Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационное обеспечение социальной политики средствами массовой информации в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждый из уровней властной структуры региона обеспечивается специфическими по содержанию информационными потоками. Это связано с тем, что каждый из уровней этой структуры использует различную по степени конкретизации социальную информацию, отражающую социальный объект. Причем на самом нижнем уровне накапливается персональная информация, содержащая данные о конкретном человеке, а на верхнем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования информационного обеспечения социальной политики СМИ в регионе
    • 1. 1. Концептуальные основы анализа информационного обеспечения социальной политики в регионе СМИ
    • 1. 2. Государственная информационная политика как основа обеспечения реализации социальной 36 политики СМИ
  • Глава 2. Факторы информационного обеспечения СМИ социальной политики в регионе
    • 2. 1. Содержание и особенности реформирования социальной сферы российского общества
    • 2. 2. Анализ отношения населения к приоритетным направлениям современных социальных реформ
    • 2. 3. Реализация социальных интересов населения средствами массовой информации в 96 регионе

Информационное обеспечение социальной политики средствами массовой информации в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Средства массовой информации являются одним из важнейших звеньев в системе общественных отношений, посредством их деятельности налаживается взаимосвязь социальных институтов, субъектов социального взаимодействия. В современном обществе средства массовой информации содействуют не только распространению информации, но и развитию коммуникации, могут позитивно влиять на формирование конструктивных взаимоотношений, оптимизировать процесс взаимопонимания между различными социальными группами в обществе. В условиях проведения сложных социальных реформ они способны эффективно налаживать и укреплять взаимодействие между институтами государственной власти различного уровня и институтами гражданского общества. В настоящее время российское государство переориентировалось на либеральную социальную политику. Новая система общественных отношений требует формирование и реализацию новых форм самоопределения человека. Личность перестает быть только объектом воздействия со стороны государства и вступает в отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, правил, способов удовлетворения социальных потребностей. Однако необходимо создать условия, которые обеспечили бы свободный выбор личности, возможности для удовлетворения социальных потребностей человека. Именно данные задачи призвана решить современная социальная политика.

Важным направлением в обеспечении реализации социальной политики стала деятельность государственных и негосударственных СМИ. В зависимости от информационной направленности СМИ, они способны служить различным целям, воздействовать на общественное мнение, как позитивно, так и негативно. В настоящее время средства массовой информации во все большей степени выступают не только необходимым элементом в сложном механизме политики, но и ее создателем. В современном обществе они рассматриваются как «четвертая власть». Система массового информирования является, с одной стороны, основным средством формирования общественного сознания, информирования общества о деятельности государственных учреждений, распространения политических идей, социальных, нравственных ценностей. С другой стороны, она способна налаживать постоянный диалог, взаимный обмен мнением, информацией между населением и органами государственной власти. Деятельность СМИ в идеале призвана способствовать формированию общества социального согласия, политической стабильности, развитие которого ориентированно на рост благосостояния населения, оптимальное удовлетворение его социальных интересов.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью: во-первых, выявления способов, методов влияния СМИ на эффективность проводимых социальных реформво-вторых, необходимостью налаживать постоянный диалог, взаимодействие между институтами государственной власти различного уровня и институтами гражданского общества с целью корректировки проводимых социальных реформ с учетом интересов населенияв-третьих, наличием потребностей в оптимизации использования средств массовой информации в процессе формирования и реализации эффективной социальной политики в регионе.

Степень научной разработанности темы.

Новый этап в социологических исследованиях, как самой социальной политики, так и ее информационного обеспечения наступил в середины 80-х годов прошлого века. В период «перестройки» в социологических исследованиях стали более реалистично анализировать социальные противоречия, появились новые концептуальные подходы к решению социальных проблем (Бабич A.M., Голенкова З. Т., Заславская Т.И.и др.), были определены роль и возможности СМИ в обеспечении их реализации.

Кардинальные перемены в социально-экономическом развитии общества вызвали потребность в разработке и реализации новых подходов к исследованию теоретических, прикладных социологических аспектов социального развития, социальной политики, возник интерес к региональной социальной политике. В работах Бойкова В. Э., Волгина Н. А., Ракитского Б. В., Осадчей Г. И., Митрошенкова О. А., Осипова Г. В., Тощенко Ж. Т., Ядова В. А. и др. дан анализ новой социально-политической ситуации в российском обществе, определены основные тенденции развития, выявлены пути взаимодействия власти и населения в условиях социальных реформ. Изучение влияния средств массовой информации на социальную политику имеет свою историю. В период существования СССР проводились социологические исследования деятельности средств массовой информации в аспекте общей теории средств массовой информации и пропаганды. В социологических исследованиях пропаганда рассматривалась как главная функция средств массовой информации, особое внимание уделялось общественному мнению, оформилась социология средств массовой информации и пропаганды.

