Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационный механизм совершенствования системы управления за счет улучшения документационной культуры организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прослежена эволюция понятия «документ» в управлении организацией, рассмотрены основные положения технетики и показано значение документа в процессах воспроизводства технического (искусственного) мира и поддержки существования организации, при этом в случае информационных систем значение документа (как информационной сущности) всё более увеличивается, подтверждён вывод о том, что документ… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ЭВОЛЮЦИЯ ДОКУМЕНТАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
    • 1. 1. Эволюция понятия «документ» в управлении организацией
    • 1. 2. Современные требования к документации организации
      • 1. 2. 1. Роль понятия «документ» в современных стандартах
      • 1. 2. 2. Требования современных стандартов к системе управления документацией
    • 1. 3. Документация и корпоративная культура организации
    • 1. 4. Выводы
  • 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗА СЧЁТ УЛУЧШЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 2. 1. Информационные системы управления документами
      • 2. 1. 1. Документациоппая система организации
      • 2. 1. 2. Развитие информационных систем обеспечения деятельности организации, понятие «Информационная система управления документами»
      • 2. 1. 3. Ожидаемые результаты внедрения ИСУД в организации
      • 2. 1. 4. Поддержка системы менеджмента качества российских организаций с помощью информационных систем управления документами
      • 2. 1. 5. Современное состояние, проблемы и перспективы развития ИСУД
    • 2. 2. Принятие решения о внедрении и выбор ИСУД
      • 2. 2. 1. Современные подходы эффективного использования информационных технологий
      • 2. 2. 2. Доходная и расходная части проекта внедрения ИСУД
      • 2. 2. 3. Показатели качества процессов изменения ДСО
      • 2. 2. 4. Алгоритм выбора ИСУД
    • 2. 3. Организация проекта изменения докумеитационпой системы организации при помощи внедрения ИСУД
      • 2. 3. 1. Теория проектного управления как основа проведения изменений
      • 2. 3. 2. Алгоритм внедрения ИСУД
      • 2. 3. 3. Влияние корпоративной культуры современных российских организаций на процессы изменения ДСО
    • 2. 4. Выводы
  • 3. ИЗМЕНЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОМОЩИ ВНЕДРЕНИЯ ИСУД: РЕКОМЕНДАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 3. 1. Эффективная эксплуатация ИСУД
      • 3. 1. 1. Этапы освоения ИСУД
      • 3. 1. 2. Влияние «человеческого» фактора
    • 3. 2. Отличительные особенности изменения документационпой системы организации при помощи внедрения ИСУД в организациях различных отраслей деятельности
    • 3. 3. Обобщённые значения показателей качества процессов изменения документационпой системы организации
    • 3. 4. Результаты совершенствования системы менеджмента организации
    • 3. 5. Выводы

Организационный механизм совершенствования системы управления за счет улучшения документационной культуры организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Одной из актуальнейших проблем современной российской экономики является поиск путей совершенствования управления интеллектуальными активами и бизнес-процессами организаций, улучшения внутриорганизационного взаимодействия.

Острота проблемы очевидна. В общем случае российские организации (и российская экономика в целом) уступают развитым иностранным компаниям именно вследствие неэффективности собственного управления, очевидна потребность в переходе к формальным управленческим моделям, регулярному менеджменту, в поддержке международных стандартов качества. В частном случае российским организациям в условиях рынка и острой, обостряющейся конкуренции необходимо обеспечить своё устойчивое функционирование и дальнейшее развитие.

Одним из способов повышения эффективности функционирования организации является внедрение корпоративной информационной системы, наиболее широко применяемое и эффективное средство оптимизации внутренних процессов организации, очевидная насущная необходимость.

Внедрение указанных систем решает следующие задачи:

— Повышение эффективности работы как отдельных сотрудников, так и всей организации в целом.

— Получение актуальной, достоверной и непротиворечивой информации, позволяющей действенно решать задачи планирования, управления и анализа.

Появление и развитие корпоративных информационных систем является результатом действующего в настоящее время комплексного подхода к автоматизации. Действительно, любая организация — это совокупность взаимодействующих элементов (сотрудников и подразделений), которые связаны между собой функционально (выполняют отдельные виды работ в рамках единого бизнес-процесса) и информационно (обмениваются документами, устными распоряжениями и т. д.). Кроме того, эти элементы взаимодействуют с внешними системами, причём их взаимодействие также может быть как информационным, так и функциональным. И такие виды взаимодействия характерны практически для любой организации независимо от её вида деятельности. Поэтому создание единого информационного пространства на основе корпоративной информационной системы является необходимым условием для повышения эффективности деятельности организации и реализации процессов управления.

Сегодня документ является основным способом управления и представления информации, его значение в деятельности организации повышается. Более того, развивается электронная форма представления документа, что даёт новые возможности сотрудникам организации, связанные с созданием, распространением и поиском знаний, которые содержатся в документах финансового, юридического, научно-технического, нормативно-справочного, организационно-распорядительного, проектно-конструкторского, маркетингового, эксплуатационного характера, создающихся в различных подразделениях организации на различных этапах жизненного цикла производства продукции или оказания услуг. Построение работы с документами является составной частью процессов управления и принятия решений, существенно влияющей на оперативность и качество управления. Поэтому одной из важнейших составляющих корпоративной информационной системы является информационная система управления документами.

Автоматизация управления документами решает следующие задачи:

— Формирование целостной картины деятельности организации.

— Повышение эффективности работы сотрудников (автоматизация рутинных операций).

— Координация работ структурных подразделений в рамках единого бизнес-процесса.

— Мониторинг движения документов.

