Исследование динамических нагрузок и выбор конструктивных параметров роликоопор шахтных ленточных конвейеров
В 1975 г* на угольных шахтах Советского иоюза находится в эксплуатации более 15 тысяч ленточных конвейеров, причем ^ — уровень конвейеризации подземного транспорта достигает Zb% (по протяженности) — по горизонтальным выработкам и 45−50% до наклонным, а по ряду комбинатов до йО-85%. В последукщие годы предполагается дальнейшее увеличение количества ленточных конвейеров на предприятиях… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ШАХТНЫХ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ.. ОБЗОР НАУЧНЫХ РАБОТ. ПОСВЯЩЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССА ЗАГРУЗКИ И ТРАНСПОР -ТИРОШИ ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО НА ЛЕНТОЧНОМ КОНВЕЙЕРЕ. В
- 1. Условия эксплуатации шахтных ленточных конвейеров
- 2. Обзор научно-исследовательских к экс -периментальных работ. посвященных исследованию процесса загрузки и транспортировки полезного ископаемого на ленточ -ном конвейере. Ц
- Выводы по главе
- ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ УСИЛИЙ" ВОЗНИКАЮЩИХ ПОД ДЕЙСТВИЕМ УДАРА КУСКА ГРУЗА. В ЭЛЕМЕНТАХ СОЕДИНЕНИЙ И АМОРТИЗАТОРАХ ПОДВЕСНЫХ Р0ЛИК0-ОПОР УЗЛОВ 'ЗАГРУЗКИ ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ
- 1. Определение коэффициента характеризую «щего геометрию подвесной шарнирной роли-коопоры
- 2. Определение динамических усилий в элементах соединений подвесной роликоопоры, установленной на пружинных амортизаторах, имеющих линейную характеристику. 42,
- 3. Определение динамических усилий в эде -ментах соединений подвесной роликоопоры ^ устанавливаемой на резиновых амортизато- ^
- Выводы по главе.
- ГЛАВА 1. ВЫВОД УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КУСКА ГРУЗА В ПРО -ЛЕТЕ МЕЖДУ Р0ЛИК00П0РАШ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА РОЛИКИ ЛИНЕЙНЫХ СЕКЦИЙ
- 1. Вывод уравнения движения куска груза в пролете между родикоодорами
- 2. Оаредедение контактных динамических нагрузок на ролики линейных секций. 60. Стр
- 3. Особенности конструкции подвесных роли-коопор линейной секции ленточного конвейера с канатным ставом
- Выводы по главе. ?
- ГЛАВА 1. У. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА РОЛШО ОПОРЫ УЗЛОВ ЗАГРУЗКИ И
- ЛИНЕЙНЫХ СЕКЦИЙ. ?
- 1. Оценка погрешностей измерений. ?
§ 2. Экспериментальные исследования динами -ческих нагрузок, возникающих в элемен -тах соединений, амортизаторах и подшипниковых узлах роликоопор, устанавливаемых в уздах загрузки ленточных конвей -еров. 94.
§ 3. Экспериментальные исследования динами -ческих нагрузок на ролики линейных секций ленточного конвейера при транспор -тировке кусковатых грузов. 95.
Выводы по главе. 115.
ГЛАВА V. ОПРВДШШИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ДИНАМИЧНОСТИ И РАС
ЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВЕСНЫХ РОЛИКООПОР НА КОНВЕЙЕРЕ 2ЛУ160., Ш.
§ 1. Состояние вопроса.Ш.
§ 2. Определение коэффициента динамичности для расчета подшипников роликоопор ли -неиных секций и факторов влияющих на его величину. Ш.
§ 3. Расчет экономической эффективности от применения подвесных роликоопор на ленточном конвейере 2ЛУ160. ВО.
Выводы по главе. 438. 139.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУР! Ш.
Исследование динамических нагрузок и выбор конструктивных параметров роликоопор шахтных ленточных конвейеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Планом pasвития народного хозяйства CGG? перед угольной ® промышленностью поставлена задача довести добычу угля в.
1975 г. до 695 млн, т и при этом увеличить производительность труда примерно на 40%• Еще большие задачи поставлены на предстоящее пятилетие, причем большое внимание уделяется качеству, продукции горно-транспортного машиностроения. Все это неразрывно связано с дальнейшим совершенствованием горной техники, повшением надежности и долговечности горнодобывающих и транспортирующих машин, которые как известно играют важную роль в добыче полезного ископаемого*.
