Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономико-статистический анализ структуры и динамики руководящих кадров высшей школы (на примере заведующих выпускающими кафедрами экономических вузов страны)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем задачи, выдвинутые ХХУТ съездом КПСС, постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 17 июня 1982 года «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся», решением коллегии Минвуза СССР № II/I от 23 марта 1984 г. «О мероприятиях по совершенствованию высшего экономического образования», вызывают необходимость дальнейшего совершенствования… Читать ещё >

Содержание

  • ЕВВДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. РОЛЬ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВВДЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Развитие управления высшей школой и роль статистики в нем
    • 1. 2. Задачи и требования, цредъявляемые к руководящим кадрам высшей школы
    • 1. 3. Краткая характеристика руководящего состава высших учебных заведений
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗОВ СТРАНЫ
    • 2. 1. Теоретические вопросы изучения структуры
    • 2. 2. Демографическая структура руководящих работников вузов
    • 2. 3. Деловая структура руководящих кадров
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО РОСТА, ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАУЧН0−1ЩЦАГ0ГИЧЕСК0Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В СТАТИСТИКЕ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗОВ
    • 3. 1. Теоретические основы исследования динамики и взаимосвязей
    • 3. 2. Динамика роста квалификации руководящих кадров
    • 3. 3. Возрастные особенности творческой активности руководящего состава
    • 3. 4. Анализ взаимосвязей
    • 3. 5. Предложения по совершенствованию кадрового потенциала руководящего состава

Экономико-статистический анализ структуры и динамики руководящих кадров высшей школы (на примере заведующих выпускающими кафедрами экономических вузов страны) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная высшая школа тесно связана с жизнью, с развитием народного хозяйства и отражает процессы, протекающие в нем, В настоящее время в народном хозяйстве страны занято 31,6 млн. специалистов, окончивших вузы и техникумы, в том числе 13,5 млн, с высшим образованием". Только за годы десятой пятилетки подготовлено 9,9 млн* специалистов, в числе которых почти 4 млн. с высшим образованием^.

Отмечая успехи высшего и среднего специального образования, XX7I съезд КПСС указал на необходимость повышения качества преподавания, укрепления связи с производством, более полного использования научного потенциала вузов, улучшения системы подготовки кадров с учетом развития отраслей народного хозяйства^.

В соответствии с" Основными направлениями экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года" за одиннадцатую пятилетку будет подготовлено 10 млн. специалистов^, которые получат образование в 890 высших и 4438 средних специальных учебных заведениях^.

Деятельность высшей школы определяется прежде всего ее научно-педагогическим составом. Последний обладает четкой структурой, которая достаточно полно воспроизводит строение современного научного знания и профессионально-отраслевую структуру народного хозяйства, гибко реагирует на любые количественные и каче.

I/ См.: Народное хозяйство СССР в 1983 г.: Статистический ежегодник. — М.: Финансы и статистика, 1984, с. 394.

2/ Рассчитано по данным статистического ежегодника «Народное хозяйство СССР в 1980 г.». — М.: Финансы и статистика, 1981, с. 469,.

3/ Материалы ХХУТ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 60. 4/ Там же, с. 182.

5/ Народное хозяйство СССР в 1983 г.: Статистический ежегодник. — М.: Финансы и статистика, 1984, с. 494−495. ственные изменения, происходящие под воздействием научно-технического прогресса1^,.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» подчеркивается: «Коллективы црофес-соров и преподавателей высших учебных заведений обеспечивают обучение студентов на высоком профессиональном и идейно-теоретическом уровне, плодотворно сочетают подготовку специалистов с р/ разработкой крупных научных проблем» '', В этом же постановлении перед ректоратами и партийными организациями вузов поставлена задача концентрации усилий на улучшении учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы. Необходимо «усилить роль кафедры — главного звена высшего учебного заведения, определяющего содержание и единство учебного, научного и воспитательного процесса» '' ,.

В связи с этим повышается ответственность руководящих кадров высших учебных заведений (ректоров, проректоров, деканов факультетов и заведующих кафедрами) за улучшение учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы научно-педагогических коллективов вузов, факультетов, кафедр.

Мероприятия Министерства высшего и среднего специального образования СССР, направленные на совершенствование деятельности научно-педагогических коллективов вузов, предусматривают улучшение состава руководящих работников высшей школы, их подбора, расстановки и повышение квалификации. Необходимо активизировать работу с кадровым резервом, повысить требовательность к деловым,.

