Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление личности в системе средних специальных военно-учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе проведенного социологического исследования показан «социологический портрет» современного воспитанника суворовского военного училища, основу которого составляет как ряд положительных (патриотизм, смелость, решительность, доброта, правдивость, коллективизм, целеустремленность), так и ряд отрицательных характеристик личности (чувство национальной неприязни, безволие, грубость, недоверие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Социализация как основа процесса становления личности
    • 1. 2. Социологический аспект процесса становления личности воспитанника
    • 1. 3. Основные факторы, влияющие на процесс формирования профессионально значимых качеств личности
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В
  • СИСТЕМЕ СРЕДНИХ СШЦИАЛЬНЫХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
    • 2. 1. Ценностные ориентации в процессе формирования личности
    • 2. 2. Противоречия социализации на различных этапах
    • 2. 3. Основные направления деятельности органов управления по оптимизации процесса становления личности воспитанника

Становление личности в системе средних специальных военно-учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью изучения тех радикальных процессов социокультурной трансформации, которые характерны на современном этапе развития общества. Коренная ломка привычных социальных структур, кардинальные изменения политической и идеологической сфер, рост межэтнических и расово-этнических взаимодействий, появление новых технологий и связанные с этим модификации образа жизни, методологические новации внутри научного знания — все это изменило социальную ситуацию, оказывающую влияние на создание иных способов человеческого бытия.

Социальные процессы реформирования общества, в том числе и его военной организации в полной мере затронули систему военного образования России, В ходе обучения в среднем специальном военно-учебном заведении Министерства обороны Российской Федерации воспитанники в соответствии с программой обучения приобретают достаточное количество знаний, умений и навыков, но за годы учебы социальная среда претерпевает значительные изменения, меняются условия и обстоятельства предстоящей воинской службы. По мере осознания широкого круга своих будущих обязанностей и прав каждый воспитанник задумывается о необходимости соответствовать своей будущей профессиональной роли, оценивает те многие сферы деятельности, в которых ему придется действовать в качестве офицера. Эффективная реформа военного образования в России в полной мере связана с успешной социализацией личности будущего офицера в процессе обучения в среднем специальном военно-учебном заведении.

Вышеизложенное определяет актуальность исследования процесса становления личности будущего военнослужащего, которая обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, потребностью российского общества в создании новых Вооруженных Сил, формировании современной системы подготовки военных кадров для них.

Во-вторых, реальной необходимостью оптимизации процесса становления личности в военном социуме России, который характеризуется рядом противоречий и негативных тенденций, прежде всего связанных с положением Вооруженных Сил в обществе, их взаимоотношениями с другими институтами государства.

В-третьих, недостаточной разработкой социальных и социально-психологических моделей, технологий, дающих возможность реально оценить состояние, типологию и тенденции развития процесса становления личности будущего офицера с учетом его возрастных особенностей,.

Таким образом, определение роли и значения процесса становления Личности в системе средних специальных военно-учебных заведений, определение его места в системе подготовки военных кадров является требованием времени и нуждается в основательном изучении.

Степень разработанности проблемы. Проблематика становления личности, начиная с XIX века носит междисциплинарный характер.

Вопросы становления и развития личности получили широкое освещение в работах западных социологов М. Вебера, Ф. Гиддингса, К. Маркса, 3. Фрейда, Р. Мертона, Дж. Г. Мида, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Э. Фромма, Э. Эриксона, Ч. Кули.

Традиции русской научной мысли в изучении проблемы личности нашли свое отражение и в отечественной социологической школе. Социальные проблемы личности рассматривались в русской социологии XIX — начала XX вв. К данной теме обращались С. Н. Булгаков, Н. И. Кареев, Н. К. Михайловский, П. А. Сорокин и другие.

С начала 60-х годов прошлого столетия концептуальные подходы к проблемам личностного развития были отражены в работах отечественных ученых: К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, П. Ф. Кравчук, А. Н. Леонтьева, Б. Д. Парыгина, В. А. Ядова.

Закономерности усвоения индивидами социального опыта, обусловленные возрастными этапами жизнедеятельности, исследуются в работах Г. М. Андреевой, Н. В. Андреенковой, М. С. Комарова, B.C. Маркова, В. Б. Ольшанского, М. Н. Руткевича, В. М. Соколова, А. Г. Харчева.

Различные аспекты становления личности военнослужащих советских и российских Вооруженных Сил нашли свое отражение в целом ряде работ военных ученых. Среди них исследования Е. Д. Богатырева, В. И. Веремчука, Ю. И. Дерюгина, Л. Г. Егорова, А. Н. Марченко, А. П. Мурачева, В. Л. Примакова. Благодаря разработкам вышеназванных ученых прочно вошла в отечественную социологическую науку и концепция социализации личности.

