Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политическая коммуникация в условиях избирательных кампаний: Анализ концепций и технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вследствие интенсификации коммуникативного обмена в период выборов, увеличения числа его непосредственных участников, усложнения поставленных целей и задач, к арсеналу средств, используемых обычно в ходе политической коммуникации, добавляются средства, которые только в период избирательной кампании могут играть роль проводников, ретрансляторов политической коммуникации, нести в себе разнообразно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. 1, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОЦЕССА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 1. 1. Понятие коммуникации. Сущность и признаки политической коммуникации 1?
    • 1. 2. Эволюция исторических типов политической коммуникации
    • 1. 3. Модели политической коммуникации
    • 1. 4. Эволюция взглядов на анализ эффективности политической коммуникации
    • 1. 5. Роль и особенности функционирования средств политической коммуникации в структуре элементов процесса
  • ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
    • 2. 1. Выборы как ключевой этап процесса политической коммуникации
    • 2. 2. Влияние законов, правил и политических традиций на проведение политических кампаний (выборов)
    • 2. 3. Использование технологии электорального маркетинга в период избирательных кампаний
    • 2. 4. Функционирование средств политической коммуникации в условиях избирательных кампаний
    • 2. 5. Факторы повышения эффективности использования политико-коммуникативных каналов и средств

Политическая коммуникация в условиях избирательных кампаний: Анализ концепций и технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубинные изменения в политической системе России требуют как практического освоения навыков и приемов демократического политического управления, так и осмысления новых теоретико-методологических проблем, связанных с решением задачи эффективного функционирования политической системы как в процессе реформ, так и после их завершения.

В комплексе проблем этого плана, от осознания которых во многом зависит прочность демократического выбора, важнейшей является проблема политической коммуникации.

До сих пор в России исследований в этой области не проводилось. В условиях жесткого прямого регулирования всех сторон политической жизни, что имело место до недавних времен, политической коммуникации, понимаемой, во-первых, как непрерывный обмен политическими смыслами между индивидами) и между основными политическими силами общества с целью достижения согласия, и, во-вторых, как постоянный процесс передачи политической информации, — посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами, не существовало. Как равным образом фактически не существовало и свободных демократических выборов. Следовательно, граждане не имели возможности в ходе этих выборов, рассматриваемых как один из основных этапов в процессе политической коммуникации, оценить и выбрать команду или политику, установить соотношение политических тенденций в обществе, утвердить или не утвердить легитимность власти.

Свободные выборы уже становятся фактом нашей действительности. Но одновременно приходит осознание того, что создание демократических институтов и даже закрепление в Конституции демократических правил игры — лишь часть проблем, встающих перед обществом, которое стремится покончить с тоталитарным прошлым и перейти к демократии. Гарантом эффективности и стабильности демократических реформ могут стать лишь соответствующая политическая культура граждан и управляющих злит, высокая степень их адекватности во взглядах на политический процесс, стабильность согласия на проведение определенного (демократического) типа реформ. Наличие этих факторов способно предопределить созидательную роль электоральной практики россиян. В странах со сложившимися демократическими традициями давно уже стало очевидным, что решить весь комплекс указанных проблем невозможно без эффективной политической коммуникации.

Таким образом, необходимость разработки и практической реализации концепции демократизации политической жизни нашего общества ставит перед теорией и практикой целый ряд новых вопросов и проблем, ревгение которых невозможно без анализа существующих концепций политической коммуникации, уяснения закономерностей и специфики данной формы организации и функционирования публичной политической власти и всего общества в целом. Знание законов функционирования политической коммуникации, взаимодействия составляющих ее элементов, организации этого процесса в конкретных условиях (в условиях изибиратель-ных кампаний), а также выявление возможностей адаптации уже существующих на Западе технологий политических действий в сфере политической коммуникации к реалиям современной России приобретают сегодня особое значение.

Состояние научной разработанности проблемы.

К сожалению, в отечественном обществознании эта проблема- - тика практически не рассматривалась. Причины этого носят явственный политико-идеологический характер (тоталитарная система не нуждалась в обеспечении демократическим путем согласия управляемых ею масс на предпринимаемые в рамках политического процесса шаги). Поэтому основной базой для концептуального анализа изучаемых проблем явились исследования зарубежных поj литологов и социологов.

Прежде всего необходимо отметить, что на формирование современного знания о политической коммуникации оказали большое влияние труды по общим проблемам политической теории таких мыслителей прошлого как Платон, Аристотель, Гоббс, Монтескье, Руссо, Гегель и другие, у которых различные аспекты этих проблем рассматривались в контексте познания природы и сущности политической власти, взаимоотношений политической элиты и граждан, государства и общества, а также труды политологов и социологов, разрабатывавших концепции «идеального» политического устройства и демократической формы осуществления политической власти (Вебера, Миллса и других).

Началом изучения явлений политической коммуникации в современных демократических обществах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин «политическая коммуникация», появились в конце 40-х — начале 50-х годов. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке различных социальных наук было вызвано демократизацией политических процессов в мире после Второй мировой войны, развитием кибернетической теории, возникновением новых коммуникационных технологий и систем.

Основоположниками общей теории политической коммуникации явились представители двух американских научных школ: представитель так называемого кибернетического подхода к анализу социальных систем К. Дойч (1) и представители структурно-функционального подхода Г. Алмонд и Дж. Коулман (2) (здесь можно отметить, что введенный этими исследователями в науку так называемый коммуникативный подход повлиял на теоретические построения в разных областях: например, целая группа авторов (Х.Арендт, ЮДабермас, М. Фуко, А. Гидденс, Г. Симон) используют его для уточнения такого фундаментального для обществознания понятия как «власть»). (3).