I/ Елютин В. П. Высшая школа общества развитого социализма, — М.:

Высшая школа, 1980, с. 378−379. 2/ КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов.

ЦК. Том 13. 1978;1980. — М.: Политиздат, I9BI, с. 395. 3/ Там же, с. 397. идейно-политическим и моральным качествам кандидатов на руководящие должности.

Это отвечает требованиям постановления партии и правительства по высшей школе, в котором отмечается: «Оказывать партийным организациям повседневную помощь в решении главной задачи высших учебных заведений — всемерном повышении качества обучения и улучшении идейно-политического воспитания студентов, совершенствовании работы по подбору, расстановке, воспитанию руководящих кадров вузов, факультетов и кафедр» «^.

Будучи неотъемлемым звеном общей политики КПСС, кадровая политика определяет основные задачи формирования руководящих кадров партийных, советских, хозяйственных и общественных организаций, принципы и методы подбора, расстановки и воспитания работников, требования к ним на важнейших этапах развития страны, меры улучшения качественного состава кадров на различных участках коммунистического строительства, совершенствования системы их подготовки и переподготовки^/.

На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. К. У. Черненко подчеркивал: «Кадры — действительно золотой фонд партии и государства. И он нуждается в постоянном пополнении, притоке свежих сил.. В работе с кадрами, как нигде, важна четкая, продуманная система. Здесь недопустимы ни частая сменяемость, ни какое бы то ни было окостенение кадрового состава «3/.

I/ КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Том 13. 1978;1980. — М.: Политиздат, I9BI, с. 396. 2/ См.: Разумов E.S. Проблемы кадровой политики КПСС. — М.: Политиздат, 1983, с. В. 3/ Материалы Пленума ЦК КПСС. 10 апреля 1984 года. — М.: Политиздат, 1984, с. 20.

Система подбора, расстановки и использования руководящих кадров — важная государственная задача, успешному решению которой способствуют имеющиеся к настоящему времени научные исследования по вопросам совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров управления, системы управления кадрами руководителей и специалистов в общественном производстве, математико-статистического анализа деловых качеств руководителей и специалистов и другие. Однако црименительно к высшей школе, которая является крупной отраслью непроизводственной сферы народного хозяйства с мощной материально-технической базой и огромным отрядом научно-педагогических работников, какие-либо исследования, связанные с улучшением качественного состава руководящих кадров и совершенствованием работы с ними, отсутствуют.

В работах, посвященных научно-педагогическим кадрам высшей школы, косвенно затрагивалась проблема подготовки руководящих работников. Это было обусловлено современным возрастным потенциалом руководящих кадров вузов и целесообразностью создания научной системы подготовки резерва для их замещения.

По нашему мнению, для организации такой системы необходимо исследовать современное состояние структуры руководящих кадров, проанализировать динамику их квалификационного роста, выявить особенности в возрасте и творческой активности этих лиц, и только с учетом этого можно разработать конкретные мероприятия и предложения, позволяющие улучшить состав руководящих кадров и поднять работу с ними на качественно более высокую ступень.

Практика подбора, расстановки и использования руководящих работников высшей школы в настоящее время опережает развитие теоретических изысканий в этой области. Поэтому имеется необходимость в проведении исследования, в котором вопросы структурного анализа и динамических характеристик роста уровня квалификации руководящих кадров высшей школы были бы рассмотрены с позиций совершенствования управления высшей школой и изложена научно обоснованная, опирающаяся на экономико-статистические приемы и методы методика подхода к анализу структуры и развития квалификации любой должностной категории руководящих работников различных отраслевых групп вузов,.

В какой-то степени мы попытаемся решить названные проблемы в настоящей диссертации.

Статистические методы, используемые при этом, вскрывают значительные резервы повышения эффективности деятельности высших учебных заведений и поднимают работу с кадрами на качественно новую ступень.

Цель диссертационной работы состоит в статистическом исследовании структуры и динамики роста уровня квалификации руководящих кадров экономических вузов страны.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи: с помощью методов статистического изучения структуры, динамики и взаимосвязей социально-экономических явлений и процессов провести анализ демографического и делового состава руководящих работников экономических вузов, динамики квалификационного роста руководящих кадровопределить понятия и критерии измерения научной продуктивности деятельности ученых-руководителей высшей школывыявить общие тенденции в творческой активности обследованных лиц и их возрастных характеристикахисследовать взаимосвязи показателей делового состава руководящих кадровразработать нормативы, направленные на улучшение подбора кандидатур, выдвигаемых на руководящую работу в вузе.