— Оперативная обработка информации, поддержка её актуальности, достоверности и непротиворечивости.

— Коллективная работа с документами.

— Контроль исполнения.

— Построение системы поиска, хранения и архивирования документов.

— Эффективное использование людских, коммуникационных, технических и информационных ресурсов.

Тема автоматизации работы с документами, внедрения информационных систем управления документами актуальна и вызывает повышенный интерес у организаций различных сфер деятельности. Это проявляется в наличии развитого рынка программных продуктов данного класса, большом количестве внедрений указанных систем в организациях, регулярном проведении конференций и публикации статей, посвященных различным аспектам автоматизации работы с документами. ««.

Но в современной российской действительности проведения проектов внедрения подобных систем часто не достигаются все поставленные цели, встречаются случаи неуспеха проектов внедрения, в результате информационные системы эксплуатируются в ограниченном режиме небольшим количеством сотрудников, что не позволяет организациям достичь всех преимуществ от применения указанных систем и, что хуже, дискредитирует в их глазах данный способ совершенствования системы управления.

Причина описанной ситуации: игнорирование взаимовлияния процессов внедрения информационной системы и корпоративной культуры организации, «отстранённое» от жизни организации внедрение системы. На практике это проявляется в несогласованных между собой действиях задействованных участников проекта: внедряющие компании нацелены на выполнение проекта в рамках достигнутых договорённостей, ИТ-отделы озабочены поддержкой системно-технической инфраструктуры, делопроизводители организации останавливаются на начальном этапе проекта — регистрации отдельных видов документов и контроле их исполнения, остальные сотрудники организации работают в системе от случая к случаю или вообще не являются её пользователями.

Существует единственный способ решения описанной проблемы: необходимо связанное рассмотрение формальных и неформальных процессов функционирования организации и процессов внедрения и последующего использования информационной системы управления документами. Действительно, корпоративная культура организации представляет собой среду, в которой проходит внедрение, её игнорирование недопустимо. Информационная система в силу своих свойств непосредственно влияет на документационную культуру организации, изменяет её отношение к информации, что, в свою очередь, трансформирует корпоративную культуру организации. Требуется однозначное понимание: что представляет собой «корректное» внедрение информационной системы управления документами, каковы взаимосвязи между внутренней средой организации и реализуемым проектом, как изменяется документационная составляющая среды организации при внедрении информационной системы управления документами, как проводимые изменения реформируют систему управления организацией.

Только при выполнении указанных условий возможен переход количества «успешных» внедрений информационных систем в организациях в качество управляемости и эффективности функционирования организаций любых сфер деятельности. Только такое «интегральное» внедрение-реформирование позволит достигнуть поставленных целей. Только в этом случае внедрение информационной системы управления документами (впрочем, как и любой другой корпоративной системы) даёт организации реальные преимущества.

Очевидная насущная потребность в решении данной проблемы, научная и практическая значимость разработки механизма совершенствования управления организации при помощи внедрения информационной системы управления документами предопределила выбор автором темы диссертационного исследования, его цель, задачи и структуру.

Степень разработанности проблемы.

Большой вклад в совершенствование управления научно-техническим, интеллектуальным потенциалом организации внесли такие отечественные и зарубежные учёные как К. Свейби, Т. ЛЛойд, П. Салливан, Д. Тис, Л. Прусак, П. Друкер, Й. Шумпетер, Э. Брукинг, Ю. П. Анискин, С. В. Валдайцев, С. М. Климова, Б. Н. Кудрин, С. А. Кузубова, В. К. Лозенко, Л. И. Лукичёва, Е. И. Марковская, Н. К. Моисеева, И. О. Старкова, Н. В. Фёдорова и др.

На основании сформулированных данными исследователями идей задача эффективного управления документацией организации получила своё дальнейшее развитие, что выразилось в появлении концепции информационного менеджмента, отражающей современный подход к управлению информационными ресурсами и процессами организации, различные аспекты которой рассмотрены в работах следующих учёных: Г. Т. Артамонов, Э. Фогель, А. В. Костров, М. В. Ларин, М. П. Бобылева, Т. В. Кузнецова и др. Однако в указанных исследованиях уделяется незначительное внимание вопросам внедрения информационных технологий в деятельность организаций, в частности проблемам внедрения информационных систем управления документами.

В целом вопросы информатизации управления, комплексной автоматизации организаций нашли своё отражение в отечественной и зарубежной литературе, в трудах учёных: И. Ансофф, К. Грей, Р. Гудфеллоу, Д. А. Гаврилов, А. П. Градов, М. Хаммер, Дж. Чампи, Д. В. Исаев, Д. Ландватер, Н. А. Оладов, Д. О’Лири, С. В. Питеркин, Ф. Раафата, М. Сафизаде, А. Стрикленд, О. Уайт и др. К сожалению, часто предложения авторов носят слишком общий характер или ориентированы на внедрение корпоративных информационных систем управления ресурсами предприятия (ERP), недостаточно учитывают российскую специфику ведения подобных проектов. Как следствие, применительно к решению задачи совершенствования системы управления организации при помощи внедрения информационных систем управления документами указанные методики требуют переосмысления, основывающегося на основных положениях теории управления проектами, представленных в трудах следующих отечественных и зарубежных учёных: В. Н. Бурков, В. И. Либерзон, Д. А. Новиков, А. С. Товб, Г. Л. Ципес, В. Д. Шапиро, В. И. Воропаев, В. Н. Лившиц, М. Л. Разу и др.

