Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сдвижение земной поверхности при строительстве пересадочных узлов метрополитена в условиях Санкт-Петербурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При подработке нижележащей станцией ранее построенной станции или перегонных тоннелей, расположенных параллельно друг другу, в межстанционном пространстве образуется мульда активизации, если расстояние от оси нижележащей станции до оси ближайшего тоннеля вышележащей станции или перегонных тоннелей L0 меньше полумульды на контакте протерозойских глин с четвертичными отложениями нижней станции LH… Читать ещё >

Содержание

  • Гпава 1. Состояние изученности вопроса
    • 1. 1. Инженерно-геологические условия строительства и объемно-планировочные решения пересадочных узлов в Санкт-Петербурге
    • 1. 2. Анализ существующих методов расчета сдвижения земной поверхности при строительстве метрополитена
    • 1. 3. Цель и задачи исследований
  • Гпава 2. Теоретические предпосылки к расчету сдвижения земной поверхности при проходке станционных тоннелей с учетом временного фактора
    • 2. 1. Выбор и обоснование геомеханической модели деформирования грунтового массива при проходке тоннелей

    2.2 Моделирование процесса оседания на контакте протерозойских глин и четвертичных отложений к моменту установления статического равновесия в системе крепь-массив 35 2.3. Методика учета временного фактора при расчете оседания земной поверхности.

    2.4. Влияние формы поперечного сечения тоннеля при расчете оседания земной поверхности.

    Выводы по главе.

    Гпава 3. Исследование сдвижения земной поверхности при сооружении станций пересадочного узла по данным натурных наблюдений.

    3.1. Анализ развития процесса оседания во времени при проходке станционных тоннелей.

    3.2. Параметры движущейся мульды оседания земной поверхности при проходке станционных тоннелей.

    3.3. Зависимость между горизонтальными и вертикальными деформациями в мульде сдвижения земной поверхности.

    3.4. Исследование влияния объемно-планировочных решений пересадочных узлов на характер и величину оседания земной поверхности.

    3.4.1. Анализ результатов натурных наблюдений за сдвижением земной поверхности при сооружении пересадочных узлов.

    3.4.2. Закономерности процесса сдвижения земной поверхности при расположении станций параллельно друг другу на разных уровнях.

    3.4.3. Закономерности сдвижения земной поверхности при расположении станций под углом друг к другу на разных уровнях.

    Выводы по главе.

    Глава 4. Прогнозирование сдвижения земной поверхности при последовательном сооружении станций пересадочного узла.

    4.1. Прогнозирование сдвижения земной поверхности с учетом временного фактора и пространственного положения относительно оси тоннеля.

    4.2. Прогнозирование сдвижений земной поверхности с учетом объемно-планировочных решений пересадочных узлов.

    4.3. Практическое

    приложение результатов исследований.

Сдвижение земной поверхности при строительстве пересадочных узлов метрополитена в условиях Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Строительство подземных линий метрополитена сопровождается процессом сдвижения вмещающих слоев вышележащей толщи грунтового массива. Образование мульды сдвижения обусловлено смещением контура тоннельной выработки, что является следствием проявления горного давления. При определенных условиях этот процесс достигает земной поверхности, вызывая оседания и горизонтальные перемещения ее точек. В свою очередь, дополнительные деформационные воздействия со стороны оснований на фундаменты подрабатываемых зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, нередко приводят к значительным повреждениям конструкций, а иногда и к полной утрате их эксплуатационных качеств. В связи с необходимостью своевременного принятия мер по предотвращению вредных последствий подработки, большое значение имеют исследования, направленные на создание и совершенствование методов прогнозирования сдвижения земной поверхности, вызываемого горнопроходческими работами.

В настоящее время проблеме обеспечения промышленной безопасности при проектировании и строительстве объектов метрополитена уделяется особое внимание и предъявляются повышенные требования. Одним из аспектов этой проблемы является негативное влияние, которое при подземных разработках оказывает процесс сдвижения земной поверхности на окружающую среду.

С развитием сети метрополитена в крупных городах увеличивается число пересадок на линиях. В настоящее время в Санкт-Петербурге построено и находится в эксплуатации семь пересадочных узлов. Программой развития метрополитена до 2015 года намечено сооружение узлов пересадки в центральной и плотно застроенной части Петербурга.

Сенная площадь", «Василеостровская», «Петроградская», «Выборгская», «Московские ворота», «Кировский завод»).

