Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь социальных эмоций и креативности в старшем дошкольном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическое значение исследования заключается в том, что разработанная программа формирования социальных эмоций, выявляя новые факторы, влияющие на процесс эмоционального опосредования, позволяет тем самым расширить сферу нашего влияния на этот процесс и на становление психики детей дошкольного возраста в целом. Результаты исследования могут быть использованы для диагностики нормативности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема исследования эмоций в психологии
    • 1. 1. Психологическая природа эмоций
    • 1. 2. Теории социальных эмоций
    • 1. 3. Руководство развитием эмоциональной сферы
  • Глава 2. Анализ теорий креативности
    • 2. 1. Концепции креативности, связь креативности с другими психическими процессами
    • 2. 2. Онтогенез креативности, особенности проявления творческих способностей у ребенка
    • 2. 3. Руководство развитием креативности
  • Глава 3. Психологические методы исследования особенностей взаимосвязи социальных эмоций и креативности у детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 1. Описание методов исследования
      • 3. 1. 1. Выявление особенностей социальных эмоций и креативности
      • 3. 1. 2. Формирование социальных эмоций в музыкально-эстетической деятельности
      • 3. 1. 3. Оценка изменений в развитии социальных эмоций и креативности
    • 3. 2. Сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных

Взаимосвязь социальных эмоций и креативности в старшем дошкольном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема эмоционального развития детей является одной из самых значимых и дискуссионных в современной психологической науке. Особенно важным представляется анализ роли эмоций в процессе социализации детей, в развитии творческого отношения к окружающему их миру.

Актуальность темы

диссертации связана с тем, что проблема социализации и аккультурации детей в социальной среде, в которой они растут, в настоящее время становится все более важной и насущной как для отечественной психологической науки, так и для психолого-педагогической практики и общества в целом.

Развитые социальные эмоции и способности к креативному мышлению регулируют деятельность человека, определяют широту и характер его отношений с окружающим социумом, оптимизируют процесс его вхождения в новую действительность. Социальные переживания являются одним из ведущих механизмов социализации, играют значимую роль в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности. Они так же представляют собой один из главных факторов в процессе формировании ценностных ориентаций и установок, индивидуального стиля деятельности и общения человека, направляют процесс аккультурации. Переживания, связанные с восприятием и познанием культуры, художественных ценностей, помогают становлению культурного самосознания ребенка, формированию у него культурной и национальной идентичности. Таким образом, социальные эмоции, которые формируются у детей в процессе развития художественной деятельности, регулируют не только формирование просоциального поведения, но и важнейших компонентов личности. Поэтому программа, в которой развитие социальных эмоций основывается на музыкально-эстетической деятельности и развивает осознанное отношение, как к нормам поведения, так и предметам культуры, дает возможность не только повысить психологическую устойчивость детей и оптимизировать становление социально адекватного поведения, но и повлиять на процесс формирования их культурной идентичности.

Не менее актуальным в настоящее время является и тот факт, что творческая деятельность формирует активное и гибкое отношение к окружающему миру, развивает не пассивное усвоение навязанных взрослым форм поведения и общения, но собственную поисковую активность детей по выработке свойственных именно им просоциальных стилей жизни. Таким образом, дети усваивают не готовую схему действия в контролируемых взрослым ситуациях, а способность адекватно и гибко решать встающие перед ними проблемы, и у детей развиваются новые, присущие именно данному ребенку, формы социально-психологической адаптации к действительности. Тот факт, что они появляются в процессе творческой деятельности и вырабатываются самими ребенком, а не задаются ему взрослым, делает эти формы поведения не только более устойчивыми, но и более результативными. Таким образом, подход, реализованный в работе, формирует не только социальные переживания, но и развивает потенциальные возможности детей, учит их учиться и самим вырабатывать адекватные стратегии поведения.

Цель исследования: изучение динамики формирования социальных эмоций и креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе развивающего обучения, построенного на основе музыкально-эстетической деятельности.

