Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностная идентичность и понимание значимых Других

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Е.А.Хорошилова). Для юношеского возраста, для объяснений кризисов которого первоначально и разрабатывалась концепция идентичности, к ним относят прежде всего родителей, иных авторитетных членов семьи, сверстников из группы тесного общения. Их роль в формировании и развитии личности считается важной, а в некоторых теориях личности и определяющей (Дж.Мид). Исследователи, изучавшие процесс развития… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Идентичность и отношения со значимыми Другими
    • 1. 1. Идентичность как психологическое понятие
    • 1. 2. Личностная идентичность как интерперсональный феномен. 34 Значимые Другие в становлении идентичности
    • 1. 3. Понимание как базовый механизм социального взаимодействия
  • 2. Эмпирическое исследование: методы, результаты, обсуждение
    • 2. 1. Проблема измерения статуса идентичности
    • 2. 2. Схема эмпирического исследования и характеристика выборки
    • 2. 3. Понимание значимых других в группах разного статуса идентичности
    • 2. 4. Потребность в понимании: ожидание понимания от значимых других
    • 2. 5. Понимание как согласованная оценка способа действия в общих ситуациях
    • 2. 6. Ценностные ориентации юношей и девушек в группах с различным статусом идентичности
    • 2. 7. Тендерный фактор в субъективной структуре ценностей
    • 2. 8. Общее обсуждение результатов
  • Выводы

Личностная идентичность и понимание значимых Других (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Значительные изменения, происходящие в нашем обществе в последнее время, делают актуальными исследования проблемы личностной идентичности, которая длительное время в основном изучалась в зарубежной психологии, была представлена в России в основном работами И. С. Кона и В. А. Ядова. Только сравнительно недавно она стала предметом активного изучения отечественными исследователями (Антонова Н. В, 1996; Белинская Е. П, 1998, 1999; Беляева О. В. 2001; Дмитриева Н. В. 1999; Иванова И. В. 2001; Павлова О. Н, 2002; Савина О. О. 2003; Стефаненко Т. Г. 1999; Тиводар А. Р. 2000; Шнейдер Л. Б. 2001; Цельмина М. В. 2003 и др.).

Предложенная Э. Эриксоном, а затем развитая Дж. Марсиа и его последователями концепция становления личностной идентичности отражает процесс развития личности, происходящий как в ее взаимодействии с социальным мире, так и в ее внутреннем психическом пространстве. Идентичность в ^ этом смысле есть феномен, расположенный на границе личности и мира, и обращенный в обе стороны. Более чем полувековая работа над развитием концепта идентичности привела исследователей к пониманию того, что идентичность есть состояние личности, основанное на переживаемой и осознаваемой ею определенности в разнообразных связях и отношениях мира. Прояснилась и общая тенденция становления человека как субъекта собственной жизни: это постепенный рост осознания своего места и назначения в мире, организация своей активности в соответствии с пониманием настоящего, должного и возможного.

В число важнейших факторов, определяющих жизнь и развитие человека, входят его отношения и взаимодействие с окружающими людьми. Наиболее важные для жизни связи и отношения субъекта реализуются во взаимодействии с ограниченным кругом особо значимых для него лиц, которые традиционно описываются в психологических исследованиях как значимые Другие (И.С.Кон, А. В. Мудрик, В. Э. Пахальян, А. В. Петровский, Г. Салливан,.

