Взаимосвязь социальных эмоций и креативности в старшем дошкольном возрасте
Практическое значение исследования заключается в том, что разработанная программа формирования социальных эмоций, выявляя новые факторы, влияющие на процесс эмоционального опосредования, позволяет тем самым расширить сферу нашего влияния на этот процесс и на становление психики детей дошкольного возраста в целом. Результаты исследования могут быть использованы для диагностики нормативности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема исследования эмоций в психологии
- 1. 1. Психологическая природа эмоций
- 1. 2. Теории социальных эмоций
- 1. 3. Руководство развитием эмоциональной сферы
- Глава 2. Анализ теорий креативности
- 2. 1. Концепции креативности, связь креативности с другими психическими процессами
- 2. 2. Онтогенез креативности, особенности проявления творческих способностей у ребенка
- 2. 3. Руководство развитием креативности
- Глава 3. Психологические методы исследования особенностей взаимосвязи социальных эмоций и креативности у детей старшего дошкольного возраста
- 3. 1. Описание методов исследования
- 3. 1. 1. Выявление особенностей социальных эмоций и креативности
- 3. 1. 2. Формирование социальных эмоций в музыкально-эстетической деятельности
- 3. 1. 3. Оценка изменений в развитии социальных эмоций и креативности
- 3. 2. Сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных
- 3. 1. Описание методов исследования
Взаимосвязь социальных эмоций и креативности в старшем дошкольном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема эмоционального развития детей является одной из самых значимых и дискуссионных в современной психологической науке. Особенно важным представляется анализ роли эмоций в процессе социализации детей, в развитии творческого отношения к окружающему их миру.
Актуальность темы
диссертации связана с тем, что проблема социализации и аккультурации детей в социальной среде, в которой они растут, в настоящее время становится все более важной и насущной как для отечественной психологической науки, так и для психолого-педагогической практики и общества в целом.
Развитые социальные эмоции и способности к креативному мышлению регулируют деятельность человека, определяют широту и характер его отношений с окружающим социумом, оптимизируют процесс его вхождения в новую действительность. Социальные переживания являются одним из ведущих механизмов социализации, играют значимую роль в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности. Они так же представляют собой один из главных факторов в процессе формировании ценностных ориентаций и установок, индивидуального стиля деятельности и общения человека, направляют процесс аккультурации. Переживания, связанные с восприятием и познанием культуры, художественных ценностей, помогают становлению культурного самосознания ребенка, формированию у него культурной и национальной идентичности. Таким образом, социальные эмоции, которые формируются у детей в процессе развития художественной деятельности, регулируют не только формирование просоциального поведения, но и важнейших компонентов личности. Поэтому программа, в которой развитие социальных эмоций основывается на музыкально-эстетической деятельности и развивает осознанное отношение, как к нормам поведения, так и предметам культуры, дает возможность не только повысить психологическую устойчивость детей и оптимизировать становление социально адекватного поведения, но и повлиять на процесс формирования их культурной идентичности.
Не менее актуальным в настоящее время является и тот факт, что творческая деятельность формирует активное и гибкое отношение к окружающему миру, развивает не пассивное усвоение навязанных взрослым форм поведения и общения, но собственную поисковую активность детей по выработке свойственных именно им просоциальных стилей жизни. Таким образом, дети усваивают не готовую схему действия в контролируемых взрослым ситуациях, а способность адекватно и гибко решать встающие перед ними проблемы, и у детей развиваются новые, присущие именно данному ребенку, формы социально-психологической адаптации к действительности. Тот факт, что они появляются в процессе творческой деятельности и вырабатываются самими ребенком, а не задаются ему взрослым, делает эти формы поведения не только более устойчивыми, но и более результативными. Таким образом, подход, реализованный в работе, формирует не только социальные переживания, но и развивает потенциальные возможности детей, учит их учиться и самим вырабатывать адекватные стратегии поведения.
