Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональные и смысложизненные ориентации студентов технических вузов в процессе профессионального становления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мнение студентов по различным аспектам профессиональной подготовки часто отличается от мнения экспертов и от мнения студентов других технических вузов. Из всех образовательно-целевых установок в студенческой, выборке предпочтение во всех трех группах отдано «практике по специальности», однако, недооценена квалификация преподавателей. Эксперты на первое место ставят следующие три фактора… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-психологические проблемы профессионального самоопределения личности
    • 1. 1. Психологические особенности формирования и развития профессионального сознания в системе технического образования
    • 1. 2. Уровни и этапы профессионального становления личности в процессе образования
    • 1. 3. Понятие и структура профессионально важных качеств
    • 1. 4. Профессиональное и личностное самоопределение студентов в процессе обучения
    • 1. 5. Проблема психологической диагностики процесса профессионального становления
  • Выводы
  • Глава 2. Ценностные и смысложизненные ориентации в процессе формирования профессиональной направленности студентов технических ВУЗов
    • 2. 1. Понятие и классификация ценностных ориентации в психологии
    • 2. 2. Структура смысложизненных ориентации
    • 2. 3. Социально-психологические исследования ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи
    • 2. 4. Диагностика смысложизненных ориентаций
    • 2. 5. Анализ динамики смысложизненных ориентаций студентов
  • Выводы
  • Глава 3. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и учебиопрофессиональных установок студентов технических вузов
    • 3. 1. Зависимость образовательно-целевых установок от смысложизненных ориентаций студентов
    • 3. 2. Зависимость организационно-образовательных установок от смысложизненных ориентаций студентов
    • 3. 3. Психологическая характеристика участников образовательного процесса в контексте их смысложизненных установок
  • Выводы

Профессиональные и смысложизненные ориентации студентов технических вузов в процессе профессионального становления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поиск смысла жизни в той профессиональной области труда, в которой занят человек, изучение развития личности специалиста как субъекта своей профессиональной деятельности, разрешение вопросов реализации регуляторной функции смысла жизни в целостной жизнедеятельности человека, становится в последние годы объектом исследований ученых различных областей знаний (Л.И. Анцыферова [12], Г. А. Вайзер [23], H.JI. Карпова [46, 47], Д. А. Леонтьев [71, 72], В. Э. Чудновский [132] и др.).

На всех этапах жизненного пути человек постоянно общается с окружающим его миром, с людьми, обладающими различными, нередко диаметрально противоположными жизненными установками, уровнем образования и культуры. В процессе взросления, овладения жизненным и трудовым опытом, он впитывает в себя лишь то, что ему особенно понятно и близко, вызывает интерес, дает толчок к развитию и совершенствованию. Но прежде чем каждый человек наполнит общую для всех, объективно обязательную основу смысла жизни, своим конкретным содержанием, ему предстоит пройти через воздействие многочисленных внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов, влияющих на становление человека как индивида, личности, субъекта деятельности, и путем «.самостоятельного поиска, индивидуального для каждого» [132. с. 18] определить наиболее важные для себя ориентиры.

В самоопределении человек соединяет в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, определяя смысл своего существования.

Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения — личностное, социальной, профессиональное и др. Эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют.

Ценностно-смысловые отношения человека к разным сферам жизни, как и любые психические образования, имеют динамический характер, претерпевая в ее ходе многообразные изменения — по содержанию, по масштабу и др. Динамичность этих отношений интересно проследить на всем протяжении профессионального самоопределения человека, но без эмпирических данных нет возможности сделать достоверные выводы и достаточно точно сформулировать направление диагностической и коррекционной работы.

Проблема самоопределения получила достаточное освещение в психологических исследованиях (Л.И. Божович [19], М. Р. Гинзбург [29], JI.M. Карнозова [44], И. С. Кон [55], В. Ф. Сафин [107], Г. А. Цукерман [128] и др.). В данных исследованиях существует два подхода. Первый рассматривает самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий в основном как личностное новообразование, другой подход рассматривает самоопределение как искусственно организуемый процесс.

Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других видов самоопределения. Поэтому важными для содержания труда являются именно ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Проблемы ценностных и смысложизненных ориентаций и интересов молодежи были предметом исследований ряда ученых (К.А. Абульхановой-Славской [1], Л. И. Анцыферовой [12], Л. И. Божович [20], В. Т. Лисовского [77], В. А. Ядова [345] и др.).

