Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гармонизация современных научных подходов по снижению степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На международном уровне — при подготовке научно-практических рекомендаций по итогам реализации международных проектов: ЮНЕП/ФАО FP/0101−81−01 «Обучение организации систем контроля за загрязнением продовольствия микотоксинами» (1986 г.) — ЮНЕП/ФАО FP/7101−86−03 «Организация систем контроля за микотоксинами в Танзании» (1990 г.) — ЮНЕП/ЮНИДО FP/9101−90−87 «Содействие использованию экологически… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ официальных материалов и решений по проблемам окружающей человека среды, принятых в рамках ООН в период 1972—2002 годов
    • 1. 1. Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды
    • 1. 2. Конференция ООН по окружающей среде и развитию
    • 1. 3. Глобальный форум по окружающей среде
    • 1. 4. Форум тысячелетия ООН
    • 1. 5. Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию
    • 1. 6. Многосторонние соглашения по проблемам окружающей среды
    • 1. 7. Комплексный подход к координации деятельности международного сообщества по обеспечению безопасной окружающей среды
  • Глава 2. Гигиеническая характеристика и методология оценки уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды в условиях глобализации
    • 2. 1. Зависимость здоровья человека от состояния экосистем
    • 2. 2. Уязвимость человека как индикатор качества окружающей среды
  • Глава 3. Характеристика понятийных критериев и принципов, используемых в рамках ООН для оценки состояния экосистем
  • Глава 4. Меры по уменьшению антропогенной нагрузки на природные экосистемы в целях обеспечения безопасной окружающей среды
    • 4. 1. Влияние состояния экосистем на продовольственную безопасность
    • 4. 2. Международные инициативы по сохранению экосистем
      • 4. 2. 1. Атмосфера и климат
      • 4. 2. 2. Пресноводные ресурсы
      • 4. 2. 3. Морские и прибрежные зоны
      • 4. 2. 4. Земельные ресурсы
      • 4. 2. 5. Биологическое разнообразие
    • 4. 3. Влияние демографических факторов на состояние экосистем
    • 4. 4. Влияние загрязняющих химических соединений на экосистемы
    • 4. 5. Влияние процесса урбанизации на состояние экосистем
  • Глава 5. Гармонизация комплексных подходов ООН по снижению степени уязвимости человека в условиях глобализации
    • 5. 1. Изменение нерациональных моделей производства и потребления
      • 5. 1. 1. Модели производства
      • 5. 1. 2. Модели потребления
      • 5. 1. 3. Коьщептуалъные основы комплексного подхода. чистое производство"
      • 5. 1. 4. Наука и технологическое развитие в условиях глобализации
    • 5. 2. Обеспечение «устойчивой торговли» в интересах развития
    • 5. 3. Применение принципа «Принятие мер предосторожности»
    • 5. 4. Сохранение культурного разнообразия
    • 5. 5. Роль и ответственность гражданского общества
  • Глава 6. Прогнозы развития общества, разработанные в рамках ООН на период 2002—2032 годов
    • 6. 1. Принципы прогнозирования
    • 6. 2. Методика прогнозирования
    • 6. 3. Взаимодействие основных факторов, характеризующих состояние общества, в рамках заданных сценариев развития
      • 6. 3. 1. Демографическая ситуация
      • 6. 3. 2. Экономическое развитие
      • 6. 3. 3. Социальное развитие
      • 6. 3. 4. Наука и технологическое развитие
      • 6. 3. 5. Управление
      • 6. 3. 6. Культура
      • 6. 3. 7. Окружающая среда
    • 6. 4. Тенденции глобальных изменений окружающей среды на период 2002 -2032 годов
      • 6. 4. 1. Атмосфера и климат
      • 6. 4. 2. Пресноводные ресурсы
      • 6. 4. 3. Морские и прибрежные зоны
      • 6. 4. 4. Земельные ресурсы
      • 6. 4. 5. Биологическое разнообразие
      • 6. 4. 6. Продовольственная безопасность
      • 6. 4. 7. Процессы урбанизации
    • 6. 5. Тенденции изменения состояния окружающей человека среды на период 2002 — 2032 годов, по отдельным регионам мира
      • 6. 5. 1. Атмосфера и климат
      • 6. 5. 2. Пресноводные ресурсы
      • 6. 5. 3. Морские и прибрежные зоны
      • 6. 5. 4. Земельные ресурсы
      • 6. 5. 5. Биологическое разнообразие
      • 6. 5. 6. Продовольственная безопасность
      • 6. 5. 7. Процессы урбанизации
    • 6. 6. Комплексный анализ результатов прогнозирования

Гармонизация современных научных подходов по снижению степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Всемирная организация здравоохранения ещё в 1948 году заявила о необходимости во всем мире изучения взаимосвязи между здоровьем человека и деградацией окружающей среды, в первую очередь вызванной нерациональной деятельностью самого человека. Начиная с 1972 года, практически во всех официальных материалах ООН по вопросам социально-экономического развития мира прямо или косвенно подчеркивается, что здоровье и благосостояние населения все в большей степени зависит от состояния окружающей среды. В современных условиях глобализации эти проблемы приобрели особую значимость в связи с тем, что снижение степени уязвимости человека вследствие изменения состояния окружающей среды является одной из определяющих целей устойчивого развития.

Исследования в области обеспечения безопасной окружающей среды, проведенные как зарубежными, так и отечественными (Измеров Н.Ф., 1972, Щепин О. П., 1998, Венедиктов Д. Д., 1980, Рахманин Ю. А., 1980, Шиган Е. А., 1984, Тутельян В. А., 1985 и др.) учеными показали, что здоровье и благосостояние человека напрямую зависит от гармоничного взаимодействия основных функций экосистем, которые одновременно обеспечивают человека жизненно необходимыми ему ресурсами, поглощают загрязняющие вещества и самоочищаются. В случае нарушения этих процессов резко возрастает степень уязвимости человека в результате загрязнения водных, земельных ресурсов, атмосферного воздуха, утраты биоразнообразия и, как следствие, снижается качество и уменьшается количество продовольствия.

Деятельность международного сообщества по защите человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды постепенно эволюционировала от одномоментных действий, направленных на решение конкретной проблемы, до разработки комплекса мероприятий, предусматривающих одновременно превентивные и компенсационные меры. В то же время присутствует научная неопределенность по многим механизмам сопряженности между здоровьем человека и состоянием экосистем, в результате чего лица, принимающие решения, продолжают сталкиваться с новыми системными задачами при выборе наиболее эффективных мер, так как, решая одну проблему, можно усугубить другую, особенно, в долгосрочной перспективе.