Исследование роли средств массовой информации в период экономических, политических и социальных реформ осуществлялось уже на новой теоретико-методологической основе. Изучение влияния средств массовой информации на социальную политику проводится на основе привлечения нескольких научных дисциплин: социологии, теории коммуникаций, теории средств массовой информации, социальной психологии. Данные подходы получили свое развитие в исследованиях Грушина Б. А., Богомолова Н. Н., Плотнинского Ю. М., Батыгина Г. С., Почепцова Г. Г., Попова В. Д., Тавокина Е. П., Шаркова.

Ф.И. и др. Несмотря на значительное количество работ по данной тематике, специальных исследований с применением социологических методов, охватывающих вопросы взаимодействия средств массовой информации и органов исполнительной власти в регионах, использования СМИ в качестве ресурса принятия управленческих решений недостаточно. Все это обусловило цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования.

Целью исследования является определение основных способов информационного обеспечения социальной политики в регионе средствами массовой информации на основе взаимодействия органов государственной власти и формирующихся институтов гражданского общества.

Задачи исследования:

— исследовать и уточнить теоретико-методологические подходы, концептуальные основы социологического анализа обеспечения социальной политики в регионе средствами массовой информации;

— определить роль, содержание, функции социальной информации в системе реализации социальной политики в регионе;

— обосновать условия осуществления социальной политики в регионе, при этом дать анализ государственной информационной политики, как основы обеспечения социальной политики в регионе средствами массовой информации;

— выявить и обосновать основные факторы обеспечения оптимальной, общественно значимой социальной политики в регионе средствами массовой информации;

— дать анализ социальных интересов, обосновать методы их реализации при поддержке СМИ на региональном уровне;

— подготовить, обосновать рекомендации по оптимизации информационного обеспечения социальной политики в регионе средствами массовой информации.

Объект исследования — средства массовой информации как институты информационного обеспечения социальной политики в регионе.

Предмет исследования — факторы информационного обеспечения эффективной социальной политики в регионе средствами массовой информации.

Теоретико-методологической основой исследования стали общеметодологические подходы к изучению социальных явлений, в частности системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, проблемно-целевой подходы, принципы единства исторического и логического, принципы сочетания общего и особенного. В работе использованы теоретические обобщения и понятийный аппарат, разработанный в трудах российских и зарубежных ученых при анализе и обосновании теории информации и концепций социальной информации, социологии коммуникаций, социологии управления, социальной политики. При эмпирическом исследовании применялись комплексные методы, методология и методика работы основана на приемах и процедурах прикладного социологического исследования.

Эмпирическую базу исследования составили: • материалы всероссийского социологического исследования, проведенного Социологическим центром РАГС при Президенте РФ с участием автора в Ханты-Мансийском автономном округе в 20 052 006 гг. Было опрошено 1350 респондентов, использовалась квотная, многоступенчатая, случайная выборка. Использованы данные ежеквартального регионального мониторинга, проводимого Информационным отделом Администрации ХМАО «Отношение населения к реализации социальных реформ» в 2005 г. Опрошено 1350 респондентов;

• данные официальных статистических источников, в том числе итоговый отчет «Социально-экономическое развитие Российской Федерации за 2005 г.», региональный статистический итоговый отчет «Социально-экономическое развитие ХМАО за 2005 г.»;

• анализ нормативно-правовых документов, постановлений и распоряжений правительства РФ по проблемам социальной политики, средствам массовой информации, в том числе Федеральный закон от 22 августа 2004 г № 122-ФЗ, национальные проекты: «Доступное жилье», «Современное здравоохранение», «Качественное образование»;

• аналитические материалы Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1996;2006 г. г.), в том числе результаты социологических исследований «Социальная справедливость» 2003 г., «Социально-трудовые отношения» 2004 г., «Народ и власть» — мониторинг 2006 г.;

• материалы социологических центров: Всероссийского центра изучения общественного мнения — ВЦИОМ, ROMIR Monitoring и др.

Основные научные результаты, полученные соискателем, и их научная новизна состоят в следующем:

— уточнены теоретико-методологические подходы, концептуальные основы анализа обеспечения СМИ социальной политики, понятие «информационное обеспечение социальной политики в регионе». Информационное обеспечение социальной политики в регионе — это сбор и распространение социальной информации через коммуникационные каналы (в данном случае СМИ), доведение ее до населения, налаживание постоянной взаимосвязи органов государственной, муниципальной власти и населения с целью эффективной реализации принимаемых управленческих решений в социальной сфере жизни общества, региона;