В настоящее время ленточнне конвейеры являются основным средством транспорта на угольных предприятиях. Имеющиеся, в настоящее время, средства конвейеризации транспорта в уголь* р ной промышленности не находятся еще на должном техническом уровне — велика металлоемкость конструкций конвейеров, невысоки надежность и долговечность ленты, роликоопор. Все это в совокупности предопределяет необходимость значительного усовершенствования средств подвемного конвейерного транспорта. Поэтому основной задачей, стоящей перед отечественным кон -¦ вейеростроеннем, является создание новых усовершенствованных * и более производительных типов ленточных конвейеров, позволявших в значительной степени повысить технический уровень и эффективность горного производства*.
В 1975 г* на угольных шахтах Советского иоюза находится в эксплуатации более 15 тысяч ленточных конвейеров, причем ^ - уровень конвейеризации подземного транспорта достигает Zb% (по протяженности) — по горизонтальным выработкам и 45−50% до наклонным, а по ряду комбинатов до йО-85%. В последукщие годы предполагается дальнейшее увеличение количества ленточных конвейеров на предприятиях горнодобывающей промышленности. ^ внедрение прогрессивной технологии при подвенной добыче угля, а также рост грузопотоков и длин транспортирования обуславливает необходимость создания высокопроизводительных лен v точных конвейеров большой длины и мощности, оснащенных высокопрочными и дорогостоящими конвейерными лентами, причем ввиду стесненности горных выработок, повышение производительности желательно производить за счет увеличения рабочей скорости ленты, что предъявляет новые требования к конструктивному исполнению ленточных конвейеров".
Грузовую и порожняковую ветвь конвейерной ленты поддерживают ролики, число которых на мощных установках превышает несколько тысячследовательно, особое значение для надежной ра®боты конвейера приобретает правильный выбор конструктивных параметров роликоопор в зависимости от физико-механических свойств транспортируемого груза и параметров конвейера".
Количество роликов установленных в настоящее время на вахт-ных ленточных конвейерах составляет околов млн, штук / 1у. Тяжелые условия эксплуатации, а также низкое качество изготовления роликов приводит к частой их замене вследствие преждевременного выхода из строя, При расчетной долговечности верхних (грузовых)роликов — 3 года, а нижних (порожняковых)-4 года, / фактическая долговечность роликов ленточных конвейеров, уста-V новленных в сухих горных выработках^ составляет от б месяцев р до двух лет, и от двух месяцев до одного года — для конвейеров, работающих в увлажненных горных выработках/ х] .
Установлено, что основными эксплуатационными расходами при транспортировании горной массы на ленточном конвейере являются расхода на ленту и ролики, причем расходы на замену и ремонт последних составляет в среднем около 30% от всех ® эксплуатационных расходов, приходящихся на ленточный конвейер• При добыче полезного ископаемого открытым способом ленточными конвейерами приходится транспортировать круннокуфшвне грузы, вследствие чего особое значение приобретает правильный выбор скорости транспортирования" а также конструктивное исволнение ролякоопор и правильный выбор расстояния между ними* Как показывает отечественный и зарубежный опыт эксплуатации ленточных конвейеров, оснащенных жесткими роликоопорами" при j транспортировке на них кусков груза весом более 4/0 кгс значительно сокращается срок службы ленты и поддерживающих роликов. Установлено, что горную массу с размером кусков более 350 мм, возможно успешно транспортировать при скоростях лен-# ты не более Z и/с х, так как при более высоких скоростях наблюдается подскакивание и сбрасывание с ленты отдельных крупных кусков/2,Зу7 4 Неправильный выбор конструкции поддерживающих роликов приводит к тому, что преждевременно выходят из строя лента и ролики[ь].
Одной из основных причин преждевременного выхода из строя J роликов ленточных конвейеров, являются динамические усилия, возникающие в их подшипниковых углах при погрузке и транс.
V ^ нортировану^а ленточном конвейере кусков груза весом более.
V 40 кгс, В зависимости от того насколько правильно скон струированы узлы загрузки и линейные секции ленточных конвейеров зависит срок службы ленты и роликов. Большие исследования в области конструирования узлов загрузки и линейных секций ленточных конвейеров были выполнены в МГИ под руководством чл.-корр. АН СССР Спиваковского А. О., Бондаревым В. С., Барабаневым Ввя*, Дмитриевым В. Г., в ИГТМ АН УССР нод руководством акад, АН УССР Полякова Н. С., Смирновым В. К., Шдакушвнм И. А., Ковалем А. В., Монастырским В. Ф., в институте УкрНИКпроект Присед ск им Г .В., Петуховым И. О., Донским СЛ., в ЙГД Мин-чермета СССР нроф. Фаддеевым Б .В., Волотковским B.C.
Происходящее за последние годы значительное увеличение длины денточных конвейеров и их производительностей требует более детального исследования динамических нагрузок в роли-коопорах конвейеров" которые необходимы для проведения прочностных и проверочных расчетов элементов конструкций шахтных ленточных конвейеров* экспериментальные, также.
