Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Текстовая модальность в аспекте учения о первичности — вторичности текста: на материале цикла рассказов В.М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общая модальность цикла «Из детских лет Ивана Попова» как единого текста определяется ТЗ эпического рассказчика, способного отдалиться от изображаемого и осуществить оценку событий детства с эстетической позиции (а не с познавательно-прагматической позиции, которая характерна для детской ТЗ). Такая позиция фиксируется в трёх узловых блоках, объединяющих предметно-фактическую и модальную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Динамический характер реализации текстовой модальности как семантической основы художественного текста
    • 1. 1. Значимость модальной семантики в художественном тексте
      • 1. 1. 1. Представление о модальности художественного текста в современной теории языка художественной прозы
      • 1. 1. 2. Референтивная модальность художественного текста
      • 1. 1. 3. Субъективно-оценочная модальность художественного текста
    • 1. 2. Условия реализации текстовой модальности в отдельном тексте и тексте
  • — компоненте цикла
    • 1. 2. 1. Текст и цикловая среда
    • 1. 2. 2. Цикловая среда как условие варьирования семантики текстовой модальности в тексте — компоненте цикла
    • 1. 2. 3. Методика исследования текстовой модальности в аспекте первичности
  • — вторичности текста
  • Выводы
    • Глава 2. Модальность первичного текста и её преобразование во вторичном тексте (на материале цикла рассказов В. М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова»)
    • 2. 1. Жанровостилистические особенности цикла В. М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова»
    • 2. 2. Реализация семантики текстовой модальности в рассказе «Первое знакомство с городом» как первичном тексте
    • 2. 2. 1. Референтивная модальность в тексте рассказа
    • 2. 2. 2. Субъективно-оценочная модальность в тексте рассказа
    • 2. 3. Текстовая модальность рассказа как компонента цикла
    • 2. 3. 1. Общетекстовая модальность цикла «Из детских лет Ивана Попова»
    • 2. 3. 2. Преобразование семантики текстовой модальности в тексте -компоненте цикла
  • Выводы

Текстовая модальность в аспекте учения о первичности — вторичности текста: на материале цикла рассказов В.М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационная работа посвящена исследованию реализации категории текстовой модальности (далееТМ) в художественном тексте, рассматриваемом в разных условиях его существования: как самостоятельного (первичного) текста или как текста — компонента цикла (вторичного текста, включённого в состав большего целого — авторского цикла произведений).

Актуальность диссертационного исследования обусловливается рядом факторов.

Во-первых, включением данной работы в парадигму антропоцентрических исследований речевой структуры художественного текста (И.В. Артюшков [2003], Л. Г. Бабенко [2000], Н. С. Болотнова [2003], H.A. Кожевникова [1994], Г. В. Кукуева [2001, 2006(6)], H.A. Николина [2000], H.A. Орлова [2004], Е. В. Падучева [1996, 1999], Т. А. Трипольская [2000] и др.). Антропоцентрическая парадигма детерминирована усилением внимания к человеческому фактору в языке (В.А. Гуреев [2004], Ю. Н. Караулов [1987], Ю. С. Степанов [2003], В. В. Химик [1990], A.A. Чувакин [2006]). Одной из важнейших антропоцентрических категорий языка и текста является категория модальности. При вынесении модальности за пределы высказывания в художественный текст прагматика данной категории расширяется, и на передний план выдвигается акт коммуникации, взаимоотношение автора и читателя (А.Г. Баранов [1993], Н. С. Валгина [2003], Т. В. Романова [2004]). Это требует разносторонних исследований функционирования ТМ в целом тексте, в его частях, а также функционирования ТМ при учёте межтекстовых взаимодействий в парадигматических и синтагматических рядах текстов (В.А. Кухаренко [1988]).

Во-вторых, возрастающим интересом современной филологической науки к исследованию феномена художественного текста как целостного самостоятельного образования, характеризующегося системно-динамическими качествами (С.А. Васильев [1988], М. Я. Дымарский [1999],.

H.H. Михайлов [2006], H.JI. Мышкина [1991] и др.), способного «приобретать память» [Лотман 1981, с. 5], вступать в «диалогические отношения» [Бахтин 2000, с. 301] с другими текстами, быть активным звеном в процессе коммуникации (Р. Барт [1994], Ю. М. Лотман [1998], A.A. Чувакин [2003]). В связи с этим усиливается интерес к исследованию условий и способов функционирования текста в коммуникативном пространстве.

В-третьих, активно развивающимся в последние десятилетия учением о вторичном тексте (далее — Т-2) как созданном на базе исходного, первичного текста (далее — Т-1) путём определённых его преобразований. В филологии этот аспект жизнедеятельности текстов развивался в разных направлениях: в психолингвистике (A.A. Белоногова [2003], A.A. Леонтьев [1979]), в теории интертекстуальности (Р. Барт [1994], H.A. Фатеева [1997], У. Эко [1989]), в теории речевых жанров (М.М.Бахтин [1994], Т. Н. Никонова [2005]), в текстодериватологии (Н.Д. Голев [2001], Н. В. Сайкова [2002], О. С. Саланина [2005], Л. М. Майданова [1994], А. А Чувакин [1998]), в коммуникативно-когнитивном аспекте (Н.Б. Агранович [2006]). Проблема описания контактов между художественными текстами остаётся весьма актуальной и требует разностороннего изучения, так как связана с пониманием онтологии художественного текста вообще.

В-четвёртых, обращением к творчеству В. М. Шукшина. Интерес к произведениям этого автора в последнее десятилетие не ослабевает в связи с отмечаемой исследователями-шукшиноведами ролью языка произведений В. М. Шукшина в развитии русской прозы второй половины 20 века (Л.И.Василевская [1994], И. Ю. Качесова [1998], Н. В. Халина [2005], A.A. Чувакин [2004] и др.).

Объектом исследования диссертационной работы является ТМ как семантическая основа художественного текста, рассматриваемая в функционально-динамическом аспекте.

Понятие текстовой категории модальности восходит к понятию грамматической модальности высказывания. В понимании категории модальности мы опираемся на идеи В. В. Виноградова и его последователей: A.B. Бондарко [1971, 2003], Т. Н. Дешериевой [1987], Г. А. Золотовой [1962, 2004], Е. В. Клобукова [1984], М. В. Ляпон [1971, 2003], Г. П. Немеца [1989], Н. Ю. Шведовой [2003] и др.), согласно которым в предложении отражается как объективная действительность, так и «преломление» её в сознании говорящего лица, т. е. отображение средствами языка личности говорящего в его отношении к передаваемой информации, к условиям коммуникации. При таком подходе к сфере модальности относятся многообразные «по своей лексической природе и по своему синтаксическому существу формы и виды выражения категории модальности и модальных оттенков» [Виноградов 1975, с. 87]: с одной стороны, это модальные типы, выражаемые формами глагольных наклоненийс другой стороны, субъективные квалификации посредством интонации, вводных синтагм и частиц различных «состояний, переживаний, отношений, волевых устремлений, качественных оценок.» [там же, с. 66]. На двуплановость смысловой стороны высказывания указывал также Ш. Балли, выделяя в высказывании диктум — объективную часть информации, коррелятивную представлению, и модус — субъективную часть, коррелятивную психической операции, производимой мыслящим субъектом над этим представлением [Балли 1955]. При такой трактовке модуса в число модальных значений включаются как те, по которым дифференцируются сообщение и побуждение как различные виды коммуникации, так и те, которые выражают разные виды субъективного отношения говорящего (уверенность неуверенность, сожаление, удивление, радость и т. п.). Смысловой основой субъективной модальности признаётся понятие оценки в широком смысле слова, «включая не только логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррациональной) реакции» [Ляпон 2003, с. 303]. Модальная оценка является отражением элементарного мыслительного акта и предполагает наличие оценивающего субъекта, объекта и результата оценки. Для лингвистической теории модальности особый интерес представляет понятие субъекта модальной оценки, поскольку обязательность этого компонента позволяет говорить об особом, опосредованном проявлении говорящего субъекта в высказывании. В этой связи необходимо отметить, что сторонники широкого понимания термина «модальность», несмотря на перегруженность его значениями, аргументируют многоаспектный подход к этой категории наличием общего семантического основания: «.любое из значений, определённых Виноградовым как модальное, отражает то или иное отношение именно говорящего субъекта» [Клобуков 1984, с. 47]. Как бы широко ни понималась модальность, это всегда развитие семантического поля, базирующегося вокруг «я».