Одним из подходов к изучению динамики ценностно-смыслового отношения субъекта к профессиональной деятельности является, прежде всего, анализ системы целеполагания, содержания высшего образования в контексте прогнозируемых студентами трудностей будущей работы, социально-психологической оценки подготовки к профессиональной деятельности в вузе, учебно-профессиональных экспектаций студентов в процессе образования.

Данная тема охватывает только ту часть исследований смысложизненных и профессиональных ориентаций, которая соответствует специфике социальнопсихологических изысканий. При таком подходе к рассмотрению проблемы имеют место несколько в разной степени исследованных направлений, однако, непредставленность в исследованиях вопросов о связи смысложизненных ориентаций и учебно-профессиональных установок, является основанием для утверждения теоретической актуальности избранной темы.

На фоне продолжающейся перестройки (реформирования, модернизации) системы образования, изменения статуса ряда государственных вузов, наиболее чувствительными к происходящим в обществе и в системе образования изменениям являются процессы личностного и массового психологического порядка. Поэтому в качестве объекта настоящего исследования выступают группы студентов, преподавателей и специалистов, с особенностями динамики профессиональных и смысложизненных ориентаций в процессе профессионального становления.

Предметом исследования выступает система жизненных и учебно-профессиональных установок студентов технических вузов.

Целью работы является изучение динамики и взаимосвязи смысложизненных ориентаций и учебно-профессиональных установок студентов технических вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности.

Цель работы определила необходимость решения следующих задач:

1. Определить социально-психологические особенности профессиональной социализации для разных направлений подготовки специалистов в системе высшего образования (профиль, специализация и др.).

2. Изучить динамику смысложизненных ориентаций студентов технических вузов.

3. Изучить динамику учебно-профессиональных установок студентов технических вузов.

4. Исследовать взаимосвязь смысложизненных ориентаций и учебно-профессиональных установок студентов.

Решение поставленных задач требует конструирования адекватного измерительного инструментария и схем экспериментов. Для получения эмпирических данных использованы логико-теоретический анализ проблемы, сравнительный, лонгитюдный, экспериментальный методы, методы наблюдения, тестирования, опроса, анкетирования и статистическая обработка данных исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи и принципы системного подхода к системе самоопределения, проблемы ценностных и смысложизненных ориентаций и интересов молодежи (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, В. Н. Ядов и др.), идеи раскрывающие сущность социально-профессионального становления личности (Б.С. Алишев, Г. В. Мухамедзянова, М. Г. Рогов, Р. Х. Шакуров и др.).

Проблемы ценностных и смысложизненных ориентаций и интересов молодежи получили достаточное освещение в ряде работ (К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Н. Л. Карповой, В. Т. Лисовского, В. Э. Чудновского, В. Н. Ядова и др.), отражающих различные стороны этого комплексного процесса.

При этом системно-структурный подход к изучению личности, на который мы опирались в своем исследовании, разработан в трудах Б. Г. Ананьева, В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейнаконцепция отношений разработанная Б. Г. Ананьевым, А. Ф. Лазурским, В. Н. Мясищевымпринципы историко-психологического изучения личности, содержащиеся в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. В. Петровскогопонятие субъекта деятельности К.А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. Также в своей работе мы ориентировались на труды по проблемам методологии социальной психологии Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьмина, общения и коммуникации А. А. Бодалева, А. И. Донцова, В. Е. Семенова, P. X. Шакуроваакмеологическую концепцию личности Н. В. Кузьминойдиспозиционную концепцию личности В. А. Ядова.

Эмпирической базой исследования являются результаты экспериментов, проведенных на выборке 812 человек, которая включает:

— 685 абитуриентов, студентов с первого по пятый курс дневного и заочного отделений студентов Самарского государственного технического университета;

— 100 преподавателей с различным стажем работы этого же вуза;

— 27 специалистов с большим стажем работы на производстве. Полученные данные были сопоставлены с результатами полученными другими авторами (Г.В. Акоповым, Н. П. Красиковой, Н. Н. Рыковой и др.).

Материалы исследования обрабатывались с помощью разработанного нами компьютерного варианта методики «теста смысложизненных ориентаций» и диагностической анкеты учебного (профессионального) сознания «Студенты о профессиональной подготовке» .