— дан анализ нормативно-правовой основы деятельности СМИ, выявлена необходимость ее совершенствования, прежде всего в аспекте оптимизации взаимоотношений органов государственной власти и СМИ, свободы деятельности СМИ, обеспечения общественного доверия во взаимоотношении власти — СМИ — населения, доступности и полноты информации, взаимоотношений государства и негосударственных СМИ, нормативно-правовой регламентации деятельности СМИ, обеспечения свободного доступа к социальной информации всех групп населения;

— определены факторы информационного обеспечения социальной политики в регионе, среди которых государственная информационная политика, наличие высоких коммуникационных технологий информационного обеспечения социальной политики, совершенствование нормативно-правовой основы деятельности СМИ, достоверность, комплексность социальной информации, доводимой до населения, возможность реализации социального контроля и др.;

— обосновано структурообразующее свойство социальной информации, проявляющееся во взаимном влиянии информации и информационных процессов на развитие социальной сферы, социальных систем. Данное свойство реализуется через управленческую, организационную, просветительскую, коммуникативные функции социальной информации. Показано, что возрастающий динамизм общественных процессов требует быстрого реагирования органов управления на внешние и внутренние изменения социальной ситуации;

— дан анализ социальных интересов, обоснованы методы их реализации при поддержке СМИ на региональном уровне, определена с привлечением результатов социологических исследований низкая степень поддержки социальных реформ со стороны населения, наличие неудовлетворенных информационных потребностей населения в социальной информации;

— предложены и обоснованы пути оптимизации информационного обеспечения социальной политики, прежде всего через рациональную, научно обоснованную государственную информационную политику, базирующуюся на коммуникативном социальном взаимодействии основных социальных групп, доступности социальной информации, учете и удовлетворении основных информационных потребностей населения.

Основные положения, выносимые на защиту:

— СМИ обеспечивают не только технически деятельность государственных институтов — субъектов социальной политики, передавая обществу императивную информацию (законы, указы, постановления, проекты, программы, другие решения), но и служат средствами массовой коммуникации, обеспечивая диалог государства и общества, согласование интересов органов власти всех уровней с общественными организациями, социальными группами, индивидами, активно формируют информационное пространство социальной политики;

— коммуникация, опосредованная СМИ (телевидением, радио, газетами), имеет характер управления. Это обусловлено воздействием, которое оказывает информация на формирование общественного мнения, ценностные ориентации аудитории. Поэтому участие СМИ в социальной политике не ограничивается ролью каналов передачи информации, а выполняет функцию активного субъекта управления, наряду с представителями властных структур, политиками, бизнес-структурами и др.;

— основной проблемой информационного обеспечения социальной политики в регионах является значительная асимметрия в использовании информационных ресурсов. Информационные технологии интенсивно используются в целях легитимизации субъектов социальной политики, их реформаторской деятельности, и в значительно меньшей степени — в аккумуляции, представлении социальных интересов различных слоев населения, выявлении общественного мнения относительно реформ, оценочных, конструктивных суждений при разработке и реализации социальных проектов и программ;

— в условиях социальных реформ, усиливающих состояние неопределенности, незащищенности личности, социальных групп перед лицом неконтролируемых обществом перемен, СМИ иногда становятся конфликтогенным фактором. Это объясняется тем, что свобода слова дает возможность некоторым политическим силам, используя СМИ, дестабилизировать общество, создавать и распространять ложную информацию, разжигать социальные конфликты, противодействовать модернизации социальных систем;

— оптимальными региональными элементами социальной политики в современном информатизированном социуме являются субъекты социальной политики, интегрированные в систему государственного социального управления, что придает высокую статусность региональным управленческим структурам, которая обеспечивается через укрепления общенационального информационного пространства.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается применением проверенных на практике теоретико-методологических принципов, способов и методов сбора первичной социологической информации, надежностью выборки, а также совпадением тенденции выводов автора с выводами других исследователей по данной тематике.

Научно-практическая значимость работы. Полученные теоретические и практические выводы, результаты исследования Moiyr быть использованы в практике социального управления исполнительными органами федеральной, региональной и местной власти для разработки и реализации федеральных, региональных социальных программ, в практической деятельности средств массовой информации при подготовке программ по социальным проблемам в регионе.

Они могут быть использованы при проведении социологических исследований по вопросам деятельности средств массовой информации в регионе, по проблемам освещения СМИ актуальных вопросов социальной политики, а также для организации постоянного социологического мониторинга по вопросам социальной информированности населения в регионе.

Апробация результатов исследования. Материалы и основные положения диссертации изложены в выступлениях и докладах автора на международных, всероссийских, региональных конференциях и семинарах, при подготовке региональных программ по социальной политике, при подготовке информационных программ по актуальным проблемам социальной политики в регионе, отражены в публикациях автора. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии РАГС при Президенте РФ.