В нашей стране до сих пор не систематизирована должным образом информация о важнейших решениях по вопросам обеспечения безопасной окружающей человека среды, принятых организациями системы ООН. Не осуществлена гармонизация современных методологических подходов по решению проблем в области уязвимости человека, в том числе связанных с продовольственной безопасностью. Многие основополагающие понятия и термины, широко используемые в ООН, ввиду не вполне корректного перевода на русский язык, привели к неточному пониманию и искажению первоначально заложенного в них смысла, что явилось одной из причин принятия по данным вопросам многих некорректных и неэффективных решений в сфере управления за последние десятилетия.

В условиях глобализации возрастает актуальность научных исследований в области изучения причинно-следственных взаимосвязей между здоровьем человека и изменением состояния окружающей среды, разработки методологических основ эколого-гигиенической оценки уязвимости человека, а также гармонизации современных научных подходов по обеспечению безопасной окружающей среды. Принимая во внимание, что каждая страна характеризуется специфическим набором существующих и возникающих проблем, глобальный взгляд на эти проблемы предоставляет новые возможности для анализа основных деструктивных причин и поиска наиболее оптимальных решений по их устранению на национальном и локальном уровнях.

Целью настоящей работы является гармонизация критериев, принципов и подходов по снижению степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды, используемых в международной и национальной практике, на основе комплексного анализа деятельности организаций системы ООН.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

1. Дать характеристику состояния глобальной проблемы в области обеспечения безопасной окружающей человека среды на основе комплексного научного анализа деятельности международных организаций, входящих в систему ООН.

2. Оценить научную обоснованность международных принципов и подходов по снижению степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды.

3. Проанализировать зависимость обеспечения населения продовольствием от состояния экосистем и выявить наиболее эффективные международные инициативы в области продовольственной безопасности.

4. Осуществить анализ результатов глобальных прогнозов развития общества, разработанных в рамках ООН на период 2002 — 2032 годов.

5. Проанализировать прогнозы тенденций изменения состояния окружающей человека среды по регионам мира на период 2002 — 2032 годов.

6. Обосновать приоритетные направления международного сотрудничества для российских специалистов и учреждений в программной деятельности организаций системы ООН по проблемам экологии человека и гигиены окружающей среды.

7. Определить концептуальные основы для разработки эффективных директивных мер по снижению степени уязвимости населения страны вследствие изменения состояния окружающей среды.

Научная новизна и теоретическая значимость работы. Впервые проведена систематизация основных этапов развития международного сотрудничества в создании и реализации условий по обеспечению безопасной окружающей среды для здоровья человека, показан характер преемственности в принятии важнейших решений ООН, начиная с 1972 года, сформулированы цели и направленность действий для реализации на национальном уровне взятых международных обязательств. Раскрыты широко используемые в международной практике понятийные критерии терминов, их значимость и соответствующие классификации, как научная основа снижения и предупреждения негативного влияния антропогенной деятельности на состояние экосистем и здоровье населения в условиях глобализации. Впервые в стране проведена систематизация результатов прогнозирования развития общества и тенденций изменения состояния окружающей человека среды на период 2002 — 2032 годов, опубликованных в документах ООН. Даны рекомендации по использованию результатов прогнозирования при разработке долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны.

Научно обоснована необходимость проведения эколого-гигиенической оценки уязвимости человека с целью выявления потенциальных экологических угроз здоровью населения. Показано, что степень уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды должна являться одним из основных критериев при принятии решений по социально — экономическим вопросам, а также активно использоваться при разработке превентивных мер по уменьшению уровня антропогенного воздействия на экосистемы.

Дана гигиеническая характеристика и оценка международным принципам и подходам по обеспечению безопасной окружающей среды. Предложены меры, направленные на снижение степени уязвимости человека, внедрение которых позволит эффективно реализовать международные обязательства по достижению целей устойчивого развития.

Практическая значимость работы. Предложенные гармонизированные подходы по адаптации мирового опыта к решению национальных проблем позволят повысить эффективность российских проектов и программ в области гигиены окружающей среды, гигиены питания и экологии человека, а также могут использоваться при разработке превентивных мер для конкретных мест и ситуаций. Проведенный анализ прогнозирования тенденций изменения состояния окружающей среды на период 2002 — 2032 годов в рамках отдельных сценариев развития общества может использоваться для разработки наиболее оптимальных инициатив и мер по снижению степени уязвимости населения страны.

Результаты исследований внедрены:

— на международном уровне — при подготовке научно-практических рекомендаций по итогам реализации международных проектов: ЮНЕП/ФАО FP/0101−81−01 «Обучение организации систем контроля за загрязнением продовольствия микотоксинами» (1986 г.) — ЮНЕП/ФАО FP/7101−86−03 «Организация систем контроля за микотоксинами в Танзании» (1990 г.) — ЮНЕП/ЮНИДО FP/9101−90−87 «Содействие использованию экологически безопасных технологий» (1989 г.) — ЮНЕП/МСДН FP/6106−86−02 «Поддержка международной сети баз данных по штаммам микроорганизмов» (1991 г.). на государственном уровне — при разработке рекомендаций правительству Российской Федерации, подготовленных комитетом по экологии Государственной Думы РФ по итогам круглого стола на тему: «Устойчивое развитие России в условиях глобализации" — при создании на базе ЮНЕП-КОМа системы доступа к международной информации по вопросам окружающей человека среды и устойчивого развития для представителей российского гражданского обществапри подготовке «Обращения неправительственных организаций России к Всемирному саммиту ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге" — в Санитарных правилах и нормах, СанПиН 2.1.4.1074−01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и СанПиН 2.3.2.1078−01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов (справки от 20.02.06, 22.03.06, 05.04.05) — авторские свидетельства на изобретение № 1 010 554 от 7.12.1982 г. «Способ количественного определения группового состава липидов» (в соавт. с Мал-хасьян С.С.) и № 1 559 697 (ДСП) «Штамм дрожжей Rhodotorula mucilaginozaдеструктор афлатоксинов в зерновом и масличном сырье», (в соавт. с Борисенко А.Е.) — в учебный процесс кафедры устойчивого развития ГОУ «Международный университет природы, общества и человека «Дубна».