Однако степень исследованности отдельных аспектов проблемы, таких как особенности социализации юношей при подготовке к обучению в высших военно-учебных заведениях, влияние современных социальных институтов общества на процесс становления личности остается явно недостаточной, не во всем отвечает требованиям современной науки и практики. Во многом нерешенной остается проблема социологического анализа результативности процесса становления личности, критериев, типологии, степени оптимизации данного процесса. Этим обусловлен выбор темы данного диссертационного исследования.

Актуальность, значимость исследуемой проблемы для практики, ее недостаточная разработанность обусловили определение цели и задач диссертации.

Цель данного исследования — выявить особенности, противоречия и проблемы процесса становления личности в системе средних специальных военно-учебных заведений и разработать практические рекомендации по его оптимизации.

Эта цель конкретизируется в следующих основных задачах:

• определить роль и место становления личности в процессе социализации;

• раскрыть социологический аспект формирования личности воспитанника;

• выявить факторы, обуславливающие процесс формирования профессионально значимых качеств личности;

• исследовать ценностные ориентации личности будущего офицера в системе средних специальных военно-учебных заведений;

• охарактеризовать этапы становления личности воспитанника;

• разработать конкретные рекомендации по оптимизации процесса становления личности в исследуемой системе.

Объектом исследования является личность воспитанника в системе средних специальных военно-учебных заведений, у.

Предмет исследования — содержание и динамика процесса становления личности воспитанника в период обучения в суворовском военном училище.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные положения социальной философии, общей социологии, социальной психологии, ролевой теории, теории социального действия, основные идеи и положения социологии личности, социологии образования, которые нашли свое отражение в работах И. Кона, П. Бергера, В. Ядова, А. Маслоу, П. Сорокина, В. Примакова, П. Кравчук, В. Веремчука, Б. Парыгина, А. Мощенко. Кроме того, автор опирался на отдельные положения социологии духовной жизни, социологии культуры, социологии молодежи, социологии воспитания, социологии массовой коммуникации и военной социологии. В работе использовались также идеи и взгляды современных ученых, изложенные в концепциях гуманизации военной деятельности, реформирования общего и военного образования и строительства Вооруженных Сил РФ.

Эмпирической базой исследования послужили данные социологического исследования, проведенные автором на базе Уссурийского суворовского военного училища с 1993 по 1998 годы, в Тверском и Московском суворовских военных училищах с 1999 по 2001 годы. Всего по выборке суворовских военных училищ, входящих в систему средних специальных военно-учебных заведений, было опрошено 500 воспитанников трех училищ в различные периоды обучения (60% - Уссурийское СВУ, по 20% - Московское и Тверское СВУ), 40 экспертов из числа преподавательского состава, офицеров-воспитателей и управленческого звена различных уровней.

В качестве эмпирического материала также использованы данные государственной статистики и социологических исследований среди российской молодежи, проведенных Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, Центром социологических исследований МГУ им. Ломоносова и НИЦ Института молодежи в 1999 — 2000 годах.

Исследование данной проблемы включало в себя также анализ нормативно-правовых документов, научных трудов отечественных и зарубежных авторов, материалы конференций и симпозиумов, посвященных вопросам становления личности.

Научная новизна диссертационного исследования:

• определены особенности процесса становления личности, состоящие в особом статусе воспитанников средних специальных военно-учебных заведений, в формировании определенной структуры личности и ее направленности по включению в будущем в конкретные сферы социальной деятельности;

• раскрыто содержание процесса становления личности в системе средних специальных военно-учебных заведений, состоящее в приобретении воспитанниками в ходе учебно-воспитательного воздействия социально-статусных характеристик будущего военнослужащего, в усвоении ими образцов поведения, системы ценностей, в формировании необходимых качеств, навыков и умений для исполнения будущих профессиональных функций;

• на основе проведенного социологического исследования показан «социологический портрет» современного воспитанника суворовского военного училища, основу которого составляет как ряд положительных (патриотизм, смелость, решительность, доброта, правдивость, коллективизм, целеустремленность), так и ряд отрицательных характеристик личности (чувство национальной неприязни, безволие, грубость, недоверие, лень, эгоизм, приспособленчество, упрямство), соотносимых со складывающимся типом современного молодого россиянинаразработаны и обоснованы основные направления оптимизации процесса становления личности воспитанника и практические рекомендации органам управления различных уровней, главным содержанием которых является систематический социологический контроль за процессом формирования личности на всех этапах обучения, своевременная коррекция данного процесса и внедрение системы социолого-психологического консультирования и помощи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Определение понятия «становление Личности в системе средних специальных военно-учебных заведений». В наиболее общем виде это понятие мы характеризуем следующим образом: становление личностипроцесс формирования основ определенного типа личности, необходимых для выполнения будущих социальных и профессиональных функций, предполагающий усвоение социального опыта и включение личности в систему социальных отношений в результате воздействия социальной среды. Становление личности в данном контексте выделяется нами как этап ее социализации.

