Политическая коммуникация в условиях избирательных кампаний: Анализ концепций и технологий
Вследствие интенсификации коммуникативного обмена в период выборов, увеличения числа его непосредственных участников, усложнения поставленных целей и задач, к арсеналу средств, используемых обычно в ходе политической коммуникации, добавляются средства, которые только в период избирательной кампании могут играть роль проводников, ретрансляторов политической коммуникации, нести в себе разнообразно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. 1, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОЦЕССА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
- 1. 1. Понятие коммуникации. Сущность и признаки политической коммуникации 1?
- 1. 2. Эволюция исторических типов политической коммуникации
- 1. 3. Модели политической коммуникации
- 1. 4. Эволюция взглядов на анализ эффективности политической коммуникации
- 1. 5. Роль и особенности функционирования средств политической коммуникации в структуре элементов процесса
- ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
- 2. 1. Выборы как ключевой этап процесса политической коммуникации
- 2. 2. Влияние законов, правил и политических традиций на проведение политических кампаний (выборов)
- 2. 3. Использование технологии электорального маркетинга в период избирательных кампаний
- 2. 4. Функционирование средств политической коммуникации в условиях избирательных кампаний
- 2. 5. Факторы повышения эффективности использования политико-коммуникативных каналов и средств
Политическая коммуникация в условиях избирательных кампаний: Анализ концепций и технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Глубинные изменения в политической системе России требуют как практического освоения навыков и приемов демократического политического управления, так и осмысления новых теоретико-методологических проблем, связанных с решением задачи эффективного функционирования политической системы как в процессе реформ, так и после их завершения.
В комплексе проблем этого плана, от осознания которых во многом зависит прочность демократического выбора, важнейшей является проблема политической коммуникации.
До сих пор в России исследований в этой области не проводилось. В условиях жесткого прямого регулирования всех сторон политической жизни, что имело место до недавних времен, политической коммуникации, понимаемой, во-первых, как непрерывный обмен политическими смыслами между индивидами) и между основными политическими силами общества с целью достижения согласия, и, во-вторых, как постоянный процесс передачи политической информации, — посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами, не существовало. Как равным образом фактически не существовало и свободных демократических выборов. Следовательно, граждане не имели возможности в ходе этих выборов, рассматриваемых как один из основных этапов в процессе политической коммуникации, оценить и выбрать команду или политику, установить соотношение политических тенденций в обществе, утвердить или не утвердить легитимность власти.
Свободные выборы уже становятся фактом нашей действительности. Но одновременно приходит осознание того, что создание демократических институтов и даже закрепление в Конституции демократических правил игры — лишь часть проблем, встающих перед обществом, которое стремится покончить с тоталитарным прошлым и перейти к демократии. Гарантом эффективности и стабильности демократических реформ могут стать лишь соответствующая политическая культура граждан и управляющих злит, высокая степень их адекватности во взглядах на политический процесс, стабильность согласия на проведение определенного (демократического) типа реформ. Наличие этих факторов способно предопределить созидательную роль электоральной практики россиян. В странах со сложившимися демократическими традициями давно уже стало очевидным, что решить весь комплекс указанных проблем невозможно без эффективной политической коммуникации.
Таким образом, необходимость разработки и практической реализации концепции демократизации политической жизни нашего общества ставит перед теорией и практикой целый ряд новых вопросов и проблем, ревгение которых невозможно без анализа существующих концепций политической коммуникации, уяснения закономерностей и специфики данной формы организации и функционирования публичной политической власти и всего общества в целом. Знание законов функционирования политической коммуникации, взаимодействия составляющих ее элементов, организации этого процесса в конкретных условиях (в условиях изибиратель-ных кампаний), а также выявление возможностей адаптации уже существующих на Западе технологий политических действий в сфере политической коммуникации к реалиям современной России приобретают сегодня особое значение.
Состояние научной разработанности проблемы.
К сожалению, в отечественном обществознании эта проблема- - тика практически не рассматривалась. Причины этого носят явственный политико-идеологический характер (тоталитарная система не нуждалась в обеспечении демократическим путем согласия управляемых ею масс на предпринимаемые в рамках политического процесса шаги). Поэтому основной базой для концептуального анализа изучаемых проблем явились исследования зарубежных поj литологов и социологов.
Прежде всего необходимо отметить, что на формирование современного знания о политической коммуникации оказали большое влияние труды по общим проблемам политической теории таких мыслителей прошлого как Платон, Аристотель, Гоббс, Монтескье, Руссо, Гегель и другие, у которых различные аспекты этих проблем рассматривались в контексте познания природы и сущности политической власти, взаимоотношений политической элиты и граждан, государства и общества, а также труды политологов и социологов, разрабатывавших концепции «идеального» политического устройства и демократической формы осуществления политической власти (Вебера, Миллса и других).
Началом изучения явлений политической коммуникации в современных демократических обществах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин «политическая коммуникация», появились в конце 40-х — начале 50-х годов. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке различных социальных наук было вызвано демократизацией политических процессов в мире после Второй мировой войны, развитием кибернетической теории, возникновением новых коммуникационных технологий и систем.
Основоположниками общей теории политической коммуникации явились представители двух американских научных школ: представитель так называемого кибернетического подхода к анализу социальных систем К. Дойч (1) и представители структурно-функционального подхода Г. Алмонд и Дж. Коулман (2) (здесь можно отметить, что введенный этими исследователями в науку так называемый коммуникативный подход повлиял на теоретические построения в разных областях: например, целая группа авторов (Х.Арендт, ЮДабермас, М. Фуко, А. Гидденс, Г. Симон) используют его для уточнения такого фундаментального для обществознания понятия как «власть»). (3).