Апробация работы. Результаты работы доложены и обсуждены на международных семинарах ЮНЕП по окружающей человека среде (Найроби, 1995 г.), по «чистому производству» (Монреаль, 2000 г.), ежегодных совещаниях ЮНЕПКОМов и неправительственных организаций (Женева, 19 962 002гг.), Глобальном форуме по окружающей среде (Мальме, 2000 г.), Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.), Глобальной молодежной конференции ООН/ЮНЕП «Тунза» (Дубна, 2003 г.), на международных конференциях: «Роль женщин в условиях перехода к устойчивому развитию» (Москва, 1995 г.), «Безопасность и экология горных регионов» (Владикавказ, 1995 г.), «Национальная морская политика России» (Москва, 1999 г.), «Горные регионы России — стратегия устойчивого развития в XXI веке» (Махачкала, 2002 г.), «Экономика регионов» (Улан-Удэ, 2003 г.), «Культура мира и толерантность» (Владимир, 2004 г.), Всероссийских конгрессах «Профессия и здоровье» (Москва, 2001 г., Иркутск, 2003 г.), III Всероссийском съезде по охране окружающей среды (Москва, 2003 г.), круглом столе Госдумы РФ «Устойчивое развитие России в условиях глобализации» (Москва, 2005 г.), Всероссийском форуме «Интеллектуальные ресурсы России» (Дубна, 2005 г.), Конгрессе ЮНЕСКО «Информационное общество знаний» (Санкт-Петербург, 2005 г.).

Личный вклад автора. Во всех включенных в диссертацию исследованиях автором проделаны следующие виды работ: гармонизация научных подходовсистематизация и анализ основных этапов международного сотрудничества и результатов прогнозированияразработка рекомендацийнаписание научных статейсогласование результатов исследований с государственными и иными организациями и учреждениямиорганизация и проведение научно-практических семинаров для обсуждения полученных результатов и выводов. Осуществленная автором гармонизация современных научных подходов основывается на тщательной проработке и анализе многочисленных официальных материалов, принятых в рамках ООН за последние 33 года. В процессе исследований автор использовала опыт личного участия в составе правительственных делегаций на сессиях СУ ЮНЕП, Глобальном форуме по окружающей среде, Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию, а также в процессе многолетнего сотрудничества с ЮНЕП, ФАО, ВОЗ и другими организациями системы ООН.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Анализ основных этапов развития международного сотрудничества и определение направления действий для реализации международных обязательств по вопросам обеспечения безопасной окружающей среды в интересах устойчивого развития страны;

2. Характеристика понятийных критериев и терминов по проблемам окружающей человека среды, принятых в системе ООН;

3. Гигиеническая характеристика и методология оценки уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды;

4. Систематизация прогнозов развития общества на период 2002 — 2032 годов с учетом взаимодействия основных факторов, характеризующих состояние общества, и тенденций глобальных и региональных изменений окружающей среды.

5. Меры по уменьшению антропогенной нагрузки на экосистемы в целях обеспечения безопасной окружающей среды для здоровья человека;

6. Гармонизация в сфере основных стратегических подходов ООН, направленных на снижение степени уязвимости человека в условиях глобализации.

Программа и объем исследований.

Программа проведенного научного исследования включала систематизацию основных этапов развития международного сотрудничества, гармонизацию стратегических подходов и определение концептуальных основ, направленных на разработку директивных мер по снижению степени уязвимости населения страны вследствие изменения состояния окружающей среды. Выбранные направления данной работы охватывают широкий спектр вопросов, в связи с чем объекты и методы настоящего исследования характеризуются определенной спецификой, связанной, прежде всего, с большим объемом информации, разрозненностью анализируемых показателей и значительным объемом экспертной работы.

Проанализировано более 500 официальных материалов свыше 30 международных организаций и важнейшие решения, принятые ими по проблемам обеспечения безопасной окружающей человека среды за 33-х летний период (1972 — 2005 гг.), в том числе итоговые документы основных глобальных конференций ООН и многосторонние соглашения по данной проблеме.

При оценке изменения состояния здоровья, заболеваемости, смертности населения, демографических факторов, а также тенденций изменения основных показателей воздействия хозяйственной деятельности на природные ресурсы России за период 1990 — 2004 годов использованы официальные статистические данные Госкомстата РФ.

Экспериментальные исследования посвящены изучению влияния кон-томинантов на различные биологические объекты (растения, животные, человек), при изучении химического состава липидов дрожжей, определении концентрации МТ и применялись химические, биохимические и инструментальные методы анализа. В работе также использовались математико-статистические, социально-гигиенические, социологические и экспериментально-аналитические методы.

выводы.

1. Анализ деятельности более 30 международных организаций позволил выявить основные этапы международного сотрудничества, осуществляемого в рамках ООН, и до 1972 года направленного на преимущественное решение частных проблем антропогенного воздействия на окружающую среду и ее влияния на здоровье населения (загрязнение морской, воздушной и водной среды, недостаточное производство продовольствия, истощение невозобнов-ляемых ресурсов, удаление отходов, радиоактивное загрязнение и т. д.), а начиная со Стокгольмской конференции ООН (1972 г.), имеющего последовательный характер преемственности в принятии решений по основным проблемам сохранения экосистем планеты, включая проблемы экологии человека. На конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) страны признали необходимым сочетать деятельность по сохранению окружающей среды с социально-экономическим развитием, связанным как с общим эволюционным развитием, так и с нерациональной хозяйственной деятельностью человека (изменение климата, истощение озонового слоя, обезлесивание, уменьшение биологического разнообразия, резкое развитие урбанизационных, миграционных и глобализационных процессов, появление новых заболеваний и т. д.), определивших потребность научного обоснования и гармонизации национальных и международных критериев, принципов и методологий в интересах устойчивого развития человеческой цивилизации. При этом на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.) достигнуто согласие по конкретным совместным действиям и взяты обязательства неукоснительного их соблюдения в интересах устойчивого развития общества.

2. В области экологии человека и гигиены окружающей среды обоснована необходимость ориентации на критериальное понятие «уязвимости человека», определяемое соотношением между реальными угрозами (рисками) здоровью и благополучию человека и способностью человека и общества справиться с этими угрозами. При этом уязвимость человека напрямую зависит от качества окружающей среды, от величины антропогенной нагрузки на экосистемы, от доступности к использованию «снабженческих», «регулирующих», «культурных», «поддерживающих» услуг экосистем, от особенностей в подходах по преодолению возникающих негативных эффектов отдельными социальными группами, в то же время при определении обстоятельств, явлений и факторов, приводящих к изменениям в экосистемах, следует учитывать движущие их силы как «непосредственные», так и «опосредованные», «эндогенные» и «экзогенные».

3. Показано, что удовлетворение населения качественным продовольствием напрямую зависит от возможностей экосистем предоставлять соответствующие услуги, которые, в свою очередь, существенно зависят от изменения состояния атмосферы, земельных и водных ресурсов, видового биоразнообразия. При этом эффективное исполнение обязательств согласно «Плану выполнения решений ВСУР» возможно только при использовании унифицированного комплексного подхода, неотъемлемой частью которого является организация на национальном уровне как государственной, так и общественной системы контроля качества продовольствия, включающей оценку «жизненного цикла» продукции.