При сооружении пересадочных узлов большое значение приобретает проблема выбора объемно-планировочных, конструктивных и технологических решений минимизирующих воздействие подземного строительства на здания и сооружения, многие из которых являются памятниками архитектуры. Эта проблема приобретает еще большую актуальность при сооружении пересадочных узлов на линиях глубокого заложения в условиях плотной городской застройки (например, «Сенная площадь» — «Садовая», «Невский проспект» — «Гостиный двор» — в Санкт-Петербурге), где в зону сдвижения вовлекается большая площадь земной поверхности и как следствие многочисленные здания, сооружения и подземные коммуникации. При этом, от объемно-планировочных решений пересадочных узлов, от того, как расположен объект на поверхности относительно тоннелей и в какой последовательности тоннели его подрабатывают, в значительной степени зависит величина получаемых объектом на поверхности деформаций. Эти деформации на различных этапах строительства могут быть больше чем после завершения проходческих работ. Поэтому, для того чтобы принимать эффективные объемно-планировочные, конструктивные, технологические решения при сооружении пересадочного узла, которые сведут к минимуму негативное воздействие подземного строительства на здания и сооружения, необходимо уметь прогнозировать сдвижение земной поверхности во времени и пространстве. То есть, без решения вопросов прогнозирования во времени и пространстве невозможно с достаточной степенью точности определять сдвижение земной поверхности при строительстве пересадочных узлов, где мы имеем, как правило, несколько различно ориентированных тоннелей и различно ориентированных относительно осей тоннелей зданий.

Настоящая диссертация посвящена научному обоснованию методики прогнозирования сдвижения земной поверхности во времени и пространстве с учетом объемно-планировочных решений и последовательности строительства сооружений, входящих в состав пересадочного узла.

Выводы по главе.

Выполненный анализ и статистическая обработка данных натурных наблюдений позволили установить.

1. Параметры динамической мульды сдвижения земной поверхности:

— угол влияния 5 d изменяется в пределах 51°-59°, угол полных сдвижений ifr dот 50° до58°.

— типовые распределения оседаний в динамической мульде S (z):

Z 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0.

S (z) 1,0 0,98 0,94 0,85 0,73 0,57 0,37 0,19 0,08 0,02 0,0.

2. Функциональную зависимость горизонтальных деформаций в f заданной точке мульды сдвижения от кривизны: e=eKL, е = -0,0138Ln (K)+0.0628.

3. Степень влияния объемно-планировочных решений пересадочных узлов на оседания земной поверхности:

— при сооружении двух станций пересадочного узла в одном уровне параллельно друг другу, а также второй станции, расположенной над первой перпендикулярно ее оси, активизации процесса сдвижения в совместной мульде оседания после строительства второй станции не наблюдаетсяj.

— при подработке нижележащей станцией ранее построенной или перегонных тоннелей, параллельных промежуточной станции, граничный угол выполаживается в сторону ранее подработанного пространства. В этом пространстве образуется дополнительная мульда сдвижения (мульда активизации La) в случае если расстояние от оси нижележащей станции до оси ближайшего тоннеля вышележащей станции (перегонного тоннеля) L0 меньше полумульды на контакте протерозойских глин с четвертичными v отложениями нижней станции LH;

— на станциях, расположенных на разных уровнях под углом друг к другу, при проходке переходных тоннелей в межстанционном пространстве (после сооружения второй станции), определяемом обласью L0 < Lh, наблюдается активизация процесса сдвижения земной поверхности.

4. Закономерности процесса сдвижения земной поверхности при расположении станций пересадочных узлов параллельно и под углом друг к другу в разных уровнях:

— длина мульды активизации La равняется длине мульды при проходке одного станционного (перегонного) тоннеля в условиях этой станции;

— типовые распределения оседаний S (z) в мульде активизации:

Z 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0.

S (z) 1,0 0,94 0,83 0,70 0,59 0,46 0,34 0,24 0,12 0,05 0,0.

— величина максимального оседания в мульде активизации определяется как при проходке тоннеля в условиях вышележащей станции, используя схему расчета для одиночных тоннелей;

— значение коэффициента активизации оседания земной поверхности при проходке переходных тоннелей между станциями пересадочного узла,~находящимися в разных уровнях под углом друг к другу с учетом погрешности его определения находится в пределах 1.601.74;

— такая величина активизации оседания земной поверхности в прогнозных расчетах при проходке коммуникационных тоннелей между станциями пересадочного узла, находящимися в разных уровнях под углом друг к другу, может быть выражена уменьшением модуля деформации вмещающих грунтов на 30−40%.

Глава 4. Прогнозирование сдвижения земной поверхности при последовательном сооружении станций пересадочного узла.

4.1. Прогнозирование сдвижения земной поверхности с учетом временного фактора и пространственного положения относительно оси тоннеля.

