Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические основы механизма социальной защиты населения территории с доминирующим горным ландшафтом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение проблем социальной защиты населения горных территории возможно на основе создания, самодостаточной для населения, системы хозяйственной деятельности. Любая экономическая деятельность использует природные и людские ресурсы. При этом, поставленная цель (т.е. социальная защищенность населения) может быть достигнута в условиях когда экономика гармонично «вписывается» в природно-социальные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Экономические основы механизма социальной защиты населения горных территорий: теория и методология
    • 1. 1. Природно-географические детерминанты хозяйственной деятельности и проблема социальной защиты населения горных территорий
    • 1. 2. Методологические особенности исследования проблем социальной защиты населения горных территорий
  • Глава II. Состояние экономической основы социальной защиты населения горных территорий Северного Кавказа
    • 2. 1. Депрессивность экономики горных территорий как детерминанта состояния социальной защиты населения
    • 2. 2. Состояние продовольственной обеспеченности горных территорий и проблема социальной защиты населения
  • Глава III. Основные направления создания экономических предпосылок эффективного механизма социальной защиты населения горных территорий
    • 3. 1. Совершенствование региональной политики государства как условие создания экономических основ механизма социальной защищенности
    • 3. 2. Развитие туризма как способ преодоления депрессивности горных территорий
    • 3. 3. Восстановление и развитие традиционных форм хозяйственной деятельности как способ преодоления социального кризиса горных территорий

Экономические основы механизма социальной защиты населения территории с доминирующим горным ландшафтом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность разработки экономических основ механизма социальной защиты населения территории с преобладающим горным ландшафтом* предполагающих выработку не только теоретических положении, но и практических приемов и мероприятии, включающих в себя: диагностику и мониторинг, механизм разрешения конфликтов, принципы и модель построения, обусловлена рядом положении. Прежде всего, отсутствием адекватной теории социальной защиты населения горных территориисуществующие теоретические положения страдают фрагментарностью, свойственным эклектическим воззрениям. Во — вторых, в современных условиях необходимо создавать эффективную самоорганизующуюся систему социальной защиты населения горных и приравненных к ним территории. Целостных исследований по данной тематике в настоящее время нет. Социально-экономические и политические преобразования, проводимые в стране, привели к обвальному разрушению системы хозяйственной деятельности в горных территориях, обусловили кризисное состояние социальной сферы и сделали подавляющую часть населения социально незащищенными. Для горных территории, в том числе и Северного Кавказа, характерным стала пауперизация практически всего населения. При этом тотальная бедность населения связана не только с общими для всей страны факторами (с низким уровнем заработной платы, стипендий, пособий, отставанием пенсии от прожиточного минимума, недостаточностью государственного финансирования социальных программ и т. п.), но и со специфическими условиями жизнедеятельности на данных территориях. По принятой в настоящее время терминологиигорные территории. (См. 2−5 Междунар. Конф: Устойчивое развитие горных территории.- Бишкек (1996), Владикавказ (1998,2001), Горноал-тайск (2002).

Втретьих, специфические условия жизнедеятельности населения горных территориях России и, в первую очередь, на Северном Кавказе в существующей системе социальной защиты не получили адекватного отражения не только на уровне нормативно-правовом, но и концептуальном. Население горных территории в силу специфичности своего существования нуждается не только и не столько во фрагментарной, эпизодической социальной защите, сколько в целостной адекватной условиям жизнедеятельности социально-экономической политике. Сложившаяся ситуация требует осуществления конкретных мер, направленных на формирование модели социальной политики, отражающей особенности такого сложного региона как Северный Кавказ. В-четвертых, актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления критериев оценки степени защищенности населения и характера её связей с экономической, хозяйственной деятельностью. Интерес к проблеме обусловлен, наконец, необходимостью определения требований к экономической политике, отсутствием системных знании о формировании и развитии производственной, социальной и институциональной инфраструктуры горных территории в условиях перехода к рыночной модели хозяйствования, и новой общественной системе.

Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени отсутствуют комплексные монографические работы или же диссертационные исследования, посвященные решению проблемы социальной защиты населения горных территории в условиях социально-экономического реформирования. В тоже время, имеются работы, где содержатся разрозненные материалы и суждения, сведения и идеи, затрагивающие рассматриваемую проблему. В этой связи необходимо специально отметить определенную ценность данных, содержащихся в материалах проводимых в последнее десятилетие конференций (Бишкек 1996, Владикавказ 1997 и 2001, Горноалтайск 2002), посвященных вопросам обустройства и развития горных территории. В них рассматриваются механизмы сохранения и поддержки развития горных территорий, духовного, этнокультурного и природного наследия, состояния инфраструктуры и сельского хозяйства, природопользования в горных экосистемах. Имеются исследования, где рассматриваются частные проблемы горных территории, такие как вопросы устойчивого развития (Ю.Баденков, Х. Мухаббатов), основы рационального природопользования (Х.Мухаббатов, В. Пуляркин), выявляется специфика хозяйственного развития (В.Рудский, Ю. Баденков), структурные изменения в экономике и др. Интерес к вопросам социальной защиты населения в условиях проведения рыночных реформ проявился первоначально в сфере экономики и управления. Эти вопросы отражены в исследованиях Баланчикова B.C., Викторова О. Н., Гафарова З. С., Зу-макулова Б.М., Кадомцевой C.B., Митрошенкова O.A., Манцуровой Л. Г., Шар-кова Ф.И., и др. В этих работах авторы рассматривают подходы к управлению социальной защитой населения в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, анализируют региональные особенности социальной защиты населения. Принципы регионального управления развитием экономики, социальной сферы и обеспечения рассматриваются в работах Алиева С. С., Горбунова Г. Б., Ильина В. А., Муратовой М. Ч., Шпилева Б. Е., Лавровский Б. А. и др.

В то же время они не отражают содержание проблемы экономических предпосылок социальной защиты населения горных территории. Большинство работ рассматривают выделенную проблему — социальную защиту населения горных территорий — либо с сугубо социальной, либо экологической или какой то аналогичной стороны. Что же касается экономических основ социальной защиты, то она, в лучшем случае, рассматривается в отдельных случаях фрагментарно и поверхностно. Между тем, горные территории это более трети территории России. А потому возникает необходимость в проведении самостоятельных исследовании по данной проблеме, причем доведение не просто до фрагментов, а до выработки адекватной теории и модели, пригодной к успешному её воплощению.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка целостной модели социальной защиты населения горных территорий, содержащую теоретические и методологические принципы, методы и способы эмпирической проверки и практической адаптации разрабатываемой модели. Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

1. Уточнить понятие и исследовать социально-экономический феномен «горные территории», выделить в ней экономическую основу и соотнести с конкретными социально-экономическими условиями Северного Кавказаопределить территорию и народонаселение, подпадающее под определение горных территории. Исследовать понятие и сущность ресурсного обеспечения в области социальной защиты населения.

2. Выявить природные, демографические, природно-исторические условия, детерминирующие хозяйственную деятельность и определяющие особенности социальной защиты населения горных территории.

3. Разработать основные параметры и показатели, позволяющие осуществить диагностику и мониторинг состояния социальноэкономической базы защищенности населения, осуществляющего жизнедеятельность в условиях горных территории.

4.Дать анализ состояния экономической базы социальной защищенности населения горных территории, определить критерии и параметры, формы и способы социальной защиты населения горных территории.

5. Выработать модель, содержащую механизмы организации необходимых экономических предпосылок социальной защищенности населения горных территорийвыявить особенности, формы и методы формирования адекватной условиям жизнедеятельности системы социальной защиты населения.

