Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические особенности стратегии и тактики психокоррекционного воздействия средствами театра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ряду разнообразных видов артпсихокоррекции, связанных с использованием разных родов искусств, очевидно выделяется театральная артпсихокоррекция, сензитивно отвечающая потребности детства и отрочества в игровой деятельности, отражающая мир наиболее понятными для любого возраста средствами и предполагающая возможность широкой коллективной I интеракции. Эти особенности искусства театра… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Современное состояние проблемы социальной адаптации и артпсихокоррекции молодёжи средствами театра
  • ГЛАВА II. Потенциал театральной артпсихокоррекции как результат интеграции её основных направлений
    • 2. 1. Театр как форма коллективной деятельности
    • 2. 2. Театр как психодраматический феномен
    • 2. 3. Театр как фактор эстетического развития
  • ГЛАВА III. Цели, задачи, стратегия, тактика и методы адаптирующей театральной артпсихокоррекции на разных этапах становления и развития подростково-юношеского коллектива

Социально-психологические особенности стратегии и тактики психокоррекционного воздействия средствами театра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Одна из отличительных черт современной эпохи — неуклонный рост в среде детей и молодёжи дезадаптированности, деви-антности и делинквентности. Этот процесс обусловлен духовно-нравственным кризисом в обществе и утратой в системе воспитания позитивных повеДенчески-отношенческих ориентиров. Его следствием являются несформированность у молодого поколения гражданских идеалов (при частой неспособности воспринять и ценности делового предпринимательства), расцвет иждивенчески-потребительских ориентаций, повсеместный рост криминализации молодёжи. Одновременно растёт и феномен раннего психологического одиночества, противоречащий русскому менталитетному запросу на коллективный («соборный», «общинный») стиль взаимоотношений.

На уровне семейного воспитания утрата обществом позитивных ориентиров наиболее часто выражается либо в типичных крайностях пренебрежения и агрессии к детям, либо в широко распространённых тенденциях к их гиперопеке (бытовой, интеллектуальной, социальной). В обоих случаях внутрисемейная интеракция осуществляется без учёта душевной жизни ребёнка.

На уровне общественного воспитания духовно-нравственный общественный кризис проявляется прежде всего в девальвации исконно отечественного принципа социализации личности в деятельном коллективе, выступающем как ведущее средство становления коммуникативных способностей, эм-патически-альтруистических чувств и активных гражданских качеств.

В новой, значительно осложнённой общественной реальности остро встаёт вопрос об изыскании таких методов воспитания, которые бы эффективно выходили на проблему ревальвации всё более утрачиваемых молодёжью (вслед за многими представителями старшего поколения) гуманистических нравственных ценностей.

Противостоять негативным тенденциям в семье и школе стремятся сегодня многие педагоги и психологи, но, к сожалению, далеко не всегда их активность приводит к успеху, поскольку ими оказываются подчас неучтёнными социальные реалии сегодняшнего дня и личностные особенности вос-питуемых, требующие неординарных средств психолого-педагогического воздействия.

Общественное неблагополучие ставит вопрос о необходимости максимально доступного педагогам и психологам облагораживания самой воспитательной среды (на уровне психологии малых групп), в некоторой степени нивелирующей негативные общественные воздействия. Уже только с этой точки зрения повышается значение приобщения воспитуемых и воспитателей к классической художественной культуре, являющейся средоточием гуманистических нравственных ценностей. С другой стороны, необходимость преодоления отношенческих аномалий поднимает вопрос о тесной взаимосвязи социальной адаптации с приёмами психокоррекции, одним из эффективных вариантов которой является артпсихокоррекция, понимаемая как позитивное воздействие на личность воспитуемого ценностями художественной классики и отношениями, возникающими в процессе совместного (пассивного или активного) художественного творчества.

В ряду разнообразных видов артпсихокоррекции, связанных с использованием разных родов искусств, очевидно выделяется театральная артпсихокоррекция, сензитивно отвечающая потребности детства и отрочества в игровой деятельности, отражающая мир наиболее понятными для любого возраста средствами и предполагающая возможность широкой коллективной I интеракции. Эти особенности искусства театра подчёркивают многие педагоги, психологи и деятели культуры, начиная с Л. С. Выготского и К. С. Станиславского. Сегодня обращение к адаптационно-коррекционным возможностям театра, по нашему мнению, может привести к выявлению одного из реальных средств эффективного преодоления девальвации нравственных ценностей — основы отношенческой аномальности и функциональной психической патологии различного уровня.

Цель исследования: выяснить возможности, стратегию и этапную тактику театральной артпсихокоррекции в работе с дезадаптированными и девиантными детьми и подростками в учебно-трудовом коллективе экстер-ной школы-интерната.

Основная гипотеза исследования состоит в следующем:

Адаптационные возможности театральной артпсихокоррекции значительно вырастают на основе синтеза её ведущих направлений и гибкого применения стратегий и методов, отвечающих задачам конкретного этапа становления и развития конкретного разновозрастного подростково-молодёжного коллектива.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись в процессе решения следующих задач:

1. Изучить современное состояние проблемы адаптации и артпсихокоррекции молодёжи средствами театра с учётом психологических особенностей молодёжи 90-х годов;

2. Определить основные направления театральной психокоррекции с поиском путей их продуктивной интеграции;

3. Выделить и экспериментально исследовать этапы адаптирующей артпсихокоррекционной работы с точки зрения динамики этапных задач, стратегий и методов в процессе становления и развития разновозрастного подростково-молодёжного содружества.

Объект исследования: учащиеся, молодые воспитатели и педагогиI психологи экстерной школы-интерната.

Предмет исследования: динамика отношений подростково-молодёжного коллектива в условиях экспериментального применения адаптационных принципов и методов организации театральной артпсихокоррекции.

Методологической основой исследования явились диалектико-материалистические представления основоположников отечественной психологии С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева о воспитуемости общественно значимых нравственных, интеллектуальных и волевых качеств личности. Эта позиция, восходящая к психолого-педагогическим представлениям В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова,.

A.Н.Острогорского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта,.

B.П.Кащенко, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, развивалась в дальнейшем и развивается в наше время в трудах Л. И. Божович, А. В. Брушлинского, Л. В. Запорожца, А. Ф. Шикуна, Д. Б. Эльконина и в работах представителей отечественной социальной психологии — Г. М. Андреевой, А. А. Бодалёва, Р. Б. Гительмахера, А. Д. Глоточкина, В. В. Новикова, А. Л. Свенцицкого, А. Н. Сухова. Одним из аспектов исследования являются представления Я. Морено о психодрамном потенциале театрального действа.

Методами исследования выступают: метод наблюдения, анализа и оценки результатов деятельностипостановка деятельностного эксперимента в условиях учебно-воспитательного процессаобобщение личного опыта исследователяметод теоретического анализа предшествующего опыта.