В последующие годы политологи, социологи, философы совер
1) Deutsch К.И. The Nerves of Government. Models of Political Communication and Control. — N.Y., The Free Press, 1963: Deutsch К.H. «Communication Models and Decision Systems» in: Charlesworth 3.C. Contemporary Political Analisys. — N.Y., 1967, p.273−299.
2) Almond G.A., Coleman James S. The Politics of the Developing Areas. — Princeton, University Press, i960, p.50−59.
Также см.: Cottret Д.-M. Gouvernents et gouvernes. — P., PUF, 1973, p.99−110- Deutsch K.H. «Le gouvernement en tant que systeme de pilotage: les concepts de retroaction, de but et d’intention» dans: dans: Birnbaum P., Chazel F. Sociologie politique. Textes. — P., 1971, p.104−115- Schwarzenberg R.-G. Sociologie politique. — P., Montchrestien, 1988, p.124−129, 135−136.
1) См.: Болл T. «Власть» в: Полис, 1993, n 5, с.36−42.
С. 40. шенствовали и уточняли предложенные названными авторами идеи, более обстоятельно рассматривали отдельные теоретические или практические аспекты процесса политической коммуникации (эволюцию ее исторических типов, содержание политико-коммуникатив-ных текстов, поведение субъектов и объектов процесса, эффективность коммуникативного воздействия), что значительно расширило проблематику исследований. Речь идет о работах таких авторов, как Ш.-М.Коттрэ, Р.-Юварценберг, П. Лазарсфельд, Б. Бе-рельсон, Г. Годэ, И. Дюран, М. Ленэ, М. Нарло, М.-Н.Капферер и другие (1).
К исследованиям по теории политической коммуникации непосредственно примыкают разработки теории массово-коммуникативных процессов, где достойное место занимают и работы оте- 1 чественных специалистов (21. Несомненно значение указанных.
1) Cottret З.-М. Gouvernants et gouvernes. La communication politique. — P., PUF, 1973; Schwartzenberg R.-G. Sociologie politique. -P., Montchrestien, 1988; Lazarsfeld P., Berelson В., Gaudet H. The Peoples Choice. — N.Y.: Duell, Sloan and Pearce, 1944; Le Net M. La communication politique. — «Problemes politiques et sociaux», P., 1989, n620. Le Net M. La communication sociale. — «Notes et etudes documentaires», P., 1988, n4866- Chariot M. Savoir persuader. — P., PUF, 1970; Durand 3. Les formes de la communication. — P., Dunod, 1981, и другие.
2) Lasswell H. Propaganda, Communication and Public order (with Smith B.L., Casey P.O.), Princeton. 1946; Буданцев Ю. П. В контексте жизни. — М, 1979; Буданцев Ю. П. Системность в изучении массово-информационных процессов. -М., 1986; Федякин исследований для совершенствования теории политической коммуникации в том, что касается форм ее реализации, каналов и средств.
Уточнению роли выборов как средства политической коммуникации и кульминационного момента этого процесса в целом способствовали работы 1.-М.Коттрэ, Д. Уолтон, М. Шарло, Р, Кайроля, С. Юэ и других. (1) Отдельные теоретические и практические проблемы политической коммуникации в период избирательных кампаний затрагивались в работах французских представителей социологии выборов 1.-Л.Пароди, К. Исмаль, А. Ланселота, А. Дюамеля, Ф. Бро (2).
И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. — М., 1988; Социология средств массовой коммуникации. -М., 1991; Организация массовых информационных процессов. — М., 1988; Bahu-Leyser D., ChavenonH., Durand 3. Audience des medias. — P., Eyrolles, 1990; Berieux E. Broit de la communication. -P., LSDI, 1991, и другие.
1) Cottret J.-M. Gouvernants et gouvernes. La communication politique. — P., PUF, 1973; Holton D. «Political Communication: The Constraction of a Model». — Europeen journal of communication, Uol 5, N 1, 1990; Holton D, «L'impossible communication politique» dans: Revue politique et parlementaire, 1988, n 936, p.5−13- Chariot M. La democratie a l’anglaise. — P., Colin, 1972; Cayrole R. La nouvelles communication politique. — P., Larousse, 1986; Huet S., Langenieu-Uillard Ph. La communication politique. — P., PUF, 1982.
2) Parodi J.-L. «Effets et non-effets de 1'election.
Вопросы технологии электоральной коммуникации (использования ее каналов и средств, влияния внешних и внутренних системообразующих факторов на этот процесс и т. д.) нашли отражение в работах Д. Линдона, Р. Кайроля, М. Бонграна, М. Нуара, Б. Криефа и ряда других авторов. (1).
В самое последнее время появился ряд публикаций на русском языке, обобщающих как зарубежный, так и отечественный опыт presidentielle au suffrage universelle directe" dans: «Pouvoirs», i4, 1980, p.5−14- Parodi J.-L., Le Gall G., Pfister T., Am s on D. «Le dossier des legislatives 1978» dans: «Revue politique et parlementaire», P., 1978, n873, p.9−55: Parodi J.-L., Le Gall G., Grunberg G., Moine-Roy B. «Dossier: la gauche a l’epreuve des cantonales» dans: «Revue politique et parlementaire», P., 1982, n897, p.22−68: Ismal C. Le comportement electoral des francais. — P., Decouverte, 1986: Lancelot A. «Reflexion prealable a toute reforme du mode de scrutin» dans: «Commentaires», 62, U16, P., Pion, 1993, p, 323−330: Braud Ph. Le comportement electoral en France. -P., PUF, 1973.