Объектом исследования в соответствии с поставленной целью является система хозяйственно-экономической и социальной жизнедеятельности населения горных территории Северного Кавказа.

Предметом исследования является механизм экономических основ социальной защиты населения горных территории в период реформирования общественной жизни. В соответствии с предметом исследования, состояния, тенденций и возможностей дальнейшего развития, формируется механизм экономических основ социальной защиты.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков экономической науки, работы современных отечественных и зарубежных ученых — экономистов по изучаемой проблеме, нормативные акты законодательных и исполнительных органов РФ и его субъектов, соответствующих международных организации, материалы международных и региональных конференции по проблемам развития горных территорий.

В качестве информационной базы использовались различные источники: монографии, научные статьи, авторефераты. Источниками конкретного материала явились официальные данные органов статистики различных уровней: Госкомстат РФ, Республик Северного Кавказа, Краснодарского и Ставропольского края и Ростовской области, а также выборочные данные самого автора. В работе на разных этапах исследования применялись различные методы анализа: абстрактно-логический, статистический, графический, аналитический, экономико-математические методы и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в работе предпринята попытка системного исследования проблемы состояния основ экономического механизма социальной защиты населения горных территории, в котором определены перспективы развития, основные направления и методы формирования экономических основ социальной защиты населения горных территории в период трансформации основных сфер общественной жизни. Элементы научной новизны можно свести к следующим пунктам:

1.Уточнено содержание понятия «горные территории» и дано его отличие от социально-экономического и природного феномена «горные территории».

2. Определены природно-географические детерминанты хозяйственной деятельности и их влияние на решение проблемы социальной защиты населения горных территории.

3. Разработаны критерии, количественные и качественные показатели оценки уровня социальной защиты населения горных территорий Северного Кавказа.

4. Обоснован вывод о депрессивности экономики горных территорий как основной детерминанты состояния социальной защиты населения горных территории и необходимости формирования специфического экономического механизма социальной защиты населения данной территории, включающего в себя особый механизм государственной поддержки и государственного регулирования.

5. Предложена новая модель экономики горной территории, учитывающая особую роль местных ресурсов, (на примере туризма), в системе жизнеобеспечения горных территорийразвитие туризма рассматривается как один из способов преодоления депрессивности горных территории. В работе доказывается, что восстановление традиционных форм хозяйственной деятельности является необходимым элементом формирования адекватной системы социальной защиты населения горных территорий.

Представленные тезисы научной новизны выполняют функции положении, выносимых автором на защиту.

Практическая значимость работы состоит в разработке принципиальных положений, способных стать базой решения проблем формирования экономических основ механизма социальной защиты населения горных территории в период кардинальных изменении социальной системы позволяющей смягчить негативное давление этих изменении на условия жизни. Полученные выводы могут быть использованы при составлении долго — и среднесрочных целевых комплексных программ развития экономики, социальной сферы горных территории при формировании системы социальной защиты.

Значимость результатов диссертационной работы заключается также в возможности использования полученных результатов в дальнейшей исследовательской работе по данной проблеме. Ряд положений работы имеют научнопознавательное значение и представляют интерес в плане преподавания курсов «Экономика АПК», «Организация и управление сельскохозяйственного производства», «Рынок труда», «Социальная защита населения в условиях рыночной экономики» и др. в высших учебных заведениях, в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Заключение

.

В диссертационном исследовании предпринята попытка всестороннего исследования проблемы состоянии механизма социальной защиты населения горных территории. В работе определены перспективы развития, основные направления и методы формирования экономических основ механизма социальной защиты горных территории в период трансформации основных сфер общественной жизни. В результате предпринятого анализа сделаны ряд выводов:

1.Социальная защита населения горных территории детерминирована не только макроэкономическими процессами и положением в стране, но в немалой степени природно-климатическими, географическими факторами. Эти факторы проявляются на территориях занимающих более трети территории России. В работе определены природно-географические детерминанты хозяйственной деятельности и их влияние на решение проблемы социальной защиты населения горных территории. Эти факторы определяется в первую очередь высотой, зональностью, климатическими условиями, расчлененностью рельефа. Они представляют интерес не сами по себе, а в связи с их влиянием на хозяйственную деятельность, экономическую основу социальной политики.

