Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические закономерности принятия обратной связи: В двух-целевом центре оценки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявленные закономерности влияния особенностей реципиента и содержания сообщения обратной связи, а также данные в отношении них рекомендации могут применяться при работе с участниками Двух-целевых Центров Оценки, а также в других ситуациях делового общения. В их числе и разнообразные взаимодействия по вертикали («руководитель — исполнитель»), и взаимодействия по горизонтали («коллега — коллега… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЦЕНТР ОЦЕНКИ — СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
    • 1. 1. Понятие, происхождение и развитие Центра Оценки
    • 1. 2. Сравнительный анализ современных разновидностей Центра Оценки
    • 1. 3. Анализ эффективности применения технологии Центра Оценки
    • 1. 4. Обратная связь в процедуре Центра Оценки
    • 1. 5. Краткие
  • выводы
  • Глава 2. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 2. 1. Феномен обратной связи в контексте социально-психологической теории
    • 2. 2. Проблема исследования межличностной обратной связи в отечественной и зарубежной социальной психологии
    • 2. 3. Краткие
  • выводы
  • Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТОРА, РЕЦИПИЕНТА И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА ПРИНЯТИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ДВУХ-ЦЕЛЕВОМ ЦЕНТРЕ ОЦЕНКИ
    • 3. 1. Программа исследования принятия обратной связи в процедуре Двух-целевого Центра Оценки
    • 3. 2. Закономерности принятия обратной связи
    • 3. 3. Предоставление эффективной обратной связи как средство повышения эффективности оценки и развития персонала организации
    • 3. 4. Краткие
  • выводы

Социально-психологические закономерности принятия обратной связи: В двух-целевом центре оценки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

За последние десятилетия практические возможности отечественной социальной психологии подверглись серьезному испытанию. Особенно это коснулось тех направлений работ, которые фокусировали свое внимание на области управления и организационного развития.

Кардинальные социально-экономические и политические преобразования, происходящее в стране, обозначили острую необходимость в использовании концептуальных моделей, а также инструментария, разработанных в социальной психологии, для решения сугубо практических задач управления организациями, и, прежде всего, в сфере управления «человеческими ресурсами». Свидетельством этого можно считать заметный рост и укрепление престижа практической социальной психологии в России и за рубежом [10].

Сегодня представляется бесспорным, что именно «человеческий ресурс» организации способен либо многократно повысить ее эффективность, либо поставить под сомнение сам факт ее существования. «Блестящие показатели деятельности сотрудников являются сегодня залогом успеха любой компании», утверждает в своей статье «How Competent Are Your Managers?» Lloyd Field, основатель Performance House [147].

Уникальное профессиональное ядро кадрового потенциала — таково основное конкурентное преимущество любой компании, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках. В последующие годы эта максима, по оценке зарубежных аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие персонал. Наметившиеся на пороге нового тысячелетия стратегические изменения в корпоративном управлении (вызванные глобализацией рынков и структуры промышленности, сдвигами в архитектуре рабочих мест и демографии рабочей силы, ориентацией на высокие доходы собственников, быстрыми и непрерывными организационными и технологическими изменениями) повышают требования ко всей кадровой работе в корпорациях. Интенсивные изменения в сфере человеческих ресурсов (в глобальном, региональном, национальном, демографическом, отраслевом, корпоративном, профессиональном и индивидуальном измерениях), судя по имеющимся тенденциям, приобретут революционный характер [97].

Основным механизмом, способным устранить разрыв между требованиями глобального рынка и потенциалом организации, является развитие профессиональных умений и навыков персонала компании. Успех такой деятельности зависит от того, насколько тщательно будет диагностирован сложившийся разрыв между растущими профессиональными требованиями и существующим уровнем компетентности каждого сотрудника, составлены индивидуальные планы развития, призванные этот разрыв устранить и, наконец, насколько мотивирован будет сотрудник эти планы реализовать.