Структура работы обусловлена поставленными в ней целями и задачами, состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Результаты исследования позволяют установить, насколько население региона информировано о планах и действиях различных уровней власти. Можно сделать вывод о том, что власти различного уровня, по мнению опрошенных, неудовлетворительно информируют население округа о своих планах и действиях. Причем, хуже всего обстоит дело с информированностью населения региона о планах и действиях федеральной власти, и лучше всего — о планах и действиях местной власти.

Среди опрошенных:

• не интересует деятельность органов власти — 14,1%4.

• нет времени, чтобы вникать в деятельность властных структур -25,8%;

• считают, что власть не предоставляет населению информации о своей деятельности — 30,7%;

• полагают, что не налажена система, позволяющая вести диалог с населением — 27,0%;

• уверены, что имеются другие причины неудовлетворительной информированности населения о действиях власти 2,5%;

• около 40,0% населения не информировано о деятельности власти по своей собственной вине, а на 60,0% по вине самой власти.

В ходе исследования на вопрос, какие проблемы нынешней российской жизни волнуют жителей региона больше, получены следующие ответы: постоянный рост цен — 71,5%-низкий уровень заработной платы — 55,0%-рост платных услуг для населения -53,5%-преступность — 41,0%- изменения в обеспечении социальных льгот — 38,0%- наркомания — 37,0%- платные медицинские услуги -36,0%- платное образование — 34,5%- безработица и страх потерять работу -34,0%- бюрократизация всей жизни и засилье чиновников -32,5%- ухудшение межнациональных отношений — 25,0%- коррупция -22,0%- задержки заработной платы — 8,0%- иные причины — 4,5%.

Ответы свидетельствуют, что россиян еще длительное время будут волновать постоянный рост цен, низкий уровень заработной платы, рост платных услуг.

Уровень жизни в ХМАО считается наиболее высоким в стране, однако и в этом регионе существуют социальные проблемы, требующие решения и не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Имеется «телешкола» — учебные, образовательные и познавательные программы. Целевая аудитория — дошкольники, учащиеся, студенты, преподаватели. Программы этой рубрики перекликаются с современными дисциплинами в школах и в вузах. Программы могут смотреть дети в школах на уроках и дети, которые уже пришли из школы и хотели бы заниматься самостоятельно. Телепередачи комплектуются из научно-популярных фильмов, обучающих телепрограмм, снятых на ведущих студиях страны и мира. Экономическое вещание реализуется через телевизионные очерки, студийные беседы, теледебаты, комментарии, посвященные вопросам экономического развития региона, страны, мирового сообщества. Занимает до 3% от общего объема вещания, ориентировано на возрастные группы населения 30−50 лет.

Телепрограмма «Эпицентр» состоит из передач об острых событиях в стране и округе, в каждой передаче осуществляются телемосты с муниципальными образованиями и интерактивные телефонные опросы. Телепрограмма «Аверс» представляет итоговую публицистическую программу, исследующую одну из проблем, типичную для жизни нашего округа и выходит раза в месяц.

Просветительские и развлекательно-воспитательные программы для дошкольников и подростков. Занимает 16% от общего объема вещания, ориентировано на возрастные группы населения от 5 до 16 лет с внутренней разбивкой на социально-возрастные категории.

Детское вещание адаптировано к возрасту дошкольников и тинейджеров. Основная цель: в развлекательной форме донести до зрителя общемировые духовные и нравственные ценности, понятия о «хорошем и плохом», информацию культурно-эстетического содержания и иную полезную, практическую информацию, помогающую ребенку сориентироваться и идентифицировать себя в окружающем мире.

Программы о спорте, здоровом образе жизни, спортивные трансляции и репортажи занимают 5% от общего объема вещания, ориентированы на различные социально-демографические и возрастные группы населения. Основная задача спортивного вещания — пропаганда здорового образа жизни. К спортивным телепрограммам относятся «Спортивный калейдоскоп» информационная программа, «Мировой биатлон», программа об истории биатлона, «Мировая арена» — новости спорта, спортивные трансляции чемпионатов России по баскетболу, волейболу, мини-футболу, биатлону.

Задачи, поставленные в законах и постановлениях невозможно реализовать без использования современных технологий, без соответствующей современной технической базы. Новые технологии внедряются во всех сферах деятельности телекомпании, включая производство и трансляцию программ, рекламный менеджмент, административную деятельность.

Сегодня телекомпания внедряет новые высокие технологии формата Digital Betacam и HD (телевидение высокой четкости). Использование высоких цифровых технологий позволяет осуществлять перегоны ТВ и РВ информации и проведение телемостов с другими городами России. Планируется внедрить новую цифровую передвижную телевизионную станцию для прямых международных трансляций и культурно-массовых мероприятий.

