Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Приоритетные направления государственной стратегии противодействия этносепаратизму как угрозе национальной безопасности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для нахождения эффективных путей предупреждения сепаратизма, правового обеспечения противодействия ему, правильного выбора средств и методов борьбы с ним и профилактических методов важен комплексный социологический и политико-правовой анализ этого сложнейшего социально-политического феномена, его глубокое теоретическое осмысление, привлечение отечественного и зарубежного опыта по разрешению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЭТНОСЕПАРАТИЗМА, КАК
  • ОБЪЕКТА ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Историко-политологический анализ возникновения национализма
    • 1. 2. Национализм -политический фундамент этносепаратизма
    • 1. 3. Особенности возникновения и закономерности развития этносепаратизма
  • Глава 2. ЭШОСЕПАРАТИЗМ, КАК УГРОЗА СУЩЕСТВОВАНИЮ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
    • 2. 1. Сущность сепаратизма и этносепаратизма в России
    • 2. 2. Характеристика экстремистско-сепаратистских факторов этнонационального самосознания, как вероятных источников возникновения угрозы безопасности Российской Федерации
    • 2. 3. Особенности формирования общенациональных потребностей и интересов этносов, как основы внутренней политики многонационального государства
  • Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭТНОСЕПАРАТИЗМУ 122 И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯМ
    • 3. 1. Деятельность государства по преодолению этнополити-ческих конфликтов, как проявлений этносепаратизма
    • 3. 2. Аспекты борьбы с этносепаратизмом в вооруженном конфликте в Чеченской Республике
    • 3. 3. Меры противодействия этносепаратизму в Российской Федерации. Задачи и перспективы

Приоритетные направления государственной стратегии противодействия этносепаратизму как угрозе национальной безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С середины XX столетия в результате бурно протекающей научно-технической революции к действующим элементам международных и межэтнических отношений добавились прогрессирующие технико-экономические процессы, чье влияние на политическую ситуацию в мире резко возросло. Рост населения в целом, общественное разделение труда, а также связанное с ним техническое перевооружение, увеличение добычи природных ископаемых, их переработка, непреодолимое накопление отходов жизнедеятельности и т. д., в конечном итоге привели к реальной ситуации перераспределения значительных инвестиционных потоков, как рычага переориентирования мирового капитала в сторону глобализации основных экономических процессов. Это влияние определяет не только технико-экономические и организационно-стратегические потенциалы, оно пронизывает практически все сферы деятельности человечества.

В особенной степени глобализация затронула внешнеэкономическую деятельность, международную торговлю, межгосударственное денежное обращение и движение рабочей силы. Эти, в основном, и некоторые другие процессы, в частности, активизация информационно-политических (илипропагандистских) потоков и расширение политического влияния, подкрепляющего трансграничное проникновение капитала, оказывают все большее влияние как на межгосударственные, так и на межнациональные отношения, что, при конфликте интересов в той или иной степени, способно перерасти в политические, межгосударственные, межконфессиональные, межнациональные и межэтнические конфликты. В причинах их возникновения в полной мере вероятны проявления национализма, как вектора удовлетворения национальных интересов, и его производнойэтносепаратизма, как одного из уровней применения символической функции насилия в целях программируемого уничтожения соседствующих народов. Этим, во-первых, обусловлена актуальность настоящего диссертационного исследования.

Во-вторых, понимание причин возникновения сепаратизма и его проявлений, знание его исторических корней, определение способствующих его развитию социально-политических и экономических факторов и возможность прослеживания логики локализации такого рода экстремистских течений во взаимосвязи с необходимостью совершенствования отдельных положений теории этносепаратизма, также актуально для современного состояния России.

В-третьих, возникла потребность в уточнении классификации проявлений и последствий этносепаратизма, а также необходимость более глубокого научного анализа форм и методов противодействия ему и его последствиям.

В-четвертых, назрела необходимость разработки практических рекомендаций по противодействию этносепаратизму для органов исполнительной власти Российской Федерации, и, что важнее всего, целесообразность формулирования и научно-практического обоснования технологий прогнозирования и предотвращения последствий сепаратистской деятельности для органов управления любого уровня.

В борьбе с проявлениями сепаратизма в период 50-х-80-х годов XX столетия чаще всего обращали внимание на политико-идеологические «симптомы болезни», забывая о национально-этнической психологии наций и национальностей, их социально-психологических уровнях и исторически сложившихся компонентах самосознания. В результате — чаще всего «заглушали» конфликт, переводя его в латентную форму. «Стремительный кризис, охвативший СССР, а после его распада перенесенный на Россию, — это, прежде всего, кризис ценностей. Монолитная идеологизированная официальная система ценностей, господствовавшая в течение семидесяти лет, рухнула, вызвав стремительную дезинтеграцию общества, социальных групп, институтов, утрату идентификации личности с прежними структурами, ценностями и нормами"1. Процессы демократизации раскрепостили национальную энергию, в значительной мере сдерживаемую ранее тоталитарными механизмами. Роспуск СССР качественно изменил ситуацию в межнациональных отношениях, со всей силой проявились этнонациональные интересы и устремления. Положительным результатом демократического развития стало утверждение многими народностями своей идентичности, становление и институционализация этнических общин, национально-культурных организаций. Вместе с тем это же раскрепощение породило негативные политические процессы, и в первую очередь — сепаратизм (этносепаратизм). Сепаратизм и этнополитические конфликты стали тормозом демократического развития общества, реальной угрозой целостности государства, его национальной безопасности.

Степень научной разработанности проблемы. Научная задача осмысления мер по противодействию этносепаратизма на территории Российской Федерации возникла в связи с распадом СССР. Процессы демократизации раскрепостили национальную энергию, в значительной мере сдерживаемую ранее авторитарными механизмами, эта задача дополняется необходимостью разработки приоритетных направлений государственной стратегии по сохранению территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации.

Изучение научной и научно-публицистической литературы, государственных документов, материалов конференций и других работ позволяет утверждать, что в прямой постановке научная задача обоснования приоритетных направлений государственной стратегии противодействия этносепаратизму на территории Российской Федерации не исследовалась и не решалась. Вместе с тем, необходимо отметить, что отдельные аспекты, составляющие содержание отмеченной задачи, подвергались изучению как отечественными, так и зарубежными исследователями. В частности, обсуждению терминов в сфере сепаратистской деятельности — национализма, шовинизма, расизма, экстремизма, терроризма и т. д., некоторые из которых сегодня требуют значительной переработки, посвящены работы этнополитологов, историков, юристов: А. В. Авраменко, В. В. Амелина, В. И. Власова, М. Н. Губогло, JI.M. Дробижевой, В. А. Михайлова, Т. Мамсурова, Т. М. Музаева, В. А. Тишкова, А.А. Чичановского1 и др.

Ряд работ посвящены исследованию чеченского сепаратизма, истории, А конфликта и поискам его разрешения. Обширный список литературы составляют работы, в которых рассматривается политический экстремизм3. Вопросы сепаратизма включены в специальные труды, изучающие распространение терроризма в мире4.