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается репрезентативностью выборки, теоретико-методологической адекватностью, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, а также применением методов статистической обработки. В исследовании подвергнуты проверке следующие гипотезы:

1. Смысложизненные ориентации студентов имеют достаточно сложную динамику, носящую нелинейный характер, обусловленную тендерным и учебно-организационным факторами с наличием кризиса второго и третьего года обучения.

2. Наличие кризисных явлений в системе смысложизненных ориентаций студентов и наличие кризиса профессионального несоответствия, выявленного ранее другими авторами, свидетельствует о тесной связи смысложизненных ориентаций с учебно-профессиональными установками.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Выявлена взаимосвязь между учебно-профессиональными установками студентов технического вуза и их смысложизненными ориентациями. Предложено проводить анализ целеполагания, прогнозирования будущих трудностей, профессиональных намерений, удовлетворенности своей учебой в зависимости от принадлежности респондентов к определенной группе по результатам ответов по тесту смысложизненных ориентаций.

2. Выявлена динамика становления смысложизненных ориентаций и установлено наличие кризиса в сфере смысложизненных ориентаций у студентов третьего года обучения. Показано, что данный кризис является дальнейшим продолжением кризиса переосмысления профессионального выбора.

3. Разработан подход, позволяющий определить динамику и качественные особенности формирования учебно-профессиональных установок в процессе обучения. Разработана компьютерная методика исследований по тесту смысложизненных ориентаций. Подтверждена валидность данного теста в современных условиях.

Теоретическое значение данной работы состоит в расширении области социально-психологических исследований. В качестве изучаемых социальных объектов (явлений) рассматриваются не только личность и группа, но также специально организуемые обществом системы (образование), процессы (обучение), в которые включаются и участвуют личности и группы с определенной жизненной направленностью.

Практическое значение работы определяется возможностью использования выявленных факторов, закономерностей, исследовательских процедур и методов в организационном, методическом и информационном управлении в системе образования. Предлагаемая в работе концепция может являться теоретико-методической основой для развития исследований взаимозависимости смысложизненных и профессиональных ориентаций не только студентов технических, но и других вузов. Результаты исследования могут быть использованы в просветительской, консультационной и коррекционной работе, а также при разработке курсов гуманитарных дисциплин в технических вузах.

Выводы.

1. Экспериментально установлено, что профессиональные установки экспертов и учебно-профессиональные установки студентов совпадают по структуре, однако носят различный характер по наполнению структурных компонентов в групповом измерении.

2. Динамика представлений студентов о профессии свидетельствует о том, что студенты первой и третьей групп по тесту смысложизненных ориентаций показывают прямо противоположные результаты относительно результатов экспертов и студентов, отнесенных по этому же тесту ко второй группе.

3. Пик профессионального несоответствия личности в период обучения, по данным различных авторов (В.А. Сонина, В. Т. Лисовского, Дж. Калдерхеда) приходится на второй год. В числе трудностей, с которыми сталкиваются студенты, отмечаются неверные представления о будущей профессии, неопределенность профессиональных целей, неверная субъективная модель учебной деятельности и т. д. Специфика такой психологической картины текущей учебы и будущей профессии у студентов второго курса приобрела образное обозначение «кризиса второго курса» или.

I" кризиса профессионального несоответствия". Профессиональная осведомленность в ВУЗе (структура деятельности и ролевые функции инженера) развивается медленно, складываясь лишь к старшим курсам. Кризис профессионального несоответствия (второй год обучения), выявленный ранее другими авторами, получает дальнейшее развитие в виде кризиса в сфере смысложизненных ориентаций (третий год обучения).

4. У студентов разных групп по уровневой градации смысложизненных ориентаций личности имеются значительные расхождения в целеполагании, оценках прогнозирования будущих трудностей, профессиональных намерениях, в удовлетворенности студентов своей учебой и др. Будущие трудности большинство студентов затрудняется прогнозировать, при чем половина студентов утверждает, что трудностей не будет вообще. Общее же мнение экспертов — трудности обязательно будут.

5. Мнение студентов по различным аспектам профессиональной подготовки часто отличается от мнения экспертов и от мнения студентов других технических вузов. Из всех образовательно-целевых установок в студенческой, выборке предпочтение во всех трех группах отдано «практике по специальности», однако, недооценена квалификация преподавателей. Эксперты на первое место ставят следующие три фактора: теоретическую подготовку, самостоятельную работу и квалификацию преподавателей, которая, по их мнению, играет не последнюю роль в процессе обучения.