Основным недостатком многих работ, посвящённых совершенствования системы управления организацией с помощью информационных технологий, в частности, за счёт внедрения информационных систем управления документами, является недооценка взаимосвязи процессов внедрения с корпоративной культурой организации. Осмысление культуры организации связано с именами М. Кубра, Т. Петерса, Р. Ватермана, А. Петтигру, Г. Ховстеде, Э. Шейна, Л. Смирсич, Дж. Мартина и др., также данная проблематика также нашла своё отражение в работах отечественных учёных: В. А. Спивака, О. С. Виханского, А. И. Наумова, Э. А. Капитонова, О. С. Причиной, Т. Н. Персиковой и др. Однако большинство работ лишь частично рассматривает корпоративную культуру как особую сущность, оказывающую собственное влияние на процессы проведения организационных изменений, выступающую в качестве интеллектуального актива современной организации. Более того, из-за узкого понимания не учитывается значимость понятия «документационная культура», заключающего в себе отношение организации к информации, оно просто не рассматривается как составная часть корпоративной культуры организации.

В результате главная задача совершенствования системы управления организацией с помощью внедрения информационных систем управления документами, заключающаяся в повышении качества управления интеллектуальными активами организации и улучшении её документационной культуры, просто игнорируется, уступая своё место таким второстепенным задачам, как «выполнить проект в срок, в рамках выделенного бюджета, в соответствии с требованиями к качеству и результатам проекта», «отчитаться о завершении работ к контрольной дате», «заставить канцелярию регистрировать документы в новой системе» и т. д.

Всё вышесказанное позволяет утверждать, что рассматриваемая в данной диссертационной работе проблема является практически малоизученной, что, в свою очередь, предоставляет обширное поле деятельности для её дальнейшего исследования.

Цели и задачи.

Целью диссертационного исследования является разработка организационного механизма совершенствования системы управления организации за счет улучшения её документационной культуры, достигаемого при помощи внедрения и использования современного корпоративного программного обеспечения — информационных систем управления документами.

Достижение цели исследования обеспечивается решением следующих основных задач:

— Определение современного значения понятия «документ», требований к системе управления документацией организации.

— Рассмотрение значения корпоративной культуры в деятельности организации, выделение и изучение особой её составляющейдокументационной культуры.

— Совершенствование методов выбора, внедрения и эксплуатации информационных систем управления документами, направленное на улучшение документационной культуры организации.

— Изучение эффективности предложенных методов на примерах проектов внедрений ИСУД.

Объект исследования.

Объектом исследования является система управления современной организацией.

Предмет исследования.

Предметом исследования является анализ взаимного влияния системы управления организации и процессов внедрения и использования информационных систем управления документами, совершенствование методов внедрения указанных систем.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической и методологической основой исследования стали классические и современные труды отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента, теории управления организациями, теории проектного управления и управления качеством, информационных технологий. Также были использованы исследования, посвящённые современному значению корпоративной культуры и интеллектуальных ресурсов в экономике.

В диссертационной работе применены материалы экономической литературы, международные и российские стандарты, справочные материалы, тематические материалы периодических изданий, исследования консалтинговых компаний, маркетинговые и информационные материалы компаний, разрабатывающих и внедряющих системы управления документами, а также публикации в печатных и интернет-изданиях, освещающие отдельные аспекты затронутых в исследовании вопросов.

Методологической основой диссертационной работы служат положения, общенаучные и специальные приёмы, составляющие инструментарий экономической науки. В ходе исследования в качестве общенаучного метода используется системный подход, применялись методы, обусловленные конкретными задачами исследования: экспертно-аналитический методэкономические, статистические, логические, графические и другие методы обработки, обобщения и анализа информации.

Также автор работы опирался на практический 5-летний опыт проведения обследований, проектирования, разработки и внедрения информационных систем различного класса сложности, в том числе и корпоративного уровня, в качестве бизнес-аналитика, разработчика, функционального консультанта и руководителя проектов внедрения.

Научная новизна исследования.

Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке организационного механизма совершенствования системы управления организации, реализуемого с помощью внедрения информационных систем управления документами, учитывающего взаимовлияние корпоративной культуры организации и процессов внедрения и эксплуатации информационной системы и определяющего своей основной целью улучшение документационной культуры организации.

В процессе работы над диссертацией были получены следующие основные результаты, говорящие о научной новизне исследования:

1. С учётом требований международных и российских стандартов, касающихся задачи управления документацией организации, уточнены направления совершенствования системы управления документацией, актуальные для современных российских организаций (стр. 33−37).

2. В результате анализа влияния корпоративной культуры организации на процессы внедрения информационных систем управления документами выделено и идентифицировано понятие «документационная культура» как особая составляющая корпоративной культуры, заключающая в себе отношение организации к информации. Показано, что успех проекта внедрения информационной системы напрямую зависит от учёта особенностей корпоративной культуры организации, главной целью проекта является совершенствование документационной культуры организации. Достижение данной цели возможно только в случае рассмотрения проекта внедрения информационной системы в широком ключе, как проекта изменения всей документационной системы организации, представляющей собой отношение организации к информации («документационная культура»), механизмы построения работы с информацией («система управления документами») и инструменты обеспечения информационного взаимодействия («информационная система управления документами»). Это делает возможным проведение комплексного связанного исследования не только процессов непосредственного внедрения информационной системы, но и процессов её последующей эксплуатации (стр. 37−47,49−50).

3. Предложена система показателей качества изменения документационной системы организации при внедрении информационных систем управления документами, отличительной особенностью которой является рассмотрение как показателей этапа непосредственного внедрения информационной системы, так и показателей этапа последующей эксплуатации информационной системы, включая характеристики процессов улучшения документационной культуры организации (стр. 83−92).