Новизна исследования заключается в том, что впервые в теоретическом и практическом плане осуществляется синтез трёх исторически определившихся направлений социальной адаптации посредством театральной арт-психокоррекции с учётом психологических особенностей современной молодёжи. Одновременно осуществляется методическая разработка целей, стратегии и способов социальной адаптации «трудных» детей и подростков средствами театра, чему в современной социально-психологической и психолого-педагогической литературе аналогов нет.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней: проводится интеграция прежде разрозненных направлений театральной артпсихокоррекциидаётся обоснование механизмов их адаптационного воздействияметодически разрабатывается один из возможных путей позитивной социализации «трудных» детей и подростков.

Результаты исследования могут оказаться полезными для практической деятельности педагогов и психологов.

Апробация работы: Исследование проводилось в соответствии с целевой комплексной программой федеральной НИР «Университеты России». Результаты диссертации освещены на конференциях и научно-методических семинарах в Твери, Новгороде, Торжке. Материалы работы использовались при проведении лекций по общей и социальной психологии в Тверском государственном университете, а также в практической деятельности подростково-юношеских театров «Юный гражданин» и «Синяя Птица», в Ступинской экстерной школе-интернате «Феникс» .

Публикации. Основное содержание работы отражено в 25 публикациях.

Структура диссертационной работы состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии (328 наименований) и приложения (14 таблиц).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование, подтверждая основную гипотезу о росте адаптационных возможностей театральной артпсихокоррекции на основе синтеза её трёх направлений и с учётом этапных для становления разновозрастного молодёжного коллектива задач и методов, вскрывает возможные конкретные пути становления созидательной адаптации у прежде «трудных» детей и подростков в системе интернатного воспитания и обучения.

1. В условиях растущих в наше время тенденций дезадаптированности и девиантности молодёжи использование средств театральной артпсихокоррекции позволяет значительно облегчить, ускорить и углубить адаптацион-но-психокоррекционный процесс ревальвации утраченных (или формирования отсутствующих) нравственных ценностей. На этой основе в разнообразных видах деятельности возможно становление созидательной адаптации подростков и юношей.

2. Интеграция основных направлений театральной психокоррекции: как коллективной деятельности (А.С.Макаренко), как психодраматического феномена (Я.Морено), как фактора эстетического развития (М.Г.Дубровин), — позволяет увеличить эффект позитивного воздействия на личность подростка и юноши. Позитивное влияние артпсихокоррекции, направленной на реваль вацию нравственных ценностей, распространяется и на личность, подчас труднодоступную (или даже недоступную) для воспитательных воздействия только в труде и учёбе.

3. Учёт этапных задач на пути становления, сплочения и развития разновозрастного театрально-учебно-трудового подростково-молодёжного коллектива позволяет сделать применение артпсихокоррекционных методов гибкими и разнообразными, значительно увеличивающими свой адаптационный эффект.

4. Индивидуальное и групповое усвоение свойственных высоко развитому коллективу конвенциальных норм общения, акцентируемых театром в процессе репетиционного анализа взаимоотношений персонажей и партнёров, помогает развивающемуся положительному лидеру обрести устойчивую систему нравственных ценностных ориентаций. Последнее обеспечивает возможность обретения навыков самостоятельного построения эмпатически-аффилиационного и взаимоответственного стиля интерперсональных отношений.