Субъективный фактор в языке, давно привлекавший внимание исследователей разных его аспектов, особенно синтаксиса, стал оказывать влияние на исследование текста как законченной коммуникативной единицы: «.становится очевидной проблема модальности в тексте и модальности текста, поскольку вне этой категории языка невозможно исследование ни самого текста, ни тем более единиц текста, его составляющих» (курсив мойН.В.) [Немец 1984, с.65- см. также: Дьячкова 2003, Романова 2004 и др.]. В лингвистике текста, начиная с 80-х годов прошлого века, выделяется особое направление, изучающее текстовые категории как общие и существенные признаки речевого целого [Гальперин 1981, Гореликова и Магомедова 1983, Елистратова 2001, Змиевская 1984, Матвеева 1990, Новиков 1983, Ноздрина 1996, Солганик 1999, Третьюхина 1984, Тураева 1986, Якимец 1999 и др.]. При этом исследователи называют среди основных, базовых категорий текста (наряду со связностью, цельностью, законченностью) категорию модальности, существование которой в тексте обусловлено субъективностью языка, его антропоцентричностью. ТМ в работах исследователей определяется как важнейший аспект текстообразования, «выражающий отношение производителя речи к её содержанию и обусловливающий во многом её связность и форму» [Солганик 1984, с. 180]. Гносеологической и психологической опорой модальностей текста выступают «ценностные параметры отражения действительности субъектами текстовой деятельности и их эмоциональные переживания как установки описать мир <.> и дать ему оценку» [Баранов 1993, с. 100]. В основу данного диссертационного исследования положена мысль о том, что «выражение авторского отношения к изобраэюаемому составляет смысл создания художественного текста, и весь он держится на внутренней психологической объединённости составляющих его языковых средств» [Матвеева 1990, с. 100]. Восприятие личности автора через формы её воплощения в художественном тексте — процесс двунаправленный. Он сориентирован на взаимоотношение автора и читателя. Модальность текста — это выражение в тексте отношения к сообщаемому, выражение точки зрения, ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю. Под реализацией ТМ в данной работе понимается её воплощение в тексте теми или иными способами и средствами. Арсенал средств выражения модальности в художественном тексте очень богат, каждый текст индивидуален в выражении ТМ. Функционально-динамический подход к исследованию категории ТМ диктуется абсолютной антропоцентричностью и связанной с этим полифоничностью художественного текста (М.М. Бахтин, В. В. Виноградов, Л. Г. Барлас и др.), в котором отражается точка зрения {далееТЗ) не только автора по отношению к изображаемому, но и ТЗ повествователя (рассказчика), персонажа, читателя. ТМ формируется при взаимодействии и соотношении разных ТЗ, представленных в повествовательной структуре художественного текста.

С понятием ТМ тесно связано понятие «образа автора», которое давно известно филологической науке. В. В. Виноградов определяет «образ автора» как «центр, фокус, в котором скрещиваются и объединяются, синтезируются все стилистические приёмы произведений словесного искусства» [Виноградов 1971, с. 154]. Понятия ТМ и «образ автора», на наш взгляд, соотносятся соответственно как частное и общее, ТМ является одной из форм проявления авторского начала в произведении. Разработанная В. В. Виноградовым и его последователями [см.: Барлас 1991, Бонецкая 1988, Варинская 1989, Иванчикова 1985, Катаев 1996, Корман 1974, Кручевская 1990, Кукуева 2006 б), Марьина 2005 и др.] концепция «образа автора» как фокуса, в котором сходятся все структурные качества словесно-художественного целого, основывается на исследовании субъекта речи.

Предметом исследования диссертационной работы является реализация ТМ в речевой структуре текста отдельного рассказа («извлечённого» из цикла) и рассказа — компонента цикла «Из детских лет Ивана Попова».

Цель исследования — доказать возможность варьирования модальной семантики в одном и том же тексте, но взятом в разных условиях его существования: в аспекте отдельности (первичности) и в аспекте включённости в авторский цикл произведений (вторичности). Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Сформулировать основные характеристики ТМ как важнейшей семантической категории художественного текста в динамическом аспекте её реализации.

2. Рассмотреть условия реализации ТМ в отдельном тексте рассказа и тексте — компоненте цикла рассказов как проблему теории художественного текста.

3. Разработать и представить методику исследования реализации семантики ТМ в цикле рассказов В. М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова» в аспекте Т-1 — Т-2.

4. Проанализировать в соответствии с задачей первого этапа эмпирического исследования реализацию ТМ в тексте рассказа «Первое знакомство с городом»: вскрыть способы и средства реализации модальной семантики, определить доминирующую в общетекстовом плане ТЗ, организующую модальное содержание рассказа как Т-1.

5. Охарактеризовать способы и средства реализации ТМ в цикле как целом тексте, выделить сильные позиции цикла как целого, организованные такой ТЗ, семантический радиус которой имеет широкое (общецмкловое) значение.

6. Выявить и описать направления, способы и приёмы преобразования семантики ТМ в тексте — компоненте целого цикла.

Гипотеза исследования: ТМ отдельного Т-1, включаясь в ТМ цикла как целого текста не может не подвергаться изменениям, она преобразуется в ТМ Т-2, хотя формально (субстанционально) в тексте рассказа не происходит никаких изменений. Данная гипотеза базируется на следующих взаимосвязанных положениях.

Во-первых, на положении общей теории систем, касающемся отношений части и целого. Любой объект, любая система, включаясь в большее целое, превращаясь в часть целого, претерпевает изменения [Блауберг 1977, Садовский 2001, Торсуева 1986 и др.].

Во-вторых, на положении учения о вторичных текстах, характеризующем отношения Т-1 и Т-2 как преобразовательные. Вторичные тексты «представляют собой продукты вторичной текстовой деятельности, как результат процессов вторичной категоризации информации, её вторичной концептуализации и вторичной репрезентации» [Ионова 2006, с. 87].

В-третьих, на положении о взаимодействии текстов в коммуникативном пространстве, о диалогических отношениях между текстами [Васильев 1988, Бахтин 2000, Лотман 1998], которые (отношения) способствуют привнесению в тексты новых смыслов. «Нельзя поэтому понять текст, не выяснив его диалогических отношений и связей» [Васильев 1988, с. 186] с другими текстами, в особенности — в авторском цикле произведений.

Методы исследования: в диссертации используется комплекс общенаучных, общефилологических и частных методов: методы наблюдения, анализа и синтезаметод эксперимента [Караулов 1981, Щерба 1974] исследование реализации ТМ при «изъятии» текста рассказа из цикламетодика лингвистического описания [Арнольд 1981]- частная методика интерпретации эгоцентрических элементов [Падучева 1996]- методика структурно-семиотического расчленения текста на «планы», в которых возможна фиксация той или иной ТЗ [Успенский 1970, 2000]- а также элементы методики эвокационного исследования [Чувакин 1995] при рассмотрении средств воспроизведения тех или иных ТЗ в повествовательном слое.

Интегративное использование данных методик обусловлено как спецификой предмета исследования (многокомпонентностью, многоплановостью, динамичностью реализации категории ТМ в одном тексте и в целом цикле), а также спецификой художественного текста в целом как сложного семиотического образования, как «генератора смыслов» [Лотман 1981, с. 9]. По мнению современных учёных, исследование художественного текста на данном этапе развития филологической науки должно опираться на интегративный, комплексный подход, позволяющий сочетать достижения герменевтических, семиотических, риторических, стилистических подходов [Кукуева 2006 (а), Михайлов 2006, Чувакин 2003 и др.].

Материалом исследования послужили рассказы В. М. Шукшина, составляющие цикл «Из детских лет Ивана Попова». Выбор материала объясняется, во-первых, необходимостью обращения к составному тексту как целому, которое обусловлено авторской интенциейво-вторых, общей спецификой работы, заключающейся в «двойном» проникновении в текст с целью обнаружить и показать функционально-смысловые изменения, происходящие в тексте под действием цикловой среды, при том, что формально внутри текста ничего не меняетсяв-третьих, спецификой самого материала исследования, представляющего собой сложное полифоническое образование, требующее разностороннего рассмотрения средств реализации ТМ. Кроме этого, как дополнительные источники материала в теоретической части привлекаются фрагменты из других рассказов В. М. Шукшина, не входящих в цикл.

На основе осмысления современных текстологических идей (М.Я. Дымарский, Н. Н. Михайлов, Е.В. Падучева) в работе определяется единица исследования — субъективно-модальный квант — сегмент высказывания, выступающий носителем какой-либо ТЗ субъекта повествования в следующих планах: «плане пространственно-временном», «плане психологии», «плане фразеологии» и «плане оценки» (Б.А. Успенский). Под субъективно-модальным квантом понимается наименьший элемент модальной информации, служащий выражению эгоцентричности речи, отсылающий к определённому субъекту. Выделение и анализ подобных единиц позволяет обнаружить в исследуемом материале расслоения в структуре повествовательного субъекта и идентифицировать ТЗ, относящиеся к разным ипостасям повествовательного «я».

