Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогические основы развития благотворительности в России: На материалах Тамбов. 
губернии XIX-XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отечественная благотворительная деятельность в силу ряда причин стала одним из наиболее притягательных объектов исследований. Степень разработанности отдельных проблем российской благотворительности в дореволюционном обществознании такова, что потребовала углубленного изучения и обобщения на уровне отдельного раздела настоящего исследования (см. 1.2. диссертации). При этом приходится… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. Социально-педагогические и историографические аспекты российской благотворительности
    • 1. Благотворительность и милосердие как социально-педагогические ценности
    • 2. Историографические и педагогические основы проблемы благотворительности
    • 3. Основные направления благотворительной деятельности в Тамбовской губернии (XIX-XX вв.)
  • Глава II. Благотворительность как форма социальной помощи населению в Тамбовской губернии 76−158 (XIX-XX вв.)
    • 1. Социально-педагогическая помощь органов местного самоуправления жителям губернии в сфере образова- 81−100 ния и просвещения
    • 2. Благотворительные общества: направления социаль- 101−130 ной деятельности
    • 3. Тамбовские благотворители и меценаты: «не милость, а движение души»

Социально-педагогические основы развития благотворительности в России: На материалах Тамбов. губернии XIX-XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ПЛАН:

Глава 1. Социально-педагогические и историографические аспекты российской благотворительности.

1. Благотворительность и милосердие как социально-педагогические ценности.

Sc.2. Историографические и педагогические основы проблемы благотворительности.

3. Основные направления благотворительной деятельности в Тамбовской губернии (XIX-XX вв.).

Глава 2. Благотворительность как форма социальной помощи населению в Тамбовской губернии (XIX-XX вв.).

1. Социально-педагогическая помощь органов местного самоуправления жителям края.

Sc.2. Благотворительные общества: направления социальной деятельности. &.3. Тамбовские благотворители и меценаты: «не милость, а движение души».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ.

Процесс социальных реформ в России в конце XX века связан с новыми ориентирами гражданской культуры, где социальная помощь и защита занимают особое место.

Поиск национальной и культурно-обусловленной стратегии развития общества встает перед проблемой адаптации и совместимости традиционных ценностей российского менталитета и этики рыночных отношений.

Выход из сегодняшнего кризиса на мировоззренческом и социально-педагогическом уровне видится в разработке модели социальной помощи, максимально соответствующей специфике и традициям российской культуры, истории и педагогики.

Общественная практика предлагает адаптационный механизм, позволяющий сгладить противоречия и совместить в модели социальной помощи традиционные и инновационные для нашей культуры социально-педагогические ценности. Это благотворительность, которая на этапе становления рыночных отношений выполняет в обществе компенсаторные функции и в то же время является одним из способов позитивной самореализации личности.

В связи с этим крайне актуально познание и теоретическое осмысление опыта благотворительности, имевшей в России глубокие социально-педагогические основы.

Она являлась частью российской культурыее традиции имеют столь глубокие корни, что можно говорить об определенном образе жизни в дореволюционной России, основанном на милосердии и особых духовных началах заботы о ближнем.

Особую актуальность проблемам мировоззренческих основ, истории и практики благотворительности в нашей стране придают нравственные характеристики предмета исследования. Наглядное описание нравственного примера — один из самых действенных приемов в социальном воспитании. Объективно воссозданная историческая картина благотворения в России дает богатейший материал для превращения нравственного воспитания в практическую школу благонравия, в чем так нуждается наше общество.

Несмотря на то, что тема исследования находится на пересечении двух перспективных направлений — истории благотворительности и социальной педагогики в дореволюционной России — данная проблема остается пока еще недостаточно изученной.

Актуальность определяется также современной потребностью выработки принципов, методов, технологий социальной работы с различными категориями населения.

В условиях реформирования всех сторон российского общества и возникновения новой социальной ситуации остро встал вопрос о концептуальном изменении социальной политики, все больше активизируются общественные силы регионов, повышается роль и ответственность муниципальных органов власти, что требует оптимизации взаимодействия различных субъектов социальной политики, модернизации правовых основ их деятельности, улучшения планирования и прогнозирования, создание эффективной системы социальной защиты населения.

Перспективы развития исследований, практика социальной работы, организация подготовки и повышение квалификации социальных работников всех уровней должны быть неразрывно связаны с изучением отечественных социально-педагогических традиций. Обращение к опыту прошлого дает возможность всесторонне познать исторические корни и предпосылки возрождающегося ныне культурного сотрудничества в социальной работе светских и религиозных структур, их совместного участия в образовании и воспитании молодежи, в оказании помощи малоимущим слоям населения, в осуществлении гуманистических актов милосердия. Изучение дореволюционного опыта (в частности, деятельности земств и органов городского самоуправления в области социальной сферы) также становится актуальным для вновь созданных сегодня органов местного самоуправления, которым при новой структуре управления приходится претворять в жизнь многие социальные программы.

Отечественная благотворительная деятельность в силу ряда причин стала одним из наиболее притягательных объектов исследований. Степень разработанности отдельных проблем российской благотворительности в дореволюционном обществознании такова, что потребовала углубленного изучения и обобщения на уровне отдельного раздела настоящего исследования (см. 1.2. диссертации). При этом приходится констатировать, что исследование начато в малоразработанной области современного научного знания, так как практическое отсутствие интереса к проблеме или ее замалчивание в советский период, связанный с приматом государственного патернализма, вызвали элементарное забвение дореволюционного историографического наследия по проблемам отечественного благотворения, не говоря уже о разработке приемлемых методологических подходов к его исследованию. Современные, начиная с 1991 года, и пока еще отдельные попытки научного анализа различных аспектов феномена российской благотворительности в отечественной науке, как и реальные достижения в этой области ряда зарубежных исследователей не только стали частью предмета изучения в пределах упомянутого раздела диссертации, но и окончательно убедили в необходимости и правильности выбора проблемы исследования.

С учетом этого была определена тема исследования: «Социально-педагогические основы развития благотворительности в России (на материалах Тамбовской губернии XIX—XX вв.)».

Объект исследования: процесс развития благотворительности в России и Тамбовской губернии в XIX—XX вв.

Предмет исследования: социально-педагогические основы благотворительной деятельности государства, общественных организаций и частных лиц.

Цель исследования: на основе комплексного анализа архивных и опубликованных источников изучить и проанализировать социально-педагогические основы благотворительности в дореволюционной России и в Тамбовской губернии.

Задачи исследования:

1. Проанализировать историографию проблемы российской благотворительности и социально-педагогические идеи, оказавшие воздействие на ее развитие.

2. Выявить особенности формирования милосердного отношения к окружающим, раскрыть роль национальных традиций и социально-педагогических ценностей в процессе развития благотворения.

3. Изучить направления, формы и методы частной и общественной благотворительной деятельности в Тамбовской губернии в XIX—XX вв.еках с учетом активизации общественной самодеятельности и специфики взаимоотношений государства и общества.

