Характеристики структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы
Результат комплектования групп «А» и «Б» осуществлялся следующим образом. В группу расточительных (группа «А») вошли испытуемые, которые по преимуществу ответов укладывались в рамки от 15 до 8. Чем больше испытуемый получал баллов, тем в большей степени он расценивался как расточительный. Крайняя (нижняя) величина равнялась 8. Те же самые значения характеризовали бережливых студентов (группа… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Место и роль интегральной индивидуальности в педагогической психологии
- 1. 1. Теория вопроса
- 1. 2. Основные направления исследования интегральной индивидуальности
- 1. 3. Интегральная индивидуальность студента и детерминанты ее развития
- Глава 2. Организация и методики исследования
- 2. 1. Общая организация исследования
- 2. 2. Методики диагностики бережливости и расточительности студентов
- 2. 3. Методики диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
- 2. 3. 1. Диагностика нейродинамического уровня интегральной индивидуальности
- 2. 3. 2. Диагностика психодинамического уровня интегральной индивидуальности
- 2. 3. 3. Диагностика уровня вторичных свойств индивида
- 2. 3. 4. Диагностика личностного уровня интегральв ной индивидуальности
- 2. 3. 5. Диагностика социально-психологического уровня интегральной индивидуальности
- I. 2.4. Общий перечень показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
- Глава 3. Результаты исследования и их анализ
- 3. 1. Данные комплектования групп «А» и «Б»
- 3. 2. Межгрупповой диагностический анализ структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы по отдельным свойствам
- 3. 3. Межгрупповой статистический анализ структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы по отдельным свойствам
- 3. 4. Межгрупповой дискриминантный анализ структур интегральной индивидуальности студентов с высоким и низким уровнями развития учебных групп
- 3. 4. 1. Дискриминантный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих групп по отдельным уровням
- 3. 4. 2. Дискриминантный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих групп по высшим и низшим уровням в отдельности
- 3. 4. 3. Дискриминантный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих групп по общему показателю уровней
- 3. 5. Внутригрупповой корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих учебных групп
- 3. 5. 1. Внутриуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих учебных групп
- 3. 5. 2. Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих учебных групп
- 3. 6. Внутригрупповой факторный анализ структур интегральной индивидуальности студентов бережливых и расточительных учебных групп
- 3. 6. 1. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности студентов расточительной учебной группы
- 3. 6. 2. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности студентов бережливой учебной группы
Характеристики структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современная педагогическая психология тяготеет к целостному или интегральному познанию возрастных психологических характеристик. Интеграционные процессы дают возможность понять, почему возрастная индивидуальность, будучи целостным образованием, сохраняет функциональную инвариантность в непрерывно меняющемся внешнем мире и успешно адаптируется к нему. Именно это положение стало определяющим в выборе темы исследования в русле интегративной психологии развития (В.В. Белоус, 1998). Интегративная психология развития относится к числу актуальных и перспективных научных дисциплин, имеющих первостепенное теоретическое и практическое значение в решении фундаментальных проблем в науках о человеке. К сожалению, до сих пор возрастной портрет студента конструируется на простом объединении отдельных его составляющих в целое, минуя взаимосвязь свойств. Интегральная индивидуальность студента представляет в таком случае конгломерат частей, перечислением которых завершается психологическая характеристика возраста. В работе восполняется этот пробел путем исследования особенностей проявления структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы. Мы рассматриваем бережливость и расточительность как свойства, отражающие разновекторные отношения к объективной действительности. В диссертационном труде прослеживается и обосновывается этот тезис на примере взаимосвязи нейродинамического, психодинамического, вторичных свойств индивида, личностного и социально-психологического уровней у расточительных и бережливых субъектов деятельности с позиции принципов математизированной теории систем.
Отправными методологическими и теоретическими предпосылками диссертационного труда послужили основные принципы, сформулированные В. С. Мерлиным в области теории интегральной индивидуальности, а также принципы диалектического единства психики и деятельности в трактовке научной школы Рубинштейна — Брушлинского и ориентация на формирование у студентов общечеловеческих ценностей, гуманизма и толерантного сознания (Г.А. Берулава, АЛ. Журавлев, И. Б. Котова, А. В. Петровский, З.И. Ряби-кина, Д. И. Фельдштейн и др.).
Цель исследования: изучение и анализ особенностей проявления структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы.