В последующие годы политологи, социологи, философы совер

1) Deutsch К.И. The Nerves of Government. Models of Political Communication and Control. — N.Y., The Free Press, 1963: Deutsch К.H. «Communication Models and Decision Systems» in: Charlesworth 3.C. Contemporary Political Analisys. — N.Y., 1967, p.273−299.

2) Almond G.A., Coleman James S. The Politics of the Developing Areas. — Princeton, University Press, i960, p.50−59.

Также см.: Cottret Д.-M. Gouvernents et gouvernes. — P., PUF, 1973, p.99−110- Deutsch K.H. «Le gouvernement en tant que systeme de pilotage: les concepts de retroaction, de but et d’intention» dans: dans: Birnbaum P., Chazel F. Sociologie politique. Textes. — P., 1971, p.104−115- Schwarzenberg R.-G. Sociologie politique. — P., Montchrestien, 1988, p.124−129, 135−136.

1) См.: Болл T. «Власть» в: Полис, 1993, n 5, с.36−42.

С. 40. шенствовали и уточняли предложенные названными авторами идеи, более обстоятельно рассматривали отдельные теоретические или практические аспекты процесса политической коммуникации (эволюцию ее исторических типов, содержание политико-коммуникатив-ных текстов, поведение субъектов и объектов процесса, эффективность коммуникативного воздействия), что значительно расширило проблематику исследований. Речь идет о работах таких авторов, как Ш.-М.Коттрэ, Р.-Юварценберг, П. Лазарсфельд, Б. Бе-рельсон, Г. Годэ, И. Дюран, М. Ленэ, М. Нарло, М.-Н.Капферер и другие (1).

К исследованиям по теории политической коммуникации непосредственно примыкают разработки теории массово-коммуникативных процессов, где достойное место занимают и работы оте- 1 чественных специалистов (21. Несомненно значение указанных.

1) Cottret З.-М. Gouvernants et gouvernes. La communication politique. — P., PUF, 1973; Schwartzenberg R.-G. Sociologie politique. -P., Montchrestien, 1988; Lazarsfeld P., Berelson В., Gaudet H. The Peoples Choice. — N.Y.: Duell, Sloan and Pearce, 1944; Le Net M. La communication politique. — «Problemes politiques et sociaux», P., 1989, n620. Le Net M. La communication sociale. — «Notes et etudes documentaires», P., 1988, n4866- Chariot M. Savoir persuader. — P., PUF, 1970; Durand 3. Les formes de la communication. — P., Dunod, 1981, и другие.

2) Lasswell H. Propaganda, Communication and Public order (with Smith B.L., Casey P.O.), Princeton. 1946; Буданцев Ю. П. В контексте жизни. — М, 1979; Буданцев Ю. П. Системность в изучении массово-информационных процессов. -М., 1986; Федякин исследований для совершенствования теории политической коммуникации в том, что касается форм ее реализации, каналов и средств.

Уточнению роли выборов как средства политической коммуникации и кульминационного момента этого процесса в целом способствовали работы 1.-М.Коттрэ, Д. Уолтон, М. Шарло, Р, Кайроля, С. Юэ и других. (1) Отдельные теоретические и практические проблемы политической коммуникации в период избирательных кампаний затрагивались в работах французских представителей социологии выборов 1.-Л.Пароди, К. Исмаль, А. Ланселота, А. Дюамеля, Ф. Бро (2).

И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. — М., 1988; Социология средств массовой коммуникации. -М., 1991; Организация массовых информационных процессов. — М., 1988; Bahu-Leyser D., ChavenonH., Durand 3. Audience des medias. — P., Eyrolles, 1990; Berieux E. Broit de la communication. -P., LSDI, 1991, и другие.

1) Cottret J.-M. Gouvernants et gouvernes. La communication politique. — P., PUF, 1973; Holton D. «Political Communication: The Constraction of a Model». — Europeen journal of communication, Uol 5, N 1, 1990; Holton D, «L'impossible communication politique» dans: Revue politique et parlementaire, 1988, n 936, p.5−13- Chariot M. La democratie a l’anglaise. — P., Colin, 1972; Cayrole R. La nouvelles communication politique. — P., Larousse, 1986; Huet S., Langenieu-Uillard Ph. La communication politique. — P., PUF, 1982.

2) Parodi J.-L. «Effets et non-effets de 1'election.

Вопросы технологии электоральной коммуникации (использования ее каналов и средств, влияния внешних и внутренних системообразующих факторов на этот процесс и т. д.) нашли отражение в работах Д. Линдона, Р. Кайроля, М. Бонграна, М. Нуара, Б. Криефа и ряда других авторов. (1).

В самое последнее время появился ряд публикаций на русском языке, обобщающих как зарубежный, так и отечественный опыт presidentielle au suffrage universelle directe" dans: «Pouvoirs», i4, 1980, p.5−14- Parodi J.-L., Le Gall G., Pfister T., Am s on D. «Le dossier des legislatives 1978» dans: «Revue politique et parlementaire», P., 1978, n873, p.9−55: Parodi J.-L., Le Gall G., Grunberg G., Moine-Roy B. «Dossier: la gauche a l’epreuve des cantonales» dans: «Revue politique et parlementaire», P., 1982, n897, p.22−68: Ismal C. Le comportement electoral des francais. — P., Decouverte, 1986: Lancelot A. «Reflexion prealable a toute reforme du mode de scrutin» dans: «Commentaires», 62, U16, P., Pion, 1993, p, 323−330: Braud Ph. Le comportement electoral en France. -P., PUF, 1973.