4. Разработать на основе исследования с учетом современной социальной практики рекомендации, направленные на использование исторического опыта благотворительности в современных условиях.

Хронологические рамки исследования — XIX—XX вв. — отрезок времени, позволяющий проследить развитие благотворительности в России на примере Тамбовской губернии до и после реформ 60−80 годов XIX века: от государственно-административного к общественному и частному призрению. Исследование феномена благотворительности XX века ограничивается 1917 годом. И, хотя Тамбовская губерния была расформирована в 1928 году, — это временное ограничение оправдано тем, что после Великой Октябрьской социалистической революции происходит сужение кластеров познания социальной помощи дореволюционного периода и оформляется новая парадигма знания о социальном обеспечении и социальном страхованиии в социалистическом государстве.

За рабочую гипотезу были приняты следующие положения: благотворительная деятельность будет эффективной, если она:

— реализуется в конкретных исторических условиях, имеет общественные потребности и будут востребованы национальные и социокультурные традиции;

— способствует решению не только социально-педагогических задач, но также способна предупреждать развитие социального неблагополучия;

— будет являться средством самореализации личности благотворителя, оказывая педагогическое воздействие на него как субъекта благотворительности;

— поощряется государством и обществом.

Методологической основой диссеутаиионного исследования явились философские и историко-педагогические концепции, раскрывающие закономерности общественного развития и становление благотворительностивлияние социально-политических, экономических, идейно-педагогических факторов на социально-педагогическую деятельность земстввзаимосвязь задач социально-педагогической деятельности и задач социального воспитания.

Основными познавательными принципами в условиях конкретизации обозначенного методологического пласта стали: а) объективностьб) историзмв) полный учет социально-объективного в предмете исследования. В силу того, что методологические принципы реализуются в научном труде как через совокупность функций, требований, так и через систему методов, — в работе использованы методы: анализ литературных и архивных источников, теоретический анализ и синтез педагогических исследований, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, статистический, которые позволили глубже познать отдельные общественные явления, раскрыть суть социальных процессов, оказавших влияние на социально-педагогические основы развития благотворительности в Тамбовской губернии и в целом российского общества в XIX—XX вв.еках.

Источниковая база. Работа выполнена на основе комплекса выявленных исторических источников, которые условно можно разделить на несколько групп.

К первой относятся, как правило, впервые вводимые в научный оборот архивные источники: отчеты, записки и справки о деятельности различных общественных благотворительных объединений, документы земства и городского самоуправления. В процессе работы над темой были использованы материалы Государственного архива Тамбовской области. Прежде всего, это фонды Тамбовского наместника и канцелярии тамбовского губернатора, Тамбовского губернского по земским и городским делам присутствие, Тамбовского губернского по делам об обществах присутствия, городских и земских управ, и некоторых других.

Широко представлены фонды благотворительных учреждений и организаций. В отдельные фонды выделены такие благотворительные общества, как «Уездные комитеты помощи пострадавшим от неурожаев» (44, фф. 57, 303), «Тамбовское общество попечительства о бедных» (63, ф. 915), «Тамбовский благотворительный комитет» (44, ф. 173), «Правление общества по устройству народных чтений» (44, ф. 984) и др. Выбор этих исторических источников позволяет не только смоделировать социально-педагогические основы благотворительности через обращение к фактам создания и деятельности благотворительных заведений, учреждений и обществ на примере провинции, но и убедиться в объективности и полноте той открытой информации, которая имела место в опубликованных многочисленных отчетах и сообщениях в периодике.

Вторую группу источников составляют опубликованные отчеты, обзоры, сборники, посвященные развитию социального призрения в Тамбовской губернии. Разрешительный характер и сложная процедура открытия любых видов благотворительных заведений и организаций подразумевали и постоянный последующий контроль за их деятельностью, что вызвало к жизни массу документов отчетности, предоставляемой по инстанциям и обязательной к опубликованию. К ним относятся опубликованные материалы губернского земства: журналы земского собрания, отчеты губернской земской управы, постановления губернского земского собрания, отчеты различных общественных организаций, благотворительных обществ и учреждений. Большим подспорьем в работе послужил «Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год «(Тамбов, 1903), в котором широко представлен раздел по благотворительности, даны описания общественных организаций, обществ, занимавшихся общественным призрением. Эти источники сохранились главным образом с 1900 по 1914 годы, реже встречаются адрес-календари XIX века.

Отдельные документы по истории (главным образом учебных и медицинских заведений) включены в хрестоматию по истории Тамбовского края (88). Интересные материалы о спектаклях и концертах в пользу бедных собраны Н. Емельяновой (69). Ряд фактов, касающихся благотворительной деятельности, описаны В. Кученковой (106,107). Содержательные/статьи по истории тамбовской благотворительности включены в сборник «Исторические корни социальной работы в Тамбовской области» (89).

Третья группа источников — это опубликованные в большом количестве документы разного рода благотворительных организаций, юбилейные обзоры и очерки деятельности, издававшиеся благотворительными обществами, дающие представление о характере и содержании деятельности благотворительных организаций.

Еще одна, также объемная и информационно-насыщенная группа источников — это периодическая печать. Страницы газет, как губернских, так и уездных, также содержали многоплановую информацию о различных сторонах благотворительной деятельности.

Документы, касающиеся деятельности различных благотворительных организаций Тамбовской губернии, сведения о сборах пожертвований, оказании социальной помощи встречаются в периодической печати того времени, в частности, в газетах: «Тамбовские губернские ведомости» (1881, 1897, 1898, 1900, 1901 гг.), «Тамбовские епархиальные ведомости» (1897, 1904, 1909, 1911;1915 гг.), «Тамбовский край» (1914;1915 гг.), «Тамбовский листок» (1914;1915 гг.), «Козловская жизнь» (1912), «Козловская газета» (1902, 1907 гг.), «Козловская мысль» (1914;1915 гг.), «Кирсановский вестник» (1913;1915 гг.).

Интересные сведения о Тамбовской губернии XIX—XX вв. содержат известные энциклопедические словари Брокгауза и Ефрона, братьев Гранат.

В работе над диссертацией использовались труды современных и, главным образом, дореволюционных историков. О земствах, их функциях и деятельности, в том числе в сфере призрения, народного образования, здравоохранения, борьбы с безработицей, страхования и пр. писали Г. А. Герасименко, Л. Е. Лаптева, Н. П. Пирумова. Наиболее полным информатором до сих пор остается четырехтомное издание Б. Б. Веселовского «История земства», в последнем томе которого есть сведения о Тамбовской губернии и ее земстве (46, 109, 182, 40).