Для решения этих задач была разработана программа специального статистического обследования руководящих кадров вузов, которое носило характер сплошного статистического наблюдения, выполняемого способом самоисчисления,.

В диссертационной работе сделана также попытка: охарактеризовать развитие системы управления высшей школойвыяснить роль статистики в управленииразработать рекомендации и предложения, направленные на улучшение работы по подготовке резерва работников руководящего состава, и дать краткую статистическую характеристику динамики численности и квалификационного состава руководящих кадров вузов страны в девятой и десятой пятилетках.

Документом статистического обследования являлась анкета заведующего кафедрой вуза (см. приложение I), согласованная с ЦСУ СССР и Управлением руководящих и научно-педагогических кадров Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Вопросы анкеты были разделены на три группы: адресная частьвопросы, характеризующие демографический состав обследованных лиц и деловые характеристики научно-педагогического работника. Причем показатели делового состава данной категории лиц должны были характеризовать их как педагогов и как научных работников.

В результате обследования заведующих выпускающими кафедрами экономических вузов страны, проведенного нами в 1981 г., были получены ответы на более чем 30 вопросов анкеты. Совокупность обследованных лиц составила 334 человека.

Заведующие кафедрами высших учебных заведений — самая многочисленная категория работников руководящего состава. Именно они в полной мере определяют основные показатели демографической и деловой структуры, сложившийся к настоящему времени кадровый потенциал руководящего состава вузов.

Важные обязанности в деле подготовки специалистов для народного хозяйства возложены на преподавательские коллективы кафедр специальных дисциплин. В большинстве своем это выпускающие кафедры, деятельность которых завершает многогранный творческий процесс подготовки специалистов.

В связи с повышением эффективности общественного производства существенно возрастает роль специалистов экономического профиля. Экономисты успешно трудятся на предприятиях, в колхозах и совхозах, в учреждениях просвещения, науки, в аппарате органов государственного управления, в кооперативных и общественных организациях.

Вместе с тем задачи, выдвинутые ХХУТ съездом КПСС, постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 17 июня 1982 года «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся», решением коллегии Минвуза СССР № II/I от 23 марта 1984 г. «О мероприятиях по совершенствованию высшего экономического образования», вызывают необходимость дальнейшего совершенствования подготовки экономистов. Современные экономисты не только должны знать общие закономерности развития общественного производства, тенденции научно-технического прогресса, но и уметь практически вскрывать резервы роста производства, повышения его экономической эффективности.

Решающая роль в этом принадлежит прежде всего цреподавате-льским коллективам экономических вузов страны. Поэтому в качестве объекта исследования были выбраны заведующие выпускающими кафедрами этих институтов.

Выбранная тема исследования связана с проблемами науки об управлении, которая в свою очередь использует положения и выводы других наук. Поэтому при написании данной работы мы опирались как на работы в области методологии статистики (Г.А.Баткис, А.Я.

Боярский, И. Г. Венецкий, Д. П. Журавский, Г. С. Кильдишев, Я.И.Лу-комский, В. С. Немчинов, В. Е. Овсиенко, В. В. Паевский, Б. Г. Плошко, Н. Н. Ряузов, А. А. Чупров и др.), так и на исследования в области управления, экономики непроизводственной сферы, психологии, геронтологии, науковедения и проблем высшей школы (Д.И.Васильев, Е. М. Введенский, В. П. Елютин, С. А. Кугель, П. А. Мухин, В. М. Петров, Д. И. Правдин, З. Г. Френкель, В. В. Фролькис, П. В. Шелшц, М.Г.Ярошев-ский и др.).

Важные вопросы подбора, расстановки, использования и повышения квалификации руководящих кадров вузов поднимались в статьях и выступлениях заместителя министра высшего и среднего специального образования СССР тов. А. П. Шапошниковой. Были использованы также некоторые зарубежные материалы.

Необходимо отметить, что вопросам работы с руководящими кадрами вузов, изучению их подбора и расстановки, теоретико-методологическим исследованиям в области совершенствования планирования и управления их подготовкой в специальной и экономической литературе уделяется недостаточно внимания. Поэтому важность, актуальность и недостаточная освещенность данной проблемы послужили предпосылкой для написания данной диссертации.

