузов МВД (на примере преподавания французского языка): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2003.-27 с.
  17. П.Ф. Формирование навыков и умений воспитательной работы у курсантов учебных подразделений внутренних войск МВД: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М.: МГУ, 1987. 17 с.
  18. В.Н. Развитие познавательной активности курсантов ВВУЗ: Дис. канд. пед. наук. М., 1989. -271 с.
  19. В.А. Профессиональный психологический отбор. -М., 2003.-330с.
  20. БолгБ., Хуань Дж. Многомерные статистические методы для эргономики. М.: Статистика, 1979. — 317 с.
  21. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С.11−15.
  22. Е.А. Оценка и аттестация персонала. Серия «Теория и практика менеджмента».- СПб.: Питер, 2002.- 256с.
  23. В.П., Боровиков И.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windovs. M.: Информационно-издательский дом «Филин»., 1997.- 608с.
  24. В.М., Марьин М. И., Петров В. Е. и др. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел. Методическое пособие. -М.: ГУК МВД России, 2003. 211 с.
  25. B.JI. Юридическая психология. СПб., 2002.
  26. C.B. и др. Применение математических методов в задачах профессионального отбора и распределения кадров. Л.: МО. 1987. — 140 с.
  27. Е.А. Привлекательность труда как психологический аспект организационной культуры: Дисс.канд. психол. наук.- СПб.: СПбГУ, 2002.-222с.
  28. Л.С. Развитие высших психических функций. М., i960.- 320 с.
  29. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982.- 101 с.
  30. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 149 с.
  31. В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. С.-Пб.: С.-ПбГУ, 1991. — 75 с.
  32. Ф.М. Совершенствование процесса обучения стрельбе из табельного оружия в криминальных ситуациях курсантов специальных средних учебных заведений МВД России: Автореф.дисс.. канд.пед.наук.-СПб: СПб Ун-т МВД России, 2000.-27 с.
  33. В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когнитологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 144 с.
  34. В.И. Предмет психологии: дидактический аспект.-М.:Логос, 1994.-211с.
  35. Д., Стенли Д. Статистические методы в психологии и педагогике. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  36. Голубева Э.А.(Ред.) Способности и склонности.- М., 1989. 90-летию Б.М. Теплова) // Вопросы психологии. 1986 — N 5. — С. 18−30.
  37. И.И. Проблемные ситуации в обучении как важнейшее средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся ПТУ (на примере преподавания общетехнических дисциплин): Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- Л, 1974.- 24с.
  38. Г. И. Формирование военно-педагогической направленности у курсантов высших военно-политических училищ. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1990. 20 с.
  39. И.В. Развитие педагогической системы профессионального образования в учебных заведениях МВД России: Автореф.дисс.. док.пед.наук.-М.: Акдемия Управления МВД России, 1999.-57 с.
  40. В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Дис. докт. пед. наук. СПб.:СПбГУ, 1995. — 340с.
  41. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе. -М.: ВПА, 1983. 126 с.
  42. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ. Дисс.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1973. — 276 с.
  43. A.B. Кадры органов внутренних дел: современные проблемы обеспечения. СПб., 1999. — 86с.
  44. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся профтехучилищ: Дидактический аспект / Под ред. М. И. Махмудова. -М.:Педагогика, 1985. -152с.
  45. О.С. Педагогика индивидуальности. -Калининград, 1995.94с.
  46. С.Г. и др. Пакет прикладных программ «STATGRA-PHICS» на персональном компьютере. СПб., 1992. — 50 с.
  47. Гук О. Б. Повышение эффективности образовательного процесса с использованием информационных и телекоммуникационных технологий: Дисс.. кад.пед.наук.-СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000.-195 с.
  48. К.Ф., Ковалев М, А, Правоохранительные органы.-М.:изд.БЕК, 1995.-307с.
  49. В.П., Мороз И. И. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. -М.: ВПА, 1983.
  50. А.И. Самовоспитание личности: философско-этические проблемы. -М.: Политиздат, 1984.-285 с.
  51. .В. Проблемы подготовки юридических кадров в новых условиях.//Известия ВУЗ. Правоведение. 1993 — N2. — С. 107−112.