1 Абдулатипов Р. Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., Славянский диалог, 2001; Авраменко А. В. Сепаратизм (сущность и проблемы). Дис. .канд. Полит. Наук. М., 1997; Амелин В. В. Роль средств массовий информации в нейтрализации этнического сепаратизма. Оренбург, 2002; Виноградов М., Ядыкин А. Сепаратизм в современной России // http://vinogradov.hl .ru/2003/co separatizm. htm: Власов В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М., 2003; Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998; Дробижева Л. М. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики // Этнопанорама, 2002, № 1, с. 1−9- Мамсуров Т. Регионализм и сепаратизм в России // http://www.viu-online.ru/science/publ/bulliten7/page5.html: Михайлов В. А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. M.: РАГС, 1995; Музаев Т. М. Этнический сепаратизм в России. М.: Панорама, 1999; Тишков В. А. Этнология и политика М.: Наука, 2001; Чичановский А. А. За чертой полета (Нации и народы после развала СССР). М.: Славянский диалог, 2000.

2 Дегоев В. В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М.: Русская панорама, 2003; Ефимов Ю. Г. Россия и Чечня: причины, проблемы, этапы конфликта. Ставрополь, 1999; Малашенко А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. М.: Московский Центр Карнеги — «Гендальф», 2002; Матвеева А. Чечня на Северном Кавказе: насколько правило и насколько исключение? // http://www.sakharov-center.ru/chs/chrus 19 1 .htm: Паин Э. Вторая чеченская война и ее последствия // http://www.carnegie.ru/ru/36 562.htm: Султыгов А.-Х. Чеченская Республика: поиски идеологии политического урегулирования. M.: Поматур, 2001; Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте, (этнография чеченской войны). М.: Наука, 2001 и др.

3 Власов В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М., 2003; Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. Материалы конференции 31 марта-1 апреля 1998 г. Отв. ред. Кутафин О. Е. М., 1998; Дробижева Л. М., Паин Э. А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002, с. 39−59.

4 Василенко В. И. Терроризм как социально-политический феномен. М.: Изд-во РАГС, 2002; Петрищев B.E. Заметки о терроризме. М.: Эдиториал УРСС, 2001; Арутюнов А. А. Терроризм и террористы: Современная Россия. М.: ЦПИ, 2003; Устинов В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: Юрлитинформ, 2002; его же Обвиняется терроризм. М.: Олма-пресс, 2002; Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект). М.: Информационно-аналитическое управление Государственной Думы, 2003; Терроризм: современные аспекты. М.: Академия управл. МВД России, 1999.

Проблемам экстремизма и сепаратизма как угрозе национальной безопасности Российской Федерации посвящены работы А. А. Прохожева, М. И. Дзлиева, А. Д. Урсула, JI.JI. Хоперской, А. В. Возженикова и др.1.

Значительный интерес представляют также работы современных зарубежных авторов по изучению проблем национализма и этносепаратизма, межнациональных отношений в полиэтнических государствах, политико-правовых аспектов регулирования межэтнических отношений, и кроме прочих следовало бы выделить этно-научные разработки отечественного мыслителя И. Ильина, архив которого был передан в Россию в мае 2006 года из Мичиганского университета (США)2.

Важнейшими вопросами по рассматриваемой теме в современной научно-политической литературе, являются проблемы национальной политики, реализации общепризнанных норм международного права в области демократических основ и политико-правового обеспечения этнонационального развития в многонациональном государстве, что является условием эффективной профилактики этносепаратизма. Они освящаются в работах Р. Г. Абдулатипова, М. В. Баглая, В. Ю. Зорина, JI.M. Карапетяна, С. В. Кулешова и.

1 Возжеников А. В. Национальная безопасность России. М.: РАГС, 2002; Возжеников A.B., Прохожев А. А. Государственное управление и национальная безопасность России. М.: РАГС, 1999; Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. М.: Экономика, 2003; Хоперская Л. Л. Факторы социально-политической стабильности и стратегия безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2000; Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. Материалы научно-практической конференции. М.: ЭДАСПАКРАГС, 2001; Хоперская Л. Проблемы региональной безопасности на Северном Кавказе // http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/56 539.htm: и др.

2 Бьюкенен А. Сецессия: Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. М.: Рудомино, 2001; Гамбург Д. Этноцентрическое насилие // Национальная политика в Российской федерации. М.: Наука, 1993, с. 41−59- Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Там же, с. 145−164- Aleinikoff А.Т. Multicultural nationalism // The American Prospect-Online, 2000, 36: permissionsGpprospect, orgBrighouse H. Against Nationalism // Rethinking Nationalism. Calgary: University of Calgary, 1998, p. 365−406- Buchheit L.C. Secession: The legitimacy of self-determination. New Haven: Yale University Press, 1978; Gellner E. Nations and Nationalism. Ithaca, 1983; Gurr T.R. Nonviolence in ethnopolitics: Strategies for attainment of group rights and autonomy // Political Science & Politics, 200, 6, 1−9- Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley: University of California Press, 1985; Huntington S.P. Robust nationalism // The National Interest, 58, 2000, 31−40- The Politics of Ethnic Conflict Regulation. L. — N.-Y.- Routledge, 1999 и др.

3 Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., Славянский диалог, 2000; Баглай М. В. Коституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2001; Зорин В. Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы. М., 2003; Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма, 2001 и др.

В целом, представляется необходимым отметить, что несмотря на значительное количество работ, посвященных проблемам эносепаратизма, пока еще не предпринималась попытка прямой постановки и разработки задачи обоснования этносепаратизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации, а также разработки приоритетных направлений государственной стратегии борьбы с ним.

В качестве и объекта исследования выступает этносепаратизм на территории Российской Федерации как угроза её национальной безопасности.

Предметом исследования является государственная стратегия по противодействию этносепаратизму и его последствиям в деятельности государственных органов Российской Федерации.

Гипотеза исследования построена на определении причин возникновения проявлений этносепаратизма и заключается в отсутствии государственной стратегии их предупреждения и эффективности деятельности органов исполнительной власти страны по её реализации, что приводит к новым всплескам этносепаратизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Научная задача, решаемая диссертационным исследованием, состоит в теоретическом обосновании приоритетных направлений государственной стратегии по предупреждению и противодействию проявлениям этносепаратизма в современной России.

Цель исследования — на основе анализа сущностных характеристик этносепаратизма и закономерности формирования его проявлений выработать и сформулировать перечень эффективных мер противодействия и превентивных мер в деятельности органов государственного управления Российской Федерации по предупреждению этносепаратизма и преодолению его последствий. Данная цель предполагает решение следующих задач:

— выявить сущность понятия «сепаратизм» и «этносепаратизм» применительно к Российскому государствураскрыть характер угрозы этносепаратизма для национальной безопасности России;

— дать научный анализ социально-политических истоков этносепаратизма в современной России;

— раскрыть характер и формы проявления сепаратизма и этносепарптизма в российском обществепроанализировать основные политико-правовые механизмы противодействия этносепаратизму и его проявлениям;

— определить приоритетные направления деятельности политических и общественных институтов по противодействию этносепаратизму и профилактическим мерам по преодолению его последствий.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— в выявлении специфики возникновения сепаратизма и этносепаратизма в современной России;

— в характеристике этносепаратизма как этнополитического явления, способного использовать весь дезинтеграционно-националистический негатив, включая конфессионально-идеологическую и военно-террористическую составляющие;

— в проведенном анализе источников и эскалации этно-социально-политических противоречий и моделей их разрешения на примере Чеченской Республики;

— в выделении и описании приоритетных направлений, составляющих ядро государственной стратегии противодействия этносепаратизму как угрозе национальной безопасности Российской Федерации.