В связи с этим теоретическиёйсслёдования? аУразработка методики определения динамических нагрузок в роликоопорах w ленточных коньейеров и изыскание', путей их снижения является актуальной задачей, решение которой воз воли т увели * чять надежность и долговечность работы ленты и роликов, а также снизить эксплуатационные расходы на их замену и ремонт* г ДАВ, А 1 условия эксплуатации шахтных ленточных конвейеров. т обзор научных работ, посвященных исследованию процесса загрузки и транспортировки полезного ископаемого на ленточном конвейере.
§ Условия эксплуатации шахтных ленточных конвейеров.
Увеличение производительности очистных забоев за счет внедрения новых высокопроизводительных средств комплексной механизации, влечет за собой развитие наиболее прогрессивных поточных видов транспорта, основу которого составляют ленточные конвейеры, обеспечивающие рост производительности труда и снижение себестоимости транспортирования полезного ископаемого.
Важную роль в процессе добычи угля играют доставочные ^ транспортирующие установки. в настоящее время ленточные кон. вейеры, работающие в шахтах, транспортируют горную массу по участковым и главным откаточным штрекам, а также по квершлагам, капитальным уклонам и наклонным стволам. в связи с этим совершенствование их конструкций и улучшение технико-экономических показателей является основной задачей стоящей перед шахтным транспортом.
Результаты обследований шахтных ленточных конвейеров показывают их тяжелые условия работы/5/Повышенная влажность, обводненные горные выработки, а также глинистые включения, содержащиеся в транспортируемом материале в сочетании с вла-V гой, приводят к сильному загрязнению грузонесущей ленты, бара-i® банов и роликов и отрицательно влияют на срок службы лентн> роликоопор и металлоконструкции става конвейера*.
Сильная запыленность шахтной среды и недостаточная надежность элементов ушштнений подшипниковых узлов роликов приводит к их ваштыбовке, вследствие чего происходит интенсив®ный износ обечайки роликов и увеличение коэффициента сопротивления движения ленты по ним*.
Ма многих шахтахработающих по столбовой системе разработки, ленточные конвейеры установленные в главных магистральных выработках, транспортируют уголь и породу. Данные эксплуатации показывают [ ъ], что около 67% всех подземных ленточных конвейеров вместе с углем транспортируют горную массу, крупность кусков которой зачастую превышает 200 мм. Необходимо отметить, что наиболее крупные куски угля и породы (до 500 мм и более) встречаются на предприятиях Донбассантрацит комбината Донецкуголь. Падение таких крупных кусков на ленту, а также транспортировка, может привести к пробоям ленты и выхо-# ду из строя подшипниковых узлов роликов* з таблицы 1.1,в которой приведено распределение обследованных конвейеров по максимальному размеру куска транспортируемого груза, видно, что преобладающими являются куски угля и породы с размерами от 200 до 500 мм, процент которых составляет соответственно 60% и 72%/б/. Принимая во внимание наличие грузопотоков с довольно высоким процентом содержания крупных кусков, можно считать, что в большинстве случаев подземные ленточные конвейеры транспортируют крупшжусковую горную массу с размером кусков свыше 200 мм. важнейшими факторами, определяющими целесообразную область ^ применения, рациональный тип и параметры конвейеров, являются длина ввдаботки и грузопотоки по ним* Ери современных методах выемки угля высокопроизводительными добычными комплексами и агрегатами, непрерывно наращиваются темпы подвигания забоев, что в свою очередь вызывает необходимость увеличения длины.
1С.
Таблица I.I.
Распределение обследованных подземных конвейеров по крупности максимальных кусков транспортируемого материала,.
1 г—. Угольные 1-.> У г о л.. ь tВсего j .¦ > Пор 0 Д t a t. .S •¦ - i.. • комбинаты, 0−50 i 1 51- i 200 201 -500 1 i 501- I ¦800 1 ! более 800 1 UUUJlv 1-—¦ — — jдовано j 0−50 iycTaj-1— { 51−200 • j 201−500 | 501−800 более 800 !.№ero !обслед.
ДОЛИ-j чест. % !коли[ % !честj ' коли} * чест| ' !коли- !чест. 1 • -. i % } • • ! !коли-,' !честв,' •? % jновок }коли- - j Шт# -, чество| i i i ¦ «• j коли-f i |чест^ % 1 ! (КОЛИ-jчесТВ ¦ i j % К0ЛИ- -чест. ! i % i количество % |устано-j bok в t ШТ.
I. Донецкуголь — 28 35,5 51 64,5 — - - 79 — 14 66,5 7 33,4 — - 21.
2. Артемуголь — — 16 100 — - - 16 — - - - 2 100 — - 2.