В литературе не раз отмечалось, что малая проза В. М. Шукшина имеет активную тенденцию к циклизации [Апухтина 1986, Горн 1990, Илюшина 2002, Куляпин 2000, Козлова 1999], однако только одно его произведение получило законченную и постоянную форму цикла рассказов — «Из детских лет Ивана Попова». Пять рассказов, автономных по сюжету и композиции, объединяются персонифицированным повествователем, выступающим в роли героя-рассказчика. Данный цикл характеризовался в шукшиноведении с точки зрения единства его организации, симметричности композиции (С.М. Козлова), но не становился материалом исследования с точки зрения первичностивторичности входящих в него текстов рассказов, запрограммированной авторской интенцией.

Научная новизна работы заключается, во-первых, в исследовании ТМ в функционально-динамическом аспекте, а именно — в аспекте преобразования семантики этой категории в художественном тексте в зависимости от рассмотрения его как самостоятельного Т-1 или как включённого в состав большего целого, в качестве которого выступает авторский цикл произведенийво-вторых, в разработанной для решения данных задач методике исследованияв-третьих, в сопряжении ряда подходов к исследованию речевой структуры художественного текста для всестороннего охвата средств воплощения той или иной ТЗ, зафиксированной в повествовании. В работе установлена специфика реализации ТМ отдельного текста рассказа и текста — компонента цикла.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теории универсальных текстовых категорий, теории диалогических отношений между текстами, в разработке учения об отношениях первичности — вторичности между текстами. Диссертационная работа вносит определённый вклад в развитие учения о жизнедеятельности шукшинского текста.

Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов при изучении речевой структуры художественного текста, интерпретации его семантики, выявлении авторского начала в художественном произведении. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах коммуникативной стилистики, в спецкурсах по изучению языка художественной литературы и, в частности, языка прозы В. М. Шукшина.

Положения, выносимые на защиту:

1. Представление о ТМ как о целом в художественном прозаическом тексте может быть сформировано с учётом анализа двух аспектов ТМреферентивной модальности и субъективно-оценочной в их соотношении. Задачей анализа референтивной модальности является идентификация ТЗ, с которой осуществляется повествование в том или ином фрагменте текста. Задачей анализа субъективно-оценочной модальности становится выявление доминирующего эмоционально-оценочного настроя текста, связанного с главенствующей ТЗ.

2. В авторском цикле произведений как едином тексте образуется общецикловая модальность. Формирование ТМ цикла происходит по тем же принципам, что и ТМ отдельного текста. Линейно разворачиваясь в структуре художественного текста, элементы, служащие выражению ТМ, организуются иерархически. При этом наблюдается возникновение ретроспективных и проспективных связей между частями текста и между целыми текстами и постоянное соотношение элементов, служащих выражению ТМ.

3. Направление преобразования ТМ текста рассказа при переходе его из Т-1 в Т-2 в цикле «Из детских лет Ивана Попова» определяется модификацией основных факторов реализации ТМ в отдельном тексте — модификацией жанра, типа повествователя, установки на преимущественно имплицитный характер авторского волевого самовыражения, композиции.

4. ТМ отдельного текста входит в ТМ цикла не всей своей готовой целостностью, а заново, формируясь и преобразовываясь под действием сильных позиций цикла как важнейших элементов цикловой среды. В этом проявляется такое свойство, как жизнедеятельность текста, его движение в процессе коммуникации.

5. Изменения субъективно-оценочного содержания при переходе Т-1 в Т-2 в авторском цикле произведений запланированы авторской интенцией, автор строит цикл таким образом, что его субъективно-оценочное содержание можно интерпретировать в двух кодовых системах — с позиции отдельности текстов и с позиции их объединённости, и это требует от читателя определённой активности в восприятии модального содержания цикла произведений в зависимости от изменений условий коммуникативного акта. Замена одной авторской интенции на другую требует и от читателя такого же процесса.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы были представлены на V Всероссийской юбилейной научной конференции «В. М. Шукшин. Жизнь и творчество» (Барнаул, 1999), на межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвящённой Международному году гор (Горно-Алтайск, 2002), на международных конференциях «Языки и литературы народов Горного Алтая» (Горно-Алтайск, 2005, 2006), на аспирантском семинаре кафедры теории коммуникации, риторики и русского языка Алтайского государственного университета (Барнаул, 2002), а также на заседании кафедры русского языка ГорноАлтайского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объёмом 2, 7 п.л.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из списка условных сокращений, введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 255 наименований.

ВЫВОДЫ.

Эмпирическая часть диссертационной работы, посвященной исследованию преобразования семантики ТМ в художественном тексте, рассматриваемом в аспекте его первичности (отдельности) и вторичности (включенности в состав большего целого) на материале цикла В. М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова», позволяет сделать следующие выводы.

В цикле «Из детских лет Ивана Попова» жанровые особенности расслоения повествовательного субъекта, обусловливающие многоканальность повествовательной структуры, становятся основой динамической реализации семантики ТМ как в Т-1, так и в Т-2. Разные ипостаси повествовательного субъекта, воплощаясь неравномерно и неоднородно посредством эгоцентрических элементов в речевой структуре отдельного рассказа и в цикле в целом, делают изображение полифоничным, что проявляется в «плане пространственно-временном», «плане фразеологии» (т.е. в особенностях стилистической организации речи), в «плане психологии» (т.е. особенностях восприятия и осознания происходящих событий) и в «плане оценки». Разные «речевые лики» повествовательного субъекта акцентируются неодинаково в разных участках одного текста, цикла как целого и текста — компонента цикла.

Реализация семантики ТМ в открывающем цикл рассказе «Первое знакомство с городом», взятом в аспекте Т-1, определяется доминированием детской ТЗ, связанной с речевым режимом персонажа, что приводит к актуализации субъективно-оценочных смыслов, обусловленных непосредственным переживанием ситуации. В связи с этим, субъективно-оценочные смыслы, связанные с другими «речевыми ликами» повествовательного субъекта, отодвигаются на второй план и в общетекстовой модальности названного рассказа участвуют только как второстепенные, сопровождающие и при этом — диссонирующие по своему субъективно-оценочному наполнению по отношению к доминирующей ТЗ.

Общая модальность цикла «Из детских лет Ивана Попова» как единого текста определяется ТЗ эпического рассказчика, способного отдалиться от изображаемого и осуществить оценку событий детства с эстетической позиции (а не с познавательно-прагматической позиции, которая характерна для детской ТЗ). Такая позиция фиксируется в трёх узловых блоках, объединяющих предметно-фактическую и модальную информацию рассказов — компонентов цикла в единое целое: в общем заглавии (задающем позицию отстранённости), в лирическом отступлении рассказа «Гоголь и Райка» о праздниках детства (становящемся активным центром целого цикла) и в абсолютном конце цикла (финальном субъективно-оценочном блоке последнего рассказа). В результате этого, эстетической доминантой цикла становится двоемирие как принцип изображения и оценки событий детства, с одной стороны — с ТЗ их непосредственного восприятия, с другой стороны — с ТЗ эпического отстранения и осмысления событий детства с намерением зафиксировать моменты психологического становления и развития личности персонажа. В целом цикле отчётливей проступает двойная модальная рамка по отношению к изображаемому — модальная рамка персонажа, образующаяся различными диктальными эмотивно-оценочными значениями, и модальная рамка эпического рассказчика, приближающегося по своим функциям к «образу автора», синтезирующего всё изображённое. При этом первая модальная рамка (персонажная) не подавляется при появлении новой призмы изображения, а включается в качестве изображаемого в модальную рамку эпического рассказчика.

Картина реализации ТМ при учете внутреннего и внешнего функционирования текста в цикле произведений различается, поскольку текст вступает в диалогические отношения с другими текстами, образующими цикловую среду, вступая с ними в проспективные и ретроспективные связи. Это взаимодействие изменяет условия реализации семантики ТМ, которые были созданы в Т-1.

Основными приёмами, обеспечивающими преобразование семантики в Т-2 становятся приём переакцентуации ТЗ (референтивной и оценочной) и приём подключения к модальности целого цикла. Эти приёмы обусловливают преобразование модальной семантики как между субъективно-оценочными блоками (сформированными в Т-1), так и внутри субъективно-оценочных блоков. Эти преобразования становятся возможными вследствие таких признаков ТМ, как многоплановость (т.е. неодносубъектность) и многокомпонентность (возможность участия средств разных уровней в выражении модальных субъективно-оценочных значений). В результате этого, на уровне РМ в разные моменты восприятия текста рассказа (сначала как Т-1, затем как Т-2) актуализируются соответственно разные субъектно-модальные планы (непосредственно детская ТЗ и эпически отстранённая ТЗ взрослого рассказчика), а на уровне СОМ актуализируются то одни, то другие компоненты, несущие оценку.