Для качественной реализации телепрограмм необходимо во все большем количестве внедрение автоматизированных рабочих мест. Внедрение автоматизированных рабочих мест в ТК «Югра» предполагает:

— единая компьютерная сеть с хранилищем данных, с единовременным оперативным доступом к серверу (300 рабочих мест);

— автоматизированная система подготовки и выпуска информационных программ (новости) — от 5 до 20 рабочих мест, с возможностью подготовки видео сюжета, предварительной его обработки и выдачи в эфир;

— внедрение высоких автоматизированных серверных технологий для подготовки и выпуска телевизионных программ.

Однако для эффективного функционирования всей телевещательной системы необходим постоянный анализ удовлетворенности аудитории, что во многом определяется степенью реализация ее интересов, и соответственно своевременная коррекция содержания перечисленных программ в соответствии с происходящими изменениями.

Социологические опросы позволяют узнать оценки, мнения о проводимых социальных мероприятиях, степени удовлетворенности информационной их обеспеченностью. Результаты массовых социологических опросов позволяют уточнить структуру социальных потребностей жителей региона и степень их удовлетворенности. С учетом полученных результатов администрация региона определяет приоритеты развития социальных программ, уточняет содержание, направление, методы региональной социальной политики. По результатам социологических исследований, региональные телеканалы вполне достойно конкурируют с центральными, что для развития информационной инфраструктуры округа, безусловно, позитивный факт. Однако, крайне важно определить место и роль каждого СМИ в информационном пространстве автономного округа, наметить пути развития и гармонизации между различными субъектами информационной деятельности. В результате проведенного анализа ясно, в каком направлении должны развиваться муниципальные и региональные СМИ. В информационной политике Правительства автономного округа необходимо учитывать особенности становления информационного пространства и перспективы развития федеральных, региональных, муниципальных, ведомственных и коммерческих СМИ. Анализ информационных потоков позволяет существенно повысить эффективность управленческой деятельности, в частности, повлиять на эффективность социальной политики в регионе. Современный мир стал взаимозависимым миром, который можно понять и изучить, только рассматривая в многомерной перспективе, учитывающей такие составляющие, как информационное общество, сознание человека, средства массовой информации, информационная система и результаты их взаимодействия. Средства массовой информации должны быть основным средством структуризации по функциональному признаку в информационном пространстве: привнести в общество демократическое самосознание, способствовать формированию толерантного мировоззрения, способности к самооуправлению на разных уровнях, сформировать высокую политическую и правовую культуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Деятельность средства массовой информации, информационная политика — неотъемлемая составная часть социальной политики. Они являются специализированной формой общения жителей регионов по поводу формирования и реализации групповых целей, интересов, затрагивающих, в конечном счете, все общество.

Для того, чтобы государственная информационная политика была эффективной, необходимо уметь сочетать региональные, национальные и государственные интересы. Национальный, общегосударственный интерес объективно обуславливает интерес информационный, информационную политику, государственную и негосударственную политику средств массовой информации.

Социальное развитие регионов, социальная политика в значительной мере определяется той ролью, которую в нем играют средства массовой информации. В зависимости от информационной политики, которую они проводят, они способны реализовывать различные цели, воз действовать как позитивно, так и негативно. Основой информационного обеспечения социальной политики является принцип, что средства массовой информации обладают способностью убеждать, достигать соглашения без применения давления. Влияние, которое оказывают средства массовой информации значительно. По результатам социологических исследований были выявлены определенные тенденции. Мнения и предпочтения во многом определяются информационной политикой, при этом воздействие телеканалов заметно значимее, чем печатных изданий. В результате воздействия телеканалов многие события, в том числе, и социальной направленности становятся более значимыми и известными. Знания, информированность увеличивалась, однако доверие оставалось прежним.

Основные социальные факторы, препятствующие эффективности в информационно-аналитическом обеспечении средствами массовой информации социальной политики в регионе в настоящее время являются:

— социальные факторы, включающие в себя социальноэкономические аспекты, например, слабое финансирование процесса информатизации;

— недостаточная техническая оснащенность органов власти и средств массовой информации;

— группа социально-психологических факторов, включающая в себя существенное возможности изменения содержания общественного сознания;

— структурно-организационных факторов, обусловленных необходимостью получения своевременной, правдивой актуальной информации.

Информационно обеспечение — это процесс сопровождения, который создает условия для оптимального функционирования формирования и реализации социальной политики в регионе, в обществе в целом.

Управление, формирование и реализация социальной политики в регионе нуждаются в постоянном информационно-аналитическом освещении, которое выполняет следующие основные функции:

— постоянное информирование о текущем состоянии и тенденциях изменения социальной политики, принятии новых социальных мер, включая и законодательные документы;

— формирование объективной ситуации о целях, методах формирования и реализации социальной политики;

— текущий анализ и прогнозирование социальной политики в регионе;

— подготовка различных вариантов социальных реализаций и изменений;

— информационный обмен для эффективного формирования и реализации социальной политики.