5. Эффективность театральной артпсихокоррекции во многом зависит от уровня деятельностных (в частности к явлениям культуры) и интерперсональных отношений коллектива педагогов-психологов, являющихся базовой наглядной моделью для осваивающих принципы гуманного и продуктивного лидерства воспитуемых.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В., Николаева А. Б., Янотовская Ю. В. Структура, динамика и дифференциация межличностных отношений в дошкольном и школьном возрасте.// «Социальная психология», под ред. А. В. Петровского, М., Просвещение, 1987, с. 140−166.
  2. А. Понять природу человека. СПб., Академический проект, 1997, С. 254.
  3. О.М. Сексуальная сила или крылатый Дракон. М., изд. Просвета, 1992, С. 180.
  4. В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте./ «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», N3, М., 1995, с.55−67.
  5. Д. Мир театр. Будь актёром. Вильнюс-М., Полина, 1998, С. 286.
  6. Г. М. Психология социального познания, М., Аспект-Пресс, 1997, С. 239.
  7. Г. М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 1998, С. 376.
  8. Е.К. На одной творческой тропе. Беседы К. С. Станиславского. М., 1998, С. 352.
  9. Ю.М., Голубев В. П., Курдюков Ю. М. Психологические особенности осуждённых за кражи и индивидуальная работа с ними, М., 1989, С. 70.
  10. Л.И. Психология формирования и развития личности.// «Человек в системе наук», М., Наука, 1989, с.413−425.
  11. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996, С. 768.
  12. М.Н. Поп-арт: Социально-психологические детерминации возникновения и развития.// «Искусство и социальная психология», М., Гос. ин-т искусствознания, 1996, с.36−74.
  13. А.А. Психологическая коррекция отношений дошкольников и младших школьников в процессе занятий изобразительным творчеством.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.2, Тверь, 1996, с. 107−111.
  14. А.А., Столбун В. Д., Столбун Ю. В. Коррекция отношений дошкольников и младших школьников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып. З, Тверь, 1996, с.47−52.
  15. А.А., Столбун Ю. В., Харитонов О. Ю. Организация физзарядки в школе-интернате и психокоррекция в процессе её проведения.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып. З, Тверь, 1996, с.264−270.
  16. М.В., Чедия К. О. Обучение математике как средство психокоррекции интерперсональных отношений дезадаптированных подростков.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып. З, Тверь, 1996, с.217−225.
  17. С.Б. Художественная культура как средство гуманизации молодёжи. Автореф. канд. дисс., М., 1991, С. 17.
  18. Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие./ «Психологический журнал», т. 18, N5, 1997, с.7−19.
  19. А.И. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами театрального искусства. Автореф. канд. дисс., М., 1977, С. 18.
  20. С.В. Введение в танцекоррекцию детей и подростков «новеньких».// «Записки практических психологов города Твери и области», вып. З, Тверь, 1996, с.25−30.
  21. С.В. Специфические коррекционные возможности танцевальной терапии.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.2, Тверь, 1996, с. 102−107.
  22. С.В., Столбун В. Д., Чедия К. О. Танцетерапия на психокор-рекционных театральных репетициях.// «Научные записки психологов-педагогов города Твери и области», вып.4, Тверь, 1996, с.70−74.
  23. Е.Я. Психологический аспект функционирования искусства.// «Искусство и социальная психология», М., Гос. ин-т искусствознания, 1996, с.150−181.
  24. С.А. Некоторые мотивационные механизмы формирования молодёжных коллективов и групп.// В сб. «Молодёжь и культура», N137, 1985, с.91−110.
  25. В.Г. Статья о Пушкине. Собрание сочинений в 3-х томах, т. З, М, 1948.
  26. С.А. Превентивная психология. М., Социальное здоровье России, 1993, С. 198.
  27. Т.Б. Социальный интеллект и эмпатия.// «Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического Общества», Т.4, вып.1, Ярославль, 1998, с.24−25.
  28. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., МГУ, 1982, С. 200.
  29. А.А., Панферов В. Н., Сухов А. Н. Понятие и виды общения. // «Основы социально-психологической теории», М., МПА, 1995, с. 110−122.
  30. А.А., Панферов В. Н., Сухов А. Н. Понятие и виды социальных отношений, их связь с общением. // «Основы социально-психологической теории», М., МПА, 1995, с.99−110.
  31. Л.И. Личность и умение подростка./ «Психологическая наука и образование», N1, М., 1997, с.5−10.
  32. Г. Ф. Социально-психологическа я служба как институт социализации детей.// «Проблемы социализации детей и подростков в современной общественной ситуации. Материалы областной научно-практической конференции», Витебск, 1996, с. 12−13.
  33. Ю.Б. Эстетика. М., Политиздат, 1969, С. 350.
  34. С.С. Ценностные ориентации как многомерная система.//
  35. Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического Общества", Т.4, вып. 1, Ярославль, 1998, с.27−29.
  36. М.И. Основы психотерапии детей и подростков. Киев, «Выща школа, 1990, С. 190.
  37. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей./ „Вопросы психологии“, N1, М., Школа-Пресс, 1989, с.45−54.
  38. Введение к сб. „Современные проблемы театрально-творческого развития школьников“, М., 1989, с.3−5.
  39. Ф.Р. Нравственные основы жизни, Минск, Юнацтва, 1994, С.626.
  40. А.Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям./ В журн. „Вопросы психологии“, N1, М., 1995, с.25−32.
  41. В. „Мораль и социальная психика“, М., Прогресс, 1978, С. 358.
  42. В.К. Феномен воспитания.// „Человек в системе наук“, М., Наука, 1989, с.434−449.
  43. Н.Ш. Игра в детском самодеятельном театральном коллективе как фактор развития самостоятельности и инициативы его участников.// „Современные проблемы театрально-творческого развития школьников“, М., 1989, с. 107−109.
  44. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991, С. 93.
  45. Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в шести томах, т.З. М., Педагогика, 1983, с.5−328.
  46. Л.С. К вопросу о психологии творчества актёра. Собрание сочинений, т.6, М., Педагогика, 1984, с.319−328.
  47. Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика-Пресс, 1996, С. 320.
  48. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития./ „Вопросы психологии“, N2, 1972.
  49. Л.С. Психология искусства. М., Педагогика, 1987, С. 345.
  50. Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков./ В журн. „Психологическая наука и образование“, N3, М., 1997, с.104−109.
  51. Е.А., Горовая О .Я., Столбун В. Д., Столбун Ю. В., Цюрик И. Л. Психокоррекция девиантных детей и подростков при самообслуживании в походе-путешествии.// „Записки практических психологов города Твери и области“, вып.4, Тверь, 1997, с.251−257.