Е.А.Хорошилова). Для юношеского возраста, для объяснений кризисов которого первоначально и разрабатывалась концепция идентичности, к ним относят прежде всего родителей, иных авторитетных членов семьи, сверстников из группы тесного общения. Их роль в формировании и развитии личности считается важной, а в некоторых теориях личности и определяющей (Дж.Мид). Исследователи, изучавшие процесс развития личности, выделяли такие аспекты как влияние значимых Других на самооценку, демонстрация образцов поведения при социальном научении (И.С.Кон), диалогичность общения, формирующая самосознание (М.М.Бахтин), трансляция культурных норм и ценностей, персонализация и личностные вклады (А.В.Петровский, В.А.Петровский) и т. д. Состояние идентичности в этом аспекте может характеризоваться и через определенный уровень осознания и понимания субъектом своих отношений с другими людьми. Понимание подростками и юношами близких людей исследовалось в отечественной психологии (И.С.Кон, В. А. Лосенков, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. Э. Пахальян, И. Г. Дубов, Л.М.Смирнов), но связь понимания значимых Других и текущего состояния (статуса) личностной идентичности юноши или девушки не становилась предметом изучения. Между тем сам концепт личностной идентичности должен быть определенным образом связан с пониманием субъектом других людей. Как предполагал Э. Эриксон «формирование идентичности связано интимным образом с другим человеком и „способностью узнавать другого“» (Эриксон, 1996), то есть процесс понимания других и формирования личностной идентичности взаимосвязаны и обусловливают друг друга, но характер этой связи требует прояснения.

Этот аспект идентичности исследован пока на отечественном материале недостаточно, что и обосновывает актуальность избранной для нашей работы темы. Сама концепция идентичности и, особенно, ее статусов разрабатывалась изначально для объяснения процессов становления личности в кризисный период юности и только в последующем была распространена на все этапы жизни личности. Поэтому в попытке получить некоторые новые знания об особенностях становления идентичности во взаимодействии субъекта с окружающими его людьми мы также работали с данной возрастной группой.

Объект исследования — юноши и девушки, относящиеся к возрастной группе ранней юности и различающиеся по состоянию их личностной идентичности.

Предмет исследования — особенности взаимосвязи понимания значимых Других и состояния идентичности (статуса идентичности) личности.

Цель исследования — проверить предположение о связи особенностей понимания других людей и текущего статуса идентичности личности, получить содержательное описание статусов идентичности в аспекте особенностей межличностного понимания.

Гипотеза: поскольку различные стадии становления личностной идентичности представляют собой разные уровни определенности и осознания связей человека с миром, а одним из важнейших классов таких связей являются отношения со значимыми Другими, то можно предположить, что: а) понимание значимых Других будет различаться по степени и содержательным особенностям в зависимости от текущего состояния (статуса) идентичности личностиб) статусы идентичности, характеризующиеся большей определенностью и принятием личностью обязательств по отношению к жизненным выборам, будут такэ/се связаны с большим пониманием личностью значимых Другихв) понимание значимых Других может различаться и в рамках одного статуса идентичности в связи с особенностями отношений с конкретным значимым Другим и его ролью в жизни личности.

Для проверки выдвинутых гипотез были намечены следующие задачи'.

Теоретически рассмотреть проблему личностной идентичности и проанализировать представления исследователей об интерперсональных аспектах формирования идентичности.

Рассмотреть сущность межличностного понимания как одной из важнейших характеристик интерперсональных отношений и найти способ операционально представить уровень понимания другого человека.

Определить приемлемый по надежности способ формирования выборок испытуемых, различающихся по текущему статусу идентичности, и классифицировать испытуемых по данному основанию.

Выявить степень понимания испытуемыми значимых Других при оценке ими: а) личностных качеств испытуемыхб) способов поведения в ситуациях взаимодействия детей и родителей.

Выявить особенности ценностных ориентации испытуемых, находящихся в разных статусах идентичности.

Выполнить классификацию эмпирического материала, провести статистическую проверку гипотез исследования, дать интерпретацию полученных результатов.

Теоретическими основами исследования выступили теория личностной идентичности и статусов идентичности (Э.Эриксон, Дж. Марсиа), представления о человеке как субъекте своей жизни (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский), теоретические основы описания феномена понимания в общении и взаимодействии (А.А.Бодалев, В. В. Знаков, В.А.Лабунская).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач в работе были использованы следующие методы: свободное и полуструктурированное интервью, направленная дискуссия в фокус-группах, вопросник по определению способов решения типичных ситуации взаимодействия в семье, оценочная и самооценочная процедуры, анализ самоописаний и описаний испытуемых, групповая оценка личности, экспертные оценки, методы статистической обработки информации.