6. Студенты с наибольшим интегральным показателем по тесту смысложизненных ориентаций, более высоко оценивают подготовку («очень хорошо»), получаемую в вузе, по сравнению со студентами, интегральный показатель которых ниже нормы («удовлетворительно» и «неудовлетворительно»).

7. У студентов с интегральным показателем по тесту смысложизненных ориентаций в пределах нормы и ниже нормы преобладают оценки удовлетворенности. У студентов группы выше нормы преобладают оценки средней удовлетворенности, видимо из-за повышенной требовательности к себе и к организации учебного процесса. Во всех трех группах причиной неудовлетворенности отмечена «лень» .

8. В групповом сознании студентов в списке «внешних» факторов совершенствования профессиональной подготовки в вузе более всего представлен фактор, связанный с увеличением объема практики, затем фактор, связанный с совершенствованием организации учебного процесса.

9. Независимо от группы, в которую вошли респонденты по тесту смысложизненных ориентаций, больше половины студентов сохраняют намерение работать по избранной специальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Значительную роль в формировании профессиональной направленности играют характерологические особенности личности, уровень развития ее способностей, а также ценностные и смысложизненные ориентации.

2. В настоящее время недостаточно подробно изучены учебно-профессиональные установки студентов в контексте их смысложизненных ориентаций, хотя отдельно тест смысложизненных ориентаций и анкетирование по профессиональным установкам широко используются различными исследователями. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе не приводятся достоверные количественные сведения о такой взаимосвязи, которые бы позволили провести более глубокий анализ образовательного процесса в высшей школе и выработать рекомендации по его улучшению.

3. Становление смысложизненных ориентаций студентов технического вуза имеет определенную, достаточно сложную динамику, носящую нелинейный характер, которую можно проследить в период обучения студентов в вузе. По общему показателю осмысленности жизни результаты среди мужчин и женщин всех курсов лежат в пределах нормы. В целом диаграммы ОЖ симбатны диаграммам первой шкалы — «Цели в жизни» .

4. Проведенный анализ полученных результатов обследования по тесту смысложизненных ориентаций выявил существенные тендерные различия по шкалам «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля — Я», «Локус контроляЖизнь» и показателю общей осмысленности жизни.

5. Исследование особенностей развития и динамики смысложизненных ориентаций студентов вуза выявило респондентов с показателями, выходящими за нижние границы нормы. При этом именно среди студентов заочного факультета оказалось больше всего тех, кто имеет показатели ниже границ нормы, а именно 33% у мужчин и 12% у женщин. Среди студентов дневного отделения эта группа составляет до 18% от численности мужчин, при этом она существенно ниже у женщин. Обращает на себя внимание резкое возрастание этой группы (до 27%) у мужчин на пятом курсе.

6. Обследование студентов и экспертов (преподавателей и специалистов) по тесту смысложизненных ориентаций показало, что по показателю общей осмысленности жизни всех респондентов можно распределить на три неравнозначные группы, причем характеристики распределений студентов и экспертов совпадают.

7. Полученные результаты свидетельствуют о наличии кризиса третьего курса обучения в сфере смысложизненных ориентаций у студентов технического вуза.

8. Экспериментально установлено, что профессиональные установки экспертов и учебно-профессиональные установки студентов совпадают по структуре, однако носят различный характер по наполнению структурных компонентов в групповом измерении.

9. Динамика представлений студентов о профессии свидетельствует о том, что студенты первой и третьей групп по тесту смысложизненных ориентаций показывают прямо противоположные результаты относительно результатов экспертов и студентов, отнесенных по этому же тесту ко второй группе.

10. Пик профессионального несоответствия личности в период обучения, по данным различных авторов (В.А. Сонина, В. Т. Лисовского, Дж. Калдерхеда) приходится на второй год. В числе трудностей, с которыми сталкиваются студенты, отмечаются неверные представления о будущей профессии, неопределенность профессиональных целей, неверная субъективная модель учебной деятельности и т. д. Специфика такой психологической картины текущей учебы и будущей профессии у студентов второго курса приобрела образное обозначение «кризиса второго курса» или кризиса профессионального несоответствия". Профессиональная осведомленность в ВУЗе (структура деятельности и ролевые функции инженера) развивается медленно, складываясь лишь к старшим курсам. Кризис профессионального несоответствия (второй год обучения), выявленный ранее другими авторами, получает дальнейшее развитие в виде кризиса в сфере смысложизненных ориентаций (третий год обучения).