4. Предложен алгоритм внедрения информационной системы управления документами, ориентированный на достижение показателей качества процессов изменения документационной системы организации (стр. 103−117).

Практическая значимость работы.

Положения проведенного исследования определяют стратегию повышения эффективности функционирования организации посредством внедрения информационной системы управления документами. Предложенные алгоритмы выбора и внедрения информационных систем управления документами, применяемые совместно с системой показателей качества процессов изменения документационной системы организации и дополненные спецификой современных российских организаций, представляют собой действенный способ успешного проведения проектов внедрения указанных информационных систем, а также их дальнейшего использования в деятельности организации.

Основные положения диссертационной работы были успешно применены в проектах внедрения информационной системы управления документами CompanyMedia™ в российских организациях различной сферы деятельности, выполненных автором в качестве консультанта отдела внедрения центра консалтинговых услуг и внедрения ЗАО «Компания «ИнтерТраст», что подтверждено актом о внедрении (см. Приложение 13).

Кроме того, полученные результаты могут применяться в целях повышения уровня знаний сотрудников организаций различных сфер деятельности, а также в преподавании следующих учебных дисциплин: «Основы менеджмента», «Информационные технологии управления», «Информационный менеджмент», «Организационное поведение», «Управление качеством», «Управление проектами», «Инновационный менеджмент» и др.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы докладывались автором на 2 научно-практических конференциях. По теме диссертации опубликовано 3 статьи объёмом 2,8 п.л.

Структура диссертационной работы.

Структура диссертационной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 3 глав, объединяющих 10 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы из 161 наименований и 13 приложений. Работа изложена на 185 страницах, содержит 8 рисунков, 13 таблиц.

3.5. Выводы.

1. Обобщены предложения по эффективной эксплуатации информационной системы управления документами в организации, подчёркнута необходимость поэтапного освоения информационной системы в организации, что касается как пользователей системы, так и используемой функциональности системы. В результате рассмотрения проблемы противодействия сотрудников организации нововведениям предложены способы снижения негативного сопротивления.

2. Обобщены результаты внедрений информационных систем управления документами в российских организациях различных отраслей, по каждому типу организаций приведены отличительные черты проектов, активность пользователей в системе по категориям пользователей, задействованная в эксплуатации функциональность системы. Обобщены среднестатистические значения показателей качества процессов изменения документационной системы организации при помощи внедрения информационной системы управления документами.

3. В результате анализа жизненного цикла информационной системы управления документами сформулирована последовательность появления положительных результатов проекта изменения документационной системы, обобщены основные аспекты взаимовлияния информационной системы управления документами и корпоративной культуры как элементов системы менеджмента организации.

4. Основные теоретические положения диссертационного исследования, выносимые на защиту, обоснованы и доказаны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе проведения диссертационного исследования получены следующие основные результаты:

1. Прослежена эволюция понятия «документ» в управлении организацией, рассмотрены основные положения технетики и показано значение документа в процессах воспроизводства технического (искусственного) мира и поддержки существования организации, при этом в случае информационных систем значение документа (как информационной сущности) всё более увеличивается, подтверждён вывод о том, что документ в технических (информационных) системах является аналогом гена в биологических системах. Рассмотрены основные положения концепции информационного менеджмента, представляющей собой новую методологию построения системы управления документацией организации, аккумулирующей в себе достижения нескольких смежных научных дисциплин по управлению информацией в современных организациях, с позиций системного подхода охватывающей планирование, организацию, координацию и контроль информационной деятельности и процессов, а также коммуникаций внутри организации с целью улучшения качества и эффективности её работы, развития организации.

2. Выполнено сравнение международных и российских стандартов, посвящённых работе с документами, выделены их отличия в понимании термина «документ», подчёркнуты преимущества представления документа в электронном виде, показана роль документа в деятельности организации, предложено авторское определение понятия «документ». На основании проведенного анализа обобщены современные требования к документу и системе управления документами организации, выделены этапы построения системы управления документацией, их содержание и взаимосвязи.

3. Исследовано современное значение понятия «корпоративная культура» в качестве особого материального ресурса, «интеллектуального актива» организации, понимаемого как совокупность информационноинтеллектуальных факторов функционирования организации, создаваемых и используемых как внутри, так и в окружающей среде с целью формирования уникальных конкурентных преимуществ. Определены причины важности корпоративной культуры в современных условиях, границы её применимости в деятельности организации, реализуемые ею функции. Рассмотрена документационная составляющая корпоративной культуры («документационная культура») как отношение организации к информации, подчёркнута взаимосвязь между корпоративной культурой и системой управления документацией организации.

4. На основе проведенного анализа развития информационных технологий обеспечения деятельности организации определены современные подходы применения информационных технологий, отличающиеся широким использованием «корпоративных информационных систем», рассмотрены информационные системы управления документами, выделены их основные функциональные модули. Обобщены основные задачи, решаемые данным классом программного обеспечения, в результате сформулированы преимущества, получаемые организацией при помощи внедрения систем управления документами, а также основные причины актуальности информационных систем данного класса для российских организаций. Сделан вывод: следствием успешного проекта внедрения информационной системы управления документами является получение организацией инструмента проведения внутренних изменений, который, например, может быть использован в ходе построения системы менеджмента качества. Анализ информационных систем управления документами завершён обобщением перспектив развития программных продуктов данного класса.