  52. И.Г. Влияние личности учителя на личностные проявления учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1985.-16с.
  53. В.М. Педагогические проблемы совершенствования системы воспитания курсантов учебных подразделений. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1975. 17 с.
  54. Директива Министра внутренних дел России № 1 от 19.06.96 г. «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». -М.:40с.
  55. Директива ГУК МВД России «Анализ текучести кадров в ОВД», -М.: 2003.-15с.
  56. Ю.В. Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — Новосибирск, 1998.- 18 с.
  57. И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1999. — 24 с.
  58. И.А. Воспитание профессионально-гуманистических качеств курсантов вузов МВД России (на примере вуза оперативно-розыскной специализации): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2002.-23 с.
  59. B.C. Формирование у слушателей юридических вузов культуры письменной речи: Дисс.. канд. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2003.-187 с.
  60. СА. Повышение качества обучения курсантов вузов МВД России на основе стилей мышления: Дисс.. канд. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000.-175 с.
  61. М.И. Основы управления процессом обучения с учетом активизации человеческого фактора. Л., 1987. — 145с.
  62. М.И. Эффективность процесса обучения в высшей школе (сущность и оценка). Л., 1985. — 115с.
  63. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и формирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в ВУЗе: Дисс.. докт. пед. наук.- СПб, 1994.- 368с.
  64. Л.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников органов внутренних дел: Дисс.. канд. пед. наук. СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2002.-210 с.
  65. A.M. Навыки и их роль в профессиональном обучении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Л., 1975.
  66. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  67. A.M. и др. Концепция развития юридического образования и ее реализация в подготовке военных юристов//Советское государство и пра-ВО.-1990.- N9 С.24−25.
  68. И.Н., Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел. М. Д999. С. 202.
  69. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов ввузов МВД к службе во внутренних войсках. Дисс. канд. пед. наук. М.: ВПА. 1987.- 235 с.
  70. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России. Дисс.. докт. пед. наук.- СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000. 353с.
  71. И.П. Подготовка будущих офицеров внутренних войск МВД России к обеспечению безопасности жизнедеятельности военнослужащих: Дисс.. канд. пед. наук.-СПб.: СПб Ун-т МВД России, 1999.-208 с.
  72. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. — 342 с.
  73. Дж. М., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. М.: Дело, 1994.
  74. Е.П. Изучение свойств нервной системы. Ярославль. Яро-славск. гос. ун-т, 1978. — 359 с.
  75. Е.П. Психология воли. СПб., 2001. — 346 с.
  76. Н.Ф. Влияние личности преподавателей военного училища на курсантов в педагогическом общении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.: ВПА, 1983. -21 с.
  77. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии: Методическое пособие, М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000.-133с.
  78. С.Б. Мотивация труда. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998.-224 с.
  79. Н.С. Формирование профессиональной компетентности у слушателей вузов МВД России в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб.: СПб Ун-т МВД России, 1999.-23 с.
  80. М.Г. Особенности обучения иностранному языку представителей коренных народов Сибири (на примере вузов МВД России): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000.-27 с.
  81. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. -М., 1968.
  82. В .Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД: Дисс. канд. пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1994. -257с.
  83. В.Я. Система научного обеспечения профессионально подготовки слушателей вузов МВД России: Дисс.. док. пед. наук. СПб.: СПб Ун-т МВД России, 1998.-410 с.
  84. С.П. Педагогические основы формирования культуры управленческой деятельности у курсантов вузов МВД России: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000.-27 с.
  85. И.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М.: Экономика, 1968. -79 с.
  86. КлимовЕ.А. Психология профессионала.-М., 1996.-168с.
  87. В.И. Мотивы поведения и деятельности. -М., 1988.
  88. А.Г. Педагогические факторы формирования профессиональной направленности: Дисс.. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1977. — 167 с.
  89. А. ЕХЕЬ-97. Дюссельдорф -Киев -Москва -Санкт-Петербург: Изд. группа ВНЫ, 1997. 528с.
  90. Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальный период обучения: Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1989. — 15с.
  91. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел РФ. Решение Коллегии МВД России N5km/2 от 22.10.2003 г.