1) Lindon D. Marketing politique et social. — P., Dalloz, 1976: Cayrole R. La nouvelles conunication politique. — P., Larousse, 1986: Bongrand M. Le Marketing politique. — P., PUF, 1986; Noir M. Comment reussir une campagne electorale: suivre l’exemple americain? — P., Ed. d'organisation, 1977; Noir M. «L'utilisation des techniques de marketing dans une campagne presidentielle» dans: «Pouvoirs», 14, 1980, p.69−80- Krief B. Le marketing en action. Concepts, Strategie, techniques. — P., Fayard-Maie, 1970, и многие другие. организации процесса политической коммуникации. В частности, речь идет о работах Р. Мерфина, Э. Мицкевич и Ч. Файерстоуна, Ф. Гоулда, А. И. Ковлера (1). Наиболее ценной работой такого плана является монография «Технология и организация избирательных кампаний: отечественный и зарубежный опыт» (отв.ред. В.С.Кома-ровский), которая вышла в свет в 1993 году.
В целом следует отметить, что, несмотря на наличие обширной (в первую очередь зарубежной) литературы по проблемам политической коммуникации, ее многие теоретические и технологические вопросы остаются мало разработанными или спорными. Более того, в некоторых исследованиях проявляется тенденция к к сокращению границ явления, обозначаемого термином «политическая коммуникация», до коммуникации только в период выборов, тогда как в данной работе мы поддерживаем тех авторов, которые употребляют этот термин как в узком, так и в широком смысле.
Целью настоящего исследования является анализ концепций политической коммуникации, выявление основных закономерностей ее функционирования в демократическом обществе, адаптация зарубежных технологий организации этого процесса в рамках избирательных кампаний к условиям современной России.
1) Мерфин Р. «Технология избирательных кампаний в CIA» в: Полис, 1991, п 3, с.125−132- Мицкевич 3., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. — М., 1993; Гоулд Ф. «Стратегическое планирование избирательной кампании» в: Полис, 1993, п 4, с.134−145- Ковлер А. И. Основы политического маркетинга. — М., 1993; Мониторинг социально-политических процессов. — М., 1994; Политиками не рождаются (как стать и остаться эффективным политическим лидером). — М., 1993.
— 11.
Для реализации этой цели ставился следующий комплекс взаимосвязанных задач:
— раскрыть и уточнить содержание основных понятий теории политической коммуникации;
— проанализировать наиболее распространенные концепции политической коммуникации и выявить ее роль и основные функции в обеспечении демократической направленности развития общества;
— рассмотреть особенности функционирования отдельных формообразующих элементов процесса политической коммуникации в период выборов, выявить систему субъективных и объективных факторов, регулирующих этот процесс;
— проанализировать распространенные на Западе технологии использования средств политической коммуникации в условиях избирательных кампаний и выявить возможности их совершенствования и адаптации к условиям современной России.
Решая поставленные задачи, диссертант проанализировал с той или иной степенью достаточности широкий комплекс проблем политической коммуникации, в то же время в диссертационном исследовании были заранее приняты некоторые принципиальные ограничения:
— анализ функционирования процесса политической коммуникации осуществляется главным образом применительно к условиям относительно политически стабильного демократического общества;
— хотя политическая коммуникация рассматривается как целостный, непрерывный социальный процесс, имеющий как содержательный, идеальный, так и формальный, материальный элементы (каналы, средства), внимание диссертанта сознательно акцентируется на различных аспектах функционирования средств политической коммуникациипроблемы содеряания коммуникации, типологии ее участников, психологии восприятия, языка и т. д. подвергаются лишь частичному рассмотрению;
— в рамках анализа технологий организации процесса политической коммуникации в условиях изибирательных кампаний главное внимание уделяется коммуникативным действиям кандидатов и поддерживающих их политических партий;
— проблемы совершенствования технологий политической коммуникации рассматриваются преимущественно в ракурсе научной разработки механизма организации и проведения избирательных кампаний.
Методологической базой исследования является совокупность научных принципов, методов и приемов познания общественных явлений, разработанных как в рамках российской, так и запад-но-европейской и американской научных школ.
В частности, автор использует элементы кибернетического, структурно-функционального, институционального и диалектического подходов к изучению функционирования социальных систем, применяет методы логического и сравнительного анализа. На основе фундаментальных работ в области политической коммуникации автор подчеркивает значение так называемого коммуникативного подхода, позволяющего с единой точки зрения взглянуть на содержание различных общественных явлений.
Необходимость комплексного изучения процесса политической коммуникации в демократическом обществе побудила автора обратиться к системно-историческому подходу, который позволяет выяснить не просто структуру, т. е. статику системы, но связь, преемственность между различными состояниями изучаемого объек.
— 13 та, качественную эволюцию составляющих его подсистем.
В работе автор опирается также на известные научно-исследовательские парадигмы, сложившиеся вокруг фундаментальных понятий политологии и социологии, в частности, относящиеся к механизму осуществления власти, ее «социотехники», к процессу массовой коммуникации.
Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация является одной из первых работ, обобщающих теоретические и методологические взгляды на политическую коммуникацию как одну из функций демократической политической системы, а также как целостный социальный процесс, обладающий специфической структурой, закономерностями функционирования и развитиявыборы (избирательная кампания) рассматриваются с точки зрения их принадлежности к процессу политической коммуникации и характеризуются как его кульминационный момент. Анализ технологий политической коммуникации в условиях избирательных кампаний впервые в России проводится в ракурсе использования политико-коммуникативных каналов и средств.