4. В собственных экспериментальных исследованиях установлено, что широкое распространение афлатоксинов и их способность загрязнять зерновые и масличные культуры может происходить на любом этапе вегетативного периода, в процессе их хранения, транспортировки и переработки. Показана также способность ряда промышленных штаммов микроорганизмов к биоди-струкции афлатоксинов, в результате чего разработана принципиальная схема двухстадийной биотехнологической переработки контаминированных ими растительных продуктов.

5. Анализ мирового опыта показал, что при оценке антропогенного воздействия на различные объекты окружающей среды помимо «принципа и мер предупреждения», основанных на научно доказанной угрозе серьезного или необратимого ущерба, при отсутствии научной определенности следует широко использовать «принцип принятия мер предосторожности», являющийся уникальным правовым средством решения ряда современных эколого-гигиенических проблем, особенно в условиях глобализации. Помимо научной неопределенности «принцип принятия мер предосторожности» должен предусматривать также оценку потенциального риска и ущерба здоровью человека и экосистемам и учет дифференцированных возможностей социально-экономического развития государства при выборе соразмерного подхода по управлению рисками.

6. По данным специализированных организаций системы ООН, от 25% до 33% всех зарегистрированных заболеваний непосредственно связаны с загрязнением окружающей среды, из них детские заболевания составляют примерно 2/3, а негативное воздействие окружающей среды на здоровье населения мира ежегодно эквивалентно трудовым потерям 3,2 млн. чел.- лет. Тенденции дальнейшей глобализации мировой экономики и сопутствующие ей экологические риски определяют необходимость использования новых подходов для решения проблем по обеспечению здоровья населения и безопасной окружающей среды, в частности, изменения нерациональных моделей производства и потребления, широкого практического применения принципов принятия мер предосторожности, долгосрочного прогнозирования и разработки наиболее рациональных сценариев развития общества с учетом состояния и тенденций изменения окружающей среды.

7. Установлено, что в России до сих пор должным образом не выполняются решения, изложенные в таких основополагающих международных документах, как Стокгольмская декларация по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), «Повестка дня на XXI век» (1992 г.), Декларация Тысячелетия ООН (2000 г.), «План выполнения решений ВСУР» (2002 г.). Для современного этапа развития страны характерны тенденции снижения качества окружающей человека среды в результате увеличения антропогенной нагрузки на природные экосистемы, вызванной нерациональным использованием и чрезмерной эксплуатацией природных ресурсов, что создает серьезную угрозу обеспечения населения жизненно необходимыми «услугами экосистем». Стремительное социальное расслоение общества также не позволяет обеспечить необходимые условия для охраны здоровья и роста благосостояния большей части населения страны, тогда как «Планом выполнения решений ВСУР» предусмотрено, что к 2015 году доля населения, проживающего за чертой бедности, должна быть снижена в два раза. В связи с тем, что до сих пор указанные обязательства не реализованы в нашей стране должным образом, представляется целесообразным поставить вопросы по решению проблем экологии человека и гигиены окружающей среды в разряд первостепенных, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности и будущего развития страны. В сложившихся условиях снизить степень уязвимости населения страны возможно только при использовании стратегического комплексного подхода, позволяющего одновременно учитывать социальные, экономические и экологические аспекты, а не рассматривать каждый из них в отдельности.

8. В результате систематизации прогнозов ООН по развитию общества и тенденциям изменения состояния окружающей среды на период 2002 — 2032 годов определено, что при реализации любого из сценариев развития негативное антропогенное воздействие на функционирование экосистем будет продолжаться до 2032 года, следовательно, меры по снижению степени уязвимости человека должны обязательно дополняться комплексом адаптационных мероприятий. При разработке национальной стратегии развития, в целях охраны здоровья и повышения благосостояния населения, целесообразно ориентироваться на сценарий «Приоритет — политика», как стартовый этап, предоставляющий возможность перехода к наиболее рациональному сценарию «Приоритет — устойчивость», обеспечивающему согласованный экономический и социальный прогресс при сохранении безопасной окружающей человека среды.

9. Для разработки эффективных директивных мер по снижению степени уязвимости населения страны рекомендовано стимулировать персонификацию ответственности в органах государственной власти и восстановить утраченную связь между интересами общества и процессом выработки управленческих решенийнаправить усилия законодательных органов на приведение своих действий в полное соответствие с положениями многосторонних соглашений по проблемам окружающей человека среды и создать в стране условия для реального их соблюденияобеспечить регулярное взаимодействие органов государственной власти с научной общественностью, в целях создания эффективной и максимально гармонизированной с международной системы координации деятельности по обеспечению безопасной окружающей человека среды на национальном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Результаты комплексного научного анализа деятельности международных организаций, входящих в систему ООН, показали, что еще в 1972 году, на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды международное сообщество заложило основы глобальной деятельности в области обеспечения безопасной окружающей среды для здоровья и благосостояния человека. В 1992 году ГА ООН приняла решение о необходимости использования стратегического концептуального подхода, получившего название «устойчивое развитие», который одновременно обеспечивает минимальную степень уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды и социально — экономический прогресс, как в настоящем, так и в будущем.

В современных условиях глобализации именно функции экосистем, отвечающие за регулирование цикла потребления и восстановления ресурсов становятся все более уязвимыми и нарушаются в результате возрастающей антропогенной нагрузки. Кроме того, такие взаимозависимые механизмы общественных отношений, как экономические, социально-культурные, психологические, физиологические и генетические, взаимодействуя с природной окружающей средой, предоставляющей человеку «услуги экосистем», как правило, усиливают негативное воздействие друг на друга, тем самым, способствуя деградации социума и ограничивая спектр доступных возможностей. Однако до сих пор эффективно не реализуются механизмы реагирования на возникающие эколого-гигиенические проблемы и механизмы управления сложными глобальными процессами развития общества, что повышает степень уязвимости населения, особенно на национальном и локальном уровнях.