5. Внесено предложение интегрировать существующие понятия «документационная культура», «система управления документами» и «информационная система управления документами» в общее понятие «документационная система организации», заключающее в себе отношение организации к информации (корпоративная культура), механизмы построения работы с информацией (основные положения концепции информационного менеджмента, требования стандартов) и инструменты обеспечения информационного взаимодействия (информационные технологии). Также вносится предложение о необходимости рассмотрения проекта внедрения информационной системы управления документами в широком ключе, как проекта изменения всей документационной системы организации, обобщены доходная и расходная части данного проекта, приведены способы их оценки.

Предложена система показателей качества изменения документационной системы организации, учитывающая сформулированные ранее доходную и расходную части проекта, объединяющая в единое целое как показатели проведения проекта непосредственного внедрения информационной системы, так и показатели хода её последующей эксплуатации, включая характеристики процессов улучшения документационной культуры организации.

Предложен алгоритм выбора информационной системы управления документами, отличающийся учётом не только стоимостных характеристик, но и использованием качественных оценок функциональных, системно-технических свойств и адаптационных возможностей выбранных программных продуктов, а также характеристик компаний, предлагающих свои услуги по внедрению. Также на базе основных положений теории управления проектами и международного стандарта ISO 15 489 предложен алгоритм внедрения информационной системы управления документами и её последующей эксплуатации, отличающийся ориентацией на достижение показателей качества процессов изменения документационной системы организации.

6. Обобщён и проанализирован опыт проектов изменения документационной системы организации при помощи внедрения информационных систем управления документами.

Подчёркнуто, что успешность данного проекта определяется состоянием корпоративной культуры, в результате анализа жизненного цикла информационной системы управления документами сформулирована последовательность появления положительных результатов проекта изменения документационной системы, обобщены предложения по эффективной эксплуатации информационной системы управления документами в организации, подчёркнута необходимость поэтапного освоения информационной системой в организации, что касается как пользователей системы, так и используемой функциональности системы. В результате рассмотрения проблемы противодействия сотрудников организации нововведениям предложены способы снижения негативного сопротивления.

Обобщены результаты внедрений информационных систем управления документами в российских организациях различных отраслей: приведены отличительные черты проектов, активность пользователей в системе по категориям пользователей, задействованная в эксплуатации функциональность системы. Обобщены среднестатистические значения показателей качества процессов изменения документационной системы организации при помощи внедрения информационной системы управления документами.

Сформулированы отличительные черты корпоративной культуры современных российских организаций и их влияние на успешность проведения проекта, обобщены основные аспекты взаимовлияния информационной системы управления документами и корпоративной культуры как элементов системы менеджмента организации.