Вопросам благотворительности в целом (со сведениями о социальной практике в Тамбовской губернии) посвящен ряд изданий «синтетического» характера. В них после исторического очерка следуют статистические и описательные характеристики направлений социальной помощи, отдельных благотворительных обществ, учреждений и заведений (29, 30, 26, 27). Таким образом, исследуемая тема обеспечена многообразным материалом. Однако насыщенность источниками отдельных проблем и аспектов темы далеко не одинакова.

Исследовательская работа проводилась с 1993 по 1999 гг. и включала три этапа.

I этап (1993 — 1994 гг.) — знакомство с источниками и литературой по проблеме благотворительности в дореволюционной России. Накопление эмпирических данных, оформление и защита дипломной работы по теме «История благотворительности в Тамбовской губернии на рубеже XIX—XX вв.еков» в Институте молодежи (г.Москва).

II этап (1995 — 1997 гг.) — изучение исторического опыта деятельности земских органов в развитии просвещения и образования в Тамбовской губернии. Работа с архивными материалами, изучение философской, педагогической литературы по проблеме. Разработка учебного курса «История благотворительности в Тамбовской губернии (XIX-XX вв.)», методических пособий к нему и апробация его на областных курсах повышения квалификации работников социальной сферы, на факультете социальных педагогов и социальных работников в Тамбовском госуниверситете.

III этап (1998 — 1999 гг.) — обобщение накопленного материала, его систематизация и оформление в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в многоуровневом анализе благотворительности как социально-педагогической ценностив научный оборот введен ряд архивных и опубликованных источников, прежде не привлекавших внимания исследователей данной проблемыпроанализирована и оценена деятельность Тамбовского земства в развитии народного образования и просвещенияна основе толерантности к богатому дореволюционному наследию в области теоретических изысканий по проблеме российского благотворения использованы методологические подходы, учитывающие социально-педагогическую специфику изучаемого феномена в течение XIX—XX вв.- анализ общественной и частной инициативы в сфере благотворительности XIX—XX вв. позволил расширить исторические представления о путях и особенностях оформления российской социальной системы, представляющей собой сложный комплекс идей, принципов, стериотипов, традиций, в центре которого стояло государство с его довлеющим влиянием на все сферы жизни обществаисследование истории благотворительности дореволюционной России в социально-педагогическом ракурсе позволило выявить тенденции и перспективы реформирования и развития системы социальной помощи в условиях современной России.

Теоретически обоснованы самореализационная и адаптивно-компенсаторная функции благотворительностивыявлены и классифицированы благотворительные общества, действовавшие в Тамбовской губернии в XIX—XX вв.- раскрыты мотивы, влиявшие на готовность к меценатской деятельностиустановлено, что социально-педагогическая деятельность общества способствует развитию самоуправления, позитивным изменениям не только в сфере образования и просвещения, но и в общественной жизни в целом.

Практическая значимость исследования. Научная разработка проблемы представляет не только теоретический интерес. Она способствует творческому использованию накопленного в прошлом опыта в современных условиях для поиска эффективных средств осуществления социальной политики, — вопервых. Во-вторых, данное исследование может служить подспорьем для других отраслей науки (социальная психология, социальное управление, политология и др.) при изучении вопросов, связанных с различными сторонами социально-педагогической работы, управления социальной сферой, выработкой современной национальной или государственной идеи и т. д. В-третьих, практическая значимость данного исследования подтверждена вузовским опытом использования материалов и научных результатов диссертации в преподавании курса «История социальной работы в России», разработанного автором спецкурса «История благотворительности в Тамбовской губернии». Работа интересна также и в краеведческом плане. В-четвертых, рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть взяты на вооружение органами власти и местного самоуправления в вопросах взаимоотношений с общественными благотворительными объединениями. Формы и методы социально-педагогической работы, приемы социального воспитания в дореволюционной России могут сегодня использовать в своей работе общественные благотворительные организации и фонды, социальные учреждения.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась четкостью исходных мировоззренческих и научно-педагогических позиций, связанных с системно-историческим подходом к решению поставленной проблемы исследованияприменением комплекса методов исследования, адекватного его объекту, цели, задачам и логике.

На защиту выносятся следующие положения:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ позволил подвести основные итоги исследования, сформулировать выводы и рекомендации.

Благотворительность как социально-педагогический феномен есть результат, присущий социуму рефлексии в процессе эволюции его культуры, элемент, указывающий на одну из особенностей образа жизни, свойственных обществу в его развитии. Во все времена и у всех народов в разной степени признавалась обязанность помогать слабым и неимущим, в основе которойинстинкты защиты и сохранения рода, народные традиции, формировавшиеся веками. С принятием православия Русь восприняла и христианскую идеологию милосердия и заботы о ближнем, под ее влиянием формировалась народная педагогика, понимание о добре и зле, отношение к обездоленным, что и обусловило устойчивую традицию к длительному, значительному преобладанию данной формы благотворения в России и заложило основу специфики этого процесса.

Государственная система благотворения в России, оформленная в Приказы общественного призрения, просуществовала в чистом виде до введения земств и характеризовалась монополией государства на идею и практику в сфере благотворительности в стране.

В условиях этой системы сложились две основные формы призренияоткрытая и закрытая, были созданы и функционировали учебно-воспитательные, лечебные, богадельные, исправительные заведения, работные и исправительные дома. Отсталость экономики России, бюрократизация всех сторон жизни, изоляция общества от решения государственных и иных проблем, равно как и специфика российских традиций благотворения не позволили определившейся системе быть действенной и результативной. Наряду с развитием и становлением социальной заботы о нуждающихся в России, Приказы общественного призрения выполняли еще и карательную функцию по отношению к отдельным слоям населения, игнорировался общественный и частный элемент в сфере призрения, что существенно затрудняло формирование социально-педагогических основ благотворительности.

Совершенствование модели общественного призрения и частной благотворительности произошло лишь с введением земств, именно на них был перенесен основной центр тяжести социально-педагогической заботы о населении.

Анализ содержания и специфики их работы в области благотворения показал несомненное преимущество земской системы организации и управления общественной помощью социально-недостаточному населению в сравнении с приказной. Это был период развития капитализма в России, который привел к социально противоречивым явлениям. С одной стороны — это усиление социальной поляризации и увеличение числа лишенных традиционных основ жизни и источников существования людей, требовавших особого внимания общества. С другой — выход на общественную арену разночинных слоев, появление национальных буржуазных деятелей, лишенных в условиях самодержавного государства политических прав, но достаточно обеспеченных и просвещенных для осознания необходимости на основе частной инициативы и на доходы, получаемые от капиталистических предприятий, развернуть новые формы помощи лишенным возможности нормального существования.

В это время широкое звучание получают социально-педагогические идеи и концепции русских педагогов. Начинает создаваться национальная система образования. Ее особенностями явились: борьба с массовой неграмотностью посредством программ добровольного и благотворительного образованиявозрастает роль общественного образования, общественных школпостепенно зарождается философия общественного благополучия, ее просветительское значение, зависимость благосостояния общества от степени развития образования и просвещения.