База исследования:

Юноши и девушки в возрасте от 15 до 17 лет, учащиеся 10−11-х классов, всего 136 чел., в том числе 70 юношей и 66 девушек.

Обоснованность и достоверность полученных научных результатов обеспечивается анализом научных работ по проблемной области (как отечественных, так и зарубежных), выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его задачам, отработкой применяемых измерительных процедур и техник в пилотных исследованиях, применением известных и многократно апробированных количественных и качественных методик исследования (полуструктурированное интервью с последующим кодированием по схеме Дж. Марсиа). Надежность полученных данных обеспечивалась адекватным поставленным задачам планированием эксперимента, использованием принятых в науке методик получения эмпирических данных, корректно сформированной выборкой испытуемых, общепринятыми методами статистической обработки результатов, сопоставимостью основных данных эмпирического исследования с результатами других авторов.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

1. Подтверждено, что личностная идентичность может рассматриваться как комплексный психологический феномен, имеющий в существенной мере межличностное происхождение.

2. Показано, что статус идентичности юношей и девушек не только зависит от отношении со значимыми Другими, но и определяет такую характеристику этих отношений как межличностное понимание.

3. Установлено, что статус идентичности субъекта связан с его способностью понимать взаимодействующих с ним и личностно значимых людей: более высокая определенность юноши или девушки в отношениях с ми ром, наблюдаемая в статусах достигнутой и предопределенной идентичности, в целом связана с более высоким пониманием ими значимых для них других людей.

4. Обнаружен на эмпирическом материале и теоретически интерпретирован факт, что предопределенная идентичность обеспечивает лучшее понимание родителей как значимых Других, чем другие возможные статусы идентичности.

5. Установлено, что достигнутая идентичность связана со средним уровнем понимания родителей, но что она обеспечивает более точное понимание сверстников.

6. Выявлено, что текущий статус идентичности юноши или девушки связан с согласованностью установок родителей на способы взаимодействия в семье. Там, где имеет место более высокий уровень согласованности установок родителей, наблюдается более высокий уровень личностной определенности испытуемых.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования полученных результатов для научно обоснованной разработки программ психолого-педагогической поддержки становления идентичности юношей и девушек в старших классах школы. Полученные данные могут использоваться в учебных курсах при подготовке специалистов по психологии личности и социальной педагогике.

4 Положения, выносимые на защиту:

1. Состояние идентичности субъекта закономерно связано с его способностью понимать взаимодействующих с ним и личностно значимых людей: более высокая определенность юноши или девушки в отношениях с миром в целом связана с более точным пониманием ими значимых Других.

2. Предопределенная идентичность, представляющая собой в значительной мере результат непосредственного усвоения норм и ценностей родителей, связана с лучшим их пониманием, чем остальные виды идентичности.

3. Достигнутая идентичность, представляющая собой итог исследовательской активности субъекта и личностного принятия ценностей, а также предполагающая опыт переживания кризиса идентичности, обеспечивает более точное понимание сверстников.

4. Текущий статус идентичности юноши или девушки имеет связь с согласованностью установок родителей на способы взаимодействия в семье. Там, где молодые люди встречают более высокий уровень согласованности установок родителей, имеет место и более высокий уровень их определенности по отношению к миру (предопределенный или достигнутый статусы идентичности.

5. В описании текущего состояния идентичности субъекта информативным может быть также особое сочетание его ценностных ориентации и оценочных конструктов, различающееся от статуса к статусу.