В данном контексте особую актуальность и значимость приобретает понятие «обратной связи». На наш взгляд, не подлежит сомнению, что обратная связь является тем механизмом, с помощью которого достигается цель всего процесса: предоставить сотруднику четкую информацию о пробелах в его профессиональной квалификации, дать рекомендации по их устранению и мотивировать на выполнение этих рекомендаций.

В социальной психологии обратная связь традиционно рассматривается в структуре межличностного общения. Но если в отношении такой области как межличностное общение проведено значительное число исследований и накоплено большое количество материала, то такая важная и специфичная сфера общения как «обратная связь» долгое время оставалась вне круга интересов психологов. Если же говорить об изучении обратной связи в аспекте ее принятия, то здесь налицо явный дефицит исследований. По утверждению ряда психологов «очень мало исследований, если таковые есть вообще, посвящено замыканию петли обратной связи, т. е. обеспечению ее принятия».

140]. Те немногочисленные исследования, которые проводились в этой области, осуществлялись в лабораторных условиях в русле тренингового направления, что закономерно вызывает вопрос о возможности экстраполяции полученных в них результатов на общение людей в других условиях.

Таким образом, изучение проблематики обратной связи в аспекте ее принятия является одним из перспективных направлений исследований как для самой социальной психологии, так и для социальной практики, которая могла бы использовать актуальные для нее теоретические и методологические I наработки социальной психологии.

Предлагаемый нами контекст изучения проблематики принятия обратной связи основан на применении в организациях технологии Центра Оценки (а именно Двух-целевого Центра Оценки — как одной из разновидностей Центра Оценки). Указанная технология является на сегодняшний день, пожалуй, самым популярным инструментом в мире, используемым организациями с целью развития персонала. Применение Центра Оценки (ЦО) в отличие от других технологий, позволяет организациям решить весь комплекс задач, связанных с развитием персонала. А именно: диагностировать существующий разрыв между уровнем компетентности каждого сотрудника и новыми профессиональными требованиями к его должности, разработать рекомендации по устранению выявленных пробелов и мотивировать сотрудника на их реализацию. Повышение эффективности Центра Оценки — социально значимая практическая задача. Ее решение обеспечивает повышение «качества» персонала, основного ресурса организации и условия ее развития.

Более того, рассмотрение Центра Оценки как модели профессиональной деятельности, позволяет нам полученные на его материале закономерности (принятия обратной связи, в том числе), перенести на большой круг ситуаций делового общения. В их числе и разнообразные взаимодействия по вертикали («руководитель — исполнитель»), и взаимодействия по горизонтали («коллегаколлега»). В каждом из таких взаимодействий явно или неявно (но, безусловно), присутствует и оценочный аспект. Таким образом, применение полученных результатов не ограничивается, в принципе, самими процедурами Центров Оценки и может рассматриваться в более широком контексте.

Особое место в структуре Центра Оценки занимает процедура обратной связи. Обратная связь — это механизм, с помощью которого достигается цель оценки — мотивировать сотрудника использовать полученную информацию для своего дальнейшего развития. Если эта цель останется недостижимой, * реализация всей технологии ЦО (достаточно дорогостоящей) окажется лишь пустой тратой денег организации. Исследование закономерностей принятия обратной связи является необходимой основой повышения эффективности применения Центров Оценки в организации.

К сожалению, несмотря на возрастающую популярность технологии Центра Оценки во всем мире, в том числе и в России, до сих пор отечественной литературы по этому вопросу почти нет. Также отмечается весьма незначительно число серьезных исследований, посвященных данному методу.

Что же касается исследований проблемы принятия обратной связи в Л процедурах Центра Оценки, то, насколько нам известно, такие исследования отечественными социальными психологами не проводились вовсе. Западные социальные психологи проводили несколько исследований, посвященных этой проблематике. Однако, во-первых, вследствие закрытости проведенных исследований мы не имеем доступа к полученным результатам, а, следовательно, не можем использовать их на практике. Во-вторых, согласно опубликованным аннотациям к этим исследованиям, часть из них изучала общую реакцию участников на Центр Оценки, а несколько исследований было посвящено изучению факторов, связанных с принятием обратной связи данной в ходе Центров Развития. При этом, сами авторы подчеркивали, что поскольку технология проведения Центров Развития существенно отличается от технологии проведения других разновидностей Центра Оценки, механический перенос результатов невозможен.