1) Lindon D. Marketing politique et social. — P., Dalloz, 1976: Cayrole R. La nouvelles conunication politique. — P., Larousse, 1986: Bongrand M. Le Marketing politique. — P., PUF, 1986; Noir M. Comment reussir une campagne electorale: suivre l’exemple americain? — P., Ed. d'organisation, 1977; Noir M. «L'utilisation des techniques de marketing dans une campagne presidentielle» dans: «Pouvoirs», 14, 1980, p.69−80- Krief B. Le marketing en action. Concepts, Strategie, techniques. — P., Fayard-Maie, 1970, и многие другие. организации процесса политической коммуникации. В частности, речь идет о работах Р. Мерфина, Э. Мицкевич и Ч. Файерстоуна, Ф. Гоулда, А. И. Ковлера (1). Наиболее ценной работой такого плана является монография «Технология и организация избирательных кампаний: отечественный и зарубежный опыт» (отв.ред. В.С.Кома-ровский), которая вышла в свет в 1993 году.

В целом следует отметить, что, несмотря на наличие обширной (в первую очередь зарубежной) литературы по проблемам политической коммуникации, ее многие теоретические и технологические вопросы остаются мало разработанными или спорными. Более того, в некоторых исследованиях проявляется тенденция к к сокращению границ явления, обозначаемого термином «политическая коммуникация», до коммуникации только в период выборов, тогда как в данной работе мы поддерживаем тех авторов, которые употребляют этот термин как в узком, так и в широком смысле.

Целью настоящего исследования является анализ концепций политической коммуникации, выявление основных закономерностей ее функционирования в демократическом обществе, адаптация зарубежных технологий организации этого процесса в рамках избирательных кампаний к условиям современной России.

1) Мерфин Р. «Технология избирательных кампаний в CIA» в: Полис, 1991, п 3, с.125−132- Мицкевич 3., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. — М., 1993; Гоулд Ф. «Стратегическое планирование избирательной кампании» в: Полис, 1993, п 4, с.134−145- Ковлер А. И. Основы политического маркетинга. — М., 1993; Мониторинг социально-политических процессов. — М., 1994; Политиками не рождаются (как стать и остаться эффективным политическим лидером). — М., 1993.

— 11.

Для реализации этой цели ставился следующий комплекс взаимосвязанных задач:

— раскрыть и уточнить содержание основных понятий теории политической коммуникации;

— проанализировать наиболее распространенные концепции политической коммуникации и выявить ее роль и основные функции в обеспечении демократической направленности развития общества;

— рассмотреть особенности функционирования отдельных формообразующих элементов процесса политической коммуникации в период выборов, выявить систему субъективных и объективных факторов, регулирующих этот процесс;

— проанализировать распространенные на Западе технологии использования средств политической коммуникации в условиях избирательных кампаний и выявить возможности их совершенствования и адаптации к условиям современной России.

Решая поставленные задачи, диссертант проанализировал с той или иной степенью достаточности широкий комплекс проблем политической коммуникации, в то же время в диссертационном исследовании были заранее приняты некоторые принципиальные ограничения:

— анализ функционирования процесса политической коммуникации осуществляется главным образом применительно к условиям относительно политически стабильного демократического общества;

— хотя политическая коммуникация рассматривается как целостный, непрерывный социальный процесс, имеющий как содержательный, идеальный, так и формальный, материальный элементы (каналы, средства), внимание диссертанта сознательно акцентируется на различных аспектах функционирования средств политической коммуникациипроблемы содеряания коммуникации, типологии ее участников, психологии восприятия, языка и т. д. подвергаются лишь частичному рассмотрению;

— в рамках анализа технологий организации процесса политической коммуникации в условиях изибирательных кампаний главное внимание уделяется коммуникативным действиям кандидатов и поддерживающих их политических партий;

— проблемы совершенствования технологий политической коммуникации рассматриваются преимущественно в ракурсе научной разработки механизма организации и проведения избирательных кампаний.

Методологической базой исследования является совокупность научных принципов, методов и приемов познания общественных явлений, разработанных как в рамках российской, так и запад-но-европейской и американской научных школ.

В частности, автор использует элементы кибернетического, структурно-функционального, институционального и диалектического подходов к изучению функционирования социальных систем, применяет методы логического и сравнительного анализа. На основе фундаментальных работ в области политической коммуникации автор подчеркивает значение так называемого коммуникативного подхода, позволяющего с единой точки зрения взглянуть на содержание различных общественных явлений.

Необходимость комплексного изучения процесса политической коммуникации в демократическом обществе побудила автора обратиться к системно-историческому подходу, который позволяет выяснить не просто структуру, т. е. статику системы, но связь, преемственность между различными состояниями изучаемого объек.

— 13 та, качественную эволюцию составляющих его подсистем.

В работе автор опирается также на известные научно-исследовательские парадигмы, сложившиеся вокруг фундаментальных понятий политологии и социологии, в частности, относящиеся к механизму осуществления власти, ее «социотехники», к процессу массовой коммуникации.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация является одной из первых работ, обобщающих теоретические и методологические взгляды на политическую коммуникацию как одну из функций демократической политической системы, а также как целостный социальный процесс, обладающий специфической структурой, закономерностями функционирования и развитиявыборы (избирательная кампания) рассматриваются с точки зрения их принадлежности к процессу политической коммуникации и характеризуются как его кульминационный момент. Анализ технологий политической коммуникации в условиях избирательных кампаний впервые в России проводится в ракурсе использования политико-коммуникативных каналов и средств.