Научные результаты диссертационного исследования, выносимые на защиту:

— положения, раскрывающие сущность, особенности эволюции и формы проявления этносепаратизма;

— теоретическое обоснование новых характеристик этносепаратизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации;

— выводы из анализа этносепаратизма на территории России как источника террористической опасности (на примере Чеченской Республики);

— приоритетные направления формирования стратегии противодействия этносепаратизму как угрозе национальной безопасности Российской Федерации.

Методологическая основа диссертационного исследования. Автором используются методы конкретно-исторического, сравнительного, политологического и функционального исследования на основе комплексного и системного подходов. Кроме того, применены также такие методы научного, политико-правового, этнополитологического, социологического и конфликтологического анализа, как институциональный, общелогический и метод эмпирических исследований. Применяются общепринятые научно-социологические показатели и результаты политико-правового регулирования вырабатываемых в отечественной и зарубежной практике процедур по теме исследования.

Теоретическую основу исследования составили труды по политологии, общей теории национальной безопасности, правоведению, этнополитологии, этносоциологии, геополитические исследования. Пристальное внимание автор уделяет политико-правовым аспектам реализации национальных интересов в многонациональном государстве, являющимся предпосылками мер превентивного воздействия на этносепаратизм.

Источниковой базой исследования стали международные и российские политико-правовые документы, среди которых декларации и конвенции, имеющие международный характер, Конституция Российской Федерации, Указы и Послания Президента РФ, Концепция национальной безопасности Российской ФедерацииКонцепция государственной национальной политики РФ, федеральные и региональные законы, материалы парламентских слушаний.

Госдумы ФС РФ, постановления Правительства РФ и труды российских и зарубежных ученых, общественных деятелей, используемые в целях отражения наибольшей полноты эмпирических результатов. Многоаспектность изучаемой проблемы и междисциплинарный характер исследования обусловливают привлечение результатов исследований в области политологии, правоведения, этносоциологии, этнологии, этнополитологии.

Теоретическая значимость заключается в том, что содержащиеся в диссертации результаты и положения раскрывают специфику развития этносепаратизма в России в постсоветский период в их динамикерассматривают вопросы становления политико-правовых основ противодействия сепаратизму в контексте процессов демократизации российского общества, в том числе, на ранних стадиях их развития, а также технологии предупредительного характерараскрывают в обобщенном виде одну их основных задач государства и его внутренней политики по разработке стратегической комплексной программы мероприятий по предупреждению этносепаратизма, в частности, для принятия регулирующих решенийпредставляют результаты анализа источников и эскалации этно-социально-политических противоречий на территории России до его вероятного перерастания в этноконфликт и моделей его разрешения (на примере Чеченской Республики). Определенный интерес также представляют принципы мероприятий предупредительного характера по противодействию этносепаратизму.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации могут быть использованы для формирования механизмов профилактики этносепаратизма, разработки практических мер по противодействию и предотвращению этносепаратизма в Российском обществе, в конкретных регионах страны, а также в учебном процессе.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации неоднократно обсуждались на теоретических семинарах, научно-практических конференциях и заседаниях «круглых столов», проводимых в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, докладывались на Форуме проектов программ, проведенного Постоянным Комитетом Союзного Государства Россия-Белоруссия: «Частно-государственное партнерство и союзные программы: цели и перспективы» (18 декабря 2006 г.). Положения и выводы диссертации также отражены в публикациях автора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рост националистического экстремизма и масштабы распространения этносепаратизма превращают их в серьезную угрозу этнонациональному согласию и безопасности многонационального государства, а также жизненно важным интересам общества. Одну из наибольших угроз национальной безопасности России несет сегодня разумеется этносепаратизм, рассчитывающий на невозможность своевременного выявления всего спектра сецессионных тенденций национального самосознания национальностей и национальных групп. В связи с этим, у государства возникает необходимость мобилизации всех превентивно-профилактических ресурсов для предупреждения националистических настроений и противоречий, а также требуются срочные и решительные меры противодействия, как в краткосрочных, так и долгосрочных государственных программах по этим вопросам:

1. Невозможность в должной мере реализовать свои национальные интересы является одним из существенных факторов, способствующих возникновению экстремистских течений в национальных движениях. Обеспечение реального равноправия и равенства людей всех национальностей во всех сферах российского общества — одно из важнейших условий предотвращения этнополитического экстремизма, угрожающего самому существованию единого Российского многонационального государства, его национальной безопасности.

2. Для борьбы с сепаратизмом нужны хорошо отработанные правовые акты, система организации и осуществления политических, предупредительных, оперативно-розыскных и экономических мероприятий. При этом, помимо действенной законодательной базы и простроенного механизма ее реализации, необходима политическая воля — воля демократического государства, способного обезопасить своих граждан, народы и обеспечить свою безопасность. В этом состоит главная стратегическая задача современного этапа развития Российского государства, как подчеркнуто в Послании Президента РФ В. В. Путина: «Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей. Строить здесь свой дом"1.

3. Для нахождения эффективных путей предупреждения сепаратизма, правового обеспечения противодействия ему, правильного выбора средств и методов борьбы с ним и профилактических методов важен комплексный социологический и политико-правовой анализ этого сложнейшего социально-политического феномена, его глубокое теоретическое осмысление, привлечение отечественного и зарубежного опыта по разрешению конфликтных ситуаций в сфере национальных отношений и управлению этнополитическими процессами. Государство, несущее главную ответственность за противодействие сепаратизму, должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для предупреждения, инициируя необходимые меры и осуществляя адекватные правовые действия по защите общества, причем на ранних стадиях развития этого процесса. К этому должны быть привлечены все силы общества, разворачивающего широкий фронт противодействия сепаратистской деятельности и ее последствиям. Если сосредоточивать все усилия на силовых, репрессивных методах, нельзя ожидать большой эффективности, о чем свидетельствует как отечественный, так и зарубежный опыт. Должна быть разработана и осуществлена программа взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению проявлений сепаратизма, общегосударственная комплексная программа,.

1 Послание Президента Российской Федерации B.B. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 2002 года. включающая политический, правовой, идеологический, социальный, экономический и другие аспекты. Основания и формы профилактического реагирования государства на проявления сепаратизма должны быть законодательно закреплены и доведены до всех граждан в открытых нормативных актах.