Предмет исследования: взаимосвязь между социальными эмоциями, эстетическими переживаниями и креативностью у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: социальные эмоции, эмотивность и креативность (образная и вербальная) детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: специально организованное обучение, построенное на основе эстетической деятельности и художественного творчества детей, дает возможность не только повысить уровень развития их социальных эмоций и креативности, но и усиливает взаимосвязь между данными процессами за счет формирования у детей индивидуальных эстетических переживаний, собственного отношения к культурным ценностям и нормам и активной позиции при выработке адекватной стратегии поведения в рамках определенной культуры.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности эмоционального развития (социальных эмоций и эмотивности), образной и вербальной креативности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить динамику формирования социальных эмоций, эмотивности и креативности у детей старшего дошкольного возраста.

— 3. Разработать программу развития социальных эмоций в процессе музыкально-эстетической деятельности. 4. Исследовать влияние специально организованного обучения на динамику формирования и взаимосвязь социальных эмоций и креативности.

Методологической основой исследования является положение Л. С. Выготского о переживании как основной единице социальной ситуации развития ребенка, которая определяет не только его отношение к окружающим, но и его понимание ситуации. Таким образом, по мнению Выготского, именно в переживании и осуществляется тот сплав аффекта и интеллекта, который составляет основу психики человека. Определяющим положением для проведения исследования так же было положение Г. Г. Шпета о роли внутренней формы художественного произведения и переживаний, вызываемых искусством, в формировании культурного самосознания и национальной идентичности человека, а также работы Б. М. Теплова, Н. И. Жинкина, Н. Н. Волкова и других сотрудников ГАХНа о роли переживания в формировании музыкальных способностей и творческой активности человека.

Методы исследования:

— психодиагностические методики, направленные на выявление исходного и появившегося в результате развития уровни: а) социальных эмоций на основе методики «Оцени поведение» и набора рисунков противоположного характера, например, «Рисунок самого красивого — самого некрасивого» или «Рисунок по прослушанной музыке веселого и грустного характера" — —- б) эмотивности при помощи выборочного наблюдения в процессе рассматривания и составления рассказов по картинкам с изображениями смешного и грустного, сплошного наблюдения в реальной свободной деятельности в различных ситуацияхв) креативности на основе модифицированных тестов П. Торранса, например, субтестам «Дорисовывание фигур», «Использование предмета» и других субтестов;

— формирующий эксперимент, построенный на основе экспериментальной программы развития социальных эмоций в музыкально-эстетической деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Старший дошкольный возраст является сензитавным к развитию социальных эмоций, которые формируют адекватное эмоциональное отношение к значимым для данной культуры художественным произведениям, историческим событиям, персонажам.

2. Эстетические переживания помогают развитию социальных эмоций в дошкольном возрасте, направляя процесс социализации ребенка и превращая заданные взрослым знания в личностные смыслы.

3. Усиление взаимосвязи между креативностью и социальными эмоциями помогает превращению пассивной адаптации в активную социализацию детей, приводя к появлению новых, нешаблонных способов поведения в рамках определенной культуры и с учетом индивидуальных склонностей и особенностей детей.

4. Специально организованное обучение, построенное на основе музыкально-эстетической деятельности, оказывает влияние не только на развитие социальных эмоций, но и на динамику творческих способностей.

5. Обеспечение индивидуальной вариативности в использовании получаемых знаний в процессе творческой деятельности, приводит к росту креативности, а так же росту мотивации к продуктивным видам творческой деятельности. Традиционное обучение продуктивной деятельности не способствует повышению высокого уровня креативности и переносу полученных знаний в реальную деятельность детей.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуется влияние социальных эмоций на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Важным моментом является и то, что исследование также позволяет выявить взаимосвязь между различными сторонами эмоциональной сферы (социальные эмоции, эмотивность) и разными видами креативности (вербальной и образной), а так же рассмотреть влияние этих параметров на особенности социализации старших дошкольников. Исследование динамики становления социальных эмоций в процессе организованного обучения позволяет понять влияние социальной ситуации и индивидуального способа ее переживания детьми на формирование их отношения к окружающему миру.