Теоретическое значение работы заключается в том, чтово-первых, охарактеризованы, уточнены и предложены к введению в научный обиход основные понятия, используемые в достаточно новой для политической науки России области исследований (исследования политической коммуникации), выяснено соотношение между некоторыми широко употребляемыми в западной политологии дефинициямиво-вторых, проанализированы и описаны различные теоретические и методологические подходы к анализу процесса политической коммуникации, показана их преемственность и различия в трактовке проблем, на этой основе выявлены основные закономер
— 14 ности ее функционирования в демократическом обществев-третьих, на основе системного подхода к анализу политических процессов определена роль института выборов в процессе политической коммуникации как ее кульминационного момента и как явления, обуславливающего этот процессв-четвертых, в системе элементов процесса политической коммуникации выделены ее материальные составляющие как наиболее поддающиеся формализации, на этом основании внесены необходимые, с точки зрения автора, дополнения в представление о роли этих элементов в структуре процессаавтором предложен рабочий вариант типологии средств политической коммуникации, используемых в конкретной политико-коммуникативной ситуациив условиях выборов, призванной содействовать поиску возможностей прогнозировать и регулировать этот процессв-пятых, выявлен и систематизирован комплекс субъективных и объективных факторов, обуславливаюих практическое использование средств политической коммуникации в избирательных кампаниях, показана вероятная степень их влияния на электоральный процесс в специфических условиях России- ' в-шестых, выявлены некоторые перспективные направления адаптации используемых на Западе технологий политической коммуникации в рамках избирательных кампаний к российским условиям.
Разработанные в диссертации подходы к исследованию политической коммуникации могут служить основанием для дальнейшего изучения этих проблем по работам отечественных и зарубежных политологов и социологов.
Практическая значимость работы состоит в том, что в научный обиход вводятся новые материалы политологических школ Заральной коммуникации и использования политико-коммуникативных пада, относящиеся к анализируемым вопросам, уточняется и дополняется категориально-понятийный аппарат, имеющийся в этой области политической науки. Ряд результатов исследования может стать существенным подспорьем при проведении и анализе российских избирательных кампаний, в частности, позволит избежать некоторых трудностей в том, что касается организации электо-каналов и средств.
Материалы исследования могут быть введены в спецкурсы по политологии, социологии, журналистике.
Апробация работы. Представленная к защите диссертация обсуждалась на кафедре политических наук Российского Университета дружбы народов и на кафедре политологии и политического управления Российской Академии государственной службы при Президенте РФее основные положения и выводы были изложены автором в выступлении на конференции молодых ученых и специалистов РУДН, а также в сборнике статей, опубликованном по ее итогам.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
выборы.
Предвыборные Все газеты выборы.
Распростране- -" -ние листовок по почтовым ящикам.
Лидеры обще-щественного мнения, специ-ализир.адрес-ные группы Все избирателине диффе-ренц-сяиногда — спец. адрес. группы Телефонные абонентыне диффер-ся Сторонники и некот. активные изибиратели Сторонники и активные избиратели Все избирате-телине диф-ференц-ся.
Углубленное Высокая Очень изложение по вреэффекти-программы, мени (ние дополнение имиджа.
Известность -" - -" -и имидж кандидата.
Неглубокое ДостатоМало-изложение чно выс. зффек-программы по врем, тивное Углубленное Достат. Эффект, изложение по врем, для во-программы и в фин. одущ-я отнов. стор-ков Изложение Высокая программы.
Критика проВысоМалоэф. тивников-изкая по для нац. ложение точки времени камр., зр. по конкр. но эффе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного нами исследования мы установили, что определенная часть происходящих в обществе процессов может быть определена термином «политическая коммуникация» .
Суть отражаемого им явления — непрерывный процесс производства и циркуляции сообщений между различными элементами политической системы и политической и социальной системами, направленный на достижение социального консенсуса и обеспечение стабильного и эффективного функционирования политической системы в демократическом обществе.
Политическая коммуникация является одной из основных Функций политической системы, которая в условиях демократического политического режима нуждается в регулярном подтверждении своей легитимности со стороны остальных членов политического общества, и непременным условием ее существования.
В основе идеальной модели политической коммуникации лежит /равноправный обмен информацией, диалог между основными политическими группами общества — управляющими и управляемыми. Этот обмен, без которого невозможно общение, взаимодействие, взаимовлияние управляющих и управляемых, а, следовательно, и достижение политического согласия, не обязательно является одномоментным или последовательным, но протяженным во времени и в пространстве. По своей значимости и по влиянию на функционирование политической системы информация, направляемая от управляемых к управляющим, сопоставима с информацией, поступающей от политической элиты к остальным членам политического общества.
— 142.
Эффективной в глобальном плане считается такая политическая коммуникация, которая обеспечивает стабильное функционирование политической системы, хотя бы на протяжении определенного отрезка времени, или ее последовательную модификацию без тотального разрушения основ социального порядка, существующего в обществе.
Политическая коммуникация включает в себя политическую (в общем смысле слова) информацию как содержание, процессы обмена этим содержанием, участников обмена, а также различные формы, каналы и средства реализации этих обменов. Таким образом процесс политической коммуникации имеет как содержательный, идеальный, так и формальный, материальный элементы (каналы, средства), и поэтому может рассматриваться и как часть общественного сознания, и как часть общественного бытия.
Средствами политической коммуникации являются не только определенные организации и институты, функционирующие в рамках социальной и политической систем, но и коммуникативные действия или ситуации, группы или отдельные индивиды, способствующие, самостоятельно или взаимодействуя друг с другом. обмену информацией (прямому или непрямому, опосредованному или непосредственному, немедленному или протяженному во времени) между управляющими и управляемыми и внутри этих групп.
Средства политической коммуникации, будучи неотъемлемой частью всего процесса в целом, способствуют взаимопониманию и эффективному взаимодействию его участников, обеспечивают целостность этого процесса и позволяют включить в него максимально возможное количество элементов политической системы и членов политического общества в целом.
— 143.
По сути своей система средств политической коммуникации является производным от системы средств коммуникации социальной, где элементы последней вступают в качественно новое состояние и подчинены выполнению частных (по отношению ко всему комплексу процессов, протекающих в обществе) целей и задач.