2. Определенный тип личности в социологическом аспекте. При этом личность воспитанника представляется как пирамида, в которой объединены в единую систему различные качества: общевоенные, общесоциальные, психологические, моральные и физические.

3. В качестве факторов, определяющих процесс становления личности воспитанника, мы выделяем: социальную военную среду, учебную и воспитательную работу, самосовершенствование личности.

4. Выявив ценностные ориентации личности в исследуемой системе, можно заключить, что одной из главных проблем является формирование у воспитанников военно-профессиональной предрасположенности к будущей деятельности в роли «военнослужащий-курсант».

5. Личность воспитанника при вхождении в относительно стабильную среду — коллектив, последовательно проходит три этапа становления: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. При этом на завершающем этапе значительная часть воспитанников=выпускников, освоив основные ценности будущей воинской службы, ориентирована в большей степени на ценности социально-прагматического характера.

6. Главной задачей по оптимизации процесса становления личности воспитанника является максимальный учет институциональных противоречий, возникающих в ходе образовательного процесса в среднем специальном военно-учебном заведении.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Проведенные исследования дают определенное приращение теоретических и практических знаний для органов управления, воспитательных структур, преподавательского состава средних специальных военно-учебных заведений о реальных результатах учебного и воспитательного воздействия по формированию личности будущего офицера Российской армии. Обозначены основные направления их практической деятельности по оптимизации процесса становления личности воспитанника в современных условиях.

Полученные данные, отражая объективную картину уровня готовности воспитанников к будущей военно-профессиональной деятельности в современных условиях, позволяют выявить факторы, негативно влияющие на этот процесс.

Материалы диссертации могут использоваться в качестве информационного источника для подготовки и проведения мероприятий воспитательной работы с суворовцами, кадетами, нахимовцами, с курсантами, с преподавателями, с офицерами-воспитателями и командирами военно-учебных заведений, со студентами и преподавателями военных кафедр и факультетов высших учебных заведений Министерства образования РФ. Методологические, методические, содержательные материалы научной работы могут использоваться в новых исследовательских проектах, направленных на изучение проблем становления личности воспитанников, курсантов и других категорий военнослужащих,.

Апробация работы.

Наиболее важные теоретические и методические разработки, осуществленные в ходе исследования, были использованы в учебном и воспитательном процессах с воспитанниками Уссурийского, Тверского, Московского суворовских военных училищ и студентами, занимающимися на военной кафедре Курского государственного технического университета, нашли свое отражение в научных статьях, выступлениях на научно-практических конференциях перед преподавателями и офицерами-воспитателями суворовских подразделений. По проблемам диссертации опубликовано 6 научных статей. Общий объем публикаций составил 3 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование включает в себя две главы (каждая по три параграфа). В библиографическом списке 175 источников (из них 6 на иностранных языках).

Выводы по 2 главе:

1. Гипотеза о том, что критериями успешности процесса становления личности воспитанника среднего специального военно-учебного заведения является уровень его готовности к будущей профессиональной деятельности и социальная идентичность по социостатусным и социопрофессиональным признакам на основе интериоризации военно-профессиональных и военно-корпоративных ценностей предстоящей воинской службы нашла свое эмпирическое подтверждение.

2. Можно выделить три основных этапа становления и развития личности при ее вхождении в относительно стабильную среду — коллектив: адаптационный (1 курс), индивидуализационный (2 курс), интеграционный (3 курс). Каждый из этих этапов имеет свою специфику и особенности в современных условиях.

3. Одной из основных особенностей военно-профессиональной ориентации воспитанников является ее сложный, противоречивый характер и недостаточная результативность, что в дальнейшем может негативно сказаться на профессиональной адаптации молодых офицеров к современным условиям службы.

4. Основу процесса становления личности воспитанника в период обучения в среднем специальном военно-учебном заведении составляет приобретение им определенных социально-статусных характеристик, усвоение образцов поведения, системы ценностей, необходимых для будущей профессиональной деятельности, характерологических свойств и качеств, осуществляемое в ходе учебного процесса, воспитательного воздействия и самосовершенствования.

5. «Социологический портрет» современного воспитанника составляет как ряд положительных (патриотизм, смелость, решительность, доброта, правдивость, коллективизм, целеустремленность), так и ряд отрицательных (чувство национальной неприязни, безволие, грубость, недоверие, лень, эгоизм, приспособленчество, упрямство) характеристик личности, соотносимых со складывающимся типом современного молодого россиянина.