Теоретическое значение работы связано с тем, что понимание взаимосвязи и взаимовлияния эмоций и креативности помогает выявить некоторые новые существенные закономерности психического развитая детей дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные о динамике социальных эмоций расширяют и уточняют представление о факторах, влияющих на формирование новых мотивов поведения, а также о роли искусства, художественных произведений в процессе эмоционального опосредования. Полученные материалы важны и для решения ряда значимых психолого-педагогических проблем, связанных с оптимизацией процесса вхождения ребенка в мир взрослых, формирования его ценностных ориентации, отношения в окружающей действительности. Этот процесс предполагает не только обучение ребенка, развитие комплекса знаний и умений, но и появление собственных социальных переживаний детей, а также способности нетривиально подойти к решению сложных проблем, самостоятельно выработать как адекватный способ её решения, так и адекватное отношение к ней.

Практическое значение исследования заключается в том, что разработанная программа формирования социальных эмоций, выявляя новые факторы, влияющие на процесс эмоционального опосредования, позволяет тем самым расширить сферу нашего влияния на этот процесс и на становление психики детей дошкольного возраста в целом. Результаты исследования могут быть использованы для диагностики нормативности эмоционального развития детей, причин возникающих сложностей их социальной адаптации и низкой продуктивности их деятельности. Знание о связи между уровнем развития социальных эмоций и креативностью детей поможет также точнее диагностировать и корректировать проблемы, возникающие при решении сложных, конфликтных ситуаций, при выработке индивидуального стиля деятельности и общения детей. Разработанная в диссертации программа может быть использована в практике работы детских дошкольных учреждений не только психологами, но и квалифицированными педагогами, что позволит дифференцировать формы развивающего воздействия с учетом индивидуальных особенностей и склонностей детей.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением комплекса апробированных и валидизированных методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, количественным анализом эмпирического материала с использованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

1. в процессе экспериментальной работы автора в старших группах Государственного образовательного учреждения № 1633 «Начальная школадетский сад» и яс № 1842 г. Москвы в качестве детского психолога;

2. в программе спецкурса и программе специализации «Диагностика психического развития ребенка», составленной диссертантом, и используемой в Московском педагогическом колледже № 15;

3. в исследовательских работах студентов МПК № 15, проведением которых руководила Никифорова Е. В.;

4. в принятом к реализации в 1998;99 гг. Министерством общего и профессионального образования РФ в рамках президентской программы «Дети России» по федеральной целевой программе «Одаренные дети» проекте «Модель работы с одаренными детьми в массовом образовательном учреждении», ответственным исполнителем которого является автор;

5. в докладах, сделанных на научно-практических конференциях в Mill У, МГЛУ, МГОПУ (1997;98гг.), в докладах студентов на научно-практических конференциях МПГУ, МГПУ по исследовательским работам, проводимым под руководством диссертанта (1995;97 гг.), в выступлениях на конференциях и методических объединениях по проблемам дошкольного воспитания в ЦОУ МКО (1995;1997 гг.);

6. в докладах и сообщениях на заседаниях кафедры детской психологии МИГУ (в 1997;98 гг.).