Таким образом, подробное освещение технологии Центра Оценки и, прежде всего, рассмотрение проблематики обратной связи в технологии Центра.

Оценки, выявление закономерностей, обусловливающих ее принятие, представляет несомненный интерес и практическую пользу для менеджмента компаний, специалистов по управлению персоналом и психологов-практиков.

Объект исследования.

Объект исследования задан на двух уровнях.

1. На теоретическом уровне объектом исследования являются российские менеджеры как «Оцениваемые» в процедурах Двух-целевого Центра Оценки.

2. На эмпирическом уровне объектом исследования являются сотрудники крупной российской компании (менеджеры высшего и среднего звена, специалисты с менеджерским потенциалом), участвующие в процедурах Двух-целевого Центра Оценки.

Предмет исследования.

Предметом данного диссертационного исследования является изучение влияния особенностей коммуникатора, реципиента и сообщения на принятие обратной связи в процедуре Двух-целевого Центра Оценки.

Цель исследования.

Выявление социально-психологических закономерностей влияния особенностей коммуникатора, реципиента и сообщения на принятие обратной связи в процедуре Двух-целевого Центра Оценки. При этом в нашем исследовании принятие обратной связи рассматривалось по трем критериям:

1. Признание реципиентом полученной информации как «точной» и «достоверной».

2. Декларация реципиентом своего намерения следовать рекомендациям, данным по результатам оценки.

3. Исполнение реципиентом на практике рекомендаций, данных по результатам оценки.

Задачи исследования.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Представить комплексное описание технологии Центра Оценки в области научного управления. Провести теоретический анализ психологических работ, а также работ в области научного управления, посвященных вопросам разработки и применения технологии Центра Оценки и вопросам организации, планирования и предоставления обратной связи в Центре Оценки.

2. Представить комплексное описание феномена обратной связи в социальной психологии и общественных науках. Провести теоретический анализ психологических работ, посвященных вопросам принятия обратной связи.

3. Разработать диагностическую программу и методику выявления социально-психологических закономерностей влияния особенностей коммуникатора, реципиента и сообщения на принятие обратной связи.

4. Провести эмпирическое исследование по выявлению социально-психологических закономерностей влияния особенностей коммуникатора, реципиента и сообщения на принятие обратной связи.

5. В соответствии с результатами эмпирического исследования сформулировать рекомендации специалистам и менеджерам, использующим технологию Центра Оценки, по повышению эффективности предоставления обратной связи и обеспечению ее принятия.

Основные гипотезы исследования.

Исходя из общей цели исследования были выдвинуты основные гипотезы, которые раскрывались в ряде частных гипотез (при этом на уровне частных гипотез мы не всегда могли указать тип ожидаемого изменения).

1. Первая гипотеза. Статус коммуникатора обратной связи не влияет на принятие реципиентом обратной связи.

Частные гипотезы:

1.1. Реципиент будет с одинаковой вероятностью принимать обратную связь, независимо от того, будет выступать в качестве коммуникатора внешний эксперт или руководитель.

2. Вторая гипотеза. Социально-демографические и социально-психологические характеристики реципиента, а также их комбинации будут влиять на принятие обратной связи.

Частные гипотезы:

2.1. Реципиенты будут отличаться различной степенью принятия обратной связи в зависимости от: а) своего пола б) возраста — более молодые люди будут проявлять большую степень принятия обратной связи, чем люди «в возрасте» в) статуса — люди, занимающие более низкие позиции в организационной иерархии, будут проявлять большую степень принятия обратной связи, чем люди, занимающие более высокие позиции г) образования.