4. Предельное ослабление силового компонента власти за счет взятия его под контроль и снижения боевого потенциала, боевой готовности, боевой устойчивости и пр., а также создания альтернативных силовых структур в виде собственных разведывательно-информационных подразделений, национальных военизированных формирований, детективно-охранных служб, криминально-боевых групп и т. п. привело к невозможности России играть лидирующую роль в СНГ.

5. Четкое понимание того, что подлинные причины бедствий страны не в олигархах, «демократах», либерально экономическом курсе правительства, коррупции, произволе чиновников, беззаконии, «желтых» СМИ и терроризме, а в том, что все это составные взаимосвязанные части единого антирусского, антироссийского стратегического проекта, который уже осуществляется более столетия. Суть текущего этапа этого проекта заключается в переводе России от полупобежденной, но еще суверенной страны к состоянию полного поражения в «холодной войне» с утратой суверенитета и независимости, ликвидацией вооруженных сил и органов безопасности, существенным изменением основ государственной власти, выплатой контрибуций, изменением территории и т. д. Особая опасность в том, что постсоветский проект опирается сегодня на более мощные, чем прежде, финансовые, организационные, информационные ресурсы, проводится интенсивно и скоординировано с другими глобалистскими операциями и значительно поколебал российскую государственность.

Вероятно России ещё предстоит воссоединение разделенного русского суперэтноса, утверждение и нормативно-правовое закрепление статуса государствообразующего народа, воссоздание традиционной русской державной государственности, сочетающей широкую трудовую демократию и самоуправление в низовом звене, назначаемость и представительство лучших людей — в среднем звене и жесткая вертикаль на вершине государства и т. д.

6. В процессе глобального противоборства невоенные средства сыграли решающую роль при разрушении евразийского геополитического пространства, резком ослаблении государственности России и стран СНГ, снижении их суверенитета. К таким средствам следует, прежде всего, отнести информационное оружие: чуждые духовно-концептуальные и мировоззренческие схемы, псевдоисторические и квазинаучные теории, пропагандистско-идеологические клише и т. п. Свою роль, конечно, сыграло и материальное оружие в виде средств финансово-экономической борьбы, мировых денег, средств геноцида (наркотики, алкоголь и т. д.), в меньшей степени — традиционные виды вооружений и военные средства уничтожения. Следовательно, можно сделать вывод, что в настоящее время вероятность прямой и широкомасштабной военной агрессии против стран Содружества снижается, хотя и не исключается.

Видимо, в силу этих обстоятельств в военной системе, Штабе КВС СНГ, Генеральном штабе ВС России, государствах СНГ геостратегические задачи неоправданно вытесняются проблемами предотвращения, отражения нетрадиционных для войск угроз, которые, к сожалению, объективно начинают занимать все более важное место в решении задач обеспечения безопасности государств-участников Содружества. Более того, проблемы инспирируемых локальных конфликтов, международного терроризма, навязчивого миротворчества и пр. начинают заслонять реальные геополитические угрозы евразийским государствам и народам, а, следовательно, в стратегических, оперативных, тактических звеньях военного управления утрачивается ясность целей и задач, размывается понимание армии как защитницы Родины от внешнего врага.

Итак, основные геополитические угрозы следует в первую очередь идентифицировать: с усилиями западных стран и некоторых исламских государств по вытеснению России из районов и зон ее традиционного влияния в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Закавказье и Центральной Азиис активным политическим, экономическим, культурно-информационным и военным закреплением этих стран в государствах ближнего зарубежьяс созданием неких международных гарантий необратимости развития ситуации на постсоветском пространстве в направлении любого из ее прежних состояний, особенно если это будет связано с попытками России расширить и укрепить свое влияние на страны ближнего зарубежья. О последнем свидетельствуют результаты и документы российско-американского саммита 2002 г., подписание в Риме договора СНВ (СНП)-3 и др.

Где бы на пространстве СНГ ни возник вооруженный конфликт, он обязательно будет затрагивать российские интересы и интересы многих других стран: во-первых, потому, что Россия все еще слишком тесно связана различными узами с остальными странами СНГ, и любой конфликт ставит ее перед сложным выбором, который не может быть конъюнктурным и тем более — несправедливымво-вторых, Россию и многие страны Содружества связывают конкретные обязательства как в рамках Договора о коллективной безопасности, так и других многосторонних и двусторонних соглашений, и любой конфликт рано или поздно приходится «разбирать» в Москвев-третьих, в официальном политическом курсе России цели и задачи реинтеграции в рамках Содружества стоят на одном из первых мест, и поэтому любая напряженность, тем более вооруженный конфликт между любыми государствами-членами СНГ не могут не рассматриваться в качестве геополитического фактора, препятствующего реализации этого курсав-четвертых, любой вооруженный конфликт и любое противостояние, возникающие в пределах границ СНГ, подвергают испытанию естественные претензии России на роль регионального лидерства.

7. По основаниям оборонной Доктрины Россия не планирует разворачивание войсковых соединений для участия в вооруженных конфликтах в качестве одной из сторон, однако, она готова прилагать усилия для разведения других воюющих сторон и, вместе с тем, сталкивается с участием в конфликтных ситуациях на своей территории с участием представителей прочих государств (из стран СНГ и т. д.). В случае подтвержденной вероятности участия в этнополитическом конфликте международных террористов и групп необходимо в официальном заявлении в адрес представляемых ими сторон с требованием об их выводе из конфликта указать на недопустимость отступления от признанных международным сообществом правил суверенного разрешения споров (включая и нормы ведения военных действий) — предупредить о санкциях, которые могут быть применены к нарушителям со стороны международных организаций и уполномоченных ими на то сил.

При этнорегиональном характере конфликта обратиться к сторонам с призывом о его прекращении и потребовать от прокуратуры и правоохранительных органов немедленного возбуждения уголовного дела, установления и наказания подстрекателей, организаторов конфликта и виновных во всех преступных формах и актах его осуществления.

Урегулирование конфликтов — это целенаправленная деятельность как субъектов конфликтного процесса, так и заинтересованных в урегулировании данного конфликта сил и сторон, путем использования всего спектра политико-социальных процедур и вероятных национально-идеологических вариаций ради компромисса воюющих сторон.

Цель данной деятельности — создание условий для перехода от стадии несостоявшегося переговорного диалога между участниками спора (которая неминуемо ведет к конфликту) к стадии взаимоприемлемого компромисса.

Урегулирование конфликтных ситуаций редко достигается без участия посредников, третьей стороны, выступающей в споре в качестве арбитра. В соответствии с принципами доклада ООН «Повестка дня для мира» (1992 г.) в настоящее время основной акцент в осуществлении миротворческих акций изначально делается на местные возможности урегулирования, при необходимости с участием миссии наблюдателей ООНв случае неуспеха, на втором этапе включаются усилия региональных организаций и лишь при полном исчерпании избранных средств в действие могут вводиться войсковые формировании ООН (по решению Совета Безопасности). В нашем случае эти задачи может выполнить АТЦ СНГ.

Результаты совместной работы по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма позволят существенно повысить уровень защищенности личности, общества и государства на пространстве Содружества Независимых Государств.

