Герметизирующие битумполимерные наполненные композиции для санации трещин покрытий автомобильных дорог
Известно, что трещины являются одним из наиболее распространенных дефектов дорожного покрытия. Наблюдениями установлено, что образование на автодороге сетки трещин, с преобладанием поперечных плотностью 9 001 200 п. м на 1 км покрытия, может уже через 1−2 года привести автомобильную дорогу в аварийное состояние. Как показывает практика ремонтных работ, в таких случаях санация трещин является… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Опыт применения герметизирующих материалов для санации трещин покрытий автомобильных дорог
- 1. 2. Теоретические предпосылки создания эффективных герметизирующих материалов
- Выводы по главе 1
- 1. 3. Цель и задачи исследований
- 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИАЛОВ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 2. 1. Характеристика исходных материалов
- 2. 2. Методы исследований
- 2. 3. Математическое планирование эксперимента
- 3. ВЛИЯНИЕ МОДИФИКАТОРОВ НА СВОЙСТВА ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИХ КОМПОЗИЦИЙ
- 3. 1. Способы совмещения адгезионной присадки и наполнителя с битумом
- 3. 2. Влияние содержания поверхностно-активных веществ на свойства герметизирующей композиции
- 3. 3. Выбор способа введения полимера и определение его оптимального содержания в герметизирующих композициях
- 3. 4. Влияние содержания поверхностно-активных веществ, твердого остатка пиролиза и раствора на свойства герметизирующих композиций
- 3. 5. Подбор состава герметизирующей битумполимерной наполненной композиции
- 3. 6. Влияние различных битумов на свойства герметизирующих композиции
- 3. 7. Влияние содержания поверхностно-активных веществ, твердого остатка пиролиза и раствора ДСТ на свойства герметизирующих щ композиций
- 3. 8. Влияние типа пластификатора на свойства герметизирующих композиций
- 3. 9. Влияние различных наполнителей на свойства герметизирующих композиций
- 3. 10. Оптимизация состава и свойств герметизирующих битумполимерных наполненных композиций
- Выводы по главе 3
- 4. ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИХ БИТУМПОЛИМЕРНЫХ НАПОЛНЕННЫХ КОМПОЗИЦИЙ
- 4. 1. Физико-механические методы исследований герметизирующих композиций
- 4. 2. Оптическая микроскопия герметизирующих композиций
- 4. 3. Рентгеноструктурный анализ герметизирующих композиций
- 4. 4. Дифференциально-термический анализ герметизирующих композиций
- Выводы по главе 4
- 5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СТОЙКОСТИ ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ К СТАРЕНИЮ
- 5. 1. Старение герметизирующих материалов под действием ультрафиолетового излучения и солевого раствора
- 5. 2. Изменение технических свойств герметизирующих материалов после температурного воздействия
- 5. 3. Сравнительная оценка устойчивости герметизирующих материалов к старению в образцах-моделях трещин
- Выводы по главе 5
- 3. ОПЫТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. Основные рекомендации по приготовлению герметизирующей битумполимерной наполненной композиции
- 2. Опытно-производственная апробация результатов исследований
- 3. Экономическая эффективность использования результатов исследований
Герметизирующие битумполимерные наполненные композиции для санации трещин покрытий автомобильных дорог (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Асфальтобетонные покрытия являются основным типом покрытий современных автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения транспортных средств, в том числе и в республике Татарстан. Такие покрытия имеют свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести беспыльность и бесшумность при движении автомобилей, малый износ покрытий, удобство содержания и ремонта. К недостаткам — образование волн, сдвигов, трещин и шелушения.
В рамках программы «Автомобильные дороги» в составе федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002;2010 г. г.)», утвержденной постановлением Правительства РФ 05.12.01. г. № 848, одним из важнейших приоритетов при развитии транспортной инфраструктуры в целом и дорожного хозяйства является решение задач сохранения действующей сети автомобильных дорог за счет качественного содержания и ремонта. Вышеуказанное положение легло в основу откорректированной программы, принятой на основании решений заседания Правительства РФ от 06.05.04 г. В откорректированной программе дополнительно акцентировано внимание на приоритетности финансирования работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, которое позволит при меньших по сравнению с реконструкцией расходах обеспечить восстановление работоспособности дорог и сооружений. [ 1 ].