11. У студентов разных групп по уровневой градации смысложизненных ориентаций личности имеются значительные расхождения в целеполагании, оценках прогнозирования будущих трудностей, профессиональных намерениях, в удовлетворенности студентов своей учебой и др. Будущие трудности большинство студентов затрудняется прогнозировать, при чем половина студентов утверждает, что трудностей не будет вообще. Общее же мнение экспертов — трудности обязательно будут.

12. Мнение студентов по различным аспектам профессиональной подготовки часто отличается от мнения экспертов и от мнения студентов других технических вузов. Из всех образовательно-целевых установок в студенческой выборке предпочтение во всех трех группах отдано «практике по специальности», однако, недооценена квалификация преподавателей. Эксперты на первое место ставят следующие три фактора: теоретическую подготовку, самостоятельную работу и квалификацию преподавателей, которая, по их мнению, играет не последнюю роль в процессе обучения.

13. Студенты с наибольшим интегральным показателем по тесту смысложизненных ориентаций, более высоко оценивают подготовку («очень хорошо»), получаемую в вузе, по сравнению со студентами, интегральный показатель которых ниже нормы («удовлетворительно» и «неудовлетворительно»).

14. У студентов с интегральным показателем по тесту смысложизненных ориентаций в пределах нормы и ниже нормы преобладают оценки удовлетворенности. У студентов группы выше нормы преобладают оценки средней удовлетворенности, видимо из-за повышенной требовательности к себе и к организации учебного процесса. Во всех трех группах причиной неудовлетворенности отмечена «лень» .

15. В групповом сознании студентов в списке «внешних» факторов совершенствования профессиональной подготовки в вузе более всего представлен фактор, связанный с увеличением объема практики, затем фактор, связанный с совершенствованием организации учебного процесса.

16. Независимо от группы, в которую вошли респонденты по тесту смысложизненных ориентаций, больше половины студентов сохраняют намерение работать по избранной специальности.

17. В качестве помощи студентам при профессиональном самоопределении могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие профессионально важных качеств, а также тестирование студентов перед выбором специализации.