7. Достоверность полученных результатов обеспечивается публикацией печатных статей, выступлениями на научно-практических конференциях, практическим применением основных положений исследования в проектах внедрения информационных систем управления документами в российских организациях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Разработка и внедрение организационных нововведений (на примере ЗАО «Новосибирский электродный завод»). Дис.. канд. экон. наук. — СПб., 2006. — 185 с.
  2. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 345 с.
  3. JI.B. Документационное обеспечение управления как отрасль деятельности. // Делопроизводство. 2005. — № 2. — С. 3−9.
  4. В.Э. Какой должна быть современная автоматизированная система документационного обеспечения управления (тезисы доклада). // Делопроизводство. 2004. — № 1. — С. 18.
  5. В.Э. Применение автоматизированных систем документационного обеспечения управления (АС ДОУ) для повышения эффективности управления. // Делопроизводство. 2002. — № 2. — С. 2729.
  6. В.Э. Электронный документооборот глазами профессионала. // Банки и технологии. 2002. — № 1. — С. 17−20.
  7. В.Э. Электронный документооборот основа эффективного управления современным предприятием. // Секретарское дело. — 2002. -№ 2(27). -С. 46−48.
  8. М.П. Вопросы использования элементов электронного документооборота внутри организации. // Делопроизводство. 2003. -№ 2.-С. 14−18.
  9. М.П. Выбор программного продукта для автоматизации документооборота: использование многокритериального подхода. // Делопроизводство. 2002. — № 2. — С. 21 -26.
  10. М.П. Корпоративная система документооборота и корпоративная культура: аспекты взаимовлияния. // Делопроизводство. -2001.-№ 2.-С. 40−46.
  11. М.П. Корпоративное регулирование документационного обеспечения управления особенности нового этапа. // Делопроизводство. — 2002. — № 4. — С. 9−16.
  12. М.П. Некоторые вопросы использования элементов электронного документооборота между организациями. // Делопроизводство. 2003. — № 3. — С.36−40.
  13. М.П. Эффективный документооборот: от традиционного к электронному. М.: Издательство МЭИ, 2004. — 172 с.
  14. В.В. Управление проектами в Microsoft Project 2002: Учебный курс. СПб.: Питер, 2003. — 640 с.
  15. БрукингЭ.Н. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  16. . Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 480 с.
  17. ГОСТ 2.105−95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам. М.: Издательство стандартов, 1996.-29 с.
  18. ГОСТ 34.601−90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизируемые системы. Автоматизированные системы. Стадии создания. М.: Издательство стандартов, 1992. — 6 с.
  19. ГОСТ 7.1−2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. М.: Издательство стандартов, 2004. — 53 с.
  20. ГОСТ Р 51 141−98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М.: Издательство стандартов, 1999. — 12 с.
  21. ГОСТ Р 52 292−2004. Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения. М.: Издательство стандартов, 2005.-20 с.
  22. ГОСТ Р 6.30−2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. М.: Издательство стандартов, 2003. — 20 с.
  23. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Издательство стандартов, 2001. — 30 с.
  24. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. -М.: Издательство стандартов, 2001. 27 с.
  25. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Издательство стандартов, 2001. -52 с.
  26. ГОСТ РИСО/МЭК 17 799−2005. Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью. -М.: Издательство стандартов, 2007. 61 с.
  27. Государственная система документационного обеспечения управления: Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. -М.: Главархив СССР, 1991. 76 с.
  28. ГребневЕ.Т. Управленческие нововведения. М.: Экономика, 1986. -195 с.
  29. К.Ф. Управление проектами: Практическое руководство / Пер. с англ. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. — 528 с.
  30. О.В. Совершенствование системы управления предприятиями на базе информационных технологий (на примере машиностроительного комплекса России). Дис. канд. экон. наук. -М., 2003. 151 с.
  31. А.С., Король И. А. Информационный менеджмент М.: ЮНИТИ, 2003.-415 с.
  32. М.Я. Сбалансированная система показателей эффективности инвестиционных проектов: Дис. канд. экон. наук. Владимир, 2006. -176 с.
  33. Дело. Система автоматизации делопроизводства и документооборота. Введение в систему. М.: ЗАО «Электронные офисные системы», 2001. -32 с.
  34. Делопроизводство: Учебник для вузов / Т. А. Быкова, Л. М. Вялова, Г. Ю. Максимович, Л.В. Санкина- Под ред. Т. В. Кузнецовой. М.: МЦФЭР, 2004.-544 с.
  35. ДемингУ.Э. Лекция перед японскими менеджерами в 1950 г. // Методы менеджмента качества. 2000. — № 10. — С. 24−29.
  36. А.С. Основные принципы оценки эффективности информационного менеджмента. // Делопроизводство. 2004. — № 4. -С. 9−14.
  37. А.С. Принципиальные изменения в развитии понятия «информация». // Делопроизводство. 2004. — № 3. — С. 63−66.
  38. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильяме, 2003. — 272 с.
  39. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 288 с.
  40. П. Эффективный управляющий. М.: Book Chamber International, 1994. — 267 с.
  41. ЕвлановЛ.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.-С. 32−39.
  42. В.А., Серов В. Р. Анализ и выбор инвестиционных проектов. -М.: Издательство МЭИ, 2001. 79 с.
  43. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы / A.M. Карминский, С. А. Карминский, В. П. Нестеров, Б.В. Черников- Под ред. A.M. Карминского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 624 с.
  44. Кальянов Г. Н. CASE-технологнн. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 3-е изд. — М.: Горячая линия-Телеком, 2002. — 320 с.
  45. Г. Н. Основы консалтинга при автоматизации предприятий и учреждений. Обзорный курс. Академия АйТи, 1998. — 78 с.
  46. Э.А. Корпоративная культура: стратегическое направление развития социально-трудовых отношений: Дис.. д-ра социол. наук. -Ростов н/Д, 2003.-426 с.
  47. Р.С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2005.-294 с.
  48. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / Под ред. Т. Конти и др. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 280 с.
  49. Корпоративный менеджмент: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 61 100 «Менеджмент организаций». / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Э. М. Короткое и др.- Под. ред. И. И. Мазура -М.: Омега-JI, 2005.-376 с.