2. В результате проведенного анализа обоснован вывод о необходимости изменения государственной, региональной политики. Необходима система мер способных решит проблему депрессивности горных территории и создания необходимых параметров экономических основ социальной защиты населения. На смену разрозненным и не скоординированным действиям федеральных властей должна прийти комплексная и целенаправленная система регулирования процессов регионального развития с четко определенными целями. Региональная политика, в условиях Российской Федерации, должна быть преимущественно ориентирована на подъем самых «слабых» территорий, а не развитие наиболее перепективных, с чисто экономической точки зрения, ареалов. Большая часть принимае-: — мых государством решений и затрачиваемых средств «проходит» по линии отдельных министерств и ведомств. Но все эти региональные траты не увязаны в единую систему. Они направлены, преимущественно, на решение текущих проблем, устранение симптомов «болезни», а не фундаментальных причин, породивших региональные проблемы. Центральное место в системе компенсационных механизмов должна занимать социально-экономическая политика концентрирующие возможности и федерального центра и региональных властей и населения. Именно такой подход должен «запустить» наиболее эффективные для горных территории адаптационные процессы, ввести дополнительные механизмы, подкрепить необходимыми организационными мерами и т. д.

Региональная политика должна вестись на основе принятой программы включающей основные компенсационные механизмы, способные стимулировать развитие экономики горных территории.

3.Создаваемая программа должна представлять собой не взаимоувязанный перечень инвестиционных проектов, а документ, анализирующий современное состояние региона и причины кризиса и, на базе этого анализа, предлагающий пути развития и определяющий роль в этом государства. Она должна включать следующие разделы: анализ причин кризиса, роль внешних и внутренних факторовкритический анализ предшествовавших действий государства по развитию территорииосновные цели вмешательства государстваопределение основных отраслей хозяйства, способных вывести территорию из кризиса, и пространственных полюсов ростаопределение приоритетных механизмов реализациипотребности в финансировании со стороны федеральных, региональных и местных властейПрограмма должна включать и механизм ее реализации.

4.Суммарная помощь государства и муниципальных органов власти депрессивным и отсталым территориям должна быть достаточной и по объему, и по продолжительности, чтобы содействовать процессу «саморазвития». Ее размер ! должен быть установлен на таком минимально достаточном уровне, чтобы обеспечить привлекательность территории для частных и «смешанных» инвестиций, которые позволили бы создать новые мощности, сохранить и модернизировать жизнеспособную часть существующего экономического потенциала. Конечная цель усилий государства — устойчивое «саморазвитие» депрессивных и слаборазвитых территорий. Необходимо стимулировать как приток капитала так и их развитие за счет внутренних ресурсов. Следует стимулировать инвестиции в производство товаров и услуг, имеющих перспективы развития и устойчивый рынок сбыта, в т. ч. вне самой территории, инфраструктурные отрасли, необходимые для развития производства, подготовку кадров. Средства государства должны тратиться на структурную перестройку, а не на сохранение «нежизнеспособных» мощностей. Меры помощи в рамках региональной политики должны быть достаточно разнообразны, чтобы соответствовать особенностям конкретных территорий и проектов. Для различных типов территорий должны быть официально установлены свои наборы мер помощи и их ставки. Необходимо стимулировать снижение экономических издержек в хозяйственном комплексе территории. Региональная политика должна быть направлена на создание, в избранных ареалах, диверсифицированной структуры хозяйства. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкого и среднего бизнеса, т. е внутренних ресурсов.