Объект исследования: интегральная индивидуальность расточительных и бережливых студентов технологического университета г. Пятигорска.
Предметом исследования явились структуры интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы.
В качестве рабочей гипотезы выдвигается следующее положение: взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов варьирует в зависимости от свойств субъекта деятельности, т. е. от их расточительности и бережливости.
В исследовании ставятся следующие задачи:
— раскрыть состояние учения об интегральной индивидуальности в педагогической психологиирассмотреть подходы к пониманию механизмов интеграции наук о человеке и выяснить роль свойств субъекта в становлении структур интегральной индивидуальности студента;
— выделить две учебные группы университета, различающиеся по свойствам субъекта деятельности;
— отобрать методики по диагностике пяти уровней (нейродинамическо-го, психодинамического, уровня вторичных свойств индивида, личностного и социально-психологического) интегральной индивидуальности и реализовать исследовательскую программу;
— осуществить математическую и статистическую обработку полученных данных;
— описать структуры интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов учебных групп средствами поэлементного и системного анализов;
— сравнить структуры интегральной индивидуальности студентов расточительных и бережливых учебных групп и выявить в них особенное.
На защиту выносятся следующие положения:
— поэлементная и системная (целостная) характеристики струк-^ур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов учебных групп не совпадают;
— поэлементный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих учебных групп приводит к маскировке индивидуального общим, разобщенности свойств и противоречивой диагностикесистемный подход — к полному раскрытию индивидуальности, упорядоченности и организованности свойств, объективной и однозначной диагностике;
— поуровневая плотность интегральной индивидуальности студентов расточительной учебной группы значительно выше на низших уровнях, а поуровневая плотность интегральной индивидуальности студентов бережливой учебной группы — на высших уровнях. Первые характеризуются одно-многозначными, вторые — однозначными и одно-многозначными зависимостями. Межуровневый аспект структуры интегральной индивидуальности расточительной учебной группы чаще характеризуется гибкими многомногозначными зависимостями, бережливой учебной группы — реже многомногозначными зависимостями;
— в структуре интегральной индивидуальности студентов бережливой учебной группы доминируют социальные уровни, расточительной — биологические и психофизиологические уровниорганизатором социального уровня выступают личностные образования, природного — темперамент человека. В бережливой учебной группе наблюдается некоторый перевес ортогональных зависимостей над облическими, а в расточительной учебной группе, наоборот, облических зависимостей над ортогональными;
— структуры интегральной индивидуальности студентов, взаимодействуя с полярными свойствами субъекта, изменяют характер разноуровневых связей и сохраняют при этом инвариантность и целесообразность приспособления.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в изучении особенностей структур интегральной индивидуальности студентов расточительной и бережливой учебных групп средствами поэлементного и системного анализовв раскрытии активности интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов вузав обосновании дифференцированного управления развитием интегральной индивидуальности студентов расточительных и бережливых учебных группв важности и значимости решения проблемы «Интегральная индивидуальность — свойства субъекта деятельности».
Теоретическая значимость диссертационного труда состоит в раскрытии недостаточности редукционистской трактовки целостной индивидуальностив установлении различных типов детерминации поуровневых и межу-ровневых связей свойств в структурах интегральной индивидуальности студентов расточительной и бережливой учебных группв определении организаторов факторных структур интегральной индивидуальности студентов обеих учебных группв выяснении роли высших и низших уровней в согласовании разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов расточительной и бережливой учебных группв расширении представления о развитии теории интегральной индивидуальности студентов в зависимости от свойств субъекта и в правомерности постановки и разработки проблем ин-тегративной психологии развития.
Практическая значимость исследования.
Программа диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности имеет существенное значение в психодиагностике, психокоррекции, в работе психологической службы высшего образования, в психологическом консультировании, а также при проведении судебно-психологических экспертиз, в подборе и расстановке кадров. Для образовательных систем предлагаются рекомендации по управлению развитмем интегральной индивидуальности студентов в зависимости от свойств субъекта деятельности.
Достоверность исследования обеспечивалась достаточным объемом выборки испытуемых, применением математической статистики и вычислительной техники. Статистическая обработка фактического материала осуществлялась путем применения t-критерия Стьюдента, дискриминантного, корреляционного и факторного анализов.
Апробация и внедрение работы.