3. Луганокуголь — - 14 50 8 28,5 5 17,8 I 37 28 2 33,3 3 50 I 16,7 6.
4. Донбассантрацит I 2,7 6 14,6 14 34,1 5 12,1 15 36,5 41 I 7 4 19 3 13,8 13 61,2 21.
5. Укрзападуголь — 6 66,6 3 33,4 — - - - 9 — - - - - - ;
6. Ростовуголь 12 16 55 73,3 8 10,6 — - 7,5 4 10,6 28 73,6 6 15,8 — - 38.
1 7. Тулауголь — — - - - - - - - - - - - - ;
8. Воркутауголь — - 9 17,3 82,7 — - - - 52 — 26 100 — - - - 26.
9. Интауголь — - - - 22 100 — - - - 22 — '" - - - - - ;
10. Кизелуголь 6 37,5 3 18,1 — - 16 — - - - - ;
II. Карагандауголь — I 5 12 60 7 35 «- 20 — - - ;
12. Вузбассуголь 7 5 68 46,8 70 48,2 — - - - 145 4 11,7 30 85,3 I 3 — 35.
13. Востсибуголь I 10 8 90 — - - - 9 — -1 — - - ;
— 14. Приморскуголь — - 15 100 — - - 15 15 100 — - - 15.
15. Сахалинуголь — - - - — - - - - - - - ;
16. Красноярскуголь — - - 7 100 — - - - - — —.
17. Александрия уголь — II 100 — ттт шт ми II m м mm.
15 2,8 162 29,7 327 60.
25 4,6.
2,9 545.
9 5,6 119 72,5 22 13,4 14.
8,5.
164 столба во проетнранию (при столбовой системе разработка) и, следовательно, удлинению промежуточных или ярусных транспорт®ных штреков до 1500−2000 метров. Преимущественной сферой использования ленточных конвейеров в настоящее время являются наклонные выработки, длина которых в зависимости от схемы вскрытия и подготовки шахтного поля различна.
В «аблице 1.2 приведены данные по длине наклонных ввфа-боток на некоторых шахтах Донбасса /~6/.
Таблица 1.2.
Длина наклонных выработок в процентах к общему числу выработок.
Угол Длина выработки, и наклона град до 2U0j201−400 401−600 601−800 eoa-iooo «л — > Более 1000.
• до 1 В свыше 1 В 9,67 | 20,45 5,50 | 8,20 15,25 6,38 11,90 3,07 9,90 1,75 7,22 0,71.
Наибольшее распространение имеют ввфаботки длиной от 200 до 600 м, а количество транспортных ввдэаботок длиной менее 200 м и свыше 1000 м — незначительно.
На вахтах Карагандинского бассейна наклонные стволы хабактеризуются длинами от 400 до 3000 ветров. Средние длины конвейеризированного уклона и бремсберга составляют соответственно: на шахтах Донбасса 577 и 332 метрана вахтах Кузбасса 402 и 330 метровна вахтах Карагандинского бассейна 575 и 303 метра/б/. Из приведенного выше материала видно, ф что при конвейеризации вахтных уклонов и бремсбергов имеющих значительные длины, конвейерные линии, устанавливаемые в этих выработках^состоят обычно из нескольких конвейеров, что приводи? к, но явлению вунктов верегрузки с конвейера на конвейер. Наличие таких пунктов верегрузки обычно связано с увеличением ® капитальных затрат, а также приводит к повышенному измельчению угля и пылеобразованию и отрицательно сказывается на работе всей конвейерной линии*.
В настоящее время в соответствии с эксплуатационно-техническими требованиями на подземные конвейеры, проектными институтами совместно с заводами-изготовителями разработаны конструкции и начато изготовление магистральных уклонных конвейеров типа 21У-Ш (Александровский мавзавод) и 21У-160(МГИ, ИГД им. А. А. Скочинекого, Донгипроуглемаш, СЗТМ) установка которых в подземных магистральных ввдаботках позволяет транспортировать горную массу ша^ значительные расстояния"В связи с этим, для обеспечения надежной эксплуатации в шахтных уело-ф виях мощных ленточных конвейеров, особо важное значение приобретает срок службы и качество изготовления роликов поддерживающих конвейерную ленту.
Большинство ленточных конвейеров, работающих в шахтных ус* ловиях, оснащены главным образом жесткими трехроликовыми опо-7 рами-воддерживаеднми груженую ветвей, одноро дико вшидля порожняковой ветви конвейера*.