Цель исследования: изучение динамики формирования социальных эмоций и креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе развивающего обучения, построенного на основе музыкально-эстетической деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь между социальными эмоциями, эстетическими переживаниями и креативностью у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социальные эмоции, эмотивность и креативность (образная и вербальная) детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: специально организованное обучение, построенное на основе эстетической деятельности и художественного творчества детей, дает возможность не только повысить уровень развития их социальных эмоций и креативности, но и усиливает взаимосвязь между данными процессами за счет формирования у детей индивидуальных эстетических переживаний, собственного отношения к культурным ценностям и нормам и активной позиции при выработке адекватной стратегии поведения в рамках определенной культуры.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности эмоционального развития (социальных эмоций и эмотивности), образной и вербальной креативности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить динамику формирования социальных эмоций, эмотивности и креативности у детей старшего дошкольного возраста.
— 3. Разработать программу развития социальных эмоций в процессе музыкально-эстетической деятельности. 4. Исследовать влияние специально организованного обучения на динамику формирования и взаимосвязь социальных эмоций и креативности.
Методологической основой исследования является положение Л. С. Выготского о переживании как основной единице социальной ситуации развития ребенка, которая определяет не только его отношение к окружающим, но и его понимание ситуации. Таким образом, по мнению Выготского, именно в переживании и осуществляется тот сплав аффекта и интеллекта, который составляет основу психики человека. Определяющим положением для проведения исследования так же было положение Г. Г. Шпета о роли внутренней формы художественного произведения и переживаний, вызываемых искусством, в формировании культурного самосознания и национальной идентичности человека, а также работы Б. М. Теплова, Н. И. Жинкина, Н. Н. Волкова и других сотрудников ГАХНа о роли переживания в формировании музыкальных способностей и творческой активности человека.
Методы исследования:
— психодиагностические методики, направленные на выявление исходного и появившегося в результате развития уровни: а) социальных эмоций на основе методики «Оцени поведение» и набора рисунков противоположного характера, например, «Рисунок самого красивого — самого некрасивого» или «Рисунок по прослушанной музыке веселого и грустного характера" — —- б) эмотивности при помощи выборочного наблюдения в процессе рассматривания и составления рассказов по картинкам с изображениями смешного и грустного, сплошного наблюдения в реальной свободной деятельности в различных ситуацияхв) креативности на основе модифицированных тестов П. Торранса, например, субтестам «Дорисовывание фигур», «Использование предмета» и других субтестов;
— формирующий эксперимент, построенный на основе экспериментальной программы развития социальных эмоций в музыкально-эстетической деятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Старший дошкольный возраст является сензитавным к развитию социальных эмоций, которые формируют адекватное эмоциональное отношение к значимым для данной культуры художественным произведениям, историческим событиям, персонажам.
2. Эстетические переживания помогают развитию социальных эмоций в дошкольном возрасте, направляя процесс социализации ребенка и превращая заданные взрослым знания в личностные смыслы.
3. Усиление взаимосвязи между креативностью и социальными эмоциями помогает превращению пассивной адаптации в активную социализацию детей, приводя к появлению новых, нешаблонных способов поведения в рамках определенной культуры и с учетом индивидуальных склонностей и особенностей детей.
4. Специально организованное обучение, построенное на основе музыкально-эстетической деятельности, оказывает влияние не только на развитие социальных эмоций, но и на динамику творческих способностей.
5. Обеспечение индивидуальной вариативности в использовании получаемых знаний в процессе творческой деятельности, приводит к росту креативности, а так же росту мотивации к продуктивным видам творческой деятельности. Традиционное обучение продуктивной деятельности не способствует повышению высокого уровня креативности и переносу полученных знаний в реальную деятельность детей.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуется влияние социальных эмоций на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Важным моментом является и то, что исследование также позволяет выявить взаимосвязь между различными сторонами эмоциональной сферы (социальные эмоции, эмотивность) и разными видами креативности (вербальной и образной), а так же рассмотреть влияние этих параметров на особенности социализации старших дошкольников. Исследование динамики становления социальных эмоций в процессе организованного обучения позволяет понять влияние социальной ситуации и индивидуального способа ее переживания детьми на формирование их отношения к окружающему миру.