Информационное обеспечение социальной политики средствами массовой информации осуществляется с учетом уже реализованных рыночных преобразований в социальной сфере с использованием возможностей современной информационной технической базы. В настоящее время особое значение приобретает информационное обеспечение социальной политики на базе современных социологических методов.

Определение методики и технологии социологического анализа и диагностики социальной информации в сфере социальной политики, а также разработка информационной технологии социологического обеспечения социальной политики необходимы, как для органов власти, так и для самих средств массовой информации, а, в конечном счете, для населения региона.

Теоретико-социологический анализ информационно-технологического обеспечения социальной политики предполагает использование научных методов и механизмов информационного освоения социального пространства, которые призваны обеспечить эффективность социальной политики. В настоящее время эта задача может быть решена лишь на базе унифицированных социально-информационных технологий, используемых органами, формирующими и реализующими социальную политику на всех уровнях их функционирования и развития. Информационное обеспечение социальной политики в регионах испытывает следующие проблемы:

— отсутствует единое информационное пространство, базирующееся на единых методах и технологиях анализа, диагностики и прогнозирования процессов, имеющих место при формировании и реализации социальной политики, а также в доведении этой информации;

— информация, характеризующая доходы, уровень и качество жизни, здоровье, образование, трудовую занятость населения вопросы экологии, личной безопасности и т. д., получается и хранится в различных ведомствах, что затрудняет доступ к информации, снижает эффективность информационного обеспечения социальной политики;

— имеют место большие и не всегда оправданные различия, по количеству, по качеству получаемой и используемой информации различными ее потребителями;

— информационное обеспечение социальной политики в регионах и в начале века базируется преимущественно на статистической информации, статистических методах ее сбора, обработки и анализа;

— информация поступает в органы управления, формирующие и реализующие социальную политику, не всегда своевременно и по своему содержанию неполно отражает отдельные аспекты социальной жизни региона, характер потребностей, интересов, социальное настроение и самочувствие населения;

В результате перечисленных условий существенно снижается аналитический потенциал информационных потоков, т.к. исключаются показатели, характеризующие субъективную реакцию на сложившийся уровень и качество жизни.

Все это затрудняет деятельность органов, формирующих и реализующих социальную политику. Создаются дополнительные проблемы и для населения регионов и для деятельности средств массовой информации. Это не позволяет органам власти, средствам массовой информации, населению ориентироваться в создавшейся ситуации, оказывать на нее влияние, а тем самым участвовать в формировании и реализации социально справедливой и эффективной социальной политики.

Успешное решение задач социальной политики в регионе, в полной мере отвечающее требованиям экономики периода укрепления рыночных отношений, предполагает изменение существующего отношения к информационному обеспечению социальной политики.

Выбор методов информационного обеспечения социальной политики во многом определяется изучением конкретного региона, анализом достоверности выявленных фактов, аналитической интерпретацией выводов и прогнозов. Оценка местных условий степени информационного обеспечения, а также возможностей самой организации социальной жизни в значительной степени определяет как возможности, так и методы ее формирования и реализации.

Системный подход является принципиальной основой организации информационного обеспечения социальной политики в регионе. Его использование предполагает выполнение ряда методологических требований, одним из которых является целостное изучение социальной политики, т. е. учет всех ее особенностей, а также необходимость выявлять связи и взаимозависимости между ее отраслями.

В современных условиях информационное обеспечение социальной политики в регионе предусматривает существование и совершенствование информационно-технологической системы анализа социальной политики. Данная система, прежде всего, создает и изменяет информационную модель социальной политики региона.

Каждый из уровней властной структуры региона обеспечивается специфическими по содержанию информационными потоками. Это связано с тем, что каждый из уровней этой структуры использует различную по степени конкретизации социальную информацию, отражающую социальный объект. Причем на самом нижнем уровне накапливается персональная информация, содержащая данные о конкретном человеке, а на верхнем уровне — обобщенная информация, характеризующая те или иные социальные общности. Аналогичные явления имеют место и в самих средствах массовой информации. Другим важным направлением, пока не нашедшим своего практического воплощения в информационно-аналитическом обеспечении органов власти и жителей региона, является прогнозирование социальных процессов. Возрастающая сложность социальных объектов, повышение требований к принимаемым решениям предопределяет необходимость использования методов математического моделирования и прогнозирования для анализа социальных процессов. Это позволяет в сложных современных экономических условиях принимать оптимальные решения и рационально организовать деятельность социальных служб в центре и регионах.