Своевременное и качественное выполнение работ по содержанию автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием позволяет дорожной конструкции проработать весь межремонтный срок службы в нормативном режиме и снизить затраты на проведение ремонтных работ. Несвоевременное выполнение ремонтных работ ведет к увеличению в 3−4 раза общих затрат на восстановление дорожной одежды.
Известно, что трещины являются одним из наиболее распространенных дефектов дорожного покрытия. Наблюдениями установлено, что образование на автодороге сетки трещин, с преобладанием поперечных плотностью 9 001 200 п. м на 1 км покрытия, может уже через 1−2 года привести автомобильную дорогу в аварийное состояние [2]. Как показывает практика ремонтных работ, в таких случаях санация трещин является одним из эффективных методов, позволяющих продлить срок службы и сохранить существующие дорожные покрытия в нормативном состоянии.
Низкие темпы капитального строительства и реконструкции в настоящее время привели к значительному накоплению «недоремонта» и в целом к ухудшению эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог. Затраты на ремонт и содержание трещин становятся значительной статьей расходов в содержании автомобильной дороги в процессе эксплуатации. С каждым годом возрастает потребность в эффективных герметизирующих материалах для ремонта дорожных покрытий.
На российском рынке отсутствуют технически эффективные и недорогие отечественные герметизирующие материалы. Из-за низкой теплостойкости, недостаточной адгезионно-когезионной прочности, неудовлетворительных показателей упруго-эластичных свойств и трещиностойкости они недолговечны, а применение известных зарубежных герметиков не всегда целесообразно из-за их высокой стоимости.
В настоящее время, существуют научные предпосылки для создания высококачественных герметизирующих материалов. Развиты теоретические и научные основы получения битумполимерных композиций с заданными свойствами. Налажено производство полимерных модификаторов, имеются техногенные отходы и вторичные продукты, которые могут быть использованы для этих целей.
В связи с этим, решение проблемы разработки новых недорогих герметизирующих материалов с высокими технико-эксплуатационными свойствами, которые могли бы использоваться для санации трещин покрытий автомобильных дорог, представляется актуальной задачей и имеет большое народно-хозяйственное значение.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
1. Исследованиями доказана возможность получения нового герметизирующего битумполимерного наполненного материала с заданными свойствами на основе битума БНД 60/90, термоэластопласта SBS, твердого остатка пиролиза, резиновой крошки и адгезионной присадки БП-КСП.
2. Разработаны составы герметизирующих битумполимерных наполненных композиций с заданными свойствами при следующей оптимальной концентрации компонентов, масс.: битум 60.2+55.2%, раствор термоэластопласта SBS -18.8+20%, твердый остаток пиролиза -10+12,5%, резиновая крошка — 10+11.3% и адгезионная присадка около 1%.
3. Определены основные технологические параметры и условия совмещения компонентов в герметизирующих композициях. Оптимальными условиями совмещения компонентов являются: предварительное растворение полимера в пластификаторе, нагревание обезвоженного битума до температуры 140−150°С и дальнейшее последовательное введение раствора полимера, адгезионной присадкизатем температура смеси повышается до 150−170°С, и вводятся твердый остаток пиролиза и резиновая крошка.
4. Исследованы физико-механические свойства герметизирующих битумполимерных наполненных композиций. Установлено, что при введении в их состав термоэластопласта SB S, твердого остатка пиролиза, резиновой крошки и адгезионной присадки БП-КСП в оптимальном соотношении повышаются теплостойкость, упруго-эластичные и адгезионно-когезионные свойства, снижаются трещиностойкость, водопоглощение. Сравнительные испытания доказали, что по техническим свойствам получаемые композиции не уступают отечественным серийным герметикам и сравнимы с зарубежными аналогами.
5. Методом оптической микроскопии показано, что с увеличением содержания раствора полимера SB S в битуме до 20% масс., структура композиции переходит в непрерывную сетку полимерного модификатора, пронизывающую битумную матрицу. Методом РФА установлено, что при исходном полиаморфном состоянии, с одной стороны твердый остаток пиролиза и раствор 8В8 взаимодействуют между собой с образованием более упорядоченной и плотной структуры, а с другой происходит появление новых кристаллических соединений, что, в конечном счете, приводит к образованию аморфно-кристаллической структуры композиции. Методом ДТА установлено взаимное влияние твердого остатка пиролиза и раствора 8В8 в композиции, выражающимся в твердофазном взаимодействии.