Первейшей задачей оперативного управления в разрешении конфликта является заключение перемирия и достижение прекращения огня.

После того как активные боевые действия удалось прекратить следующей важнейшей задачей является разделение и отвод конфликтующих сторон, создание коридора безопасности. Суть этого приема в психологическом отношении заключается в том, чтобы удались противников из зоны прямого соприкосновения, исключив, таким образом, эмоциональные, неконтролируемые сознанием или спровоцированные видимыми или кажущимися угрозами новые акты проявления неприязнив оперативно-тактическом отношении — развести примиряемых на расстояние, исключающее боевое соприкосновение. В этом и заключается основная норма самого тяжелого фактора, определяющего начало мирного диалога — переговорного процесса, на пути к заключению договора согласия в той или иной форме.

8. Нужно хорошо понимать, что будущее народов России зависит от межнационального сотрудничества, сотворчества и взаимопонимания. Чем больше народы и государства будут способны объединять свой созидательный потенциал, тем в большей степени мы будем способны эффективно противостоять сепаратистским тенденциям. Любой гражданин России должен быть уверенным, что его безопасность, социальная защищенность не зависит от его национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства, и гарантируется государством. Тогда каждому человеку по настоящему ценно его единое государство, консолидированное общество.

Успех в борьбе с сепаратизмом во многом зависит от поддержки мер противодействия со стороны широких слоев населения на основе прочного консенсуса, объединяющего различные политические силы всего российского общества.

В заключении, учитывая ряд основных выводов, полученных автором в результате исследования, представляется целесообразным изложить ряд рекомендаций и предложений, подчеркивающих, на наш взгляд, не только актуальность и значимость работы, но и направленных на: а) необходимость дальнейшей теоретической проработки проблемы не только фиксирования актов сепаратизма и его последствий в России, а формирование политико-теоретических предпосылок становления национальной системы предупреждения этих антисоциальных явлений, как угрозы национальной безопасности:

— в системе государственного и регионального управления, а также местного управления использовать, наконец, во-первых, научно, во-вторых, политически подготовленные для государственной службы кадры, ответственные как за принятие решений в этой области, так и за их последствия в сфере нарушения прав этносов, проявлений шовинизма, расизма, фашизма, экстремизма и любого насилия, на этнической почве;

— создать в Российской Федерации первоначально, а затем и в СНГ, единый перечень сепаратистских организаций, действующих в России и за рубежом, с открытием во всех СМИ пропагандистской деятельности по отношению к наиболее реакционным из них — с дальнейшей динамикой научной обоснованности их экстремистской направленности;

— на базе мероприятий предыдущего тезиса, создать в Российской Федерации первоначально, а затем и в СНГ, единую базу данных по террористам и руководителям сепаратистских организаций, направленность использования сил и средств которых определена ими и их хозяевами на территории России и СНГ;

— разработать силами высшей академической школы Российской Федерации Хартию гражданской ответственности с приданием ей юридического статуса с условием этнонациональной ратификации руководителями субъектов Российской Федерации и представителями этносов в их составе, отражающую все аспекты этностатуса и этнобаланса общностей, проживающих в России с основными мотивами: межнациональное единение и этносоциальные гарантии;

— разработать силами высшей академической школы единые гражданские декларации для семи государственных округов с ратификацией парламентами субъектов Российской Федерации и представителями Президента Российской Федерации в этих округах в целях закрепления «старых», «доперестроечных» особенностей этнонационального волеизъявления и показательности монокультур, на фоне их неразрывности с государством и их признанием общегосударственного главенства;

— пересмотреть силами высшей школы учебные курсы и пособия средней школы в целях возвращения на их страницы традиций этносоциальной и национально-государственной гордости за проживание в многонациональном государстве и обществе, способном «единым фронтом» стать на пути пресечения националистических проявлений с изданием на обложечных форматах основных рекомендаций антисепаратистского, антинационального, противосектового содержания (учебники истории, обществоведения, биологии, правоведения и, в особенности, ОБЖ);

— предложить, через научные, прогрессивные и культурные круги СНГ, рассмотреть и, в дальнейшем, принять и ратифицировать решением Совета глав правительств Пакт гуманитарной безопасности СНГ, в рамках которого могут быть определена единая система взаимодействия заинтересованных органов СНГ по противодействию международным сепаратистским движениям и международным террористамв основе ее может лежать единая локальная сеть СНГ по пограничному контролю в сфере уже действующих решений Совет Глав Государств по оценке пограничных задач в СНГб) практическую реализацию идей, содержащихся в настоящей диссертации и касающихся прямого противодействия сепаратистски настроенным элементам, группам, движениям:

— при организации сил и средств президентской гвардии в ее составе создать из подразделений ныне действующих под эгидой антитеррористических направленностей в нескольких министерствах и ведомствах, Главный антитеррористический центр Российской Федерации (ГАЦ РФ) со своей экспертно-аналитической и научно-антитеррористической базой и соответствующими полигонами для практической отработки схем военного противодействиякостяк его должны составить, как научные кадры, так и военные (в основном офицеры, имеющие опыт вооруженного противодействия межэтнических столкновений) — ГАЦ РФ может частично организационно входить в АТЦ СНГ с соответствующей внутренней задачейначальник ГАЦ РФ в случае необходимости применения его военных специалистов в том или ином регионе России должен нести ответственность за применение их навыков в строгом соответствии с ситуацией, в том числе в ее лучшей стадии — предупреждение применения, — наравне с заместителем представителя Президента Российской Федерации в одном их семи государственных округов «по вопросам этнополитики»;

— второй авторский тезис касается введения именно такой должности — не исключающей, первоначально, назначение на нее бывших высших военачальников силовых министерств и ведомств;

— возвратиться к практике назначения на должности руководителей субъектов Российской Федерации по принципу уравненных возможностей титульных и не титульных национальностей субъекта, т.к. при общем их назначении по представлению Представителя Президента Российской Федерации и согласованию с его заместителем «по вопросам этнополитики», кандидаты будут ориентироваться не на средства партий, а на свою социальную непогрешимость в субкультурах и этносах;

— при достаточно представительном административном ресурсе направлять в состав дипломатических представительств посольств и консульств Российской Федерации в странах СНГ, в количествах, не превышающих качественную форму их подготовки, представителей соответствующей стране пребывания этнокультуры российского происхождения, при этом уровень их социальной защищенности должен быть на порядок выше министерского страны пребывания;

— провести силами вышестоящих органов государственного управления ревизионно-проверочные действия на территориях подотчетных госорганов содержания и прекращения прав собственности и аренды бомбоубежищ и защитных сооружений, общественно-спасательное назначение которых в условиях противодействия актам терроризма приобретает новое звучание — по основаниям соответствующего Указа Президента Российской Федерации — под ответственное дооборудование и содержание главами субъектов Российской Федерации и за счет их бюджетов из расчета 1 гражданин — 1 место в защитном сооружении;

— прекратить в не явном, но в плановом порядке нахождение срочнослужащих на военной службе исключительно в территориях, из которых они призывались, что будет способствовать более обусловленному этническому размещению;

— срочно остановить сокращение и упразднение суворовских и нахимовских училищ (вероятно это делается на фоне сокращения и без того малоспособной армии), равно как мест для сирот и детдомовцев в них, а наоборот расширить их «географию» (количество и территории из расчета 1 училище — в каждом субъекте) и возраст принимаемых на обучение с 14 лет хотя бы до 10 лет возраста, по типу спецшкол военного и первого послевоенного периода- - это хоть и косвенно, но будет способствовать социализации, в т. ч. и малочисленных этносов и воспитанию антисепаратистских настроений с детства, на фоне коллективизма.