Теоретическое значение работы заключается в том, чтово-первых, охарактеризованы, уточнены и предложены к введению в научный обиход основные понятия, используемые в достаточно новой для политической науки России области исследований (исследования политической коммуникации), выяснено соотношение между некоторыми широко употребляемыми в западной политологии дефинициямиво-вторых, проанализированы и описаны различные теоретические и методологические подходы к анализу процесса политической коммуникации, показана их преемственность и различия в трактовке проблем, на этой основе выявлены основные закономер

— 14 ности ее функционирования в демократическом обществев-третьих, на основе системного подхода к анализу политических процессов определена роль института выборов в процессе политической коммуникации как ее кульминационного момента и как явления, обуславливающего этот процессв-четвертых, в системе элементов процесса политической коммуникации выделены ее материальные составляющие как наиболее поддающиеся формализации, на этом основании внесены необходимые, с точки зрения автора, дополнения в представление о роли этих элементов в структуре процессаавтором предложен рабочий вариант типологии средств политической коммуникации, используемых в конкретной политико-коммуникативной ситуациив условиях выборов, призванной содействовать поиску возможностей прогнозировать и регулировать этот процессв-пятых, выявлен и систематизирован комплекс субъективных и объективных факторов, обуславливаюих практическое использование средств политической коммуникации в избирательных кампаниях, показана вероятная степень их влияния на электоральный процесс в специфических условиях России- ' в-шестых, выявлены некоторые перспективные направления адаптации используемых на Западе технологий политической коммуникации в рамках избирательных кампаний к российским условиям.

Разработанные в диссертации подходы к исследованию политической коммуникации могут служить основанием для дальнейшего изучения этих проблем по работам отечественных и зарубежных политологов и социологов.

Практическая значимость работы состоит в том, что в научный обиход вводятся новые материалы политологических школ Заральной коммуникации и использования политико-коммуникативных пада, относящиеся к анализируемым вопросам, уточняется и дополняется категориально-понятийный аппарат, имеющийся в этой области политической науки. Ряд результатов исследования может стать существенным подспорьем при проведении и анализе российских избирательных кампаний, в частности, позволит избежать некоторых трудностей в том, что касается организации электо-каналов и средств.

Материалы исследования могут быть введены в спецкурсы по политологии, социологии, журналистике.

Апробация работы. Представленная к защите диссертация обсуждалась на кафедре политических наук Российского Университета дружбы народов и на кафедре политологии и политического управления Российской Академии государственной службы при Президенте РФее основные положения и выводы были изложены автором в выступлении на конференции молодых ученых и специалистов РУДН, а также в сборнике статей, опубликованном по ее итогам.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

выборы.

Предвыборные Все газеты выборы.

Распростране- -" -ние листовок по почтовым ящикам.

Лидеры обще-щественного мнения, специ-ализир.адрес-ные группы Все избирателине диффе-ренц-сяиногда — спец. адрес. группы Телефонные абонентыне диффер-ся Сторонники и некот. активные изибиратели Сторонники и активные избиратели Все избирате-телине диф-ференц-ся.

Углубленное Высокая Очень изложение по вреэффекти-программы, мени (ние дополнение имиджа.

Известность -" - -" -и имидж кандидата.

Неглубокое ДостатоМало-изложение чно выс. зффек-программы по врем, тивное Углубленное Достат. Эффект, изложение по врем, для во-программы и в фин. одущ-я отнов. стор-ков Изложение Высокая программы.

Критика проВысоМалоэф. тивников-изкая по для нац. ложение точки времени камр., зр. по конкр. но эффе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного нами исследования мы установили, что определенная часть происходящих в обществе процессов может быть определена термином «политическая коммуникация» .

Суть отражаемого им явления — непрерывный процесс производства и циркуляции сообщений между различными элементами политической системы и политической и социальной системами, направленный на достижение социального консенсуса и обеспечение стабильного и эффективного функционирования политической системы в демократическом обществе.

Политическая коммуникация является одной из основных Функций политической системы, которая в условиях демократического политического режима нуждается в регулярном подтверждении своей легитимности со стороны остальных членов политического общества, и непременным условием ее существования.

В основе идеальной модели политической коммуникации лежит /равноправный обмен информацией, диалог между основными политическими группами общества — управляющими и управляемыми. Этот обмен, без которого невозможно общение, взаимодействие, взаимовлияние управляющих и управляемых, а, следовательно, и достижение политического согласия, не обязательно является одномоментным или последовательным, но протяженным во времени и в пространстве. По своей значимости и по влиянию на функционирование политической системы информация, направляемая от управляемых к управляющим, сопоставима с информацией, поступающей от политической элиты к остальным членам политического общества.

— 142.

Эффективной в глобальном плане считается такая политическая коммуникация, которая обеспечивает стабильное функционирование политической системы, хотя бы на протяжении определенного отрезка времени, или ее последовательную модификацию без тотального разрушения основ социального порядка, существующего в обществе.

Политическая коммуникация включает в себя политическую (в общем смысле слова) информацию как содержание, процессы обмена этим содержанием, участников обмена, а также различные формы, каналы и средства реализации этих обменов. Таким образом процесс политической коммуникации имеет как содержательный, идеальный, так и формальный, материальный элементы (каналы, средства), и поэтому может рассматриваться и как часть общественного сознания, и как часть общественного бытия.

Средствами политической коммуникации являются не только определенные организации и институты, функционирующие в рамках социальной и политической систем, но и коммуникативные действия или ситуации, группы или отдельные индивиды, способствующие, самостоятельно или взаимодействуя друг с другом. обмену информацией (прямому или непрямому, опосредованному или непосредственному, немедленному или протяженному во времени) между управляющими и управляемыми и внутри этих групп.

Средства политической коммуникации, будучи неотъемлемой частью всего процесса в целом, способствуют взаимопониманию и эффективному взаимодействию его участников, обеспечивают целостность этого процесса и позволяют включить в него максимально возможное количество элементов политической системы и членов политического общества в целом.

— 143.

По сути своей система средств политической коммуникации является производным от системы средств коммуникации социальной, где элементы последней вступают в качественно новое состояние и подчинены выполнению частных (по отношению ко всему комплексу процессов, протекающих в обществе) целей и задач.

Выборы, являющиеся, с одной стороны, политическим институтом, с другой, коммуникативной ситуацией, ограниченной во времени и в пространстве, и, в-третьих, коммуникативным действием (акт голосования), являются по целому ряду причин одним из важнейших средств политической коммуникации в условиях демократических политических режимов.