Результаты исследования докладывались на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» /Пятигорск, 2004/- на «Университетских чтениях-2005» /Пятигорск, 2005/- на психолого-педагогических чтениях ЮО РАО «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» /Волгоград, 2005/- издавались в виде отдельных глав в монографии В. В. Белоуса и И. В. Боязитовой «Проблемы психологии полиморфной индивидуальности» /Главы 1−2, Пятигорск, 2004/- обсуждались на заседании кафедры психологии Пятигорского государственного лингвистического университета /2003;2005/.
Структура работы.
Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы, таблиц и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель, рабочая гипотеза и задачи исследования, отмечается теоретическая и практическая значимость проведенного эксперимента.
В первой главе раскрываются методологические и теоретические предпосылки, имеющие отношение к постановке проблемы исследования.
Вторая глава освещает организацию и методики исследования.
В третьей главе анализируются полученные в ходе эксперимента ре зультаты, делаются выводы.
В заключении подводятся общие итоги исследования и выдаются прак тические рекомендации.
Список литературы
состоит из 151 источников.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ.
3.1. Данные комплектования групп «А» и «Б».
Результат комплектования групп «А» и «Б» осуществлялся следующим образом. В группу расточительных (группа «А») вошли испытуемые, которые по преимуществу ответов укладывались в рамки от 15 до 8. Чем больше испытуемый получал баллов, тем в большей степени он расценивался как расточительный. Крайняя (нижняя) величина равнялась 8. Те же самые значения характеризовали бережливых студентов (группа «Б»), но только с противоположным знаком. Например, если на вопрос 1 респондент отвечал «Да», то это служило основанием для отнесения его в группу «расточительных». Наоборот, если на этот же вопрос испытуемый отвечал «Нет», то он рассматривался как принадлежащий к группе «бережливых». Таковых в группе «расточительных» оказалось 46 человек, а в группе «бережливых» — 43. Полученные данные отражены в табл. 1 и 2.
Из табл. 1 и 2 видно, что распределение ответов «Да» и «Нет» испытуемых, образующих группу расточительных студентов, колеблется от 13 до 8 (напр., исп. 4), а распределение ответов «Да» и «Нет» испытуемых, образующих группу бережливых, колеблется от 14 до 7 (напр., исп. 7). Зафиксированный материал ответов свидетельствует о том, что мы действительно имеем два относительно независимых пространства, обозначенных нами группой «А» и группой «Б», т. е. расточительных и бережливых студентов вуза.
Заключение
.
Развитие интегральной индивидуальности характеризуется двумя типами детерминации: однозначной и много-многозначной. Оба типа детерминации обнаруживаются в деятельности, в которой интегральная индивидуальность не только проявляется, но и в ней формируется. Это соответствует принципу единства психики и деятельности, разработанному Рубинштейном и включающему в себя оба момента. В нашем исследовании реализована первая ступень принципа единства психики и деятельности в трактовке научной школы Рубинштейна-Брушлинского, раскрывающая особенности проявления структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы. Полученный фактический материал, его обработка и анализ позволяют сделать следующие общие выводы:
1. Выделены две группы субъектов деятельности с полярным отношением к деньгам как ценности: расточительных и бережливых. Каждой из них характерен оригинальный и неповторимый психический склад свойств.
2. Межгрупповой поэлементный анализ по критерию совпадающего/несовпадающего диагноза показал, что структуры интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы различаются. Количество совпадающих диагнозов у студентов обеих групп по отдельным показателям разноуровневых свойств интегральной индивидуальности составляет 33,3%, несовпадающих — 66,7%.
3. Межгрупповой статистический анализ структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов зафиксировал шесть статистически значимых различий на уровне вторичных свойств индивида, личностном и социально-психологическом уровнях. Это составляет 20,7%. В остальных случаях наблюдается высокая общность в структурах интегральной индивидуальности у студентов обеих групп по отдельным свойствам — 79,3%. Общее маскирует индивидуальное в структурах интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы. Это говорит о том, что ее характеристика по t-критерию Стью-дента является противоречивой.
4. Межгрупповой дискриминантный анализ позволяет констатировать статистически обоснованное наличие двух непересекающихся структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы. По уровням интегральной индивидуальности в целом отчетливо прослеживается оптимальная согласованность свойств в группе «бережливых» по сравнению с группой «расточительных». Этим самым преодолевается ограниченность поэлементного познания структур интегральной индивидуальности студентов вуза.
