Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Характеристики структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результат комплектования групп «А» и «Б» осуществлялся следующим образом. В группу расточительных (группа «А») вошли испытуемые, которые по преимуществу ответов укладывались в рамки от 15 до 8. Чем больше испытуемый получал баллов, тем в большей степени он расценивался как расточительный. Крайняя (нижняя) величина равнялась 8. Те же самые значения характеризовали бережливых студентов (группа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Место и роль интегральной индивидуальности в педагогической психологии
    • 1. 1. Теория вопроса
    • 1. 2. Основные направления исследования интегральной индивидуальности
    • 1. 3. Интегральная индивидуальность студента и детерминанты ее развития
  • Глава 2. Организация и методики исследования
    • 2. 1. Общая организация исследования
    • 2. 2. Методики диагностики бережливости и расточительности студентов
    • 2. 3. Методики диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
      • 2. 3. 1. Диагностика нейродинамического уровня интегральной индивидуальности
      • 2. 3. 2. Диагностика психодинамического уровня интегральной индивидуальности
      • 2. 3. 3. Диагностика уровня вторичных свойств индивида
      • 2. 3. 4. Диагностика личностного уровня интегральв ной индивидуальности
      • 2. 3. 5. Диагностика социально-психологического уровня интегральной индивидуальности
    • I. 2.4. Общий перечень показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
  • Глава 3. Результаты исследования и их анализ
    • 3. 1. Данные комплектования групп «А» и «Б»
    • 3. 2. Межгрупповой диагностический анализ структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы по отдельным свойствам
    • 3. 3. Межгрупповой статистический анализ структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы по отдельным свойствам
    • 3. 4. Межгрупповой дискриминантный анализ структур интегральной индивидуальности студентов с высоким и низким уровнями развития учебных групп
      • 3. 4. 1. Дискриминантный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих групп по отдельным уровням
      • 3. 4. 2. Дискриминантный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих групп по высшим и низшим уровням в отдельности
      • 3. 4. 3. Дискриминантный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих групп по общему показателю уровней
    • 3. 5. Внутригрупповой корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих учебных групп
      • 3. 5. 1. Внутриуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих учебных групп
      • 3. 5. 2. Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих учебных групп
    • 3. 6. Внутригрупповой факторный анализ структур интегральной индивидуальности студентов бережливых и расточительных учебных групп
      • 3. 6. 1. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности студентов расточительной учебной группы
      • 3. 6. 2. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности студентов бережливой учебной группы

Характеристики структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная педагогическая психология тяготеет к целостному или интегральному познанию возрастных психологических характеристик. Интеграционные процессы дают возможность понять, почему возрастная индивидуальность, будучи целостным образованием, сохраняет функциональную инвариантность в непрерывно меняющемся внешнем мире и успешно адаптируется к нему. Именно это положение стало определяющим в выборе темы исследования в русле интегративной психологии развития (В.В. Белоус, 1998). Интегративная психология развития относится к числу актуальных и перспективных научных дисциплин, имеющих первостепенное теоретическое и практическое значение в решении фундаментальных проблем в науках о человеке. К сожалению, до сих пор возрастной портрет студента конструируется на простом объединении отдельных его составляющих в целое, минуя взаимосвязь свойств. Интегральная индивидуальность студента представляет в таком случае конгломерат частей, перечислением которых завершается психологическая характеристика возраста. В работе восполняется этот пробел путем исследования особенностей проявления структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы. Мы рассматриваем бережливость и расточительность как свойства, отражающие разновекторные отношения к объективной действительности. В диссертационном труде прослеживается и обосновывается этот тезис на примере взаимосвязи нейродинамического, психодинамического, вторичных свойств индивида, личностного и социально-психологического уровней у расточительных и бережливых субъектов деятельности с позиции принципов математизированной теории систем.

Отправными методологическими и теоретическими предпосылками диссертационного труда послужили основные принципы, сформулированные В. С. Мерлиным в области теории интегральной индивидуальности, а также принципы диалектического единства психики и деятельности в трактовке научной школы Рубинштейна — Брушлинского и ориентация на формирование у студентов общечеловеческих ценностей, гуманизма и толерантного сознания (Г.А. Берулава, АЛ. Журавлев, И. Б. Котова, А. В. Петровский, З.И. Ряби-кина, Д. И. Фельдштейн и др.).

Цель исследования: изучение и анализ особенностей проявления структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы.