Все это оказало стимулирующее воздействие на деятельность земств в области образования. Они создали массовую народную школу, явившуюся основой для развития системы образования. Не исключение в этом и Тамбовское земство.

Земские школы были бессословными учреждениями, открытыми для лиц обоего пола. Тем самым значительно расширились интеллектуальные ресурсы общества в целом, т.к. выравнивались возможности детей в получении образования.

Земские учреждения способствовали развитию разнообразных форм образования и призрения в интересах различных групп населения, проявляли инициативу в развитии внешкольных культурно-просветительных заведений для детей и взрослых (библиотеки, избы-читальни, театры, клубы и т. п.), создали учреждения социальной опеки над детьми-сиротами, заложили правовые основы для усыновления сирот или передачи их в семьи на воспитание.

Земства, как это видно на примере Тамбовской губернии, сыграли важную роль в подготовке учительских кадров, в подъеме общественного престижа педагога. Положение сельского учительства существенно изменилось.

Во второй половине XIX века в стране происходит расцвет частной благотворительности как в виде традиционной милостыни и личной благотворительности имущих в различной форме, так и в виде добровольной организованной благотворительности.

Возникают различные благотворительные общества, расширяется круг призреваемых. Однако характер политического строя в России, в условиях которого формировалась социальная политика, не позволял предоставить обществу подлинной свободы, и наряду с выявленной спецификой социально-педагогических традиций благотворения, предопределил противоречивость общественного благотворительного движения, и неспособность его к получению ожидаемого конечного результата в реализации стоявших перед ним целей.

Возникшая как результат стремления общества к самосохранению, а затем к стабильности российская благотворительность, основанная на глубоких социально-педагогических традициях, все же не смогла выполнить функцию одного из «приводных ремней» механизма стабилизации общества в условиях социального неравенства. Это произошло в силу ряда причин: по-лицейско-бюрократического характера государства, консервативности его институтов, отсутствия развитого правосознания в российском обществе.

Но знание богатого опыта благотворения в дореволюционной России, сущности и специфики социально-педагогических основ благотворительности, закономерностей ее эволюции дает реальную возможность в сложных современных условиях организовать действенную социальную заботу о незащищенных членах общества.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие рекомендации:

1. Органам государственной власти и местного самоуправления следует оказывать всемерную поддержку общественным объединениям и частным лицам, активно занимающимся благотворительностью, использовать форму конкурсного финансирования социальных программ и проектов благотворительных организаций наряду с государственными учреждениями. Необходимо принятие закона «О социальном партнерстве», который определил бы взаимоотношения органов власти с благотворительными объединениями в области выполнения социального заказа. Используя исторический опыт, разработать формы поощрения за участие в благотворительной деятельности, расширять и поддерживать сеть волонтерского движения. Стимулировать научные исследования по социально-педагогическим и культурологическим проблемам организации взаимодействия органов власти, бизнеса, общественных и религиозных организаций в развитии социальной сферы, изучения российского опыта и общественных традиций в этом аспекте.

2. Учебным заведениям, занимающимся подготовкой специалистов для социальной сферы, ввести в программы спецкурсы по истории регионального опыта призрения и благотворительности.

3. Средствам массовой информации формировать в общественном сознании позитивный имидж предпринимателя-мецената, участвующего в возрождении российской культуры через демонстрацию социально-значимых целей и мотивов благотворительной деятельности, с использованием исторического примера меценатства и благотворительности.

4. Благотворительным объединениям в целях повышения эффективности меценатской деятельности пропагандировать через средства массовой информации и организацию социально-значимых акций, мероприятий наилучшие образцы содружества представителей бизнеса и социально-культурной сферы, с целью реабилитации в общественном сознании понятий благотворительности и спонсорства как социально-ответственной деятельности, требующей от предпринимателя больших материальных и энергетических затрат, высокого культурного уровня.