  92. Концептуальные основы совершенствования работы с кадрами // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований ГУК МВД России. 1996. № 3. С. 9−10.
  93. .Б. Типологические особенности стиля деятельности руководителей разной эффективности //Вопросы психологии.-1984.- N6.- С.16−25.
  94. .Б. Педагогические и управленческие способности и их диагностика. М., 1991.-56с.
  95. В.Ф. Прогнозное моделирование системы педагогических умений в ее динамике: Дисс. канд. пед. наук. — Л.: ЛГУ, 1986. -300 с.
  96. , A.A. Повышение эффективности процесса формирования офицера-профессионала в ВВУЗ внутренних войск МВД: Дисс. канд. пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1996. — 230с.
  97. С.В. Психологические s.основы управления персоналом. -СПб., 1998.-92с. ,.¦:. , — •.. ¦.. ¦: ., t ". г .•.!'">". 1 •. ' ?* : —. ' ' • ' * • ' i
  98. Кравчук. П.ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: Автореф. дис. докт. филос. наук. -М., 1992.-32с., ,: .
  99. A.A., (ред). Психологическое обеспечение социального развития человека.-, J1.: ЛГУ, 19§ 9. 144 с., .103., Крылов A.A. (ред.) Психология.Учебник.- М.:Проспект, 2003.- 668с.
  100. Л.Д. Системно-психологическая оценка кадровруко-водства и управленческих систем. Кишинев., 1983.
  101. Е.С. Вопросы социальной психологии руководства // Психология-производству и воспитанию.-Л., 1977.,. ,-106. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — М., 1967.
  102. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.:ЛГУ, 1970. -.114 с.
  103. H.B. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 183 с.
  104. Н.В. Педагог как организатор педагогического воздействия. // Основы вузовской педагогики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — с. 84−102.
  105. Ш. Курушин В. М. Роль руководителя органа внутренних дел в организации воспитательной работы с личным составом. М.: ГУВД Мособлиспол-кома, 1991.-70 с.
  106. В.М. Система и основные направления воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел // Организация работы с кадрами в органах внутренних дел. Курс лекций. М., 1997. С. 195.
  107. Лавреева М. С: Оптимизация обучения иностранному языку курсантов вузов МВД России с использованием интенсивных методик: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -СПб.:СПб Ун-т МВД России, 2002.-23 с.
  108. С.Г. Оценка профессионализма офицеров-преподавателей юридических вузов МВД России: Дисс. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1997. — 230 с.
  109. О.М. Подготовка младших командиров курсантских подразделений в условиях ВВУЗ МВД: Дисс. канд. пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1995. — 225с.
  110. И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля. Дисс.. докт. психол. наук. М, 2002. -432с.
  111. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  112. Х.Х. Кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации. СПб., 1998. -150с.
  113. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с.
  114. Т.Г. Формирование профессионально-коммуникативной культуры у слушателей вузов МВД России: Дисс.. канд. пед. наук.-СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2002.-148 с.
  115. П.А. (ред.) Уголовный процесс: Учебник для вузов. -М.: Юрист, 1995.-554с.
  116. A.C. Воспитание характера в школе. // Соч. в 7 т. Изд-во АПН РСФСР. 1958, т.5.
  117. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дисс.. докт. психол. наук.-СПб.- 1996.-393с.
  118. С.И. Психология тренинга.- СПб., 1997.
  119. Л.В. Педагогические основы индивидуального подхода к курсанту ввуза. М., 1995, 147 с.
  120. В.Л. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. -191 с.
  121. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -309 с.
  122. М.И. и др. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях.- М.: ГУК и КП МВД России, 2001.- 308с.
  123. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М., 1972.
  124. В.Н. Введение в психологию человека. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003 г.-380с.
  125. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
  126. МенжегаЮ.Д. Совершенствование процесса формирования военно-профессиональной направленности курсантов вузов внутренних войск МВД России: Дисс.. канд. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000.-198 с.
  127. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Просвещение, 1986. — 253 с.
  128. Методы системного педагогического исследования. Д.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  129. Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Саранск, 1991.