  52. Е.А., Печенина А. С., Столбун В. Д., Столбун Ю. В., Харитонова Н. Ю. Самоуправление учащихся в реадаптационных походах-путешествиях и походах-гастролях.// „Записки торжокских психологов“, вып. 1, Тверь, 1998, с.4−13.
  53. Е.А. Психокоррекционные возможности походов-путешествий многодневных походов-путешествий.// В сб. „Записки практических психологов города Твери и области“, вып.2, Тверь, 1996, с.166−170.
  54. Э.М. Многолетняя дружба школы с театром для детей.// В кн. „Театр и школа“, под ред. Ю. И. Рубиной и Н. Н. Шевелева, М., АПН РСФСР, 1960, с.43−57.
  55. Ю.В. Введение в общую психологию. М., МГУ, 1988, С. 320.
  56. И. Они строго смотрят на нас.// „Театр, семья, школа“, М., Педагогика, 1975, с.96−99.
  57. О.Я., Печенина А. С., Цюрик И. Л. Роль школьного самоуправления в психологической коррекции при самообслуживании.// „Записки практических психологов города Твери и области“, вып. З, Тверь, 1996, с.276−281.
  58. В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия./ В журн. „Психологический журнал“, т. 18, N6,1997, с.73−83.
  59. Н.Н. Социально-психологический анализ противоречий в первичном коллективе.// „Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического Общества“, Т.4, вып.1, Ярославль, 1998, с.43−44.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986, С. 239.
  61. Х.Г. Дети и мы. Новые решения старых проблем. СПб., Кристалл, 1996, С. 460.
  62. Е.Д. Социализация учащейся молодёжи средствами художественной культуры. Автореф. канд. дисс., М., 1991, С. 21.
  63. М. Информация о результатах пятилетних опытов по изучению детского зрителя в школьном театре.// „Роль театра кукол в моральном иэстетическом воспитании детей и юношества. Материалы международного семинара“, Хрудим, 1969, с.3−56.
  64. К.Ю. Социокультурный анализ подросткового кризиса в аспекте девиаций. Автореф. канд. дисс., Саратов, 1997, С. 18.
  65. JI.B. Психологические особенности самоконтроля подростков. Автореф. канд. дисс., Киев, 1980, С. 20.
  66. Т.В. Подросток, М., Знание, 1976, С. 94.
  67. М.И. Социальная психология, М., 1981, С. 60.
  68. А.П. Влияние актёрского творчества на всестороннее развитие личности школьника (постановка проблемы).// В сб. „Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства“, М., 1984, с.17−28.
  69. А.П. О всеобщей доступности театральной исполнительской деятельности.// В сб. „Современные проблемы театрально-творческого развития школьников“, М., 1989, с.5−19.
  70. П.М. Духовность в искусстве.// В кн. П. В. Симонов, М. П. Ершов, Ю. П. Вяземский „Происхождение духовности“, М., Наука, 1989, с.266−315.
  71. П.М. Искусство толкования, чЛ, Режиссура как практическая психология. Дубна, Феникс, 1997, С. 448.
  72. П.М. Искусство толкования, ч.П, Режиссура как художественная критика, Дубна, Феникс, 1997, С. 592.
  73. .Е. Проблемы социализации детей и подростков в современной общественной ситуации.// „Проблемы социализации детей и подростков в современной общественной ситуации. Материалы областной научно-практической конференции“, Витебск, 1996, с.3−8.
  74. С.С. Театр пришёл в школу.// „Театр и школа“, под ред. Ю. И. Рубиной и Н. Н. Шевелева, М., АПН РСФСР, 1960, с.26−42.
  75. А.Н. Психокоррекция в строительной деятельности.//
  76. Записки практических психологов города Твери и области», вып.2,1. Тверь, 1996, с.220−225.
  77. А.С. Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодёжи. Автореф. докт. дисс., СПб, 1996, С. 45.
  78. В.А. Нормы и отклонения в подростковой среде.// «Динамика ценностей сознания молодёжи», Тюмень, 1995, с.24−29.
  79. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., МГУ, 1980, С. 158.
  80. М. Как научиться оптимизму. М., Вече, Персей, Аст, 1997, С. 428.
  81. Т.С. Публичное одиночество. Ярославль, ЯрГПУ, 1998, С. 235.
  82. Ю. Мы все в ответе за их судьбы.// «Театр, семья, школа», М., Педагогика, 1975, с.3−13.
  83. Г. Л. Одиночество в юности.// «Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического Общества», Т.4, вып.1, Ярославль, 1998, с.64−65.
  84. Э.В. О специфике искусства.// «Вопросы эстетики», вып.4, М., 1960, с.32−42.
  85. Н. Пусть каждый внесёт свою лепту.// «Театр, семья, школа», М., Педагогика, 1975, с.109−114.
  86. Е.И. Предисловие к книги К.Г.Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека», М., Прогресс-Универс, 1994, с.5−33.
  87. А.А., Стрелков Д. Г. Актуальные проблемы социализации молодёжи. Н. Новгород, 1994, С. 24.
  88. К.Д. О задачах искусства. // К. Д. Кавелин «Наш умственный строй», М., Правда, 1989, с.367−407.
  89. С.З. Как мы становимся театром.// «Современные проблемы театрально-творческого развития школьников», М., 1989, с. 114−121.
  90. .В. «Идеальное» и «актуальное» в жизнедеятельности подростков и юношей.// «Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников», М., АПН РСФСР, 1990, с.26−31.
  91. З.Я. Ваш театр, М., Знание, 1984, С. 80.
  92. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., Творческая педагогика, 1993, С. 80.
  93. JI.A. Социальная защита молодёжи в условиях становления рыночных отношений.// «Динамика ценностей сознания молодёжи», Тюмень, 1995, с.34−40.
  94. В.В., Слепцов Н. С., Ревенко JI.B. Социализация молодёжи: сущность, особенности, тенденции. Краснодар, 1994, С. 174.
  95. Н.И. Психологические методики и методические рекомендации по оценке психологических отношений личности, Л, 1989, С. 160.
  96. И.К. Половая социализация, стадии и факторы.// «Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического Общества», Т.4, вып. 1, Ярославль, 1998, с.69−70.
  97. Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., Вити-Пресс, 1997, С. 142.
  98. Коллективная психотерапия.// «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Б. Д. Карвасарского, СПб.-М.-Харьков-Минск, Питер, 1998, с.206−208.
  99. Я.А. Великая дидактика.// «А. Я. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие», М., Педагогика, 1989, с.11−105.
  100. Кон И. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989, С. 255.
  101. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980, С. 190.
  102. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков./ «Вопросы психологии», N3, М., 1997, с.69−78.
  103. Т.Е. Отношения между детьми в школьном коллективе.//
  104. Социальная психология личности", Л., Знание, 1974, с.32−43.
  105. И.А. Особенности социализации детей с лёгкими формами психического недоразвития. Автореф. докт. дисс., М., 1997, С. 41.
  106. Т.А. Психокоррекция дезадаптированных и девиантных детей и подростков в трудовой деятельности дояра.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.4, Тверь, 1997, с.321−328.
  107. Т.А., Столбун В. Д., Столбун Ю. В. Воспитание и психокоррекция аномальных подростков в процессе работы по уходу за животными в родильном отделении животноводческой фермы.// «Записки торжокских психологов», вып. 1, Тверь, 1998, с.4−13.