18. Проектирование современных технологий обучения, позволяющих создавать оптимальные условия преодоления кризиса, возможно только с учетом особенностей всех этапов и стадий профессионального и личностного становления студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  2. Г. В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. —296 с.
  3. Г. В. Социальная психология образования: Учебное пособие. Самара, 1998.-246с.
  4. М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974. 243 с.
  5. .С. Психология формирования демократической культуры студентов ССУЗ. Казань: ИСПО РАО, 2001.-224 с.
  6. Н.В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования // Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии / Под ред. Н. В. Алишева. М., 1987. 167 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.,-1980.Т. 1. 230с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1997. -239 с.
  11. О.С. Основы методологического мышления. М., 1989. 250 с.
  12. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. -1994. Т.15. -№ 1. С.1−18.
  13. В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993. -158 с.
  14. В.А. Диалог в профессиональном самоопределении. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1990. -22с.
  15. Р. Развитие Я концепции и воспитание. -М.: «Прогресс», 1986. -422с.
  16. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1987. № 2. С. 20−30.
  17. C.JI. Самоаналин как условие профессионального самоопределения учащихся. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1988.-22 с.
  18. Бодал ев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -200с.
  19. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. С. 192−193.
  20. Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36., с. 45−53.
  21. В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. 1973.155 с.
  22. А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья вторая) // Психологический журнал. 1992 Т. 13. № 6. С. 3−12.
  23. Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 5. С. 3−14.
  24. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ. 1984. -200 с.
  25. М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. 328 с.
  26. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. -272 с.
  27. Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3 -М.: Педагогика, 1983. -366 с.
  28. С.Г. К вопросу о профессиональной психологии // История советской психологии труда: Тексты (20−3 0е годы XX века). / Под ред. Зинченко В. П. и др. М., 1983. 358 с.
  29. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопрос психологии. 1988. № 2. С. 19−26.
  30. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии, психология в мире, 1997. С. 21−28.
  31. . Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. М., 1992.376 с.
  32. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. АН УССР, институт философии. Киев, 1986. 142 с.
  33. А.А. Социально-психологическое исследование становления социальной зрелости. Дисс. канд. пс. наук. Самара, 1998. 248 с.
  34. Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.-352 с.
  35. А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исслеодвания). —М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -208 с.
  36. Э. Ценностные и реальные суждения // Социологические исследования. 1991. — № 2.-С. 106−114.
  37. Д.А., Тубельский А. Н. Разработка концептуальных оснований трансляции и освоения нетрадиционного педагогического опыта на базе экспериментальных площадок // Вопросы методологии. 1992. № 1−2. С. 84−92.
  38. Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. с. 46−48.
  39. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. научных трудов. Грозный, 1980. С. 5−13.
  40. Карнозова J1.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 10−18.
  41. Карпова H. JL Александрова Ю. В. III симпозиум «Психологические аспекты смысла жизни» // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С.173−178.
  42. H.JI. Психологические аспекты проблемы смысла жизни// Психологический журнал. Т. 17. 1996. № 2. С. 178−183.
  43. H.JI. Психологические грани смысла жизни // Вопросы психологии. С. 151−155.
  44. JI.B., Борисов С. В. Экспертный метод оценки мотивации студентов // Развитие и совершенствование учебного процесса в техническом ВУЗе на современном этапе. Тезисы докладов научно-методической конференции. Самара. 1999. С. 45.
  45. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 5. С. 120−128.
  46. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1995. -38 с.
  47. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. 300 с.
  48. Е.А. Психология профессионала. М., 1996. 400 с.
  49. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  50. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат. 1978. 376 с.
  51. КонИ.С. Психология старшеклассника. М., 1980.191 с.
  52. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М., 1976. 175 с.
  53. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  54. В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск., 1988. 208 с.
  55. Т. Профессионализм и психология // Высшее образование в России. 1995. № 3. С. 81−90.
  56. С.Б. Игротехника как метод формирования самоопределения личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. -Киев, 1991. -16с.
  57. В.И. Метафизическое самоопределение человека: Автореф. дис. д-ра филос. наук. / ТГУ. -Томск, 1995. -45 с.
  58. Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51−60.
  59. И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии // Профессиональная ориентация школьников. Сборник статей. М., 1976. 84 с.
  60. Е.С. Основы социальной психологии. —Л., 1967. -174 с.
  61. A.M. Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся.-Минск, 1976.-158 с.
  62. З.Ф. Профессиональное самоопределение студентов в условиях реформирования высшей технической школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань. 1997. 21 с.
  63. А.Ф. Очерк науки о характерах. (Памятники психологической мысли). -М.: Наука, 1995. 251 с.
  64. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304. с.
  65. Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6. С. 13−27.
  66. Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали// Психологически журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 19−30.
  67. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35−44.
  68. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности (продолжение). // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1997. № 1. С. 20−27.
  69. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999,487 с.
  70. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: «Смысл», 1992. 16 с.
  71. Д.А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, т. 14, № 1. С. 150−155.