Установлено, что в России до сих пор должным образом не выполняются решения, изложенные в таких основополагающих международных документах, как Стокгольмская декларация по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), «Повестка дня на XXI век» (1992 г.), Декларация Тысячелетия ООН (2000 г.), План выполнения решений ВСУР (2002 г.). Для современного этапа развития страны характерны тенденции снижения качества окружающей человека среды в результате увеличения антропогенной нагрузки на природные экосистемы, вызванной нерациональным использованием и чрезмерной эксплуатацией природных ресурсов, что создает серьезную угрозу обеспечения населения жизненно необходимыми «услугами экосистем». Стремительное социальное расслоение общества не позволяет обеспечить необходимые условия для охраны здоровья и роста благосостояния большей части населения страны, тогда как Планом выполнения решений ВСУР (2002 г.) предусмотрено, что к 2015 году доля населения, проживающего за чертой бедности, должна быть снижена в два раза.

Такие тенденции развития способствуют ухудшению здоровья населения, экономической нестабильности и социальным конфликтам, подрывая тем самым основы единства общества, ослабляя не только государственную, но и международную безопасность. Определено, что неблагоприятная ситуация в стране сложилась не только в результате общественной апатии, но и из-за чрезмерно узкой ориентированности правительства исключительно на экономические вопросы, отсутствия должного внимания к кризисному положению маргинальных слоев населения, широко распространенной в стране коррупции. Все это привело к повышению степени уязвимости человека. Однако меры по решению этой проблемы реализуются крайне неэффективно.

Приведенные факты свидетельствуют, что в сложившихся условиях снизить степень уязвимости населения страны возможно только при использовании стратегического комплексного подхода, позволяющего одновременно учитывать социальные, экономические и экологические аспекты, а не рассматривать каждый из них в отдельности. Тем более, что в соответствии с Планом выполнения решений ВСУР (2002 г.), все государства должны разработать стратегии устойчивого развития и начать их осуществление уже с 2005 года. В условиях глобализации механизмы реализации такого подхода должны являться связующим звеном между национальными реальностями и глобальными приоритетами. При этом необходимо учитывать интересы и проблемные области, обусловленные географической близостью, относительной схожестью и общей историей.

В рамках такого комплексного подхода крайне важно усовершенствовать систему управления природопользованием и разработать действенные механизмы координации деятельности по обеспечению безопасной окружающей человека среды. Целесообразно, чтобы такая координация осуществлялась не только на уровне отдельных организаций гражданского общества, но и на государственном уровне, поскольку глубокие противоречия между различными социальными группами населения часто приводят к конфликтам интересов при рассмотрении вопросов рационального использования природно-ресурсной базы социального и экономического развития страны.

Для принятия эффективных решений в сфере управления необходимо четкое понимание важности пяти основных аспектов: 1) всесторонний учет факторов, оказывающих влияние на уязвимость человека- 2) получение достоверной информации, необходимой для управления процессами по снижению степени уязвимости как человека, так и экосистем- 3) установление приоритетности решения этих вопросов в экономической и социальной сферах деятельности- 4) определение временных рамок для реализации поставленных задач- 5) разработка механизмов контроля за исполнением принятых решений. Более того, необходимо, чтобы мероприятия по снижению степени уязвимости человека являлись неотъемлемой частью политической стратегии при выработке экономического курса развития и активно внедрялись в процессы управления всеми отраслями хозяйственной деятельности, причем, на всех уровнях.

Наиболее разумный подход для достижения целей устойчивого развития заключается не в наложении каких-либо ограничений на процесс экономического роста, а в радикальной ликвидации расточительства, укоренившегося сегодня в системах производства и потребления, иными словами — замена расточительства экономией. В связи с этим необходимо выработать такие меры по изменению характера роста производства и потребления, которые позволят, не нанося непоправимого ущерба окружающей среде, обеспечить достойное качество жизни человека. Для принятия адекватных мер на всех уровнях государственной власти по изменению нерациональных моделей производства и потребления, целесообразно направить усилия на следующее:

• разработку мероприятий, сочетающих рыночные механизмы с традиционными командно-административными мерами;

• развитие конструктивного партнерства между правительством, научными и предпринимательскими кругами в целях формирования рынка экологически безопасной продукции, с применением таких инструментов воздействия на рынок, которые способствуют снижению степени уязвимости человека вследствие изменения состояния окружающей среды, например, путем ужесточения контроля за исполнением нормативных актов в области экологии человека и гигиены окружающей среды;

• создание информационной системы, позволяющей всем членам гражданского общества беспрепятственно получать сведения как о компаниях, загрязняющих окружающую человека среду, так и о компаниях, которые вносят реальный вклад в мероприятия по снижению степени уязвимости человека;

• разработку механизмов стимулирования практики перехода на рациональные модели производства и потребления;

• создание условий для широкого внедрения комплексного подхода «чистое производство», включая инновационные разработки.

В современных условиях глобализации достичь эффективного решения проблем по обеспечению безопасной окружающей человека среды на национальном уровне возможно только при конструктивном международном сотрудничестве, так как это позволяет согласованно осуществлять совместную деятельность по решению трансграничных проблем в области окружающей среды и миграционной политики. В деле повышения эффективности международного сотрудничества по указанным проблемам целесообразно сосредоточить внимание на следующих направлениях:

• создание конструктивных партнерских отношений между организациями гражданского общества, особенно научно-технологического профиля, с целью гармонизации и разработки унифицированных подходов, адаптированных к условиям глобализации;

• разработка согласованной международной политики по комплексному решению проблем в области уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды, с учетом конкретных географических и национальных особенностей каждой страны;

• разработка механизмов эффективного применения на всех уровнях политики «устойчивой торговли» и использования возможностей от либерализации торговли в интересах снижения степени уязвимости человека;

• создание действенного международного механизма по использованию экологически безопасных технологий и управлению промышленными рисками;

• гармонизация существующих и разработка новых мер, включая нормативно-правовую базу, экологическую отчетность, добровольные обязательства и другие, с целью изменения нерациональных моделей производства и потребления;

• создание независимых международных и национальных систем контроля за выполнением взятых обязательств в целях достижения большей эффективности от их реализации;

• создание условий и поиск компромиссных решений, направленных на преодоление существующих систем фрагментарности и дублирования в области охраны окружающей человека среды и устойчивого развития общества как на локальном, так и глобальном уровнях.

Предлагаемые меры по обеспечению безопасной окружающей человека среды позволят гармонизировать российское законодательство с международным, способствуя тем самым более активному вхождению в мировой рынок, обеспечивая при этом необходимые условия для снижения степени уязвимости населения страны.

Проведенная систематизация результатов прогнозирования развития общества на период 2002 — 2032 годов показала, что при стратегическом планировании развития страны целесообразно ориентироваться на сценарий Приоритет — политика — как стартовый этап к достижению целей устойчивого развития. Для обеспечения эффективной реализации задач в соответствии со сценарием Приоритет — политика необходимо поставить экологические проблемы в разряд первостепенных, причем эти вопросы следует рассматривать не как проблему охраны природной среды, а как комплексный подход по устойчивому управлению природными ресурсами в интересах охраны здоровья и повышения благосостояния населения страны.