2.2. Реципиенты, относящиеся к различным личностным типам, будут демонстрировать разную степень принятия обратной связи.

2.3. Реципиенты, проявляющие более высокую идентификацию с организацией, стремление к профессиональному развитию, положительное отношение к процедуре ЦО, высоко оценивающие в ходе ЦО квалификацию ведущего и экспертов, будут проявлять большую степень принятия обратной связи.

3. Третья гипотеза. Содержательные характеристики обратной связи будет влиять на принятие реципиентом обратной связи.

Частные гипотезы:

3.1. Реципиенты, получившие высокую оценку, будут проявлять большую степень принятия обратной связи, чем те, кто получил низкую оценку.

3.2. Реципиенты будут проявлять большую степень принятия обратной связи, в случае если она будет совпадать с их ожиданиями.

Теоретико-методологическая база исследования.

Основу работы составили фундаментальные исследования, раскрывающие принципы общения, межличностных и межгрупповых отношений, функционирования коллективов, отечественные и зарубежные исследования организационных и управленческих отношений.

• социально-психологические концепции общения (Г.М. Андреева [5- 6], А. А. Бодалев [13- 14], А. А. Брудный [16], JI.C. Выготский [21], Жуков Ю. М. [31−33], Я. Л. Коломинский [43], А. А. Леонтьев [56−58],.

A.Н. Леонтьев [59- 60], Б. Ф. Ломов [61], В. С Мерлин [65],.

B.Н. Мясищев [14], Л. А. Петровская [73- 74], В. М. Соковнин [91]);

• проблематика межличностной обратной связи (М.Ю. Арутюнян [9], А. А. Бодалев [13−15], Л. И. Криволап [15], Л. А. Петровская [73- 74], О. В. Соловьева [92], В. И. Степанский [93], W.P. Archibald & R.L. Cohen [115], М. Argyle [116], К. Giffin & В. Patton [132], D.R.Ilgen & C.D.Fisher & M.S.Taylor [137], A. Jacobs [140], R.E. Kaplan [142], B. Oberhoff [152], G.M. Rosen [154], P.E. Secord &.

C.W. Backman [156], J.S. Shrauger & A.K.Lund [157], R.E. Ulrich & T.J. Stachnik & N.R. Stainton [163]);

• социально-психологические и психолого-управленческие концепции деятельности руководства (А.И. Китов [38], Ю. Д. Красовский [47- 48], Н. А. Куртиков [53], А. В. Филиппов [101- 102]);

• теория и методология психодиагностики, экспертных оценок (Б.Б. Коссов [46], А. Г. Шмелев [108]);

• теория и методология научного управления (Р. Акофф [2], С. Янг [112]);

• концепция и методология Центра Оценки (И. Баллантайн и Н. Пова [11], В. Н. Князев [39−41], B.C. Маньков [64], С. К. Сергиенко [86−88], О. В. Тарасов [41], К.Е. Atchley & Е.М. Smith & B.J. Hoffman [118], R.

Birri [119], W. Bobrow [120- 121], D.W. Bray & D.L.Grant [122], P. Bycio & K. Alvares & J. Hahn [123], W.C. Byham [124−126], W. Cascio & V. Silbey [127], J.R. Huck [134], P. lies & I. Robertson & U. Rout [136], R.G. Jones & M.D. Whitmore [141], M. Kleinmann [143], J.D. Kudisch & B.J.Hoffman [144], J.O. Mitchell [150], J. Moses [114], C. Obermann [151], D.R. Scholts & S.E. Scholts [153], P.R. Sackett & G.F. Dreher [155], K.S. Teel & H. DuBoise [160], G.C. Thornton [161- 162], S.A. Zedeck [165]).

Методы исследования.

Используемые в работе методы подразделяются на две группы:

1. Теоретические методы: анализ, синтез, проблематизация, критика, схематизация, категоризация.