Из проведенного обследования подземных ленточных конвейеров установлено, что на каэдом конвейере имеется овредеденный процент невращающихся роликов, причем одной из главных причин преждевременного выхода из строя роликов груженой ветви ленточных конвейеров являются значительные динамические нагрузки, возникающие в подшипниковых узлах при транспортировании крупнокусковых грувов* Большинство роликов порожняковой ветви выходят из строя в результате плохой очистки конвейерной ленты и заштыбовки подшипниковых узлов, приводящих к истиранию трубы роликов.
В таблице 1.3 показано распределение характерной группы шахтных конвейеров по количеству невращающихвя роликов из которой видно, что в среднем на участковых я магистральных конвейерах невращающиеся ролики составляют 6−10 $ от их общегочисла. Замена вышедших из строя роликов затруднена, вследствие. того, что многие выработки, в которых установлены ленточные конвейеры сильно зажаты и обводнены, вследствие чего отсутствуют зазоры между «еталлоконструкцией става конвейера и крепью, что отрицательно сказывается на эксплуатации конвейеров*.
Для повышения срока службы конвейерных лент при транспортировании ленточными конвейерами горной массы особое значение имеет правильное устройство пунктов загрузки. В настоящее время^ пунктах загрузки подземных ленточных конвейеров преимущеетвенно устанавливают жесткие роликоопоры, такие же как и на линейных секциях. На некоторых конвейерах применяют жесткие обрезиненные ролики работа которых малоэффективна^ целью уменьшения контактных нагрузок на ленту и ролики, возникающих в процессе догрузки на ленточный конвейер горной массы, иногда устанавливают колосниковые решетки или погрузочные течки, обеспечивающие подсев мелких фракций угля для образования на ленте «постели» .
Известно, что контактная динамическая нагрузка на ленту и роликоопоры узлов загру&ки зависит от высоты падения кусков груза/1J, которая для шахтных ленточных конвейеров колеблется в пределах от 0,2 до 2,0 м. Из таблицы 1.4 в которой приведено распределение обследованных конвейеров по высоте погруэки горной массы на ленту видно, что при увеличении высоты загрузки горной массы на конвейер, процент загрузочных узлов, ' оснащенных амортизирующими роликами незначителен, поэтому возможны повреждения ленты и роликов.
Распределение обследованных подземных конвейеров по количеству невращающихся роликов (по некоторым шахтам Донбасса).
Таблица 1.3. I Группа пп I конвейеров.
Ролики.
Количество невращающихся роликов в % к их общему числу Т I со I м тН I со О н I ло.
CNJ I.
СО <м I см м со I.
0D.
О СО I см со I ко п.
•ф I о 9 I Q.
LO I да о to.
Итого.
1 | Участковые Z 3 верхн. нижние.
9 j 6 6 I Ь.
6 3 г.
Магистраль ные верхн• нижние.
12! 9 7 i 11.
6 7 г г г.
ИТОГУ верхн• нижние.
21 15 13 16 I.
2 4 7 г 1.
4 4 г г б б.
1 1 3 4.
3 7.
30 за.
34 34.
63 66.
• • • •' ' * - '' •.
Таблица 1,4.
Распределение погрузочных пунктов обследованных подземных конвейеров по высоте падения материала на ленту (шт).
Угольные комбинаты Высота падения материала на ленву, мм м* пп и-300 301−600 601−1000 1001−1500 количество погрузочных пунктов в т/ч с амортизируют, роликами к-во погрузочных, пунктов в т/ч с амортизи рущими роликами к-во по-грузочн. пунктов в т/ч с аморяиаи рующими роликами К-ВО ПОгрузочных пунктов в т/ч с амортиз рущими роликам i 2 3 4 & е> 1 tt У 10.
1 Донецкуголь 1 10 5 70 36 26 10 6.
2 Артемуголь ! 5 3 12 3 1 — ;
3 Луганскуголь I Донбассантрацит 37 «а 10 9 11 6 14 — 14.
4 27 10 4 6 3 • |.
5 Укрзападуголь | 3 j 2 Александрияуголь 1 1 4 4 з 3 •.
6 4 5 1 1.
7остовуголь ! 32 5 28 1 I 8 — 14.
8 Тулауголь 10 — 48 28 2 1.
9 Воркутауголь I 29 39 1 16 — 1.
10 Интауголь 5 2 13 1 5 1 1 сл.
Шрододжение табл. 1.4).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
11 Кивелуголь 8 — ю 1 — - ;
12 Карагандауголь 14 в" 5 — 4 — - •.
13 Куабасеугодь 8 — 53 9 72 17 31 7.
14 Востснбуголь <м 3 тш 9 — 2.
15 Красноярскуголь 3 — 1 — 3 — 1.
15 Приморскуголь — - 13 1 7 3 — т.
17 Сахалинуголь я" * — - - - т.
ИТОГО 165 44 333 68 203 51 76 27.
СП й.