6. Экспериментально установлено, что разработанная герметизирующая битумполимерная наполненная композиция выдерживает испытание на старение под действием УФ-облучения и солевого раствора и имеет сравнительно высокую термостабильность. Ухудшение свойств материала в начальный период времени связано с процессами дистилляции легких фракций пластификатора. Затем данный процесс существенно замедляется.
7. Разработана технология получения герметизирующих битумполимерных наполненных композиций. Особенностью их приготовления является наличие постов пластификации полимера и подготовки наполнителей Осуществлено внедрение опытной партии разработанной композиции при санации трещин асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги на опытном участке. Визуальные обследования опытного участка через 1 и 3 месяца эксплуатации показали, что загерметизированные трещины находятся в отличном состоянии.
8. Экономический эффект от санации 1 млн.п.м трещин в год при использовании герметизирующей битумполимерной наполненной композиции, с учетом цен на 3 квартал 2005 г. в сравнении с мастикой из смеси битумов, составит 5,06 млн руб./год, а в сравнении с герметиком «Biguma АО» — 6.45 млн руб./год.
Список литературы
- Дорожное хозяйство России. // Цифры и факты., Москва. 2003, 324 с.
- Отчет о НИР «Исследование влияния фактора санации трещин на межремонтные сроки покрытия и оценка технико-экономической эффективности этого мероприятия». КазГАСА, Казань., 2003, 80 с.
- Гохман JI.M. Комплексные органические вяжущие материалы на основе блоксополимеров типа СБС. Уч. Пособие.- М.: ЗАО «ЭКОН-ИНФОРМ», 2004, 510 с.
- Nellensteyn F.L. Bitumen, Asph., Peche, und Verw. Stoff. 1954, № 6, 174 p.
- Furby N. Anal. Chem., 1950, № 7, 876 p.
- Тилюпо Г. А., Черножуков Н. И. Нефтяное хозяйство, 1951, № 6, 35 с.
- Павлова С.Н., Дриацкая З. В., Гофман П. С. Адсорбционный метод определения группового состава битумов. Методы исследования нефтей и нефтепродуктов. Гостоптехиздат, 1955.
- Сергиенко С.Р., Таимова Б. А., Талаева Е. И. Высокомолекулярные неуглеводородные соединения нефти. -М.: Наука, 1979.
- Органические вяжущие для дорожного строительства / Илиополов С. К., Мардиросова И. В., Углова Е. В. и др. Ростов-на Дону.: Изд-во «Юг», 2003, 428 с.
- Печеный Б.Г. Битумы и битумные композиции. М.: Химия, 1990, 256 с.
- Худякова Т.С. Разработка принципов создания морозостойких полимер-битумных композиций. Д.: Химия, 1993, 151 с.
- Гун Р. Б. Нефтяные битумы., М.: Химия, 1973, 432 с.
- Кубасов А.У., Чумаков Ю. Л., Широков С. Д. Строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог: 3-е изд., перераб. и доп. М.:
- Лифшиц Б.А., Гончаров Ю. П. Справочник по ремонту и содержанию дорожных покрытий. 2-е изд., доп. и перераб. — М., Стройиздат, 1979, 170 с.
- Карманный справочник по содержанию и ремонту автодорог. Попов Т.Т.
- Киев., Будивельник. 1977, 146 с.
- Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: BGH 24−88 / Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1989, 198 с.
- ГОСТ 22 245–90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1990, 13 с.
- Блоккер П., Гурн В. Стабильность битумов в теории и практике. — В кн.: V Международного нефтяного конгресса. М.: Химия, 1961, Т.4. -с.278
- Сюняев З.И. Фазовые превращения и их влияние на процессы производства нефтяного углерода. М.: ЦНИИГЭНефтехим, 1977. с.88
- Гохман JI.M., Гурарий Е. М. Исследование влияния соотношения фаза : среда в битумах на их свойства // Совершенствование технологии строительства асфальтобетонных и других черных покрытий. М.: 1981.
- Фрязинов В.В. Исследование влияния углеводородного компонента на свойства битумов: Автореф. дис. канд. техн. наук. Уфа., 1975, 21 с.
- Колбановская A.C., Михайлов В. В. Дорожные битумы // М.: Транспорт. -1973,261 с.
- Колбановская A.C., O.K. Головкина. Химический состав и свойства дорожных битумов. Ж-л «Хим. и технол. топлив и масел», 1962, № 1, с.31
- Розенталь Д.А. Модификация свойств битумов полимерами. Тематический обзор. М., 1988, 49 с.
- Руденская И.М., Руденский A.B. Органические вяжущие для дорожного строительства. -М.: Транспорт, 1984, 229 с.