5. Внутригрупповой (поуровневый) корреляционный анализ интегральной индивидуальности студентов выявил, что в ее структуре у представителей расточительной учебной группы превалируют низшие (60,3%) уровни над высшими (30,0%). И, наоборот, в структуре интегральной индивидуальности студентов бережливой группы доминируют высшие (48,3%) уровни над низшими (32,9%). Первые характеризуются одно-многозначными, вторые — не только одно-многозначными, но и однозначными зависимостями.
6. Внутригрупповая (межуровневая) структура интегральной индивидуальности расточительных студентов более уплотнена и упорядочена (35,7%), чем межуровневая структура интегральной индивидуальности бережливых студентов (18,3%). Группа «расточительных» студентов чаще характеризуется много-многозначными зависимостями, а группа «бережливых» — реже много-многозначными зависимостями.
7. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов определил, что организатором структуры интегральной индивидуальности бережливых студентов являются социальные уровни, расточительных — биологические уровни. В бережливой учебной группе наблюдается некоторый перевес ортогональных зависимостей в сравнении со структурой интегральной индивидуальности студентов расточительной учебной группы. В расточительной учебной группе, наоборот, некоторый перевес облических зависимостей в сравнении с бережливой учебной группой.
На основании вышеизложенных выводов можно сделать ряд практических рекомендаций для психологов и преподавателей-кураторов высших учебных заведений.
Используемый в диссертационной работе банк психологических методик позволяет диагностировать составляющие интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы, что имеет большое значение для разработки адекватных путей их развития, для обучения и воспитания студенческой молодежи.
Труд кураторов по формированию коллектива особенно важен в учебных группах первого курса обучения, так как служит психологической базой для развития интегральной индивидуальности студентов на данном и последующих этапах обучения. Установление индивидуальных особенностей студентов обеих учебных групп требует дифференцированного подхода к субъектам образовательной деятельности.
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., 1978.
- Аль Акур Сами Мухамед. Особенности структур интегральной индивидуальности у экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1999.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1984.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
- Анцыферова Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 3 15.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: МГУ, 1986.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1996.
- Бажин Е.Ф., Голынкина С. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля. // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 3. С. 159−162.
- Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: ИПРАН, 1998.
- Барабанщиков В.А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф. Ломова. // Психологический журнал. 1997. т. 18. № 1. С. 3 9.
- Белоус В.В., Боязитова И. В. Интегральная индивидуальность: взаимодействие объективных и субъективных детерминант ее развития. // Психологический журнал. 2004. № 6.
- Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2002.
- Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы. // Психологический журнал. 1996. т. 17. № 1. С. 44−51.
- Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке. // Психологический журнал. 1998. т. 19. № 1. С. 47- 53.
- Белоус В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности. // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 100- 109.
- Белоус В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития. // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 10 19.
- Белоус В.В. Принцип многомерности как фактор развития теории интегральной индивидуальности. // Психологический журнал. 1999. т. 20. № 6. С. 97−103.
- Белоус В.В. Темперамент как инвариант. Пятигорск, 1997.
- Белоус В.В., Боязитова И. В. Место и роль темперамента в структуре интегральной индивидуальности. // Психологический журнал. 1989. 4. С.87−93.
- Белоус В.В., Боязитова И. В. Проблемы психологии полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2005.
- Белоус В.В., Дрокина И. Н. Своеобразие структур интегральной индивидуальности у старшеклассников в зависимости от сплоченности учебных групп. // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 128 137.
- Белоус В.В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1995.
- Белоус В.В., Щебетенко А.И.Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996.
- Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем. // системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1973.
- Берталанфи фон Л. Общая теория систем критический обзор. // исследование по общей теории систем. М.: Прогресс. 1969. С. 23 — 82.
- Богословский В.В., Ковалев А. Г., Степанова А. А. Общая психология. М., 1981.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал. 1991. т. 12. № 6. С. 3 11.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. С.-Петербург: Изд-во «Алетейя», 2003.
- Былим Г. П. Развитие интегральной индивидуальности у лиц с де-задаптивным поведением средствами формирующих психолого-педагогических технологий. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
- Василенко Л.Д. О взаимодействии ортогональных симптомоком-плексов при характеристике типа темперамента. //Проблемы экспериментальной психологии личности. / Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1970.