2. Методы сбора и анализа эмпирических данных: анализ документов, включенное наблюдение, интервью, анкетирование, психологическое тестирование (тестовые методики MBTI и СУ), метод экспертных оценок, метод математической статистики и прогнозирования (CHAID).

Состояние научной разработанности проблемы.

В отечественной социальной психологии проблематика обратной связи как феномена межличностного общения рассматривалась в работах М. Ю. Арутюняна [9], А. А. Бодалева [13−15], Л. И. Криволап [15], Л. А. Петровской [73- 74], О. В. Соловьевой [92]. Однако проблематика принятия обратной связи, особенно в контексте Центров Оценки, не изучалась.

В западной социальной психологии проблематика принятия обратной связи рассматривалась в работах W.P. Archibald & R.L. Cohen [115], М. Argyle [116], К. Giffin & В. Patton [132], A. Jacobs [140], R.E. Kaplan [142], В. Oberhoff [152], G.M. Rosen [154], P.E. Secord & C.W. Backman [156], J.S. Shrauger & A.K. Lund [157], R.E. Ulrich & T.J. Stachnik & N.R. Stainton [163]. При этом необходимо отметить, что все вышеназванные работы проводились в условиях лабораторного эксперимента в русле тренингового направления. Проблематика принятия обратной связи в Центрах Оценки рассматривалась в работах западных социальных психологов Fleenor 1988; lies, Robertson 1989; Rotolo & Kudisch 1996 [136- 144- 162] на уровне изучения общей реакции участников на Центр Оценки и Baisden & Roberson 1993; Burd & Ryan 1993; Kudisch & Ladd 1997; Harris, Paese & Greising 1999 [144] на уровне изучения факторов, связанных с принятием обратной связи данной в ходе Центров Развития. Вместе с тем, сами авторы подчеркивали, что поскольку технология проведения Центров Развития существенно отличается от технологии проведения других разновидностей Центра Оценки, механический перенос результатов невозможен [136- 144- 162].

Таким образом, проблематика принятия обратной связи в контексте Центров Оценки является неизученной областью современной социальной психологии.

Научная новизна исследования.

Впервые в отечественной социальной психологии проведено исследование принятия межличностной обратной связи в контексте групп менеджеров современной организации. Впервые в рамках исследования принятия обратной связи данная характеристика рассматривалась не просто как оценка реципиентом обратной связи (с точки зрения достоверности, значимости и воздействия на эмоциональный уровень реципиента), но, прежде всего, как мотивирующий фактор к последующему развития реципиента (намерение следовать рекомендациям и реальное осуществление рекомендованных действий).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты исследования вносят вклад в изучение социальной психологией проблематики принятия обратной связи. Выявленные и сформулированные в рамках исследования проблемы послужат почвой для дальнейшего экспериментального изучения этого вопроса.

Полученные результаты исследования были использованы в одной из крупнейших российских финансовых компаний (на базе которой проводилось исследование) для формирования кадрового резерва компании, планирования и реализации программ развития персонала. Сформулированные по результатам исследования рекомендации позволили специалистам по управлению персоналом добиться большей эффективности предоставления обратной связи, большей мотивации персонала на развитие.

Материалы диссертационного исследования, используются в курсе «Профессиональная психология», читаемом на кафедре Социология и психология управления Государственного Университета Управления.

Достоверность научных положений и выводов.

Достоверность научных положений и выводов по результатам исследования обеспечивается его теоретико-методологическими основаниями, применением адекватного методического инструментария, использованием корректного статистического аппарата и подтверждается показателями статистической достоверности эмпирических данных.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании Правления и заседании Совета Директоров одной из крупнейших российских финансовых компаний (на базе которой проводилось исследование). Также на заседании Кафедры социологии и психологии управления Государственного Университета Управления (03.11.2005г.).

По материалам диссертации опубликовано 2 научные работы объемом 3 п.л.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Двух-целевой Центр Оценки является наиболее эффективным из существующих методом оценки и развития менеджеров организации. Применяя эту технологию у организации появляется возможность не только выявить потенциал кандидатов для профессионального развития и карьерного роста, эффективно диагностировать их слабые и сильные стороны, но и развить навыки сотрудников по выполнению текущей работы, особенно в том случае, когда в ближайшее время продвижения не предвидится.