Теоретическое значение работы связано с тем, что понимание взаимосвязи и взаимовлияния эмоций и креативности помогает выявить некоторые новые существенные закономерности психического развитая детей дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные о динамике социальных эмоций расширяют и уточняют представление о факторах, влияющих на формирование новых мотивов поведения, а также о роли искусства, художественных произведений в процессе эмоционального опосредования. Полученные материалы важны и для решения ряда значимых психолого-педагогических проблем, связанных с оптимизацией процесса вхождения ребенка в мир взрослых, формирования его ценностных ориентации, отношения в окружающей действительности. Этот процесс предполагает не только обучение ребенка, развитие комплекса знаний и умений, но и появление собственных социальных переживаний детей, а также способности нетривиально подойти к решению сложных проблем, самостоятельно выработать как адекватный способ её решения, так и адекватное отношение к ней.
Практическое значение исследования заключается в том, что разработанная программа формирования социальных эмоций, выявляя новые факторы, влияющие на процесс эмоционального опосредования, позволяет тем самым расширить сферу нашего влияния на этот процесс и на становление психики детей дошкольного возраста в целом. Результаты исследования могут быть использованы для диагностики нормативности эмоционального развития детей, причин возникающих сложностей их социальной адаптации и низкой продуктивности их деятельности. Знание о связи между уровнем развития социальных эмоций и креативностью детей поможет также точнее диагностировать и корректировать проблемы, возникающие при решении сложных, конфликтных ситуаций, при выработке индивидуального стиля деятельности и общения детей. Разработанная в диссертации программа может быть использована в практике работы детских дошкольных учреждений не только психологами, но и квалифицированными педагогами, что позволит дифференцировать формы развивающего воздействия с учетом индивидуальных особенностей и склонностей детей.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением комплекса апробированных и валидизированных методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, количественным анализом эмпирического материала с использованием методов математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
1. в процессе экспериментальной работы автора в старших группах Государственного образовательного учреждения № 1633 «Начальная школадетский сад» и яс № 1842 г. Москвы в качестве детского психолога;
2. в программе спецкурса и программе специализации «Диагностика психического развития ребенка», составленной диссертантом, и используемой в Московском педагогическом колледже № 15;
3. в исследовательских работах студентов МПК № 15, проведением которых руководила Никифорова Е. В.;
4. в принятом к реализации в 1998;99 гг. Министерством общего и профессионального образования РФ в рамках президентской программы «Дети России» по федеральной целевой программе «Одаренные дети» проекте «Модель работы с одаренными детьми в массовом образовательном учреждении», ответственным исполнителем которого является автор;
5. в докладах, сделанных на научно-практических конференциях в Mill У, МГЛУ, МГОПУ (1997;98гг.), в докладах студентов на научно-практических конференциях МПГУ, МГПУ по исследовательским работам, проводимым под руководством диссертанта (1995;97 гг.), в выступлениях на конференциях и методических объединениях по проблемам дошкольного воспитания в ЦОУ МКО (1995;1997 гг.);
6. в докладах и сообщениях на заседаниях кафедры детской психологии МИГУ (в 1997;98 гг.).
Структура и объем диссертации
.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 323 наименований, в том числе 53 наименований на иностранном языке, 3-х приложений. Основное содержание диссертации изложено на 169 страницах, включая 22 диаграммы.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: r 1. В дошкольном возрасте происходит активное усвоение норм и правил, которые побуждают ребенка к действию, регулируют его взаимоотношения с окружающими. Основой установления таких отношений является формирование у детей социальных эмоций, которые опосредуют отношения ребенка с обществом. Развитие социальных эмоций связано с усвоением знаний о нормах поведения, оценочных категорий и с формированием устойчивого эмоционального отношения к этим знаниям, что превращает пассивную адаптацию детей к окружающему в сознательно мотивированную деятельность. 2. Исследование показало, что старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования у детей социальных эмоций. Благодаря тому, что социальные эмоции формируют адекватное отношение к значимым для данной культуры фактам (предметам, историческим событиям, персонажам, художественным произведениям), они влияют на процесс формирования культурной идентичности, дают возможность ребенку быстрее войти в ту социальную среду, в которой он воспитывается, принять культуру и этику данного общества, то есть, регулируют и направляют процесс его социализации и аккультурации.