Структура и объем диссертации

.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 323 наименований, в том числе 53 наименований на иностранном языке, 3-х приложений. Основное содержание диссертации изложено на 169 страницах, включая 22 диаграммы.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: r 1. В дошкольном возрасте происходит активное усвоение норм и правил, которые побуждают ребенка к действию, регулируют его взаимоотношения с окружающими. Основой установления таких отношений является формирование у детей социальных эмоций, которые опосредуют отношения ребенка с обществом. Развитие социальных эмоций связано с усвоением знаний о нормах поведения, оценочных категорий и с формированием устойчивого эмоционального отношения к этим знаниям, что превращает пассивную адаптацию детей к окружающему в сознательно мотивированную деятельность. 2. Исследование показало, что старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования у детей социальных эмоций. Благодаря тому, что социальные эмоции формируют адекватное отношение к значимым для данной культуры фактам (предметам, историческим событиям, персонажам, художественным произведениям), они влияют на процесс формирования культурной идентичности, дают возможность ребенку быстрее войти в ту социальную среду, в которой он воспитывается, принять культуру и этику данного общества, то есть, регулируют и направляют процесс его социализации и аккультурации.

3. Предложенная нами методика формирования у дошкольников социальных эмоций путем включения ребёнка в активную творческую музыкально-эстетическую деятельность, оказала значительное влияние на повышение уровня развития творческих способностей детей.

4. Специально организованное обучение, основанное на эстетических переживаниях, показало результативность эмоционального опосредования и заражения «культурными, эстетическими» эмоциями, вложенными автором в его искусство, при формировании социальных эмоций, активного отношения к окружающему и становлении компенсаторной функции творчества.

5. Предложенный в работе подход к развивающим социальные эмоции занятиям показал, что активная деятельность, связанная с формированием эмоционального отношения, демонстрации детям алгоритма творческой деятельности, приводит к индивидуальной вариативности в использовании знаний, росту высокой креативности и переносу полученного опыта на другие виды деятельности, а также росту мотивации к продуктивной творческой деятельности.