Объект исследования: интегральная индивидуальность расточительных и бережливых студентов технологического университета г. Пятигорска.

Предметом исследования явились структуры интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается следующее положение: взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов варьирует в зависимости от свойств субъекта деятельности, т. е. от их расточительности и бережливости.

В исследовании ставятся следующие задачи:

— раскрыть состояние учения об интегральной индивидуальности в педагогической психологиирассмотреть подходы к пониманию механизмов интеграции наук о человеке и выяснить роль свойств субъекта в становлении структур интегральной индивидуальности студента;

— выделить две учебные группы университета, различающиеся по свойствам субъекта деятельности;

— отобрать методики по диагностике пяти уровней (нейродинамическо-го, психодинамического, уровня вторичных свойств индивида, личностного и социально-психологического) интегральной индивидуальности и реализовать исследовательскую программу;

— осуществить математическую и статистическую обработку полученных данных;

— описать структуры интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов учебных групп средствами поэлементного и системного анализов;

— сравнить структуры интегральной индивидуальности студентов расточительных и бережливых учебных групп и выявить в них особенное.

На защиту выносятся следующие положения:

— поэлементная и системная (целостная) характеристики струк-^ур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов учебных групп не совпадают;

— поэлементный анализ структур интегральной индивидуальности студентов обеих учебных групп приводит к маскировке индивидуального общим, разобщенности свойств и противоречивой диагностикесистемный подход — к полному раскрытию индивидуальности, упорядоченности и организованности свойств, объективной и однозначной диагностике;

— поуровневая плотность интегральной индивидуальности студентов расточительной учебной группы значительно выше на низших уровнях, а поуровневая плотность интегральной индивидуальности студентов бережливой учебной группы — на высших уровнях. Первые характеризуются одно-многозначными, вторые — однозначными и одно-многозначными зависимостями. Межуровневый аспект структуры интегральной индивидуальности расточительной учебной группы чаще характеризуется гибкими многомногозначными зависимостями, бережливой учебной группы — реже многомногозначными зависимостями;

— в структуре интегральной индивидуальности студентов бережливой учебной группы доминируют социальные уровни, расточительной — биологические и психофизиологические уровниорганизатором социального уровня выступают личностные образования, природного — темперамент человека. В бережливой учебной группе наблюдается некоторый перевес ортогональных зависимостей над облическими, а в расточительной учебной группе, наоборот, облических зависимостей над ортогональными;

— структуры интегральной индивидуальности студентов, взаимодействуя с полярными свойствами субъекта, изменяют характер разноуровневых связей и сохраняют при этом инвариантность и целесообразность приспособления.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в изучении особенностей структур интегральной индивидуальности студентов расточительной и бережливой учебных групп средствами поэлементного и системного анализовв раскрытии активности интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов вузав обосновании дифференцированного управления развитием интегральной индивидуальности студентов расточительных и бережливых учебных группв важности и значимости решения проблемы «Интегральная индивидуальность — свойства субъекта деятельности».

Теоретическая значимость диссертационного труда состоит в раскрытии недостаточности редукционистской трактовки целостной индивидуальностив установлении различных типов детерминации поуровневых и межу-ровневых связей свойств в структурах интегральной индивидуальности студентов расточительной и бережливой учебных группв определении организаторов факторных структур интегральной индивидуальности студентов обеих учебных группв выяснении роли высших и низших уровней в согласовании разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов расточительной и бережливой учебных группв расширении представления о развитии теории интегральной индивидуальности студентов в зависимости от свойств субъекта и в правомерности постановки и разработки проблем ин-тегративной психологии развития.

Практическая значимость исследования.

Программа диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности имеет существенное значение в психодиагностике, психокоррекции, в работе психологической службы высшего образования, в психологическом консультировании, а также при проведении судебно-психологических экспертиз, в подборе и расстановке кадров. Для образовательных систем предлагаются рекомендации по управлению развитмем интегральной индивидуальности студентов в зависимости от свойств субъекта деятельности.

Достоверность исследования обеспечивалась достаточным объемом выборки испытуемых, применением математической статистики и вычислительной техники. Статистическая обработка фактического материала осуществлялась путем применения t-критерия Стьюдента, дискриминантного, корреляционного и факторного анализов.

Апробация и внедрение работы.