Апробация и внедрение результатов исследования: Основные положения работы докладывались на заседаниях кафедры социальной психологии и кафедры психологии личности КубГУ, на Международной научно-практической конференции «Психология XXI века», Санкт-Петербург, 2002 г., III Всероссийской научной конференции «Социальный порядок и толерантность», Краснодар, 2002 г., Всероссийских научных конференциях «Личность и бытие: субъектный подход», Краснодар, 2002, 2003 гг. Результаты исследования и разработанные в его ходе методические приемы используются в чтении учебных курсов в Кубанском государственном университете и в специальных программах городского муниципального центра «Детство».

Выводы.

Результаты выполненного исследования подтверждают в целом предположения о том, что личностная идентичность представляет собой феномен, как порожденный в существенной мере межличностными отношениями субъекта со значимыми Другими, так и влияющий на эти отношения.

Идентичность выступает как личностный по результату, но интерперсональный по происхождению феномен. С одной стороны, это характеристика того состояния определенности в мире, в котором актуально находится человек. С другой стороны, определенность есть прежде всего определенность в отношениях человека с миром, среди которых наиболее существенными оказываются отношения с близкими людьми. Содержание и характер этих отношений определяет становление идентичности, но с определенного момента сама актуальная идентичность (текущий статус идентичности) становится фактором, влияющим на особенности отношений субъекта с близкими людьми.

Одной из важнейших характеристик субъект-субъектных отношений является феномен межличностного понимания. Теоретическое исследование понимания показало, что в узком смысле оно может трактоваться в ситуации взаимодействия субъекта с лицами ближайшего социального окружения как постижение им отношения других к общим для них явлениям и событиям. Пониманием другого человека можно считать такое рефлексивное состояние субъекта, когда он может отразить (воспроизвести, моделировать, эмпатиро-вать и т. д.) отношения Другого к существенным для него предметам и событиям мира. Одним из проявлении (эмпирическим индикатором) понимания тогда можно полагать достаточно точное воспроизведение понимающим субъектом тех оценок, которые Другой дает некоторым доступным для их совместного наблюдения явлениям (в том числе и ему самому).

Большая определенность молодого человека в мире делает и его самого более понятным для окружающих, но еще в большей степени навык исследования мира и определения своего места в нем развивает способность относиться к другим людям как к субъектам и понимать характер их отношений с миром.

Полученные данные показывают, что как принятая идентичность, так и достигнутая идентичность являются достаточно эффективными основаниями для хорошего понимания других людей. Традиционное для западной традиции наделение достигнутой идентичности особо позитивным статусом не нашло для задач взаимодействия с реальностью, исследованных нами, выраженного подтверждения.

Вместе с тем эти уровни идентичности различаются как по роли, отводимой субъектам значимым Другим, так и по структуре оценочного отношения к миру. Для статуса принятой идентичности особо значимыми оказываются отношения с матерью. Юноши и девушки ожидают в большей степени именно ее понимания, и она действительно лучше их понимает.

Достигнутая идентичность связана с более точным пониманием субъектом сверстников, высокими притязаниями на понимание его родителями, но она же выступает как существенный шаг в отделении молодого человека от родительской семьи. Поэтому фактическое понимание юношей и девушкой родителей на этой стадии оказывается на среднем уровне и, видимо, и не улучшится.

Статус идентичности юноши или девушки связан с согласованностью установок родителей на способы взаимодействия в семье. Там, где установки и позиции родителей согласованы, молодые люди имеют более высокий статус идентичности, напротив, состояние моратория связано с особо низкой согласованностью взглядов родителей. Эта связь побуждает выдвинуть предположение о том, что поисковые состояния и отложенный выбор в юношеском возрасте могут быть детерминированы не столько внутренними закономерностями становления личности сколько ценностно противоречивой и идеологически несогласованной социальной средой.