Главное, что видит перед собой автор, чтобы у России, наконец, появилось стратегическое государственное направление и научно-прикладное (в конфликтологии) не просто символизирующее предметную деятельность личности, общностей, государства на пути противостояния этносепаратизму и его проявлениям, а аккумулирующее национально-политическую идеологию, во многом утраченную за время перманентных реформ и реорганизаций, как стратегический вектор, вбирающий в себя все самое лучшее из веками накопленного Россией этнополитического опыта и в активной степени дополняющееся современной наукой, как приращением обоснованного эмпирического комфортного бытия государства и его наций, подкрепленного современными технологиями в области сбережения населения российского и сохранения России, как суперэтноса в? цивилизационной гармонии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 2000.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 3 апреля 2001 года.
  3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 19 апреля 2002 года.
  4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 16 мая 2003 года.
  5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 26 мая 2004 года.
  6. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. М., 1996.
  7. Закон Российской Федерации № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, Ст. 3031.
  8. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, № 15, ст. 769.
  9. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации", 1998, № 31, Ст. 3808.
  10. Законопроект «О противодействии терроризму». Внесен депутатами Государственной Думы Грызловым Б. В., Васильевым В. А., Куликовым А. С., Баскаевым А. Г., Дятленко В. В., Бариновым И. В., Гришанковым
  11. М.И. и членами Совета Федерации Озеровым В. А., Ключенком В. Д., Мельниковым В. И., Лысковым А. Г., Федоровым В. И. // http://www.agentura.ru/timeline/2004/proiect/text/
  12. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 83-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 21, Ст. 1930.
  13. Закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года № 74 ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, № 25, Ст. 2965.
  14. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 годы)». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629.
  15. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М, 1999.
  16. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. М.: Инфра-М, 2001.
  17. О состоянии организации работы по восстановлению экономики, социальной сферы, соблюдению прав человека и гражданина в
  18. Чеченской Республике. Материалы парламентских слушаний. 21 сентября 2000 года. М.: Издание Государственной Думы, 2000.
  19. О предупреждении проявлений фашистской опасности в Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. М.: Издание Государственной Думы, 1995.
  20. О проекте федерального закона «О защите прав национальных меньшинств». Материалы парламентских слушаний. М.: Издание Государственной Думы, 1996.
  21. О проекте федерального закона «Об Уполномоченном Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации»: Материалы парламентских слушаний. М.: Издание Государственной Думы, 2001.
  22. О реализации Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Материалы парламентских слушаний. М: Издание Государственной Думы, 2001.
  23. О ходе исполнения Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года. Материалы парламентских слушаний. М.: Известия, 1995.
  24. Указ Президента РФ от 27 октября 1997 года № 1143 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации» // Российская газета, 30 октября 1997 года.
  25. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2000, № 2, Ст. 170.
  26. ИССЛЕДОВАНИЯ, МОНОГРАФИИ, СБОРНИКИ
  27. Р.Г. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе М.: Славянский диалог, 1999
  28. Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М.: Славянский диалог, 2001. Абдулатипов Р. Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2002, 2, с. 74−77.
  29. Ю.И. О понятии и типологии политического экстремизма и некоторых мерах противодействия ему // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 99−105.
  30. Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с. 37−53.
  31. А.В. Сепаратизм (сущность и проблемы). Дис. .канд. полит, наук. М., 1997.
  32. В.В. Роль средств массовой информации в нейтрализации этнического сепаратизма. Оренбург, 2002.
  33. В. Роль СМИ в профилактике и нейтрализации экстремизма // Ассамблея народов России. Информационный бюллетень, 2002, 1 (7), с. 17−18.
  34. В.Я. Закавказье и Северный Кавказ: истоки конфликтности и политика России. М., 1997.
  35. А.А. Терроризм и террористы: Современная Россия. М.: ЦПИ, 2003.
  36. А.А. Вперед назад, к естественному праву // Россия и Чечня: поиски выхода. СПб.: Изд. журнала «Звезда», 2003, с. 9−16.
  37. Архив полковника Хауза. М.: 1939, Т. З, с. 236.
  38. Н. Национальный вопрос и единство России. Рукопись. М., 2002.
  39. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2001.
  40. В.А. Политический экстремизм как проблема и пути ее разрешения // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 87−91.
  41. С. Правовое регулирование противодействия экстремистской деятельности и ответственность за действия экстремистского характера // Противодействие экстремизму: правоприменительная практика. СПб.: Норма, 2003, с. 45−52.
  42. А. Сецессия: Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. М.: Рудомино, 2001.
  43. В.И. Терроризм как социально-политический феномен. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  44. A.M. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? М.: Панорама, 2002.
  45. A.M. Политика государства по отношению к национал-радикальным объединениям. 1991−2001 гг. М.: Панорама, 2002.
  46. М., Ядыкин А. Сепаратизм в современной России // http://vinogradov.hl .ru/2003/co separatizm. htm
  47. В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М., 2003.
  48. Военно-политическая обстановка в зоне Южного федерального округа России. Аналитический доклад, подготовленный экспертами Объединенного бюро информации и стратегических оценок «Вектор», 2001 //http://www.socpol.ru/atlas/portraits/stavr.shtml
  49. А.В. Национальная безопасность России. М.: РАГС, 2002.
  50. А.В., Прохожев А. А. Государственное управление и национальная безопасность России. М.: РАГС, 1999.
  51. С.М., Ерохин A.M. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: источники, движущие силы, тенденции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
  52. А.А. О конъюнктурном и стратегическом экстремизме // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 74−76.
  53. Д. Этноцентрическое насилие // Национальная политика в Российской федерации. М.: Наука, 1993, с. 41−59.
  54. Я. Поиски выхода утопия или реальность // Россия и Чечня: поиски выхода. СПб.: Изд. журнала «Звезда», 2003, с. 68−87.
  55. Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской федерации. М.: Наука, 1993, с. 145−164.
  56. JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: 1989, с. 506.
  57. JI.H. Этногенез и биосфера земли. М.: 1993, с. 462.
  58. Е.С. Толерантность и безопасность в этнической сфере // Толерантность как основа социальной безопасности. М.-Ставрополь: Илекса-Сервисшкола, 2002, с. 104−120.
  59. В.И. Правовые аспекты борьбы с политическим экстремизмом // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с.23−27.