  130. Г. И. Профессионализм общения. СПб., 1993.-56 с.
  131. В.А., Бегун В. И. Научно-естественные основы и оптимальные методы обучения.- JL: ВСОК, 1991. 147с.
  132. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981.- 144 с.
  133. А.Е. Педагогическое моделирование профессиональной подготовки экономистов в вузе МВД России: Дисс. .канд. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2002.-188 с.
  134. Г. А. Формирование профессионализма у курсантов юридических вузов МВД будущих следователей: Дисс. .канд. пед. наук.-Калининград, 1998.-189 с.
  135. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  136. Г. С. (ред.). Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 1991. — 152 с.
  137. Г. С. (ред.). Психология профессиональной подготовки. СПб.: СПбГУ, 1993. — 172 с.
  138. В.А., Иванова JI.H. Обучение учению: Практикум, Личност-но-ориентированный психотренинг. -Н.Новгород, 1996.
  139. В.А., Иванова Л. Н. Психотехника личностного ориентированного роста. -Н.Новгород, 1997.
  140. О.В. Педагогическая система развития коммуникативных способностей курсантов высших военно-учебных заведений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.- СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000.-19с.
  141. B.C. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. -Д.: ВПУ МВД, 1986.- 39с.
  142. B.C. Акмеологические проблемы воспитания профессионально-нравственной культуры.- СПб., 1996. -220с.
  143. B.C., Манько Ю. В. Адаптация солдат внутренних войск. Д.: ВПУ МВД, 1976. — 38с.
  144. И.В. Система научного обеспечения эффективного использования новых информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов: Дисс.. док. пед. наук. -М: ВНИИ МВД России, 2001.-426 с.
  145. А.И. Личные качества и ответственность руководителя. -М., 1982.-64с.
  146. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД: Справочное пособие / Под ред. Бовина Б. Г., Мягких Н. И., Сафронова А. Д. М.: НИЦПМО, 1997. — 344 с.
  147. Основы управления органами внутренних дел: Учебно-методические материалы. / Сост. Д. Н. Безрядин М.: Академия управления МВД России, 2000. — 152 с.
  148. Г. И. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях: Дисс.. канд. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000.-235 с.
  149. В.П., Ростунов А. Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи. М.: Воениздат, 1988. — 219 с.
  150. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив.-М.: Политиздат, 1982. 255 с. Подготовка кадров полиции за рубежом. Реферативный сборник. М.:Академия МВД, 1987.
  151. А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем.- Петродворец, 1995.-325с.
  152. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.- 258с.
  153. K.K. Психология труда. М.: Профиздат, 1979. — 216 с.
  154. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 255 с.
  155. Н.О. Культурологические аспекты профессионально-педагогической деятельности. Дисс. канд. пед. наук. -СПб.:СПб, 1995.
  156. Приказ МВД России от 20.03.96 г. № 145 «О концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России».
  157. Ю.П. Организационные и правовые проблемы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. СПб., 1998. -26с.
  158. Пути и средства формирования у студентов положительной мотивации учения. Метод, рекомендации. — М.:БГУ, 1989.-14с.
  159. Работа с кадрами: Психологический аспект. М.: Экономика, 1990. -168 с.
  160. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982. -430 с.
  161. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск: 1993. — 83с.
  162. A.A. Психология личности: социализация, поведение, общение.- СПб.: «прайм-Еврознак», 2004.- 416с.
  163. .У., Татур А. О. Методические вопросы разработки заданий в тестовой форме. // Разработка тестов в вузе. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 1994.
  164. C.JI. Проблемы общей психологии. / Отв.ред. Шорохо-вой E.B. М.: Педагогика, 1973. — 425 с.
  165. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. -140 с.
  166. В.Ю., Караулов O.A. Психофизиологические основы индивидуализации обучения.- СПб., 1998. 96 с.
  167. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Дисс.. докт.психол.наук. СПб.: СПбУ-т МВД, 2000. -433с.
  168. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и пептидная регуляция состояния специалистов экстремального профиля. СПб.: СПбУ-т МВД, 2000. -205 с.