Общим результатом эмпирического исследования становится вывод о том, что реализация категории ТМ в художественном тексте определяется не только его жанром, типом повествователя, эксплицитным или имплицитным способом авторского самовыражения и композицией текста, но и его взаимодействием с другими текстами, образующими ближайшую текстовую среду, которая способна изменить, модифицировать и жанр произведения, и тип повествователя, и определяющий способ авторского волевого самовыражения, и композиционную организацию, детерминирующую «расстановку» акцентов как в организации РМ, так и в характере СОМ. В цикле произведений важным фактором реализации ТМ каждого входящего в цикл текста — компонента становятся его отношения с цикловой средой, в которой создаются новые условия реализации ТМ в сравнении с условиями, определяющими воплощение семантики этой категории в отдельном Т-1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Апробированный в диссертационной работе подход к исследованию категории ТМ, являющейся семантической основой художественного произведения, в аспекте учения об отношениях первичности — вторичности между текстами позволяет осветить одну из граней актуальной для современной теории языка художественного текста проблемы понимания содержания, в частности — модального содержания. Вопрос об адекватном понимании субъективно-оценочного содержания текста возникает в связи с фактом существования множественности толкований одного и того же произведения, причём это могут быть не просто разные, а взаимоисключающие понимания. Диссертационная работа была направлена на то, чтобы показать возможность различающихся интерпретаций модального содержания материально одного и того же художественного текста, что объясняется разным подходом нему — как к отдельному, самостоятельному произведению или как к компоненту большего целого, в частности — авторского цикла произведений. Тем самым диссертационное исследование объективно являет собой дополнительную аргументацию в пользу существующего в современной теории текста мнения о том, что текст живёт в своих коммуникативных трансформациях как открытая их совокупность.

Общетеоретической и методологической базой данного исследования являются диалогическая концепция текста М. М. Бахтина, идеи об универсальных отношениях первичности — вторичности между текстами в сопряжении с идеями коммуникативной стилистики, согласно которой текст понимается как форма коммуникации. Признание данных концепций в качестве основополагающих позволило нам разработать методику исследования категории ТМ в авторском цикле рассказов В. М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова», понимаемом как особое единство, организованное авторской интенцией. Жизнь текстов в таком единстве, их диалогические отношения, обусловленные внешним интегративным признаком — приобретением общего заглавия и позиции в цикле, становятся определяющими для формирования субъективно-оценочной оболочки предметно-фактической информации целого цикла. Разрушение этого единства ведёт к построению другой, индивидуальной модели реализации ТМ в отдельном тексте. Ядром методики исследования диссертационной работы является эксперимент «извлечения» текста из целого цикла и последующего «включения» в цикл.

Преимущество такого подхода к исследованию категории ТМ в цикле произведений заключается в том, что он позволяет наблюдать не только единство авторского цикла, но и процесс образования этого единства из самостоятельных, законченных, отдельных текстов, то есть позволяет «поймать» текст в процессе его функционирования. Вопросы функционирования текста, рассмотрения его «в действии» являются актуальными для современной теории текста, теории коммуникативной стилистики, а также для современного шукшиноведения, в котором поднимаются проблемы жизнедеятельности шукшинского текста, когда текст в процессе коммуникации рассматривается не как законченный, застывший продукт, а как его производство.

Такое свойство, как полифоническая организация повествовательной структуры художественного текста, в том числе и в особенностишукшинского текста, требует обращения к использованию частных методик и приёмов в исследовании — методики интерпретации эгоцентрических элементов при анализе структуры субъекта повествования, приёмов структурно-семантико-функциональной и межуровневой интерпретации средств выражения субъективно-оценочных значений, а также элементов методики эвокационного исследования. Использование частных методик позволяет решить отдельные вопросы, касающиеся способов воплощения ТМ через различные языковые и речевые средства в реализации как референтивной модальности, так и субъективно-оценочной. Комплексность методов при исследовании реализации ТМ диктуется сложностью и многоплановостью организации модального содержания в художественном тексте.

Главным результатом теоретической части диссертационного исследования является вывод о неоднолинейности, подвижности в процессе реализации категории ТМ в художественном тексте, о мобильности этой категории, её многоплановости, связанной с неодносубъектной организацией повествовательной структуры художественного текста, что создаёт предпосылки для увеличения семантической валентности элементов, служащих выражению этой категории при проекции её на связь с другими текстами, входящими в авторский цикл произведений.

Понятие цикловой среды, как ближайшего текстового окружения, в котором функционирует текст и которое определяет реализацию ТМ в тексте — компоненте цикла, позволяет обнаружить в тексте обусловленные средой коммуникативные характеристики. Текст при этом становится активным участником коммуникации, проявляется его способность вступать в диалогические отношения с другими текстами, формирующими цикловую среду, способность «приобретать память» и «воскрешать в памяти» те или иные субъективно-модальные значения в разные моменты его функционирования, в частности — во время первичного (самостоятельного) функционирования или вторичного (во взаимодействии со средой).

Обращение к исследованию конкретных условий жизнедеятельности текста позволяет утверждать, что модальная семантика текста — компонента авторского цикла получает преобразования в сравнении с модальной семантикой текста отдельного произведения.

В результате взаимодействия с цикловой средой субъективно-модальное содержание текста рассказа «Первое знакомство с городом», который открывает цикл «Из детских лет Ивана Попова», освещается по-иному, так как в цикловой среде меняется призма изображения, что обусловливается расширением жанровых границ рассказа, движением типа рассказчика от лирического (субъективированного) к эпическому (отстраняющемуся от изображаемого), проявлением эксплицитного авторского оценочного самовыражения в лирическом отступлении от повествования, активным проявлением роли сильных позиций цикла в изменении иерархии ТЗ, которая (иерархия) актуальна в первичном тексте.

В преобразовании роли субъективно-оценочных значений в составе большего целого определяющей становится сила распространения семантического радиуса тех или иных субъективно-модальных квалификаций. В результате различающейся степени мобильности, те точки зрения, субъективно-оценочная модальность которых способна «связаться» с сильными позициями целого цикла, приобретают широкий семантический радиус и включаются в формирование ТМ цикла, другие же точки зрения вследствие узкого семантического радиуса погашаются, даже если в составе первичного текста они были доминирующими. Тем самым модальное содержание текста «светится» то одними, то другими своими гранями в процессе движения текста в акте коммуникации. В результате «вхождения» в цикловую среду текст не только сам преобразуется в составе целого, но и становится активным участником формирования этого целого, воздействуя на модальное содержание других текстов, составляющих цикл. Приобретая новые качества в своём модальном содержании, текст становится неотъемлемой частью в формировании ТМ целого цикла.

Реализованный в работе функционально-динамический подход к исследованию воплощения категории ТМ в художественном тексте, взятом в аспекте его первичности — вторичности, открывает следующие перспективы работы: можно предположить, что авторский сборник произведений также обладает общей модальностью. В этом случае возможно исследование преобразования семантики ТМ текста, входящего в авторский сборник произведений. Кроме этого, возможны наблюдения реализации семантики.