Эмпирические данные в основном соответствуют проверяемой теоретической модели, а в ряде аспектов уточняют ее. Представляется, что способность понимать других людей и состояние личностной идентичности могут рассматриваться как две стороны одного сложного феномена становления человека в мире.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.В. Взаимосвязь самоотношения и отношения к Другому взрослого человека // Мир психологии. — 1999. -№ 2.-С.38−44.
  2. Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Изд во «Речь», 2000.
  3. Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2002.
  4. Г. М. Психология социального познания / Учеб. Пособие М.: Аспект Пресс, 2000.
  5. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения.// Вопросы психологии. 1997. — № 6.-С. 23−30.
  6. Н.В. Проблема личностной идентичности. // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 131−143.
  7. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., — 1996.
  8. С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника // Тр. По социологии образования. 1993. Т2. — С. 18 -26.
  9. А.М. Культура, познание и понимание человека человеком. Челябинск, 2003 г.
  10. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности//Мир психологии. № 3. 1999. с.40−46
  11. Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности: М., 2001.
  12. О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте: автореферат дис. канд. психол. наукМ., 2001
  13. Р. Развитие Я концепции и воспитание./ Пер. с англ. -М., 1986.
  14. Бодалев А. А Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.
  15. Бодалев А. А Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1993.
  16. A.A. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы. Психологии. 1994. — № 1. — С.122 — 127.
  17. A.A. О проецировании себя в Другом // Педагогика. -1994.-№ 1.
  18. A.A. О психологическом понимании Я человека // Мир психологии. 2002. -№ 2.
  19. A.A. О связи познания другого человека и отношения к нему // Психология общения: социокультурный анализ -Ростов н/Д., 2003.
  20. A.A. Проблемы психологии познания людьми друг друга // Вопросы психологии -1981. № 1. — С.76 -80.
  21. A.A. Психология межличностного общения // Вопросы психологии 1993. — № 2
  22. A.A. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии. 1993. — № 2.
  23. A.A. Феномен понимания другого и определяющие его факторы // Мир психологии. 2001. — № 3.
  24. Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. -М., 1995
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии 1978.- № 4.-С.13−44.
  26. Г. Психология эмоций М.: Смысл, 2004.
  27. A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.
  28. A.A. Психологическая герменевтика М., 1998.
  29. М. Понятие социологии и «смысла» социального действия // Избранные произведения: Пер. с нем. М., 1990.
  30. A.B. Круг общения подростков и юношей // Проблемы социальной психологии. М.1971.
  31. Горовая Т. П Понимающая психология. Уровни понимания -Владивосток, 2002.
  32. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998 г.
  33. Джеймс У. Личность / Психология самосознания Самара, 2000. — С.7−44.
  34. З.В., Щеголева Т. М. Самосознание личности.-Иркутск, 1993.
  35. Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: автореферат дис. д-ра психол. наук.-Новосибирск, 1999.
  36. И.Г., Смирнов Л. М. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками// Вопросы психологии. 1991. № 3. С.30−3 6
  37. В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
  38. В.В. Понимание как проблема психологии мышления. // Вопросы психологии. 1991. № 1.
  39. В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия. // Психологический журнал. 1990. Т.21. — № 2. -С.7−15.
  40. В.В. Психология понимания в познании и общении -М. 1995.
  41. И.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореферат дис. канд. психол. наукМ., 2001
  42. О.Ю. Социальные сети и развитие социального поведения // Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассника М. 1993. С. 32 — 48.
  43. Н.Ф. Основы психоанализа М., 2001.
  44. Кволс- Ридлер К., Б. Кволс- Ридлер Понимание себя идругих- СПб, 1993. .
  45. Кернберг О. Ф Агрессия при расстройствах личности / Пер. с англ.- М, 1998.