С точки зрения информационного обеспечения социальной политики особое значение имеет исследование проблем информационного моделирования и диагностики состояний объекта социальной жизни дифференцированных групп и слоев жителей региона, типов семей и т. п., что предусматривает использование методов социологического анализа, диагностики и прогнозирования социальных процессов.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации по использованию результатов, полученных автором:

— совершенствование деятельности СМИ, прежде всего в аспекте обеспечения общественного доверия во взаимоотношении власти — СМИ — населения, доступности и полноты информации, взаимоотношений государства и негосударственных СМИ, регламентации деятельности СМИ, обеспечения свободного доступа к социальной информации всех групп населения способствует оптимизации информационного обеспечения СМИ социальной политики в регионе;

— факторами информационного обеспечения социальной политики в регионе, являются государственная информационная политика, высокие коммуникационные технологии информационного обеспечения социальной политики, совершенствование нормативно-правовой основы деятельности СМИ, достоверность, комплексность социальной информации, доводимой до населения, возможность реализации социального контроля и др.;

— выявлено структурообразующее свойство социальной информации, проявляющееся во взаимном влиянии информации и информационных процессов на развитие социальной сферы, социальных систем. Данное свойство реализуется через управленческую, организационную, просветительную, коммуникативные функции социальной информации;

— на основе анализа социальных интересов определена с привлечением результатов социологических исследований низкая степень поддержки социальных реформ со стороны населения, наличие неудовлетворенных информационных потребностей населения в социальной информации;