Основная цель выполнения прогноза оседаний и деформаций земной поверхности — это предупреждение деформаций зданий и сооружений, нарушающих их эксплуатационную пригодность, с помощью объемно-планировочных решений, горнотехнических или конструктивных мер защиты.

Пересадочные узлы представляют собой различно ориентированные относительно друг друга станции метрополитена и систему соединяющих эти станции пересадочных коммуникаций. Объекты на земной поверхности, попадающие в мульду сдвижения, чаще всего расположены под различными углами по отношению к направлению оси тоннеля. В зависимости от пространственного расположения объектов по отношению оси тоннелей, направления и последовательности подработки величина деформаций земной поверхности в их основаниях может изменяться в значительных пределах.

Необходимо отметить, что сдвижение земной поверхности для каждого тоннеля определяется в локальных координатах осей этого тоннеля (перпендикулярно и вдоль оси тоннеля). Для того чтобы можно было считать суммарные сдвижения и деформации в основаниях произвольно расположенных объектов на поверхности от всех тоннелей, необходимо перейти от локальных осей координат каждого тоннеля к единым координатам. Схема перехода от расчета в локальных координатах отдельного тоннеля, к расчету в единых прямоугольных декартовых координатах приведена на рис. 4.1.

Введем следующие обозначения исходных данных, необходимых для расчета величин ожидаемых оседаний и деформаций земной поверхности в произвольном направлении от влияния горнопроходческих работ при сооружения отдельной тоннельной выработки: хн, ун, хк, ук — координаты проекций «начальной» и «конечной» точек продольной оси одиночного тоннеля на земную поверхность, мхр, ур — координаты расчетной точки земной поверхности.

Далее приводится разработанная автором методика расчета ожидаемых в заданной точке оседаний и деформаций земной поверхности в произвольном к оси тоннеля направлении от влияния сооружения отдельной тоннельной выработки с учетом временного фактора.

1. Определяется расчетная дата и дата начала проходки в месяцах: tr =™12+t- (4.1) t = (t-l)12+ti:

2. Определяется длина тоннельной выработки к расчетному моменту времени:

D = min {D2,Dn}.

DЧ^к-xJ ^ lyk-yj (4−2).

DJJ =v (tr-t) где v — скорость проходки тоннельной выработки.

3.Определяется направление продольной оси тоннельной выработки по отношению к осям координат ОХ и ОУ:

COS (X=(Xk-XH)/D sma=(yK-yH)/D (4.3).

А «о.

К).

Рис. 4.1. Схема к расчету оседаний земной поверхности в произвольном направлении к тоннеля.

4. Определяются длины полуосей эллипсов, образующих границу зоны влияния горнопроходческих работ на земной поверхности:

Ly = 2, Jtio — ro + hi ct99.

Hctg5+D/2, при D/2.

H (ctg5+ctgv|/), при D/2>Hctgvy где в — угол сдвижения в четвертичных отложениях: Н — глубина заложения центра выработки: H=hi+ho+r0 (4.5).

3. Определяются координаты расчетной точки земной поверхности в локальной системе координат.

Координаты центра системы X’CY' определяются по формулам: Xc=XH+D/2cosa yc=yH+D/2sina (4.6).

Координаты расчетной точки земной поверхности определяются по формулам: x, p=(Xp-xc)cosa+(yp-yc)sina y, p=(yp-yc)cosot-(xp-xc)sina (4.7).

4.Определяются относительные координаты расчетной точки земной поверхности в мульде сдвижения ZP) Zp по формулам:

ZxHx’pl/Uly'pl/Ly (4.8).

5. С использованием линейной интерполяции функций S (Z) по найденным значениям относительных координат Zx, Zy, определяются коэффициенты S (Zx), S (Zy).

6. Определяется максимальное оседание земной поверхности над осью тоннеля (г|0) в зоне влияния сооружения отдельной тоннельной выработки по формуле (2.16).

Ожидаемые величины оседаний и деформаций земной поверхности в отдельных точках мульды сдвижения вычисляются как функции максимального оседания по формулам:

Оседание ц = n0s (z) (4.9) где S (z) — функция, характеризующая распределение оседаний в мульде сдвижения.

Значения величин функции S (z) в постоянной краевой части мульды приведены в таблице 4.1 [60].

Заключение

.

Диссертация является законченной исследовательской работой, в которой дано научно обоснованное решение задачи прогнозирования оседаний и деформаций земной поверхности с учетом времени, пространственного положения относительно оси тоннелей и объемно-планировочных решений при сооружении пересадочных узлов в Петербурге.