Анализ условий эксплуатации шахтных ленточных конвейеров показывает, что их отдельные узлы требут существенного улучшения* Горизонтальные и уклонные шахтные ленточные конвейеры могут быть полностью ориентированы на применение подвесных шарнирных роликоопор, обеспечивающих по сравнению с" жесткими* роликоопорами большую долговечность ленты, самих роликов, меньший вес, лучшее центрирование хода ленты и менвшая возшжность сбрасывания кусков груза с конвейерного става*.
ОБЩИЕ ВЫВОДИ.
1. Анализ условий эксплуатации показал, что во многих случаях подземные ленточные конвейеры транспортируют крупнокусковые грузы, которые приводят к преждевременному выходу из строя роликов".
2. Существующие до настоящего времени методики расчета динамических усилий в роликоопорах ленточных конвейеров являются ориентировочными и требуют уточнения при выполнении прочностных расчетов элементов конструкций ленточных конвейеров.
3. Решена задача по определению величин динамических усилий, возникающих в элементах соединений и амортизаторах роликоопор узлов загрузки в зависимости от кинетической энергии падающего груза, массы роликоопоры, жесткости и типа амортизаторапроведенные экспериментальные исследования показали хорошую сходимость с теоретическими результатами, а также позволили установить зависимости динамических усилий в подшипниках роликоопор узлов загрузки от вышеперечисленных.
4. Так как динамические усилия в подшипниках жестких роликоопор узлов загрузки в 2−3 раза больше чем на подвесных, в узлах загрузки шахтных лентошых конвейеров с шириной ленты до 1200 мм целесообразно устанавливать подвесные гу* мированные трехродиковые опоры на пружинных или резиновых амортизаторах с жесткзстями 100−1200 кг с/смдля более широких лент — пятироликовые подвесные гумированные ролик©- -опоры, устанавливаемые на резиновые амортизаторы с жестко-стями 140−170 кгс/см.
5. Для определения величины контактных динамических нагрузок на роликоопоры линейных секций ленточных конвейеров на основании уравнения Лагранжа П-го рода составлено ренциальное уравнение, учитывающее колебательные процессы происходящие в ленте при движении куска груза в пролете между роликоопорами, позволяющее определять динамические нагрузки на роликоопоры линейных секций в зависимости от натяжения и скорости ленты, веса транспортируемого куска груза, шага установки и типа роликоопорвыполненные экспериментальные исследования подтверждают теоретические результаты.
6* При движении куска груза вдоль става конвейера возможен режим близкий к ударному резонансу, вызывающий существенное увеличение динамических нагрузок на роликоопоры и ленту, который сопровождается интенсивным прдпрыгиванием кусков на ленте вследствие чего возникает возможность сбрасывания кусков груза с ленты, а на наклонных конвейерах скатывание их внизустановлено, что соответствующим выбором параметров конвейера (натяжение ленты и шаг установки роликоопор) можно обеспечить транспортирование груза без существенного увеличения динамических нагрузокуменьшение массы роликоопоры, участвующей в соударении с грузом, существенно снижает динамические нагрузки на роликоопоры линейных секций,.
7, Величину коэффициента динамичности необходимо определять с учетом колебательных процессов происходящих в ленте при движении куска груза в пролете между роликоопорами-на подвесных роликоопорах динамическая составляющая коэффициента почти в два раза меньше чем на жестких,.
В" Внедрение результатов исследований по совершенствованию узла загрузки и линейных секций конвейера 2ЛУ160 длиной i860 м позволит получить экономический эффект — 47,63 тыс.рубл.в год за счет увеличения срока службы ленты и роликов.
СШШК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Анализ конструкций и разработка предложений по созданию ряда унифицированных роликов ленточных конвейеров. Отчет института Донгипроуглемаш, Донецк, 1969.
2. шпакунов И, А., Смирнов В.&.и др. Экспериментальные исследования линейных секций ленточных конвейеров, транспортарукнцих крупнокусковой материал"G6.Динамика и прочность горных машин, вып.1, Киев, 1973.
3. Спиваковский А. О. Состояние и задачи создания и усовершенствования средств поточной технологии при разработке скальных пород и руд открытым способом. Сб. Ьопросы рудничного транспорта, вып.11,М. /Недра", 1970.
4. Демин Г. К., Монастырский В.#.и др. Эксплуатация конвейеров в условиях карьеров НКГОКа. Научно-техн.сб.Металлургическая и горнорудная промышленность,*^, 1973.
5. Изучение эксплуатации конвейерных лент в угольной промышленности и разработка мероприятий по продлению срока их службы и подготовка проекта правил эксплуатации, хранения и отбора для восстановительного ремонта конвейерных лент". Отчет по теме * 80 ИГд им. А. А. Скочинского и ДонУГЙ, М., Донецк, 1967.