Безусловно, исследование не претендует на полную завершенность и нуждается в дальнейшей разработке, изучении других направлений благотворительности, которые остались за рамками данной диссертации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адрес календарь Тамбовской губернии на 1903 год. — Тамбов: Изд-во Тамб. губ. правления, 1903. — 430 с.
  2. Адрес календарь Тамбовской губернии на 1910 г. — Тамбов: Изд-во Тамб. губ. правления, 1910. — 212 е.- 1912 — 397 с.
  3. Адрес календарь и справочная книжка Тамбовской губернии 1914 — Тамбов: Изд-во Тамб. губ. правления, 1914. — 391 с.
  4. А. Семь портретов на фоне времени: Шереметевы 300 лет // Юность, 1994.- № 1 — С. 21−28.
  5. Андрей Михайлович Носов //Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1914 год. Тамбов: Изд-во Тамб. губ. правления, 1914.- С.34−39.
  6. В. Несколько цифр из деятельности церковно-приходских попе-чительств //Трудовая помощь.- СПб.: Б.и., 1908. № 5.
  7. Антология педагогической мысли в России второй половины XIX начала XX века (Сост. и коммент. П.А. Лебедева). — М.: Педагогика, 1990.- 603 с.
  8. Антология социальной работы. История социальной помощи в России. Т. 1.- М.: Сварогъ НВФ СПТ, 1994. — 288 с.
  9. A.M. Социальная педагогика и культурология: содружество наук. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1996. — 28 с.
  10. А. А. Золотой век русского меценатства. М., 1995. — С.4
  11. В.Г., Соколов А. Я. Благотворительность в России: Историографические проблемы / Учебно-методическая работа. СПб.: Нестор, 1998. — 103 с.
  12. А.П. Социальная активность русской православной церкви: Автореф. дис. на соиск. степ. канд. философ, наук. М., 1993. — 23 с.
  13. Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1993. — 49 с.
  14. Бал под тропиками //Козловская жизнь. 1912. — 28 ноября. — № 166.
  15. А.П. Род Шереметевых: В 8 т. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1881−1904.
  16. А.П. Странноприимный дом Шереметева //Московский журнал, 1992. № 9.
  17. Н.Д. Дома трудолюбия для образования женщин в Санкт-Петербурге.- Саратов: Б.и., 1897.
  18. Д.Я. Третьяков и история создания его галереи.- М., 1970.
  19. А.А. Меценатство и благотворительность на Дальнем Востоке России 1861−1917 гг. Исторический опыт: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. ист. наук.- Владивосток: Изд.-во Дальневосточного ун-та, 1997. 27 с.
  20. А.А. На алтарь Отечества: Из истории меценатства и благотворительности в России. Владивосток: Изд-во дальневосточного ун — та, 1996. -187 с.
  21. В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси //Трудовая помощь.- СПб.: Б.и., 1907.
  22. Благотворительность и милосердие: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Ярской В.Н.- Федер. служба занятости. Поволж. фил. Рос. учеб. центра. Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1997. — 243 с.
  23. Благотворительный вечер // Козловская жизнь. 1912. — 11 ноября — № 159.
  24. Благотворительный вечер // Козловская жизнь. 1912. — 17 ноября. -№ 162.
  25. Благотворительность в России. Т.1 3.- СПб.: Б.и., 1903 — 1907.
  26. Благотворительная Россия: История государственной, общественной и частной благотворительности в России / Под ред. П. И. Лыкошина. Т.1., ч. 1−2. СПб.: Электропечатня, 1901.
  27. Благотворительная Россия. История государственной благотворительности в России. В 2-х т. СПб.: Б.и., 1903.
  28. Благотворительные учреждения Российской империи. Т. 1−3. СПб.: тип. СПб. о-ва печати, дела в России, 1900.
  29. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб.: тип. Импе-рат. уч-ща глухонемых, 1912.-248с.
  30. А.Н. Коллекционеры и меценаты в России.- М.: Наука, 1989. -241 с.
  31. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR-Apryc, 1994. -208 с.
  32. . Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1994. — № 5. — С.77 — 87.
  33. П.А. Москва купеческая. М.: Высшая школа, 1991. — 352 е.
  34. Варваринское общество в Тамбове // Тамбовский край, 1914. 21 ноября. -№ 109.
  35. В.П. Спорные вопросы образования.- М.: Б.и., 1907.
  36. П.А. Исторический очерк Тамбовского Александринского института благородных девиц //Известия Тамбовской архивной комиссии. Вып. 38.-Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1893. С. 44−51.
  37. А.И. Деятельность Московской городской думы в 1909—1912 годах.- М.: Б.и., 1912.-93 с.
  38. О. Общественные работы как трудовая помощь нуждающимся.
  39. . Б. История земства. Т. 4. СПб., 1911. — С. 368 — 378. -501 с.
  40. Вечер в Сатинской гимназии // Козловская жизнь. 1912.-21 декабря. -№ 160.
  41. П.Б. Обитель милосердия. М.: Московский рабочий, 1991. — 203 с.
  42. . Наука? Практика? Учебная дисциплина? //Педагогический калейдоскоп, 1995. № 23. — С.7.
  43. ГАТО, фф. 4, 16, 17, 24, 30, 57, 143, 145, 149, 150, 152, 157, 158, 159, 173, 237, 242, 303, 725, 899, 915, 984.
  44. П.И. Призрение бедных и благотворительность в России.-СПб.: Б.и., 1894.
  45. Г. А. Земское самоуправление в России. М/. Наука, 1990. -264 с.
  46. В.И. Записки об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах проблемной его постановки.- М.: Б.и., 1897.-85 с.
  47. А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX начала XX вв. //Вопросы экономики, 1994.- № 7. — С. 109−121.
  48. С. Поборник русского национального искусства: К 50-летию со дня смерти П. М. Третьякова //Искусство, 1948. № 5.
  49. Д. Городской приют имени П.М.Третьякова для вдов и сирот русских художников //Известия Московской городской Думы, 1970. № 3.
  50. Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX -XX веков: Автореф. дис. на соиск. степ, канд. ист. наук.- М., 1996. 30 с.
  51. М.Д. Социально-педагогическая деятельность муниципальных учреждений как фактор развития образования (теоретико-исторический процесс: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. док. пед. наук.- М., 1998. 54 с.
  52. И.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. — 447 с.
  53. В.Д. Общественное призрение у крестьян.- СПб.: Б.и., 1899.-21 с.
  54. Доклад инспекции народных училищ 1914 года о состоянии и нуждах народного образования в Тамбовском уезде. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1915.-27 с.
  55. Доклад Тамбовского губернского земского собрания очередной сессии 1914 г. о пособии благотворительным и просветительным учреждениям.-Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1914. 16 с.
  56. Доклад управы Тамбовскому очередному уездному земскому собранию сессии по народному образованию. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1898. -13 с.
  57. С. Не милость, а движение души //Тамбовская правда. 1991. -17 августа.
  58. А. Четыре императора знали его // Молодёжная газета: Орган издания областного комитета Тамбовского Союза Молодежи. 1991. -18 августа.
  59. Н.Г. Друзья Художественного театра: Савва //Знамя, 1990.-№ 8.
  60. Н.Г. Имени Бахрушина //Знамя, 1991.- № 3.
  61. Н.Г. Московские меценаты.- М., 1992. 206 с.
  62. М.В. Взаимодействие благотворительных учреждений в Москве //Трудовая помощь.- СПб., 1900. С. 12−19.
  63. С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России до Великой Октябрьской социалистической революции.- М.: Педагогика, 1974. 152 с.
  64. Н. Музыкальные вечера.- Воронеж, 1977.
  65. С.А., Фомина А. Б. Тамбовские меценаты и благотворители //Очерки истории культуры Тамбовского края.- Тамбов: МНИЦ, 1993. С. 78−97.
  66. П.С. Братства и союзы нищенства //Киевская старина. 1883.