  60. В.Н. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: региональный фактор // Вестник российского университета дружбы народов. Сер.: Политология, 2004, № 1, с. 39−48.
  61. Дж. Россия и Чечня: история противоборства. Корни сепаратистского конфликта. М., 2001.
  62. X. Что такое экстремизм? // Media forum, 2001, 8, 50.
  63. В.А. Политический экстремизм в Центральной Европе // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Институт политического и военного анализа, 2002, с. 46−78.
  64. В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М.: Русская панорама, 2003.
  65. М.С. Национализм: Словарь-справочник. М.: Славянский диалог, 1998.
  66. М.И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. М.: Экономика, 2003.
  67. JI.M. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994, с. 71−84.
  68. JI.M. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики // Этнопанорама, 2002, № 1, с. 1−9.
  69. JI.M., Паин Э. А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002, с. 39−59.
  70. И.В. Глупость или измена // Советская Россия. 2000, — № 78.
  71. Ю.Г. Россия и Чечня: причины, проблемы, этапы конфликта. Ставрополь, 1999.
  72. В.Е. Методологические проблемы определения политического экстремизма и формы политического экстремизма // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 107−114.
  73. Защита прав человека. Сборник документов 1998—2000. М.: Юрид. лит., 2001.
  74. .А. О возможных подходах к определению политического экстремизма // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 85−87.
  75. В.Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы. М., 2003.
  76. Ю.П. Проблемы совершенствования законодательства о политическом экстремизме // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 82−85.
  77. A.M. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе // Межнациональные отношения в России и СНГ. П/ред. Г. Бордюгова, П. Гобла. М.: Аиро XX, 1995, с. 16−28.
  78. Кавказ в сердце России. М.: Пашков дом, 2000.
  79. JI.M. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма, 2001.
  80. Карташкин В. А. Политический экстремизм как угроза правам человека в
  81. Российской Федерации // Политический экстремизм в РоссийскойI
  82. Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 47−50.
  83. В.О. Курс русской истории, часть И. Петроград: 1918, с. 496.
  84. Н.Д. Анализ основных тенденций политического экстремизма в России // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 14−20.
  85. Е., Матулис Ю., Нам И. Национализм, ксенофобия и нетерпимость на страницах СМИ // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, № 44, Июль-август 2002, с. 76−80.
  86. Е.М. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2002.
  87. А.Д. Северный Кавказ: проблемы мира и межнационального согласия // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Часть II. Саратов: Издание Поволжской академии государственной службы, 1998, с. 105−110.
  88. Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994, с. 35−70.
  89. Л.В. Социологический анализ этносоциальной ситуации в регионе // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Часть И. Саратов: Издание Поволжской академии государственной службы, 1998, с. 85−98.
  90. Конфликты в современной России. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  91. X., Хансен Л. Ф. Северный Кавказ: народы на перепутье. М.: Европейский дом, 1996.
  92. А. Северный Кавказ трагедия России // http://novopol.ru/print 1260. html
  93. В.И. Полное собрание сочинений, tt.XVI, XIX, XXV, XXXIX. -М.: 1975.
  94. В.И., Мотин Ю. Н. Военно-политические процессы в мире и в России: учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 200. — 143с.
  95. JI. Правовой анализ нормативной базы по разжиганию национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни // Мы сограждане (СМИ и общество). Т. 2. М.: Бонфи, 2002, с. 377−385.
  96. М.В. О сущности функционирования террористических и экстремистских организаций // Терроризм: современные аспекты. М.: Академия управл. МВД России, 1999, с. 93−94.
  97. А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. М.: Московский Центр Карнеги «Гендальф», 2002.
  98. Т. Регионализм и сепаратизм в России // http://www.viu-online.ru/science/publ/bulletin7/page5.html
  99. .К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма (на примере России конца 80-х 90-х годов XX века. Диссертация. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1999.
  100. К. Капитал, т.1, издание 8. м.: 1936.
  101. В.А. Исторические особенности утверждения геополитических позиций России на Северном Кавказе. Армавир Ростов н/Д., 2002.
  102. А. Чечня на Северном Кавказе: насколько правило и насколько исключение? // http://www.sakharov-center.ru/chs/chrus 19 1 .htm
  103. А.А. Этнополитические конфликты и проблемы геополитики // Вопросы национальных и федеративных отношений. М.: РАГС, 1997.
  104. М.А. Средства массовой информации и политический экстремизм // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 53−56.
  105. В.А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. М.: РАГС, 1995.
  106. В.А. Геополитические вызовы и национальная безопасность России // Актуальные проблемы российской геополитики. М.: РАГС, 2004, с. 136−141.
  107. Т.М. Этнический сепаратизм в России. М.: Панорама, 1999.
  108. В. Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери, экономический ущерб и социальные последствия // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М.: Московский Центр Карнеги, 1997, с. 301−312.
  109. А.П. Регионализм федерализм — сепаратизм: Исторический опыт России // Межнациональные отношения в России и СНГ. М., 1995, с. 132−156.
  110. В.И. Толерантность: позиция государства // Толерантность: объединяем усилия. М.: Летний сад, 2002, с.24−29.
  111. Нистен-Хаарала С., Фурман Д. Право на отделение // Бьюкенен А. Сецессия: Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. М.: Рудомино, 2001, с. 204−222.
  112. Нухаев Х.-А. Чечня и Россия: одно ценностное прстранство две общественные системы // Россия и Чечня: поиски выхода. СПб.: Изд. журнала «Звезда», 2003, с. 115−185.
  113. Общая теория национальной безопасности. П/ред. А.А. а. М.: РАГС, 2002.
  114. Основы национальных и федеративных отношений, П/ред. Р. Г Абдулатипова. М.: Издательство РАГС, 2001.
  115. Э. Вторая чеченская война и ее последствия // http://www.carneRie.ru/ru/36 562.htm
  116. Э.А. О причинах роста политического экстремизма // Этнопанорама, 2002, 2, с. 77−78.
  117. Э. «Усмирить чеченцев силой невозможно // Новые известия, 16 июля 2004.
  118. И.Н. Информационая война и Третий Рим. М.: НОУ ШО «Баярд», 2003, с. 239.
  119. В.Е. Заметки о терроризме. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  120. В.Е. Организационно-правовые аспекты борьбы с терроризмом в странах СНГ // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002, с. 60−80.
  121. С.Е. Лекции по русской истории, Издал Иван Белова, -Петроград, 1917, с.838.
  122. Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. Материалы конференции 31 марта-1 апреля 1998 г. Отв. ред. Кутафин О. Е. М., 1998.
  123. Политология: энциклопедический словарь М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993, с. 431.
  124. Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект). М.: Информационно-аналитическое управление Государственной Думы, 2003.