Выборы, являющиеся, с одной стороны, политическим институтом, с другой, коммуникативной ситуацией, ограниченной во времени и в пространстве, и, в-третьих, коммуникативным действием (акт голосования), являются по целому ряду причин одним из важнейших средств политической коммуникации в условиях демократических политических режимов.
Выборы — кульминация процесса политической коммуникации как по сумме действий, выполняемых в связи с предвыборной кампанией, и совокупности обстоятельств, складывающихся в ходе выполнения этих действий и в то же время их обуславливающих, так и по влиянию на весь процесс и на состояние его участников. Именно выборы предоставляют управляемым возможность организованным образом включиться в процесс политической коммуникации, чтобы быть услышанными, чтобы их требования не остались, без внимания.
В период выборов активная политическая коммуникация управляющих, реализуемая в ходе осуществления ими властных полномочий и управления общественными делами, получает равноценный ответ от основной массы управляемых, так как их активность складывается из огромного количества индивидуальных действий в ходе акта голосования. В этот момент рождается особая форма политико-коммуникативного послания, действием передается особый политический смысл.
Интенсивная политическая коммуникация в период изби.
— 144 рательных кампаний может быть названа электоральной коммуникацией. То есть электоральной коммуникацией мы предлагаем именовать политическую коммуникацию, связанную в сюжетно-темати-ческом, временном и пространственном отношениях с выборами (плебисцитом, референдумом). В глобальном плане базовой здесь остается ситуация диалога управляющих и управляемых (именно акт голосования рассматривается в первую очередь как ответ управляемых на предшествуюие ему коммуникативные действия управляющих).
Здесь же мы считаем возможным использовать более частное понятие электоральной пропаганды, имея в виду сообщения любого рода, связанные с выборами, распространяемые строго в одном направлении — от управляющих, заинтересованных в опре-| деленных итогах выборов (т.е. от кандидатов, политических институтов и партий, но ни в коем случае не от государственных органов), к управляемым, от которых зависит исход голосования, с целью повлиять на этот исход.
Вследствие интенсификации коммуникативного обмена в период выборов, увеличения числа его непосредственных участников, усложнения поставленных целей и задач, к арсеналу средств, используемых обычно в ходе политической коммуникации, добавляются средства, которые только в период избирательной кампании могут играть роль проводников, ретрансляторов политической коммуникации, нести в себе разнообразно формализованный, но всегда значимый для исхода процесса в целом коммуникативный текст, а также средства, не используемые в других случаях в политико-коммуникативном процессе вообще. Иначе говоря, система материальных носителей процесса политической коммуникации усложняется и видоизменяется в целях выполнения опреде.
— 145 ленного социального заказа — обеспечения благоприятного уровня электоральной коммуникации (причем видоизменяется не только система средств, но рождаются новые связи между ними, новые тексты, типы аудиторий, риторические приемы и стили).
Один из главных выводов диссертации заключается в том, что зарубежные концепции и технологии политической коммуникации в демократическом обществе, в том числе в условиях избирательных кампаний, прошли достаточно длительный период эволюции и развития. Основные теоретико-методологические подходы к изучению данного политического процесса базируются на том, что он является одной из основных функций демократической политической системы, и в то же время обуславливает демократический характер ее развития.
Обеспечение непрерывного и эффективного взаимодействия основных политических групп общества — управляющих и гражданвозможно лишь в процессе политической коммуникации, причем в значительной степени этот процесс определяется и структурируется принадлежностью к нему института свободных демократических выборов.
На основании проведенного нами исследования можно также сделать вывод о том, что вовлеченность российских граждан в процесс политической коммуникации, с одной стороны, и активные действия политической элиты по организации и активизации этого процесса, с другой, несомненно будут способствовать продвижению нашего общества по пути демократических реформ.
Зарубежные технологии политической коммуникации и ее частного проявления — коммуникации в период выборов — могли бы послужить основой для усовершенствования отечественной техно.
— 146 логии политических действий, особенно в той ее части, что относится к использованию политико-коммуникативных каналов и средств.
В результате анализа зарубежной политической теории и практики нами выявлена система общезначимых факторов, определяющих технологию коммуникации в условиях выборов. В нее входят такие факторы как:
— положения действующего избирательного законодательства;
— деятельность государства и публичных административных органов, призванных обеспечить (облегчить и ограничить в необходимых пределах) ход избирательной кампании;
— формообразующие черты и признаки любой политической кампании;
— специфические характеристики и современные правила рационализации избирательных кампаний;
— размеры и природа материальных, финансовых и человеческих ресурсов, которыми располагают партии и кандидаты в ходе избирательных кампаний;
— современные требования стратегии электорального маркетинга, используемого в настоящее время практически во всех странах в ходе электоральной коммуникации и пропаганды, в частности, требование мультимедиальной стратегии;
— персональный выбор (стиль) заинтересованных акторов электорального процесса, в первую очередь политиков и партий, поддержкой которых они пользуются на выборах;
— тип (уровень) выборов;
— электоральная география;
— 14?
— политические имиджи кандидатов;
— эволюция политических нравов и научно-технический прогресс, обусловившие, в частности, расширение системы средств электоральной коммуникации за счет средств из области шоу-бизнеса и средств из области высоких технологий;
— специфические характеристики, присущие собственно каждому средству (формы и жанры передаваемых сообщений, финансовая стоимость и временные затраты, доступность и скорость подготовки к использованию, способность достигать определенные адресные группы избирателей, относительная эффективность в рамках всего комплекса средств и т. д.).
Значение каждого из указанных факторов (и, следовательно, их иерархия) может проявляться в разной степени в зависимости от политических, экономических, социальных и культурных условий той страны, где проводится избирательная кампания, но в целом все они являются значимыми в процессе использования средств современной электоральной коммуникации. Иерархия и значимость этих факторов для российской электоральной практики может быть уточнена в ходе дальнейших теоретических и эмпирических исследований специфических условий проведения избирательных кампаний в России.