Основные научные и практические результаты диссертационной работы сводятся к следующему:

1. Предложенная расчетная модель определения максимального оседания земной поверхности над осью тоннеля позволяет учитывать форму поперечного сечения тоннельных выработок, особенности технологии ведения проходческих работ, влияние реологических свойств вмещающих пород.

Форма поперечного сечения тоннеля при расчете оседания земной поверхности учитывается при помощи параметра г0, который рекомендуется определять следующим образом: а) в круговых выработках б) при некрутовых очертаниях выработки следует определять эквивалентный радиус.

Оседание в уровне контакта протерозойских глин и четвертичных отложений с учетом отставания ввода постоянной крепи в работу и ползучести вмещающих пород определяется по формуле: г0=г;

U01(0= 4 г °2 К п О — г о Ь т.

Максимальное результирующее оседание в уровне контакта протерозойских глин с четвертичными отложениями над осью тоннеля определяется по формуле:

U02 = Uoi (t)+ Up q.

Максимальное оседание земной поверхности над осью тоннеля в зоне влияния сооружения отдельной тоннельной выработки определяется по формуле: и02у1К — Г0П.

П°~-1.

2. Установлены параметры динамической мульды сдвижения земной поверхности:

— углы влияния изменяются в пределах 6 г 51°-^59°;

— углы полных сдвижений — ^ d=500-s-58°;

— типовые распределения оседаний S (z): z 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0.

S (2) 1,0 0,98 0,94 0,85 0,73 0,57 0,37 0,19 0,08 0,02 0,0.

3. Установлена зависимость горизонтальных деформаций в заданной точке мульды сдвижения от кривизны:

— зависимость выражается формулой: e=eKL, е = -0,0138Ln (K)+0.0628),.

4. Величины оседания (г|), наклонов (1х, 1у), кривизны (Кх, Кн), горизонтальных деформаций (е^ еу) в расчетной точке земной поверхности по заданному направлению, произвольному к оси тоннеля, определяются по формулам: r|=r|oSxSy;

Ip=Ixcosp-Iysin (3;

Kp=Kxcos2 P+KySin2 (3- с p=г xcos2 P+?• y s in2 (3- где Ix, Iy> kx, kYe^ Ey — наклоны, кривизны и горизонтальные деформации по направлениям, параллельным осям координат ОХ и ОУц0- максимальное оседание земной поверхности над осью тоннеля в зоне влияния сооружения отдельной тоннельной выработки;

3- угол, угол, отсчитываемый от положительного направления оси ОХ до расчетного направления;

— коэффициенты Sx, Sy определяются с использованием линейной интерполяции распределения оседания в мульде S (Z) по найденным значениям относительных координат Zx, Zy;

Сдвижения и деформации земной поверхности в заданных точках и по заданным направлениям, обусловленные горнопроходческими работами при строительстве всех тоннелей одного станционного комплекса, определяются суммированием соответствующих величин, рассчитанных при проходке каждого тоннеля.

5. Установлены следующие закономерности влияния объемно-планировочных решений пересадочных узлов на оседание земной поверхности:

При строительстве двух станций пересадочного узла в одном уровне параллельно друг другу, а также второй станции, расположенной над первой перпендикулярно ее оси, прогноз оседания и деформаций земной поверхности от влияния сооружения второй станции производится с использованием схемы расчета для одиночных тоннелей. Расчет оседания от влияния двух станций пересадочного узла производится суммированием соответствующих величин, рассчитанных от влияния каждого тоннеля пересадочного узла.

При подработке нижележащей станцией ранее построенной станции или перегонных тоннелей, расположенных параллельно друг другу, в межстанционном пространстве образуется мульда активизации, если расстояние от оси нижележащей станции до оси ближайшего тоннеля вышележащей станции или перегонных тоннелей L0 меньше полумульды на контакте протерозойских глин с четвертичными отложениями нижней станции LH (L0 < L") Длина мульды активизации La равняется длине мульды при проходке одного станционного (перегонного) тоннеля в условиях этой станции.

Типовые распределения оседаний S (z) в мульде активизации:

Z 0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0.

S (Z) 1,0 0,94 0,83 0,70 0,59 0,46 0,34 0,24 0,12 0,05 0,0.

Оседания и деформации в мульде активизации определяются как при проходке тоннеля в условиях ранее построенной станции пересадочного узла, используя схему расчета для одиночных тоннелей.

Оседания земной поверхности при сооружении второй станции пересадочного узла определяются как сумма оседаний от каждого тоннеля второй станции плюс оседания в мульде активизации.

При подработке нижележащей станцией ранее построенной станции, расположенной под углом к ней, расчет оседания земной поверхности от влияния проходки переходных тоннелей, пройденных в межстанционном пространстве, определяемым областью L0.