Только достижение позитивных результатов в развитии общества по сценарию Приоритет — политика явится предпосылкой дальнейшего развития страны по сценарию Приоритет — устойчивость. В современных условиях глобализации необходимо, чтобы процесс принятия решений по социально-экономическим вопросам основывался на научно-обоснованных гигиенических оценках ситуации, результатах гармонизации современных подходов по снижению степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды и принятии мер предосторожности, что имеет стратегическое значение для устойчивого развития страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Наименование источника.
  2. .И., Воробьев А. А. Стратегия управления рисками в сфере обращения лекарственных средств. // Вестник РАМН. 2005.- № 11. — С. 37−40.
  3. Г. П., Шагинян И. А., Александрова Г.А и др. Эпидемиологические аспекты современной демографической ситуации в России. // Вестник РАМН,-2005,-№ 8.-С. 11−16.
  4. Волков В. А, Кондрик Е. К, Кавызина Л. И К вопросу о национальной безопасности.// Молекулярная медицина.- 2004.-№ 4.- С. 32−37.
  5. А.А. Источники биологической опасности и меры предосторожности.// Молекулярная медицина, — 2004, — № 3. -С. 15−19.
  6. А.А. Современные проблемы микробиологической безопасности. // Вестник РАМН.- 2002, — № 10, — С. 9−13.
  7. Р.С., Кирьянова И. С., Русаков Н. В. // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. // Сб. материалов IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей, — М.- 2001.- Т 1.- С. 383−385.
  8. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году». //М- 1999.
  9. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 году». // М.- 2002.
  10. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2003 году».// М, — 2003.
  11. Губернский Ю.Д., Экологические основы строительства жилых и общественных зданий.// М.- 2004.-252 с.
  12. Г., Мерсер Б. Обезвреживание токсичных отходов.// ФАО.-М,-1996.- (русское издание).
  13. В.И. Биотехнология и безопасность России. // Молекулярная медицина. 2004, — № 4, — С. 56−58.
  14. А.А., Новичкова Н. И. Гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни в Российской Федерации.// Вестник РАМН.- 2005.- № 3.-С. 9−14.
  15. Изменение климата и здоровье человека: угрозы и ответные меры. // Доклад ВОЗ.- Женева.- 2003.- (русское издание).
  16. . Н.Ф., Ревич Б.А.,. Коренберг Э. И. Оценка влияния потепления климата на здоровье населения новая задача профилактической медицины. //ВестникРАМН.-2005.-№ п. С. 33−37.
  17. О.Л., Кузнецов П. Г., Большаков Д. Е. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук.// Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна».- 2001.-282с.
  18. Г. Н. Егорова Н.А. Гармонизация гигиенических нормативов с зарубежными требованиями к качеству питьевой воды. // Гигиена и санитария.- 2005,-№ 2.-С. 10−14.
  19. Д.С. Экономический рост и качество экономики. // Изд. «Русская книга». -М.-2004, — 112 с.
  20. А.С. Управление отходами. // Изд. «Гардарики». М.- 1999.-480с.
  21. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс И. За пределами роста. // Изд. «Про-гресс-Пангея». — М, — 1994.-(русское издание).- 303с.
  22. Мегатезаурус Большого словаря-справочника «Экология человека и профилактическая медицина» //ИПФ «Воронеж».- Москва-Воронеж. — 2001.
  23. Н.Н. Агония России.//Изд. «Экопресс ЗМ», — М.- 1996.- 78 с.
  24. Н.Н. Цивилизация на переломе.//ИСПИ РАН. М.-1996. -167 с.
  25. С.М., Абалкина И.Л, Сковронская С. А. Анализ восприятия риска здоровью и готовность платить за его снижение. // Гигиена и санитария.- 2005.-№ 6.-С. 9−13.
  26. Г. Г. 80 лет Государственной санитарно-эпидемиологической службе России. // Сб. «Гос. сан.-эпид. службе России 80 лет: реальность и пер-спективы». -ФНЦГ им. Ф. Ф. Эрисмана. М, — 2001.- Вып.1с. 59−72.
  27. Г. Г. Качество продуктов питания: гигиенические требования, стандарты качества. //Вопросы питания.-2004.- № 6.-с. 9−13.
  28. Г. Г. Концепция риска и ее место в системе социально-гигиенического мониторинга (проблемы и пути решения).// Вестник РАМН.-2005.-№ 11.-е. 27−33.
  29. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. // Под ред. Рахманина Ю. А., Онищенко Г. Г. М- 2002.
  30. В.И. Медицинские проблемы биобезопасности.// Вестник РАМН. 2002.-№ 10, — с. 12−19.
  31. М.А., Тепкина Л. А., Бударина О. В. и др. Определение опасности предприятия и ширины его санитарно-защитной зоны с помощью номограммы. // Вестник РАМН. 2005. — № 3. — с. 19−20.
  32. Ю.А. (под ред.) Современные проблемы медицины окружающей среды.// Материалы Пленума по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздравсоцразвития Российской Федерации. -М.- 2004.
  33. Ю.А. Экология человека.// М.- 2005.- 536 с.
  34. Ю.А., Зайцева Н. В., Шур П.З. и др. Научно-методические и экономические аспекты решения региональных проблем в области медицины окружающей среды. // Гигиена и санитария.- 2005.- № 6, — С. 7−9.
  35. Ю.А., Новиков С.М., С.И. Иванов Современные проблемы совершенствования методологии оценки риска здоровью населения.// Гигиена и санитария. -2005.- № 2, — С. 7−10.
  36. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.// Федеральный центр Госсанэпиднадзора России.- М.-2004.- (Р.2.1.10.1920−04).
  37. Дж. О глобализации. // Изд. «Эксмо». -М, — 2004.- (рус. изд.) 224 с.
  38. А.С. Фундаментальная наука и проблемы биологической безопасности. // Вестник РАМН. 2002. -№ ю.- С. 12−14.
  39. В.А. Пища и биобезопасность. // Вестник РАМН.-2002.-№ 10,-С. 15−19.
  40. В.А., Кравченко JI.B. Микотоксины // Изд. «Медицина». -М. -1985.- 323 с.
  41. И.Б., Володин А. С., Чикова С. С., Зуева Т. В. Медицинские аспекты защиты здоровья населения от вредного воздействия факторов окружающей среды. // Гигиена и санитария.-2005.-№ 6.- С. 29−34.
  42. Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании «от 27.12.2002.//М, — 2002.
  43. Федеральный закон № 52-ФЗ. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99. // М. 1999.
  44. Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002.//М.-2002.
  45. Федеральный закон № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01. 2000.//М.-2000.