В работе используются данные государственной статистики, инструктивные и другие материалы Министерства высшего и среднего специального образования СССР, справочная и специальная литература советских и зарубежных авторов, статьи в периодической печати.

Теоретико-методологической основой диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов Коммунистической партии Советского Союза, Пленумов ЦК КПСС, постановления партии и правительства по воцросам работы с кадрами и развития.

— 12 высшего образования в СССР.

Особое внимание уделено положениям и выводам, содержащимся в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС, Преседателя Президиума Верховного Совета СССР тов. К. У. Черненко по вопросам кадровой политики в современных условиях.

Практические предложения и рекомендации разрабатывались на основе всестороннего анализа данных, содержащихся в статистических ежегодниках ЦСУ СССР, форме статистической отчетности № 5-НК, специального статистического обследования, материалов по научно-педагогическим кадрам вузов коллегии Минвуза СССР и других статистических данных, связанных с темой диссертационной работы.

На защиту выносятся:

— программа специального статистического обследования различных должностных категорий руководящих кадров и отраслевых групп вузов;

— методика статистического анализа структуры и динамики роста квалификации руководящих работников вузов по данным статистического наблюдения;

— результаты и выводы, полученные в ходе экономико-статистического анализа структуры и динамики роста квалификации заведующих выпускающими кафедрами экономических вузов страны, проведенного по данной методике.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые комплексно проанализирован широкий круг вопросов по трем основным направлениям: характеристика системы управления высшей школой, роль и место в ней руководящих кадров вузовструктура руководящих работниковдинамика квалификационного роста и взаимосвязи в статистике руководящих кадров.

— 13.

Теоретическая и практическая новизна исследования заключается в следующем:

— разработана программа статистического обследования важной должностной категории руководящих кадров вузов;

— предложена методика статистического анализа структуры и динамики роста квалификации руководящих работников вузов по данным наблюдения;

— разработана система статистических показателей, характеризующих деловую структуру заведующих выпускающими кафедрами экономических вузов страны;

— рассчитаны повозрастные характеристики наступления основных событий в научно-педагогической деятельности;

— определены возрастные границы приобретения высшей научной квалификации обследованными лицами;

— обоснованы критерии статистического измерения результатов научно-педагогической деятельности;

— дана оценка связи творческой активности и возраста заведующих кафедрами;

— рассчитана средняя продолжительность предстоящей жизнедеятельности данной категории работников;

— исчислены показатели тесноты связи уровня квалификации и результатов научно-педагогической деятельности;

— разработаны нормативы, обеспечивающие дальнейший оптимальный квалификационный и служебный рост лиц, выдвинутых на руководящую работу в вузе.

Практическая значимость работы. Исследование по избранной теме продиктовано запросами практики. Содержащиеся в работе предложения и рекомендации могут быть использованы при изучении других категорий руководящего состава и групп высших учебных заведений.

— 14.

Практическое значение имеют выводы об особенностях творческой активности обследованных ученых экономических вузов страны.

Диссертация выполнена в соответствии с «Основными направлениями развития естественных и общественных наук на 19 811 985 гг.», принятыми Академией наук СССР — проблема 1.1.13,7 «Статистика управляемых процессовпоследовательный анализ и обобщения», целевой комплексной программой Министерства высшего и среднего специального образования СССР «Совершенствование подбора, подготовки, использования, аттестации и повышения квалификации руководящих и цреподавательских кадров высших и средних специальных учебных заведений» на I98I-I985 гг. и на период до 1990 г., а также в соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная стратегия партии и государства — стратегия совершенствования зрелого социализма концентрирует усилия советского народа на ускорении развития экономики, улучшении управления народным хозяйством, укреплении партийной, государственной и трудовой дисциплины, повышении ответственности кадров, на развитии творческой активности масс.

Система управления высшей школой оперативно реагирует на все изменения, происходящие в обществе. Исследование системы управления высшей школой дало возможность выявить основные направления ее совершенствования в области организации управления, методов, технологии и техники управления.

Дальнейшее развитие этой системы предполагает использование статистических методов в управлении подготовкой, расстановкой и использованием руководящих кадров высших учебных заведений.

Изучение деятельности руководящих работников вузов, характера решаемых ими задачпозволило определить основные требования, предъявляемые к данной категории лиц.