6. Одна из главных задач по оптимизации процесса становления воспитанника — максимальный учет его институциональных факторов и минимизация десоциализирующего влияния институциональных противоречий, возникающих в ходе образовательного процесса в среднем специальном военно-учебном заведении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из главных задач государства по отношению к Вооруженным Силам является обеспечение их боевой готовности в интересах сохранения суверенитета страны и ее территориальной целостности. Главной задачей и целью общества по отношению к армии выступают интересы и потребности человека. Общество заинтересовано в воспроизводстве личности как социокультурной единицы. Современное общество, в том числе и российское, не может нейтрально относиться к своей армии, в противном случае ему придется «кормить» чужую. Вооруженные Силы России обеспечивают безопасность материальных и духовных ценностей общества, спокойствие и мирную жизнедеятельность граждан, Общество направляет в армию представителей от семьи, этнической общности, предприятия или другого социального института. Таким образом, не нарушая свободы выбора личностью рода и вида деятельности, российское общество тем не менее «отрывает» от себя определенную часть своих граждан, предоставляя ее Вооруженным Силам. Поэтому оно заинтересовано в поддержании связей с армией не только через государственный аппарат, но и напрямую, непосредственно. Сегодня армия выступает не только институтом государства, но и институтом общества. Социальные связи между обществом и армией выражают социокультурный и общегражданский смысл, они дополняют основные, официальные формы взаимодействия военно-политического руководства Российского государства и Вооруженных Сил.

Национальная безопасность и будущее России в XXI веке в большей степени связано с проводимой в настоящее время реформой Вооруженных Сил и системы военного образования, строительством современных армии и флота, способных обеспечить мир, внутреннюю стабильность, способствовать проведению социально ориентированных реформ всего общества. В соответствии с этим, значительно возрастает в современных условиях требования к личности военного. Экономические трудности, с одной стороны, и необходимость защиты наших рубежей, с другой, объективно требуют повышения качества подготовки будущих офицеров армии и флота в системе средних специальных военно-учебных заведений, где с юного возраста закладываются основные качества личности профессионального защитника Отечества. Исторический опыт учит, чтобы иметь надежные военные кадры, необходимо своевременно заботиться об их подборе, обучении и воспитании.

Наиболее слабым звеном в процессе подготовки будущего офицера армии и флота в системе средних специальных военно-учебных заведений является духовная составляющая военно=профессиональной готовности (формирование у воспитанников военно=профессиональных ценностей воинской службы^ позитивного отношения к будущей воешкытрофессиональной деятельности), В ходе обучения у значительной части воспитанников формируется негативно-безразличное отношение к будущей воинской службе.

Для решения данной проблемы необходима разработка конкретных мероприятий, позволяющих оптимизировать процесс становления личности будущего защитника Отечества при обучении его в специализированном среднем военно-учебном заведении.

В ходе проведенного социологического исследования и анализа процесса становления личности воспитанника, были сделаны теоретические выводы, обусловившие ряд практических рекомендаций органам государственного и военного управления по его оптимизации в современных условиях.

1. На уровне высших органов государственной власти.

В целях создания благоприятных социально-экономических, правовых, идеологических условий для подготовки высоко профессиональных офицерских кадров в системе среднего специального военного образования необходимо:

— с учетом современной военной политики государства, требований военной доктрины, процесса реформирования Вооруженных Сил и реформы системы образования в РФ целесообразно активизировать потенциальные возможности отечественных средств массовой информации по созданию позитивного образа воинской службы, пропаганды ее социальной значимости в современных условиях;

— восстановить систему военно-патриотического воспитания в основных социализационных институтах государства, на основе принятой концепции военно-патриотического воспитания молодежиначальную военную подготовку в системе среднего образования;

— Правительству РФ рассмотреть вопрос о возвращении исторически традиционных названий (наименований) современным средним специальным и высшим военно-учебным заведениям.

2, На уровне руководства Вооруженных Сил.