ТМ в других типах вторичных текстов, например, в пересказах, в переводах на другие языки. Данные перспективы помогут осветить иные аспекты жизнедеятельности текстов произведений В. М. Шукшина, а также, полагаем, и других авторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.М. Из детских лет Ивана Попова / В. М. Шукшин // Далёкие зимние вечера. Рассказы. — Барнаул: Алт. книж. изд-во, 1978. — С. 24 — 49.
  2. , В.М. Из детских лет Ивана Попова / В. М. Шукшин // Рассказы 1960-х гг. / Собр. соч. в 6 томах. Том 2 / Комм. Л Аннинского, Л. Федосеевой-Шукшиной. -М.: Мол. гвардия, 1992. — С. 362 — 385.
  3. , Н.Б. Вторичные тексты в коммуникативно-когнитивном аспекте: Автореф. дисс. канд. филол. наук/Н.Б. Агранович. -М., 2006. -23 с.
  4. , Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка / Г. Н. Акимова. -М.: Высшая школа, 1990. 168 с.
  5. , Р. Первый гимн Ригведы и мнимая многозначность поэтических текстов / Р. Амброзини // Вопросы языкознания. 1981. — № 1.-С. 90−97.
  6. , В. А. Проза В. Шукшина / В. А. Апухтина. М.: Высшая школа, 1986.-96 с.
  7. , И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста / И. В. Арнольд // Иностранный язык в школе. — 1978.-№ 4.-С. 23−31.
  8. , И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования) / И. В. Арнольд. Л.: Просвещение, 1981. — 295 с.
  9. , Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. -М.: Наука, 1998. 150 с.
  10. , Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. ун-та, 2000. — 534 с.
  11. , Л.Г. Опыт стилистического анализа фраз, передающих ситуацию эмоциональной деятельности: на материале рассказов
  12. A. Чехова, А. Платонова, В. Шукшина / Л. Г. Бабенко // Проблемы функционирования языка и специфики речевых разновидностей. Пермь: Изд. Перм. ун — та, 1985.-6. 149 — 154.
  13. Бабенко, Л. Г. Разновидности модально-эмотивных смыслов в творчестве
  14. , Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности / Е. А. Баженова. Пермь: Изд. Перм. ун-та, 2001. — 271с.
  15. , В.Г. Антропоцентризм языка и поэтика точки зрения / В. Г. Байков // Общая стилистика: теоретические и прикладные аспекты. -Калинин, 1990.-С. 3−23.
  16. , JI.K. Аксиологизм человеческих эмоций (смех плач) и его отражение в языке / JI.K. Байрамова, Г. А. Багаутдинова // Филологические науки. — 2006. — № 1. — С. 81 — 89.
  17. , A.A. Эволюция средств выражения ирреальной модальности в сложноподчинённых предложениях русского языка / A.A. Балута: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Москва, 2005. — 17 с.
  18. , А.Г. Интралингвистические основы функциональной типологии текстов / А. Г. Баранов // Проблемы функционирования языка и специфики речевых разновидностей. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1985. -С. 9−18.
  19. , А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста / А. Г. Баранов. Ростов-на Дону: Изд. Ростовского ун — та, 1993. — 182 с.
  20. , Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова / Л. Г. Барлас. -Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского ун-та, 1991.- 198 с.
  21. , Р. Драма, поэма, роман / Р. Барт // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Перевод и вст. ст. Г. К. Косикова.- М.: Прогресс, 2000. С. 312 — 327.
  22. , Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1994.-616 с.
  23. , Т.Г. Поэтика художественной модальности ранней новеллистики Артура Шницлера: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. / Т. Г. Барышева М., 2006. — 23 с.
  24. , М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М. М. Бахтин // Собрание сочинений. Т.1. — Философская эстетика 1920-х годов. — М.: Русские словари. Языки славянской культуры, 2003. — С. 69 — 275.
  25. , М.М. Проблема текста / М. М. Бахтин // Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. — С. 299−317.
  26. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986.-445 с.
  27. , A.A. Синонимия текстов-компактов как фактор адекватности понимания текста в условиях межкультурной коммуникации: Автореф. дисс. канд. филол.наук. / A.A. Белоногова- Ульяновск, 2003. 20 с.
  28. , Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. М.: Эдиториал УРСС, 2002.-447 с.
  29. , И.В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1977. — 450 с.
  30. , Д.И. Проблемы свёртывания научной информации / Д. И. Блюменау. JL: Наука, 1982. — 167 с.
  31. , Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н. С. Болотнова. -Томск: Изд-во ТГУ, 1992. 312 с.
  32. , Н.С. Филологический анализ текста. Ч. IV: Методы исследования: пособие для филологов / Н. С. Болотнова. Томск: Изд. ТГПУ, 2003.- 119 с.
  33. , В.Н. Виды модальных значений и их выражение в языке / В. Н. Бондаренко // Филологические науки. 1979 — № 2. — С. 51 — 61.
  34. , A.B. Грамматическая категория и контект / A.B. Бондарко. -Л.: Наука, 1971.-115 с.
  35. , A.B. Опыт лингвистической интерпретации соотношения системы и среды / A.B. Бондарко // Вопросы языкознания. 1985. — № 1. -С. 13−27.
  36. , A.B. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии / A.B. Бондарко. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 208 с.
  37. , О.С. Категории модальности, времени и пространства в жанре научной фантастики (на материале русско- и англоязычных текстов): Автореф. дисс. канд. филол. наук. / О.С. Бочкова- Саратов, 2006. 15 с.
  38. , Т.В. Я, ты и другие в русской грамматике / Т. В. Булыгина // Res philologica. Филологические исследования. Памяти акад. Г. В. Степанова. М., Л.: Наука, 1990. — С. 111 — 126.
  39. , Н.С. Теория текста: Учебное пособие / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2003.-280 с.
  40. , A.M. Образ автора в рассказах А.Чехова и В. Шукшина: (К проблеме преемственности) / A.M. Варинская, М. Н. Левкин // Вопр.лит.народов СССР. Киев- Одесса, 1989.-Вып.15.-С. 139- 148.
  41. Василевская, Л. И Типы речи и композиционно-речевые приёмы в рассказах В. М. Шукшина / Л. И. Василевская // Творчество В. М. Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык. (К 65-летию со дня рождения). Барн.: Изд-во Алт. ун-та, 1994. С. 79 — 98.
  42. Васильев, С. А Синтез смысла при создании и понимании текста / С. А. Васильев. Киев: Наукова думка. — 1988. — 240 с.
  43. , А.Н. Художественная речь. Курс лекций по стилистике для филологов / А. Н. Васильева. М.: Рус.яз., 1983. — 256 с.
  44. , М.В. Теория вторичных текстов: на материале современного английского языка: Автореф. дисс.. докт. филол. наук / М. В. Вербицкая. Москва, 2000. — 41 с.
  45. , В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В. В. Виноградов // Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. — С. 53 — 88.
  46. , B.B. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. -М.: Высшая школа, 1971. 240 с.
  47. , В.В. О языке художественной прозы / В. В. Виноградов М.: Наука, 1980.-360 с.
  48. , В.В. Язык и стиль русских писателей: от Карамзина до Гоголя. М.: Наука, 1990. — 388 с.
  49. , Г. О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика / Г. О. Винокур.-М.: Наука, 1990 (1991).-451 с.
  50. , Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. М.: КомКнига, 2005. — 176 с.
  51. , H.A. Авторская модальность в рассказе В.М. Шукшина «Мечты» / H.A. Волкова // Язык прозы В. М. Шукшина. Теория. Наблюдение. Лексикографическое описание Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2001 (а).-С. 79−86.
  52. , H.A. К проблеме деривационной текстологии / A.A. Чувакин, Ю. Ю. Бровкина, H.A. Волкова, Т. Н. Никонова // Человек коммуникация- текст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — Вып. 4. — С. 5 — 29.
  53. , H.A. Эвокационная структура репрезентации действительности в цикле В.М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова» / H.A. Волкова // Человек коммуникация — текст. — Барнаул: Изд. Алт. ун-та, 1999 (б). -Вып.З.-С. 147- 155.
  54. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981. 139 с.
  55. , В.А. Восприятие целостности объектов / В. А. Ганзен. JL: Изд. ЛГУ, 1973.- 153 с.
  56. , В.Н. Авторская оценка в рассказах В.М. Шукшина / В. Н. Гвоздей // Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. Томск, 1982.-С. 94−101.
  57. , Н.Д. К основаниям деривационной интерпретации вторичных текстов / Н. Д. Голев, Н. В. Сайкова // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистические и когнитивные аспекты. Барн.: Изд-во Алт. унта, 2001. -Вып 3. — С. 20−27.