Расширение представления о процессе политической коммуникации как о гарантии эффективности и стабильности демократических реформ может в определенной мере способствовать созданию соответствующей политической культуры граждан и управляющих элит, увеличению степени их адекватности во взглядах на политический процесс, стабильности согласия на проведение определенного (демократического) типа реформ, предопределить созидательную роль электоральной практики россиян.
Список литературы
- Энциклопедические словари и справочники
- Политология. Краткий тематический словарь. Вып.1−3. М., Изд-во РАУ, 1393.
- Политология. Энциклопедический словарь/Под общ. ред и сост. Ю. И. Аверьянова. М. Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.
- Политологический словарь. В 2-х ч. М., Изд-во РАУ, 1994.
- Современная западная философия. Словарь. М., Изд-во полит. лит-ры, 1991.
- Книги, монографии, научные статьи21. Алмонд Г., Верба С.
- Гражданская культура и стабильность демократии" в: Полис, 1992, п 4, с.122−134.22. Амелин В.Н.
- Социология политики. М., 1992.23. Андрющенко Е.0 некоторых принципах избирательного процесса" в: Народный депутат, 1990, п 3. С. 15−24.24. Аристотель
- Сочинения в 4-х т. М., Мысль, 1976.25. Арон Р.
- Этапы развития социологической мысли. Пер. с фр. М.,
- Прогресс, «Универс», 1993,26. Амин Г. К.
- Современные теории элиты: критический очерк. М., Международные отношения, 1985.27. Баталов З.Я.ч
- Политическая культура современного американского общества. М., Наука, 1990.28. Блэк С.
- Паблик рилейшнз. Что это такое? М., «Новости» совм. с сов.-австр. предпр. йСЭС-Москва. 1990.29. Блондель 1.
- Политическое лидерство. Путь к всеобщему анализу. Пер. с англ. М., Изд-во РАУ, 1992.210 Болл Т.
- Власть" в: Полис, 1993, п 5, с.36−42. С. 40.211 Борисова Т.Ф.
- Политическое участие граждан в региональном управлении в переходный период. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. М., РАУ, 1994.212 Буданцев Ю.П.
- В контексте жизни. М., Наука, 1979.213 Буданцев Ю.П.
- Системность в изучении массовых информационных процессов. М., Изд-во УДН. 1986.214 Бурдье П.
- Социология политики. Пер. с фр. M., «Socio-Logos», 1993.
- Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А.
- Современный Левиафан. Очерки политической социологии капитализма. М., Мысль, 1985.216 Вебер М.
- Избранные произведения. М., Прогресс. 1990.
- Весна-89. География и анатомия парламентских выборов. -М., Прогресс, 1990.
- Время выбора/Редактор-составитель В. С. Комаровский. М., Политиздат. 1989.219 Войтасик Л.
- Психология политической пропаганды. М., Прогресс, 1981.220 Вятр Е.
- Социология политических отношений. М., Прогресс, 1979.221 Вячеславлев В.Г.
- Поведение избирателей в условиях современной динамики социально-политических процессов. Дисс. на соискание уч. степ, канд. социолог, наук. М., Ин-т социологии РАН, 1992.222 Гаджиев К.С.
- Опыт введения в политологию" в: Полис. 1992, п 1−2. -С.96−116.223 Гегель
- Философия права. М., Мысль, 1990.224 Гоббс Т.
- Избранные произведения. В 2-х т. М., Госкомиздат, 1965.225 Гордеева О.И.
- Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993. — С.158−171.226 Горохов В.М.
- Основы журналистского мастерства. М., Высшая школа, — 151
- Стратегическое планирование избирательных кампаний" в: Полис, 1993, п 4, с.134−145.228 Дейян А.
- Реклама. Пер. с фр. М., Прогресс, 1993.229 «26 основных понятий политического анализа» в: Полис, 1993, п 1, с.77−91.230 Захарова Т.И.
- Эволюция теории и методов анализа выборов в политической науке. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит, наук. М., РАУ, 1994.231 Зотова З.М.
- Партии и общественные организации в политической жизни и управлении обществом. М., Изд-во РАУ, 1993.232 Зотова З.М.
- Партии России: испытание выборами. М., Изд-во РАН, 1934.233 Зяблюк Н.
- Индустрия управляемой информации (Паблик рилейинз система пропаганды больного бизнеса США). М., Изд-во МГУ, 1971.234 Ирхин Ю.В.
- Психология и политика. М., Изд-во РУДН, 1993.235 Панкин С.Ю.
- Политический режим в' современном мире. М., 1993.236 Ковлер А.И.
- Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., Наука, 1990.237 Ковлер А.И.
- Основы политического маркетинга. М., 1993.238 Ковлер А.И.- 152
- Франция. Партии и избиратели, М. Наука, 1984.239 Ковлер А. И., Смирнов В.В.
- Демократия и участие в политике. М. Наука, 1986.240 Комаровский B.C.
- Идеологическая работа и социальное творчество масс. М., Мысль, 1989.241 Комаровский B.C.
- Политический выбор избирателя" в: Социологические исследования, 1992, п 3. С. 23−33.242 Комаровский B.C.
- Типология избирателей" в: Социологические исследования, 1990, п 1. С. 42−48.243 Коробейников B.C.
- Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М., Молодая гвардия, 1981.244 Коробейников B.C. и др.
- Пресса и общественное мнение. М., Наука, 1986.245 Котлер Ф.
- Основы маркетинга. Пер. с англ. М., Прогресс, 1991.246 Кравченко А.Н.