В работе предложены мероприятия и рекомендации, необходимые для образования резерва руководящих кадров. Основными требованиями являются научная квалификация, компетентность и идейно-политическая убежденность работников.

Анализ показал, что за годы девятой и десятой пятилеток особенно высокий рост кадров с высшей научной квалификацией наблюдался в I97I-I975 гг. среди деканов и в 1976;1980 гг. среди заведующих кафедрами.

Самой многочисленной категорией руководящих кадров высшей школы являются заведующие кафедрами вузов, составляющие 75 $ общего числа руководящих работников высшей школы. Отсюда следует, что.

— 139 демографическая и деловая структура руководящего состава высшей школы во многом зависит от показателей структуры заведующих кафедрами.

Управлять этой структурой, обеспечивать оптимальный квалификационный и профессиональный рост руководящих кадров можно лишь на основе тщательного изучения этой категории лиц, которому в значительной степени способствовали разработанная программа статистического обследования, а также предложенная методика статистического анализа структуры и динамики роста квалификации руководящих работников высшей школы.

Структурный анализ заведующих кафедрами экономических вузов страны позволил определить статистические характеристики демографического состава и разработать систему показателей деловой структуры обследованной категории лиц.

Анализ показал, что современный демографический состав заведующих кафедрами является результатом основных политических и социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране и оказали влияние на динамику демографических показателей развитого социалистического общества.

Деловая структура заведующих кафедрами экономических вузов в основном определяется уровнем их научной квалификации. В среднем уровень научной квалификации обследованных лиц выше среднего уровня квалификации заведующих кафедрами вузов страны. Нами установлено, что результаты научно-педагогической деятельности тесным образом связаны с квалификационным уровнем заведующих кафедрами.

Методика статистического анализа квалификационного роста базировалась на разработке и дальнейшем изучении статистических материалов по анамнестическому методу. Исследование динамики квалификационного роста заведующих кафедрами экономических вузов страны, возрастных особенностей творческой активности руководящих.

— 140 кадров позволило сделать вывод о неравномерном формировании квалификации этой категории работников. В данной работе выявлены общие тенденции, характерные для обследованных лиц.

Полученная средняя возрастная характеристика квалификационного роста заведующих кафедрами позволила выявить наиболее типичные возраста наступления основных событий в их жизнедеятельности.

В диссертации подтверждаются выводы современных советских и зарубежных психологов и геронтологов о том, что творческая активность ученых почти не снижается с возрастом. Пределы активной научно-педагогической деятельности определены путем расчета средней продолжительности предстоящей жизнедеятельности.

Неравномерность в наступлении главных событий в жизнедеятельности заведующих кафедрами обусловлена влиянием ряда факторов. Установлена зависимость между возрастом присуждения ученой степени кандидата наук и возрастом защиты докторской диссертации, оценена степень тесноты связи между другими важными характеристиками.

Итогом анализа динамики роста квалификации, возрастных особенностей научно-педагогической деятельности и взаимосвязей в статистике руководящих кадров являются разработанные возрастные нормативы для отбора кандидатур, включаемых в резерв руководящих кадров. Предлагаемые возрастные нормативы учитывают результаты и выводы, полученные в результате анализа существующих соотношений в составе заведующих выпускающими кафедрами экономических вузов страны.