Выборы — кульминация процесса политической коммуникации как по сумме действий, выполняемых в связи с предвыборной кампанией, и совокупности обстоятельств, складывающихся в ходе выполнения этих действий и в то же время их обуславливающих, так и по влиянию на весь процесс и на состояние его участников. Именно выборы предоставляют управляемым возможность организованным образом включиться в процесс политической коммуникации, чтобы быть услышанными, чтобы их требования не остались, без внимания.

В период выборов активная политическая коммуникация управляющих, реализуемая в ходе осуществления ими властных полномочий и управления общественными делами, получает равноценный ответ от основной массы управляемых, так как их активность складывается из огромного количества индивидуальных действий в ходе акта голосования. В этот момент рождается особая форма политико-коммуникативного послания, действием передается особый политический смысл.

Интенсивная политическая коммуникация в период изби.

— 144 рательных кампаний может быть названа электоральной коммуникацией. То есть электоральной коммуникацией мы предлагаем именовать политическую коммуникацию, связанную в сюжетно-темати-ческом, временном и пространственном отношениях с выборами (плебисцитом, референдумом). В глобальном плане базовой здесь остается ситуация диалога управляющих и управляемых (именно акт голосования рассматривается в первую очередь как ответ управляемых на предшествуюие ему коммуникативные действия управляющих).

Здесь же мы считаем возможным использовать более частное понятие электоральной пропаганды, имея в виду сообщения любого рода, связанные с выборами, распространяемые строго в одном направлении — от управляющих, заинтересованных в опре-| деленных итогах выборов (т.е. от кандидатов, политических институтов и партий, но ни в коем случае не от государственных органов), к управляемым, от которых зависит исход голосования, с целью повлиять на этот исход.

Вследствие интенсификации коммуникативного обмена в период выборов, увеличения числа его непосредственных участников, усложнения поставленных целей и задач, к арсеналу средств, используемых обычно в ходе политической коммуникации, добавляются средства, которые только в период избирательной кампании могут играть роль проводников, ретрансляторов политической коммуникации, нести в себе разнообразно формализованный, но всегда значимый для исхода процесса в целом коммуникативный текст, а также средства, не используемые в других случаях в политико-коммуникативном процессе вообще. Иначе говоря, система материальных носителей процесса политической коммуникации усложняется и видоизменяется в целях выполнения опреде.

— 145 ленного социального заказа — обеспечения благоприятного уровня электоральной коммуникации (причем видоизменяется не только система средств, но рождаются новые связи между ними, новые тексты, типы аудиторий, риторические приемы и стили).

Один из главных выводов диссертации заключается в том, что зарубежные концепции и технологии политической коммуникации в демократическом обществе, в том числе в условиях избирательных кампаний, прошли достаточно длительный период эволюции и развития. Основные теоретико-методологические подходы к изучению данного политического процесса базируются на том, что он является одной из основных функций демократической политической системы, и в то же время обуславливает демократический характер ее развития.

Обеспечение непрерывного и эффективного взаимодействия основных политических групп общества — управляющих и гражданвозможно лишь в процессе политической коммуникации, причем в значительной степени этот процесс определяется и структурируется принадлежностью к нему института свободных демократических выборов.

На основании проведенного нами исследования можно также сделать вывод о том, что вовлеченность российских граждан в процесс политической коммуникации, с одной стороны, и активные действия политической элиты по организации и активизации этого процесса, с другой, несомненно будут способствовать продвижению нашего общества по пути демократических реформ.

Зарубежные технологии политической коммуникации и ее частного проявления — коммуникации в период выборов — могли бы послужить основой для усовершенствования отечественной техно.

— 146 логии политических действий, особенно в той ее части, что относится к использованию политико-коммуникативных каналов и средств.

В результате анализа зарубежной политической теории и практики нами выявлена система общезначимых факторов, определяющих технологию коммуникации в условиях выборов. В нее входят такие факторы как:

— положения действующего избирательного законодательства;

— деятельность государства и публичных административных органов, призванных обеспечить (облегчить и ограничить в необходимых пределах) ход избирательной кампании;

— формообразующие черты и признаки любой политической кампании;

— специфические характеристики и современные правила рационализации избирательных кампаний;

— размеры и природа материальных, финансовых и человеческих ресурсов, которыми располагают партии и кандидаты в ходе избирательных кампаний;

— современные требования стратегии электорального маркетинга, используемого в настоящее время практически во всех странах в ходе электоральной коммуникации и пропаганды, в частности, требование мультимедиальной стратегии;

— персональный выбор (стиль) заинтересованных акторов электорального процесса, в первую очередь политиков и партий, поддержкой которых они пользуются на выборах;

— тип (уровень) выборов;

— электоральная география;

— 14?

— политические имиджи кандидатов;

— эволюция политических нравов и научно-технический прогресс, обусловившие, в частности, расширение системы средств электоральной коммуникации за счет средств из области шоу-бизнеса и средств из области высоких технологий;

— специфические характеристики, присущие собственно каждому средству (формы и жанры передаваемых сообщений, финансовая стоимость и временные затраты, доступность и скорость подготовки к использованию, способность достигать определенные адресные группы избирателей, относительная эффективность в рамках всего комплекса средств и т. д.).

Значение каждого из указанных факторов (и, следовательно, их иерархия) может проявляться в разной степени в зависимости от политических, экономических, социальных и культурных условий той страны, где проводится избирательная кампания, но в целом все они являются значимыми в процессе использования средств современной электоральной коммуникации. Иерархия и значимость этих факторов для российской электоральной практики может быть уточнена в ходе дальнейших теоретических и эмпирических исследований специфических условий проведения избирательных кампаний в России.