- Басурманова И.В., Гохман Л. М. Применение модифицированных битумов. Сб.// Информавтодор. 1996
- Гольц М. Об опыте применения битумов, модифицированных полимерами. Ж-л Автомобильные дороги. № 7, 1998, с. 12
- Платонов А.П. Полимерные материалы в дорожном строительстве. М.: Транспорт, 1993,300 с.
- Худякова Т.С. Разработка принципов создания морозостойких полимер-битумных композиций. JL: Химия, 1993, 151 с.
- Гохман JI.M. Применение полимерно-битумных вяжущих в дорожном строительстве. Сб. МАДИ (ТУ) «Применение полимерно-битумных вяжущих на основе блоксополимеров типа СБС». М., 2001, с. 5−60
- Бикерт П., Порт К., Роберте В. Модификация битума высоковязкими полимерами // Строительные материалы. № 12. — 1997, с.22
- Химия и экология композиционных материалов на основе битумных эмульсий и модифицированных битумов: Тез. докл. междунар. научн. конф. -Минск., 1999, 151 с.
- Материалы Международной конференции «Битум в дорожном строительстве», М.: МАДИ (ГТУ), 2005, 112 с.
- Сравнительный экономический анализ традиционных и современных методов содержания автомобильных дорог, освоенных компанией DVI в Самарской области., 2002, 63 с.
- Слепая Б.М. Исследование влияния резинового порошка на свойства дорожного асфальтобетона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук, М., 1972.
- Артемов В.М., Макаренков Л. П. Изучение влияния природы резиновой крошки и температуры смешения на свойства резинобитумных композиций // Производство шин, резино-технических и асбоцементных изделий. 1983., № 7, с. 4−7
- Макаров В.М., Дроздовский В. Ф. Использование амортизированных шин и отходов производства резиновых изделий. Л.: Химия, 1986, 249 с.
- Влияние добавок регенератов резин на свойства битумных композиций / Розенталь Д. А., Кудрявцева H.H., Дворская Т. И. и др.// Сб. тр. ЛТИ им. Ленсовета. Каф. технол. угле- и нефтехим. Произв. ЛТИ. 1974., Вып.1. с. 32−36
- Соловьев Е.М., Захаров Н. Д. Переработка и использование отходов шинной промышленности. // Тематический обзор. М.: Транспорт, 1980, 192 с.
- Галдина Д.В., Гриневич H.A., Соколов Ю. В. Улучшение свойств дорожных битумов добавками полимерных модификаторов. Тезисы докладов. // Межд. НПК «Автомобильные дороги Сибири». Омск: Изд-во СибАДИ. 1998, с. 129
- A.c. 1 289 872 СССР, МКИ С 08 L 95/00. Способ приготовления резинобитумного вяжущего / Орехов H.A., Сергеева Н. М., Жайлович И. Л. и др. // Б.И. 1987. № 6 с.98
- Diani Е., Gargani L. Bitumen modification with rubber // Rubbercon 87. Int. Rubber Conf. Harrogate. 1987 Pap. London. 1987. 36A/1−36A/2
- Битумные материалы (асфальты, смолы, пеки). Под ред. А. Дж. Хойберга. Пер. с англ. М., «Химия», 1974, 248 с.
- Материалы и изделия для строительства дорог. Справочник. Н. В. Горелышев, И. Л. Гурячков, Э. Р. Пинус и др.- Под ред. Н. В. Горелышева. -М.: Транспорт, 1986, 288 с.
- Хрулев В.М. Синтетические клеи и мастики в строительстве./ М.:Высш.шк., 1970.368 с.
- Гордеев E.H., Лопухов К. К. и др. Герметизирующая композиция- Описание, изобретения к патенту РФ 2 026 323 Опубл. 12.05.1992
- A.c. 642 343 СССР, МКИ С 08 L 95/00. Способ получения, битумно-резиновых мастик / Шкатулов Д. Р., Гоголев B.C. // Б.И. 1977.
- A.c. 673 649 СССР, МКИ С 08 L 95/00. Битумная мастика / Пулов K.P., Снегов В.В.//Б.И. 1977.
- Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника / А. П. Васильев, В. И. Баловнев, М. Б. Корсунский и др.: Под ред. А. П. Васильева. -М.: Транспорт, 1989, 287 с.