Успешным условием для научно обоснованного подбора, расстановки и использования руководящих кадров высшей школы должна быть периодичность (не реже I раза в 5 лет) статистического обследования руководящих работников вузов с последующим анализом их структуры и динамики по предлагаемой в работе методике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Очередные задачи Советской власти, — Полн. собр. соч., т. 36, с. 165−208.
  2. В.И. Советская власть и положение женщины. Полн. собр. соч., т. 39, с. 285−288.
  3. В.И. 0 перестройке работы СНК, СТО и малого СНК. -Полн. собр. соч., т. 44, с. 364−370.
  4. В.И. 0 цридании законодательных функций Госплану. -Полн. собр. соч., т- 45, с. 349−353.
  5. В.И. Телеграмма Н.М.Книповичу. Полн. собр. соч., т. 53, с. 97.
  6. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1978. -256 с.
  7. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  8. Материалы Пленума ЦК КПСС. 26−27 декабря 1983 года. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  9. Материалы Пленума ЦК КПСС. 10 ацреля 1984 года. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой. сессии Верховного Совета. СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 61 с.
  11. Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
  12. Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. Т. 3. -М.: Политиздат, 1979. 535 с.
  13. К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. — 670 с.
  14. Ленин В.И., КПСС о работе с кадрами. М.: Политиздат, 1979. — 703 с.
  15. Народное хозяйство СССР в 1980 г. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1981. — 583 с.
  16. Народное хозяйство СССР. 1922−1982: Юбилейный статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1982. — 624 с.
  17. Народное хозяйство СССР в 1983 г.: Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1984. — 607 с.
  18. Г. А. Вопросы санитарной и демографической статистики. М.: Статистика, 1964. — 291 с.
  19. М.С. Продолжительность жизни. М.: Статистика, 1967. — 216 с.
  20. М.С. Медико-демографическое изучение народонаселения. М.: Статистика, 1979. — 224 с.
  21. А.Я. Теоретические исследования по статистике. М.: Статистика, 1974. — 304 с.
  22. А.Я. Население и методы его изучения. М.: Статистика, 1975. — 264 с.
  23. Д.И., Скрягин А. Д. От кандидата к доктору наук. — Вестник высшей школы, 1978, Jfc I.
  24. А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. М.: Экономика, 1977. — 150 с.
  25. И.Г. Статистические методы в демографии. М.: Статистика, 1977. — 207 с.
  26. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статис-тические понятия и формулы в экономическом анализе- Справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статистика, 1979. — 447 с.
  27. И.Г., Кильдишев Г. С. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Статистика, 1975. — 264 с.
  28. А.В., Волков С. И. Подготовке экономистов неослабное внимание. — Вестник высшей школы, 1980, № I.
  29. Высшая школа /Под ред. Войленко Е. И.: Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. Ч. I. М.: Высшая школа, 1978. — 399 с.
  30. Р., Юнг Г. Кадры в системе социалистического управления. М.: Прогресс, 1970. — 208 с.
  31. В.М., Добров Г. М., Терещенко В. И. Беседы об управлении. М.: Наука, 1974. — 224 с.- 144
  32. Н.П. Как работал Ленин. М.: Политиздат, 1975.- 16 с.
  33. Н.Г. Статистические группировки. М.: Госстатиз-дат, 1951. — 156 с.
  34. Н., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке. Методы обработки данных /Пер. с англ. -М.: Мир, 1980. 616 с.
  35. Е.А. Руководитель как организатор и воспитатель. Экономика советской Украины, 1975, № 10.
  36. М., Фокс К. А. Методы анализа корреляций и регрессий. М.: Статистика, 1966. — 558 с.
  37. И.И., Рукавишников В. О. Группировка, корреляция, распознавание образов. М.: Статистика, 1977. — 144 с.
  38. В.П. Высшая школа общества развитого социализма.- М.: Высшая школа, 1980. 560 с.
  39. В.П. ХХУ1 съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук. Вестник высшей школы, 1981, $ 12.
  40. В.П. По замыслу партии. Вестник высшей школы, 1984, Jfe 6.
  41. В.А., Костанян С. Л. Экономика образования. М.: Знание, 1970. — 48 с.
  42. Е. Совершенствование комплексного планирования образования и подготовки кадров. Экономические науки, 1980,1. J6 I.