- Макиавелли: технология эффективного лидерства" в: Социологические исследования, 1993, п 6. С, 135−142.247 Ломов М.Н.
- Политология. Практический аспект политической жизни общества. Вып. 3. М., Изд-во МАТУ, 1992. — С.40−57.248 Малахов С.П.
- Политический выбор российского избирателя в переходный период. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. социолог, наук. М., РАУ, 1993.- 153 2,43 Массовая информация и коммуникация в современном мире. Ч. 1. М., 1989.
- Мицкевич 3., Файерстоун Ч.
- Телевидение и выборы. М., Межд. фонд «Культур, инициатива». 1993.
- Мониторинг социально-политических процессов. М. Изд-во РАН. 1994.252 Монтескье Й.-Л.
- Избранные произведения. М. Госкомиздат. 1955.253 Мшвениерадзе В.В.
- Современное буржуазное сознание в СЙА. М., Наука, 1980.254 Мшвениерадзе В.В.
- Современное буржуазное политическое сознание: философский аспект. М., Наука, 1981.255 Назаров В.М.
- Формирование политического авторитета в процессе выборов народных депутатов (, опыт социально-психологического исследования). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., РАУ, 1991.
- Организация массовых информационных процессов. М., Изд-во УДН, 1988.2.5? Основы политологии (.наука о политике). Под ред. А. Бодна-ра. Киев, Научно-инф. предпр. «Поиск», 1991.
- Основы политологии. Курс лекций / Под ред. Пугачева В. -М., Знание. 1992.
- Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. М. «Антиква», 1993.
- Политология. М., Социально-политический журнал, 1993. -192 с. 261 Пую A.C.
- Концепция политического плюрализма. Генезис и содержание проблемы. СПб., 1994.262 Руссо 1.-1.
- Трактаты. М., Наука, 1969.263 Рябов В. В. и др.
- Политология на российском фоне. М., «Луч», 1992.264 Салмин A.M.
- Политический процесс и демократия" в: Социально-политические науки, 1991, п 6. С.55−64.265 Салмин A.M.
- Природа и роль базовых политических ориентации: на примере Франции // Рабочий класс в странах Западной Европы: К изучению основ политического поведения. М., 1982.266 Салмин A.M.
- Промышленные рабочие Франции. М., Наука, 1984.267 Санистебан Л. С,
- Основы политической науки. Пер с исп. М., МП «Владан», 1992.
- Современный капитализм: политические отношения и институты власти. М., 1984.
- Социология средств массовой коммуникации. М., Изд-во МГИМО, 1991.
- Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт / Под ред. В. С. Комаровского. М., Независимая прогнозо-аналит. служба «А и К», 1993.271 Тихомиров Ю.
- Проблемы теории политической системы. Развитие политических систем в современном мире. М., Мысль, 1991.272 Федякин И.й.
- Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. М., 1988.
- Философские проблемы массовых информационных процессов. -М., Изд-во УДН, 1990.
- Франция глазами французских социологов. М., Наука, 1990.
- Французская республика. Конституция и законодательные акты. М., Прогресс, 1989.276 Шампань П.
- Делать мнение: новая политическая игра" в: Полис, 1992, п 3. С. 177−180.277 Каран П.
- Сравнительная политология. Пер. с англ. В 2-х т. М., 1992.278 Иварценберг Р.-Ж.
- Политическая социология. Пер. с фр. М., Изд-во РАУ, 1992.279 йерель П.-И.
- Строить демократию: свобода формирования и выражения мнений" в: Полис, 1993, п 6, с.93−104.280 Шестопал Е.Б.
- Личность и политика. М., 1988.281 Пибутани Т.
- Социальная психология. М., Прогресс, 1969.282 Вмачкова Т.В.
- Из основ политологии Запада" в: Полис, 1991, п 2. -С.133−145.283 Щегорцов В.А.
- Политическая культура: модели и реальность (политико-со- 156 циологические очерки). Вып. 5. — М., Институт молодежи, 1990. 2.84 д Эстен, Валери Жискар
- Власть и жизнь. Пер. с фр. М., Международные отношения, 1990.3. Иностранные источники31. Avril Р.
- Essais sur les partis politiques. P. Payot, 1990.32. Baguenard J.
- France electorale. P., PUF, 1986.
- Bahu-Leyser D., Chavenon H., Durand 3. Audience des Medias. P., Eyrolles. 1990.34. Barnes F.1. mythe des consultants politiques" dans: «Mediaspou-voirs», 9. 1988, p.141−152.35. Berelson B.
- Deaocratic Theory and Public Opinion" in: Public Opinion Quarterly, 1952, Uol 12, n 3, p.330.36. Bongrand M.1. marketing politique. P., PUF, 1986.37. Bongrand M.
- Sondages et campagne electorale: faire de chacun un strategue" dans: «Pouvoirs», 63, 1992, p.81−90.
- Cayrole R., Parodl 3.-L., Isial C.1. depute francais. P., Colin, 1973.315 Chariot M.1. democratie a 1'anglaise. P., Colin, 1972.
- Code electoral. P., Dalloz, 1983.317 Cohen S.1.s conseillers du president. P., PUF, 1980.
- Citoyens et candidats. La pratique des elections. P., Laffont, 1977.321 Cottret 3.-M.
- Gouvernants et gouvernes. La communication politique. -P., PUF, 1973.- 158
- Cottret J.-M., Emeri C., Gerstle J., Moreau R.
- Giscard d’Estaing/Mitterand. 54 774 mots pour convaincre.-p. PUF, 1976.323 Cottret 3.-M., Meriet G.1. bataille des images. P., Larousse, 1986.324 Criqui E.1. personnel politique local. Nancy, Presses universitaires de Nancy, 1986.
- David D., Quintric J.-M., Schroeder H.-Ch. Le marketing politique. P., PUF, 1978.326 Derieux E.