6. Традиционные занятия формируют у детей главным образом стереотипные способы применения творческих приемов, оставляя в стороне эмоциональное отношение, как к процессу самой деятельности, так и к произведениям искусства. Это приводит к ослаблению связи между эмоциями и 1феативностью и снижению творческой активности у детей с потенциально высоким уровнем креативности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агаева E. J1. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования. Афтореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984
  2. Аристотель. Психологические сочинения. Вып. 1. Исследования о душе / пер. с греч. Снегирева. Казань, 1885, 98 с.
  3. М.Б., Гассон Дж. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности. М., 1972. С.1−13.
  4. И.А. Как возможно творческое мышление? М., 1993
  5. ПЛ. Избранные психологические произведения. М., 1964
  6. Г. Психоаналитические теории личности. Изд-во «КСП». М., 1996
  7. Д.Б. Интеллектуальная активность как природа творчества. Изд. Ростовского Ун-та, 1983
  8. Д.Б. Психология творчества. / Психологический журнал, № 5, 1995
  9. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
  10. Ю.Боно Д. Э. Рождение новой идеи. М., 1976
  11. П.Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников.// Вопросы психологии. 1984. № З.С.З-12.
  12. Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, ЛГУ, 1984
  13. В. В. Формирование наглядного опосредования в конструктивной деятельности старших дошкольников. Дисс. к. психол. наук. М.1988
  14. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.195 с.
  15. Л. А. Педагогика способностей. М., 1973
  16. М. Продуктивное мышление. М., 1987
  17. ВетлугинаН.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968
  18. В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций. / Психология эмоций- тексты. Изд. МУ, 1993
  19. В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976
  20. Вопросы мотивации эмоций. Учебное пособие для студентов. Вып. 1. М., изд-во МГУ, 1993
  21. И.П. Коррекция эмоциональной сферы младшего школьника: Методическое пособие. М., изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993
  22. Р. Экспериментальная психология. М., 1950
  23. В. Основы фенологической психологии. Пб., 1912. Т.2. С.35−431, Т.З.
  24. ВундтВ. Очерки психологии. М., 1912.
  25. Вопросы мотивации эмощш (учебное пособие для студентов) / ред. Наенко Н. И. Изд. МУ, 1973
  26. Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии. //Вопросы психологии, 1968. № 2. С. 149−152.
  27. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967
  28. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  29. Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.1,2, 3. М., 1982,1983
  30. Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего дошкольного возраста// Вопросы психологии, 1974, № 5, с. 107−114
  31. Э., Луфбборроу Дж. Психофизиология эмоций. М., 1985.
  32. Я. Э. Логика мифа. М., 1987
  33. . Что такое психология?: 2 т. Т.1. М., Мир, 1992
  34. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 176 с.
  35. О.В. Развитие у детей представления об амбивалентности эмоций. // Вопросы психологии. 1996. № 3
  36. А.Л. Музыкальная психология. М., 1993
  37. Н.Я. Значение чувства в познании и деятельности человека. М., 1884
  38. Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных этапах. СПб., 1880
  39. И. Выражение эмоций у человека и животных // Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987
  40. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978
  41. Ю. Соотношение конвергентности и дивергентности мышления у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. психол. наук. М., 1987
  42. У. Психология. М., 1991
  43. У. Что такое эмоция? // Психология эмоций. М., 1993
  44. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний//сб. материалов всесоюзного симпозиума. М.: БИ., 1990
  45. С. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста. Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1997
  46. Н.Ф. Вопросы теории и истории психологии. М., 1964.
  47. .И. Типы общей эмоциональной направленности и тенденции структурирования эмоциональной сферы // Вопросы психологии. 1972. № 1.
  48. .И. Эмоции как ценность. М., 1978
  49. .И. В мире эмоций. Киев, изд. полит, лит-ры, 1987
  50. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность. / Психологический журнал, № 4,1994
  51. В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Изд-во Саратовского ун-та. 1990
  52. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996
  53. А.Я. Воображение. Смоленск, 1969
  54. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974
  55. О.М. Воображение дошкольника. М., 1986
  56. О.М. Развитие воображения дошкольника. М. Д996