В целях совершенствования подготовки будущих офицеров армии и флота, формирования военно-профессиональной направленности личности воспитанника в процессе обучения в среднем специальном военно-учебном заведении необходимо:

— в рамках функционирования новой системы военного образования способствовать возрождению исторически сложившейся практики формирования личности российского офицера на всех этапах ее становления, с особым акцентом на социализационные институты современного общества: семью, дошкольные учреждения, школу и систему начальной военной подготовки в ней, обучение и воспитание в специализированном военно-учебном заведении;

— в учебный и воспитательный процессы, их организационно-управленческие основы в суворовских военных и нахимовском военно-морском училищах, кадетских корпусах и классах желательно внедрить традиционные военно-профессиональные и духовно-нравственные ценности российского офицерства: чувство воинского долга и офицерской чести, патриотизма, гордости за причастность к священному делу защиты Отечества, высокого профессионализма и общей культурыповышению результативности процесса становления личности воспитанника, как будущего защитника Отечества способствовала бы разработка военно-научными центрами Министерства обороны с участием Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил, широким привлечением ветеранов армии и флота положений «Кодекса офицерской (кадетской) чести», их утверждением руководством Вооруженных Сил;

— объективное планирование и прогнозирование основных параметров формирования личности военного профессионала может обеспечить проведение военно-социологических исследований Главного управления воспитательной работы совместно с соответствующими социально-психологическими подразделениями видов Вооруженных Сил, округов (флотов), службами профессионально-социологического отбора ВВУЗов и соответствующих отделов средних специальных военно-учебных заведений аналитического военно-социологического исследования профессионально-важных качеств российского офицера XXI века. Результаты исследования могут послужить основой базовых требований к личности будущего офицера в типовых квалификационных характеристиках выпускников для всех военных специальностей;

— переход к непрерывной системе подготовки военных кадров на основе уже имеющихся образовательных структур по следующей схеме: «среднее специальное военно-учебное заведение» — «высшее военно-учебное заведение» — «военная академия (университет)». При этом командованию видов Вооруженных Сил предлагается выйти с предложениями о расширении системы средних специальных военных и военно-морских училищ (кадетских корпусов) в основных городах и портах России: городах Владивосток,.

Новосибирск, Красноярск, Самара, Волгоград, Воронеж, Калининград, Новороссийск, Мурманск.

3. На уровне руководства средних специальных военно-учебных заведений.

В целях совершенствования и оптимизации учебного и воспитательного процессов, повышения уровня профессиональной готовности воспитанников к будущей военно-профессиональной готовности к будущей военно-профессиональной деятельности офицера армии и флота необходимо:

— дальнейшее совершенствование системы отбора абитуриентов, введение в практику работы подразделений профессионально-психологического отбора, офицеров-воспитателей социологического сопровождения и оценки успешности процесса становления личности воспитанника;

— для совершенствования профориентационной работы представляется целесообразнымрегулярно проводить «Дни открытых дверей», выступления офицеров и воспитанников перед школьникамипрактиковать такие формы работы с абитуриентами и их родителями, как конференции, встречи с выпускниками, военными династиями, лекции, беседы, консультации профориентационного направления;

— улучшение материально-бытового обеспечения воспитанников;

— совершенствование культурно-досуговой работы;

— повышение внимания должно быть сосредоточено трем основным механизмам, лежащим в основе социального поведения воспитанника: механизмах отбора, предписывания и контроля;

— решать специфические проблемы организации учебного процесса на начальном этапе обучения воспитанников.

Претворение в жизнь предложенных практических рекомендаций, которые не требуют существенных материальных затрат, может способствовать оптимизации процесса становления личности в системе средних специальных военно-учебных заведений, благоприятно сказаться на его результативности. Данный процесс, как показывают на сегодня исследования, сложен и противоречив, не все в нем протекает гладко. Но переход на создание высоко профессиональных армии и флота требуют самого пристального внимания к проблемам становления личности будущего российского офицера.

Представляется также необходимым продолжить проведение конкретных социологических исследований по данной проблематике, с целью постоянного мониторинга состояния и динамики формирования личности военного профессионала в современных условиях военной реформы.