  67. В.И. Россия: Состояние, противоречие развития, перспективы.-М.: Изд-во МГСУ, 1995.
  68. В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика в России.- М.: Изд-во МГСУ, 1994.
  69. В. Американский хлеб для россии//Родина. 1990. — № 12.
  70. Л.С. Княгиня Тенишева //Огонек. 1991.- № 18.
  71. Л.С. Тенишевская рисовальная мастерская //Юный художник. 1991.-№ 9.
  72. Л.С. Ученый предприниматель, меценат Тенишев (1843−1903) //Вопросы истории. 1991.- № 12.
  73. Журнал заседания Тамбовского общества сельских хозяев. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1871. — 88 е.- 1875. — 174 е.- 1876. — 122 с.
  74. Журналы чрезвычайного Тамбовского губернского земского собрания.-Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1902. 193 с.
  75. Земское хозяйство Тамбовской губернии (Цифры и факты) //Тамбовский листок. -1915.-11 декабря.
  76. И.В. История и традиции Московского воспитательного Дома (1763−1861): Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук.- М., 1996. -33 с.
  77. А.Н. Региональные структуры пенитенциарной системы и благотворительно-тюремные общества России на рубеже XIX—XX вв.еков: на материалах Тверской губернии: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. Канд. ист. наук. Тверь, 1996. — 24 с.
  78. С.П. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. ист. наук, М., 1995. — 24 с.
  79. С.П. Православная церковь России XIX века: социальный и духовно-культурный аспект.- М., 1995. 65 с.
  80. Н.А. Исторический опыт земского самоуправления по развитию общественного призрения: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук.-М., 1998.-26 с.
  81. Игра, не стоящая свечей //Козловская жизнь. 1912. — 9 декабря.- № 171.
  82. В. Благотворительность в России,— СПб.: Б.и., 1908. 192 с.
  83. И пыль веков от хартии отряхнув. Хрестоматия по истории Тамбовского края. Тамбов: Изд. центр Тамбовского ордена «Знак Почета» гос. пед. Инта, 1993. -387 с.
  84. Исторические корни социальной работы в Тамбовской области.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 1995. 22 с.
  85. Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. Л. В. Бадя. -М.: тип. ХОЗО МВД Респ. Коми, 1994. 256 с.
  86. П.Ф. История русской педагогики: (главы из книги) / Подгот. Текста к печати В. П. Борисенкова //Педагогика, 1995.- № 1. С. 95 — 103- № 2. — С. 72 — 77- № 3. — С. 82 — 89- № 4. — С. 67 — 74- № 5. — С. 64 — 65.
  87. Е. О развитии женского труда в С-Петербурге.- СПб.: Б.и., 1865. т
  88. Каталог иллюстрированных световыми картинами чтений общества по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии.- Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1901. 43 с.
  89. С.А. Александровская община сестер милосердия «Утоли мои печали»: Очерк 30-летия существования общины и отчет за 1895 г. М.: Б.и., 1897.-57 с.
  90. Клуб общества приказчиков // Козловская жизнь. 1912. — 7 ноября. -№ 157.
  91. Клуб приказчиков //Козловская жизнь. 1912.-2 декабря. — № 158.
  92. В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли.-М.: Правды, 1990.-316 е.• 99. Ключевский В. О. Собрание сочинений. Т.2, ч.2.- М.: Правды, 1987.-285 с. 100. //Козловская мысль.- 1914, — № 7.
  93. Т.Б. История Российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кан. ист. наук. М., 1997. — 27 с.
  94. К предстоящей гастроли передвижного театра //Кирсановский вестник, 1915. 28 февраля. — № 7.
  95. Краткий словарь иностранных слов. М.: Диалог, 1951. 419 с.
  96. Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. Т.1-М.: Педагогика, 1957.-309 с.
  97. Крюковский. Около бурсы.-Тамбов: тип. Там. губ. земства, 1914. 127 с.
  98. В. Неизвестный Тамбов. Тамбов: Тамб. гос. тип. «Пролетарский светоч», 1993. — 222 с.
  99. В. Тамбовские православные храмы. Тамбов: обл. тип. отдела печати и инф. Адм. обл., 1992. — 184 с.
  100. И.К. Характер христианской благотворительности.- СПб.: тип. В. Д. Смирнова, 1899. 158 с.
  101. Л.Е. Земские учреждения в России.- М.: Наука, 1993. 133 с.
  102. А. Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих реформ //Великие реформы в России 1856−1874 / Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж.Бушнелла.-М., 1992. С. 283−300.
  103. Е.Д. Из истории и опыта земских учреждений в России.-СПб.: Б. и., 1913.-551 с.
  104. Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России, — СПб., 1894. 277 с.
  105. Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии ее в России. СПб.: Б.и., 1906. — 79 с.
  106. Е.Д. Очерки земской деятельности в области общественного призрения. СПб.: Б.и., 1895.- 105 с.
  107. Е.Д. Очерк частной благотворительности в России,— СПб.: Б.и., 1897−1898.-85 с.
  108. Малый энциклопедический словарь: В 4 т. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза-Ефрона.- М.: Терра, 1998.- Т. 1. 544 е.- Т. 2. — 544 е.- Т. 3.-560 е.- Т. 4.-624 с.
  109. И. Общество призрения в Саратове.- Саратов: Б. и., 1898.- 157 с.
  110. Ю.В. Роль Московского купечества в социально-культурном развитии России. Середина XIX начало XX века: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. — М., 1996. — 14 с.
  111. В.П., Холостова Е. И. История социальной работы в России.-М.: Юрист, 1998.-386 с.
  112. Местный отдел общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям //Козловская мысль. 1915. — 12 февраля.- № 34.
  113. Ю.А. Монастыри Тамбовского края и духовная жизнь провинции //Очерки истории культуры Тамбовского края. Тамбов: МНИЦ, 1993. — С. 920.
  114. Д.Д. История правового обеспечения общественного призрения в России (вторая половина XVIII века): Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. ист. наук. М., 1997. — 32 с.
  115. Е. Запечатленный в бронзе и гипсе //Тамбовская правда. 1992. — 8 августа.
  116. Е. Почетный гражданин //Тамбовская правда. 1989. — 27 июня.
  117. Мусин-Пушкин А. А. Сборник статей по вопросам школьного образования на Западе и в России. Т.2 .- СПб.: Б.и., 1912. 211 с.
  118. Народный дом //Козловская жизнь. 1912.- 16 декабря. — № 174.
  119. П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.
  120. Н. Социальные вопросы в России. СПб: Б.и., 1899.
  121. Ночлежный дом в Тамбове //Тамбовские губернские ведомости. 1881. -№№ 100−102.
  122. Общее собрание членов Крестовоздвиженского братства //Козловская мысль. 1915. — 5 марта.
  123. Общий отчет правления общества по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии за 1906 г. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства,
  124. Общество взаимопомощи торгово-промышленных служащих //Кирсановский вестник. 1915.-27 января. — № 4.
  125. Общество развития женского кустарного труда в Тамбове // Тамбовский край, 1914.- 2 февраля.
  126. Общество трезвости //Козловская жизнь. 1912.-21 ноября. — № 163. 1908 г. — 80 с.
  127. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987 — 796 с.
  128. Ольгинское трудовое убежище //Тамбовский край. 1914. — 25 марта. — № 69.
  129. В.Д. Формы благотворительности в Тамбовской губернии во второй половине 19 начале 20 в. //Исторические корни социальной работы в Тамбовской области.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 1995. — С. 3−6.
  130. В.Д. Проблемы благотворительной деятельности в городах Тамбовской губернии вотвторой половине начале в. //Социальная работа в России: прошлое и настоящее.- М.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. -С. 54−64.
  131. Открытие бесплатной читальни //Козловская жизнь. 1912. — 12 декабря. -№ 172.