  108. Т.А., Столбун В. Д., Столбун Ю. В. Психокоррекция аномальных детей и подростков в трудовой деятельности кормача.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып. З, Тверь, 1996, с.351−358.
  109. Т.А., Столбун В. Д., Столбун Ю. В. Психокоррекция дезадаптированных и девиантных детей и подростков в трудовой деятельности скотника.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.2, Тверь, 1996, с.214−220.
  110. Я. Ребёнок в семье. // Я. Корчак «Избранные педагогические произведения», М., 1979, с.27−126.
  111. С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996, 351с.
  112. Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией./ «Вопросы психологии», N4, М., Школа-Пресс, 1996, с.55−62.
  113. А.Г. «Динамика ценностных ориентаций российской молодёжи». Автореф. докт. дисс., 1995, С. 35.
  114. Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии. Л., 1987, С. 40.
  115. А.Ф. Классификация личностей.// В кн. «Избранные труды по психологии», М., Наука, 1997, с.5−417.
  116. С.С. Коллективная психотерапия в стационарных и амбулаторных условиях (методическое письмо), Л., ЛНИПИ им. В. М. Бехтерева, 1962, С. 35.
  117. Т.Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности. Автореф. канд. дисс., Тбилиси, 1982, С. 26.
  118. Е.В. Поло-ролевая идентификация мальчиков и проблемы отклоняющегося поведения.// «Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников», М., АПН РСФСР, 1990, с.92−70.
  119. А.А. Психология общения. М., Смысл, 1997, С. 365.
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// «Избранные психологические произведения в двух томах», т.2, Л., Педагогика, 1983, с.94−231.
  121. А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства.// «Избранные психологические произведения в двух томах», т.2, Л., Педагогика, 1983, с.232−239.
  122. Д.А. Динамика смысловых процессов./ «Психологический журнал», т. 18, N6, 1997, с.3−12.
  123. Ю.П., Жиляева Е. П. Союз медицины и искусства. М., Медицина, 1985, С. 191.
  124. Н.А. Актив учителей в детском театре.// «Театр и школа», под ред. Ю. И. Рубиной и Н. Н. Шевелева, М., АПН РСФСР, 1960, с. 13−25.
  125. Н. Театр и его зрители.// «Театр, семья, школа», М., Педагогика, 1975, с.59−73.
  126. Д.С. Возвышать друг друга.// Д. С. Лихачёв «Земля родная», М., Просвещение, 1983, с.42−43.
  127. Д. Мысли о воспитании.// «А. Я. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие», М., Педагогика, 1989, с.145−178.
  128. О.В., Флегонтова Л. А. Психолого-педагогические основы построения воспитывающей деятельности.// «Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников», М., АПН РСФСР, 1990, с.121−124.
  129. Д. социальная психология. СПб.-М.-Харьков-Минск, Питер, 1997, С. 684.
  130. А.С. Мои педагогические воззрения. Сочинения, t. V, М., АПН РСФСР, 1951, с.273−303.
  131. А.С. Отношение, тон, стиль коллектива.// А. С. Макаренко «Избранные педагогические произведения». М., Учпедгиз, 1946, с.144−158.
  132. А.С. Педагогическая поэма. Л., Лениздат, 1976, С. 616.
  133. Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению./ «Психологический журнал», N3, М., 1996, с. 149−152.
  134. Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, Медицина и физкультура, 1981, С. 190.
  135. Т.А. «Театр воспитывает», М., Педагогика, 1976, 128с.
  136. Материалы научно-методологической конференции по вопросам обучения театральному искусству и киноискусству (Тарту), Таллин, 1972, С. 63.
  137. И .Я., Шишова Т. Д. Драматическая психоэлевация.// В кн. «Психокоррекция: теория и практика». М., НЦП «Коррекция», 1995, с.182−206.
  138. Мелик-Пашаев A.JI. Об источнике способности человека к художественному творчеству./ «Вопросы психологии», N1, М., 1998, с.76−82.
  139. В.Я. Педагогические условия социальной защиты. Авто-реф. канд. дисс., М., 1996, С. 20.
  140. А.Л. Подросток и театр кукол.// «Современные проблемы театрально-творческого развития школьников», М., 1989, с. 109−111.
  141. Дж. Театр спонтанности. Красноярск, Фонд Ментального Здоровья, 1993, С. 126.
  142. А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997, С. 368.
  143. В.Н.Мясищев Дружба и вражда в их социально-психологической значимости.// В кн. «Социальная психология личности», Л., Знание, 1974, с.13−19.
  144. В.Н. Личность ребёнка-невротика.// В. Н. Мясищев, «Личность и неврозы». М., 1978, с.52−67.
  145. В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.//
  146. В.Н.Мясищев «Психология отношений», М.-Воронеж, 1995, с.39−67.
  147. Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании школьников. Автореф. канд. дисс., Ростов-на-Дону, 1996, С. 20.
  148. .Н. Эстетическое образование и воспитание учащихся старших классов в самодеятельном театральном коллективе. Автореф. канд. дисс., М., 1972, С. 18.
  149. Л.М. Знакомство четвероклассников с драматургией.// В сб. «Современные проблемы театрально-творческого развития школьников», М., 1989, с.37−56.
  150. Р.С. Психология, кнЛ, М., Просвещение, Владос, 1994, С. 577.
  151. Р.С. Психология, кн. И, М., Просвещение, Владос, 1994, С. 496.
  152. Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М., Педагогика, 1984, С. 200.
  153. Л.А., Чухман Е. К. Современные тенденции и проблемы развития театральной самодеятельности школьников.// «Современные проблемы театрально-творческого развития школьников», М., 1989, с.37−56.
  154. В.В., Мануйлов Г. М., Марченко В. В. К вопросу о традициях отечественной социальной психологии.// «Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического Общества», Т.4, вып.1, Ярославль, 1998, с.129−130.
  155. В.В. Социальная психология сегодня: отвечать действиями./ «Психологический журнал», т. 14, N4, М., 1993, с. 16−23.
  156. В.В. Социальная психология: феномен и наука (субъективные очерки о природе и особенностях социальной психологии её жрецах и искусниках). М., МАНП, 1998, С. 464.
  157. В.В. Социально-психологическая характеристика общества предпринимателей. // «Основы социально-психологической теории», М., МПА, 1995, с.221−228.
  158. Н.Н. Общение в малых группах.// «Социальная психология» под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова, Л., ЛГУ, 1979, с. 150−155.
  159. Р.В. Справочная книга школьного психолога, М., Просвещение, 1996, С. 350.
  160. В.Б. Социально-психологический климат в коллективе. // «Социальная психология» под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина, М., Политлит, 1975, с.260−274.
  161. А.П., Рыкун P.O. Вопросы социальной психологии (теоретические очерки), Томск, Томский ГУ, 1981, С. 167.
  162. Л.И. Бригадный метод в полеводстве как средство коррекции межличностных отношений детей и подростков.// В сб. «Записки практических психологов города Твери и области», вып. З, Тверь, 1996, с.333−338.
  163. Л.И., Печенина А. С. Деятельность в полеводстве будущих воспитанников школы интерната.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.4, Тверь, 1997, с.339−344.