  43. Д.П. Об источниках и употреблении статистических сведений. М.: Госпланиздат, 1946. — 119 с.
  44. А.А. Прогнозирование динамики и структуры высшего образования в СССР. В сб.: Методологические вопросы планирования и прогнозирования высшего образования СССР. — М.: НУ, 1973, с. 62−66.- 145
  45. Д.И. Качество подготовки специалистов как социальная проблема. М.: Наука, 1978. — 165 с.
  46. Л. Методы статистического анализа в экономике / Пер. с англ. М.: Статистика, 1972. — 476 с.
  47. Д.Н. Труд руководителя. М.: Экономика, 1978.- 342 с.
  48. М.Н. Кафедра центр учебно-воспитательной и научно-методической работы высшего учебного заведения. — М., 1977.- 186 с.
  49. М., Стыоарт А.Дк. Статистические выводы и связи.- М.: Наука, 1973. 899 с.
  50. Г. С. Непараметрические показатели тесноты связи: Учебное пособие. М.: МЭСИ, 1975. — 19 с.
  51. Г. С. Сводка.и группировка статистических материалов. М.: Статистика, 1976. — 46 с.
  52. Г. С., Овсиенко В. Е., Рабинович П. М. Основы анализа статистических данных: Учебное пособие. М.: МЭСИ, 1978.- 88 с.
  53. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. — 271 с.
  54. Н.С., Моккавейский П. А. Старость и ее закономерности. Л.: Медгиз, 1963. — 381 с.
  55. А.А. Профессор ученый, наставник, воспитатель. — Вестник высшей школы, 1974, № I.
  56. Н.Ф. Высшая школа в новом учебном году. Вестник высшей школы, 1984, № 8.- 146
  57. Н.И., Максимова Н. А. руководитель и коллектив.- М.: Экономика, 1979. 119 с.
  58. Курс демографии /Под ред. Боярского А. Я. 2-е изд., пере-раб. М.: Статистика, 1974. — 453 с.
  59. .Д., Перфильев М. Н. Кадры аппарата управления в СССР. Л.: Наука, 1970. — 252 с.
  60. В.П. Педагогическое мастерство ученого. М.: Наука, 1975. — 119 с.
  61. Л.И. Краткий экономико-математический словарь.- М.: Наука, 1979. 358 с.
  62. Я.И. Теория корреляции и ее применение к анализу производства. М.: Госстатиздат, 1961. — 375 с.
  63. И.М. Эффективнее использовать научный потенциал вузов. Вестник высшей школы, 1983, 2.
  64. И.С., Уманский Л.й. Организатор и организаторская деятельность. Л.: ЖУ, 1975. — 312 с.
  65. Материалы симпозиума, посвященного разработке классификации и номенклатуры периодов старения и старости и методам установления возрастных рубежей. Л., 1962. — 15 с.
  66. В.Н. Должностная подготовка руководящих кадров.-Вестник высшей школы, 1974, № I.
  67. Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления. М.: Экономика, 1974. — 159 с.
  68. Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации /Под ред. Осипова Г. В. М.: Прогресс, 1968. — 327 с.
  69. С.Р., Ярошевский С. Р. Научное творчество. -М.: Наука, 1969. 446 с.
  70. В.И. Социально-психологические аспекты управления. М.: Молодая гвардия, 1975. — 186 с.- 147
  71. П.А. Эффективность научной деятельности вузов. -М.: Высшая школа, 1979. 239 с.
  72. B.C. Избранные произведения. М.: Наука, 1967, т. 2. — 498 с.
  73. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Высшая школа, 1978. — 379 с.
  74. В.И. Элементы культуры управления. М.: Экономика, 1971. — 104 с.
  75. Общая теория статистики /Кильдишев Г. С., Овсиенко В. Е., Рабинович П. М., Рябушкин Т. В. М.: Статистика, 1980. — 423 с.
  76. В.Е., Виталина Е. Г. Вопросы статистической науки в трудах В.И.Ленина. М.: Статистика, 1967. — 207 с.
  77. A.M. Управление социалистической экономикой. М.: Экономика, 1979. — 424 с.
  78. Опыт сотрудничества стран членов СЭВ в области подготовки и повышения квалификации научных кадров. — В кн.: Научные кадры в социалистическом обществе: структура и динамика /Бугель С.А., Масленников В. И., Меске В., Мюллер К. — М., 1979. — 178 с.
  79. В.В., Яхонтов А. П. 0 применении анамнестических методов в демографии. В кн.: Труды демографического института АН СССР. — М., 1962. — 77 с.
  80. В.В. Вопросы демографической и медицинской статистики. М.: Статистика, 1970. — 467 с.
  81. Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1973. — 471 с.- 148
  82. В.М. Дузы и научно-технический прогресс. М.: Высшая школа, 1973. — 246 с.
  83. .Г. Группировка и система статистических показателей. М.: Статистика, 1971. — 176 с.
  84. Я.А. Исследование проблемы психологии творчества. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  85. Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М.: Мысль, 1973. — 301 с.