5.Территориальные структуры общества и хозяйства очень стабильны и инерционны, значимые сдвиги в них требуют десятилетий. Естественно, и региональная политика может дать зримые результаты, в большинстве случаев, только за временные периоды того же порядка. Но, при этом, при реализации региональной политики необходимо оперативно реагировать на происходящие территориальные сдвиги и изменения условий и факторов развития в стране.

Получение территорией официального статуса депрессивной (на основе четких количественных критериев) является необходимым, но не достаточным условием. Для того, чтобы реально получить те или иные льготы от федеральных властей, территория должна обладать официально утвержденной программой социально-экономического развития. Решение проблем депрессивных территорий возможно лишь за достаточно длительный срок — минимум 5 лет. Вывод депрессивной территории в режим саморазвития или хотя бы снятие аномальной остроты депрессии необычайно сложен, и для его реализации в каждом конкретном случае должно быть специально организовано использование самых различных механизмов и процедур государственной поддержки. б. Новая модель экономики может быть адекватной потребностям населения горных территории на основе восстановления традиционных форм хозяйственной деятельности. Традиционные формы хозяйственной деятельности являются необходимым элементом формирования адекватной системы социальной защиты населения горных территорий.

Решение проблем социальной защиты населения горных территории возможно на основе создания, самодостаточной для населения, системы хозяйственной деятельности. Любая экономическая деятельность использует природные и людские ресурсы. При этом, поставленная цель (т.е. социальная защищенность населения) может быть достигнута в условиях когда экономика гармонично «вписывается» в природно-социальные особенности горной территории, содействуя ее процветанию на долгие годы. Как правило, преодоление депрессивности горных территории пытаются решить на основе использования минеральных и других природных ресурсов. В этом случае, наступает определенное оживление экономики, вызванное экстенсивной эксплуатацией минеральных, энергетических, ландшафтных, биологических и других ресурсов. Население при этом остается в большинстве случаев не готовой к новым формам жизнедеятельности, не принимает эти способы производства. В конечном итоге все это приводит к различного рода катаклизмам: эрозии почв, оползням, селям и т. д. Это ставит жизнь населения, проживающего в горных регионах, на грань выживания. Происходит сокращение численности населения в горах.

Необходимо сохранение природной среды так же как культурного наследия и разнообразия как основы культурной самобытности и уверенности в себе.