  57. О.М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? М., 1994 58. Запорожец А. В. Избр. психологические труды: 2 т. М., 1986 59.3апорожец А. В. Роль JI.C. Выготского в разработке проблемы эмоций.//
  58. Научное творчество JI.C. Выготского и современная психология. М., 1981.С.57−63.
  59. А. В., Венгер Л. А., Зинченко В, П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 196 761. Запорожец А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. / Вопросы психологии. № 6,1974
  60. А.И. как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., Проев., 1993
  61. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. М., «Знание», 1968
  62. Д. Эмоции человека. М. Изд-во МГУ, 1980
  63. Э.В. О воображении. / Народное образование. № 3,1968
  64. А. Психология неврозов, Варшава, 1975.
  65. В. Физиология эмоций. Л., 1927
  66. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М, 1992
  67. М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни. //Вопросы психологии, 1965. № 2
  68. Э. Чувства и эмоции.// Психология эмоций. М., 198 471. Ковалев А. Г. О чувствах и эмоциях.// Вопросы психологии, 1957, № 4
  69. Л.С. Воображение и его роль в познании. М., Л., 1979
  70. А.Д. роль социальных эмоций в становлении нравственной позиции дошкольника // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983
  71. К. Основы психического развития. М. Л., 1934
  72. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма / Общ. ред. Щебланова Е. И. М.: ИНТОР, 1995
  73. И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., изд-во УРАО, 199 779. Ланге Г. Эмоции. М., 1896
  74. Н.С. Ранние проявления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4
  75. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., изд-во МУ, 1971
  76. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
  77. А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Избр. психол. произв. в 2 т., Т.1. М., 1983
  78. Д.В. Эмоции // Экспериментальная психология / Сост. С. С. Стивене. М., 1980. Вып.1. С. 629−683.
  79. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976
  80. Е.А. Слово и образ в процессе воображения. Дисс. канд. психол. наук. М., 1984
  81. У. Развитие эмоций и чувств. //Психология эмоций. М., 1987
  82. A.M. Концепция творческой одаренности. / Вопросы психологии, № 6,1989
  83. Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в Российской психологической науке (Середина XIX начало XX века). Автореф. дис. .докт. псих. наук. М., 1994
  84. Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997
  85. Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994
  86. Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов
  87. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981
  88. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988
  89. М. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра. Автореф. дис. .канд. псих. наук. М., 1995
  90. МухинаВ.С. Детская психология. М., 1985
  91. B.C. Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личност/ТМежвузовский сборник научных трудов.М.Д985
  92. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981
  93. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1949
  94. В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, 1995
  95. Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, «Минцеба», 1972
  96. Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965
  97. Я.З. Роль эмоций в процессе мотивации поведения у детей // Тезисы научных сочинений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976. С.208−211.
  98. Р.С. Психология. В 2-х кн. М., Проев., 1994
  99. З.Н. Почему дети фантазируют? М., 1978
  100. А. Творческий потенциал и личностные перемены./Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение, № 4,1988
  101. Овсянико-Куликовский Д. Н. Язык и искусство, СПб., 1895
  102. В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: Высшая школа, 1992
  103. Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908
  104. Л.И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидности. СПб., 1904
  105. . Избранные психологические труды. М., 1969
  106. Р.И. Мотивационная теория эмоций.//Психология эмоций. М., 1987
  107. Платон. Собрание сочинений в 4 т./Под ред. А. Ф. Лосева. М., 1968
  108. К.К. Проблема способностей. М., 1972
  109. Ю. А. Дети рисуют. М., 1988
  110. Я.А. Психология творчества. М., 1976
  111. Я.А. Психология творчества: перспективы развития. / Психологический журнал, № 6,1994
  112. А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990
  113. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Поддьякова., Н. Я. Михайленко. М., 1987
  114. Проблемы способностей в советской психологии / под ред. Матюшкина1. A.М. 1984
  115. Психология. Словарь / под общ. редакцией А.В. петровского, М. Г. Ярошевского. М., изд. Политической лит-ры, 1990
  116. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983