Результаты исследования докладывались на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» /Пятигорск, 2004/- на «Университетских чтениях-2005» /Пятигорск, 2005/- на психолого-педагогических чтениях ЮО РАО «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» /Волгоград, 2005/- издавались в виде отдельных глав в монографии В. В. Белоуса и И. В. Боязитовой «Проблемы психологии полиморфной индивидуальности» /Главы 1−2, Пятигорск, 2004/- обсуждались на заседании кафедры психологии Пятигорского государственного лингвистического университета /2003;2005/.

Структура работы.

Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы, таблиц и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель, рабочая гипотеза и задачи исследования, отмечается теоретическая и практическая значимость проведенного эксперимента.

В первой главе раскрываются методологические и теоретические предпосылки, имеющие отношение к постановке проблемы исследования.

Вторая глава освещает организацию и методики исследования.

В третьей главе анализируются полученные в ходе эксперимента ре зультаты, делаются выводы.

В заключении подводятся общие итоги исследования и выдаются прак тические рекомендации.

Список литературы

состоит из 151 источников.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ.

3.1. Данные комплектования групп «А» и «Б».

Результат комплектования групп «А» и «Б» осуществлялся следующим образом. В группу расточительных (группа «А») вошли испытуемые, которые по преимуществу ответов укладывались в рамки от 15 до 8. Чем больше испытуемый получал баллов, тем в большей степени он расценивался как расточительный. Крайняя (нижняя) величина равнялась 8. Те же самые значения характеризовали бережливых студентов (группа «Б»), но только с противоположным знаком. Например, если на вопрос 1 респондент отвечал «Да», то это служило основанием для отнесения его в группу «расточительных». Наоборот, если на этот же вопрос испытуемый отвечал «Нет», то он рассматривался как принадлежащий к группе «бережливых». Таковых в группе «расточительных» оказалось 46 человек, а в группе «бережливых» — 43. Полученные данные отражены в табл. 1 и 2.

Из табл. 1 и 2 видно, что распределение ответов «Да» и «Нет» испытуемых, образующих группу расточительных студентов, колеблется от 13 до 8 (напр., исп. 4), а распределение ответов «Да» и «Нет» испытуемых, образующих группу бережливых, колеблется от 14 до 7 (напр., исп. 7). Зафиксированный материал ответов свидетельствует о том, что мы действительно имеем два относительно независимых пространства, обозначенных нами группой «А» и группой «Б», т. е. расточительных и бережливых студентов вуза.

Заключение

.

Развитие интегральной индивидуальности характеризуется двумя типами детерминации: однозначной и много-многозначной. Оба типа детерминации обнаруживаются в деятельности, в которой интегральная индивидуальность не только проявляется, но и в ней формируется. Это соответствует принципу единства психики и деятельности, разработанному Рубинштейном и включающему в себя оба момента. В нашем исследовании реализована первая ступень принципа единства психики и деятельности в трактовке научной школы Рубинштейна-Брушлинского, раскрывающая особенности проявления структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы. Полученный фактический материал, его обработка и анализ позволяют сделать следующие общие выводы:

1. Выделены две группы субъектов деятельности с полярным отношением к деньгам как ценности: расточительных и бережливых. Каждой из них характерен оригинальный и неповторимый психический склад свойств.

2. Межгрупповой поэлементный анализ по критерию совпадающего/несовпадающего диагноза показал, что структуры интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы различаются. Количество совпадающих диагнозов у студентов обеих групп по отдельным показателям разноуровневых свойств интегральной индивидуальности составляет 33,3%, несовпадающих — 66,7%.

3. Межгрупповой статистический анализ структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов зафиксировал шесть статистически значимых различий на уровне вторичных свойств индивида, личностном и социально-психологическом уровнях. Это составляет 20,7%. В остальных случаях наблюдается высокая общность в структурах интегральной индивидуальности у студентов обеих групп по отдельным свойствам — 79,3%. Общее маскирует индивидуальное в структурах интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы. Это говорит о том, что ее характеристика по t-критерию Стью-дента является противоречивой.

4. Межгрупповой дискриминантный анализ позволяет констатировать статистически обоснованное наличие двух непересекающихся структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы. По уровням интегральной индивидуальности в целом отчетливо прослеживается оптимальная согласованность свойств в группе «бережливых» по сравнению с группой «расточительных». Этим самым преодолевается ограниченность поэлементного познания структур интегральной индивидуальности студентов вуза.