  58. , И.Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. М.: Айрис-пресс, 2004.-448 с.
  59. , Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор персонаж в художественном тексте. / Е. А. Гончарова. — Томск: Изд-во ТГУ, 1984.- 150 с.
  60. , М.И. Лингвостилистический анализ художественного текста / М. И. Гореликова, Д. М. Магомедова. М.: Русский язык, 1989. — 124 с.
  61. , В.Ф. Характеры Шукшина / В. Ф. Горн. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1981.-247 с.
  62. , В.Ф. Василий Шукшин. Личность. Книги / В. Ф. Горн. Барнаул: Алт. книж. изд-во, 1990. — 287 с.
  63. , В. Ф. Прорваться в будущую Россию / В. Ф. Горн // Шукшин В. М. Я пришёл дать вам волю: Роман. Публицистика. Барнаул: Алт. книж. изд-во, 1991.-С. 479−510.
  64. , В.П. Из прошлого лингвистической поэтики и интерлингвистики / В. П. Григорьев. М.: Наука, 1993. — 172 с.
  65. , В.А. Языковой эгоцентризм в новых парадигмах знания. / В. А. Гуреев // Вопросы языкознаниая. 2004. — № 2. — С. 57 — 68.
  66. , М.Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы: Автореферат дисс.. докт. филол. наук / М. Н. Дарвин. Екатеринбург, 1996. — 41 с.
  67. , Т.И. О соотношении модальности и предикативности / Т. И. Дешериева // Вопросы языкознания. 1987. — № 1.- С. 34 — 45.
  68. , М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (На материале русской прозы 19−20 вв.) / М. Я. Дымарский. Санкт-Петербург: Изд.: СПб. ун-та, 1999. — 328 с.
  69. , Ж. Общая риторика /Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж. Клинкеньерг и др. М.: Прогресс, 1986. — 360 с.
  70. , О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века: Автореф дисс.. докт. филол. наук / О. Г. Егорова. Волгоград, 2004. — 40 с.
  71. , И.В. Характер взаимодействия категории информативности и категории модальности в тексте художественного произведения. Жанр рассказа: Автореферат .канд. филол. наук / И. В. Елистратова. Москва, 2001.-19 с.
  72. , И.И. Лирическое отступление как включённый текст: Автореферат дисс.. канд. филол. наук / И. В. Елистратова. -Екатеринбург, 1996. 19 с.
  73. , Ж. Фигуры: Работы по поэтике. Т. 2. / Ж. Женнет. — М.: Изд. им. Сабашниковых, 1998. — 470 с.
  74. , В.И. Поэтика рассказа (Языковые средства актуализации смысла) / В. И. Заика. Новгород: Изд. НГПИ, 1993. — 131 с.
  75. , A.A. Понимание текста: Психолингвистический подход /
  76. A.A. Залевская. Калинин: Изд. Калининского ун-та, 1988. — 96 с.
  77. , JI.H. Введение в структурную лингвистику / JI.H. Засорина. -М.: Высшая школа, 1974. 319 с.
  78. , О.Г. Проблема «несобранного стихотворного цикла» 40−60-х годов XIX века: Автореферат дис. канд.филол.наук/ О. Г. Золотарёва. -Томск, 1982.- 17с.
  79. , Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. М.: Эдиториал УРСС, 2004. — 544 с.
  80. , Г. А. О модальности предложения в русском языке / Г. А. Золотова // Филологические науки. 1962 — № 4. — С. 66 -78.
  81. , H.A. Субъективно-оценочная модальность в художественном тексте / H.A. Змиевская // Сб. науч. трудов. Лингвистические аспекты образности. -М., 1981.-Вып. 174.-С. 112- 127.
  82. , H.A. Сопряжённость текстовых категорий как принцип их функционирования / H.A. Змиевская // Сборник науч. трудов. Категории текста.-М, 1984.-Вып. 228.-С. 127- 136.
  83. Иванчикова, Е. А. Категория «образа автора» в научном творчестве
  84. , Е.А. Автор в повествовательной структуре исповеди и мемуаров (на материале произведений Достоевского) / Е. А. Иванчикова // Язык как творчество. М.: Наука, 1996. — С. 250 — 265.
  85. , C.B. Вторичный текст в концепциях текстуальности и интертекстуальности / C.B. Ионова // Филологические науки. 2006. -№ 4.-С. 87−95.
  86. , С.Г. О семантическом «радиусе действия» предложения в тексте / С. Г. Ильенко // Теория языка и методы его преподавания. К столетию со дня рождения Л. В. Щербы. Л.: Наука, 1981. — С. 129 — 135.
  87. , С.Г. Текстовая реализация и текстообразующая функция синтаксических единиц / С. Г. Ильенко // Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1988. — С. 7- 22.
  88. , О.В. Динамика художественных форм в творчестве В.М. Шукшина (от журнальной подборки к сборнику): Автореферат дисс.. канд. филол. наук / О. В. Илюшина. Барнаул, 2002. — 16 с.
  89. , М.С. Система и структура / М. С. Каган // Системные исследования: Методологические проблемы. М.: Наука, 1983. — С. 86 -106.
  90. , Л.А. Современные трактовки категории эмотивности / Л.А. Каллимулина// Филологические науки. 2006. — № 5. — С. 71 — 80.
  91. , В.Л. Лексические средства обозначения эмоций в художественном тексте (на материале рассказов В.М. Шукшина): Автореферат дисс. канд. филол. наук. Барнаул, 2000. — 22 с.
  92. , Ю.Н. Вторичные размышления об эксперименте в языкознании / Ю. Н. Караулов // Теория языка и методы его преподавания. К столетию со дня рождения Л. В. Щербы. Л.: Наука, 1981. — С. 135- 140.
  93. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.-261с.
  94. , Т.А. Концепт как способ смысловой организации художественного текста / Т. А. Карпинец. Кемерово: КРИПКиПРО, 2004.- 154 с.
  95. , В. Талантливая жизнь. В. Шукшин прозаик / В. Карпова. — М.: Сов. писатель, 1986. — 300 с.
  96. , И.Е. Сборник рассказов В.В. Набокова «Весна в Фиальте»: поэтика целого и интертекстуальные связи: Автореферат дисс.. канд. филол. наук / И. Е. Карпович. Барнаул, 2000. — 22 с.
  97. Ш. Катаев, Б.Б. К постановке проблемы образа автора / Б. Б. Катаев // Филологические науки. 1996. — N 1. — С. 29 — 40.
  98. , И.Ю. Синтаксическая композиция текстов-рассказов и киносценариев В.М. Шукшина: трансформационный аспект: Автореферат дис. канд. филол. наук / И. Ю. Качесова. Екатеринбург, 1998. — 20 с.
  99. , Е.В. Падеж и модальность / Е. В. Клобуков // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. Виноградовские чтения XII-XIII М.: Наука, 1984. — С. 43 — 65.
  100. , H.A. О языке В.М. Шукшина / H.A. Кожевникова, H.A. Николина // Язык и стиль прозы В. М. Шукшина: Межв.сб. статей -Барнаул: Изд. Алт ун-та, 1991. С. 4 — 13.
  101. , H.A. Язык и стиль цикла В.М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова» / H.A. Кожевникова, H.A. Николина // В. М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул: Изд. Алт. ун-та, 1992. — Вып. 2. — С. 143 -145.
  102. , М.Н. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии / М. Н. Кожина // Проблемы структурной лингвистики. 1984.-М.: Наука, 1988.-С. 167- 183.
  103. , М.Н. О языковой и речевой экспрессии и её экстралингвистическом обосновании / М. Н. Кожина // Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 1987. — С. 13−16.
  104. , С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина / С. М. Козлова. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1992. 184 с.
  105. , С.М. Самолёт // Творчество В. М. Шукшина: Энциклопедический словарь-справочник. Т. 2: Эстетика и поэтика прозы
  106. B.М. Шукшина. Мотивы и символы творчества Шукшина. Диалог культур. / Науч. ред. A.A. Чувакин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006.1. C. 126- 128.
  107. , С.М. Циклизация. Цикл рассказов / С. М. Козлова // Творчество В. М. Шукшина в современном мире. Эстетика. Диалог культур. Поэтика. Интерпретация. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. — С. 223 — 224.
  108. , Г. В. К вопросу о содержании языковой категории модальности / Г. В. Колшанский // Вопросы языкознанания. 1961.- № 1. -С. 94−98.
  109. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Н. С. Болотнова и др. / Под ред. Н. С. Болотновой. Томск: ТГПУ, 2001. — 331 с.
  110. , Г. А. Понятие нейтрализации в теории риторических приёмов / Г. А. Копнина// Филологические науки.-2007. -№ 1. С. 70−75.
  111. , Г. В. «Образ автора» в творчестве К.Г. Паустовского (лингво-стилистический аспект): Дис.. канд. филол. наук / Г. В. Кручевская. Томск, 1990.-241 с.
  112. , Г. В. Речевая партия повествователя как элемент диалога «автор читатель» в собственно рассказах В.М. Шукшина: Диссертация. канд. филол. наук / Г. В. Кукуева. — Барнаул, 2001. — 240 с.
  113. , Г. В. Типологическое описание рассказов В.М. Шукшина: общие предпосылки исследования / Г. В. Кукуева // Человек коммуникация -текст: сборник статей. — Барнаул: Изд. Алт. ун-та. — 2006 (а). — Вып. 7-С. 6−13.