При сооружении второй станции пересадочного узла ниже ранее построенной станции, расположенной под углом к ней, расчет оседаний и деформаций земной поверхности производится суммированием соответствующих величин, рассчитанных от влияния каждого тоннеля станции и переходных тоннелей с учетом коэффициента активизации.

6. Результаты проведенных исследований послужили исходным материалом для разработки методики прогнозирования оседаний и деформаций земной поверхности с учетом временного фактора, пространственного положения относительно осей тоннелей и объемно-планировочных решений пересадочных узлов.

7. Разработанная методика прогнозирования оседаний и деформаций земной поверхности при сооружении пересадочных узлов реализована в виде пакета прикладных программ.

8. Методика прогнозирования сдвижения земной поверхности во времени и пространстве с учетом последовательности строительства сооружений, входящих в состав пересадочного узла, имеет большое практическое значение, поскольку позволяет:

— определить во времени и пространстве первые опасные проявления подработки для заблаговременного выполнения мероприятий по защите подрабатываемых объектов;

— установить время стабилизации процесса сдвижения земной поверхности, чтобы после этого можно было приступить к производству ремонтным работам на поврежденных сооружениях;

— установить период, когда подрабатываемое сооружение будет в наибольшей степени подвергаться воздействию проходческих работ, чтобы предусмотреть интенсификацию измерений деформаций подрабатываемого сооружения;

— проанализировать характер смены деформаций растяжения и сжатия на земной поверхности при одновременном ведении горных работ в нескольких выработках или встречными забоями, чтобы иметь возможность вести проходческие работы с наименьшим возможным ущербом для наземных сооружений.

9. По результатам проведенных исследований при выборе объемно-планировочных решений пересадочных узлов предлагается учитывать следующие рекомендации:

— при сооружении второй станции пересадочного узла ниже ранее построенной станции происходит увеличение площади мульды оседания, что может привести к росту количества подрабатываемых зданий и сооружений;

— при проходке переходных тоннелей от нижележащей станции к ранее построенной вышележащей станции, расположенной параллельно или под углом к ней, величины оседания земной поверхности в межстанционном пространстве корректируются в соответствии с изменением модуля деформации вмещающих грунтов (коэффициентом активизации), т. е. они могут значительно увеличиться;

— наиболее предпочтительным, для снижения негативного влияния сдвижения земной поверхности, является параллельное расположение станций пересадочного узла в одном уровне или расположение второй станции пересадочного узла выше ранее построенной перпендикулярно ее оси.

10. Результаты настоящей работы использованы при выборе объемно-планировочных решений пересадочных узлов на метрополитене Санкт-Петербурга: «Сенная площадь», «Звенигородская», «Обводный канал», «Адмиралтейская». По предложенной методике определялись также ожидаемые сдвижения земной поверхности при проектировании станций метрополитена: «Крестовский остров», «Старая деревня», «Волковская», «Ул. Салова», «Ул. Бела Куна», «Комендантский пр.».