  46. Федеральный закон № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.1996. // М. 1996.
  47. Ю.Л. Экология человека: вызовы цивилизации, долг общества, ответственность здравоохранения. // Вестник РАМН.- 2002, — С. 3−6.
  48. С. Смена курса. // Изд. «Геликон».- М.- 1994.- 384 с.
  49. Ю.С., Леонтьев Л. И., Черноусов П. И. Промышленность и окружающая среда. // ИКЦ «Академкнига». -М.- 2002, — 469 с.
  50. A Better World for All: Progress Towards the International Development Goals. // UN/IMF/ OECD/ World Bank. Washington. — 2000.
  51. Action on Ozone. // UNEP. Nairobi. — 2000.
  52. Address by Executive Director of the United Nations Population Fund at the Special Session of the United Nations General Assembly: Earth Summit + 5. // UN.--New York. 1997.
  53. Address by UNESCO Director-General at the special session of the United Nations General Assembly: Earth Summit +5. // UNESCO. Paris. — 1997.
  54. An Urbanizing World (Global Report on Human Settlements). // UNCHS. -Oxford. 1996.
  55. APELL: Awareness and Preparedness for Emergencies at a Local Level. // UNEP. Geneva. — 2002.
  56. Arsenic: Contaminated Water in Asia Puts Millions At Risk. // UN Foundation.-New York. 2001.
  57. Assessing Human Vulnerability due to Environmental Change: Concepts, Issues, Methods and Case Studies. // UNEP/DEWA/TR. Nairobi. — 2000.
  58. Caring for the Earth: a Strategy for Sustainable Living. // IUCN/ UNEP/ WWF. -London. 1997.
  59. Cities in Globalizing World (Global Report on Human Settlements). // UNCHS.-London.-2001.
  60. Convention on Biological Diversity.// UNEP/CBD Secretariat.-Geneva.- 2001.
  61. Crops and Drops. // FAO. Rome. — 2000.
  62. Demographic and Related Socioeconomic: Data Sheets for Countries of the Economic and Social Commission for Western Asia as Assessed in 1996. // UNESCWA. New York. — 1997.
  63. Devastating Drought in Kenya: Environmental Impacts and Responses. // UNEP/ Government of Kenya. Nairobi. — 2000.
  64. Documents of the 17th session of the Governing Council of the United Nations Environment Programme. // UNEP. Nairobi. -1993.
  65. Documents of the 18th session of the Governing Council of the United Nations Environment Programme. // UNEP. -Nairobi. -1995.
  66. Documents of the 19th session of the Governing Council of the United Nations Environment Programme. // UNEP. Nairobi. — 1997.
  67. Documents of the 20th session of the Governing Council of the United Nations Environment Programme. // UNEP. Nairobi. -1999.
  68. Documents of the 21st session of the Governing Council (Global Ministerial Environment Forum) of the United Nations Environment Programme. // UNEP. -Nairobi. -2001.
  69. Documents of the 22nd session of the Governing Council (Global Ministerial Environment Forum) of the United Nations Environment Programme. // UNEP. -Nairobi. -2003.
  70. Documents of the 37-th session of the United Nations General Assembly (resolution 37/7). UN. -New York. 1982.
  71. Documents of the 55th session of the United Nations General Assembly (Millennium Assembly). // UN. New York. — 2000.
  72. Documents of the eighth session of the Commission on Sustainable Development. // UN- ECOSOC. New York. — 2000.
  73. Documents of the First Global Ministerial Environment Forum (the 6 th Special Session of the Governing Council of the United Nations Environment Programme). // UNEP. -Malmo (Sweden). -2000.
  74. Documents of the Global Ministerial Environment Forum (the 7th Special Session of the Governing Council of the United Nations Environment Programme). // UNEP. Cartagena. -2002.
  75. Documents of the Global Ministerial Environment Forum (the 8th Special Session of the Governing Council of the United Nations Environment Programme). // UNEP.-Jeju. -2004.
  76. Documents of the Ministerial Conference on Environment and Development in Asia and the Pacific. // ESCAP. -Kitakyushu. 2000.
  77. Economic Survey of Europe. // UN. -New York-Geneva. 2000.
  78. Environmental Hazards Kill at Least Three Million Children Aged Under Five Every Year. // WHO. -Geneva. 2002.
  79. Environmental health Criteria 219: Fumonisin В1. // WH, Geneva, — 2000.
  80. Evaluation of the Effectiveness of the Basel Convention on the Control of Transboundary Movements of Hazardous Wastes and Their Disposal. // UNEP/CHW. -Nairobi. 1995.
  81. Facts and Figures 2000: Science and Technology. // UNESCO/ Institute for Statistics.-Paris. -2000.
  82. Facts and Figures 2001. // UNESCO/ Institute for Statistics. -Paris. 2001.
  83. FAO/WHO Pan European Conference of Food Safety and Quality (Final Repot, PEC/REP 1). // FAO. Rome. — 2002.
  84. Global Environment Outlook 1 (UNEPs Report on the Environment). // UNEP.-London. 1997.
  85. Global Environment Outlook 2000 ((UNEPs Report on the Environment). // UNEP.-London.-1999.
  86. Global Environment Outlook 3 ((UNEP's Report on the Environment). // UNEP. -London. -2002.
  87. Global Treaty Adopted on Genetically Modified Organisms (Press Release, 31 January 2000). // UNEP. Nairobi.- 2000.
  88. Handbook of National Accounting: Integrated Environmental and Economic Accounting (an Operational Manual Studies in Methods, No. 78). // UNEP.-Nairobi. -2000.
  89. Health and Environment in Sustainable Development: Five Years After the Earth Summit. // WHO. Geneva. — 1997.
  90. Human Development Report 1998. // UNDP. New York.
  91. Human Development Report 1999. // UNDP. New York.
  92. Human Development Report 2000. // UNDP. New York.
  93. Human Development Report 2001.// UNDP. New York.
  94. Human Development Report 2003. // UNDP. New York.
  95. In Defence of the Earth. // UNEP. Nairobi. — 1981.
  96. Johannesburg Declaration on Sustainable Development, adopted by the World Summit on Sustainable Development. // UN.- Johannesburg. 2002.
  97. Kyoto Protocol to the United Nations Framework Convention on Climate Change. // Secretariat of the UNFCCC.- Bonn. 2001.
  98. Least Developed Countries. // UNCTAD. Geneva. — 2000.
  99. Linkage Methods for Environmental and Health Analysis (Report of the Health and Environmental Analysis for Decision-making, Technical Guidelines). IIWHO.-Geneva. 1997.