2. По результатам Центра Оценки (включающим программы развития) обязательно должна предоставляться обратная связь участнику ЦО (а также его руководителю) с целью ознакомить участника с выявленными пробелами в его квалификации и мотивировать его на реализацию разработанных рекомендаций по устранению пробелов. Поставленная цель достигается только при условии принятия сотрудником обратной связи.

3. При изучении проблематики принятия обратной связи, ее необходимо рассматривать не только на оценочном уровне (признание информации точной и достоверной), но прежде всего на деятельностном уровне (как намерения и исполнения сделанных рекомендаций).

4. Выделяются следующие социально-психологические закономерности принятия обратной связи:

— Статус коммуникатора не оказывает влияния на степень принятия реципиентом обратной связи;

— Сотрудники в молодом и пожилом возрасте склонны принимать обратную связь. Сотрудники среднего возраста составляют основную проблемную группу. Принятие обратной связи людьми этой возрастной категории зависит от целого ряда других характеристик.

— Наличие у сотрудника стремления к профессиональному развитию увеличивает степень принятия обратной связи.

— Позитивное отношение сотрудника к проводимой процедуре оценки увеличивает степень принятия обратной связи.

— Положительная оценка сотрудником уровня квалификации ведущего и экспертов увеличивает степень принятия обратной связи.

— Соответствие результатов, полученных участниками в ЦО, их первоначальным ожиданиям, влияет на признание сотрудником полученной информации как «точной и достоверной», но не влияет на намерение сотрудника следовать полученным рекомендациям.

— Высокие результаты, полученные сотрудником в Двух-целевом ЦО, не оказывают влияния на признание полученной информации как «точной и достоверной», но влияют на намерение сотрудника следовать полученным рекомендациям.

5. Для повышения вероятности принятия обратной связи участником Двух-целевого Центра Оценки необходимо учитывать следующие обстоятельства:

5.1. Обратная связь может предоставляться как ведущим/экспертом ЦО, так и руководителем участника. Кто бы то ни был, он должен быть хорошо знаком со спецификой должности, на которую проводилась оценка, с технологией Центра Оценки (понимать критерии оценки, связь упражнений с критериями, процедуру и принципы выставления оценок), быть в курсе всех деталей прошедшего Центра Оценки и владеть навыком предоставления обратной связи.

5.2. Положительная оценка сотрудниками уровня квалификации ведущего и экспертов, стремление сотрудника к профессиональному развитию, позитивное отношение к процедуре оценки со стороны сотрудников компании, соответствие результатов, полученных участниками в ЦО, их первоначальным ожиданиям, высокие результаты, полученные сотрудниками в Двух-целевом ЦО — влияют на увеличение степени принятия обратной связи.

Структура работы.

Диссертация состоит из введениятрех глав (первая глава — «Центр оценки — современная технология управления персоналом», вторая глава — «Межличностная обратная связь в социальной психологии», третья глава.

Основные результаты работы сводятся к следующему:

1. Двух-целевой Центр Оценки является наиболее эффективным из существующих методом оценки и развития менеджеров организации. Применяя эту технологию, у организации появляется возможность не только выявить потенциал кандидатов для профессионального развития и карьерного роста, эффективно диагностировать их слабые и сильные стороны, но и развить навыки сотрудников по выполнению текущей работы, особенно в том случае, когда в ближайшее время продвижения не предвидится.

Центр Оценки — «магистральный путь» управления персоналом организации. Повышение эффективности Центра Оценки — социально значимая практическая задача. Ее решение обеспечивает повышение «качества» персонала, основного ресурса организации и условия ее развития.