  72. Г. В., Быкова Н. Л. Исследование динамики смысложизненных ориентаций // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. Материалы III-V симпозиумов. М.: «Ось-89», 2001. С. 164 171.
  73. В.Т. Современный студент // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 125−139.
  74. .Д., Горбатов С. В. О взаимоотношении внешних и внутренних детерминат в профессиональном самоопределении «трудных» подростков// Психологическое обеспечение социального развития / Под ред. А. А. Крылова. -Л., 1989. С. 156−188.
  75. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л., 1973.172 с.
  76. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.308 с.
  77. И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи. -Киев.: Наукова думка, 1993 .-117с.
  78. В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 144−149.
  79. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.28−38.
  80. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998,201 с.
  81. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. 215 с.
  82. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей. Материалы конференций. М., 1962. 308 с.
  83. Научные основы профессионального самоопределения учащихся / Под ред. В. Г. Каневец и др. Л., 1982. -228 с.
  84. Е.В. Развитие у студентов рефлексии по поводу собственной жизни // Межвузовский сборник научных трудов, СамГПИ. Самара. 1991. С. 40−45.
  85. Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 123 129.
  86. П.Н., Вагапова Н. А., Шимрова Л. А. Социально-психологические факторы профессионального развития студента средней профессиональной школы. Казань: ИСПО РАО, 1999. 96 с.
  87. Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., 1973. 87 с.
  88. Л.Г. Профессиональное призвание личности. -М., -1991. -126с.93 .Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. 659 с.
  89. К.К. Структуры и развитие личности. М., 1986. 254 с.
  90. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
  91. Н.С. Ощущение элитарности как возможный идеал жизненного самоопределения // Мир психологии. 1997. № 1. С. 147−160.
  92. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1981.259 с.
  93. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. С.-Петербург, 1991. 152 с.
  94. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 110 119.
  95. ЮО.Рескина С. Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. диссертации. Л., 1986.36 с.
  96. Т.В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема. Автореф. дис. канд. философ, наук. Свердловск, 1991.-24 с.
  97. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 1984. 176 с.
  98. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. П М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  99. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л., 1990. 256с.
  100. В. Ф. Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 65−73.
  101. Юб.Сафин В. Ф. Самоопределение личности // Личность в системе общественных отношений. Часть 1. М., 1983. С. 72−74.
  102. Ю7.Сафин В. Ф., Ников Т. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал, 1984, № 4. С. 65−73.
  103. В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л. 1987. 96с.
  104. Смирнов J1.M. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 157 167.
  105. Смысл жизни: Антология. М., 1994. 592 с. 111 .Солонько Л. Проблемы личностного самоопределения человека // Филос. и социол. мысль. Киев, 1995. -№ 9/10. С. 50−87.
  106. П.А. Система социологии. В 2-х т. -М.: Наука, 1993.
  107. В.В. Самосознание личности. М., 1983. -368 с.
  108. B.C., Осипов П. Н. Как формировать конкурентоспособного специалиста. Казань: ИСПО РАО, 2000. -100 с.
  109. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975. 198 с. Пб. Томас У., Занецки Ф. Методологические заметки // Американскаясоциологическая мысль. -М., 1994.
  110. О.В. Об экологическом подходе к проблеме становления личности психолога на ранних этапах профессионализации. Коломна. 1997. 127 с.
  111. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. -160 с.
  112. А.В. Вопросы психологии управления // Психологический журнал. -1980. -т.1 -№ 2.
  113. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации //Вопросы психологии. 1997. № 2. С.88−93.
  114. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994, № 6. С. 57−64.
  115. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.168 с.
  116. В. Доктор и душа. Л.: Ювента, 1997. 285 с.
  117. В. Основы лошгерапии. Психотерапия и религия. СПб: Речь, 2000. 286 с.
  118. В. Психотерапия на практике. СПб: Ювента, 1999.256 с.
  119. В.Н. Педагогическая импровизация // Советская педагогика. 1989, № 9. с. 54−60.
  120. Ю. А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов Л., 1981. 163 с.
  121. Г. А. Диагностика умения строить совместные действия // Новые исследования в психологии. 1986. № 1(34). С. 51−56.
  122. И.И. Проблема развития самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.-144с.
  123. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 3−12.
  124. В.Э. Психологические проблемы смысла жизни // Вопросы психологии. 1995. № 4. с. 147−150.
  125. В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997. 235 с.
  126. П.А. Психология профессионального.самоопределения в ранней юности. М., 1981. 95 с.
  127. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. 320 с.
  128. В. Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М., 1982. 185 с.
  129. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. Москва-Воронеж. 1998. «Институт практической психологии». 187 с.
  130. Л. И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи/ Л. И. Шишкина- Ленингр. государственный ун-т им. А. А. Жданова. Л., 1976. 62 с.
  131. Г. П. К анализу топики организационно-деятельностных игр. Путцино, -1987. 44 с.
  132. Г. П., Розин В. М. и др. Педагогика и логика. -М.: КАСТАЛЬ, 1993. С. 3−200.
  133. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. С. 169 175.
  134. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. англ. -М: «Прогресс», 1996. -342 с.
  135. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе. // Вопросы психологии. 1995. № 4. С. 50−56.
  136. А.В., Зотов О. А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. -1997. -№ 3.-С. 84−92.
  137. Ядов В. А Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. -1994. -№ 1. -С. 40.
  138. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. С. 100−103.
  139. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988. «
  140. Crumbaugh J.S. Cross-validation of Purpose-in-Life Test based on Frankl’s concept//J. of Individual Psychology, vol. 24, 1968, May. P. 74−81.
  141. Frankl V. The unheard cry for meaning. N.Y., 1978.
  142. Parsons T. Action theory and the human condition. -N.Y., OUP, 1978.
  143. Rokeach M. The nature of human values. -N.Y.: Free press, 1973.
Заполнить форму текущей работой