Сравнительный анализ данных социологических исследований в военно-учебных заведениях США позволяет подтвердить основные направления оптимизации процесса становления личности воспитанников средних специальных военно-учебных заведений в России в современных условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. . Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ. 1969.
  3. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.
  4. Н. В. Проблема социализации личности //Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970.
  5. . Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  6. Ананьев Б, Г, О психологических эффектах социализации //Человек и общество, Вып.9. Д., 1971.
  7. Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с франц. /Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. М.: Издат. группа «Прогресс», 1993.
  8. А. В. Психологическая побготовка учащихся к военной службе //Советская педагогика, ч. 1. 1985.
  9. А. И. Городская семья и личность. Социологические исследования. Вып. 7. М. 1974.
  10. Ю.Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности //Социальная идентификация личности /Под ред. В. А. Ядова. М.: Институт социологии РАН, 1993.11 .Батенин С. С. Человек в его истории. Л., Изд-во ЛГУ, 1976.
  11. М. М. Человек в мире слова. М., 1995.
  12. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
  13. Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
  14. Е. Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. М.: ГА ВС, 1992.
  15. Божович J1. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968- Критика современных буржуазных концепций воспитания /НИИ ОП АПН СССР. М., 1980.
  16. JI. П. Человек: деятельность и общение. М., Мысль, 1978.
  17. С. Н. Избранные сочинения в 2 т. Т 2. М.: Правда, 1991.
  18. П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1994.
  19. П. Социальное пространство и «генезис классов» // Вопросы социологии. 1992. № 1.
  20. Бучен ков П. А. Суворовское военное. М.: Воениздат, 1981.
  21. М. О некоторых категориях понимающей социологии //Избран, ПроР13ведения! М, 1990.
  22. В. И, Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении. Автореферат канд. социол. наук. М.: ВУ, 1999.
  23. С. В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.
  24. JI. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.
  25. Воспитательная работа: опыт, организация, методика. Вып. 1 /Под общ. ред. В. Ф. Кулакова. М.: ГУВР ВС РФ, 1998.
  26. С. П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров (социально-филосовский анализ) /М.: ГАВС, 1994.
  27. Е. П. Воспитание чести советского офицера у курсантов военных училищ. Автореферат канд. психол. наук. М.: ВПА, 1989.
  28. Ф. Основания социологии. //Американская социологическая мысль. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994.
  29. В. И. Личность воина социалистической армии: (Философско-типологический анализ). М.: ВПА, 1977.
  30. Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982.
  31. С. Страна воров на дороге в светлое будущее. Нарва, 1994.
  32. . Н. Основы социологии: Курс лекций, ч. 2. Курск: Изд-во КГПУ. 1995.
  33. И. Д. Мертоновский коллектив к парсоновской версии структурного функционализма //Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. М.: Наука, 1994.
  34. Э.А. Проблемы социализации человека. Автореф. канд. фи/юс. наук, М.: МГУ, 1973,
  35. Дюрнкейм Э О разделении общественного труда: Пер. с франц. М.: Канон, 1996.
  36. Э. Ценностные и «реальные» суждения //Социол. исследования. № 2. 1991.
  37. Л. Г. Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах: (Социол. анализ).: Дис. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1975.
  38. Л. Г. Становление личности воина социалистического типа как социальный процесс. М.: ВПА, 1982.
  39. О. В. Военная служба как фактор социализации личности (социально-философский анализ).: Дис. канд. филос. наук. М.: ВУ, 1999.
  40. А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1988.
  41. А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности //Социология в СССР. Т. 2. М., 1966.
  42. В. И. Социология: Учебное пособие. Алт. гос. техн. ун-т. Барнаул. 2000.
  43. М. 3., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М., 1996.
  44. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1886.
  45. Н. И. Основные вопросы философии истории. Т. 2. СПб., 1887.
  46. Г. А. Роль социальных институтов образования в воспроизводстве военных специалистов. Автореф. дис. докт. социол. наук. Уфа, 1995.
  47. А. И. Социализация личности: норма и отклонения. М.: Институт молодежи, 1996.
  48. А. И. Социализация и социальная идентичность российской науки //Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений, М.: Институт молодежи, 1996,
  49. Ковалева А, И, Социализационная норма в современном российском обществе. Автореф, дне. докт. социол. наук. М.: Институт молодежи, 1997.
  50. JI. Н. Цель и смысл жизни человека. М., Мысль, 1984.
  51. П. Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся старших классов. Краснодар, 1929.
  52. М. С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994.
  53. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
  54. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  55. Кон И. С. Научно-техническая революция и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1987.
  56. Кон И. С. Люди и роли //Новый мир. № 12. 1970.
  57. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
  58. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
  59. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980.