  132. Отчет Тамбовского общества вспоможения приказчиков в г. Тамбове и Тамбовской губернии. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1896. — 8 е.- 1903. -59 е.- 1906. — 95 е.- 1907. — 88 е.- 1908. — 40 с.
  133. Отчет Тамбовского земского попечительно-воспитательного приюта для малолетних, состоявшийся под высочайшим покровительством гоударя императора за 1911 г. (13 отчетный год) Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1912. -65 с.
  134. Отчет Тамбовского городского благотворительного комитета. Тамбов, 1905.- 45 е.- 1909, — 93 е.- 1910. — 107 с.
  135. Отчет общества для пособия бедным гимназистам и реалистам. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1910. — 20 е.- 1914. — 30 с.
  136. Отчет инспектора Тамбовскому уездному очередному земскому собранию о состоянии сельских начальных училищ Тамбовского уезда за 1902/03 уч. год Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1903. — 35 с.
  137. Отчет Тамбовского местного управления общества попечения о раненных и воинах за 1877 г. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1878. — 82 с.
  138. Отчет Тамбовского окружного правления общества подаяния помощи при кораблекрушениях за 1878 год. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1879. -68 с.
  139. Отчет Тамбовского общества вспоможения ремесленников. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1902. — 16 е.- 1903.- 22 с.
  140. Отчет правления Тамбовского общества взаимопомощи учащимся и учившим в начальных училищах. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1910. -91 е.- 1912.-57 с.- 1914.-63 с.
  141. Отчет по благотворительным учреждениям за 1903 г. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1904. — 25 с.
  142. Отчет по устройству благотворительного вечера в зале Коммерческого училища 11 ноября в пользу недостаточных учениц Козловской женской гимназии //Козловская жизнь. 1912. — 30 ноября. — № 167- 12 декабря. -№ 172.
  143. Отчет по устройству спектакля 6 января //Кирсановский вестник. 1915. -27 января. — № 4.
  144. Отчет по Тамбовскому обществу попечения о детях. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1902, — 5 е.- 1904 г.- 21 е.- 1905 г. — 29 е.-
  145. Отчет Тамбовского попечительного общества «Работный дом». Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1896. — 18 е.- 1909. — 39 е.- 1914.- 37 с.
  146. Отчет лечебницы душевных больных Тамбовского губернского земства. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1885. — 18 е.- 1907.- 309 е.- 1909.- 206 е.- 1910.- 214 е.- 1912. — 126 е.- 1916. — 78 с.
  147. Отчет Тамбовской кассы взаимного вспоможения на случай смерти. -Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1913. 24 е.- 1914.-21 с.
  148. Отчет об операциях Тамбовской уездной земской кассы мелкого кредита за 1916 г. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1918.- 77 с.
  149. Отчет о деятельности Тамбовского сельскохозяйственного общества. -Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1912. 83 е.- 1915. — 83 с.
  150. Отчеты сберегательно-вспомогательной кассы служащих Тамбовского губернского земства за 1910−1913 г. г. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1914. -93 с.
  151. Отчет общества по устройству народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1902. — 221 е.- 1906.- 214 е.- 1907.- 96 с.
  152. Отчет о деятельности Тамбовского отдела С-Петербургского общества детских развлечений за 1903 г. Тамбов, 1904. — 29 е.- 1905. — 19.
  153. Отчет Тамбовского общества вспоможения приказчиков в г. Тамбове и Тамбовской губернии. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1910.- 61 е.- 1915.82 с.
  154. Отчет Тамбовского общества потребителей за 1915/16 операционный год с 1-го июля 1915 по 1 июля 1916 Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1916. -13 с.
  155. Отчет по народным библиотекам за 1908 г. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1909. — 18 с.
  156. Отчет правления общества народных чтений в г. Тамбове и Тамбовской губернии. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1895.- 85 е.- 1897.- 74 е.- 1899.59 с.- 1911.- 182 е.- 1912, — 136 е.- 1914, — 98 с.
  157. Отчет Тамбовского земского исправительно-воспитательного приюта для малолетних состоявшегося под высочайшим покровительством государя императора. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1902.- с. 37- 1909. — 37 с.
  158. Отчет Тамбовского общества взаимного кредита. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1871.- 23 е.- 1872.- 37 е.- 1914.-23 с.
  159. Отчет Тамбовского попечительного общества о бедных за 1878 и 1879 годы Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1880 — 12 е.- 1890.- 38 е.- 1896. — 29 с.
  160. Отчет Тамбовского попечительного общества о яслях. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1906.- 29 е.- 1908.- 26 е.- 1909. — 26 с.
  161. Отчет Тамбовского попечительного общества об Ольгинском трудовом убежище и Александровских яслях. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1914. -17 с.
  162. Отъезд сестер милосердия //Козловская мысль. 1915. — 13 февраля. -№ 35.
  163. Очерк деятельности Совета Императорского Человеколюбивого общества за сто лет. 1816−1916.- Пг.: Б.и., 1916. 103 с.
  164. Очерк краткой истории Императорского Человеколюбивого общества с 1802 по 1869 гг.- СПб.: Б.и., 1878. 121 с.
  165. Очерки истории культуры Тамбовского края.- Тамбов: МИНЦ, 1993. -160.
  166. Очерки истории школы и педагогической мысли народов РССР: конец XIX начале XX века / Отв. ред. Э. Д. Днепров. -М.: Педагогика, 1991.- 449 с.
  167. Пак Б. И. Савва Тимофеевич Морозов // История СССР. 1980.- № 6.
  168. Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX- начала XX века: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1995. — 23 с.
  169. Ю.А. Москва купеческая на рубеже Х1Х-ХХ веков // Отечественная история. 1996. — № 2.
  170. Г. Подарок камергера // Тамбовская жизнь.-1992. 9 сентября.
  171. Н.М. Земская интеллигенция и её роль в общественной жизни.- М.: Наука, 1985.-371 с.
  172. Т.Е. Благотворительность социальной истории дореволюционной России: мировоззрение и исторический опыт: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. док. ист. наук. М., 1998. -39 с.
  173. Т.Е. Теоритико-методологические и исторические аспекты феномена Российской благотворительности. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.- 96 с.
  174. Полное собрание законов Российской Империи. 1-е собр. Т. 20. -СПб.: Б.и., 1830.
  175. Покровское братство //Тамбовский край. 1914 — 17 июля. — № 78.
  176. Помощь миру. СПб.: Б.и., 1866. — 76 с.
  177. А. Древнерусский приход Сергиев Посад. СПб.: Б.и., 1897. — 62 с.
  178. Почетные граждане города Тамбова. Тамбов: Изд-во гостип. «Пролетарский светоч», 1997. — 38 с.
  179. Программа и правила 2-й губ. сельскохозяйственной и кустарной выставки в г. Тамбове с 26-го августа по 4-е сентября 1912 года.-Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1912. 47 с.
  180. В. Г. Равкин З.И. История образования и педагогической мысли.-М.: Новая школа, 1995.
  181. Л.С., Алиева Т. С. Толковый словарь русского языка. М.: Юн-вес, 1998.-315 с.
  182. Работный дом //Тамбовские губернские ведомости. 1898- 27 января. -№ 9.
  183. В.В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М.: Просвещение, 1990.
  184. В.В. Черты характера древней Руси. Т.1. М.: Просвещение, 1990.- 624 с.