  117. Психология одаренных детей и подростков / под ред. Лейтеса Н. С. М., 1996
  118. Развитие и диагностика способностей / ред. Дружинина В. Н., Шадрикова1. B.Д., М., Наука, 1991
  119. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. М., 1986
  120. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. А. Неверович. М., 1986
  121. С.Х. Искусство и эмоции. М., «Музыка», 1968
  122. К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, № 1, 1990
  123. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.9 Прогр., 1979
  124. Т.А. Логика чувств. СПб., 1901.
  125. Т.А. Психология чувств. Пб., 1912. 703 с.
  126. Т.А. Творческое воображение. СПб., 1901
  127. И.М. Психология фантазии: Экспериментально теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977
  128. С. Л. Основы общей психологии. 2 Т. Т.1,2. М., 1989
  129. Н.Е. Экспериментальные данные по вопросу о развитии эстетического чувства у детей // Труды второго всероссийского съезда по педагогической психологии. СПб, 1910, с. 350−361
  130. Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965
  131. .П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций.М., 1987. С. 120−137.
  132. Дж. Очерки по психологии детства. М., 1909
  133. П.В. Потребностно-информационная теория эмоций //Вопросы психологии, 1982, № 6
  134. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1975
  135. П.В. Что такое эмоция? М., 1966
  136. Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1983
  137. А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988
  138. .О. О происхождении и природе аффектов.// Психология эмоций: тексты. М., 1984.
  139. И.В. Психология воображения (пособие для студентов). Саратов, 1971
  140. Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников 11 Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978, с. 139 -144
  141. .М. О музыкальном переживании // к 35-летию научной деятельности Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1945
  142. .М. Способности и одаренность // Избр. Труды: в 2 т. Т.1. М., Педагогика, 1985
  143. А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. М., Пед-ка, 1990
  144. Ф. Воспитание чувств. М., 1900
  145. Д. Психология. М., 1976
  146. Д.Й. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985, № 6, с. 26−37
  147. А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.
  148. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925
  149. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
  150. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Вып.5
  151. Э. Анатомия человеческой деструктивности. Перевод П. С. Гуревич. М.: Республика, 1994
  152. К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности. Вопросы психологии, № 2, 1991,120−127
  153. Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927
  154. Г. Г. Внутренняя форма слова // Этюды и вариации на тему Гумбольта. М., 1927, с. 35−127
  155. Г. Г. Психология социального бытия. М. Воронеж, 1996
  156. Штерн. Психология раннего детства. М., 1922
  157. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994
  158. Е.И., Аверина И. С. Современные лонгитюдные исследования одаренности. Вопросы психологии, №., 199
  159. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989
  160. Д. Б. Психология игры. М., 1978
  161. Эмоциональное развитие дошкольника./Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985.
  162. Эмоции и воображение (клинико-психологические исследования) / ред. Банщикова В. М., Короленко Ц. П. М., 1975
  163. Эпикур. Собрание сочинений. М., 1955
  164. Эриксон Эрик. Детство и общество / под общ. ред. Лидерса А. Г., Колесникова В. Г. Обнинск, изд-во «Принтер», 1993
  165. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984
  166. П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961
  167. П.М. Психология чувств. М., 1956. 238 с.
  168. П.М. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Пед-ка, 1984,142 с.
  169. Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Вопросы психологии, № 4, 1997
  170. М.Г. Л.С. Выготский в поисках новой психологии. СПб, 1993
  171. М.Г. История психологии. М., 1985
  172. М. Г. Идеи Б.М. Теплова о переживании // Вопросы психологии, № 4,1997
  173. Adler Alfred. Individual Psychology /Psychologie of 1930, ed. C- Murcheson, Clark Univ. Press, Worcester, Mass, 1930
  174. Arasten A. Reza, Arasten Josphin. Creativity in the life cycle. Volume 2. Leiden, E.J. BRTLL, 1968
  175. Arnheim R. The creative progress // Psychologeche Beitrage. V.6. № 3−4, 1962
  176. Arnold M.B. Emotion and personality. V.I. Psychological aspect. N.Y., 1960.
  177. Averill J.R., Thomas-Knowls C. Emotional creativity // Strongman K.T. (ed.) International review of studies on emotion. V.I. Chichester: Wiley, 1991
  178. Bandura A., Walters R. N. Social Learning and Personality Development. N. Y.} 1964