- Droit de la communication. P., LGDI, 1991.
- The Dictionary of Political Analysis. Jack C. Piano, Robert E. Riggs, Helenah S. Robin. ABC Clio, Santa Barbara (California, USA) — Oxford (Great Britain), 1982.330 Duhamel A.1. complexe d’Asterix. P., Gallimard, 1985, p.137−164.331 Duhamel A.
- Verne President. P., Gallimard, 1987.332 Duhamel J.
- Tous presidents. P., Denoel, 1988.333 Durand 3.1.s formes de la communication. P., Dunod, 1981.334 Durand 3.-P., Heil R.
- Sociologie conteaporaine. -P., Uigot, 1989.
- L’Election presidentiel le des 5 et 19 deceabre 1965. -P., Colin, 1970.
- Les elections legislatives de mars 1967. P., Colin, 1970.3.3? 1981: les elections de l’alternance // Etudes reunies par A.Lancelot. P., FNSP, 1986.338 El lui J.1.histoire de la propagande. P., PUF, 1967.339 Estier C.
- Mitterand president. Journal d’une victoire. — P., Stock, 1981.340 Ferreol G. et al.
- Dictionnaire de sociologie. P., Colin, 1991.
- La France auz urnes. Cinquante ans d’histoire electorale. «Notes et etudes documentaires», P., La documentation francaise, 1993, n4966.
- Le Gal 1 G., Parodi 3.-L., Tincq H., Fajardie R., Boussard I.
- Dossier. Municipales 83: les lecons" dans: «Revue politique et parleientaire», P., 1983, n903, p.10−78.343 Gasier F., Ronny A.
- Commission des sondages face aux elections municipales de 1989″ dans: «Pouvoirs». 52, 1990, p.107−116.
- Gerstle 3., Duhamel 0., David D.K.1. couverture televisee des campagnes presidentiel les.- 160 1. election de 1988 aux Etats-Unis et en France" dans: «Pouvoirs», 63, 1992, p.53−70.345 Grawitz M.
- Methodes des sciences sociales. P., Dalloz, 1990.
- Huet S., Langenieu-Uillard Ph.1. communication politique. P., PUF, 1982.347 Husson D., Robert 0.
- Profession journaliste. P., Eyroiles, 1991.348 Isiial C.1. comportement electoral des francais. P., Decouverte, 1986.
- Jacques Chirac, une ambition pour la France//Textes rassembles et presentes par J.-M.Benoit. P., Albin Michel, 1988.350 Kapferer 3.-N.1.s chemins de la persuasion. P., Gauthier-Uillars, 1978.351 Kapferer 3.-N.
- Rumeurs. Le plus vieux media du monde. P., Seuil, 1987.352 Krief B.1. marketing en action. Concepts, Strategie, techniques.-P., Fayard-Marne, 1970.353 Lajoini A.
- A coeur ouvert. P., Messidor/Editions sociales, 1987.354 Lancelot A.
- Reflexion prealable a toute reforme du mode de scrutin" dans: «Commentaires», 62, U16, P., Pion, 1993, p.323−330.
- Lancelot A., Lancelot M.-T.
- Annulaire de la France Politique: 1984. P., FNSP, 1984.356 Lazar 3.- 161
- Sociologie de la commun! cation. P., Colin, 1991.
- Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet G. «L'homogeneite politique des groupes sociaux» dans:
- Birnbaui P., Chazel F. Sociologie politique. Textes. P., Colin, 1971, t 1. p.42−54.358 Lindon D.
- Mars 1986: la drole de defaite de la gauche. P., PUF, 1986.363 Meado" P.G.1. politique «high-tech» dans: «Mediaspouvoirs», 9, 1988, p.163−177.364 Mendras H.
- Elements de sociologie. P., Colin, 1975. — p.59−62.365 Noir M.
- Effets et non-effets de 1'election presidentielle au suffrage universelle directe" dans: «Pouvoirs». 14, 1980, p.5−14.
- Parodi J.-L., Le Gall G., Pfister T., Amson D.1. dossier des legislatives 1978″ dans: «Revue politique et parlementaire», P., 1978. n873, p.9−55.
- Campagne electorale: quel role pour l’Etat?" dans: «Pouvoirs», 63, 1992, p.29−38.
- La politique. P., Hachette, 1971.
- La Presidence de la Republique en France. Vingt ans d’election au suffrage universel: 1965−1985. «Notes et etudes documentaires». P, La documentation francaise, 1986, n 4801.
- Rey F., Mithois J.-P. Poncet D.
- Mitterand-2. Les secrets d’une campagne 22 fevrier 8 mai 1988. — P. Belfond/Acropole. 1988.377 Rolot Ch., Ramirez F.
- Choisir un president. Uerites et mensonges d’une image televisuelle. P., Ramsay, 1987.378 Sawicki F.1. marge de manoeuvre des candidats par rapport aux partis dans les campagnes electorales" dans: «Pouvoirs», 63, 1992, p.5-i6.379 Schwartzenberg R.-G,
- Etat-spectacle. Essais sur et contre le Star System en politique. P., Flammarion, 1977.380 Schwartzenberg R.-G.
- Sociologie politique. P., Montchrestien, 1988.
- Textes et documents relatifs a 1'election presidentiel le des 5 et 19 decembre 1965. «Notes et etudes documentaires», P., La documentation francaise, 1966, n3283.
- Textes et documents r elatifs a 1'election presidentiel le des 5 et 19 mai 1974. «Notes et etudes documentaires», P., La documentation francaise, 1975, n4201−03.
- Textes et documents relatifs a 1'election presidentielle des 26 avril et 10 mai 1981. «Notes et etudes documentaires», p., La documentation francaise, 1961, n4647−48.