  164. Л.И., Печенина А. С., Столбун В. Д. Влияние занятия полеводством на развитие самоуправлением в школе-интернате.// «Научные записки психологов-педагогов города Твери и области», вып.5, Тверь, 1997, с.284−290.
  165. Л.И. Полеводческая деятельность как средство адаптации новых воспитанников к коллективу учащихся школы-интерната.// В сб. «Записки практических психологов города Твери и области», вып.2, Тверь, 1996, с.210−213.
  166. Л.И., Столбун В. Д., Столбун Ю. В. Воспитание и развитие элементов творчества в полеводческой деятельности учащихся школы-интерната.// «Научные записки психологов-педагогов города Твери и области», вып.5, Тверь, 1997, с.278−284.
  167. .Д. Основы социально-психологической теории. М., Мысль, 1971, С. 352.
  168. .Д. Социальная психология как наука. Л., Лениздат, 1967, С. 262.
  169. И.Г. Лебединая песня.// В кн. «А. Я. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие», М., Педагогика, 1989, с.356−391.
  170. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 1982, С. 256.
  171. А.В., Николаева А. Б., Шпалинский В. В. Предмет и задачи социальной психологии.// «Социальная психология», под ред. А. В. Петровского, М., Просвещение, 1987, с.5−31.
  172. А.В. Развитие личности в системе межличностных отношений.// «Социальная психология», под ред. А. В. Петровского, М., Просвещение, 1987, с.91−113.
  173. А.С., Столбун В. Д. Роль взрослых в школьном самоуправлении.// «Научные записки психологов-педагогов города Твери и области», вып.5, Тверь, 1997, с.284−290.
  174. А.С., Столбун В. Д., Чедия К. О. Психокоррекционные возможности школьного самоуправления (некоторые вопросы теории, истории и эксперимент).// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.4, Тверь, 1997, с.257−279.
  175. А.С. Участие школьного самоуправления в организации учебной деятельности.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.4, Тверь, 1997, с. 189−196.
  176. А.С. Этапы становления школьного самоуправления как средство психокоррекции дезадаптированных и девиантных воспитанников школы-интерната.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.2, Тверь, 1996, с. 178−184.
  177. Ю.Г. Внутренние приграды как смысловые детерминанты самосознания личности. Автореф. канд. дисс., М., 1984, С. 18.
  178. Д.И. Влияние искусства на воспитание.// «Восхождение к гармонии», М., Молодая гвардия, 1989, 130−133.
  179. К.К. Система психологии и теория отражения. М., Наука, 1992, С. 310.
  180. П.С. Эстетическое и нравственное воспитание старшеклассников средствами театра. Липецк, 1970, С. 40.
  181. .Ф. Социальная психология и её история. М., Наука, 1979, С. 232.
  182. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста./ «Вопросы психологии», N1, М., Школа-Пресс, 1996, с.20−49.
  183. Ю. Подросток приходит на репетицию.// «Театр, семья, школа», М., Педагогика, 1975, с. 118−122.
  184. Т. Пристраститься к искусству.// «Театр, семья, школа», М., Педагогика, 1975, с. 14−22.
  185. Психология процессов художественного творчества. Л., Наука, 1980, С. 285.
  186. Ф. Мне нужен XIX век./ В газ. «Куранты», 11.06.93.
  187. А.А. Психологическая служба школы (Принципы деятельности и работа с «трудными»). СПб, 1993, 43с.
  188. К.Г. Взгляд на психотерапию. Становление человека, М., Прогресс-Универс, 1994, с.5−33.
  189. Н.В. Творческая одарённость и свойства личности (экспериментальное исследование одарённости).// «Психология процессов художественного творчества», Л., Наука, 1980, с.57−67.
  190. В.Е. Лекции по психотерапии, М., 1971, С. 120.
  191. Роль театра в учебно-воспитательной работе школы. Методические рекомендации. М., 1975, С. 82.
  192. И.В. Особенности половой идентичности подростков.// В журн. «Вопросы психологии», N4, М., 1997, с.39−47.
  193. Ю.И. Возрастная направленность в детском театре как художественно-педагогическая проблема.// «Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства», М., 1984, с.44−62.
  194. Ю.И. Искусство театра в системе эстетического воспитания, ч.1, М., Мин. прос. СССР, 1982, С. 64.
  195. Ю.И. Театр и подросток. М., Просвещение, 1970, С. 206.
  196. С.Л. Принцип детерминизма и проблема личности.// В кн. «Принципы и пути развития психологии», М., АН СССР, 1959, 116−143.
  197. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, С. 423.
  198. С.Л. Психологическая наука и дело воспитания. // В кн. С. Л. Рубинштейн «Проблемы общей психологии», М., Педагогика, 1973, с.183−193.
  199. Л.И., Хохлов С. И. Как воспитывать волю и характер. М., Просвещение, 1986, С. 144.
  200. Е.В. Социальная психология М.,-Новосибирск, 1998, С. 222.
  201. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы и практика. М., Прогресс, 1993, С. 367.
  202. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании.// «А. Я. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие», М., Педагогика, 1989, с. 199−297.
  203. Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям./ «Вопросы психологии», N3, М., 1997, с.22−31.
  204. Е.Ю. К вопросу о комплексном воспитании в детском и юношеском театральном коллективе.// «Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства», М., 1984, с.29−43.
  205. Сац-Карпова Р. Детский оперный и его слушатели.// «Театр, семья, школа», М., Педагогика, 1975, с.99−109.
  206. А.Л., Сухов А. Н. Понятие и виды социально-психологического климата социальных организаций. // «Основы социально-психологической теории», М., МПА, 1995, с. 196−200.
  207. М. Вернуть волшебство.// «Театр, семья, школа», М., Педагогика, 1975, с.44−58.
  208. В.Е. Культура как социальный институт. // «Основы социально-психологической теории», М., МПА, 1995, с.279−287.
  209. Д. Искусство или педагогика?// «Роль театра кукол в моральном и эстетическом воспитании детей и юношества. Материалы международного семинара», Хрудим, 1969, с.56−64.
  210. Н.Н., Славина Е. В., Столбун В. Д., Стрельцов В. В., Чедия К. О. Экстерная школа-интернат в условиях современной социально-педагогической реальности.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып. З, Тверь, 1996, с. 146−177.
  211. Н.Н., Столбун В. Д. Нравственный облик педагогического содружества экстерной школы-интерната.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.4, Тверь, 1997, с.151−157.
  212. Е.В. Пути становления психокоррекционного коллектива экстерной школы-интерната.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып. З, Тверь, 1996, с. 177−189.
  213. Е.В., Столбун В. Д., Столбун Ю. В., Чедия К. О. Театр как коллективная форма психокоррекционной деятельности.// В сб. «Записки практических психологов города Твери и области», вып.4, Тверь, 1997, с.36−50.
  214. Е.В., Столбун В. Д., Чедия К. О. Становление общности воспитанников экстерной школы-интерната в учебно-познавательной деятельности.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.4, Тверь, 1997, с. 158−171.