Расширение представления о процессе политической коммуникации как о гарантии эффективности и стабильности демократических реформ может в определенной мере способствовать созданию соответствующей политической культуры граждан и управляющих элит, увеличению степени их адекватности во взглядах на политический процесс, стабильности согласия на проведение определенного (демократического) типа реформ, предопределить созидательную роль электоральной практики россиян.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Энциклопедические словари и справочники
  2. Политология. Краткий тематический словарь. Вып.1−3. М., Изд-во РАУ, 1393.
  3. Политология. Энциклопедический словарь/Под общ. ред и сост. Ю. И. Аверьянова. М. Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.
  4. Политологический словарь. В 2-х ч. М., Изд-во РАУ, 1994.
  5. Современная западная философия. Словарь. М., Изд-во полит. лит-ры, 1991.
  6. Книги, монографии, научные статьи21. Алмонд Г., Верба С.
  7. Гражданская культура и стабильность демократии" в: Полис, 1992, п 4, с.122−134.22. Амелин В.Н.
  8. Социология политики. М., 1992.23. Андрющенко Е.0 некоторых принципах избирательного процесса" в: Народный депутат, 1990, п 3. С. 15−24.24. Аристотель
  9. Сочинения в 4-х т. М., Мысль, 1976.25. Арон Р.
  10. Этапы развития социологической мысли. Пер. с фр. М.,
  11. Прогресс, «Универс», 1993,26. Амин Г. К.
  12. Современные теории элиты: критический очерк. М., Международные отношения, 1985.27. Баталов З.Я.ч
  13. Политическая культура современного американского общества. М., Наука, 1990.28. Блэк С.
  14. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., «Новости» совм. с сов.-австр. предпр. йСЭС-Москва. 1990.29. Блондель 1.
  15. Политическое лидерство. Путь к всеобщему анализу. Пер. с англ. М., Изд-во РАУ, 1992.210 Болл Т.
  16. Власть" в: Полис, 1993, п 5, с.36−42. С. 40.211 Борисова Т.Ф.
  17. Политическое участие граждан в региональном управлении в переходный период. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. М., РАУ, 1994.212 Буданцев Ю.П.
  18. В контексте жизни. М., Наука, 1979.213 Буданцев Ю.П.
  19. Системность в изучении массовых информационных процессов. М., Изд-во УДН. 1986.214 Бурдье П.
  20. Социология политики. Пер. с фр. M., «Socio-Logos», 1993.
  21. Ф.М., Галкин А.А.
  22. Современный Левиафан. Очерки политической социологии капитализма. М., Мысль, 1985.216 Вебер М.
  23. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990.
  24. Весна-89. География и анатомия парламентских выборов. -М., Прогресс, 1990.
  25. Время выбора/Редактор-составитель В. С. Комаровский. М., Политиздат. 1989.219 Войтасик Л.
  26. Психология политической пропаганды. М., Прогресс, 1981.220 Вятр Е.
  27. Социология политических отношений. М., Прогресс, 1979.221 Вячеславлев В.Г.
  28. Поведение избирателей в условиях современной динамики социально-политических процессов. Дисс. на соискание уч. степ, канд. социолог, наук. М., Ин-т социологии РАН, 1992.222 Гаджиев К.С.
  29. Опыт введения в политологию" в: Полис. 1992, п 1−2. -С.96−116.223 Гегель
  30. Философия права. М., Мысль, 1990.224 Гоббс Т.
  31. Избранные произведения. В 2-х т. М., Госкомиздат, 1965.225 Гордеева О.И.
  32. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993. — С.158−171.226 Горохов В.М.
  33. Основы журналистского мастерства. М., Высшая школа, — 151
  34. Стратегическое планирование избирательных кампаний" в: Полис, 1993, п 4, с.134−145.228 Дейян А.
  35. Реклама. Пер. с фр. М., Прогресс, 1993.229 «26 основных понятий политического анализа» в: Полис, 1993, п 1, с.77−91.230 Захарова Т.И.
  36. Эволюция теории и методов анализа выборов в политической науке. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. М., РАУ, 1994.231 Зотова З.М.
  37. Партии и общественные организации в политической жизни и управлении обществом. М., Изд-во РАУ, 1993.232 Зотова З.М.
  38. Партии России: испытание выборами. М., Изд-во РАН, 1934.233 Зяблюк Н.
  39. Индустрия управляемой информации (Паблик рилейинз система пропаганды больного бизнеса США). М., Изд-во МГУ, 1971.234 Ирхин Ю.В.
  40. Психология и политика. М., Изд-во РУДН, 1993.235 Панкин С.Ю.
  41. Политический режим в' современном мире. М., 1993.236 Ковлер А.И.
  42. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., Наука, 1990.237 Ковлер А.И.
  43. Основы политического маркетинга. М., 1993.238 Ковлер А.И.- 152
  44. Франция. Партии и избиратели, М. Наука, 1984.239 Ковлер А. И., Смирнов В.В.
  45. Демократия и участие в политике. М. Наука, 1986.240 Комаровский B.C.
  46. Идеологическая работа и социальное творчество масс. М., Мысль, 1989.241 Комаровский B.C.
  47. Политический выбор избирателя" в: Социологические исследования, 1992, п 3. С. 23−33.242 Комаровский B.C.
  48. Типология избирателей" в: Социологические исследования, 1990, п 1. С. 42−48.243 Коробейников B.C.
  49. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М., Молодая гвардия, 1981.244 Коробейников B.C. и др.
  50. Пресса и общественное мнение. М., Наука, 1986.245 Котлер Ф.