5. Внутригрупповой (поуровневый) корреляционный анализ интегральной индивидуальности студентов выявил, что в ее структуре у представителей расточительной учебной группы превалируют низшие (60,3%) уровни над высшими (30,0%). И, наоборот, в структуре интегральной индивидуальности студентов бережливой группы доминируют высшие (48,3%) уровни над низшими (32,9%). Первые характеризуются одно-многозначными, вторые — не только одно-многозначными, но и однозначными зависимостями.

6. Внутригрупповая (межуровневая) структура интегральной индивидуальности расточительных студентов более уплотнена и упорядочена (35,7%), чем межуровневая структура интегральной индивидуальности бережливых студентов (18,3%). Группа «расточительных» студентов чаще характеризуется много-многозначными зависимостями, а группа «бережливых» — реже много-многозначными зависимостями.

7. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов определил, что организатором структуры интегральной индивидуальности бережливых студентов являются социальные уровни, расточительных — биологические уровни. В бережливой учебной группе наблюдается некоторый перевес ортогональных зависимостей в сравнении со структурой интегральной индивидуальности студентов расточительной учебной группы. В расточительной учебной группе, наоборот, некоторый перевес облических зависимостей в сравнении с бережливой учебной группой.

На основании вышеизложенных выводов можно сделать ряд практических рекомендаций для психологов и преподавателей-кураторов высших учебных заведений.

Используемый в диссертационной работе банк психологических методик позволяет диагностировать составляющие интегральной индивидуальности расточительных и бережливых студентов высшей школы, что имеет большое значение для разработки адекватных путей их развития, для обучения и воспитания студенческой молодежи.