7. Помимо развития традиционных отраслей хозяйственной деятельности, сельского хозяйства наиболее оптимальным может быть использования возможностей развития туризма в различных формах. Индустрия туризма может создать рабочие места и условия поощряющие развитие культуры и традиций коренного населения. А самое главное — горное население имеет возможность участвовать в управлении и развитии, рациональном использовании ресурсов территории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Геоэкосоциосистемиый подход к изучению территории традиционного сельского природопользования. М. 1999 г. Авт.дис. к.э.н.
  2. Н.Е. Дифференциация населения и определение границ распространения бедности на основе нечеткой классификации. СПб. 1999 -143с.
  3. Г. Е. Люди и горы. М., «Мысль», 1989, с321.
  4. Ю.П. Устойчивое развитие горных территории. //Изв. РАН серия географ. 1968 г.№ 6. С 7−12.
  5. A.A. Экономические проблемы востановления горного животноводства. Махачкала 1997 г. Авт.дис.к.э.н.
  6. С. «КБР: модель этнологического мониторинга» Нальчик 1998 г. с127
  7. Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономики России.(Вопросы теории и практики) Под общей редакцией H.A. Волгина: М. Б. -1999г. 403с.
  8. А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе до 2003 года // Экономист. 1998. — N 12. — С. 14−20.
  9. В.П. Реформа заработной платы ожидания и реальность. М., 2002 г. с. 41
  10. В.М. Моделирование эколого-экономических процессов в регионе. М.2000г. 211с.
  11. Балкизов 3. «Как развиваться аграрному сектору"// КБП № 45 5 марта, 1999 г.
  12. М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета. Ж. „Человек и Труд“ № 8, 2001 г. с. 16−26
  13. Л.Я., Левин А. И. Потребности, доходы, потребление. Экон. Словарь-справочник.- М.: Экономика, 1998, с. 159.
  14. Л.Ф. Социальная защита населения в условиях экономических реформ // Женщины за социальную безопасность и устойчивое развитие.-МЛ 998 г. С. 19−22.
  15. И., Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология. Пер. с фр. М.: Международные отношения, 1994, т. 1, с. 566.
  16. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М. 1971 Т.5 с. 240
  17. М.Г. Система социальной поддержки в регионе // Женщины за социальную безопасность и устойчивое развитие. МЛ 998 г. С.31−33.
  18. И. Частная собственность на землю основа эффективного сельского хозяйства // Вопр. экономики. — 2000. — N 7. — С.35−44.
  19. В. Прогноз регионального развития сельского хозяйства России // Экономист. 2001. — N 1. — С.76−82.
  20. О.Н. Регулирование механизма социальной защиты населения региона в условиях экономического кризиса. М., 1998 г. Автор. Дис. к.э.н.
  21. Н. А. Физическая география Кавказа. Курс лекций. Вып. I. Общая часть Кавказа. М., 1954. с 235
  22. С. Горный Алтай на пути в 21 век. Независимая газета от 22. 02. 2000 г.
  23. Н.А., Голубчиков Ю. Н. Горы. М., 1987г-231с
  24. А. Внутренние резервы возрождения агропромышленного производства / Гордеев А., Милосердов В. // Экономист. 1999. — N 12. — С. 10−16.
  25. Г. Ф. Стратегия развития социальной сферы региона. СПб. Изд-во СПбГУЭиФ 1999 г. 96с.
  26. А. Новый этап аграрного кризиса: содержание и последствия // Рос. экон. журн. 1998. — N 6. — С.26−33.29: Денисов В. И. Как стимулировать экономический рост производства АПК // ЭКО.- 2001. N 4. — С. 121−127.
  27. Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств Российской Федерации (по материалам Госкомстата России) // Вопр. статистики. 2000. — N 12. -С.45−48.
  28. Ю.Д. Ресурсы, среда, расселение. М., „Наука“, 1974, с. 101
  29. В. Необходимость создания сельских промышленных предприятий // Экономист. 2000. — N 7. — С.77−84.
  30. Д.Г. Формирование региональной системы социальной защиты населения. СПб 1998 г. Автор. Дис. к.э.н.
  31. Ю. Состояние и возможности развития агропромышленного комплекса // Экономист. 2002. — N 2. — С.89−94.