  51. Основы маркетинга. Пер. с англ. М., Прогресс, 1991.246 Кравченко А.Н.
  52. Макиавелли: технология эффективного лидерства" в: Социологические исследования, 1993, п 6. С, 135−142.247 Ломов М.Н.
  53. Политология. Практический аспект политической жизни общества. Вып. 3. М., Изд-во МАТУ, 1992. — С.40−57.248 Малахов С.П.
  54. Политический выбор российского избирателя в переходный период. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. социолог, наук. М., РАУ, 1993.- 153 2,43 Массовая информация и коммуникация в современном мире. Ч. 1. М., 1989.
  55. Мицкевич 3., Файерстоун Ч.
  56. Телевидение и выборы. М., Межд. фонд «Культур, инициатива». 1993.
  57. Мониторинг социально-политических процессов. М. Изд-во РАН. 1994.252 Монтескье Й.-Л.
  58. Избранные произведения. М. Госкомиздат. 1955.253 Мшвениерадзе В.В.
  59. Современное буржуазное сознание в СЙА. М., Наука, 1980.254 Мшвениерадзе В.В.
  60. Современное буржуазное политическое сознание: философский аспект. М., Наука, 1981.255 Назаров В.М.
  61. Формирование политического авторитета в процессе выборов народных депутатов (, опыт социально-психологического исследования). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., РАУ, 1991.
  62. Организация массовых информационных процессов. М., Изд-во УДН, 1988.2.5? Основы политологии (.наука о политике). Под ред. А. Бодна-ра. Киев, Научно-инф. предпр. «Поиск», 1991.
  63. Основы политологии. Курс лекций / Под ред. Пугачева В. -М., Знание. 1992.
  64. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. М. «Антиква», 1993.
  65. . М., Социально-политический журнал, 1993. -192 с. 261 Пую A.C.
  66. Концепция политического плюрализма. Генезис и содержание проблемы. СПб., 1994.262 Руссо 1.-1.
  67. . М., Наука, 1969.263 Рябов В. В. и др.
  68. Политология на российском фоне. М., «Луч», 1992.264 Салмин A.M.
  69. Политический процесс и демократия" в: Социально-политические науки, 1991, п 6. С.55−64.265 Салмин A.M.
  70. Природа и роль базовых политических ориентации: на примере Франции // Рабочий класс в странах Западной Европы: К изучению основ политического поведения. М., 1982.266 Салмин A.M.
  71. Промышленные рабочие Франции. М., Наука, 1984.267 Санистебан Л. С,
  72. Основы политической науки. Пер с исп. М., МП «Владан», 1992.
  73. Современный капитализм: политические отношения и институты власти. М., 1984.
  74. Социология средств массовой коммуникации. М., Изд-во МГИМО, 1991.
  75. Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт / Под ред. В. С. Комаровского. М., Независимая прогнозо-аналит. служба «А и К», 1993.271 Тихомиров Ю.
  76. Проблемы теории политической системы. Развитие политических систем в современном мире. М., Мысль, 1991.272 Федякин И.й.
  77. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М., 1988.
  78. Философские проблемы массовых информационных процессов. -М., Изд-во УДН, 1990.
  79. Франция глазами французских социологов. М., Наука, 1990.
  80. Французская республика. Конституция и законодательные акты. М., Прогресс, 1989.276 Шампань П.
  81. Делать мнение: новая политическая игра" в: Полис, 1992, п 3. С. 177−180.277 Каран П.
  82. Сравнительная политология. Пер. с англ. В 2-х т. М., 1992.278 Иварценберг Р.-Ж.
  83. Политическая социология. Пер. с фр. М., Изд-во РАУ, 1992.279 йерель П.-И.
  84. Строить демократию: свобода формирования и выражения мнений" в: Полис, 1993, п 6, с.93−104.280 Шестопал Е.Б.
  85. Личность и политика. М., 1988.281 Пибутани Т.
  86. Социальная психология. М., Прогресс, 1969.282 Вмачкова Т.В.
  87. Из основ политологии Запада" в: Полис, 1991, п 2. -С.133−145.283 Щегорцов В.А.
  88. Политическая культура: модели и реальность (политико-со- 156 циологические очерки). Вып. 5. — М., Институт молодежи, 1990. 2.84 д Эстен, Валери Жискар
  89. Власть и жизнь. Пер. с фр. М., Международные отношения, 1990.3. Иностранные источники31. Avril Р.
  90. Essais sur les partis politiques. P. Payot, 1990.32. Baguenard J.
  91. France electorale. P., PUF, 1986.
  92. Bahu-Leyser D., Chavenon H., Durand 3. Audience des Medias. P., Eyrolles. 1990.34. Barnes F.1. mythe des consultants politiques" dans: «Mediaspou-voirs», 9. 1988, p.141−152.35. Berelson B.
  93. Deaocratic Theory and Public Opinion" in: Public Opinion Quarterly, 1952, Uol 12, n 3, p.330.36. Bongrand M.1. marketing politique. P., PUF, 1986.37. Bongrand M.
  94. Sondages et campagne electorale: faire de chacun un strategue" dans: «Pouvoirs», 63, 1992, p.81−90.
  95. Cayrole R., Parodl 3.-L., Isial C.1. depute francais. P., Colin, 1973.315 Chariot M.1. democratie a 1'anglaise. P., Colin, 1972.
  96. Code electoral. P., Dalloz, 1983.317 Cohen S.1.s conseillers du president. P., PUF, 1980.
  97. Citoyens et candidats. La pratique des elections. P., Laffont, 1977.321 Cottret 3.-M.
  98. Gouvernants et gouvernes. La communication politique. -P., PUF, 1973.- 158
  99. Cottret J.-M., Emeri C., Gerstle J., Moreau R.
  100. Giscard d’Estaing/Mitterand. 54 774 mots pour convaincre.-p. PUF, 1976.323 Cottret 3.-M., Meriet G.1. bataille des images. P., Larousse, 1986.324 Criqui E.1. personnel politique local. Nancy, Presses universitaires de Nancy, 1986.