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Сдвижение горных пород при подземных разработках. -М.: Углетехиздат, 1947. 136с.
  2. Ю.Н. Взаимодействие массива горных пород с обделкой подземного сооружения // Метрострой. 1983. — № 6. — С. 15−17.
  3. Ю.Н. Взаимодействие массива горных пород с обделкой подземного сооружения: Автореф.. докт. техн. наук. Ленинград, 1989. -392с.
  4. А.Г., Земисев В. Н. Сдвижение горных пород при подземной разработке угольных и сланцевых месторождений. М.: Недра, 1970. — 224 с.
  5. А.Г. Определение размеров краевой части мульды сдвижения / Труды ВНИМИ. 1975. Сб. 96. С. 28−32.
  6. .З., Линьков A.M. Применение метода переменных модулей в задачах линейно-наследственной ползучести / Труды ВНИМИ, № 88. Л, 1973. С.180−184.
  7. .З. Учет влияния торца при расчете нагрузок на крепь протяженных выработок и камер // Шахтное строительство.- 1979. № 12. С. 15−18.
  8. И.В., Картозия Б. А. Механика горных пород. М.: Недра, 1975.-271с.
  9. И.В., Картозия Б. А. Механика подземных сооружений и конструкции крепей. М.: Недра, 1984.
  10. И.В., Картозия Б. А. Механика подземных сооружений и конструкции крепей. М. Недра, 1992. — 543с.
  11. И.В., Руппенейт К. В. Прочность незакрепленных горных выработок. -М.: Недра, 1965.
  12. Г. Г. Влияние подземных выработок на развитие мульды оседания // Транспортное строительство. 1978. — № 6. — С. 47−48.
  13. БахуринИ.М. Курс маркшейдерского дела. М.: Высшая школа, 1962.-494 с.
  14. К.П. Исследование реологических свойств протерозойских (кембрийских) глин / Сборник научных трудов ЦНИИ С а, вып.98.М., 1978. С.84−91.
  15. К.П., Сильвестров С. Н., Карташов Ю. Особенности деформирования протерозойских глин // Метрострой. 1982. — № 6. С. 16.
  16. Н.С., ФотиеваН.Н., Стрельцов Е. В. Проектирование и расчет крепи капитальных выработок. М.: Недра, 1986. — 288с.
  17. Н.С. Механика подземных сооружений в задачах и примерах. М.: Недра, 1989. — 270с.
  18. Н.С. Механика подземных сооружений. М.: Недра, 1994. — 382с.
  19. М.И., Вершинина Л. П., ХуцкийВ.П. Программа Town-Tunnel. Регистракционный номер ГосФАП 50 980 000 057, 1998.
  20. Е.М., Павлов С. П. Аналитическая методика расчета основных параметров мульды сдвижения при сооружении тоннелей в кембрийских глинах // Записки Горного института, Т. 146. / маркшейдерское дело и геодезия. С.-Пб. 2001. С. 29−35.
  21. Д.М., Фролов Ю. С., Кулагин Н. И. Строительство тоннелей и метрополитенов. М.: Транспорт, 1989. — 319 с.
  22. С.С. Об общих уравнениях динамики грунтов // Докл. АН СССР. 1959. — Т. 124. — № 2. — С. 285−287.
  23. С.Г. К расчету тоннелей / Изв. НИИГ. Т. 25. 1939.
  24. Е.А., Ходош В. А. Прогнозирование осадок поверхности при щитовой проходке тоннеля в песчаных грунтах. Метрострой, 1963, № 34, С. 50.
  25. М.В. Сдвижение земной поверхности при строительстве объектов метрополитена Санкт-Петербурга: Автореф. дис.. канд. техн. наук. С.- Петербург, 1999. — 18 с.
  26. .С. Теория ползучести горных пород и ее приложение. -Наука, Алма-Ата, 1964. 172с.
  27. Е.М. Осадки земной поверхности при сооружении городских тоннелей в четвертичных отложениях: Автореф. дис.. канд. техн. наук. С.- Петербург, 1988. — 24с.
  28. Е.М. Научное обеспечение в строительстве подземных сооружений в Ленинграде // Подземное и шахтное строительство. -1991. № 1 -С. 12−14.
  29. В.Н. Расчеты деформаций горного массива. М.: Недра, 1973. — 145 с.
  30. В.Н. Расчеты деформаций горного массива. М.: Недра, 1989. — 163 с.
  31. В.Н., МуллерР.А. Недостатки применяемой методики прогноза сдвижений горных пород и защиты объектов при строительстве метрополитена // Исследования сдвижения горных пород и гидромеханических процессов./ ВНИМИ. С. Петербург, 1992. С. 40−43.
  32. О.Н., Ксенофонтов В. К., Лавров Б. А. Исследование влияния некоторых инженерных и геомеханических факторов на устойчивость выработок близко расположенных туннелей // Гидротехническое строительство. —1982. № 1. — С. 20−25.
  33. Инструкция по наблюдению за сдвижением горных пород, земной поверхности и подрабатываемыми сооружениями на угольных и сланцевых месторождениях. -М: Недра, 1978. -96 с.
  34. Инструкция по наблюдению за сдвижением земной поверхности и расположенными на ней объектами при строительстве в Москве подземных сооружений. -М.: ИПКОН РАН, 1997. -76 с.