  32. В. » Обеспечение продовольственной безопасности России" // АПК № 1 1996 г. стр.22
  33. А. И. Туристические центры и местности России. Ж. Теория и практика физической культуры и спорта. 2000 г. № 8 с. 12−21
  34. А. Коллизии становления многоукладности аграрного сектора экономики // Рос. экон. журн. 2001. — N 5−6. — С.47−59.
  35. Т. Основные направления социальной политики и политики доходов // Краус В., Игнатова Т., Солодков Г. Социальное рыночное хозяйство. Путь России? Ростов-на-Дону. 1998 г. — С.334−339.
  36. .А. Географический анализ трансформации горных территорий. Итоги науки и техники, том 18, М., 1988, с.20
  37. C.B. Экономические основы системы социальной защиты. М. 1997 г.-41 с. Авт. Дис. д.э.н.
  38. .А. Скотоводство народов Северного Кавказа. М.1993г с. 112.
  39. К., Джабраилова П., Омаров Г. Туризм в Дагестане: ресурсы и перспективы. Махачкала 2001.
  40. Г. А. " Экономика современного туризма" M — С-Пб: Издательский дом «Герда», 1998.
  41. А.Г. Эколого-геграфические проблемы КЧР. Ростов-на-Дону. 1999 г. Авт. Дис. к.г.н.
  42. М. Совершенствование экономического механизма в АПК // Экономист. 2000. — N. — С.69−74.
  43. И.Г., Косикова Л. С. Северный Кавказ: Социально-экономический справочник 1999 г. 312с.
  44. В.А. Государственное регулирование занятости населения в современных условиях. М., Инст-т экономики, 1999 г.220 с.
  45. C.B. Экономический механизм рационального использования пиродных ресурсов региона. Екатеринбург 2000 г. Авт. дис. д.э.н.
  46. В.В. Принципы и методы управления развитием регионального туризма в КБР. Автор. Канд. Дис. Нальчик 2000 г. с.22
  47. В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. с. 101.
  48. Ц. Десять лет земельных реформ: какие уроки Россия может извлечь из мирового опыта // Вопр. экономики. 2001. — N 8. — С. 102−117.
  49. В. Животноводство: ощутимая господдержка.//"Дагестанская правда" 08.04.2002 г
  50. А., Бастанжиева С. А. Проект Тасис «Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии: основные цели и задачи» ж. «Регион: экономика и социология» вып.1. Новосибирск 1999 г. с.43
  51. В.Ф. Планирование социального развития и повышения уровня жизни народа. М.: Наука, 1988. С.356
  52. Макроэкономические аспекты становления социального рыночного хозяйства. -М: Институт экономики РАН, 1998 с.25−26
  53. Л.Г. Управление социальной защитой населения в регионе. МЛ 998 г. с. 121
  54. М.И. Организация защиты населения в депрессивном регионе. Махачкала 1997 г. Авт.дис. к.э.н.
  55. А.Б. Экономические основы социальной защиты населения в переходный период. Казань 1999 г. Авт. Дис. к.э.н.
  56. Мессерли Б, Айвз Дж Д «Горы мира: Глобальный приоритет» М: Ноосфера, 1999 г. 314с.
  57. A.A. Экономическая оценка природных ресурсов. М., «Мысль», 1972. 234с.
  58. O.A. Социальная политика в России: мегатенденции 19 982 010гг. Доклад на м/н конференцию 12 апреля 1998 г. М. Союз 1998 г. 20с.
  59. Ю. «Продовольственная безопасность России»// Международный с/х журнал № 2 1997 г., С.30−42
  60. М.Ч. Сравнительный анализ уровня социально-экономического развития регионов. Росов-на-Дону. 1998 г. Авт. Дис. к. э.н.
  61. Х.М. Географические основы рационального природопользования в горных регионах Таджикистана. МЛ 999. 311с Высокогорные исследования: изменения и перспективы в 21 веке. Бишкек, 1996 г. 684с.
  62. А. Домашние хозяйства в переходной экономике: типы и особенности поведения на рынке // Вопр. экономики. 1998. — N 12. — С.56−66.
  63. Ш. С. Механизм управления занятостью в депрессивном регионе. Махачкала 1998 г. Авт.дис. к.э.н.
  64. О состоянии сельского хозяйства Российской Федерации в 1996 2000 годах: Материалы Госкомстата России // Общество и экономика. — 2001. — N 10.- С.204−223.
  65. О состоянии сельского хозяйства Российской Федерации в 1996 2001 годах: Материалы Госкомстата России // Общество и экономика. — 2002. — N 8−9.- С.211−223.