6. Шахмейстер Л. Г., Зарман Л. Н. Магистральные подземные конвейеры,!.," Недра", 1968.
7. Дмитриев В. Г. определение контактных динамических на-грузов, действующих на ленту при погрузке крупнокускрвых грузов. Горный журнал ИВУЗ, * 10,1971.
8. Пояснительная записка технического проекта унифицированной конструкции роликов для ленточных конвейеров.!., ГПИ «Союзпроммеханизация», 1972.
9. Бондарев B.C. Исследование взаимодействия динамических нагрузок на ленту и родикоопоры конвейера при транспортировании тяжелых крупнокусковых грузов. Диссертация,!., 1963.
10. аожушко Г. ГРогалевич В.В., Применение метода конечных разностей к расчету форм прогиба конвейерных лент.
Сб. «Механизация и автоматизация открытых работ», Труды ИГД Минчермета," Недра", 1967.
11. Барабанов В. Я. Исследование основных элементов ленточных t конвейеров для перемещения крупнокусковых горных пород. Диссертация,!., 1965.
12. Петухов H.G. Исследование основных элементов ленточных конвейеров для перемещения крупнокусковых скальных породленточными конвейерами на открытых разработках. Диссертация, 1967.
13. Дмитриев В. Г. Исследование ленточных конвейеров с подвесными роликоопорами при транспортировании скальных пород. Диссертация,!., 1969.
14. Бондарев B.C., Петухов И. С. Динамические нагрузки на родикоопоры от движения конвейерной ленты с крупнокусковым грузом.Сб. Нерудные строительные материалы, вып.22,1967.
15. Бондарев B.C., Петухов И. О., Коваленко В. И. Исследование и расчет амортизирующих роликоопор ленточных конвейеров. Сб. Горные строительные машины,! 3, 1966.
16. Бондарев B.C., Петухов И. С. Промшленные испытания гибких роликоопор ленточных конвейеров. Горныё машины и автоматика, Ш 6, 1967.
17. Susie S. Zingatz. von Giztanctentea^eoffen г/л/ег Mesonc/eaez Зе&ёсШсА/^г/л^ cfez Q&facfya^esite tien Bes^acrtecfaij: м/о, Шб.
18. Донской С .И. Исследование поддерживающих роликов с податливой оболочкой узлов загрузки ленточных конвейеров при транспортировании крупнокусковых материалов. Диссертация, II., 1970.
19. Бондарев B.C. Особенности расчета линейной части наклонных ленточных конвейеров с подвесными роликоопорами.
Сб. Горнотранспортное оборудование карьеров. Киев," Техника" ,.
1971.
20. Парнес Д. Г. Исследование и совершенствование системы технического обслуживания шахтных ленточных конвейеров на основе методов оптимального управления. Диссертация,!.,.
1972.
21. Iv&zlcA V. Зе/гасА/ил^ел Лааёо^ел ж 5&пс/ал/аоеп, 3zwnAoi? e vazme хло/ елегы’е.
7, ms. «.
22. Pettezma/i /• Gzi/nof/cryen f/rz с/бе elnes лег/еп DDJ? -stwc/a&afsffe ye/enli^e Жауш/ел stot/олеп. //еМегеллуе ма/ Jbeo/edznitfe/, у //.
23. ОеАтел J/.7 Jffes ?., tf^za/faessi/xpen а/гРоба/е&?т кяуго/'/еп иле/ //л/ег sисАял оел DescAarn^syfem. гол? оёс/егу?/&/ел. Зёа/ллл/е a/feme.
24. Волотковский B.C., Нохрин А.Г.и др. Методика измерения и оценки динамических нагрузок от крупнокускового скального материала на ленте вдоль става конвейера. Горнорудное производство. Транспорт рудных карьеров. Свердловск, 1974, вып.45. Труды института Горного дела.
25. И.Бар. Ленточные конвейеры с подвесными шарнирными роликоопорами. Сб. Транспорт шахт и карьеров,!.," Недра", 1971.
26. Ве/>ел?ё/л? А- «ЗгатЖоЖ/е wctme алс/елеёте *.
За//S, S3, * т.
27. Дмитриев В. Г. Оценка надежности одного класса элементов транспортных машин. Об, Транспорт шахт и карьеров.!., Недра", 1971.
28. Потураев В. И, Резиновые и резино-металлические детали машин. М," Машиностроение", 1966.
29. Нановко В. Я. Основы прикладной теории упругих колебаний, «Машиностроение», 1967.
30. Дмитриев В. Г., Галкин B.I. Выбор типа резиновых амортиза • торов подвесных роликоопор. Сб, Развитие и совершенствование шахтного и карьерного транспорта. М.," Недра", 1973.