  185. В.В. Собрание сочинений.Т.1.-М.: Просвещение, 1990. 624 с.
  186. Ю.А. Тамбовское земство и развитие образования в крае (вторая половина XIX начало XX века //Очерки истории культуры Тамбовского края.-Тамбов: МНИЦ, 1993.- С.84−93.
  187. Н.И. Державин и культурная жизнь Тамбова конца XVIII столетия // Очерки истории культуры Тамбовского края.- Тамбов: МНИЦ, 1993.- С. 1−7.
  188. Н.И. Развитие билиотечного дела на Тамбовщине в XIX веке //Очерки истории культуры Тамбовского края. Тамбов, 1993. — С.36−45.
  189. Российские предприниматели: Благотворители, коллекционеры, меценаты (вторая XIX половина XX начало в.): Каталог книжной выставки (Государственная публичная историческая библиотека России).- М.: Изд-во ГПИБ, 1993.- 114 с. 114 с.
  190. Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 г. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1903. 192 с.
  191. Сборник постановлений Тамбовского губернского земского собрания за 1865−1894 гг. / Сост.А. Н. Лебедев. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1902. -Т.1.- 1393 е.- Т. 2.-1901 с.
  192. Сборник постановлений Тамбовского губернского земского собрания за 1895−1906 гг. / Сост.В. И. Моноцков. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1909. -Т.3.-930 с.
  193. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в г. Санкт-Петербурге и Москве. СПб.: Б.и., 1899.-216 с.
  194. Сборник сведений по общественной благотворительности. Т. 1/6.- СПб.: гос. тип., 1880−1885.- 194 с.
  195. Система трудовой помощи в неурожайных губерниях. СПб.: гос. тип., 1900.-72 с.
  196. С.А. Роль меценатства и спонсорства на современном этапе развития российской государственности: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. эконом, наук. М., 1998. — 35 с.
  197. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989. — 445 с.
  198. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1979.- 1600 с.
  199. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.- 1607 с.
  200. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения. В2 т. Т. 1.-М., 1989.212. Сорокин П. А. Человек, Цивилизация. Общество. М., 1992.- 109 с.
  201. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования.- Свердловск: Изд-во СГУ, 1989. 421 с.
  202. Социальная работа в России: прошлое и настоящее.-М.-Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.- 342 с.
  203. Справочная книжка и адрес-календарь Тамбовской губернии на 1915 год.-Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1915. 205 с.
  204. Справочник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1903. — 395 с.
  205. Статистические этюды // Библиотека для чтения.- 1864. 13−28 с.
  206. Страницы истории Тамбовского края. Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1986.-223 с.
  207. А.Д. История общественных организаций дореволюционной России. М.: Изд-во МГИАИ, 1979. — 307 с.
  208. Тамбовские хроники: Историко-краеведческий бюллетень /Под. ред. канд. ист. наук, доц. Г. П. Пирожкова. Тамбов: Тамбовский центр краеведения, 1995.- № 1. — 34 с.
  209. Н.Ф. Толковый словарь русского языка. М.: Диалог, 1998.544 с.
  210. В., Сухова Т. Социальные аспекты программных документов политических партий России начала XX века //Вестник социальной работы. -1994.-№ 2.-С.76−77.
  211. Толковый словарь русского языка/ Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. Т. 1 -М., 1935.-796 с.
  212. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М.: Терра, 1996. — Т. 1. — 824 е.- Т.2 — 520 е.- Т. 3. — 712 е.- Т.4. -752 с.
  213. Указатель статей, заметок и извлечений по вопросам городской жизни, помещенных в «Известиях Московской городской думы» с 1877 (год основания) по 1909 год.- М.: Б. и., 1909. 113 с.
  214. Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей 1860−1914 гг.: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук.- М., 1995.- 26 с.
  215. Г. Н. Новейшая историография российской благотворительности //Отечественная история. 1995.- № 1. — С. 108−118.
  216. Учреждения имени А. М. Носова //Тамбовский край. 1914.- № 17.
  217. Учреждения мелкого кредита Тамбовской губернии //Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1914 год.- Тамбов, 1914.-С. 31−43.
  218. М. Нарышкин //Город на Цне, 1993.- 1 января.
  219. Филарет. История русской церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского монастыря, 1891. -206 с.
  220. В.А., Медведев Б. Д. Театральный музей имени Бахрушина.-М., 1955.- 115 с.
  221. Г. Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции //Педагогика, 1994, — № 6. С. 37−42.
  222. Г. Н. Социальная педагогика: сопряженность наук о человек //Педагогика, 1996.- № 6. С. 35−40.
  223. Г. Н. Социально-педагогическая теория: сущность и тенденции развития //Педагогика, 1907.- № 6.- С. 36−42.
  224. Г. Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики / Учебное пособие. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1998. — 60 с.
  225. М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. ист. наук. -М., 1997.-59 с.
  226. Е.И. Генезис социальной работы в России.- М., 1995.
  227. В. Купец А.М.Носов: Жизнь для милосердия/ЛГамбовское время, 1997.-№ 35.
  228. Хроника Ведомства учреждений императрицы Марии.- СПб.: Б.и., 1897. -101 с.
  229. O.JI. Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологические аспекты: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 1998. — 18 с.
  230. Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России (X -XI века): Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд ист. наук.- М., 1996. 30 с.
  231. Что сделало Тамбовское земство за 50 лет //Тамбовский край, 1914.- 25 февраля. № 7.
  232. Г. Г. Трудовая помощь в России: В 2-х ч.- Пг.: Б.и., 1915.
  233. JI.H. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию //Россия в XX веке. Историки спорят. -М., 1994.
  234. С.А. Московские меценаты. Современные записки //Париж, 1938.- № 67, — С.159−160.
  235. Эммануил Дмитриевич Нарышкин //Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1914 год. Тамбов, 1914. — С. 54 — 69.
  236. А. Рука дающего да не оскуднеет //Современное общество.-Харьков, 1994. № 2. — С.36.
  237. Энциклопедический словарь. Брокгауза и Ефрона. Т. 35 «а» СПб., 1902.
  238. С.В. Очерки приходской жизни на севере России в XV XVI вв. — СПб.: Б.и., 1913.-85 с.
  239. В. Нарышкин, просветитель Тамбовского края //Город на Цне, 1998.- 20 мая.
  240. Madison Borinice Q. Social Welfare in the soviet Union: Stanford University Press, 1968
  241. Ransel David L. Mothers of Misery. Child Abandonment in Russia. -Princeton: Princeton University
  242. Bradley Joseph. The Moscow Worhouse and Urban Welfare Reform in Russia// Russian Review. Vol. 41. № 4 (October 1982). P. 427−444/
  243. Bredley Joseph. Muzhik and Muscovite: Urbanization in Late Imperial Russia. Berkeley- Los Angeles- L., 1985.
  244. Lindenmeyr Adele. Voluntary of Associations and the Russia Autocracy: The Case of Private Charity. Pittsburgh: University of Pittsburgh Centr for Russian and East European Studies, 1990
  245. Idem. A. Russian Experiment in Voluntarism: The Municipal Guardianships of the Poor, 1894−1914// Jahrbucher Fur Geschichte Osteuropos. Band. 30. Wiesbaden, 1982.- S. 429−451.
  246. Idem. A. The Ethos of Charity in Imperial Russia.
  247. Idem. A. Charityand the Problem of Vnemployment: Industrial Homes in Yate Imperial Russia.
Заполнить форму текущей работой