  169. В.Ю. Экспресс-методика «Прогноз-2» для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в ВУЗ // Тез. докл. на всеарм. совещании. М.: Воениздат, 1990. — С.132−135.
  170. В.П., Андреева И. А., Рыбников В. Ю. и др. Концепция психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных заведений МВД России. -СПб.: СПб Академия МВД, 1997.- 110 с.
  171. П.П. Служба в органах внутренних дел.- М.: Юрист, 1997.
  172. И.А. Педагогические основы индивидуализации обучения слушателей военно-инженерных училищ: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 1992.
  173. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России.: Дисс. .докт. пед. наук, СПб., 1995.
  174. И.А. Педагогическая диагностика: проблемы и перспективы в высшей военной школе. СПб., 1998. — 150с.
  175. В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР: Дисс. .докт. пед. наук.- JL, 1973.-458с.
  176. В.Я. Принципы обучения советских воинов. Д.: ВВМУРЭ, 1984. -29 с.
  177. В.Я. Коллектив курсантского подразделения и пути его сплочения и укрепления. JL: ВВМУРЭ, 1983. 22 с.
  178. Е.С. (ред.). Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. JL: МГУ, 1984. — С. 177.
  179. В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. -М.: Академия управления МВД, 2004.- 60с.
  180. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. — СПб., 1995, 168 с.
  181. A.M. Психологическая подготовка сотрудников ОВД.: -М.: Академия управления МВД России, 1991.
  182. Е.Ю. Психологические условия эффективной деятельности командира подразделения по формированию дисциплинированности у курсантов вузов: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1988, с. 2.
  183. Ю.Г., Алферов Ю. Г., Гордеев В. В. Причины и условия текучести кадров в органах внутренних дел М.: ВИПК МВД, 1997.-49с.
  184. В.И. Формирование готовности курсантов вузов МВД к военно-патриотическому воспитанию военнослужащих внутренних войск: Дисс.. канд. пед. наук.-СПб.: СПб Ун-т МВД России, 1999.-170 с.
  185. Г. В. Математико-психологические модели деятельности . СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 64с.
  186. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Д.: Изд. Ленингр. ун-та. 1972. — 429 с.
  187. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975,-272 с.
  188. И.Ф. Творческие проблемы разработки модели специалистов // Современная высшая школа. 1986. N 2 (54). — с.75−84.
  189. А.Ф. Теоретические основы совершенствования педагогической культуры сотрудников органов внутренних дел: Дисс. док.пед.наук.-СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000.-3 71 с.
  190. .М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 188 с.
  191. A.B. Теория и практика воспитания сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дисс. .док. пед. наук. -М: СПб Ун-т МВД России, 2002.-35 с.
  192. A.A. Психолого-педагогические факторы продуктивности индивидуальной педагогической деятельности по развитию техническоготворчества учащихся профтехучилищ: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Д.: ЛГУ, 1990.- 267с.
  193. A.B. Организация самостоятельной работы студентов с учетом личностных факторов: Дисс. канд. пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1994. — 180с.
  194. А.Б. Дидактическая система комплексного применения современных информационно-педагогических технологий в вузах МВД России: Дисс.. док. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2002.-350 с.
  195. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. М.: Учпедгиз, 1953. — 639 с.
  196. И.Е. Очерки вузовской педагогики.- Сара-тов:Изд.Сарат.ун-та, 1984.- 252с
  197. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. -М., 1966.
  198. В.И. Кадровое обеспечение системы МВД России: современные проблемы. СПб., 2000.-45с.
  199. В.П. Особенности взаимодействия преподавателей и студентов при активном методе обучения: Дисс.. канд. пед. наук.- Л.:ЛГУ, 1983.- 249с.
  200. В.И. Формирование у курсантов педагогической подготовленности к деятельности политработников подразделения внутренних войск: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М.: ВПА, 1979. — 20 с.
  201. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск: Дисс. .докт. пед. наук. СПб., 1991. 320 с.
  202. В.И. Акмеологические основы конфликтологии. СПб., 1994. -288 с.
  203. В.И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Л., 1988.- 66 с.
  204. В.И. Педагогические основы обучения военнослужащих внутренних войск.-Л.:ВПУ МВД. -1987.- 90с.