  101. David D., Quintric J.-M., Schroeder H.-Ch. Le marketing politique. P., PUF, 1978.326 Derieux E.
  102. Droit de la communication. P., LGDI, 1991.
  103. The Dictionary of Political Analysis. Jack C. Piano, Robert E. Riggs, Helenah S. Robin. ABC Clio, Santa Barbara (California, USA) — Oxford (Great Britain), 1982.330 Duhamel A.1. complexe d’Asterix. P., Gallimard, 1985, p.137−164.331 Duhamel A.
  104. Verne President. P., Gallimard, 1987.332 Duhamel J.
  105. Tous presidents. P., Denoel, 1988.333 Durand 3.1.s formes de la communication. P., Dunod, 1981.334 Durand 3.-P., Heil R.
  106. Sociologie conteaporaine. -P., Uigot, 1989.
  107. L’Election presidentiel le des 5 et 19 deceabre 1965. -P., Colin, 1970.
  108. Les elections legislatives de mars 1967. P., Colin, 1970.3.3? 1981: les elections de l’alternance // Etudes reunies par A.Lancelot. P., FNSP, 1986.338 El lui J.1.histoire de la propagande. P., PUF, 1967.339 Estier C.
  109. Mitterand president. Journal d’une victoire. — P., Stock, 1981.340 Ferreol G. et al.
  110. Dictionnaire de sociologie. P., Colin, 1991.
  111. La France auz urnes. Cinquante ans d’histoire electorale. «Notes et etudes documentaires», P., La documentation francaise, 1993, n4966.
  112. Le Gal 1 G., Parodi 3.-L., Tincq H., Fajardie R., Boussard I.
  113. Dossier. Municipales 83: les lecons" dans: «Revue politique et parleientaire», P., 1983, n903, p.10−78.343 Gasier F., Ronny A.
  114. Commission des sondages face aux elections municipales de 1989″ dans: «Pouvoirs». 52, 1990, p.107−116.
  115. Gerstle 3., Duhamel 0., David D.K.1. couverture televisee des campagnes presidentiel les.- 160 1. election de 1988 aux Etats-Unis et en France" dans: «Pouvoirs», 63, 1992, p.53−70.345 Grawitz M.
  116. Methodes des sciences sociales. P., Dalloz, 1990.
  117. Huet S., Langenieu-Uillard Ph.1. communication politique. P., PUF, 1982.347 Husson D., Robert 0.
  118. Profession journaliste. P., Eyroiles, 1991.348 Isiial C.1. comportement electoral des francais. P., Decouverte, 1986.
  119. Jacques Chirac, une ambition pour la France//Textes rassembles et presentes par J.-M.Benoit. P., Albin Michel, 1988.350 Kapferer 3.-N.1.s chemins de la persuasion. P., Gauthier-Uillars, 1978.351 Kapferer 3.-N.
  120. Rumeurs. Le plus vieux media du monde. P., Seuil, 1987.352 Krief B.1. marketing en action. Concepts, Strategie, techniques.-P., Fayard-Marne, 1970.353 Lajoini A.
  121. A coeur ouvert. P., Messidor/Editions sociales, 1987.354 Lancelot A.
  122. Reflexion prealable a toute reforme du mode de scrutin" dans: «Commentaires», 62, U16, P., Pion, 1993, p.323−330.
  123. Lancelot A., Lancelot M.-T.
  124. Annulaire de la France Politique: 1984. P., FNSP, 1984.356 Lazar 3.- 161
  125. Sociologie de la commun! cation. P., Colin, 1991.
  126. P., Berelson B., Gaudet G. «L'homogeneite politique des groupes sociaux» dans:
  127. Birnbaui P., Chazel F. Sociologie politique. Textes. P., Colin, 1971, t 1. p.42−54.358 Lindon D.
  128. Mars 1986: la drole de defaite de la gauche. P., PUF, 1986.363 Meado" P.G.1. politique «high-tech» dans: «Mediaspouvoirs», 9, 1988, p.163−177.364 Mendras H.
  129. Elements de sociologie. P., Colin, 1975. — p.59−62.365 Noir M.
  130. Effets et non-effets de 1'election presidentielle au suffrage universelle directe" dans: «Pouvoirs». 14, 1980, p.5−14.
  131. Parodi J.-L., Le Gall G., Pfister T., Amson D.1. dossier des legislatives 1978″ dans: «Revue politique et parlementaire», P., 1978. n873, p.9−55.
  132. Campagne electorale: quel role pour l’Etat?" dans: «Pouvoirs», 63, 1992, p.29−38.
  133. La politique. P., Hachette, 1971.
  134. La Presidence de la Republique en France. Vingt ans d’election au suffrage universel: 1965−1985. «Notes et etudes documentaires». P, La documentation francaise, 1986, n 4801.
  135. Rey F., Mithois J.-P. Poncet D.
  136. Mitterand-2. Les secrets d’une campagne 22 fevrier 8 mai 1988. — P. Belfond/Acropole. 1988.377 Rolot Ch., Ramirez F.
  137. Choisir un president. Uerites et mensonges d’une image televisuelle. P., Ramsay, 1987.378 Sawicki F.1. marge de manoeuvre des candidats par rapport aux partis dans les campagnes electorales" dans: «Pouvoirs», 63, 1992, p.5-i6.379 Schwartzenberg R.-G,
  138. Etat-spectacle. Essais sur et contre le Star System en politique. P., Flammarion, 1977.380 Schwartzenberg R.-G.
  139. Sociologie politique. P., Montchrestien, 1988.
  140. Textes et documents relatifs a 1'election presidentiel le des 5 et 19 decembre 1965. «Notes et etudes documentaires», P., La documentation francaise, 1966, n3283.
  141. Textes et documents r elatifs a 1'election presidentiel le des 5 et 19 mai 1974. «Notes et etudes documentaires», P., La documentation francaise, 1975, n4201−03.
  142. Textes et documents relatifs a 1'election presidentielle des 26 avril et 10 mai 1981. «Notes et etudes documentaires», p., La documentation francaise, 1961, n4647−48.
Заполнить форму текущей работой