  179. Barron F. Creative person and creative progress. N.L., 1969
  180. Bayard-De-Volvo L. C., Feibert M. Creativety in the preschool child and its relationship to parental autoritarism 11 Percept, and Mot. Skills. V.45, № 1, 1977
  181. Bottenberg E.N. Phenomenological and operational characterization of factor analytically derived dimensions of emotion. Psychol. Rep., v.37, pp. 1253−1254.
  182. Dalh H. The appetite hypothesis of emotions: a new Psyhoanalytich model of motivation. // Emotion and Psyhopatalogy./Ed. Bu C.E. Izard, N.Y., 1977.
  183. Fromm E. Creative attityde // Creativity and its cultivation. N.Y., 1959
  184. Fromm E. Escape from freedom. New York- Farrar & Rinehart, 1941
  185. Freeman J., Buther H., Christie T. Creativity: a selective review of research. L., 1968
  186. Garritson J. Child Arts. Integrating Curriculum Through the Arts. Addison Wesley Pub 1. Сотр., USA, 1969
  187. Getzels J.W., Jacson P.W. Creativity and Intelligence. N.Y., 1963
  188. Griffits R. Stady of Imagination in Early Childhood and its Faction in Mental Development. L., 1949
  189. Guilford J.P. Intellectual Factors in Productive Thinking. In: Explorations in Creativity. N.-Y. 1967
  190. Guilford J.P. The Analysis of Intelligence. McGraw Hill. 1971
  191. Guilford J.P. The structure of Intelligence // Psychol. Bull. 1956
  192. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967
  193. Gutman H. The Biological Roots of Creativity. In: Explorations in Creativity. N.-Y. 1967
  194. Harlow H.F., Harlow M. Learning to love. In: P.H. Mussen, J. Konger, J. Kagan (ed.) Readings in child’s development and personality. N.Y., 1970
  195. Haskell L. Art in early childhood years. Columbus, 1979
  196. Hess R., Kroft D. Teachers of young children. N.Y., 1975
  197. Horney K. The Neurotic personality of ourtime. N.Y., 1937
  198. Horney K. Our inner conflicts. N.Y., 1966
  199. Homey К. Our inner conflicts. N.Y., 1966
  200. Khatena Ioc. Analogy and creative imagination // J. Ment. Imagery, V.7, № 1, 1983
  201. Klein M. Freud’s two theories of sexuality // Psychologie versus metapsychology Psychoanalytic essays in memory of George S. Klein. N.Y., 1976
  202. Klein J.S. Freid’s two theory of sexuality. // Psychologie versus metapsychology Psychoanalytic essays in memory of George S. Klein./Ed. By M.M. Gill, P. S. Norman, N.Y., 1976
  203. Koops W. Developmental psychology behind the dikes. -Amsterdam, 1990
  204. Lazarus R. S Cognitive and coping processes in emotion // Cognitive views of haran motive action./Ed. by B. Weiner, N.Y., 1974
  205. Lasarus P. S., Deese L., Osier S.F. The Effect of Psychological // Psychological Bulletin, № 49. -1952. P. 45−48.
  206. MacKinnon D.W. Creativity in architects // Widening horizons in creativity. N.Y., 1964
  207. Mednick S.A., Mednick M.T. Interpretation of the creative process // Widening horizons in creativity. N.Y., 1964
  208. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Review. № 2, 1969
  209. Moore B. S, Underwood В., Posenhan P. Affect and altruism. Develop. Psychol., 1973 № 8
  210. Moreno S. Who shall survevee. N.Y., 1934
  211. Olmo B. G. Retroduction: The key to creativity // J. Creat. Behav., V. ll, № 3, 1977
  212. Rapoport D. On the psychoanalytic theory of motivation. //Ed. Bu M.R. Iones Lincoln, 1960.
  213. Rapoport D. On the psychoanalytic theory of affect. //Intern. I. Of psychoanalysis, 1953, v. 3.
  214. Шсоеиг P, Imagination et metaphor // Psychology mtdfoaL V I4* № 12, 1982 (Nov.)
  215. Rogers C. Toward a theory of creativity, Oft beeoffiisg, а реШй-. Boston, 1961
  216. Schachtel E.G., Latane B. Crimecognition and the auteaemie nervous system. In: Nebraska University Press, 1964, v. 12.
  217. Shapiro E. A developmental perspective on the creative process // J. of Aestetic Education. V.9, № 4? 1975 (Oct.).
  218. Shigel L. A. A review of contributions to psychoanalytic theory of adolescence. Psychoanal. Study of the Child., 1951
  219. Smith G., Carlsson A. Can preschool be creative? A perseptogenetic study of 4−6 years olds //Archiv fur Psychologie. V.135.№ 1. 1983
  220. Terman L.M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1937
  221. Tomkins S.S. Affect, imaginary, consciousness, vv. 11: The negative affects. N.Y., Springer, 1963
  222. Torrance E.P. Education and the Creative Potential. The University of Minnesota press. 1967
  223. Torrance E.P. Guiding Creative Talent Englewood Cloffs, W.J.: Prentice — hoi J, 1964
  224. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965
  225. Tryk H.E. Assessment in the Study of Creativity // Advances in Psychological Assessment. Calif., 1968
  226. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity -intelligence distinction // Journal of Personality. № 33, 1965
Заполнить форму текущей работой