31. Панкратов С. А, К Определению давления груза и ленты на роликоопоры ленточного конвейера. «УкрНИИпроект» научные записки, вып.11, 1963,.
32. Воронков Й. М. Курс теоретической механики,!., 1966.
33. Джон П. Ден-Гартог. и Теория колебаний", М", 1942.
34. Выгодский М. Я. Справочник по математике,!., 1956.
35. Вернер Г ольдсмит, Удар и физические свойства соударяемых тел.М., 1966.
36. Шахмейстер Л. Г., Дмитриев В. Г. и др. К расчету приведенной массы подвесной роликоопоры ленточного конвейера. Горный журнал ЙВУЗ, М 1, 1971.
37. Лойцянский Л Л?., Лурье А.й. Курс теоретической механики. Г ост ехизд ат, 1948.
38. Гойхман В. М. Об ударном взаимодействии груза с лентой транспортера. Записки Ленинградского ордена Ленина и Трудового красного Знамени горного института им. Г. В. Плеханова, т. 1У, вып.1, 1967.
39. Опиваковский А. О., Ремизов И. П. Задачи и перспективы развития шахтного транспорта. Сб, Транспорт шахт и карьеров,!., и Недра", 1971,.
40, Спиваковский А.0., Дмитриев, В. Г, Новое прогрессивное направление в конвейерном транспорте шахт и карьеров." Уголь", 1968, Ш 1,.
41″ Биличенко Н. Я., Готовцев Ю. А, и др. Расчет канатного става уклонных ленточных конвейеров.Gб.Вопросы рудничного транспорта, вып. 11, М.," Недра", 1970.
42. Евневич А. В, Горные транспортные машины, м., 1963.
43. Кузнецов Б. А., Ренгевяч А, А. и др. Транспорт на горных предприятиях, М., и Недра", 1969.
44. Зенков Р. Л., Петров MJL Конвейеры большой мощности, «Машиностроение», 1964.
45. Спиваковский А, 0, дьячков Б. К. Транспортирующие машины. М., 1968.
46. лачурин В. К. Гибкие нити с малыми стрелками. Госгрртех-издат, 1936.
47. аеодосьев B.I. Сопротивление материалов. Наука,!., 1964″.
48″ Дмитриев В. Г., Галкин В. М, Роликоопора ленточного конвейера, Бюллетень Государственного комитета Совета Министров GUUP по делам изобретении и открытий,! 18, 1974,.
49.Методика обработки эмпирических данных РТМ-44−62,.
50. Зайцев А. Н, Элементарные оценки ошибок измерений, «Наука», Л, 1967.
51. Пинегин С, В., Шевелев 1, А, Гудченко В, М, и др. Влияние внешних факторов на контактную прочность при качении. Гл. II., изд-во «Наука», 1972.
52. Высочин I.M., кшакунов И, А. Я расчету подшипниковых узлов роликов ленточных конвейеров. Сб. Вопросы рудничного транспорта под ред, Н. С .Полякова, /I 9, 1965.
53. Отчет 116−1894. Выбор подшипников по методике ГПЙ. ^ й иоюзпроммеханизация". 54. Бейзельман Р. Д. Дшшин Б.В. Подшипники качения. Справоч-, ник, 1959. ,.
55. JCAras Ж «асШшел dz* ' F&crwoffena?stcrnde an ' MeL ^ т.
56. Шпакунов Й. А., Козлов &-.Н. Основные факторы определяющие надежность работы роликов ленточных конвейеров. Об. Вопросы рудничного транспорта, под ред. Полякова Н. С., Киев, 1974.
57. Фаддеев Б. В., Коган Н. М., Волотковский B.U. и др. Экспериментальное определение пригодности линейных секций конвейера КПЗ при транспортировке крупнодробленой руды.иб. Механизация основных и вспомогательных работ на карьерах, вып.25,Свердловск, 1970.
58. Дмитриев В*Г., Галкин В. И. Исследование динамических нагрузок в роликоопорах загрузочных и линейных секций при транспортировании крупных кусков. Горный журнал ИВУЗ, * 1, 1975.
59. Тетерев Э. Н., Шарова В. П. Особенности транспортирования скальной крупнокусковой массы на ленточном конвейере с жесткими опорами.Сб.Промышленность горнохимического сырья, вып. 3, М., 1971.
60. Кузнецов В. А., Смирнов В.К.и др. Взаимодействие груза с роликами линейной части конвейера. Металлургическая и горнорудная промышленность, 1 4, 1973. Межотраслевая инструкция расчета экономической эффективности продукции угольного машиностроения. Гипроуглемаш, ЩШЭИуголь, М., 1972.