3. Предложенная нами методика формирования у дошкольников социальных эмоций путем включения ребёнка в активную творческую музыкально-эстетическую деятельность, оказала значительное влияние на повышение уровня развития творческих способностей детей.
4. Специально организованное обучение, основанное на эстетических переживаниях, показало результативность эмоционального опосредования и заражения «культурными, эстетическими» эмоциями, вложенными автором в его искусство, при формировании социальных эмоций, активного отношения к окружающему и становлении компенсаторной функции творчества.
5. Предложенный в работе подход к развивающим социальные эмоции занятиям показал, что активная деятельность, связанная с формированием эмоционального отношения, демонстрации детям алгоритма творческой деятельности, приводит к индивидуальной вариативности в использовании знаний, росту высокой креативности и переносу полученного опыта на другие виды деятельности, а также росту мотивации к продуктивной творческой деятельности.
6. Традиционные занятия формируют у детей главным образом стереотипные способы применения творческих приемов, оставляя в стороне эмоциональное отношение, как к процессу самой деятельности, так и к произведениям искусства. Это приводит к ослаблению связи между эмоциями и 1феативностью и снижению творческой активности у детей с потенциально высоким уровнем креативности.
Список литературы
- Агаева E. J1. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования. Афтореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984
- Аристотель. Психологические сочинения. Вып. 1. Исследования о душе / пер. с греч. Снегирева. Казань, 1885, 98 с.
- Арнолд М.Б., Гассон Дж. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности. М., 1972. С.1−13.
- Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М., 1993
- Блонский ПЛ. Избранные психологические произведения. М., 1964
- Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Изд-во «КСП». М., 1996
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как природа творчества. Изд. Ростовского Ун-та, 1983
- Богоявленская Д.Б. Психология творчества. / Психологический журнал, № 5, 1995
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
- Ю.Боно Д. Э. Рождение новой идеи. М., 1976
- П.Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников.// Вопросы психологии. 1984. № З.С.З-12.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, ЛГУ, 1984
- Брофман В. В. Формирование наглядного опосредования в конструктивной деятельности старших дошкольников. Дисс. к. психол. наук. М.1988
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.195 с.
- Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987
- ВетлугинаН.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968
- Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций. / Психология эмоций- тексты. Изд. МУ, 1993
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976
- Вопросы мотивации эмоций. Учебное пособие для студентов. Вып. 1. М., изд-во МГУ, 1993
- Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младшего школьника: Методическое пособие. М., изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993
- Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950
- Вундт В. Основы фенологической психологии. Пб., 1912. Т.2. С.35−431, Т.З.
- ВундтВ. Очерки психологии. М., 1912.
- Вопросы мотивации эмощш (учебное пособие для студентов) / ред. Наенко Н. И. Изд. МУ, 1973
- Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии. //Вопросы психологии, 1968. № 2. С. 149−152.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.1,2, 3. М., 1982,1983
- Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего дошкольного возраста// Вопросы психологии, 1974, № 5, с. 107−114
- Гельгорн Э., Луфбборроу Дж. Психофизиология эмоций. М., 1985.
- Глосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987
- Годфруа Ж. Что такое психология?: 2 т. Т.1. М., Мир, 1992
- Гоздман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 176 с.
- Гордеева О.В. Развитие у детей представления об амбивалентности эмоций. // Вопросы психологии. 1996. № 3
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993
- Грот Н.Я. Значение чувства в познании и деятельности человека. М., 1884
- Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных этапах. СПб., 1880
- Дарвин И. Выражение эмоций у человека и животных // Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978
- Дери Ю. Соотношение конвергентности и дивергентности мышления у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. психол. наук. М., 1987
- Джемс У. Психология. М., 1991
- Джемс У. Что такое эмоция? // Психология эмоций. М., 1993
- Диагностика и регуляция эмоциональных состояний//сб. материалов всесоюзного симпозиума. М.: БИ., 1990
- Дмитриева С. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста. Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1997
- Добрынин Н.Ф. Вопросы теории и истории психологии. М., 1964.