- Введение в психологию. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1996.
- Воронова Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах B.C. Мерлина (историко-психологическое исследование). Автореф. канд. диг. Пермь, 1994.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. т.З.М., 1983.
- Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000.
- Годфруа Ж. Что такое психология?/ В 2-х томах. Т. 1−2. М., 1992.
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест.1997.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
- Голубева Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям. // Психологический журнал. 1995. т. 16. № 1. С. 64 74.
- Гришин В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1993. С. 12−16.
- Довыдова Т.Б. Экспериментально-психологические исследования коллективизма и сплоченности групп. В сб.: Проблемы высшей школы. Киев, 1974.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
- Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993.
- Дружинин Д.Л., Ванярхо В. Г. Синергетика и методология системных исследований. // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1989. С. 283−303.
- Дрокина И.Н. Особенности структур интегральной индивидуальности школьников младшего юношеского возраста в зависимости от сплоченности учебных групп по ценностным ориентациям. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
- Егорова М.С., Матюрина Т. М. Онтогенетика индивидуатьности человека. // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 9 16.
- Ерошенко А.А. Изменение взаимосвязи индивидуальных свойств учителей ПТУ в зависимости от овладения мастерством. // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 49−57.
- Ивашнева JI.A. Характеристика структур интегральной индивидуальности педагогов в зависимости от этапов их профессиональной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1998.
- Интегральная индивидуальность: структура и функция./ Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск. 1994.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2000.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность. // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 5 15.
- Клемешов С.А. Развитие интегральной индивидуальности школьников 14−15 лет в условиях специально организованного обучения. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
- Коломиец В.П. Становление индивидуальности: социальный аспект. М.: МГУ, 1993.
- Колчина Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации. В кн.: Темперамент. Пермь, 1976. С. 45−65.
- Кондратьева С.В. Педагогическая и возрастная психология. Гродно, 1996.
- Копань Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха. Автореф., канд. дис. Ростов-на-Дону, 1996.
- Копеина Н.С., Птицына О. Н. Некоторые психологические особенности якутских студентов. // Системное исследование индивидуальности. / Перм. гос. пед. ин т. Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1991.
- Коротаев А.А., Тамбовцева Т. С. Проблема индивидуального стиля педагогического общения и его операциональная характеристика. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь. 1984. С. 95 102.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 58 68.
- Костиникова О.А. Влияние пола и типа темперамента на продуктивность совместной познавательной деятельности старших дошкольников. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1996.
- Кремянский В.И. Очерк теории интегральных уровней. // Проблемы методологии системного исследования. / Ред. И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М., 1970. С. З 85 — 410.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. N1., 1981.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. С. 322 — 329.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 2. С.31−45.
- Люкин В.В. Психологическое содержание, происхождение и эффективность индивидуального стиля руководства. Автореф. канд. дис. Л., 1981.
- Магомед Эминов М. Ш. Общая психодиагностика. М., 1987.
- Макарова К.В. Своеобразие структур интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1992.
- Манова Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. / Под ред. Е. А. Климова. Москва — Воронеж, 1996.
- Митькин А.А. На пути к системной психологии развития. // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 23. С. 3 12.
- Михитарьянц Е.Я. Влияние разноуровневых основ интегральной индивидуальности на продуктивность совместной речемыслительчой деятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1993.
- Мищенко Л.В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1993.
- Мищенко Л.В. Тип темперамента и особенности соотношения самооценки и оценки личности у студентов различной ступени обучения. //
- Развитие личности в образовательных системах Южно российского региона. / Под ред. А. А. Грекова и И. Б. Котовой. — Ростов-на-Дону, 1996. С. 83−84.
- Найманов А.Т. Экспериментальное исследование проблем распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону. 1991.
- Немов Р.С. Психология. В 2-х книгах. Кн. 1. М., 1994.
- Немов Р.С. Общие основы психологии. Книга 1. М.: «Просвещение» — «В л адос», 1994.
- Немов Р.С. Психология образования. Книга 2. М.: «Просвещение» -«Владос», 1994.
- Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. Книга 3. М.: «Просвещение» — «Владос», 1995.
- Немов Р.С. Психологическая теория коллектива и проблемы групповой эффективности. / Вопросы психологии, 1978. .№ 5.