  60. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980.
  61. Кон И. С., Шалин Д. Н. Мир и проблема человеческого Я //Вопросы философии. № 12. 1969.
  62. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи //Обозреватель. № 1. 1999.
  63. Критика современных буржуазных концепций воспитания /НИИ АПН СССР. М., 1980.
  64. . В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления: Учебное пособие. М.: ВПА, 1990.
  65. Ч. Первичные группы //Американская социологическая мысль: тексты /Под ред5 В, И. Добренькова. М- Изд-во Моск. ун=таФ 1994.
  66. Ч. Социальная самость //Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд=во Моск. ун-та, 1994.
  67. П. П., Редович А. А. Место ценностных ориентаций в структуре личности //Методологические и мировоззренческие аспекты социологического познания. Рига, 1987.
  68. В. А. Социолого-исторические основы профессиональной культуры офицера российской армии: Монография /Отв. ред. А. Г. Пилипонский. М.: Изд-во МО РФ, 1999.
  69. П. Н. Социализация индивида и воспроизводство общества. Человек и общество. Вып. 9. л. Изд-во ЛГУ. 1971.
  70. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  71. М. В. Познавательная деятельность как сфера социализации курсанта военного училища: Дис. канд. социол. наук. М.: Институт молодежи, 1995.
  72. А. С. Соч. М., 1987. Т. 4.
  73. В. Л. Служба в Вооруженных Силах СССР как фактор развития личности социалистического общества: Дис. канд. филос. наук. ВПА, 1986.
  74. К. Диагноз нашего времени.: Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994.
  75. В. С. Проблемы социализации молодого поколения //Молодежь: проблемы формирования и воспитания. М.: Мол. гвардия, 1978.
  76. К. Экономические и философские рукописи 1844 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.
  77. И. Н. Формирование личности в процессе прохождения воинской службы: Дис. канд. филос. наук. М.: ИСИ, 1984.
  78. Маслоу А, Дальние пределы человеческой психики: Пер, с англ. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997.
  79. А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  80. Р. К. Социальная структура и аномия //Социология преступности. М. 1966.
  81. Р. К. Социальная теория и социальная структура //Социологические исследования. № 2. 1992.
  82. Мид Д. Азия //Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  83. В. И. Воспитание в армии: каким ему быть? (Патриотизм, гражданственность и профессионализм) //Независимая газета. 1994.
  84. В. И. Проблемы и перспективы военного образования //НВО, № 41, 1997.
  85. Н. К. Полн. собр. соч. Т. 3. СПб., 1908- 1913.
  86. И. М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя //Социол. исслед. № 10. 1997.
  87. Молодежь 97. Данные мониторинга социально-экономического положения молодежи и ее политических ориентации-. Этап 1. М., 1997.
  88. Молодежная политика. № 141 142. 1997.
  89. П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. /Пер. со швед. СПб: Изд-во «Нотабене», 1992.
  90. А. В. Психологические основы развития личности суворовца. М.: АУ ВУЗ СВ, 1996.
  91. И. В. Зачет по социологии в кармане: Учебн. пособ. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
  92. А. В., Носс И. Н., Игнаткин В. Н. Военно-профессиональная ориентация суворовцев: Учебно=метод. пособие. М.: АУ ВУЗ СВ, 1992.
  93. А. П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе готовности к службе по контракту (социологический анализ): Дис^канд. социол, наук М.: ВУ, 1997.
  94. В. Н. Личность и неврозы. JL: ЛГУ, 1960.
  95. А. Господа юнкера, кем вы были вчера. //Ориентир. № 2.2000.
  96. Н. Ф. Проблема человека в социологии. Вопросы филисофии. № 7. 1971.
  97. Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА М., 2002.
  98. Г. В. Социология и социализм. М.: Наука, 1990.
  99. Основы социологии: Курс лекций /Отв. ред. А. Г. Эфендиев. 2-е изд. Часть 2. М.: Об-во «Знание» России, 1994.
  100. В. Г. Социология личности в России //Социология в России. М.: Наука, 1996.
  101. Т. Общетеоретические проблемы социологии. В книге: Социология сегодня. М.: Наука, 1996.
  102. Т. Понятие общества- компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В. И. Добренькова. М, 1996.
  103. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В. И. Добренькова. М, 1996.
  104. Т. Функциональная теория изменения //Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В. И Добренькова. М, 1996.
  105. . Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  106. . Д. Социальная психология как наука. Л, 1967.
  107. П. В, Духовные ценности военноеяужащйх Российской армии в современных условиях (социально-философский анализ) /М.: ВУ, 1995,
  108. А. В, Личность. Деятельность. Коллектив. М: Политиздат, 1982.
  109. А. Г. Личность воина в социальной военной среде //Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации (учебно-методическое пособие). М.: ВУ, 1995.
  110. А. Г., Примаков В. Л. Социализация личности и ее особенности в условиях воинской службы. М.: ВУ, 1998.
  111. К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1987.
  112. Положение молодежи в Российской Федерации. 1995 год. Доклад Гос. комитета РФ по делам молодежи Правительству РФ. М., 1996.
  113. Положение о суворовских военных и нахимовском военно-морском училище. М., 1996.
  114. Постановление Правительства РФ № 1009 от 29. 08. 98 г. «О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны РФ».
  115. Постановление Правительства РФ № 650 от 18. 06. 99 г «Об утверждении типового положения о военном образовательном учреждении профессионального образования».
  116. Приказ министра обороны РФ № 110 94 г. «О введение в действие положения о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ».