- Потапов В.А., Кошкаров Е. В., Кондратов В. К. и др. Гидроизоляционная мастика. Описание изобретения к патенту РФ 2 069 224 // Б.И. № 32. Опубл. 20.11.1996
- Кушинский В.А., Ичко A.B. Высокоэффективные западные технологии по гидроизоляции. / Ж-л Автомобильные дороги. № 12, 1995. с.18
- Герметики битумно-полимерные «НовоМаст». Технические условия 5 775 001−18 893 843−99.
- Применение мастики «Ижора» в дорожном строительстве. Ж-л Строительные материалы. № 12, 2000. с. 20
- Липская В.К., Покровская С. В. Влияние полиэтилена низкого давления на свойства строительного и, дорожного битумов. // Ж-л Строительные материалы, 1982, № 12, с.24−25
- Технология получения улучшенных битумов с добавкой атактического полипропилена / Сост. Шмидт Г. Г., Лапин Ю. П., Семенова Н. П., и др. -Кемерово (Информ. листок Кемеров. ЦНТИ- № 471−84), 1984.
- Бонченко Г. М., Вабка Ю. М., Мирошников Ю. П. Разработка метода модификации битумного вяжущего вторичными полимерными материалами //Деп. ВНИИТЭ Химия. М.: 1993, 10 с.
- Платонов А.П. Полимерные материалы в дорожном и аэродромном строительстве. -М.: Транспорт, 1994, 157 с.
- Ушаков В.В. Ремонт и содержание цементо-бетонных покрытий автомобильных дорог. / Ж-л Строительная техника и технологии. № 4. 2002.
- Барабаш Д.Е., Лазунин В. В. Эффективные герметизирующие материалы для аэродромного строительства. // Ж-л Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2003. № 6, с. 16
- Ремонт асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. (Автомоб. дороги и мосты: Обзорн. информ./ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР" — вып.5), М., 2004, 52 с.
- Герметик полимерный «АПГХО» холодного применения и отверждения. Технические условия 5775.002−10 613 873−96.
- Гохман Л.М., Гурарий Е. М., Давыдова А. Р., Давыдова К.И: Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства. Обзорн. информ. № 4., М., Информавтодор, 2002, 112 с.
- Радина Т.Н., Свергунова H.A., Аполинская О. И. Способ получения битумной мастики. Описание изобретения к патенту РФ 2 223 292 // Б. И. Опубл. 10.02.2004.
- A.c. 802 336 СССР, МКИ С 08 L 95/00. Способ получения битумной мастики / Лодников К. С., Углов В. К и др./ Б. И. Опубл. 07.02.81.
- Гохман Л.М. Структура полимерно-битумных композиций на основе ДСТ в зависимости от типа дисперсных структур битумов. Тр. Союздорнии, вып. 80. М., 1975.
- Гохман Л.М. Полимерно-битумное вяжущее в дорожном строительстве. Экспресс-информация ЦБНТИ Минавтодopa РСФСР, вып.2. М., 1971
- Ремонт и содержание автомобильных дорог. / Под ред. Г. В. Бялобежского. М., Транспорт, 1974, 144 с.
- Кучма М.И. Поверхностно-активные вещества в дорожном строительстве. -М.: Транспорт, 1980, 191 с.
- Берлин A.A., Басин В. Е. Основы адгезии полимеров. М.: Химия, 1969, 320 с.
- Соломенцев А.Б., Степанов В. Ф., Болдырев A.B. Производство полимерно-битумных вяжущих с азотсодержащими адгезионными ПАВ. / Ж-л «Наука и техника в дорожной отрасли». № 1 2000, с.16
- Бабаев В.И., Королев И. В. и др. Технические поверхностно-активные вещества из вторичных ресурсов в дорожном строительстве / Под ред. И. В. Королев.-М.: Транспорт, 1991, 144 с.
- Шемонаева Д.С. Улучшение сцепления битума с минеральным материалом. / Ж-л Автомобильные дороги. № 3 1978, с. 19
- Уханов С.Е., Калимуллин Д. Т., Рябов В. Г. и др. Поверхностно-активное вещество амдор-9. / Ж-л «Наука и техника в дорожной отрасли». № 1 — 2000, с.14
- Уханов С.Е., Рябова В. Г., Кузьмин В. И., Аликин М. А. Влияние ПАВ на адгезионные свойства нефтяных дорожных битумов. / Междунар. научн.техн. конф. «Перспект. хим. технол. и матер.», Пермь, (1997): Тез. докл. -Пермь, 1997, с.209
- Руководство по применению поверхностно-активных веществ при устройстве асфальтобетонных покрытий (Взамен ВСН 59−68). Росавтодор. Изд-во «Информавтодор»., М., 2003, 40 с.