2. Особое место в технологии Двух-целевого Центра Оценки занимает процедура обратной связи. Обратная связь представляет собой тот механизм, с помощью которого достигается цель оценки — мотивировать сотрудника использовать полученную информацию для своего дальнейшего развития. Достижимой эта цель становится только при обеспечении условия «принятия обратной связи». При этом не просто на оценочном уровне (как достоверной информации), а на деятельностном уровне (как намерения и исполнения сделанных рекомендаций). Игнорирование этого условия может привести к тому, что реализация всей технологии Центра Оценки (достаточно дорогостоящей) окажется пустой тратой денег организации.

3. В ходе проведенного эмпирического исследования выдвинутые гипотезы подтвердились частично. В частности, было показано, что.

— статус коммуникатора не оказывает влияния на степень принятия реципиентом обратной связи. С этой точки зрения, распространенное мнение о том, что руководитель участника Центра оценки не должен давать ему обратную связь, было поставлено под сомнение.

— из социально-демографических характеристик реципиента только его возраст оказывает влияние на принятие обратной связи. При этом если молодые и пожилые сотрудники проявляют большую степень принятия обратной связи, то на уровень принятия обратной связи сотрудниками среднего возраста дополнительно влияет их оценка квалификации ведущего и экспертов, проводивших Двух-целевой ЦО.

— стремление к профессиональному развитию и позитивное отношение к процедуре оценки со стороны сотрудников компании, увеличивает степень принятия ими обратной связи. На наш, взгляд для обеспечения этих условий необходимо информировать сотрудников, отобранных для участия в Двух-целевом ЦО относительно планируемой процедуры (что это за технология, ее преимущества перед другими методами, валидность процедуры, цель проведения) и о решениях, которые будут приняты по ее результатам. Компания должна предоставить гарантии того, что необходимые программы развития и продвижения, которые будут сформированы по результатам ДЦО, будут реализованы.

— положительная оценка сотрудниками уровня квалификации ведущего и экспертов, а также соответствие результатов, полученных участниками в ЦО, их первоначальным ожиданиям, повышает вероятность принятия обратной связи. Предоставление участникам ДЦО исчерпывающей информации в отношении образования и опыта ведущего и экспертов ЦО, позволит сформировать у участника положительную оценку уровня квалификации ведущего и экспертов, проводивших Двух-целевой ЦО.

— высокие результаты, полученные сотрудниками в Двух-целевом ЦО, увеличивают степень принятия обратной связи на деятельностном уровне (намерение следовать полученным рекомендациям). В случае если сотрудник получил средние или низкие результаты, вероятности принятия обратной связи увеличивается, если он оценивает полученную информацию как точную и достоверную.