  215. Ю.А. Психологическая диагностика и выбор типа психотерапевтической поддержки подросткам и юношам./ «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», N3, М., 1995, с. 13−20.
  216. Н. Социология. М., Феникс, 1994, С. 688.
  217. Т.Г. Эстетическое воспитание учащихся среднего и старшего возраста средствами театра. Методические рекомендации. Минск, 1982, С. 24.
  218. Соловейчик C. JL Воспитание по Иванову. М., Педагогика, 1989, С. 350.
  219. К.С. Боритесь за крепкий, дружный коллектив.// В кн. «Станиславский К. С. об искусстве театра. Избранное». М., ВТО, 1982, с.290−293.
  220. К.С. Из заметок об артистической этике и дисциплине. Собрание сочинений в 8-ми томах, т.5, М., Искусство, 1958, с.418−430.
  221. К.С. Искусство актёра и режиссёра.// В кн. «К. С. Станиславский об искусстве театра. Избранное». М., ВТО, 1982, с.210−219.
  222. К.С. Моя жизнь в искусстве.// «К. С. Станиславский об искусстве театра. Избранное». М., ВТО, 1982, с.72−79.
  223. В.Д., Столбун Ю. В., Стрельцова В. П., Чедия К. О. Психодраматический потенциал классического репертуара.// В сб. «Записки практических психологов города Твери и области», вып.4, Тверь, 1997, с. 16−36.
  224. В.Д., Столбун Ю. В., Чедия К. О. Воспитание стойкости к экстремальным ситуациям в условиях системы театральных «кассетных» гастролей.// «Записки торжокских психологов», вып.1, Тверь, 1998, с. 13−24.
  225. В.Д., Столбун Ю. В., Чедия К. О. Театр как коррелирующий фактор эстетического воспитания.// «Научные записки психологов-педагогов города Твери и области», вып.5, Тверь, 1997, с.6−26.
  226. В.Д., Харитонова Н. Ю., Чедия К. О., Щипкина Н. С. Психологическая коррекция дезадаптированных и девиантных подростков при обучении русскому языку.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып. З, Тверь, 1996, с.225−242.
  227. В.Д., Харитонов О. Ю., Чедия К. О. Коррекция «трудных» подростков через создание высоконравственных отношений в коллективных видах спорта.// В сб. «Научные записки психологов-педагогов города Твери и области», вып.5, Тверь, 1997, с.241−258.
  228. В.Д., Чедия К. О. Искусство как средство воспитания эмоционально-нравственной сферы человеческой психики.// В сб. «Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования», т. И, Тверь, 1998, с.223−261.
  229. Ю.В., Чедия К. О. Методики распределения ролей в условиях крупного коррекционного детско-подросткового театра.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.2, Тверь, 1996, с.87−95.
  230. В.В. Некоторые возможности применения видеоаппаратуры в психологической коррекции.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып.2, Тверь, 1996, с.97−101.
  231. В.В., Славина Е. В., Столбун В. Д. Использование видеоматериалов для передачи воспитанникам нравственных традиций школы-интерната.// «Записки практических психологов города Твери и области», вып. З, Тверь, 1996, с.30−35.
  232. В.В., Столбун В. Д., Столбун Ю. В., Чедия К. О. Основные функции режиссёра на коррекционной репетиции.// В сб. «Записки практических психологов города Твери и области», вып.4, Тверь, 1997, с.4−16.
  233. М.П. Воспитание искусством: в театр всей семьёй. Челябинск, 1986, С. 192.
  234. М.П. «О творческом развитии школьников в системе театрально-эстетического эксперимента».// «Театр и образование», М., РАО НИ-ИХВ, 1992, с.30−37.
  235. А.Н. Понятие, стадии, институты и механизмы социализации личности. // «Основы социально-психологической теории», М., МПА, 1995, с.61−71.
  236. А.Н. Предмет социально-психологической теории.// «Основы социально-психологической теории», М., МПА, 1995, с. 13−22.
  237. В.И. О законе равновеликости искусства и не-искусства.// «Искусство и социальная психология», М., Гос. ин-т искусствознания, 1996, с.8−35.
  238. М. Юмор и смех в медицине.// «Эстетотерапия и саноге-нез», Вильнюс, 1988, с.63−71.
  239. .М. Психология музыкальных способностей.// В кн. Б. М. Теплов «Избранные труды в 2-х томах», т.1, М., Педагогика, 1985, с.42−222.
  240. Технология эффективной профессиональной деятельности. М., Красная площадь, 1996, С. 397.
  241. JI.H. Роль примера и подражания в воспитании.// Л. Н. Толстой «Педагогические сочинения», М., Учпедгиз, 1953, с.402−403.
  242. К.Г. Воспитание эстетической оценки у младших школьников средствами детского театра. Автореф. канд. дисс., Тбилиси, 1980, С. 22.
  243. Э.Н. Всего одно лето./ В газ. «Известия», 16 февраля, 1983.
  244. О.Г. Психокоррекционный потенциал детского хора (структура репертуара и его использование).// В сб. «Записки практических психологов города Твери и области», вып.2, Тверь, 1996, с.95−98.
  245. О.Г. Психокоррекционный потенциал детского хора (хор как коллективная деятельность).// «Записки практических психологов города Твери и области», вып. З, Тверь, 1996, с.35−41.
  246. Э.А., Гульбе О. А. «Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением./ „Вопросы психологии“, N6, М., Школа-Пресс, 1993, с.46−54.
  247. Д.И. Конфликты в условиях школы. // „Основы социально-психологической теории“, М., МПА, 1995, с.318−333.
  248. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., Педагогика, 1982, С. 224.
  249. Д.И. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения. // „Основы социально-психологической теории“, М., МПА, 1995, с.77−86.
  250. В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990, С. 367.
  251. Фрейд 3. Неудовлетворённость культурой, тН, М., 1990, с.3−79.
  252. В.Н. Воспитательное воздействие театрального коллектива в школе на личность старшеклассника. Автореф. канд. дисс., М., 1981, С. 18.
  253. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., Прогресс-Академия, 1992, С. 460.
  254. С.Н. Психологические особенности оценочных отношений недисциплинированных подростков. Автореф. канд. дисс., Киев, 1981, С. 20.
  255. К.О. Приобщение к опере и балету как важнейшее звено артпсихокоррекции дезадаптированных и девиантных подростков.// „Записки практических психологов города Твери и области“, вып.2, Тверь, 1996, с.117−118.
  256. Н.Г. Из письма к сыновьям от 1.03.1878 // „Чернышевский в Сибири“, вып. Ш, СПб, 1913, с.73−83.
  257. Е.К., Акакиева О. Ю. Театр в передовом педагогическом опыте.// „Современные проблемы театрально-творческого развития школьников“, М., 1989, с.76−99.
  258. Е.К. Современные тенденции в развитии гуманистической педагогики и место театра в этом процессе.// „Театр и образование“, М., РАО НИИХВ, 1992, с.173−177.
  259. Шах-Азизова Т. К. Процесс создания драматического спектакля.//
  260. Психология процессов художественного творчества». Л., Наука, 1980, с.103−113.
  261. Н.И. Социальная психология в образовании. М., Владос, 1995, С. 542.
  262. Ю.С., Добридень В. П., Сергеева Н. В., Усанова О. Н. Актуальные проблемы психокоррекции в педагогике.// «Психокоррекция: теория и практика». М., НПЦ «Коррекция», 1995, с.5−14.