  114. Ш. Куляпин, А. И. Проблемы творческой эволюции В. М. Шукшина: Монография / А. И. Куляпин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — 200 с.
  115. , В.А. Интерпретация текста / В. А. Кухаренко. М.: Просвещение, 1988, — 192 с.
  116. , H.A. Модель целостного лингвистического анализа художественного текста / H.A. Купина // Структура и семантика текста. -Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1998. С. 5 — 13.
  117. , H.A. Принципы и этапы лингвосмыслового анализа художественного текста: Автореферат дис.. докт. филол. наук / H.A. Купина М., 1985. — 30 с.
  118. , H.A. Сверхтекст и его разновидности / H.A. Купина, Г. В. Битенская // Человек. Текст. Культура. Екатеринбург: Изд. Уральского гос. пед. ун-та, 1994. — С. 214 — 233.
  119. , Т.Г. «Я"-повествователь как «ненадёжный читатель» автобиографического претекста в русской прозе конца XX начала XXI вв. / Т. Г. Кучина // Филологические науки. — 2007. -№ 2. — С. 14−21.
  120. , Э.А. Газета как текст: Автореферат дис.. докт. филол. наук / Э. А. Лазарева. Екатеринбург, 1994. — 32 с.
  121. , С.Д. Модально-референциальные аспекты модернистского текста: (на материале произведений М. А. Булгакова и В.В. Набокова): Автореф. дисс.. канд. филол. наук / С. Д. Левина. Санкт-Петербург, 2001.-28 с.
  122. , A.A. Понятие текста в современной лингвистике и психолингвистике / A.A. Леонтьев // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности её восприятия. Киев, 1979.-С. 45−52.
  123. , A.A. Актуальное членение и способы его выражения в русском языке / A.A. Леонтьев // Теория языка. Методы его исследования и преподавания.-Л.: Изд. ЛГУ, 1981.-С. 167- 172.
  124. , Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Исскуство, 1970.-384 с.
  125. , Ю.М. Текст в тексте / Ю. М. Лотман // Текст в тексте: Труды по знаковым системам. Тарту, 1981.-Вып 14.-С. 3−18.
  126. , Ю.М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. Санкт-Петербург: Ис-во Санкт-Петербурга, 1998. — 704 с.
  127. , В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учебник для филол. / В. А. Лукин М.: «Ось-89», 1999.- 192 с.
  128. , М.В. Из истории выражения модальности в русском языке (на материале сочинений Курбского): Автореферат дисс.. канд. филол. наук / М. В. Ляпон. Москва, 1971. — 23 с.
  129. , М.В. Модальность / М. В. Ляпон // Русский язык: Энциклопедия.- М.: Большая Росийская энциклопедия, 2003. С. 239 — 240.
  130. , Л.М. Речевая интенция и типология вторичных текстов / Л. М. Майданова // Человек. Текст. Культура. Екатеринбург: Изд. Уральского гос. пед. ун-та, 1994. — С. 81- 104.
  131. , Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк / Т. В. Матвеева. Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1990. — 168 с.
  132. , И.А. Русский язык в модели «Смысл текст» / И. А. Мельчук. -Москва — Вена: «Языки русской культуры», «Венский лингвистический альманах», 1995.- 687 с.
  133. , В.Н. К вопросу о модальности текста / В. Н. Мещеряков // Филологические науки. 2001. — № 4. — С. 99 — 105.
  134. , Т.Е. Можно ли говорить о мемуарном жанре? / Т. Е. Милевская // Русский язык: история, судьбы и современность. Международный конгресс русистов-исследователей. Труды и материалы. М.: Изд-во МГУ, 2001. — С. 262 — 263.
  135. , H.H. Теория художественного текста: Учебное пособие для студентов филологич. факультетов выс. уч. заведений / H.H. Михайлов. -М.: «Академия», 2006. 224 с.
  136. , Г. Г. Структурная организация и самоорганизация текста: Монография/ Г. Г. Москальчук. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. — 240с.
  137. , JI.H. О деривационных механизмах текстообразования / JI.H. Мурзин // Теоретические аспекты деривации. Пермь: Изд-во Перм. унта, 1982.-С. 20−29.
  138. , JI.H. Текст и его восприятие / JI.H. Мурзин, A.C. Штерн. -Свердловск: Изд. Урал, ун-та, 1991. 171с.
  139. , А. Теория функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам / А. Мустайоки. Москва.: Языки слав, культуры. — 2006. — 516 с.
  140. , H.JI. Динамико-системное исследование смысла текста / H.JI. Мышкина. -Красноярск: Изд. Красноярского ун-та, 1991. -214 с.
  141. , H.A. Семантика высказывания с модальным значением недостоверности в прозе Шукшина / H.A. Нагорный // Творчество В. М. Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык. Барнаул: Изд. Алт. ун-та, 1994 — С. 174−184.
  142. , Г. П. Семантико-синтаксические средства выражения модальности в русском языке / Г. П. Немец. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского ун-та, 1989.- 144 с.
  143. , Т.М. Теория текста / Т. М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 508.
  144. , H.A. Типы межжанрового взаимодействия // Русский язык сегодня / H.A. Николина. М., 2000. — С. 540 — 550.
  145. , Т.Н. Рассказ-анекдот В.М. Шукшина как вторичный речевой жанр (эвокационный аспект): Монография / Т. Н. Никонова. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. — 124 с.
  146. , А.И. Семантика текста и её формализация / А. И. Новиков. М.: Наука, 1983.-216 с.
  147. , Л.А. Взаимодействие грамматических категорий в художественном тексте (на материале немецкого языка): Автореф. дисс.. докт. филол. наук. Москва, 1997. — 47 с.
  148. , О.С. Народность прозы В.М. Шукшина / О. С. Овчинникова. Бийск: Изд. БГГ7И, 1992. — 114 с.
  149. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов и др. / под общ. ред. Л. И. Скворцова. М.: «Оникс 21 век»: «Мир и образование», 2003. -896 с.
  150. , Г. В. Средства формирования иронической модальности в современном публицистическом дискурсе: (жанр обозрения): Автореф. дисс. канд. филол. наук / Г. В. Орлова. Санкт- Петербург, 2005. — 24 с.
  151. , H.A. Речевой жанр «мемуары» и его реализация в текстах носителей разных типов речевой культуры: Автореф. дисс. канд. филол. наук / H.A. Орлова. Омск, 2004. — 24 с.
  152. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова. М.: Русский язык, 1988.-704 с.
  153. , Е.А. Выражение модальных значений возможности и необходимости в русской детской речи: Автореф. дисс.. канд. филол. наук / Е. А. Офицерова. Санкт-Петербург, 2005. — 19 с.
  154. , Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка / Р. И. Павилёнис. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
  155. , Е.В. Говорящий: субъект речи и субъект сознания / Е. В. Падучева // Логический анализ языка. Культурные концепты. М. Изд. МГУ, 1991.
  156. , Е.В. О модернистской технике в нарративе с лингвистической точки зрения / Е. В. Падучева // Структура и семантика художественного текста. Доклады VII междунар. конф. М.: «СпортАкадемПресс», 1999. -С. 279 — 296.
  157. , Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке- Семантика нарратива) / Е. В. Падучева М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 464 с.
  158. Н.В. От единиц текста к единицам композиции / Н. В. Панченко // Филология и человек. Научный журнал. 2007. — № 1. — С. 45 -56.
  159. , Н.В. Проблема рамок текста как композиционная проблема / Н. В. Панченко // Человек коммуникация — текст: сборник статей. -Барнаул: Изд. Алт. ун-та, 2002. — Вып. 5. — С. 86 — 94.
  160. , Н.В. Телеологическое направление изучения композиции текста / Н. В. Панченко // Человек коммуникация — текст: сборник статей. — Барнаул: Изд. АГУ. — 2006 (б). — Вып. 7 — С. 13 — 29.
  161. Е.И. Композиционно-речевая организация рассказов В.М. Шукшина: Дис.. канд. филол. наук / Е. И. Папава. М., 1983. — 183 с.
  162. , А.Д. О грамматическом выражении модальности в современном русском языке / А. Д. Парамонов // Вестник Омского университета. 1998. -Вып 2. -С. 16- 79.
  163. , Л.Г. Языковые средства выражения модальности в разносистемных языках (на материале русского, английского и адыгейского языков): Автореф.. канд. филол. наук / Л. Г. Паранук. -Тверь, 2005.- 19 с.
  164. , С.Н. Функционирование эвокационных приёмов в рассказах-сценках В.М. Шукшина / С. Н. Пешкова // Провинциальная экзистенция. К 70-летию со дня рождения В. М. Шукшина: Тез. докл. V всерос. науч. конф. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. — С. 11−13.
  165. , В.А. Психопоэтика / В. А. Пищальникова. Барнаул: Изд. Алт. ун-та, 1999. — 176с.