— оптимизация информационного обеспечения социальной политики наиболее эффективна путем использования рациональной, научно обоснованной государственной информационной политики, базирующейся на коммуникативном социальном взаимодействии основных социальных институтов, доступности социальной информации, учете и удовлетворении основных информационных потребностей населения в социальной сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2005.
  2. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектикапрогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческаяфилософия для XXI века: Учебное пособие. М., 1994.
  3. Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксыразвития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991.
  4. Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия квзаимодействию. М.: РАН. Институт социологии, 1999.
  5. Г. М. Социальная психология: учебник для высшей школы.1. М.: Аспект Пресс, 1998.
  6. Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. М.:АСТ, 2002.
  7. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. -М.: Славянский диалог, 1996.
  8. . Монополия средств информации. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.
  9. Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социальногопрогнозирования. Пер. с англ. М.: Academia, 1999.
  10. Н. Судьба России: (сочинения). М.: ЭКСМО Пресс, 2000.
  11. Т.Г. Глобализация и императивы культурной политикисовременной России: Монография.- М.: Теис, 2002.
  12. Н.Н. Социальная психология печати, радио ителевидения. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  13. В.И. Интернет в системе государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 1998.
  14. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М.: ЦАГИ, 1995.
  15. К.С. Политическая наука: (учеб. пособие для вузов). М.: Международные отношения, 1995.
  16. Государственная информационная политика: концепции и перспективы. Сборник статей (Составитель Е.П. Тавокин). М.: Изд-во РАГС, 2001.
  17. А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы: Монография.- М.: РИП-Холдинг, 2001. Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт Б.г. (1991).
  18. Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997. Докторович А. Б. Социально ориентированное развитие общества: теории и методы системного исследования: Монография.- М.: Икар, 2004.
  19. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. -М: Информациология, 2000.
  20. Э. Социология: её предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.
  21. Г. Избранное: Пер. с нем. Т.1. Философия культуры. М.: Юристъ, 1996.
  22. B.C. Рационализм и синергетизм. М.: Советский спорт, 1997. Егоров B.C. Философский реализм. — М.: РАГС, 1994. Ельмеев В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.
  23. Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приёмы, последствия. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ин-та, 1995.
  24. .И. История русской журналистики (1703−1917): Учебно-методический комплект: Учебное пособие. Хрестоматия. М.: Флинта: Наука, 2001.
  25. И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость//Российское общество: становление демократических ценностей. М., 1999. Засурский И. И. Масс-медиа Второй республики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
  26. Землянова J1.M. Зарубежная коммуникативистика в предверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. -М.: Изд-во МГУ, 1999.
  27. Информационная политика: Учебник. /Под общ ред проф. Попова В. Д. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  28. Информация. Дипломатия. Психология. М.: Известия, 2002. Иларионова Т. С. Информационные процессы в современной России: Учеб. пособие. — М.: Изд-во РАГС, 1999.
  29. Ю.В. На пути к профессионально-правильному: российскиймедиа-этос как территория поиска. М., 2001.
  30. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000.
  31. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  32. М. Могущество самобытности. Новая индустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999.
  33. Кин Джон Средства массовой информации и демократия. Пер. с англ. М.: Памятники ист. мысли, 1994.
  34. Концепция нормативно-правового обеспечения формирования в России информационного общества. М., 1998.
  35. А.И. Социология и политология: учеб. пособие длястудентов сред. проф. образ. М.: Мастерство и др., 2000.
  36. О.В. Социология общественного мнения: Спецкурс дляслушателей. — Новосибирск: СибАГС, 1996.
  37. С.Е. «Седьмой сценарий». 4.2. М., 1992.
  38. Г. В. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие длястудентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1999.
  39. В.А., Шелепин Л. А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М.: Эксмо, 2003.
  40. И.А. Так всё-таки: манипуляция или сотрудничество? Материалы семинара Национального института прессы. Самара, 2000.
  41. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  42. Л.В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации: учеб. пособие М.: Психология, 2000. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.- М.: Изд-во МГУ, 1999.
  43. С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс: Пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. Мухин А. А. Информационная война в России: участники, цели, технологии.- М.: Гном и Д, 2000.
  44. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2002. Никитов В. А. и др. Информационное обеспечение государственного управления. — М.: Славянский диалог, 2000.
  45. Общественная экспертиза: анатомия свободы слова. Аналитический отчет Общественная экспертиза. М., 2003.
  46. И.Н. Информационная война и власть. М.: Мир безопасности, 2001.
  47. В.Д. Информациология и информационная политика. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  48. В.Д. Социально-психологические проблемы российской госслужбы. Сборник научных трудов кафедры социальной психологии РАГС. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  49. В.Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. М.: СПА-Консалтинг, 1997.
  50. О.М. Хроника времён «Царя Бориса»: Россия, Кремль, 19 911 995. М.: Совершенно секретно, 2000.
  51. Пресса в обществе (1959−2000): Оценки журналистов и социологов: Документы. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2000.
  52. И., Стингере И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. 2-ое изд. M.-.URSS, 2005.
  53. В.Ф. Тайное оружие информационной войны. М.: СИНТЕГ, 1999.
  54. Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие 2-е изд., исправ. и дополн. — М.: РИП-Холдинг, 1998.
  55. Е. П. Журналистика и демократия. М.: РИП-Холдинг, 2001. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991.
  56. С.П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998.
  57. JI.JI., Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999.
  58. Русский летописец. Выпуск 1. Телевидение. Власть и оппозиция внародном восприятии.-М., 1999.
  59. Л.Г. Феномен журнализма. М.: Икар, 2000.
  60. Связи с общественностью в политике и государственномуправлении (Под общ. ред проф. Комаровского B.C.). М.: Изд-во1. РАГС, 2001.
  61. Системы средств массовой информации России: учеб. пособие. Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2004.
  62. Современный политический анализ и политические технологии: (монография). Т.2. М.: Профиздат, 2005.
  63. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
  64. Средства массовой информации России. 1997 год. Анализ, тенденции, прогноз. Союз журналистов России. (М., 1998.)
  65. М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. М.: ИКАР, 1998.
  66. Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века.-М.: ACT, 2001.
  67. А.Д. Информатизация общества и социализация информации. -М., 1998.
  68. Ф. Теории информационного общества. М.: АспектПресс, 2004.
  69. А. Югра.Социальное развитие северного региона: проблемы и успехи. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2001.
  70. Ф. Великий разрыв. М.: Изд-во ACT, 2003.
  71. Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Моск. лекции иинтервью. М.: Ками: Академия, 1995.
  72. С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 1999.
  73. Д., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения иприменение: учеб. пособие: Пер. с английского. Спб.: Питер Пресс, 2003.
  74. Л.А. Синергетика информационных процессов: Закон информативности и его последствия. М.: Наука, 1995. Шабров О. Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. -М.: Интеллект, 1997.
  75. Ф.И. Социальная политика в субъектах российской Федерации: Вопросы теории и практики. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1998.
  76. М.В. Газетная периодика постсоветской России (19 902 000). М., 2002.
  77. М.В. Пресса как системный объект. М., 1998. Шкондин М. В. Система средств массовой информации: основы организации и характер структурной трансформации в условиях трансформирования общества. — М., 2000.
  78. А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992.
  79. И.И. Основы информациологии: учебник для высших и средних уч. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Информациология, 2000.
  80. К. Смысл и назначение истории. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 1994.
  81. П. Сначала душат печать, а потом демократию/ТЖурналист. 1993. — № 9.
  82. В.А. Рекламный рынок в 2001 году. Вестник МГУ. Серия 10. 2002. -№ 3.
  83. Я.Н. Десять лет свободы печати в России. Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2001. — № 1.
  84. Я.Н. Информационное общество в России: парадоксы элитарного Интернета. Вестник МГУ. Серия. 10. 2001.- № 6. Засурский Я. Н. Исследователи журналистики и развитие отечественных СМИ. Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. — 2002.-№ 1.
  85. И.Д. Российская печать: проблемы и опыт// Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика 1997. — № 6. — с.8−11.
Заполнить форму текущей работой