  46. Кернберг О. Ф Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии / Пер. с англ. М., 2000.
  47. А.Н., Улько Е. В. Субъективные интепретации ситуации общения // Психология общения: социокультурный анализ. Ростов-на-Дону, 2003.
  48. В. Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: автореферат канд. дис. М., 1983.
  49. Г. А. Психология познания людьми друг друга // Вопросы психологии. 1983. № 1.
  50. Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности.// Социальная идентификация личности. М., 1993, С. 107−124.
  51. Кон И. С. Открытие Я. М., Политиздат, 1978
  52. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание М., 1984.
  53. Кон И. С. Категория Я в психологии // Психологический журнал, Т. 2, № 3, 1981
  54. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологический журнал. 1987. Т.8. — № 4. С. 126−137.
  55. Кон И.С., Лосенков В. А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования / Проблемы общения и воспитания. Вып.2. Тарту, 1974.
  56. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. -№ 3. С.69−78.
  57. Краткий психологический словарь / под ред. В. В. Рубцова, М., 1985.
  58. Кричевский Р.Л.,. Хазанова М. А Исследование идентификации со сверстниками в коллективах старшеклассников // Психолого-педагогическое изучение личности школьника. М. 1977.
  59. A.A., Кроник Е.А Диагностика удовлетворенности в значимых отношениях // Вопросы психологии. 1989. № 5.
  60. A.A., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. -М., Мысль, 1989.
  61. В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения» //Психологический вестник. -Ростов н/Д. 1997. -Вып.2.
  62. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М., 2001.
  63. . Кризисы жизни шансы жизни: развитие личности между детством и старостью. — Калуга, 1994.
  64. Лозовцева В. Н Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу: Автореф. канд. психол. наук. М., 1978.
  65. Р. Рабочая книга психотерапевта: бессознательные аспекты общения и их понимания. М, 2003.
  66. Р. Я и другие. М, 2002.
  67. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения.-М, 1988.
  68. В.Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте : автореферат дис. канд. психол. наук. М., 2001
  69. О.Н. Идентичность: история формирования и её структурные особенности М. 2001.
  70. Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПБ, 2000.
  71. В.Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте. Автореферат дис. канд.психол.наук. М., 1981
  72. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив.- М, 1982.
  73. A.B. Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности Ульяновск, 1981.
  74. A.B. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984.-№ 4. С. 15−30,
  75. A.B. Трехфакторная модель значимого другого //Вопросы психологии. 1991. -№ 1. С.7−18.
  76. Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна/- М, 2000.
  77. Психология самосознания. Самара, 2000.
  78. Ч. Критический словарь психоанализа/ Пер. с англ.- СПб, 1995.
  79. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. М, 1994.
  80. П. Повествовательная идентичность. Пер. К. Дрязгунова. www. philisopy. ru / library, 2000.
  81. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994
  82. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
  83. О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте: автореферат дис.канд.психол.наук М., 2003
  84. А.Н. Личность как субъект интерпретации.-Дубна, 2002.
  85. Е.Т., Коньков С. А. Рождение языка самовыражения М.: Психотерапевтический журнал, 1994. — № 3 .
  86. Социальная психология личности Под ред. В. А. Лабунской М.: Гардарики, 2001.
  87. Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: автореферат дис.. д-ра психол. наук.-М., 1999.
  88. В.В. Самосознание личности М., 1983.
  89. Р. и др. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход./ Р. Столороу, Б. Брандшафт, Д. Атвуд / Пер. с англ. М., 1999.
  90. О.Ю. Введение в чтение Лакана: «стадия зеркала». История создания. Интернет. Сайт Восточно Европейского института психоанализа. Статьи. 2000.
  91. A.A. К проблеме исследования статусов идентичности у старшеклассников // Личность и бытие: субъектный подход. Мат. П Всероссийской научно-практ.конференции // Под ред.З. И. Рябикиной З.И., Знакова В. В. Краснодар, 2004 С. 131−134