  35. М.А., Муллер Р. А., Подаков В. Ф. К расчету деформаций земной поверхности при сооружении метрополитена // Транспортное строительство. 1971. — № 6. — С.45−46.
  36. М.А., Муллер Р. А., Подаков В. Ф. Расчет деформаций земной поверхности при возведении сооружений Ленинградского метрополитена / Труды ВНИМИ, Сб. № 86. Л, 1972.
  37. М.А., Шмелев А. И. Инженерная геомеханика при подземных разработках. М.: Недра, 1985. — 248 с.
  38. Д.А. Сдвижение земной поверхности под влиянием горных разработок. М.: Углетехиздат, 1953.
  39. В.Л. Расчет сдвижений и деформаций земной поверхности, обусловленный влиянием горнопроходческих работ при строительстве метрополитена // Методические рекомендации по применению ЭВМ, Л.: ВНИИГ, 1988.
  40. С.П. Аналитическое выражение типовых кривых сдвижения земной поверхности / Труды ВНИМИ, Сб. № 50. Л, 1963.
  41. Г. Сдвижение горных пород и защита подрабатываемых сооружений / Пер. с нем. Под ред. Р. А. Муллера и И. А. Петухова. М.: Недра, 1978.-494 с.
  42. Г. Н. и др. Моделирование проявлений горного давления. -М.: Недра, 1968.
  43. М.А. и др. Сдвижение горных пород на рудных месторождениях. М.: Недра, 1971.
  44. Н.И., Лиманов Ю. А. Влияние горного давления на временное крепление забоя в протерозойской глине // Метрострой. 1974. — № 4.-С. 17−18.
  45. Н.И. Пересадочные узлы на линиях метрополитена глубокого заложения. М.: ТИМР, 1996. — 111 с.
  46. Ю.А. Осадки земной поверхности при сооружении тоннелей в кембрийских глинах. Л.: ЛИИЖТ, 1957. — 239 с.
  47. Ю.А. Метрополитены. М.: Транспорт, 1971. — 359 с.
  48. Ю.А., Артюков Е. И. Осадки земной поверхности при сооружении тоннелей в четвертичных отложениях // Транспортное строительство. 1972. — № 2. — С.45−47.
  49. Ю.А., Голицынский Д. М., Федоров Г. А. Моделирование работы тоннельных конструкций: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛИИЖТа. -1985.-69 с.
  50. Ю.А., Ледяев А. П., Платонов И. В. Осадки земной при сооружении городских тоннелей // Транспортное строительство. 1980. — № 5. С.44−45.
  51. Л.В. Городские подземные транспортные сооружения. -М.: Стройиздат, 1985. -440 с.
  52. В.П. Расчет деформирования во времени мульды оседания над тоннелями. Реологические вопросы механики горных пород. Изд. АН КазССР, Алма-Ата, 1964.
  53. МеркинВ.Е., Маковский Л. В. Прогрессивный опыт и тенденции развития современного тоннелестроения М.: ТИМР, 1997. — 192 с.
  54. В.М. Строительство подземных сооружений большого сечения. М.: Госгортехиздат, 1963. — 308 с.
  55. МуллерР.А. Влияние горных выработок на деформацию земной поверхности. М.: Углетехиздат, 1958. — 75 с.
  56. Основания, фундаменты и подземные сооружения: Справочник проектировщика / М.И. Горбунов-Посадов, В. А. Ильичев, В. И. Кругов, П. А. Коновалов. -М.: Стройиздат, 1985. -480 с.
  57. В.Ф. О мерах предупреждений возможных деформаций городских зданий при строительстве метрополитена в Ленинграде / Труды ВНИМИ, Сб. № 61. Л, 1966.
  58. В.Ф. Исследование деформаций земной поверхности на трассе Московско-Петроградского направления // Метрострой, 1963. № 3−4. -С. 15−16.
  59. В.Ф. Исследование влияния на здания деформаций земной поверхности при сооружении тоннелей метрополитена в кембрийских глинах: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Ленинград, 1970. — 23 с.
  60. В.Ф. Пособие по проектированию мероприятий для защиты эксплуатируемых зданий и сооружений от влияния горнопроходческих работ при строительстве метрополитена. Л.: Стройиздат, 1973. — 69 с.
  61. О.В. Влияние горнопроходческих работ на деформацию массива и осадки земной поверхности: Автореф. дис.. канд. техн. наук. -С.- Петербург, 1992. 22с.
  62. Правила охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях. С-Петербург, ВНИМИ, 1998.
  63. А.Г., Потемкин Д. А. Проблема геомеханики тоннелей метрополитенов и оценка устойчивости обнажений // Подземный город: геотехнологии и архитектура: Труды международной конференции. Россия, С-Петербург, 8−10 сентября, 1998. С. 155−161.
  64. А.Г., Лебедев М. О. Постановка задач по расчету напряженного состояния около выработок // Межвузовский сборник научных трудов «Устойчивость и крепление горных выработок». С-Пб, СГГГТИ, 1999. С. 115−118.