  117. Приказ министра обороны РФ № 235 — 95 г. «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ».
  118. В. Л., Беляев А. М., Пилипонский А. Г. Теоретические концепции социализации в социологии. М.: ВУ, 1999.
  119. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983.
  120. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем, М: Мир, 1994.122= Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество //Социол, исследования. № 3. 1993,
  121. А. Т., Кандыбович JI. А., Блях Г. В. Ориентация школьников на военные профессии. Минск, 1982.
  122. А. В. Методологический анализ современных буржуазных концепций социализации личности: Дис. канд. филос. наук. Киев, 1979.
  123. М. Н. Макросоциология: методологические очерки. М., 1995.
  124. М. Н. Социальная ориентация выпускников средней школы. //Социолю исследования//. № 12. 1994.
  125. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  126. В. Вместе с армией реформируется и система военного образования. //Армейский сборник № 6. 2000.
  127. И. Д. Реформа военного образования — важнейшая часть военной реформы России //Красная звезда, 14 августа 1998 г.
  128. В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., Изд-во ЛГУ, 1990.
  129. . Ф. Эрих Фром о роли социального характера //Социально-политический журнал. № 7, 8. 1994.
  130. А. С. Технологические основы военно-социологического исследования. М.: ВУ, 1996.
  131. И. М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М.: Высшая школа, 1990.
  132. Н. Социология: Пер. с англ. /Под ред. В. А. Ядова. М.: Феникс, 1994.
  133. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990,
  134. Соколов В, М. Социология нравственного развития личности. М: Политиздат, 1986.
  135. П. А. Система социологии, Т. 1, М.: Наука, 1993,
  136. Социология /Под ред. Г. И. Осипова. М.: Мысль, 1990.
  137. Социология: Учебное пособие /Общ. ред. Э. В. Тадевосян. М.: Знание, 1995.
  138. Социология: Словарь-справочник. Т. 3. М.: Наука, 1991.
  139. И. А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования: Учебно-методическое пособие. М.: Институт молодежи, 1996.
  140. Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение) /Учебное пособие для вузов. М., 1998.
  141. . Т. Социология: Общ. курс. М.: Прометей, 1994.
  142. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими. М., 1993.
  143. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  144. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс-Литера, 1992.
  145. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура /Сост. А. М. Руткевич. М.: Ренессанс. 1991.
  146. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993.
  147. С. С. Основы социологии: Учебное пособие. М.: Юрист, 1997.
  148. С. С. Социология: Учебное пособие для высш. учебн. завед. 2-е изд. М.: Изд. корп. «Логос», 1998.
  149. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. /Общ. ред. П. С. Гуревича. Издат. группа «Прогресс», 1995.
  150. Э. Человек для самого себя //Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика^ 1993.
  151. А. Г. Социология воспитания. М., 1992,
  152. В. Основы социологии. М.- Логос, 1997.
  153. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения,. исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.
  154. Человек и общество. Проблемы социализации индивида /Под ред. Б. Г. Ананьева и Л. И. Спиридонова Л.: Изд-во ЛГУ, вып. 9, 1971.
  155. В. А. Ценностные ориентации личности советского воина как объект философско-социологического анализа: Дис. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1990.
  156. А. Ф. Ценностные ориентации курсантов военного училища в современных условиях. Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратов, 1998.
  157. Н. И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995.
  158. В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М.: Финансы и статистика, 1992.
  159. JI. И. Разработка проблем социализации в современной буржуазной педагогике Франции //Критика современных буржуазных концепций воспитания. М., 1980.
  160. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Г. В. Осипова, ИСПИРАН. М., 1995.
  161. Э. Идентичность: Юность и кризис: Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996.
  162. В. А. Социальный тип личности //Коммунист. № 10. 1988.
  163. В. А. Становление личности: общественное и индивидуальное //Социол. исслед. № 3. 1985.
  164. В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М: Добросвет, 1998.
  165. В. А. Социология личности //Энцикл. социологический словарь /Общ. ред. Г. В. Осипова, ИСПИ РАН. М., 1995,
  166. В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности (программа проекта) //Социальная идентификация личности /Под ред. В. А. Ядова. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.
  167. В. А. О различных подходах к концепции личности и связанных с ними задач исследования массовых коммуникаций //Сб. Личность и массовые коммуникации. Материалы встречи социологов. Вып. 3. Тарту, 1969.
  168. Giddings F. Theory of socialization. N. Y., 1897.
  169. Gwendolyn S., Fred M. Rosa. Military Academies als Instruments of Value Change // Armed Forses and Society (USA). Vol. 20, № 3. 1994.
  170. Handbook of Socialization Theory and research /Е. By D. A. Goslin. Chicago, 1969.
  171. Parsons Т., Bales R. Family, socialization and interaction process -glencoe. III.: The free press, 1956.
  172. Parsons T. Social Structure and Personality, N. Y. Free Press, 1964.
  173. Robertson Ian. Sociology. 2 Ed. New York, 1981.
Заполнить форму текущей работой