- Додонов Б.И. Типы общей эмоциональной направленности и тенденции структурирования эмоциональной сферы // Вопросы психологии. 1972. № 1.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978
- Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, изд. полит, лит-ры, 1987
- Дружинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность. / Психологический журнал, № 4,1994
- Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Изд-во Саратовского ун-та. 1990
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996
- Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск, 1969
- Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М. Д996
- Дьяченко О.М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? М., 1994 58. Запорожец А. В. Избр. психологические труды: 2 т. М., 1986 59.3апорожец А. В. Роль JI.C. Выготского в разработке проблемы эмоций.//
- Научное творчество JI.C. Выготского и современная психология. М., 1981.С.57−63.
- Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В, П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 196 761. Запорожец А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. / Вопросы психологии. № 6,1974
- Захаров А.И. как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., Проев., 1993
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. М., «Знание», 1968
- Изард Д. Эмоции человека. М. Изд-во МГУ, 1980
- Ильенков Э.В. О воображении. / Народное образование. № 3,1968
- Кемпинский А. Психология неврозов, Варшава, 1975.
- Кеннон В. Физиология эмоций. Л., 1927
- Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М, 1992
- Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни. //Вопросы психологии, 1965. № 2
- Клопаред Э. Чувства и эмоции.// Психология эмоций. М., 198 471. Ковалев А. Г. О чувствах и эмоциях.// Вопросы психологии, 1957, № 4
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., Л., 1979
- Кошелева А.Д. роль социальных эмоций в становлении нравственной позиции дошкольника // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983
- Коффка К. Основы психического развития. М. Л., 1934
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма / Общ. ред. Щебланова Е. И. М.: ИНТОР, 1995
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., изд-во УРАО, 199 779. Ланге Г. Эмоции. М., 1896
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., изд-во МУ, 1971
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Избр. психол. произв. в 2 т., Т.1. М., 1983
- Линдслей Д.В. Эмоции // Экспериментальная психология / Сост. С. С. Стивене. М., 1980. Вып.1. С. 629−683.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976
- Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения. Дисс. канд. психол. наук. М., 1984
- Магдаугол У. Развитие эмоций и чувств. //Психология эмоций. М., 1987
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. / Вопросы психологии, № 6,1989
- Марцинковская Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в Российской психологической науке (Середина XIX начало XX века). Автореф. дис. .докт. псих. наук. М., 1994
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997
- Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994
- Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
- Митру М. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра. Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1995
- МухинаВ.С. Детская психология. М., 1985
- Мухина B.C. Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личност/ТМежвузовский сборник научных трудов.М.Д985
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1949
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, 1995
- Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, «Минцеба», 1972
- Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965
- Неверович Я.З. Роль эмоций в процессе мотивации поведения у детей // Тезисы научных сочинений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976. С.208−211.
- Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. М., Проев., 1994
- Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М., 1978
- Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены./Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение, № 4,1988
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Язык и искусство, СПб., 1895
- Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: Высшая школа, 1992
- Петражинский Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908
- Петражинский Л.И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидности. СПб., 1904
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969
- Пинер Р.И. Мотивационная теория эмоций.//Психология эмоций. М., 1987
- Платон. Собрание сочинений в 4 т./Под ред. А. Ф. Лосева. М., 1968
- Платонов К.К. Проблема способностей. М., 1972
- Полуянов Ю. А. Дети рисуют. М., 1988
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976
- Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития. / Психологический журнал, № 6,1994
- Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Поддьякова., Н. Я. Михайленко. М., 1987
- Проблемы способностей в советской психологии / под ред. Матюшкина1. A.М. 1984
- Психология. Словарь / под общ. редакцией А.В. петровского, М. Г. Ярошевского. М., изд. Политической лит-ры, 1990
- Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983
- Психология одаренных детей и подростков / под ред. Лейтеса Н. С. М., 1996
- Развитие и диагностика способностей / ред. Дружинина В. Н., Шадрикова1. B.Д., М., Наука, 1991
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. М., 1986
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. А. Неверович. М., 1986
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., «Музыка», 1968
- Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, № 1, 1990
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.9 Прогр., 1979
- Рибо Т.А. Логика чувств. СПб., 1901.
- Рибо Т.А. Психология чувств. Пб., 1912. 703 с.