Выявленные закономерности влияния особенностей реципиента и содержания сообщения обратной связи, а также данные в отношении них рекомендации могут применяться при работе с участниками Двух-целевых Центров Оценки, а также в других ситуациях делового общения. В их числе и разнообразные взаимодействия по вертикали («руководитель — исполнитель»), и взаимодействия по горизонтали («коллега — коллега»), В каждом из таких взаимодействий явно или неявно (но, безусловно), присутствует и оценочный аспект. Таким образом, применение полученных результатов не ограничивается, в принципе, самими процедурами Центров Оценки и могут найти применение в широком контексте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психология межгрупповых отношений. — М., 1983.
  2. Р.Л. Планирование в больших экономических системах.—М.: Советское радио, 1972.
  3. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.
  4. .Г. Психология педагогической оценки//Избранные психологические труды. Т.2. М., 1980.
  5. Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  6. Г. М., Агеев B.C. К вопросу о методах изучения межличностного восприятия в группе//Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1984
  7. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978.
  8. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы//Избранные труды. М., 1978.
  9. М.Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком//Психология межличностного познания. М., 1981.
  10. Т.Ю. Управленческие технологии: проблемы организационного развития//ту.ср121 .ru
  11. И., Пова Н. Центры оценки и развития/Перевод с англ. М.: HIPPO, 2003.-201с.
  12. М.М., Жуков Р. Ф., Тимофеевский Г. П. Состояние применения деловых игр в СССР//Деловые игры и имитационное моделирование.-М.: 1985.
  13. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  14. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
  15. А.А., Криволап Л. И. О некоторых особенностях формирования у подростков симпатии к другим лицам//Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тезисы Всесоюзного симпозиума. Л., 1973.
  16. А. А., О проблеме коммуникации//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  17. А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. — М.: ДиаСофт, 2001. 608 с.
  18. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М., 1983
  19. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник.—М., 1999.— 528 с.
  20. В.Н. Тренинг делового общения: (Методические рекомендации).—М.: 1991.—31 с.
  21. Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений. Т.З.—М., 1983.
  22. Н.В. Совещание по организационно-управленческой деятельности//Вопросы психологии.—1982.—№ 1.
  23. Я.С. Некоторые вопросы подготовки и проведения игровых экспериментов//Использование деловых игр в совершенствовании систем управления.—М., 1982.
  24. А.А., Соколов В. Б. Деловые игры метод исследования сложных систем//Активные системы.—М.: 1973.—Вып.1.
  25. Деловые игры и имитационное моделирование: Тез. докл. 16-й семинар ИФАК/ИСАГА.—М., 1985.
  26. B.C. Инновационная игра как метод исследования и развития организации//Нововведения в организациях.—М.: ВНИИСИ, 1983.
  27. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.—JL, 1985.
  28. Емельянов Ю. Н, Кузьмина Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. -JI., 1983.
  29. В.М. Имитационная игра для систем анализа управления экономикой.—М.: Наука, 1988.
  30. В.Н., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры.—М., 1980.
  31. Ю.М. Методические проблемы исследования межличностного восприятия в группе//Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  32. Ю.М. Эффективность делового общения.—М.: Знание, 1988.— 63 с.
  33. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении.—М.: Изд. Моск. ун-та, 1990.— 96 с.
  34. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг.—Л., 1989.
  35. Имитационные игры для обучения и отработки нововведений в управлении.—М., 1977.
  36. ., Седерберг С. Вызов лидеров.—М.: Дело, 1996.
  37. .М. Классификация наук. М., 1985.
  38. А.И. Психология хозяйственного управления.—М.: Профиздат, 1984.—248 с.
  39. В.Н., Сергиенко С. К. Технология психолого-управленческой оценки с использованием метода «Assesment—center'7/Наука управления на пороге XXI: Материалы международной научной конференции. Т.2. Вып.1—М.: ГАУ, 1997.—С.69−76.
  40. В.Н., Сергиенко С. К., Тарасов О. В. Комплекс технология оценки менеджерского потенциала личности//Актуальные проблемы управления — 96. Тезисы докладов международной научно-практической конференции.—М.: ГАУ, 1996— С.92−94.
  41. В.Н., Сергиенко С. К., Тарасов О. В. Проблемно-аналитическая деловая игра как форма организации деятельности руководителя//Человек, предприятие, рынок: Тематический сборник научных трудов. Вып.1.—М.: ГАУ, 1993—С.84−94.
  42. М.А., Петровская JI.A. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии//Вопросы психологии.—1982.—№ 2.
  43. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (Общие и возрастные особенности). Минск, 1976.
  44. С.В. Психолого-педагогические проблемы общения: Учебное пособие. Гродно, 1982.
  45. В.Ф. Управленческие имитационные игры.—Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1989.—272 с.
  46. .Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики./ЛТсихологический журнал.—1985.—Т.6.—№ 1.
  47. Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей).—М.: Экономика, 1989.—175 с.
  48. Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. Пособие для вузов.—М.: ЮНИТИ, 1999.—472 с.
  49. М.М. Образность деловых игр//Использование деловых игр в совершенствовании систем управления.—М., 1982.
  50. М.М., Крюкова Л. И. Принципы отражения экономической действительности в деловых играх.—М.: Наука, 1988.
  51. Л.И. Место деловых игр в процессе совершенствования систем управления.—М., 1982.52.
Заполнить форму текущей работой