- Давыдова А.Р., Колбановская A.C. Влияние поверхностно-активных веществ на термомеханические свойства битума. // Ж-л Автомобильные дороги. № 3 1978, с. 11
- Материалы Международной научно-практической конференции «Строительство-2005». Ростов н/Д: Рост. гос. строит, ун-т, 2005, с. 12−13'
- Убалдуллаев С.А., Хохлов М. В. Применение ПАВ для улучшения свойств дорожного бетона. Д.: ЛИСИ. 1990. с.85−91
- Ребиндер П.А. Поверхностно-активные вещества. М.: Знание, 1961, 46 с.
- Глуховской B.C., Ситникова В. В., Папков В. Н. и др. Битумная композиция и способ ее получения. Описание изобретения к патенту РФ 2 119 513 // Б. И. Опубл. 27.09.1998.
- Баглай А.П., Чернышев В. И. Исследование влияния наполнителей на основные свойства строительных бутилкаучуковых герметиком // Строительство, производство. Киев. 1986, с. 31−36
- Иванов В.В., Башпаненкова В. Н. Изучение влияния различных наполнителей на свойства кровельных мастик. //В сб. «Совершенствование покрытий и кровель промышленных зданий». М: 1990, с. 16−28
- Дорожный асфальтобетон. / Л. Б. Гезенцвей, Н. В. Горелышев, A.M. Богуславский и др. М.: Транспорт, 1985, 350 с.
- Иванов В.В., Башпаненкова В. М. Изучение влияния различных наполнителей на свойства кровельных мастик. // В сб. «Совершенствование покрытий и кровель промыш. зданий"ю М., 1990, с. 16−28
- Улучшение битумов добавками высокополимеров, взаимодействие битума с минеральными материалами, битумные эмульсии. Минтранспртного строительства СССР. Тр.Союздорнии. вып. 50. М., 1971, 164 с.
- Козловская A.A. Полимерные и полимерно-битумные материалы для защиты трубопроводов от коррозии. М.: Изд-во литер, по строит., 1971, 124 с.
- Mattson В., Streberg В., Gilien К. II Novel techniques used to assess the aging of carbon-black-filled materials/1 I Pokym. Degrad. and Stab. 1993. 41, No.2. p. 211 221
- Урьев Н.Б. Физико-химические основы технологии дисперсных систем и материалов. М.: Химия, 1988, 256 с.
- Королев И.В. Пути экономии битума в дорожном строительстве. М.: Транспорт, 1986, 152 с.
- Ядыкина В.В. Влияние активных поверхностных центров кремнеземсодержащих минеральных материальных компонентов на взаимодействие с битумом. // Изв. вузов. Строительство. 2003. № 9, с.75
- Аверко-Антонович JI.A., Кирпичников П. А., Смыслова P.A. Полисульфидные олигомеры и герметики на их основе. Л.: Химия, 1983, 128 с.
- Аверко-Антонович JI.A., Мухутдинов A.A., Мухутдинова Т. З. Исследование взаимодействия технического углерода с полисульфидными олигомерами. // Изв. вузов. 1977. т.20, № 4.
- Куркин А.И. Получение и свойства герметиков на основе модифицированных полисульфидных олигомеров. Дисс. на соискание уч. степени канд. техн. наук. Казань., 2001.
- Применение битумной мастики «Дорсан RS-01» для ремонта дорожных и аэродромных покрытий. / Ж-л Автомобильные дороги. № 5, 2001.
- Мастика деформационная мостовая Брит-Д. Технические условия 5 718 010−5 204 776−02.
- Герметик битумно-полимерный «БИОМ-АГ», марки БП-Г35. Технические условия 5775−120 994 575−2002.
- Композиционные резинобитумные материалы Битрэк. Технические условия 5718−004−5 204 776−01.
- Аэродромная мастика «Прогресс-АГ». Технические условия 5775−211 430 927−00.
- Гадилев Е.О., Петров Г. Ф., Гурский В. А. Битумно-полимерная мастика для транспортного строительства в районах Сибири и Крайнего севера. / Ж-л Строительные материалы. 2003. № 6, с.20
- Щелков Ф.Л., Хазипов Р. З., Горбачев Н. В. и др. Способ получения композиционной мастики. Описание изобретения к патенту РФ 2 218 369 // Б. И. Опубл. 10.12.2003.