  263. В.Н. Человек и нравственные ценности.// «Человек в системе наук», М., Наука, 1989, с.413−425.
  264. Т. Социальная психология. М, Прогресс, 1969, С. 535.
  265. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте./ «Вопросы психологии», N4, М., Школа-Пресс, 1996, с.149−150.
  266. Э. Детство и общество, СПб, ЛЕНАТО, ACT, 1996, С.590.
  267. Юнг К.Г. О становлении личности.// «Конфликты детской души», М., Канон, 1995, с.185−208.
  268. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития./ «Вопросы психологии», N4, М., 1997, с.20−27.
  269. А.И. Идеализм как физиологический фактор. Юрьев, тип. К. Маттисен, 1908, С. 303.
  270. Alvin J. Some aspects of music therapy in social integration of the handicapped child./ In: Musicotherapia. Proceedings of the Zagreb International Symposia on music therapy. Ed. in chief. VI. Hudolin. Zagreb, 1974, p.235−238.
  271. Arnheim, R. Toward a psychology of art. Collected essays. Berkeley-Los Angeles, Univ. of California, 1966, P.325.
  272. Berger M.M. Poetry as therapy ~ and therapy as poetry.// In: Poetry therapy. The use of poetry in the treatment of emotional disorders. Ed. by J.J.Leedy. Philadelphia-Toronto, Lippincott, 1969, p.75−87.
  273. Carter L. The behavior of liader and other group members.// J. Abnormal a.Social Psychol, 1951, vol.46, p. 509−595.
  274. Cavallin B.J., Cavallin Y.W. Group music therapy to develop socially acceptable behavior among adolescent boys and girls./ In: Music in therapy. Ed. by E.Th. Gaston, N.Y., Macmillan, London, Collier-Macmillan, 1968, p.218−228.
  275. Deeth, A. Psychodramic crisis intervention with delinquent drug users./ Group Psichoterapy, 1970, vol.23, p.41−45.
  276. Didato S.V. Dtlinquents in group thrahy: Some new thechniques ch 44.// In: Clifford I.S., Kaplan H.S., ets. Progress in group and family Therahy, N-Y, 1972, p.754.
  277. Drabkovna, H. Experiences resulting from clinical use of psychodrama with children./ Group Psichotherapy, 1966, vol.16, p.32−36.
  278. Edgar, K.F., Hazley, R. Validation of poetry therapy as group therapy techique.// In: Poetry therapy. The use of poetry in the treatment of emotional disorders. Ed. by J.J.Leedy. Philadelphia-Toronto, Lippincott, 1969, p. l 11−130.
  279. Ellis A.M. Theatre and Community Formation: Two Models of Selfrepresentation./ Dissertation Abstracts International, Section A, v.56, n.9, USA, 1996.
  280. Gaston, E.Th. Man and music./ In: Music in therapy. Ed. by E.Th. Gaston, N.Y., Macmillan, London, Collier-Macmillan, 1968, p.7−29.
  281. Gliksman Y. The music therapist as part of the diagnostic team./ In: Musicotherapia. Proceedings of the Zagreb International Symposia on music therapy. Ed. in chief. VI. Hudolin. Zagreb, 1974, p.264−266.
  282. Gonen, J. The use of psychodrama combinet with videotape playback on an inpatient floor./ Psychiatry, 1971, vol.34, p. 198−213.
  283. Graham R.M. Music therapy for the moderately retarded./ In: Music in therapy. Ed. by E.Th. Gaston, N.Y., Macmillan, London, Collier-Macmillan, 1968, p.78−86.
  284. Hill, J.G. Redducing aggressive behavior in the institutional setting through psychodrama techniquts./ Grouh Psychotherapy, Psychodrama, and Sociometry, 1977, vol.30, p.86−96.
  285. Hitchock R. Undersanding phisichas abust as a life stile.// Individ. Psychol., N17, 1987, p.50−55.
  286. Howery, B.I. Overview./ In: Music in therapy. Ed. by E.Th. Gaston, N.Y., Macmillan, London, Collier-Macmillan, 1968, p.47−55.
  287. James R. Emergent Drama: Renewal in Human Systems./ Dissertation Abstracts International, Section A, v.56, n.9, USA, 1996.
  288. Kellerman P.F. Therapeutic aspects of psychodrama. Stockholm, Univ. of Stockholm. Dep. of Psychol., 1986.
  289. Kreitler, H., Kreitler, S. Psychology of the art. Durham, 1975, 514p.
  290. Lathom W.B. The use of music therapy with retarded patients./ In: Music in therapy. Ed. by E.Th. Gaston, N.Y., Macmillan, London, Collier-Macmillan, 1968, p.66−77.
  291. Maslow, A. Religions, values and peak-experiences. New York, Viking Press, 1973.
  292. Moreno, J. Mental catharsis and the psihodrama. In I.A.Creenberg, Psihodrama: Theory and therapy. New York: Behavioral Publications, 1974.
  293. Murthy K., Dekshina R. Impulse life, emotional reactivity, introversive and extratensive balfnce in criminal or Rorchach// Nimhans J., N2, 1986, p. 121 124.
  294. Muskatevc, L.C. Music the therape of the future./ In: Musicotherapia. Proceedings of the Zagreb International Symposia on music therapy. Ed. in chief. VI. Hudolin. Zagreb, 1974, p.306−314.
  295. Pecci M.C., Fahrer R.D., Benuakar M., Agnes L., Alvarez R. Psychological Impact of Terrorism in Elemetary School Students.// Abstracts of the X World Congres of Psychiatry. Vol.2, Madrid, 1996, p.381.
  296. Pechernikova Т., Morozova N., Smirnova T. Social Environment, Family and Psychiatric Response to Emergency: A Way to Achieving One Language?.// Abstracts of the X World Congres of Psychiatry. Vol.2, Madrid, 1996, p.382.
  297. Porteous J.D. Environment and Behavior: Planning and Everydey Urban Life. California, Addison-Wesley Publishing Company, 1977.
  298. Priestley, M. Music therapy in action. London, Comtable, 1975, 274p.
  299. Quay H. Personality and delinquency.// Juvenile ltlinquency. Princeton, N.Y., 1965, p. 139.
  300. Sani, J. Art as therapy. Bangolore: Ind inst of world culture. Transaction, 1989, 7p.
  301. Sarason I.G. Verdal lerning modeling and juvenile delinguency./ Amerycan Psychologist, v, 23, p.254−266.
  302. Sava I. Emotion and cognition in vizual art education. Helsinki, 1981, 46p.
  303. Selman R.L. The grouth of interprersonal undtrstending, N-Y, Academic press, 1980.
  304. Slavson S.R. Reclaming the dtlinquents by paraanalitic group psychotherapy, N-Y, The Free Press, 1954.
  305. Stanford, G., Roark A.E. Role playing and action methods in the classroom./ Group Psychotherapy and Psychodrama, 1975, vol.28, p.33−49.
  306. Theatre and school (On the work of the pedagogues in the Theatre of young sectators), Leningrad, Soviet centre of ASSIIEJ, 1975,19p.
  307. Vostroknutov N., Gurieva V. Violence Ageinst Children and Sociostress Disorders of the Minor.// Abstracts of the X World Congres of Psychiatry. Vol.2, Madrid, 1996, p.382.
  308. Watts, E. Towards dance and art: A study of relationshihs between two art forms, London, 1977, 1 Юр.
  309. Wethered Audrey. Movement and Drama in Therapy. The therapeutic use of movement and music. Boston, 1973.
  310. Wiener, H. Treating the aicoholic with psychodrama. Group Psychodrama, 1969, vol.22, p.85−102.
  311. William W. Sears Processes in music therapy./ In: Music in therapy. Ed. by E.Th. Gaston, N.Y., Macmillan, London, Collier-Macmillan, 1968, p.30−44.
Заполнить форму текущей работой