- Никитюк Б.А. Очерки теории интегративной антропологии. Москва-Майкоп, 1995.
- Никулина С.А. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников в процессе специально организованного обучения. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
- Обозов Н.Н. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом. // Человек и общество. J1., 1973. Вып.13.
- Осипова А.А. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств индивидуальности в раннем юношеском возрасте. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону. 1991.
- Орлинкова Н.В. Психологическая характеристика совместной деятельности в зависимости от отдельных свойств и нелинейных структур темперамента. // Человек как интегральная система. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.
- Павличенко Ю.В. Возрастная структура интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп в многонациональном вузе. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1995.
- Павличенко Ю.В. Возрастная структура интегральной индивидуальности у студентов различных этнических групп в многонациональном вузе: Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1995.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 1988.
- Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов — на Дону, 1996.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М, 1982.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: «Просвещение», 1978.
- Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Уччбное пособие. / Редактор составитель Д. Я. Райгородский. — Самара, 2000. С. 22 -29- 470−475.
- Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
- Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании: коллективная монография. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: коллективная монография. / Под ред. А. В. Брушлинсксго. М.: ИГ1РАН, 1997.1.l
- Психологическая теория коллектива. Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
- Психология в XXI веке. Под ред. В. Н. Дружинина. ИПРА11, 2003.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
- Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С. Петербург: Питер. 1999.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Русалов В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека. // интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты./ Перм. гос. пед. ин-т. пермь, 1988. С. 3. -10.
- Русалов В.М. Опросник формально динамических свойств индивидуальности. Методическое пособие. М., 1997.
- Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований. // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 5. С. 3 17.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
- Семенова Ф.О. Особенности структур интегральной индивидуальности школьников различных этнических групп при переходе от старшего подросткового до младшего юношеского возраста. Рукопись канд. дис. Пятигорск, 2001.
- Серков А.К. Зависимость индивидуального стиля и успешности усвоения иностранного языка студентами неязыкового вуза от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Автореф. канд. дис. Ростов -на-Дону, 1992.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
- Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1997.
- Современная психология. Справочное руководство. / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра М., 1999.
- Тамбовцева Т.С. Зависимость согласованности между различными уровнями интегральной индивидуальности от усвоения индивидуального стиля общественной работы. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1981. С. 41- 57.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика.1985.
- Урусов А.А. Проявление разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в продуктивной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь. 2001.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб: Прайм Еврознак, 2001.
- Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 107−117.
- Фенько А.Б. Психологический анализ отношения москвичей к деньгам. // Психологический журнал. 2004. № 3. С. 34 42.
- Фролов И.Т., Гуревич П. С. Человековедение. // Человек. 1994. .№ 1. С. 5−10.
- Хьел П., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
- Человек как интегральная система. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.
- Человек в структуре интегральной индивидуальности. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1993.
- Шепель В.М. Пособие по психологии для мастеров и бригадиров. М.: «Экономика», 1978.
- Шпалинский В.В. Экспериментально-психологическое исследование групповой сплоченности. Автореф. канд. дис. М., 1973.
- Шидакова Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения. Автореф. канд. дис. Ростов -на-Дону, 1991.
- Щебетенко А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности. Автореф. канд. дис. Пермь. 1984.
- Шебетенко А.И. Развитие межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов. Автореф. докт. дис. Ставрополь, 2001.
- Щебетенко А.И. Функционально генетический подход к исследованию интегральной индивидуальности. / Психология интегральной индивидуальности. Коллективная монография. — Пятигорск, 1995. С. 26 -47.
- Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы. // Психологический журнал. 1995. Т.6. № 2. С. 103−113.
- Энгельгардт В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни. // Вопросы философии. 1970. № 11.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности: методологические проблемы современной науки. М., 1978.
- Юрьев Г. П. Сравнительное исследование интегральной индивидуальности у корабельных специалистов при обучении в экстремальной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1997.
- Яновская Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности. Автореф. канд. дис. М., 1973.
- Barret, P. A cross cultural study of personality. Russia and England.1991.
- Cattell R.B. Handbook of Multivariable Experimental Psyhology. Chicago, 1966.
- Cusumano, J., Robinson, Sh., Morooka, F. Psyhical self — effcacy levels in Japanese and American University Students // Persept and Mot. Shills. 1988.
- Eysenck H.J. The Structure of 1 luman Personality. London, 1971.