  100. Mandate of the Commission for Sustainable Development. // UN. New York. — 2001.
  101. McMichael A.J., Giteko A.K. Climate Change 2001: Impacts, Adaptations and Vulnerabillity. II Contribution of Working Group 11 to the Third Assessment Report of the Intergovermental Panel on Climate Change. New York. -2001.
  102. Millennium Ecosystem Assessment. // UN. New York. — 2001.
  103. Miller J.D. Mycotoxins and Phicotoxins- Developments in Chemistry, Toxicology and Food Safety. // Ft. Collins & Co.- London. 1998.
  104. Our Common Future. // WCED. Oxford-New York. — 1987.
  105. Our Planet (The Magazine of the United Nations Environment Programme). // UNEP. Nairobi. — 1995. — 2004.
  106. Our Planet, our Health (Report of the WHO Commission on Health and Environment). // WHO. Geneva. — 1992.
  107. Overall Progress Achieved since the United Nations Conference on Environment and Development (Report of the Secretary General). // UN-ECOSOC. New York. — 1997.
  108. Pacific Islands Environment Outlook. // UNEP. Nairobi. — 1999.
  109. Patterns of Resource: Use, Environment and Development Strategies. // UNEP/UNCTAD. -Mexico. 1974.
  110. Plan of Implementation of the World Summit on Sustainable Development. //UN. Johannesburg. — 2002.
  111. Population Issues Briefing Kit 2001. // UN Population Fund.- New York. -2001.
  112. Population, Environment and Development (The Concise Report). // UN. -New York.-2001.
  113. Precaution: from Rio to Johannesburg (Proceedings of the Environment Network Roundtable). // UNEP. Geneva. — 2002.
  114. Problems of the Human Environment (Report of the Secretary-General at the forty seventh session of the United Nations Economic and Social Council). // UN-ECOSOC. New York. — 1969.
  115. Report of the International Conference on Population (Mexico City, 6−14 August 1984). // UN. New York. — 1984.
  116. Report of the International Conference on Population and Development (Cairo, 5−13 September 1994). // UN. -New York. -1994.
  117. Report of the Regional Population Meeting (7−9 December 1998). // ECE. -Geneva. 1999.
  118. Report of the United Nations Conference on Environment and Development (Rio de Janeiro, 3−14 June 1992). // UN. New York. — 1993.
  119. Report of the United Nations Conference on Human Settlements Habitat II (Istanbul, 3−14 June 1996). // UNCHS. — Nairobi. — 1996.
  120. Report of the United Nations Conference on the Human Environment (Stockholm, 5−16 June 1972). // UN. New York. — 1972.
  121. Report of the World Population Conference (Bucharest, 19−30 August 1974). // UN.-New York. 1974.
  122. Report of the World Summit on Sustainable Development (Johannesburg, 26 August 4 September 2002). // UN. — New York. — 2002.
  123. Reporting and Review Institutions in Ten Multilateral Environmental Agreements (UNEP/DEWA Technical Report). // UNEP. Nairobi. — 2001.
  124. Safety evaluation of certain mycotoxins in food. // FAO/WHO. Geneva. -2001
  125. State of the Environment 1972−1982. // UNEP. Nairobi. — 1983.
  126. State of the World’s Cities. // UNCHS. Nairobi. — 2001.
  127. Stockholm Declaration, adopted by the United Nations Conference on the Human Environment. // UN. Stockholm. — 1972.
  128. Survey of Economic and Social Developments in the ESCWA Region. // UNESCWA. New York. — 1999.
  129. Survey of Pacific Island Economies. // UNESCAP/ Pacific Operations Centre. -Port Vila. 1999.
  130. The CITES Species. // CITES Secretariat. Geneva. -2001.
  131. The Global Compact. // UN. New York. — 1999.
  132. The Global Environment Facility: a Self Assessment. // GEF.- New York. -1997.
  133. The ISO Survey of ISO-9000 and ISO-14 000 Certificates. // International Organization for Standardization. Geneva. — 2001.
  134. The Right to Education Towards Education for All Throughout Life (World Education Report). // UNESCO. — Paris. — 2000.
  135. The State of Food Insecurity in the World. // FAO. Rome. — 2000.
  136. The Stockholm Convention on Persistent Organic Pollutants. // UNEP Chemicals/WHO. GEENET. — 2001.
  137. The United Nations and the Human Environment (Report of the 22nd session of the United Nations General Assembly). // UN. New York. — 1972.
  138. The United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC). // Secretariat of the UNFCCC. Bonn. — 1998.
  139. UNEP Annual Report. // Nairobi. 1993.
  140. UNEP Annual Reports. // Nairobi. 2000 — 2003.
  141. We the peoples: the role of the United Nations in the twenty-first century (Report of the United Nations Secretary-General). // UN.- New York. 2000.
  142. World Conservation Strategy: Living Resource Conservation for Sustainable Development. // IUCN/ UNEP/ WWF. Geneva. — 1980.
  143. World Development Report 2000 2001: Attacking Poverty. // UN. — New York.-2001.
  144. World Energy Assessment. // UNDP/ UNDESA/ WEC. New York. — 2000.
  145. World Energy Assessment: Energy and the Challenge of Sustainability. // UNDP.-New York. -2001.
  146. World Health Organization Statistical Information System. // WHO. Geneva. — 2000.
  147. World Health Report 1995: Bridging the Gaps. // WHO. Geneva. — 1995.
  148. World Health Report 2002: Reducing the Risks Promoting Healthy Life. // WHO. -Geneva. 2003.
  149. World Map of the Status of Human Induced Soil Degradation (An Explanatory Note second revised edition). // UNEP/ ISRIC. Nairobi, Wageningen. — 1991.
  150. World Population Prospects 1950−2050 (the 1998 Revision). // UN Population Division. New York. — 1998.
  151. World Population Prospects 1950−2050 (the 2000 Revision). // UN Population Division. New York. — 2000.
  152. World Resources 1996−1997. // UNDP/ UNEP/ World Bank/ World Resources Institute. Washington. — 1996.
  153. World Resources 1998−1999. // UNDP/ UNEP/ World Bank/ World Resources Institute. Washington. — 1998.
  154. World Resources 2000−2001. // UNDP/UNEP/World Bankand/World Resources Institute. Washington. — 2000.
  155. World Urbanization Prospects: Data Tables and Highlights (the 1999 Revision, Working Paper, No. 161). //UN. New York. -'1999.
Заполнить форму текущей работой