  125. Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке. Материалы научно-практической конференции. М.: ЭДАСПАК -РАГС, 2001.
  126. А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М.: РАГС, 2002.
  127. Е.В. Законодательные аспекты противодействия политическому экстремизму // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 77−78.
  128. А.Г. Сепаратистский и интеграционный регионализм // Глобализация: сущность, проблемы, перспективы (Материалы «круглогостола»), П/ред. В. А. Михайлова, B.C. Буянова. М.: Книга и бизнес, 2003, с.274−279.
  129. Россия и Кавказ сквозь два столетия. СПб.: «Журнал «Звезда», 2001.
  130. Россия и Северный Кавказ: 400 лет войны? М.: Институт российской истории РАН, 1998.
  131. Россия и Чечня: поиски выхода. СПб.: Изд. журнала «Звезда», 2003.
  132. Руденко-Десняк А. А. Межэтнические отношения и политический экстремизм // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с.79−82.
  133. В.А. Парламентаризм и политический экстремизм // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 38−41.
  134. С.В., Маньшин Р. В. Социально-демографические последствия военных действий в Чеченской республике в 1990—2001 годах // http://www.demoscope.ru/weekly/2002/analit01 .php
  135. Г. И. Проблема взаимоотношений Центра и периферии в условиях регионализации // Федерализм и региональная политика в полиэтнических государствах. М.: XXI ВЕК-СОГЛАСИЕ, 2001, с. 65−81.
  136. Северный Кавказ: проблемы межнациональных отношений, укрепление единства Российской Федерации. Материалы парламентских слушаний. М.: Издание Государственной Думы, 1995.
  137. В.А. Этнополитические аспекты безопасности России. Автореф. дисс. докт. полит, наук. М., 2000.
  138. В.И. Нацизм в политическом экстремизме // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 105−107.
  139. Э.И. Международно-правовой анализ чеченского кризиса // Этнополис, 1995,2,187−196.
  140. Э.И. Чеченский конфликт // Международные исследования, 1996, № 10.
  141. .Ф. Проблемы политического экстремизма в политологии // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 70−74.
  142. А.Н. Этнополитические проблемы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции. М., 2001.
  143. Э. Национализм и модернизм. М.: Праксис, 2004.
  144. В.Ю. О формах проявления политического экстремизма // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 94−96.
  145. С.В. Политический экстремизм как угроза конституционным гарантиям российского государства и общества // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 4−8.
  146. М.В. Федерализм и державность: российский вариант. М.: Славянский диалог, 2001.
  147. Суворов B. J1., Хиндристанлы А. А. Вооруженный экстремизм и терроризм как угроза безопасности России // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Институт политического и военного анализа, 2002, с. 121−130.
  148. Султыгов А.-Х. Чеченская Республика: поиски идеологии политического урегулирования. М.: Поматур, 2001.
  149. О. Северный Кавказ: поиск выхода из зоны риска // http://www.darial-online.ru/2004 3/teziev.shtml
  150. В.А. Стратегии противодействия экстремизму // Малькова В. К., Тишков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002, с. 1828.
  151. В.А. Общество в вооруженном конфликте, (этнография чеченской войны). М.: Наука, 2001.
  152. Г. Н. Чеченский рецидив: Записки командующего. М.: Вагриус, 2003.
  153. В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: Юрлитинформ, 2002.
  154. В .В. Обвиняется терроризм. М.: Олма-пресс, 2002.
  155. В.В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право, 2002, 7,30−45.
  156. М. На пути к московскому Халифату // http://rd.dgu.ru/tenteor5 .html
  157. М.А. Русский гамбит генерала Казанцева. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
  158. В.Р. Этнополитические парадоксы и кризис российского федерализма // Федерализм и региональная политика в полиэтничных государствах. М.: XXI ВЕК-СОГЛАСИЕ, 2001, с. 23−38.
  159. И. Мы сами привели чеченский сепаратизм из Чечни на свои улицы // http://www.open-forum.ru/meeting/850.html
  160. Р.И. Чеченская трагедия стала результатом деформации федеральной власти // http://www.ng.ru/printed/ideas/2000−12−14/8 separate. html
  161. С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка // Pro et Contra. Т. 2, № 2. М.: Московский Центр Карнеги, 1997.
  162. Л.Л. Факторы социально-политической стабильности и стратегия безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/д: Изд-во СКАГС, 2000, с. 246.
  163. JI. Проблемы региональной безопасности на Северном Кавказе // http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/56 539.htm
  164. К.Б. Методологические основы анализа национальных интересов России на Кавказе // Национальная безопасность России: проблемы и перспективы. П/ред. А. А. Прохожева. М.: РАГС, 2003, с. 210−223.
  165. А. Танго над пропастью: Как начиналась «вторая чеченская» // Со-общение, 2003, № 3.
  166. А. Зыбкая почва: Как начиналась «первая чеченская» // http://www.polit.ru/analitics/2004/12/16/chech.htm
  167. А. Книга чисел. Книга утрат. Книга страшного суда: Демография, потери населения и миграционные потоки в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике // http://www.hro.org/war/2004/Q2/25−4.php
  168. А. А. За чертой полета (Нации и народы после развала СССР). М.: Славянский диалог, 2000.
  169. М.А. Ксенофобия как проявление экстремизма // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 91−94.
  170. Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. / Отв. ред. В. А. Михайлов. М.: Скрипторий Русский мир, 1999.
  171. Ю.М. Законодательные аспекты противодействия политическому экстремизму // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 97−99.
  172. Baker J. The Politics of Diplomacy. War and Peace, 1989−1992. N.Y., 1995. P.482−483.
  173. Brighouse H. Against Nationalism // Rethinking Nationalism. Calgary: University of Calgary, 1998, p. 365−406.
  174. Buchheit L.C. Secession: The legitimacy of self-determination. New Haven: Yale University Press, 1978.
  175. Chechnya: The way out. Specialists discuss Chechnya peace plan proposed by Ruslan Khasbulatov // http://www.cdi.org/russia/iohnson/6409−14.cfm
  176. Gellner E. Nations and Nationalism. Oxford: Blackwell, 1994.
  177. Gow J. Shared Soverenity, Enhanced Security: Lesson from the Yugoslav War // S. Hashmi (ed.). State Sovereignty: Change and Persistence in International Relations. Pennsylvania University Park. 1997. P. 159−166.
  178. Gurr T.R. Nonviolence in ethnopolitics: Strategies for attainment of group rights and autonomy // Political Science & Politics, 2000,6,1−9.
  179. Harriman A. and Abel E. Special Envoy to Churchill and Stalin. 1941−1946. N.Y., 1975. P.175.
  180. Hodge C. Botching the Balkans: Germany’s Recognition of Slovenia and
  181. Croatia//Etnics of International Relations. Summer 1998. P. 14.
  182. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley: University of California Press, 1985.
  183. Huntington S.P. Robust nationalism // The National Interest, 58,2000,31−40.
  184. Kedourie E. Nationalism. Oxford, 1960.
  185. The Politics of Ethnic Conflict Regulation. L. N.-Y.- Routledge, 1999.
  186. Whine M. Cyberspace: A New Medium for Communication, Command and Control by Extremists // Studies in Conflict and Terrorism, 5, May, 1999.
  187. Woodward S. Balkan Tragedy: Chaos and Dissolution after the Cold War. Washington, 1995.P.147.
Заполнить форму текущей работой