  205. В.И., Олейников B.C., Иваницкий А. Т. Опорные конспекты-схемы по педагогике для внутренних войск. Л.: ВПУ МВД. -1987.- 76с.
  206. В.В. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов в вузе МВД России на основе технических средств обучения: Ав-тореф. дисс. .канд. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2003.-23 с.
  207. В.А., Селегень., Крюков М. П. Теоретические основы и методы совершенствования управления подготовкой военных специалистов. -1990.-863 с.
  208. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1081. — 208 с.
  209. С.Д. Воспитание физической культуры у слушателей вузов МВД России: Дисс. .канд. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000.-154с.
  210. Ю.Д. Динамика профессиональной направленности студентов педагогического ВУЗа (на примере специальностей естественнонаучного цикла): Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-Киев, 1978.- 29с.
  211. П1уваев В. А. Совершенствование педагогической системы воспитательной работы в вузах МВД России: Автореф.дисс.. канд. пед. наук. -СПб.: СПб Ун-т МВД России, 2000.-23 с.
  212. В.А., Шестаков А. Г. Актуальные проблемы психологии управления в органах внутренних. Методическое пособие.- СПб.: СПб академия МВД РФ.- 1997 22с.
  213. Я.Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Л., 1971.
  214. Я.Я. Психология и педагогика в деятельности офицера. Л., 1984. -323с.
  215. В.В. Современный словарь по психологии.- Мн.: Современное слово, 1998.-768с.
  216. В.А. История психологии.- СПб., 1998. -376с.
  217. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1988. — 160 с.
  218. В.А. Современные методы обучения в высшей школе. Л.: ЛГУ, 1991.- 114 с.
  219. В.А. Психология учебной деятельности студентов. -М.: 1994. 156 с.
  220. Aspy D. N. The effect of teachers inferred seif-concept upon student ashievement. Journ. of Educational Reserch, 68, 1978.
  221. Blankstein K. Self kontrol and self modification. -N.Y.-1982.-138p.
  222. Cattel R.B. Hand boock of the sixteen personality factor questiounaire. -Chicago, 1968.-262 p.
  223. Darling-Hammond L. Teacher professionalism and accountability // The education digest. 1989. Vol. 55. No. 1.
  224. Eheng Kai-mind, Jin Xinhno Gu Xaiofo. From training to Education. Lifelong learning in China//Comparative Education.-1999, — V35.-№ 2.
  225. Eisner E. W. The art of edukational evalution. A personal view. The palmer press. London, 1985. 275 p.
  226. Eysenk H.I. The biological basis of personality. Springfield, Illions: Thomas, 1967.
  227. Gaibo J. J. An exploration of the effects of the relationships of adolescents and adults on learning in secondaryschools // The High School Journal. 1983. Vol. 71. No. 2.
  228. Griffin M. P. The teacher artist // The education digest. — 1989. Vol. 54. No. 8.
  229. Hall E. The Hidden Dimension. N. Y., 1966.
  230. Hassard I. Creating Cooperative Learning Environments. Menlo Park, California, 1987.
  231. Hoffman M.L., Saltzstain H.D. Parent discipline and the child moral development//J. Personality and social psychology.-1987.-Vol.5.
  232. Johnson S., Johnson C. The one minute teacher How teach other to teach themselves.N. Y., 1989.
  233. Kagan S. Cooperative Learning: Resources for teachers. Riverside, California: University of California, 1986.
  234. McCollum K. Colleges urged to use technology to promote «lifelong learning"//The chronick of higher education.-1999, September. 24., V., XL VI.
  235. Mitina L.M. The models of teachers behavior and students personally development. V European conf. On develop. Psychology. Seville, Spain. 1992.
  236. Niemerko B. Taksonomia Celow Wychowania// Kwartalnik Pedagogiczny. 1979. N24.-S.67 68.
  237. Patterson C. H. Humanistic Education. Englewood Cliffs. New Jersey, 1973. P. 21.
  238. Siliberman C. Crisis in the Classroom: The Remaking of American Education. New York, 1970. P. 196.
Заполнить форму текущей работой