Труд кураторов по формированию коллектива особенно важен в учебных группах первого курса обучения, так как служит психологической базой для развития интегральной индивидуальности студентов на данном и последующих этапах обучения. Установление индивидуальных особенностей студентов обеих учебных групп требует дифференцированного подхода к субъектам образовательной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  3. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., 1978.
  4. Аль Акур Сами Мухамед. Особенности структур интегральной индивидуальности у экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1999.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1984.
  8. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
  9. Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 3 15.
  10. А.Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: МГУ, 1986.
  11. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1996.
  12. Е.Ф., Голынкина С. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля. // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 3. С. 159−162.
  13. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: ИПРАН, 1998.
  14. В.А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф. Ломова. // Психологический журнал. 1997. т. 18. № 1. С. 3 9.
  15. В.В., Боязитова И. В. Интегральная индивидуальность: взаимодействие объективных и субъективных детерминант ее развития. // Психологический журнал. 2004. № 6.
  16. В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2002.
  17. В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы. // Психологический журнал. 1996. т. 17. № 1. С. 44−51.
  18. В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке. // Психологический журнал. 1998. т. 19. № 1. С. 47- 53.
  19. В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности. // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 100- 109.
  20. В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития. // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 10 19.
  21. В.В. Принцип многомерности как фактор развития теории интегральной индивидуальности. // Психологический журнал. 1999. т. 20. № 6. С. 97−103.
  22. В.В. Темперамент как инвариант. Пятигорск, 1997.
  23. В.В., Боязитова И. В. Место и роль темперамента в структуре интегральной индивидуальности. // Психологический журнал. 1989. 4. С.87−93.
  24. В.В., Боязитова И. В. Проблемы психологии полиморфной индивидуальности. Пятигорск, 2005.
  25. В.В., Дрокина И. Н. Своеобразие структур интегральной индивидуальности у старшеклассников в зависимости от сплоченности учебных групп. // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 128 137.
  26. В.В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1995.
  27. В.В., Щебетенко А.И.Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996.
  28. Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем. // системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1973.
  29. Берталанфи фон Л. Общая теория систем критический обзор. // исследование по общей теории систем. М.: Прогресс. 1969. С. 23 — 82.
  30. В.В., Ковалев А. Г., Степанова А. А. Общая психология. М., 1981.
  31. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  32. А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психологический журнал. 1991. т. 12. № 6. С. 3 11.
  33. А.В. Психология субъекта. С.-Петербург: Изд-во «Алетейя», 2003.
  34. Г. П. Развитие интегральной индивидуальности у лиц с де-задаптивным поведением средствами формирующих психолого-педагогических технологий. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
  35. Л.Д. О взаимодействии ортогональных симптомоком-плексов при характеристике типа темперамента. //Проблемы экспериментальной психологии личности. / Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1970.
  36. Введение в психологию. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1996.
  37. Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах B.C. Мерлина (историко-психологическое исследование). Автореф. канд. диг. Пермь, 1994.
  38. Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. т.З.М., 1983.
  39. . А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000.
  40. . Что такое психология?/ В 2-х томах. Т. 1−2. М., 1992.
  41. С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест.1997.
  42. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.
  43. Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям. // Психологический журнал. 1995. т. 16. № 1. С. 64 74.
  44. В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1993. С. 12−16.
  45. Т.Б. Экспериментально-психологические исследования коллективизма и сплоченности групп. В сб.: Проблемы высшей школы. Киев, 1974.
  46. А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  47. Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М., 1993.
  48. Д.Л., Ванярхо В. Г. Синергетика и методология системных исследований. // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1989. С. 283−303.
  49. И.Н. Особенности структур интегральной индивидуальности школьников младшего юношеского возраста в зависимости от сплоченности учебных групп по ценностным ориентациям. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
  50. М.С., Матюрина Т. М. Онтогенетика индивидуатьности человека. // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 9 16.
  51. А.А. Изменение взаимосвязи индивидуальных свойств учителей ПТУ в зависимости от овладения мастерством. // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 49−57.
  52. JI.A. Характеристика структур интегральной индивидуальности педагогов в зависимости от этапов их профессиональной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1998.
  53. Интегральная индивидуальность: структура и функция./ Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск. 1994.
  54. О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2000.
  55. М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность. // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 5 15.
  56. С.А. Развитие интегральной индивидуальности школьников 14−15 лет в условиях специально организованного обучения. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
  57. В.П. Становление индивидуальности: социальный аспект. М.: МГУ, 1993.
  58. Л.П. Связь поведенческого, вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации. В кн.: Темперамент. Пермь, 1976. С. 45−65.
  59. С.В. Педагогическая и возрастная психология. Гродно, 1996.
  60. Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха. Автореф., канд. дис. Ростов-на-Дону, 1996.
  61. Н.С., Птицына О. Н. Некоторые психологические особенности якутских студентов. // Системное исследование индивидуальности. / Перм. гос. пед. ин т. Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1991.
  62. А.А., Тамбовцева Т. С. Проблема индивидуального стиля педагогического общения и его операциональная характеристика. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь. 1984. С. 95 102.
  63. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 58 68.
  64. О.А. Влияние пола и типа темперамента на продуктивность совместной познавательной деятельности старших дошкольников. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1996.
  65. В.И. Очерк теории интегральных уровней. // Проблемы методологии системного исследования. / Ред. И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М., 1970. С. З 85 — 410.
  66. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
  67. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  68. А.Н. Проблема развития психики. N1., 1981.
  69. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. С. 322 — 329.
  70. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  71. .Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 2. С.31−45.
  72. В.В. Психологическое содержание, происхождение и эффективность индивидуального стиля руководства. Автореф. канд. дис. Л., 1981.
  73. Магомед Эминов М. Ш. Общая психодиагностика. М., 1987.