  86. Д.И. Развитие нецроизводственной сферы при социализме. М.: Экономика, 1976. — 158 с.
  87. Преподаватель высшей школы. Вестник высшей школы, 1981,1. Ш 6.
  88. Р. Народонаселение и его изучение: Демографический анализ / Пер. с франц., под ред. Урланиса Б. Ц. М.: Статистика, 1966. — 443 с.
  89. Проблемы руководства научным коллективом /Под ред. Яро-шевского М.Г. М.: Наука, 1982. — 317 с.
  90. И.И. Руководящие кадры: подбор и воспитание. -М.: Мысль, 1971. 159 с.
  91. М.В. Очерки по статистике населения. М.: 1970. — 459 с.
  92. И.С., Попов Г. А. Социально-демографическая характеристика научных кадров. М.: Статистика, 1976. — 80 с.
  93. Е.З. Проблемы кадровой политики. М.: Политиздат, 1983. — 192 с.
  94. В.И. Элементы теории корреляции. Ташкент: Туркводхоз, 1923. — 180 с.
  95. В.И. Элементарное изложение теории средних. Ташкент: ЦСУТ, 1924. — 40 с.- 149
  96. Э. Процесс старения населения. М.: Статистика, 1968. — 509 с. 104. 1>унион Р. Справочник по непараметрической статистике: Современный подход /Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1982.- 198 с.
  97. Н.Н. Статистическое наблюдение. Всесоюзная перепись 1959 года. М., 1958. — 36 с.
  98. Н.Н. Сводка и группировка статистических материалов. Учебное пособие. М.: ВЗФЭИ, 1961. — 48 с.
  99. Н.Н. Общая теория статистики. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1984. — 343 с.
  100. Е.С. Население и образование. М.: Статистика, 1978. — 143 с.
  101. Дж. Линейный регрессионный анализ /Пер. с англ.- М.: Мир, 1980. 456 с.
  102. Ф.Т. Руководитель и подчиненный в системе управления. М.: Экономика, 1971. — 52 с.
  103. И.М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. М., 1952, т. 2. — 1007 с.
  104. Содержание и методы подготовки кадров управления /Под ред. Озиры В. Ю., Скоробогатова И. Б. М.: Экономика, 1977. -232 с.
  105. Е. Элементы науки управления /Пер. с польск.- М.: Прогресс, 1965. 423 с.
  106. С.Г. К методологии учета научного труда. Л.: АН СССР, 1932. — 31 с.
  107. Труд в сфере науки /Завлин П.Н., Щербаков А. И., Щцеле-вич М.А. М.: Экономика, 1973. — 295 с.
  108. Труд руководителя /Под ред.' Афанасьева В. Г., Гвишиани Д. М., Лисицына В. Н., Попова Г. Х. М.: Экономика, 1975. — 231 с.
  109. Управление и проблема кадров /Под ред. Попова Г. Х, Джа-вадова Г. А. М.: Экономика, 1972. — 175 с.
  110. .Ц. Статистические методы изучения зависимости явлений. М.: Госстатиздат, 1956. — III с.
  111. Э., Рёнц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа /Пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 1983. -302 с.
  112. З.Г. Удлинение жизни и активная старость. -Л.: Медгиз, 1945. 372 с.
  113. В.В. Природа старения. Биологические механизмы развития старения. М.: Наука, 1969. — 181 с.
  114. В.М., Антосенкова Л. Д. Повышение эффективности работы аппарата управления. М.: Экономика, 1979. — 72 с.
  115. А.А. О приемах группировки статистических наблюдений. М., 1904. — 26 с.
  116. А.А. Основные проблемы теории корреляции. М.: Госстатиздат, I960. — 175 с.
  117. А.А. Вопросы статистики. Избранные статьи. М.: Госстатиздат, I960. — 448 с.
  118. А.И. Ученые труды. Ч. 2, вып. I. Курс статистики. М., 1910. — 176 с.
  119. А.П. Улучшать работу с научно-педагогическими кадрами. Вестник высшей школы, 1982, 6.
  120. А.П. Совершенствовать систему повышения квалификации преподавателей. Вестник высшей школы, 1984, № I.
  121. А.И., Косолапов В. В., Король Е. В. Наука, ученые и их труд в условиях современной научно-технической революции.- Новосибирск: СО АН СССР, 1971. 390 с.
  122. Экономико-организационные проблемы управления высшей школой: Тезисы докладов на республиканской научной конференции. Вып. 2. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1979. — 179 с.
  123. Юя Д.Л., Кендэлл М. Д. Теория статистики. 4-е изд. М.: Статистика, I960. — 779 с.
  124. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1972. — 239 с.
  125. М.Г. Психология научного труда и вопросы повышения его продуктивности. М., 1968. — 25 с.
  126. М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971. — 334 с.
  127. .С. Избранные труды. М.: Статистика, 1964. 391 с. tto/^ce.
Заполнить форму текущей работой