  92. Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Пер. с англ. Екатеринбург, 1998.
  93. А.Р. Формирование тендерной идентичности девушек-студенток: автореферат дис. канд. психол. наук.- Краснодар, 2000.
  94. В.А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветстких государствах М. 1997. — С. 1544.
  95. X., Кэхеле Х.Современный психоанализ: Практика. / Пер. с англ / Под ред. A.B. Казанской. М.: Изд. группа Прогресс, 1996. -Т.1,2.
  96. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно» Тбилиси:, 1991.
  97. Фрейд 3. Психология Бессознательного СПб: Питер, 1989.
  98. Фрейд 3. Толкование сновидений. Ереван: Камар, 1991.
  99. Хор ни К. Психология женщины: Собр. соч. В 3 т. М., 1997.-Т.1.
  100. Е. А Феномен субъективной значимости другого человека: автореферат канд. дис.- М., 1984.
  101. М.В. Психологические условия развития идентичности личности: автореферат дис.. канд. психол. наук.-Новосибирск, 2003.
  102. Е.С. Уровневая организация системы «Я».// Вестник МГУ, 1999, сер.14. — № 2. — С. 34−45.
  103. ШнейдерЛ.Б. Профессиональная идентичность (структура, генезис и условия становления): автореферат дис. д-ра психол. наук.- М., 2001
  104. Шюц А. Структура повседневного мышления пер. с англ. //Социологические исследования.- М., 1988.-№ 2.-С. 129−138.
  105. Э. Идентичность: юность и кризис.- М, 1996.
  106. Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М, 1996.
  107. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.89−105.
  108. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России, 1995. № 3.
  109. Adams, G. R., Dyk, P. A. H., & Bennion, L. D. (1987). Parent-adolescent relationships and identity formation. Family Perspective, 21, 249 -260.
  110. Adams, G. R., Shea, J. A., & Fitch, S. A. (1979). Toward the development of an objective assessment of ego identity status. Journal of Youth and Adolescence, 8, 223 228 .
  111. Bach T.R., Verdile R. A comparison of two measures of ego-identity in high school adolescents/ Journal of Psychology, 1975, 90. pp.269−274
  112. , M. D. (1989). Identity style: Conceptualization and measurement. Journal of Adolescent Research, 4, 267 281 .
  113. Cote, J. E., Levine, C. (1988). A critical examination of the ego identity status paradigm. Developmental Review, 8, 147 184 .
  114. Federn P.(1952) Ego psychology and the psychoses. New York: Basic Books, 1952
  115. , H. D. (1986). Assessment of identity development: Current issues and future directions. Journal of Adolescent Research, 1, 175 182.
  116. , H. D. (1987). Toward a process model of identity formation. Journal of Adolescent Research, 2, 203 222 .
  117. Holland N. N (1985). The I. Yale University Press, 1985
  118. , J. L., & Smith, S. L. Adjudicated adolescent girls and their mothers: Examining identity perceptions and processes. Youth and Society, (1999) 30, 3 1 3 3 4 7 .
  119. Kerpelman, J. L., Pittman, J. F., & Lamke, L. K. Revisiting the identity control theory approach. Journal of Adolescent Research, (1997a) 12, 363−371 .
  120. Kerpelman, J. L., Pittman, J. F., Lamke, L. Toward a microprocess perspective on adolescent identity development: An identity control theory approach. Journal of Adolescent Research, (1997b) 12, 325 -346.
  121. , W. M., & Silverman, W. K. (1999). Emerging views of the role of theory. Journal of Clinical Child Psychology, 28, 558 562 .
  122. Marcia, J. E (2002) Identity and Psychosocial Development in Adulthood. Identity: an International Journal of Theory and Research 2002.2(1), 7−28
  123. , J. E. (1966). Development and validation of ego identity status. Journal of Personality and Social Psychology, 5, 551 558 .
  124. , J. E. (1989). Identity and intervention. Journal of Adolescence, 12, 401 -410 .
  125. Mead D. Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist (Edited by Charles W. Morris). Chicago: University of Chicago 1934
  126. Ohnishi H., Ibrahim F., Owen S.V. Factor-Analytic Structures in the English and Japanese Versions of the Objective Measure of Ego-Identity Status (OMEIS) / Current Psychology, 2001, Vol. 20, Issue 3
Заполнить форму текущей работой