- Битумно-полимерный герметик Biguma TL-82/ Техническое свидетельство № ТС 07−0143−99.
- Хрулев В.М. Получение и свойства импегрированных структур в свете теории композиционных материалов.// Сб. «Повышение качества дорожн. и строит, мат-лов». Омск: СибАДИ, 2001. с. 113−115
- ГОСТ 11 508–74* Битумы нефтяные. Методы определения сцепления битума с мрамором и песком. // М.: Изд-во стандартов., 1985. 7с.
- ГОСТ 12 801–98, Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний. // Госстрой России, ГУП ЦПП, 1999. 54 с.
- ГОСТ 30 740–2000. Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия.
- Горшков B.C., Тимошев В.в., Савельев В. Г. Методы физико-химического анализа вяжущих веществ. М.: Высш. Школа, 1981. 334 с.
- Горбачев Н.Г. Отчет по использованию твердого остатка пиролиза в дорожном хозяйстве. ООО «Татнефтедор». Альметьевск., 2003, 4 с.
- Иваньски М. Влияние полимера СБС 1101 СМ извести-пушоки на процесс старения битума. / Ж-л «Наука и техника в дорожной отрасли». № 2, 2004. с.34
- Хохлов М.В. Опыт предприятий группы «Ирмаст» по ремонту трещин в асфальтобетонных покрытиях автомобильных дорог. / Науч. техн. информ. сб./ Информавтодор. М., 2002.- вып.2
- Уэндландт У. Термические методы анализа. Пер. С англ. М.: Мир, 1978.
- Берг Л.Г. Введение в термографию . М.: Наука, 1974, 395 с.
- Eckmann В., Maze M. Les bitumes polimeres ches Europe: le meilleur de chaque monde. / Rev.gen.routes. 2003, № 814, 66−74 p.
- Бахтинов С.A. Модификация дорожных битумов полиэтиленом. / Белгород, 2002: Сборник тезисов и докладов. ч.2. Белгород. Изд-во БелГАСМ. 2002, с. 288
- Броницкий Е.И. Использование растворов блоксополимеров бутадиена и стирола типа СБС для получения полимерно-битумного вяжущего. // Ж-л Автомобильные дороги. № 5 1999. с.29
- Lehdrich J., Brion Y. Polymerbitumen in Frankreich und Deutschland. // Bitumen.-1999.-61. № 4
- Polymermodifizierte bitumen in Deutschland. // Asphalt (BRD). 1999. — 34, № 3
- Новости в дорожном деле: Науч.- техн. информ. сб. / ФГУП «Информавтодор». М, 2004. — вып.2., 64 с.
- Кириллова Э.И., Матвеева E.H. Фотоокислительная деструкция бутадиен-стирольных сополимеров: Доклад на Межд. симп. по методам, оценки и практического примен. стабилизаторов и синергич. Смесей. М.: НИИТЭХИМ, 1973.
- Круглова А.И., Крянина Л. В. О влиянии ультрафиолетовой радиации на эксплуатационные свойства полимерных материалов. // Ж-л Строительные материалы, 1977, № 3.
- Колосов М.А., Розенталь Д. А., Проскуряков В. А. Изменение свойств нефтяных битумов в процессе продолжительного нагревания. // Ж-л. прикл. Химии. Т.44, № 8., с.1906−1908
- Кириллова Э.И., Шульгина Э. С. Старение и стабилизация термопластов. -Л.: Химия, 1988,240 с.
- Рэнби В., Рабак Я. Фотодеструкция, фотоокисление, фотостабилизация полимеров. М.: Мир, 1978, 675 с.
- Старение и стабилизация полимеров. / Под ред: A.C. Кузьминского М.: Химия, 1968, 320 с.
- Эмануэль Н.М., Бучаченко A.JI. Химическая физика старения и стабилизации полимеров. М.: Наука. 1982, 356 с.
- Frentz H.I. Zur Berechung der Lebensdauer elektrischer isolierstoffe, bei konstanten und veranderlichen alterungstemperaturen. // Elektrotechn. Zeitschr. 1957. V. 78. s. 156−161
- Гулимов А.Г. Полимерные герметики холодного отверждения для заполнения швов бетонных покрытий автомобильных дорог. Автореферат дисс. на соискание учен. степ. канд. техн. наук. М., 1974, 15 с.