  65. A.M., АуэрбахВ.М., Савронский Б. В. Методика упруго-пластического расчета деформаций земной поверхности при проходке // Метрострой, 1989. № 2. — С. 21−22.
  66. В.В., Руппенейт К. В. Механизм взаимодействия обделки напорных тоннелей с массивом горных пород. М.: Наука, 1969. — 160 с.
  67. К.В. Некоторые вопросы механики горных пород. М.: Углетехиздат, 1954.
  68. К.В., Долгих М. А., Матвиенко В. В. Вероятностные методы оценки прочности и деформируемости пород. М.: Стройиздат, 1964.- 83 с.
  69. Г. Н. Распределение напряжений около отверстий. Киев: Наукова думка, 1968. — 887 с.
  70. В.И., Чирьев А. А., Аксаментов В. П. Деформации земной поверхности при строительстве метрополитена мелкого заложеният // Метрострой. 1981. № 8.
  71. В.И. Разработка методов расчета деформаций земной поверхности, зданий и сооружений при строительстве метрополитена мелкого заложения: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Минск, 1982. -22с.
  72. СниП 2.03.01.84. Проверка прочности сечений бетонных и железобетонных обделок / Госстрой СССР М.: ЦИТ11 Госстроя СССР, 1985.- 27 с.
  73. СниП 2.01.07.85. Нагрузки и воздействия / Госстрой СССР М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 36 с.
  74. СниП 2.01.09.91. Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах / Госстрой СССР — М.: АПП ЦИТП, 1992.-32 с.
  75. СниП 11−40−80. Метрополитены / Госстрой СССР М.: Стройиздат, 1981.-64 с.
  76. СниП 11−94−80. Подземные горные выработки / Госстрой СССР -М.: Стройиздат, 1982. -31 с.
  77. СП 32−108-. Метрополитены / Госстрой России М.: Стройиздат, 200.
  78. И.А., Иофис М. А., Каспарьян Э. В. Основы механики горных пород. JI. Недра. 1989.-487с.
  79. А.Б. Метод конечных элементов в геомеханике. М.: Недра, 1987.-221 с.
  80. Ю.С., Голицынский Д. М., Ледяев А. П. Метрополитены. -М.: Желдориздат, 2001. 528 с.
  81. Ю.С., Хуцкий В. П. Сдвижение земной поверхности при сооружении пересадочных узлов метрополитена в Санкт-Петербурге // Подземное пространство мира: Информационно-издательский центр ТИМР. 2001, № 5−6. С. 46−49.
  82. В.П., Федотов В. П. Мониторинг деформации земной поверхности и наземных сооружений при проходке станционных тоннелей / Горный журнал, 2001, № 7. С. 75−77.
  83. В.П. Методика прогноза оседаний и деформаций земной поверхности при сооружении тоннелей метрополитена // Сборник научных трудов ОАО «ВНИИгалургии», С-Пб, т. 1, 2001. С. 65 -79.
  84. П.М. Об оседаниях дневной поверхности под влиянием проходки выработок Московского метрополитена. Метрострой. 1934. № 8.
  85. Н.А. Механика грунтов: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 1979.-272 с.
  86. В.В., Ауэрбах В. М., Левченко А. И. Прогнозирование аварийных деформаций поверхности и защита зданий при строительстве метрополитена // Транспортное строительство. 1994. — № 4. — С. 30−33.
  87. Г. И. Определение величин оседания и деформаций земной поверхности при сдвижении пород в форме реологического течения // Известия вузов. Горный журнал. 1966. — С. 3−9.
  88. В.И., Савицкий В. В. Назначение граничных условий и порядок расчета МКЭ мелкозаглубленных сооружений // Основания, фундаменты и механика грунтов. 1996. -№ 6. — С. 14−17.
  89. Е.И. Геомеханика глубоких подземных сооружений // Проблемы развития транспортных и инженерных коммуникаций.
  90. Проектирование, строительство, эксплуатация: Науч.-техн. альманах информац.-издат. центра ТИМР, 1997, № 2. С. 11−13.
  91. Е.И. Геомеханические и экологические аспекты освоения подземного пространства // Подземный город: геотехнологии и архитектура: Труды международной конференции. Россия, С-Петербург, 8−10 сентября, 1998.-С. 3−7.
  92. Э.З., Гладков А. А. Деформации и горное давление на шахте № 8 // Метрострой. 1934. — № 5−6,8.
  93. Jeffery G.B. Plate Stress and Plate Strain Bipolar Coordinates // Phil. Trans of the Royal Soc. of London, Ser. 1921. — A. — v. 221.
  94. Kolymbas D. Some problems related with deep tunnels // Подземный город: геотехнология и архитектура: Труды международной конференции. Россия, С-Петербург, 8−10 сентября, 1998. С. 177−186.
  95. Roisin V. Settlement Problems in Connection with Tunnelling in Soft Ground // Adv. Tunnel, Technol and Subsurf. Use/ Vol.4/ No 4. 1984. — pp. 173 183.
Заполнить форму текущей работой