- Рибо Т.А. Творческое воображение. СПб., 1901
- Розет И.М. Психология фантазии: Экспериментально теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2 Т. Т.1,2. М., 1989
- Румянцев Н.Е. Экспериментальные данные по вопросу о развитии эстетического чувства у детей // Труды второго всероссийского съезда по педагогической психологии. СПб, 1910, с. 350−361
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965
- Сартер Ж.П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций.М., 1987. С. 120−137.
- Селли Дж. Очерки по психологии детства. М., 1909
- Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций //Вопросы психологии, 1982, № 6
- Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1975
- Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1983
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988
- Спиноза Б.О. О происхождении и природе аффектов.// Психология эмоций: тексты. М., 1984.
- Страхов И.В. Психология воображения (пособие для студентов). Саратов, 1971
- Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников 11 Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978, с. 139 -144
- Теплов Б.М. О музыкальном переживании // к 35-летию научной деятельности Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1945
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. Труды: в 2 т. Т.1. М., Педагогика, 1985
- Толстых А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. М., Пед-ка, 1990
- Тома Ф. Воспитание чувств. М., 1900
- Уотсон Д. Психология. М., 1976
- Фельдштейн Д.Й. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985, № 6, с. 26−37
- Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Вып.5
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Перевод П. С. Гуревич. М.: Республика, 1994
- Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности. Вопросы психологии, № 2, 1991,120−127
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927
- Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова // Этюды и вариации на тему Гумбольта. М., 1927, с. 35−127
- Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М. Воронеж, 1996
- Штерн. Психология раннего детства. М., 1922
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994
- Щелбанова Е.И., Аверина И. С. Современные лонгитюдные исследования одаренности. Вопросы психологии, №., 199
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978
- Эмоциональное развитие дошкольника./Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985.
- Эмоции и воображение (клинико-психологические исследования) / ред. Банщикова В. М., Короленко Ц. П. М., 1975
- Эпикур. Собрание сочинений. М., 1955
- Эриксон Эрик. Детство и общество / под общ. ред. Лидерса А. Г., Колесникова В. Г. Обнинск, изд-во «Принтер», 1993
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984
- Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961
- Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1956. 238 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Пед-ка, 1984,142 с.
- Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Вопросы психологии, № 4, 1997
- Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский в поисках новой психологии. СПб, 1993
- Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985
- Ярошевский М. Г. Идеи Б.М. Теплова о переживании // Вопросы психологии, № 4,1997
- Adler Alfred. Individual Psychology /Psychologie of 1930, ed. C- Murcheson, Clark Univ. Press, Worcester, Mass, 1930
- Arasten A. Reza, Arasten Josphin. Creativity in the life cycle. Volume 2. Leiden, E.J. BRTLL, 1968
- Arnheim R. The creative progress // Psychologeche Beitrage. V.6. № 3−4, 1962
- Arnold M.B. Emotion and personality. V.I. Psychological aspect. N.Y., 1960.
- Averill J.R., Thomas-Knowls C. Emotional creativity // Strongman K.T. (ed.) International review of studies on emotion. V.I. Chichester: Wiley, 1991
- Bandura A., Walters R. N. Social Learning and Personality Development. N. Y.} 1964
- Barron F. Creative person and creative progress. N.L., 1969
- Bayard-De-Volvo L. C., Feibert M. Creativety in the preschool child and its relationship to parental autoritarism 11 Percept, and Mot. Skills. V.45, № 1, 1977
- Bottenberg E.N. Phenomenological and operational characterization of factor analytically derived dimensions of emotion. Psychol. Rep., v.37, pp. 1253−1254.
- Dalh H. The appetite hypothesis of emotions: a new Psyhoanalytich model of motivation. // Emotion and Psyhopatalogy./Ed. Bu C.E. Izard, N.Y., 1977.