  50. .И. Введение в технетику. 2-е изд., перераб. и доп. — Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 1993. — 552 с.
  51. СЛ. Примерное техническое задание на систему автоматизации делопроизводства. // Делопроизводство. 2005. — № 3. -С. 47−52.-№ 4.-С. 56−59.
  52. Кузнецов СЛ. NAUDOC новое решение по автоматизации делопроизводства. // Секретарское дело. — 2003. — № 8. — С. 25−26.
  53. Кузнецов СЛ. OPTIMA-WORKFLOW. // Секретарское дело. 2004. -№ 8−9.-С. 37−41.
  54. Т.В. Как совершенствовать работу с документами. // Секретарское дело. 2002. — № 2. — С. 7−8.
  55. Т.В. Методы анализа результатов обследования организации делопроизводства. // Делопроизводство. 2004. -№ 4. — С. 19−28.
  56. Т.В. Методы предпроектного обследования при рационализации делопроизводства. // Делопроизводство. 2004. — № 3. -С. 18−24.
  57. Т.В. Назначение документа (функции документа). // Секретарское дело. 2004. — № 12.-С. 14−16.
  58. Т.В. Проблемы автоматизации делопроизводственных процессов с позиции документоведения. Тезисы доклада на X международной конференции «Документация в информационном обществе». // Делопроизводство. 2004. — № 2. — С. 37−39.
  59. Т.В., Подольская И. А. Проектирование рациональной организации делопроизводства. // Делопроизводство. 2005. — № 1. -С. 58−67.
  60. Т.В., Подольская И. А. Разработка первых методик рационализации госаппарата и делопроизводства. // Делопроизводство. -2003. -№ 3.~ С. 78−88.
  61. Ю.М. Электронный документ и электронная подпись в законодательных актах международных организаций. // Секретарское дело.-2004.-№ 6.-С. 18−21.
  62. Н.Н. Опыт внедрения системы электронного документооборота (СЭД) в МНС. // Делопроизводство. 2003. — № 4. — С. 27−30.
  63. М.В. Актуальные проблемы обмена документированной информацией в государственном управлении. // Делопроизводство. -2003.-№ 2.-С. 7−11.
  64. М.В. О государственной политике в сфере документационного обеспечения управления. // Делопроизводство. 2005. — № 1. — С. 3−7.
  65. Т.Г. Корпоративная система управления проектами (на примере предприятий нефтеперерабатывающего комплекса). Дис.. канд. экон. наук. М., 2002.-189 с.
  66. О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. 2-е изд.- перераб. и доп. -М.: Логос, 2002.-392 с.
  67. Лобанова A.M. Lotus Notes и Domino платформа для создания системы управления информацией. // Делопроизводство. — 2004. — № 2. — С. 5861.
  68. В.К. Менеджеру основы технознания и технетики. // Бизнес-образование. — 2002. — № 2. — С. 53−62.
  69. В.К., Новиков Е. В. Анализ существующих методов оценки бизнес-идеи инвестиционного проекта. // Маркетинг. 2002. — № 6. -С. 77−85.
  70. В.К., Новиков Е. В. Факторы развития технических систем в оценке инвестиционного проекта. // Маркетинг. 2003. — № 1. — С. 99 108.
  71. В.К. Инновационные аспекты ведения бизнеса. // Электрика. -2005.-№ 8.-С. 17−20.
  72. Г. Ю. Комплексный подход к внедрению информационных технологий во все сферы документационного обеспечения управления. // Секретарское дело. 2005. — № 11. — С. 50−54.
  73. Г. Ю., Берестова В. И. Современные универсальные информационные технологии основа совершенствования документационного обеспечения управления // Секретарское дело. -2005.-№ 2.-С. 23−27.
  74. А.А. Управление качеством развития организации в условиях рыночной экономики: Автореф. канд. экон. наук. М., 2000, -21 с.
  75. МасловА.Н. Совершенствование организации и управления консультационной деятельностью фирмы в области внедрения корпоративных информационных систем: Дис.. канд. экон. наук. М., 2002.-162 с.
  76. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. -СПб.: Питер, 2001.-512 с.
  77. А.Н. Методика оценки эффективности управления в топливно-энергетических компаниях на основе корпоративных информационных систем. Дис. канд. экон. наук. М., 2005.-215 с.
  78. О.Ю. Международные стандарты ИСО в сфере информации и документации. // Секретарское дело. 2005. — № 2. — С. 46−49.
  79. О.Ю. Применение международного стандарта ИСО 154 892 001 при создании системы управления документацией в организации. // Секретарское дело. 2004. — № 6. — С. 40−43.
  80. О.Ю. Распределение ответственности по управлению документацией внутри организации (требования международного стандарта ИСО 15 489−2001). // Делопроизводство. 2005. -№ 1. — С. 5053.
  81. О.Ю. Требования к документации в стандартах ИСО серии 9000.//Секретарское дело.-2004.-№ 12.-С. 10−13.
  82. О.Ю., Рысков О. И. Международный стандарт по управлению деловой документацией ИСО 15 489−2001. // Делопроизводство. 2003. -№ 3. — С. 62−64.
  83. О.Ю., Рысков О. И. Требования к системе управления документами (по международному стандарту ИСО 15 489−2001). // Секретарское дело. 2005. — № 4. — С. 58−61.
  84. О.Ю., Рысков О. И. Форматы электронных документов, применяемых в управленческой деятельности. // Секретарское дело. -2004. -№ 10.-С. 28−32.
  85. В.В. и др. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / В. В. Косов, А. Г. Шахназаров, В. Н. Лившиц. -М.: Экономика, 2001.-421 с.
  86. В.А. Проблема оценки риска на различных этапах разработки и реализации проекта // Инвестиции России. 2002. — № 2. — С. 22−26.
  87. Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник -М: Академический Проект, 2005 1088 с.
  88. Е.А. Управление качеством информационных процессов на российских предприятиях: Автореф.. канд. экон. наук. М., 2000. -28 с.
  89. Д.В. Обзор современных систем автоматизации делопроизводства и документооборота. // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2004. — № 5. — С. 60−63. — № 6. — С. 54−56. — № 7. — С. 54−58.
  90. Н.В. Методы выбора и внедрения корпоративных интегрированных систем управления на промышленном предприятии. Дис. канд. экон. наук. СПб., 2006. — 202 с.
  91. С.В. и др. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем Альпина. М.: Издательство «Альпина», 2006. — 368 с.
  92. Е.Н. Современные технологии и техническое обеспечение сохранности архивных документов // Делопроизводство. 2005. — № 2. -С. 100−103.-№ 3.-С. 108−112.
  93. А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин. М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 240 с.
  94. Межкорпоративный стандарт взаимодействия систем автоматизации документационного обеспечения управления. М.: Гильдия управляющих документацией, 2003. — 16 с.
  95. Пример расчета рентабельности проекта автоматизации предприятия (ТЭО) за счет внедрения пакета бизнес-приложений Oracle Applications R11. Информационный буклет. М.: «Oracle Corporation», 2001. — 7 с.