  166. , Н.В. Прагматические функции авторских рассуждений в художественном тексте / Н. В. Подкидышева // Проблемылингвистического анализа текста. Коммуникативно-прагматический аспект. Иркутск, 1990. — С. 40 — 48.
  167. , A.A. Теоретическая поэтика / A.A. Потебня. М.: Высшая школа, 1990.-344 с.
  168. , В.К. Рассказ и автор (принципы раскрытия авторской позиции в современном советском рассказе) / В. К. Пудожгорский. -Вологда: Изд-во Вологод. пед. ин-та, 1985. 52 с.
  169. , О.В. Модальность странного: взгляд сквозь призму авторского сознания A.C. Пушкина: Автореф. дисс.. канд. филол. наук / О. В. Пушкарёва. Екатеринбург, 1998. — 15 с.
  170. , A.A. Лингвистика и поэтика / A.A. Реформатский. М.: Наука, 1987.-263 с.
  171. , В.М. Понятие «цикл» и типы циклов в культуре / В. М. Розин // Циклические ритмы и в истории, культуре, искусстве. М.: Наука, 2004. -С. 74−87.
  172. , В.П. Морфология реальности: Исследование по «философии текста» / В. П. Руднев. -М.: «Аграф», 1996.
  173. , В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века / В. П. Руднев. М.: «Аграф», 2001. — 608 с.
  174. Русская грамматика / Н. Ю. Шведова и др. М.: Наука, 1980. — Т 2. -709 с.
  175. , В. Познание и утверждение / В. Саватеев. М.: Наука, 1980. -230 с.
  176. , В.Н. Система / В. Н. Садовский // Новая философская энциклопедия. Т.З. — М.: Мысль, 2001. — С. 552 — 554.
  177. , H.B. Взаимодействие слова и текста в деривационном аспекте: на материале вторичных текстов разных типов: Автореф. дисс.. канд. филол. наук / Н. В. Сайкова. Барнаул, 2002 — 15 с.
  178. , О.С. Абзацирование вторичного текста как проблема общей теории текста: Эвокационное исследование: Автореф. дисс.. канд. филол. наук / О. С. Саланина. Горно-Алтайск, 2005. — 15 с.
  179. , JI.B. Актуальное членение и компрессия текста (к использованию методов информатики в психолингвистике) / JI.B. Сахарный // Теоретические аспекты деривации. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1982.-С. 29−38.
  180. , В.И. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений / В. И. Свидерский, P.A. Зобов. Ленинград: ЛГУ, 1970. -150 с.
  181. , H.A. Модальность фразеологических единиц в языке и тексте / H.A. Семёнова // Структура и семантика художественного текста. Доклады VII междунар. конф. -М.: «СпортАкадемПресс», 1999. С. 341 -350.
  182. , Л.В. Портретная характеристика как средство выражения авторской модальности (на материале произведений В.М. Шукшина) / Л. В. Серикова // Текст: Варианты интерпретации. Бийск: НИЦ БГПУ, 2001.-С. 260−264.
  183. , М.В. Поэтические циклы М. Цветаевой (художественный смысл и поэтика): Автореферат дис.. канд. филол. наук / М. В. Серова. — Иваново, 1994−20 с.
  184. , Е.В. Основы современной концепции текста : Автореф дисс.. д-ра филол. наук / Е. В. Сидоров. М., 1987.
  185. , Е.Г. Виды текстовой модальности / Е. Г. Соболева // Актуальные проблемы русистики. Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 1997.-С. 165 — 175.
  186. , Ю.Н. Теория цикла / Ю. Н. Соколов // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь: Изд. Ставроп. ун-та, 1993. — С. 5 — 18.
  187. , Г. Я. К проблеме модальности текста / Г. Я. Солганик // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Виногр. чтения XII -XIII. М.: Наука, 1984.-С. 173 186.
  188. , Г. Я. О текстовой модальности как семантической основе художественного текста / Г. Я. Солганик // Структура и семантика художественного текста. М.: «СпротАкадемПресс», 1999. — С. 364 — 372.
  189. , Г. Я. Синтаксическая стилистика / Г. Я. Солганик. М.: Высшая школа, 1991. — 182 с.
  190. , B.C. Актуализация как средство смыслообразования в художественном тексте: Автореф. дисс. канд. филол. наук / B.C. Соловьёва. Тверь, 2005. — 19 с.
  191. , Н.В. Целостность текста в аспекте согласования его формальной и смысловой структур: На материале исходных и вторичных текстов: Автореф. дисс.. канд. филол. наук / Н. В. Солодянкина. -Кемерово, 2004. 23 с.
  192. , A.B. Метаморфозы романной формы (К вопросу о так называемом «кризисе» романа) / A.B. Ставицкий // Филологические науки. 2006. — № 4. — С. 3 — 12.
  193. , Т.И. Модальность писем Пушкина / Т. И. Стексова // Человек -коммуникация текст: сборник статей. — Барнаул: Изд. Алт. ун-та — 2000. — Вып. 4.-С. 145- 153.
  194. , Ю.С. Имена, предикаты, предложения. Семиологическая грамматика / Ю. С. Степанов. -М.: Прогресс, 1981.-340 с.
  195. , Ю.С. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю. С. Степанов М.: Наука, 1985.-336 с.
  196. , Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 312 с.
  197. , Лю. Жанр рассказа в творчестве В.М. Шукшина: Автореферат дис. канд. филол. наук / Лю Сючжи. М., 1996. — 20с.
  198. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996.-Т4.-752 с.
  199. , И.Г. Текст как система / И. Г. Торсуева // Структурно-семантические единицы текста (на сопоставительной основе русского и французского языков). М.: Изд. МГУ, 1986. — С. 7 — 23.
  200. , Е.М. Модальность зачина как один из этапов формирования модальности короткого рассказа / Е. М. Третьюхина // Сборник научных трудов. Вып. 228. Категории текста. М., 1984. — С. 243 — 253.
  201. , Т.А. Языковые механизмы эмоциональной и оценочной интерпретации действительности / Т. А. Трипольская //Проблемы интерпретационной лингвистики. Новосибирск: НГПУ, 2000. — С. 14 -27.
  202. , З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика) / З. Я. Тураева. М.: Просвещение, 1986. — 126 с.
  203. , Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б. А. Успенский. М.: Искусство, 1970.-225 с.
  204. , Б.А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. Санкт-Петербург: Азбука, 2000. — 352 с.
  205. , A.B. Имплицитная модальность высказывания в коммуникативно-прагматическом аспекте: Автореферат дис.. канд.филол. наук / A.B. Фатеева. Белгород, 2005. — 22 с.
  206. , И.В. Введение в практическую поэтику: Учебное пособие / И. В. Фоменко. Тверь: Лилия Принт, 2003. — 180 с.
  207. , В.В. Категория субъективности и её выражение в языке / В. В. Химик. Л.: Изд. ЛГУ, 1990. — 184 с.
  208. , И.Я. Замысел произведение (текст) — «вторичное произведение» (интерпретация) / И. Я. Чернухина // Структура и семантика текста. — Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1998. — С. 13 -20.
  209. , A.A. Деривационные отношения как тип межтекстовых отношений (к предмету текстодериватологии) / A.A. Чувакин // Актуальные проблемы дериватологии, мотивологии, лексикографии. -Томск: ТГУ, 1998. С. 23 — 24.
  210. , A.A. Заметки об объекте современной филологии / A.A. Чувакин // Человек коммуникация — текст. — Барнаул: Изд. Алт. ун-та, 1999. -Вып 3. — С. 3 — 11.
  211. , A.A. Об условиях функционирования текста / A.A. Чувакин // Человек коммуникация — текст: сборник статей. — Барнаул: Изд. Алт. ун-та. — 2002. — Вып. 5 — С. 6 -14.
  212. , A.A. Смешанная коммуникация в художественном тексте: Основы эвокационного исследования / A.A. Чувакин. Барнаул: Изд. Алт. ун-та, 1995. — 126 с.
  213. , A.A. Текст как объект и предмет лингвистики / A.A. Чувакин // Основы теории текста: Учебное пособие. Барнаул: Изд Алт. ун-та, 2003. -С. 7−37.
  214. , Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2003. — 377 с.
  215. , Э.А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра / Э. А. Шубин. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974. — 184 с.
  216. , В.М. Перед многомиллионной аудиторией / В. М. Шукшин // Вопросы самому себе.-М.: Мол.гв., 1981 (а).-С. 168- 182.
  217. , В.М. Воздействие правдой / В. М. Шукшин // Вопросы самому себе.-М.: Мол.гв., 1981 (б).-С. 182- 196.
  218. , В.М. Как я понимаю рассказ // В. Шукшин. Я пришёл дать вам волю. Роман. Публицистика. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1991. — С. 365 -368.
  219. , Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании / Л. В. Щерба. //Языковая система и речевая деятельность-Л.: Наука, 1974.-С. 24−39.
  220. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» // Имя розы. М.: Книжная палата, 1989.- С. 427−457.
  221. , Н.В. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (на материале «Театрального романа» М.А. Булгакова): Автореферат дис. .канд. филол. наук / Н. В. Якимец. Нижний Новгород, 1999.-23 с.
Заполнить форму текущей работой