- Fromm E. Creative attityde // Creativity and its cultivation. N.Y., 1959
- Fromm E. Escape from freedom. New York- Farrar & Rinehart, 1941
- Freeman J., Buther H., Christie T. Creativity: a selective review of research. L., 1968
- Garritson J. Child Arts. Integrating Curriculum Through the Arts. Addison Wesley Pub 1. Сотр., USA, 1969
- Getzels J.W., Jacson P.W. Creativity and Intelligence. N.Y., 1963
- Griffits R. Stady of Imagination in Early Childhood and its Faction in Mental Development. L., 1949
- Guilford J.P. Intellectual Factors in Productive Thinking. In: Explorations in Creativity. N.-Y. 1967
- Guilford J.P. The Analysis of Intelligence. McGraw Hill. 1971
- Guilford J.P. The structure of Intelligence // Psychol. Bull. 1956
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967
- Gutman H. The Biological Roots of Creativity. In: Explorations in Creativity. N.-Y. 1967
- Harlow H.F., Harlow M. Learning to love. In: P.H. Mussen, J. Konger, J. Kagan (ed.) Readings in child’s development and personality. N.Y., 1970
- Haskell L. Art in early childhood years. Columbus, 1979
- Hess R., Kroft D. Teachers of young children. N.Y., 1975
- Horney K. The Neurotic personality of ourtime. N.Y., 1937
- Horney K. Our inner conflicts. N.Y., 1966
- Homey К. Our inner conflicts. N.Y., 1966
- Khatena Ioc. Analogy and creative imagination // J. Ment. Imagery, V.7, № 1, 1983
- Klein M. Freud’s two theories of sexuality // Psychologie versus metapsychology Psychoanalytic essays in memory of George S. Klein. N.Y., 1976
- Klein J.S. Freid’s two theory of sexuality. // Psychologie versus metapsychology Psychoanalytic essays in memory of George S. Klein./Ed. By M.M. Gill, P. S. Norman, N.Y., 1976
- Koops W. Developmental psychology behind the dikes. -Amsterdam, 1990
- Lazarus R. S Cognitive and coping processes in emotion // Cognitive views of haran motive action./Ed. by B. Weiner, N.Y., 1974
- Lasarus P. S., Deese L., Osier S.F. The Effect of Psychological // Psychological Bulletin, № 49. -1952. P. 45−48.
- MacKinnon D.W. Creativity in architects // Widening horizons in creativity. N.Y., 1964
- Mednick S.A., Mednick M.T. Interpretation of the creative process // Widening horizons in creativity. N.Y., 1964
- Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Review. № 2, 1969
- Moore B. S, Underwood В., Posenhan P. Affect and altruism. Develop. Psychol., 1973 № 8
- Moreno S. Who shall survevee. N.Y., 1934
- Olmo B. G. Retroduction: The key to creativity // J. Creat. Behav., V. ll, № 3, 1977
- Rapoport D. On the psychoanalytic theory of motivation. //Ed. Bu M.R. Iones Lincoln, 1960.
- Rapoport D. On the psychoanalytic theory of affect. //Intern. I. Of psychoanalysis, 1953, v. 3.
- Шсоеиг P, Imagination et metaphor // Psychology mtdfoaL V I4* № 12, 1982 (Nov.)
- Rogers C. Toward a theory of creativity, Oft beeoffiisg, а реШй-. Boston, 1961
- Schachtel E.G., Latane B. Crimecognition and the auteaemie nervous system. In: Nebraska University Press, 1964, v. 12.
- Shapiro E. A developmental perspective on the creative process // J. of Aestetic Education. V.9, № 4? 1975 (Oct.).
- Shigel L. A. A review of contributions to psychoanalytic theory of adolescence. Psychoanal. Study of the Child., 1951
- Smith G., Carlsson A. Can preschool be creative? A perseptogenetic study of 4−6 years olds //Archiv fur Psychologie. V.135.№ 1. 1983
- Terman L.M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1937
- Tomkins S.S. Affect, imaginary, consciousness, vv. 11: The negative affects. N.Y., Springer, 1963
- Torrance E.P. Education and the Creative Potential. The University of Minnesota press. 1967
- Torrance E.P. Guiding Creative Talent Englewood Cloffs, W.J.: Prentice — hoi J, 1964
- Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965
- Tryk H.E. Assessment in the Study of Creativity // Advances in Psychological Assessment. Calif., 1968
- Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity -intelligence distinction // Journal of Personality. № 33, 1965