  96. Построение системы управления знаниями на предприятии: Учеб. пособие. / Под ред. В. А. Дресвянникова. М.: КНОРУС, 2006. — 344 с.
  97. Приоритеты руководителей российских компаний 2003. Второе ежегодное исследование консалтинговой компании BKG. М.: BKG, 2003.-25 е.
  98. С.Н. Организационно-экономическое обеспечение эффективности функционирования интегрированных корпоративных структур. Дис. канд. экон. наук. М., 2005. — 202 с.
  99. А.В. Роль документационного обеспечения управления в современной организации // Секретарское дело. 2003. — № 12. — С. 5−7.
  100. М.Н. Внедрение интегрированных систем управления как фактор повышения эффективности российских промышленных предприятий. Дис. канд. экон. наук. М., 2005. — 153 с.
  101. В.В., ЕлиферовВ.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.-408 с.
  102. Д.А. и др. Правда об электронном документообороте. М.: ДМК Пресс, 2002.-224 с.
  103. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство РМВОК®-) Третье издание. Project Management Institute, 2004. — 388 с.
  104. О.И. Документация системы менеджмента качества // Делопроизводство. 2005. — № 3. — С. 17−20.
  105. О.И. Национальный стандарт на описание электронных информационных ресурсов // Делопроизводство. 2005. — № 2. — С. 5459.
  106. О.И. Некоторые рекомендации по выбору автоматизированной системы документационного обеспечения управленческой деятельности // Секретарское дело. 2004. — № 3. — С. 10−12.
  107. О.И. Требования к управленческому документу (по зарубежным нормативам) // Секретарское дело. 2005. — № 10. — С. 53−59.
  108. О.И. Чем руководствуются зарубежные организации при выборе автоматизированной системы документационного обеспечения управления // Секретарское дело. 2004. — № 6. — С. 27−29.
  109. A.M. «Электронный документооборот» или «Автоматизация делопроизводства» // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2003. -№ 1.-С. 17−22.
  110. СаттонМ. Корпоративный документооборот: принципы, технологии, методология внедрения. СПб.: Издательство «Азбука», 2002. — 448 с.
  111. И.Н. Основы менеджмента программных проектов. Курс лекций. Учебное пособие. М.: ИНТУИТ.РУ «Интернет-Университет Информационных Технологий», 2004. — 336 с.
  112. Сравнительный анализ программных систем делопроизводства и документооборота для автоматизации российских органов государственной власти, предприятий и учреждений. М.: InterTrust, 2000.-9 с.
  113. Сысоева J1.A. Информационная система как средство создания единого внутри- и межкорпоративного информационного пространства. // Секретарское дело. 2004. — № 11. — С. 29−33.
  114. Технологии IBM для электронного бизнеса. Итоговый отчёт за 2003 г. -М.: IBM, 2003.-232 с.
  115. В.И. Нормативно-правовая база электронного документооборота в России: законодательные инициативы и задачи на перспективу. // Делопроизводство. 2002. — № 3. — С. 43−49.
  116. Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные требования к компетенции специалистов. М.: Изд-во «Консалтинговое Агентство «КУБС Групп — Кооперация, Бизнес-Сервис», 2001.-265 с.
  117. Управленческое консультирование: В 2-х т. / Под ред. М. Кубра / Пер. с англ. -М.: СП «Интерэксперт», 1992.
  118. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства РФ. 20.02.1995. Ст. 609- 13.01.2003. Ст. 167.
  119. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Собрание законодательства РФ. 1995. Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. Ст. 127.
  120. А.А. Корпоративная культура в системе управления организацией. Дис. канд. экон. наук. М., 2005. — 172 с.
  121. Н.В., Минченкова 0.10. Управление персоналом организации. -М.: КНОРУС, 2005.-415 с.
  122. Дж. Менеджмент ИТ-проектов. На пути от старта до финиша. -М., Издательство «ЛОРИ», 2005. 374 с.
  123. С., Левин Дж. Навыки работы с людьми для менеджеров проектов. М.: Технологии управления Спайдер, 2004. — 380 с.
  124. Харрингтон Дж, Эсселинг К. С., Нимвеген Х. В. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация. -СПб.: Азбука, 2002.-317 с.
  125. Н.А. Международные стандарты делопроизводства и документооборота. // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2004. — № 8.
  126. Н.А. Национальные стандарты в области электронного документооборота. // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2004. — № 9.
  127. Н.А. Что такое «документ»? // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2004. — № 7.
  128. Н.А. Электронный документооборот. Необходимая законодательная и нормативная база. // Экономика и жизнь. 2005. -№ 16.
  129. Л. Управление знаниями и информационные технологии. // Открытые системы. 2000. — № 10.
  130. Д.Т., Фартрелл Р. Т., Шафер Л. И. Управление программными проектами: достижение оптимального качества при минимуме затрат. / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. — 1136 с.
  131. А.В. Моделирование бизнес-процессов. / Пер. с англ. М.: Весть-МетаТехнология, 2000. — 205 с.
  132. ШейнЭ.Х. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. -336 с.>
  133. И.А. История экономического анализа. / Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2004. — 1670 с.
  134. Экономика качества. Основные принципы и их применение. / Под. ред. Дж. Кампанеллы / Пер. с англ. А. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 232 с.
  135. ЯкоккаЛ. Карьера менеджера. -М.: Прогресс, 1991.-361 с.
  136. Docflow 2005. Одиннадцатая отраслевая конференция-выставка по электронному документообороту и автоматизации управления. (2005, Москва): Тез. докл. М.: EMC Documentum, 2005. — 335 с.
  137. Docflow 2006. Двенадцатая международная конференция-выставка по электронному документообороту и автоматизации управления (2006, Москва): Тез. докл. М.: «Компания ABBYY Россия», 2006. — 336 с.
  138. Documentum 4i современная интегрированная система управления знаниями, документами и бизнес-процессами Управление документами и бизнес-процессами. — М.: Материалы ЗАО «Документум Сервисиз», 2000.-51 с.
  139. IDC, Collaborative Market Forecast and Analysis, 2000 2004.
  140. ISO 10 006−2003. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Технорматив», 2004. — 63 с.
  141. ISO 15 489−1:2001. Информация и документация. Управление записями. Часть 1: Общие принципы. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Технорматив», 2005.-33 с.
  142. ISO 14 001:2004. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Технорматив», 2005.-30 с.
  143. ISO/TR 10 013:2001. Рекомендации по документированию систем менеджмента качества. / Пер. с англ. М.: ЗАО «Технорматив», 2001. -27 с.
Заполнить форму текущей работой