- Печеный Б.Г. Исследование температурных и структурных усадочных напряжений в битумных покрытиях // Пром. теплотехника. 1982. т.4. № 2
- Прочность и долговечность асфальтобетона. / Под ред. Б. И. Ладыгина и И. К. Яцевича. Минск: Наука и техника., 1972, 276 с.
- Серебренникова Н.Д. Критерии и методы оценки долговечности герметизирующих материалов. // Ж-л Строительные материалы. № 12. 2003, с. 22
- Новые технологии и машины при строительстве, содержании, и ремонте автомобильных дорог. / Под ред. А. Н. Максименко. Мн.: Дизайн ПРО., 2002, 224 с.
- Розенталь Д.А., Дронов C.B., Иванов A.A. Особенности приготовления полимербитумных композиций. / Ж-л Строительные материалы. № 9. 2004.
- Хрулев В.М. Научные представления о полимерных композиционных материалах в рамках учебных программ строительных вузов. // Сб. «Полимеры в строительстве». Казань: КазГАСА, 2004. с. 14−18
- The benefices of polymer modification in bitumen. Shell Chemical Company, USA, 1994.
- De nouveaux results et des propositions concretes. / Brule В., Largeaud S., Maze M./ Rev. gen. routes et aerodr. ~ 1998 № 761, p.36−49
- Recherches concernant le bitumen modifie par addition des polymers. / Duca L., Popovici D., Boboc V. // Bul. Inst. politehn. Lasi. Sec.6. 1997 -43 № 1−2.
- Zenko G. Polymer-modifisiorte strassenbaubitumen in spiegelvon literaturergebnissen: versuch eines resumees: T.2 // Die Asphaltstrasse. 1985, -№ 4. s. 170−176
- Налимов B.B., Чернова H.A. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. M.: Наука, 1965, 240 с.
- Ахназарова С.Л., Кафаров В. В. Методы оптимизации эксперимента в химической технологии. М.: Высш. школа. 1985, 328 с.
- Реклейтис Г., Рейвиндран А., Рэгсдиг К. Оптимизация в технике. / Пер. с англ. В. Я. Алтаева, В. И. Моторина. М.: Мир. 1986, Т.2.
- Смирнов Н. Новая жизнь «выжатых» битумов. / Ж-л «Дороги России XXI века». ГП Информавтодор, № 6 2002.
- Baxter D. Applicators must adjust to differences among modified bitumens. // Prof. Roof. 1997. Vol. 21 No.2. p.52−60
- Колосов M.A., Розенталь Д.A., Проскуряков В.A. Изменение свойств нефтяных битумов в процессе продолжительного нагревания. // Ж-л прикладной химии. 1971. Т.44. Вып. 8.
- Сюняев З.И., Сюняев Р. З., Сафиева Р. З. Нефтяные дисперсные системы. М.: Химия. 1990, 224 с.
- Саутин С.Н. Планирование эксперимента в химии и химической технологии./ Л., «Химия». 1975, 48 с.
- Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ. МДС 81−35.2004.
- Сборник средних сметных цен на основные строительные материалы изделия и конструкции в Республике Татарстан., Казань, РИТЦ. 2005, 438 с.
- Индивидуальная единичная расценка «Заливка трещин в асфальтобетонном покрытии». / РИТЦ. Казань. 4 с.
- Расценка на санацию трещин в асфальтобетонном покрытии. / ОАО Трест Камдорстрой. 2002.
- Бобрышев А.Н., Козомазов В. Н., Авдеев Р. И., Соломатов В. И. Синергетика дисперисионно-наполненных композитов. М.: Центр компьютерных технологий ИКТ МИИТД999. 252 с.
- Соломатов В.И., Бобрышев А. Н., Химмлер К. Г. Полимерные композиционные материалы в строительстве / Под ред. В. И. Соломатова. -М.: Стройиздат, 1988. 312 с.
- Хрулев В.М. Полимерсиликатные композиции в строительстве. / Научный обзор. Уфа: ТАУ. — 2002. 76 с.
- Рыбьев H.A. Строительные материалы на основе вяжущих веществ (искусственные строительные конгломераты): Учеб. Пособие для вузов. -М.: Высш. школа, 1978. 309 с.
- Мурафа A.B., Хакимуллин Ю. Н., Нагуманова Э. И., Мурузина Е. В., Хозин В .Г. Особенности реологии битум-полимерных систем. // Сб. тез. докл.Всерос.Каргинского симп. «Химия и, физика полимеров в начале XXI века». Черноголовка, 2000. с.3−40