  66. М. Г. О. Хозяйственно — культурные типы и скотоводство в Дагестане. Махачкала, 1990. с.44
  67. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Российская газета, 9 апреля 1996.
  68. И.Ю. Методологические вопросы изучения уровня жизни трудящихся. М.: 1982, с.5
  69. В.А. Горные местности: специфика хозяйственного развития и современные структурные сдвиги в экономике.// Изв. РАН, серия географ. 1998.№ 6. С. 22−31
  70. Н.М., Кислицына O.A.- Неравенство доходов в странах спереходной экономикой. // Народонаселение.- М., 2002. Ж .2. С. 35−41.
  71. Г., Романов М. Самый лучший «мультипликатор» туризм. Ку-рортно-туристическое обозрение. N 2(6) 01.07.2002 г. Краснодар
  72. A.A. Производительность труда и реальные доходы.- М.-Мысль.-1987.-c.38
  73. В.В. Природопользование в горных странах (на примере Алтая и Саян). Новосибирск: Наука, 2000.207 с.
  74. П., Фёдорова М. Социальная стратегия в переходный период// Человек и труд.-1994.-№ 2.-с.23
  75. П., Федорова М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России //Российский экономический журнал. 2000. — № 7. — С. 70.
  76. В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы, и перспективы развития // Системные исследования. 1987. С.43−68
  77. В. «Туризм: Эволюция, структура, маркетинг» М: Ось-89, 1997 г. с. 179.
  78. А. " Мясо продукт не для каждого. Обзор по рынку мя-са."Экономическая газета для всех, кто занимается бизнесом" № 3, 2001
  79. С. Преодоление бедности: решения не могут быть унифицированными// Человек и труд.-1995.-№ 5.-с.24 -32
  80. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., Гели-ос. 1999 г. 316с.
  81. Л., Былов Г. О программе помощи депрессивным регионам. Ж. Регионология, 1995, № 3, с.31−43.
  82. В.А. Управление социальными процессами в регионе. Новочеркасск 1998 г. 123с.
  83. Сохранение этнокультурного и биологического разнообразия горных территорий через стратегии устойчивого развития- Тез.Докл. Междунар. научно-практическая конфер. в г. Горноалтайск, 2002.447с.и др.
  84. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. Сб. Официальное издание.-М.: Госкомстат России, 1999, с. 351.
  85. Социальная политика в регионе: стратегия обновления и социальные технологии (Ахмадеев Ан.А., Хайруллин З. Х. и др.) Уфа, Мелеуз БГУ, 1999 г., 380 с.
  86. И. Япония. Послевоенная государственная политика: вызовы и ответы.- 1998 гМ. -с.214
  87. И. Региональная экономическая политика на рубеже веков. Ж. Япония сегодня. № 030 2001г. с.24
  88. Р.Б. Регулирование туристской деятельности в регионе. М.1998 Автор. Дис. к.э.н.9219. Тюрин В. Н. Территориальная организация сельского хозяйства Северного Кавказа. М. 1998 г. Авт. Дис. д.э.н.
  89. Устойчивое развитие горных территории. -Тез. Докл. 3 Междунар. Кон-фер.Владикавказ, 1998.755с.
  90. Устойчивое развитие горных территорий: проблемы регионального сотрудничества и региональной политики горных районов. -Тез. Докл. 4 Междунар. Конфер. Владикавказ, 2001. Том 1−300с. Том 2−374с
  91. Уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2003 г. М. 2001 г с.61
  92. Д.Н. Современная микроэкономика. М.: Финансы и стати-стика, 1992. Стр.35
  93. Х.А. Работы почвообрабатывающих машин в условиях горного рельефа. Ереван, 1963. Стр. 12
  94. В.В. Географические особенности развития международного туризма в горных районах Красндарского края и республики Адыгея. Краснодар. 2000 г. Авт. Дис. к.э.н.
  95. В.И. Экономическая эффективность использования природно-ресурсного тенциала.М., 1997, с68.
  96. Ф.И. Социальная политика в субъектах федерации, вопросы теории и практики. Чебоксары, Чувашское институтское издательство. 1998 г., 189с.
  97. В.Л. Реки Средней Азии. Л., «Гидрометеоиздат», 1965 г., стр. 7
  98. Энциклопедический словарь географических терминов. М. 1968 г. с.110
  99. Д. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран. Ж. «Регион: экономика и социология». 1999 г. вып. 1.
Заполнить форму текущей работой