  74. К.В. Своеобразие структур интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1992.
  75. Манова Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
  76. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  77. B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. / Под ред. Е. А. Климова. Москва — Воронеж, 1996.
  78. А.А. На пути к системной психологии развития. // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 23. С. 3 12.
  79. Е.Я. Влияние разноуровневых основ интегральной индивидуальности на продуктивность совместной речемыслительчой деятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1993.
  80. Л.В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1993.
  81. Л.В. Тип темперамента и особенности соотношения самооценки и оценки личности у студентов различной ступени обучения. //
  82. Развитие личности в образовательных системах Южно российского региона. / Под ред. А. А. Грекова и И. Б. Котовой. — Ростов-на-Дону, 1996. С. 83−84.
  83. А.Т. Экспериментальное исследование проблем распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону. 1991.
  84. Р.С. Психология. В 2-х книгах. Кн. 1. М., 1994.
  85. Р.С. Общие основы психологии. Книга 1. М.: «Просвещение» — «В л адос», 1994.
  86. Р.С. Психология образования. Книга 2. М.: «Просвещение» -«Владос», 1994.
  87. Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. Книга 3. М.: «Просвещение» — «Владос», 1995.
  88. Р.С. Психологическая теория коллектива и проблемы групповой эффективности. / Вопросы психологии, 1978. .№ 5.
  89. .А. Очерки теории интегративной антропологии. Москва-Майкоп, 1995.
  90. С.А. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников в процессе специально организованного обучения. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 2000.
  91. Н.Н. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом. // Человек и общество. J1., 1973. Вып.13.
  92. А.А. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств индивидуальности в раннем юношеском возрасте. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону. 1991.
  93. Н.В. Психологическая характеристика совместной деятельности в зависимости от отдельных свойств и нелинейных структур темперамента. // Человек как интегральная система. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.
  94. Ю.В. Возрастная структура интегральной индивидуальности студентов различных этнических групп в многонациональном вузе. Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1995.
  95. Ю.В. Возрастная структура интегральной индивидуальности у студентов различных этнических групп в многонациональном вузе: Автореф. канд. дис. Ростов на — Дону, 1995.
  96. А.В. Психология развивающейся личности. М., 1988.
  97. А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов — на Дону, 1996.
  98. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М, 1982.
  99. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: «Просвещение», 1978.
  100. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Уччбное пособие. / Редактор составитель Д. Я. Райгородский. — Самара, 2000. С. 22 -29- 470−475.
  101. Проблема интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
  102. Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании: коллективная монография. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1998.
  103. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: коллективная монография. / Под ред. А. В. Брушлинсксго. М.: ИГ1РАН, 1997.1.l
  104. Психологическая теория коллектива. Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
  105. Психология в XXI веке. Под ред. В. Н. Дружинина. ИПРА11, 2003.
  106. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  107. С.Я. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1989.
  108. С.Л. Основы общей психологии. С. Петербург: Питер. 1999.
  109. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  110. В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека. // интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты./ Перм. гос. пед. ин-т. пермь, 1988. С. 3. -10.
  111. В.М. Опросник формально динамических свойств индивидуальности. Методическое пособие. М., 1997.
  112. В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований. // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 5. С. 3 17.
  113. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
  114. Ф.О. Особенности структур интегральной индивидуальности школьников различных этнических групп при переходе от старшего подросткового до младшего юношеского возраста. Рукопись канд. дис. Пятигорск, 2001.
  115. А.К. Зависимость индивидуального стиля и успешности усвоения иностранного языка студентами неязыкового вуза от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Автореф. канд. дис. Ростов -на-Дону, 1992.
  116. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
  117. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1997.
  118. Современная психология. Справочное руководство. / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра М., 1999.
  119. Т.С. Зависимость согласованности между различными уровнями интегральной индивидуальности от усвоения индивидуального стиля общественной работы. В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1981. С. 41- 57.
  120. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  121. .М. Избранные труды. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика.1985.
  122. А.А. Проявление разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в продуктивной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь. 2001.
  123. Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб: Прайм Еврознак, 2001.
  124. Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 107−117.
  125. А.Б. Психологический анализ отношения москвичей к деньгам. // Психологический журнал. 2004. № 3. С. 34 42.
  126. И.Т., Гуревич П. С. Человековедение. // Человек. 1994. .№ 1. С. 5−10.
  127. П., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  128. Человек как интегральная система. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.
  129. Человек в структуре интегральной индивидуальности. / Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1993.
  130. В.М. Пособие по психологии для мастеров и бригадиров. М.: «Экономика», 1978.
  131. В.В. Экспериментально-психологическое исследование групповой сплоченности. Автореф. канд. дис. М., 1973.
  132. Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения. Автореф. канд. дис. Ростов -на-Дону, 1991.
  133. А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности. Автореф. канд. дис. Пермь. 1984.
  134. А.И. Развитие межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов. Автореф. докт. дис. Ставрополь, 2001.
  135. А.И. Функционально генетический подход к исследованию интегральной индивидуальности. / Психология интегральной индивидуальности. Коллективная монография. — Пятигорск, 1995. С. 26 -47.
  136. М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы. // Психологический журнал. 1995. Т.6. № 2. С. 103−113.
  137. В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни. // Вопросы философии. 1970. № 11.
  138. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности: методологические проблемы современной науки. М., 1978.
  139. Г. П. Сравнительное исследование интегральной индивидуальности у корабельных специалистов при обучении в экстремальной деятельности. Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1997.
  140. Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности. Автореф. канд. дис. М., 1973.
  141. Barret, P. A cross cultural study of personality. Russia and England.1991.
  142. Cattell R.B. Handbook of Multivariable Experimental Psyhology. Chicago, 1966.
  143. Cusumano, J., Robinson, Sh., Morooka, F. Psyhical self — effcacy levels in Japanese and American University Students // Persept and Mot. Shills. 1988.
  144. Eysenck H.J. The Structure of 1 luman Personality. London, 1971.
Заполнить форму текущей работой